Биографии Характеристики Анализ

Воспоминания о базар барадин. Базар Барадиевич Барадийн: биография

Базар Барадиевич Барадийн (Барадин , литературный псевдоним Самандабадра , 16 июня 1878, Могойтуйская управа, Агинская степная дума, Забайкальская область - 1937, Ленинград) - бурятский учёный-востоковед, государственный, общественный и литературный деятель, один из создателей бурятской письменности.

Биография

Образование

Родился в семье кочевника-скотовода старшим из 11 детей. В 1891 году окончил Агинскую че­тырёхклассную приходскую школу. Обучался в Читинской городской школе, в 1895 году выехал в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге учился в частной гимназии П. А. Бадмаева. После её окончания в 1898 году вернулся на родину, где самостоятельно изучал монгольскую и тибетскую литературу. Заметное влияние на него оказала трёхмесячная поездка в 1900 году в Германию, Швейцарию и Италию в качестве переводчика бурятского купца из Аги.

В 1901 году Б. Барадийн поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре оставил его ради востоковедения. В 1902 году перешёл на Восточный факультет, где вместе с Ц. Жамцарано под руководством С. Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского занимался изучением санскрита, тибетского и монгольского языков, готовился к научной работе в области культур Индии, Тибета и Монголии.

Базар Барадийн ещё студентом включился в общественно-политическую деятельность: принимал участие в национальном движении бурятского народа, выступая за предоставление бурятам национального самоуправления, за развитие самобытной бурятской культуры.

Научная деятельность

В 1905-1907 годах был командирован Русским комитетом при Академии наук по изучению средней и Восточной Азии сопровождать Далай-ламу XIII, возвращавшегося из Урги на родину, в Тибет, для изучения культуры, языка и быта тибетцев. Там Б. Б. Барадийн провёл 8 месяцев в монастыре Лавран на северо-востоке Тибета. Результатом путешествия стало множество научных материалов - дневников, очерков, несколько сотен фотоснимков и т. п.

За это путешествие Русским географическим обществом ему была присуждена премия имени Пржевальского.

С 1908 по 1917 год преподавал монгольский язык на Факультете восточных языков Петербургского университета.

Тогда же Б. Б. Барадийн начал свою литературную деятельность: в 1910 году он перевёл на бурятский язык несколько произведений Л. Н. Толстого, издал свой первый рассказ в созданном в Петербурге А. Доржиевым издательстве «Наран».

В Сибири

После победы Февральской революции он вернулся в Сибирь и стал принимать активное участие в общественно-политической и культурной деятельности, войдя в состав Бурнацкома.

Состоявшийся 23-25 апреля 1917 года в Чите первый общенациональный съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии рассмотрел вопросы бурятской национальной автономии, развития национальной культуры, прежде всего просвещения. Базар Барадийн был единогласно избран председателем съезда.

За время существования Бурнацкома (до сентября 1918 года), Б. Барадийн принимал активное участие в его работе, являясь некоторое время его председателем.

С образованием Дальневосточной республики и Бурят-Монгольской автономной области в её составе, Б. Барадийн вместе с Б-Д. Гомбоевым и Г. Ринчино создал в Агинском аймаке общество национального культурно-политического самоопределения бурятского народа (Бурнацкульт).

Он являлся одним из энтузиастов «обновленческого» движения в буддизме, ставившего задачу синтезировать философско-психологические и этические учения буддизма с теорией социализма (буддийский социализм) и тесно увязать их с достижениями европейской культуры.

Для достижения грамотности бурятского населения Б. Барадин организовывает учительские курсы. В он 1917-1918 годах составил «Букварь бурят-монгольского языка» и книгу для чтения «Улаан сэсэг». Они впервые были тиражированы только в 1922 году в Чите.

