Биографии Характеристики Анализ

Юный техник крейсер 1 ранга аскольд. Лучший крейсер эскадры

В. Я.Крестьянинов, С. В. Молодцов. Крейсер «Аскольд»

Флот получает новый быстроходный крейсер

11 апреля 1901 года «Аскольд» первый раз вышел в море. Начались заводские испытания механизмов корабля. В этот день из-за неисправности питательных помп, подающих воду в котлы, не удалось поднять давление пара свыше 14 атм, тем не менее крейсер развил скорость 18,25 уз, что для первого выхода было неплохо. Через 5 ч испытаний заметили убыль воды в переднем и двух задних котлах, а вслед за тем в каждом из этих котлов разорвалось по одной трубке; испытания пришлось прервать и возвратиться в Киль. Во избежание возможных недоразумений русские офицеры и команда в обслуживании механизмов не участвовали. Наблюдающие за постройкой потребовали устранить все недостатки, замеченные на испытании.

Кроме того, дала о себе знать сильная вибрация: командирский мостик дрожал так, что стрелка магнитного компаса металась в разные стороны. Начались работы по подкреплению мостика, хотя инженеры фирмы сочли вибрацию не выходящей за пределы, свойственные быстроходным крейсерам. 23 мая крейсер вновь вышел на заводские испытания. Представители фирмы надеялись на этом выходе достигнуть контрактной скорости, однако главные машины работали со стуком, и русские специалисты потребовали прекращения выходов в море, тщательного осмотра подшипников и устранения причин стука. По сравнению с первым выходом значительно увеличилась вибрация корпуса, особенно в корме в районе гребных винтов. Пока проходила ревизия подшипников и выяснялись причины вибрации корпуса, решался и ряд организационных вопросов: дело в том, что до начала официальных испытаний подводную часть крейсера предстояло очистить и покрасить в доке. В Киле свободного дока не оказалось, и решили использовать док в Гамбурге, но для перехода туда требовалось застраховать корабль, который не принадлежал формально русскому флоту. Для страхования крейсера на время перехода из Киля в Гамбург и обратно немецкое страховое общество, имевшее договор

с фирмой, потребовало, чтобы корабль шел под немецким коммерческим флагом под командованием немецкого же шкипера. В то же время Главный морской штаб предписывал командиру поднять флаг русского торгового флота. После обмена телеграммами управляющий Морским министерством разрешил переход туда и обратно под немецким коммерческим флагом.

К началу июня машины были перебраны, осмотрены и исправлены в соответствии с замечаниями наблюдающих. 9 июня 1901 года крейсер снова вышел в море, механизмы работали лучше, и Н.К.Рейценштейн согласился на переход в Гамбург. К этому времени крейсер был готов к испытаниям по механической части, но задерживали незаконченные работы в артиллерийских погребах. Чтобы ускорить окончание постройки и приемку корабля, программу приемных испытаний разделили на два этапа: на первом этапе проводили ходовые испытания и приемку механизмов и систем, продолжая работы в погребах; на втором - испытывали и принимали погреба.

К 12 июня завод закончил замену труб главного паропровода, и «Аскольд» пошел Кильским каналом в Гамбург и 14 июня был введен в плавучий док фирмы «Блом унд Фосс». Работы по устранению повреждений, очистке и покраске подводной части завершили 21 июня, и в тот же день «Аскольд» вышел из дока.

Обратно в Киль крейсер пошел вокруг полуострова Ютландия Северным морем и Датскими проливами - руководство фирмы хотело опробовать крейсер при более продолжительном плавании. В Северном море крейсер шел под двумя машинами со скоростью 15 уз. Вибрация при этом была незначительной, но при перекладке руля на какой-либо угол заметно увеличивалась. Устройство разобщения линии вала среднего винта оказалось крайне неудачным: чтобы ввести в действие среднюю машину, требовалось 1,5 ч.

23 июня «Аскольд» ошвартовался на своем месте у стенки верфи в Киле. До этого перехода существовало опасение, что из-за большой площади пяти труб крейсер при боковом ветре будет сильно сносить и кренить, но при боковом 4-балльном ветре крена и значительного бокового дрейфа не наблюдалось. Главные машины на переходе работали намного лучше, чем на предыдущих выходах.

24 июля приемная комиссия в составе 16 человек под председательством Н.К.Рейценштейна собралась на «Аскольде» и приступила к официальной приемке крейсера, продолжавшейся до 6 января 1902 года. Комиссия тщательно осмотрела корпус, затем начались последовательные испытания вспомогательных механизмов, систем и устройств крейсера. 25 июля 1901 года «Аскольд» выходил на 24-часовую пробу для притирки подшипников. Машинам давали только до 90-95 об/мин, так как подгонка оказалась неудовлетворительной. Пришлось вернуться в Киль.

28 июля провели испытание стрельбой артиллерийских установок. При выстрелах из 152-миллиметровых орудий получали повреждения надстройки, двери, иллюминаторы, шкафчики, срывались с места плафоны, штепсели и даже вылетели стекла двух носовых прожекторов. Стрельба из кормовых бортовых 152-миллиметровых орудий под углами к диаметральной плоскости, меньшими 30°, грозила серьезными разрушениями надстройки.

