Биографии Характеристики Анализ

Отношение автора к жилину и дине. Сочинение на тему «дружба жилина и дины» кавказский пленник



  1. дикого зверя. Даже ее отцу стало смешно, когда Жилин подал ей кувшин, а она отпрыгнула от него, как дикая коза. Когда Жилин немного обжился в татарском ауле, он начал мастерить разные
    поделки. Сначала он слепил куклу, одел ее в










    думаю, что игрушки, сделанные Жилиным, были первыми в жизни девочкиСобытия, происходящие в рассказе Льва Толстого Кавказский пленник, относятся к периоду Кавказской войны во времена правления НиколаяI. Главные герои произведения русские офицеры, попавшие в плен к татарам, и маленькая девчушка из татарского аула. Несмотря на то, что Жилин и Дина принадлежат разным народам и относятся к разным возрастным категориям, они быстро находят общий язык. Впервые Дина, дочь аульского татарина, увидела Жилина, когда он после бессонной ночи в плену попросил воды.

    Дину можно назвать единственным преданным другом Жилина в рассказе, так как наКостылина он положиться не мог. Мало того, что тот подставил его во время нападения татар, так он еще и сорвал план побега, который Жилин тщательно обдумывал на протяжении месяца. Во второй раз Жилину помогла именно Дина. Зная, что ее могут за это наказать, она все-таки принесла Жилину длинную палку, чтобы он выбрался из ямы и бежал. На прощание она принесла ему лепешек и расплакалась. Вскоре Жилин уже был на стороне русских, а Костылин еще месяц просидел в плену, дожидаясь выкупа.

  2. Жилин впервые увидел Дину, когда она принесла ему воды. Автор так
    описывает девочку. Ей было тринадцать лет, она была похожа на своего
    отца. Одета она была в синюю длинную рубаху. У Дины длинные волосы.
    Сначала она испугалась Жилина, она смотрела на Жилина, как на какого-то
    дикого зверя. Даже ее отцу стало смешно, когда Жилин подал ей кувшин, а она отпрыгнула от него, как дикая коза. Когда Жилин немного обжился в татарском ауле, он начал мастерить разные поделки. Сначала он слепил куклу, одел ее в
    татарские одежды и поставил на крышу. Дина увидела это и позвала других
    татарских девочек. Потом она увидела, что Жилин ушел в сарай, и
    схватила куклу. У Дины это была ее первая кукла. Но ее разбила злая
    старуха. Жилин понял, что девочка огорчилась, и сделал куклу еще лучше.
    Так началась их дружба. Дина тайком от всех носила Жилину еду. Она
    знала, что пленников плохо кормят. Сначала это было козье молоко, потом
    сырные лепешки, а однажды кусок баранины. Дина, как и Жилин, любила
    помогать другим людям. Если бы не Дина, Жилин никогда не смог бы сбежать
    второй раз. Их с Костылиным посадили в глубокую яму, из которой
    пленникам не выбраться. Жилин чувствовал, что Дина его не бросит. Он
    наделал девочке из глины разных фигурок лошадей, собак. Дина пришла на другой день к яме и сказала Жилину, что их хотят убить. Жилин попросил Дину помочь, но
    она отказалась. Жилин подумал, что девочка испугалась. Однако ночью в
    яму упала длинная палка. По ней и выбрался Жилин. Дина помогала русскому
    офицеру сбить замок с кандалов. Когда у нее это не получилось, она
    заплакала от горя. Девочка знала, что она больше никогда не увидит
    Жилина, если даст ему убежать. Но она пожертвовала собой, своими
    чувствами. Дина не только помогла ему бежать, но и приготовила немного
    еды. Я думаю, что отношения Дины и Жилина можно назвать настоящей
    дружбой. Тринадцатилетняя девочка сделала то, на что не могли решиться
    взрослые люди. Она спасла Жилина от смерти. А тот подарил ей детство. Я
    думаю, что игрушки, сделанные Жилиным, были первыми в жизни девочки.
  3. События, происходящие в рассказеЛьва ТолстогоКавказский пленник, относятся к периоду Кавказской войны во времена правления НиколаяI. Главные герои произведения русские офицеры, попавшие в плен к татарам, и маленькая девчушка из татарского аула. Несмотря на то, чтоЖилиниДинапринадлежат разным народам и относятся к разным возрастным категориям, они быстро находят общий язык. Впервые Дина, дочь аульского татарина, увидела Жилина, когда он после бессонной ночи в плену попросил воды.

