Биографии Характеристики Анализ

«Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня…. Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня, вселенная — Отечество мое

Сегодня исполняется 156 лет со дня рождения выдающегося сына осетинского народа, основоположника осетинского литературного языка, поэта, публициста, драматурга, художника Коста Левановича Хетагурова.

Ежегодно 15 октября осетинский народ как на севере, так и на юге Осетии отмечает день рождения великого гения Коста Хетагурова.

Великий мастер слова и пера, корифей осетинской литературы Коста Хетагуров живет в сердце и мыслях каждого уважающего себя осетина. Литературная и общественная деятельность Коста Хетагурова составила целую эпоху в осетинской литературе, литературном языке и живописи. Он родоначальник и первый классик, незримо присутствующий среди нас, — благодарных ему потомков.

Накануне Дня рождения выдающегося осетинского писателя в Республиканской национальной библиотеке им. Анахарсиса состоялся поэтический вечер, посвященный научной, творческой и литературной деятельности поэта.

На мероприятии присутствовали заместитель министра культуры Джульетта Джеранова, поэт, лауреат государственной премии им. К. Хетагурова и национальной премии «Яблоко Нартов» Герсан Кодалаев, член Союза писателей Осетии, прозаик Асиат Наниева, директор республиканской библиотеки им. Анахарсиса Валерия Кокоева, преподаватели осетинского языка и литературы школ города.

Вступительным словом мероприятие открыла заведующая отделом осетинского языка и литературы Заира Сланова. Она рассказала о жизни и деятельности Коста Хетагурова, о его вкладе в осетинскую литературу и судьбу осетинского народа: «Поэт сделал для своего народа все, что было в его силах, и даже больше. Великий русский писатель Александр Фадеев назвал Коста Хетагурова своеобразным Леонардо да Винчи осетинского народа.

Именно поэтому народ увековечил его имя в своей памяти. Коста был человеком уникальным, его талант проявился не только в сфере литературных жанров, но и в живописи, искусстве. Своим величием он затмил своих предшественников и современников. В своих произведениях он поднимал злободневные вопросы современной ему действительности, а потому подвергался лишениям и гонениям со стороны власть имеющих. Но это не сломило его дух, напротив, сподвигло к новым смелым действиям и произведениям».

В своем выступлении Герсан Кодалаев отметил, что в Осетии не найдется поэта, который бы не посвятил хоть одно стихотворение великому Коста. «Коста написал много произведений и стихов. Но еще больше стихотворений было написано нашими поэтами о сияющей вершине осетинской литературы Коста Хетагурове. Он является национальной гордостью осетинского народа».

Работники библиотеки Роза Кабулова, Тина Харебова, Заира Сланова, Арина Икаева прочитали известные стихотворения Коста Хетагурова «Додой», «Салдат», «Ракæс».

В свою очередь заведующая методическим отделом Галина Харебова рассказала о том, что Коста Хетагуров был не только основоположником осетинского литературного языка, но и осетинской живописи.

«Его способности к рисованию проявились еще в гимназии. Продолжив учебу в Ставрополе, его учитель Смирнов увидел талант мальчика к живописи и помог ему поступить в Петербургскую художественную Академию. Вместе с Коста учились такие великие русские художники как Айвазовский, Серов, Врубель, а живописи его учили Шишкин, Верещагин и другие.

Коста был художником-реалистом. Его самой большой работой является картина «Плачущий ангел». Работая над картиной, он познакомился с Анной Поповой и влюбился в нее. Образ Поповой занял значительное место в картине. Все картины Коста пронизаны любовью к родному краю, к его культуре», — сказала Г. Харебова.

На известные стихи Коста Хетагурова были сочинены песни, ставшие народными. В исполнении юного Давида Кокоева прозвучала песня «Цæйут, æфсымæртау…»,на гармони аккомпанировал Сармат Кабисов.

