Биографии Характеристики Анализ

В каком городе находится адмиралтейство. Краткая история Адмиралтейства

Выбором места и составлением проекта Адмиралтейства занимался сам Петр, обладавший глубокими профессиональными знаниями в области кораблестроения и фортификации. План Адмиралтейства был решен в виде гигантской буквы «П», раскрытой к северу в сторону Невы. В середине южной линии корпусов намечалось возвести башню с главными воротами.
Появление летом 1705 года шведских отрядов на берегах Невы заставило превратить верфь во вторую надежную крепость молодого города. Ее обнесли земляными укреплениями с четырьмя бастионами и окружили рвом с водой. Большой прямоугольный внутренний двор занимали стапели, на которых спешно строили корабли балтийского флота. Хотя возведение адмиралтейских корпусов только разворачивалось, к осени 1705 года над воротами уже возвышалась деревянная башня, увенчанная шпилем.
Строительством крепости-верфи завершилось создание системы фортификационных сооружений на Неве. Теперь с востока вход в нее охранял Шлиссельбург. Путь с моря контролировал Кроншлот, а главный фарватер в дельте реки был под прикрытием артиллерии Санкт-Петербургской и адмиралтейской крепостей.
Естественно, что осуществить столь грандиозное для того времени строительство за два года можно было, только используя колоссальное количество рабочих рук. Начиная с 1704 года ежегодно на берега Невы со всех концов России сгоняли до сорока тысяч работных людей. Сюда же начали переселять мастеровых, ремесленников, купцов. По давно сложившейся традиции жили они слободами, которые создавались по сословному, производственному или национальному признаку. Так начала складываться городская застройка.
Интенсивные строительные работы велись на территории Адмиралтейства и в 20-х, 30-х годах XVIII века. В 1728 году эти работы возглавил Коробов, обучавшийся в Голландии и Бельгии. На его долю выпало возведение последних каменных Адмиралтейских «магазинов», законченных в 1732 году. Длинные корпуса Адмиралтейства, как и другие постройки города сугубо утилитарного назначения, были решены в простых формах. По проекту Коробова создавалась и новая башня, которая выделила главный вход верфи. Зодчий учел большое градостроительное значение этого сооружения, которым замыкались перспективы трех сходящихся к нему основных магистралей города. Использовав типичную для русского зодчества предшествующей поры ярусную композицию, он завершил ее шпилем с флюгером в виде золоченого кораблика. Каждый из трех ярусов был декорирован пилястрами, нижний - тосканского ордера, средний - ионического, верхний - коринфского. Стремительно взлетающая ввысь башня Адмиралтейства являлась одним из лучших украшений Петербурга XVIII столетия, а ее легкий золоченый шпиль стал символом города.
Необходимость реконструкции Адмиралтейства в первой трети XIX века определялось прежде всего возросшим градостроительным значением этого здания, расположенного в самом центре столицы по соседству с императорским дворцом. Задача перестройки верфи была поставлена перед Андреяном Дмитриевичем Захаровым, назначенным летом 1805 года на должность «Главных Адмиралтейств архитектора». Этот выбор не был случайным: в начале XIX века Захаров, который вместе с Воронихиным и Томоном возглавлял архитектурный класс Академии художеств, пользовался репутацией не только великолепного мастера композиции, но и замечательного градостроителя, тонко чувствующего «душу» города.
Первоначально предполагалось лишь изменить фасады Адмиралтейства, уже перестраивавшегося в 1730-х годах И. К. Коробовым. Однако Захаров, разрабатывая свой проект, наметил, по существу, полную реконструкцию всех адмиралтейских корпусов, предусмотрев их надстройку и перепланировку внутренних помещений. Общий П-образный план сооружения, отражающий его двойное назначение - как производственного и административного здания,- сохранен.
Мастерские, склады и другие помещения, связанные с производственным процессом, находились в корпусах, образующих внутренний периметр П-образной композиции. Внешние корпуса после перестройки предназначались для учреждений морского ведомства - Адмиралтейского департамента, библиотеки, музея. Своими новыми парадными фасадами эти корпуса обращались к городу. Обе группы адмиралтейских зданий разделялись каналом, выходившим к Неве через арки павильонов, построенных, согласно проекту Захарова, на набережной. Центральной частью всего сооружения оставалась надвратная башня, увенчанная шпилем.
В мае 1806 года проект Захарова был утвержден, и сразу же после этого началась перестройка восточного корпуса Адмиралтейства, ближайшего к Зимнему дворцу. Летом 1811 года отделка этой части здания была закончена. А всего лишь за три дня до завершения штукатурных работ Захарова не стало; зодчий так и не увидел свое произведение полностью осуществленным.
Реконструкция Адмиралтейства, приостановившаяся во время Отечественной войны, была продолжена помощниками Захарова - архитекторами А. Г. Бежановым, Д. М. Калашниковым и И. Г. Гомзиным. Основные работы закончились в 1819 году. Еще четыре года потребовалось на отделку корпусов. К этому времени были засыпаны каналы и снесены крепостные валы, в результате чего бывший Адмиралтейский луг слился с соседними площадями - Сенатской и Дворцовой - в единое огромное пространство.
Замысел Захарова, воплощенный с присущим ему размахом, вызвал искреннее восхищение современников. «Сие важное и полезное здание,- писал в 1825 году издатель „Отечественных записок" П. П. Свиньин, - принадлежит ныне к числу главных украшений столицы и весьма справедливо может быть названо исполинским свидетелем новейших успехов русского зодчества».
В архитектуре Адмиралтейства, занявшего центральное положение в системе приневских ансамблей, отразились все черты, характерные для русского классицизма эпохи расцвета: ясность, чистота формы и глубина идейно-художественного замысла.
Размеры Адмиралтейства велики: протяженность его главного фасада превосходит 400, а боковых - 170 метров. При таких размерах нелегко было избавиться от впечатления монотонности и однообразия архитектуры, которое производили длинные низкие корпуса Адмиралтейства до его перестройки. Но Захаров мастерски избежал этой опасности, проявив удивительную строгость в отборе композиционных средств. Проектируя фасады Адмиралтейства, зодчий использовал, по существу, лишь три «элементарные» формы. Это - прорезанный аркой кубический объем, колонный портик и стена с рядами окон. Комбинируя эти формы и внося в построение каждой из них те или иные нюансы, Захаров придал облику здания необходимое разнообразие, сохранив в то же время предельную четкость и целостность его пространственной структуры.
Ясно читается центр сооружения - башня со шпилем, которая стала самой характерной деталью Адмиралтейства еще с петровских времен. Захаров бережно отнесся к произведению своего предшественника: сохранив построенную Коробовым башню, он заключил ее в футляр новых стен, создав эффектную трехъярусную композицию. Первый ярус башни Адмиралтейства трактован как тяжелое и устойчивое основание, в массиве которого прорезана арка - центральный въезд на территорию верфи. Второй ярус кажется значительно более легким благодаря ионической колоннаде, несущей антаблемент со скульптурами. Над колоннадой возвышаются стены и купол третьего яруса, увенчанного 72-метровым золоченым шпилем с изображением парусного корабля на острие.
Башне подчинены симметричные крылья, каждое из которых подразделяется на несколько звеньев, связанных друг с другом в неразрывное целое. Фасады корпусов, примыкающих к башне, решены наиболее просто. Большие прямоугольные окна второго этажа, заключенные в рустованные наличники, создают четкий, мерный ритм, укрупняющий масштаб невысокого здания. Значительно сложнее пластика боковых частей главного фасада, где размещены многоколонные портики. Сгруппированные по три, они, как и весь фасад в целом образуют традиционные для классицизма трехчастные композиции. Центр каждой из них отмечен сильно выдвинутым вперед мощным портиком из двенадцати колонн, поддерживающих высокий треугольный фронтон. Боковые шестиколонные портики завершают архитравные перекрытия. Аналогично построены и боковые фасады Адмиралтейства. Но длина стен между портиками здесь больше, чем на главном фасаде. Это различие подчеркнуто более широким шагом окон - таким же, как на фасаде корпусов, примыкающих к башне.