19 августа на предварительной пробе перед приемными испытаниями машины развили суммарную мощность 21 200 л.с., что обеспечило скорость 23,25 уз; средняя же скорость за 10 пробегов в течение 3 ч при 4-бальном ветре и 121 об/мин составила 21,85 уз. Комиссия нашла возможным допустить корабль к официальным испытаниям после исправления в машине ряда мелких неисправностей.

6 сентября «Аскольд» вышел на официальные испытания на Данцигскую мерную милю: предстояло развить наибольшую контрактную скорость 23 уз и определить число оборотов машин при этой скорости. Для приведения осадки корабля в соответствие с контрактом массу недостающих грузов возместили водой и углем, при этом водоизмещение крейсера составляло 5950 т. Завод предоставил для испытаний отборный кардифский уголь и опытных кочегаров.

Погода не благоприятствовала испытаниям - дождь, пасмурно, временами находил туман, состояние моря - 2 балла, ветер - 3 балла, температура воздуха + 11 °С. Средняя скорость из четырех пробегов по две мили составила 23,39 уз, она и стала наибольшей официальной скоростью «Аскольда». Входные люки кочегарок на испытании держали открытыми, и котлы работали при естественной тяге. Усилия кораблестроителей и механиков были вознаграждены - контрактная скорость достигнута. Паровые машины работали исправно, и все было бы хорошо, если бы не стук в подшипниках и слегка «парившие» сальники цилиндров. Теперь предстояло подтвердить достигнутую скорость на двух непрерывных шестичасовых испытаниях механизмов на полную мощность, причем какой-либо ремонт между пробегами не допускался.

Несмотря на ряд неполадок, затягивающих испытания, Н.К.Рейценштейн отмечал в рапорте в ГМШ, что «с каждым разом машины улучшаются, сам крейсер - вполне хороший корабль». Продолжительная доводка машин, по мнению Рейценштейна, объяснялась отсутствием опыта испытаний у инженеров и рабочих фирмы.

15 сентября у острова Борнхольм состоялось первое шестичасовое официальное испытание крейсера. Весь следующий день стоял густой туман, и второй пробег состоялся только 17 сентября. На первом испытании средняя скорость составила 23,59, на втором - 23, 83 уз, а временами превышала 24 уз.

Еще в марте 1900 года председатель МТК вице-адмирал И.М.Диков, рассматривая контрактные чертежи «Аскольда», обратил внимание на очень низкие мачты крейсера. В результате Н.К.Рейценштейн получил приказание обсудить с фирмой вопрос об увеличении высоты рангоута. Через некоторое время чертежи новых мачт были готовы, но фирма настолько боялась штрафов за недостижение контрактной скорости, что настояла на отсрочке установки высоких мачт после испытаний.

Долгую переписку с МТК пришлось вести Н.К.Рейценштейну и по поводу сооружения ходовой рубки на верхнем мостике, которой в проекте не предусматривалось - командир, вахтенный офицер, рулевой должны были стоять на мостике в любую погоду, открытые всем ветрам во время продолжительных плаваний. Уже первые выходы «Аскольда» на испытания показали необходимость устройства закрытой ходовой рубки, и командир обратился за разрешением в МТК сделать дополнительный заказ фирме, первоначально получив отказ. Тем не менее настойчивость командира крейсера победила, и рубка была построена.

Дополнительное испытание главных механизмов состоялось 3 ноября в Кильской бухте. Машины работали плавно, без стука в подшипниках и травления пара и при 128 об/мин развили мощность 23 500 л. с., при этом значительно уменьшилась вибрация. Через 2 ч 20 мин полного хода комиссия, убедившись в выполнении всех требований, заявила об окончании ходовых приемных испытаний. После испытания устройства разобщения линии валов машин задержанный в море туманом крейсер 4 ноября вернулся в Киль.

На корабле приступили к очистке механизмов, машинных и котельных отделений, трюмов, началась замена рангоута на новый.

6 января 1902 года официальная приемка «Аскольда» закончилась, но оставался ряд работ, которые по различным причинам отложили до прихода в Россию; среди них наиболее важной была установка подкреплений наружного борта в корме.

Несмотря на недоделки, приемная комиссия постановила выдать фирме свидетельство на получение последнего платежа согласно контракту, но с оговоркой, что все недоделанное из-за недостатка времени, материалов, неблагоприятной погоды, неумения и указанное в акте будет устранено за счет фирмы в русских портах.

12 января под звуки оркестра и залпы артиллерийского салюта на крейсере были торжественно подняты Андреевский флаг, гюйс и вымпел.

Подведем некоторые итоги строительства «Аскольда» и сравним его с другими крейсерами кораблестроительной программы 1898 года - «Варягом» и «Богатырем». Быстрее всех строился «Варяг»: он вышел на официальные испытания через два года с начала постройки, «Аскольд» и «Богатырь» строились на год дольше. Зато «Варяг» оказался и самым дорогим: полная стоимость вместе с вооружением и боезапасом составила 6 млн руб. золотом. Стоимость «Аскольда» составила 5 млн руб., а «Богатыря» - 5, 5 млн руб. В первую очередь это объясняется в 2-3 раза большей, чем в Германии, стоимостью рабочей силы на верфях США.