Учащиеся школы №2 прочитали стихотворения: «Катай», «Æнæ хай», «Æррафиййау», «Лæгау» и т.д.

Вечер был организован коллективом библиотеки, в частности, заведующей отделом осетинского языка и литературы Заирой Слановой. Проводила вечер заведующая краеведческим отделом Инга Техова.

В завершение мероприятия слова благодарности организаторам и присутствующим выразили Джульетта Джеранова и Валерия Кокоева.

CЕГОДНЯ не принято вспоминать некоторые памятные даты, очень широко отмечавшиеся во времена СССР. Особенно не везет событиям, связанным с историей государственного устройства России. В Северной Осетии многие считают, что если в этом нет сознательного манкуртизма, то не много и обыкновенного здравого смысла, а потому и воспринимают большинство таких "немодных" дат как повод поразмыслить о прошлом, настоящем и будущем.

Октябрь 1999 года для Северной Осетии - месяц двух очень важных юбилеев: 225-летие добровольного вхождения в состав России и 140-летие основоположника осетинской литературы, поэта, прозаика, художника, драматурга и общественного деятеля Коста Хетагурова - по выражению Фадеева, "Леонардо да Винчи осетинского народа".

МЫ - РОССИЯ, МЫ - КАВКАЗ...

Именно этот поддержанный народом девиз стал одним из основных тезисов президентской избирательной программы Александра Дзасохова в 1998 году. Президент республики продолжает придерживаться его и сегодня. "Еще десять лет назад, - говорит он, - мы бы такой акцент не делали. Мы сказали бы: "Мы - Советский Союз". Но сегодня идет как бы новая волна самоопределения народов, проявление их самосознания, утверждение на новом витке самоощущений. Поэтому мы и говорим: "Мы - Россия, мы - Кавказ". Эти два понятия и два наших состояния, мировоззренческое и духовное, вполне совмещаются".

Верность таких подходов подтверждают исторические связи Северной Осетии и России, прослеживающиеся задолго до 1774 года, когда было подписано соглашение, по которому "Осетия вошла под протекцию всемилостивейшей государыни Екатерины II". Как отмечает Юрий Готье, "c самого начала русской исторической жизни до Батыева погрома ясы (осетины) жили рядом с русскими и среди них".

Историческими хрониками зафиксированы многие факты взаимодействия русских и осетин. Например, в походе 945 года славян на Каспий принимали участие и аланы (осетины). Известный исследователь дипломатии Киевской Руси Андрей Николаевич Сахаров утверждает, что при подготовке похода славяне заключили договор с аланами, а сирийский историк Бар-Гебрей сообщает такую деталь похода: "В тот год, когда начал править Мусафид Марзубан, вышли разные народы - аланы, славяне и лезги, - проникли до Азербайджана и взяли город Бердау". Объединение славян с аланами и лезгинами указывает на вероятную остановку русов в Дагестане, где и произошло их объединение с северокавказцами.

Поход 945 года - первое зафиксированное документально совместное выступление славян и алан. Оно свидетельствует уже не столько о контактах, сколько о тесном сближении и сотрудничестве двух народов, которое развивалось столь стремительно (касаясь не только военной сферы), что в XII веке браки между представителями славянской и аланской аристократии стали обычным явлением. Согласно сообщениям летописей, князь Андрей Боголюбский был женат на аланке, а его брат князь Всеволод Большое Гнездо "имел жену аланку Марию, сестра же ее была с 1182 года за Мстиславом, сыном Святополка, Великого князя Киевского". Князь Ярополк, сын Владимира Мономаха, "после похода на Дон в 1116 году получил аланку Елену, девицу необычной красоты, и на ней в Киеве женился". Имя Елены упоминается и в 1146 году: "Перенесе благоверная княгиня Елена князя своего Ярополка из гробницы в церковь святого Андрея и положи его у янкы". По данным Ипатьевской летописи, "Елена умерла в глубокой старости в 1201 году".