Литературная деятельность

В этот же период Б. Б. Барадийн занимался литературной деятельностью и драматургией: его художественные произведения входят в число первых бурятских произведений письменной художественной литературы. В 1917-1918 в Агинске силами Б. Барадийна, Д. Намжилона, Ч-Л. Базарона, Л. Линховоина был создан народный театр.

Базар Барадин , бурят, видный научный, общественный, государственный и литературный деятель, профессор-востоковед, первый нарком просвещения БМАССР, организатор науки Бурятии, путешественник, писатель. Расстрелян как шпион, контра и панмонголист в 1937 г., реабилитирован в 1958 г.

Базар Барадин родился в семье скотовода старшим из 11 детей. Родители были бедными, но грамотными в монгольской письменности и привили ему любовь к чтению. В 1891 г. окончил 4-классную приходскую школу в Аге. Затем поступил и окончил 3-классную Читинскую городскую школу и в 1895 г. выехал в Петербург. Там учился в частной гимназии бурята П.А. Бадмаева, причем с большим упоением постигая математику и другие дисциплины. Но был вынужден уйти в связи с конфликтом - Бадмаев требовал перейти в православие. В 1898 г. вернулся на родину, где самостоятельно изучал монгольскую и тибетскую литературу. В 1900 г. в качестве переводчика бурятского купца 3 месяца ездил по Германии, Швейцарии и Италии.

В 1901 г. Б. Барадин поступил на юрфак Петербургского университета, но вскоре оставил его, выбрав востоковедение. С 1902 г. он поступает вольнослушателем на Восточный факультет этого же университета: вместе с Ц. Жамцарано под руководством С.Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского с упоением изучает санскрит, тибетский и монгольский языки, серьезно готовясь к научной работе в области культур Индии, Тибета и Монголии.

В общественную деятельность Базар Барадин включился ещё студентом: уже тогда, в условиях царизма, он выступал за предоставление бурятам национального самоуправления, развитие бурятской культуры, суда, школы.

В 1905-1907 годы ему удалось попасть в Тибет, будучи командирован Русским комитетом при Академии наук по изучению Средней и Восточной Азии. Он сопровождал Далай-ламу, возвращавшегося из Урги в Тибет. 8 месяцев Барадин изучал культуру, язык и быт тибетцев, жил как монах в монастыре. Результатом поездки стали дневники, очерки, несколько сотен фотоснимков. За эти успехи Русское географическое общество выдало ему премию.

С 1908 по 1917 годы Б. Барадин преподавал монгольский язык на факультете восточных языков Петербургского университета. Тогда же начал свою литературную деятельность. В 1910 г. он издал свой первый рассказ в издательстве «Наран», созданном в Петербурге Агваном Доржиевым, перевёл на бурятский язык несколько произведений Л. Н. Толстого.

В этом же 1910 году он поставил серьезнейший вопрос о латинизации монгольской письменности и первым написал статью об этом на латинском шрифте, повергнув многих соотечественников в «культурный» шок.

Февральскую революцию он, как и М. Богданов, Э. Ринчино, Ц. Жамцарано и другие бурятские просветители, встретил с восторгом. Вернувшись на родину, погружается в общественно-политическую и культурную жизнь Бурятии. Известный деятель Барадин сразу принят в состав Бурнацкома.
23-25 апреля 1917 года в Чите состоялся исторический первый общенациональный съезд бурят-монголов Забайкальской области и Иркутской губернии. Базар Барадин единогласно избран председателем съезда. Съезд под его ведением рассмотрел вопросы бурятской национальной автономии, развития национальных культуры, суда, просвещения и школы.

Б. Барадин принимал активное участие в работе Бурнацкома за время его существования - до сентября 1918 г., являясь некоторое время его председателем. Между тем, делая важнейшей значимости дела, он продолжал работать учителем в Аге с 1917 по 1923 гг.

С образованием Дальневосточной Республики и Бурят-Монгольской автономной области в её составе Б. Барадиин вместе с Б-Д. Гомбоевым и Г. Ринчино создал в Агинском Общество национального культурно-политического самоопределения бурятского народа (Бурнацкульт). Это было продиктовано желанием защитить бурятское самоопределение от нападок сонма разных оппонентов.