Еще одну вариацию тех же «элементарных» форм мы встречаем в композиции павильонов Адмиралтейства, расположенных на набережной Невы. Их кубические объемы с аркой в центре фланкируют шестиколонные портики. На крышах павильонов установлены высокие флагштоки, основания которых выполнены в виде скульптурных изображений дельфинов.
Вариациями немногочисленных форм Захаров добился ощущения богатства, полифоничности архитектуры Адмиралтейства: как в сложном музыкальном произведении, здесь господствует главная тема, на которую накладываются развивающие ее второстепенные. Необходимое единство при этом обеспечивается той ритмической дисциплиной, которая свойственна ордерным построениям.
Захаров применил в Адмиралтействе дорический ордер (в его «римском» варианте), тем самым утяжелив пропорции здания. Мощь ордерных форм подчеркнута особыми средствами: портики поставлены на низкие пьедесталы, кажущиеся придавленными грузными колоннадами; трактованы эти пьедесталы как сплошные монолиты, и количество проемов в них невелико; крайние колонны портиков попарно объединены глухими участками стен, что зрительно еще больше утяжеляет колоннады.
Общее впечатление суровой мужественности архитектурных форм смягчается благодаря широкому использованию скульптуры и декоративной лепнины. Нигде не перегружая архитектурную композицию, декоративные элементы вносят в нее те нюансы, без которых она казалась бы и беднее, и однообразнее. Таковы, например, выделяющиеся на фоне стен рельефные вставки между крайними колоннами портиков, венки с гирляндами на аттиках невских павильонов, маски над окнами. В прошлом пластическое убранство фасадов Адмиралтейства дополняли длинные фризы, размещенные в верхней части стен справа и слева от башни и между портиками боковых фасадов. Сейчас на месте этих фризов находятся небольшие квадратные окна третьего зтажа, проделанные в 1830-х годах в нарушение первоначального замысла зодчего.
Существенный ущерб в середине прошлого столетия был нанесен и круглой скульптуре Адмиралтейства, органически включенной в композицию здания. Раньше на пьедесталах перед двенадцатиколонными портиками и у арок невских павильонов располагались аллегорические скульптурные группы. Они были убраны по требованию церковного начальства как несовместимые с канонами православия, когда в одном из корпусов Адмиралтейства устроили церковь. Места скульптур позднее заняли символы флота и моря - огромные якоря парусных судов, пушки, снаряды, якорные цепи.
Но многие скульптурные композиции Адмиралтейства сохранились. Над их созданием работали в свое время крупнейшие русские ваятели. Подчиняясь общему замыслу зодчего, они не только добились единства в трактовке скульптурных и архитектурных форм, но и способствовали более полному раскрытию идейно-художественного значения здания.
Прославление морского могущества России - вот главная тема скульптурного убранства Адмиралтейства. Оно сосредоточено на центральной башне. Среди скульптурных произведений особенно выделяется рельеф «Заведение флота в России» работы И. И. Теребенева, размещенный на аттике кубического основания башни. Здесь изображены Петр Великий и бог морей Нептун, передающий императору свой трезубец - символ власти над морем. Рядом с Петром - аллегорическая фигура России в виде молодой женщины, сидящей под лавровым деревом с рогом изобилия и палицей в руках. Россию славят Минерва, Вулкан и Меркурий; крылатая Слава с развевающимся флагом летит над океаном, волны которого бороздят русские корабли. Композиция построена динамично, но расположение фигур подчинено определенному ритму, что сообщает рельефу необходимую архитектоничность.
Триумфальную тему подхватывают барельефные изображения двух крылатых гениев Славы со скрещенными знаменами над аркой главного входа. Эти барельефы также исполнены по моделям И. И. Теребенева.
По обеим сторонам арки на высоких пьедесталах установлены скульптурные группы, изображающие нимф, поддерживающих земную и небесную сферы. Они высечены из пудостского камня по моделям Ф. Ф. Щедрина. Ваятель передал ощущение размеренного, неторопливого движения величавых женских фигур. Почти без всякого напряжения, легко и свободно несут они гигантские сферы. Эти огромные шары придают обеим группам компактность и монолитность, благодаря чему скульптура хорошо согласуется с монументальными архитектурными формами.
Нетрудно заметить определенную закономерность в пластической трактовке произведений скульптуры, включенных в композицию нижней части адмиралтейской башни: объемность скульптурных изображений уменьшается снизу вверх. Так, группы нимф у подножия башни - это круглые скульптуры, отделенные от стены; гении Славы над аркой даны в высоком рельефе, их сочная пластика контрастно противопоставлена фасадной поверхности; фриз аттика тоже исполнен в технике рельефа, но несколько заглублен в стену, отчего контраст здесь смягчен. Тем самым подчеркивается постепенное «облегчение» архитектурной композиции кверху, столь последовательно выражаемое построением объемов самой башни.
Круглая скульптура использована также в верхних ярусах башни Адмиралтейства. Но она выполняет особую композиционную роль: статуи, поставленные у подножия второго яруса и над колоннами его периптера, помогают лучше связать друг с другом отдельные части сооружения, подчеркнуть динамику их взаимодействия. Наиболее выразительны среди них четыре фигуры - Ахилл, Аякс, Пирр и Александр Македонский, созданные Ф. Ф. Щедриным. Величественные и спокойные, они символизируют уверенность и силу.
Многофигурные рельефы, созданные И. И. Теребеневым, заполняют тимпаны четырех фронтонов на фасадах Адмиралтейства. Все они представляют собой аллегории, насыщенные героическим, патриотическим содержанием. Их отличают красота и совершенство классической формы, строгость ритма, словно подхватывающего ритмическую тему колоннад. На левом фронтоне главного, южного фасада Адмиралтейства помещена композиция «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги». Правый фронтон заполнен барельефом «Фемида, венчающая труды художников». Под «художниками» скульптор разумел в данном случае вообще мастеров своего дела, о чем говорят включенные в композицию атрибуты труда - ткацкий станок и горн, борона и грабли. Аналогичным темам посвящены рельефы на фронтонах западного и восточного фасадов - «Гении Славы, венчающие военные подвиги» и «Гении Славы, венчающие науки».
Богатством декоративной отделки отмечены и интерьеры Адмиралтейства, сохранившиеся от эпохи классицизма. Из них наибольший интерес представляет главный вестибюль, расположенный в правом крыле здания. Особую торжественность придает ему коринфская колоннада, приподнятая на массивной аркаде. К колоннаде поднимается широкая трехмаршевая лестница; у входа на нее помещены фигуры Афины и Геракла, исполненные И. И. Теребеневым.
Исключительно велико, как отмечалось ранее, градостроительное значение Адмиралтейства. В результате перестройки по проекту А. Д. Захарова градоформирующие качества Адмиралтейства были немного усилены. Силуэт башни за счет более отчетливого выделения ярусов значительно активнее вписался в перспективы трех главных лучевых магистралей города. Невские павильоны благодаря компактности объемов, внушительным пропорциям и выразительной пластике фасадов оказались способными играть роль весьма заметных ориентиров в панораме набережных реки. Но особенно ответственное градостроительное значение приобрели протяженные фасады П-образных адмиралтейских корпусов. Четким, хотя и сложным ритмом своих членений они организовали пространство трех площадей, слившихся в одну грандиозную анфиладу. В этом ансамбле, не имеющем себе равных в практике мирового градостроительства, ярче всего проявилась способность мастеров русского классицизма решать пространственные задачи, беспрецедентные по размаху и величию.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Адмиралтейство (здание Главного Адмиралтейства) - комплекс зданий, в которых раньше располагалось Главное адмиралтейство Российской империи. Расположено на 2-м Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге, считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным самим Петром I. Санкт-Петербургское адмиралтейство было заложено 16 (5) ноября 1704 года, об этом сохранилась следующая запись:
Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен.