Все три крейсера имели одинаковый состав вооружения. Но расположение артиллерии с точки зрения лучшего управления огнем удачнее было на «Аскольде». Все его 152-миллиметровые орудия располагались на верхней палубе, а 75-миллиметровые орудия - палубой ниже. На «Богатыре» 152-и 75-миллиметровые орудия в средней части стояли вперемежку, что затрудняло управление их стрельбой, но у него в бортовом залпе могло участвовать восемь орудий главного калибра, у «Аскольда» - семь, а у «Варяга» - шесть.

Новейший крейсер русского флота имел длинный зауженный корпус: при наибольшей длине 131,2 м ширина равнялась 15 м, то есть их соотношение составляло 8,7.

Распределение нагрузки масс крейсера «Аскольд»

Тактико-технические элементы крейсера I ранга «Аскольд»

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское, количество орудий:

152-мм Канэ......12

75-ммКанэ......12

47-ммГочкиса......8

37-ммГочкиса......2

63,5-мм десантные Барановского.....2

7,62-мм пулеметы «Максим»......2

Торпедное, количество аппаратов:

381-мм надводные......4

381-мм подводные......2

БРОНИРОВАНИЕ, мм:

палуба......40(10+30)

скосы палубы.....75 (15+60) и 100 (10+30+60)

боевая рубка, стенки/крыша и палуба.....150/40

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Водоизмещение, т

проектное......5900

нормальное......6000

Главные размерения, м:

длина по грузовой ватерлинии.....130,00

длина наибольшая......131,20

ширина по грузовой ватерлинии.....15,00

ширина наибольшая......16,87

осадка носом......6,20

осадка на миделе......6,22

осадка кормой......6,30

Скорость полного хода, уз:

проектная.......23

на приемных испытаниях......23,83

Дальность плавания экономическим ходом 10 уз при нормальном запасе топлива, миль:

проектная......6500

фактическая......2340

Мощность механизмов, л.с.:

проектная......19000

на приемных испытаниях......20434

максимальная......23500

Экипаж, чел.......580

Корпус крейсера был собран по клетчатой (бракетной) системе набора. К вертикальному килю (высота в средней части 1844 мм, в оконечностях 1100 мм, толщина 16-11 мм) крепились литые фор- и ахтерштевни. Параллельно килю располагались шесть днищевых стрингеров, причем крайние были водонепроницаемыми и ограничивали междудонное пространство.

Шпангоуты устанавливались со шпацией 1100 мм; их нумерация, как принято в германском флоте, велась с кормы в нос. На каждом пятом шпангоуте стояли водонепроницаемые сплошные флоры, между 115-13 шп. располагалось двойное дно. В машинных отделениях второе дно продолжалось вдоль бортов до уровня броневой палубы, образуя межбортовое пространство шириной 575 мм.

Вдоль бортов посередине между крайними днищевыми стрингерами и нижней кромкой броневой палубы шел бортовой стрингер, соединявшийся в носовой и кормовой частях с палубами платформы. Для обеспечения живучести при боевых повреждениях корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков.

Крейсер имел три палубы: верхнюю (толщиной 9,5 мм в средней части и 7 мм в оконечностях), батарейную, или жилую (6 мм), броневую - платформы. На палубах был настлан линолеум: на верхней - толщиной 7 мм, на других - 3,5 мм.

Килевые пояса имели толщину 12 мм в средней части корпуса и 10 мм в оконечностях, бортовые пояса 8-11 мм, а скуловой, ширстречный и у ватерлинии 13 мм. Кроме того, ширстречный пояс выше бортовых иллюминаторов удваивался листами толщиной 10 мм.

По всей длине корабля у ватерлинии располагались бортовые коффердамы шириной 0,8 м и высотой на 1,2 м выше ватерлинии. По проекту они должны были заполняться маисовой целлюлозой и служить дополнительной защитой. Предполагалось, что при поступлении воды через небольшие пробоины целлюлоза разбухнет и перекроет течь. Опыты с применением такой защиты на флотах других стран оказались неудачными, и в ходе постройки «Аскольда» МТК принял решение коффердамы оставить пустыми.

Для защиты от коррозии, а также обрастания водорослями и ракушками подводная часть корпуса покрывалась красной краской «Интернациональ» фирмы «Гольцалфель».

Междудонное пространство изнутри было покрыто слоем портландского цемента толщиной 13-50 мм.

В местах, где сталь корпуса крейсера соприкасалась с медью и ее сплавами (дейдвудные трубы, кингстоны), размещались протекторы - цинковые бруски.

Угольные ямы располагались на протяжении 50-97 шп. как под броневой палубой, так и на ней, вдоль бортов, и служили дополнительной защитой.

По всей длине корабля проходила броневая карапасная палуба; ее нижняя кромка в средней части корпуса шла на 1400 мм ниже ватерлинии. Над котельными и машинными отделениями верхний край горизонтальной части броневой палубы находился на 390 мм выше ватерлинии. Скосы палубы составляли с горизонтальной ее частью угол в 37° и переходили в нее плавно, с закруглением радиуса 500 мм.

Все отверстия для дымовых труб и вентиляторов имели броневые решетки, а угольные горловины и спусковые люки - броневые крышки. Броневые плиты палубы состояли из двух слоев: нижнего из кораблестроительной стали 10 и 15 мм и верхнего из легированной никелевой брони в 30 и 60 мм.

