Биографии Характеристики Анализ

Упражнения по оптической дисграфии. Конспект занятия по коррекции дисграфии план-конспект на тему

Носова О.А., учитель – логопед.

Тема: Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Задачи: 1. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза

2. Учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки.

3. Развивать фонематическое восприятие и слух

4. Закреплять знания о гласных и согласных звуках

5. Совершенствовать высшие психические функции: память, внимание

Оборудование: рабочая тетрадь, картинки, образцы заданий, написанные на доске.

Ход занятия:

1. Орг. Момент.

Здравствуй, послушай загадки и отгадай их. Запиши ответы так, чтобы последний звук предыдущего слова был первым звуком следующего слова.

  1. По реке плывет бревно.
    Ох и злющее оно!
    Тем, кто в речку угодил,
    Нос откусит...
  2. (Крокодил)

    2. Зеленые мы, как трава,
    Наша песенка: "Ква-ква".
    (Лягушка)

    3. Бежал по тропке луговой -
    Кивали маки головой.
    Бежал по речке голубой -
    Речка сделалась рябой.
    (Ветер)

    4. Поднялись ворота,

    всему миру красота.
    (Радуга)

    Цепочка: Крокодил-л ягушка, ветер -р адуга.

    Сегодня мы будем учиться определять количество звуков в слове и составлять из звуков новые слова.

  3. Основная часть.

Отгадай имя героя занятия по первым буквам слов - названий картинок.

Картинки: Горох, нос, огурец, машина.

Закрепление знания о гласных звуках.

Гному очень нравятся гласные звуки и он забрал их себе. Помоги вернуть в слова гласные звуки А, О, У, И.

МШК – МИШКА

ГРД – ГРАД

СХР – САХАР

БРБН – БАРАБАН

НТК – НИТКА

ЛЦ – ЛИЦО

Выдели гласные красным цветом.

Дифференциация звуков и букв в словах

Молодец, ты отлично вставляешь буквы в слова.

А теперь проверим умеешь ли ты различать звуки и буквы в словах и определять их количество.

Подпиши под каждой картинкой количество букв и звуков.

Пример: (на доске) ЛИСА-4 буквы,4 звука, лось– 4 буквы, 3 звука, елка - 4 буквы, 5 звуков.

Картинки: дождь, улитка, еж, морковь, лампа, лось, елка.

Наш гном нашел в книге много интересных слов и перевернул их. Прочитай слова справа – налево и запиши слова, которые у тебя получились.

ЛАЗ – ЗАЛ

ШАЛАШ – ШАЛАШ

КОТ – ТОК

НОС – СОН

МИР – РИМ

Физминутка.

Немного отдохнем. Повторяй за мной.

По дороге мы идем

Путь далек, далек наш дом

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим.

Мы под дубом полежим,

Развитие буквенного синтеза

Гному очень нравится играть со словами, и он придумал игру “ Найди слово”.

Переставь буквы в словах и запиши спрятавшиеся в них другие слова.

Слова: Зубр, Дерево, Кроты, Рыбак

Преобразование слов.

Нам пора прощаться с Гномом. Наш гость предлагает тебе последнюю игру. Прочитай слова левого и правого столбика, запиши их парами так, чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.

ТАНК- БУСЫ

КОТЫ- СОР

УСЫ- КРОТЫ

УТКА – ЛАМПА

СПОР- ТАК

ЛАПА- ШУТКА

Итог: Занятие окончено.

Что определяли в слове?

Что составляли из звуков?

Что определяли в слове?

Скажи пожалуйста, в какие игры играли? Спасибо, Ты молодец! До свидания.

Тема:

Цели:

Учить детей дифференцировать зрительные образы букв, в частности И - У;
. развивать зрительно-пространственную ориентировку;
. развивать навык звукового анализа;
. развивать мелкую моторику;
. развивать логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед просит встать детей окало своих мест и предлагает, прежде чем сесть на стул, вспомнить и назвать имя, в котором есть буква «И»
(Инна, Ира, Илья, Игорь, Кира, Лиза, Мила, Вика, Дима, Никита)
Логопед знакомит детей с героями занятия, девочками Улей и Ирой. Детям предлагается выделить первые буквы в их именах. (И-У)
Формулируется тема занятия.

II. Основной этап

Логопед выставляет на доску изображение элементов букв «У» и «И», просит сложить из элементов буквы, ищет сходства и различия между буквами.


Логопед предлагает детям записать в тетради имен героев занятия, выделить буквы «И», «У».

Логопед знакомит детей с обозначением букв занятия. «У» - перевёрнутый треугольник, «И» - круг.
Логопед выставляет на доску карточку с изображением треугольников и кругов, просит детей записать в тетради соответствующие буквы. Вместо треугольника - «У», вместо круга - «И».


Перед выполнением следующего задания, повторно акцентируется внимание детей на различие букв «И», «У». У «У» длинный «хвостик» внизу, у «И» небольшой хвостик рядом. Детям предлагается расшифровать слова на доске. Если звездочка внизу, значит надо писать «У», если звездочка рядом, значит надо писать «И».



(Пуля, шут, улитка, улица, руки, курица)

Логопед выставляет на доску карточку с пропусками и предлагает детям самостоятельно определить, какую букву следует поставить вместо звездочки.

(Круг, крик, пух, лист, ухо, игла)

Детям предлагается поделить тетрадь на 3 столбика. В первом столбике будут слова с буквой «У», во втором столбике слова с буквой «И», в третьем - слова, в которых есть буквы «И», «У».