Династические браки являлись традиционным инструментом средневековой дипломатии и отражали политическую ориентацию в восточной политике Киевской Руси. В средневековье много алан переселялось на территорию Киевского государства, а находки русских крестов XII века на Северном Кавказе свидетельствуют о проникновении в предгорья Центрального Кавказа русских. На это же указывает фрагмент персидской хроники "Тарасол" из Тебризской библиотеки, в которой Георгий Лаша наименован "царем царей Абхаза, Шака, Алана и Руса". По единодушному мнению ученых разных стран, под именем "русы" здесь подразумевается часть жителей Древней Руси, оторвавшихся от родных мест и еще в XII веке населявших Северный Кавказ в непосредственной близости от государства грузинских Багратидов, т.е. на территории Алании.

Нарушенные татаро-монгольским нашествием русско-аланские связи в последующем быстро восстановились. Однако окончательно они оформились осенью 1774 года подписанием упоминавшегося русско-осетинского соглашения, позитивное влияние которого на всю последующую историю Северной Осетии никогда в этой северокавказской республике не ставилось под сомнение. "Главное для современного государственного человека, говорящего от имени народа, - имеет ли он ответ на вопрос: лучше ли будет для его народа в составе большого федеративного государства или в рамках очень небольшой, но независимой страны?" - считает Дзасохов.

В Северной Осетии абсолютно убеждены в правильности сделанного предками 225 лет назад выбора. При самом взыскательном отношении к истории российского государственного устройства - а народы России входили в ее состав по-разному, - видно, что именно Россия являет собой пример того, как народы могут реализовать свои возможности в одном государстве. Предположим чисто гипотетически, что в XVIII веке Северная Осетия становится частью Турции - 225 лет назад это не было фантастикой. Сегодня в Турции нельзя обнаружить следы какой-нибудь национальной автономии. Вывод: осетины как этнос могли давно прекратить свое существование.

Суровое заключение полностью совпадает с мнением историков XVIII века, предрекавших потомкам древних аланских племен полное исчезновение. Был период, когда численность осетин упала до 16 тысяч, что поставило этнос на грань вымирания. Еще и поэтому осетины полагают выбор своих предков в пользу России проявлением мудрости.

Во время подписания соглашения 1774 года между Северной Осетией и Россией оговаривалась и идея строительства укрепления в Дарьяльском ущелье, но реализовать ее удалось только после заключения Георгиевского трактата, когда российское правительство решило основать на Центральном Кавказе крепость как политический центр региона. На строительстве крепости у входа в Дарьяльское ущелье настаивал и царь Грузии Ираклий II, заинтересованный в постоянной и безопасной связи с Россией.

12 марта 1784 года по распоряжению генерал-аншефа Толмачева на правом берегу Терека было заложено укрепление, названное Владикавказом. 6 мая крепость была освящена, и этот день считается днем рождения Владикавказа, который отметил в этом году свое 215-летие.

Евгений Вахтангов - один из крупнейших российских театральных деятелей, Гайдо Газданов - недавно открытый для широкого российского читателя, эмигрировавший после революции во Францию писатель европейского масштаба, Георгий Токати - изобретатель самолета вертикального взлета, после вынужденной эмиграции возглавлявший в Англии Комитет аэронавтики и космонавтики, Валерий Гергиев - художественный руководитель Мариинского театра, дирижер мирового уровня... Можно привести еще немало имен людей, которые родились и сформировались в здешней традиционно интернациональной, неповторимой атмосфере.

ЗВЕЗДА КОСТА

15 октября 1999 года Международный астрономический союз занес в каталог звезд звезду "Коста", чем подтвердил исключительность "знаменитого осетинского и известного российского поэта, прозаика, драматурга, художника и публициста Коста Хетагурова".

