Биографии Характеристики Анализ

В какой стране находится ханаан. Истребление ханаанских народов

- (Быт.1:1 , Пс.23:1) на Еврейском языке называется eretz (эрец). Впрочем Евреи имели и другие различные названия для обозначения слова земля. Иначе она называлась у них словом адама и афар. Названиями эрец и адама вообще означалась вся земля или… …

Земля обетованная - ♦ (ENG Promised Land) земля Ханаанская, или Палестина, обещанная Богом Аврааму (Быт. 12; 17:8) и его потомству; иудеи считают ее особым даром Бога народу Израиля … Вестминстерский словарь теологических терминов

Из Библии (церковно славянский текст). Перевод: Обещанная земля. В Ветхом Завете так именуется Ханаанская земля (область в Палестине), куда Бог хотел вывести евреев из Египта, где они томились в плену. Бог обещал Моисею, что приведет его народ «в … Словарь крылатых слов и выражений

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ - [греч. γῆ τῆς ἐπαγγελίας], библейское наименование (Евр 11. 9) земли (на территории Ханаана), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам народу Израиля, к рую они получили после исхода из Египта (см. также ст. Израиль древний). Во мн … Православная энциклопедия

Ханаанская земля - Р. Ханаа/нской земли/ (древнее название Палестины) … Орфографический словарь русского языка

обетованная земля - только ед. , устойчивое сочетание 1) Так в Библии называется земля Ханаанская, где течет молоко и мед, обетованная (обещанная) богом Аврааму, т. е. Палестина, куда Бог и привел евреев из Египта, выполняя свое обещание. 2) книжн. Место, куда кто … Популярный словарь русского языка

Под этим именем во многих местах Библии разумеется земля Ханаанская в теснейшем и более широком смысле. В частности, имя это означало: 1) землю по эту сторону Иордана, противоположную земле Галаадской, Заиорданской; 2) Финикию, т. е. сев. часть… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (Быт.15:18 , Исх.33:1 и др.) земля Ханаанская, обещанная Господом в наследие Аврааму, Исааку и Иакову. см … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ - так в Библии называется «земля Ханаанская», «где течет молоко и мед» (Исх. 3:8), обетованная (обещанная) богом Аврааму … Атеистический словарь

Обетов’анная земл’я (Евр.11:9) земля, обещанная Господом потомкам Авраама (Быт.15:18). Простиралась она от пределов Египта до Евфрата, но более известна как Ханаанская земля. Евреи после сорокалетнего странствования по пустыням вошли в нее под… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

И др.) – а) первоначальные жители земли Ханаанской, поселившиеся прежде израильтян в означенной земле, сыны и потомки Ханаана, сына Хамова, разделявшиеся по числу сынов его на 11 племен (). Состояние земли Ханаанской и хананеев при Аврааме было далеко не то, что во времена Моисея. Земля при Аврааме была еще мало населена и застроена, и пастушеские племена свободно переходили тогда с одного места на другое. Городов тогда еще было мало, как, напр.: Сихем, Хеврон, Луз, Сидон и т. д. Жители Сидона особенно выдавались между прочими народами земли Ханаанской своей торговлей, богатством и образованием (, , ). Аморреи представляли наиболее сильный и воинственный народ. Во время пребывания евреев в Египте земля Ханаанская, вместе с ее различными обитателями, является в совершенно ином виде. В означенный период времени густота народонаселения усилилась и вся земля была занята многочисленными народами, которые были могущественнее израильтян и потому временами представляли им сильное противодействие. В ней возникли тогда большие города, управлявшиеся самостоятельно, города, ограниченные укрепленными стенами и воротами, со множеством боевых колесниц (, ). В земле вообще процветали хлебопашество, виноделие и торговля (). Название города Кириаф-Сефер (polis granmateion – город писцов) показывает употребление в нем письмен. Распавшись по времени на бесчисленные небольшие группы, хананеи не имели над собой одного общего главы – царя, и гибли от взаимных междоусобий: так, напр., в северных землях Ханаана упоминается о 31 царстве, а в кн. Судей говорится о 70 царях ханаанских, покоренных Адониседеком (). К этому присоединялись еще языческие нравы и нечестие, языческое идолослужение, суеверие, волхвование и другие беззакония. Божествами их были: Ваал, Астарта, Дагон, Молох, Хамос, и в честь их насаждались рощи, воздвигались высоты, приносились жертвы, освящались самые пороки и беззакония. Мера беззаконий их теперь исполнилась (). Вот почему израильтянам даны были такие строгие законы против хананеев. В силу их не должно было терпеть никаких язычников и идолопоклонников, всех хананеев надобно было истребить, всякий союз с ними был воспрещен, а особенно браки с хананейками. При сих столь строгих законах преимущественно имелось в виду предохранить израильтян от их языческих нравов, обычаев, от их нечестия и идолослужения (), за которые они и были осуждены Богом на истребление (). Но израильтяне относительно хананеев не выполнили воли Божией. В некоторых местах хананеи оставались долго не истребленными, как, например, в коленах Ефремовом, Манассиином и др. Финикия и страна Ливанская почти не были покорены. Филистимляне были покорены долгое время спустя по завоевании евреями земли Ханаанской. Покоренные жили вместе с израильтянами, и последние довольствовались иметь их своими данниками и союзниками, брали дочерей их себе в жены и своих дочерей отдавали за их сыновей, стали перенимать их языческие обычаи, участвовать вместе с ними в их языческом служении божествам и идолам. Отсюда произошли для израильтян величайшие бедствия, особенно во времена Судей, и только по мере своего обращения к Богу израильтяне снова делались их победителями. Но хананеи не были истреблены совершенно и во времена Судей. Во время завоевания Земли Обетованной иные из них переселялись в Финикию и другие места и даже в Африку, где были финикийские колонии. В самой Палестине они оставались и после времен Судей. Во времена пр. Самуила об аморреях говорится, что между ними и Израилем был мир (). Иевусеев победил уже Давид и взял их крепость, но они не были совершенно истреблены и в это время (; ). Иоав, во время переписи, обходил города хивеян и хананеев в странах Тира и Сидона (). Во времена Соломона хананеи обитали в Газе (). Соломон оставшихся от разных ханаанских народов хананеев сделал только оброчными работниками, не истребляя их (; ). У хеттеев были свои цари и во времена пророка Елисея (; Ханаан или хананеянин , а говорится о купцах и торговцах.

