Биографии Характеристики Анализ

Якоби борис семенович биография. © Изобретения и изобретатели России

Мориц Герман Якоби (на русский лад Борис Семёнович Якоби ; нем. Moritz Hermann von Jacobi; 21 сентября 1801, Потсдам - 27 февраля (11 марта) 1874, Санкт-Петербург) - немецкий и русский физик-изобретатель. Прославился открытием гальванопластики. Построил первый электродвигатель, телеграфный аппарат, печатающий буквы.

Старший брат математика Карла Якоби, отец изобретателя Владимира Якоби и сенатора Николая Якоби.

Биография

Мориц Герман Якоби родился в состоятельной еврейской семье. Отец будущего физика, Симон Якоби, был личным банкиром короля Пруссии Фридриха Вильгельма III; мать, Рахель Леман, была домохозяйкой. Свою учёбу он начинает в Берлинском университете, затем переходит в Гёттингенский университет. По окончании курса в Гёттингене до 1833 года работал архитектором в строительном департаменте Пруссии.

Изобретение электродвигателя

В 1834 году переезжает в Кёнигсберг, где в университете преподавал его младший брат Карл. Увлечения физикой приводят Якоби к серьёзному изобретению - первому в мире электродвигателю с непосредственным вращением рабочего вала. До изобретения Якоби существовали электротехнические устройства с возвратно-поступательным или качательным движением якоря. Якоби отозвался об одном из них:

Целью учёного становится создание более мощного электродвигателя с возможностью его практического применения. В 1834 году Якоби строит электродвигатель, основанный на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами.

Двигатель состоял из двух групп магнитов: четыре неподвижных были установлены на раме, а остальные - на вращающемся роторе. Для попеременного изменения полярности подвижных электромагнитов служил придуманный учёным коммутатор, принцип устройства которого используется до настоящего времени в тяговых электродвигателях. Двигатель работал от гальванических батарей и на момент создания был самым совершенным электротехническим устройством. Двигатель поднимал груз массой 10-12 фунтов (примерно 4-5 кг) на высоту 1 фут (примерно 30 см) в секунду. Мощность двигателя была около 15 Вт, частота вращения ротора 80-120 оборотов в минуту. В этом же году Якоби направляет рукопись с описанием своей работы в Парижскую академию наук. Изобретение рассматривается на заседании Академии и практически сразу работа публикуется. Таким образом, о построенном в мае 1834 года в Кёнигсберге двигателе становится широко известно в декабре 1834 года.

Русский период

Работы Якоби были высоко оценены В. Я. Струве и П. Л. Шиллингом, и по их рекомендации Якоби в 1835 году был приглашён на должность профессора в Дерптский университет на кафедру гражданской архитектуры. В этом же году Якоби публикует «Мемуар о применении электромагнетизма для движения машин», вызвавший большой интерес в академических кругах.

Русский физик и электротехник Борис Семенович (Мориц Герман) Якоби родился 9 (21) сентября 1801 г. в Потсдаме (Германия). Его отец был личным банкиром короля Фридриха Вильгельма, младший брат - Карл Густав Якоби (1804-1851) в дальнейшем стал выдающимся немецким математиком. (Он один из создателей теории эллиптических функций, ему принадлежат открытия в области теории чисел, линейной алгебры и многих других разделах математики).

Образование Б.С. Якоби получил в Гёттингенском университете, по желанию родителей получив специальность архитектора. В 1835 году он стал профессором гражданской архитектуры в Дерптском университете. Однако в Дерпте Б.С. Якоби пробыл недолго. У него кроме архитектуры была еще одна страсть - проводить опыты с электричеством. В мае 1834 года Якоби построил свою первую действующую модель электродвигателя, "магнитного аппарата", как называл он свой двигатель. В ноябре 1834 года он отправил в Парижскую Академию наук рукопись с описанием изобретенного им электродвигателя. 1 декабря о достижении Якоби было доложено на заседании Академии, а уже 3 декабря его записка была опубликована. Труды Б. Якоби в области "чистой и прикладной электрологии" нашли отклик в Петербурге в Академии наук, и в 1837 году он был командирован туда на "неопределённое время" для работы в комиссии по исследованию применений электромагнитов в движении машин. Приехав в Петербург, ученый остался в нем на всю жизнь.

