Биографии Характеристики Анализ

"Утес" (Лермонтов): анализ стихотворения.

Одним из самых ярких и впечатляющих пейзажно-философских произведений Лермонтова, относящихся к его позднему периоду творчества, является его стихотворение «Утес» (1841 г.), написанное незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. И хотя в то время Лермонтов находился в сложном душевном состоянии, и по свидетельствам некоторых очевидцев, даже предвидел скорое окончание своего бренного пути, в стихотворении «Утес» нет никакого намека на прощание или что-то похожее в этом роде. Читатели впервые познакомились с ним в 1843 году, когда его публиковал литературный журнал «Отечественные записки» спустя 2 года после смерти Лермонтова.

Главная тема стихотворения

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.

Некоторые литературные критики говорят о том, что целью автора в данном произведении было пересечение и сравнение материальных и духовных ценностей, ответ на вопрос какую роль они играют в нашей жизни и что из них важнее. Утес в этом случае играет роль всего мирского и обыденного, а тучка нечто эфемерное, неземное и божественное. Их союз был недолговечным и случайным, тучка поутру покидает утес и он остается на прежнем месте в печали «тихонько плачет он в пустыне». Так Лермонтов хотел показать людям насколько они часто в первую очередь заботясь о насущном, забывают о своей душе, а ведь достигнуть настоящего счастья и гармонии можно только объединив эти два начала. По мнению поэта, душа вечна и подобно золотой тучке может путешествовать где угодно безо всякого для себя вреда, в то время, как тело (утес) без души будет вечно мучиться и страдать. Красота и беззаботность золотой тучки и старого, морщинистого утеса подчеркивают различие понятий материального и духовного мира.

Также существует мнение литературных экспертов что стихотворение «Утес» посвящается не единению двух начал, а описыванию человеческих взаимоотношений совершенно непохожих друг на друга людей, в которых тучка это молодая и легкомысленная особа, а утес-великан - немолодой, умудренный опытом мужчина, годящийся по возрасту ей в отцы. Поэт описывает их короткий миг общения, который показался для них обоих весьма приятным, но юной прелестнице он вскоре наскучил и она, например, нашла себе более подходящую по возрасту или по интересам компанию. А довольно немолодой мужчина, подобно старому и морщинистому утесу-великану, остается не у дел и остро ощущает свое одиночество, ненужность, чувство глубокой печали и растерянности.

Структурный анализ стихотворения

При написании стихотворения автор использовал пятистопный хорей, а также двухсложную стопу, имеющую ударение на первом слоге, применяется опоясывающая рифмовка. Настроение двух четверостиший диаметрально отличаются друг от друга, первое пропитано ощущением жизнерадостности и веселья, второе - печали и грусти. Для полной передачи чувств и настроения данного произведения поэтом были использованы следующие средства художественной выразительности: олицетворение (тучка ночевала, утром умчалась, утес задумался, утес плачет), метафора (играя по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, старый утес), перифраз (влажный след в морщине утеса - следы слез). Чередование звуков «р», «л», «в» (аллитерация) и повторение звуков «о» и «а» (ассонанс) придает произведению особой плавности и выразительности.

Стихотворение «Утес» во многом можно назвать автобиографическим, ведь оно раскрывает глубокий внутренний мир поэта с его переживаниями и чувствами, оно отличается глубоким смыслом и неоднозначностью, в нем каждый найдет что-то свое, близкое и понятное только ему.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес» речь идет о двух персонажах. Ими являются «тучка» и «утес», они, могут быть рассмотрены иносказательно, как герои жизненных ситуаций. Стихотворение начинается со слов: «ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», эти строки указывают нам на то событие, над которым размышляет наш герой – «утес».

Начало стихотворения достаточно интересное, М.Ю. Лермонтов использует метафору для описания персонажей: тучка – «золотая», а утес – «великан», призывая читателя обратить внимание на ценность тучки для

Утеса, и на мощь и силу утеса в сравнении с ней.

Тучка символизирует легкость – то, что может в любой момент раствориться и улететь, а утес – основательность – то, что имеет опору и с трудом поддается каким-либо переменам. Благодаря выбору именно данных персонажей автор обращает наше внимание на взаимоотношения людей, на их особенности характера, жизненный опыт и стиль жизни.

В стихотворении, как и, часто случается, в жизни, один герой динамичен, в силу своего характера – «тучка», а другой статичен – «утес». Что мы и замечаем из следующих строк: «Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя». Тучка

Продолжила свой путь, легко и радостно покинув свой ночлег. Данные строки показывают, что женский персонаж в данном стихотворении относится к жизни легко и непринужденно, воспринимая окружающий мир слегка легкомысленно и интуитивно. Мировосприятие утеса, наоборот, отличается способностью мыслить и размышлять, основательностью и твердостью.