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок, и в начале 1705 года на верфи были построены основные постройки и на эллиннгах были заложены первые корабли.


В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру были прорыты рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и эспланада - обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника. В первой постройке была реализована вертикальная доминанта с металлическим шпилем. Свободное от построек пространство простиралось до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся первый спуск корабля на воду - был построен прам с 18 пушками.


Адмиралтейство на гравюре 1716 года

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.

Канал вокруг адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную - по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.

В 1711 году была произведена первая перестройка адмиралтейства. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.


Кораблик на шпиле Адмиралтейства - один из символов Санкт-Петербурга

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик помещён в экспозицию Военно-морского музея. Вес кораблика - 65 кг, длина - 192 см, высота - 158 см.

Здание Адмиралтейства производило серьёзное впечатление на жителей той эпохи. Сохранилось описание этой аллеи камер-юнкера в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского (запись в дневнике от 23 июня (4 июля) 1721 года):
На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта
.

Есть мнение, что прообразом кораблика Адмиралтейства стал первый русский военный корабль - фрегат «Орёл», построенный в 1667-1669 годах по указу Алексея Михайловича. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел.

Существует легенда, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Так же существует легенда, что кораблик повторяет силуэт первого корабля вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга.

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла». На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней.


Башня адмиралтейства. Архит. И. Коробов. 1730-е гг. Реконструкция

В 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

До середины XVIII века пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Адмиралтейство на картине Б. Патерсена. 1803 год

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.


Адмиралтейство в 1810-х, с литографии Барта

В 1806-1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад).


Александровский сад и Адмиралтейство

Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков - рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор - Ф. Ф. Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» (ск. И. И. Теребенев). На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.


Адмиралтейство (внутри)

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928,1977 и в 1997-1998 гг.

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота после окончания ремонта в Адмиралтействе.

Интересные факты

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда» и на знаке, вручавшемся выпускникам Ленинградского механического института.

При золочении Адмиралтейского шпиля в 1977 году в шар под корабликом, где установлен специальный ларец, положили проект Конституции СССР.

Узнайте еще больше про Санкт-Петербург:

Скульптура Адмиралтейства

Идете ли вы берегом Невы, огибаете ли Дворцовую площадь, остановились ли зачарованные перед бессмертным "Медным всадником", ваш взгляд невольно задержится на здании Адмиралтейства. Своеобразное здание-ансамбль раскинулось на обширном участке между Невой и Адмиралтейским проспектом, площадями Дворцовой и Декабристов. Его башня с золоченым шпилем замыкает перспективы трех расходящихся лучами улиц - Невского проспекта, улицы Дзержинского и проспекта Майорова.

Трижды перестраивалось Адмиралтейство, и, словно эстафету, на протяжении XVIII -начала XIX века передавали архитекторы лучшие замыслы планировки и композиции здания. Петровское Адмиралтейство, задуманное как судостроительная верфь и крепость, было заложено 5 ноября 1704 года; это были небольшие мазанковые здания, деревянные постройки, расположенные на участке буквой "П". Первоначальный замысел композиции здания был использован И. Коробовым при строительстве каменного Адмиралтейства в 30-х годах XVIII века. Коробовым была возведена и каменная башня на месте деревянной; изображение легкого парусного кораблика завершило шпиль. Третье Адмиралтейство, созданное силами и талантом мастеров под руководством автора проекта А. Д. Захарова, превратилось в непревзойденный памятник русского искусства и славы отечественного флота.

25 мая 1805 года Захаров, уже тогда академик архитектуры и преподаватель Академии художеств, был назначен "Главных Адмиралтейств Архитектором". Он сочетал в себе качества превосходного художника и способного практика-строителя.

Адмиралтейство. Главный фасад

Строительство намечалось провести в три года, однако работы затянулись: прерванные в годы Отечественной войны с Наполеоном, они продолжались в общей сложности 17 лет, до 1823 года. Преждевременная смерть в августе 1811 года не дала возможности Захарову увидеть свои замыслы осуществленными.

