Биографии Характеристики Анализ

Традиционные лодки: драккары. Последние драккары в музее кораблей викингов

Рассмотрим три типа кораблей Древней Скандинавии: кнорр, карви, драккар.

Кнорр

В распоряжении учёных есть отлично сохранившийся кнорр, Скульделев-1. Археологи извлеки 60-70% материала Оттара (его второе название). Длина кнорра — 15.8м, ширина — 4.8м, грузоподъёмность — 26 тонн.

© Музей викингов в Roskilde, Фото: Werner Karrasch

Учёные выяснили, что для управления таким кораблём необходим экипаж из 5-8 человек. И напомним, что посередине корабля находился большой грузовой отсек.

Это значит, что вместительность корабля зависит от назначения его использования в данный момент.

Если это перегон груза — 5-8 человек экипажа и несколько дополнительных воинов для защиты — 4-5. Основное пространство максимально забито грузом. Всего — максимум 12-13 человек.

Если это колонизация новой территории, то также нужно использовать пространство максимально для пожитков поселенцев. Сага о Эрике Рыжем нам подсказывает, что в переход из Исландии в Гренландию отправилось 300 человек на 25-и судах. Получаем те же 12 человек на судно. Здесть нужно отметить, что эти судна были максимально вместительными и надёжными для перехода по сложным маршрутам.

Но а если рассматривать просто перевозку людей, то, судя по пространству, это максимум 25-30 человек в зависимости от уровня требуемого комфорта прогулки. Хотя это и противоречит прямому предназначение судна.


© Музей викингов в Roskilde, Фото: Werner Karrasch

Карви

Карви, универсальный корабль. Его соотношение длина-ширина: 4 к 1. Это ключевой параметр для понимания возможного размещения экипажа. Т.к. корабль получается шире, то и вместительность корабля больше. Потому что у лонгшипов (драккаров) соотношение 7 к 1. И когда судно идёт на вёслах места для количества людей большего, чем которое находится у вёсел, фактически нет. Ну а у карви совсем другая ситуация.

Яркие представители карви — корабли из Усеберга (Осеберга) и Гокстада.


Реплика Усебергской ладьи

Усебергкий карви — 21.58м в длину и 5.10м в ширину. Нёс 15 пар вёсел. Экипаж — до 60 человек.


На этом снимки реплики Гокстадской ладьи можно хорошо оценить размеры палубы

Гокстадская ладья — 23.80м в длину и 5.10м в ширину. 16 пар вёсел. Экипаж — 60-70 человек.

Цифры экипажа для этих кораблей — максимально возможные. Когда в походе не нужен был лишний груз и на борту было достаточно людей, чтобы идти на вёслах в две смены.

Для карви или судов, которые достигают в ширину 5 или более метров можно смело использовать формулу для подсчёта вместительности ладьи: количество гребцов x 2.

Лонгшипы или драккары

Как уже говорилось, соотношения длины и ширины боевого лонгшипа: 7 к 1. И, чтобы говорить об их вместительности, нужно изучить длину корабля и его оснащение вёслами.

Яркий, хорошо сохранившийся представитель с большим количеством реплик — Скульделев-2. Типичный лонгшип длиной в 30м, шириной в 3.80м.


© modelships.de

На борту 56-60 вёсел. Экипаж — 70-80 человек.

Соотношение длина корабля — количество экипажа не такое хорошее, как у карви. Но зато скорость — потрясающие 20 узлов!

Роскилле-6 или Роскильде-6 — самый длинный из найденных драккаров. 36 метров, ширина — 3.50м. Это 39-и баночный корабль по количеству пар вёсел. На борту 78 гребцов или около 100 воинов. Гигантский корабль!


Каркас Роскильде-6 в берлинском музее

До находки драккара Роскильде-6 в сагах упоминались такие гиганты, как «Длиннай змей», принадлежавший Олафу Трюггвассону (34-баночный) и «Большой Дракон», принадлежавший Харальду Хардрада (Прекрасноволосый) (35-баночный).

