Биографии Характеристики Анализ

ТРА станции «Депо «Автово. Сведения о путях

На этой неделе выдалась уникальная возможность побывать в электродепо Автово петербургского метрополитена. Было жутко интересно, как все там выглядит. Я не просто увидел депо, но и посмотрел на въезд в него из кабины машиниста.

Экскурсия в депо Автово была посвящена дню рождения петербургского метрополитена. 61 год назад в питерской подземке проехали первые поезда метро. Тогда Ленинградское метро начиналось с нескольких станций на одной линии, которая соединяла центр города с основными вокзалами и рабочими окраинами. В наши дни метрополитен Санкт-Петербурга развился до следующих цифр: 113 километров путей, пять линий, 67 станций, 7 из них пересадочные, 15.000 сотрудников. Также Петербургский метрополитен - самый глубокий, самый северный и самый западный в России. А по глубине заложения он второй в мире, после Пхеньяна.

Благодаря этой экскурсии я выведал немногое и про само депо Автово. Первая очередь электродепо была построена и введена в эксплуатацию в том же году, когда был пущен первый пробный поезд. В 1955 году на пустыре района Автово построили ремонтные мастерские, подъездные пути и отстойник для поездов. Электродепо Автово за все время своей работы приняло и обслуживало множество типов вагонов. Общая площадь, занимаемая под депо, составляет более 52 гектаров. Съезд в это депо осуществляется в перегоне между станциями "Автово" и "Ленинский проспект".
2

Первая "красная" ветка метро единственная, которая использует восьмивагонные составы. На красной Кировско-Выборгской линии есть еще одно электродепо - "Северное", расположенное за станцией "Девяткино". После размыва между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" электродепо "Северное" обслуживало поезда отрезанного участка до "Девяткино".
3

Мне и паре моих коллег очень повезло - нас пустили в кабину машиниста во время движения поезда в здание электродепо:
4

Наш поезд заходит на седьмой путь депо. Обратите внимание, у самого въезда в депо контактный рельс с электричеством заканчивается. В самом здании депо контактный рельс не внизу, а закреплен под потолком, так безопаснее для сотрудников. А поезда питаются от электричества при помощи специального электрического кабеля "удочки", который спускается с потолка и подключается к токоприемнику вагона внизу.
5

Немного необычно видеть вагоны метро в полный рост, вместе с тележкой (нижней частью). А еще в депо нет платформ, и надо спускаться по приставным лестницам.
6

Самая заметная вещь, которая стоит в депо - новенький красный состав. Таких на первой (Кировско-Выборгской линии) будет три. Произведены компанией Октябрьским электровагоноремонтным заводом по специальному заказу петербургского метрополитена. У поезда светодиодные фонари, просторная кабина машиниста с современным оборудованием и мягкий ход. А еще он потребляет меньше электричества, чем старые составы.
7

До 2020 года в городе появятся 20 подобных поездов:
8

Салон вагонов тоже кажется просторным, а кресла с цветастой обивкой:
9

В вагонах есть специальная площадка для инвалидных и детских колясок:
10

Заглянул в соседнее помещение. Тут ремонтируют вагоны, а на полу лежат большие запасные части:
11

Колесные пары:
12

У меня есть подборка фотографий, где я управляю и "управляю" разными транспортными средствами. Там очень не хватало поезда метро. Теперь у меня есть такая фотография:)
13

На соседних путях от нового поезда стоял музейный поезд. На стенах вагонов плакаты, на которых в фотографиях, текстах и схемах рассказана история питерской подземки. Очень интересно было читать эти факты. Например, для меня особым открытием было то, что когда-то была станция Дачное, которую потом закрыли. Сейчас там здание МРЭО.
14

Красные штуки на полу - это защитные кожухи. Они закрывают токоприемники, когда поезд находится в депо и питается электричеством с контактного рельса, закрепленным под потолком:
15

Выезжаем из депо в тоннели метрополитена:
16

Прибываем на станцию "Технологический институт":
17

18

А в вестибюле станции "Технологический институт" организовали концерт классической музыки:
19

Кстати, в тот день я узнал, что проезд на городском общественном транспорте подорожает до 45 рублей на метро и до 40 на наземном транспорте. Это подорожание сразу на 10 рублей. До этого тарифы на проезд росли гораздо медленнее. И многие возмущены этим фактом. Только они не учитывают, что на 10 рублей подорожает разовый проезд на метро, если оплачивать жетоном или картой у турникета. Если же использовать единый проездной билет - Подорожник, то пассажир будет платить не 45, а 36 рублей. То есть, для постоянных пассажиров метро с Подорожниками проезд подорожает всего на 2 рубля, а не на 10.