Незадолго до смерти Захаровым были выполнены рисунки статуй и барельефов, предназначавшихся для украшения здания, и составлен подробный тематический план скульптурных групп. По поводу исполнения их в натуре Захаров писал: "Украшения на фасаде должны быть сделаны изящнейшие и самыми опытными мастерами".

Исполнить скульптуру для здания Адмиралтейства стремились многие мастера, в том числе и иностранные. Однако выбор пал на питомцев Академии художеств - Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демута-Малиновского, С. С. Пименова и А. А. Анисимова. К работе был привлечен и молодой скульптор И. И. Теребенев, который писал о своем большом желании участвовать в оформлении здания Адмиралтейства: "Привилегии Академические и звание Россиянин дает мне право преимущественное перед иностранцами..." Так после смерти Захарова сложился творческий союз русских скульпторов, призванных претворить в жизнь замыслы автора замечательного проекта.

Россия, в борьбе завоевавшая честь называться крупнейшей морской державой, - эта идея раскрывается в разнообразной скульптуре Адмиралтейства.

Центральный куб здания, завершенный шпилем, оформляет широкая полоса барельефа "Заведение флота в России". Он выполнен Теребеневым. В центре - Петр I, которому бог морей Нептун вручает свой трезубец в знак власти над морем. Справа женщина под лавровым деревом с короной на голове. Это - Россия; в правой ее руке палица Геркулеса - символ могущества, в левой - рог изобилия, к которому бог торговли и навигации Меркурий прикасается своим жезлом.

Вулкан повергает к ее ногам оружие, богиня мудрости Минерва обратила к ней свой взор. Здесь же, слева и справа морские божества, трубящие славу; на фоне крепости идет строительство кораблей. Триумф России, получившей власть над морем, - вот содержание этого барельефа.

Над аркой главного входа парят гении Победы со знаменами в руках. Они также созданы Теребеневым.

Адмиралтейство. Основание башни

Многие скульптурные работы исполнены Щедриным, старейшим мастером, с 1818 года ставшим ректором Академии художеств. Его резцу принадлежат две скульптурные группы "Морских нимф, несущих земную сферу". Они стоят на высоких пьедесталах по сторонам арки, словно напоминая о древнем предании, по которому земля якобы покоится на трех точках опоры. Легко и свободно несут они огромные сферы. Их спокойные, величавые фигуры в одеждах, ниспадающих мягкими складками, контрастно выделяются на гладком фоне стены. Четыре полководца и героя древности, помещенные по углам нижнего куба башни, - Ахилл, Аякс, Пирр и Александр Македонский - в глубокой задумчивости устремили свой взгляд на раскрывающийся перед ними город. Их силуэты, отчетливо вырисовываясь издали, придают плавность переходу от нижнего куба здания к его второму ярусу.

Адмиралтейство. Деталь башни

Над колоннадой верхнего куба башни двадцать восемь парных статуй, олицетворяющих четыре стихии- Огонь, Воду, Воздух, Землю; четыре времени года - Весну, Лето, Осень, Зиму; четыре ветра - Южный, Северный, Восточный, Западный. Здесь же - богиня астрономии Урания и Изида Египетская, которая, по древнему преданию, положила начало строительству кораблей и отправилась на них в плавание на поиски своего мужа. Скульптуры, посвященные Огню, Лету и Воздуху, были исполнены Пименовым, остальные выполнил Щедрин.

Уже через пятьдесят лет после создания статуи над колоннадой потребовали реставрации и их заменили новыми - медными, выполненными по старым эскизам.

Барельеф "Заведение флота в России". Деталь

Стройный силуэт башни Адмиралтейства виден издалека; приближаясь к зданию, вы замечаете, как все более рельефно выделяется на его фоне многочисленная скульптура, разнообразная по характеру и тематике. И, наконец, подлинная скульптурная симфония, торжественная и величественная, начинает звучать у входа в здание.

Двести сорок замковых камней над окнами первого и второго этажей оформлены масками, олицетворяющими владык моря Нептуна и Амфитриту, морских божеств - Тритона и Нереиду. Эти маски приписывают Щедрину, но различный характер выполнения наводит на мысль о двух мастерах, трудившихся над ними.

Фронтоны четырех портиков, обращенные к саду имени М. Горького, к площадям Декабристов и Дворцовой, также оформлены барельефами. Сюжеты их еще раз подчеркивают значение здания как памятника морской славы и могущества России.

"Нимфы, несущие земную сферу"

"Фемида, награждающая за воинские и морские подвиги" - барельеф на фронтоне портика, слева от башни. Богиня в присутствии бога морей Нептуна венчает лаврами победителей. На втором барельефе, справа от башни, "Венчание трудов художника", где с венком из лавра в руках на троне восседает богиня мудрости Минерва, а к ней за наградой подходят мастера различных ремесел. Два других барельефа - "Слава, венчающая науки" и "Слава, венчающая подвиги" - расположены на фронтонах портиков, обращенных в сторону площадей - Дворцовой и Декабристов. Все барельефы здания были выполнены Теребеневым.

"Вода" и "Земля". Статуи на башне Адмиралтейства

Скульптура двух павильонов, выходящих на набережную Невы, дополняет декоративное убранство Адмиралтейства. Фигуры со скрещенными знаменами над проездами, выполненные Теребеневым, перекликаются с подобными барельефами над главной аркой. Завершены павильоны изображениями трех перевившихся дельфинов, поддерживающих флагштоки. Они были созданы скульптором П. Соколовым сначала из луженого железа, а при реставрации здания в 1935 году восстановлены в оцинкованном железе.

"Фемида, награждающая за воинские и морские подвиги". Адмиралтейство. Деталь левого южного портика

О первоначальном скульптурном убранстве Адмиралтейства (за исключением скульптуры, оформляющей башню) ныне судить довольно трудно, ибо большая часть не сохранилась. Выполненные Пименовым, Демутом-Малиновским и Анисимовым аллегорические изображения рек - Невы, Днепра, Енисея, Лены, Волги, Дона, помещенные на постаментах у портиков, фигуры стран света - Азии, Африки, Америки, Европы - у невских павильонов, изображения двенадцати месяцев года, размещенные на четырех фронтонах, были уничтожены в 1860 году. Поводом для этого послужило расположение в Адмиралтействе Собора и настойчивые требования духовенства, поддержанные царем, о снятии статуй, принадлежащих "к языческой мифологии".