Первым и самым замечательным открытием Якоби в России стало изобретение в 1838 году гальванопластики. (Гальванопластика - получение металлических копий с металлического и неметаллического оригинала путем электролиза, т.е. разложения веществ при прохождении через них постоянного электрического тока.) И вскоре данное открытие получило признание во всем мире. В Петербурге было создано предприятие, которое делало с помощью гальванопластики барельефы и статуи для украшения Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Большого театра в Москве, золотило листы кровли для куполов, производило медные копии с форм для печатания денег, а также географических карт, почтовых марок, художественных гравюр.

В это же время совместно с академиком Э.Х. Ленцем (1804-1865) Якоби исследовал электромагнитные притяжения и законы намагничивания железа. Для этой цели он построил особый реостат, названный им вольтагометром. В 1839 году Якоби вместе с Ленцем построил два усовершенствованных и более мощных электродвигателя. Один из них был установлен на большой лодке и вращал ее гребные колеса. При испытаниях лодка с экипажем из 14 человек поднималась против течения Невы, борясь со встречным ветром. Это сооружение представляло собой первое в мире электрическое судно. Другой электродвигатель Якоби-Ленца катил по рельсам тележку, в которой мог находиться человек. Эта скромная тележка приходится "бабушкой" трамваю, троллейбусу, электропоезду, электрокару. Правда, сидеть в ней было не очень удобно, поскольку свободного места там почти не оставалось из-за батареи. Других источников электрического тока тогда не знали. В 1839 Якоби получил в Императорской Академии наук место адъюнкта, в 1842 - место экстраординарного и, наконец, в 1847 - ординарного члена Петербургской Академии наук.

В 1840-х годах Б.С. Якоби заинтересовался работами по телеграфии, в том числе своего друга Павла Львовича Шиллинга, учел слабые стороны имеющихся телеграфных аппаратов и пришел к убеждению, что вполне реально создать новый, надежный, быстродействующий и легко управляемый электромагнитный аппарат. Первый пишущий аппарат Якоби сконструировал в 1839 году. Его особенностью было то, что вместо мультипликатора использовался электромагнит, приводивший при помощи системы рычагов в действие карандаш. Запись сигналов производилась на фарфоровой доске, которая двигалась на каретке под действием часового механизма. Телеграфный аппарат Якоби в течение нескольких лет (1842-1845) успешно работал на "царских" подземных (кабельных) линиях: Зимний дворец - Главный штаб - Царское Село длиной около 30 км. Однако ученый не был доволен его работой: записи принятых депеш трудно поддавались расшифровке, мало удобным было также устройство каретки с экраном.

В течение многих лет Якоби продолжал совершенствовать своё изобретение. В 1845 году он создал абсолютно новую конструкцию стрелочного синхронного аппарата с горизонтальным циферблатом, электромагнитным приводом и прямой клавиатурой. Этот аппарат получил практическое применение в России, в Европе и стал основой для многих других синхронных телеграфных аппаратов. А в 1850 году Якоби изобрел первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат, работающий по принципу синхронного движения. Это изобретение было одним из крупнейших достижений электротехники середины ХIХ века. Однако русское правительство считало изобретение Якоби военным секретом и не разрешало ученому публиковать его описание. О нем даже в России знали немногие, до тех пор пока в Берлине Якоби не показал чертежи своим "давнишним друзьям". Этим воспользовался В. Сименс, внесший в конструкцию устройства Якоби некоторые изменения и совместно с механиком И. Гальске организовавший серийное производство таких телеграфных аппаратов. Так было положено начало деятельности всемирно известной электротехнической фирмы "Сименс и Гальске". А Якоби в 1851 году писал, что "та же самая система, которую я впервые ввел, принята в настоящее время в Америке и в большинстве стран Европы".