(Первый столбик - лук, петух, муха; второй столбик - иголка, нитки, лист, книги; третий столбик - улитка, курица, изумруд, кувшин)

III. Итог занятия

Логопед просит детей самостоятельно дописать в каждый столбик по одному слову.


ЗАНЯТИЕ 1

Тема : Дифференциация букв о - а .

Задачи : научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Знакомство с таблицами.

Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

2. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.


Дифференциация букв «о - а» 9


II. Основная часть занятия

1 . Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а . Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках.

«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а ). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать - увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а - сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички ».

2.Сравнение элементов и целых букв о- а

(задания 2. 3. с. 3).

Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.

Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о-а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).

Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно.

3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки»).

Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о - а.




10


4. Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4).

Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о - а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак.

4. Работа на уровне слова.

Упражнение «Занимательные модели».

Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?

6.Работа со словами-паронимами.

Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка - дачка, точка - тачка, кочка - качка, вол - вал, дол - дал).

Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.

7.Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.

1. Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.

2. Этот весёлый человечек ничего не знает.

8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу.


Дифференциация букв «о - а» 11


4. Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов.

5. Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края.

6. Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки, а вместо носа - лампочка.

Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин.

III. Итог занятия

Логопед: Вспомните, чем похожи буквы о - а ? Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.)



ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Дифференциация букв о - а

Задачи: о - а ; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар-


12 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а.

Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у

вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.

2.Запись букв о - а.

Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.

II. Основная часть занятия

1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа.

Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а.

Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.

2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар...

3. Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами.

Логопед: Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв.



4.Развитие зрительной памяти.

Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.

Пары слов: стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал.

5.Физминутка.

Дети выполняют движения по заданию логопеда.

6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3).

Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?

7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и

прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а.

1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ.

2. К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.

8. Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5). Логопед: Зашифруйте предложения при помощи букв о - а по образцу.

Образец. Скоро сказка сказывается.

О – О А – А А – А – А.

Астры зацветут осенью.

Ровный асфальт радует людей.

Смолк соловей в лесной чаще.

Лампа погасла внезапно.

Старая лодка ушла на дно.


14 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5).

Логопед: Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами.

Т_м к_тик ус_тый И л_почкой к_тик

П_ с_дику бр_дит, Ум_ет св_й р_тик,

А к_злик рог_тый А к_злик сед_ю

За к_тиком х_дит. Трясёт бород _ю.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой о.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Дифференциация букв у -и.

Задачи: познакомить детей с буквами у - и; учить детей сотно-сить звуки у-ие буквами у - и и символами (для обозначения на письме); познакомить детей со словами-перевёрты-шами; учить различать буквы у - и изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: карточки с изображениями букв у - и и элементами букв у - и, серия сюжетных картинок к сказке «Лиса и журавль»; демонстрационные картинки с изображением героев сказки «Лиса и журавль»; текст загадок; сетка кроссворда, нарисованная на доске; индивидуальная тетрадь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Оргмомент

1. Развитие оптических представлений (задание 1.с. 5).

Логопед: Рассмотрите элементы букв и составьте буквы. Какие буквы у вас получились?

Элементы букв:


Дифференциация букв «у - и» 15


Дети: Получились буквы у - и.

2. Сформулировать и записа ть на доске тему занятия.

II. Основная часть занятия

1.Сравнение букв занятия по начертанию.

- Сколько элементов используется при написании каждой буквы?

- Какие элементы одинаковые?

- Чем отличаются эти буквы?

Логопед предлагает детям продолжить строку букв и - у (задание 3, с.5).

2. Соотнесение буквы со звуком.

3. Соотнесение букв с символами для обозначения на письме.

4.Развитие фонематического восприятия.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова и поднимите соответствующую букву - у или и.

Звуки: и. А, У, И, Щ, И, У, В, О, И, И, У.

Слоги: ПО, ПИ, ТУ, ВУ, ВИ, ЛИ, ЛУ, ЖУ, ЦУ, ЧИ.

Слова: лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки.

5. Развитие логического мышления и зрительной памяти.

Логопед: Посмотрите на картинки в тетради (задание 2, с. 5).

Как зовут этих героев? Из какой они сказки? Рассмотрите сюжетные картинки. Разложите картинки в соответствии с развитием сюжета.

Картинки: Лиса угощает журавля. Журавль потчует лису. Лиса идёт в гости к журавлю. Лиса ссорится с журавлём.

6. Дифференциация букв и - у на уровне слова.

Развитие логического мышления.

Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их. Назовите букву занятия, которую нужно написать в слове.


16 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


Под метлой-метёлкой Растут на грядке

Виснут пряди шёлка. зелёные ветки,

(Кукуруза) А на них красные детки.

(Помидоры)

Вырос я на грядке, Летом рад я свежей

Мой характер гадкий: Ягоде медвежьей;

Куда не приду, А сушёная в запас

Всех до слёз доведу. От простуды лечит нас.

(Лук) (Малина)

Красная мышка с белым хвостом

В норке сидит под зелёным листом.

(Редис)

Какое слово лишнее? Почему? (Малина. Это ягода, а не овощ.)

7,Физминутка.

Дети читают стихи и выполняют действия. Прыгают кузнечики, Поднимают плечики. Раз, два. Раз, два -Закружилась голова.

8. Развитие логического мышления. Работа с к россвордом.

Логопед: Отгадайте слова кроссворда.


