Биографии Характеристики Анализ

Высокое средневековье. Высокое (классическое) Средневековье (X-XIII вв.)

У этого термина существуют и другие значения, см. Высокое. Село Высокое укр. Високе крымскотат. Kermençik Страна … Википедия

Средневековье - термин, обозначающий в западноевроп. истории период между античностью и ранним Новым временем. Нижней хронологич. границей традиционно признается дата свержения вождем герм, наемников скиром Одоакром последнего рим. императора Рому ла Августула… …

Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Раннее Средневековье период европейской истории, начавшийся после падения Западной Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 476 по… … Википедия

Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Позднее Средневековье термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV XVI веках. Позднему Средневековью… … Википедия

Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Позднее Средневековье термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV XVI веках. Позднему Средневековью предшествовало Высокое … Википедия

Медицина в Средневековье. - В средние века главным образом была развита практическая м., которой занимались банщики цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями,… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Раннее Средневековье период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В… … Википедия

Содержание 1 Банщики цирюльники 2 Святые 3 Амулеты 4 Больницы … Википедия

- … Википедия

Книги

  • Христианская церковь в Высокое средневековье. Учебное пособие , . Учебное пособие, подготовленное ведущими преподавателями МПГУ И. А. Дворецкой и Н. В. Симоновой, включает фрагменты источников по истории Христианской Церкви в эпоху Высокого Средневековья.…

СРЕДНИЕ ВЕКА

Раннее Средневековье

(с 500 по 1000 гг.)

Начинается со времени падения Великой Римской империи (476 г.) и длится около 5 веков. Это время так называемого Великого переселения народов, которое началось в 4 веке и закончилось в 7. За это время германские племена захватили и подчинили себе все страны Западной Европы, определив, таким образом, облик современного европейского мира. Основными причинами массовой миграции в этот период средневековья стали поиск плодородных земель и благоприятных условий, а также резкое похолодание климата. Поэтому северные племена двинулись поближе к югу. Кроме германских племен, в переселении участвовали турки, славяне и финно-угорские племена. Великое переселение народов сопровождалось уничтожением многих племен и кочевых народов.

Появились племена викингов, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове, образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Древнерусское государство. Соседями европейцев были византийцы, население древнерусских княжеств и арабы-мусульмане. С ближайшими странами и государствами жители Европы поддерживали разные отношения. Самое большое влияние на все аспекты жизни европейских стран оказали арабские государства и Византия.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основой экономики являлось сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.



Раннее средневековье в Европе характеризуется постоянными войнами. Варварские племена, разрушив Римскую империю, принялись создавать свои государства англов, франков и другие. Они вели ожесточенные войны друг с другом за территории. В 800 году Карлу Великому удается ценой многочисленных завоевательных походов подчинить себе многие народы, и создать Франкскую империю. Распавшись после смерти Карла через 43 года, она вновь была воссоздана в 10 веке германскими королями.

В эпоху Средневековья началось формирование западноевропейской цивилизации, развивающейся с большим динамизмом, чем все прежние цивилизации, что обусловливалось рядом исторических факторов (наследием римской материальной и духовной культуры, существованием на территории Европы империй Карла Великого и Оттона I, объединивших многие племена и страны, воздействием христианства как единой для всех религии, ролью корпоративности, пронизывающей все сферы общественного устройства).

Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские. Точнее говоря, своего у крестьян не было ничего, от рабов их отличала только личная свобода.

К концу первого периода Средневековья все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина. Феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: «Нет человека без господина».

В период становления средневекового общества темпы развития были медленными. Хотя в сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, урожайность была низкой. Держали в основном мелкий скот – коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации сельского хозяйства. В каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые, с точки зрения западноевропейцев, отрасли хозяйства: полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась; ремесло также существовало в виде работы на заказ. Внутренний рынок, таким образом, был очень ограничен.

В период раннего Средневековья – начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу. Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Таким образом, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.

В период раннего Средневековья в Европе наблюдается феодальная раздробленность. Тогда возрастает роль христианства в создании единой Европы.

Средневековые города

Они возникали прежде всего в местах оживленной торговли. В Европе это была Италия и Франция. Здесь города возникают уже в IX веке. Время появления остальных городов относится к

Начиная с XII-XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.

Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины. Порох, шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах. В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были переведены и распространены по всей Европе

В то время начинают развиваться наука и культура. Понимали ценность образования и науки и наиболее прогрессивные правители. Например, еще в VIII веке по приказу Карла Великого была образована Академия, носящая его имя.

Среди наук: астрономия. В эпоху средневековья она была тесно связана с астрологией. За основу мира была взята геоцентрическая концепция Птолемея, хотя многие ученые к тому времени уже были уверены в ее ошибочности. Но первым открыто с критикой выступил Николай Коперник; Химия: В Средние века она называлась алхимией. Ученые-алхимики занимались поисками философского камня, дарующего мудрость, и способом создавать золото из других металлов. В процессе этих поисков было сделано огромное количество важных изобретений и др.

В западно-европейском искусстве X-XII веков преобладает романский стиль. Наиболее полно он выразился в архитектуре.

Классическое (высокое) Средневековье

(1000 по 1300 гг.)

Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

В XI–XV вв. в Европе происходит процесс постепенного формирования централизованных государств – Англии, Франции, Португалии, Испании, Голландии и др., где возникают новые формы государственного управления – кортесы (Испания), парламент (Англия), Генеральные штаты (Франция). Усиление централизованной власти способствовало более успешному развитию хозяйства, науки, культуры, появлению новой формы организации производства – мануфактуры. В Европе зарождаются и утверждаются капиталистические отношения, чему в немалой степени способствовали Великие географические открытия.

В высокое средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавию христианства. Распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Организация христианами крестовых походов с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Развиваются и богатеют города Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.