Неграмотность бурятского населения тогда была значительная. Б. Барадин организовывает сеть учительских курсов. В 1917-1918 гг. он создает «Букварь бурят-монгольского языка» и книгу для чтения «Улаан сэсэг». К сожалению, они впервые были изданы только в 1922 году в Чите.

В этот же период Барадин занимался литературной работой, драматургией. Он по праву может считаться одним из основоположников бурятской литературы: его творения входят в число первых бурятских произведений письменной художественной литературы. В 1917-1918 гг. в Агинске Б. Барадин, Д. Намжилон, Ч-Л. Базарон, Л. Линховоин создали народный театр. В 1918 г. Б. Барадин написал для него комедию «Урданай ноёд» (Прошлого ноёны), в которой показывает нравы феодалов. В 1920 г. Б. Барадин написал драму «Чойжид хатан» о середине XIX в. Созданная в 1921 г. трагедия «Ехэ удаган-абжаа» основывалась на подлинных исторических фактах поездки хори-бурят к Петру I. В уста Эреэхэн он вкладывает сильные слова: По велению заяна /Долг свой исполню / И если народ мой страдает / И если надобно людям / Себя я не буду жалеть. По легенде, она пожертвовала собой ради жизни людей. Барадин также всю сознательную жизнь руководствовался идеей самопожертвования - жить ради своего народа.

Барадин привлекает лам к просветительству и учительству; в отличие от большевиков он никогда не был гонителем ламства или шаманизма; переход бурят к социализму он видел как раз через буддийско-шаманскую общину, через сближение культур Востока и Запада. Барадин и А.Доржиев - идеологи «обновленческого движения» в буддизме, они стремились соединить этико-философские учения буддизма с теорией социализма и при этом увязать их с достижениями европейской культуры. В 1922 г. они и Цыбен Жамцарано заявляют о необходимости обновить быт лам и убрать их противоречия с «социалистическим общежитием».

С ликвидацией буферной ДВР бурятские «отцы нации» усилили постановку вопроса об объединении двух бурятских автономных областей, создания единой Бурят-Монголии согласно постановлению Политбюро РКП (б) 1920 г. 23 мая 1923 г. была, наконец, образована БМАССР. Вся полнота власти в БМАССР - до созыва первого съезда республики передавалась Ревкому в составе: М. Н. Ербанов (председатель), М. И. Амагаев, М. Д. Берман, Б. Б. Барадин и В.И. Трубачеев. На первом съезде Советов БМАССР (4-9.12.23 г.) в Верхнеудинске, в числе 35 членов ЦИК, избранных съездом, был и Б. Барадин. При формировании правительства БМАССР он был назначен наркомом просвещения республики; на этом посту проработал до 1929 г.

Ведя огромную организаторскую деятельность, Барадин продолжал также научную работу. В 1923-1929 гг. он работал председателем Бурятского Ученого комитета (Буручкома), заместителем директора Бурятского института культуры; в 1923-1935 гг. он заведует кафедрой бурят-монгольского языка и литературы Бурят-Монгольского пединститута.

Барадин выступал за образование сплошной территории бурят и отстаивал исторические основы бурятской культуры. Барадин писал, что «современные теоретики пролетарской культуры ничего не дали в своих трудах, да и не могли дать, касаемо национальной культуры, поскольку не способны охватить и понимать всю суть многогранного вопроса национальной культуры» (тезисы Буручкома «Что такое нацкультура»). Он видел национальную культуру как главное основание и цель для самоопределения и образования республики, он мудро предостерегал: «Если национальность приобщается в целом к чужой культуре, помимо своей культуры, то это может произойти только путем денационализации, т.е. потери своего языка, своей национальности...». Он как никто иной предвидел гибельный путь «самоопределения» без нацкультуры бурят. Эти взгляды расходились с установками большевиков. Они и обрушились на него с жесткой критикой.