1. Домашняя птица.


Дифференциация букв «у - и» 17


2. Она носит на себе свой дом.

3. Зимующая птица с жёлтой грудкой.

4. Это есть у собаки и у якоря.

5. Хищник, похожий на хорька.

6. Разбойник на море.

7. Овощ, растущий на огороде.

8. Предмет мебели.

Ответы: курица, улитка, синица, коготь, норка, пират, огурец, кровать.

9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед: Рассмотрите буквы, записанные у лисы и журавля. Постарайтесь составить как можно больше слов из этихбукв: И, Р, Г, У, А, Ш, К. (Рука, рак, игра, круг, уши, шкура, ушки, Шура, игрушка.)

III. Итог занятия

Логопед: Прочитайте получившиеся слова. Назовите те слова, которые подходят для лисы. А теперь те, которые подходят для журавля.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Дифференциация букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: закрепить знания детей о буквах у - и; научить детей дифференциации букв у - и в словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей логическое мышление, умение составлять словосочетания и предложения поданному слову, зрительное восприятие, навыки звуко-буквенного анализа; обучать детей составлению рассказа по серии картин.

Оборудование: карточки с изображениями букв у - и; демонстрационные картинки «Лиса» и «Журавль»; карточки для индивидуальной работы; серия сюжетных картинок для составления рассказа.


18 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент

1.Развитие умения подбирать антонимы (задание 5. с. 6).

Логопед: Прочитайте слова в тетради и подберите «слова наоборот».

широкий твёрдый старый

скучный бесполезный неряшливый

Из первых букв подобранных слов составьте слово. (Умница.)

2. Определение темы занятия (задание 6. с. 6).

Логопед: Вспомните по 5 слов с буквами и - у.

Запишите их в тетрадь. Догадайтесь, какие буквы мы сегодня будем учиться различать? (Буквы и - у.)

II. Основная часть занятия

1. Развитие буквенного анализа. Дифференциация изучаемых букв на уровне слова (задание 7. с. 6).

Логопед: Лиса и журавль играли со словами. Они вставляли буквы и - у в слова. Каждый, из них хотел вставить в слова именно свою букву. Помогите героям. Вставьте буквы и прочитайте слова.

Л...ТКА...Ч...ТЕЛБ Ш...ТК ЧЕН....К

ГР...ШКА...ТК... К...Р...ЦА ЖЁЛ...Д...

В...ЛК... ...Л...ЦА Ш...ШК... Д...ДК....

М...Х... ТР...БОЧК... ...ДОЧК...

2.Работа на уровне слова (задание 4. с. 6).

Логопед: Отгадайте ребусы и запишите слова-отгадки. Отметьте символами буквы и ~ у в каждом слове. Ответы: Рубашка, ушки, кулак.

4. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Развитие связной речи (задание 8. с. 6-7).

Логопед: Составьте тексты по сериям сюжетных картин. Прочитайте рассказ на с. 6-7. Запишите его по памяти.


Дифференциация букв «у - и» 19


Собака Пушок

У Саши была собака Пушок. Однажды Саша ушёл в школу. А Пушок остался дома один. Пушок - шалун: он сорвал салфетку со стола. На пол упали чашки и чайник. Пришёл из школы Саша. Мальчик очень расстроился. Он поругал собаку.

III. Итог занятия

Назовите слова для журавля и лисы. Вспомните и скажите, чем похожи и чем различаются буквы у -и.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема : Дифференциация букв и ~ у в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: познакомить детей с начертанием букв и - у; научить детей соотносить звуки и - у с буквами и символами для обозначения на письме; развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; закрепить у детей знания правил орфографии; формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов; устранять у детей кинетические нарушения.

Оборудование: карточки с изображением элементов букв и - у; пособие «Зашифрованные слоги»; слова с пропущенными буквами у - и на карточках; пособие «Домики» (изображение двух домиков с написанными буквами: на одном - и, на другом - у); картинки с изображением людей различных профессий; пособие «Угадай пословицу»; альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Оргмомент

1.Развитие навыков конструирования.

Логопед: Рассмотрите элементы букв и постройте из них две буквы, чтобы они различались вторыми элементами и обозначали гласные звуки.

2. Сформулировать и записать на доске тему занятия (Буквы и-у).


20 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


II. Основная часть занятия

1. Сравнение букв занятия по начертанию. Соотнесение букв с символами.

Логопед: Для и - выбрали красный кружок. Для у - красный овал.

2. Развитие зрительного внимания. Дифференциация букв занятия на уровне слога.

Логопед: Прочитайте слоги, зашифрованные при помощи символов.

Дети: им, ин, ир, иш, ик, из, ум, ун, ур, уш, ук, уз.

3. Соотнесение звука с буквой.

Логопед: Рассмотрите домики на доске и помогите словам выбрать верно, кому, куда нужно идти?

Карточки со словами:

Запишите в тетрадь слова в два столбика и укажите в них наличие букв занятия.

4. Физминутка. «Кузнечики» (см. занятие 3).


Дифференциация букв «у - и» 21


5. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Логопед: Вставьте в слова буквы и - уи прочитайте слова.

Л...ПА Л...ЖА Л...ДА

Д...МА М...НА КЛ...МБА Р...ЧКА

6. Развитие словаря. Закрепление знаний о профессиях.

Логопед: Рассмотрите картинки и скажите, кем работают изображённые люди?