Коста родился 15 октября 1859 года в ауле Нар, в самой сердцевине Кавказских гор. Он рано потерял мать, а отец его Леван Елизбарович, человек уважаемый в горской среде, почти всю жизнь провел на военной службе и не мог уделять единственному сыну много внимания. О суровых, спартанских нравах горцев тех лет, из-за которых Осетия едва не лишилась своего гения, свидетельствует эпизод из раннего детства поэта. Коста не было еще и двух лет, когда он играл на крыше сакли и, не устояв на ногах, покатился вниз. Находившийся рядом отец успел наступить на край рубашки малыша, соскользнувшего уже с крыши. По неписаному горскому этикету отец не мог брать на руки ребенка в присутствии посторонних, для мужчин это считалось проявлением слабости. Леван невозмутимо стоял, прижимая ногой рубашку раскачивавшегося над пропастью сына до тех пор, пока на крики соседских женщин не прибежала мать Коста.

Леван Елизбарович дал сыну хорошее образование: Владикавказская прогимназия (1869-1870), Ставропольская гимназия (1871-1881) и Петербургская академия художеств (1881-1885) - поставившее его под сильное влияние русской культуры. Поэт постоянно подчеркивал, что "осетинскому народу по пути с русской культурой" и "осетины на Кавказе никогда не служили враждебным элементом для русских". В статье "Неурядицы Северного Кавказа" он напишет о необходимости "видеть и непосредственно наблюдать русскую гражданственность и жизнь, а также деятельность культурных людей, слышать русскую речь, работать рука об руку с русским пионером, отдавать детей в русские школы". Говоря "Я вырос среди русских", Хетагуров никогда не втискивался в прокрустово ложе национальных рамок.

Весь мир - мой храм,
Любовь моя - святыня,
Вселенная - отечество мое!

"Мы, русские писатели, - скажет Фадеев, - особенно горды тем, что Коста Хетагуров, будучи истинным сыном своего народа, будучи глубоко национальным по формам, в то же время не мог бы сложиться как писатель, как поэт без переклички, которая происходила у него с лучшими людьми русского народа".

Прекрасно владея и русским, и осетинским языками, Коста большую часть произведений написал по-русски: стихи, поэмы, публицистические статьи, рассказы, драматургические произведения, историко-этнографические исследования - обращены же они зачастую к осетинскому народу.

Люблю я целый мир,
люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных,
обиженных сирот,
Но больше всех люблю -
чего скрывать позорно? -
Тебя, родной аул
и бедный наш народ.

Национальным же поэтом, основоположником осетинской литературы и осетинского языка Хетагуров стал благодаря сборнику "Ирон фандыр" ("Осетинская лира"). Задолго до выхода сборника стихи уже звучали на встречах интеллигенции, переписывались вручную, сразу став энциклопедией жизни осетин. Популярность стихов объяснялась их актуальностью и связью с фольклором, что подчеркнул и сам поэт, написав на титульном листе сборника: "Думы сердца, песни, поэмы, басни".

Глубокую связь Коста с устным народным творчеством отмечала и Мариэтта Шагинян, обронившая: "Его нельзя не любить".

Социально-экономическое и общественно-политическое положение не только осетин, но всех народов Северного Кавказа было главным предметом Коста-публициста. По точному замечанию Игоря Сельвинского, Коста "и сегодня остается для осетин, и не только для них, зеркалом, которое правдиво отразит любые общественные процессы". Эта мысль перекликается с высказыванием Александра Дзасохова на одной из встреч во Владикавказе в дни юбилея Коста: "Необходимо привыкнуть к тому, что, действуя в каких-то направлениях, будь то внешнеполитическое или, скажем, в отношениях с Чечней, мы обязаны всегда принимать во внимание состояние общественной мысли. Передовой общественной мысли, которая похожа на светильник, зажженный в ночи".

Могу ли я смущать Божественным ученьем:
"Любите ближнего, как самого себя", -
Людей, готовящих с таким ожесточеньем
Кровавую зарю для радостного дня!

«Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня...»

