Биографии Характеристики Анализ

Что посоветовал осел соловью из басни крылова


Иван Крылов. Басня "Осёл и Соловей"
Произведения русских писателей XIX в.

И. С. Тургенев писал: «С самого детства Крылов всю свою жизнь был типичнейшим русским человеком: его образ мышления, взгляды, чувства и все его писания были истинно русскими, и можно сказать без всякого преувеличения, что иностранец, основательно изучивший басни Крылова, будет иметь более ясное представление о русском национальном характере, чем если прочитает множество сочинении, трактующих об этом предмете».

Один хотел дождь для растений; другой желаемый солнечный свет для сушки плиток. Отец не мог угодить обоим. 095. Жена Жена была отправлена ​​родственникам в качестве теста. Она сказала, что Шепард ее ненавидит. Малыш, который должен был съесть Волк, попросил Волка сыграть, чтобы настроить, чтобы он мог танцевать. Вольф подчинился, и гончие услышали музыку и стали преследовать Волка. 098. Ребенок на вершине дома крикнул на волк внизу. Малыш мог уйти от него только до тех пор, пока он был на крыше. 099.

У продавца был образ Меркурия и утверждал, что он дал богатство. Когда его спросили, почему он продается, он сказал, что ему нужно богатство сейчас, а не позже, когда изображение работает. 100. Момусу было предложено судить о трудах других богов. Мамус завидовал и критиковал работу каждого. Юпитер увидел это и изгнал.

На этом уроке вы узнаете ещё об одном пороке русского общества, изобличённом великим баснописцем.

Басня же, о которой пойдёт речь, была написана более ста лет назад, но не потеряла своей актуальности до сих пор.

Рис. 1. О. А. Кипренский. «Портрет И.А. Крылова», 1816 ()

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова (рис. 1): «Какой-то вельможа (по словам одних - гр. Разумовский, по другим - кн. А. Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?» - «Не умею», - скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». Кеневич В.Ф. Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»

Еще не связаны 102 Гермес и Земля. У Юпитера было зелье мошенничества и лицемерия, но слишком много было сделано, а неиспользованная часть - портным. Во всех профессиях есть кавалерия; большинство в портных. 104 Зевс и Аполлон, конкурс в стрельбе из лука. Человек дал животных убежище, и в свою очередь они дали ему свои атрибуты для разных возрастов в его жизни: упрямый в юности, рабочий позже, затем обрушился. 106. Юпитер пригласил всех животных на его свадьбу. Черепаха опоздала с извинением, что он был медленным из дома.

С этого момента Юпитер заставил его нести свой дом. 107 Зевс и Фокс. Еще не связаны 108 Зевс и Человек. Еще не связаны 109 Зевс и Позор. Как Бог Геркулес призвал всех других богов, кроме Плута. На вопрос о том, почему нет, Геракл сказал, что видел Бога Богатства со многими негодяями на Земле, это было неправильно. 112 Муравей и жук. Тонны и дельфины вымываются на берег. Тунни был рад видеть, что дельфин умирает первым. 114 Врач на похоронах. Человек, идущий и концентрирующийся, случайно наступил на гадюку, которая укусила его. 116.

После публикации басни Крылова стали называть «Соловьем». Это прозвание вошло в литературу.

Обратимся к тексту басни.

Осел и Соловей (рис. 2)

Рис. 2. Кадр из мультипликационного фильма по мотивам басен И.А. Крылова «В мире басен» ()

Краб покинул морской берег, чтобы прокормить его на лугу. Краб, вероятно, не должен был покидать берег! 117. Верблюд пожаловался Юпитеру на его рост относительно других животных. Юпитер рассердился на это, и поэтому теперь у Верблюдов более короткие уши. 118. Бобров охотятся за то, что их хвост - это лекарство. Когда преследовали, Бобр избежал захвата, укусив хвост. 119 Садовник поливает свои овощи. Когда Учитель добрался до Собаки, он подумал, что Мастер хотел подтолкнуть его дальше.

У музыканта была музыкальная комната, из-за которой он казался отличным. Но, когда музыкант играл на сцене, он был не очень хорош и убежал. 122. Воры украли петуха, который умолял на всю жизнь, говоря, что он обслуживал человека, пробуждая его. Воры думали, что это лучшая причина убить и съесть птицу. 123 Галка и вороны. У ворон есть сыр, которого хочет лиса. Лиса просит ворона петь. Он делает и бросает сыр. 125. Ворона завидовала Ворону, который кричал как предзнаменование. Кроу попытался имитировать Ворон, но путешественники увидели эту уловку и проигнорировали Ворона. 126.