Последняя работа Б.С. Якоби в области аппаратостроения относится к 1854 году, когда он создал новый телеграфный аппарат для связи на больших пароходах между каютой капитана и машинным отделением. Но аппаратостроением не ограничивалась деятельность Якоби в области телеграфии. Он внес выдающийся вклад в строительство линий электромагнитного телеграфа и в решение вопроса об устойчивости и надежности телеграфирования. На склоне лет Б.С. Якоби заведовал Физическим кабинетом Петербургской Академии наук. Он создал команды военных гальванеров, на основе которых выросла высшая электротехническая школа России. Якоби разработал и усовершенствовал способ зажигания мин на расстоянии электрическим током и руководил применением этого метода в Кронштадтской крепости во время Крымской войны.

В 1872 г. по возвращении из Парижа, где он участвовал в качестве русского делегата в работе Международной комиссии по установлению однообразной системы мер и весов, у Якоби начались сердечные приступы, первые симптомы которых были отмечены еще в 1870 году. Он слег, но сердечные приступы повторялись, и 27 февраля (11 марта) 1874 года Борис Семенович Якоби скончался. Отличительной чертой Якоби была его скромность. Он никогда не подчеркивал и не афишировал своих многолетних трудов, имеющих огромное научное и практическое значение. Хотя Якоби занимал видное служебное положение и получил за изобретение гальванопластики Демидовскую премию в 25 000 рублей, а в 1867 году на Парижской выставке - большую золотую медаль и премию, он не заработал больших денег. Умирая, этот крупнейший изобретатель был вынужден обратиться к правительству с просьбой не оставить в нужде его семью.

Немец по происхождению, он принял русское подданство и считал Россию "вторым отечеством". Выдающийся физик и электротехник, член Петербургской Академии наук Якоби всегда подчеркивал, что его изобретения принадлежат России. Он отлично понимал значение открытия гальванопластики и до конца жизни боролся за ее внедрение в русскую промышленность. Якоби соблазняли тем, что в другой стране он мог бы гораздо лучше воспользоваться правами изобретателя. Но он считал, что гальванопластика принадлежит исключительно России.

К сожалению, сегодня могила Б.С. Якоби на Смоленском лютеранском кладбище находится в ужасном состоянии. Среди поваленных крестов и непроходимых зарослей, в болотистом месте у кладбищенского забора непросто отыскать пошатнувшийся черный обелиск за проржавевшей оградой. Захоронение ученого и изобретателя, отдавшего всю жизнь России, сегодня всеми забыто. Кажется, что посещают его только местные бомжи, устроившие рядом что-то среднее между свалкой мусора и местом отдыха. Кто поверит, что надгробие Б.С. Якоби включено в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 под №527 и охраняется государством?!

"Культурно-историческое значение и развитие наций оцениваются по достоинству того вклада, который каждая из них вносит в общую сокровищницу человеческой мысли и деятельности. Поэтому я обращаюсь с чувством удовлетворенного сознания к своей тридцатисемилетней ученой деятельности, посвященной всецело стране, которую привык считать вторым отечеством, будучи связан с нею не только долгом подданства и тесными узами семьи, но и личными чувствами гражданина. Я горжусь этой деятельностью потому, что она, оказавшись плодотворной в общем интересе всего человечества, вместе с тем принесла непосредственную и существенную пользу России..."