    Жилина поразило то, что такая маленькая и хрупкая девчушка несет на голове кувшин, полный воды. В свою очередь, Дина была поражена тем, как жадно этот пленный пил воду. Она смотрела на него вначале, словно на дикого зверя. Когда он ей вернул кувшин, она резко отпрыгнула. Со временем Жилин привык к местной атмосфере. В свободное время он мастерил глиняных кукол. Одну из таких кукол взяла себе Дина. Она тут же нарядила ее в красные лоскуты и нянчила, словно ребенка. Когда старая татарка сломала эту куклу, Жилин смастерил для нее новую. В благодарность она стала носить ему молоко, лепешки и мясо. Так началась их крепкая дружба.

    Дину можно назвать единственным преданным другом Жилина в рассказе, так как наКостылинаон положиться не мог. Мало того, что тот подставил его во время нападения татар, так он еще и сорвал план побега, который Жилин тщательно обдумывал на протяжении месяца. Во второй раз Жилину помогла именно Дина. Зная, что ее могут за это наказать, она все-таки принесла Жилину длинную палку, чтобы он выбрался из ямы и бежал. На прощание она принесла ему лепешек и расплакалась. Вскоре Жилин уже был на стороне русских, а Костылин еще месяц просидел в плену, дожидаясь выкупа.

    Дружба Дины и Жилина это одна из главных сюжетных линий рассказа Л. Н. Толстого Кавказский пленник. Таким образом, автор хотел подчеркнуть значимость смелости и преданности в характере человека. Возраст не имеет никакого значения. Такие качества, как отвага, отзывчивость, преданность заложены в человеке с самого детства, также как и малодушие, трусость и слабость духа. Как оказалось, тринадцатилетняя девочка способна быть более преданным другом, нежели взрослый офицер.

Дина в рассказе "Кавказский пленник" является одной из важных второстепенных героинь.

Девочка Дина помогает сбежать из плена.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Дины в рассказе "Кавказский пленник", описание внешности и характера героини в цитатах.

Образ и характеристика Дины в рассказе "Кавказский пленник" Толстого

Девочка Дина - это дочь "черного" татарина. Этот татарин держит у себя в плену офицера (главного героя):

"...Черный понял, засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого то: «Дина!».."
Возраст Дины - около 13 лет:
"...лет тринадцати..."
О внешности Дины известно следующее:
"...Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже – глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный..."
"...Глазенки так и блестят, как звездочки..."
"...над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся..."
"...Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики, ничего силы нет..."
"...побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте, слышно – монисты в косе по спине побрякивают..."
Пленный офицер Жилин мастерит кукол для Дины. Дина с удовольствием играет с этими куклами. Так Дина и Жилин становятся друзьями:
"...Что давно не бывала? А я тебе игрушек наделал. На вот!.."
"...Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подает им <...> Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала. Наутро смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А куклу уж лоскутками красными убрала и качает, как ребенка, сама по своему прибаюкивает..."