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

Фокс видит галку, ожидающую еды с дерева с ранними фруктами на нем. Фокс говорит, что он ждет тщетно. 127. Собака сказала, что на молитву не будет дан ответ, поскольку Минерва не любит ворон. Ворон сказал, что будет продолжать пытаться подружиться. 128. Голодная Ворона полетела вниз и схватила Змея, который выглядел мертвым, но был жив, повернулся и укусил его со смертельным укусом. Галка пытается сделать две вещи, но не справиться с ними. У живота была вся еда, а остальная часть тела восстала и отказалась работать, чтобы получить больше.

Они вскоре смягчились, когда все тело начало голодать. Ум отвечает за наше счастье. Гала должна выбирать между жизнью в дикой природе и жизнью в неволе. Трудный выбор? 132 Собака, которая будет преследовать Льва. Собака, несущая еду, пересекла мост и увидела его отражение. Желая пищи отражения, собака бросает его. Волк нашел собаку, дремавшей снаружи. Вольф поймал Собака, но Собака сказала Волку из еды, сказав, что он станет толще после свадьбы и тогда сдастся. Голодные собаки видели шкуры в реке.

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался

Они решили выпить реку, чтобы добраться до шкуры. Глупые собаки; они лопнут. 136. В то время как Собака преследовала зайца, он иногда зажимал и иногда оглядывался на Заяц. Заяц не знал, что думать о предложении собаки для дружбы. 137. До того, как Гнат ушел, он спросил Быка, может ли он пойти. Быку все равно, как он даже не заметил, что у Кнота есть такие. 138. Заусы устали от страха. Они пошли утопить себя, когда они напугали некоторых лягушек. Чайка ела слишком большую рыбу и лопнула глотку. Проходящий Кайт упрекнул его за то, что он птица, но еду с моря. 140.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;

«Изрядно, - говорит, - сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

Лев был так влюблен, что позволил семье отнять всю свою защиту. Вероятно, он ошибся; в одной версии он умирает. Мнимые страхи самые худшие. Испуганный лев испугается лягушкой, пересекая болото. 142. Больной лев позвал других в свою пещеру. Многие вошли, но никто не вышел. Лев попытался обмануть Быка в логово, пригласив поделиться убитой овцой. Подойдя, Булл увидел инструменты, но нет овец, повернулся и ушел. Лев был закрыт на ферме фермером. Лев напал на всех животных Фермера, пока Фермер не выпустил его.

Лев и Дельфин заключили пакт, чтобы помогать друг другу. Когда Лев был атакован, он позвал дельфина, который не мог прийти, поскольку он не мог покинуть море. 146. Лев спал, когда Мышь пробежала по его гриве, разбудив его. Он искал Мышь не из страха, а из-за его знакомого и плохого разведения. 147. Лев сражался за медведя за убитого Фавна. Когда оба были слишком усталыми, чтобы двигаться, Фокс пришел и ушел с добычей. Очень жаль; должны делиться. 148. Лев собирался съесть зайца, когда появился олень.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.

Владислав Феофилович Кеневич, современник и первый систематический исследователь литературной деятельности Крылова, в «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова» писал: «Известно, что Крылов был к себе несравненно строже, чем его читатели: он по многу раз переписывал одну и ту же басню, всякий раз переделывал её и удовлетворялся только тогда, когда в ней не оставалось ни одного слова, которое, как он выражался, «ему приедалось». Именно поэтому мы можем утверждать, что каждое слово в басне И.А. Крылова несёт определённую смысловую нагрузку.

Лев решает преследовать Оленя, но никогда не ловит его. Заяц исчез, и Лев вернулся. 149. Когда пришло время разделить добычу, лев убил тех, кто попытался разделить предмет равномерно. Лиса училась и жила. 150. Лев был пойман в сети, освобожденный Мышей, которая раньше беспокоила Льва.

Жрица и Лев охотились вместе. Попка ушла в лес и погналась, чтобы напугать животных Льву. На вопрос, как он это сделал, Лев был очень саркастичным. 152 Бродяга и Дерево Малберри. Волки убедили овец, что им будет лучше без охранников, которых они уволят. Волки и овцы заключили мирный договор, в котором овцы отказались от своих собак и волков. Молодые крики и Волки закричали. Волк встретил Лошадь, выйдя из поля овса. Волк посоветовал Лошади съесть мелкий овес. Лошадь была на Волке, так как овес не пища Волков. 155.