В Восточной Европе эпоха высокого средневековья ознаменована расцветом Древнерусского государства и появлением на исторической сцене Польши и Великого княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII веке нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближней (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы – тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы, архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне него. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы – еще более мелкие рыцари, у других были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал – сеньором. Владелец земли – сеньор, мог дать во временное пользование феод (земельный участок) на особых условиях. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба у сеньора, как правило, составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал как феодал был склонен защищать свою собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров. Тогда действовал принцип «вассал моего вассала - не мой вассал».

В Средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли, и крестьяне – держатели земли. Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские.

В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп права первой ночи и др. Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения.

Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал - верховным собственником. Верховный собственник земли - всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба - собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый.

Прогрессу в сельском хозяйстве также способствовало освобождение крестьян от личной зависимости. Решение об этом принималось или городом, близ которого жили крестьяне и с которым они были связаны социально и экономически, или же их сеньором-феодалом, на земле которого они жили. Укреплялись права крестьян на земельные наделы. Они могли все чаще свободно передавать землю по наследству, завещать и закладывать ее, сдавать в аренду, дарить и продавать. Так постепенно формируется и становится все шире земельный рынок. Развиваются товарно-денежные отношения.

Церковь. Схизма (раскол) 1054 года привела к образованию двух основных ветвей христианской церкви - римско-католической церкви в Западной Европе и православной церкви в Восточной. В эпоху классического средневековья в Европе достигла своего могущества католическая церковь. Она оказывала влияние на все сферы жизни человека. С ее богатством не могли сравниться правители – церкви принадлежала 1/3 всех земель в каждой стране.

Целая серия крестовых походов состоялась в течение 400 лет, с XI по XV века. Они были организованы католической церковью против мусульманских стран под лозунгом защиты гроба Господня. На самом деле, это была попытка захвата новых территорий. В эти походы отправлялись рыцари со всей Европы. Для молодых воинов участие в таком приключении было обязательным условием, чтобы доказать свое мужество и подтвердить рыцарское звание.

Средневековый человек был крайне религиозным. То, что для нас считается невероятным и сверхъестественным, для него было обыденным. Вера в темное и светлое царства, демонов, духов и ангелов – это то, что окружало человека, и во что он безоговорочно верил.

Церковь строго следила, чтобы ее престижу не был нанесен урон. Все вольнодумные мысли пресекались на корню. От действий церкви в свое время пострадали многие ученые: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник и другие. Вместе с тем, в Средние века она была средоточием образования и научной мысли. При монастырях существовали церковные школы, в которых обучали грамоте, молитвам, латинскому языку и пению гимнов. В мастерских по переписке книг, там же, при монастырях, бережно переписывали труды античных авторов, сохраняя их для потомков.

Главной отраслью экономики западноевропейских стран в период классического Средневековья, как и раньше, было сельское хозяйство. Основными характеристиками развития аграрной сферы в целом был процесс быстрого освоения новых земель, в истории известный как процесс внутренней колонизации. Он способствовал не только количественному росту экономики, но и серьезному качественному прогрессу, так как повинности, налагаемые на крестьян на новых землях, имели преимущественно денежный, а не натуральный характер. Процесс замены натуральных повинностей на денежные, известный в научной литературе как коммутация ренты, способствовал росту хозяйственной самостоятельности и предприимчивости крестьян, повышению производительности их труда. Расширяются посевы масличных и технических культур, развиваются маслоделие и виноделие.

Урожайность зерновых достигает уровня сам-4 и сам-5. Рост крестьянской активности и расширение крестьянского хозяйства приводили к сокращению хозяйства феодала, которое в новых условиях оказывалось менее выгодным.

Важным все время увеличивающимся слоем городского населения были ремесленники. С XII–XIII вв. в связи с увеличением покупательной способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одаренные люди, с высоким уровнем профессиональной подготовки. В этот период углубляется специализация ремесел, расширяется ассортимент изделий, совершенствуется ремесленная техника, оставаясь, как и раньше, ручной.

Усложняются и становятся более эффективными технологии в металлургии, в выделке суконных тканей, и в Европе начинают носить шерстяную одежду вместо меха и льна. В XII в. в Европе были изготовлены механические часы, в XIII в. – большие башенные часы, в XV в. – карманные часы. Часовое производство становится той школой, в которой вырабатывалась техника точного машиностроения, сыгравшая значительную роль в развитии производительных сил западного общества. Остальные науки также успешно развивались, и в них было сделано немало открытий. Было изобретено водяное колесо, усовершенствованы водяные и ветряные мельницы, созданы механические часы, очки, ткацкий станок.

Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников. В городах могли быть десятки и сотни цехов различной хозяйственной ориентации, ведь специализация производства проходила не внутри цеха, а между цехами. Так, в Париже было более 350 цехов. Важнейшей особенностью цехов было также определенное регламентирование производства с тем, чтобы не допустить перепроизводства, поддерживать цены на достаточно высоком уровне; цеховые власти, учитывая объем потенциального рынка, определяли количество выпускаемой продукции.

В течение всего этого периода цехи вели с верхами города борьбу за доступ к управлению. Городские верхи, называемые патрициатом, объединяли представителей земельной аристократии, богатых купцов, ростовщиков. Нередко действия влиятельных ремесленников были успешны, и они включались в состав городских властей.

Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные недостатки, и достоинства, одно из которых – хорошо поставленная система ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера.

Цехи вырабатывали жесткие требования к материалу, из которого изготовлялся товар, к орудиям труда, технологии производства. Все это обеспечивало стабильность работы и гарантировало отличное качество продукции. О высоком уровне средневекового западноевропейского ремесла свидетельствует тот факт, что подмастерье, желавший получить звание мастера, обязан был выполнить выпускную работу, которая называлась «шедевр» (современное значение слова говорит само за себя).

