Биографии Характеристики Анализ

Толкование ветхого завета. Исагогика

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ I. Сотворение мира и человека Вначале сотворил Бог небо и землю.“Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.И сказал Бог: да будет свет; и стал свет.И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.И назвал Бог свет

Из книги Как возникла Библия [с иллюстрациями] автора Автор неизвестен

Кто дал нам Ветхий Завет? В последней главе мы проследили историю Библии от древних времен до начала эпохи книгопечатания. Мы в общих чертах увидели, когда появились на свет отдельные книги Библии, на каком материале они писались - от глиняных табличек и папирусных

Из книги Из сказания об Иакове и Исаве автора Шифман Илья Шолеймович

Ветхий Завет Перевод выполнен по традиционному еврейскому тексту Ветхого Завета (Biblia Hebraica. изд. X), однако во внимание были приняты и другие версии – Септуагинта, Самаритянское Пятикнижие, Вульгата, Таргумы и т.д. Имена собственные передаются, как правило, в соответствии с

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1) Сотворение неба - невидимого мира В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил небо, то есть духовный, невидимый мир или ангелов.Ангелы - это бестелесные и бессмертные духи, одаренные

Из книги Главная тайна Библии автора Райт Том

Ветхий Завет Книга Бытия 1 180, 269 2 180, 269 5:25 355 Книга Исхода 3:6 364 Первая книга Царств 4–5 313 Четвертая книга Царств 2:11–12 355 Книга Иова 13:15 366 Псалтирь 2 181 8 138, 366 71:8 365 87 331 88 331 95 359 97 359, 361 97:8 361 109:1 359 Книга пpopoка Исайи 9 365 11 140, 181,

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

1. Ветхий завет Ветхий Завет впервые упоминается в Исх. 19, где Бог говорит Моисею о том, что Он уже совершил для Израиля. Он освободил их из Египта и сделал Своим народом (стих 4). Ввиду того, что Бог совершил для Израиля могущественные дела, Он ожидал, что Его народ будет (1)

Из книги Книга о Библии автора Крывелев Иосиф Аронович

1. Ветхий Завет Еврейские племена во II тысячелетии до н. э До середины II тысячелетия до н. э. племена евреев или, точнее, их предков, принадлежавших к общесемитической группе (в том числе арабов и др.), жили в Аравии и на Синайском полуострове. По сравнению с египтянами,

Из книги Месса автора Люстиже Жан-Мари

Ветхий Завет Но «мелодия» Евангелия слышна в симфонии Слова Божия только тогда, когда она проходит сквозь всю Библию - ради нашего спасения и нашей радости. И действительно, Откровение разворачивается постепенно, как говорит о том Григорий Назианзин: «Ветхий Завет ясно

Из книги Как читать Библию автора Мень Александр

Ветхий Завет

Из книги Библия (Современный перевод Российского библейского общества 2011) автора Библия

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Из книги БИБЛИЯ автора Библия

Ветхий Завет

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Ветхий Завет

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Введение.

Книга Бытие - это книга начал, это поразительное повествование о происхождении человека и вселенной, о вторжении в мир греха и о его катастрофическом воздействии на человеческую расу, а также о начале осуществления Божьего плана по спасению человечества.

Еврейское название книги "берешит" ("в начале") является также первым словом в этой книге. Русское название "Бытие" соответствует буквальному переводу ее греческого заглавия в Септуагинте, которое, в свою очередь, является переводом еврейского слова "толедот", ключевого слова в этой книге. Слово "толедот" означает "происхождение", и оно как нельзя лучше передает главный смысл первой книги Священного Писания. Это слово часто встречается в книге и оно синонимично слову "бытие", то есть "то, что было".

Автор.

Как само Священное Писание, так и предания приписывают авторство Пятикнижия Моисею. И, действительно, кто другой лучше, чем Моисей, "наученный всей мудрости Египетской" (Деян. 7:22), был подготовлен для этого! Его литературные способности дали ему возможность собрать сохранившиеся записи и предания Израиля в один труд. Его общение с Богом в Хориве и на протяжении его жизни было той силой, которая направляла его в этом деле. Книга Бытия заложила, в свою очередь, богословскую и историческую основы, как для совершения Исхода, так и для заключения завета на Синае.

