Биографии Характеристики Анализ

Вячеслав звягинцев трибунал для героев. Признаны виновными в антисоветском военном заговоре Левин Адриан Гаврилович

В.Н. Чернышев, П.Г. Ярчевский), а среди генерал-майоров родов войск и специальных служб РККА - пять человек.

Итак, генералами в 1940 г. стали командиры, проявившие себя с самой лучшей стороны как в военном деле, так и в плане лояльности к советской власти. И вот в 1941 г. этих лучших из лучших, десятки раз проверенных в различных чистках, до мозга костей преданных советской власти, стали подозревать, арестовывать, обвинять в заговорщической деятельности по свержению этой самой власти, обвинять во вредительстве, а во время войны - в явном или косвенном пособничестве врагу. Одним словом, обвинения были что ни на есть самые абсурдные, которые, казалось бы, легко можно опровергнуть. Но органы безопасности не затем арестовывали людей, чтобы их вот так просто потом отпускать, расписываясь тем самым в своем непрофессионализме. И заслуженных генералов и адмиралов, ветеранов армии и флота годами держали в следственных тюрьмах и изоляторах, опасаясь передавать их дела в суд (Военную коллегию или военный трибунал округа)- уж очень хлипкими были обвинительные материалы. Правда, у следователей под рукой всегда была палочка-выручалочка в виде Особого совещания при НКВД (НКГБ) СССР, которое заочно выносило любые наказания, вплоть до расстрела (в годы Великой Отечественной войны).

Репрессии против элиты РККА в 1941 г. условно можно подразделить на две крупные части: до войны и в ходе ее. Вторую часть в свою очередь также целесообразно поделить на две половины: аресты в действующей армии и вне ее. Вот по этим разделам и будет подан материал данной главы.

Из высшего комначсостава РККА в первой половине 1941 г., то есть до начала войны, было арестовано, включая сюда и командиров в старых званиях (комдив, комбриг), а также некоторых генералов из бывших прибалтийских стран (Латвия, Литва. Эстония), - два десятка человек. Из них больше половины (Пчел.) составляли представители Военно-Воздушных Сил. С некоторой натяжкой к ним можно присоединить и командующего войсками Прибалтийского Особого военного округа генерал-полковника А.Д. Локтионова, который около десяти лет занимал в военной авиации крупные должности, вплоть до начальника ВВС РККА. Тогда число арестованных авиаторов возрастает до двенадцати. Остальные высшие командиры, подвергшиеся аресту с января по 21 июня 1941 г., были представителями главных и центральных управлений НКО, а также Военной академии имени М.В. Фрунзе. Ни одному из арестованных этого «набора» не довелось остаться в живых и внести свой вклад в дело обеспечения победы над врагом, вероломно напавшим на Родину. Назовем их в том порядке, как шли аресты.

1. Генерал-майор МИЩЕНКО Сила Моисеевич - преподаватель Военной академии имени М.В. Фрунзе (арест 21 апреля).

2. Дивинженер САКРИЕР Иван Филимонович - начальник Управления вооружений ВВС РККА (арест 21 апреля).

5. Генерал-майор авиации ШАХТ Эрнст Генрихович - помощник командующего ВВС Орловского военного округа по вузам, Герой Советского Союза (арест 30 мая).

6. Генерал-лейтенант авиации ПУМПУР Петр Иванович - командующий ВВС Московского военного округа. Герой Советского Союза (арест 31 мая).

7. Генерал-майор СОКОЛОВ Георгий Ильич - преподаватель Военной академии имени М.В. Фрунзе (арест в мае 1941 г.).

8. Комдив ВАСИЛЬЧЕНКО Николай Николаевич- помощник генерал-инспектора ВВС РККА (арест 2 июня).

9. Комбриг ЧЕРНИЙ Иван Иосифович - начальник Курсов усовершенствования командного состава ВВС при Военной академии командного и штурманского состава ВВС РККА (бывший военно-воздушный атташе в Англии) - арест 7 июня.

10. Генерал-полковник ШТЕРН Григорий Михайлович- начальник Управления ПВО РККА, Герой Советского Союза (арест 7 июня).

11. Генерал-майор Крустиньш Андрей Николаевич - командир 183-й стрелковой дивизии (арест 8 июня).

12. Генерал-лейтенант авиации СМУШКЕВИЧ Яков Владимирович - генерал-инспектор ВВС РККА, дважды Герой Советского Союза (арест 8 июня).

13. Генерал-майор авиации ЛЕВИН Александр Алексеевич - заместитель командующего ВВС Ленинградского военного округа (арест 9 июня).

14. Комбриг ОРЛОВСКИЙ Афанасий Илларионович - командир авиационной дивизии Ленинградского военного округа (арест 12 июня).

15. Генерал-майор авиации ЮСУПОВ Павел Павлович - заместитель начальника штаба ВВС РККА (арест 17 июня).

16. Контр-адмирал САМОЙЛОВ Константин Иванович - начальник Управления военно-морских учебных заведений Наркомата Военно-Морского Флота (арест 18 июня).

17. Генерал-лейтенант авиации АЛЕКСЕЕВ Павел Александрович - помощник командующего ВВС Приволжского военного округа (арест 18 июня).

18. Генерал-полковник ЛОКТИОНОВ Александр Дмитриевич - командующий войсками Прибалтийского Особого военного округа (арест 19 июня).

19. Генерал-майор артиллерии САВЧЕНКО Георгий Косьмич - заместитель начальника Главного артиллерийского управления РККА.

Как уже отмечалось, среди арестованных в 1941 г. высших командиров РККА было много авиаторов. Вообще в этом году Сталин заметно охладел к своим бывшим фаворитам, и в первую очередь к летчикам, которым после возвращения из Испании он с Ворошиловым вознес на небывалую высоту. Это охлаждение прежде всего коснулось руководящего состава ВВС РККА - тридцатилетнего начальника Управления ВВС Красной Армии (он же заместитель наркома обороны по авиации) Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации П.В. Рычагова, его помощника по дальнебомбардировочной авиации Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации И.И. Проскурова, генерал-инспектора ВВС РККА дважды Героя Советского Союза Я.В. Смушкевича, командующих ВВС ведущих военных округов: Московского - Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации П.И. Пумпура, Киевского Особого- Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Е.С. Птухина, Дальневосточного фронта - Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации К.М. Гусева, бывшего начальника Главного управления авиационного снабжения РККА генерал-лейтенанта авиации П.А. Алексеева и других авиационных командиров, названных в приведенном выше списке.

Часть из них была арестована до войны (см. список), остальные - вскоре после ее начала. Одним из первых накануне войны попал в немилость руководитель ВВС Красной Армии Рычагов Павел Васильевич. Его «прегрешения» стали предметом разбирательства на самом «верху», что видно из содержания приводимого ниже документа- выписки из протокола заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 9 апреля 1941 г.

«п. 125. Об авариях и катастрофах в авиации Красной Армии (Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР).

ЦК ВКП(б) и СНК устанавливают, что аварии и катастрофы в авиации Красной Армии не только не уменьшаются, но все более

увеличиваются из-за расхлябанности летного и командного состава, ведущей к нарушениям элементарных правил летной службы.

Факты говорят, что из-за расхлябанности ежедневно в среднем гибнет у нас при авариях и катастрофах 2-3 самолета, что составляет в год 600-900 самолетов.

Нынешнее руководство ВВС оказалось неспособным повести серьезную борьбу за укрепление дисциплины в авиации и за уменьшение аварий и катастроф. Руководство ВВС, как показывают факты, не только не борется за соблюдение правил летной службы, но иногда само толкает летный состав на нарушение этих правил. Так было, например, при перелете 27 марте 1941 года 12 самолетов ДБ-ЗФ с аэродрома завода № 18 в г. Воронеже в 53 авиаполк (Кречевицы), когда начальник отделения оперативных перелетов штаба ВВС Красной Армии полковник Миронов В.М., несмотря на заведомо неблагоприятную погоду, разрешил указанный перелет. В результате этого явно преступного разрешения произошло 2 катастрофы и одна вынужденная посадка, при которых погибли 6 человек и три человека получили ранения.

Расхлябанность и недисциплинированность в авиации не только не пресекаются, но как бы поощряются со стороны руководства ВВС тем, что виновники аварий и катастроф остаются по сути дела безнаказанными.