Однако та скульптура, которая сохранилась, обладает удивительным композиционным и тематическим единством и при этом мастерски исполнена. Она великолепно дополняет замечательный памятник русского зодчества.

Ю.К. Баленко, И.З. Копп, Я.И. Полях

Главное Адмиралтейство
(по материалам книги "Главное Адмиралтейство", книга выходит в январе 2000 года)

Среди архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга особое место занимает ансамбль центральных площадей – Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской. Центром этого неповторимого градостроительного ансамбля, сформировавшегося в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений зодчих, является Главное Адмиралтейство. Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года и построено по чертежам Петра I, как главная судостроительная верфь России на Балтийском море. Она стала основой зарождения флота в России, развития судостроения и морского могущества державы.

На протяжении почти трех веков Главное Адмиралтейство играет важную роль в становлении и развитии города на берегах Невы. От здания Главного Адмиралтейства берет начало Невский проспект. Продолжением осевой линии центральной башни со шпилем является Гороховая улица, через Исаакиевскую площадь открывается вид на Адмиралтейство с Вознесенского проспекта.

Основание Главного Адмиралтейства

Историческая обстановка начала XVIII века, закономерности экономического и политического развития вывели Россию к водным коммуникациям, для освоения которых требовалось создание верфей и флота.

Встречаются довольно разноречивые версии по поводу выбора места для Главного Адмиралтейства. По распространенной легенде Петр I вместе с Александром Меншиковым выбрали место для Адмиралтейства сразу же после закладки города-крепости 16(27) мая 1703 года.

Пройдя извилистую ленту Невы от Орешка до выхода в Финский залив по всем рукавам дельты Невы и осмотрев здесь берега всех островов, после недельных поисков Петр и Меншиков причалили у левого берега Невы чуть ниже Заячьего острова, где и было выбрано место для верфи.

Еще когда не было известно, где будет расположена новая верфь, Петр I уже называл ее Адмиралтейской. И эту часть города, ограниченную Невой и Мойкой, сразу нарекли Адмиралтейским островом. После того, как вокруг верфи прорыли каналы, название Адмиралтейский остров иногда относили к участку суши, где расположилось Адмиралтейство.

Исторической датой рождения Главного Адмиралтейства считается 5 ноября 1704 года, когда Петр I сделал запись: "Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен".

Первый чертеж Адмиралтейской судостроительной верфи был исполнен лично Петром.

Собственноручный чертеж Петра I – первый план Адмиралтейской верфи – хранится в Центральном военно-морском архиве. По замыслу Петра "Адмиралтейский дом" представлял собою группу различных зданий, из которых главные объединялись в одно гигантское П-образное сооружение. На самой площадке располагались сараи, кузницы, а у Невы – эллинги и стапели для постройки гребных и парусных деревянных судов различной величины.

В восточной части П-образного сооружения размещался канатный сарай, а в западном крыле – мачтовые, парусные, конопатные мастерские.

К осени 1705 года в основном завершились работы по сооружению П-образного двора, открытого к Неве. Внутри двора разместились многочисленные сооружения.

Центральными сооружениями были эллинги и стапели для постройки кораблей длиной от 60 до 70 футов и мелких судов от 20 до 50 футов.

Адмиралтейство быстро принимало вид действующей верфи и крепости. Вокруг него на всей территории Адмиралтейского острова вырубили деревья, что позволило хорошо просматривать окрестности. (Это место называли Адмиралтейским лугом). Все сооружения были обнесены высоким земляным валом с пятью бастионами, под которые были забиты сваи длиной до трех с половиной сажен. Перед валами был вырыт ров, откосы которого укрепили фашинами, связанными пучками хвороста (их надежность была проверена при укреплении окопов), а вдоль всех стен стояли рогатки. Перед центральным бастионом через ров был перекинут подъемный мост, а на его воротах воздвигнут деревянный "шпиц", обитый жестью. К концу 1705 года Адмиралтейская крепость могла принять на зимовку флотилию судов. С кораблей были сняты 100 пушек с 3-, 6- и 12-фунтовыми ядрами, которые были установлены на валу вокруг крепости; моряки этих кораблей составили первый гарнизон крепости.

Первоначальный облик Главного Адмиралтейства

С развитием города постепенно формируется и первый внешний облик Главного Адмиралтейства как единого комплекса, в котором соединяются разнородные функции: судостроение, оборона и управление флотом.

По распоряжению Петра I с весны 1719 года ведется расширение и каменное строительство "мастерских палат".

Уже в этот период в центре строений появляется мазанковая с деревянным верхом башня с остроконечным шпилем. (До настоящего времени чертежи этой башни не найдены и ее точное местонахождение не установлено).

В 1717 году на запад от Главного Адмиралтейства прорыт канал, связавший водным путем верфь с Новой Голландией, где располагались склады морского ведомства и канатные дворы(ныне Адмиралтейский канал засыпан – на этом месте проходит Конногвардейский бульвар).

С 1727 года часть обветшавших мазанковых корпусов Главного Адмиралтейства реконструется, возводятся каменные строения. Работами руководят голландец Ван Звитин, итальянец Гаэтано Киавери и другие, совмещающие работы в Адмиралтействе с разными обязанностями.

Поэтому 30 октября 1727 года Адмиралтейств-коллегия принимает решение назначить для руководства работами архитектора Ивана Кузьмича Коробова.

Иван Кузьмич Коробов родился в 1700 году, и его детство и юношеские годы прошли в период наиболее энергичной деятельности Петра I.

В Центральном государственном архиве ВМФ хранятся журналы Адмиралтейств-коллегии, записи в которых раскрывают большую работу, проводившуюся на протяжении многих лет Иваном Коробовым в Главном Адмиралтействе.

В январе 1730 года запись гласит: "В будущем лете сего года Адмиралтейских каменных магазейнов по учиненному архитектором Коробовым чертежу с каменными сводами строить одну четверть".

Судя по этой и дальнейшим записям, работа была разделена на четыре части, охватывающие всю застройку Главного Адмиралтейства, что было обусловлено прежде всего финансовыми соображениями.

Основные строительные работы по сооружению каменного двухэтажного здания П-образной формы с единым протяженным параллельно Неве фасадом, перед которым проходил широкий обвалованный канал, были завершены в 1732 году.

Башня Главного Адмиралтейства или, как ее еще называли, "Адмиралтейская башня", возводилась Иваном Коробовым не сразу, а многократно переделывалась. Но более основательно Коробов занялся башней после окончания основных работ.