Дина чувствует жалость к пленному Жилину. Она носит ему еду в тайне от всех:

"...И с тех пор стала она ему каждый день, крадучи, молока носить <...> лепешки ему тайком принашивала. А то раз резал хозяин барана, – так она ему кусок баранины принесла в рукаве. Бросит и убежит..."
"...Вдруг прямо ему на коленки лепешка упала, другая, и черешни посыпались. Поглядел кверху, а там Дина..."
"...Вынула из рукава две сырные лепешки, бросила ему..."
Однажды Дина узнает, что Жилина хотят убить. Она предупреждает Жилина об этом:
"...Иван, тебя убить хотят <...> Отец, ему старики велят, а мне тебя жалко..."
Жилин просит Дину помочь ему выбраться из ямы. Он просит ее принести палку:
"...А коли тебе меня жалко, так ты мне палку длинную принеси <...> Дина, пожалуйста! Динушка, принеси!.."
Дина помогает Жилину сбежать из плена, когда дома почти никого нет:
"...Уехали все, только двое дома..."
"...глянул кверху – шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил; шест здоровый..."
Дина помогает Жилину отцепить камень, прикрепленный к его ноге. У Дины не получается помочь и она плачет из-за этого:
"... Бросила камень, заплакала..."
Дина - добрая, умная и смелая девочка. Она помогает Жилину несмотря на то, что отец может ее наказать за это:
"...Стал уже Жилин дремать, думает: «Побоится девка».."
"...Спасибо, – говорит, – умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? – И погладил ее по голове..."
Жилин очень благодарен Дине за ее помощь. На прощание он говорит Дине, что будет помнить ее всю жизнь:
"...Прощай, – говорит, – Динушка. Век тебя помнить буду..."
Расставаясь с Жилиным, Дина плачет. Вероятно, ей жалко терять такого доброго друга. Кроме того, она, вероятно, боится, что Жилина поймают и накажут за побег:

Рассказ Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" небольшой по объему. Сюжет в нем тоже несложный. Героев немного. Но короткий промежуток жизни этих героев, их взаимоотношения, описанные в рассказе могут многому научить. Здесь и судьбы двух разных людей ‒ офицеров Жилина и Костылина. Здесь и трогательная дружба русского офицера Жилина и кавказской девочки Дины. Эта история подкупает своей искренностью и добротой. И все это на фоне кровопролитной войны на Кавказе и жестокости горцев к пленникам.

Первая встреча Жилина и юной татарки не была приятной. Его только привезли в аул, заковали в колодки. Он провел тяжелую, бессонную ночь. Попросив пить, герой получает воду из рук юной хозяйской дочери. Абдул-Мурат велит Дине принести пленнику кувшин с водой. Дина ‒ тоненькая, хрупкая, худенькая девочка. Ей около тринадцати лет. У нее красивое лицо и одета она красиво. Девочка еще не носит платок. А на шее у нее монисто из русских монет и лента в волосах с серебряным рублем. Девчонка активная, проворная и заботливая. Она из своих рук напоила пленника, хотя очень боялась его.

Дина никогда не видела прежде людей другой национальности. Когда Жилин подал ей обратно кувшин, она от него отпрыгнула "как горная козочка". Иван постепенно завоевывает доверие и дружбу татарской девочки. У народов Кавказа девочкам приходится взрослеть рано. Через год или два Дину уже выдадут замуж. Отец найдет ей жениха, и придется навсегда расстаться с детством. Уже сейчас ее к этому готовят. Она не сидит без дела, занимается хозяйством. Жилин ненадолго дарит девочке настоящее детство, смастерив ей куклу из глины. Иван делает куклу, похожую на татарку, лепит ей татарский наряд. Дина в восторге, но не торопится брать ее в руки. Она зовет других девушек посмотреть. А когда все расходятся робко и резко забирает игрушку. Она убирает ее яркими лоскутками, делая красивый наряд. Но старуха, увидев это, куклу разбивает. Ведь девушке надо готовиться к замужеству, да и материнство не за горами. А не в куклы играть. Тем более нельзя ничего юной татарке брать из рук пленного русского офицера. Дина проникается глубокой симпатией к Ивану.

Она тайком носит ему пищу повкуснее ‒ молоко да сырные лепешки вместо сырого пресного теста. А он в благодарность мастерит ей разные игрушки. Только после его побега, когда условия ужесточились, она эти игрушки больше не берет. Ей хочется взять и Жилина жалко, но нельзя. Иван просит ее помочь ему с побегом. Она долго не решается, боится, ждет удобного момента. Все-таки она спускает ему шест и пытается помочь сбить колодку.

