Биографии Характеристики Анализ

Урок литературного чтения "А. Плещеев

Зинаида Михайловна Толстопятова
Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег…» с использованием мнемотаблицы

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема : Заучивание стихотворения А . Плещеева «Уж тает снег » .

Возраст : старшая группа

Направление : познавательно – речевое

Основная образовательная область : коммуникация

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Безопасность» , «Здоровье» , «Социализация» .

Задачи :

Образовательные : Формирование умения запоминать короткое стихотворение , читать его с естественной интонацией, с опорой на мнемокарту .

Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его, читать выразительно.

Закреплять приметы весны.

Развивающие : Развитие наблюдательности , внимания, памяти.

Воспитательные : Воспитание интереса к художественной литературе о природе.

Планируемый результат : Добиться хорошего запоминания стихотворения , используя приёмы моделирования.

Методы и приемы : словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.

Наглядные средства обучения : мольберт, мнемотаблица , картинки с изображением ранней весны, аудио запись П. И. Чайковского «Времена года»

Организация детей :1, 2части – свободная, 3 – в кругу, 4,5 – на стульчиках перед мольбертом.

Индивидуальная работа : Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам при заучивании стихотворения .

Словарная работа : долгожданная, лазурь, миновала, протальник, снегосгон , цветень.

Предварительная работа. Беседы о весне, наблюдения на прогулке за весенними признаками. Разучивание стихов о весне , примет о весне, беседы по теме.

Структура :1 – организационный момент (загадка, 2- д/и , 3- физминутка «Веснянка» , 4 - заучивание стихотворения , 5 – итог занятия.

Ход занятия

1. Воспитатель : Ребята, я хочу, чтобы вы отгадали загадку :

Тает снежок ,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной) .

Правильно, весной. Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года» . Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная) .

А сейчас, я прошу вас доказать, что действительно пришла весна. Вам из предложенных картинках, необходимо «отыскать» приметы весны.

2. Дидактическая игра «Найди приметы весны по картинкам»

(Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске, а потом, каждый из детей рассказывает о них).

Воспитатель : Какие приметы весны изображены на картинах?

(Тает снег , солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы).

Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?

(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)

Воспитатель : Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

Воспитатель : В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей) . Проталины – то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей) . Почему он так называется? (Ответы детей) . А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон . Почему? (Ответы детей) . А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) .

3. Физминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей, (Машут руками.)

А сугробы тают, тают, (Приседают.)

А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх)

4. Заучивание стихотворения А . Плещеева «Уж тает снег » .

Послушайте стихотворение А . Плещеева «Уж тает снег » .

Уж тает снег , бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

- Воспитатель : Вам понравилось стихотворение ? Как оно называется и кто автор? Это стихотворение мы будет учить наизусть, а поможет вам быстрее запомнить стихотворение вот такая схема (мнемотаблица ) .

Воспитатель : Как вы понимаете слово лазурь? (светло – синий цвет) . А слово – миновало? (прошло)

Что весной происходит? (Уж тает снег , бегут ручьи)

Что будут делать соловьи? (Засвищут скоро соловьи)

И лес (оденется листвою) .

Солнце весной какое стало? (теплей и ярче)

А пора метелей злых и бурь что? (опять надолго миновала)

Воспитатель : Я еще раз прочитаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу , слушайте и запоминайте.

Чтение стихотворения детьми с опорой на мнемотаблицу .

5. Итог занятия.

Что больше всего запомнилось и понравилось на занятии? Назовите автора и название стихотворения .

Анализ стихотворения Плещеева Весна 5 класс по плану

План

1. История создания

2.Жанр

3. Основная тема

4.Композиция

5.Размер произведения

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. Произведение «Весна» было написано Плещеевым в 1872 г. К теме весеннего пробуждения природы обращались многие русские поэты. Рассматриваемое стихотворение принадлежит к наиболее удачным произведениям, посвященным весне.

2. Жанр произведения - лирическое стихотворение.

