Биографии Характеристики Анализ

В каком году не стало октябрят. Октябрятское движение в ссср

Из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина . В настоящее время официальная программа «Октябрята» по патриотическим и воспитательным занятиям с младшими школьниками существует в Белоруссии .

Описание

Термин октябрята возник в -1924 годах , когда в Москве стали возникать первые группы детей, в которые принимались ребята - ровесники Великой Октябрьской социалистической революции .

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа (в некоторых школах - отряд) октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. Принцип создания отряда октябрят был прост: отряд - это школьный класс. Как правило в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из «должностей» - командир «звёздочки», цветовод, санитар, библиотекарь, политинформатор или физкультурник. В некоторых школах, командир «звёздочки» по требованию учителей нашивал на рукав кителя нашивку (командир отряда - 2 нашивки).

Объединения младших школьников при пионерских и других детских организациях, подобные октябрятам, действуют во многих странах.

Правила октябрят

Наших правил ровно пять.
Мы их будем выполнять

Мы активные ребята,
Потому что октябрята.
Октябрёнок, не забудь -
В пионеры держишь путь!

Мы отважные ребята,
Потому что октябрята.
Как страны родной герои,
Жизнь свою хотим построить.

Мы прилежные ребята,
Потому что октябрята.
Только тех, кто любит труд,
Октябрятами зовут.

Мы правдивые ребята,
Потому что октябрята.
Никогда, нигде, ни в чём
Мы друзей не подведём.

Мы весёлые ребята,
Потому что октябрята.
Наши песни, танцы, смех
Делим поровну на всех.

Структура коммунистических молодёжных организаций СССР

  • Октябрята - ученики начальных классов;
  • Пионеры - ученики средних классов школы (с 3-го либо 4-го/приём в пионеры по 8-й/приём в Комсомол );
  • Комсомольцы - молодёжь в возрасте от 14 до 28 лет;
  • Партия - КПСС .

Октябрята в Республике Беларусь

Октябренок – член организации в возрасте от 7 до 10 лет. Новичок в пионерских делах, готовый принять и продолжить традиции и историю Пионерии. Прием в организацию младших школьников проводится в торжественной обстановке на сборе дружины одновременно с ритуалом присвоения звания «октябрята».

Напишите отзыв о статье "Октябрята"

Примечания

Литература

  • Документы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о работе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. - 3-е изд. - М ., 1970.
  • Книга вожатого. - 6-е изд. - М ., 1972.
  • Панова Н. С. Учителю о работе с октябрятами. - 2-е изд. - М ., 1972.
  • Приглашаем в Октябрятск! Книга вожатого звёздочки. - М ., 1971.
  • Эстафета пионерских поколений. - М ., 1972.
  • Urie Bronfenbrenner. Two Worlds of Childhood: US and USSR. - Simon & Schuster, 1972. - 190 с. - ISBN 978-0671212384 .

Источники

  • Лебединский В. В., Чеснокова Н. П. Октябрята // Большая Советская Энциклопедия.