ЛИТЕРАТУРА:
Герои и подвиги. Кн. 5. - М., 1968. С. 263-269
Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 54-55

ПРИМЕЧАНИЯ:
Викторов Д. Комсомольский характер // На боевом посту. - 21.07.1988.
Там же.
Шумихин В. Расстреляны на взлёте // Советский воин. - 1989. - N 1.
Захаров Г.Н. Указ. соч. С. 12.
Захаров Г.Н. Указ. соч. С. 51.
Ст. л-т Рычагов П. В. и лейтенанты Агафонов П. Е., Артемьев Н. С., Ковтун К. И., Пуртов П. А., Воронов М. В., Захаров Г. Н., Зверев Н. М., Кондратьев В. М., Митрофанов П. А., Шмельков Н. И., Самсонов И. Д., Матюнин В.А., Мирошниченко Н. И., Кондрат Е. Ф. В боях погибло 4 летчика. За мужество и героизм 3 человека было удостоено звания Герой Советского Союза (в т.ч. 1 посмертно), 5 - награждено двумя орденами Красного Знамени, а 7 - одним орденом Красного Знамени (в т.ч. 3 посмертно).
Митрофанов Петр Александрович (1910-1936), лейтенант. Русский. Служил мл. летчиком в 109-й истребительной эскадрилье 36-й иаб Киевского военного округа. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 20.10.36 по 5.11.36 гг. Погиб в воздушном бою. Награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).
Воронов Михаил Васильевич (1907-1936), лейтенант. Русский. Служил ст. летчиком в 109-й истребительной эскадрилье 36-й иаб Киевского военного округа. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 20.10.36 по 8.11.36 гг. Был подбит в воздушном бою. Умер от ран в госпитале. Награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).
Пуртов Петр Андреевич (1906-1936), лейтенант. Русский. Служил командиром звена в 5-й истребительной эскадрилье 36-й иаб Киевского военного округа. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 20.10.36 по 13.11.36 гг. Сбил 1 самолет лично. Погиб в воздушном бою. Награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).
Подробнее об этом рассказано в биографии Героя Советского Союза Ковтуна К.И.
Абросов С.В. Указ. соч. С. 37.
Захаров Г.Н. Указ. соч. С.44.
Подробнее об этом рассказано в биографии Героя Советского Союза Тархова С.Ф.
Подробнее об этом рассказано в биографии Героя Советского Союза Бочарова В.М.
Абросов С.В. Указ. соч. С. 40.
Рытов Андрей Герасимович (1907-1966), генерал-полковник авиации. Русский. В РККА с 1929 г. В 1937-38 гг. участвовал в национально-освободительной войне в Китае. Был военным комиссаром группы советских летчиков. Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Участвовал в советско-финской войне. Был военным комиссаром ВВС 8-й армии. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был заместителем командующего 8-й ВА по политчасти.
Рытов А.Г. Указ. соч. С.14-16.
Капитаны Бочаров В.М., Жеданов Д.И. и Тархов С.Ф., лейтенанты Воронов М.В., Ковтун К.И., Митрофанов П.А., Павлов Д.Ф. и Пуртов П.А.
Капитан Ерлыкин Е.Е. и ст. лейтенант Рычагов П.В.
Ковалевский Антон Викентьевич (1909-1937), ст. лейтенант. Поляк. Служил командиром отряда 1-й легкобомбардировочной авиационной эскадрильи Московского военного округа. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с сентября 1936 г. по 1.02.37 г. Летал на И-15. Был командиром звена. Сбил 3 самолета лично. 1.02.37 г. погиб в воздушном бою. Награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).
Абросов С.В. Указ. соч. С. 46.
Новые модификации И-15 под индексами И-15бис (И-152) и И-153 были запущены в серию на авиазаводе Љ 1 (Москва). Это была самая большая серия в довоенные годы. Всего в 1938-40 гг. было выпущено 3373 И-153 и 2406 И-152. Для сравнения: И-16 всех модификаций за тот же период было выпущено около 3800 шт. См. подробнее: Маслов М. И-153. М.: Редакционно-издательский центр "АВИАНТИК", 2001.
Прокофьев Я.П. Указ. соч. С. 215.
Полынин Ф.П. Боевые маршруты. - М.: Воениздат, 1972. С. 61.
Рытов А.Г. Указ. соч. С. 53.
Зимин Георгий Васильевич (1912-1997) Герой Советского Союза (28.09.43), маршал авиации (1973), доктор военных наук, профессор. Русский. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков и 14-ю военную школу летчиков в г. Энгельсе. Участвовал в боях у о. Хасан. Был командиром истребительной авиагруппы. Совершил 32 боевых вылета. Награжден орденом Ленина. Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 485-м иап (72-м гиап), 240-й истребительной авиационной Невельской Краснознаменной ордена Суворова дивизией. 18 раз удостаивался благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе. Совершил 163 боевых вылета, провел 39 воздушных боев, сбил 18 самолетов лично и 20 в группе. После войны окончил Военную академию Генштаба. Был зам. Главкома войск ПВО, начальником Военной командной академии ПВО. С 1981 г. в отставке.
Зимин Г.В. Истребители. - М.: Воениздат, 1985. С. 17.
Виневитин Василий Михайлович (1913-1938) Герой Советского Союза (25.10.38), лейтенант. В РККА с 1935 г. Был инструктором-снайпером, а затем начальником инженерной службы Посьетского погранотряда. Участвовал в боях у о. Хасан. Погиб 1.08.38 г.
В начале июля 1938 г. советские пограничники скрытно выдвинулись на вершину Заозерной и стали по ночам рыть окопы. При этом, стремясь улучшить обзор крутого склона с японской стороны, они пересекли пограничную линию, проходившую по гребню сопки. Для проверки обстоятельств гибели японского жандарма Маршал Советского Союза Блюхер направил на место происшествия собственную комиссию, созданную без участия НКВД. Комиссия установила, что граница была нарушена советской стороной. В телеграмме на имя наркома обороны Блюхер потребовал ареста начальника погранучастка. Действия Блюхера вызвали резкое недовольство Сталина, и вскоре он был отстранен от командования.
По данным нашей разведки, японцы в зоне конфликта имели до 70 самолетов, в основном истребителей, которые базировались на аэродроме Хуньчунь. После 25.07.38 г. они не сделали ни одного вылета.
Горбунов Е.А. Схватка с Черным Драконом. Тайная война на Дальнем Востоке. - М.: Вече, 2002. С. 355.
Зимин Г.В. Истребители. - М.: Воениздат, 1985. С. 20.
Докучаев А. Суду не предавать... // Крылья Родины. - 1990. - N 7-8.
Всего за время боев советские войска потеряли 717 человек убитыми, 75 пропавшими без вести, 2 самолета и 24 танка, 2752 человек было ранено, контужено и обожжено (из них 93 - умерли), 56 танков было повреждено. Потери японцев (по японским источникам) составили 500 убитых и 900 раненых.
Штерн Григорий (Давид) Михайлович (1900-1941), Герой Советского Союза (29.08.39), генерал-полковник (1940). Еврей. В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Член РКП(б) с 19191 г. С 1919 г. - военком полка, а затем бригады 46-й стрелковой дивизии, с 1921 г. - военком штаба 3-й стрелковой дивизии, а затем - военком 1-го кавалерийского корпуса, с 1923 г. - военком 2-й Туркестанской карательной кавалерийской бригады, а затем - командующий частями особого назначения Хорезмской группы войск, с 1925 г. - командир 7-й кавалерийской дивизии. В 1926 г. окончил КУВНАС, в 1929 г. - Военную академию им. Фрунзе. В 1929-36 гг. состоял для особо важных поручений при наркоме обороны. В 1936-37 гг. - командир 7-й кавалерийской дивизии. Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1937-38 гг. Был главным военным советником. С 1938 г. - начальник штаба Дальневосточного фронта. Участвовал в боях у озера Хасан. Был командиром 39-го стрелкового корпуса. С 1938 г. - командующий 1-й ОКА. Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Был командующим фронтовой группой. Участвовал в советско-финской войне. Был командующим 8-й армией. В 1940-41 гг. - командующий Дальневосточным фронтом. С 1941 г. - начальник Управления ПВО наркомата обороны. Избирался депутатом ВС СССР и членом ЦК ВКП(б). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалью "ХХ лет РККА". 7.06.41 г. арестован. 28.10.41 г. расстрелян. Реабилитирован 25.08.54 г.
Так, например, 11.01.40 г. по приговору военного трибунала в г. Важенвар перед строем дивизии были расстреляны командир 44-й стрелковой дивизии комбриг Виноградов А.И., начальник штаба дивизии полковник Волков О.И. и начальник политотдела дивизии полковой комиссар Пахоменко И.Т.
http://www.around.spb.ru/finnish/comcom/comcom_5.php
Зимин Г.В. Указ. Соч. С. 28.
Кравченко Григорий Пантелеевич (1912-1943), дважды Герой Советского Союза (22.02.39, 29.08.39), генерал-лейтенант авиации (1940). Украинец. В 1932 г. окончил 1-ю военную авиашколу летчиков им. Мясникова в Каче. Служил летчиком-испытателем в НИИ ВВС. В 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке награжден орденом "Знак Почета". Участвовал в национально-освободительной войне в Китае. Награжден орденом Красного Знамени и удостоен звания Герой Советского Союза. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Награжден второй медалью "Золотая Звезда". Участвовал в советско-финской войне. Награжден вторым орденом Красного Знамени. В июле-ноябре 1940 г. командовал ВВС ПрибОВО. Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 11-й сад, ВВС 3-й армии, ударной группой N 8 Ставки ВГК, 215-й иад. 23.02.43 г. погиб в воздушном бою.
Скрипко Н.С. По целям ближним и дальним. - Воениздат, 1981. С. 40
Операция "Барбаросса". Воздушные сражения 1941 г. // Фронтовая иллюстрация. - Љ 3. - 2000. С.6.
Тимошенко Семен Константинович (1895-1970), дважды Герой Советского Союза (21.03.40, 18.02.65), Маршал Советского Союза (1940). Украинец. Участвовал в I-й мировой войне. В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Был начальником кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. Награжден тремя орденами Красного Знамени и Почетным революционным оружием. В 30-х гг. командовал войсками ряда военных округов. Участвовал в советско-финской войне. Командовал Северо-Западным фронтом. В 1940-41 гг. был наркомом обороны СССР. Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1941-45 гг. был членом Ставки ВГК, главнокомандующим Западным и Юго-Западным направлениями, командовал войсками Сталинградского и Северо-Западного фронтов. После войны командовал войсками ряда военных округов. Избирался депутатом ВС СССР и членом ЦК КПСС.
Жуков Георгий Константинович (1896-1974), четырежды Герой Советского Союза (29.08.39, 29.07.44, 1.06.45, 1.12.56), Маршал Советского Союза (1943). Русский. Участвовал в I-й мировой войне. В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Был командиром эскадрона. Награжден орденом Красного Знамени. В 30-х гг. командовал кавалерийским полком, дивизией, корпусом. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Командовал 1-й армейской группой. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был начальником Генерального штаба, членом Ставки ВГК, зам. Верховного Главнокомандующего. Командовал войсками Резервного, Ленинградского, Западного, 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов. После войны был главнокомандующим Группой советских войск в Германии, главнокомандующим сухопутными войсками, командующим войсками ряда военных округов, Министром обороны СССР. Избирался депутатом ВС СССР и членом Президиума ЦК КПСС.
1941 год: Документы. В 2-х книгах. М.: Международный фонд "Демократия". Кн. 2. 1998. С. 54..
Исаков Иван Степанович (1894-1967) Герой Советского Союза (8.05.65), Адмирал Флота Советского Союза (1955), член-корреспондент АН СССР (1958). Армянин. Окончил отдельные гардемаринские классы. Участвовал в I-й мировой войне. Был мичманом на эсминце. В РККФ с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Командовал канонерской лодкой, сторожевиком, эсминцем. В 30-х был начальником штаба и командующим Балтийским флотом, начальником Военно-морской академии РККА им. Ворошилова. Участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войнах. В 1939-46 гг. был 1-м зам. наркома ВМФ СССР, в 1941-46 гг. - начальником Главного морского штаба, в 1941-42 гг. - зам. Главкома Северо-Западным направлением и командующего Кавказским фронтом. В 1942 г. был тяжело ранен и потерял ногу. После войны был зам. Главкома ВМФ и начальником Главного штаба ВМФ, зам. министра Морского Флота СССР. Член Союза писателей СССР.
Симонов К. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине. М.: АПН, 1988. С. 429.
Были арестованы: начальник Управления вооружений ВВС дивинженер Сакриер Иван Филимонович (21.04.41); начальник отдела НИИ ВВС комбриг Залевский Адам Иосифович (18.05.41); начальник НИИ ВВС генерал-майор авиации Филин Александр Иванович (23.05.41); помощник командующего ВВС Орловского военного округа Герой Советского Союза генерал-майор авиации Шахт Эрнст Генрихович (30.05.41); командующий ВВС МВО Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Пумпур Петр Иванович (31.05.41); помощник генерал-инспектора ВВС комдив Васильченко Николай Николаевич (2.06.41); начальник КУКС при Военной академии командного и штурманского состава ВВС комбриг Черний Иван Иосифович (7.06.41); начальник Главного управления ПВО Герой Советского Союза генерал-полковник Штерн Григорий Михайлович (7.06.41); генерал-инспектор ВВС дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Смушкевич Яков Владимирович (8.06.41); зам. командующего ВВС Ленинградского военного округа генерал-майор авиации Левин Александр Алексеевич (9.06.41); командир авиадивизии комбриг Орловский Афанасий Илларионович (12.06.41); зам. начальника штаба ВВС генерал-майор авиации Юсупов Павел Павлович (17.06.41); помощник командующего ВВС Приволжского военного округа генерал-лейтенант авиации Алексеев Павел Александрович (18.06.41); командующий войсками Прибалтийского особого военного округа генерал-полковник Локтионов Александр Дмитриевич (19.06.41).