В.А. Богданов в статье «Об уклонах в понимании культурно-национального строительства» в 1928 г., Ш. Ибрагимов в статьях «О проявлениях великорусского шовинизма и местного национализма в Бурят-Монголии» в 1929 г. и «Верны ли утверждения Барадина?» в 1928 г., Манжигинэ в статье «Против пропаганды националистической идеологии в Бурят-Монголии» в 1932 г., представив Барадина пропагандистом националистической идеологии, причём самым изощрённым, делают вывод: «профессор Барадин развивает буржуазный национализм, мимо чего нельзя пройти». Так «Бурят-Монгольская правда» доложила «соответствующим органам» о Барадине.

В итоге в конце 1935 г. Барадин, делавший огромное дело для своего народа, покинул Бурятию: он был командирован в Ленинград в Институт востоковедения АН СССР, а затем там же переведён в Институт истории, философии и лингвистики рядовым преподавателем монгольского языка.
А ночью 20 февраля 1937 г. Б. Барадин был арестован, а 24 августа 1937 г. осуждён как «участник контрреволюционной шпионской панмонгольской организации» по статьям 58-1а, 58-7, 58-8, 58-9 и 58-11 УК РСФСР; расстрелян в тот же день. «Следственные органы» выявляли «шпионские панмонгольские центры» бурят везде: в Ленинграде, Иркутске, Чите, Верхнеудинске-Улан-Удэ, Урге-Улан-Баторе... Сколько же, спрашивается, было «шпионских центров» у одного небольшого бурятского народа?

Реабилитирован посмертно в августе 1958 г. Великий сын агинских степей Базар Барадин всего себя посвятил защите прав и интересов бурятского народа. Он имел собственные концепции по самым главным вопросам бурятского самоопределения: сплошной территории и единого управления, национальной письменности, национальной культуры, европейско-восточного просвещения бурят, бурятской школы, языка, суда, религии. И он смело их отстаивал публично, всегда и везде. История доказала правоту его взглядов, в т.ч. и предостережений, которые актуальны и ныне, и будут, несомненно, востребованы вновь.

Владимир Андреев

1878 - 1937

бурятский учёный, государственный, общественный и литературный деятель

Биография

Образование

Родился в семье кочевника-скотовода старшим из 11 детей. В 1891 году окончил Агинскую че­тырёхклассную приходскую школу. Обучался в Читинской городской школе в 1895 году выехал в Санкт-Петербург . В Санкт-Петербурге учился в частной гимназии П. А. Бадмаева . После её окончания в 1898 году вернулся на родину, где самостоятельно изучал монгольскую и тибетскую литературу. Заметное влияние на него оказала трёхмесячная поездка в 1900 году в Германию , Швейцарию и Италию в качестве переводчика бурятского купца из Аги.

В 1901 г. Б. Барадийн поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре оставил его ради востоковедения. В 1902 году Б. Барадийн стал вольнослушателем Петербургского университета, где вместе с Ц. Жамцарано под руководством С.Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского занимался на Восточном факультете изучением санскрита, тибетского и монгольского языков, готовился к научной работе в области культур Индии, Тибета и Монголии.

Базар Барадин ещё студентом включился в общественно-политическую деятельность, принимал участие в национальном движении бурятского народа, выступая за предоставление бурятам национального самоуправления, развитие самобытной бурятской культуры.

Научная деятельность

В 1905-1907 годах он был командирован Русским комитетом при Академии наук по изучению средней и Восточной Азии в Тибет для изучения культуры, языка и быта тибетцев сопровождать Далай-ламу, возвращавшегося из Урги на родину, в Тибет. Там Б. Б. Барадийн изучал язык, культуру и быт тибетцев. Провел 8 месяцев в монастыре Лавран на сев.-вост. Тибета. По возвращении (1907) награждён ИРГО премией им. Н. М. Пржевальского. С 1908 года по 1917 год преподавал монгольский язык на Факультете восточных языков Петербургского университета.

