Биографии Характеристики Анализ

Творческий процесс и творчество в организации. Теоретические аспекты технологии и организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Челябинская государственная академия культуры и искусств”

Культурологический факультет

Кафедра культурологии и социологии

Контрольная работа

по дисциплине:

Технологии организации художественного творчества

Технологии организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе

Выполнила:

Андронова Татьяна Владимировна

Челябинск, 2010

Введение

Современная культурная ситуация показывает, что изменяющийся мир требует перемен в самой личности, другого типа личности, человека - носителя определенных качеств: выносливости, дисциплинированности, уверенности, сильной воли, умения отстоять собственную точку зрения. Жизнь в информационном обществе становится все разнообразнее и сложнее и требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, стремления к общению и взаимодействию с другими людьми.

Названные качества, прежде всего, развиваются в коллективе при взаимодействии с другими людьми, что заставляет обратить внимание на технологии организации художественно-творческого процесса в коллективе. Изучив литературу по исследованиям ученых советского времени, таких как Л. Жирнова, А.С. Каргин, Е.И. Смирновой, Соколовский, Б.А. Титов, Ю. Цагарелли можно заметить, что «на первый план выступает проблема воспитания людей грамотных, творчески активных, духовно богатых и задача формирования всесторонне развитой личности. Огромную роль в решении ее играет художественная самодеятельность, призванная посредством искусства идейно - эстетически воспитывать широкие массы своих участников».

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения и разработки наиболее эффективных технологий организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе.

Для раскрытия рассматриваемой темы, помимо названных авторов, следует обратиться к современным периодическим изданиям, таким как «Дополнительное образование и воспитание», «Клуб», «Дом культуры», «Социс», так как в них прослеживаются современные тенденции технологии организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе.

Цель данной работы - изучить и наглядно представить технологии организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе.

Изучить литературу по исследуемой теме;

Раскрыть сущность технологий художественно-творческого процесса;

Обосновать роль руководителя в организации художественно-творческого процесса;

Рассмотреть понятие самодеятельного коллектива и выявить специфику хореографического коллектива;

Определить влияние психолого-педагогических особенностей юношества на формирование соответствующих технологий художественно-творческого процесса;

Охарактеризовать образцовый коллектив хореографическую студию «Фантазия» ДК ЖД г. Челябинск;

Выявить используемые технологии художественно-творческого процесса в деятельности старшей группы образцового коллектива хореографической студии «Фантазия» ДК ЖД.

1. Теоретические аспекты технологии и организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе

1.1 Определение художественно-творческого процесса и роль руководителя в его организации

С древних времен художественное творчество было синкретичным, слитным с разными сферами и формами жизни народа. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.

Художественно-творческий процесс в настоящее время - одно из направлений всеобщего развития человечества, который отражает динамику художественного восприятия действительности, а также специфику его на каждой ступени культурно-исторического процесса. По наблюдению учителя музыки В.В. Александровой, метод художественно-творческого процесса - универсальный и общий для искусства метод.

Он требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний, творчества, развития способности к индивидуальному восприятию и творческой интерпретации.

По мнению А.С. Каргина, художественно-творческий процесс неразрывно связан с педагогическим (учебно-воспитательным) процессом, который реализуется благодаря вовлечению в художественно-творческую и социально-культурную деятельность.

Осуществляется рассматриваемая деятельность в условиях коллектива во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений, то есть занятиях творчеством.

Творчество - это процесс человеческой деятельности создающий качественно новые материальные и художественные ценности, либо оригинальной интерпретации уже существующего материала. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение. Творческая деятельность при этом определяется как осознанная, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности; создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т. п., способствующие дальнейшему развитию культуры. Стоит отметить, как утверждает Л.Д. Ивлева, для организации этих процессов, необходимо применение соответствующих технологий.

Технология - упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающая прогнозируемый и диагностируемый результат. Любая технология обладает средствами, формами, методами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность участников художественно-творческого процесса для достижения планированных результатов.

Рассмотрим отдельно каждую составляющую художественно-творческого процесса по классификации Е.И. Григорьевой.

Средства:

Устные (живое слово и сценическая речь);

Печатные (художественная и политическая литература, журналы);

Наглядные (афиши, плакаты, экспонаты, реликвии);

Технические (кино, радио, телевидение, аудио, видео);

Психолого-педагогические (игры, развлечения, общение, зрелища);

Искусство и самодеятельное творчество (оригинальные жанры, декоративно-прикладное, музыкальное, хореографическое, хоровое, театральное).

Все средства взаимосвязаны между собой и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, исходя из его возрастной категории.

1. Массовые - аукционы, фестивали, театрализованные представления, олимпиады, праздники.

2. Групповые - диспуты, кружки, круглые столы, любительские объединения и клубы по интересам, конференции.

3. Индивидуальные - беседы, занятость в секциях, консультации, занятия в кружках, интерактивные и компьютерные игры, консультации.

Выбор форм, их разработка и проведение - дело нелегкое и очень ответственное. Применительно к самодеятельному коллективу стоит отметить такие формы как репетиции (как групповые, так и индивидуальные), концерт (массовая).

Учебно-познавательной, самообразовательной деятельности (работа с литературными источниками, материалами прессы);

Формирования общественного сознания личности (убеждение, внушение, пример);

Включения в социально-культурную деятельность и формирование общественного поведения (практическое задание, вовлеченность в деятельность, соревнование, педагогическое требование, индивидуальное поручение);

Стимулирования социально-культурной активности (моральное, материальное, общественное порицание);

Социологических исследования (опрос, интервью, наблюдение, изучение документов, тестирование, эксперимент);

Для наиболее полной характеристики методов следует обратиться к классификации Ю.К. Бабанского. К составной части метода стимулирования добавляется создание ситуаций успеха, разъяснение немаловажным является применение метода контроля и самоконтроля за эффективностью художественно-творческой деятельности (устный, письменный, самоконтроль).

Активно используется в самодеятельных коллективах метод импровизации - проявление своих исполнительских умений вне зависимости от уровня их технической сформированности, показ возможностей своего воображения, фантазии.

Руководитель призван обеспечить определенную целями, конкретными условиями и возможностями каждого объединения работу. Анализируя профессиональную деятельность руководителя самодеятельного художественного коллектива, следует признать, что она является одной из наиболее сложных, комплексных.

Смирнова выделяет функции руководителя самодеятельного коллектива:

Исполнительно-организационная - организация конкретной деятельности (подготовка спектакля, дискуссии, осуществление поисковой работы), включает распределение работы и поручений, контроль за их выполнением и руководство деятельностью;

Воспитательная - использование интереса участников и самого процесса, характера деятельности для достижения педагогических результатов;

Планирование - целенаправленные усилий руководителя и всех участников;

Учебно-педагогическая - профессиональная подготовки участников к избранному виду деятельности;

Психологического руководства - руководство межличностными отношениями в группе, умение обеспечить хорошее настроение участников, предупреждать и разрешать внутренние конфликты, постигать и учитывать в деятельности индивидуальные особенности каждого участника. Целесообразно считать данную классификацию приемлемой и в настоящее время, с той особенностью, что воспитательная функция руководителя направлена в условиях современности на формирование нравственности, уверенности в себе, механизмов межличностного взаимодействия, иными словами гуманистических качеств личности.

Каргин рассматривает основной функцией - интерпретацию - грамотную, художественно оправданную передачу произведения. Разумно добавить к ней стимулирование - побуждение к художественно-творческой деятельности, а также создание ситуации успеха участника в коллективе, с другой стороны, можно отнести их к составляющей функции педагогического руководства.

Следовательно, нельзя не отметить, что участие в художественной самодеятельности - специфическая форма взаимодействия личности и искусства. Непосредственность вовлечения в художественную деятельность своеобразно сказывается на всей структуре отношений «человек - искусство», а затем и на отношениях «человек - окружающее». Формы, методы и средства культурной деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.