Показывает детям картинки с изображениями: уборщицы, футболиста, хоккеиста, гитариста, скрипача, учителя, строителя, трубочиста.

Какие профессии можно объединить в одну группу? Почему? (Скрипач, гитарист - музыканты; футболист, хоккеист - спортсмены.)

7. Составление словосочетаний.

Логопед: Составьте с каждым из слов предыдущего задания словосочетание и запишите его, укажите в этом словосочетании буквы занятия.

7. Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Составление предложений.

Логопед: Посмотрите, в таблице скрылась фраза.

Дети: Хорошая книга - лучший друг. Логопед: Запишите пословицу и укажите в словах наличие букв занятия.

Что это за фраза? Отгадать загадку вам поможет этот ключ:


22 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


8. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания (задание 9, с. 7).

КножевдеМ

акножевдем илсенирп укинтохО

лисуртс ен коножевдем,утанмок в вапоП

ондобовс ясеб лавовтсвучоп нО

акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В

акножевдем алавовтсвучоп узарс анО

метсог микьнелам дереп укйотс алаледс акабоС

ьтертомс латс и логу в яслибаз коножевдеМ

уноротс в алшото и оге алахюноп акабоС

улгу в лунсу и яслиокопсу,хитаз коножевдеМ

Что, не получается? Как же справиться с этой задачей? Может, попробовать сделать всё наоборот: прочитать его не слева направо, а справа налево? Что у вас получилось? Запишите текст, укажите буквы занятия.

Медвежонок.

Охотнику принесли медвежонка.

Попав в комнату, медвежонок не струсил.

Он почувствовал себя свободно.

В комнату незаметно вошла охотничья собака.

Она сразу почувствовала медвежонка.

Собака сделала стойку перед маленьким гостем.

Медвежонок забился в угол и стал смотреть.

Собака понюхала его и отошла в сторону.

Медвежонок затих, успокоился и уснул в углу.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите из рассказа слова с буквой, состоящей из двух одинаковых элементов, слова со сходной с ней по начертанию буквой, слова с обеими буквами.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Дифференциация букв и - у в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: закрепить у детей знания о буквах у -,и; научить


Дифференциация букв «у - и» 23


детей дифференцировать сходные по начертанию буквы ц - у; развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие, зрительное внимание. Оборудование: предметные демонстрационные картинки на доске; карточка в виде телеграммы; кроссворд; карточки для индивидуальной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Орг. момент

1.Знакомство с героями занятия.

Логопед: Сегодня к нам на занятие заглянули мошенники и жулики. (Логопед выставляет картинки с изображением героев занятия Криса и Руди.) Они замышляют ужасное злодейство. Давайте попытаемся разгадать их планы и помешать совершить злодейство.

Но прежде необходимо записать число и тему занятия.

Посмотрите на майки разбойников и угадайте тему занятия. (Буквы и-у.)

2.Припоминание обозначения букв на письме и звуков, которые они обозначают.

3.Сравнительная характеристика букв и - у.

II. Основная часть занятия

1. Дифференциация букв занятия на уровне слов.

Логопед: Я случайно подслушала разговор бандитов и узнала, что они решили выкрасть маленького мальчика и попросить за него огромный выкуп. Злодеи приготовили список необходимого.

Послушайте, что решили взять с собой мошенники и определите, как они поделят вещи. Запишите слова в два столбика и укажите наличие букв занятия.

Слова на карточках: КОРЗИНА, СУМКА, КИРПИЧ, ПЕРЧАТКИ, МАУЗЕР.

2.Работа с деформированным предложением.

Логопед: Разбойники похитили мальчика Вилли. Но откуда им было знать, какой озорник, шалун и драчун этот


24 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


мальчишка! Вскоре он их совсем замучил... Были у мошенников карточки с предложениями, которые они очень любили перечитывать много раз. Мальчик перепутал все слова в предложениях, теперь злодеи ничего не могут понять. Помогите горе-разбойникам - распутайте предложения.

В, плавает, реке, уточка.

Собака, луну, ночью, лает.

Клоун, цирке, малышей, взрослых, и, веселит, в.

3. Развитие логического мышления.

Логопед: Мошенники уж и не рады своей добыче, просят старика забрать обратно своего озорника-сына. Но не тут-то было, старик почему-то не торопится с возвращением сыночка. Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, какое условие поставил старик-отец похитителям.

1. Гора, из вершины которой извергаются огонь и пепел.

2. Небольшое животное коричневого цвета, живущее в воде и напоминающее крота.

3. Нитки сматывают в....

4. Раздувается позади головы кобры, когда она сердится.

5. Большая неядовитая змея, по-другому называющаяся удав.

Ответы: вулкан, выхухоль, клубок, клобук, питон. Какое слово спряталось по вертикали? (Выкуп.)

4. Индивидуальн ая работа по карточкам.

Логопед: Прочитайте послание старика-отца мошенникам и попробуйте догадаться, о чём он писал?

Стар..к., опорой б..дь,

Малышей не дай в об..д...,

Уст..пай больном... п...ть

И скамейк нвал...д... .


Дифференциация букв «у - и» 25


5.Физминутка.

Логопед: Проказник Вилли издевался над разбойниками как только мог: он бросался камнями, плевался, заставлял их чистить зубы и даже делать зарядку. Вот эту. Вот какая стрекоза -Очень круглые глаза. . Вертится как самолёт: Вправо, влево, вверх, вперёд.

6. Закрепление правил орфографии. Дифференциация букв и-у в тексте.