Н.Е. Князева

Его именем в Карачаево-Черкесии названо село. Тридцать лет назад улица Дальняя г. Черкесска была переименована и также стала носить имя этого замечательного поэта и художника, основоположника осетинской литературы и создателя осетинского литературного языка. Но многие ли из нас знают, что связывало Коста Хетагурова с Карачаево-Черкесией? В республиканском госар-хиве есть интересный материал, рассказывающий о жизни великого сына осетинского народа.

Родился Константин Леванович Хетагуров в октябре 1859 года в селении Нар Северной Осетии в семье прапорщика горской милиции. Мать была простой, неграмотной, но очень трудолюбивой горянкой. Она рано ушла из жизни, оставив сына грудным ребенком. И будущего народного поэта от голодной смерти спасла подруга матери - горянка по имени Чендзе.

Стынет мертвый ворон,

Страшен бури вой.

Спит на круче черной Нар - аул глухой,

Так описывал поэт свою родину в знаменитой поэме «Мать сирот».

Нар располагался в Зругском ущелье, входившем в состав Терской области. В конце шестидесятых годов XIX века жители этого ущелья во главе с подпоручиком Леваном Хетагуровым стали ходатайствовать о переселении их в Кубанскую область, чтобы избавиться от непомерных притязаний князей Мачабеловых, которые взимали десятину с осетин семи ущелий. Начальник Кубанской области ответил согласием. И семья Левана Хетагурова оказалась в числе первых поселенцев, основавших в 1870 году в Карачае селение Георгиево-Осетиновс-кое, ныне носящее имя Коста Хетагурова. Левану Хетагурову как «почетному туземцу» было обещано, помимо 15 десятин поземельного надела на общих основаниях, еще 150 десятин земли.

Начальник Кубанской области М.А. Цакни так описывал переселение: «В половине сентября 1870 г. осетины прибыли в укрепление Хумаринс-кое вместе с семействами; начавшиеся дожди и даже снег навели на них такое уныние, что они собрались было возвращаться обратно. Кроме позднего прибытия и того, что они прибыли с женами и детьми в горы, где у них не было никакого крова от непогоды, главнейшие причины недовольства осетин были: во-первых, то, что им перед отправлением из Осетинского округа было наговорено много чудес о свойстве предназначенного для их поселения края, производящего будто бы орехи в кулак величиной и т. п. нелепости, и, во-вторых, то, что в числе пришедших 150 семейств горных осетин есть много жителей плоскости, прилежащей к Ардонской станице, без всякого сравнения лучшей по удобствам климата и почвы, чем лучшие из земель нагорной полосы Эльбрусского округа...

В настоящее время осетины вырыли себе землянки в балке р. Большая Шоона, выложили стены камнями и живут, защищенные от холода и дождя, но подвержены всем невыгодам сырых и душных помещений».

Тяжелые условия жизни осетин-переселенцев были связаны с неустройством быта на новом месте, пока не были построены жилые дома и хозяйственные постройки, не приобретен скот. В дальнейшем, как писал в своем отношении дове-

КНЯЗЕВА Н.Е. «ВЕСЬ МИР - МОЙ ХРАМ, ЛЮБОВЬ - МОЯ СВЯТЫНЯ...» 29

Прогимназия, в которой учился Коста

ренный осетинского общества К.Л. Хетагуров, жизнь их наладилась: «В настоящее время население нашего села почти удвоилось. Большая часть построек крыты жестью и лесом. Всеми вопросами сельского хозяйства наши осетины занимаются здесь с большим успехом - хлебопашество, скотоводство, овцеводство, пчеловодство, садоводство и даже огородничество процветают здесь с одинаковым успехом».

На момент переезда семьи Хетагуровых в Ка-рачай Коста было всего 11 лет, и он ходил в Нарс-кую приходскую школу, где получил двухклассное образование. Он остался в Осетии из-за того, что его обещали принять в гимназию г. Владикавказа. Но стать полноправным учеником и продолжить учебу во Владикавказской прогимназии ему не удалось «за отсутствием вакантных мест», и он отправляется в Карачай к отцу.