Цехи также создавали условия для передачи накопленного опыта, обеспечивая преемственность ремесленных поколений. Кроме того, ремесленники участвовали в становлении единой Европы: подмастерья в процессе обучения могли кочевать по разным странам; мастера, если их набиралось в городе больше, чем требовалось, легко перебирались на новые места.

С другой стороны, к концу классического Средневековья, в XIV–XV вв., цеховая организация промышленного производства все очевиднее начинает выступать как тормозящий фактор. Цехи все более обособляются, останавливаются в развитии. В частности, стать мастером многим было практически невозможно: реально получить статус мастера мог лишь сын мастера или его зять. Это привело к тому, что в городах появляется значительный по размерам слой «вечных подмастерьев». Кроме того, строгая регламентация ремесла начинает сдерживать внедрение технологических нововведений, без которых немыслим прогресс в сфере материального производства. Поэтому цехи постепенно исчерпывают себя, и к концу классического Средневековья появляется новая форма организации промышленного производства – мануфактура.

В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Города с населением в 4–6 тыс. жителей считались средними. Были города очень крупные, такие, как Париж, Милан, Флоренция, где проживало по 80 тыс. человек. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна – частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время «черной смерти» – эпидемии чумы в середине XIV в. Частыми были и пожары. Однако в города все равно стремились, ведь, как свидетельствовала поговорка, «городской воздух делал зависимого человека свободным» – для этого надо было прожить в городе один год и один день.

Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли.

В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своих сеньоров. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, то есть за превращение в вольный город. Органы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету и даже объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы городского населения за свои права были городские восстания – коммунальные революции, а также выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие, как Лондон и Париж. Впрочем, многие другие западноевропейские города тоже были достаточно богаты, чтобы за деньги получить самостоятельность. Так, в XIII в. независимость в сборе налогов обрели около половины всех городов Англии – то есть около 200.

Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы. Они определяли качество и полноценность монеты, и это было исключительно важно в условиях постоянно практиковавшейся меркантилистскими правительствами порчи монеты; они производили обмен денег и перевод их из одного города в другой; брали на сохранение свободные капиталы и предоставляли кредиты.

В начале классического Средневековья банковская деятельность наиболее активно развивалась в Северной Италии. Деятельность ростовщиков и менял могла быть чрезвычайно выгодной, но иногда (если крупные феодалы и короли отказывались возвращать большие кредиты) и они становились банкротами.

Позднее Средневековье

(1300-1640 гг.)

В западноевропейской науке конец средневековья обычно связывают с началом церковной реформации (начало 16 в.) или эпохи великих географических открытий (15-17 вв.). Позднее средневековье называют также эпохой Возрождения.

Это один из самых трагичных периодов средневековья. В XIV веке почти весь мир пережил несколько эпидемий чумы, Черной смерти. Только в Европе она уничтожила более 60 миллионов человек, почти половину населения. Это время сильнейших крестьянских восстаний в Англии и Франции и самой длительной войны за всю историю человечества – Столетней. Но одновременно – это эпоха Великих географических открытий и Возрождения.

Реформа́ция (лат. reformatio - исправление, преобразование, реформирование) - широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Основной причиной Реформации явилась борьба между теми, кто представлял зарождавшийся капиталистический способ производства, и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и так или иначе поддержавших его идеологию народных масс нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль.

До 16 века церковь в Европе владела крупными феодальными владениями, и ее мощь могла продолжаться только до того периода, пока существует феодальный строй. Богатства церкви основывались на владении землей, церковной десятине и плате за обряды. Великолепие и убранство храмов поражало. Церковь и феодальный строй идеально дополняли друг друга.

С появлением нового, постепенно набирающего силу класса общества – буржуазии, ситуация стала меняться. Многие уже давно высказывали недовольство излишней пышностью обрядов и храмов церкви. Большой протест у населения вызывала и дороговизна церковных обрядов. Особенно недовольна была таким положением дел буржуазия, которая хотела вкладывать деньги не в пышные и дорогие церковные обряды, а в производство.

В некоторых странах, где была сильной власть короля, церковь была ограничена в своих аппетитах. Во многих других, где священники могли хозяйничать вволю, ее ненавидело все население. Здесь Реформация нашла благодатную почву.

В 14 веке открыто против католической церкви выступил профессор Оксфорда Джон Виклиф, призывавший уничтожить институт папства и отнять все земли у священников. Его преемником стал Ян Гус, ректор Пражского университета и по совместительству пастор. Он полностью поддержал идею Виклифа и предложил провести в Чехии реформу церкви. За это он был объявлен еретиком и сожжен на костре.

Началом Реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основная мысль его сочинения – человеку не нужно посредничество церкви для обращения к Богу, ему достаточно веры. Этот поступок стал началом Реформации в Германии. Лютер подвергся преследованиям со стороны церковных властей, требовавших его отречения от своих слов. За него вступился правитель Саксонии Фридрих, спрятавший доктора богословия в своем замке. Последователи учения Лютера продолжали бороться за проведение изменения церкви. Выступления, которые жестоко подавлялись, привели к Крестьянской войне в Германии. Сторонников Реформации стали называть протестантами.

Со смертью Лютера Реформация не закончилась. Она началась в других странах Европы – в Дании, Англии, Норвегии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Прибалтике, Польше.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство) и др.

Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией,

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду со сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его этнической принадлежностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию.

В это время укрепляется централизованная власть в большинстве западноевропейских стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия и др.). Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей, и возникают первые парламенты – сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Ранее всего такой парламент – кортесы появился в Испании (конец XII – начало XII вв.). В 1265 г. парламент появляется в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы. Вначале работа парламентов не была сколько-нибудь регламентирована, не были определены ни сроки собраний, ни порядок их проведения – все это решал король в зависимости от конкретной ситуации. Однако уже тогда стал важнейшим и постоянным вопрос, который рассматривали парламентарии, – налоги.