Судоплатов Павел Анатольевич (1907-1997), генерал-лейтенант. Украинец. В РККА с 1919 г. Участвовал в Гражданской войне. С 1921 г. в ВЧК. 23.05.38 г. в Роттердаме лично ликвидировал руководителя ОУН полковника Е. Коновальца. Награжден орденом Красного Знамени. Участвовал в национально-революционной войне в Испании. С 1938 г. - зам. начальника ИНО НКВД. Руководил ликвидацией Троцкого. Награжден орденом Красной Звезды. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был начальником 4-го (разведывательно-диверсионного) управления НКВД. С 1944 г. - начальник отдела "С" НКВД (координация добычи и реализации разведданных по атомной бомбе). 21.08.53 г. арестован. В 1958 г. осужден к 15 годам лишения свободы. Срок отбыл полностью. В 1991 г. реабилитирован.
Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. С. 181.
Более подробно об этом рассказано в биографии Героя Советского Союза Пумпура П.И.
Были арестованы: командующий ВВС Юго-Западного фронта Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Птухин Евгений Саввич (24.06.41); командующий ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Проскуров Иван Иосифович (27.06.41); начальник штаба ВВС РККА генерал-майор авиации Володин Павел Семенович (27.06.41); командующий ВВС Южного фронта генерал-майор авиации Мичугин Федор Георгиевич (27.06.41); начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС генерал-лейтенант авиации Арженухин Федор Константинович (28.06.41); командир 9-й сад Западного фронта Герой Советского Союза генерал-майор авиации Черных Сергей Александрович (9.07.41); командующий ВВС Дальневосточного фронта генерал-лейтенант авиации Гусев Константин Михайлович (11.07.41); командующий ВВС Северо-Западного фронта генерал-майор авиации Ионов Алексей Павлович (11.07.41); зам. командующего ВВС Западного фронта генерал-майор авиации Таюрский Андрей Иванович (12.07.41); начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта генерал-майор авиации Ласкин Николай Алексеевич (12.07 41).
Локтионов Александр Дмитриевич (1893-1941), генерал-полковник авиации (1940). Русский. Участвовал в I-й мировой войне. Был прапорщиком. В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Командовал полком, бригадой, дивизией, корпусом. В 1933-37 гг. был помощником командующего по авиации Белорусского и Харьковского военных округов. В 1937 г. командовал войсками Среднеазиатского военного округа, в 1937-39 гг. - начальник ВВС РККА, в 1940-41 гг. - командующий войсками ПрибОВО. 19.06.41 г. арестован. Виновным себя не признал. 28.10.41 г. расстрелян. Реабилитирован в 1954 г. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалью "ХХ лет РККА".
Мерецков Кирил Афанасьевич (1897-1968), Герой Советского Союза (21.03.40), Маршал Советского Союза (1945). Русский. Участвовал в I-й мировой войне. В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Был начальником стрелковой дивизии. Награжден орденом Красного Знамени. В 30-х гг. был начальником штаба ОКДВА, МВО и БВО. Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1936-37 гг. Был главным военным советником. Награжден орденом Ленина. В 1937-38 гг. был зам. начальника Генштаба, командующим войсками Приволжского и Ленинградского военных округов. Участвовал в советско-финской войне. Командовал 7-й армией. С августа 1940 г. - начальник Генштаба, с января 1941 г. - зам. наркома обороны по боевой подготовке. 23.06.41 г. арестован. 6.9.41 г. освобожден. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командующим 7-й и 4-й армиями, войсками Волховского, Карельского и 1-го Дальневосточного фронтов. После войны командовал войсками ряда военных округов. Избирался кандидатом в члены ЦК КПСС и депутатом ВС СССР.
Гусев Константин Михайлович (1906-1942), генерал-лейтенант авиации (1940). Русский. В РККА с 1926 г. В 1926 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1928 г. - военную школу летчиков. С июля 1930 г. - командир авиаотряда, с ноября 1931 г. - командир 9-й штурмовой эскадрильи. Участвовал в национально-революционной войне в Испании в октябре 1936 - июле 1937 гг. Командовал авиагруппой Р-5ССС. Награжден орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени. В 1937-39 гг. - командующий ВВС БВО. Избирался депутатом ВС СССР и Белорусской ССР. В 1940-41 гг. - командующий ВВС Дальневосточного фронта. 11.07.41 г. арестован. Виновным себя не признал. 23.02.42 г. расстрелян. Реабилитирован в 1954 г.
Влодзимирский Лев Емельянович (1905-1953), генерал-лейтенант (1945). Поляк. В РККА с 1919 г. В ВЧК с 1928 г. В 1938-39 гг. - помощник начальника Следчасти НКВД, в 1939-40 гг. - начальник Следчасти Главного экономического управления НКВД, в 1941-46 гг. - начальник Следчасти по особо важным делам НКВД, в 1947-53 гг. - начальник Управления кадров и ревизионного отдела Главного управления советского имущества за границей при Совете министров СССР. С 18.3.53 г. - начальник Следчасти по особо важным делам МВД СССР. 17.07.53 г. арестован и 23.12.53 г. расстрелян.
Черушев Н.С. Указ. соч. С. 336.
Левин Александр Алексеевич (1896-1942), генерал-майор авиации (1940). Русский. В 1914 г. поступил в Лесной институт в Санкт-Петербурге. В 1917 г. окончил Севастопольскую Его Императорского Высочества Великого князя Александра Михайловича военную авиашколу. В РККА с 1918 г. Служил инструктором высшего пилотажа в 1-й Московской школе красных военных летчиков. Участвовал в Гражданской войне. Член РКП(б) с 1919 г. С 1919 г. - начальник 1-й Московской школы красных военных летчиков. В 1921 г. вышел из РКП(б) по собственному желанию в связи с несогласием с политикой продразверстки. В 1922-25 г. находился в загранкомандировке Германии, Англии, Голландии, Франции с целью покупки самолетов и авиационного оборудования. В 1926-29 гг. - помощник начальника НИИ ВВС. С 1929 г. - начальник 9-й Сталинградской военной школы летчиков. Восстановлен в ВКП(б) в 1932 г. С 1932 г. - начальник отдела военных учебных заведений Управления ВВС РККА, с 1940 г. - зам. командующего ВВС Ленинградского военного округа. 9.06.41 г. арестован. 11.02.42 года решением ОСО НКВД СССР приговорен к расстрелу. Расстрелян 23.02.42 г. Реабилитирован в декабре 1955 г. Награжден орденом Ленина (1940) и медалью "ХХ лет РККА".
Левин согласился "сотрудничать" со следствием после применения к нему мер физического воздействия и угрозы ареста семьи.
Лёвин А.А. Перебитые крылья: Докум. повесть. - М., 1996. С. 206.
Там же.
Левин А.А. Указ. соч. С. 208.
Берия Лаврентий Павлович (1899-1953), Герой Социалистического труда (30.09.43), Маршал Советского Союза (1945). Грузин. Участвовал в гражданской войне. С 1921 г. служил в ЧК. Был председателем ГПУ Грузии, а затем ГПУ Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики. Награжден орденами Красного Знамени РСФСР, Грузинской, Азербайджанской и Армянской ССР. С 1931 г. - 1-й секретарь ЦК КП(б) Грузии, с 1932 г. - 1-й секретарь Закавказского крайкома ВКП(б), с 1939 г. - кандидат в члены ЦК, с марта 1946 г. - член Политбюро ЦК ВКП(б), с 1952 г. - член Президиума ЦК КПСС. В 1938-45 гг. - нарком внутренних дел СССР. С 1941 г. - член ГКО, с 1944 г. - зам. председателя ГКО. В 1941-53 гг. - зам. председателя СНК (Совета Министров СССР). Награжден пятью орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени. 26.06.53 г. арестован. 23.12.53 г. расстрелян по приговору Специального судебного присутствия Верховного Суда СССР.
Нестеренко Мария Петровна (1910-1941), майор. Украинка. В 1930 г. окончила Харьковскую летную школу ГВФ, затем 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче. Была командиром звена, начальником связи истребительной эскадрильи. 27-28.07.40 г. на ДБ-3 "Украина" (второй пилот - капитан М.Г. Михалева, штурман - старший лейтенант Н.И. Русакова) совершила беспосадочный перелет Хабаровск - н.п. Исаково Кировской области (7000 км) за 22 часа 32 мин. С октября 1940 г. - заместитель командира авиаполка особого назначения. 24.06.41 г. арестована. 28.10.41 г. расстреляна. Реабилитирована в 1954 г. Награждена орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени.
Арженухин Федор Константинович (1902-1941), генерал-лейтенант авиации (4.06.40). Русский. В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Был военным комиссаром отдельного батальона по охране продовольственных и артиллерийских баз Западного фронта. Окончил Егорьевскую авиашколу, 2-ю военную школу летчиков КВФ в г. Борисоглебске и Серпуховскую высшую авиашколу воздушного боя. Был командиром авиаотряда, эскадрильи, старшим инспектором по летной службе Летной инспекции ВВС. В 1936 г. окончил ВВА им. Жуковского. Участвовал в национально-революционной войне в Испании в марте 1937 - августе 1938 гг. Был помощником военного атташе и советником командующего ВВС Северного фронта. В 1938-40 гг. - начальник штаба ВВС. С октября 1940 г. - начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС. 28.06.41 г. арестован. 28.10.41 г. расстрелян. Реабилитирован в 1954 г. Награжден орденами Ленина и Красного Знамени, медалью "ХХ лет РККА".
Проскуров Иван Иосифович (1907-1941) Герой Советского Союза (27.06.37), генерал-лейтенант авиации (1940). Украинец. В РККА с 1931 г. В 1934 г. окончил Военную школу морских летчиков и летнабов в г. Ейске. В 1935 г. награжден орденом Красной Звезды. Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1936-37 гг. Командовал бомбардировочной эскадрильей. Награжден орденом Красного Знамени. В 1937-39 гг. командовал авиабригадой, а затем 2-й авиационной армией особого назначения, в 1939-40 гг. - начальник 5-го (разведывательного) управления РККА. Награжден орденом Красной Звезды. В 1940-41 гг. - командующий Дальнебомбардировочной авиацией. С июня 1941 г. - командующий ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. 27.06.41 г. арестован. 28.10.41 г. расстрелян в п. Барбыш близ Куйбышева без суда на основании предписания наркома внутренних дел Берия. Реабилитирован в 1954 г.
Володин Павел Семенович (1900-1941), генерал-майор авиации (1940). В 1938 г. будучи начальником штаба ВВС 1-й Краснознаменной армии, был арестован, но в 1939 г. освобожден за отсутствием состава преступления. С 11.03.41 был начальником штаба ВВС РККА. 27.06.41 г. арестован. 28.10.41 г. расстрелян. Реабилитирован в 1954 г.
Сакриер Иван Филимонович (1900-1941), дивизионный инженер. Еврей. Член РКП(б) с 1919 г. Был начальником Управления вооружений ВВС РККА. 21.04.41 г. арестован. 28.10.41 г. расстрелян. Реабилитирован в 1954 г.
Максимальная скорость Bf.109F превышала скорость истребителя И-153 с мотором М-63 на 162 км/ч, а скорость И-16 с мотором М-63 на 123 км/ч.
По состоянию на 1.06.41 г. в западных приграничных округах из 4727 истребителей было 1912 бипланов (105 И-15, 294 И-152 и 1513 И-153), а также 1771 И-16, т.е. 78%. Кроме того, в составе ВВС КБФ, СФ и ЧФ имелось еще 687 И-153.
По состоянию на 1.06.41 г. в западных приграничных округах из 2089 бомбардировщиков было 1646 СБ и 115 Ар-2, т.е. 84%. Всего к началу войны западные округа насчитывали лишь 377 самолетов нового типа (304 истребителя и 73 бомбардировщика Пе-2).
На истребителях И-16, И-15, И-153 радиостанций не имелось. Самолеты нового типа не имели надежно работающей радиосвязи, а истребители МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3 по существу вообще ее не имели. Если на некоторых из них и стояли радиостанции (на одном из 15 самолетов устанавливались на заводе), то летчики ими не могли пользоваться из-за больших помех радиоприёму, создаваемых системой зажигания мотора и другими самолетными источниками. А на первой 1000 самолетов Як-1 радиостанции заводом даже не устанавливались. Тогда как в результате испытаний в 1940 г. в НИИ ВВС всех закупленных в Германии боевых самолетов (Bf.109E, Bf.110, Ju.88, Do.215) отмечалось, что немецкий самолет не мыслится без радиостанции, радиокомпаса, оборудования для слепой посадки и целого ряда оборудования, обеспечивающего боевое применение.
В 1938-41 гг. бомбардировочные и штурмовые эскадрильи состояли из 4, а истребительные - из 5 звеньев по 3 самолета. В полку насчитывалось 4-5 эскадрилий (62-77 самолетов), а в дивизии - от 4 до 6 авиаполков (до 350 самолетов). 10.08.41 г. в связи с большими потерями ВВС Красной армии перешли на новую организационную структуру - 2 эскадрильи по 10 самолетов (3 звена и самолет командира) в полку, два полка в дивизии.
В Люфтваффе на основании опыта применения истребительной авиации во время гражданской войны в Испании была установлена численность звена в 4 самолета (две пары).