1.2 Понятие, признаки самодеятельного коллектива

Особенности хореографического коллектива.

Итак, мы подошли к понятию самодеятельного непрофессионального коллектива. Соломоник определяет коллектив как живой организм, который, по его мнению переживает все стадии жизнедеятельности организма. Это значит, что коллектив необходимо представлять как социальный организм, развитие которого существенно зависит от характера отношений его членов в процессе организации деятельности и общения.

В Российской педагогической энциклопедии «коллектив» (от лат. collectivеs - собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения».

Стоит обратиться к педагогическому опыту русского педагога и писателя А.С. Макаренко. Рассмотрим ряд принципов формирования результативного коллектива:

1. Единство цели и труда членов коллектива - коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации труда.

2. Большая "связанность" коллектива - Каждый был вынужденно связан с каждым и в разных отношениях. Коллектив не подавлял личность, давал возможность быстрой передачи опыта друг другу.

3. "Мажор" (активность) - проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и своем будущем.

4. Защита. Во внутренних отношениях будничной работы воспитанники могут сколько угодно "прижимать" друг друга, пробирать на общих собраниях, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия они должны отдавать должное каждому воспитаннику, прежде всего потому, что они члены одного коллектива, защищать его перед посторонними".

5. Торможение - сдержанность в движении, в слове, в критике и т. д. (особая форма торможения - проявление вежливости).

В самодеятельном коллективе, в обстановке взаимопомощи и взаимной поддержки личность получает возможность для максимальной самореализации, подлинного творчества, как внутреннего (творчество самого себя), так и внешнего (индивидуальной и оригинальной, активной деятельности, нужной и полезной для окружающих).

Основные этапы формирования коллектива (по Л.Д. Ивлевой):

Ценностно-ориентационный;

Развития инициативности и самодеятельности;

Превращение участника коллектива в субъект самовоспитания;

Превращение руководимой деятельности в осознанно направленный процесс сотворчества с руководителем коллектива.

Технология в данном случае - это способ самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию художественно-творческой деятельности - свободный, целевой выбор участниками коллектива и педагогами путей, способов, содержания и результата совместного общения.

По данным журнала «Дополнительное образование и воспитание» N 2 за 2010 год, в учреждениях дополнительного образования одним из самых распространенных и востребованных жанров является хореография. Хореография (от греч. choreo - танцую) - танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях. В современном словаре по искусству термин «хореография» - в первоначальном значении запись танца, способ его фиксации.

Среди видов искусства, оказывающих влияние на развитие художественно-творческих способностей, танец, пластика занимает особое место в связи с тем, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, свойственные танцевальному искусству, выполняющие информационные, коммуникативные и регулятивные функции стимулируют развитие способности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи. Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных движениях, несет в себе различные аспекты эстетического начала, способствующие, в свою очередь, развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и психотерапевтической сфер развития учащихся. Хореографический коллектив выполняет свое социально-педагогическое назначение в том случае, если решает две основные задачи: обучение исполнительскому мастерству участников художественной самодеятельности, формирование их творческих навыков и умений, эстетического вкуса с одной стороны и формирование нравственной культуры с другой стороны. Чтобы сбалансировать решение поставленных задач, Ю.И. Громов предлагает трехразовые занятия в коллективе, считая их наиболее эффективными для плодотворной работы. Хореографическое искусство представлено работой школ искусств, в домах и дворцах культуры обновляются формы деятельности, создаются студии, центры, клубы, театры танца. Уроки хореографии давно не редкость в общеобразовательных школах. Хореография - искусство коллективное, способствующее развитию с ранних лет чувства коллективизма, требовательности друг к другу, доброты, принципиальности. Любой художественный коллектив всегда стремится создать такую атмосферу, при которой эти качества развивались бы гармонично. К тому же, цели хореографического коллектива должны учитывать сегодняшние интересы участников и развиваться по мере формирования новых интересов. Цель педагога всегда должна быть впереди целей коллектива, но ни коем образом не противоречить. В этом - залог высокой результативности деятельности и постоянного интереса участников. Это - один из ведущих принципов жизнеспособности коллектива. Так считает Ф. Соломоник. Можно сделать вывод о том, что в процессе занятий в самодеятельном хореографическом коллективе реализуются потребности человека в художественно-творческой деятельности, его индивидуальные склонности и способности в конкретном виде творчества, формируется опыт концертной, исполнительской деятельности, развиваются эстетические и личностно значимые качества, что способствует формированию установок нравственной, духовной и социально зрелой личности.

1.3 Влияние психолого-педагогических особенностей юношества на применение технологий художественно-творческого процесса

Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако юность - относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность. В. С. Мухина определяет возрастные границы достаточно условными - от 15-16 до 21-25 лет. Это период характеризуется тем, что психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.

В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии, то есть выстраивание перспектив развития.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Именно в этот период времени самодеятельному творчеству отводится определенное место в жизнедеятельности человека, для одних она станет профессиональной деятельностью, и он продолжит обучение в средних и высших специализированных заведениях, а после создаст свой собственный самодеятельный коллектив, для других занятия художественно-творческой деятельностью приобретут направленность на досуг, то есть осуществляемую в свободное время.

Отсутствие возможности совмещать учебно-профессиональную деятельность и занятия в самодеятельном коллективе приведут к прекращению занятий в данном коллективе художественного творчества, что приходится именно на рассматриваемый возраст. Это побуждает руководителя обратить внимание на применение соответствующих форм, средств методов художественно-творческого процесса.

На первый план выступают такие методы как стимулирования социальной активности участника хореографического коллектива, способы вовлечения в творческий процесс, например путем получения участником возможности поучаствовать в создании новой хореографической постановки. С ним связан метод включения в творческий процесс, посредствам соревнования (участие в фестивалях, конкурсах). Соревновательный интерес следует из наличия цели, перспективы у юноши. Победа в соревновании дает уверенность в своих силах, к тому же, общественное признание.

Нельзя не отметить метод формирования сознания личности. Для этого применяется воспитание личным примером, когда руководитель является носителем определенных личностных качеств, авторитетом для участников коллектива, поскольку именно в этом возрасте усиливается подражание определенному «герою», которого юноши избирают для себя в качестве идеала.

Рассмотрим некоторые особенности юношества. И.В. Шаповаленко в книге «Возрастная психология» приводит содержание психологической готовности к самоопределению:

Сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека - члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

Становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления, хотя переопределение идентичности может происходить также в другие периоды жизни. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?».

В то же время в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Именно самодеятельный хореографический коллектив дает возможность работать в команде, потому что любая успешная постановка - это залог совокупного труда руководителя и участников. Кроме того, каждый участник имеет возможность проявить свою индивидуальность.

Из рассмотренных особенностей можно выделить соответствующие средства художественно-творческого процесса - психолого-педагогические. Они становятся наиболее актуальными при формировании у юношества социальной художественной активности, то есть социальной активности, направленной на созидание, потребление и донесение до других художественно-эстетических ценностей в продуктах творческой деятельности. Разновидностями таких средств становятся межличностное общение педагога и участников, игры на сплочение участников коллектива, развлекательно-рекреационные мероприятия.

Наиболее эффективными в решении задач руководителя в отношении участников становятся такие формы социально-культурной деятельности, как участие в фестивалях, праздниках, индивидуальные занятия (отработка движений с отдельными участниками), беседы (при возникновении конфликтной ситуации и решении организационных вопросов).

Эти особенности юношеского возраста определяют необходимость применения руководителем таких технологий художественно-творческой деятельности, которые призывали бы к взрослости, взаимоответственности, самостоятельности участника коллектива.