Сохранившийся проект башни был выполнен Иваном Коробовым в двух вариантах. В обоих основанием служит каменный куб, но завершаются они различным образом: в одном случае на башне не было шпиля. Обосновывая этот вариант, Коробов указывал на трудности сооружения шпиля, а также на опасность при ветрах. В варианте со шпилем первый и второй ярусы башни были одинаковы по высоте. Карниз второго яруса делит всю высоту башни пополам. Пилястры распределялись на ярусах башни в традиционной последовательности ордеров снизу вверх: тосканский, ионический и на фонарике – коринфский.

В найденном Коробовым решении надвратной башни синтезированы идеи строительства Главного Адмиралтейства, соответствующие как его собственному, так и государственному назначение, а также традиционная для того времени композиция, применявшаяся при сооружении церквей и колоколен. В основе проекта – расположенный в верхней части башни зал Адмиралтейств-коллегии, в котором размещались трофеи морской славы России.

24 мая 1732 года Адмиралтейств-коллегия рассмотрела проекты, представленные Коробовым "со мнением архитекторским и выслушав приказали... учиня экстракт доложить императрице". Спустя две недели 8 июня вопрос о перестройке башни Главного Адмиралтейства по варианту со шпилем был решен. Императрица Анна Иоановна "указала тот шпиц построить против того, какой оной прежде был и обить оной шпиц и купол медью и вызолотить добрым мастерством".

Уже осенью 1732 года под руководством Ивана Коробова "спищным мастером" Ван Болесом была начата разборка старой башни и подготовка к возведению новой.

Основные работы по строительству башни были завершены в 1734-1735 годах. Современный вид основания башни с выразительным арочным проездом, с небольшими проемами для окон по углам сохраняет идеи Ивана Коробова.

В 1737 году по проекту и под руководством Коробова на башне был сооружен шпиль. Для возведения шпиля применялся мачтовый лес 11-саженной длины. Деревянный каркас шпиля был заглублен в объеме каменной башни на два верхних яруса (около 12 м). Все плотницкие работы выполнены артелью подрядчика "олончанина Артемия Филиппова". Все работы по сооружению коробовского Главного Адмиралтейства были завершены в 1738 году.

На позолоту купола и шпиля с корабликом использовали 5081 золотой червонец общим весом около 16 кг, что по тем временам было оценено в 11076 рублей 38 копеек.

В башне под шпилем разместились "покои для адмиралтейского присутствия". А на открытой террасе третьего яруса в предобеденное время выводились оркестры гвардейских полков и с одиннадцати часов до полудня звучали трубы и литавры.

Другим великим зодчим, отдавшим многие годы жизни Главному Адмиралтейству, был Адриан Дмитриевич Захаров. Он родился в августе 1761 года в семье бедного чиновника Адмиралтейской коллегии Дмитрия Захарова, проживавшей в окрестностях Санкт-Петербурга.

Стремясь понять истоки того пути, который привел Адриана Дмитриевича Захарова к созданию жемчужины великого города на Неве, мы видим, что золотой парусник на вершине шпиля, сам шпиль, стройный как корабельная мачта, весь облик Адмиралтейства связаны с морской тематикой... Захаров родился на Адмиралтейском острове, в семье адмиралтейского служащего. Все лучшее в жизни Адриана Захарова, да и сама жизнь отданы Главному Адмиралтейству.

Вершина творчества академика архитектуры Захарова

К началу XIX века центр тяжести в застройке новой столицы все более основательно перемещался с Петроградской стороны и с Васильевского острова на Адмиралтейский. Формировавшиеся архитектурно-планировочные ансамбли, расширение деловой жизни столицы, развитие коммуникаций все более определенно создавали гармоничный облик центра великого города. Для его восприятия стало привычным центральное расположение Главного Адмиралтейства с пирамидальным позолоченным шпилем, увенчанным парусником. Несмотря на попытки усовершенствования творения Коробова за прошедшие три четверти века, его вид не гармонировал с развивающимся окружением в центре Петербурга.

Широкий, открытый в сторону Невы двор Главного Адмиралтейства, где продолжалось строительство кораблей, препятствовал развитию транспортных коммуникаций по берегу Невы и оформлению единого облика набережных. Береговая линия была прорезана десятью шлюзами, а также каналами для прохода судов между корпусами Адмиралтейства и вокруг него. Крепостной вал, окружавший верфь, тоже не гармонировал с новыми постройками. Вокруг Адмиралтейства в течение десятилетий возводились и обновлялись дворцы и соборы, впитывая динамику архитектуры, градостроительства, художественной скульптуры, гранитных набережных и многоцветных дворцов, изменявших все линии, плоскости пространства и цветовую гамму. При этом ансамбль вокруг Главного Адмиралтейства формировался с соблюдением требований фортификационной науки того времени, когда местность вокруг верфи-крепости должна была быть свободной и просматриваться как минимум на 300 сажен. На этой экспланаде запрещались какие-либо постройки.

Приступая к созданию Главного Адмиралтейства, академик Адриан Захаров в решении архитектурно-планировочных задач был ограничен весьма нелегкими условиями.

Во-первых, к началу XVIII века Главное Адмиралтейство стало центром застройки не только Адмиралтейского острова, но и всей центральной части города, где блистали роскошью дворцы, правительственные здания, соборы и памятники.

Во-вторых, верфь Главного Адмиралтейства в это время оставалась в числе основных предприятий судостроения Российской Империи с широкоразветвленной кооперацией, обеспечивающей снабжение всеми необходимыми материалами для постройки судов.

В-третьих, для облика города и его восприятия стал привычным позолоченный шпиль Главного Адмиралтейства с золотым корабликом, на который ориентировались оси центральных магистралей города.

В-четвертых, важными коммуникациями верфи являлись каналы между наружными и внутренними П-образными корпусами, а также наружный канал вокруг здания и другие каналы, по которым осуществлялась доставка грузов.

Таким образом, Захаров должен был сохранить идею Петра I о крупной судостроительной верфи на Неве, основные принципы архитектурно-планировочного решения Ивана Коробова, сложившееся представление о центральном градостроительном ансамбле и в то же время в имеющихся границах и условиях создать принципиально новое архитектурно-художественное произведение, соответствующее формирующемуся великолепию центра Северной Пальмиры. При этом он поставил целью воплотить в облике Главного Адмиралтейства характерные черты высокого русского классицизма и отразить основные вехи развития судостроения и мореплавания в России, становление ее морского могущества.

На генеральном плане Адмиралтейского острова 1738 года можно видеть, что в Главном Адмиралтействе появились боковые крылья внутреннего корпуса, параллельно боковым фасадам вдоль внутренних берегов канала.

Таким образом уже в 30-х годах XVIII века сформировался общий план Главного Адмиралтейства в виде двух П-образных корпусов (один внутри другого), который был использован Захаровым и сохранился до настоящего времени.