Итак, в басне два ключевых образа: Осёл и Соловей.

Какие слова и выражения использует баснописец, чтобы создать образ Осла? Обратимся к словарю.

«Дружище» - фамильярное обращение к другу (отметим, что Соловей не являлся другом Осла, что придаёт его обращению ещё больше фамильярности и небрежности, что позволяет сделать вывод о невоспитанности Осла).

Волк ловит Агнца, который затем просит жизни. Кран хотел заплатить за то, что он взял кость из горла Волка. Волк посоветовал осторожно. 157. Волк призвал кормить козла, чтобы прийти на луг, где была лучшая еда. Коза увидела уловку. Вольф подслушал мать, говорящую ребенку, что если ребенок не будет спокоен, она будет кормить его волками. Ожидая ужина, весь Волк получил разочарование. 159 Волк и овец. Волк спрашивает проходящего Овца о воде. Овцы возразили, что если он принесет воду, он станет ужином.

Провидец рассказывал судьбу, когда сосед подбежал, сказав, что дом Провидца разбит. По дороге люди спрашивали, почему он этого не предсказывал. 162 Ребенок и ворона. Королева-пчела дала мед Юпитеру и попросила, в свою очередь, жаловать на тех, кто атакует. Юпитер дал ей жало, но с ней приходит смерть, если она используется. 164 Жестокие священники. Мыши и ласки боролись. Мыши выбрали своих храбрых, чтобы привести их, и сделали их генералами. Мыши бежали, когда пришли Уизли, но генералы не могли. Человек, используемый для кражи и хранения товаров у соседей.

Далее - слово «мастерище» , казалось бы, передаёт восхищение. Мастерище - это мастер, виртуоз в своём деле, да ещё в превосходной степени. Но созвучность со словом «дружище», да ещё явная тавтология «великий мастерище» вновь негативно характеризует Осла, свидетельствуя о его невежестве.

ТАВТОЛО́ГИЯ (от греч. tauto - «то же самое» и logos - «слово, понятие») - повторение одного и того же разными словами. В качестве стилистического приема относится к роду плеоназма (излишества).

Юпитер превратил его в муравейника, но его поведение не изменилось. 167 Муха. Человек потерпел кораблекрушение и обвинил море в своих проблемах. Море ответило, что это не он, а ветер, который должен быть обвинен. 169. Человек видел Ласточку в начале сезона и продал пальто. Погода снова замерзла, и мужчина оплакивал, что он убьет его и Ласточку. 170. Доктор склоняет умирающего пациента сказать ему, что все его симптомы естественны и нормальны. Пациент жалуется, что он готов умереть от хороших симптомов.

Пойманный снова, он умолял как Мышь. Меркурий восстановил золотой и серебряный топор, от которого отказался рабочий. Затем Меркурий восстановил настоящий топор и отдал ему других. 174. Фортуна, не желая, чтобы ее обвиняли в утоплении, спас человека от безумия. 175. К ужасу плоского дерева некоторые люди, сидящие под его тенью, плохо говорили об этом. Фермер жалеет замороженную змею и приносит ее домой. Оттаивание, змея возвращается к характеру и кусает все. 177. Приморские путешественники ждали у берега лодки, которую они видели на расстоянии до земли.

«Изрядно», - говорит Осёл, прослушав пение Соловья. «Изрядно» - значит «значительно, превосходно». Однако в толковых словарях это слово всегда сопровождается пометой «разг.», что означает «разговорный». То же самое можно сказать и о словах «уставясь» и «навострился».

Деепричастный оборот «уставясь в землю лбом» напоминает нам об ослином упрямстве. А сразу за ним - совет «немножко поучиться» пению у петуха, который судя по местоимению «нашим» является близким приятелем Осла. А теперь вспомним знаменитую пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Ограниченный петух является другом такого же невежи Осла.

Когда это произошло, они увидели, что это всего лишь груз дерева. Путешественник заключил безопасный проход с Меркурием на половину любых выводов. Он нашел орехи и финики и съел как оставляющие ямы, так и снаряды для Меркурия. 179. Асс работал под многими мастерами, каждый из них работал сильнее, чем последний. Он осуждал, когда-либо оставляя первый, поскольку последний был кожевником, который возьмет свою шкуру. 180.