2. Практические аспекты технологии организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе на примере образцового коллектива хореографической студии «Фантазия» ДК ЖД г. Челябинск

2.1 Характеристика образцового коллектива хореографической студии «Фантазия» ДК ЖД г. Челябинск

Образцовый коллектив хореографическая студия «Фантазия» основан в 2000г. В настоящее время в студии занимается более 80 детей от 5 до 18 лет. Хореографическая студия состоит из подготовительной (7-9 лет), младшей (9-11 лет), двух средних (11-12 и 12-14 лет) и старшей (15-20 лет) группы.

Название коллектива отражает своеобразие и неповторимость творческих номеров, оригинальность их исполнения.

Главная цель работы хореографической студии: развитие личностной культуры ребенка в процессе освоения искусства танца, его способности к максимально полной творческой самореализации в жизни. Обучающее пространство выстраивается с учетом интересов, способностей, и потребностей детей.

Хореографическая студия «Фантазия» выступает на юбилейных концертах предприятий города и области: «День семьи», «День матери», «День Советского района», «Юбилей школы №121», «60-летие победы в В.О.В», «День машиностроителя», «День пищевика», «70-летие городской клинической больницы», «День защитника отечества» и многих других.

Украшением праздничной колонны в шествии, посвященном 270-летию г. Челябинска в 2006г., были маленькие танцоры студии «Фантазия».

Хореографическая студия постоянно участвует в концертах Челябинского отделения Южно-Уральской Железной Дороги. Юные артисты студии активно выступают на новогодних компаниях Дворца культуры железнодорожников. Хореографическая студия «Фантазия» является участником дорожных мероприятий: Первого отраслевого конкурса профессионального мастерства между контролерами - ревизорами - ОАО «РЖД», «Лучший контролер- ревизор» - 2005, 2007 г., конкурс «Мисс проводница» - 2005-9 г., «Мисс проводница и билетный кассир» - 2006-10 г., Фестиваль самодеятельного творчества «РЖД Зажигает звезды» - 2005-10 г., Фестиваль народного творчества Челябинского отделения ЮУЖД «Традиция»- 2007-2009г.

Своей работой коллектив способствует решению многогранных проблем по достойному воспитанию детей.

Традиции коллектива:

Отчетные концерты коллектива. Отчетные концерты коллектива проводятся ежегодно. Все возрастные группы коллектива;

Посвящение в кружковцы. Проведение праздника, где дети, вновь пришедшие в коллектив, знакомятся с творчеством воспитанников коллектива и сами впервые выходят на сцену;

Открытые уроки для родителей;

Совместный отдых.

Результаты творческой деятельности хореографической студии «Фантазия»:

Фестиваль искусств «Хрустальная капель» 2004-2006г., дипломы лауреатов 1 степени;

Смотр художественной самодеятельности «100-лет Роспрофжелу» 2005г., диплом «Юные таланты»;

Дорожный фестиваль детского юношеского творчества «От Земли до небес» 2005г. г. Златоуст, диплом 2 степени;

Дорожный фестиваль хореографических коллективов «Золотой каблучок» 2006г., диплом 1 степени;

Городской конкурс юных талантов «Золотые искорки» 2007, 2008г., дипломы лауреата 1 степени;

Областной конкурс детских коллективов «Юная Терпсихора» 2007 г., диплом лауреата.

Региональный конкурс - фестиваль юмора и эстрадного искусства «Москва - Ялта - Транзит» 2008., диплом 3 степени.

Фестиваль - конкурс самодеятельного искусства «РЖД - зажигает звезды» 2008-9г., диплом лауреата 2 степени.

Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Роза ветров» 2009. г. Москва, диплом 3 степени.

Фестиваль-конкурс самодеятельного искусства «РЖД - зажигает звезды» 2010., диплом лауреата 1 степени.

Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества «Роза ветров» Москва-Златоуст-Транзит 2010 г., дипломы лауреата 3 степени и Специальный Диплом за отражение темы патриотизма.

Руководитель хореографической студии «Фантазия» - Куровская (Павлова) Евгения Александровна. Образование - высшее (ЧГАКИ), стаж работы 10 лет. За время работы Евгения Александровна, зарекомендовала себя творческим и инициативным работником, грамотным специалистом, педагогом, любящим детей и свое дело.

Куровская Евгения Александровна награждена Благодарным письмом за любовь к искусству и родной Южно-Уральской магистрали, диплом 1 степени в номинации «Молодые таланты» на фестивале народных, фольклорных коллективов и отдельных исполнителей художественной самодеятельности производственных коллективов Челябинского отделения дороги «Традиция» 2005 г. Награждена Почетной грамотой от администрации Советского района за высокое профессиональное мастерство, добросовестный труд и большой творческий вклад в развитие культурной жизни Советского района 2005 г. Почетная грамота начальника Южно-Уральской Железной Дороги за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, проявленную инициативу при выполнении производственных заданий и в связи с профессиональным праздником Днем железнодорожника от 25 июня 2007 г. Почетная грамота начальника Южно-Уральской Железной Дороги за проведение смотра - конкурса профессионального мастерства среди проводников пассажирских вагонов и билетных кассиров от 26 декабря 2007 г. В 2008 г. хореографической студии «Фантазия» было присвоено звание «Образцовый коллектив».

2.2 Художественно-творческие технологии в деятельности старшей группы образцового коллектива хореографической студии «Фантазия»

Старшая группа хореографического коллектива «Фантазия» представлена юношеским возрастом (15-20 лет). Значительная часть участников - студенты ЧГАКИ кафедры СКД и КиС. Некоторые участники - студенты ЮУрГУ, остальные - старшие школьники. Состав группы формировался с начала существования коллектива, а также обновлялся приходом новых участников.

Художественно-творческую деятельность коллектива можно назвать успешной, о чем свидетельствует присвоение коллективу звания «образцовый», лауреата во всероссийских фестивалях и конкурсах. В этом огромная заслуга руководителя - сильной и уверенной личности. В своей деятельности она руководствуется методом воспитания личным примером.

Помимо профессионального исполнения и доступного объяснения танцевальных движений, она обладает неисчерпаемой фантазией в составлении рисунков танцев, а также является примером для участников коллектива в отношении личностных нравственных качеств. Иными словами она требовательна к другим и к себе. Из этого следует метод формирования сознания личности, который успешно реализуется в коллективе и позволяет каждому участнику сформировать собственные представления той или иной проблемы.

Участие во всероссийских конкурсах и фестивалях стимулируют социально-культурную активность участников, стремление к новым достижениям. С этим связан метод создания ситуации успеха - руководитель дает возможность каждому, кто усердно трудится, заслуженно почувствовать себя успешным и значимым участником коллектива, получить признание зрителей. Это стимулирует социальную активность участников коллектива.

Метод импровизации занимает отдельное место в коллективе. В помощь педагогу в постановке нового номера, каждому необходимо предложить свои варианты решения творческой задачи. Таким образом реализуется и метод включения в творческий процесс.

Основные формы художественно-творческого процесса - репетиции, на которых происходит общая разминка - подготовка мышц к занятиям, разучивание и повторение движений, репетиция конкретного танца. Концертная деятельность - календарные праздники, знаменательные даты, в связи со спецификой учреждения культуры (железнодорожников), широкий масштаб носит празднования Дня железнодорожников в первое воскресенье августа. Отчетный концерт - большой праздник для коллектива - отчет о проделанной творческой работе. Фестивали, конкурсы, некоторые из них носят всероссийский масштаб, такие как «Роза ветров. Москва-Златоуст-транзит», «РЖД Зажигает звезды».

Помимо репетиционных занятий и подготовки к концертам, в коллективе устраивается празднование календарных праздников, знаменательных дат в форме конкурсной и игровой программы. Это способствует сплочению коллектива, создание обстановки непринужденного общения. Общение участников проходит средствами не только хореографической деятельности, но и игры.

Таким образом, можно проследить успешное применение руководителем на практике традиционных технологий художественно-творческой деятельности.

Заключение

Художественно-творческий процесс - процесс человеческой деятельности создающий качественно новые материальные и художественные ценности, либо оригинальная интерпретация уже существующего материала посредствам искусства и соответствующих технологий (средств, форм, методов). От личности руководителя зависит успешное применение технологий художественно-творческой деятельности.