Б.С. Якоби

Борис Семенович Якоби (Мориц Герман) родился 9 (21) сентября 1801 года в немецком городе Потсдам в состоятельной еврейской семье, однако все свои изобретения он завещал России. Отец будущего физика был личным банкиром короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, мать - домохозяйкой. Обучался в Берлинском и Геттингенском университетах на архитектурных факультетах, работал в строительном департаменте Пруссии. В 1834-м переехал в Кенигсберг. Увлечение физикой не прошло даром - в этом же году он изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом. В 1837 году Николай I выделяет Якоби баснословную сумму в 50 тысяч рублей для проведения опытов с изобретенной им электромагнитной машиной. В ответ Якоби навсегда перебирается в Россию и принимает российское подданство. В 1838-м ученый изобрел гальванопластику, положив начало целому направлению прикладной электрохимии. Достиг значительных успехов в области телеграфии. В 1839 году получил звание адъюнкта Петербургской академии наук, через восемь лет стал академиком. За изобретение гальванопластики в 1840 году был удостоен Демидовской премии в размере 25 000 рублей и награжден Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. До конца жизни Якоби был заведующим Физическим кабинетом Петербургской академии наук. Скончался ученый 27 февраля (11 марта) 1874 года в Санкт-Петербурге от сердечного приступа.

По жизни Якоби имел одну большую страсть - проводить опыты с электричеством. Он даже вел переписку с великим английским ученым Майклом Фарадеем, который установил законы электролиза - процессов, протекающих при пропускании электрического тока через растворы. Началом будущих открытий стало создание электродвигателя с вращающимся рабочим валом. В основе его работы были те же магнитные эффекты, которые заставляют стрелку компаса поворачиваться одним концом к северу, а другим - к югу. В 1839 году Якоби вместе с физиком Эмилием Ленцем построил два усовершенствованных и более мощных электродвигателя, один из которых был установлен на большой лодке и вращал ее гребные колеса. Для демонстрации мощности двигателя в лодку посадили экипаж из четырнадцати человек и пустили ее против течения Невы и ветра. Второй электродвигатель демонстрировал возможность передвижения по рельсам тележки, в которой мог находиться человек. Эти сооружения представляли собой первое в мире электрическое судно и аналог трамвая, троллейбуса, электропоезда и электрокара. Однако, несмотря на революционность идеи, сидеть в тележке было неудобно из-за отсутствия свободного места. Кроме этого, источник электрического тока не мог работать без цинка, который расходовался так же быстро, как уголь в топке, но в отличие от последнего был дороже. Поэтому для проведения опытов Якоби нуждался в других, более дешевых источниках электрического тока. Для решения этой проблемы он тщательно изучил целый ряд гальванических элементов. До Якоби было известно, что при прохождении электрического тока через растворы солей на электродах происходят особые процессы, сопровождающиеся выделением газов, металлов и других продуктов взаимодействия с водой. При электролизе часть веществ может оседать на электроде в виде сплошного слоя, причем данное явление характерно для большинства металлов, покрывающих катод - электрод, к которому движутся положительно заряженные частицы. Однажды, работая с раствором, в котором на электроде оседала медь, Якоби обратил внимание, что получившийся слой был равномерным и мог быть легко отделен. Более того, листочек меди полностью и в точности воспроизводил все особенности поверхности электрода, включая неровности.

Как истинный практик, Якоби в следующий раз применил в качестве электрода полоску металла, на которой было выгравировано его имя. Результат был предсказуемым, но все равно впечатляющим: отодранный от электрода медный листочек представлял собой точную копию полоски металла с надписью на ней. Якоби оценил техническое значение этого факта и, видя потенциал в таком открытии, в другой раз снял копию с медного пятака.

Открытый процесс Якоби назвал гальванопластикой и стал широко пропагандировать его применение на практике. В 1838 году в докладной записке для Петербургской академии наук он рассказал о своем открытии, а спустя два года выпустил руководство по использованию гальванопластики, став родоначальником современной электрохимии.

Ученый был настолько нацелен на результат, что именно благодаря ему гальванопластика стала использоваться при изготовлении точных клише для печати государственных бумаг и денежных знаков. Интересно, что Якоби сулили огромные доходы и говорили о том, что в другой стране он мог бы найти гораздо больше применений своему изобретению. На это он отвечал, что «сие изобретение принадлежит исключительно России и не может быть оспорено никаким другим изобретением вне оной. Здесь оно открыто и здесь развивалось».