Передача событий в хронологическом порядке не была целью ее автора, и сама эта книга не писалась как история ради истории, как не предназначалась она и отразить полную "биографию" народа. Она является богословской интерпретацией записей, отобранных из тех, что на протяжении длительного времени составлялись праотцами израильского народа.

Следуя историческому принципу, книга Бытия объясняет причины, вызвавшие те или иные события, но в ней причины эти как человеческого, так и божественного происхождения. Потому что эта книга часть божественного откровения, Слово Божие, а не просто изложение человеческой истории. Центром библейской истории был Божий завет. Бог положил ему начало, избрав через Аврама Израиль.

Первоначальные записи и родословия могли быть принесены предками из Месопотамии. К ним могли быть добавлены семейные хроники патриархов. Все эти предания, как устные, так и письменные, могли сохраняться Иосифом в Египте, пополнившим их собственными записями. Моисей мог впоследствии объединить все это в том виде, в каком оно существует сегодня.

Книга Бытия - это первая книга Торы (Пятикнижия), первая из пяти книг Закона. Ее можно определить как "литературную часть Торы". Она не содержит собственно законов и постановлений, но закладывает для них основание. В ней дано богословское толкование исторических преданий, в которых отражено формирование утвержденного на Синае завета с Израилем. Читая книгу Бытия, можно видеть, как Моисей готовил читателей к принятию откровения Закона. Именно это придает книге нравоучительный характер.

В книге Бытие исторически обосновано заключение Богом завета с Его народом. Это можно проследить по всему Пятикнижию. Вот как выражено это в работе, посвященной анализу этой книги Моисеем Сигалем:

"Главной темой Пятикнижия является избрание Израиля из среды других народов и посвящение его на служение Богу и Его законам на Богом указанной земле. Центральным событием, определяющим развитие этой темы, явился завет Бога с Авраамом и Божье обетование создать из потомков Авраама Божий народ и дать ему в вечное владение землю Ханаанскую"

В развитие этой темы книга Бытия делается прологом к той драме, которая разыгрывается в книге Исхода. Из Бытия следует, почему к Израилю обращен был призыв выйти из Египта и отправиться в Обетованную землю: он прозвучал во исполнение завета с Авраамом, Исааком и Иаковом, родоначальниками колен Израилевых.

Книга Бытия закладывает основы теократии, показывая, что народ Божий постепенно отделился от других народов, потому что вся его история совершалась в соответствии с четким и последовательным планом Божьего управления миром, в зависимости от которого находились любые обстоятельства как народа в целом, так и отдельных его представителей.

События в прологе книги Бытия (главы 1-11) четко развиваются в двух противоположных направлениях: а) строго упорядоченный акт Божьего творения, достигающий своей кульминации в благословении Богом человека, и б) тотально разрушительное действие греха отмеченное двумя величайшими проклятиями потопом и вавилонским рассеянием народов. События, развивающиеся в первом направлении свидетельствуют об изначальном совершенстве Божьего плана, вопреки тем выводам, которые читатель может делать "из собственного опыта" События же "второго направления" выявляют огромную нужду падшего человечества во вмешательстве в его дела Бога.

Нравственный распад человечества возрастал с развитием цивилизации. И после того, как распад достиг той стадии, когда ничего уже нельзя было исправить, род людской пришлось уничтожить посредством потопа. Но и после того, как человечеству было положено новое начало, пороки и дерзость людей опять повлекли за собой крайне тяжелые последствия для всего человечества.

Впоследствии все эти события вошли в книгу Бытия, которая воссоздала из них богословскую картину бунта человека против его Творца и ужасных последствий этого бунта. Повествования об этом, "вплетенные" в пролог книги Бытия, предшествуют по времени Аврааму и готовят читателя к его появлению. Взбунтовавшийся человек был предоставлен самому себе в поисках выхода из своего мучительного положения. Вся первобытная история отмечена периодическими наказаниями человечества, которые сменялись, однако, проявлениями милостивой заботы о нем Творца.

Это готовит читателя к предстоящему избранию и к следующему за ним благословению людей через Авраама (Быт. 12-50). Повторим, что необходимость избрания народа, который послужил бы к благословению всего рода людского, была вызвана усугублявшимся нравственным разложением человечества, рассеянного по земле.