Левин Александр Алексеевич. Генерал- майор авиации (1940). Русский. Кандидат в члены ВКП(б) с 1932 г. (состоял в РКП(б) с 1919 г. по 1921 г. и выбыл из нее по собственному желанию).

Родился в августе 1896 г. в г. Саратове в семье рабочего-столяра. Окончил реальное училище в 1914 г. в г. Вятке и два курса Петроградского лесного института. В 1916 г. поступил на военную службу в качестве вольноопределяющегося в 1-ю авиационную роту. В том же году окончил теоретические авиационные курсы при Петроградском политехническом институте, а в 1917 г. - Севастопольскую школу летчиков. После Февральской революции 1917 г. - председатель ротного и член школьного комитетов той же школы. Последние чин и должность в старой армии - прапорщик, помощник инструктора Севастопольской школы летчиков. В декабре 1917 г. получил отпуск и уехал к родителям в г. Вятку, где и был демобилизован из армии. С весны 1918 г. работал техником-мелиоратором в Вятском губернском земельном отделе.

В Красной армии добровольно с августа 1918 г. Участник Гражданской войны. В годы войны занимал должности: инструктора высшего пилотажа, заведующего полетной частью Московской авиашколы, помощника командира и командира отряда особого назначения (против войск генерала Мамонтова). С ноября 1919 г. - начальник Московской авиашколы. В 1920 г. назначен начальником воздушной обороны г. Москвы.