Это показывают следующие строки: «Но остался влажный след в морщине старого утеса. Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне». Утес переживает момент ухода тучки, ему становится грустно и одиноко, но изменить что-либо утес уже не может. Мужской персонаж имеет другой жизненный опыт и другие условия, которые отличаются от взглядов на жизнь «героини». В стихотворении М.Ю. Лермонтов показывает различие между тучкой и утесом, из-за которых они не смогут быть вместе. Утес остается печальным персонажем, глубоко переживающим это: «остался влажный след в морщине», «тихонько плачет он».

Тема одиночества присутствует в стихотворении, особенно в последних строках. Возможно, утес вспоминает свою молодость, ностальгируя по ней, ибо сейчас он уже стар. Автор делает героя стихотворения трагичным, так как, ностальгируя по тучке, утес ничего не может изменить, он бессилен. Все что ему остается только помнить об этом радостном моменте прихода тучки и печалиться, зная, что время берет свое и расставляет все по местам.

Авторы- составители: Новикова Л.Н
Тема « Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»»
Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.
Предполагаемые результаты.
Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобразительно-выразительные средства языка, углублять навыки первичного анализа стихотворного текста.
Метапредметные: пополнить словарный запас, познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова и с романсом на его стихи.
Личностные: способствовать воспитанию чувства сострадания, желания помочь человеку, оказавшемуся в одиночестве.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Использование ТСО: компьютер, проектор, презентация, аудиозапись.
I.Вступительное слово учителя.
Целеполагание и планирование работы.
Сегодня мы обратимся к творчеству великого поэта, 200-летие со дня рождения которого было 15 октября этого года. Вы помните открытое мероприятие, посвященное этой дате. И вот сегодня вновь будет звучать его поэзия, мы проанализируем его стихотворение.
II. Работа по теме урока.
1.Прослушайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс».
(звучит аудиозапись)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит. Задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
(1841)
О чём это стихотворение?
(О природе, об одиночестве)
2.Слово учителя
Стихотворение написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Библиографы поэта убеждены, что он предчувствовал свою смерть и, более того, искал ее, умышленно затевая ссоры с сослуживцами и провоцируя дуэли. Тем не менее, в стихотворении «Утес» нет ни одного намека на то, что Лермонтов знает о том, что его земной путь подходит к концу. Это произведение наполнено романтикой и одухотворенностью, которыми автор нередко наделял живую природу, справедливо полагая, что люди давно уже разучились испытывать высокие и благородные чувства.
В два коротких четверостишья поэт смог не только уместить очаровательную зарисовку южного пейзажа, но и вложить в свое произведение глубокий жизненный смысл. Тучи во все времена отождествлялись в религии и мифологии с чем-то неземным и божественным, их природа, долгое время остававшаяся для людей загадкой, внушала им благоговейный трепет. Утес же в данном конкретном случае символизирует нечто мирское и обыденное, не вызывающее удивление либо желания преклоняться перед тем, что можно осязать. Таким образом, в стихотворении «Утес» пересекаются духовное и материальное начала. Однако союз тучки и утеса является мимолетным и случайным. В этом Михаил Лермонтов видит нашу повседневность, в которой люди задумываются о собственной душе гораздо реже, чем беспокоятся о теле. Однако автор подчеркивает, что истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по его мнению, может великолепно существовать и, как тучка, которая «утром в путь умчалась рано», возвращается в иной мир, не испытывая боли и страданий. В то же время тело без души обречено если и не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утесу, который «одиноко стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет в пустыне
Некоторые исследователи творчества Михаила Лермонтова придерживаются иной трактовки стихотворения «Утес», считая, что оно посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Так, «тучка золотая» олицетворяет ветреную красавицу, полную жизни, сил и счастья. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, который считает, что все прелести жизни лично для него уже остались в прошлом.
Не исключено, что в образе пожилого господина-утеса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость (на момент гибели поэту было всего 27 лет), в душе он чувствовал себя глубоким стариком. Страдания, связанные с невозможностью реализовать себя в мире, который соткан из противоречий, заставили Михаила Лермонтова фактически поставить крест на собственной жизни. И, наблюдая за тем, как другие люди, немногим моложе его, могут позволить себе роскошь быть по-настоящему счастливыми, поэту лишь оставалось смириться с собственной участью и признать, что он обречен на вечное одиночество и непонимание.