Это было достигнуто "сосредоточением внимания" на одном человеке и его потомстве. Спасающее Божие благоволение простерлось над всеми народами, действуя через того, кто был "освобожден" от собственных племенных связей - ради того, чтобы сделаться родоначальником нового народа, наследника обетований, предназначенных не только Израилю.

Книга Бытия вращается вокруг тем благословения и проклятия. Обещанное благословение даст патриархам потомство, а потомству - землю; проклятие приведет к отчуждению потомства и к лишению его наследия. Позже пророки и историки "вывели" действие благословения и проклятия за первоначально "узкие" рамки и в свете их стали толковать события будущего. Нет ничего удивительного в том, что эти темы, звучащие на протяжении всего Священного Писания, были почерпнуты из "книги начал" Ведь благословения и проклятия сопутствуют человеку от самого начала его существования.

В Ветхом Завете глагол "проклясть" означает, наложить запрет или поставить преграду, лишить способности к движению. В полном объеме подобная власть принадлежит только Богу или тому, кто от Него получил особую на то силу. В принципе прибегнуть к проклятию может каждый, но наибольшее действие оно имеет тогда, когда навлекается сверхъестественной силой. Проклятие подразумевает отделение от благословенного места или от людей, благословенных Богом. В прологе в книге Бытия (главы 1-11) мы видим, как оно действует от момента грехопадения первой человеческой пары до произнесения его Ноем в адрес Ханаана.

С другой стороны, глагол "благословлять", столь характерный для Библии, означает (главным образом) "обогащать". Источником благословения тоже является Бог, даже когда оно произносится человеком. В книге Бытия обетование благословения в первую очередь относится к будущим поколениям в Ханаане и непременно подразумевает их процветание.

Благословляя людей, Бог выражал им Свое одобрение, так что в конечном счете благословение - это явление духовного порядка. Контраст между ним и проклятием отражает контраст между послушанием человека по вере и его непослушанием по неверию.

Построение книги Бытия начинается со вступления (пролога), и затем следуют одиннадцать частей, снабженных "заголовками". Словом, определяющим такое построение, является еврейское "толедот", переводимое на русский язык как "происхождение", "житие" или "родословие"; ему предшествует "вот" (к примеру, "Вот родословие."). Эта-та фраза и рассматривается обычно как "заголовок" части или раздела:

1. Творение (вступительная часть; 1:1 - 2:3)

2. "Толедот" (происхождение) неба и земли (2:4 - 4:26)

3. "Толедот" Адама (родословие; 5:1 - 6:8)

4. "Толедот" Ноя (житие; 6:9 - 9:29)

5. "Толедот" Сима, Хама и Иафета (родословие; 10:1 - 11:9)

6. "Толедот" (родословие) Сима (11:10-26)

7. "Толедот" (родословие) Фарры (1:27 - 25:11)

8. "Толедот" (родословие) Измаила (25:12-18)

9. "Толедот" (родословие) Исаака (25:19 - 35:29)

10. "Толедот" (родословие) Исава (36:1-8)

11. "Толедот" (родословие) Исава, отца идумеев (36:9 - 37:1)

12. "Толедот" (житие) Иакова (37:2 - 50:26)

Остановимся на Быт. 2:4; здесь "толедот" ("вот происхождение") вводит происхождение материальной вселенной как некий исторический результат. А из 2:4 - 4:26 мы узнаем, что "получилось" из этого. Следует описание грехопадения, убийства Авеля и эволюция греха по мере развития цивилизации. Повествование ведется от завершения творения (о чем повторено в главе 2, до растления всего сотворенного через грех, как бы говоря: "Вот что постигло его"

По-видимому, не следует таким образом "ограничивать" термин толедот значением только родословия, потому что в контексте сплошь и рядом раскрываются и другие его значения. Так "толедот" Фарры вообще не является рассказом о нем, но главным образом о тех, кто произошли от Фарры, а именно об Аврааме и его потомстве.

В центре толедота Исаака стоит Иаков, и, кроме того, он в немалой мере относится к Исаву. Толедот Иакова прослеживает историю семьи от него до Иосифа включительно. Имя, которое следует сразу после толедота, обычно кладет начало повествованию и не является именем главного персонажа. Так что в данном Комментарии фразы, соответствующие толедоту, понимаются в значении "Вот происшедшее от".