После Гражданской войны на ответственных должностях в ВВС РККА. В 1921 г. был в служебной командировке в Афганистане. По возвращении из Афганистана назначен начальником учебных заведений Главвоздухфлота (по совместительству с основной должностью начальника Московской авиашколы). С декабря 1922 г. - старший технический приемщик заграничного отдела Управления ВВС РККА. Занимался отбором и приемкой закупаемой авиационной техники и оборудования в Германии, Англии, Франции, Голландии. С августа 1925 г. - заместитель начальника того же отдела. С апреля 1926 г. - начальник заграничного отдела ВВС РККА. В1927 г. окончил КУВНАС при Военной академии имени М. В. Фрунзе. С мая 1927 г. и до августа 1930 г. - помощник начальника Научно-испытательного института (НИИ) ВВС РККА. Из приказа

начальника ВВС РККА П. И. Баранова № 115 от 8 августа 1930 г.: «Приказом РВС СССР 29 июля с. г.№ 644/193 помощник начальника Научно-испытательного института тов. Левин А. А. назначен начальником 7-й военной школы летчиков. За время своей службы в НИИ т. Левиным проделана большая и плодотворная работа по непосредственному руководству полетными испытаниями образцовых самолетов, разработке новых тактических вопросов и новых вспомогательных средств, используемых Воздушным флотом. Благодаря огромному летному опыту, многосторонним знаниям в области подготовки и применения ВВС и личным качествам организатора и руководителя, деятельность т. Левина в высокой степени помогала успешному развитию НИИ. Стремясь разрешать наиболее актуальные вопросы полетной практики, в частности обращая особое внимание на постановку и разрешение тактических вопросов, тов. Левин этим самым приблизил деятельность НИИ к работе строевых частей, повысив авторитет НИИ как научно-исследовательского учреждения, непосредственно связанного со строем. Наряду с прямыми своими служебными обязанностями т. Левин принимал живейшее участие в инспектировании и инструктировании частей ВВС, оказывая большую помощь Управлению ВВС в надлежащей постановке летной работы...» С августа 1930 г. - начальник 7-й (Сталинградской) военной школы летчиков. С августа 1932 г. - начальник управления (с февраля 1933 г. - отдела) военно-учебных заведений Управления ВВС РККА. В 1934 г. в составе авиационной делегации СССР посетил Италию. В июле 1937 г. зачислен в распоряжение начальника ВВС РККА. Затем был возвращен на прежнюю должность. С июля 1940 г. - начальник управления военно- учебных заведений Главного управления ВВС Красной армии. Из аттестации на комдива А. А. Левина, подписанной в феврале 1939 г. начальником ВВС РККА командармом 2-го ранга А. Д. Локтионовым: «Комдив т. Левин к порученной ему работе врид начальника управления ВУЗ ВВС РККА относится добросовестно и с ней справляется. Руководство по подготовке летно-технического состава ВУЗ осуществляет вполне удовлетворительно. Личная подготовка по технике пилотирования хорошая. Общая военная подготовка вполне удовлетворительная. Дисциплинирован. В работе настойчив. Кандидат ВКП(б). В своей практической работе на деле показывает преданность делу Ленина - Сталина. Занимаемой должности соответствует». С декабря 1940 г. - заместитель командующего ВВС Ленинградского военного округа.

Награжден орденом Ленина (1936. Знак ордена № 2942).

Арестован 9 июня 1941 г. Особым совещанием при НКВД СССР 13 февраля 1942 г. по обвинению в шпионаже, вредительстве приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 23 февраля 1942 г. Определением Военной коллегии от 17 декабря 1955 г. реабилитирован.

Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М., 2012, с. 461-462.

(Levi-Strauss, Сlaude) (р. 1908), французский социальный антрополог.

Левиз-оф-Менар Федор (Фридрих) Федорович (1767-1824), генерал-лейтенант.

ЛЕВИН

Левин Александр Алексеевич (1896-1942), генерал-майор авиации.

Левин Александр Васильевич (1904-?), заместитель начальника РО штаба Закавказского ВО - фронта (с июля 1941).

Левин (Lewin) Курт (1890-1947), немецко-американский психолог.

Левин Максим Григорьевич (1904-1963), советский антрополог, этнограф и археолог.

Левин Мендель Иосифович (1876-1948), член Учредительного Собрания: Алтайский № 2 эсеры и Совет крестьянских депутатов.

Левин Федор Иванович . Пензенский помещик. Участник Отечественной войны 1812, командир эскадрона конного полка пензенского ополчения, мокшанский уездный предводитель дворянства Пензенской губернии. Член Союза благоденствия. Высочайше повелено оставить без внимания.

Левин Шмария Хаимович (1861-?), депутат I Государственной Думы от Виленской губернии.

Левина (Ашпис, Левина-Ашпис) Эсфирь Марковна (1887-1937). Социал-демократ. Член Бунда.

--

Левинас (Levinas) Эммануэль (1906-1995), французский философ-диалогист, этический феноменолог, культуролог, постмодернист.

Левине (Leviné), Эйген (Евгений) (1883-1919), деятель немецкого рабочего движения.

Левинзон Федор Львович (1902-?), в РУ штаба РККА (сентябрь 1934 - август 1937).

Левинсон Шимон (род. 1933). Агент советской разведки.

Лёвит (Löwith) Карл (1897-1973), немецкий философ.

Левит Клементий Давидович (1901-1938), бригадный комиссар.

ЛЕВИТАН

Левитан Исаак Ильич (1860-1900), художник.

Левитан Гутман Нафтальевич (1897-1937), секретарь ВЧК.

Левитан Моисей Борисович (1889-1937). Социал-демократ. Член Бунда с 1905 по 1920 г.

Левитан Юрий Борисович (1914-1983), диктор радио.

Левитанский Юрий Давыдович (1922-1996), поэт.

ЛЕВИТОВ

Левитов, Александр Иванович (1835-1877), русский писатель.

Левитов Михаил Николаевич (1893-1982), полковник.

Левитов Николай Дмитриевич (1890-1972), советский психолог.

ЛЕВИТСКИЙ

Левитский Владимир Фавстович (1854-1914), профессор экономики.

Левитский Николай Васильевич (1859-1902), организатор артелей.

ЛЕВИЦКИЕ

Левицкая Зеня (Левицька Зеня) (1914-1940) - родилась в с. Далява, Дрогобычского воеводства в семье священника. Училась в частной гимназии в Дрогобыче, потом - в хозяйственной школе сестер Василианок во Львове. Работала во Львове, Долине, после оккупации Польши - в Сянку, потом в Кракове. В 02.1940 после перехода границы на Сяне ее группа в составе В. Тымчий, М. Опришко, Т. Оленчак погибла в бою с НКВД. (Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы. В двух томах. Том 2. 1944-1945. Биографические справки. С. 1047).

Левицкий Андрей Иванович (1902 – ?) Социал-демократ.

Левицкий Василий (Левицький Василь) - урож. с. Шумское Тернопольской обл. В 1944 служил в Львовской полиции, был завербован Абвером и 4.04.1944 заброшен в советский тыл на связь с УПА. На следующий же день арестован. (Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы. В двух томах. Том 2. 1944-1945. Биографические справки. С. 1047).

Левицкий Владимир Осипович (Цедербаум) (1883-1938), член РСДРП с 1901 г.

Левицкий Владимир (Левицький Володимир) (1888-1980), украинский политический деятель.

Левицкий Гавриил (?-?), сотрудник РО штаба Киевского ОВО, руководитель разведгруппы (РГ) в Польше (1939-1942).

Левицкий Дмитрий Григорьевич (Носов ) (1735-1822), живописец, портретист.

Левицкий Дмитрий Павлович (1877-1942), украинский общественно-политический деятель, адвокат.

Левицкий Иван Емельянович , галицкий писатель.

Левицкий Константин Антонович (1859-1941), известный украинский политический деятель, доктор права.

Левицкий Николай (Левицький Микола) («Макаренко», «Славута», «Микадо») (1914-1944), член ОУН.

Левицкий Николай Арсеньевич , военный историк.

Левицкий Орест Иванович (1848-1922), историк и писатель.

Левицкий Павел Павлович (1859-1938), контр-адмирал.

Левицкий Сергей Александрович (1908-1983), философ, публицист, литературовед.

Левицкий (Lewicki), Тадеуш (р. 1906), польский востоковед.

--

Левичев Василий Николаевич (1891-1937), военный деятель, комкор.

ЛЕВК

Левкипп (5 в. до н.э.), греческий философ.

Левкон I (Leukon) - архонт, царь Боспорского государства в 389/388-349/348 гг. до н. э. При Левконе I была завоевана Феодосия (около 380 года), после чего весь Восточный Крым стал владением Боспора. В Прикубанье были присоединены племена синдов, торетов, дандариев, псессов. Захват обширных плодородных земель способствовал расширению боспорского экспорта хлеба, особенно в Афины, что благоприятно влияло на состояние всей экономики и культуры Боспора. При Левконе I (около 375 года) впервые начался выпуск золотых монет, чеканенных от имени города Пантикапея. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965 ).

Левкон II (Leukon) - царь Боспорского государства, правил приблизительно в 240-220 годы до н. э. Улучшившаяся обстановка на внешных рынках, положительно влиявшая на экспортную торговлю Боспора, позволила Левкону II стабилизировать финансовое положение государства. В Пантикапее возобновилась чеканка серебряной монеты. Впервые были выпущены полновесные медные монеты от имени царя. Эмблемы на них - щит, копье, меч - заставляют предполагать в период царствования Левкона II столкновения с соседними племенами. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965 ).

ЛЕВС

Левский (наст. фам. - Иванов), Васил (1837-1873), болгарский революционный демократ.

ЛЕВТ

Левтихид - спартанский царь, правивший в 491-469 гг. до Р.Х.

Левтонов Александр Николаевич (1883-1937), член Учредительного Собрания: Пензенский № 4 эсеры.

Левушкин Иван Капитонович (1896-1937), бригадный комиссар.