Солт-торговец загрузил жопу, которая поскользнулась в воде. Асс, несущий священный образ через город, думал, что все его поклоны были вместо него. Его Учитель поставил его прямо с хорошо взбитым хлыстом. 183. Дикая жопа завидовала пастбищам и заботе, полученным прирученной жопой, пока, однажды, он не наткнулся на Тому жопу, потянув за телегу и взбираясь. Асс любил мелодию Кузнечика. Асс спросила о пище, думая, что это дало песню. Асса ничего не ела и умерла от голода. 185. Асес жаловался Юпитеру на переутомление.

Образ Осла вызывает смех у читателя. Такое изображение называется КОМИЧЕСКИМ .

Какими же художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья?

Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы «защёлкал», «засвистал», «отдавался», «рассыпался» . А также сравнение со свирелью, метафору «мелкой дробью рассыпался» , эпитет «томной» свирелью.

Как шутка, Юпитер сказал им мочиться в реке, чтобы облегчить их груз. На сегодняшний день, когда все мочится, все делают. 186. Ас, проезжавшая по дороге, повернулась к скале. Асс притворилась хромой, когда увидел волка. Волк спросил проблему, и Асс сказал, что у него есть шип. Лев хотел Лошади на обед. Он попытался занять часть врача в школе. Когда Лошадь появилась, он увидел обман и убежал от удара ногой. 188. Прекрасная одежда может замаскироваться, но глупые слова будут раскрывать дурака. В пруду упала жопа с грузом дерева.

Лягушки спросили, почему он делает такое большое дело из-за падения, когда они все время живут в пруду. 190. У жопы с открытой болячкой был ворон. Проходящий Волк заметил, что если бы он это сделал, его бы убили. Асс и Фокс сотрудничали, но когда появился Лев, Фокс сказал, что он поведет жопу в яму для Льва. Курица сидела на яйцах в заброшенном гнезде гадюки. Ласточка вызвала ее, спрашивая, почему она будет инкубировать яйца смертельного врага. - спросил Блэкберд, и Фаулер сказал, что это город. Блэкберд взял приманку и был пойман.

Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей: «затихли ветерки», «птички замолкли», «стада животных прилегли», «пастух пением любовался».

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры…

АВРОРА - богиня утренней зари (древнеримская мифология).

Обратим внимание на одну деталь: Соловей вообще не говорит, только поёт, этим автор показывает, что невежественное (просторечное и разговорное) чуждо этому герою в отличие от Осла, который постоянно что-то говорит, при этом использует в основном разговорную и просторечную лексику.

Автор использует приём антитезы , противопоставляя Соловья, мастера своего дела, истинного певца природы, который очаровывает своим пением, и Осла, глупого, невежественного, невоспитанного, который ничего не понимает в настоящем искусстве.

АНТИТЕЗА - стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.

В басне описывается ситуация, которая часто возникает в реальной жизни. Некто самоуверенный и незнающий берется судить о том, о чём не имеет никакого представления.

Мораль басни заключается в словах: «Избави Бог и нас от этаких судей». С помощью приёма аллегории, баснописец передаёт своему читателю мысль о том, что, если о настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.

МОРАЛЬ - это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

АЛЛЕГОРИЯ - иносказание - изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Басня «Осёл и Соловей» была написана Иваном Андреевичем Крыловым более ста лет назад, но до сих пор не потеряла своей актуальности, потому что таких глупых судей, как Осёл, можно встретить в жизни и в наше время.Источник).

Домашнее задание

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению басни И.А. Крылова «Осёл и Соловей».
  2. * Создайте иллюстрацию к басне И.А. Крылова «Осёл и Соловей», используя некоторые приёмы создания комического изображения. Например гротеск (преувеличение) : огромная голова Осла, как признак «большого» ума, но преувеличенно маленькая фигурка Соловья, подчёркивающая, что его значимость не во внешности, а в умении петь. Или деталь . Например очки у Осла, которые ему не нужны, потому что он прекрасно видит и без них, поэтому смотрит не в очки а поверх них.
  3. * Предположите, что Осёл из-за своего упрямства все-таки решил познакомить Соловья со своим приятелем Петухом и написал об этом в письме. Соловей хорошо воспитан и вежлив, поэтому отвечает на письмо Осла. Завязывается небольшая переписка. Придумайте эту переписку (сохраните особенности речи каждого из героев).
  1. Какие человеческие пороки и недостатки осмеивает в своих баснях И. А. Крылов?
  2. Каждая басня Крылова — это «ларчик с секретом». В ней содержится и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не всем. Те, кто хочет избавиться от пороков и недостатков, услышит и сделает вывод. Кичливый, самовлюбленный, нечестный не найдет в басне ничего полезного для себя. Под масками Медведя, Лисы, Волка и других животных и птиц скрываются люди. Баснописец подмечает и осмеивает все отрицательные качества человека: лесть, трусость, бесчестность, корысть, ложь, зависть, хитрость.