В пределах каждого толедота, словно в капле воды, отражается та "эволюция вещей", которая протекает в самой книге Бытия, с ведущей ролью благословения и проклятия. Каждый из приводимых первыми толедотов развивается в сторону ухудшения, пока не постигает его проклятие, и так вплоть до 12:1-2, где впервые звучит обетование благословения.

Отсюда начинается постоянное стремление к обетованному месту, и все-таки в последующих повествованиях продолжает наблюдаться "развитие в сторону ухудшения", потому что ни Исаак, ни Иаков не достигли того же высокого духовного уровня, какой имел их отец и дед Авраам. Так что к концу книги Бытия потомки Авраама оказываются не в обетованной земле, а в месте рабства, в Египте. Некто образно сказал об этом так: "Человек проложил далекий путь - от Едема до могилы, а избранная семья, уйдя далеко в сторону от Ханаана, оказалась в Египте".

Развитие повествования в книге Бытия.

1. Творение. Первая часть (1:1 - 2:3) не "озаглавлена" толедотом, и это логично, потому что во вступительной части нет необходимости прослеживать то, к чему привел акт творения. Заглавным является здесь первый стих первой главы, в котором передано все ее содержание. Значение этого раздела (части) в том, что описываемая в ней работа проходит под знаком Божьего одобрения и благословения. Сотворение животного мира (стихи 22-25), сотворение человека (стих 27) и наступление седьмого дня (2:3) - все это получает свое особое благословение. И "трилогия" эта важна как довод: человек, сотворенный по образу Божьему для радости и владычества над земным творением имел благословенное начало.

2. Толедот (происхождение) неба и земли. В разделе 2:4 - 4:26 книга Бытия сообщает о том, что произошло со вселенной. Эта часть начинается сотворением Адама и Евы, прослеживает их грехопадение, проклятие Богом греха и распространение греховности на их потомков. Уделом человека, изгнанного из Божьего покоя, становятся бегство и страх; человек прокладывает в мире свой собственный путь, борется за выживание и существует в условиях развивающейся цивилизации.

Словно бы в противовес троекратному благословению (животного мира, человека, субботнего покоя) звучит троекратное проклятие (сатаны - 3:14; земли по вине человека - 3:17; и Каина - 4:11). Но и в этой искаженной грехом жизни содержится "знак благодати" (4:15), и светит луч надежды: люди "начали призывать имя Господа" (4:26).

3. "Толедот" Адама. Здесь тоже, в этой центральной родословной по линии, ведущей от Адама до Ноя, наблюдается "развитие в сторону ухудшения" (5:1 - 6:8). Раздел начинается с возвращения к истории творения и завершается выражением Богом сильного недовольства человеком и разочарования в том, что создал его.

В 5:1-2 напоминается о благословении творения; в 5:29 записано о рождении Ноя как о знаке благоволения в утешение при действии проклятия. Первоначальное благословение рода людского омрачено упоминанием о смерти всех потомков первых людей. Единственным, кто был избавлен от проклятия смерти, был Енох, подавший надежду на то, что оно (проклятие) не продлится вечно.

4. "Толедот" Ноя. В разделе 6:9 - 9:29 содержится и осуждение (проклятие) и благословение, которое выражается в том, что Бог обещает не осуждать более землю столь сурово (8:21). Тем не менее, история Ноя начинается с того, что он обретает у Бога благоволение (благословение), а заканчивается произнесением им проклятия в адрес Ханаана.

И все же в этом разделе кладется новое начало, во многих отношениях похожее на то, которое мы видели в первой главе книги Бытия; после уничтожения мятежного мира следует милостивое избавление - человеку предоставляется возможность войти в мир обновленный. С вышедшим на сушу Ноем Бог заключает завет и благословляет его и его сыновей (все это перекликается с историей Адама). Роду человеческому снова кладется начало, и с этого момента тема благословения - в противопоставление теме проклятия - выступает все более явно. Благословение получено Симом.

5. Толедот сыновей Ноя. По мере роста населения и распространения его по земле, согласно с предсказанным Ною, книга меняет свое направление обращаясь к народам. Автор последовательно развивает мысль о том, что человек склонен к разрушению и хаосу. Раздел начинается с описания многочисленного потомства Сима, Хама и Иафета, а заканчивается объяснением происхождения народов в результате вавилонского рассеяния (10:1 - 11:9).