Отношения «человек - искусство» и «человек - окружающее» формируются наиболее эффективно в самодеятельном коллективе - группе людей, в которой протекает художественно-творческий процесс, представляющей целостную развивающуюся систему, обеспечивающую комфортность отношений между всеми ее членами. Особенностью хореографического искусства является то, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Запоминание движений тренирует память, исполнение - физическую подготовку, повторение - волю, дисциплинированность.

Юношеский возраст стоит особо отметить как сложный и требующий применения определенных технологий художественного творчества период. В этом возрасте на первый план выходит ориентир на профессиональную деятельность, на перспективу, что определяет приоритетными методами - стимулирование, формирование сознания личности, воспитание личным примером, которые осуществляются как в массовых формах - (концерты, фестивали), так и в групповых и индивидуальных репетициях средствами хореографии и психолого-педагогическими (игра, развлечение).

При Дворце культуры железнодорожников с 2000 г. существует образцовый коллектив хореографическая студия «Фантазия». В старшей группе коллектива реализуются рассмотренные технологии художественно-творческой деятельности, о чем свидетельствует победа в конкурсах и фестивалях, в том числе всероссийского масштаба («Роза ветров», «РЖД зажигает звезды»).

Список литературы

1. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.

2. Большой Российский энциклопедический словарь, - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1888 с. (92 Б 79).

3. Горский В.А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании // Дополнительное образование и воспитание. - 2003. - №3. - С. 20-25. (чит. зал).

4. Громов Ю.И. О специфике работы педагога-хореографа, руководителя детского танцевального коллектива / Ю.И. Громов. Сборник научной трудовой конф. Ч 1. (Публичн. научн. библ-ка К 256956 - ч. 1).

5. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие / Л.С. Жаркова, - 3-е изд. Испр. И доп. - М. МГУКИ, 2003. - 234 с.

6. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учеб. пособие / Л.Д. Ивлева. ЧГАКИ. - Челябинск, 2003. - 58 с.

7. Народная художественная культура: учебник / Под. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. - М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.

8. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т.

9. Родина, Е.Ю. Обучение детей языку образных танцевальных движений / Е.Ю. Родина // Дополнительное образование и воспитание № 1, 2010, С. 24.

10. Смирнова, Е.И. Клубные объединения. Учеб. пособие для студентов институтов культуры / Е.И. Смирнова. М., «Просвящение», 1977.

11. Самодеятельное хореографическое искусство. Сб. научн. трудов под ред. Ю.И. Громова, СПб, 1993. - 89 с.

12. Каргин, А. Призвание и мастерство / А. Каргин, Ю. Цагарелли. - М.: Сов. Россия, 1986. - 104 с. творческий хореографический коллектив

13. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / А.С. Каргин. Учеб пособие для студентов культ. просвет. фак. вузов культуры и искусств. - М.: Просвещение, 1984.

14. Матюхина, Т.И. Увлекательная хореография / Т.И. Матюхина, И.П. Пузакова // Дополнительное образование и воспитание № 2, 2010.

15. Мухина, В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

16. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУП, 2006. - 632 с.

17. Соломоник, Ф. Музыка. Самодеятельность. Коллектив / Ф. Соломоник. - М: Сов. Рос. 1983 - 120 с.

18. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2002. - 504 с.

19. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. Сост. Л. Жирнова, М., «Искусство» 1973, - 128 стр.

20. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М., 1997. - 245 с.

21. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 - 640 с.

22. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Учение о художественно-эстетических ценностях, ретроспективный и прогностический подходы к развитию художественной самодеятельности в производственном коллективе. Образовательно-исполнительская и художественная деятельность творческого объединения.

    монография , добавлен 01.02.2011

    Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества. Технология создания и организации работы коллектива самодеятельного творчества. Стадии и законы движения (развития) коллектива, методы планирования и учета его деятельности.

    контрольная работа , добавлен 02.08.2010

    Анализ особенностей проблем и противоречий рациональной организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков с ограниченным слухом. Социальная роль Студии "Древо" в формировании коммуникативных навыков и творческого потенциала глухих детей.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Сущность и основное содержание художественно-педагогической драматургии, определение особенностей и значения, роли данного метода на современном этапе. Идея Л.М. Предтеченской об использовании специфических средств выразительности на уроке искусства.

    доклад , добавлен 19.05.2012

    История развития шоу-бизнеса в России. Краткая характеристика организации "ЛазерМИКС", г. Улан-Удэ. Способы воздействия на аудиторию. Технология организации шоу-программы на примере лазерного шоу. Материально-техническое обеспечение лазерных программ.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2013

    Особенности социально-культурной деятельности. Методическое обеспечение СКД – оснащение учреждений культуры методикой и рекомендациями для организации творческого досуга; сущность понятий. Методические принципы организации культурно-досуговой работы.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Художественно-образные тенденции стиля модерн. Женские образы в творчестве Густава Климта. Художественно-эстетическое значение орнаментации текстиля. Проектирование коллекции женской нарядной одежды "Мозаика Климта". Экономические аспекты дизайн-проекта.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2012

    Особенности пространственно-временного устройства досугового процесса и его среды. Значимость музыкального образования в г. Тюмени. Художественно-эстетическое образование детей дошкольного и школьного возраста в образовательно-оздоровительном комплексе.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2016

    Актерское мастерство как ключевой момент в театральном представлении. Психолого-педагогические методы воздействия на юных актеров, развитие творческого мышления и умения раскрепощаться на сцене. Игровой тренинг на занятиях в театральной студии "Этюд".

    реферат , добавлен 23.10.2014

    Продюсирование, его виды и характерные особенности. "Раскрутка" как одно из основных понятии продюсирования. Возникновение конфликтов внутри творческого коллектива. Характеристика группы "Bad holiday" как пример коммерческого музыкального коллектива.

  • 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
  • 2.1.1. Теории информационного поведения
  • 2.1.2. Категоризация
  • 2.1.3. Эвристика
  • 2.1.4. Внимание
  • 2.1.5. Кодирование
  • 2.1.6. Хранение
  • 2.1.6. Воспроизведение информации
  • Где Fi – индекс, Nws – среднее число слов в предложении, Nwt – среднее число слов длиной 3 и более слогов, приходящееся на одно предложение текста.
  • 2.2. Психологические направления создания медиатекста
  • 2.2.1. Конструирование позитива
  • 2.2.2. Конструирование негатива
  • 2.2.3. Текст как способ организации смысла
  • 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
  • 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
  • 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
  • Эффекты восприятия медиаинформации
  • 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
  • Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
  • 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
  • 3.2. Аудиторный фактор воздействия сообщений
  • 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
  • 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
  • 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
  • 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
  • Гендерный фактор медиавоздействия
  • 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
  • 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
  • Манипулирование
  • 3.3.3. Мифологизация
  • 3.3.4. Технология игрореализации
  • 3.3.5. Эпатажность
  • 3.3.6. Полемичность
  • Глава 4. Психология личности журналиста
  • 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
  • 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
  • 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
  • 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
  • 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
  • 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
  • 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
  • 4.3. Понятие профессионального имиджа журналиста
  • 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
  • 4.3.2. Компоненты имиджа
  • 4.3.3. Имидж в работе журналиста
  • Глава 5. Психология журналистского творчества
  • 5.1. Теории творчества
  • 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
  • 5.2.1. Творческий стиль мышления
  • Дивергентное мышление
  • 5.2.2. Этапы творческого процесса
  • 1. Стадия познавательной деятельности
  • 2. Стадия создания текста
  • 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
  • 5.3.1. Механизмы воображения
  • 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
  • 5.3.3. Виды воображения
  • 5.4. Методы активизации творческого процесса
  • 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
  • 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
  • Глава 6. Психология общения
  • 6.1. Психологические основы журналистского общения
  • 6.1.1. Важность общения
  • 6.1.2. Виды общения в журналистике
  • 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
  • 6.2. «Треугольники» общения
  • 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
  • 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
  • 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
  • 6.3.1. Правила пилотной встречи
  • 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
  • 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
  • 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
  • 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
  • 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
  • Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
  • 6.4.1. Конфликты по вертикали
  • 6.4.2. Инновационные конфликты
  • Заключение
  • 1. Ваш творческий возраст
  • 2. Ваш творческий потенциал
  • 3. Методика исследования активности мышления
  • 4. Методика определения уровня воображения
  • 5. Эмпатические способности
  • 6. Взаимоотношения с собеседником
  • 21 Балл и выше принимается за норму.
  • 7. Ваша коммуникативная установка
  • 8. Приятно ли с вами общаться?
  • 9. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
  • 10. Умеете ли вы говорить и слушать?
  • 11. Умение слушать
  • 12. Тест на независимость
  • 13. Тест на оптимизм
  • 14. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
  • 1. Физическая агрессия:
  • 15. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
  • 16. Конфликтный ли вы человек?
  • 17. Выход из трудных жизненных ситуаций
  • 18. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
  • 19. Диагностика доминантного полушария
  • 5.4. Методы активизации творческого процесса

