Биографии Характеристики Анализ

Упражнение на правило жи ши ча ща чу щу. Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу Задания на тему жи ши

Дидактическая цель : систематизация и обобщение знаний по теме « Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Тип урока по дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний

Задачи:

  • продолжить работу по получению знаний о правописании сочетаний жи – ши, ча-ща, чу-щу
  • продолжить формирование умений выделять слова с сочетаниями жи – ши, ча-ща, чу-щу среди других слов.
  • Развивающие: развитие устной речи, мышления, внимания, памяти детей через применение специальных заданий поискового характера, расширение общего кругозора учащихся

    Воспитательные: воспитывать интерес к процессу обучения

    Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и личностного здоровья учащихся.

    Ход урока

    Оргмомент. Пальчиковая гимнастика. Мотивация обучения

    У. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям и пригласим их

    Упражнение: «Добрый хозяин»

    Дом с трубой, с высокой крышей,

    Человек из дома вышел

    Он ворота открывает,

    Всех нас в гости приглашает.

    Ворота открыты всегда для друзей,

    Мы рады вам, гости! Входите скорей!

    У. На доске, ребята, знакомые вам буквы.

    Посмотрите на данные буквы, скажите, какое слово «спряталось» в этих буквах, и как вы его нашли

    — Что такое орфограмма?

    — Зачем нужно знать орфограммы?

    — Хорошо, продолжим изучение новых орфограмм, чтобы стать грамотными. А каких, узнаете, выполнив следующее задание.

    1. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.

    У. Назовите оставшиеся согласные буквы в данной строчке. Какую общую характеристику имеют эти буквы?

    Д. Эти буквы обозначают согласные непарные по твёрдости/ мягкости звуки.

    У. С какими гласными буквами эти шипящие согласные образуют буквосочетания, которые являются орфограммами?

    Д. Буквосочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу являются орфограммами

    У. Используя ответ на последний вопрос и запись на доске, сформулируйте тему урока.

    Д. Тема урока «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу»

    У. Поставьте цели урока, используя запись на доске

  1. повторить правила правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
  2. учиться грамотно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

2. Минутка чистописания.

У. На минутке чистописания мы напишем цепочку из букв, обозначающих согласные звуки непарные по твёрдости/мягкости. Определите закономерность написания данного буквосочетания

Д. Данные буквосочетания щшчж будем писать в обратном алфавитном порядке

У. Запишите данное буквосочетание столько раз, сколько орфограмм по теме урока встретилось в предложении : Пушистая белочка живёт в лесу.

У. Запишите данное предложение с комментированием изученных орфограмм.

Проверка: на доске ученик писал.

У. Выделите главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Работа с текстом. Расширение кругозора детей.

У.Животный мир очень интересен.Ещё об одном удивительном животном мы узнаем, прочитав текст, который имеется у вас на партах.

Бизоны похожи на зубров. Эти животные живут небольшими стадами.

Из бычьих рогов люди делали кубки и ложки. Из кожи мастерили обувь, крыши, стены своих жилищ.

У. Какой это текст: художественный или научно-познавательный? Что интересного узнали?

У. На сколько частей можно разделить этот текст?

Д. Этот текст можно разделить на две части

У. О чём говорится в первой части? Во второй части?

Спишите первую часть. Выделите орфограмму по теме урока.

Проверка: в каких словах выделили орфограммы? У кого также, поднимите руку. Молодцы, погладьте себя по голове.

3. Физкультминутка. Гимнастика для глаз (упражнение – повороты)

У. У нас в классе тоже прошёл снегопад, снегопад слов..

— На счет: 1,2,3, поворачиваемся всем телом к соответствующему рисунку.

(в углах класса развешаны предметные картинки, которые ученики должны увидеть при повороте и запомнить

У. Что изображено на картинках? Что объединяет эти слова?

Запишите слова по памяти, выделите орфограмму.

Проверка в парах.

У. Какие словарные слова повторили? Поработаем со словом

4. Работа по учебнику. Упражнение в правописании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

У. Откройте учебник на стр.16 прочитайте задание к упр. 26

(работа выполняется по частям)

1 группа: спишите, вставляя пропущенные буквосочетания

2 группа- дополнительно на карточке–

Рассмотри дополнительную запись. Сформулируй задание. Выполни его.

Подчеркни слова, в котором звуков меньше, чем букв.

5. Физкультминутка со сменой позы

У. У вас на партах карточки со словами по теме урока. Их нужно распределить на группы в зависимости от орфограммы.

Подходим к переносной доске, читаем слово, называем орфограмму: часть, чудовищный, щадить, щурёнок, щуплый, саранча, свеча, встреча, чудак, гуща, жимолость, жидкий, ширина, шиповник, жилет, шинель

(уточнение значений слов: щадить- давать пощаду; щуплый – слабосильный, худой, невзрачный; саранча – насекомое; жимолость – кустарник, шинель – форменное пальто со складкой на спине и хлястиком)

У. Сегодня на уроке мы называли и писали много слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу. Какие слова вы запомнили?