Спасибо сообществу

ГУП "Петербургский метрополитен": депо "Автово" и "Дачное", службы ЭМС, НХ, Т, автобаза и др.

Электродепо «Автово» было открыто в декабре 1955 года. Сегодня эта тяговая часть петербургского метрополитена обслуживает Кировско-Выборгскую линию.
К открытию второго в Советском союзе метрополитена в Ленинград поступило 40 метровагонов типа Г №№686-725. Эти вагоны были размещены на строящейся площадке депо «Автово», введённой в эксплуатацию уже после открытия первой очереди метро, которое состоялось 15 ноября 1955 года. Первый пробный поезд 690-691-692-693 был пущен ещё 7 октября 1955 года. Так началась обкатка первого участка ленинградского метро от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания», затем началась регулярная работа ленинградского метрополитена.

Уже в декабре 1955 года в Ленинград с Мытищинского машиностроительного завода прибыли первые в СССР вагоны типа Д. В 1955-1956 годах депо «Автово» получило вагоны Д №№807-875.

29 апреля 1961 года открылась первая очередь Московско-Петроградской линии метро. Составы депо «Автово» начали работать одновременно на двух линиях ленинградской «подземки», причём Московский радиус сразу стал обслуживаться шестивагонными поездами. В 1961 году в Ленинград поступили новые вагоны типа Д №№2207-2230, в 1962 году - №№2374-2375, 2378-2381, в 1963 году - №№2434-2458.

В 1964 году из Мытищ в «Автово» поступили первые вагоны типа Е, из-за изменённого положения дверных проёмов относительно корпуса вагона новый подвижной состав использовался исключительно на Кировско-Выборгской линии. По данным некоторых источников, в 1965 году все 40 вагонов типа Г, принадлежащих ленинградскому метрополитену, были отправлены в Москву для эксплуатации в столичном метрополитене.

В 1966 году на Кировско-Выборгскую линию вышел опытный состав из вагонов Ема/Ем/Емх 3704-3701-3702-3703. С 1967 года началась поставка серийных модифицированных вагонов типа Е, предназначенных для работы в пятивагонных составах открывшейся в конце года Невско-Василеостровской линии метро. Таким образом, с 3 ноября 1967 года депо «Автово» стало обслуживать одновременно три линии ленинградского метрополитена.

Апрель 1968 года ознаменовался выпуском первого метровагона на ленинградском заводе имени Егорова. С этой даты по сегодняшний день в ленинградский, а теперь - петербургский метрополитен поступают вагоны производства только этого предприятия (впрочем, не обошлось и без исключений, о них - ниже). Благодаря увеличению выпуска метровагонов для Ленинграда электродепо ТЧ-1 «Автово» стало быстро наполняться новыми вагонами типов Ем, Ема и Емх, и в 1969 году было принято решение о передаче части вагонов типа Е из Ленинграда в другие метрополитены СССР. В московский метрополитен было передано 14 вагонов Е, в открывшийся в 1960 году киевский метрополитен - 40 вагонов Е. В Ленинграде осталось 63 вагона данного типа, эксплуатировавшихся только на Кировско-Выборгской линии метро. Взамен в 1968-1969 гг. из Киева в электродепо «Автово» были переданы метровагоны типа Д №№2135-2158, 2299-2303, 2459-2468 (всего 39 штук).