Это было озарением гения - поместить историю столь решающего значения в конце, особенно в свете того, что хронологически она тому, что совершается в конце, предшествовала. Это побуждает читателя искать ответ на вопрос, почему же человек "постоянно скользит вниз" И психологически подготавливает его к осуществлению обетованного благословения в будующем.

6. "Толедот" Сима. После предсказания о распространении человеческой расы в масштабах мира (в предыдущем разделе) данным разделом (11:10-26) в книге образуется еще один переход - от Сима до Аврама. В этом "списке" прослеживается линия от Ноя до Аврама, удостоенная Богом благословений (процветания и многочисленного потомства). (Тогда как 5-я глава ведет линию от Адама до Ноя и потопа.) Бог не оставлял людей под проклятием.

Впереди было избрание Им мужа, от которого Он произведет народ и через него распространит благословение на всю землю. Всякий, знающий судьбу Авраама, не может не обратить внимание на важность этого толедота (11:10-26), "перебрасывающего мост" от раздела, где повествуется о рассеянии, к тому, в котором будет обещано благословение.

7 "Толедот" Фарры. Между тем как главы 1-11 в общих чертах отражают картину человеческого бунтарства, главы 12-50, подробно повествуют о том, как Бог вводит человека в сферу благословения. В этом разделе (11:27 - 25:11) рассказывается о том, что произошло с "линией" Фарры, который в "списке" (11:10-24) стоит последним. Мы узнаем о жизни его сына, и этот рассказ становится ключевым как для книги Бытия, так и для ветхозаветного плана благословения. Аврааму, благословенному более всех других, Бог обещает народ, страну и имя. В повествовании прослеживается духовное возрастание Авраама в послушании веры.

8. "Толедот" Измаила. В этом разделе (25:12-18) объясняется, что произошло с Измаилом, который (как и его потомки) не принадлежали к тем, кого избрал Бог. Автор повествует об Измаиле, прежде чем вернуться к избранной линии.

9. Толедот Исаака. Рассказывая о "сыне обетования" - Исааке, этот раздел говорит и об Иакове, его сыне, о борьбе, возникшей в его семье, и о возникновении народа Израиля (23:19 - 35:29). Обетования, записанные в 12:2, начинают осуществляться. Благословение, полученное Авраамом, переносится теперь на Иакова (глава 27). Иаков тоже возрастал в вере, однако, его вера не была такой же, как у его деда; и все же от "духовно хромавшего" Иакова "родился" Израиль.

10. Толедот Исава. И снова в книге Бытия нить рассказа начинается от Исаака, но прежде чем перейти к толедоту сына-наследника, автор останавливается (36:1-8) на судьбе Исава - того брата, у которого Иаков украл первородство и благословение. Народ, который произойдет от Иакова, часто будет вступать во враждебные столкновения с Едомом, родственным ему народом, который произойдет от Исава. Тут говорится о трех женах и пяти сыновьях Исава.

11. Толедот Исава, отца Едома (идумеян). Еще одно повествование о потомстве Исава добавляется по той причине, что вождям идумеян, амаликитян и хорреев предстояло сыграть в ветхозаветное время важную роль (36:9 - 37:1).

12. Толедот Иакова. Что стало с семьей Иакова? Его сыновья сделались родоначальниками колен Израилевых (37:2 - 50:26). Здесь повествуется о жизни Иосифа и о переселении семьи Иакова в Египет. В сущности, это повествование о том, почему Божий народ переселился в Египет, и каким образом должны были осуществиться на нем обещанные благословения. В Ханаане семья Иакова едва не слилась с местным населением - хананеями.

С целью сохранить благословенную Им линию Бог чудесным образом воспользовался злой волей братьев Иосифа, чтобы привести его в Египет и там наделить властью. Когда обетованная земля была наказана голодом, благословение пришло вновь, благодаря высокому положению, которое занимал Иосиф, и его мудрости. Заканчивается книга предвосхищением следующего благословенного посещения Господом избранного Им народа (50:24-25).

Заключение. Поскольку книга Бытия лежит в основе всего Пятикнижия, книга Исхода возвращается к тому, что Бог "вспомнил" о завете Своем с Авраамом: "И услышал Бог стенание их, и вспомнил завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог" (Исх. 2:24-25). Фактически заключительные события и завершающие слова Бытия предвосхищают то, о чем пойдет речь в Исходе. "Бог посетит вас и выведет из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову" (Быт. 50:24). Эти слова повторил Моисей, когда выносил останки Иосифа из Египта: "И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда" (Исх. 13:19).