Горизонтальная часть броневой палубы имела толщину 40 (10+30), скосы 75 (15+60) и 100(10+30+60) мм. Основания дымовых труб и элеваторы подачи боеприпасов прикрывались от броневой до жилой палубы 40-мм вертикальными броневыми плитами. Спуск в румпельное отделение защищался наклонным 100-мм броневым комингсом. Надводные торпедные аппараты защищались вертикальной 60-мм броней, а снизу и сверху - 30-мм.

Боевая рубка имела 150-мм вертикальную броню стенок и такой же толщины траверз, прикрывавший вход, а крыша и палуба - 40 мм.

Приводы руля, машинных телеграфов, переговорные трубы, выходящие из боевой рубки, помещались в бронированной трубе диаметром 400 и толщиной 80 мм.

Машинно-котельная установка размещалась в двух машинных и пяти котельных отделениях. Три главные четырехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения системы фирмы «Германия» работали каждая на свой винт. В носовом машинном отделении располагались машины, именовавшиеся «бортовыми». В кормовом машинном отделении находилась машина, работавшая на средний винт. Правый и левый винты вращались в сторону, одноименную с бортом, средний же был левого вращения. Каждая машина имела по одному цилиндру высокого и среднего и по два цилиндра низкого давления диаметрами соответственно 930,1440 и 1630 мм, с ходом поршня 950 мм, и собственный конденсатор с охлаждающей поверхностью 1980м2.

Пар для машин давали девять котлов Торникрофта-Шульца, восемь из которых размещались попарно в четырех котельных отделениях, а один - в пятом. Наибольшее допустимое давление пара составляло 17 кгс/см2, общая поверхность колосников - 107 м2, а общая нагревательная поверхность котлов - 5020 м2. Паропроизводительность одного котла равнялась 21,2 т/ч, КПД - 60%, расход угля - 1 кг/л.с. в час.

Нормальный запас угля в 720 т обеспечивал дальность плавания всего 2340 миль вместо проектных 6500, но выяснилось это позднее, в ходе эксплуатации. Полный запас топлива составлял 1050, а усиленный -1250 т, расход угля на полном ходу-18 т/ч.

Водоотливная система на «Аскольде» отличалась от кораблей более ранней постройки отсутствием единой магистральной трубы, проходившей вдоль всего корпуса. При старой системе все водоотливные средства могли откачивать воду из любого отсека, на «Аскольде» же любой из отсеков осушался от воды собственными средствами. Во всех котельных отделениях, в пятом и одиннадцатом отсеках стояли центробежные водоотливные насосы (турбины) с электрическим приводом, в дополнение к ним на верхней и батарейной палубах находились четыре ручные помпы Стона.

Для удаления из отсеков небольшого количества воды предназначалась осушительная система, состоявшая из трубопроводов и паровых поршневых насосов Вортингтона, имевшихся в каждом отсеке.

Система затопления погребов обеспечивала их заполнение водой в течение 15 мин. Вода поступала в погреба самотеком при отпирании забортного кингстона. Штоки клапанов были выведены в батарейную палубу и имели навинчивающиеся крышки с замками для предотвращения несанкционированного затопления. Система трубопроводов и клапанов позволяла затопить как каждый погреб в отдельности, так и целые группы смежных погребов. Удалялась вода через спускные клапаны в междудонное пространство, а затем откачивалась за борт.

Противопожарная система включала в себя магистральную трубу, проходящую под броневой палубой и разобщающуюся с помощью клинкетов на три независимые части. Отростки труб, выходящие выше броневой палубы к пожарным рожкам, в случае боевых повреждений могли отключаться специальными клинкетами. Воду в пожарную магистраль подавали насосы Вортингтона осушительной системы, которые в данном случае использовались как трюмно-пожарные помпы. Для противопожарных целей могли применяться и ручные помпы Стона. Для тушения пожаров в угольных ямах с помощью пара имелись специальные паропроводы от главных котлов. Чтобы облегчить выход людей из машинных и котельных отделений при больших пожарах, в выходных шахтах предусматривались душевые воронки, создающие водяную завесу.

Водоснабжение корабля обеспечивалось несколькими системами: забортной, пресной мытьевой и питьевой воды. Система забортной воды снабжала водой ванны, гальюны, душевые в котельных отделениях. Система береговой пресной воды снабжала умывальники, баню, прачечную, лазарет, буфеты, камбузы. Система опресненной воды (питьевой), получаемой корабельными опреснителями, подавала воду в баки для питья, буфеты, камбузы и так далее. Роль водонапорных башен на крейсере выполняли цистерны, расположенные над верхней палубой на надстройках. Запас пресной воды (53 т) хранился в покрытых цементом цистернах междудонного пространства и был рассчитан на 17 сут. Кроме этого, имелся запас воды для мытья - 83 т.

Нормальный запас котельной воды составлял 123 т, что было достаточно для работы пяти котлов на 10 дней ходом 15 уз. Полный запас котельной воды (370 т) мог обеспечить плавание в течение месяца. В кормовом машинном отделении стояли два опреснителя забортной воды, дававшие в сутки 280 т пресной воды для котлов и для питья.

Помещения крейсера обогревались системой парового отопления. Пар из главных котлов давлением, уменьшенным до 2 атм, по паропроводам поступал в батареи, отработавший пар конденсировался и по трубам отводился в цистерны пресной воды.