  3. Чем отличается басня от сказки?
  4. Каков исторический смысл басни И. А. Крылова «Волк на псарне»?
  5. В 1812 году началась Отечественная война, в которой сошлись две силы, две армии: французская во главе с Наполеоном и русская во главе с Кутузовым. Москва была обречена. Если бы Кутузов решил оборонять город, то русская армия понесла бы большие потери. Кутузов оставил Москву. Наполеон, войдя в город, поджег его. Но вскоре он понял тактику русского полководца и послал Кутузову предложение о мире, но тот не пожелал вести с врагом никаких переговоров. Наполеону пришлось оставить Москву. Кутузов сделал так, что Наполеон вынужден был идти к Можайску и отступать по старой Смоленской дороге. Эта дорога была гибельна для французов: на ней стояли сожженные города и разоренные деревни. В эти дни вышла басня Крылова «Волк на псарне». В сером волке каждый мог узнать Наполеона в его сером походном сюртуке, а в переговорах Волка с Ловчим — попытки Наполеона договориться с Кутузовым.

    После сражения под Красным Кутузов объезжал войска, поздравляя их с победой, а затем, улыбаясь, вытащил из кармана сложенную вчетверо бумагу. «Вот послушайте, какую мне прислал побасенку наш краснобай Крылов...» Кутузов стал читать. Дойдя до стиха «Ты сер, а я, приятель, сед», генерал снял свою фуражку, и все, увидев его серебристые седины, не могли удержаться от восторженных восклицаний. Когда же он прочел заключительные слова басни, то по войску прокатилось громкое «ура».

  6. Почему Ягненок (из басни «Волк и Ягненок») никогда бы не смог оправдаться перед Волком?
  7. В каких строчках заключена мораль этой басни?
  8. В басне «Квартет» Соловей судит музыкантов; в басне «Осел и Соловей» в роли судьи соловьиного пения выступает Осел. В чем разница межу этими двумя судьями?
  9. Соловей сам мастер пения, поэтому он имеет право сказать: «...в музыканты не годитесь!» Ему не нужно даже слушать игру этих музыкантов — достаточно взглянуть на тех, кто составляет квартет. Осел же — олицетворение бездарности, бесстыдной и наглой глупости. Он советует, считая, что разбирается в искусстве лучше Соловья, в то время как ничего в нем не смыслит.

  10. Какова мораль басни «Осел и Соловей»?
  11. В чем мудрость басен И. А. Крылова?
  12. Басни И. А. Крылова, написанные около двухсот лет назад, говорят о том, что всегда волновало и будет волновать людей. О добре и зле, о малодушии и коварстве, об уме, таланте и глупости. В крылатых выражениях крыловских басен — вся мудрость великого баснописца: «скупой теряет все, желая все достать»; «услужливый дурак опаснее врага»; «сила без ума — сокровище плохое»; «а вору дай хоть миллион — он воровать не перестанет»; «почти у всех во всем один расчет: кого кто лучше проведет, и кто хитрей кого обманет»; «ты сер, а я, приятель, сед» и др.

  13. Почему басни И. А. Крылова легко иллюстрировать художникам? Материал с сайта
  14. С какой целью баснописец использует аллегорию?
  15. Что общего в отношении автора к своим юным героям в баснях «Два мальчика», «Вороненок», «Мальчик и Змея»?
  16. Басни И. А. Крылова «Два мальчика», «Вороненок», «Мальчик и Змея» говорят о юных героях и обращены к ним же. При всем различии сюжетов и героев они учат вниманию юных читателей к тем, с кем приходится общаться. Недостаток опыта и умения оценить обстановку мешает героям в самых различных обстоятельст-вах. Сене — в отношениях с бойким прия-телем, Вороненку — во время его «охо-ты», беспечному Мальчику — при случай-ной встрече со Змеей.