Таким образом, книга Бытия подводит богословскую и историческую основу под существование Израиля как избранного народа. Израиль может проследить свое "родословие" до Авраама, которого Бог избрал из народов, рассеянных Им после их попытки построить Вавилонскую башню, и которому Он обещал по завету процветание и землю.

Осознав, что Израиль на самом деле стал великим народом, обещанным в благословении Аврааму Богом, они должны были осознать и то, что будущего у них нет ни в Египте, ни в Содоме, ни в Вавилоне, и что оно - только в Ханаане, земле, которую с клятвою обещал дать Аврааму Бог.

Всем своим содержанием книга Бытия должна была убеждать израильтян в том, что Бог обещал им благословенное будущее, и что Он в состоянии исполнить Свое обещание. Вновь и вновь привлекается внимание к сверхъестественным действиям Бога в жизни их предков, чтобы привести Израиль к вере в то, что "Бог, начавший в них доброе дело, будет совершать его до конца" (Фил. 1:6). Если бы народ осознал, что обязан своим существованием избранию и благословениям свыше, то отвечал бы Богу послушанием.

Темой Исхода является избавление семени Авраамова из рабства и вручение ему завета. Левит - это как бы руководство и справочник предписаний (постановлений), при условии исполнения которых святой Бог будет пребывать среди Его народа. Числа содержат записи о военной классификации и о переписи колен в пустыне; из этой Книги видно, как Бог ограждал от внутренних и внешних угроз тех, которые получили обетования Его благословений. Второзаконие - это обновление завета с новым поколением Израиля.

Разворачивая перед читателем эту грандиозную Божью программу, книга Бытия дает представление о характере Бога как верховного Владыки вселенной, Который в состоянии "сдвинуть с их места" небо и землю, если это потребуется для исполнения Его воли. Он желает благословить человечество, но не станет вечно мириться с непослушанием и неверием. Из откровения книги Бытия читатель постигает, что "без веры Богу угодить невозможно" (Евр. 11:6).

План книги:

I. События первобытного времени (1:1 - 11:26)

А. Творение (1:1 - 2:3)

Б. Порядок событий, начиная от сотворения неба в земли (2:4 - 4:26)

1. Сотворение мужчины и женщины (2:4-25)

2. Искушение и грехопадение (глава 3)

3. Грех "заявляет о себе" в убийстве Авеля Каином (4:1-16)

4. Распространение безбожной цивилизации (4:17-26) В. Родословие Адама (5:1 - 6:8)

1. Родословие от Адама до Ноя (глава 5)

2. Развращение рода человеческого (6:1-8)

Г. О житии Ноя и о его сыновьях (6:9 - 9:29)

1. Наказание потопом (6:9 - 8:22)

2. Завет с Ноем (9:1-17)

3. Проклятие Ханаана (9:18-29)

Д. Родословие сыновей Ноя (10:1 - 11:9)

1. "Таблица народов" (глава 10)

2. Рассеяние из Вавилона (11:1-9)

Е. Родословие Сима (11:10-26)

П. Повествования о патриархах - жития праотцев (11:27 - 50:26)

А. Потомство Фарры (11:27 - 25:11)

1. Заключение завета с Аврамом (11:27 - 15:21)

2. Аврам, чья вера окрепла в испытаниях, получает обетование о семени (16:1 - 22:19)

3. По верности Авраама наследником обетовании становится Исаак (22:20 - 25:11)

Б. Родословие (потомство) Измаила (25:12-18)

В. Родословие (потомство) Исаака (25:19 - 35:29)

1. Обетованное благословение наследуется Иаковом, вместо Исава (25:19 - 28:22)

2. Благословение Иакова на путях его (главы 29-32)

3. Возвращение Иакова в начало моральной деградации в земле его (главы 33-35)

Г. Родословие Исава (36:1-8) Д. Родословие Исава, отца идумеев (36:9 - 37:1)

Е. Родословие (житие) Иакова (37:2 - 50:26)

1. Иосифа продают в Египет (37:2-36)

2. Развращение семьи Иуды и подтверждение Божьего избрания (глава 38)

3. Иосиф я Египте; его восхождение к власти (главы 39-41)

4. Переселение Иакова в Египет (42:1 - 47:27)

5. Обетованное благословение не иссякает (47:28 - 50:26)

Просмотры: 3 892

Книга Чисел – четвертая среди книг Пятикнижия (историю создания Пятикнижия вы можете прочитать ).