Дина отпускает Жилина, рискуя собственной безопасностью. Ведь она могла навлечь на себя суровый гнев отца и старейшин. А для юной мусульманки ‒ это жестокая смерть. Но Дина смелая девочка. Ей жалко расставаться с Жилиным, она привязалась к нему и даже полюбила по-своему. Я думаю, Дина совершила очень смелый поступок. Не каждый взрослый человек решиться на подобное. Многие люди предпочитают поступиться своей совестью, оставить человека в беде, чем самим пойти на риск.

Тема. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Дружба Жилина и Дины.

Цель учить составлять схемы на примере составления схемы при анализе взаимоотношений героев; создавать условия для развития навыков работы с текстом (цитирование, чтение глав с целью изучения взаимоотношений героев); способствовать развитию культуры речи; воспитывать чувство сострадания к ближнему на основе размышлений над произведением.

Тип урока: урок-практикум (практикум-исследование).

Оборудование: на каждой парте лежит лист формата А4 с шаблоном схемы, которую ученики заполняют к концу урока.

Эпиграфы:

Сам пропадай, а товарища выручай. (Посл.)

Друг познается в беде. (Посл.)

Верный друг - крепкая защита. (Посл.)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Организационно-мотивационный этап

III. Проверка домашнего задания

1. Групповая работа: чтение были по ролям.

2. Фронтальный опрос по вопросам учебника.

IV. Беседа с классом

Ребята, что для вас означает слово «дружба»? (Помогать друг другу, поддерживать в трудную минуту и т. д.)

Обратите внимание па эпиграфы к уроку, которые записаны на доске. Как вы считаете, являются ли они актуальными для современного общества? (При необходимости учитель объясняет лексическое значение слова актуальный.)

После рассуждений учащихся учитель делает вывод.

Для каждого из нас дружба очень важна. Если у человека есть настоящий друг это можно сравнить с несметным богатством, так как кто как ни друг придет на помощь, внимательно выслушает о твоих проблемах и даст дельный совет. И от этого сразу на душе станет легче. Да и радость приятнее разделить с кем-то, чем -радоваться в одиночке  

V. Работа над содержанием произведения. Анализ взаимоотношений Жилина и Дины

1. Беседа с классом.

Как вы думаете, был ли Костылин другом Жилину? (Нет, у Жилина и Костылина были разные взгляды на жизнь, у них не было ничего общего.)

Кто же тогда был истинным другом Жилину? (Дина.) Почему? (Потому что она ему во всем, помогала.)

Верно, Дина стремилась помогать Жилину.

Дружба - Обратите внимание: у всех вас на партах есть схемы. Эта схема - символ восхождения наших героев на вершину дружбы. Заполните каждый шаг (пронумерованы) героя на вершину дружбы.

Шаг - это цитата из текста действий или мыслей героя, направленных на то, чтобы отношения переросли в дружбу.

2. Работа в парах: вариант 1 выписывает и анализирует поступки Дины; вариант 2 - поступки Жилина.

В итоге должна получиться примерно следующая схема:


Психологи утверждают, что одним из составляющих дружбы является наличие общего дела. Докажите это утверждение исходя из анализа вашей схемы. (Жилин хотел спастись, Дина помогала ему в этом. Сострадание к чужому человеку объединило людей.)

Сострадание, отзывчивость, милосердие Дины - вот двигающая сила дружбы героев. Жилин тоже жалел Дину. Он понимал, что у девушки нелегкая судьба, как и у всех девочек-татарок.