Приезд Коста к берегам Кубани был неожиданным для Левана Хетагурова, так как он был уверен, что сын учится.

Возмущенный отец пишет начальнику Эльбрусского округа подполковнику Петрусевичу, жалуясь на невыполнение обещаний: «Меня обнадежили как начальник Осетинского округа, так и начальник Терской области, пригласив на переселение, сохранить за мной выгоды, которыми пользовался бы я, оставаясь во Владикавказе... Между тем сына моего в настоящее время вернули ко мне, и он остался непринятым за неимением вакансии. Жалования я не получаю и не имею никакого официального уведомления, что таковое мне будет отпускаться, и земля также еще не дана».

В первый свой приезд Коста в Карачае был недолго. Отец временно устроил его в Калажинское горское училище в ст. Калажинской Майкопского отдела. Позднее пришло распоряжение о приеме Коста в пансион при Ставропольской гимназии, где он учился с 1871 по 1880 годы. Здесь Коста увлекся русской литературой и живописью.

Талант Коста-художника проявился еще в детстве. Потеряв рано мать и не помня ее облика, он часто просил старших рассказать о ней. И по этим рассказам мальчик написал ее портрет. Люди,

знавшие мать Коста, были поражены точным сходством портрета с прототипом.

Способности Коста были отмечены не только его близкими, но и преподавателями. Вот строки из прошения педагогического совета Ставропольской гимназии начальнику Кубанской области о предоставлении гимназисту 6-го класса Хе-тагурову стипендии: «Педагогическим советом Ставропольской гимназии во все время пребывания в гимназии воспитанника Хетагурова, жителя Баталпашинска Пятигорского уезда, укрепления Хумары, замечена в нем преобладающая способность и наклонность к художественной деятельности, в которой он достиг значительного совершенства, его рисунки с натуры посылаются гимназией на Московскую всероссийскую выставку. Независимо от своей специальной наклонности к художеству, Хетагуров представляет недюжинные способности и во всех остальных областях учения и мог бы быть одним из лучших учеников по всем предметам, если бы не отдавал он все свое время и все свои симпатии рисованию и родственным с ним занятиям.

Считая своею обязанностью заботиться о том, чтобы природные, ясно сказывающиеся наклонности ученика получали свойственные им направления, убеждаемся в том, что из Хетагурова может выйти полезный деятель, если ему будет оказано содействие на пути художественного образования».

Одним из преподавателей Хетагурова в гимназии был художник-педагог В.И. Смирнов, окончивший Петербургскую академию художеств. Он оказал исключительно большое влияние на формирование будущего художника-живописца и сыграл немалую роль в дальнейшей его судьбе. Гимназические рисунки Коста с помощью Смирнова были представлены на Всероссийской выставке юных художников и получили признание. Это укрепило уверенность в силах, и Коста еще больше увлекся рисованием. Он называл себя «благодарным и признательным учеником» В.И. Смирнова. Позднее с его же помощью Хетагурову удается поступить в Петербургскую академию художеств.

В академии (1881-1884 гг.) Коста сходится с крупнейшим художником В.В. Верещагиным, который стал его наставником. Изучая мастерство великих художников, он пишет ряд картин из горской жизни: «На школьной скамье жизни», «Дети-каменщики», «Идущая по воду» и другие.

Но все планы на дальнейшее обучение неожиданно рушатся: его лишают даже той маленькой стипендии, которую он получал. Не выдержав лишений, Коста возвращается в Осетию.

Энергичный, настойчивый Коста развернул на родине широкую культурно-просветительскую работу: создавал школы, устраивал выставки картин, организовывал народные спектакли, читал лекции, работал во Владикавказском театре, принимал уча-

15G ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОСТА ЛЕВАНОВИЧА ХЕТАГУРОВА

Петербургская академия художеств, в которой учился Коста

стие в организации общества распространения технических знаний среди горцев, пытался издавать газету на осетинском языке, выступал в судах и печати в защиту горской бедноты.