Скорее всего, Роскильде-6 принадлежал великому датскому конунгу, которым был, естественно, Кнут Великий.

В конце концов мы можем написать формулу, по которой можно примерно вычислить вместительность лонгшипа, драккара: количество вёсел x 1.33.

Итоги

Вместительность кнарров (океанский торговых кораблей) — около 12 человек с полным грузовым отсеком.

Вместительность универсальных кораблей — карви — примерно 70-80 человек.

Вместительность драккара зависит от количества гребцов. Диапазон лонгшипов — от 13 пар вёсел (13-и баночный) до 39 пар (Роскильде-6). Т.е. от 35 человек до 100. Но по данным учёных большинство драккаров, которые использовались в эпоху викингов в составе армий — 20-25 баночные. Т.е. 55 — 70 человек. Это самые честные цифры, если брать среднестатический быстроходный корабль в составе армии викингов.

К последнему типу лодок можно отнести и скандинавские драккары – корабли викингов. Такие суда сейчас редко повстречаешь на водных просторах, хотя когда-то они бороздили моря и океаны, а не только прибрежные воды Норвегии, и, как утверждают историки, даже достигли берегов Америки ранее каравелл Колумба.

«Драконы» из норвежских фьордов

В переводе с норвежского название викингов звучит как «корабль-дракон», что связано с характерными устрашающими украшениями в виде резных скульптур (чаще всего именно драконов) в носовой части таких судов. Иное название драккаров – Langskip, т.е. «длинные корабли», что также связано с особенностями судостроения скандинавов, делающих свои деревянные суда узкими (шириной до 2,6 м), длинными (от 35 до 60 м), с высоко поднятой загнутой кормой и носом. Драккарами также называли и всю флотилию скандинавских боевых кораблей, на которых викинги осуществляли свои набеги с моря на чужеземные территории.

Это интересно! Набалдашник в виде головы дракона было принято убирать с носа драккара, когда судно приближалось к дружественным землям. Викинги верили, что так они смогут избежать гнева добрых духов. Кроме того, такие «украшения» присутствовали только на боевых драккарах, тогда как аналогичные рыбацкие и торговые суда викингов не имели ничего подобного.

Перемещались драккары по водным просторам посредством гребли вёслами (на особо больших судах насчитывалось до 30-35 пар вёсел), а также содействия попутного ветра, дующего в распростёртый посреди судна прямоугольный (реже квадратной формы) парус. Паруса изготавливались из овечьей шерсти. На одно обширное полотнище могло уйти до 2 тонн шерсти и пару лет работы по его созданию, поэтому паруса были весьма ценной составляющей драккаров.

Управление же осуществлялось за счёт рулевого весла, установленного по правому борту судна. При наличии таких «двигателей» драккары могли развивать скорость до 10-12 узлов, что по тем временам могло быть приравнено к довольно высоким «техническим показателям». Лодки викингов могли перемещаться как по узким заливам, так и по широким морским просторам. Доподлинно известно, что скандинавские драккары достигали берегов Гренландии и , и даже побережья Северной Америки (что впоследствии было уже не раз доказано повторением маршрута на аналогичных судах-репликах).

Это интересно! Помимо драккаров, у викингов были ещё и снеккары – «корабли-змеи», обладавшие меньшими габаритами и способные развивать скорость до 15-20 узлов, и кнорры – торговые корабли. Кнорры были шире драккаров, но при этом развивали меньшую скорость и не предназначались для хождения по речному мелководью.

Обладавшие низкими бортами драккары нередко сливались с высокими волнами, что позволяло викингам осуществлять внезапную высадку на берег, будучи совершенно не ожидаемыми противниками. Вполне вероятно, что и наименование «викинги», дословно звучащее как «люди из », также возникло по причине внезапно возникающих из прибрежных заливов кораблей с устрашающими драконьими головами.