Парламенты могли выступать и как совещательный, и как законодательный, и как судебный орган. Постепенно за парламентом закрепляются законодательные функции, и намечается определенное противостояние парламента и короля. Так, король не мог без санкции парламента вводить дополнительные налоги, хотя формально король был намного выше парламента, и именно король созывал и распускал парламент, предлагал вопросы для обсуждения.

Парламенты были не единственным политическим новшеством классического Средневековья. Еще одной важной новой составляющей общественной жизни стали политические партии, которые впервые начинают формироваться в XIII в. в Италии, а затем (в XIV в.) во Франции. Политические партии жестко противостояли друг другу, однако причиной их противоборства тогда выступали скорее психологические причины, нежели экономические.

В XV–XVII вв. в области политики также появилось много нового. Заметно укрепляются государственность и государственные структуры. Общая для большинства стран Европы линия политической эволюции заключалась в укреплении центральной власти, в усилении роли государства в жизни общества.

Практически все страны Западной Европы в этот период прошли через ужасы кровавых раздоров и войн. Примером может быть война Алой и Белой Розы в Англии в XV в. В результате этой войны Англия потеряла четвертую часть своего населения. Средневековье также время крестьянских восстаний, волнений и бунтов. Примером может служить восстание под руководством Уота Тайлера и Джона Болла в Англии в 1381 г.

Великие географические открытия. Одна из первых экспедиций в Индию была организована португальскими моряками, которые пытались добраться до нее, огибая Африку. В 1487 г. ими был открыт мыс Доброй Надежды – самая южная точка Африканского материка. Тогда же путь в Индию искал и итальянец Христофор Колумб (1451–1506), сумевший снарядить четыре экспедиции на деньги испанского двора. Испанская королевская чета – Фердинанд и Изабелла – поверили его доводам и обещали ему огромные доходы из вновь открытых земель. Уже в ходе первой экспедиции в октябре 1492 г. Колумбом был открыт Новый Свет, названный затем Америкой по имени Америго Веспуччи (1454–1512), участвовавшего в экспедициях в Южную Америку в 1499–1504 гг. Именно он впервые описал новые земли и впервые высказал мысль о том, что это новая, не известная еще европейцам, часть света.

Морской путь в реальную Индию впервые проложила экспедиция португальцев под предводительством Васко да Гамы (1469–1524) в 1498 г. Первое кругосветное путешествие было совершено в 1519–1521 гг., возглавил его португалец Магеллан (1480–1521). Из 256 человек команды Магеллана в живых остались только 18, а сам Магеллан погиб в схватке с туземцами. Многие экспедиции того времени заканчивались столь печально.

Во второй половине XVI – XVII вв. на путь колониальных захватов вступили англичане, голландцы и французы. К середине XVII в. европейцы открыли Австралию и Новую Зеландию.

В результате Великих географических открытий начинают складываться колониальные империи, и из вновь открытых земель в Европу – Старый Свет – стекаются сокровища – золото и серебро. Следствием этого явилось повышение цен, прежде всего на сельскохозяйственную продукцию. Этот процесс, в той или иной степени имевший место во всех странах Западной Европы, получил в исторической литературе название революции цен. Она способствовала росту денежного богатства у купцов, предпринимателей, спекулянтов и послужила одним из источников первоначального накопления капитала.

Еще одним важнейшим следствием Великих географических открытий было перемещение мировых торговых путей: монополия венецианских купцов на караванную торговлю с Востоком в Южной Европе была нарушена. Португальцы стали продавать индийские товары в несколько раз дешевле, чем венецианские купцы.

Усиливаются страны, активно занимающиеся посреднической торговлей – Англия и Нидерланды. Занятие посреднической торговлей было очень ненадежным и опасным, но очень выгодным: так, если из трех кораблей, посланных в Индию, возвращался один, то экспедиция считалась успешной, а прибыли торговцев нередко достигали 1000%. Таким образом, торговля была важнейшим источником для образования крупных частных капиталов.

Количественный рост торговли способствовал появлению новых форм, в которых была организована торговля. В XVI в. впервые возникают биржи, главная цель и назначение которых состояли в использовании колебаний цен во времени. Благодаря развитию торговли в это время возникает значительно более прочная, чем раньше, связь между континентами. Так начинают закладываться основы мирового рынка.

Термин «Средние века» был введен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности.

Средневековая культура делится на периоды:

1. V в. н.э. - XI в. н. э. - раннее средневековье.

2. Конец VIII в. н.э. - начало IX в. н.э.- каролингское возрождение.

З. ХI - ХIII вв. - культура зрелого средневековья.

4. ХIV- ХУ вв. - культура позднего средневековья.

Средние века - это период, начало которого совпало с отмиранием античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время . К раннему Средневековью относят две выдающиеся культуры - культуру Каролингского возрождения и Византию . Они дали начало двум великим культурам - католической (западно-христианской) и православной (восточно-христианской).

Средневековая культура охватывает более тысячелетия и в социально-экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающий его как от культуры античного общества, так и от последующей культуры Нового времени.

Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»).

Следует обозначить истоки средневековой культуры :

Культура «варварских» народов Западной Европы (так называемое германское начало);

Культурные традиции Западной Римской империи (романское начало: мощная государственность, право, наука и искусство);

Крестовые походы значительно расширили не только экономические, торговые контакты и обмены, но и способствовали проникновению в варварскую Европу более развитой культуры арабского Востока и Византии. В самый разгар крестовых походов арабская наука стала играть огромную роль в христианском мире, способствуя подъему средневековой культуры Европы XII в. Арабы передавали христианским ученым греческую науку, накопленную и сохраненную в восточных библиотеках, которая жадно впитывалась просвещенными христианами. Авторитет языческих и арабских ученых был настолько силен, что ссылки на них были в средневековой науке почти обязательными, им порой приписывали свои оригинальные мысли и выводы христианские философы.