Система вентиляции на крейсере делилась на естественную и искусственную. При ее проектировании (также как и в случае с водоотливной и осушительной системами) было выполнено требование избежать прорезания трубами главных и, по возможности, второстепенных переборок. В каждом отсеке имелись свои вентиляторы. Особое внимание уделялось вентилированию машинных и котельных отделений. В кочегарках стояли по два нагнетательных центробежных вентилятора системы Блэка с паровым приводом. Каждое машинное отделение вентилировалось одним нагнетательным и одним вытяжным центробежным вентиляторами с электрическим приводом. В помещениях над котельными отделениями использовался эффект увеличения естественной тяги от нагревания вентиляционных шахт горячим воздухом. Под броневой палубой в нос и в корму от машинных и котельных отделений вентиляция осуществлялась винтовыми электрическими вентиляторами. Помещения выше броневой палубы имели естественную вентиляцию, исключение составляли сушилки для белья, провизионные погреба и помещение малых динамо-машин.

В артиллерийских погребах работала отдельная вентиляция с охлаждением нагнетаемого воздуха. В вентиляционных трубах, ведущих в погреба, для предупреждения попаданий молнии были установлены изоляторы. Требовали особого внимания и периодической вентиляции и угольные ямы, где не исключалась возможность самовозгорания угля, выделяющего легковоспламеняющиеся газы. Для контроля за температурой во всех угольных ямах были устроены специальные температурные трубки, идущие от дна ям до батарейной палубы.

При вступлении в строй крейсер имел на вооружении по двенадцать 152-мм и 75-мм, восемь 47-мм, три 37-мм, две 63,5-мм пушки и два пулемета.

152-мм орудия изготавливались на Обуховском заводе по лицензии французского инженера Канэ и находились на верхней палубе и носовой надстройке, 75-мм орудия, также системы Канэ, на станках конструкции Меллера располагались на батарейной палубе без щитов.

Шесть 47-мм орудий системы Гочкиса устанавливались стационарно, а два - на съемных станках и могли переноситься на паровые катера. Аналогично два 37-мм орудия Гочкиса можно было использовать на барказах крейсера.

Два 63,5-мм десантных орудия Барановского на колесном лафете предназначались для корабельного десанта. Их небольшая масса позволяла выгружать их с крейсера стрелой на барказ или катер и вручную доставлять на берег. На корабле они устанавливались на верхней палубе, как и два 7,62-мм пулемета системы Максима.

Боекомплект для 152-мм орудий рассчитывался на 3 ч боя по 180 выстрелов на орудие и состоял из 564 бронебойных, 564 фугасных, 624 чугунных, 372 сегментных снарядов. Для 75-мм расчет велся на 2,5 ч боя по 650 выстрелов и боекомплект включал 1500 бронебойных и 2116 чугунных снаряда. После Русско-японской войны чугунные и сегментные снаряды заменили фугасными.

Артиллерийский боезапас хранился в 12 погребах (шесть из них предназначались для 152-мм, три для 75-мм и три для малокалиберной артиллерии), общая вместимость составляла 2204 152-мм, 3616 75-мм, 5990 47-мм и 1620 37-мм выстрелов.

Подача снарядов, зарядов и унитарных патронов из погребов осуществлялась 14 электрическими элеваторами (восемь для главного калибра и по три для 75-мм и малокалиберных орудий) или резервным способом - ручными лебедками. В случае выхода их из строя предусматривалась ручная подача с помощью талей, но скорость подачи элеваторами была в три раза выше.

Боезапас хранился в погребах и подавался на палубы в беседках. От элеваторов к орудиям беседки по рельсовым путям растаскивались вручную. Хранение боезапаса в беседках обеспечивало высокую скорость подачи, но сокращало полезный объем погребов.

Специальных приспособлений для погрузки снарядов на корабль не было: их грузили вручную, либо по трапам с баржи или со стенки, либо через открытые порты 75-мм орудий.

На верхнем мостике и кормовой надстройке размещались два дальномера системы Барра и Струда. Управление артиллерийским огнем из боевой рубки обеспечивала электрическая система Н.К.Гейслера.

С учетом углов обстрела орудий и расположения бронирования наивыгоднейшими для артиллерийского боя крейсера были курсовые углы от 45 до 60° для обоих бортов.

За время службы корабля артиллерийское вооружение изменялось: в осажденном Порт-Артуре «Аскольд» оставил два 75-мм, два 47-мм орудия, пулеметы и обе пушки Барановского. Впоследствии два носовых порта 75-мм орудий заделали. Во время Первой мировой войны были сняты два 47-мм и установлены два 57-мм английских, два 47-мм французских зенитных орудия и четыре пулемета.

Крейсер имел шесть 381-мм торпедных аппаратов для стрельбы минами Уайтхеда. На батарейной палубе в диаметральной плоскости располагались носовой и кормовой аппараты с воздушной системой стрельбы. Из четырех бортовых аппаратов два подводных системы Армстронга имели воздушную, а два надводных Путиловского завода - пороховую систему стрельбы. Носовой, кормовой и подводные аппараты были неподвижными, надводные бортовые могли поворачиваться на яблоневом шарнире в пределах 45° впереди и 35° позади траверза. В боевой рубке имелись прицелы для каждого аппарата, команда на выстрел передавалась электрическими указателями. Кроме того, каждый аппарат снабжался визирным постом с минным прицелом, позволявшим вести самостоятельную стрельбу.