В начале 1970-х годов на Кировско-Выборгской линии уже работали пятивагонные составы. 12 декабря 1972 года было введено в эксплуатацию депо ТЧ-3 «Московское», предназначенное для обслуживания Московско-Петроградской линии. В это депо из «Автово» стали передаваться вагоны типа Д. Невско-Василеостровская линия, оставшаяся в ведении депо «Автово», в это время обслуживалась вагонами типов Ем, Ема, Емх с линкрустовой отделкой салона. Для обслуживания Кировско-Выборгской линии метро в «Автово» стали поступать новейшие по тем временам вагоны типов Ем-501 и Ема-502 с отделкой пассажирского салона пластиком. Вскоре первая линия ленинградского метрополитена была переведена на шестивагонные составы.

В 1977 году была закрыта наземная станция «Дачное», предназначенная для приёма пятивагонных составов (на этой станции помещалась только первая дверь шестого вагона). Сразу после её закрытия Кировско-Выборгская линия была переведена на обслуживание семивагонными составами.

В 1978 году с Мытищинского машиностроительного завода на испытания в депо «Автово» прибыли вагоны типов 81-717/714 №№9050-9051, 9350-9355. Шесть из восьми новых вагонов образовали опытный состав, который в течение четырёх лет проходил испытания на Кировско-Выборгской линии метро, с конструкцией остальных двух вагонов ознакамливались инженеры завода имени Егорова. В 1981 году начался выпуск серийных вагонов данных типов на заводе имени Егорова.

В начале 1979 года после открытия станций метро «Гражданский проспект» и «Комсомольская» (ныне - «Девяткино») было введено в эксплуатацию электродепо «Северное». Эта тяговая часть стала совместно с ТЧ «Автово» обслуживать составы Кировско-Выборгской линии. В новое электродепо из «Автово» были переведены все составы Невско-Василеостровской линии метро. В 1981 году из депо «Автово» в депо «Северное» были переданы опытные вагоны типов 81-717/714.

В конце 1992 - начале 1993 года в электродепо «Автово» на испытания поступил метросостав из вагонов моделей 81-550/551/552, оснащённых асинхронными двигателями. Этот состав был презентован в день 40-летия метрополитена, 15 ноября 1995 года, однако, затем был снова отправлен на завод, где вагоны состава были переоборудованы в вагоны типов 81-540.1/541.1 и в дальнейшем переданы в ТЧ-4 «Северное».

В 1995 году Кировско-Выборгская линия метро из-за аварии на участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была разделена на две части. Несколько составов депо «Автово», остававшихся на ночном отстое в депо «Северное», были оставлены в ТЧ-4 для работы на северном участке разорванной линии метро. В 1996-2002 годах в ТЧ-1 из ТЧ-4 по наземным железнодорожным путям было передано 38 вагонов для работы на южном участке Кировско-Выборгской линии.

23 июня 2004 года было восстановлено движение по всей Кировско-Выборгской линии петербургского метрополитена. К этой дате был приурочен переход линии на восьмивагонные составы. Первый этап перехода длился с 15 марта по 4 июня 2004 года. В это время по будням на 122-м маршруте работали опытные восьмивагонные поезда, состав которых сменялся еженедельно. Второй этап перехода, прошедший с 5 по 15 июня, ознаменовался полным переходом Кировско-Выборгской линии на удлинённые составы. Восьмивагонные составы формировались за счёт резервных вагонов тяговой части, при этом из депо «Автово» в электродепо «Северное» были переданы 32 вагона типов Е и Ем-502, а из депо «Невское» в электродепо «Автово» - 7 вагонов типов Ема и Емх.

В 2008 году из электродепо «Северное» в электродепо «Автово» были переданы все вагоны Е, Ем, Ема, Емх, Ем-501, Ема-502, Емх-503.

В 2013-2015 году из электродепо «Невское» в электродепо «Автово» были переданы все вагоны Ем, Ема, Емх, Ем-501, Ема-502, Емх-503, Ем-501М, Ема-502М.

2015 год. Снятие с пассажирской эксплуатации вагонов Е.

15 ноября 2016 года запуск поезда модели 81-722.1/723.1/724.1. На данный момент поставлено 17 восьмивагонных поездов. Полная замена подвижного состава планируется к 2026 году.