Отрывок, характеризующий Октябрята

– Да, это славно, – улыбаясь, сказал Ростов.
Но Борис, заметив, что Ростов сбирался посмеяться над Бергом, искусно отклонил разговор. Он попросил Ростова рассказать о том, как и где он получил рану. Ростову это было приятно, и он начал рассказывать, во время рассказа всё более и более одушевляясь. Он рассказал им свое Шенграбенское дело совершенно так, как обыкновенно рассказывают про сражения участвовавшие в них, то есть так, как им хотелось бы, чтобы оно было, так, как они слыхали от других рассказчиков, так, как красивее было рассказывать, но совершенно не так, как оно было. Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать с намерением рассказать всё, как оно точно было, но незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду. Ежели бы он рассказал правду этим слушателям, которые, как и он сам, слышали уже множество раз рассказы об атаках и составили себе определенное понятие о том, что такое была атака, и ожидали точно такого же рассказа, – или бы они не поверили ему, или, что еще хуже, подумали бы, что Ростов был сам виноват в том, что с ним не случилось того, что случается обыкновенно с рассказчиками кавалерийских атак. Не мог он им рассказать так просто, что поехали все рысью, он упал с лошади, свихнул руку и изо всех сил побежал в лес от француза. Кроме того, для того чтобы рассказать всё, как было, надо было сделать усилие над собой, чтобы рассказать только то, что было. Рассказать правду очень трудно; и молодые люди редко на это способны. Они ждали рассказа о том, как горел он весь в огне, сам себя не помня, как буря, налетал на каре; как врубался в него, рубил направо и налево; как сабля отведала мяса, и как он падал в изнеможении, и тому подобное. И он рассказал им всё это.
В середине его рассказа, в то время как он говорил: «ты не можешь представить, какое странное чувство бешенства испытываешь во время атаки», в комнату вошел князь Андрей Болконский, которого ждал Борис. Князь Андрей, любивший покровительственные отношения к молодым людям, польщенный тем, что к нему обращались за протекцией, и хорошо расположенный к Борису, который умел ему понравиться накануне, желал исполнить желание молодого человека. Присланный с бумагами от Кутузова к цесаревичу, он зашел к молодому человеку, надеясь застать его одного. Войдя в комнату и увидав рассказывающего военные похождения армейского гусара (сорт людей, которых терпеть не мог князь Андрей), он ласково улыбнулся Борису, поморщился, прищурился на Ростова и, слегка поклонившись, устало и лениво сел на диван. Ему неприятно было, что он попал в дурное общество. Ростов вспыхнул, поняв это. Но это было ему всё равно: это был чужой человек. Но, взглянув на Бориса, он увидал, что и ему как будто стыдно за армейского гусара. Несмотря на неприятный насмешливый тон князя Андрея, несмотря на общее презрение, которое с своей армейской боевой точки зрения имел Ростов ко всем этим штабным адъютантикам, к которым, очевидно, причислялся и вошедший, Ростов почувствовал себя сконфуженным, покраснел и замолчал. Борис спросил, какие новости в штабе, и что, без нескромности, слышно о наших предположениях?
– Вероятно, пойдут вперед, – видимо, не желая при посторонних говорить более, отвечал Болконский.
Берг воспользовался случаем спросить с особенною учтивостию, будут ли выдавать теперь, как слышно было, удвоенное фуражное армейским ротным командирам? На это князь Андрей с улыбкой отвечал, что он не может судить о столь важных государственных распоряжениях, и Берг радостно рассмеялся.
– Об вашем деле, – обратился князь Андрей опять к Борису, – мы поговорим после, и он оглянулся на Ростова. – Вы приходите ко мне после смотра, мы всё сделаем, что можно будет.
И, оглянув комнату, он обратился к Ростову, которого положение детского непреодолимого конфуза, переходящего в озлобление, он и не удостоивал заметить, и сказал:
– Вы, кажется, про Шенграбенское дело рассказывали? Вы были там?
– Я был там, – с озлоблением сказал Ростов, как будто бы этим желая оскорбить адъютанта.
Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся.
– Да! много теперь рассказов про это дело!
– Да, рассказов, – громко заговорил Ростов, вдруг сделавшимися бешеными глазами глядя то на Бориса, то на Болконского, – да, рассказов много, но наши рассказы – рассказы тех, которые были в самом огне неприятеля, наши рассказы имеют вес, а не рассказы тех штабных молодчиков, которые получают награды, ничего не делая.
– К которым, вы предполагаете, что я принадлежу? – спокойно и особенно приятно улыбаясь, проговорил князь Андрей.
Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединялось в это время в душе Ростова.
– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.
– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим.
Ростов вспомнил то, что ему надо было ответить, только тогда, когда он уже вышел. И еще более был он сердит за то, что забыл сказать это. Ростов сейчас же велел подать свою лошадь и, сухо простившись с Борисом, поехал к себе. Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или, в самом деле, оставить это дело так? был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика.