На борту хранилось 14 мин Уайтхеда (торпед): 12 - у аппаратов на поворотных стеллажах, а две запасные для подводных аппаратов - в кормовом минном отделении.

Для вооружения паровых катеров имелись два съемных аппарата и метательные мины. Баллоны торпед и аппаратов воздушной системы стрельбы наполнялись сжатым воздухом с помощью трех компрессоров Шварцкопфа, располагавшихся ниже броневой палубы; на перезарядку аппарата требовалось 10 мин. После Русско-японской войны бортовые надводные аппараты демонтировали.

В специальном минном погребе в кормовой части хранилось 35 мин заграждения образца 1898 го-да, для их постановки на борту размещался разборный минный плотик образца Черноморского флота, поднимавший шесть мин. На его сборку и спуск на воду требовалось 20 мин, еще 10 - на погрузку мин. Мины сняли с крейсера в Порт-Артуре.

Для защиты от торпед «Аскольд» имел съемное сетевое заграждение, состоявшее из стальных шестов, шарнирно крепившихся к борту, стальных сетей и оснастки. При постановке шесты устанавливались перпендикулярно борту, раскреплялись оттяжками и к их концам подвешивалась сеть. Ее двадцать полотнищ размером 7,6x6 м состояли из сплетенных металлических колец диаметром 152 мм. По походному шесты раскреплялись вдоль борта, а свернутые сети укладывались на полках.

К минному вооружению относилось и все электрооборудование. На крейсере источником электроэнергии служили шесть паровых динамо-машин фирмы «Сименс и Гальске» общей мощностью 336 кВт. Четыре из них, по 67 кВт, располагались под броневой палубой, а две, по 34 кВт, - в отдельной рубке на верхней палубе.

Корабельная электрическая сеть постоянного тока напряжением 105 В состояла из трех кольцевых магистралей - для питания электродвигателей, освещения и прожекторов. Потребителями электроэнергии являлись лебедки элеваторов, водоотливные насосы, 723 электрические лампочки, машинные и рулевые телеграфы, минные и артиллерийские указатели, индикаторы положения руля, телефоны, звонки, колокола громкого боя, шесть прожекторов системы Манжена с диаметром зеркала 75 см с ручным и дистанционным управлением.

«Аскольд» имел руль полубалансирного типа, рама которого изготавливалась из литой стали, обшивалась стальными листами толщиной 8 мм и заполнялась пробкой. Паровая рулевая машина позволяла на полном ходу перекладывать руль с борта на борт за 30 с. Управление золотником рулевой машины осуществлялось с четырех постов, имевших штурвалы с гидравлическим и электрическим приводом в боевой, ходовой и кормовой рубках и в румпельном отделении. При неисправности паровой машины управление рулем переводилось на ручной штурвал в румпельном отделении. Время полуциркуляции при перекладке руля на борт на скорости 10 уз - 3 мин. Минимальный ход, на котором корабль хорошо слушался руля, составлял 10 уз. Крейсер мог развернуться на месте и с помощью одних машин, не применяя руля.

Кроме стандартных деревянных ялов и вельботов, крейсер нес два стальных паровых катера, рабочий барказ, полубарказ и моторный катер. Паровые катера водоизмещением по 12,25 т могли полным ходом 9,35 уз пройти 180 миль и вооружались 47-мм орудием Гочкиса на носу и пулеметом «Максим» на корме; вместо орудия мог устанавливаться метательный аппарат. Рабочий барказ был приспособлен для перевозки орудия Барановского, а два полубарказа вооружены 37-мм пушками Гочкиса.

При вступлении в строй штатная комплектация крейсера выглядела так: 21 офицер, 9 кондукторов, 550 нижних чинов (унтер-офицеров, матросов). В годы Первой мировой войны экипаж составляли 19 офицеров, 11 кондукторов, 620 нижних чинов.

» и «Боярин », а также семь миноносцев присоединились к отряду по пути в Либаву. 31 октября отряд в полном составе отправился из Либавы на Тихий океан. Имеющие большую скорость «Аскольд» и «Новик» ушли далеко вперед от отряда .

Во время перехода «Аскольд» и «Варяг» посетили с официальным визитом Маскат , где офицеры встретились с местным султаном. Русские корабли оставили глубокое впечатление у султана .

По приходу на Тихий океан, «Аскольд» некоторое время находился в составе формирующегося Владивостокского отряда крейсеров .

Во время учебных артиллерийских стрельб комендоры «Аскольда» показали, что являются одними из лучших в эскадре, так они стреляли в восемь раз точнее чем канониры «Варяга». 19 августа в заливе Петра Великого крейсер выполнил учебную стрельбу по щиту на ходу 18 уз при ветре 3-4 балла. Хотя видимость была неважной (временами щит скрывался в тумане), комендоры «Аскольда» показали хорошие результаты: из 36 выпущенных 152-мм снарядов в цель попали семь, из 36 75-мм -12 и из 40 47-мм - пять. «Варяг» во время аналогичной стрельбы, выполненной им 16 декабря 1903 года (последние учения перед его знаменитым боем), хотя и шёл с меньшей скоростью (12,5 уз), из 36 выпущенных 152-мм снарядов, 33 75-мм, 56 47-мм и 20 37-мм в щит попало всего три: один 75-мм и два 47-мм.