2017 год. Снятие с эксплуатации пассажирской вагонов Ема-502М

Я принадлежу, к тем людям, для которых скорость передвижения важнее всех остальных факторов, поэтому частенько передвигаюсь на метро. И вот как то раз, в газете "Метро" раздавемой в метро бесплатно узнал, что есть возможно попасть на экскурсию в самое первое метродепо Ленинграда - "Автово." Оно было открыто в 1955 году.


Депо обслуживает Кировско-Выборгскую (1) линию. На данный момент это единственное депо, расположенное не в конце линии, а между станциями: пути к нему видны между станциями "Автово" и "Ленинский Проспект". Гейт с железной дорогой объединён вместе с гейтом депо "Дачное". Депо обслуживает восьмивагонные составы Кировско-Выборгской (1) линии.

1.Находится депо на Проспекте Стачек-100.

2. В дали виден портал - въезд в туннель уходящий под землю. Именно здесь снимался эпизод "Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается ", в которой Холмс осматривает пути метро. В кадр попал небольшой кусок контактного рельса, которого в то время не было в лондонском метро.

3. Очень не обычное для Санкт-Петербурга зрелище - поезд метро, едущий по поверхности.

4. Депо "Автово" - Единственное депо, которое в какой-то период (с 1967 по 1972 год) обслуживало три линии. Размеры его очень и очень не маленькие.

5. Не смотря на субботу, депо продолжает жить своей обычной жизнью.

6. Старые вагоны разрезают.

7. Скоро и этот стояночный тормоз отправится на свалку истории...

8. Вагоны типа Ем являются усовершенствованной версией вагонов типа Е. Необходимость в этом типе вагонов возникла после появления в Ленинградском метрополитене станций закрытого типа (горизонтальный лифт). Вагоны типа Е не могли эксплуатироваться на линиях с такими станциями из-за несовпадения дверных проемов станции с проемами вагонов, а вагоны типа Д уже морально устаревали, поэтому параллельно с производством вагонов типа Е Мытищинский машиностроительный завод в 1966 году начинает выпуск вагонов типа Ем специально для Ленинградского метрополитена.

9. Внутри можно встретить вагоны, несущие на себе еще герб СССР. Это служебный вагон, переоборудованный из вагона типа "Д" №823. По окончанию линейной эксплуатации, вагон был переделан в восстановительный поезд. Использовался по назначению всего один раз - в начале 90-х годов при сходе с рельсов поезда на перегоне "Балтийская" - "Нарвская". Из-за очень большого количества разнообразного восстановительного оборудования, вагон получился очень тяжелым - и в нормальном режиме контактно-аккумуляторный электровоз мог тянуть его очень очень медленно. Эксплуатация в таком виде оказалась не возможна. Оборудования сняли. Вагон этот теперь готовят к восстановлению и отправке в музей метрополитена.

10. Так же большой интерес вызывает немецкий вагон типа "В" произведенный в 1927 году.
Такие вагоны только служебными. После Великой Отечественной Войны по репарации такие вагоны были вывезены из Берлина и отправились работать в Москву и Ленинград. В Ленинграде этот вагон работал как контактно-аккумуляторный электровоз ЭД-01, после окончания эксплуатации было решено превратить вагон в музейный экспонат.Главная отличительная особенность этого вагона - он трехдверный.

11. Внутри вагона. Как говорят даже немецкие специалисты, осматривавшие этот вагон не так давно, не смогли найти существенных ошибок в реставрации.

12. Мотовоз спешит по своим делам. Мотовозы не используют электричество, а двигаются за счет обычного двигателя внутреннего сгорания.

13. На территории ангара депо отсутствуют привычные нам контактные рельсы. Для движения токоприемники вагона соединяются со специальными удочками. Удочки запитываются от контактного рельса, проложенного под потолком депо. Красные защитные кожухи используют для защиты соединения удочки с токоприемником вагона.

14. Заглянем внутрь вагонов. Все меж вагонные двери открыты. Оказывается данные двери могут быть открыты не только на месте шестигранным ключом, но и машинистом из кабины - останется только повернуть ручку.

15. И конечно же, нельзя не заглянуть в кабину машиниста.