    Прежде всего, необходимо оговориться, что развитие творческих способностей человека – спонтанное ли, целенаправленное ли, - так или иначе происходит в соответствии с общими законами развития жизни, которые трансформируются в законы творческой эволюции. Эти законы диктуют определенные условия, при которых мы можем в принципе рассчитывать на результат. И если журналист хочет развить у себя креативный потенциал, законы должны быть им учтены:

    1. Развитие творческих способностей в контакте со средой . Поскольку, согласно теории отражения, психическая жизнь человека невозможна без контакта с окружением, развитие творчества как в большой степени совокупности психических процессов без взаимодействия с реальностью невозможно. Среда по-разному воздействует на человека в зависимости от многих внешних и внутренних факторов. Она может не только развивать, но и подавлять творческий потенциал личности. Но без нее этот потенциал в принципе непредставим. Чем шире у человека диапазон способов взаимодействия со средой, тем скорее он найдет максимально эффективные механизмы саморазвития во всех сферах – и в творчестве в том числе. Следовательно, журналисту важно развивать все формы контакта со средой, включая собственные наблюдения, сообщения СМИ, замечания других людей. Вообще важно, чтобы в основе этих контактов находилось взаимодействие с людьми, обладающими индивидуальными реакциями на происходящее. Такие контакты помогут журналисту выработать свой набор способов отражения мира. И не только выработать, но и постоянно расширять его.

    2. Генетическая детерминированность творчества . Какой бы ни была среда, могут быть развиты только те качества, которые даны человеку от рождения. С профессиональной точки зрения важно как можно раньше выявить сильные составляющие собственного креативного поведения и развивать их как можно более эффективно. При этом нужно понимать, что потенциал человека безграничен, и чем интенсивнее развиваются разные стороны его личности, тем ярче он может реализоваться и в профессиональной сфере. Поэтому развитие способностей журналиста важно осуществлять по всем видам творчества – художественному, исследовательскому, оперативному.

    3. Необратимость развития . Человек не может вернуться к простейшим формам действий. Это неизбежно влечет за собой деградацию. Окунувшись в творческий процесс, человек обретает в нем потребность - потребность в определенном функционировании и стиле деятельности мозга, направленном на решение новых задач. И ни в коем случае творческий человек не должен соглашаться на ограничение своего потенциала только рутинной работой (хотя без последней в журналистике не обойтись). Важен постоянный поиск компромисса между творчеством и ремесленничеством.

    5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей

    Эти три закона реализуются на всех этапах творческого процесса, и обращение к ним определяет направления развития творческих способностей журналиста. Так, на этапе восприятия, накопления информации важно активизировать:

    1. Умение воспринимать мир глазами художника, мыслителя и творца, способного к проявлению интеллектуальной инициативы. То есть постоянную нацеленность на поиск идеи всего происходящего, причины, формы и цели ее бытия. Такое умение может быть развито через постоянную попытку постичь замысел другого творца – независимо от сферы творчества;

    2. Стремление к творческому, чувственному контакту со средой. Оно способно обратить вспять старение процесса восприятия, связанное, по мнению психологов, с засорением нашего сознания ярлыками, шаблонами, штампами 183 . Художнику надо заново учиться «читать» сигналы этого мира;

    3. Способность к объемному, аналитическому восприятию. То есть возможность познавать происходящее всесторонне. Нередко журналист, побывавший на месте события, может описать, что он видел, а вот что он слышал – нет. Спросите его, какая была погода, о чем болтали прохожие, были ли еще какие-то звуки, шумы, запахи, - и он растеряется. А ведь эти детали необходимы человеку для полноты впечатления и для успешного формирования достоверного образа 184 .

    4. Потребность видеть новое в обычном. Эксперименты показывают следующее. Если задать человеку вопрос: «Что нового вы видели сегодня?» - он не всегда сможет ответить. Но если задавать этот вопрос каждый день в течение недели-другой, выработается установка на поиск нового, и список будет расширяться изо дня в день. Работа журналиста в этом плане – благодатное поле для развития. Установка на новизну сопровождает всю его деятельность. Важно не поддаться рутине и текучке.

    На этапе рекомбинации также важно обращать внимание на стимулирование некоторых способностей:

    1. Способности преобразующего видения. Когда в самом процессе восприятия человек уже меняет образ отражаемого предмета или явления. Подобно тому, как ребенок в облаке сразу видит второй, третий, десятый смысл, журналист в происходящем сразу выхватывает идею, тему, сюжет, конфликт;

    2. Способности к синтетичности восприятия – то есть умения устанавливать моментальные связи между различными качествами объекта и принимать комплексные сигналы. Это умение помогает на месте определить, где происходят наиболее значимые события, у кого лучше взять интервью, какие факты стоит фиксировать, а какие – нет. В конечном итоге без такого качества принципиально невозможно создать глубокий аналитический материал;

    3. Способности образного видения. То есть моментального выстраивания ассоциативных связей относительно наблюдаемого объекта, который при этом не тормозит восприятие реальности.

    На этапе воспроизведения самое важное, пожалуй, это стимулирование творческой работоспособности. Прежде всего, она проявляется в поиске целевого образа (насколько сложную задачу ставит перед собой журналист) и в готовности к его достижению (какой уровень достижения образа будет принят как удовлетворительный, какова помехоустойчивость человека). Чем дальше человек готов идти в этом направлении, тем выше его творческая работоспособность. Такая работоспособность проще всего стимулируется в случае, если человек смещает акцент с вопроса «что» на вопрос «для чего»: не «что я расскажу об этом событии читателям», а «для чего я расскажу читателям об этом событии».

    В конечном счете, развитие творческого начала предполагает стимулирование некоторых основных способностей:

    1. Способности самостоятельно видеть и актуализировать проблемы;

    2. Способности самостоятельно искать пути для воплощения тем, определенных обнаруженными проблемами;

    3. Способности эффективно использовать специальные профессиональные навыки и включать их в творческий стиль деятельности.

    Стимулировать творческий процесс возможно различными способами, принципиально сводимыми к нескольким приемам . Прежде всего, необходимо «разгрузить» нашу психику, снять убежденность в серьезности и срочности решения проблемы, а потому методы, как правило, включают игровой элемент, который отодвигает саму задачу на второй план. Далее, необходимо использовать наводящие стимулы, близкие к теме. Такие стимулы могут рождаться, например, во время беседы при обсуждении проблемы и активизируют ассоциативные ряды. Затем необходимо использовать дробление проблемы, что снимает фактор ее значительности и позволяет легче справится с ситуацией. Наконец, следует фиксировать промежуточные результаты, ибо каждый из них может спровоцировать затем верное решение. Все эти общие принципы построения стимулирующей ситуации должны сопровождаться учетом психологических качеств личности. Например, какой-то человек определенно знает, что не может работать в шумной среде, а какому-то человеку, напротив, требуется деловая, напряженная обстановка.