Над внутренним каналом, где он соединялся с Невой, были воздвигнуты арки. По внутренней стороне первого этажа наружного корпуса вдоль всего канала тянулась открытая галерея-аркада.

Захарову удалось выдержать первоначальную идею оформления фасадов Главного Адмиралтейства, заложенного в проекте. Отдельные изменения, которые неизбежны при наличии указанных выше ограничений и проблем, не затронули принципов планировки и композиции.

Южный, или главный, фасад, обращенный к Адмиралтейскому проспекту, имеет протяженность 405,9 м и весьма удачно сочетается со сравнительно небольшой высотой (от 16,0 до 16,5 м без учета центральной башни), благодаря большой изобретательности в разбивке лицевой линии на пять частей. По обеим сторонам от центральной башни – протяженные спокойные стены, подчеркивающие величие башни и ее взаимосвязь с выступающими частями фасада. Каждый выступ в свою очередь имеет пять частей. В центре выступа двенадцатиколонный портик, в виде лоджии, по обе стороны которой за сравнительно гладкими промежутками – шестиколонные портики.

Боковые фасады – Восточный, обращенный к Дворцовой площади и Зимнему дворцу, и Западный, обращенный к площади Декабристов и к монументу “Медный всадник” решены одинаково. Каждый из них композиционно разделен на пять частей: центральная часть – двенадцатиколонный портик – соединена гладкими стенами с угловыми шестиколонными портиками. При этом формы и объемы портиков боковых фасадов, стены, окна, горизонтальные тяги и венчающий карниз первого этажа повторяют аналогичные элементы южного фасада. Эта "стандартизация" элементов архитектуры здания создает впечатление цельности, законченности и монолитности.

Сведения о первой деревянной башне, сооруженной на мазанковой основе в центре южного фасада, в описаниях весьма противоречивы; рисунки также не дают однозначного представления.

В проекте Коробова архитектура башни была решена по принципу ярусного нарастания уменьшающихся кверху объемов, завершенных острым пирамидальным шпилем.

Захаров стремился максимально использовать башню Коробова, перекомпоновав ее таким образом, чтобы она гармонировала с обликом фасадов здания, сохранила свою стройность, и отвечала стилю всего сооружения. Для достижения этих целей в окончательном варианте Захаров суживает центральную башню в пределах колоннады, что облегчает весь силуэт башни со шпилем. По проекту Захарова в основание башни вместо многооконного центра с небольшим подъездом заложен мощный объем кубической формы. Снаружи свод оформлен двумя арками, нависающими одна над другой.

Фигуры мифических и легендарных героев древности – Ахилла, Аякса, Пирра, Александра Македонского, – установленные на парапете центральной башни, смягчают переход от массивного основания к легкому второму ярусу. В свою очередь, двадцать восемь статуй, установленных над колоннами, смягчают переход от колоннад ввысь, к шпилю. Гармонично сочетаются с архитектурой башни и стоящие на высоких постаментах скульптурные группы нимф, поддерживающие земные сферы.

Между башней и колоннадой на уровне основания колонн образована галерея, с которой во все стороны просматривается панорама. Над колоннадой размещен барабан с полуциркульными нишами и позолоченным куполом. В плане барабан имеет форму квадрата со скошенными углами.

В нишах барабана размещены циферблаты часов.

Композицию центральной башни завершает остроконечный золоченый шпиль.

Шпиль на центральной башне южного фасада Главного Адмиралтейства представляет собой стройную восьмигранную пирамиду. Каркас остова шпиля – деревянный, из соединенных в связки бревен-стволов корабельной сосны. Грани шпиля образованы медными листами таким образом, что каждый лист имея строго определенную форму, установлен в заданной точке пирамиды.

На вершине шпиля расположен флюгер в виде почти плоского трехмачтового парусника из позолоченной листовой меди. Его предшественник, флюгер-парусник, располагавшийся на шпиле до 1886 года, а в настоящее время украшающий площадку лестницы Центрального военно-морского музея, имел несколько иной вид.

В архивных источниках пока не нашли имя творца золотого кораблика на шпиле центральной башни Главного Адмиралтейства, хотя достоверно установлено, что прототипом для него служил первый военный корабль Петра I. Казалось бы, значительно проще сделать корабль-флюгер одномачтовым, надежной и устойчивой треугольной формы, к которой тяготеют функции флюгера, или с двумя мачтами – для обеспечения большей площади. Но создатели еще самого первого кораблика-флюгера, простоявшего на прибалтийских ветрах полтора столетия, выбрали трехмачтовый профиль с размерениями в его диаметральной плоскости весьма близкими к форме фрегата Петра I.

Символ Великого Города

Создавая проект перестройки Главного Адмиралтейства, Адриан Захаров решал комплекс сложных градостроительных и архитектурно-художественных проблем. В каждом элементе – в форме и фасадах, в портиках и павильонах, в центральной башне и во всех деталях художественного убранства, – мы видим стремление к прославлению важнейшего исторического этапа в укреплении державы: становлению флота в России и первых побед флота на морях. Парусный корабль, плывущий на самой вершине остроконечного шпиля, символизирует не только выход России к морю, не только "окно в Европу", но и непрерывность, и бесконечность человеческих исканий...

Таинственность и неизбежность приключений, героизм и самоотверженность "хождений по морю", как и радость победы над врагом, аллегорически выражены в скульптурном убранстве Главного Адмиралтейства.

Символическое обозначение фасадов, шпиля или парусника на вершине шпиля Главного Адмиралтейства мы видим на всех книгах, изданных в Санкт-Петербурге, на изделиях заводов и фабрик, на визитных карточках и почтовых отправлениях, на вывесках и городских газетах, на всем, с чем мы сталкиваемся повседневно или пользуемся изредка, что связано с великим городом на Неве.

Но значение Главного Адмиралтейства как символа морской славы нашей страны не исчерпывается архитектурно-художественным воплощением морской тематики в его облике и художественном оформлении. Оно слагается и из истории верфи, которая на протяжении полутора веков была центром отечественного судостроения и флота, и из традиций морского инженерного училища...

Публикации раздела Архитектура

Адмиралтейство

П редлагаем вспомнить историю главной работы архитектора Андреяна Захарова вместе с Натальей Летниковой .

Шести лет от роду отец - адмиралтейский чиновник отправил Андреяна Захарова в училище при Академии художеств. Уже спустя два года мальчик получил свою первую награду за успехи - книгу, а за годы обучения собрал полный комплект медалей Академии и был отправлен в Париж. Во французской стороне молодой архитектор учился у автора знаменитой Триумфальной арки Жана Франсуа Шальгрена.