Логопед: Однажды ночью, когда Вилли спал, разбойники решили бежать куда глаза глядят и никогда больше не возвращаться в этот город, чтобы не встречаться с проказником Вилли. Они дали клятву исправиться и никогда больше не заниматься разбоем. Потихоньку они написали записку отцу Вилли и на цыпочках подкрались к двери пещеры, в которой жили последнее время.

Запишите в тетрадь письмо грабителей и постарайтесь не перепутать буквы и - у, тогда Вилли не заметит исчезновения злодеев и сможет вернуться утром к отцу.

Текст слухового диктанта:

«Уважаемый папа Вилли! Ваш сын ужасный забияка. Пожалуйста, возьмите его обратно. Мы извиняемся и просим у вас прощения. Мы заплатим выкуп. До свидания!

Похитители».

Слова для справок на доске: уважаемый, забияка, пожалуйста, похитители.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите из текста слова с буквами занятия. В каких словах для обозначения букв вам понадобился овал красного цвета, где вы воспользовались красным кружком?


26 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Дифференциация букв и - ш.

Цели: закрепить у детей знания о буквах, сходных по начертанию; познакомить детей с буквами и - ш; научить дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей логическое мышление, навыки звукового анализа и синтеза, зрительный гнозис; учить соотносить букву, звук и символ для его обозначения.

Оборудование: карточки с изображениями элементов букв и - ш; ребусы; карточки с буквами для составления слов, альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент

1. Развитие зрительного гнозиса.

Логопед: Рассмотрите элементы и отгадайте буквы:

Начинается с элемента ;

В первой букве таких элементов два, она обозначает гласный звук (И.);

- во второй букве таких элементов три, она обозначает глухой согласный звук (Ш.). Дети: это буквы и - ш, И - Ш.

2. Сформулировать тему занятия (задание 1. с. 8).

Логопед: Посмотрите на картинки. Какие буквы в них спрятались?

II. Основная часть занятия

1. Соотнесение буквы со зв уком и символом (задание 2. с . 8).

Логопед: Запишите буквы по элементам, назовите их количественный и качественный состав.

Дети записывают буквы и называют количество элементов, определяют расположение всех элементов в пространстве, затем логопед выставляет на доску символы для обозначения букв занятия: красную двойку для буквы и, синюю тройку для буквы ш.


Дифференциация букв «и - ш» 27


2. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Запишите под диктовку слоги, обозначьте буквы занятия.

Слоги: ли, шу, ша, ти, ни, ки, шо, аш, уш, иш.

3. Дифференциация букв и-ш в словах (задание 3. с. 8).

Логопед: расшифруйте слова и объясните их значение.

3 П 2 К 3 УТК 2 3 АР 2 К

3 П 2 ОН 3 2 3 КА 3 2 ЛО

2 ДЁ 3 Ь ЛЕТ 2 3 Ь БЕЖ 2 3 Ь

М23КА АФ23А МАЛЫ 3 2

4.Развитие логического мышления. Работа с ребусами.

Логопед: Отгадайте слова, запишите их, отметьте в словах буквы занятия: и - 2, ш - 3.

Ответы: знание, Дмитрий, фонари, подушка.

Логопед: Рассмотрите наложенные буквы (задание 4, с. 8-9). Составьте из них слова. Прочитайте и запишите эти слова.

5. Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед: Назовите буквы в слове и составьте как можно больше новых слов из данных букв. Определите, в каких словах встречается буква и или ш.

Слова: шоколадка, коридоры, фотография.

Например: шоколадка - школа, шок, школа, шакал, лошадка, кошка, кол, кадка, клок, лад, лодка, лак, ад, док, код...

6. Физминутка.

На усмотрение логопеда.

7. Самостоятельная работа по карточкам.

Логопед: Прочитайте слова на карточках и вставьте буквы занятия в слова.

Л.ПА КОР.ДОР

ОК.ЕРСТЬ


28 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


8. Игра «Путаница» {задание 5. с. 9).

Логопед: Что за загадочные слова составили для вас буквы и - ш? Исправьте ошибки. Прочитайте получившиеся слова и объясните их значения.

шзбуика итаншики плшта меиок

бабуика дедуика веншк илак

ослшк икола веиалка шва

III. Итог занятия (задание 6, с. 9)

Логопед: Вставьте пропущенные буквы в слова. Прочитайте слова и запишите их. Объясните значение. Назовите слова, в которых есть:

Буква занятия, состоящая из двух элементов,

Буква занятия, состоящая из трёх элементов.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Дифференциация букв и - ш в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цель: закрепить знания детей о буквах и - ш; научить детей дифференцировать буквы и - ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с изографами, соотносить букву и символ; устранить у детей кинетические ""* нарушения; развивать у детей кинетические представления, зрительное восприятие цвета.

Оборудование: буквы и - ш (запись на доске), карточки с изображением их символов; изографы; 2 таблицы (запись на доске); цветовая таблица-подсказка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Развитие зрительного восприятия и внимания.

Логопед: Назовите, что вы видите на картинках? Какие буквы, сходные по начертанию, повторяются в словах?


Дифференциация букв «ц - ш» 29

2. Сформулировать и записать на доске тему занятия (буквы и - ш).

II. Основная часть занятия

1. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения на письме.

Вывод: буква и - красная двойка, буква ш - синяя тройка.

2. Дифференциация букв занятия на уровне словосочетания (задание 7. с. 9).