Ханаан находился на восточном побережье Средиземного моря. Южная часть её стала Страной Израиля в XIII вв до н. э., остальное превратилось в Финикию и Сирию .

Название "Ханаан" впервые появляется в источниках из Мари 18 века до н.э. и встречается вплоть до 12 века до нашей эры. После этого оно практически исчезает, кроме Библии и текстов, написанных под её влиянием.

Исключения - вавилонский лексический текст (ок. 1100 до н.э.), египетское текстовое указание на источник (ок. 900 г. до н.э.) и две монеты второго века до нашей эры.

Один из "отцов церкви" Августин свидетельствует, что еще в его время (IV век) крестьяне на территории бывшего Карфагена (потомки финикийских колонистов) называли себя «ханани».

Согласно библейской генеалогии, Ханаан (Кнаан) - младший сын Хама , брат Куша (Нубия), Мицраима (Египет) и Пута - прародитель народов, населявших Ханаан.

Найденные в 2014 гду остатки ханаанского города начала XIII века до н.э. в Изреэльской долине дают основание полагать, что там была резиденция верховного египетского наместника в Ханаане.

Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой - подобное можно встретить на Ближнем Востоке и сегодня.

Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

Ханаанеи

Ханаанские моряки (ещё до финикийских времён) наладили поставки олова с Британских островов в Восточное Средиземноморье. Это обеспечило стабильное производство оловянистой бронзы - лучшего из вариантов состава этого сплава. В более поздние времена финикийцы обошли вокруг Африки и колонизовали запад Средиземного моря.

Соседствовали, взаимодействовали и воевали с еврейским народом со времён Авраама до раннего средневековья, когда они полностью растворились среди других народов. Многократно упоминаются в ТАНАХе . Некоторые учёные считают, что часть их на разных стадиях истории влилась в еврейский народ.

Развитая технология мореплавания позволила ханаанеям (прежде всего, финикийцам) основать колонии по всему Средиземноморью. Они передали эту технологию соседним еврейским племенам . Согласно легендам средиземноморских общин, их предки участвовали в колонизации наравне с финикийцами уже во времена царя Шломо .

Письменность

Ханаанеи говорили на языке, близкородственном ивриту .

Самым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н. э. Его древнейшие образцы обнаружены в городе Угарит на побережье современной Сирии .

Многие выражения, встречающиеся в ТАНАХе , содержались в угаритских текстах. Например, «מטל השמיים ומשמני הארץ » - «от росы небесной и от туков земных». Из этого следует, что эти обиходные формулировки были обычными для западносемитских языков в те времена, когда происходили события, описанные в Торе .