Драккар – дом викинга

Драккары были деревянными судами, при постройке которых предпочтение отдавалось ясеню, дубу и сосне. Для изготовления киля и шпангоута изначально выбирались деревья, обладающие естественными изгибами. Для бортовой обшивки использовали исключительно дубовые доски, которые накладывались внахлёст. Кроме того, по бокам судно было защищено щитами.

Это интересно! Считалось, что для постройки драккара достаточно наличия лишь топора (или же нескольких его разновидностей), хотя нередко использовались и другие инструменты.

Скандинавы считали корабль своим домом. Подобно коню для кочевника, корабль для викингов был главным сокровищем, за которое не жалко было и жизнь отдать в схватке с врагами. Даже в последний путь скандинавских конунгов (вождей племён) отправляли именно в драккарах. Некоторые сохранившиеся до наших дней погребальные суда можно увидеть в в Норвегии.

Об особо трепетном отношении викингов к своим кораблям свидетельствуют и оригинальные наименования драккаров: «Лев волн», «Морской змей», «Конь ветра» и т.п., которые известны из древних скандинавских саг. И мореходные качества этих судов вполне оправдывали столь поэтичные наименования. Когда в 1893 году копия средневекового драккара, получившая название «Викинг», за 27 дней, обогнав при этом иные парусные суда, было наглядно доказано, что с кораблями викингов во времена их существования за лучшие мореходные качества мало кто мог бы посостязаться.

Корабли из скандинавских саг в наши дни

Строчки из песни Хэтфилда «Медленно драккары уплывают в даль, в стречи с ними ты уже не жди…» напоминают, что эпоха викингов и драккаров давно канула в Лету, но находятся энтузиасты, неравнодушные к историческому наследию скандинавов, которые пытаются воссоздать кусочек прошлого в настоящем.

К примеру, самый большой драккар современности – , на строительство (а точнее – воссоздание древней копии) которого ушло почти 5 лет, был создан специально для пересечения Атлантики и возможности наглядно доказать, что корабли викингов могли достичь побережья Северной Америки (что и было осуществлено летом этого года).

Это интересно! На набережной Выборга можно увидеть типичные драккары викингов с необычной историей.

Суда не историческое, а созданные на судостроительном заводе Петрозаводска специально для съёмок фильма «И на камнях растут деревья» (1984 г.), которые проходили в этом городе. За образец был взят реально существовавший Гокстадский корабль. Режиссёр фильма Станислав Ростоцкий после завершения съёмок подарил лодку жителям города в благодарность за помощь в съёмках картины. Но сейчас уже можно полюбоваться лишь на новые модели – созданные в 2009 г. на верфи Выборга на замену почерневшим «киношным» кораблям.

Многие любители исторических реконструкций неоднократно принимают попытки воссоздать тот или иной реально существовавший скандинавский драккар, используя те же простейшие технологии судостроения викингов. Для примера, на воссоздание одного из наиболее известных в истории драккаров – 30-метрового «Havhingsten fra Glendalough» потребовалось порядка 300 дубов, 7000 гвоздей, 600 л смолы (все изготовленные викингами суда пропитывались смолой) и 2 км канатов.

Реконструкции исторических судов викингов пользуются популярностью среди жителей Дании и , но чаще всего реконструируют не драккары, а снеккары, на которые не требуются большие команды для управления.

Викинги хоть и вошли в историю как морские грабители, не хуже пиратов Карибского моря, но можно сказать, что их кораблестроительные традиции послужили базовой основной для создания средневековых Западной Европы, взявшей на вооружение успешные конструкции скандинавских драккаров.

Парусник «Харальд Хорфагре» (Harald Hirfagre), названный в честь короля, объединившего Норвегию в IX-X веках, завершил основную часть трансатлантического перехода в порту Cейнт Энтони на острове Ньюфаундланд в 60 километрах (40 милях) от побережья материковой Канады, сообщил интернет-сайт экспедиции.

26 апреля драккар «Харальд Хорфагре» поднял парус в порту норвежской коммунны Хёугесунн, а 1 июня вошел в порт Святого Антона канадского острова Ньюфаундленд. Впервые подобное судно современной постройки прошло путем древних скандинавов - первооткрывателей Америки.