3. Анализ стихотворения.
Итак, назовите главных "действующих лиц" стихотворения.
(конечно же, это "тучка" и "утёс")
Правильно, в стихотворении два образа, символизирующие непрочность человеческих отношений.
О чём говорится в стихотворении?
Какое в нём настроение?
Каким представляется лирический герой? Что означает это понятие?
Какие мысли и чувства хочет передать автор читателю?
5.Какие ассоциации вызывают у вас образы Тучки и Утёса?
На слайде вы видите утес. Что же по-вашему это такое?
Попробуем составить лексические цепочки и к каждому образу подберем ассоциации.
Какой прием помог нам говорить об утесе и о тучке как о живых людях?
(Олицетворение)
Вспомним, что это такое?
а)Олицетворение-это перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
Сколько частей в стихотворении?
Кому посвящена 1 часть? (Тучке)
2 часть-утесу.
Одинаковые ли эти картины по описанию?
Нет, они противопоставляются друг другу. Здесь автор использует еще один прием, б) этот прием- контраст.
Найдите примеры контраста в тексте.
(Тучка- великан)
(Весело играя- тихонько плачет)
(Играет в лазури- стоит в пустыне)
Как соотносятся образы? (противопоставляются)
Тучка и утес- две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, одиночество старого утеса. Это еще один прием-антитеза.
в) Антитеза- противопоставление образов, картин, понятий.
С помощью антитезы подчеркивается, выделяется основной мотив стихотворения- мотив одиночества.
Обратите внимание на выражение: задумался глубоко. Мы видим здесь необычный порядок слов, который придает фразе особую выразительность.
Этот прием называется инверсией.
г) Инверсия- перестановка, необычный порядок слов.
Какой мы увидели тучку? (золотой)
Какое средство выразительности помогло нам увидеть тучку? (эпитет)
Что такое эпитет?
д) Эпитет- образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Найдите еще эпитеты. (старый утес, утес-великан)
Эпитеты, которыми автор награждает главных героев стихотворения, призваны подчеркнуть контраст между миром духовного и материального. Легкую и невесомую тучку Михаил Лермонтов именует «золотой». Утес же предстает перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни, которая давно перестала приносить ему радость.
Какую роль играют средства выразительности в стихотворении?
(Помогают оживить героев произведения, показать чувства, которые переживают герои)
Какие действия совершала тучка? Прочти.
Что это за средство выразительности? (олицетворение- тихонько плачет, ночевала тучка, она умчалась)
Только ли тучка могла совершать подобные действия?
Действительно, их могла совершать и легкомысленная девушка, молодая, игривая, веселая, жизнерадостная.
Почему тучка ночевала на груди утеса? (Возможно, ей было плохо, хотелось быть поближе к сердцу)
Почему на груди утеса? Какой утес? (Сильный, крепкий, большой, может защитить)
Почему он стоит одиноко?
(Недвижим, т.к. прикован к месту, никого нет рядом, и тучка его покинула.)
Почему остался влажный след в морщине утеса?
Может быть это слезы, а кого? (слезы тучки, слезы утеса)
Встреча оставила след в душе утеса.
Почему он задумался глубоко??
После встречи особенно остро переживает чувство одиночества, он опять одинок.
Почему плачет глубоко?
Он вполне годится на роль отца таинственной незнакомки или же ее случайного знакомого, для которого общение с девушкой неожиданно оказывается весьма приятным. Но вот красавица упорхнула, предпочтя его обществу компанию небесной «лазури» или, попросту говоря, своих подружек. И пожилой мужчина еще отчетливее ощущает свое одиночество, понимая, что среди веселой молодежи он выглядит незваным гостем на чужом празднике жизни. Осознание этого вызывает у него чувство жалости к самому себе, глубокую печаль и ощущение беспомощности.
Тяжело, когда тебя покидают. Утес остается один со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства…какие?
(Тоски, печали, тревоги, одиночества)
Кто поведал нам об этом?
Лирический герой стихотворения Лермонтова- одинокий человек.
4.Рефлексия
Небольшое стихотворение так вдохновляет читателей, что более 60 композиторов написали музыку, появились прекрасные мелодии.
Сейчас вы услышите романс на данное стихотворение.
(звучит романс)
Стихотворение и романс навеяли на вас какие- то чувства. Перед вами краски и листы бумаги. Нарисуйте, что вы чувствуете.
Теперь давайте поделимся своим творчеством и озвучим нарисованное.
III. Итог урока
О чем данное стихотворение? (об одиночестве)
Помните, ребята, что одиночество- страшный «недуг» в душе человека, которому порой необходимо ваше сопереживание, поддержка или просто общение, и душа человека оттает, оживет.
IV. Домашнее задание: для всех- выучить стихотворение наизусть;
для группы учащихся- составить синквейн к образам

Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт и писатель. За свою недолгую жизнь он написал произведения, которые читают и цитируют сегодня. Критики отмечают, что большинство творений напрямую связаны с биографией автора. Жизнь Михаила Юрьевича была трагической, что сказалось на его стихах.