Вернувшись в Россию, Захаров взялся за недострой Академии художеств и преподавал в альма-матер. В 1799 году сам Павел I назначил Захарова главным архитектором Гатчины. Зодчий построил лютеранскую кирху Святого Петра , Горбатый и Львиный мосты. Андреяна Дмитриевича приглашали экспертом как архитектора и строителя-практика во все крупные проекты Петербурга.

Захаров разработал проект главного торжища России - Нижегородской ярмарки и Литейной мастерской для Академии художеств, проектировал для Кронштадта, Херсона, Ревеля, Архангельска. Знаменитые работы зодчего - Андреевский собор в Кронштадте, Екатерининский собор в Екатеринославле - нынешнем Днепропетровске, собор Александра Невского в Ижевске, Черноморский госпиталь в Херсоне, Кадетский корпус в Николаеве.

Вошел в историю Андрей Захаров как создатель одного из самых красивых архитектурных комплексов Санкт-Петербурга - Адмиралтейства . Перестройка началась в 1805 году. Захаров сохранил конфигурацию плана архитектора Ивана Коробова и представил Александру I два варианта реконструкции: эконом и масштабный.

В итоге старые корпуса были разобраны и построены новые. Величественные и парадные фасады длиной в 400 метров, богато украшенные скульптурами, гармонично сочетались с находящимся поблизости Зимним дворцом. Верфь, которая берет свое начало со времен Петра Первого, превратилась в ансамблевое здание, одно из главных украшений Санкт-Петербурга.

Вспомним 10 фактов из истории символа России - морской державы

1. Гонимые бурей . Первые суда Балтийского флота строили на верфи у рек Свирь и Сясь. Спускали на воду полсотни кораблей под присмотром Петра Первого, дошли по Ладожскому озеру лишь пять из них - помешал ураган. Царь решил основать верфь ближе к Балтийскому морю - у деревни Гавгуево. Стратегически удобное место: дорога для подвоза материала, широкая Нева для спуска кораблей, Петропавловская крепость на расстоянии пушечного выстрела.

2. Царь - архитектор и плотник . Авторство первого проекта верфи приписывают Петру Первому. Изначально здание было одноэтажной мазанкой в форме буквы «П» с внутренним каналом. «Заложили Адмиралтейский дом в Остерии и веселились…» - записал царь в своем дневнике в 1704 году. Сменил веселье тяжкий труд - строительство. Работали с пяти утра и до девяти часов вечера. Трудился на строительстве и сам Петр. Военная угроза со стороны шведов добавила Адмиралтейству земляной вал и функции крепости.

3. Адмиралтейство в камне . Проект Ивана Коробова возник за ветхостью старого здания. В 1732 году Анна Иоанновна приказала заменить мазанковую башню на каменную. Коробов для пущей устойчивости намеревался шпиль понизить, но старые адмиралтейцы воспротивились, и новый проект символа морской державы предусматривал, что шпиль по-прежнему будет возвышаться над городом, но будет спускаться внутрь строения на 12 метров.

4. Придать Адмиралтейству величие . Над решением этой задачи трудился Андреян Захаров. Александр I решил создать Морское министерство и разместить ведомство в Адмиралтействе. Архитектор оставил от прежнего здания изящную башню со шпилем, придал строению Коробова более мощное звучание. В итоге Адмиралтейство лишилось бастионов, наружного канала. Зато щедрой рукой зодчего добавилась фигурная лепнина и скульптуры. Декор разрабатывал сам Захаров. А лестницу Адмиралтейства Карл Росси выбрал прототипом парадной лестницы Михайловского дворца.

5. Что скрывает шар? Во время реконструкции 1928 года в яблоке на вершине шпиля обнаружили газеты 1886 года. Добавили к находке свежую прессу - несколько номеров ленинградских газет. А в 1977 году - новую подборку газет и Конституцию СССР. Хранится в шаре и ларец со сведениями обо всех мастерах, проводивших ремонтные работы. Молва, как водится, заменила отчеты на золотые монеты и добавила драматизма - якобы открыть шкатулку невозможно: секрет механизма утерян.

6. Золото шпиля. 72 метра ввысь. «Адмиралтейская игла» - так стали именовать шпиль с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина. Это второй шпиль Петербурга - после Петропавловского собора. По легенде, на позолоту шпиля пошли дукаты, полученные Петром Первым от Соединенных провинций - 17,8 килограмма золота. Под шпилем Адмиралтейства располагались царские покои и трон с балдахином. В блокаду Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлен, и вновь он засиял над городом лишь 30 апреля 1945 года.

7. Парящий корабль. Один из символов Санкт-Петербурга. Автор флюгера - Ван Болос, обрусевший голландский мастер. Доподлинно неизвестно, какое именно из российских судов «воспарило» над городом. По легенде, три флага на первом кораблике были из чистого золота, а в носовой части хранилась личная буссоль, или компас, - Петра I. Менялся флюгер дважды - в 1815 и в 1886 году. Первый корабль был утерян, а второй, двухметровый и 65 килограммов веса, занял место в экспозиции Морского музея.

8. Адмиралтейский «трезубец». Три большие улицы встречаются в единой точке. Комиссия о санкт-петербургском строении 1738 года отвела Адмиралтейству градоообразующую роль. На шпиль был ориентирован не только Невский и Вознесенский проспекты. Средней «першпективой» стала нынешняя Гороховская улица. Так появилась трехлучевая система улиц, получившая морское название - «адмиралтейский трезубец».

9. Утерянные скульптуры. Европа и Азия, Африка и Америка у павильонов. Волга, Дон, Днепр, Нева у боковых входов. И еще двенадцать скульптур - месяцев года на фронтонах. При перестройке Исаакиевского собора в Адмиралтействе размещался временный храм, который так и остался в морском ведомстве. Нагие скульптуры античных богов не соответствовали такому соседству, и священнослужители вели против изваяний 40-летнюю борьбу. Фигуры «одели» и заменили на благопристойные. К примеру, вместо марта, апреля и мая - Вера, Надежда, Любовь.

10. Традиции Адмиралтейства. Адмиралтейская башня служила пожарной каланчой, а после наводнения 1777 года стала еще и сигнальной. На углах при подъеме воды вывешивали днем флаги, ночью - фонари и стреляли из пушки. При Екатерине II на башне в полдень ежедневно играл адмиралтейский оркестр. В качестве верфи Адмиралтейство перестало существовать в 1844 году, но спустя почти сто лет, во время блокады, здесь ремонтировали боевые корабли. Как в петровские времена, работали по 16 часов в день.