Проводится игра в круге (использование интерактивных способов обучения). Давайте, ребята поиграем. Встаньте в круг. Я бросаю мяч и называю слово с сочетанием по теме урока. Кто поймает мяч, бросает его другому ребенку и называет свое слово.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тест по русскому языку (1 класс) на тему:
Проверочные задания по теме «Ча-ща, чу-щу, жи-ши»

Это задания на проверку правил написания сочетаний «ча-ща,чу-щу,жи-ши»

«Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Маш _на, задач_ , ч__гун, ш_ шки, еж_ к, овч _ рка, перч_ тки, снеж_ нка, уж_ н, щ_ ка, верш_ на, чиж_ к, ч_ совщик, ч_до.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кип пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

3. Напишите ниже по шесть слов с сочетаниями.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Туч_ , пруж_ на, щ__ ка, ж__знь, ч_йник, уж_н, кувш_ н, ч_ ткий, щ_вель, дач_, беж_т, щебеч_т, ч_чело, ж_ раф, нач_ло.

2. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Дети пошли в рощ_. Они зашли в глухую чащ_ . Шура стал крич_ть. Ребята услышали шум маш_ н. Они пошли на шум и вышли из ч_щи на дорогу.

3. Напиши по шесть слов с сочетаниями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В плане урока предусмотрены следующие задания: соревнования по рядам на умение вставить в слова пропущенные буквы, восстановление деформированного текста, выборочный диктант, словарная работа. На.

Сценарий урока по теме «Слова с сочетаниями жи-ши » (закрепление).

Тренажёр по русскому языку Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу используется как для самостоятельной работы на уроке, так и для проверки знаний.

Данный урок является обобщением по теме. На уроке осуществляется поиск необходимой информации (работа со словарем), умение работать в парах и осуществлять контроль в форме сличения с заданным эталоном.

Задания представлены в виде таблиц, что облегчает их проверку и помогает разнообразить процесс обучения. Материал может быть использован родителями для проведения занятий дома.

Задания по русскому языку на тему жи-ши, ча-ща.

Урок разработан по программе «Школа России». Разработка содержит приложение, в котором есть все необходимые иллюстрации.

Учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему:
Карточки -жи-ши-, -ча-ща, чу-щу

Карточки по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» для 1 класса

Предварительный просмотр:

Запишите слова в три столбика.

Кувш…н, ш…пит, овч…рка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, щебеч…т, могуч…я, свеж…й, ч…жой.

Продиктуйте слова своему товарищу.

Свеч…, грущ…, ладош…, круж…лись.

Ж…раф, скуч…ю, суш…ть, встреч… .

Измените слова по образцу: получить – получаю, получу. Выделите орфограммы.

Сообщить, простить, кончить.

Уровень 1

Была прекрасная погода. Под деревьями росла хилая трава.

Слова для справок: ч…хлая, ч…десная.

Карточка № 6

Измените выделенные слова близкими по значению.

Не грусти, Юра, Серёжка был задирой.

Слова для справок: драч…н, печ…лься.

Карточка № 7

Луна освещяла лисную чящю. В трове трищяли кузнечики.

Б) Запишите текст.

Карточка № 8

А) Исправьте ошибки.

Для зельоного барщя нужен щявел. В чяще щибечют птицы.

Придумайте и запишите три предложения, в которых было бы много слов с орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

А) Прочитайте рассказ. Озаглавьте текст.

Дедушка подарил мне двух зайч…т. Я х…рошо ухаж…вал за ними. Зайч…та подросли и стали б…л…ш…ми. В…сной я понёс их в лес и выпустил на волю. Зайч…та радостно помч…лись по лесу.

Б) Напишите рассказ по таким вопросам.

Кого подарил внуку дедушка?

Что делал мальчик с зайчатами?

Что он сделал с ними весной?

Карточка по русскому языку жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Карточки для индивидуальной и групповой работы по теме: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Урок литературного чтения 1 класс с презентацией.

Дидактический материал по теме: «Правописание гласных после шипящих(СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ» (карточки для самостоятельной работы).

УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. И сегодня я буду у вас проводить урок русского языка. Все ли у вас готово к уроку. Чтобы у нас было хорошее настроение, мы улыбнемся соседу слева и соседу справа

– Сегодня вас приглашают в гости жители одной удивительной страны. А что это за страна и кто её жители вы мне ответите сами. Загадаю вам загадку.

Тридцать три сестрички

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ.

— Правильно, буквы нас приглашают в страну «Грамотейки». Где мы будем проходить интересные задания. А перед тем как мы отправимся в путешествие, откройте тетради и запишем дату и классная работа.

— Вы записали, если да то поднимите глаза, чтобы я видела кто готов, а кто нет.

— В стране «Грамотейка» злой северный ветер разбросал интересные жилища на главной улице. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите?

– Объясните значение слова “чум”?

– Назания, каких жилищ народов севера вы ещё знаете?

— Произнесите слово “чум”. Какой звук первый в этом слове?

– Какая орфограмма встречается в этом слове?

– Как пишется слово “чум”?

— Какое правило здесь использовалось?