Торговля

Основным занятием жителей побережья была торговля. Финикийские моряки господствовали в средиземноморской торговле. Поэтому в иврите слово «хананей» стало означать «купец» - именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24 .

Так, в частности, пророк Хошеа (12:8), порицая упадок морали жителей Ираильского царства , называет его жителей «ханаанеями»: «Ханаанеянин с неверными весами в руке любит обижать», а Иехезкель называет Вавилонию «землей Ханаанской, городом торговцев».

В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии. Хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Религия хананеев

Ханаанская ритуальная маска, найденная на горе Кармель

Ханаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее «господин», было титулом Хаду, бога грома и дождя. Поскольку Баал ведал дождями, туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего хананского общества.

Женой Баала была Астарта, или, иначе, Анат , богиня любви и войны, отцом - Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру. Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат («хозяйка»).

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Это общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места.

Статуэтка хананейского бога Ваала (предположительно). Поднятая правая рука, вероятно, некогда сжимала оружие.

Языческий культ ханаанеев включал поклонение ослу, как часть представлений о посмертном существовании, человеческие жертвоприношения и ритуальное скотоложество как часть культа Ваала (об этом написано в угаритских текстах). Этот культ сохранялся тысячи лет, давая рецидивы уже в эпоху Первого храма .

Рассказы о богах

Рассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских) , так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях.

В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемых людям страданиях. Но порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми.

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и прихожанами.

По случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ - ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвященные.

Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Баала был бык, Ашеры - львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов.

Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Там тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы (см.Втор.12:3)

Жертвоприношения

В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковалось и человеческие жертвоприношения. Ханаанеи приносили детей в жертву Молоху . Археологи нашли в Мегидо руины храма, посвященного богине Астарте, жене Баала. В нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву...

Так называемое „жертвоприношение на основания“ состояло в принесении младенца в жертву Баалу в конце постройки здания. Его тело замуровывалось в стену (См. Мелахим-I, 21:25, 26). Неясно, насколько широко это было распространено. Не исключено, что к человеческому жертвоприношению прибегали лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Контакты с еврейским народом

Приход Араама Авину

В Ханаан по велению Б-га пришёл Авраам Авину со своей семьёй и хозяйством в XVIII веке до н.э. Именно там Авраам Авину заключил союз с Б-гом.

Окружающие язычники считали, что это был родовой бог Авраама , подобный тем, которых имел каждый род тогдашнего населения региона. Наследием тех времён является распространённое выражение "Б-г Авраама , Ицхака и Яакова ".

В Ханаане произошла большая часть событий, связанных с родом Авраама и его племянника Лота .

Род жил там на протяжении трёх поколений, прежде чем переселился в Египет . К этому времени он был уже ядром будущего еврейского народа.

Страна евреев

Примерно через век после начала завоевания евреями своей страны, в эпоху Судей (рубеж XII - XI вв до н.э.) северные колена Израиля встретили сопротивление сильной коалиции ханаанеев во главе с царём Хацора . Натиск ближайших к ним еврейских колен был остановлен на двадцать лет.

Хацор смог нанять войско из 900 боевых колесниц, сделанных из железа (в самом начале железного века). Как показали археологические открытия последнего времени, колесницы были изготовлены на территории современной Нижней Галилеи в сардинской колонии Харошет hа-Гоим .

Хотя самый богатый и сильный из финикийских городов-государств, Хацор , был побеждён и завоёван северными коленами , продвижение евреев было остановлено примерно на той северной границе, которая указана в Торе .

В объединённом царстве

Царь Шломо наладил морскую торговлю. Учитывая финикийскую гегемонию на морях в X веке до н.э., это не могло быть сделано без содействия финикийцев. Моряки Израиля и

Вконтакте

Страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря.

История

В глубокой древности Ханаан был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств.

Расположенный между Междуречьем и территорией Древнего Египта, Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока, а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям.

Ханаан был заселён еврейскими племенами в середине II тысячелетия до н.э. По преданию, Бог повелел покинуть родное Междуречье и отправиться в Ханаан, названный , который стал страной его потомков.

Самым большим образованием, существовавшим на его территории, было Израиля и Иудеи во времена царей , и (около 1029-928 гг. до н. э.).

Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли - - основали множество колоний на берегах Средиземного моря, в том числе Карфаген.

Письменность

Самым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение в период между 2000 и 1600 гг. до н.э.

Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус.

Поскольку папирус в здешних климатических условиях хранится очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки.