По дороге драккар причаливал в Шетландии, на Фарерских островах и в Гренландии. Этим путем плавали древние скандинавы; тех, которые покидали родную землю для торговли или грабежа или исследования, они называли vikingr - «ушедший в поход». Отсюда появилось слово «викинги», которым мы теперь называем все древнее население Скандинавии и Северной Европы - предков современных шведов, датчан и норвежцев. Задача тех, кто стоял на палубе, состояла в том, чтобы пройти путем Лейфа Эриксона, мореплавателя, достигшего берегов Америки в 1000 году, за полтысячи лет до Колумба.

«Я горжусь командой и тем, чего мы достигли во время пути. Это не было легко, мы столкнулись с большим количеством проблем на протяжении этого похода, но команда сохраняла бодрость духа и усердно трудилась на протяжении всего путешествия», – сказал капитан корабля швед Бьорн Ахландер (Bjorn Ahlander). Под его началом в поход через Северную Атлантику из Скандинавии отправились более трёх десятков человек из Норвегии, Швеции, США, Канады, Эстонии, России, Испании, Франции и Великобритании.

«Это всё началось, как мечта построить большой, способный ходить по морю корабль викингов, такой, о каких рассказывают в древненорвежских сагах. Драккар «Харальд Хорфагре» стал теперь реальностью, пройдя непростой путь через Северную Атлантику. Это воплотившаяся мечта», – рассказал норвежский бизнесмен и любитель истории Сигур Осе (Sigurd Aase). Он мечтал построить настоящую ладью северных воинов, «как в сагах», и не пожалел денег на воплощение своей мечты.

Строительство самого большого драккара современности началось в 2010 году. Через два года корабль 35-ти метров в длину, восьми метров в ширину был спущен на воду. Его мачта имеет высоту 24 метра (для сравнения, пятиэтажная хрущевка - это 16 метров высоты).

Ещё через четыре года, 26 апреля 2016 года драккар вышел из норвежского порта Хёугесунн (Haugesund), древней столицы викингов, к берегам Винланда (Vinland), как они называли Северную Америку. Под парусом и на вёслах «Харальд Хорфагре» дошёл сначала до Шетландских, потом до Фарерских островов, затем достиг Исландии, а после неё – Гренладнии. На самом большом острове в мире экипаж отпраздновал свадьбу двоих членов команды.

На пути капитана Бьорна Ахландера встала суровая северная Атлантика. По пути к Гренландии «Харальду Хорфагре» пришлось бороться с волнами, преодолевать льды, противостоять штормам и дождям. Буйство стихий сменялось тёплой солнечной погодой и спокойным морем. Самым сложным, как и предвидел капитан Ахландер перед выходом из Норвегии, оказался последний участок пути – от Гренландии до Ньюфаундленда - с айсбергами, туманами и непредсказуемыми ветрами.

Команде драккара пришлось маневрировать между айсбергами при переменчивом ветре и неожиданно опускающихся туманах. На паруснике было современное оборудование, но команда пользовалась и навигационными инструментами далёких предков. Вместе с драккаром через Атлантику шло судно сопровождения, всегда готовое оказать помощь, которая, к счастью, не потребовалась.

Добравшись до берегов Америки путешественники не намерены останавливаться. «Харальд Хорфагре» пройдёт вдоль восточного побережья материка, а затем двинется в его глубь по системе связанных между собой Великих озёр, заходя в расположенные на их берегах города Канады и США. К середине сентября путешественники планируют вернуться на атлантическое побережье Соединённых Штатов, в Нью-Йорк.

«Харальд Хорфагре» - самый большой из современных драккаров. О таких огромных деревянных кораблях рассказывают саги. При строительстве ориентировались на Гокстадский корабль IX века - самый хорошо сохранившийся из древних драккаров, а так же на до сих пор сохранившиеся норвежские традиции строительства рыбацких лодок. Конечно, гиганта сложно назвать настоящей реконструкцией (хотя бы потому, что на нем установлен мотор), но впечатление он точно производит.