— Вот какое задание северный ветер принес вместе с чумами: припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова. И запишите эти слова в тетрадь.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока.

— Правильно, мы сегодня будем тренировать в написании слов в сочетании «жи – ши, ча – ща, чу — щу». Нам нужно вспомнить правила написания слов с сочетании «жи – ши, ча – ща, чу – щу». Но ветер унес вторую часть правил. И на улице под название «Правила» начались разногласия. Чтобы жители больше не спорили, мы допишем эти правила. (слайд с недописанными правилами).

— Молодцы, теперь у мирных жителей больше не будет разногласий. А на этой улице живут очень дружные друзья жи – ши, ча – ща, чу – щу. Но у них возник спор. Они просят нас, чтобы мы его разрешили. Ребята, поможем друзьям?

— Вам необходимо разделиться на пары. И выполнить такое задание: нужно найти и исправить ошибки в словах, правильные варианты ответов записать в тетрадь.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

— Давайте проверим, что вы нашли.

— Молодцы, а теперь мы отдохнем. Встаньте из — за парт и повторяйте за героями.

Физкультминутка

— Ребята, чтобы северный ветер больше не возвращался, мы с вами выполним самостоятельную работу, которую он нам составил. И после этого как в решите все задания на карточке, вы сдадите мне. А я их отнесу северному ветру. И он больше не вернется в страну «Грамотейку». Давайте решим 2 задания вместе, а остальные 3 самостоятельно, если возникнут вопросы, просто поднимите руку, и я к вам подойду и помогу.

Задания.

1. Прочитай. Подчеркни только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.

У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке. Щука плавает в речке. В огороде вырос, вкусный щавель.

2. Напиши слова во множественном числе.

3. Допиши слово или отгадку. Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут _________.

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни _________.

Если с крыши потекло

Значит, солнце припекло,

Убирайте _ ______.

По полям бегут ручьи,

На дорогах ______

Скоро выйдут муравьи

После зимней ______.

Покружилась в воздухе

Села и растаяла

На моей ладошке. (Это ___________)

Слова для справок:

4. Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Коровы - м_______, змея ш______, кузнечики –тр______, дятлы - с_______, кони мч_т.

5. Прочитай, вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами. Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: повторить правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

— Ребята, что мы сегодня повторили?

Я испытывал затруднения…

У меня получилось…

— Если вам понравился урок, то закрасьте смайлик красным, желтым — если все получилось, но возникли трудности.

Просмотр содержимого документа
«УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ »

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ

студентка 3 «А» группы

Методист : ____________ Виноградова К.Я.

Руководитель :_______________ Потапова И.Г.

Тип урока: закрепление

Тема : упражнения в написании словосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Цель: закрепление знаний и умений выполнять упражнения в написании словосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах

Личностные: формирование интереса к учебной деятельности через предложенные задания

Познавательные: развитие наблюдательности, формирование умения пользоваться простыми логическими операциями: анализ, сравнение;

Коммуникативные: формирование умения аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Регулятивные: формирование умения оценивать свою работу через анализ своей деятельности;

Предметные: закрепленные знания о правописании жи – ши, ча – ща, чу – щу и умений употреблять данное правило на письме.

Планируемый результат : закрепление знаний о правилах: написания букв жи – ши, ча – ща, чу – щу, сформированное умение в поиске данных слов в тексте и применении правила в письменной речи.

КУМО : презентация, раздаточный материал (карточки, смайлики)

kopilkaurokov.ru

радиосхемы, теория, телевидение, светодиоды, медтехника, быттехника, измерители, справочник, технологии, мобильники, компьютеры, акб

Тема урока Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу (2-й класс)

Тема урока «Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу» (2-й класс)

  • Дёмина Татьяна Петровна, учитель начальных классов
  • Разделы: Начальная школа

    Цель урока: закрепить и обобщить знания о написании гласных после шипящих.

  • Образовательная: повторение темы; формирование навыков правописания и самоконтроля; совершенствование навыков письма.
  • Воспитательная: привитие детям любви к родному языку, пропаганда ЗОЖ.
  • Развивающая: расширение словаря учащихся, развитие речи, мышления, познавательных интересов.
  • Тип урока: закрепление.

    Оборудование: маршрутная карта, наборы слогов в конвертах, шкала знаний, учебник “Русский язык”, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Москва “Баласс”, 2006.

    1. Организационный момент.

    Доброе утро, ребята! Действительно ли оно доброе для всех? Поднимите руку, кто пришел в школу с таким настроением? А с таким? А вот с этим? (демонстрация человечков):

    Громко прозвенел звонок
    Начинается урок.
    Наши ушки на макушке,
    Глазки широко открыты,
    Слушаем, запоминаем
    Ни минутки не теряем.

    2. Сообщение темы урока, целеполагание.

    Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Жишино. Рассмотрите маршрутную карту и попробуйте определить тему урока.

    А что хотите закрепить, повторить на этом уроке?

    У.: Повторим правописание гласных после шипящих.

    3. Минутка чистописания.

    Вот мы и на вокзале, нам нужны билеты. Вагоновожатый говорит, что получат билеты все, кто справится с заданием: красиво напишет буквы Чч Шш Щщ Жж .