Логопед: Вставьте прописные буквы и прочитайте слова левого и правого столбика.

Логопед: Составьте из слов словосочетания. Запишите словосочетания в тетрадь и укажите наличие в словах букв занятия. Припомните, как мы обозначаем буквы и-ш на письме.

3. Развитие языкового анализа и синтеза (задание 8. с. 10).

Логопед: Составьте предложения из данных слов и картинок (слова, данные в скобках, заменены картинками), (мышка), норки, вышла, из. (кошка), (мышка), не, видит. Ушли, (дом), из, все. Осталась, (кошка), одна.


30 Мазанова Е.В. Как преодолеть оптическую дисграфию?


Пошла, кухню, (мышка), на.

Толкнула, (сыр), (мышка), (чашка), с

Нашла, там, (сыр), она.

Спрыгнула, с, (окошко), (кошка),

(чашка), разбилась, упала, и.

Но, не, (кошка), поймала, никого.

Это, (кошка), услышала.

Побежала, (мышка), (кошка), а, ней, за.

Дети читают вслух получившиеся предложения.

4. Физминутка.

На усмотрение логопеда.

5. Работа с деформированным текстом.

Логопед: Давайте ещё раз прочитаем эти предложения и подумаем, что можно из них составить? (Если переставить предложения, можно составить рассказ.)

Посмотрите, все слова записаны на карточках разного цвета: есть предложения на карточках синего цвета, есть на карточках зелёного цвета... и т.д. Рассмотрите полоску-подсказку и поставьте все предложения в том порядке, как они расположены на опоре.

Логопед выставляет на доску полоску из цветных квадратов, которая будет служить опорой для дальнейшего составления текста.

Прочитайте получившийся рассказ.

Все ушли из дома. Осталась одна кошка. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Пошла мышка на кухню. Нашла она там сыр. Толкнула мышка чашку с сыром. Чашка упала и разбилась. Услышала это кошка. Спрыгнула кошка с окошка. Побежала мышка, а за ней кошка. Но кошка никого не поймала.

6. Работа с текстом.

Логопед: Перескажите текст по памяти. Запишите его на слух. Укажите буквы занятия.

Для облегчения задания можно использовать заранее подготовленные карточки с записанными на них предложениями, с пропущенными буквами занятия, которые логопед выставляет в беспорядке на доске. Дети записывают предложения с опорой на цветовую полоску, вставляют буквы занятия и помечают их символами.


Дифференциация букв «б - д» 31


III. Итог занятия

Логопед: Прочитайте получившийся текст и назовите слова с буквами занятия.

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Дифференциация букв б - д.

Цель : познакомить детей с буквами б - д; научить детей сравнивать буквы б -

2 ЭТАП. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Если непонятно слово,

Если, как писать, не знаю,

Нету выхода иного -

Эту книгу открываю.

Здесь все четко, все правдиво...

Что за книга? Вот уж диво!

Нет, не диво, даже встарь

Был составлен тот... (словарь)

Сегодня мы с вами продолжим говорить о различных

словарях и словарных словах. Вспомним, что такое словарные слова? Какие словари вы уже знаете?

Сегодня я расскажу вам о этимиологическом словаре.

Этимиологические словари рассказывают о происхождении слова, его первоначальном значении. Обращение к истории слова позволяет понять его современное написание. Например: МАЛИНА - в основу названия был заложен признак плода ягоды, состоявшего из малых частей. Слово МАЛИНА образовано от слова МАЛЫЙ

Запись на доске.

МАЛИНА - малый -"состоящая из маленьких частей"

Отгадайте загадку.

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.

Прочитайте вверх ногами, как образовалось это слово.

Отгадайте загадку.

Его главнее в школе нет,

Есть у него свой кабинет.

Он знает всех учеников,

Помочь и наказать готов.

Найти слово в орфографическом словаре.

Произнеси орфографически слова. Отхлопать на слоги. Записать в словарик. Рядом записать слоговую схему и выписать гласные неведущей рукой.

Игра: Муха

Логопед объясняет происхождение слова.

Слово ПОРТФЕЛЬ пришло в русский язык из французского. ПОРТ-нести

ФЕЛЬ-лист

ПОРТФЕЛЬ-"то, в чём носят документы, бумаги"

Логопед записывает слово на доске. ПОРТФЕЛЬ

Произнеси орфографически. Произнести с ударением.

Написание слова "закрытыми глазами". Закрой глаза, представь это слово написанным в книге. Заставь помигать

" опасную букву". Какая буква мигает?

Составь предложение из слов. Раздаются листы со словами.

Положил, портфель, я, пенал, в.

(Я положил пенал в портфель.)

Сколько слов в этом предложении?

Запиши схему предложения, выписав гласные неведущей рукой.

Физ.минутка.

Вращение руками (Левая рука вперёд - правая назад) и наоборот.

Перекрёстные движения локоть-колено

Перекрёстные движения рука-пятка

Нужно присесть если в слове 3 буквы и поднять руки

вверх если не 3 буквы, а больше или меньше.

Слова: Лук, луна, сок, солнце, рак, мак, шаг, шуба.

Игры с мячом:

Слова наоборот (антонимы)

Арабское письмо (сон, ток, рот, суп)

Собираемся в лесок, набираем в кузовок слова, которые заканчиваются на ОК

Игра: Припиши букву (Третью)

Поставьте ударение. Выделите опасное место.

Какая последняя буква в этом слове?