В результате длительного общения с населением более культурного Востока европейцами были восприняты многие достижения культуры и техники византийского и мусульманского мира. Это дало сильный толчок для дальнейшего развития западноевропейской цивилизации, что нашло отражение прежде всего в росте городов, усилении их экономического и духовного потенциала. Между X и XIII вв. произошел взлет в развитии западных городов, и образ их изменился.

Возобладала одна функция - торговая, оживившая старые города и создавшая чуть позже функцию ремесленную. Город стал очагом ненавистной сеньорам хозяйственной деятельности, что привело, в известной мере, к миграции населения. Из разнообразных социальных элементов город создавал новое общество, способствовал становлению нового менталитета, заключавшегося в выборе жизни деятельной, рациональной, а не созерцательной. Расцвету городского менталитета благоприятствовало появление городского патриотизма. Городское общество сумело создать ценности эстетические, культурные, духовные, придавшие новый импульс развитию средневекового Запада.

Романское искусство, бывшее выразительным проявлением ранней христианской архитектуры, на протяжении XII в. стало преображаться. Старые романские храмы стали тесными для умножавшегося населения городов. Нужно было сделать церковь просторной, полной воздуха, экономя при этом дорогое пространство внутри городских стен. Поэтому соборы вытягиваются вверх, часто на сотни и более метров. Для горожан собор был не просто украшением, но и внушительным свидетельством мощи и богатства города. Наряду с ратушей собор был центр и средоточие всей общественной жизни.

В ратуше сосредоточивалась деловая, практическая часть, связанная с городским управлением, а в соборе кроме богослужения читались университетские лекции, происходили театральные представления (мистерии), иногда в нем заседал парламент. Многие городские соборы были так велики, что все население тогдашнего города не могло бы его заполнить. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Из-за дороговизны строительных материалов, сложности самой работы храмы возводились порой в течение нескольких столетий. Иконография этих соборов выражала дух городской культуры.

В ней деятельная и созерцательная жизнь искала равновесия. Огромные окна с цветными стеклами (витражами) создавали мерцающий полумрак. Массивные полукруглые своды сменились стрельчатыми, реберными. В сочетании со сложной опорной системой это позволило сделать стены легкими, ажурными. Евангельские персонажи в скульптурах готического храма приобретают изящество куртуазных героев, кокетливо улыбающихся и "утонченно" страдающих.

Готика - художественный стиль, преимущественно архитектурный, достигший наибольшего развития в строительстве легких остроконечных, устремленных ввысь соборов со стрельчатыми сводами и богатым декоративным убранством, - стала вершиной средневековой культуры. В целом это было торжество инженерной мысли и сноровки цеховых ремесленников, вторжение в католический храм светского духа городской культуры. Готика связана с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой городов за независимость от феодального сеньора. Как и романское искусство, готическое распространилось по всей Европе, лучшие же его творения созданы в городах Франции.

Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи. Место фресок заняли витражи. Церковью были установлены каноны в изображении, но даже через них давала себя знать творческая индивидуальность мастеров. По своему эмоциональному воздействию сюжеты росписей витражей, переданные с помощью рисунка, стоят на последнем месте, а на первом - цвет и вместе с ним свет. Большого мастерства достигло оформление книги. В XII-XIII вв. рукописи религиозного, исторического, научного или поэтического содержания изящно иллюстрируются цветной миниатюрой .

Из богослужебных книг самыми распространенными становятся часословы и псалтыри, предназначенные главным образом для мирян. Понятие о пространстве и перспективе для художника отсутствовало, поэтому рисунок схематичен, композиция статична. Красоте человеческого тела в средневековой живописи никакого значения не придавалось. На первое место выступала красота духовная, нравственный облик человека. Вид обнаженного тела считался грешным. Особое значение во внешнем облике средневекового человека придавалось лицу. Средневековая эпоха создала грандиозные художественные ансамбли, решила гигантские архитектурные задачи, создала новые формы монументальной живописи и пластики, а главное - являла собой синтез этих монументальных искусств, в которых стремилась передать полную картину мира.

Перемещение центра тяжести культуры от монастырей к городам особенно отчетливо проявилось в области образования. В течение XII в. городские школы решительно опережают монастырские. Новые учебные центры, благодаря своим программам и методике, а главное - набору преподавателей и учеников, очень быстро выходят вперед.

Вокруг самых блестящих преподавателей собирались слушатели из других городов и стран. В результате этого начинает создаваться высшая школа - университет . В XI в. в Италии был открыт первый университет (г. Болонья, 1088 г.). В XII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем - университет в Кембридже (1209). Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160).

Учеба и преподавание наук становится ремеслом, одним из многочисленных видов деятельности, которые специализировались в городской жизни. Само название университет происходит от латинского "корпорация". Действительно, университеты были корпорациями преподавателей и студентов. Развитие университетов с их традициями диспутов, как главной формой образования и движения научной мысли, появление в XII-XIII вв. большого количества переводной литературы с арабского и греческого стали стимулами интеллектуального развития Европы.

Университеты явили собой сосредоточение средневековой философии - схоластики. Метод схоластики заключался в рассмотрении и столкновении всех аргументов и контраргументов какого-либо положения и в логическом развертывании этого положения. Старая диалектика, искусство спора и аргументации получают необыкновенное развитие. Складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опиравшееся на учение церкви и на авторитеты в различных отраслях знаний.

Мистицизм, имевший существенное влияние в культуре в целом, в схоластике принимается очень осторожно, только в связи с алхимией и астрологией . До ХШ в. схоластика была единственно возможным путем совершенствования интеллекта потому, что наука подчинялась богословию и служила ему. Схоластам принадлежала заслуга разработки формальной логики и дедуктивного способа мышления, а их метод познания являлся не чем иным как плодом средневекового рационализма. Самый признанный из схоластов, Фома Аквинский, считал науку "служанкой богословия". Несмотря на развитие схоластики, именно университеты становились центрами новой, нерелигиозной культуры.