ЛЕВЧ

Левченко Гордей Иванович (1897 - 1981), советский адмирал.

Левченко Митрофан Васильевич (1890-1955), советский византинист.

Левченко, Никита Васильевич (1858-1921), революционер. Род. в 1858 г. в Севастополе, в мещ. семье; наборщик. Примыкал к группе южных рев. Участв. в освобождении Дейча и Бохановского из Киевской тюрьмы. Арест. в 1879 г. Судился 12 - 26 июля 1880 г. Киевским военно-окружным судом по делу Юрковского, Игната Иванова и др. Пригов. к 15 годам кат. Заключение отбывал на Каре и в Акатуе. Бежал из Нижнекарийской тюрьмы вместо с А.М.Баламезом 29апреля 1882г., 11 мая арестован. За побег прибавлено 10 лет. В сентябре 1890 г. переведен в Акатуй. На поселение вышел в 1895 г. в Якут. обл. В 1905 г. вернулся в Россию. Жил в Саратове, работал в п. с.-р. Член учредительного собрания. Умер летом 1921 г.

ЛЕВШ

Левшин Алексей Ираклиевич (1799-1879) в 1823 г. служил в канцелярии М. С. Воронцова, с 1831 по 1837 г. градоначальник Одессы.

- 11 -

СВОЯ ПРАВДА

«Дорогой мой мальчик, - посмотри, как много еще неизвестного человеку, как много нераскрытых тайн. Не теряй времени напрасно, работай, учись, проживи жизнь так, чтобы что-нибудь вложить в общую сокровищницу знаний и опыта. Не окажись пустоцветом, прозябающим и живущим ТОЛЬКО ради ощущения жизни, ради некоторых внешних, примитивных ее удовольствий. Одним словом, самое страшное для тебя и позорное для меня, если ты подготовишь себя и будешь жить - мещанином.

Верю, что этого не будет. Для этого же помимо всего другого дарю тебе эту книгу.

Твой Папка

12.1.37 г.»

Эта дарственная надпись была сделана отцом 14-летнего подростка на книге проф. С. П. Глазенапа «Друзьям и любителям астрономии». Он подарил ее своему сыну в самом начале неизъяснимо трагического «зловещего 37-го».

- 12 -

Человек, которому принадлежат приведенные выше строки, не был ни писателем, ни ученым, ни журналистом, ни политиком... Он был классным военным летчиком и командиром Красной Армии высокого ранга.

Этот человек посвятил всю свою жизнь фактически одной-единственной цели - обеспечению защиты и независимости своей Отчизны. И он успел, как мы увидим, сделать для этого очень многое. А сама его сознательная жизнь пришлась как раз на те самые бурные и противоречивые годы нашей новейшей истории, о которых еще долго будут спорить историки да и все общество.

Речь пойдет об одном из первых советских авиационных военачальников, генерал-майоре авиации Александре Алексеевиче Левине.

Он в упомянутые годы лично участвовал в принятии множества сложных и ответственных решений, переживал ряд прямых и завуалированных опасностей, психологических «ошибок», радостей от успехов и тяжесть невосполнимых потерь. Столько, сколько в другую пору, может быть, хватило бы на несколько жизней.

Но для нас сегодня важно то, что, с одной стороны, в его судьбе отразилось очень многое из того, чем жило наше общество в те годы, чем оно гордилось и от чего страдало,

- 13 -

а с другой - и то, что историю жизни этого конкретного человека можно воссоздать достаточно полно и правдиво.

Почему? Да потому, что она будет опираться на уже беспристрастную теперь базу фактов и данных, ставших достоянием архивов.

В этой повести, по существу, нет мемуаров. Все, что цитируется, взято из документов, хранящихся в государственных архивах. Они - главный источник. Лишь весьма скромно используются свидетельства, относящиеся к памяти еще живых современников и близких.

Всем им уже много лет, они далеки от политики, т. е. воистину свободны от всяких мирских обязательств, кроме обязательств перед собственной совестью. ПРАВДА об этом человеке, который внес специфический, но неоспоримый вклад в дело подготовки победы в Великой Отечественной войне, порадует многих еще живых его учеников и сослуживцев, а новым поколениям поможет понять кое-что очень важное из нашего недавнего прошлого. А может быть даже и из ближайшего будущего.

Он родился в городе Саратове, 20 августа 1896 г. и был окрещен Александром. В августе 1918 г. 22-летний Александр Левин, один из первых российских летчиков «из народа»,

- 14 -

принял присягу на верность этому народу и пронес ее через все испытания, которые уготовила ему эта небывало бурная эпоха.

Конец же его воинской службы оказался таинственным и непонятным не только для широких кругов авиаторов, но даже и для руководящих работников Военно-воздушных Сил Красной армии. Характерный пример.

В 1947 г. его сын, прошедший на фронте всю войну, поступал в Военно-воздушную инженерную Академию им. проф. Н. Е. Жуковского. Мандатная комиссия в приеме ему отказала. Однако Управление кадров ВВС поддержало офицера, успешно сдавшего вступительные экзамены. Начальник этого управления, генерал-лейтенант Орехов, направил соответствующее представление члену Военного Совета ВВС, который был вправе решить вопрос о приеме. Но его резолюция на указанной бумаге была очень характерной для своего времени и предельно красноречивой: «В чем дело с отцом? - начертал синий карандаш,- но лучше от приема воздержаться». Но в том-то и была «закавыка» этого вопроса, что никто в руководстве ВВС Советской армии не знал, в чем заключалось «Дело» бывшего генерал-майора авиации А. А. Левина. Тем более, ничего не знали и тысячи летчиков и технических специалистов, учившихся в предвоенные годы в 52 ави-

- 15 -

ационных и авиационно-технических школах, лично знавших его или слышавших о нем, как об опытном, справедливом, деятельном, авторитетном начальнике, который мастерски летал сам и был признанным законодателем в деле обучения летной профессии. О его, по крайней мере, внешнем спокойствии в рискованные минуты профессиональной деятельности воспоминания некоторых очевидцев носят несколько легендарный характер. Может быть, короче всего об этом написал (в присущей ему благожелательно-ироничной манере) в своем газетном очерке известный в те годы журналист М. Кольцов.

В 1928 г. М. Кольцов от газеты «Правда» присутствовал при подготовке к старту сложнейшего по тем временам авиаперелета Москва - Пекин на одном из первых самолетов отечественной конструкции. Для тех лет это было весьма ответственное мероприятие. Руководство подготовкой перелета и его стартом было возложено на А. Левина, а вылет был запланирован с аэродрома под г. Серпуховом.

Подготовительные работы шли круглые сутки, но время старта неоднократно задерживалось из-за многочисленных организационных и технических неувязок. Все нервничали. Когда, наконец, все утряслось, то собравшиеся на проводы узнали, что из-за неблаго-

- 16 -

приятной погоды по трассе взлет вновь откладывается на 12 часов. Вот что по этому поводу написал в газетном очерке М. Кольцов: «Объявив нам о переносе срока вылета, как всегда невозмутимый, Левин на своем самолете улетел в Москву... побриться».

Необходимо признать, что ни происхождение Александра Алексеевича, ни детские годы никак не могли предвещать ему судьбы одного из первых военных летчиков Красной Армии, будущего авиационного генерала. Семья, в которой он родился, состояла из отца, рабочего-столяра с одногодичным церковно-приходским образованием - Алексея Алексеевича Левина и юной, 18-летней матери Наталии Ивановны (в девичестве Артамоновой), которая вообще никогда не ходила в школу.

До женитьбы молодые жили на одном дворе в г. Саратове. У их отцов были похожими только судьбы: каждый из них отслужил в солдатах по 25 лет и женился после ее окончания, когда им было уже далеко за 40. Вслед за первенцем в молодой семье родилось еще семеро детей. Но трое умерли в раннем детстве из-за болезней. При одном работнике жилось нелегко.

В поисках заработка семья переехала в г. Вятку, где глава семьи устроился работать столяром в вагоноремонтных мастерских.

- 17 -

Следует напомнить, что город Вятка тех времен был для многих политических деятелей местом ссылки (среди них были А. И. Герцен, А. Л. Витберг, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.), а они, в свою очередь, заметно влияли на нравственный уровень передовой части населения, особенно интеллигенции. По существу, безграмотные родители отдали своего старшенького Александра в начальную школу, где хорошие способности, трудолюбие и любознательность мальчика, а также необычайно редкостный сердечный климат в его семье особо отметили две школьные учительницы - просветительницы по духу.

До знакомства с ними Наталия Ивановна читала в основном Евангелие, Житие святых и Библию. Основам грамоты ее научил дома старый солдат - отец.