Игра: Собери головоломку " буква Т"

Игра: Волшебный мешочек (Фразеологизмы)

Знать назубок - очень хорошо выучить.

Зарубить на носу - запомнить крепко, навсегда.

Витать в облаках - грезить, фантазировать невесть о чём.

Клевать носом - засыпать.

Начинать с азов - (Аз - название первой буквы славянской азбуки) то есть начинать с азов, с самого простого.

Разделы: Начальная школа

Занятие №1

Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах

Цель: учить дифференцировать звуки С-Ц, имеющие артикуляторно-акустическое сходство, определять их положение в слогах, словах/

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: демонстрационные картинки, графические профили звуков С-Ц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент


– Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
– Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные)
– Назовите гласные I ряда; II ряда.
– На что указывают гласные I ряда? II ряда?
– Молодцы!

II. Основная часть

Введение в тему

– Прочтите слова, записанные на доске.
СВЕТ – ЦВЕТ
– Что означают эти слова?
– Какими двумя звуками отличаются эти слова? (Звуками С-Ц)
– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия:
[С] – [Ц]
– А также запишите названия картин, которые отличаются звуками С-Ц. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графическую схему звука (на доске, сопровождая показ указкой)

– Чтобы правильно писать С и Ч, надо научиться различать соответствующие им звуки.
– Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно)
кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С….
– А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите долго звук С.
– Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают.
– Уточним и произношение звука Ц. Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно) кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.
– Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.
– Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.
– Таким образом, мы уточнили как произносятся звук С и Ц.
– В тетрадях запишем краткую характеристику звука:
[C] – согл., тверд., глух, простой;
[Ц] – согл., тверд., глух.,сложный;

2. Соотнесение звуков С – Ц с символами (вода из крана, палец приставленный к губам)

– Звуки С и Ц мы слышим в окружающем нас мире. Вот перед вами картинки. Попробуйте угадать, какая из них подходит к какому звуку? Почему?
– И действительно, звук С мы слышим, когда течет вода из крана, Ц – так мама просит быть потише. (Прикрепить символы рядом со звуками на доске)
– Произнесите соответствующий звук, когда я укажу на картинку. (2 раза)

3. Чтение слогов с доски (хором):

ца – са цо – со цу – су цы – сы
аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы – ысы

4. Игра «Хлоп и топ»

– Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками С – Ц. На слова со звуком С – хлопаете, со звуком Ц – топаете.
(слива, цепь, собака, лиса, цирк, циркуль, аист, сетка, пшеница, кастрюля, циркач)

5. Нахождение картин со звуками С-Ц, определение места звука в слове (в начале, середине, конце). (На формате А5 картинки, в которых произносятся звуки С – Ц).

– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки С-Ц. Предлагаю найти их и отметить фишками. Слова со звуком С – зелеными фишками, со звуком Ц – синими.
– У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети найдут картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
– Молодцы, справились все с заданием.

6. Списывание с доски.

– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы С-Ц, подчеркнуть С –одной чертой, Ц – двумя. Найти «лишнее» слово, отметить его крестиком и объяснить почему?

Коль_о, коле_о, ку_ты, три_та;
Паль_ы, пыль_а, поло_а, полотен_е;
_и_терна, _ини_а, _олн_е, _пи_а;
_кворе_, пе_ _ы, _ _ена, _е_арка.

7. Графическое изображение слова.

– Поупражняемся в выделении слогов с буквами С-Ц в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях. Образец: са ___ ___ ,
сапоги, пылесос, овца, кольцо, сердце, красавица, гостиница, синица.
– Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место слога в слове, записываете слог.

8. Отгадывание загадок.

– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и разгадаете кроссворд.

1. Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (сова)

2. Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу. (Сорока)

3. И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они – морские … (свинки)

4. Дом охраняет всю ночь напролет –
Чужой без хозяина в дом не войдет.
В трудный поход её брать с собой можно,
Друга вернее найти невозможно. (Собака)

5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)

6. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)

7. Летом в поле травку рвёт,
А зимой в хлеву живет:
Сена вволю ей дают
Да ягнёнка в прибыль ждут.
Не рогата, не бодлива,
Беспокойна, боязлива.
Шёрстку у неё стригут,
Вяжут из неё и ткут. (Овца)

8. Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
На зуб волку попадается? (Заяц)

9. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля
Кто же это? (Цапля)

10. Квохчет, квохчет, кудахчет
Всех детей собирает. (Курица)

– Внимательно прочитайте еще раз отгадки. Подумайте, о ком были загадки. Назовите одним словом. (Животные, птицы)
– Выпишите названия животных в первый столбик, названия птиц во второй. Подчеркните С – одной чертой, Ц – двумя.

9. Физминутка «Сова»

– День наступает, все оживает!
(Дети изображают летающих птичек, жуков, бабочек, стрекоз – машут руками-крылышками).
– Ночь!
(Все дети должны замереть в позе).

10. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям.

Упражнение «Он – она».

– Много существует профессий. Овладевают профессией, как мужчины, так и женщины. Какие профессии вы знаете?
– Вот сейчас и поупражняемся в правильном назывании профессий. Когда вырастите, он писатель, а она? (Писательница)

учитель – летчик –
сварщик – работник –
разведчик – художник –
буфетчик – лыжник –
мастер – садовник –

11. Работа над предложением. (На доске записано предложение)

Дети смеются, глядя в оконце на ясное солнце.