После победы Октябрьской революции в различных городах возникли красные детские организации, группы и объединения. 19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

В первые годы советской власти пионеры помогали беспризорникам и боролись с безграмотностью, собирали книги и устраивали библиотеки, занимались в технических кружках, ухаживали за животными, ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг.

АиФ.ru вспоминает, как в советское время принимали в октябрята, пионеры и кто мог стать комсомольцем.

С какого класса принимали в октябрята?

Октябрятами становились школьники 1-3-х классов, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная звезда с детским портретом Ленина. Символом был красный октябрьский флажок.

В честь победы Октябрьской революции с 1923 года школьников называли «октябрята». Октябрята объединялись в звёздочки (аналог пионерского звена) — 5 октябрят и ещё «серп» и «молот» — вожатый звёздочки и его помощник. В звёздочке октябрёнок мог занять одну из должностей — командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

В последние десятилетия советской власти в октябрята принимали всех подряд учеников начальной школы, обычно уже в первом классе.

Кого принимали в пионеры?

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Формально приём осуществлялся на добровольной основе. Отбор кандидатов производился открытым голосованием на сборе пионерского отряда (обычно соответствовавшего классу) или на высшем — на уровне школы — пионерском органе: на Совете дружины.

Ученик, вступающий в пионерскую организацию, на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза (текст обещания в 1980-х годах можно было увидеть на задней обложке школьных тетрадей). Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал новичку красный пионерский галстук и пионерский значок. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей её знамени. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров; пионер был обязан заботиться о своём галстуке и беречь его.

Приветствием пионеров был салют — поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. «Будь готов!» — призывал пионеров вожатый и слышал в ответ: «Всегда готов!»

Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

К членам организации, нарушившим Законы пионеров Советского Союза, применялись наказания: обсуждение на сборе звена, отряда, совета дружины; замечание; предупреждение об исключении; как крайняя мера — исключение из пионерской организации. Исключить из пионеров могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство.

Сбор металлолома и макулатуры и другие виды общественно-полезной работы, помощь младшеклассникам, участие в военно-спортивных «Зарницах», занятия в кружках и, конечно, отличная учёба — вот чем были наполнены пионерские будни.

Как становились комсомольцами?

Комсомольцами становились с 14 лет. Приём проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.

Тем, чьё заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Чтобы пройти собеседование, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и главное — ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

Любой из членов комитета мог на испытательном этапе задать каверзный вопрос. Если кандидат успешно проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет, в котором документировалась уплата взносов. Школьники и студенты платили 2 коп. в месяц, работающие — один процент от зарплаты.

Исключить из комсомола могли за разгильдяйство, посещение церкви, за неуплату членских взносов, за семейные неурядицы. Исключение из организации грозило отсутствием хорошей перспективы и карьеры в будущем. Бывший комсомолец не имел права вступить в партию, уехать за границу, в некоторых случаях ему грозило увольнение с работы.

Октябрятами в СССР называли будущих пионеров, самых юных ленинцев. Они должны были достойно носить это почетное звание - выполнять правила октябрят: прилежно учиться, любить труд, помогать старшим. Быть честными, смелыми, ловкими и умелыми. А также веселыми и дружными.

В честь Великой революции

Октябрята появились в далеком 1923 году. Тогда при пионерских отрядах формировались группы из детей рабочих и крестьян. Назывались они везде по-разному. В Сибири были красные маки, на Кавказе - букеты, и садики, в Одессе – красные зернышки. В Москве в честь победы Великой Октябрьской революции – октябрята. Прижилось и стало официальным последнее название.

Всем пример

Октябрята объединялись в звездочки по пять человек. У каждой звездочки был вожатый – пионер или комсомолец, который помогал организовать работу, и его помощник – командир звездочки. У остальных октябрят тоже были свои должности – санитар, цветовод, библиотекарь или физкультурник.