Молодые учительницы подружились с ней, занялись ее образованием и всячески содействовали продолжению обучения ее старшего сына. Именно по их совету после успешного окончания начальной школы отец повел сына в гимназию. Директор гимназии встретил скромно одетых пришельцев неожиданным вопросом к отцу: «А чем вы занимаетесь?» И когда тот ответил, что он - столяр, директор закончил встречу словами: «Ну вот видите, вы - столяр, а яблочко от яблони не должно далеко падать. Зачем вашему сыну

- 18 -

гимназия?» (Характерно, что эту распространенную пословицу Александр Алексеевич не любил всю жизнь, видимо, как память об унизительной встрече). Тем не менее дальнейшие усилия учительниц оказались решающими для принятия мальчика из бедной семьи в существенно более демократичное, чем гимназия, но полноценное городское Реальное училище. Учеба протекала успешно, подросток хорошо знал цену полученной возможности продолжить образование. Наряду с основными предметами оставалось время и на участие в школьном оркестре (играл на скрипке), и на увлечение гимнастикой, и на игру в шахматы. Эти занятия «для души» оказались потом в жизни далеко не бросовыми. Игра на скрипке в кинотеатре перед сеансами и дача частных уроков позволили просуществовать 2 студенческих года в столице, а гимнастика способствовала физическому развитию, необходимому для овладения летной профессией. Шахматы в его жизни служили лучшим занятием для отдыха в те короткие и редкие промежутки времени, которые не занимала работа. Уровень его шахматной игры был относительно высок. В 1918 г. в Вятке на сеансе одновременной игры с будущим чемпионом мира А. А. Алёхиным наш герой свел партию вничью, чем заслуженно гордился. Очень цепными оказались, как мы увидим из дальней-

- 19 -

шего, и основы, заложенные в области изучения иностранных языков, прежде всего французского, на котором после училища Александр Алексеевич практически мог изъясняться.

В год начала 1-й Мировой войны А. А. Левин, окончив «Реальное», едет в Петроград, где поступает в Лесной институт. Учиться, а главное, жить в столице без материальной помощи родителей, которую они не в состоянии были оказывать, было предельно трудно. Война же все больше «набирала обороты». В 1916 г. стало известно, что студенты младших курсов будут призваны в армию. Не дожидаясь этого, Александр Алексеевич покинул институт и пошел в армию добровольцем.

Образование и юношеский романтизм привели вчерашнего студента на Петроградские теоретические курсы, после окончания которых началось практическое обучение летному делу, но уже в Крыму в Севастопольской (Качинской) авиационной школе летчиков. Это было старейшее российское учебное заведение подобного профиля. Через несколько месяцев, когда основной курс обучения был завершен, приказом А. Ф. Керенского выпускникам было присвоено звание прапорщиков.

Судя по всему, способности Александра Алексеевича передавать знания и находить контакт с учениками, а главное, конечно, хо-

- 20 -

рошо летать, были уже тогда подмечены его наставниками и начальством. Левина оставили в школе на должности помощника инструктора летного дела.

Одновременно он начал совершенствоваться в редком тогда искусстве так называемого высшего пилотажа у знаменитого в те времена аса, К. К. Арцеулова (первого в России летчика, который преднамеренно ввел самолет в выполнение эволюции, получившей позднее название фигуры высшего пилотажа - «штопор»).

Он не чурался общественной жизни. В бурные события после февраля 1917 был выбран Председателем ротного комитета, членом Комитета Севастопольской военно-авиационной школы летчиков.

Октябрьскую революцию встретил в Севастополе, а в декабре, получив бессрочный отпуск, уехал домой в Вятку, где и демобилизовался. До августа 1918 г. жил в семье родителей, работал гидротехником-мелиоратором, химиком в геологической экспедиции, а в августе 1918 г. вступил в Красную Армию и был направлен в Первую Московскую школу красных военных летчиков на должность инструктора высшего пилотажа. Однако в 1919 г. учебная работа школы внезапно прервалась из-за положения на фронтах. К Москве ринулась конница генерала

- 21 -

К. К. Мамонтова. Это был один из острых моментов гражданской войны.

Из персонала авиашколы был сформирован отряд особого назначения, призванный, прежде всего, вести разведку быстро передвигавшихся масс конницы Мамонтова. А. Л. Левин был назначен помощником командира отряда, а возглавил отряд начальник летной школы.

Однако события приняли вскоре неожиданный поворот. Вот как об этом рассказано в автобиографии самим Александром Алексеевичем: «После того, как командир отряда перешел к белым в плен (и потом был ими расстрелян), принял командование отрядом. По возвращении с фронта был награжден золотыми часами и назначен начальником школы».

А до этого произошел еще один характерный эпизод. При вылете на разведку под Тулу один из самолетов отряда был подбит и вынужденно совершил посадку за линией фронта. Потеря даже одной машины была для школы тяжелым ударом, так как в исправности были считанные единицы самолетов. Александр Алексеевич с двумя механиками-добровольцами, перейдя ночью линию фронта, нашел подбитый самолет и на трех подводах в полуразобранном виде вывез его в расположение красных войск. После ремон-

- 22 -

та этот необычайный летательный аппарат еще долго служил делу обучения летчиков. А его необычайность заключалась в том, что он был неповторимым детищем инженерной мысли того времени - так называемым «трипланом», т. е. самолетом со своеобразной этажеркой из трех крыльев, расположенных одно над другим. Этот удивительный «импорт» можно и сейчас увидеть в музее авиации под Москвой (г. Монино).

Как и в Севастополе, обучение летчиков в Московской школе осуществлялось на материальной части английских и французских фирм. Своих серийных самолетов и их промышленного производства в России практически не было.

В 1920 г. во время полета с учеником Александр Алексеевич потерпел единственную в своей жизни авиационную аварию. Потом им были налетаны тысячи часов, но в тот раз из-за растерянности и нелепых действий «учлета» при выполнении фигуры высшего пилотажа самолет разбился. Вот сколь скупо говорится об этом эпизоде в автобиографии: «В феврале 1920 г. при полете с учеником на «фармане-20» потерпел аварию. Получил множественные ушибы головы и тела, трещины в позвоночнике». Московская авиационная школа размещалась тогда на нынешнем Ленинградском проспекте, а аэродромом служило

- 23 -

историческое Ходынское поле. Хирурги (ныпе Боткинской больницы) регулярно возвращали в строй пострадавших, а если уж не могли ничего сделать, то на Ваганьковском кладбище долгие годы погибших хранили могилы, обозначенные по существовавшей тогда традиции деревянными пропеллерами от разбившихся самолетов. Там была целая аллея с подобными специфическими надгробьями. Возглавлял хирургов Боткинской больницы известный московский профессор В. Н. Розанов. Во время его похорон в многотысячной толпе, буквально запрудившей весь проезд от Ленинградского проспекта до здания Боткинской больницы, встретились многие из тех, с кого начиналась в Советской России «авиационная эпоха»: Арцеулов, Громов, Шибанов, Шестаков, Моисеев и многие другие.

Новый, только начавшийся 1921 г. ознаменовался одним из ключевых моментов в судьбе 25-летнего командира Красной Армии. В РКП (б) молодой человек вступил еще в 1919 г. и полностью признавал политику своей партии, включая ее экономические аспекты. И это естественно, так как в годы гражданской войны практика продразверстки у большинства членов партии не вызывала сомнений в своей необходимости. Однако, как только война окончилась, взгляды на продразверстку перестали быть единодушными.

- 24 -

Уже в декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов некоторые из выступавших поднимали вопрос об ее отмене, но большинством съезда эти предложения приняты не были.. Однако ход обсуждения и его результаты, видимо, не убедили молодого командира в правоте большинства "съезда, к он принял непростое решение. Будучи очень искренним по натуре, в связи с несогласием с политикой партии Александр Алексеевич подал заявление о выходе из РКП (б) по собственному желанию.

Но предоставим слово ему самому, процитировав соответствующие строки из рукописной автобиографии (1933 г.), хранящейся в личном деле:

«В 1921 г. вышел из партии по собственному желанию. Этот интеллигентский поступок явился следствием моей невыдержанности, горячности и того, что считал себя слишком умным. Крестьянские мелкобуржуазные настроения были мною восприняты, к сожалению. Мероприятия военного коммунизма и продразверстки во время гражданской войны понимались мною как абсолютно необходимые, но по окончании войны с Польшей, зная настроения крестьянства, я считал, что продразверстка и отношение к крестьянству

- 25 -

в духе военного коммунизма политически опасны. Особо трудно мною воспринималось то, что я должен был выступать, убеждать и агитировать за то и в правильности того, что я сам считал неправильным. Этот разлад привел меня к выходу из партии».

Это был ПОСТУПОК. Но попутно отметим, что и партия была в те годы такси, что подобные действия отнюдь не были однозначно связаны с должностными оргвыводами.

В РКП (б) не только допускалось, но и фактически существовало разномыслие, даже если оно входило в противоречие с мнением большинства. Фактически Александр Алексеевич опередил события буквально на 1 - 1,5 месяца, поскольку, будучи рядовым членом партии, конечно, никак еще не мог знать, что в это самое время в Политбюро РКП (б) уже началась работа по изменению политического курса, и что вскоре специальная комиссия представит Пленуму ЦК РКП (б) проект Постановления о замене разверстки натуральным налогом. В результате всего через пару десятков дней после указанного выше решения о выходе из РКП (б), на своем X съезде партия фактически признала правоту взглядов своего молодого, горячего, но теперь уже... бывшего члена.

На этом съезде с докладом о необходимо-

- 26 -

сти принятия указанного решения выступил, как известно, В. И. Ленин. В своем выступлении он, в частности, сказал: «Мы не должны стараться прятать что-либо, а должны говорить прямиком, что крестьянство формой отношений, которые у нас с ним установились, недовольно, что оно этой формы отношений не хочет и дальше так существовать не будет».

Согласимся, что в такой исторической обстановке выход из партии был, пожалуй, не только поступком, но и свидетельством наличия политического чутья, самостоятельности и честности взглядов, хорошего знания реальной жизни. Казалось бы, можно было теперь только радоваться развитию событий и вернуться в партию «под аплодисменты», воодушевленным своей личной правотой и политической прозорливостью. Однако события пошли по другому пути.