Результатом путешествия стало множество научных материалов - дневников, очерков, несколько сотен фотоснимков и т. д. За это путешествие Русским географическим обществом ему была присуждена премия имени Пржевальского. С 1908 года Б. Б. Барадийн примерно 10 лет работал лектором монгольского языка на Факультете восточных языков Петербургского университета.

Тогда же Б. Б. Барадийн начал свою литературную деятельность: в 1910 году он перевёл на бурятский язык несколько произведений Л. Н. Толстого издал свой первый рассказ в созданном в Петербурге А. Доржиевым издательстве «Наран».

В Сибири

После победы Февральской революции он вернулся в Сибирь и стал принимать активное участие в общественно-политической и культурной деятельности, войдя в состав Бурнацкома.

Состоявшийся 23-25 апреля 1917 года в Чите первый общенациональный съезд бурят-монголов Забайкальской области и Иркутской губернии рассмотрел вопросы бурятской национальной автономии, развития национальной культуры, прежде всего просвещения. Базар Барадийн был единогласно избран председателем съезда.

За время существования Бурнацкома (до сентября 1918 года), Б. Барадийн принимал активное участие в его работе, являясь некоторое время его председателем.

Он находил компромиссы между Европой и Азией, «иркутскими» и «агинскими», «белыми» и «красными».

В начале XX века в среде нарождавшейся бурятской интеллигенции о дальнейшей судьбе народа. Яркими представителями двух течений были повидавший просвещенную Европу (боханский) и упертый традиционалист (агинский). Но был человек, который решил не противопоставлять Восток и Запад, а синтезировать культуры и цивилизации, вобрав все новое, лучшее из Европы, но сохраняя и развивая азиатскую идентичность.

Это был Базар Барадийн, чья жизнь протекла в этой двойственности. Которая даже отразилась в написании его фамилии - с «й», на монгольский манер, или без нее, как часто пишут в русскоязычных источниках.

Барадийн не был маргиналом. Он имел свое мнение - не «иркутского» или «агинского», «белого» или «красного». А мнение бурят-монгола.

Старший - «ахай»

16 июня по старому стилю 1878 года в местности Могойтуй Агинского аймака в семье скотовода Баради родился первенец. Позже у него появилось еще десять братьев и сестер. Родители знали монгольское письмо, и в школу Базар пошел более-менее грамотным.

Известный врач и советник императора Николая II Петр (Жамсаран) Бадмаев, также родом из агинских степей, открыл в Санкт-Петербурге частную гимназию для бурятских детей. В числе посланных на учебу, были Базар Барадийн и еще один смекалистый парень, на два года младше.

В Петербурге Базар с упоением постигает математику и другие науки, но вскоре гимназистов поставили перед выбором - принять православие и продолжить учебу, или - прощай, столица!

Барадийн и его однокурсник резко воспротивились и покинули гимназию, занявшись разными делами. Но судьба сведет их вновь в 1902 году во второй попытке покорить Питер.

Тогда буряты Аги на «полном суглане» постановили послать двух человек на учебу в Санкт-Петербургский университет с выделением восьмисот рублей обоим ежегодно в течение четырех лет.

Так Базар Барадийн и Цыбен Жамцарано поступили вольнослушателями на Восточный факультет. Вместе ездили в этнографические экспедиции по этнической Бурятии. Будучи старше Жамцарано, и более рассудительным, Барадийн часто подтрунивал над фантазиями коллеги-романтика.

Стал засыпать на телеге и вижу приятный полусон: едет к нам навстречу черный высокий лама на темном коне, встречает нас. Немного погодя - докшит Дамдин встречает и обходит. Я приглашаю мысленно его сесть рядом, но он косится на Базара и уходит дальше.