    А. Грецов 185 обозначает и несколько принципов , лежащих в основе тренинга креативности:

    1. Моделирование ситуаций новизны и неопределенности – когда отвергается всякое внешнее сходство с той деятельностью, которой реально занимается человек. Это позволяет одновременно и снизить страх некомпетентности, и нейтрализовать действие стереотипов, и в каком-то смысле убрать барьеры в оценке предлагаемых решений как ценных или бессмысленных;

    2. Игровой характер взаимодействия – когда отсутствует хотя бы какой-нибудь возможный намек на прагматичность, на реальность применения результата. И главное – процесс, действие становится важнее результата;

    3. Позитивная обратная связь – когда участники процесса отказываются от критики. Нельзя отрицать. Можно только добавлять, развивать, трансформировать. Похвала, одобрение создают благоприятный положительный настрой на стадии генерации идей;

    4. Баланс между интуицией и критическим мышлением – когда появляются условия, формирующие потребность переходить от спонтанности, интуитивности к логическому мышлению на этапе постановки проблемы и оценки вариантов при выстраивании основной стратегии;

    5. Ретроспективное выстраивание параллелей между содержанием тренинга и жизненным опытом – когда дается объяснение, какие же именно психологические механизмы оказались задействованы, и как теперь ими можно эффективно воспользоваться в реальной ситуации, как активизировать эти качества в типичных условиях;

    6. Широкое использование средств визуальной и пластической экспрессии – когда задействуются все каналы восприятия информации. Здесь могут быть применены и рисунки, и драматические постановки, и мимическая пластика, и пантомима, и аудиоэксперименты. Прежде всего, этот подход расширяет инструментарий, приводит к активизации различных ассоциативных каналов и, наконец, просто раскрепощает участников.

    Наиболее популярные из известных методов психологической активизации творческих процессов - мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов. Все они построены на искусственном стимулировании ситуации творчества со всеми ее стадиями.

    Синектика (Synectics) - метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче.

    Это модифицированный вариант классического брейнсторминга, т.е. техники получения искомого в результате упорядоченного коллективного обсуждения. Технология была представлена в 1960 году Уильямом Гордоном, а до этого, в 40-х годах ХХ века, в общих чертах разработана американским психологом Осборном. Она предусматривает переход к брейнстормингу группами профессионалов. Решение задачи начинается с ознакомления – «проблема, как она дана». Никогда нельзя принимать на веру задачи, сформулированные другими. Проблему превращают в задачу, как она понимается. Идет собственно решение, основанное на превращении привычного в непривычное и наоборот. Используется широко употребимое в теории систем решение через аналогию. Гордон предложил четыре вида аналогий для брейнсторминга:

    1. Прямая аналогия - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники, или с объектом из живой природы;

    2. Личная аналогия - напрямую связана с театром эмоций (метод эмпатии), решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства в стиле "Я -такое дерево, я - белая ворона, которая хочет окраситься.";

    3. Символическая аналогия - обобщенная абстрактная аналогия, предмет ассоциируется с самым главным признаком, остальные отбрасываются;

    4. Фантастическая аналогия - в решение задачи вводят сказочные элементы - маленьких человечков, живую воду, саламандр, демонов Максвелла. Со временем у них появляются названия из реальности. То есть синектика - это один из организационных приемов коллективного творчества. Это способ организации процесса. Обсуждение идет около 30 минут. Участникам предлагается предъявлять все идеи, даже самые бредовые. Затем идеи обсуждаются и выбирается правильное решение.

    Метод фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно избранных объектов на тот, который нужно обдумать. Необычные сочетания стимулируют рождение идей 186 .

    Метод морфологического анализа состоит в том, что в процессе обсуждения проблемы сначала выделяют ее главные характеристики, выстраивая как бы «оси». На каждую из них мысленно «нанизывают» всевозможные комбинации элементов. При этом рождаются интересные идеи. Например, создавая материал о человеке, вы можете выбрать в качестве оси его обаяние, работу, любовь. В качестве элементов вы выбираете отдельные поступки, отношения.

    В этом методе используются записи. На листе рисуются три-четыре оси и на них подписываются элементы, которые затем меняются местами.

    Метод контрольных вопросов заключается в том, что, когда материал в целом готов, вы к каждому предложению пробуете найти альтернативу, задавая вопрос «А если наоборот?» «А если это убрать?», «А если об этом сказать в конце?» «А если это заменить на…» Иногда такая работа позволяет значительно усовершенствовать композицию материала.

    С древних времен художественное творчество было синкретичным, слитным с разными сферами и формами жизни народа. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.

    Художественно-творческий процесс в настоящее время - одно из направлений всеобщего развития человечества, который отражает динамику художественного восприятия действительности, а также специфику его на каждой ступени культурно-исторического процесса. По наблюдению учителя музыки В.В. Александровой, метод художественно-творческого процесса - универсальный и общий для искусства метод.

    Он требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний, творчества, развития способности к индивидуальному восприятию и творческой интерпретации.

    По мнению А.С. Каргина, художественно-творческий процесс неразрывно связан с педагогическим (учебно-воспитательным) процессом, который реализуется благодаря вовлечению в художественно-творческую и социально-культурную деятельность.

    Осуществляется рассматриваемая деятельность в условиях коллектива во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений, то есть занятиях творчеством.

    Творчество - это процесс человеческой деятельности создающий качественно новые материальные и художественные ценности, либо оригинальной интерпретации уже существующего материала. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение. Творческая деятельность при этом определяется как осознанная, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности; создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т. п., способствующие дальнейшему развитию культуры. Стоит отметить, как утверждает Л.Д. Ивлева, для организации этих процессов, необходимо применение соответствующих технологий.

    Технология - упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающая прогнозируемый и диагностируемый результат. Любая технология обладает средствами, формами, методами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность участников художественно-творческого процесса для достижения планированных результатов.

    Рассмотрим отдельно каждую составляющую художественно-творческого процесса по классификации Е.И. Григорьевой.

    Средства:

    • - устные (живое слово и сценическая речь);
    • - печатные (художественная и политическая литература, журналы);
    • - наглядные (афиши, плакаты, экспонаты, реликвии);
    • - технические (кино, радио, телевидение, аудио, видео);
    • - психолого-педагогические (игры, развлечения, общение, зрелища);
    • - искусство и самодеятельное творчество (оригинальные жанры, декоративно-прикладное, музыкальное, хореографическое, хоровое, театральное).

    Все средства взаимосвязаны между собой и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, исходя из его возрастной категории.

    • 1. Массовые - аукционы, фестивали, театрализованные представления, олимпиады, праздники.
    • 2. Групповые - диспуты, кружки, круглые столы, любительские объединения и клубы по интересам, конференции.
    • 3. Индивидуальные - беседы, занятость в секциях, консультации, занятия в кружках, интерактивные и компьютерные игры, консультации.

    Выбор форм, их разработка и проведение - дело нелегкое и очень ответственное. Применительно к самодеятельному коллективу стоит отметить такие формы как репетиции (как групповые, так и индивидуальные), концерт (массовая).

    • - Учебно-познавательной, самообразовательной деятельности (работа с литературными источниками, материалами прессы);
    • - Формирования общественного сознания личности (убеждение, внушение, пример);
    • - Включения в социально-культурную деятельность и формирование общественного поведения (практическое задание, вовлеченность в деятельность, соревнование, педагогическое требование, индивидуальное поручение);
    • - Стимулирования социально-культурной активности (моральное, материальное, общественное порицание);
    • - Социологических исследования (опрос, интервью, наблюдение, изучение документов, тестирование, эксперимент);

    Для наиболее полной характеристики методов следует обратиться к классификации Ю.К. Бабанского. К составной части метода стимулирования добавляется создание ситуаций успеха, разъяснение немаловажным является применение метода контроля и самоконтроля за эффективностью художественно-творческой деятельности (устный, письменный, самоконтроль).