Стихотворение «Утес» было написано еще в 1841 году. Жанр произведения - лирическая миниатюра. Автор придает деталям символическое значение. Утес, в понимании автора - символ одиночества. Именно оно и есть ведущим мотивом всего стихотворения. Это связано с жизнью Лермонтова. Он всю жизнь пытался найти себя, свой жизненный пусть. В конце своего пути поэт так и остался одиноким человеком. В своем стихотворении Лермонтов олицетворил отношение утеса и тучки:

«Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя».

Тучка символизирует ветреного человека, который ни о чем не задумывается. Ей все равно на чувства утеса. Она склонна к кратковременным чувствам, которые не могут оставить след в ее душе. Утес - мудрый человек, который страдает от того, что не может быть вечно со своей тучкой. Если посмотреть с его стороны, то можно понять, что автор хотел сказать. Одиночество - самое тяжелое, что может выпасть на судьбу человека. А мимолетные чувства никак нельзя оправдать.

Лермонтов пишет:

«Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.».

Он тоскует вместе со старым утесом. Лермонтов воплощает в этом образе страдание. Видно, что эта тема ему близка. Также, многие критики комментируют стихотворение со стороны философского начала. Тучка - это душа человека, легкая и неземная, а утес - мирская плоть. Идет противостояние между этими двумя компонентами.

Тонкая организация души не позволяет ей углубляться в жизненные проблемы. Она свободна и не может испытывать боль. Что не скажешь о теле, которое обречено на страдание без души. Ведь пустой и бездушный человек может быть пожизненно одинок. Только союз души, и тела принесут гармонию и порядок в жизнь. Спасение тела возможно только с появлением души.

«Утес» написан при помощи средств художественной выразительности. Например, в стихотворении присутствуют эпитеты(тучка золотая, старый утес), олицетворение(умчалась рано, плачет он в пустыне), метафоры(утес-великан и др.). Аллитерация и ассонанс - четко прослеживается в середине стиха. Написан в пятистопном хорее.

Многие критики называют стихотворение одним из самых центральных в творчестве Лермонтова. Он был опубликован только по прошествию двух лет со дня смерти поэта. Сейчас его учат в школах и читают на литературных вечерах. Можно сказать, что именно это стихотворение помогло Лермонтову обрести посмертную славу русского поэта.

Стихотворение «Утес» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Произведение крошечное — всего два коротких четверостишия. Но в нём — и прекрасный южный пейзаж, и глубокий жизненный смысл. На первый взгляд может показаться, что стихотворение «Утес» — просто пейзажная зарисовка. Но поэт, конечно же, рассказал читателю не о бездушной старой скале, а о чувствах одинокого человека. В основе произведения заложена красивая метафора. Она задана сразу и является организующей для
всего стихотворения: мысли человека, его чувства скрыты за образами природных явлений.

В стихотворении два лирических героя. Это легкомысленная золотая тучка — метафора беззаботного человека, которого ничто и нигде не держит. И утёс-великан, который внешне силён и могуч, но душа которого способна искренне любить и глубоко страдать.
Исследователи творчества Лермонтова по- разному трактуют содержание этого стихотворения.

Одни утверждают, что произведение написано о духовном и материальном началах нашей жизни. Истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по мнению автора, может великолепно существовать и, как тучка, которая « утром В путь умчалась рано», не испытывает страданий, расставаясь с телом. Тело же без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утёсу, который « одиноко стоит, задумался глубоко и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которые выбрал автор для главных героев, подчеркивают контраст между миром духовным и материальным. Лёгкую и невесомую тучку поэт назвал золотой. Утес же предстаёт перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни.

Всё стихотворение построено на этом приёме контраста и противопоставления: ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.

Есть литературоведы, которые считают, что стихотворение « Утёс» посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Тучка золотая — ветреная красавица, полная жизни, сил, молодости, радости. А утёс — умудрённый опытом пожилой человек, у которого все прелести жизни давно остались в прошлом. Их случайное знакомство приятно, но красавица не захотела остаться со своим новым знакомым — упорхнула, предпочла его обществу компанию подружек. И пожилой мужчина отчётливо ощущает своё одиночество.

Не исключено, что в образе старого утёса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость, в душе он ощущал себя глубоким стариком. Поэту оставалось лишь смириться со своей участью и признать, что он обречён на вечное одиночество и непонимание. Беззаботность тучки передана словами, обозначающими быстрые действия (умчалась, весело играя) и упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека всегда связана с радостью, душевной лёгкостью и спокойствием.

Случайная гостья оставила след в душе утёса-великана — вызвала тяжелые мысли. Главный мотив стихотворения «Утес» — мотив одиночества — передан на синтаксическом уровне: поэт разбил предложения по строфам так, что слово одиноко оказалось логически выделенным. Мотив одиночества воплощается также с помощью приёма олицетворения: аллегорические образы утёса и тучки служат выражению глубокой философской мысли автора. Но при всём том, что Лермонтов метафорически изобразил одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог, в стихотворении вовсе не чувствуется безнадёжности.