За ним едет к нам кто-то в прозрачном белом, красивом нарядном костюме. Никак не могу узнать его - Сагаан yбyгyн? … нет, дакини какая-то? Не видно лица. Удивляюсь своим грезам, и хочется раскрыть глаза и сказать Барадину о видении. Но он ведь не поверит и подумает, что я шучу… Б. снимает мою шляпу, и я просыпаюсь. Рассказываю, но ничего, конечно, кроме шуток, не вышло, - вспоминал Жамцарано об одной из таких поездок в своем дневнике.

И когда младший друг и однокурсник Барадийна сцепился в дискуссии с «европейцем» Михаилом Богдановым, Базар был как бы в стороне, но уже наматывал кое-что на ус.

Он уже успел побывать в Европе, как Богданов, где в 1890 году, еще совсем мальчишкой, сопровождал некоего агинского купца. Но также как и Жамцарано, любил все родное, бурятское. Он не критиковал огульно все религии как первый, но и не увлекался буддийским мистицизмом, как второй. Так начался свой путь Барадийна.

Язык, религия, культура

До 1917 года Барадийн особо не вникал в политику, занимаясь наукой и творчеством. Посетил Тибет, куда направился с делегацией Далай-ламы из Урги, и получил разрешение Его Святейшества на проживание в монастыре Лавран с научно-исследовательскими целями.

После восьми месяцев на «крыше мира» он вернулся в Петербург с лаврами, ему присудили премию имени Пржевальского от Русского географического общества.

Вскоре он стал преподавать монгольский язык в своей альма-матер. Там, в столице, Базар Барадийн сделал шаг, повергший многих соплеменников в «культурный шок» - предложил в 1910 году ввести монгольскую письменность на основе латинского алфавита. По мнению Барадийна, классическая вертикальная вязь уже не отвечала современным условиям. Да и печатать книги и периодику на латинице было бы гораздо проще.

Алфавит это внешний, условный изобразитель языка, не поскольку он национален, оригинален…а служит орудием распространения грамотности, - отмечал Барадийн.

Пример документа на бурятской латинице, действовавшей в БМАССР с 1931 по 1939 г.

Простота техники усвоения и воспроизведения ставилась им во главу угла. Он упорно продвигал свою идею, выпустил книги и букварь на новом алфавите. В 1926 году, уже будучи членом Центрального исполкома Бурят-Монгольской АССР, Барадийн отмечал, что необходимо даже создать новый литературный язык, на халхасском наречии с вкраплениями всех остальных монгольских диалектов.

Так, благодаря его усилиям в 1931 году была введена латиница в Бурят-Монголии, на сонгол-сартульской, читай - монгольской основе.

В 1912 году Базар Барадийн подготовил программу для изучения буддизма в светских бурятских школах. Сошедшись во время поездки из Урги в Тибет с советником Далай-ламы Агваном Доржиевым, лидером буддистов-обновленцев, Барадийн и религию думает перестроить на современный лад.

Начав с введения чтений молитв на бурятском вместо тибетского, заканчивая признанием Советской власти и тезисом о тождестве учения Маркса и буддизма, он и цанид-хамбо Доржиев добились многого.

Культура народа для Барадийна была абсолютом. За нее он боролся и в составе Бурнацкома, и в правительстве Бурят-Монголии, и в Бурятском ученом комитете. Но, будучи приверженцем сохранения национального компонента, выступал и за духовное обогащение мира бурят-монгола, перевел несколько произведений Льва Толстого, сам написал ряд пьес.

1918 год, кругом война, хаос, страна разваливается. А Барадийн…основывает в Аге народный театр!

Власть, просвещение, наука

В начале марта 1917 года, почти сразу после падения монархии, образовывается Временный организационный национальный комитет под председательством Михаила Богданова. «Для усиления» в состав приглашаются Агван Доржиев, Гомбожаб Цыбиков, Цыбен Жамцарано, Николай Преловский и Базар Барадийн.