3. Основная тема - весеннее обновление природы и чувства, которые оно пробуждает в каждом человеке. Автор бесконечно рад тому, что миновала злая и холодная зима. Природа оживает под лучами весеннего солнца. Вместе с природой от забот очищается душа, в ней просыпаются новые надежды и мечты. Важным моментом стихотворения является упоминание о людях, «чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе». Автор не забывает о простых крестьянах. Он считает, что их тяжелое положение также скрашивается наступлением весны. Главными же глашатаями весны являются птицы и дети. Их «звонкий смех» и «пенье» - торжественный гимн, посвященный очередному сказочному преображению природы.

4. Композиция. Стихотворение делится на три части. Оно открывается изображением оживающей весенней природы. Во второй части автор описывает человеческие чувства, возникающие в это время. В финале происходит слияние человеческого и природного торжества.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб.

6. Выразительные средства. Автор применяет яркие эпитеты («ярче», «резвых», «звонкий»), которые создают ощущение праздника. Описывая природные явления, Плещеев использует олицетворение («лес оденется», «бегут ручьи»). Значительно усиливает впечатление противопоставление «злых метелей» «яркому солнцу».

7. Основная мысль произведения - неизбежное наступление счастья. Плещеев показывает, что приход весны способен оживить не только природу, но и душу человека, которая забудет все свои печали и горести.

«Весна» Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Анализ стихотворения Плещеева «Весна»

Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то» . Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной . Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением . Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
"Весна!"- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят - кто больше всех
Природы любит обновленье!

* ~ * ~ * ~ * ~ * ~ *

Алексей Николаевич Плещеев (22 ноября 1825, Кострома -
26 сентября 1893, Париж) - русский писатель, поэт, переводчик;
литературный и театральный критик. В 1846 году первый же сборник стихов
сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде; как участник
кружка Петрашевского он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя
отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По
возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя
через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком,
издателем, а в конце жизни и меценатом. Многие произведения поэта
(особенно - стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой.
На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста
романсов. . .

Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Стихи Алексея Николаевича Плещеева о весне знакомы нам с самого раннего детства. Добрые, волшебные строки о прекрасном времени года читали нам папы и мамы, бабушки и дедушки.

«Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье, впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!» — читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Ни одно мероприятие, посвящённое весне, не обходится без рассказанных вслух удивительных стихов Плещеева. «Уж тает снег, бегут ручьи… » — это просто классика жанра, любимые, красивые строки.

«Весна»
Опять весной в окно мое пахнуло,
И дышится отрадней и вольней…
В груди тоска гнетущая заснула,
Рой светлых дум идет на смену ей.

Сошли снега… Оковы ледяные
Не тяготят сверкающей волны…
И плуга ждут далекие, немые
Поля моей родимой стороны.

О, как бы мне из этих комнат душных
Скорей туда хотелось — на простор,
Где нету фраз трескучих и бездушных,
Где не гремит витий продажных хор.

В поля! в поля! знакомая природа
К себе красой стыдливою манит…
В поля! там песнь воскресшего народа
Свободная и мощная звучит.

Плещеев был человеком удивительной искренности и душевной чистоты. Воспевая родную природу, он испытывал истинное наслаждение.

«И вот шатер свой голубой…»
И вот шатер свой голубой
Опять раскинула весна;
Окроплены луга росой,
И серебристой полосой
Бросает свет на них луна.

Светла, как детский взор, река,
И ветви ив склонились к ней
Под гнетом легким ветерка;
И прилетел издалека
С звенящей трелью соловей…

Прекрасны вы, дары весны;
И горе бедным и больным,
Чьи очи горьких слез полны…
Такие ночи созданы
Для тех, кто счастлив и любим!

Весна создана для тех, кто любит предстоящие радостные перемены, любить ловить моменты счастья.

«Весна»

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
«Гостья милая, здоро во!» —
Говорят они весне.

Уж теплее солнце греет,
Стали краше небеса…
Скоро всё зазеленеет —
Степи, рощи и леса.