Русско-японская война

В преддверии войны крейсера «Аскольд», «Паллада», «Диана», «Новик», «Боярин», «Баян », вспомогательный крейсер «Ангара», канонерские лодки «Гиляк », «Бобр », «Гремящий », «Отважный » и все эскадренные миноносцы базировались на Порт-Артур.

В связи с рядом демаршей со стороны Японии наместник адмирал Е. И. Алексеев 18 января 1904 года отдал приказ немедленно начать кампанию. На следующий день во время прилива отряд кораблей вышел на внешний рейд Порт-Артура. 21 января около 16:00 шедший головным крейсер «Аскольд» увидел Шантунгский маяк, после чего по приказу наместника корабли повернули назад и в 5 утра 22 января стали на якорь в заливе Даляньвань, а днём перешли на Порт-Артурский рейд.

В ночь на 27 января русская эскадра, находившаяся у Порт-Артура, была атакована японскими миноносцами. Некоторые корабли открыли ответный огонь, но начальник эскадры вице-адмирал О. В. Старк не поверил в атаку и приказал на флагманском «Петропавловске » направить луч прожектора в небо, что являлось условным сигналом к прекращению огня. И только в 0:55 он отдал приказ крейсерам «Аскольд» и «Новик» начать преследование японских миноносцев, но они уже скрылись. После чего «Аскольд» начал сопровождать броненосец «Цесаревич », который получил попадание торпедой, вследствие чего броненосец получил значительный и усиливающийся крен, направившись во внутреннюю гавань порта для ремонта. Обходить эскадру пришлось со стороны моря, при этом отразив повторную атаку миноносцев. Японский адмирал Того , командовавший нападением, рапортовал своему начальству о выводе из строя кораблей «Полтава», «Аскольд» и ещё двух крупных кораблей, что являлось искажением фактов - японцы, несмотря на небольшую дистанцию, не смогли правильно идентифицировать характерные силуэты русских кораблей.

В первые месяцы войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы , отбивал атаки вражеских и досматривал подозрительные торговые суда.

В ночь с 28 на 29 января сводный отряд («Аскольд», «Баян», «Диана», «Боярин», «Забияка», «Гайдамак», «Бобр», «Гиляк», «Отважный») под командованием М. П. Моласа занимал позиции для охраны выхода на внешний рейд Порт-Артура.

9 февраля 1-я Тихоокеанская эскадра вступила в бой с 3-м боевым отрядом вице-адмирала С. Дева 1-й эскадры Соединенного флота. По «Аскольду» вели огонь бронепалубные крейсера: флагманский «Читосэ » и «Такасаго ».

14 февраля тайфуном сорвало с мели находящийся в ремонте броненосец «Петропавловск», и он чуть не столкнулся с крейсерами «Аскольд» и «Новик», но быстрая реакция вахтенных начальников крейсеров предотвратила аварию.

28 февраля О. В. Старк был отстранён от командования, на его место назначили вице-адмирала C. O. Макарова , который поднял свой брейд-вымпел на крейсере «Аскольд».

9 марта русская эскадра (флаг C. O. Макарова сначала на «Аскольде», а затем на «Петропавловске») в течение двух часов вела перестрелку с основными боевыми силами Японского императорского флота (6 броненосцев, 6 броненосных и 6 бронепалубных крейсеров). Но эта артиллерийская дуэль существенных результатов не принесла .

17 марта 1904 года капитан 1-го ранга Н. К. Рейценштейн утверждён в должности младшего флагмана эскадры и исправляющим должность начальника отряда крейсеров, держал флаг на крейсере «Аскольд». 12 июля этого же года он был произведён в чин контр-адмирала.

В ночь с 12 на 13 апреля у Порт-Артура произошёл бой между миноносцем «Страшный » и 2-м отрядом истребителей. В ходе боестолкновения русский миноносец был потоплен. Вышедший на помощь миноносцу крейсер «Баян» был обстрелян крейсерами 3-го боевого отряда которые прикрывали транспорт «Корио-мару» с которого выставили минное заграждение. В след за «Баяном» к месту гибели «Страшного» вышли «Петропавловск» под флагом вице-адмирала С. О. Макарова, «Полтава», «Аскольд», «Диана» и «Новик». Русские корабли открыли огонь по японским крейсерам. К 09:15 утра в район боя прибыл 1-й боевой отряд вместе с крейсерами «Ниссин » и «Касуга ». В это время подошли «Победа» и «Пересвет», и русские корабли начали преследовать уходящие японские корабли. В 09:43 флагманский «Петропавловск» подорвался на мине и затонул. На корабле погибли вице-адмирал С. О. Макаров и большая часть команды броненосца .

26 июля (8 августа по новому стилю) «Аскольд», «Баян», «Паллада» и «Новик» участвовали в бухте Лунвантан в арт дуэли с японскими кораблями прибывшими для оказания поддержки 3-й японской армии штурмующей Порт-Артур, в том числе с бронепалубными крейсерами «Акицусима », «Сума » и «Ицукусима » .