23 апреля в Чите открывается I Общенациональный съезд бурят-монголов. Председательствует Барадийн. Был избран постоянный высший орган власти - Бурнацком («Буряад-Монгол улсын чогулган»), который возглавил Элбек-Доржи Ринчино. На первом же заседании де-факто правительства первой бурятской государственности организован училищный совет, дабы заниматься вопросами образования, под руководством профессора Цыбикова и его заместителя профессора Барадийна. Время рассуждений на тему сохранения бурятского языка и культуры прошло, пора действовать - в ведение Бурнацкома поступают все средства и помещения для школ.

30 апреля выходит постановление о проведении в Аге бурятских курсов. С 1 июня по 15 июля лекции читают Богданов, Ринчино, Цыбиков, Жамцарано, Барадийн и другие, в общем - все правительство Бурят-Монгол улс.

4 мая Бурнацком рассматривает вопросы о создании библиотеки при нем, организации съезда учителей в Иркутске, и средствах на школы.

Тогда «отцы-основатели» бурятской государственности прекрасно понимали, что образование - это вопрос национальной безопасности.

После октября 1917 года начинается кавардак. Бурнацком стоит на позиции безусловной поддержки Учредительного собрания, и не сотрудничает с Советами депутатов.

В 1918 году Барадийн отмечает:

Надо выразить благодарность [Цыбену Жамцарано, председателю Бурнацкома] за самоотверженную деятельность по отстаиванию национального самоуправления от покушений Советской власти.

Но вскоре такому покушению бурятская государственность подверглась от атамана Семенова. Убит Михаил Богданов, из правительства уходят ключевые фигуры, включая Барадийна, который уезжает в Агу. Там он возглавляет Цугольский хошунный исполком, и одно время даже заразился идеей возрождения Великого Монгольского государства. Он пишет японскому императору просьбу принять бурятскую делегацию из состава съезда панмонголистов в Чите.

При образовании Бурят-Монгольской автономной области ДВР Барадийн учреждает общество бурятской культуры - Бурнацкульт. А при образовании в 1923 году единой Бурят-Монгольской республики, он сперва входит во временный ревком, а затем - в Центральный исполком и назначается наркомом просвещения.

Свой среди чужих

В должности министра образования и культуры Барадийн пробыл недолго, всего три года. Все это время, особенно в конце, он был объектом критики «пламенных революционеров». В условиях гегемонии иркутских бурят-коммунистов, установившейся после 1923 года, беспартийный агинец Барадийн казался чужеродным телом.

Впрочем, это не помешало ему и профессору Гомбожабу Цыбикову (тоже из Аги) учредить Бурят-Монгольский ученый комитет, где плечом к плечу они работали с председателем Центрального исполкома республики Матвеем Амагаевым и писателем, бывшим главой Буравтономупра ДВР Петром Данбиновым (оба - боханские).

Бурят-монгольский ученый комитет. Сидят справа - первооткрыватель Тибета для европейской науки, профессор Г. Цыбиков, председатель ЦИК БМАССР Матвей Амагаев. Второй слева - председатель Буручкома профессор Б.Барадийн. За его левым плечом - поэт и писатель П. Данбинов (Солбонэ Туя).

Наркомпрос тогда занимался всеми делами просветительской и культурной жизни республики. Только закончилась гражданская война, кругом нищета, очень мало не то, что образованных людей - умеющих читать и писать меньше четверти населения.

К уходу Барадийна с должности в 1926 году, грамотность населения за шесть лет увеличилась с 21.7 до 34 процентов, из них бурят - от 15.3 до 27.

Оставив пост в Совнаркоме, он продолжает возглавлять Буручком, предтечу Бурятского научного центра Сибирского отделения Академии наук СССР. Но его оппоненты не успокоились, продолжая нападать на Барадийна, обвиняя его в отсталых немарксистских взглядах, в национально-буржуазном видении развития образования и культуры.