До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например имена, нацарапанные на чашах.

Торговля

Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово «хананей» стало означать «купец» - именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24.

Главными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана).

Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с оливковым маслом и вином, другие товары.

Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции.

Важной статьей средиземноморской торговли хананеев была работорговля.

На севере ханаанского побережья (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко хананеям по языку, культуре и уровню экономического развития.

Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

Положение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городах, находившихся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле. А по-соседству мог господствовать ассирийский стиль.

В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии.

Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Города и их правители

Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, - подобное можно встретить и на Ближнем Востоке и сегодня.

Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами.

Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

Правители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек.

Такого было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н.э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в Египте.

Полезная информация

Ханаан
финикийск. kĕnaʿan
ивр. כְּנַעַן‎
араб. کنعان‎‎
Слово «Ханаан» ([ārāṣ] kĕnaʿan) возможно означает «страна пурпура»

Рассказы о богах

Рассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях.

В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемым людям страданиях. Однако порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми. Словом, они представляли собой не более чем отражение тех, кто им поклонялся. Естественно, подобная мифология оказывала влияние на ханаанский культ.

Религиозные празднества превращались в разгул самых худших, животных свойств человеческой натуры. Греческие и римские писатели ужасались бесчинствам, которые хананеи творили во славу своей религии. Неудивительно, что и Библия сурово осуждает эту развращенность. Втор.18:9 ; 3 Цар.14:22-24; Ос.4:12-14.

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими.

По случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ -- ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвященные.

Цивилизация возникла 43 в. назад.
Цивилизация остановилась 21 в. назад.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Цивилизация создавалась на основе культур первых городов левантийского побережья и городов-государств сиро-палестинского региона, а затем, княжеств раннего железного века (Арам, Израиль, Моав и т.д.), а также культур филистимлян, Финикии, Империи Карфагена, хасмонейского Израиля, римской Палестины..

Территория распространения Ханаанской цивилизации в настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

И дёт от культуры первых городов левантийского побережья и городов-государств сиро-палестинского региона, до княжеств раннего железного века (Арам, Израиль, Моав и т.д.), филистимлян, Финикии, Империи Карфагена, хасмонейского Израиля, римской Палестины.

С амым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н.э. Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус. Поскольку папирус в здешних климатических условиях храниться очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки. До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например имена, нацарапанные на чашах.

К вигли относит Ханаанскую цивилизацию к Цивилизациям восточного полушария, связанными друг с другом культами и генетически

У Месопотамской цивилизации, разрушенной греками в 300 году до н.э., были потомки: Кретская, Хеттская (1900 до н.э.) и Ханаанейская (2200 г. до н.э.).

У Ханаанейской цивилизации, разрушенной римлянами в 100 г. до н.э., были потомки - Классическая, Западная (500 г. н.э.), Исламская (600 г. н.э.). (Уилкинсон).

Б орьба с ханаанскими народами приводит евреев к государственному устройству, разделение царств и противодействие культурным началам Ассирии, Вавилона и Финикии - возбуждают развитие пророческой цивилизации Израиля. (Данилевский)

С лово «Ханаан» (Кнаан) происходит от семитского корня, означающего «изгибаться вниз»; это имя в библейские времена носила страна, простирающаяся на запад от Иордана.

Т ерритория расространения Ханаанской цивилизации в настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией.

Н азвание Ханаан, часто встречающееся в Танахе, впервые появилось в текстах, написанных по аккадски и датируемых ХV в. до н.э.. В аккадских текстах для обозначения Ханаана (Кинаххи) использовалось хурритское слово kinakhny-красный. Этот же термин неоднократно встречается (в разных аспектах) и в текстах из Телль-Амарнского архива (ХIV в. до н.э.).

П осле спасения от Потопа земля была распределена по жребию между Симом, Хамом и Яфетом, сыновьями Ноя. Хам и его сыновья пошли в землю, где должны были поселиться. По пути к реке Египетской один из четырёх сыновей Хама Ханаан увидел землю Ливана, которая ему понравилась. И тогда Ханаан не пошёл в землю, доставшуюся ему в наследие, что к западу от моря (Красного), а поселился в земле Ливана, к востоку и западу от Иордана".

Х анаана предостерегали от этого шага дед его Ной и отец его Хам (Ной даже проклял его)

Н о Ханаан не послушал их, и жил в земле Ливана от Хамата до самого Египта, он и его сыны и по сей день. Поэтому земля эта называется Ханаан. У Ханаана было одиннадцать сыновей (одиннадцать, а не двенадцать, - как знак порочности семени), каждый из которых стал прародителем одного из племён.