Дважды поэта высылали за пределы Осетии.

С октября 1891 года по март 1893 года он жил в горных аулах Карачая, работал на серебряносвинцовом руднике. Находился он здесь не по доброй воле, а был в ссылке.

В этот период Хетагуров встречается с одаренным художником и поэтом Исламом Крымшамха-ловым. Дом И. Крымшамхалова в Теберде стал своеобразным культурным центром Карачая. Здесь подолгу проживали его друзья и коллеги - художники Ярошенко, Хетагуров, геолог профессор Мушкетов, инженер Кондратьев, композитор Алябьев, дагестанский революционер Дахадаев и другие. Общение этих людей не могло пройти бесследно -оно взаимно обогащало и развивало их, давало толчок к дальнейшему творчеству.

Именно в Карачае К. Хетагуров рисует свои знаменитые картины и пейзажные зарисовки: «Вид Большого Карачая», «Тебердинское ущелье», «В верховьях Кубани». Здесь он также написал рассказ «Охота за турами», стихи «Желание» и «Раздумье».

В 1892 году в селе Георгиевско-Осетиновском умирает отец Коста - 92-летний Леван Хетагуров. Похоронив отца, Коста провел вторую зиму в Ге-оргиевско-Осетиновском, а весной 1893 года переехал в Ставрополь и снова включился в активную общественно-политическую работу, в борьбу с самодержавием за интересы угнетенных народов Кавказа: на страницах газеты «Северный Кавказ» публикуется его поэма «Кому живется весело». Тема и образы поэмы были навеяны знаменитой некрасовской «Кому на Руси жить хорошо». Современники поэта угадывали в персонажах поэмы реальных прототипов, Так, в Сеньке Людоедове был узнан начальник Терской области генерал Каханов, в Иване Зуботычеве - атаман Баталпашинского округа Братков. Публикация поэмы была запрещена, а газета прекратила свое существование...

Из Ставрополя Хетагуров переезжает в Пятигорск, а потом - вторая ссылка - на этот раз в г Херсон, дальше - работа во Владикавказе...

Наступает 19G3 год. Коста пользуется исключительной известностью и любовью на Кавказе, особенно в Осетии, где в каждой сакле знали его революционные стихи и пели его песни. Коста болен, утомлен - у него развивается неизлечимая болезнь, так как его силы были навсегда подорваны ссылками и преследованиями царизма. Сестра поэта Ольга Левановна Кайтмазова перевозит Коста из Владикавказа в село Георгиево-Осети-новское. И здесь на протяжении трех лет поэт медленно и мучительно умирает. (Трагической была и судьба Ольги Левановны. Она не только ратовала за обучение девочек, но и открыла в своем доме школу для них. За это и за смелые выступления на собраниях неизвестные напали на учительницу, возвращавшуюся из школы, где она занималась со взрослыми, и нанесли ей смертельные удары ножом).

Отвечая на письмо друга Коста в декабре 19G5 года, Ольга Левановна писала: «Прежде всего, вы спрашиваете о Коста - каков он сейчас? Про Коста теперь можно уже сказать, что он погиб окончательно... Его ужасная болезнь делает безостановочно свое дело разрушения... У него отнялись ноги, плохо говорит. Довольно ясно приветствует всех только одной фразой: «Мае эефшымаертае, кэераедзи уарзгаейае цаерут» (Братья мои! Живите, любя друг друга)».

19 марта 19G6 года К. Хетагуров умер и был похоронен в одной могиле с отцом, но осетинская интеллигенция настояла на перезахоронении поэта во Владикавказе. Сотни людей пришли проводить в последний путь своего певца. С тех пор прошло больше ста лет, но так близки и понятны его слова и сегодня:

Весь мир - мой храм,

Любовь - моя святыня...

Вселенная - отечество мое...