    А сейчас вниманье всем
    В тетради много перемен
    Число запишем, а потом
    К работе в классе перейдем.
    Чч Шш Щщ Жж
    У них усы не для красы
    Покажут время мне … (чАсы)

    Я – антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука.
    Я для отдыха, для сна,
    Называюсь … (тишИна).

    Хвостиком виляет,
    Зубаста, а не лает.
    (щУка)

    Добродушен, деловит,
    Весь иголками покрыт.
    Слышишь топот шустрых ножек?
    Это наш приятель … (ежИк).

    Найдите и подчеркните орфограммы – гласные после шипящих (Работа с комментированием).

    Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков. (Ежик)

    Молодцы! Все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.

  • Посмотрите, сколько пассажиров у поезда! Давайте поможем заселиться тем пассажирам, в названиях которых есть буквосочетания жи/ши, ча/ща, чу/щу. (жИраф, мышИ, моржИ, ужИ).
  • Давайте запишем эти слова, обозначим ударение, выделим орфограммы. Подчеркните 1 чертой слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую. (ужи) Почему?

    Сравните слова на доске и в тетради.

  • Ребята, мы приближаемся к станции Чаща Березовая. Посмотрите в окно – там роща. Здесь мы поиграем в игру “Наборщики”.
  • У вас на партах лежат карточки со слогами. Вы должны в паре составить, обсудив слова, записать их в тетрадь, подчеркнув орфограмму гласную после шипящих. На задание отводится 5 минут. (Фронтальная проверка.)

    (Роща, свеча, дача, часы.)

    Что общего у этих слов? (2 слога.)

    Какое правило вспомнили, выполняя данное задание? (ЧА–ЩА.)

  • А за окном – станция Зарядкино.

Ши-ши-ши – ты руками помаши,

Жи-жи-жи – право-лево покажи
Ча-ча-ча – тяни руки до плеча
Ща-ща-ща – головою повращай
Чу-чу-чу – ты присядь, я промолчу
Щу-щу-щу – глазки я поморщу.

  • Подъезжаем к станции Чудная.
  • Работа по учебнику (стр.107, упр.178.)

    Прочитайте предложения, карандашом вставьте пропущенную букву, в тетрадь запишите по памяти 1предложение по выбору. (Взаимопроверка.)

    Какое правило нужно помнить? (ЧУ-ЩУ.)

  • А за окном станция “Лужайкино”.
  • Подвигайте пальчиками ног, поиграйте пальчиками рук, пошевелите ушками, а теперь носиком, глазками. Теперь у нас нет ничего, что еще хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем. Наш волшебный кузнечик может выполнять команды. 1. Глазками передвигаем кузнечика по таблице из 1 окошка в другое по моей команде: вверх, вправо, вниз, вниз. Где, в каком доме наш кузнечик.

  • А вот мы добрались и до конечного пункта – Жишино. Недалеко от этой станции находится город Ватных Одеял.
  • Ваша задача – внимательно прослушать сказку, по ходу записывая слова с орфограммой И после букв Ж и Ш, подчеркивая правило.
  • Все ЖИТЕЛИ этой страны ходили, закутавшись в ватные одеяла.

    В этой стране ЖИЛА королевская семья. Все было у них: и деньги, и слава, и МАШИНЫ, но не было счастья, т.к. маленький принц часто болел. Родители не жалели денег на самые ПУШИСТЫЕ одеяла, но болезни не отступали.

    Но вот однажды в этой стране появился врач, который умел лечить куталок. Король сразу же его пригласил во дворец, чтобы он осмотрел принца. Осмотрев, доктор приказал перестать кутаться в одеяла, спать с открытой ШИРОКО форточкой, гулять в любую погоду по парку, ходить в лес, почаще бегать босиком по траве, по влажному песку.

    И действительно, скоро принц перестал болеть, и король сделал его главным министром., вручил ему разные подарки – ЛАНДЫШИ, ШИПОВНИК, КАРАНДАШИ.

    (Фронтальная проверка, ответы на доске.)

    Какое правило вспомнили на этой станции? (ЖИ/ШИ.)

    Ребята, а как вы думаете, почему принц скоро перестал болеть? Какие принципы закаливания вы знаете? А кто из вас закаляется? Для чего нужно закаляться?

    5. Итог урока, оценивание знаний, настроения.

    Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание орфограммы гласные после шипящих. На память о поезде у вас останутся билеты на веселый поезд. Рассмотрите их и запомните правила.

    Совет на память сохранив,
    Запомни навсегда:
    ЖИ– ШИ пишите с буквой И!
    ЧУ–ЩУ пишите с буквой У!
    ЧА–ЩА пишите с буквой А!

    (Настроение оцениваем рожицами, знания – шкалой.)

    Я понял тему. Я понял тему и могу объяснить другому. Мне нужна помощь

    6. Д/З: стр.110, упр. 181, подготовиться к диктанту.

    Тема: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши- правильно пиши»

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

    Цели урока:

    Закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА,

    ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;

    Способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;

    Развивать орфографическую зоркость учащихся;

    Воспитать интерес к работе в группе

    Воспитывать интерес к русскому языку, чувство культуры интеллектуального труда.

    Подготовительная работа к уроку:

    · деление класса на группы, изучение правил работы в группе.

    1.Самоопределение к учебной деятельности

    Начинается урок,

    Он пойдёт ребятам в прок.

    Интересные заданья,

    Игры, шутки - всё для вас!

    За работу, в добрый час!

    2.Постановка цели урока

    Оценивать вашу работу будут родители.

    Мы разбились вчера на команды- выбрали названия. А предлагала я такие слова

    Доска: глупыши

    чародеи

    живчики

    чумазики

    смельчаки

    ворчуны

    крепыши

    весельчаки

    Что общего у этих слов? (орфограмма на тему: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши»)

    Тема урока- (дети)

    Доска : Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши

    Капитаны, объясните почему ваши команды выбрали именно эти названия

    (мы все здесь веселые, в нашей команде собрались все смелые дети и т.д)

    Все дружно правила работы в команде

    Говорим вежливо,

    говорим по очереди, не перебивая друг друга,

    внимательно слушаем,

    четко высказываем свое мнение,

    соблюдаем порядок на парте,

    уважаем мнение собеседника.

    ……………………………………

    Команда - это значит вместе,

    Команда - все за одного.

    Здесь всё по совести и чести,

    Здесь не обидят никого.

    Команда нас объединяет

    Не испугаемся преград,

    Здесь каждый свое дело знает,

    Работает на результат.

    А если возникают споры,

    Они решаются тотчас,

    И никакие разговоры

    Не отвлекут от дела нас.

    В своей команде нам уютно

    Мы оказались в ней не вдруг,

    Когда кому-то станет трудно,

    Свое плечо подставит друг.

    3.Актуализация знаний

    1 задание «Знатоки правила»

    - Команда рассказывает одно правило на выбор учителя, надо рассказать:

    четко, правильно и дружно - 3б

    В сочетаниях ЖИ-ШИ только И всегда пиши!

    ЖИЗНЬ, КАМЫ ШИ

    Лыжи, мыши и ужи,

    Шины, ёжики, чижи.

    ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

    С буквой И всегда пиши.

    Чижи, ужи, ежи, стрижи,

    Жирафы, мыши и моржи,

    Шиповник, шины, камыши,

    Машины и карандаши.

    Все сочетания ЖИ - ШИ

    Ты только с буквой И пиши!

    В сочетаниях ЧА-ЩА ишем только букву А!

    Например: ЧА ЙКА, ПИ ЩА

    ЧА и ЩА, ЧА и ЩА -

    Роща, чаща и свеча.

    Пища, туча, саранча -

    С буквой А и ЧА и ЩА.

    Пища, чаща, роща, куча,

    Саранча, кочан и туча,

    Дача, гуща и свеча -

    Все слова на ЧА и ЩА.

    Чаща, дача и печать -

    Нужно с буквой А писать!

    В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем только букву У!

    Я грамотно писать хочу,Слова на ЧУ и ЩУ учу:

    Чулок, и чудо, и чугун,

    Чудак, и щука, и ворчун.

    Не стучу, не пищу,

    Не ворчу и не кричу,

    А учу да учу

    Все слова на ЩУ и ЧУ:

    Чум, чудак, чулок, чурбан,

    Щука, чудо и чулан.

    Сочетанья ЧУ и ЩУ

    Пишем только с буквой У!

    Результаты-итоги 1 задания- доска

    4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

    2 задание «Хорошие - чужие правила»

    Прочитайте. Объясните значение пословицы.

    Доска

    Ж…знь дана на добрые дела. (Жизнь дана на добрые дела.)

    Задание детям : Прочитать правила, вставить пропущенные орфограммы.Разбить правила на 2 группы « Хорошие- чужие правила »

    давать прозвища товарищ. , смеш.ть и крич.ть на уроке, выруч.ть товарищ. , выполнять обещ. ния, громко ч.вкать, смеяться над ч.жими ошибками, защищ.ть слабых, убирать за собой ч.шки, общ.ться вежливо

    Для родителей - каждая правильная орфограмма в слове -1б. , каждое словосоч. 1б., если верно разбили на группы (максм.количество 11+9=20б.)

    выру ча ть товари ща

    выполнять обе ща ния

    защи ща ть слабых

    убирать за собой ча шки

    об ща ться вежливо

    давать прозвища товари щу

    сме ши ть и кри ча ть на уроке

    смеяться над чу жими ошибками

    громко ча вкать

    Результаты 2 задания- доска

    3 задание «Кроссворд жи-ши,ча-ща,чу-щу»

    Предлагаю вам разгадать этот кроссворд, который так и называется: «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».(Выполняют по группам)

    Во всех словах, из которых состоит этот кроссворд, встречаются сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

    Загадки для кроссворда

    По горизонтали:

    Ночь. Но если захочу,

    Щёлкну раз - и день включу. (Выключатель)

    Хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает. (Щука)

    Перед тем, как лягу спать,

    Съем котлетку я опять.

    Я расту, и мне так нужен

    Калорийный, вкусный … (Ужин)

    Хлеб сегодня я купил,

    Деньги в кассу заплатил.

    Оказалось, вот удача,

    Что положена мне … (Сдача)

    В краях заснеженных живу.

    Их на прогулку я беру.

    Чтобы по снегу пробежать

    И кислородом подышать. (Лыжи)

    Залатать плохой башмак

    Без него нельзя никак.

    На иглу оно похоже

    И поранить палец может. (Шило)

    А то ни за что не решится … (Задача)

    Распорядок этот дня

    Был написан для меня.

    Никуда не опоздаю,

    Ведь его я соблюдаю. (Режим)

    Мама мне пирог купила,

    На тарелку положила.

    Мне не нужно много класть -

    Съесть смогу я только … (Часть)

    По вертикали:

    Теперь простуды не боимся

    И среди луж мы веселимся.

    Наденем на ноги … (Галоши)

    Он хотя не самовар,

    Выпускает так же пар.

    В чашку воду я налью

    И с баранками попью. (Чайник)

    В городе находится.

    Отсюда во все стороны

    Улицы расходятся.

    Как место называется,

    Кто же догадается? (Площадь)

    Однажды маг взмахнул рукой,

    По воле мага что случилось? (Чудо)

    Сочинение писала,

    Всё черкала, исправляла.

    Непонятно даже стало,

    Где конец, а где … (Начало)

    На обочине машина.

    Гвоздь попал - спустила … (Шина)

    Нас встретит с тобой эта милая … (Дача)

    Очень длинный кусок ткани

    Этот головной убор

    На индусах с давних пор. (Чалма)

    Солнце весело блестело,

    Вдруг всё сразу потемнело.

    Дождь пошёл и даже град.

    Кто же в этом виноват? (Туча)

    С длинной шеей африканец,

    Он в России иностранец,

    И уже, который год

    В зоопарке он живёт. (Жираф)

    Результаты 3 задания - доска

    4 задание «Зоркий глаз»

    Найди и исправь ошибки

    Жизнь, щука, щявель, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чайка, передачя, чулок, учюсь, тащу, стучю, щявель, шырокий, чуточку, ищю, жывотное. (10 ошибок)

    5 задание «Ребусы»

    Ответы: машина, уши, щука

    Памятка для родителей: за каждый верный ответ 1б.(максм.3б)

    6 задание «Собери части слова»

    - Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова.

    Для родителей : за каждый верный ответ 1б

    Результаты 6 задания- доска

    5.Рефлексия деятельности

    7 задание «Собери предложение»

    у нас мы

    замеч*тельные

    родители дети сч*стливые

    Ответ:

    1вариант : Мы замечательные родители. У нас счастливые дети.

    2 вариант : У нас замечательные родители. Мы счастливые дети.

    - Я приглашаю мамочек,чтобы они объявили резульоты.

    Подарок конфеты «Шипучка»

    Чтобы в ваших сердцах шипело только доброе- светлое и для плохого не было места!

    Домашнее задание (по выбору детей)

    Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ж" и "Ш" не дружат с буквой "Ы", а дружат с буквой "И".

    Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Я", а дружат с буквой "А".

    Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Ю", а дружат с буквой "У".

    Приложение фото к уроку

    Фото к уроку русского языка

    По горизонтали:

    Ночь. Но если захочу,

    Щёлкну раз - и день включу.

    Хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает.

    Перед тем, как лягу спать,

    Съем котлетку я опять.

    Я расту, и мне так нужен

    Калорийный, вкусный …

    Хлеб сегодня я купил,

    Деньги в кассу заплатил.

    Оказалось, вот удача,

    Что положена мне …

    В краях заснеженных живу.

    Их на прогулку я беру.

    Чтобы по снегу пробежать

    И кислородом подышать.

    Залатать плохой башмак

    Без него нельзя никак.

    На иглу оно похоже

    И поранить палец может.

    Читаю учебник, нельзя мне иначе,

    А то ни за что не решится …

    Распорядок этот дня

    Был написан для меня.

    Никуда не опоздаю,

    Ведь его я соблюдаю.

    Мама мне пирог купила,

    На тарелку положила.

    Мне не нужно много класть -

    Съесть смогу я только …

    По вертикали:

    Теперь простуды не боимся

    И среди луж мы веселимся.

    Гулять пойдём сейчас с Алёшей,

    Наденем на ноги …

    Он хотя не самовар,

    Выпускает так же пар.

    В чашку воду я налью

    И с баранками попью.

    Центр - свободное пространство,

    В городе находится.

    Отсюда во все стороны

    Улицы расходятся.

    Как место называется,

    Кто же догадается?

    Однажды маг взмахнул рукой,

    И вдруг стал белым кролик мой,

    Хоть чёрным был. Я удивилась.

    По воле мага что случилось?

    Сочинение писала,

    Всё черкала, исправляла.

    Непонятно даже стало,

    Где конец, а где …

    На обочине машина.

    Гвоздь попал - спустила …

    В лесочке над речкой тот домик стоит.