Если национальность приобщается в целом к чужой культуре, помимо своей культуры, то это может произойти только путем денационализации, т.е. потери своего языка, своей национальности, - предостерегал уже в то время Барадийн.

Что любопытно, за него вступилась глава Бурятской парторганизации Мария Сахьянова, в свое время отрицавшая самоуправление бурят-монголов и призывавшая «строить башни мировой революции».

Назначение представителя беспартийной интеллигенции Базара Барадийна на пост наркома просвещения не было ошибкой. Его надо использовать, борясь с его ошибочными взглядами, - заявила секретарь обкома РКП (б) на партийной конференции в 1928 году.

Но уже на следующий год Барадийна убирают, назначив его замдиректора института культуры. А его заступницу Сахьянову переводят в Москву инструктором ЦК.

Как сломали наркома

Барадийна арестовали 20 февраля 1937 года в Ленинграде, где он преподавал монгольский язык в институте языка, истории и литературы. Вал обвинений в панмонголизме еще не достиг своего апогея, который наступит в конце сентября, Но маховик стал раскручиваться уже зимой.

Из справки 3 отдела УНКВД по Ленинградской области:

Была вскрыта контрреволюционная повстанческо-шпионская организация, возглавляемая представителем Тибета в СССР Агваном Доржиевым и профессором Цыбеном Жамцарано.

В группу, по данным госбезопасности, входили Базар Барадийн, предподаватель ЛИФЛИ, Лубсан-Гарма Гомбоин, аспирант АН СССР, художник Очир Будаев, ламы Цырен-Даши Абидуев и Лубсан-Оцор Одонов. Им инкриминировали подготовку к свержению Советской власти в Бурятии и объединения БМАССР и МНР в единое государство под протекторатом Японии.

25 февраля, 3 марта, 20 апреля велись допросы, на которых Барадийн все отрицал. Мы только можем догадываться, какие методы применяли к нему, но 25 апреля бывший нарком подписал признание.

К тому времени НКВД выявил уже 13 членов панмонгольской группы. Сам Барадийн, дескать, был завербован японской разведкой еще в 1918 году - аукнулось его письмо императору Японии. И все это время он, якобы, занимался саботажем, вредительством, шпионажем, терроризмом и антисоветской агитацией. По пяти пунктам 58 статьи его осудили 24 августа и расстреляли.

В то время, пока Барадийн ждал приговора, дело о панмонголистах развивалось. 18 марта арестован Петр Данбинов, писатель и поэт, известный под псевдонимом Солбонэ Туя, с которым Барадийн работал в Буручкоме, 19 июля схвачен Элбек-Доржи Ринчино, в августе - Цыбен Жамцарано. «Руководителя» панмонголистов Агвана Доржиева вели до 1938 года, после ареста он долго не прожил.

К концу сентября 1937 года группа разрослась до 53 человек, включая первого секретаря обкома БМАССР Ербанова и всю партийно-советскую верхушку республики. Судьба их сложилась по-разному, но одинаково трагически. Многих расстреляли, Жамцарано, Матвей Амагаев, экс-председатель Бурнацкома Даши Сампилон умерли в ГУЛАГе.

Для карателей не было разницы - иркутский ты, баргузинский, тункинский, селенгинский, агинский…

В 1939 году упразднена латиница. Закрыты все дацаны, несмотря на поддержку коммунистических идей.

…19 сентября 2012 года перед Хранилищем восточных рукописей Института буддологии, монголведения и тибетологии БНЦ СО РАН был установлен бюст Базару Барадийну.

PS: Представьте, что весь состав правительства Бурятии поехал по селам читать лекции. Что бюджет на образование, науку и культуру возрос в семь раз по сравнению с предыдущим годом. Что министр образования говорит об обязательности не просто изучения бурятского языка, но и литературы, истории, культуры и искусства. Что в единой, общей Бурят-Монголии дружно и сплоченно живут и работают все, без трайбализма и национализма. Это было сто лет назад. Может, стоит повторить?