16.Вагоны с индексом - 81-540/541, впервые увидели свет в 1997 году. Данная модификация выпускалась дважды: партия 1997 года и партия 2001 года. Вагоны первой партии имели салон из слоистого пластика. В вагонах 2001 года салонокомплект немного изменился, в частности, у наддверных кожухов появились округлости. Вместо стандартных дерматиновых сидений на вагонах 2001 года выпуска устанавливались польские антивандальные сидения.

17. Контактно-аккумуляторный электровоз ЭКА-01.

18. Наружная мойка вагонов в большей своей части происходит механизировано. Но так как автоматически помыть лобовую часть не получается, то специально обученные люди делают это со специального помоста (виден слева на фотографии.)

19. Ремонтный цех. В субботу тут тишина и покой.

20. На территории депо есть две платформы для одного вагона, здесь можно сесть на поезд и попасть в метро бесплатно:))

21. Что я и сделал. Поезд едет на обычную станцию метро Автово.

22. Станция метро Автово.

Огромное спасибо организаторам экскурсии за возможность посетить депо. Экскурсоводу отдельное огромное спасибо за массу интересной информации и хорошее настроение.

Сегодня представляю Вашему вниманию большой фотопост о посещении старейшего Ленинградско-Петербургского электродепо метрополитена ТЧ-1 "Автово".
Электродепо ТЧ-1 "Автово" было открыто в декабре 1955 года - месяцем позже открытия первой очереди Ленинградского метрополитена и успешно работает по настоящий день.
Отправимся в прогулку по депо?

01. Общий вид на главные постройки электродепо "Автово"

02. Заходим в депо через проходную и практически сразу пересекаем отдельно лежащий тупиковый путь, предназначенный для обкатки составов.

03. Помимо пассажирских вагонов, в депо имеется огромное количество мотовозов различного назначения

04. Депо для мотовозов

05. Мотовозы осуществляют служебные перевозки по метрополитену преимущественно в ночное время. Приводятся в движение мотовозы от двигателя внутреннего сгорания - ночью контактный рельс в метро отключен.

06. На главных путях, ведущих от рампового участка к вееру депо, располагаются две коротенькие пассажирские платформы: на работу в депо не обязательно приезжать автомобилем, можно отправиться в депо и со станции "Автово" поездом, уходящим с линии. Соответственно, и уехать из депо в метро также возможно.
За платформой и деревьями можно увидеть контур контактно-аккумуляторного электровоза.

07. Вид на рампу - то есть, "въезд в тоннель"

08. А это - веер депо. Нефы депо строились постепенно, по мере увеличения длины составов и количества обслуживаемых вагонов...

09. Административное здание.

10. Еще раз веер депо:)

11. Вагоны в депо не только эксплуатируются, но и утилизируются. Вагон 3701 на фото - исторический. Это был первый Мытищенский вагон типа "Ем".

13. Вид от здания депо в сторону пассажирских платформ и рампового участка

14. И еще одно фото утилизации... Этот вагон проработал на линии 48 лет.

15. Теперь зайдем в само депо. Осмотр начинаем с канав аварийной службы метрополитена, где также находятся пара ретро-вагонов.

16. Служебный вагон, переоборудованный из вагона типа "Д" №823.

17. По окончанию линейной эксплуатации, вагон был переделан в восстановительный поезд. Использовался по назначению всего один раз - в начале 90-х годов при сходе с рельсов поезда на перегоне "Балтийская" - "Нарвская". Из-за насыщения разным восстановительным оборудованием, этот вагон получился очень тяжелым - его был не в силах тянуть в нормальном режиме контактно-аккумуляторный электровоз.

18. В итоге, оборудование с этого вагона сняли и переставили по отдельности на различные другие мотовозы. Вагон же этот теперь планируется к восстановлению в музей метрополитена.

19. Еще один вагон - экспонат музея метрополитена. Вагон типа "В". Вагон производства 1927 (!) года.
Интересен этот вагон тем, что в пассажирской эксплуатации такие вагоны в Петербурге не работали, были такие вагоны только служебными. А сам вагон - немецкий. После Великой Отечественной Войны по репарации такие вагоны были вывезены из Берлина и отправились работать в Москве (после некоторого переустройства).