    Активно используется в самодеятельных коллективах метод импровизации - проявление своих исполнительских умений вне зависимости от уровня их технической сформированности, показ возможностей своего воображения, фантазии.

    Руководитель призван обеспечить определенную целями, конкретными условиями и возможностями каждого объединения работу. Анализируя профессиональную деятельность руководителя самодеятельного художественного коллектива, следует признать, что она является одной из наиболее сложных, комплексных.

    Смирнова выделяет функции руководителя самодеятельного коллектива:

    • - исполнительно-организационная - организация конкретной деятельности (подготовка спектакля, дискуссии, осуществление поисковой работы), включает распределение работы и поручений, контроль за их выполнением и руководство деятельностью;
    • - воспитательная - использование интереса участников и самого процесса, характера деятельности для достижения педагогических результатов;
    • - планирование - целенаправленные усилий руководителя и всех участников;
    • - учебно-педагогическая - профессиональная подготовки участников к избранному виду деятельности;
    • - психологического руководства - руководство межличностными отношениями в группе, умение обеспечить хорошее настроение участников, предупреждать и разрешать внутренние конфликты, постигать и учитывать в деятельности индивидуальные особенности каждого участника. Целесообразно считать данную классификацию приемлемой и в настоящее время, с той особенностью, что воспитательная функция руководителя направлена в условиях современности на формирование нравственности, уверенности в себе, механизмов межличностного взаимодействия, иными словами гуманистических качеств личности.

    Каргин рассматривает основной функцией - интерпретацию - грамотную, художественно оправданную передачу произведения. Разумно добавить к ней стимулирование - побуждение к художественно-творческой деятельности, а также создание ситуации успеха участника в коллективе, с другой стороны, можно отнести их к составляющей функции педагогического руководства.

    Следовательно, нельзя не отметить, что участие в художественной самодеятельности - специфическая форма взаимодействия личности и искусства. Непосредственность вовлечения в художественную деятельность своеобразно сказывается на всей структуре отношений «человек - искусство», а затем и на отношениях «человек - окружающее». Формы, методы и средства культурной деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.

    Любительские театральные коллективы могут быть образованы при учреждениях культуры (клубах, Домах, Дворцах культуры), учебных заведениях (школах, ССУЗах, вузах), учреждениях дополнительного образования, а также на предприятиях.

    При образовании театрального коллектива необходимо иметь в виду, что творческо-организационная работа в коллективах должна предусматривать:

    Проведение учебных занятий, репетиций, выступлений с концертами и спектаклями;

    Мероприятия по созданию в коллективе творческой атмосферы;

    Проведение не реже одного раза в квартал и в конце года общего собрания участников коллектива с подведением итогов творческой работы;

    Накопление методических материалов, а также материалов, отражающих историю развития коллектива (планы, дневники, отчеты, альбомы, эскизы, макеты, программы, афиши, рекламы, буклеты и т.д.) и творческой работы.

    Занятия должны проводиться не менее 3 учебных часов в неделю. Учебный час составляет 45 минут.

    Любительский театр может иметь группы, которые комплектуются по возрастному принципу: младшая (7-10лет), средняя (11-14 лет), старшая (15-17 лет). В коллективе может заниматься в среднем примерно от 8-12 до 20-25 человек; меньший состав хотя и возможен, но мало целесообразен, больший – тоже возможен, но одному педагогу он просто не под силу.



    Для занятий должно быть отведено постоянное помещение, точно определены дни и часы занятий. Должен вестись учет посещаемости. В каждой группе выбирается староста. Для управления группами создается Совет театра. Совет разрабатывает Устав театра, является активным организатором самоуправления и помощником руководителя.

    В театральном коллективе, работающем первый год, главное внимание уделяется созданию коллектива, расширению общего художественного кругозора и практическому знакомству участников с элементами сценической грамоты в процессе упражнений, этюдов, игр, импровизаций, в процессе работы над небольшой пьесой, скетчем, композицией. В коллективе 2-го и 3-го годов обучения основной работой на учебный год может стать подготовка большого спектакля и связанная с ней разнообразная художественно-образная работа: подготовка собственной инсценировки, знакомство с различными материалами, необходимыми для лучшего понимания эпохи, жизненных явлений, конфликтов пьесы; подготовка эскизов оформления и изготовление декораций, костюмов и, наконец, организация показов и выездов со спектаклями, концертными программами.

    Учебно-творческая деятельность в театральном коллективе планируется заранее. План работы является методическим документом, в котором изложены стратегические и тактические задачи, стоящие перед любительским театром.

    Репертуар составляет основу всей деятельности театрального коллектива, влияет на весь учебно-воспитательный процесс. Поэтому разработка репертуара важный и определяющий момент в деятельности творческого коллектива.

    Как уже было сказано, основу занятий любительского театра составляет учебно-творческий процесс, связанный со сценическим воплощением драматургического материала. Учебные занятия должны предшествовать работе над ролью и идти параллельно с ней в течение всего периода участия в коллективной творческой деятельности. Основным предметом изучения и овладения на учебных занятиях является действие. Участники театрального коллектива должны научиться различать действие от его имитации, изображения, одно действие от другого.

    Театральное обучение должно приближать участника коллектива к решению следующей задачи: находить за текстом пьесы событийно-действенный ряд, а потом воплощать эту логику действий с помощью своего живого психофизического аппарата.

    Выделяют пять основных видов профессиональной учебы в любительском театральном коллективе:

    1. Начальная учебная работа – постижение сценической грамоты.

    2. Тренинг внутренней актерской техники или «психотехники» (по выражению К.С. Станиславского) как форма постоянной профессиональной учебы в коллективе.

    3. Тренинг внешней актерской техники (речь, музыкальность, пластика).

    4. Повышение уровня общей культуры участников. Постоянное самообразование членов коллектива как неотъемлемая часть учебно-творческого процесса.

    5. Работа над спектаклем.

    Для последовательной учебной работы в любительском театре рекомендуется выделить девять разделов, включающих в себя все основные элементы актерской «школы» в той ее части, которую К.С. Станиславский назвал «Работа актера над собой» и которая предшествует работе над образом, то есть работе исполнителя в спектакле:

    1. Сценическое внимание.

    2. Сценическая вера.

    3. Сценическое отношение и оценка факта.

    4. Сценическое действие.

    5. Магическое «если бы».

    6. Сценическое воображение и фантазия.

    7. Сценическая задача.

    8. Сценическая свобода.

    9. Сценическое общение.

    Все вышеназванные элементы осваиваются в любом театральном коллективе. Однако методика прохождения материала различна. У каждого коллектива есть свои особенности, так же, как у каждого режиссера-педагога имеются свои собственные, индивидуальные «секреты» в методике познания театрального искусства.

    Театральное искусство как искусство действия и как синтетическое искусство предполагает коллективное творчество. Спектакль как произведение искусства существует только благодаря творческим усилиям целого коллектива – режиссера, актеров, художника, композитора, бутафора, реквизиторов, костюмеров, гримеров, осветителей, рабочих сцены и т.д. Роль отдельных участников этого творческого труда различна, но они объединены общей целью в процессе создания спектакля. В театральном коллективе, благодаря специфике, создаются условия для реализации различных творческих способностей участников.

    Введение

    Научная организация творческого процесса

    Алгоритм решения изобретательских задач

    Литература

    Приложения

    процесс творчество алгоритм изобретательство

    Введение

    Тема реферата «Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач» по дисциплине «Основы технического творчества»

    Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач

    Творческий процесс, связанный с созданием новой техники и технологии, очень тесно связан с изобретательством, которое является древнейшим занятием человека.