Талантливый физик открыл гальванопластическую мастерскую, где при его участии было изготовлено много замечательных произведений искусства. Из нее вышли статуи и барельефы Исаакиевского собора, Эрмитажа, Большого театра в Москве, Зимнего дворца, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. На эти и другие изделия мастерская потратила 6749 пудов меди. Для позолоты куполов Храма Христа Спасителя в Москве, Исаакиевского и Петропавловского соборов в Санкт-Петербурге и других небольших куполов и изделий было израсходовано 45 пудов 32 фунта золота. Параллельно Якоби занимался созданием телеграфных аппаратов. Его главным достижением стал буквопечатающий аппарат, который служил источником связи по специальным кабельным телеграфным линиям между главными царскими резиденциями.

Для их создания ученому понадобилось разработать еще много других сопутствующих технологий, например создания и производства подземных и подводных кабелей, подбора электроизоляционных материалов. Вклад Якоби в создание отечественного электротехнического оборудования огромен, с его участием был построен ряд электротехнических приборов - вольтметр, проволочный эталон сопротивления, несколько конструкций гальванометров и регуляторов сопротивления.

Мориц Герман фон Якоби родился в состоятельной еврейской семье. Отец будущего физика, Симон Якоби, был личным банкиром короля Пруссии Фридриха Вильгельма III; мать, Рахель Леман, была домохозяйкой. Свою учёбу он начинает в Берлинском университете, затем переходит в Гёттингенский университет. По окончании курса в Гёттингене до 1833 года работал архитектором в строительном департаменте Пруссии.

Изобретение электродвигателя

В 1834 году переезжает в Кёнигсберг, где в университете преподавал его младший брат Карл. Увлечения физикой приводят Якоби к серьёзному изобретению - первому в мире электродвигателю с непосредственным вращением рабочего вала. До изобретения Якоби существовали электротехнические устройства с возвратно-поступательным или качательным движением якоря. Якоби отозвался об одном из них:

Целью учёного становится создание более мощного электродвигателя с возможностью его практического применения. В 1834 году Якоби строит электродвигатель, основанный на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами.

Двигатель состоял из двух групп магнитов: четыре неподвижных были установлены на раме, а остальные - на вращающемся роторе. Для попеременного изменения полярности подвижных электромагнитов служил придуманный учёным коммутатор, принцип устройства которого используется до настоящего времени в тяговых электродвигателях. Двигатель работал от гальванических батарей и на момент создания был самым совершенным электротехническим устройством. Двигатель поднимал груз массой 10-12 фунтов (примерно 4-5 кг) на высоту 1 фут (примерно 30 см) в секунду. Мощность двигателя была около 15 Вт, частота вращения ротора 80-120 оборотов в минуту. В этом же году Якоби направляет рукопись с описанием своей работы в Парижскую академию наук. Изобретение рассматривается на заседани Академии и практически сразу работа публикуется. Таким образом, о построенном в мае 1834 года в Кёнигсберге двигателе становится широко известно в декабре 1834 года.

Российский период

Работы Якоби были высоко оценены В. Я. Струве, П. Л. Шиллингом и по их рекомендации Якоби в 1835 году был приглашён на должность профессора в Дерптский университет на кафедру гражданской архитектуры. В этом же году Якоби публикует «Мемуар о применении электромагнетизма для движения машин», вызвавший большой интерес в академических кругах.