    И пусть невысок он, небросок на вид,

    Но лето придёт, быть не может иначе,

    Нас встретит с тобой эта милая …

    Очень длинный кусок ткани

    Вспомним быстренько мы с вами.

    Этот головной убор

    На индусах с давних пор.

    Солнце весело блестело,

    Вдруг всё сразу потемнело.

    Дождь пошёл и даже град.

    Кто же в этом виноват?

    С длинной шеей африканец,

    Он в России иностранец,

    И уже, который год

    В зоопарке он живёт.

    Задание: подумай и запиши правильно 2 предложения

    у нас мы

    замеч*тельные

    родители дети

    сч*стливые

    1)_________________________________________________________________

    2)_________________________________________________________________

    Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

    КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    В сочетаниях жи, ши

    Только и всегда пиши!

    Мыши, ёжики, ужи,

    Лыжи, лужи, крыши.

    Жирафы, шины и моржи,

    Шиповник и карандаши,

    Кружить, служить, дружить и жить,

    Спешить, смешить, шипеть и шить.

    Запомни слоги жи и ши

    И только с буквой и пиши.

    В сочетаниях ча, ща

    Пишем только букву а.

    Куча, гуща, каланча,

    Туча, роща, саранча,

    Чаща, дача и печать

    Нужно с буквой а писать.

    В сочетаниях чу, щу

    Пишут только букву у.

    Я грамотно писать хочу,

    Слова на чу и щу учу:

    Чулок, и чудо, и чугун,

    Чудак, и щука, и ворчун,

    Чумазый, чучело, чурбан,

    Чудесный, чувства и чулан,

    Кричу, ворчу, тащу.

    Я с у пишу и чу, и шу.

    (Из сборника «Занимательная грамматика»)

    2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

    ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

    1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Столяру хорошо,

    А инженеру - лучше,

    Я бы строить дом пошёл -

    Пусть меня научат.

    Я сначала начерчу

    Дом такой, какой хочу.

    Хороший дом, большущий дом

    На все четыре стороны,

    И заживут ребята в нём

    Удобно и просторно.

    (Б. Маяковский)

    Щуря глаз

    И хмуря брови,

    Поворчав себе в усы,

    Часовщик Иван Петрович

    Осторожно взял часы.

    (С. Михалков)

    2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Золотое решето чёрных домиков полно.

    Сколько чёрненьких домиков,

    столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

    Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

    Никого не огорчаю,

    но всех плакать заставляю. (Лук)

    Летит, как стрела,

    жужжит, как пчела. (Самолёт)

    Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

    ПОСЛОВИЦЫ

    1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

    НА РЫБАЛКЕ

    Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

    ЖИВОЙ УГОЛОК

    В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

    Цели:

    • закрепление навыка правописания изученных сочетаний; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’];
    • развитие орфографической зоркости у учащихся;
    • развитие внимания, мышления;
    • обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
    • закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
    • воспитание любви к природе.

    Оборудование:

    • картина “Лесная чаща”, картинка с изображением лесной птицы щура;
    • рисунок поезда;
    • карточки со станциями: “Словарная”, “Чаща”, “Парная”, “Соревновательная”, “Самостоятельная”;
    • карточки с гласными буквами.

    Ход урока

    Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка).

    А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты – первое задание. Задание по рядам.

    Прочитайте. Какое слово лишнее? Докажите. (1 ряд – куча, 2 ряд – чугун, 3 ряд – живёт)

    Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?

    Итак, с заданием мы справились, можно ехать. А чтобы веселее было ехать, проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).

    Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

    Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

    Вот и первая наша остановка. “Словарная”.

    Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется? Правильно, сейчас мы будем повторять словарные слова. Возьмите карточки с гласными буквами.

    Игра “Молчанка”. Учащиеся показывают гласные буквы, которые нужно вставить в слова, а учитель записывает их.

    М...шина, к…р…ндаши, х…р…ши.

    Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных букв.

    А какая ещё орфограмма есть в этих словах? (Во всех словах сочетание ши)

    Что вы знаете про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки всегда твёрдые)

    Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и )

    Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.

    Чистоговорки.

    Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

    Ща-ща-ща – в пруду поймали леща.

    Вот мы и подъехали к чаще.

    Что обозначает это слово? (Густой лес, заросль)

    Рассматривание картины “Лесная чаща”.

    Какая орфограмма спряталась в слове чаща?

    А задание на этой станции будет трудное. Мы будем учиться различать звуки [ч’], [щ’].

    Учитель читает слова, а учащиеся записывают под диктовку слова в два столбика: 1 – со звуком [ч’], 2 – со звуком [щ’].

    Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка, чайник, щур.

    Проверка слов. Учитель вывешивает напечатанные слова на доску, учащиеся проверяют и подчёркивают известные орфограммы, с любым из слов составляют предложение, записывают его в тетрадь.

    Какие орфограммы объединяют все эти слова? (Сочетания ча-ща, чу-щу)

    Что вы знаете про звуки [ч’], [щ’]? (Эти звуки всегда мягкие)

    Какая гласная буква пишется в сочетание ча-ща? чу-щу?