С реди ханаанейских племён наибольшей популярностью в Древнем мире пользовались финикийцы, - мореходы, купцы, кораблестроители. Но уже к началу нашей эры финикийцы причислялись к народам эллинистического мира (не к варварам). Финикийский диалект (пунический язык) ханаанейского языка исчез в Ханаане раньше, чем в западных финикийских колониях (и Карфагене), уступив место уже в эллинистические времена арамейскому и греческому. Неопунические надписи встречаются вплоть до 111 в. н.э., а христианские писатели 1-V в. н.э. (например, святой Августин) отмечали, что этот язык сохранился в Северной Африке до их времён (наряду с официальной латынью), и население всё ещё считало себя ханаанеями.

А рхеологические изыскания 1962-1963 гг. позволили найти ханаанскую крепость, город Арад (современный Телль-Арад). Поселение, охватывавшее площадь в 1 га, относится к раннеханаанейскому периоду (3000-2700 гг. до н.э.). Население города, как это видно по остаткам пшеницы, найденным в руинах зданий, занималось земледелием.

Д о завоевания Ханаана еврейскими племенами был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, амореи. Из-за неудобного расположения - между Междуречьем и территорией Древнего Египта, которые были больше по площади и плодородней - на территории Ханаана ни разу не сформировалось государство достаточно сильное, чтобы вести активную завоевательную политику.

П алестина - часть Ханаана. Название "Палестина" ("Фалестын", араб.) произошло от библейских слов "пелесет, филисет, пелиштим"- "филистимляне",- самоназвания одного из "народов моря", захватившего южную часть средиземноморского побережья Ханаана в конце XIII в. до н.э.. В начале V в. до н.э. греки стали так называть всю страну (Густав Гече), а пришедшие сюда позже римляне сохранили это название.

П о преданию, Бог повелел Аврааму покинуть родную Месопотамию и отправиться в Ханаан, названный Землёй обетованной, который стал страной его потомков. Самым большим образованием, существовавшим на его территории, было объединённое царство Израиля и Иудеи во времена царей Саула, Давида и Соломона. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли - финикийцы - основали множество колоний на берегах Средиземного моря, в том числе Карфаген.

В Ханаане находился "культурный круг" пшеницы, вина и оливкового масла,- об этом свидетельствуют тексты Угарита, Алалаха и данные Ветхого Завета.

Х аибри, сыны Ебера-Абраама, вполне счастливо, покойно и умиротворённо прожив в земле Сеннаар Месопотамии почти две тысячи лет от сотворения мира, по воле рока были изгнаны из Эдена и переселились в Ханаан, "землю обетованную"; где жили, испытав многие удары судьбы, до разрушения Второго Храма (70 г. до н.э.). Во времена Веспасиана и его сына Тита, императоров Рима, более миллиона евреев было продано в рабство.

О сновным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово "хананей" стало означать "купец" - именно такое значение оно имеет.

Г лавными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана).Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с маслом и вином, другие товары. Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции. За пределами Ханаана (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко хананеям по языку, культуре и уровню экономического развития. Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

П оложение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городе, находившемся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле. А в другом, по соседству, мог господствовать сирийский стиль. В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии. Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Х анаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, - подобное можно встретить и на Ближнем Востоке и сегодня. Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

П равители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек. Такого было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н.э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в Египте. А библейские книги Иисуса Навина и Судей дают основание полагать, что и 100-200 лет спустя все оставалось по-прежнему. Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила израильтянам завоевание страны. Объединенным Ханааном овладеть было неизмеримо труднее.

Х анаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее "господин", было титулом Хаду, бога грома и дождя (в самом слове "Баал" слышится звучание грома). Поскольку Баал ведал дождями. туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего хананского общества.

Ж еной Баала была Астарта, или, иначе, Анат, богиня любви и войны, отцом - Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру. Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат ("хозяйка").

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Это общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся "Господином" или "Госпожой" этого места.

Р ассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях. В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемым людям страданиях. Однако порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми. Словом, они представляли собой не более чем отражение тех, кто им поклонялся.

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими.

П о случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ -- ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвященные. Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах.

К роме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры -- львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов.

Н аряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе ("высоты"). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы

В о время жертвоприношения по внутренностям животного жрец предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели определяли будущее по звездам, общаясь с мертвыми или впадая в пророческий транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний.

++++++++++++++++++++