Санитар следил за чистотой рук, проверял наличие носового платка, проветривал классную комнату. Носил на руке белую повязку с красным крестом. Цветовод поливал цветы, забирал их домой на летние каникулы. Физкультурник организовывал подвижные игры на переменах, учил делать утреннюю гимнастику, сам занимался спортом. Библиотекарь отвечал за бережное отношение к учебникам, за регулярное посещение школьной библиотеки.

Стать октябренком мог не каждый. Надо было хорошо учиться и быть дисциплинированным. Сначала учили правила октябрят. Чтобы дети их быстро запоминали, они зарифмовывались. Например: «Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут».

Заветная звездочка

Прием проходил обычно накануне 7 ноября, на торжественной линейке в школе или дворце пионеров. Зал украшали знаменами и . На стене обязательно висел портрет Ленина.

Радостные и гордые, в распахнутых пальтишках шли новоиспеченные октябрята домой. На груди красовался – пятиконечная звездочка с портретом Володи Ульянова в середине. Некоторые до сих пор их хранят.

Теперь я октябренок

Первоклассник понимал, теперь он – не просто ученик, он – октябренок. И отвечает не только за себя, но и за товарищей по звездочке.

Для детей это была увлекательная игра. Как взрослые, они проводили собрания, распределяли обязанности. А заодно учились дружбе, коллективизму, взаимовыручке, с пользой проводили свободное время. Были у октябрят свои печатные издания – журналы «Веселые

Стали возникать первые группы детей, в которые принимались ребята - ровесники Великой Октябрьской социалистической революции .

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа (в некоторых школах - отряд) октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. Принцип создания отряда октябрят был прост: отряд - это школьный класс. Как правило в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из «должностей» - командир «звёздочки», цветовод, санитар, библиотекарь, политинформатор или физкультурник. В некоторых школах, командир «звёздочки» по требованию учителей нашивал на рукав кителя нашивку (командир отряда - 2 нашивки).

ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят:

  • Октябрята - будущие пионеры.
  • Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
  • Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
  • Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
  • Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16-22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ленине (его день рождения 22-го апреля 1870 г.).

Печатные издания

Для октябрят издавались всесоюзные («Весёлые картинки » и «Мурзилка » - дошкольный возраст и младшие классы, «Костёр» , «Юный техник » и «Юный натуралист » - для предпионерского и пионерского возраста) и республиканские журналы. Например, в Молдавской ССР издавался журнал «Стелуца» («Звёздочка») на молдавском и русском языках. В Киеве печатался журнал «Барвинок » на русском и украинском языках. Материалы, предназначенные для октябрят, публиковали и различные пионерские газеты.

Ежегодно для октябрят издательством «Малыш» выпускался настольный календарь «Звёздочка». Методические материалы о работе с октябрятами регулярно печатались в журналах «Вожатый », «Начальная школа», «Воспитание школьников».

Объединения младших школьников при пионерских и других детских организациях, подобные октябрятам, действуют во многих странах.

День рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина), вождя мирового пролетариата, 22 апреля, почитался как великий праздник советского народа и был одним из любимых праздников детворы тех времен.

Имя Ленина носили октябрята (7 -9 лет), пионерская (дети с 9 до 13лет) и комсомольская (КОМмунистический СОюз МОЛодежи, молодежь с 14 до 28 лет) организации. Нас воспитывали в любви к труду, знаниям, каждый стремился вырасти и стать достойным членом общества. Существовал даже лозунг "от каждого по возможностям, каждому - по потребностям".

  • Октябрёнок - Ученики начальных классов
  • Пионер - Ученики средних классов школы
  • Комсомолец - Старшеклассники, Студенты, Молодёжь до 28 лет.

В США и других странах были похожие массовые молодежные организации, например, скауты, но по масштабу и массовости они сильно уступали нашим. В ГДР (социалистическая Германская Демократическая Республика, существовала до распада СССР) была своя пионерская организация имени Эрнста Тельмана .