Куратором и владельцем проекта Draken Harald Hirfagre (драккар «Харальд Хорфагре») является Сигурд Аасе.

И еще немного фото

Драккар (норв. Drakkar , от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль» - так сегодня называют деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. В Европе его ещё называют также и Draka/Dreka в зависимости от языка.

Характеристика

Изображение воинов в драккаре на Стура-хаммарском камне I

Размеры драккаров варьировались от десяти до 19 метров, а позже с развитием кораблестроения стали достигать и до 30 метров. Драккары использовались как и для повседневных задач,к примеру торговли, так и для военных целей (чаще всего для последнего), а также для дальних морских плаваний, которые стали возможными из за особой конструкцией корабля. На драккарах викинги впервые доплыли до берегов Исландии, Англии, Гренландии и Северной Америки.

Головы резных драконов установленные на носу часто давали понять какого было социальное и финансовое положение хозяина корабля. Т.к. в силу статуса и возможностей головы драконов украшались по разному. Голова дракона на носу корабля ещё использовалась для устрашения врагов. Особенно это получалось при набегах на новые земли. К примеру когда викинги впервые отправились в Западные земли, они приплыли к берегам ещё не известной страны – это была Нортумбрия.

Когда корабль викингов подплыл к берегу, его заметили монахи и испугались одного лишь вида корабля с драконом на носу. Они тогда посчитали что это дьяволы спустились с на землю чтобы наказать христиан за их грехи. Солдаты же увидев такие корабли часто бросали свои посты и бежали.

Безопасность и успех в плавании во многом зависели от конструкции и свойств тех кораблей, которыми пользовались викинги – их прочности и устойчивости, мореходности, грузоподъемности. Именно в эпоху Средневековья кораблестроение меняет в корне мореплавание. Драккары легендарных северных воинов и путешественников – викингов, являются ярким примером этих изменений. Изобилие дерева – дуба и сосны, а также наличие первоклассной железной руды, позволявшей скандинавам делать отличные железные орудия, способствовали быстрому строительству множества кораблей. Которые и стали настоящей основой их цивилизации. Боевые корабли именовались «драккар» (дракон).

У многих хевдингов (знатных норманнов) корабли имели вышитые золотом пурпурные паруса, а на золоченых мачтах у них были золотые фонари или флюгера в виде птиц с расправленными крыльями. Важным достоинством драккара был киль – продольная балка из цельного ствола дуба, идущая по всему днищу от носа до кормы. Киль давал кораблю прочность и устойчивость на волне и позволял выволакивать судно на берег не повреждая обшивку.

Посреди судна была одна мачта высотой 10-12 метров, которую в безветрие можно было убрать и хранить на палубе. Длина весел могла составлять 4-6 м, количество гребцов от 14 до 20 рядов и даже более. Рулевое весло, которое поворачивали при помощи короткой поперечной рукоятки – румпеля, – обычно располагалось на корме справа.

Драккары были очень хорошо сконструированы что позволяло плавать по рекам и фиордам. По этой же причине драккары позволяли высадить войска в глубине вражеской территории. Низкие борта делали драккар слабо различимым на фоне морских волн, что позволяло сливаться с волнами.

Некоторые драккары, обнаруженные при археологических раскопках и тщательно восстановленные, сохранились до наших дней. Ныне они экспонируются в музеях кораблей викингов в Норвегии и Дании.

Борта драккара прикрывались щитами, чтобы защитить гребцов. На палубе не было ничего, что утяжеляло бы корабль. Похожее по конструкции торговое судно викингов – кнорр могло перевозить даже скот.

Ученым известно об этом благодаря самой знаменитой вышивке Средневековья – «ковру королевы Матильды», обессмертившей подвиги своего мужа, короля Вильгельма I Завоевателя.