Одновременно с этим шел процесс накопления практических знаний, которые передавались в виде производственного опыта в ремесленных мастерских и цехах. Здесь было сделано много открытий и находок, подаваемых пополам с мистикой и магией. Процесс технического развития выразился в появлении и применении ветряных мельниц, подъемников для строительства храмов.

Новым и чрезвычайно важным явлением было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Городские нецерковные школы становились очагами свободомыслия. Рупором таких настроений стала поэзия вагантов - бродячих поэтов-школяров, выходцев из низов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде , который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

Развивалась городская культура . В стихотворных новеллах изображались распутные и корыстолюбивые монахи, туповатые крестьяне-вилланы, хитрые бюргеры («Роман о Лисе»). Городское искусство питалось крестьянским фольклором и отличалось большой цельностью и органичностью. Именно на городской почве появились музыка и театр с их трогательными инсценировками церковных легенд, поучительными аллегориями.

Город способствовал росту производительных сил, которые дали толчок к развитию естествознания . Английский ученый-энциклопедист Р. Бэкон (XIII в.) считал, что знание должно опираться на опыт, а не на авторитеты. Но зарождавшиеся рационалистические идеи сочетались с поисками учеными-алхимиками "эликсира жизни", "философского камня", со стремлениями астрологов предсказать будущее по движению планет. Ими же параллельно делались открытия в области естественных наук, медицины, астрономии. Научные поиски постепенно способствовали изменению всех сторон жизни средневекового общества, подготавливали возникновение "новой" Европы.

Для культуры Средних веков характерен:

Теоцентризм и креационизм;

Догматизм;

Идейная нетерпимость;

Страдальческое отречение от мира и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира в соответствии с идеей (крестовые походы)

Высокое (классическое) Средневековье (X-XIII вв.)

Эпоха зрелого Средневековья начинается со времени "культурного безмолвия", продолжавшегося почти до конца X в. Бесконечные войны, междоусобицы, политический упадок государства привели к разделу империи Карла Великого (843 г.) и положили начало трем государствам: Франции, Италии и Германии.

В период классического, или высокого Средневековья, Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. В XI в. улучшение экономической ситуации, рост населения, уменьшение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от земледелия, следствием чего был рост как новых городов, так и их размеров. В XII-XIII вв. многие города освобождаются из-под власти духовных или светских феодалов.

С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры. Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.

Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

Важный пласт формирования народной культуры во времена классического Средневековья - проповеди. Основная масса общества оставалась неграмотной. Для того, чтобы мысли социальной и духовной элиты стали господствующими помыслами всех прихожан, их нужно было "перевести" на доступный для понимания всех людей язык. Этим занимались проповедники. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей. Проповедь предполагала в качестве своего слушателя любого человека - грамотного и неграмотного, знатного и простолюдина, горожанина и крестьянина, богатого и бедного.

Наиболее известные проповедники строили свои проповеди таким образом, чтобы в течение длительного времени удержать внимание публики и донести до нее идеи церковного учения в виде простых примеров. Некоторые пользовались для этого так называемыми "примерами" - короткими рассказами, написанными в виде притчей на житейские темы. Эти "примеры" - один из ранних литературных жанров и представляют особый интерес для более полного понимания миросозерцания рядовых верующих. "Пример" был одним из наиболее действенных средств дидактического воздействия на прихожан. В этих "случаях из жизни" виден изначальный мир средневекового человека, с его представлениями о святых и нечистой силе как о реальных участниках повседневной жизни человека. Однако наиболее известные проповедники такие, как Бертольд Регенбургский (XIII в.), в своих проповедях не пользовались "Примерами", строя их преимущественно на библейских текстах. Этот проповедник строил свои проповеди в виде диалогов, адресовал призывы и высказывания к определенной части слушателей или профессиональных категорий. Широко использовал способ перечисления, загадки и другие приемы, делавшие его проповеди маленькими спектаклями. Служители церкви, как правило, не вносили в свои проповеди сколько-нибудь оригинальных идей и высказываний, от них этого не ожидалось и прихожане были бы неспособны оценить это. Удовлетворение публика получала как раз от слушания вещей привычных и известных.

В XII-XIII вв. церковь, достигнув пика могущества в борьбе с государством, постепенно стала терять свои позиции в борьбе с королевской властью. К XIII в. начинает разрушаться натуральное хозяйство в результате развития товарно-денежных отношений, ослабляется личная зависимость крестьян.

Ценностный перелом рубежа XII – XIII вв. Возникновение светской городской культуры

«Средневековый тип отношения человека к миру складывал­ся на основе феодальной собственности, сословной замкнутос­ти, духовного господства христианства, преобладания универ­сального, целого, вечного над индивидуальным, преходящим. В этих условиях важнейшим достижением средневековой куль­туры стал поворот к осмыслению проблемы становления чело­века как личности. До XIII века преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для че­ловека была типичность. Европеец жил в обществе, не знаю­щем развитого отчуждения, в котором человек стремился быть «как все», что являлось воплощением христианской доброде­тели. Средневековый человек выступал как каноническая лич­ность, олицетворяющая обособление личного начала от всеоб­щего и подчинение личного всеобщему, надындивидуальному, освященному религиозными формами сознания. После ХШ века наметился мировоззренческий поворот, все более осозна­вались притязания отдельной личности на признание. Этот процесс шел постепенно, поэтапно, начавшись с осознания при­надлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, цеховому коллективу, где личные характе­ристики были возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек становился сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира)».