    Ребята, а кто может объяснить слово щур? (Это небольшая северная певчая птица) Учитель показывает картинку.

    Сейчас в наших краях зима. Перелётные птицы улетели в тёплые края.

    Ребята, как мы можем помочь зимующим птицам?

    Чистоговорки:

    Щу-щу-щу – я по маме грущу.

    Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу.

    Следующая станция – “Парная”.

    А сейчас, ребята, мы будем составлять пары, подбирать близкие по значению слова. К доске вызываются от каждого ряда по одному человеку.

    Проверка слов, запись с одним из слов предложения. Учащимся, отвечающим у доски, ставится оценка.

    Физкультминутка. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

    “Колечко”. Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

    “Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола.

    Чистоговорки.

    Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи.

    Ши-ши-ши – веселятся малыши.

    Станция “Соревновательная”.

    Учащиеся выходят по одному к доске, записывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали.

    Проверка слов по рядам. Найдите лишнюю пару. Докажите.

    Объясните значение слов: чабан (пастух), алыча (южное плодовое дерево, родственное сливе)

    Чистоговорки.

    Ча-ча-ча – у меня нет ключа.

    Уч-уч-уч – ёжик наш колюч.

    Станция “Самостоятельная”.

    Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.

    1 уровень.

    Списать, вставив пропущенные буквы.

    Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.

    2 уровень.

    Запишите, раскрывая скобки.

    Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).

    3 уровень.

    Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

    Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….

    Итог урока:

    Какие орфограммы мы закрепляли на уроке?

    Какая гласная буква пишется в сочетании ча-ща? чу-щу? жи-ши?

    Домашнее задание:

    Записать по два слова:

    С сочетаниями ча-ща – односложные;

    С сочетаниями чу-щу – двусложные;

    С сочетаниями жи-ши – трехсложные.

    Выборочные диктанты

    1. Записать только слова с буквосочетаниями ЖИ, ШИ.

    1) У реки растут камыши. 2) После дождя во дворе лужи. 3) Цветут ландыши. 4) Поют чижи. 5) Улетели стрижи. 6) Ерши живут в реке, моржи - в море, ежи - в лесу. 7) Лыжи натерли жиром. 8) У Лены карандаши. 9) Мой чище уши. 10) Хороши душистые розы. 11) У розы шипы. 12) Пиши без ошибок. 13) Пиши, да не спеши. 14) Кружились снежинки.

    2. Записать только слова с буквосочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

    1) Частый дождик во дворе. 2) Юра Чайкин решил задачу. 3) Вороны громко кричали. 4) Над водой кружились чайки. 5) Рыбаки поймали леща и щуку. 6) Птицы ищут пищу. 7) У галки галчата. 8) У волка волчата. 9) Чашка и чайник - посуда. 10) Дети пришли в рощу. 11) Сороки трещат. 12) Коровы мычат. 13) Мыши пищат. 14) Дятлы стучат. 15) На лугу рос щавель. 16) Чайки и щурки - птицы.

    Проверочные диктанты

    Зимой

    Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку. (34 слова)

    Летом

    Наша дачка у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и два леща. Окунька мы дали коту. (31 слово)

    Заяц и кот

    У Димы жил пушистый зайка. Наш кот Васька и зайка дружили. Кот любил молочко. Заяц ел капусту. Весной зайка стал скучать. Мальчик отпустил зверька в лес. (29 слов)

    Слова для справок: о тпустил.

    В роще

    Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела. (29 слов)

    Орфографические минутки

    1. Подчеркнуть в словах буквосочетания с твердым шипящим согласным звуком.

    Ежи, чижи, этажи, камыши, мыши, уши, жир;

    Пружина, ошибка, душистый, житель, шишки;

    Жирный, шить, пушистый, шило, снежинка, ерши;

    Дружить, лужи, ландыши, мыши, лыжи, жизнь.

    2. Записать, изменяя число предметов.

    Малыш - малыши, стриж, этаж, ерш, морж, ландыш;

    Груша, карандаш, еж, уж, камыш, ухо, лужа, нож.

    3. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

    Час, чай, чайник, чайка, чаща, часть, свеча, чашка;

    Прощать, площадка, мочалка, саранча, перчатка;

    Встречать, кричать, ворчать, молчать, пищать, трещать;

    Чадо, чары, чайный, частый, чаша, качать, журчать;

    Туча, задача, удача, тысяча, куча, встреча, щавель;

    Щука, щуренок, чугун, чучело, ворчун, чудо, чулки;

    Чулан, чудный, чужой, щупальца, щуриться, чищу;

    Кричу, пищу, плачу, молчу, лечу, стучу, тащу.

    4. Подчеркнуть в словах буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЧТ, ЩН.

    Бочка, точка, девочка, ручка, тачка, строчка, дочка;

    Колючка, сестричка, курочка, уточка, дудочка;

    Что, чтобы, почта, мачта, мечта, прочти, чтение;

    Точный, вечный, срочный, мрачный, речной;

    Помощник, хищник, хищный, овощной (суп);

    Мощный (удар), женщина, каменщик, барабанщик.