    Собственно, с изобретения первых орудий труда и начался процесс очеловечения наших древних предков.

    С века в век изобретательские задачи становились все более сложными, а методы их решения почти не совершенствовались, как правило, изобретатели шли к цели путем «проб и ошибок».

    Специалисты говорят, что было бы очень удобным, если бы изобретения были результатом логического и упорядоченного процесса. К сожалению, это не так. Изобретения являются продуктом того, что психологи называют «интуицией» - неожиданной вспышкой вдохновения, механизм которого лежит в глубинах человеческого разума.

    Ранее процесс изобретательства представлял следующую схему процесса:

    Первый акт акт интуиции и желания. Происхождение замысла (постановка задачи).

    Второй акт акт знания и рассуждения. Выработка схемы или плана (решение задачи).

    Третий акт акт умения. Конструктивное выполнение (воплощение задачи).

    Вместе с тем эта схема настолько неконкретна, что практически ничего не даёт изобретателю. Вплоть до недавнего времени.

    В настоящее время процесс изобретательского творчества учитывает сложность задач по созданию какого-либо технического объекта. Сложность задач может иметь пять уровней, причем на каждом уровне может быть 6 стадий (А, Б, В, Г, Д, Е).

    В целом процесс изобретательского творчества состоит из следующих стадий:

    1. выбор задачи;
    2. выбор поисковой концепции;
    3. сбор информации;
    4. поиск идеи решения;
    5. развитие идеи в конструкцию;
    6. внедрение.

    Для того, чтобы осуществить все стадии творческого процесса при изобретательстве ученые и специалисты старались разработать теорию изобретательства и создать необходимую методику.

    Теория изобретательства исходит из того, что развитие техники, как и всякое развитие, происходит по законам диалектики, и соответственно она основывается на приложении диалектической логики к творческому решению технических задач.

    Но для создания работоспособной методики одной логики недостаточно. Методика изобретательства обобщает критически отобранные наиболее ценные приемы и основная ее цель научная организация творческого труда .

    В настоящее время процесс решения изобретательских задач можно рассматривать как методику по установлению последовательности операций по выявлению, уточнению и преодолению технического противоречия.

    Направленность мышления достигается ориентировкой на идеальный способ, идеальное устройство. На всех этапах решения используется системный подход и надо учитывать, что любая изобретательская задача может быть решена в результате планомерных мыслительных операций, при этом главное значение приобретает правильная организация творческого процесса.

    В наше время долгие поиски идеи, решения свидетельствуют не только о настойчивости изобретателя, но и о плохой организации творчества.

    Творчество вполне совместимо с системой, с планомерностью. Творчество характеризуется не озарением и вдохновением, а результатом работы. Если создано нечто, новое, значит, работа творческая.

    Творчество понятие меняющееся: его содержание постоянно обновляется. Весь смысл теории изобретательства, в сущности, состоит в том, что задачи, сегодня по праву числящиеся творческими, она позволяет решать на том уровне организации умственного труда, который будет завтра.

    Нужно помнить, что новые машины не возникают «из ничего». В любой современной машине (механизме, технической системе) аккумулированы десятки, сотни и тысячи последовательных изобретений. Даже на карандаш выдано более 20 тысяч патентов и авторских свидетельств.

    Каждое изобретение подталкивает развитие машин, при этом исходят из того, что решение изобретательской задачи это тот случай, когда вообще нет готового ключа (рецепта) для этого решения.

    Вместе с тем известно, что машины развиваются не «как попало», а в определенной логической последовательности. Они могут появиться каких-то средних размеров, а затем как меньших, так и больших размеров. Это наглядно видно при создании грузовых автомобилей. Они есть как малой, средней, так и большой грузоподъемности.

    Каждая машина стремится к определенному идеалу «идеальной машине».

    «Идеальная машина», представляет собой условный эталон и обладает следующими особенностями: вес, объем и площадь объекта, с которым машина работает (т.е. транспортирует, отрабатывает и т.п.) совпадает ли почти совпадает с весом, объемом и площадью самой машины.

    В качестве примера не «идеальной машины» можно назвать вертолет. Он перевозит груз и пассажиров, и самого себя, затрачивая на это примерно 1/3 развиваемого усилия. При создании идеального вертолета надо добиваться, чтобы развиваемое усилие в большем количестве шло на перевозку груза.

    При создании любой машины приходится сталкиваться с техническими противоречиями. Эти противоречия возникают между важнейшими показателями, имеющие место в любой машине: вес (масса), габариты, мощность, надежность и др. Между этими показателями всегда есть определенные взаимосвязи, причем чтобы улучшить один из показателей уже известными в данной отрасли техники путями, приходится платить ухудшением другого.

    Из-за указанных противоречий часто обычная задача переходит в разряд изобретательских в тех случаях, когда необходимым условием ее решения является устранение технического противоречия.

    Нетрудно создать новую машину, игнорируя технические противоречия. Но тогда машина окажется неработоспособной и нежизненной.

    Если решенная техническая задача будет обладать новизной и полезностью, будет выше уровня техники, то тогда эту решенную задачу признают изобретением.

    Существует два понятия «изобретение» - правовое (патентное) и техническое.

    Правовое понятие различно в разных странах, к тому же оно часто меняется.

    Правовое понятие стремится возможно точнее отразить границы, в которых в данный момент экономически целесообразна юридическая защита новых инженерных конструкций.

    Для технического понятия важны не столько эти границы, сколько сердцевина изобретения, его исторически устойчивая сущность.

    С точки зрения инженера создание нового изобретения сводится к преодолению (полному или частичному) технического противоречия.

    Возникновение и преодоление противоречия одна из главных особенностей технического процесса.

    Используя понятие об идеальной машине и технических противоречиях, можно существенно упорядочить процесс решения изобретательской задачи.

    Идеальная машина помогает определить направление поисков, а техническое противоречие, присущее данной задаче, указывает на препятствие, которое предстоит преодолеть.

    Поэтому для решения технической задачи нужна рациональная тактика, позволяющая шаг за шагом это осуществлять .

    Одной из научно обоснованных и хорошо зарекомендовавших себя в практике массового технического творчества является методика программного решения технических задач, созданная советским изобретателем и писателем Г.С. Альтшуллером. Он назвал ее алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ).

    АРИЗ наглядный пример применения материалистической диалектики и системного подхода к процессу технического творчества. Методика основана на учении о противоречии. Алгоритм - это комплекс последовательно выполняемых действий (шагов, этапов), направленных на решение изобретательской задачи (понятие «алгоритм» используется здесь не в строгом математическом, а более широком смысле). Процесс решения рассматривается как последовательность операций по выявлению, уточнению и преодолению технического противоречия. Последовательность, направленность и активизация мышления достигаются при этом ориентировкой на идеальный конечный результат (ИКР), т. е. идеальное решение, способ, устройство.

    Совершенствуемый технический объект рассматривается как целостная система, состоящая из подсистем, взаимосвязанных элементов, и одновременно являющаяся частью надсистемы, состоящей из взаимосвязанных систем. Перед решением прямой задачи, связанной с техническим объектом, производят поиск задач в надсистеме (обходные задачи) и выбирают наиболее приемлемый путь.

    При постановке задачи в АРИЗ учитывается тот факт, что источником психологической инерции служит техническая терминология и пространственно-временные представления объекта. Поэтому рекомендуют формулировать нежелательный эффект или главную трудность какой-либо ситуации, а не требования того, что надо сделать.

    Действие психологической инерции уменьшают также применением оператора РВС (Размеры Время Стоимость), суть которого состоит в проведении серии мысленных экспериментов по изменению размеров объекта от заданной величины до 0 и затем до ∞, времени действия (скорости) объекта от заданного до 0 и затем до ∞ и стоимости объекта от заданной до 0 и до ∞. Формулировка условий задачи дается по определенной схеме в терминах, доступных неспециалисту.

    Стратегию решения изобретательской задачи по АРИЗ можно представить в виде схемы