С развитием городов наука стала выходить за рамки монастырей. Начала распространяться грамотность. Купцы и миссионеры стали совершать все более дальние путешествия. В городах сооружались грандиозные здания. И все это требовало определенного уровня научных знаний. Разумеется, все знания носили практический характер: геометрия использовалась, как и раньше, при измерении полей и при строительстве, астрономия – при определении даты начала сельскохозяйственных работ, при расчете церковных праздников и в мореплавании; особым разделом астрономии считалась астрология – наука о связи небесных и земных явлений. Повсеместно в Европе возникают лаборатории, где алхимики пытались получить золото; их усилия способствовали развитию практической химии. К техническим достижениям того времени относятся водяная мельница, способ строительства глубоких шахт и откачки из них воды, подъемные механизмы, применявшиеся при строительстве, и т.п. Не было обойдено прогрессом и военное дело: создавались осадные машины – движущиеся башни, катапульты, баллисты и тараны, был изобретен арбалет.

С развитием хозяйства, с усложнением политической жизни возрастала потребность в образованных людях. Старые монастырские школы перестали удовлетворять новым требованиям. Нужны были новые учебные заведения, дающие более систематическое образование по различным научным дисциплинам. Такими заведениями стали возникшие в Европе в XII-XIII в.в. университеты. Старейшими являются итальянские университеты, такие, как Болонский, выросший на базе возникшей еще в XI веке высшей правовой школы и в 1158 году получивший статус университета. Впоследствии университеты стали возникать повсеместно. Самыми известными были Болонский университет, Сорбонна в Париже, Оксфорд и Кембридж в Англии, Пражский университет, Ягеллонский университет в Кракове и т.п.

Университеты в то время имели четыре факультета: богословский, юридический, медицинский и «артистический», или факультет свободных искусств, который считался подготовительным отделением для первых трех факультетов. Обучение на подготовительном факультете проходило в два этапа: I этап – «тривиум» – включал в себя грамматику, логику и риторику, II этап – «квадривиум» – арифметику, музыку, геометрию и астрономию. После этого выпускники получали ученую степень магистра свободных искусств и могли продолжать образование на одном из высших факультетов и получить степень доктора богословия, права или медицины.

Таким образом, количество образованных людей в Европе стало возрастать. И еще более остро стала сказываться нехватка книг. Переписчики, как бы они ни работали, не могли удовлетворить возраставший спрос. Шаг вперед в этом деле сделал немецкий мастер Иоганн Гуттенберг, создавший разборный шрифт и печатный станок. Около1445 г. вышла первая печатная книга. Книгопечатание быстро распространилось по Европе. Книг стало больше, они стали доступнее, этому способствовало также то, что ко времени изобретения печатного станка в Европе появился новый писчий материал – бумага, сменившая пергамент.

Средневековое искусство

Упадок и застой, охвативший науку и технику в начале средневековья, коснулся и художественной культуры. Во время варварских набегов и междоусобных войн, а также от рук христианских фанатиков погибло множество античных памятников и произведений искусства. Мастера самых различных профилей – ювелиры, скульпторы, архитекторы, художники – погибли либо были уведены в плен. Оставшиеся в живых писатели, философы, историографы были вынуждены приспосабливаться к требованиям и вкусам новых хозяев Европы – варварских королей. В результате были утрачены многие достижения античности в самых разных сферах художественной культуры. Само искусство приобрело новые черты, резко отличавшие его от искусства Греции и Рима.

Стиль, господствовавший в культуре Западной Европы в IX-XII в.в., получил название романского. Он нашел выражение в архитектуре, скульптуре, живописи, наложил отпечаток и на мышление человека.

Основными чертами романской архитектуры были толстые и прочные стены, господство полуциркульных арок и сводов, тяжеловесность пропорций как светских, так и культовых сооружений, особо следует отметить отсутствие купольных перекрытий. Это объясняется рядом причин. Во-первых, как уже было указано, в раннем средневековье многие достижения античной архитектуры были утрачены, среди них, например – технология возведения купола. В руках средневековых западноевропейских мастеров остались только секреты строительства арок и сводов, причем тяжесть сводов требовала возведения толстых и крепких стен; мастера же, умевшие строить настоящие купольные перекрытия, к этому времени остались только в Византии. Во-вторых, в это время, как правило, все здания, кроме своей основной функции, выполняли еще одну – оборонительную. Это касалось и жилых сооружений, и храмовых, в особенности монастырских комплексов. Следствием этого было дополнительное утолщение стен, узость оконных проемов, больше похожих на бойницы, наличие не только в замках, но и в храмах башен, а нередко и оборонительного рва с валом, а также практически полное отсутствие каких-либо декоративных элементов во внешнем оформлении. По словам француз­ского ваятеля Родена, романская архитектура «ставит чело­века на колени», воспринимается как тяжелое, давящее, вели­кое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность».

Суровым было и внутреннее убранство феодальных замков. Жизнь и быт феодалов всех рангов – от простого рыцаря до короля – в то время мало чем отличались. Утонченный быт властителей Древнего Рима ушел в прошлое. Раннесредневековый феодал довольствовался простой одеждой, грубой пищей, был весьма неприхотлив не только в походной, но и в домашней обстановке. Такие популярные в Риме заведения, как бани и библиотеки, исчезли, сохранившись только в монастырях.

Внутреннее убранство храмов было значительно богаче. Поскольку в христианских храмах, в отличие от античных языческих, богослужение ведется внутри храма, то строители много внимания уделяли как внутреннему оформлению стен, так и храмовой утвари. В романских церквах можно видеть рельефы, статуи, а также фрески и мозаики, покрывавшие стены, столбы и потолки; предметы богослужения изготавливались из драгоценных металлов и камней и нередко украшались чеканкой, эмалями. Все это делалось для создания во время богослужения торжественной и величественной атмосферы, человек должен был чувствовать себя среди этого великолепия ничтожным и грешным. Однако и здесь на всем был виден отпечаток романского стиля. Романские скульптуры и живописные изображения отличает схематизм, отсутствие портретного сходства и пропорций тел, живописные изображения лишены перспективы, более важное всегда изображалось более крупным. Эти же черты характерны и для появившихся в начале II тысячелетия декоративных предметов домашнего обихода, а также для книжных миниатюр.