На сохранившейся до нашего времени огромной полосе холста длиной 68,3 м и шириной 50 см («Байенское полотно») вышиты 58 сцен завоевания Англии Вильгельмом I Завоевателем.

На этом полотне были вышиты и корабли, на которых Вильгельм I перевозил свое войско из Нормандии в Англию. Хорошо видны полосатые паруса, мачты, украшенные «золотыми» флюгерами – указателями ветра, сделанными, скорее всего, из прорезной позолоченной жести. Тогда, в 1066 г., для перевозки войск и конницы, Вильгельм I собрал целый флот из более чем 100 драккаров, на которых и пересек пролив Ла-Манш. Из за своей конструкции на драккарах было возможно заходить на самое мелководье, что позволяло воинам быстро покидать корабли.

Разновидности драккаров

Норвежцы оспорили первенство Колумба в открытии Америки, приплыв в Чикаго на точной копии гокстадского драккара.

Одним из представителей драккаров можно назвать Гокстадский корабль (норв. Gоkstadskipet ) - этот тип кораблей викингов 9 века чаще всего использовался как погребальный корабль. Обнаруженный в 1880 году в кургане на берегу норвежского Саннефьорда (губерния Вестфолл). Это корабль из Гокстада, выставлен в музее драккаров, имеет длину примерно 23 м и ширину 5,1 м. Парусное вооружение состоит из одного большого рейкового паруса, сшитого из вертикальных полотнищ. Длина гребного весла составляет 5,5 м.

Красивое и стройное судно с круто приподнятой с обеих сторон линией борта было построено целиком из дуба и богато орнаментировано. Отличную мореходность этого типа судов доказали 12 молодых норвежцев в 1893 году. Они построили точную копию гокстадского корабля, после чего они пересекли Северную Атлантику и прибыли в Чикаго на Колумбовскую выставку, корабль показал среднюю скорость хода 9-10 узлов, что было очень хорошим показателем и для более поздних больших парусных судов.

Осебергская ладья.

Осебергский корабль - дубовый корабль викингов (шнекккар), обнаруженный в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл. Судно было выкопано из земли и со всем содержимым находится в музее драккаров в Осло. Судя по найденным данным данным, корабль был спущен на воду около 820 года и до 834 года был задействован в прибрежных водах, после же был использован как погребальный корабль.

Длина корабля 21,6 метра, ширина 5,1 метра, размер мачты мог колебаться от 6 до 10 м. При площади паруса в 90 м² корабль мог развивать скорость до 10 узлов. 15 пар бочек говорит о том, что на корабле было окало 30 гребцов. Нос и корма были разрисованы в виде сплетённых животных.

Хоть курган и был разграблен ещё в Средние века, археологи смогли обнаружить в судне останки двух женщин высокого социального положения (молодой и старой), фрагменты восточных шелковых тканей, неплохо сохранившуюся деревянную телегу и даже кости павлина. Это говорит о процветающей торговле.

Скандинавские ученые очень долго пытались связать этих женщин с династией Инглингов. Но предварительный анализ ДНК указывает на то, что младшая из них имела гаплогруппу U7, которая практически отсутствует среди европейцев, но часто встречается на Ближнем Востоке, особенно среди иранцев.

Тюнский корабль, экспозиция в музее

Тюнский корабль (норв. Tuneskipet ) - этот корабль 10 века викинги использовали для погребальных мероприятий. Обнаружен в 1867 году археологом Олуфом Рюгев лодочном кургане на ферме Хауген в деревне Рольвсей в Тюне, Эстфолл, Норвегия. Выставлен в Музее драккаров, Осло.

Корабль был построен приблизительно в 900 году н. э., обшивка выполнена из дуба внахлест. Судно сохранилось частично, и вероятно было 22 метра в длину с одиннадцатью или двенадцатью рядами весел. Ширина судна - 4,35 метра, длина киля - 14 метров. Корабль представляет собой массивную конструкцию со шпангоутами из не гнутых брёвен соответствующей формы, толстыми балками и цельным релингом.