Предоставим вновь слово самому герою: «После X съезда в партию не возвратился, т. к. я оставался начальником авиашколы и ложное самолюбие не позволило идти в ячейку (состоящую сплошь из курсантов) и признать свою неустойчивость, крупнейшую политическую ошибку».

Вот так и сложилась часто встречающаяся в человеческих судьбах ситуация, когда пра-

- 27 -

вот а мыслей соседствует с непредсказуемой ошибочностью поступков.

А события на окраинах молодого Советского государства вновь прервали учебные будни авиационной школы. В 1921 г. Особый авиационный отряд был направлен в Среднюю Азию для помощи в борьбе с басмачами. Двигались на Восток железнодорожным эшелоном. До боевых вылетов дело на этот раз не дошло. Эшелон вскоре завернули обратно в Москву. Но в пути произошла одна из тех необычайных встреч, которые нежданно определяют личные судьбы людей иногда на долгие годы, а то и навсегда. Особенно часто это бывает именно в периоды исторических потрясений в обществе.

На одной из станций воинский эшелон встал рядом с поездом, в котором возвращались в центральную Россию жители ее западных провинций, эвакуированные оттуда в начале первой мировой войны. Возвращалось в нем и семейство Михалевского, мелкого таможенного чиновника из Варшавы. Дочь Михалевского, Лариса, познакомилась с молодым летчиком. Внешне очень привлекательная, девушка была из весьма набожного и чинного семейства, но, видимо, молодость, годы пережитых и еще не утихших волнений бурной эпохи, а также нежная влюбленность нового знакомого сделали невероятное. Это была по-

- 28 -

истине любовь с первого взгляда. Вопреки воле родителей невесты, молодые люди зарегистрировали в Ташкенте гражданский брак, и. девушка уехала с воинским эшелоном, став женой бравого пилота и признанной любимицей относительно тесного кружка тогдашних московских авиаторов. По приезде в Москву состоялось венчание и свадьба глубоко верующей невесты с атеистом-летчиком в небольшой церкви села Всехсвятского (это теперь в районе метро «Сокол»). Это была любовь.

Такое небольшое, но необычное личностное событие подчас ярко характеризует его участников, но и не только их. Оно. в какой-то мере свидетельствует о ломке привычных устоев, о торжестве освобождения от догм, что всегда связано с эпохой нравственных трансформаций.

Вспомним, как много подобных неожиданных встреч, случаев и судеб отражено в литературе о Великой Отечественной Войне.

Однако впереди молодую семью ожидали короткое счастье... и непоправимое горе: через 13 месяцев после свадьбы, в условиях бедственного состояния московской медицины тех лет (см., например, книгу Герберта Уэллса «Россия во мгле») в июне 1922 г. молодая мать (ей исполнилось 19 лет) умирает после родов от занесенной инфекции, оставив на

- 29 -

руках потрясенного отца здорового двухнедельного сына.

Выручила бабушка, Наталия Ивановна. Она увезла внука в Вятку и взяла на себя все заботы по его воспитанию (это после того, как вырастила своих пятерых детей). С бабушкой он жил первые 8 лет.

А в стране после окончания гражданской войны началось медленное, но неуклонное, в трудных условиях внешнеполитической и экономической изоляции возрождение и развитие разрушенного, а во многом и просто отсталого хозяйства.

Дошло дело и до решения вопроса о путях создания отечественной авиации. Динамичная гражданская война (по сравнению с опытом позиционного противостояния в первой мировой войне) продемонстрировала наглядно будущее значение авиации на российских просторах.

Для того чтобы начинать развитие в этой области, нужны были хотя бы образцы самолетов мирового технического уровня. А для формирования строевых частей - хотя бы небольшие партии военных машин. Их можно было приобрести только за рубежом. Напомним, например, что первый самолет отечественной конструкции знаменитого в будущем А. Н. Туполева взлетел лишь 21 октября 1923 г.

- 30 -

Через аппарат созданного в то время, так называемого, Управления внешних заготовок начинаются переговоры с английскими, французскими, голландскими и другими фирмами о закупке образцов и небольших партий авиационной техники. Хотя в те годы еще не догадывались о возможности создания таких органов как пресловутый КОКОМ, но тем не менее на продажу партии боевых машин с вооружением бывшие союзники России не пошли... Изготовить ее (70- 80 шт.) на относительно высоком техническом уровне взялась только на заводах в Голландии полуразоренная войной фирма «Фоккер».

Для выбора техники, ее опробования в воздухе и приемки нужен был квалифицированный представитель заказчика (ВВС) - летчик, способный испытывать самолеты разных конструкций и при этом, прежде всего благодаря четному мастерству, он должен был заслужить авторитет у фирм-продавцов. Выбор падает на начальника Московской школы летчиков. Профессионализм, большой практический опыт пилотирования самолетов разных типов, а также личная щепетильность, честность и уважение со стороны коллектива школы, видимо, перевесили «груз беспартийности»

В ноябре 1922 г. А. А. Левина командировали за границу в официальной должности старшего техника службы приемки. В 1923г.,

- 31 -

ненадолго возвратившись в Москву, он перед отъездом за границу женится вторично.

В течение почти трех лет в Германии. Голландии, Франции и Великобритании велась напряженная работа по отбору и приемке закупаемых образцов самолетов разных типов, авиационного оборудования, а также заказанной партии военных машин у фирмы «Фоккер».

Интенсивно наращивались практические знания иностранных языков. Как он сам шутливо рассказывал, овладение английским языком происходило в основном на втором этаже лондонского автобуса. Дневной «урок» состоял в заучивании не менее 10 слов «туда» и 10 слов по дороге с работы - «обратно». При этом в качестве спарринг-партнера нередко выступал сотрудник английской контрразведки, почти открыто сопровождавший по городу иностранца, командированного из Советской России.

По возвращении на родину в 1925 г. А. А. Левина назначили начальником заграничного отдела, который координировал взаимодействие ВВС и авиапромышленности с иностранными фирмами. Эта работа продолжалась до мая 1926 г., когда последовало назначение на должность помощника начальника впервые созданного в стране (Москва) На-

- 32 -

учно-испытательного института Военно-воздушных Сил Красной Армии (НИИ ВВС).

В НИИ ВВС работа продолжалась более трех лет. В самом конце этого периода произошло событие, в значительной мере определившее дальнейшее профессиональное направление авиационной карьеры.

В 1931 г. возник вопрос о назначении нового начальника ВВС КА, т. к. прежний руководитель, Петр Ионович Баранов, был переведен на работу в промышленность (в 1933 г. он погиб в нелепой воздушной катастрофе).

На должность нового Начальника Военно-воздушных Сил Красной Армии было решено назначить одного из бывших энергичных командиров сухопутных строевых частей. Им стал кадровый военный, активный участник гражданской войны, латыш по национальности Яков Иванович Алкснис. Последние годы он занимал пост заместителя начальника ВВС.

Я. И. Алкснис был не только очень деловым, требовательным и неутомимым командиром, но и обладал широким кругозором. Он прекрасно понимал, что хорошо руководить таким родом войск, как военная авиация, может лишь лидер, пользующийся в своей среде серьезным профессиональным авторитетом. Поэтому он выдвинул условием своего (Назначения на новую должность обучение летному

- 33 -

мастерству. И в этом он был безусловно прав. (До авиации Яков Иванович служил, как и Г. К. Жуков, в самых дисциплинированных воинских частях того времени - в коннице). С поставленным им условием согласились. На учебу Сталин отвел ему один месяц. Возник вопрос о том, кому поручить решение поставленной задачи в подобный срок со всей складывающейся при этом ответственностью. Выбор пал на А. А. Левина.

Летом, в Крыму, там, где он сам почти 10 лет назад постигал азы летного мастерства, а течение одного месяца интенсивных занятий Александр Алексеевич сумел не только обучить своего ученика основам теории и практики летного дела, но и заложить необходимые фундаментальные основы и правила принятия решений в авиации, сочетающие необходимую смелость с разумной осторожностью.

Впоследствии Я. И. Алкснис очень много летал, овладел высшим пилотажем на истребителе, пилотировал красиво и не имел ни одного аварийного происшествия.

В период обучения между этими двумя людьми установилось не просто должностное знакомство, но и уважительная личная дружба. В основном их обоих сближала беззаветная отдача всех своих сил и способностей по-

- 34 -

рученному и очень важному для Родины делу.

Назначение нового начальника ВВС по времени совпало с началом этапа становления отечественной авиационной промышленности. В войска стали поступать серийные самолеты отечественных конструкций. Началась эпоха великих перелетов.

Планомерно формировались и развертывались строевые части военной авиации. Во весь рост встала проблема массовой подготовки авиационных кадров: летчиков, штурманов и техников. Для этого необходимо было расширять старые и открывать новые военно-авиационные школы.

По планам такого развития одно из крупнейших новых авиаучилищ должно было вырасти в Сталинграде. Наличие в этом районе ряда аэродромных площадок, значительное число «летных», т. е. светлых, сухих дней в году, позволяли развернуть здесь учебный процесс в широких масштабах. Училище и строилось, и- наращивало выпуск пилотов почти одновременно с освоением мощностей и выпуском тракторов на Сталинградском тракторном заводе.

Создателем этой новой школы, ее начальником по представлению Я. И. Алксниса, был назначен 1 августа 1929 г. А. А. Левин.