Название книги объясняется тем, что в ней приводится целый ряд подробных данных по исчислению народа, отдельных его колен, священнослужителей, первенцев и т. п.

Книга Чисел охватывает 39-летний период после установления завета между Богом и Израилем у горы Синай (Исх.19).

Несмотря на то, что Бог освободил израильтян из Египетского рабства, питал их в пустыне, дал им святые и благие законы, а также возможность беспрепятственно поклоняться Ему, они не слушались и постоянно бунтовали против Него.

За это Бог решил наказать их , заставив странствовать по пустыне, пока не умерло прежнее поколе (14:27 – 35).


40 лет скитаний по пустыни в наказание…

Две переписи народа отмечают смену старого, грешного поколения на новое.

В начале книги рассказывается о том, как Израиль становиться мощной военной силой. Израильтяне оставляют гору Синай уже не как беглецы, а как могучее войско во главе с Богом, готовое принести Его правление народам (10:35).

Но, услышав плохие вести, они неожиданно останавливаются у границ Ханаана и отказываются перейти реку Иордан.

Праведный гнев Бога на непослушных людей – одна из главных тем Чисел . Не только народ в целом испытывает Его гнев на себе, но и в некоторых ситуациях и сам Моисей, и его брат Аарон, и сестра Мирьям.

Несмотря на отступничество народа, Бог остался верен своему завету. Он не отказался от замысла привести израильтян в обещанную землю и поднял новое поколение на его исполнение.

Его измененные цели были высказаны в конце книги одним из самых неожиданных персонажей – Валаамом, языческим жрецом, который по просьбе Моава должен быть проклясть Израиль, но вместо этого смог произнести лишь благословения.

Через него Бог заверил Израиль в Своем постоянном присутствии и помощи в настоящем и приходе великого Правителя (Иисуса Христа) в далеком будущем.

Книга заканчивается первыми завоеваниями к востоку от Иордана; новое поколение готово войти в Ханаан.

Основное содержание этой книги - жизнь народа в пустыне, пред лицом Создателя и «наедине» с Ним.


Книга Чисел была написана между 1440 и 1400 гг. до н.э.

Ключевые стихи:

Числа 6:24–26 : «Да благословит тебя Господь, и да сохранит Он тебя!?Да будет светел Его взор, обращенный к тебе, и да будет Он к тебе милостив! Да обратит к тебе Господь лицо Свое, и да пошлет тебе мир!»

Числа 12:6–8 : «Если есть средь вас пророк Господень, Я ему открываюсь в виденьях, говорю с ним посредством снов.?С рабом Моим, Моисеем, – не так: все достоянье Мое Я доверил ему!?Я говорю с ним лицом к лицу, Я являюсь ему без загадок, и образ Господа видит он. Как же вы не побоялись укорять раба Моего, Моисея?»

Числа 14:30–34 : «Никто из вас не войдет в ту страну, в которой Я поклялся поселить вас, – никто, кроме Калева, сына Иефунне, и Иисуса Навина. А вот детей ваших, за которых вы боялись, как бы они не попали в плен, – их Я приведу в страну, которую вы отвергли. Они увидят, что это за страна!?Ваши тела останутся в этой пустыне, и ваши дети будут пасти скот в этой пустыне сорок лет: они будут нести наказание за вашу измену, пока последний из вас не погибнет в пустыне.?Сорок дней вы осматривали страну, и по числу этих дней, по году за день, вы будете нести наказание за свои грехи: сорок лет! Тогда вы узнаете, что значит изменять Мне».

Цель написания

Весть этой книги является универсальной и вневременной. Она напоминает верующим о духовной борьбе, в которой они замешаны, так как книга Числа является книгой о служении и жизни народа Божьего.


“Я служу Богу не потому что хочу спастись, а потому что спасен”

Книга Числа, по сути, ликвидирует временной разрыв между моментом, когда израильтяне получили Закон ( и ), и их подготовкой к входу в Землю обетованную ( и Иисус Навин).