Команда

Количество человек на корабле зависело от размеров самого судна. За каждым веслом сидел один гребец. Капитан и его помощники тоже составляли часть команды. Когда викинги уходили на драккарах в походы, то он становился для них домом, где у каждого викинга было своё место. В военных походах на драккарах перевозилось гораздо больше людей. Известны случаи когда драккары перевозили сравнительно большие отряды (до полутора сотен воинов-викингов), однако в этом случае корабли чаще всего плавали в прибрежных водах, а на ночь отряды всегда высаживались на берег.

Постройка

Вот как крепилась обшивка на драккарах.

Драккары строились из древесины многих пород, среди которых наиболее важны были ясень, сосна и дуб. Кораблестроители специально выбирали деревья с естественными изгибами для киля и шпангоутов для судов викингов. Как только дерево срубали, не ждали когда оно высохнет, дерево расщепляли клиньями пополам, а затем полученные заготовки расщепляли далее, исключительно вдоль волокон. Получившиеся доски можно было изгибать, не боясь что они треснут. Для придания доскам дополнительной гибкости их смачивали водой и держали над огнем. Важнейшим инструментом был плотницкий топор. Считалось, что для постройки корабля достаточно его одного, однако применяли и другие инструменты: долота, сверла и другие.

Для обшивки использовались доски, укладывавшиеся внахлёст. Смотря какая была традиция строителей, доски скреплялись с помощью железных гвоздей и заклёпок, деревянными гвоздями или даже связывались. Затем вся конструкция, точно так же, как и сейчас, конопатилась и смолилась. Таким образом, при движении по воде создавалась воздушная прослойка, что повышало стабильность, устойчивость и скорость движения: чем больше становилась скорость, тем устойчивее и ровнее двигался корабль.

Строительство Драккаров в наши дни

Различные исторические организации пробовали воссоздать тот или иной корабль по оригинальным технологиям. К примеру, «Морской конь из Глендалу» (дат. Havhingsten fra Glendalоugh ), 30-метровый боевой корабль, является практически точной копией корабля Skuldelev II, построенного в 1042 году в Ирландии и затонувшего в конце XI века в датском фьорде Роскильде (корабль назван в честь поселка Скульделев, неподалёку от которого в 1962 году морские археологи нашли на дне фьорда остатки 5 кораблей). На создание «Морского коня из Глендалу» было потрачено около 300 дубовых стволов, 7000 железных гвоздей и заклёпок, 600 литров смолы и 2 км канатов.

Для изучения некоторых Знаний в Оракуле нужны особые предметы.

Тотем — предмет, необходимый для изучения Знаний в категории “Войска VI тира”. Его можно получить за достижение контрольных точек в Соревнованиях и за призовые места в рейтингах Лиги Генералов, Лиги Магистров (в клановых Соревнованиях) и Лиги Одина (в личных Соревнованиях).

Обсидиан — с помощью этого предмета изучаются Знания категории “Войска VII тира”. Он выдается в качестве награды за достижение контрольных точек в Соревнованиях и за призовые места в рейтингах Лиги Асгарда. Также Обсидиан можно найти в Сундуках богов, которые выпадают за добычу ресурсов в локациях “Дары богов” 8 и 9 уровня.

Манускрипт — предмет, который нужен для изучения некоторых Знаний в Оракуле. Его можно добыть, выполняя личные Задания, или приобрести в Магазине Клана за очки Лояльности. Кроме того, есть шанс выбить Манускрипты из Убер Захватчиков, вероятность их выпадения зависит от Навыков Героя, изученных Знаний, экипировки и бустов, увеличивающих боевые показатели Героя в борьбе с Захватчиками.

Все вышеперечисленные предметы можно также приобрести в составе банковских предложений.

Тотемы, Обсидиан и Манускрипты, которые у вас есть, отображаются в разделе “Ресурсы” во вкладке “Мои предметы”. Их нельзя применять из Магазина предметов и вкладки “Мои предметы”.