VI. Сообщение ученика о жизни девочек-татарок (опережающее домашнее задание)

В татарском ауле, когда девочке исполнялось 14 лет, ее выдавали замуж. Девочка должна была готовиться к будущей жизни, к тяжелой работе, к беспрекословному повиновению. Она обязана была во всем слушаться не только мужа, но и старших жен его гарема. Звание младшей невестки всегда пугало молодых девочек, так как младшая невестка обслуживала гостей и мужа: подносила блюда, уносила грязную посуду. Она не имела права сидеть за столом с гостями, и особенно со свекровью.

Да, судьба у Дины была нелегкая, но характер был просто золотой.

VII. Работа в тетрадях

Лев Николаевич Толстой очень тонко подбирал слова для описания внешности и характеров героев, что помогает мам предельно точно их воспринимать. Найдите в тексте сравнения и выпишите их в тетрадь:

«Как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся».

«Ручонки тонкие, как прутик».

«Как заплачет Дина, закрылась руками, побежали на гору, как козочка прыгает» и др.

VIII. Домашнее задание

1. Выписать в тетрадь эпитеты, используемые для описания героев.

2. Ответить на вопрос: Как выразительные средства помогают точно описать героев.

3. Вопросы 5. 6 на с. 169 учебника (рубрика «Обобщаем впечатления и наблюдения»).

IX. Выставление отметок

Отметки выставляются с учетом работы в тетради. Учащимся, которые по своим природным данным говорят мало, можно поставить отметку за схему и выписанные сравнения.

Конспект урока по литературе 5 класс.


Дата добавления: 2-11-2016 Просмотров: 1631

Уважаемые коллеги!!! Предлагаем Вам поделиться своими материалами и опытом в проведении школьных мероприятий и праздников. Вы можете разместить сценарии мероприятий, презентации, методические разработки. Мы уверены, что многим Вашим коллегам будет очень полезен.

Действия, которые описывает в своём рассказе писатель Лев Толстой «Кавказский пленник», разворачиваются в военное время на Кавказе. События в произведении повествуют о русских офицерах, которые оказались в плену у татар, и местной девочки из небольшого аула. Несмотря на, разницу в возрасте и национальность главные герои Жилин и Дина прекрасно общаются и ладят между собой. Первый раз девочка заметила пленника, когда он уставший и измученный от жажды пришёл просить испить водицы.

Офицера удивило, как ловко такая на вид худенькая девочка может нести на голове тяжёлый кувшин с водой. А Дине ещё никогда не приходилось наблюдать, чтобы люди так сильно хотели пить. Пленник показался ей странным и диковатым. И поэтому, когда он протянул ей кувшин обратно, девочка тут же отскочила. Постепенно Жилин стал привыкать к местным жителям и их культуре. Наш герой убивал время в плену тем, что занимался изготовлением игрушек из глины. Смастерив куклу, Жилин решил подарить её Дине. Но боясь спугнуть девочку и не зная, как к ней подступиться Жилин оставляет игрушку на крыше дома. Дождавшись когда, офицер уйдёт, Дина забирает куклу, которая становится для неё настоящей подружкой. Но злая старуха ломает любимицу Дины. Жилину становится жалко девочку и он лепит для неё ещё одну. В знак благодарности она стала приносить ему еду. С каждым днём дружба между девочкой и офицером становится всё крепче.

После неудачного побега, в результате которого Жилина бросили в яму, мысли о втором побеге не давали ему покоя. Положиться ему было не на кого. Друг, по несчастью, с которым он сидел в яме особого доверия у Жилина не вызывал. Надёжным и верным человечком для офицера стала Дина. Она понимала, что её могут жестоко наказать за помощь русскому офицеру. Но несмотря на это всё-таки бросила пленнику в яму оглоблю, чтобы он мог выбраться и бежать. Девочка сильно привязалась к русскому солдату и прощание с ним давалось ей тяжело. Перед расставанием Дина принесла ему вкусных татарских лепёшек и расплакалась.

Лев Толстой описал в своём рассказе настоящую дружбу между девочкой-подростком и пленным офицером. Автор показал нам, что для мужества, взаимопонимания и любви национальность не имеет значения. И наши герои это доказали.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .