Биографии Характеристики Анализ

Чему учил князь Владимир Мономах? Поучение владимира мономаха детям

Предчувствуя скорую гибель свою, великий киевский князь Мономах оставил письменное поучение Владимира Мономаха детям. Этот труд, составленный Владимиром, касался многих тем, но главным смыслом, которое несло в себе поучение детям, было передать им законы Божьи и научить справедливо управлять государством. Поучение ВладимираМономаха детям начиналось с краткого описания жизни Владимира. Он писал о том, что при рождении его Ярослав Мудрый, дед Владимира, дал ему имя Владимир, а родители его дополнили его прозвищем Мономах. Причины появления этого прозвища не уточнены, но вероятнее всего, оно связанно с тем, что Владимир по материнской линии был потомком Византийского императора – Мономаха.

Далее поучение детям продолжилось призывом править справедливо и свято чтить и исполнять те положения, которые несет в себе поучение Владимира Мономаха. Владимир требовал свято чтить обещания, подкрепленные целованием креста, и никогда их не нарушать. После известного Любеческого съезда на Руси вспыхнула с новой силой междуусобная вона, но Владимир, свято чтивший данное им обещание, не запятнал кровью братьев руки свои. Продолжалось поучение Владимира Мономаха детям призывом заботиться о народе, быть открытым к его нуждам и всячески проявлять свои благодетели. «Будьте отцами для своего народа, честными и справедливыми, не убивайте не виновных и защищайте слабых», - так писал Владимир.

Войны были неотъемлемой частью того времени. Поэтому поучение детям продолжалось наставлением о том, как нужно вести себя в сражениях и походах. Поучение Владимира гласило, что в походе и в битве нужно быть смелым и заражать ею всех остальных. Нужно быть мудрым, ибо только умом достигаются большие победы. Владимир призывал сыновей своих во всем быть примером ля своих солдат и в битве не прятаться за воеводой, а опережать его. Во время отдыха, продолжалось поучение детям, нужно отдыхать, но не снимать с себя оружия, поскольку враг и смерть любят появляться внезапно. В битве и миру, продолжал Владимир Мономах, нужно во всем уповать на Бога и надеяться на его заступничество. Не следует беречь себя, опасаться кого-либо, человека или зверя. Бог всегда покровительствует смелым, не дает им умереть. Описывая Свои походы, Владимир писал о том, что всего их было 83. И это только крупных, мелких же он и счета не вел. И в каждом этом походе Владимир был первым среди войска своего. Поучение ВладимираМономаха детям завершало военную тему, а также тему жизни и смерти, тем, что нужно быть смелым и не бояться умереть с честью. Проведение самого определяет судьбу человека, и если ему будет угодно, чтобы человек умер, то такого человека не спасет ничего, ни латы, ни прочные стены замка, ни другие люди.

Отдельной строкой поучение Владимира Мономаха детям несло в себе призыв к получению знаний. Владимир писал своим детям, чтобы те постоянно искали новых знаний: «Вы должны на всю жизнь запомнить то, что узнали. А то чего не знаете – должны стремиться узнать, чтобы уже никогда не забыть». Сам Владимир свято следовал этому правилу. По приданию летописцев он был крайне образованным человеком. Относится это также и к отцу его, Всеволоду Ярославичу, который даже сидя дома, как говорил Владимир, знал пять иностранных языков, чем заслуживал любовь и уважение других князей и царей соседних держав.

Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей. Всякий странник должен быть встречен с любовью, поскольку именно странники разносят по странам другим славу о других государствах. И именно от теплоты их приема зависит, будет эта слава доброй или худой.

Поучение Владимира Мономаха детям сохранилось до наших дней в, так называемой, Лаврентьевской летописи. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим.

Изучая древнерусскую литературу, мы сталкиваемся с поучениями Владимира Мономаха, которые он адресовал своим сыновьям, но оказалось, что значение поучений велико, и поэтому они актуальны даже в наше время. Это как завещание, которое князь оставил не только своим детям, но и нам, читателям. И вот, спустя много веков, поучение Мономаха наставляет всех на путь истинный, затрагивает нравственные и политические вопросы. Благодаря сочинению за 7 класс, мы узнаем и о наставлениях, и о краткой биографии князя с письмом Олегу Святославичу. А сейчас давайте напишем на тему: Поучение Владимира Мономаха.

Владимир Мономах поучение

Владимир Мономах - князь Киевский, был наиболее авторитетным князем русской земли и правил на рубеже 11-12 веков. В это время он и пишет свои наставления. Прежде всего в моем сочинении - рассуждении следует отметить нравственные наставления. Князь призывает не забывать бога, не быть гордым, быть добрым и уважать старших. Мономах призывает не лениться, обходить стороной ложь, помогать слабым, обездоленным, поддерживать вдов и сирот. Очень много Владимир в своих поучениях дает практических советов, в том числе не топтать чужие посевы, изучать языки и тому подобное. Особое внимание князь призывает уделять гостям.

Чему учит Мономах? Как мне кажется, прежде всего, князь учит взаимоотношениям между людьми, говорит о самосовершенствовании и о том, что нужно придерживаться нравственных принципов.

При этом князь говорит не только о бытовых советах. Он затрагивает и политические вопросы, показывая, насколько важно прекратить междоусобицы, которые вредят экономике страны. Говорит, насколько эти междоусобицы ослабевают государство. В Поучениях князь призывает к государственному порядку. Указывает Владимир и на то, что благо государства и его народа в руках князей. Очень важно править в мире, который приводит любое государство к процветанию.

Знакомясь с Мономахом в его поучениях, отмечу, князь был образованным, начитанным, эрудированным, он был поборником просвещения. Он считал, что князь это образец для подражания, пример для окружающих, поэтому нужно быть достойным этого высокого титула.

Поражает в произведении письмо к брату, который явился убийцей сына Владимира. Мы видим, что князь прощает убийцу. Как по мне, то это сильный поступок, я бы никогда не смогла простить убийцу, хоть и понимаю, что в то время, во времена войн, смерти были привычным явлением.

Свое сочинение Поучение Владимира Мономаха в 7 классе завершу мнением, что поучения, написанные сыновьям, замечательные, ценные и самое важное, они актуальны и по сей день.

На этой странице искали:

  • сочинение на тему современно ли поучение владимира мономаха
  • какие на тему из поучения владимира мономаха 7 класса короткое сочинение небольшое
  • сочинение на тему из поучения владимира мономаха 7 класс
  • мини сочинение на тему чему мономах учит своих сыновей и чем мы пользуемся из ег
  • поучение владимира мономаха 7 класса которые короткое сочинение небольшое

Сочинение «Владимир Дубровский и Маша Троекурова» Сочинение на тему: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» Сочинение на тему: осенние зарисовки Сочинение на тему: Один день каникул Сочинение на тему: Как мы однажды разводили костёр Сочинение на тему: актуально ли «Слово о полку Игореве» в наше время

Вопрос: Помогите, пожалуйста ответить на вопросы по литературе!!срочно нужно! "Поучение" Владимира Мономаха Вопросы: 1.В каком значении употреблено в "поучении" слово "худой"?Как Вы думаете,почему Владимир Мономах,могущественный князь,так говорит о себе? 2.Чему учит Владимир Мономах своих подданных,к чему призывает? 3.На каком учении основаны наставления князя?Как называется Книга,где они сформулированы? 4.Какие мысли из "Поучения" не потеряли своей значимости и в наши дни? ПОЖАЛУЙСТА,ответьте,ОЧЕНЬ НУЖНО!!


Помогите, пожалуйста ответить на вопросы по литературе!!срочно нужно! "Поучение" Владимира Мономаха Вопросы: 1.В каком значении употреблено в "поучении" слово "худой"?Как Вы думаете,почему Владимир Мономах,могущественный князь,так говорит о себе? 2.Чему учит Владимир Мономах своих подданных,к чему призывает? 3.На каком учении основаны наставления князя?Как называется Книга,где они сформулированы? 4.Какие мысли из "Поучения" не потеряли своей значимости и в наши дни? ПОЖАЛУЙСТА,ответьте,ОЧЕНЬ НУЖНО!!

Ответ:

1. Мономах говорит так посколько печётся о славе и чести родной земли. Слово худой употреблено в самом что ни наесть прямом значение(если ты об этом) 2.Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». 3. Наставление князя основаны на учение Иисуса Христа. Книга называется "Библия" 4.Н е забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего. Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу, рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.

Похожие вопросы

  • A)какие комнаты находятся в доме наверху и внизу: There is a bathroom, ___________________ ___________________________________ ____________________________________ There is a kitchen and__________________ ____________________________________ ____________________________________ б)что находится в этих комнатах: In the living room there is _______________ ___________________________________ ___________________________________ In the kitchen there are__________________ ____________________________________ ____________________________________ In the bathrooms there are_______________ ____________________________________ ____________________________________

Великий князь Киевской Руси Вла-димир Мономах (1053-1125) был не только мудрым правителем и воином, чьё творчество до сих пор вызывает научные споры и интерес к той час-ти святоотеческого наследия, от ко-торого «есть пошла Русская Земля». Обретя собственную письменность, она сразу же обратила свой взор к высоким культурным традициям, книжности, к духовному и нравствен-ному просвещению.

Имя Владимира Мономаха зани-мает особое место в нашей культу-ре, а его деяния навсегда вошли в ис-торические хроники и летописи. В пе-реводе с древнегреческого «мономахос» - «сражающийся один, единоборствующий». Антро-поним Мономах - это не имя ве-ликого князя, а прозвище, которое возникло не случайно: мать Моно-маха «была гречанкой из император-ского рода», в честь одного из пред-ставителей которого, императора Константина IX Мономаха, и был прозван великий князь (Лихачёв Д. С. Комментарии // Повесть временных лет. - СПб., 1996. - С. 516). Позднее в литературе закрепились ус-тойчивые сочетания мономахов венец, мономахова шапка, обозначавшие один из символов власти великих кня-зей - «золотой филигранный остро-конечный головной убор с собольей опушкой, украшенный драгоценны-ми камнями и увенчанный крестом». Согласно древней легенде, этот го-ловной убор был «прислан византий-ским императором Константином Мономахом своему внуку великому князю киевскому Владимиру Моно-маху».

Удивительно, что в народных гово-рах слово мономах могло встречать-ся и в XIX в. Так, в рязанском наре-чии им называли «государя, царя во-обще» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М, 1994. - Т. 2. - Стлб. 900).

Знаменательно литературное твор-чество великого князя, доказавшего и на письме искусное мастерство учителя - и государственного дея-теля, и радетельного отца своих де-тей. Именно к ним в первую очередь, а также ко всем сыновьям Русской земли и было обращено «Поуче-ние», написанное им, по мнению мно-гих исследователей, в зрелом возра-сте.

Прежде всего обратимся к расшиф-ровке этого заглавия, осмыслявшего-ся автором и его современниками не как простое «поучение детям», а более широко.

Относясь к учительному жанру древней литературной традиции, «Поучение» представляет собой про-изведение как духовного, так и мир-ского содержания. Оно мыслилось не только как «нравоучительная речь», но и как духовное завещание . Имен-но так была названа первая публикация данного памятника - «Духовная великого князя Владимира Всеволо-довича Мономаха» (СПб., 1793), осу-ществлённая видным историком и ар-хеографом А. И. Мусиным-Пушки-ным. Это было завещание великого князя - правителя Русской земли. В сознании людей того вре-мени слово духовная ассоциировалось и с реально существовавшим, подлинным деловым документом (духовная грамота), и с иной, нравственной категорией, которой так дорожил великий князь: духовная означало также «исповедь» (перед Богом, пе-ред близкими, перед народом). На-конец, такое заглавие имело ещё один смысловой оттенок. По мнению А. А. Шахматова, «Поучение» представля-ло собой дневник великого князя, его летопись. «Мономах исходит из соб-ственного житейского опыта, из опы-та русской исторической действитель-ности конца XI - начала XII в., он пишет о событиях собственной жиз-ни, обращается к собственным детям, учитывая их будущее, обращается и к русскому читателю, полный забо-ты об интересах своей родины» (Ли-хачев Д. С. Комментарии. - С. 516). Отсюда доверительная инто-нация, глубина мысли, отражающая личное мировоззрение Мономаха, такой благозвучный слог и отсут-ствие подражательности. Всё это сделало «Поучение» исключительно цен-ным с исторической точки зрения па-мятником и в то же время определи-ло его литературную судьбу как од-ного из первых образцов авторско-го светского произведения, в кото-ром объединились строгие традиции церковнославянской письменности и естественный речевой обиход, куль-тура духовная и культура обыденная.

«Поученье» - так написано в под-линном летописном тексте, вошед-шем в состав «Повести временных лет», - начинается как деловой до-кумент:

Азъ худый, д ѣ домъ своимъ Ярославомъ, благословленымъ, славнымъ, на-речный (т .е . наречённый) въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ, отцемь възлюбленымь и матерью своею Мьномахы … (здесь и да-лее цит. по изд.: Повесть времен-ных лет. - М., 1996).

Но в нём постоянно звучат молит-венные мотивы: князь обращается к Высшей власти и благодарит Бога за возможность обратиться на склоне лет к своим детям, к потомкам:

Сѣ дя на санех, помыслих в души сво-ей и похвалих Бога, иже сю грамотицю, не посм ѣ йтеся, но ему же люба д ѣтий моихъ

Чему же учил Владимир Мономах? На этот вопрос можно ответить, если прочитать его «Поучение». Уже в на-чальных строках он обращается к детям и феодалам с такой речью:

Первое, Бога д ѣ ля и души своея, страх им ѣ йте Божий в сердци своемь и милос-тыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру .

Великий князь начинает своё «По-учение» с главной христианской за-поведи: «Творите добро», призывая к добру не только своих близких и соратников, но обращаясь и ко всем людям. Поэтому текст приобретает ещё и культурно-общественный смысл.

И потом собрах словца си любая, и складохъ по ряду, и написах : Аще вы посл ѣ дняя не люба, а передняя приимайте .

Не случайно Мономах использовал именно Псалтырь (в переводе с гре-ческого «книга псалмов»), содержа-щую религиозные песнопения. Тем самым он показывает, какую роль играет книга в жизни человека (а она в определении древних содержа-ла мудрость, воплощённую в слове). Таким образом, он как бы поясняет пророчества Псалтыри, оживляет свя-щенный текст, обращая его в сторо-ну окружающей действительности. Он следует в своих заповедях духов-ному писанию и учит не соревновать-ся с лукавым, не завидовать тем, кто творит беззаконие:

Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнущий потребятся, терпящий же Господа, - ти обладають землею .

При написании текста великий князь использовал богатейший опыт канонической литературы, текстов святых отцов Церкви, которые, как и он, учили юношей «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую».Так, примечателен процитированный им фрагмент из «Поучения» Василия Великого, изве-стного в Древней Руси по переводу в составе Изборника Святослава 1076 г., где звучат те же интонации, что в словах и душевных исканиях правителя Руси (даём этот текст в пе-реводе на русский язык):

Есть и пить без шума великого, при старших молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и млад-шими любовь иметь, без лукавства бе-седуя, и побольше разуметь; не свиреп-ствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с глупыми женщинами не беседовать, гла-за держать книзу, а душу ввысь, избе-гать суеты; не уклоняться учить увлека-ющихся властью, ни во что ставить все-общий почёт .

Кроме духовного поучения, вло-женного в уста св. Василия, есть и то, что так ценил сам Владимир Мо-номах: он принадлежал к византийс-кому роду, осевшему на Русской зем-ле и воспринявшему её традиции и язык. Потому так впечатляюще для его современников и для нас звучит фраза: не свирепствовать словом . Оно дано для поучения и добродете-ли. Эту заповедь великий князь и проводил в жизнь.

Продолжая духовный опыт древних философов-богословов, Владимир Мономах как чуткий «словотворец» призывает соотечественников к доб-родетели и душевной мудрости, идущих через живое слово, которое по-лучило в «Поучении» не только ве-щественное обозначение (слово - благое дело), но и стало культурным символом Древней Руси. Он пишет:

Научися в ѣ рный челов ѣ че, быти бла-гочестию д ѣ латель, научися, по евангель- скому словеси, «очима управленье, языку удержанье, уму см ѣ ренье, т ѣ лу порабощенье, гн ѣ ву погубленье, помысль чисть им ѣ ти, понужаяся на добрая д ѣла»

Слово Владимира Мономаха - не отвлечённый символ, оно имеет кон-кретное предназначение и служит для человеческого созидания. Потому в его «Поучении» постоянно «за сло-вом» стоит облик гражданина (и ре-бёнка, и взрослого) - будущего ох-ранителя нравственных традиций и культурных основ государства:

Всего же паче убогых [бедных] не забывайте, но елико могуще по сил ѣ кормите, и придайте сиро ѣ к, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити челов ѣ ка . Ни права, ни крива не убивайте, ни повел ѣ вайте убити его : аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакоя же хрестьяны . Р ѣ чь молвяче, и лихо и добро, не кленитеся Богомъ, ни хреститеся, н ѣ кту бо ти нужа никоея же .

В «Поучении» Владимира Мономаха слово приобретает законный смысл, т. е. становится непреложным прави-лом, своего рода уставом жизни. Можно поразиться тому, что вели-кий князь в своём завещании смог охватить по сути все духовные обла-сти и жизненные приоритеты чело-века. И сделал это через СЛОВО - единственный подлинный проводник культуры.

Продолжим чтение этого произве-дения и приведём в переводе на со-временный язык более объёмный от-рывок, осмысляющий особую концептосферу русского слова (выражение Дмитрия Сергеевича Лихачёва) через его нравствен-ный и в то же время художественно-реалистический потенциал. Он поуча-ет соотечественников:

Паче всего гордости не имейте в сер-дце и уме Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев . В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте На войну выйдя, не ленитесь, не пола-гайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело . Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не да-вайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас . Куда же пой-дёте и где остановитесь, напоите и на-кормите нищего, более же всего гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пи-щей и питьем : ибо они, проходя, просла-вят человека по всем землям или доб-рым, или злым . Больного навестите, по-койника проводите, ибо все мы смерт-ны . Не пропустите человека, не попри-ветствовав его, и доброе слово (вы-делено О . Н .) ему молвите . Жену свою любите, но не давайте им власти над собой . А вот вам основа всему : страх Божий имейте превыше всего .

В мыслях Владимира Мономаха нет ничего лишнего. Стройный, лаконичный язык, возвышенная интонация. Мы обращаем внимание и на то, что в тексте не раз употребляются такие значимые элементы, как слово и язык . Им, как мы видели, он придавал особый смысл. В СЛОВЕ - свет, про-свещение, оно осветляет путь чело-века, делает его чище, яснее. Вот как великий князь осмысляет его пред-назначение:

Что умеете хорошего, то не забывай-те, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран . Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забу-дет, а чего не умеет, тому не научится .

Мы обратились к некоторым по-учениям Владимира Мономаха и уви-дели, что древний текст может быть понятен и близок нам. И это со-вершается через слово.

В минувшем году исполнилось 960 лет со дня рождения и 900 лет княжения в Киеве великого князя Владимира Мономаха (1053 – 1125) – выдающегося государственного деятеля древней Руси, с именем которого связаны объединение и укрепление русских земель.
Феномен седой русской старины в том, что с течением веков она не устаревает и не ветшает. Из её сокровищницы соотечественники до сих пор могли бы черпать превосходные образцы устроения Отечества, государства, дома, семьи, доброго жития.
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу»,
– эти пушкинские строки призывают современного человека воспринимать древность, прошлое страны как своё, родное, значимое в настоящем, сохраняющее непреходящую ценность для будущего. Вот только смогут ли, захотят ли прислушаться нынешние «потомки православных», из которых сегодня злонамеренно вытравливается истинное чувство русскости, родины, духовного родства?..
Незадолго до кончины Владимир Мономах написал «Поучение» своим детям, которому суждено было стать одним из величайших памятников древнерусской литературы. Князь адресуется и к собственным детям, и ко всем русским людям – своим «чадам»: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё».

  1. Владимир Мономах – историческая личность.

Владимир Мономах – образец добрых князей. Еще при жизни он приобрел народную любовь и на долгие годы оставил память в сердцах многих людей. Он делал все для того, чтобы примирить князей, показывая образцы выполнения заветов своих предков. Великий князь проводил политику внутренней консолидации, столь важной для Руси рубежа XI- начала XII вв., и не теряющей своей актуальности в настоящее время. Историк С.М.Соловьев писал: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей…был образцом благочестия…приобрел имя доброго страдальца (труженика) за Русскую землю». (11, с.372-373)

В Новгородском Городище была найдена печать, принадлежащая Владимиру Мономаху. Это первый современный памятник Владимиру Всеволодовичу, где помещено его прозвище «Мономах». Имя Мономах трактуют:

1. Как неофициальное наименование, подобное иным прозвищам.

2.Связывают с анахроническим получением Владимиром Всеволодовичем царских венцов от византийского императора Константина Мономаха

3.Мономах означает «единоборец».

4.Объясняют родством между Владимиром и византийским императорским домом Мономахов.

В 1097 г. на Любечском съезде князья решили, чтобы каждое «племя Ярославичей держало свою «отчизну», чтобы каждый родич владел теми волостями, которые при первом поколении принадлежали отцу его…Владимир Мономах получил все волости Всеволодовы». Мономах держал Переяславскую, Смоленскую, Ростовскую и Новгородскую волости.

Весной 1113 г., когда умер Святополк, киевляне призвали Владимира Мономаха на престол. Характер деятельности Владимира Мономаха достаточно четко определен в послании митрополита Никифора, где Владимир называется «устрояющим словеса на суде, хранящем истину в веки, творящим суд и правду по среде земля». Владимир предпринял попытку улучшить положение закупов, рядовичей и их вдов.

Одна из самых ранних и лучших характеристик Мономаха принадлежит С.М.Соловьеву. «Мономах не принадлежит к тем историческим деятелям, которые смотрят вперед, разрушают старое, удовлетворяют новым потребностям общества: это было лицо с охранительным характером. Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей».(11) Строгим исполнением обязанностей, Мономах прикрывал недостатки существующего порядка. «Во время вражды между братьями заслужил имя братолюбца. Для людей благочестивых Мономах был образцом благочестия». Мономах не преступил крестного целования. Мономах отличался целомудрием. Обществу не нравилось в князьях корыстолюбие. Мономах и в этом отношении был образцом правителя: никогда не прятал сокровищ, раздавал деньги обеими руками. Казна его была полна, поскольку при всей его щедрости, он являлся хорошим хозяином. С молодого возраста Мономах стал защитником Русской земли, приобрел «имя доброго страдальца».

Стремление положить конец внутриполитической борьбе на Руси отражено в произведениях Великого киевского князя Владимира Мономаха, в правление которого (1113-1125) междоусобицы временно прекратились. Предметом нашего внимания является знаменитое произведение Мономаха «Поучение» своим сыновьям. Вне сомнения актуальность обращения к данному произведению. Современная Россия многонациональна, в виду чего политическая обстановка в стране не вполне стабильна. Еще не оправилась Россия после распада, как сразу стала полна тенденций отделения, казалось бы, без сомнения исконно русских территорий. Содержание «Поучения» позволяет нам обратиться к образцу продуманного, умелого государственного управления.

В период развития феодальных отношений на Руси среди правящей княжеской группы можно выделить деятелей, которые поддерживали возможную законность в порядке правления, способствовали равновесию взаимоотношений феодалов в интересах государственного единства. Желанный образ государственного правителя олицетворял Владимир Мономах. Владимир Мономах (1053-1125, с 1113 г. Киевский великий князь) был один из выдающихся князей своего времени. Он заслужил и восторженные отзывы современников, и благодарную память потомства.

Владимир Мономах был самостоятельным князем на протяжении многих десятилетий, «много утер пота за землю Русскую», за то и получил имя «доброго страдальца за Русскую землю». Когда он умер, люди оплакивали его, как дети отца. Впервые он получил черниговский стол в 1076 г, когда его отец перешел с черниговского княжения на киевское. В 1077 г. он получает смоленский стол. С 1078 по 1094 г. продолжалось его черниговское княжение, а с 1094 по 1113 г. он был переяславским князем. С 1113 по 1125 г. Владимир Мономах занимал великокняжеский стол в Киеве.

Повесть временных лет рассказывает о рождении в 1053 г.Владимира Мономаха: «У Всеволода родился сын, и нарече имя ему Володимер, от царице грькыне». Исследователь Лихачев Д.С. называет первую жену Всеволода «принцессой из дома Константина Мономаха». Историк В.Мошин считает, что женой Всеволода была скорее всего дочь Константина IX, племянница или сестра. Отец Владимира Мономаха – Всеволод, сын Ярослава Мудрого. Владимир был женат на дочери английского короля Гарольда, Гите. Гарольд погиб в усобице из-за короны с норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем в битве близ Гастингса 1067 г. В 1068 г. осиротелая семья Гарольда, мать его и сестра с 10-летней Гитой, бежали во Фландрию, затем переехали в Данию, король которой, Свен, выдал Гиту за Владимира Мономаха. Исследователь А.С. Орлов полагает, что Гита обычным путем - Балтийским морем, Невою, Ладожским озером и Волховом, переехала из Дании в Новгород. Брак Гиты и Мономаха датируют 1074 или 1075 г.

Владимира Мономаха называют «архонтом Руси». Этот титул употреблялся как политическое наименование великокняжеской власти в Киевском государстве. Исследователи В.Л.Янин и Г.Г.Литаврин установили, что Владимир Всеволодович уже в ранний период, до вступления на великокняжеский стол, носил официальное имя «Мономах».

Произведение Владимира Мономаха достаточно известно, однако имеющаяся литература не позволяет в достаточной мере заявить о полноте исследования данной проблематики. Созданный образ Мономаха, характеристика теоретических аспектов его «Поучения» заставляет нас в рамках современного видения политического процесса России вновь обратиться к данному вопросу.

В XI в. наиболее распространенной формой исторических сочинений на Руси стали летописи. Основное внимание в них уделялось личности государей, событиям государственной жизни, войнам, междукняжеским отношениям, то есть фактам политической истории. «Рукой летописца,- отмечал А.А.Шахматов,- управляли политические страсти и мирские интересы» - Летописцы часто соединяли предшествующие летописи в сборники – «своды» («летописные своды»). (12, с. 131) Из дошедших до нас летописных сводов старейшим является «Повесть временных лет». Этот памятник историографии проникнут идеей единства Руси и защиты ее самостоятельности. В этой идее заключалась главная политическая тенденция летописи. Сила и слава Руси зависели, по мнению летописца, от ее единства, которое мыслилось как сплочение всех земель под властью династии киевских великих князей. В период междукняжеских усобиц эта мысль была высоко патриотической. Отсюда – прославление деятельности Владимира Мономаха, объединившего силы князей для борьбы с половцами и возродившего традиции подчинения всех князей власти киевского великого князя, и включение в летопись «Поучения» Владимира Мономаха.

  1. «Поучение» - история создания.

Произведения, составленные Владимиром Мономахом, дошли до нашего времени в копии 1377 г. Весь материал надписан словом «Поучение». Его автором называет себя Владимир Мономах. Текст «Поучения» находится в Лаврентьевском списке под 1096 г. Он дошел до нас не без потери своих частей и с погрешностями в чтениях. Сочинения поставлены в текст «Повести временных лет» без связи с предыдущей и последующими частями (после рассказа о набеге половецкого хана Боняка на Киев в 1096 г. и перед пересказом сообщения Гюряты Роговича Новгородца о подобных народах на севере). Исследователь Шахматов А.А. считает, что «Поучение» внесено в Повесть временных лет при третьей редакции (1118 г.).

Представление о Владимире Всеволодовиче Мономахе не может быть полным без характеристики его произведений. Письменными источниками, пособиями, служившими Мономаху при написании «Поучения» были различные сборники поучений. Следует заметить, что вопрос о книжных источниках произведений Владимира Мономаха в полной мере нельзя назвать решенным. Мономах имел обыкновение вести краткие записки, которые были двух родов. Во-первых, он делал из священных и богослужебных книг выписки отдельных изречений, частью молитвенного содержания. Во-вторых, он делал выписки из книг обычного назидательного чтения. Иногда Мономах передавал своими словами лишь мысль того или иного писателя. Он вел дневник своих походов и больших поездок. Начинались эти записки с 1072 года и продолжались Мономахом до старости. «Поучение» - автобиографическое сочинение назидательного характера. Владимир Мономах сумел выбрать из событий своей жизни те, которые представляли, по его мнению, общегосударственный интерес, сформулировав на долгие годы идеал княжеской власти.

Комплекс писаний Мономаха уникален. «Поучение» не предназначалось для обращения в широкой читательской среде. Это было княжеское завещание княжеским детям, кодекс феодальной морали для правителей, которым предлагался исключительный, идеализированный образец человеколюбивого князя, заботящегося о бедных и убогих, отстаивающего интересы Русской земли.

В отечественной исторической науке представлены различные точки зрения по вопросу времени написания «Поучения» Владимира Мономаха. Академик Погодин М.П. считал, что «Поучение» было написано в 1099 г. «Мономах задумал Поучение на дороге в Ростов, по поводу посольства братьев с предложением об изгнании Ростиславичей; написал…его по прибытии в город». Он указал «момент сочинения…1099 г». Иначе думал С.М.Соловьев: «Поучение написано после 1100 года». По мнению Шлякова Н.В. «Поучение» написано в 1106 г. 8-10 февраля – на память святого великомученика Федора Стратилата и Федора Тирона. Историк Н.М.Карамзин указывает дату 1117 г. (2,с. 112)

Сложность в составлении хронологии «Поучения» заключается в том, что в этом произведении ни разу не употребляются точные годичные даты летосчисления от Сотворения мира. В своем сочинении Владимир Мономах использовал весьма точную погодную хронику. Хронологические элементы позволяют произвести географические очертания летописного источника «Поучения». Фамильный удел Всеволодовичей – Переяславль-Русский и Смоленск. С 60-х гг. в. в Переяславле-Русском велся княжеский летописец, тщательно фиксировавший деятельность представителей дома Всеволодовичей в виде погодной хроники, не имеющей, однако, нумерации лет от Сотворения Мира. Именно поэтому в «Поучении» отмечается точность в очередности событий, но нет ни одной абсолютной даты. Что касается места написания «Поучения», этот вопрос детально рассмотрен исследователем Шляковым Н.В., который полагает, что «Поучение» написано было близко к Ростову и называет этим местом Углич.

«Поучение» Мономах расположил по определенному плану. Первая часть состоит из наставлений, то есть из собственно «Поучения», так же состоящего из двух частей: наставлений, взятых из священных книг и определяющие общие нравственные обязанности каждого человека и наставлений от «словес божественных»; а так же наставлений житейского характера.

  1. Чему учит нас «Поучение»?

«Поучение» включает вопросы обязанностей человека и князя, религиозные, семейные и общественные аспекты. Особенное значение оно имеет в бытовом отношении. Историки древнерусского быта пользуются материалом, данным в «Поучении» Мономаха. Оно представляет собой первообраз домостроев: «Страх имейте божий в сердце и милостыню творите неоскудную, потому что здесь начало всякому добру». (9,с 110)

«Поучение» Владимира Мономаха обращено к детям. Жизнь великого князя – это труд. Ее надо уметь организовать, чтобы не попасть в леность, поскольку леность «всему мати, еже уметь, то забудеть, а его же не уметь, а тому ся не учить».(9) Мономах убеждает подражать своему деду и постоянно учиться, читать, чтобы не забыть того, что знаешь. Нужно умело построить свою жизнь, от этого « складывается молва, общественное мнение о человеке». Христианская заповедь не является тяжелой, отмечает автор «Поучения». Необходимы всего три дела, чтобы не допустить грехов, указанных Мономахом. Таковыми являются покаяние, слезы и милостыня. Как отмечает исследователь Б.А.Романов, не надо быть героем, чтобы почувствовать себя праведником. Владимир Мономах кроме того, предлагает компромисс: «Аще не всего примете, то половину». (9) Советы автора «Поучения» кратки, четки, жизненны и немногочисленны.

В «Поучении» изложены также политические и административно-хозяйственные советы. «Не вдавайте сильным погубити человека». Следует подавать помощь убогим. Интересные сведения касаются вопроса смертной казни. Историки русского права отмечают, что Древняя Русь не знала смертной казни. В тоже время Мономах наставляет «не убивать и не повелевать убити».

Не забыл Мономах предостеречь своих читателей советом о «жене». «Жену свою любите, но не дайте им над собой власти». (14, с. 96)Та же бдительность должна быть в походе. Мономах говорил, что не следует полагаться на воевод, нужно быть неприхотливым, не лениться. Необходимо расставлять сторожевые посты и ночную охрану вокруг себя. Отказаться в походе от пьянства и блуда. Возможно, Мономах предпринял попытку провести мысль об общей дисциплине для всех воинов. В то же время, исходя из наставлений Мономаха, мы можем представить картины грабежа, насилия во время постоев.

Последний общий совет Мономаха – строить жизнь, не отрываясь от природы, как это делал его отец Всеволод. Мономах не останавливался на описании своих ратных подвигов, каких-либо поучительных примерах личной храбрости и находчивости. Элементы феодальных усобиц прослеживаются без всякой оценки.

Мономах вошел в историю Руси « как первый серьезный реформатор».

Первым его делом при вступлении на Великое княжение было создание новых законов. Свою политическую программу он изложил в сочинениях «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок». Мономаха интересовали вопросы полноты властных отношений великого князя, форма ее организации, нравственные критерии (добродетели) главы государства, вопросы правосудия. Кроме того, Владимир Мономах обратился к проблеме взаимоотношений церкви и государства. Он призывал чтить церковь, любить «епископов, попов и игуменов», и «по силе заботиться о них». Однако взаимоотношения с церковью он разрешал в пользу светской власти. Церкви отводил почетное, но подчиненное место. Мономах почитал митрополита «за сан святительский», но делить с ним власть не намеревался.

Обстоятельно в «Поучении» рассмотрена тема, касающаяся отправления правосудия в стране. Мономах советует будущим великим князьям судить праведно, милостиво, не допуская беззакония: « Избавьте обиженного от руки обижающего, праведно судите сироту, оправдайте вдовицу».(13, с.5) Смертную казнь как вид наказания он не приемлет, так как считает, что она несовместима с нравственной этикой христианства.

Летописец отмечает добрый нрав Мономаха, сообщая, что «когда он видел кого разбушевавшимся или опозоренным, не осуждал того, но примирял всех и утешал». Ставит Мономах и нравственно-философские вопросы: «Более всего гордости не имейте в сердце своем и в уме».

Князь обратил внимание и на необходимость образования, ссылаясь на пример своего Великого князя Всеволода, который овладел пятью языками.

Новой в доктрине Мономаха была постановка вопроса о необходимости соблюдения определенных правил при ведении военных действий и нравственном поведении воина-дружинника во время походов, как по своей земле, так и на чужой территории. Так же Мономах развивал идеи о равноправии народов, живущих на земле, поскольку именно для них Бог приготовил в одинаковой мере поля и леса, где всем хватит места без войн и междоусобиц.

  1. Заключение.

Определяя форму правления, Мономах настаивал на системе дуумвирата, то есть реализации властных полномочий великими князьями совместно с советом бояр, высшего духовенства и знатных горожан.

Таким образом, «Поучение» Владимира Мономаха позволяет представить образ жизни и деятельности русского князя XI-XII вв. Некоторые наставления автора «Поучения» необходимо более тщательно осмыслить, и возможно в определенной мере использовать в рамках создания эффективной модели государственного управления современной России, политической системы, отводящей человеку достойное место в государстве.

В простых, мудрых и сердечных строках «Поучения» светится незаурядная личность его автора. Из глубины столетий древнерусский великий князь киевский Владимир Мономах по-прежнему взывает ко всем нам, русским людям.

Список литературы:

  1. Дмитриева Р.П.Сказание о князьях Владимирских. М.-Л.:1955.
  2. Древнерусская литература. М.:Дрофа:Вече,2003.С.112.
  3. Исаев И.А., Золотухина Н.М.История политических и правовых учений России: Хрестоматия. М.:Юристъ,2003. С.28.
  4. Историография истории СССР / Под ред. В.Е.Иллерицкого и И.А.Кудрявцева. М.:1971. С.24.
  5. История России с древнейших времен до конца XVII века // Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. М.:1998.С.182.
  6. Истрин В.М.Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII вв.)/ Под ред. О.В.Никитина.М.: Издательский центр «Академия»,2002.С.203.
  7. Орлов А.С. Владимир Мономах. М.-Л.: 1946.С.85-88.
  8. Повесть временных лет. Подготовка текста и комментарии Д.С.Лихачева. М.-Л.:1950.Т.1.С.108.
  9. Поучение Владимира Мономаха//Древнерусская литература. М.:2003.С.110.
  10. Романов Б.А.Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI-XIII вв.М.-Л.: Издательство «Наука»,1966.С.129.
  11. Соловьев С.М.История России с древнейших времен. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. Кн.1. Т.1.С.372-373.
  12. Татищев В.Н.История Российская с самых древнейших времен. М.:1848. Т.2. С.131-135.
  13. Цыб С.В.Летописный источник «Поучения Владимира Мономаха»//Гуманитарные науки в Сибири.№4. 1994. С.5.
  14. Шляков Н.В. О поучении Владимира Мономаха //Журнал Министерства народного просвещения. 1900. № 5. С.96.
  15. Янин В.Л., Литаврин Г.Г. Новые материалы о происхождении Владимира Мономаха // Историко-археологический сборник. М.: 1962. С. 216.