Схематизм романских изображений не был следствием какой-то хронической неумелости, небрежности или примитивности мышления средневековых мастеров. В основе романского типа мышления лежало предпочтение духовного телесному, материальному, и это сказалось на видении мира. Мастера стремились передать не внешний облик, но образ, особенно при изображении персонажей Священного Писания. Задачей мастера была передача внутреннего мира изображаемого персонажа, его переживаний или, наоборот, спокойствия, для чего подчеркивались одни, наиболее важные с точки зрения мастера черты, и затушевывались другие, второстепенные.

С наступлением эпохи готики стиль мышления изменился. В политической жизни установилась большая или меньшая стабильность, вследствие этого исчезла необходимость превращать жилище и храм в крепость; развитие науки и техники привело к усовершенствованию способов строительства, открытию новых методов обработки металлов, стекла и т.п. Теперь мастера научились возводить более легкие своды, для поддержания которых не требовались массивные стены. Поэтому в ряде случаев стена как таковая совершенно вытесняется пучками тонких колонн, на которые и распределяется тяжесть сводов, а между колоннами остаются огромные оконные проемы. Храмы приобретают более легкие, стремящиеся вверх очертания. Полуциркульные арки сменяются заостренными кверху стрельчатыми арочными проемами. Такие же заостренные формы приобретают башни и крыши готических храмов.

Изменилось и внутреннее убранство церквей. Теперь, когда стены практически исчезли, уже нельзя было применять в оформлении фрески и мозаики – их просто негде было размещать. Выход был найден, когда картины стали помещать прямо на окна, вставляя в сделанную из свинца фигурную раму заранее задуманной формы цветное стекло. Эта техника получила название техники витража.

О.Роден. Поцелуй

С наступлением эпохи готики произошли изменения и в скульптуре. Теперь она стала более реалистичной. Мастера стали придерживаться пропорций, фигуры приобрели портретное сходство с оригиналами. Готические соборы обильно украшались статуями и с наружной стороны, причем число их могло исчисляться десятками и сотнями.

Особо следует сказать об оформлении книг. Рукописные книги были настоящими произведениями искусства. Их обложка делалась из дерева, обтягивалась кожей, и, особенно у церковных книг, оформлялась золотой и серебряной чеканкой, драгоценными камнями. Внутри книги были полны рисунками, или миниатюрами. В виде маленькой миниатюры всегда выполнялась и заглавная буква в каждой главе. Как уже указывалось, книжные миниатюры имели те же черты, что и романские настенные изображения: схематизм, полное или частичное отсутствие перспективы, выделение размерами главного героя миниатюры. Исполнялись миниатюры яркими красками, полутона и тени отсутствовали. Нужно также отметить, что техника книжной миниатюры с небольшими изменениями просуществовала в Европе вплоть до нового времени.

Завершая разговор о культуре средних веков, следует отметить, что эта эпоха не была ни случайной, ни противоестественной. Несмотря на разительный контраст между античной и средневековой культурой, все же нужно признать, что средневековье в целом не было упадком. Это было время особого мировоззрения, особого видения многих вещей, что нашло свое отражение во всех сферах культуры. И именно в недрах средневековья зародилось то, что в последующую эпоху дало всплеск культурного развития; но семена Возрождения упали на хорошо возделанную почву средневековья.

Выводы

1. Средние века - эпоха, наполненная противоречиями. Как и всякая другая, она имеет свои темные стороны, но она - ступень в развитии культуры человечества, имеющая заслуги перед мировой культурой и свою специфику.

2. Среди специфических сторон следует назвать прежде всего интерес к духовной жизни человека, который возник в средневековой культуре под активным влиянием христианства. Это отразилось на менталитете всех слоев средневекового общества и нашло свое выражение в искусстве, обратившем внимание на эмоциональную сферу каждого отдельного человека, показав ценность и внутреннего мира, и эмоционального отношения к действительности.

3. Средние века значительно развили систему логического мышления. От Тертуллиана, говорившего: “Верую, ибо абсурдно”,- через Ансельма Кентерберийского (XI век) с его утверждением “верую, чтобы понять” - Средневековье приходит к Пьеру Абеляру (XII век), считающему, что нужно “понимать, чтобы верить”. Споры номиналистов и реалистов, развитие схоластики, диспуты привели к попыткам сделать разум основанием рассуждений и найти законы его существования.

4. В это время развивается, углубляется и совершенствуется искусство. Появляются новые формы и жанры, новые направления литературы: роман, городская сатира, живущая в виде фаблио (лат. fabula “басня”), шванков (нем. schwank “шутка”), новелла, имеющая и сатирический, и поучительный характер, лирика Прованса, открывшая для себя богатство созвучий в словах - рифму; новые особенности музыки; в XI веке появляется почти современная система записи музыки, а в творчестве трубадуров, труверов и миннезингеров - многочисленные жанры песенного творчества; в архитектуре складываются романский и готический стили, связанные с новыми способами и формами конструктивного решения зданий и храмов.

5. Появляются новые языки, основанные на латыни, но к ней не сводящиеся, впитавшие в себя все богатство народного мышления.

6. Средневековье вывело человечество из мрака разрушения, связанного с падением и гибелью античного мира, на такой уровень культуры, который подготовил последующий всплеск человеческой деятельности, характерный для следующей эпохи - эпохи Возрождения.

Список использованных источников

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

Гуревич П.С. Культурология. – М.,1998.

Культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Драча Г. В. Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996.

Культурология. Под ред. Радугина А.А. – М., 1996.

Семенов В.Ф. История средних веков. – М., 1970.