  1. Часть 3
  2. Часть 4
  3. . Часть 5
  4. . Часть 6
  5. . Часть 7
  6. Часть 8
  7. Часть 9

Данная публикация объясняет, что собой представляет библейский Ветхий Завет. Как это ни печально, множество читателей обращают внимание на войны, запреты, родословия и наказания, которые Бог посылал за неисполнение заповедей. Следует уразуметь, что не только в этом заключается Библия. Ветхий Завет, так же, как и Новый, свидетельствует о к человеку и это нужно просто увидеть.

Начнем с того, что эти священные книги переведены на многие языки народов мира. Ветхий Завет был переведен на древнегреческий еще в третьем веке до Предназначался он, в основном, для иудеев, не умевших читать на родном языке, и известен под названием "Септуагинта". Он и является самым древним из дошедших до нас. По легенде, сохранившейся в послании Аристея, Септуагинту создавали 72 ученых мужа в течение 72 дней. Старались они для правителя Египта Птоломея, который заинтересовался священной книгой. А жили и занимались переводом Священного мудрецы на острове Фарос.

С начала II века от Р.Х. появляются латинские переводы Библии, а созданная Иеронимом в конце III в. "Вульгата" до сего дня признается как официальный текст. Примерно в то же время увидели свет египетский и коптский переводы. В четвертом веке нашей эры Ульфил переводит Ветхий Завет на готский. В следующем, пятом столетии, появляется армянский (Месропа), грузинский и эфиопский. Последние два перевода Священного Писания применяются до сегодняшнего дня.

Хорошо известна Библия Короля Иакова - наиболее распространенный английский перевод, выполненный в начале XVII века по желанию короля Англии. На русский язык отдельные части Святых текстов перекладывались в XVII-XIX вв., но широкого распространения тогда не получили. Общепризнанными для русскоязычных христиан сегодня являются "Канонические Книги Священного Писания Ветхого и А сам их перевод был выполнен по решению Синода РПЦ в 1852 г., а напечатан в 1876 году.

Верующих, ищущих правды, толкование Ветхого Завета интересует больше, чем история и переводы. Название сборника, состоящего из 39 книг, свидетельствует о каком-то договоре (союзе). Завет - это союзный договор и в 15 главе книги "Бытие" описывается ритуал его заключения. Аврам приносил в жертву животных, проливая на землю их кровь, а затем увидел сошедший огонь и дым. Эти знамения сопровождались Гласом Божьим, который обещал ему и его потомкам земли от Нила до Евфрата.

Также во время заключения Завета (скрепленного кровью жертвенных животных), Аврам узнал о том, что его народ будет жить в порабощении 400 лет. Затем Бог освободит его потомков, выведет из рабства и вернет в обещанные земли. Несколько позже Господь меняет имя Аврама на Авраам и обещает сделать его отцом множества народов. Новое имя участника Завета с Богом так и переводится: "Отец многих народов".

Фактически - он отец не только евреев, но всех людей, которые сегодня признают Иисуса Христа своим Спасителем. Именно это написано в послании Святого к Галатам - 3:29. Там сказано, что принадлежащие Иисусу являются истинными потомками Авраама и наследниками обещаний Небесного Отца. Если Ветхий Завет подразумевает получение во владение земных территорий определенным народом, то сегодня верующие христиане ожидают от Бога новой земли и нового неба, в которых есть место только для праведности и святости. Об этом пишет другой Апостол - Петр в третьей главе своего второго послания.

Читая и истолковывая Библию, следует помнить о словах Христа. Он сказал, что исследуя Писания (Ветхий Завет), нужно знать о том, что все они свидетельствуют о Нем. Иисус говорил это фарисеям, которые, старательно изучая Святые книги, так и не смогли разглядеть Образ Господа, сошедшего с Небес и ставшего подобным всем нам.

Если вооружиться знанием о том, что вся Библия посвящена Христу, и прилежно ее изучать, то можно увидеть, что Его прообразы просматриваются в каждой из 39 книг Ветхого Завета. Также все эти Священные тексты подготавливают детей Божьих к Новому Завету по вере в распятие, смерть и воскресение Спасителя мира Иисуса Христа. Бог любит венец своего творения - человека и об этом следует знать и помнить во время чтения Библии.