В 1837 году по рекомендации нескольких членов Петербургской академии наук, Якоби составляет докладную записку с предложением о практическом применении своего электродвигателя «для приведения в действие мельницы, лодки или локомотива» и подаёт её Министру народного просвещения и президенту Академии графу С. С. Уварову. Предложение Якоби было доведено до сведения Николая I, который даёт распоряжение о создании «Комиссии для производства опытов относительно приспособления электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Якоби». Комиссию поручено возглавить адмиралу И. Ф. Крузенштерну, в состав входят академики Э. Х. Ленц, П. Л. Шиллинг и другие известные учёные. На проведение работ выделяется баснословная по тем временам сумма в 50 тысяч рублей. Якоби навсегда переезжает в Россию, принимает российское подданство и до конца жизни считает Россию своей второй родиной:

Научно-техническое творчество учёного было многообразным. Якоби изобрёл ряд приборов для измерения электрического сопротивления, названных им вольтагометром. В 1838 году Якоби сделал своё самое замечательное открытие, а именно открыл гальванопластику, положив начало целому направлению прикладной электрохимии. Значительные успехи были достигнуты в области телеграфии. Он сконструировал телеграфный аппарат синхронного действия с непосредственной (без расшифровки) индикацией в приёмнике передаваемых букв и цифр и первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат, руководил строительством первых кабельных линий в Санкт-Петербурге и между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Разрабатывал гальванические батареи, много работал над созданием противокорабельных мин нового типа, в том числе самовоспламеняющихся (гальваноударных) мин, мин с запалом от индукционного аппарата; был инициатором формирования гальванических команд в сапёрных частях русской армии.

Работы Якоби получили заслуженное признание, в 1839 году он был утверждён в звании адъюнкта Императорской Академии Наук, в 1842 году стал экстраординарным, а в 1847 году - ординарным академиком. За изобретение гальванопластики Б. С. Якоби в 1840 году удостоен Демидовской премии в размере 25000 рублей, в 1867 году награжден Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Жалован дипломом на потомственное дворянское достоинство 04.12.1864.

Последние годы жизни заведовал Физическим кабинетом Петербургской академии наук. Умер Борис Семёнович Якоби в Санкт-Петербурге от сердечного приступа. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище на Васильевском острове.

Научное наследие

Совместно с академиком Ленцем Якоби исследовал электромагнитные притяжения и законы намагничивания железа. Для этой цели он построил особый реостат, названный им вольт-агометром. В 1839 г. Якоби построил лодку с электромагнитным двигателем, который от 69 элементов Грове развивал 1 лошадиную силу и двигал лодку с 14 пассажирами по Неве против течения. Это было первое применение электромагнетизма к передвижению в больших размерах. В 1838 г. Якоби сделал свое самое замечательное открытие, а именно гальванопластику. В 1840 г. Якоби был утвержден в звании адъюнкта Императорской Академии Наук, в 1842 г. экстраординарным, а в 1847 г. ординарным академиком. Оценка работ Якоби была дана академиком Вильдом в речи, произнесенной 29 декабря 1874 г. в годичном заседании Академии Наук (см. "Bulletin de l"Academie" декабрь 29, 1876). Якоби продолжительное время нес еще обязанности члена мануфактурного совета при Министерстве финансов. В 1867 г., во время всемирной выставки в Париже, Якоби был делегатом от России в международной комиссии для выработки общих единиц мер, весов и монет; здесь Якоби явился горячим поборником метрической системы. В 1842 - 1845 гг. Якоби построил телеграф с подземными проводами между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Якоби построил также по этой линии несколько телеграфных аппаратов новой весьма остроумной конструкции, которые хранятся в физическом кабинете Академии Наук.

Основные научные труды Б.С. Якоби

Гальванопластика или способ по данным образцам производить медные изделия из медных растворов помощью гальванизма, Спб., 1840.

Адреса в Санкт-Петербурге

Русский физик и электротехник, изобретатель электродвигателя, создатель гальванотехники

«Я здесь чувствую себя очень хорошо, - писал Борис Якоби своему брату из Петербурга. - Но предостерегаю вас одновременно: остерегайтесь, как бы русские также и в научном отношении не превзошли вас, и ни в коем случае не думайте, что вы можете почивать на ваших немецких лаврах и что они не будут у вас отняты. Здесь имеет место разносторонняя деятельность». Родившийся в Германии и принявший в 1837 году русское подданство, Борис Семёнович считал Россию своим вторым отечеством, был связан с ней не только тесными семейными узами, но и гражданскими чувствами. Выдающийся физик и электротехник, член Петербургской академии наук Якоби искренне любил Россию и всегда подчеркивал, что его изобретения принадлежат именно этой стране. В мировую историю науки он вошел как яркий, оригинально мыслящий ученый, работавший в области электромагнетизма, гальванопластики, как создатель ряда телеграфных аппаратов, каждый из которых был шагом вперед в развитии электротелеграфии.