Позабудет бедный горе,
Расцветет душой старик…
В каждом сердце, в каждом взоре
Радость вспыхнет хоть на миг.

Выйдет пахарь на дорогу,
Взглянет весело вокруг;
Помолясь усердно богу,
Бодро примется за плуг.

С кротким сердцем, с верой сильной
Весь отдастся он трудам —
И пошлет господь обильный
Урожай его полям!

На плещеевских лирических пейзажах лежит особая, таинственная печать. Его сравнения и образы зачастую неожиданны и интересны.

«Быстро тают снега, побежали ручьи…»

Быстро тают снега, побежали ручьи,
И теплей небеса засинели…
Вот недолго еще — прилетят соловьи,
Зазвучат их влюбленные трели.

Все-то, все тебя ждут не дождутся, весна!
Жду и я наболевшей душою,
Чтобы лес зашумел, пробужденный от сна,
Разукрашенный яркой листвою.

Сколько раз этот шум, как ему я внимал,
На меня навевал примиренье;
Я сильнее любил, я полнее прощал,
Затихало в груди озлобленье,

Хоть и жаль, может быть, расставаться с землей,
Когда всё вкруг тебя расцветает;
Но блажен, кто, пройдя путь нерадостный свой,
С примиреньем в груди угасает».

«Весна»

В старый сад выхожу я, росинки
Как алмазы на листьях горят;
И цветы мне головкой кивают,
Разливая кругом аромат.

Всё влечет, веселит мои взоры:
Золотая пчела на цветке,
Разноцветные бабочки крылья
И прыжки воробья на песке.

Как ярка эта зелень деревьев!
Купол неба так чист и глубок!
И брожу я, восторгом объятый,
И слеза застилает зрачок.

За оградой садовой чернеет
Полоса взбороненной земли,
И покрытые соснами горы
Поднимаются к небу вдали.

Как любовью и радостью дышит
Вся природа под вешним лучом,
И душа благодарная чует
Здесь присутствие бога во всем!

Снова крепнут дремавшие силы;
Новой жизни приходит пора,
И становится всё так возможным,
Что мечтою казалось вчера!

Как прекрасна весна! Миллионы
Ей навстречу звучат голосов,
И в моем воскресающем сердце
Ей привет вдохновенный готов!

«Весенней ночью»
Над росистыми лугами
Ветерок ночной гуляет,
Разговор ведет с цветами,
Травку тихо колыхает.

Над заснувшею долиной
Звезды яркие зажглися;
Звуки песни соловьиной
Из-за леса полилися.

Этой ночью не сидится
В душной комнате. Работа
Никакая не спорится,
И бежит от глаз дремота.

В эту ночь сильнее просит
Счастья сердце молодое;
Старика мечта уносит
В невозвратное былое.

Даже тот, чей взор слезою
Злое горе застилает,
Кто поник в борьбе с нуждою,
На мгновенье отдыхает

И, утешенный приветом
Расцветающей природы,
Забывает, что с рассветом
Вновь прийти должны невзгоды.

«Теплый день весенний…»
Теплый день весенний,
Солнышко блестит,
Птичка, заливаясь,
В поле всех манит.

Улицы, бульвары
Запрудил народ,
Пестрыми толпами
За город идет.

Праздничные лица
Радостно глядят;
Редко, редко встретишь
Невеселый взгляд.

Славно всем живется,
Так легко, что нет
У толпы нарядной
Ни забот, ни бед.

Только мне с тоскою
Справиться невмочь,
Как ее прогнать я
Ни стараюсь прочь.

Где б я ни был — всюду
Шепчет мне она:
«А твоя навеки
Отцвела весна!»

Зашумит ли в роще
Яркая листва,
Мне и в этом шуме
Слышатся слова:

«Нечего от жизни
Ждать тебе. Твой путь
Пройден, — не пора ли
Навсегда уснуть?

И когда сойдешь ты
В землю — над тобой
Зеленеть мы будем
Каждою весной!»