– Прочитайте предложение.
– Что делают дети? (Смеются)
– Куда дети глядят? (В оконце)
– А что они увидели в оконце? (Солнце)
– Какое солнце увидели? (Ясное)
– Сколько слов в этом предложение? (Восемь)
– Какие предлоги вы увидели? (В, на)
– Как пишутся предлоги? (Отдельно)
– В каких словах вы увидели буквы С и Ц? Выделим их.
– После какого слова ставится запятая? (смеются)
– Обратите внимание, как пишется слово «солнце».
– Прочитаем предложение, каждое слово проговаривая по слогам.
– Поупражняемся в запоминании этого предложения. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.
– Еще раз – с закрытыми глазами.
– А теперь запись я закрываю, пишем под диктовку.
– Подчеркните букву С – одной чертой, Ц – двумя.
– Прочитаем запись, сверяя с доской.

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня учились различать?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!

Занятие №2

Тема: Дифференциация звуков С-Ц

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков С-Ц и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях и предложениях;
  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
  • активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
  • развивать связную речь; зрительное внимание и память;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • воспитывать бережное отношение к птицам, к природе;

Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв С – Ц, графические профили звуков, карточки букв С-Ц, цифровые линейки для определения места звука в слове и фишки, текст рассказа «Наши друзья».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Вспомните названия всех месяцев по порядку.
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите последний месяц зимы.
– Какое время года наступает после зимы?

II. Основная часть

Введение в тему

– Что видите на картинках? Назовите их. (Колос, колодец)
– Уточним, что они обозначают.
– Какие звуки произносятся в конце слов? (С-Ц)
– Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.
Сообщение темы
– Да, сегодня мы продолжим работу по различению звуков С-Ц
– Запишите число, месяц, тему. [С – Ц]
– А также запишите слова: КОЛОС, КОЛОДЕЦ. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя. Назовите слог с буквой С в слове КОЛОС, слог с буквой Ц – КОЛОДЕЦ. (ЛОС, ДЕЦ)
– Давайте вспомним то, о чем говорили на предыдущем занятии.

1. Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков.

– Уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам. (На доске висят графические профили звуков)
– При произнесении звука С – кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С-С…. Голосовые связки отдыхают.
– Звук Ц образуется при слиянии звуков ТС. При произнесении звука Ц – кончик языка упирается за нижние передние зубы и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки Т и С. Голосовые связки отдыхают.
– Дадим характеристику звукам С-Ц.
– Звук С – согласный, твердый, глухой, простой.
– Звук Ц – согласный, твердый, глухой, сложный.

2. Воспроизведение чистоговорок.

Ас-ас-ас – у нас дома ананас
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос
Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус
Ыс-ыс-ыс – Денис, пей кумыс.
Ца-ца-ца – кудахчет курица
Цо-цо-цо – красивое кольцо
Цы-цы-цы – звенят бубенцы

3. Игра «Кто внимателен?»

– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками С- Ц, а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой: акция, сумка, заяц, цыплёнок, мост, блюдце, садовник, водица, писатель.

4. Запись слов в два столбика С – Ц.

– Я диктую слова, а вы записываете их в соответствующие столбики. Подчеркиваем слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя. (Писатель, хлебница, воспитатель, конфетница, садовник, слесарь, сварщик, вареница, молочница)
– Прочтите слова, которые записали в первый столбик. Читаем по «цепочке», называем слог в слове с буквой С. Подумайте и скажите, как назовем эти предметы одним словом. (Профессии)
– Прочтите слова второго столбика, называем слог. Что обозначают слова второго столбика? (Посуда)

5. Работа с цифровым рядом

– Следующее задание на определение места звука в цифровом ряду. Будем работать с черными фишками. Напоминаю последовательность работы: слушаете слово, проговаривая про себя, определяете место звука, кладете фишку. Сначала определим звук С: кастрюля, снежок, закуска, капуста, сосна, высота, слово;
– Определим звук Ц: пыльца, пальцы, колодец, цепь, луковица, птица, офицер.

6. Составление словосочетаний

– Перед вами слова и картинки. К словам первого столбика следует подобрать картинки, чтобы получилось словосочетания. Произнести словосочетания чётко проговаривая слова.

(Другой вариант: записать словосочетания в тетрадь, подбирая к словам первого столбика слова из справок. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.)

Пёстрая водица
Чистая курица
Светит столица
Офицер на письмо
ценное солнце
Москва – границе

7. Физминутка

8. Работа у доски.

– В следующем задании нужно дописать предложения, вставляя слова вместо картин. Работу выполняем только на доске, по «цепочке». Один записывает, остальные проверяем. Выделяем слоги с буквами С и Ц.

В саду растёт … .
Сегодня ярко светит … .
На вешалке висит … .
Во дворе лает … .
На сцене выступает … .
На грядке вырос … .
Около реки стоит … .
По дороге едет … .

(Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)

9. Чтение текста.

– Перед вами текст. Рассказ называется «Наши друзья». Прочитаем его «цепочкой».

Наши друзья

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.

Ответим на вопросы:

– Отчего же погибают деревья?
– Кто защищает деревья от гусениц?
– Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу. Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам.
– Назовите слова из рассказа со звуками С-Ц.
– Прочитав рассказ, какую полезную информацию вы узнали?

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня различали?
– Какие слова вы запомнили со звуками С – Ц? Назовите их.
– Какие задания вам понравились?
– Благодарю всех за работу, до свидания!