20. В Ленинградском метрополитене этот вагон работал как контактно-аккумуляторный электровоз ЭД-01, после окончания эксплуатации было решено превратить вагон в музейный экспонат. Еще одна отличительная особенность этого вагона - он трехдверный (по каждому борту).

21. Вид на торцевую часть вагона. В Москве этот вагон работал с 1945 по 1964 года.

22. Полуавтоматические двери в вагоне первой половины 20-го века! Это некий аналог нынешнего адресного открывания дверей в подвижном составе

23. При прибытии на станцию пассажир за ручки сам открывал себе дверь. Закрывались двери автоматически машинистом из кабины управления.

24. Салон отреставрированного вагона. По словам реставраторов, вагон не в полной степени соответствует оригиналу, так как восстановление вагона производилось из внутренних средств самого депо своими же силами. Но все равно объем работ и качество впечатляют!

25. Естественная вентиляция:)

26. Пульт управления вагоном тоже не историчен, но и не самый новый.

27. Вид на вагон типа "В" и на аварийно-восстановительную технику метрополитена.

28. Тележка вагона - массивность, клепка... Одной из проблем приведения бывших Берлинских вагонов в эксплуатационный вид в Москве была разница в ширине колеи. Тележки переделывались с колеи 1435 мм на колею 1524 мм...

29. Еще немного аварийной техники.

30. Но мы отправляемся дальше по метродепо - к линейным вагонам семейства "Ем", которые эксплуатируются в депо "Автово". Средний возраст вагонов в этом электродепо - порядка 45 лет.

31. Отличительная особенность депо относительно станций и тоннелей метрополитена - отсутствие третьего рельса снизу. На "канаву" поезда заезжают накатом. Для вывода поезда из депо, токоприемники вагона соединяются со специальными удочками - ее видно на фото свисающей с потолка, удочки запитываются от контактного рельса, проложенного под потолком депо. Также на этом фото можно увидеть и токоприемник вагона - выступающую лапу, расположенную в центральной части тележки. Кстати, второй вагон на фото, с номером 3082 - самый старый вагона типа "Е" на территории бывшего СССР!

32. Какое же депо без посещения кабины машиниста? Фотография кабины - всего одна, так как это место для экскурсантов - как медом намазанное, мало кто хотел его быстро покидать!

33. Во время стоянки метровагонов в депо, их торцевые двери открыты для сквозного прохода

34. Поезд в полной восьмивагонной составности...

35. Много-много кабин...

36. Еще один взгляд на тележку вагона и лапу токоприемника

37. Отцепленный вагон...

38. Три богатыря!

39. Промежуточные вагоны с кабиной управления - без фарных блоков...

40. Еще один исторический вагон, который может пополнить коллекцию музея метро. К сожалению, нормально заснять вагон не получилось. Это вагон типа "Г". Такие вагоны выпускались Мытищенским машиностроительным заводом в 1939-1940 и в 1947 - 1955 годах.

44. Мойка для метровагонов - она расположена в дальней части фото. Ближе к фотографу - сушильная камера на 9 вагонов.

45. В сером окрасе - будущий ретро-состав Петербургского метрополитена. Состав, состоящий из четырех вагонов типа Е и Ем с линкрустовыми стенами готовится к празднованию 60-летию метрополитена в следующем году. Вагоны будут окрашены исторично - синий низ и салатовый верх.

46. Так... Мы с Вами находимся в депо ТЧ-1,а на фото есть поезд из ТЧ-5! Что это такое? Все дело в том, что депо ТЧ-5 "Невское", которое обслуживает Невско-Василеостровскую и Правобережную линии, не может вместить в себя необходимое количество подвижного состава, поэтому некоторые поезда третьей линии ездят на отстой и обслуживание в "Автово".
Хотя, по сути, депо "Автово" сейчас полностью обслуживает только первую линию. Но в период с 1955 по 1972 года это депо было единственным в городе, а с 1967 по 1972 года депо занималось обслуживанием сразу трех линий! за приглашение на экскурсию и экскурсионному бюро " Теона " за организацию подобных мероприятий!