Так выглядел октябрятский значок. "Учиться, учиться и еще раз учиться, - так завещал великий Ленин".

Октябрята - в Советском Союзе учащиеся 7-9 лет, объединяемые в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. Как правило в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей - командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник. ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят:

  • Октябрята - будущие пионеры.
  • Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
  • Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
  • Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
  • Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16-22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ленине

Пионерский значок

Торжественное обещание пионера

Пионерское движение носило всеобъемлющий и всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическую идеологическое воспитание преданнных защитников Родины и социалистического строя. Отличием от похожей организации скаутов в США является, в частности, всеобъемлющий характер, охватывающий все слои и социальные группы общества, и отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек.

У пионеров была своя форма. Она состояла из обязательного ношения красного пионерского галстука и пионерского значка. Была и общая форма одежды. Она состояла из белой (иногда голубой) пионерской рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве и синих брюк для мальчиков и синей юбки для девочек, летом (особенно в летних пионерских лагерях) у мальчиков брюки заменялись на пионерские шорты обычно синего цвета. В дополнение был специальный пионерский ремень обычно светло-коричневого цвета. В парадных случаях надевались белые носки или гольфы.

Девиз пионера "Всегда будь готов".

В настоящее время в странах, входивших в состав республик бывшего СССР, пионерская организация осталась, наверное, только в Белоруссии.

Белорусских школьников принимают в пионеры.

Значок комсомольца.

"Партия сказала "Надо", комсомол ответил "Есть"" . Это был девиз Комсомола, и по масштабу это была грандиозная организация, воспитательный проект, который охватывал все слои молодежи. Построение ВЛКСМ (Всесоюзная имени Ленинского Союза Молодежи) было организовано по тому же принципу, что и КПСС (компартия Советского Союза).

История создания ВЛКСМ.

Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ), также известный как Комсомол (Коммунистический союз молодежи) - политическая молодёжная организация в СССР.
ВЛКСМ работал под руководством Коммунистической партии Советского Союза.
Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ) был создан 29 октября 1918 года, в 1924 году РКСМ было присвоено имя В. И. Ленина - Российский Ленинский коммунистический союз молодёжи (РЛКСМ), в связи с образованием Союза ССР (1922) комсомол в марте 1926 года был переименован во Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ).

В 1977 году в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР в возрасте 14-28 лет.

Структура ВЛКСМ.

ВЛКСМ состоял из республиканских организаций отдельных республик (кроме РСФСР), региональных (областных, краевых и т.д.) и первичных организаций. Как и в КПСС, в ВЛКСМ главным лидером являлся ЦК (Центральный Комитет), избираемый высшим органом - съездом. Формальным же лидером являлся первый секретарь ЦК ВЛКСМ.

Роль ВЛКСМ.

Первоначально в ВЛКСМ принимались в основном дети рабочих и беднейших крестьян. В дальнейшем социальная база ВЛКСМ постепенно расширялась, и в 60-х-80-х года XX века в ВЛКСМ принимались практически все учащиеся общеобразовательных школ. В поздние годы СССР членство ВЛКСМ фактически являлось необходимым атрибутом для успешной карьеры молодого гражданина в СССР.

В. И. Ленин, выступая на 3-м съезде РКСМ, призывал комсомольцев учиться, но не просто учиться, а «учиться коммунизму». Комсомол был активно задействован партией большевиков для осуществления широкомасштабных действий.

В последние годы существования советской власти Комсомол окончательно превратился в бюрократическую систему, полностью соответствующую общей бюрократической системе СССР.

Весь советский строй, вся его идеология базировался на учении марксизма-ленинизма, люди отмечали праздники, крупнейшие из них дошли до нас, в несколько измененной форме.

Праздники времен СССР (сравните с современными)

7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции (в 1917 году, 25 октября по старому стилю, произошла революция и свержение царского режима династии Романовых)