Борис Семёнович (Мориц Герман) Якоби родился в Потсдаме в 1801 году. В 19 лет поступил в Берлинский университет, но спустя некоторое время перевелся в Геттингенский университет, по окончании которого получил диплом архитектора. Несколько лет Борис Якоби проектировал здания в родном Потсдаме, а после переезда в Кенигсберг всерьез увлекся новой тогда отраслью знаний - теорией и практикой электромагнетизма. Результатом его трудов явилось создание в 1834 году электродвигателя оригинальной конструкции, за работу над которым по рекомендации прусского кайзера Фридриха Вильгельма III Кенигсбергский университет присвоил ученому докторскую степень. Слава молодого изобретателя мгновенно вышла за пределы Германии. Ведущие учебные заведения мира приглашали его на свои кафедры. Выбор Бориса Семёновича пал на Петербургский университет. В его стенах в 1839 году Якоби вместе с академиком Эмилием Христиановичем Ленцем построил два новых электродвигателя. Один из них был установлен на большой лодке и, вращая ее гребные колеса, легко поднимал судно с экипажем на борту против течения Невы. Другой электродвигатель Якоби - Ленца мог катить по рельсам человека в тележке и явился прообразом современного трамвая, троллейбуса, электропоезда.

Грандиозный успех пришел к ученому в 37 лет. Именно тогда он изобрел гальванопластику, с помощью которой позднее были украшены интерьеры Исаакиевского собора, Эрмитажа, Зимнего дворца, произведены медные копии с форм для печатания денег, а также географических карт, почтовых марок, художественных гравюр.

Особенностью первого пишущего аппарата, сконструированного ученым, было то, что вместо мультипликатора в нем использовался электромагнит, приводивший при помощи системы рычагов в действие карандаш. Запись сигналов производилась на фарфоровой доске, которая двигалась на каретке под действием часового механизма. При помощи этого аппарата успешно обменивались информацией обитатели Зимнего дворца, Главного штаба и Царского села. И, тем не менее, Борис Семёнович не был доволен своим изобретением. Работа по его усовершенствованию продлилась несколько лет. В созданном буквопечатающем телеграфном аппарате ярко проявились необычайный самобытный талант Якоби и его поразительная требовательность к себе. В основу нового устройства был положен принцип синфазности и синхронности, который впоследствии широко использовали другие изобретатели телеграфных аппаратов - Девид Юз, Эрнст Вернер фон Сименс и Жан Бодо. Этот принцип сохранил свое значение и для современных буквопечатающих приборов.

Многие годы ученый посвятил проектированию отечественного электротехнического оборудования, построил ряд незаменимых приборов, среди которых вольтметр, проволочный эталон сопротивления, несколько конструкций гальванометров, регулятор сопротивления.

Создание подземных и подводных кабелей, разработка технологии их производства, подбор электроизоляционных материалов также прославили имя изобретателя.

«Я черпал из науки только то, что ведет или обещает привести к практическим результатам, - говорил Борис Семёнович Якоби. - Я ставил себе задачу примирить науку и технику, стереть неоправданное различие, которое установили между теорией и практикой».

Борис Якоби стал автором около десятка конструкций телеграфных аппаратов, а в 1850 году изобрел первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат, который работал по принципу синхронного движения. Это устройство было признано одним из крупнейших достижений электротехники середины XIX века.

Альманах "Великая Россия. Личности. Год 2003-й. Том II", 2004, АСМО-пресс.