28 июля (10 августа по новому стилю) на перехват «Аскольда», «Новика», «Цесаревича» и нескольких миноносцев, которые прорвали блокаду, был отправлен к островам Росса 3-й боевой отряд адмирала Камимуры («Адзума », «Токива », «Идзумо » и «Ивате »), если русские корабли пойдут Корейским проливом . Также отряд имел приказ преградить путь с севера Владивостокскому отряду крейсеров («Россия », «Громобой » и «Рюрик »). Именно с ними отряд Камимуры встретился и состоялся бой в Корейском проливе .

В составе Сибирской военной флотилии

После окончания войны «Аскольд» был возвращён в Россию и зачислен в состав Сибирской военной флотилии. Являлся флагманом флотилии.

16 октября 1907 года произошло восстание минёров крепостного минного батальона в бухте Диомид . На следующий день восстали матросы миноносцев Сибирской флотилии. 17 октября восстание было поддержано на миноносце «Скорый », на котором Яков Пойлов и руководитель военно-партийной организации РСДРП Мария Масликова убили командира миноносца старшего лейтенанта А. П. Штера и захватили командование. Далее они приняли на борт руководителей мятежа и восставших матросов с других кораблей флотилии, в том числе с «Аскольда». И попытались выйти из бухты Золотой Рог , но мятежный миноносец был обстрелян - получил 67 попаданий: было пробито машинное отделение и взорван котёл, убита большая часть находившихся на борту восставших, в том числе Яков Пойлов. Корабль потерял способность управляться и выбросился на берег бухты .

Начиная с 1907 года «Аскольд» участвовал в развернутых генерал-майором М. Е. Жданко исследованиях течений морей Восточного океана с помощью «бутылочной почты»: в море с кораблей выбрасывались бутылки с записками о широте и долготе места сброса бутылки, и просьбой сообщить в адрес ГЭВО где и когда было обнаружено послание. Также к этим опытам были привлечены минный заградитель «Уссури », транспорт «Охотск» и парусная шхуна «Нептун» .

3 сентября 1908 года крейсер «Аскольд» участвовал в развёрнутых учениях совместно с подводными лодками «Щука », «Плотва », которые выполняли учебную атаку на крейсер .

Первая мировая война

В 5 ч 30 мин 20 июля 1914 года над крейсером «Аскольд» был поднят флажный сигнал: «Германия объявила войну ». Флотилия была срочно приведена в состояние боевой готовности .

В 1914 году союзные страны предложили России создать объединённую эскадру в Тихом и Индийском океанах для действий против германской крейсерской эскадры адмирала М. фон Шпее . Морской министр адмирал Иван Григорович был против этого предложения, а командующий Сибирской военной флотилией контр-адмирал М. Ф. фон Шульц , напротив ратовал за создание такого соединения, и получил личное дозволение императора Николая II на присоединение крейсеров «Аскольд» (командир капитан 1 ранга С. А. Иванов 6-й) и «Жемчуг » (командир капитан 2 ранга барон И. А. Черкасов) к флоту союзников. 25 августа оба крейсера ушли из Владивостока в Гонконг на соединение с силами союзников . 16 августа крейсера прибыли в Гонконг, где вошли в эскадру под командованием вице-адмирала Т.-М. Джерама. 19 августа русские крейсера вышли в море на поиск действовавшего в Индийском океане германского крейсера «Эмден ». 22 августа «Аскольд» и «Жемчуг», получив разные задания разделились.

Часто бывает так, что путь, пройденный кораблем, это не только количество миль за кормой, выполненные боевые упражнения, участия в боевых операциях и войнах, он становиться еще но и неким отражением истории страны. Так было с крейсером Российского императорвского флота «Аскольд». В судьбе этого, на редкость удачливого корабля, отразилась целая эпоха. Взяться за написание материала об «Аскольде» помог случай. Во время недавнего похода в английский Плимут большого десантного корабля Балтийского флота «Минск», англичане показали российским морякам могилу матроса Петра Огорелкова с «Аскольда». Поездка на кладбище «Форд парк», где захоронен матрос, обазначила не мало вопросов, связанных с историей корабля.

«Русский заказ»

Решение о строительстве нового корабля было принято в конце XIX века. 4 августа 1898 русское Адмиралтейство подписало контракт с немецкой компанией «Крупп» на постройску бронепалубного крейсера. Новый корабль должен был иметь водоизмещение около 6 тысяч тонн, ходить на скорости 23 узла и нести на себе 12 орудий шестидюймового калибра. Для более надежной защиты энергетической системы было предложено разместить котлы корабля в пяти отдельных водонепроницаемых отсеках. От этого на крейсере должно было появиться пять огромных труб. Немцы, проектируя корабль, создали его тощим и длинным, с черезчур зажатыми в оконечностях обводами. Палубка не было вовсе, а над узкой плоской палубой в ряд возвышались пять дымовых труб. У многих это вызывало смешную ассациацию то ли со столбами заводсткого забоора, то ли с вскрытой пачкой тонких сигаерт.
Для наблюдения за постройкой корабля в Киле была сформирована особая комиссия, которую возглавил будущий командир крейсера - капитан второго ранга Николай Карлович Рейценштейн, офицер весьма решительный. Получив назначение, он сразу же выехал в Германию, не дожидаясь, пока Адмиралтейство согласует с германским МИДом порядок пребывания комиссии в Киле. Немецкая таможня восприняла русских офицеров и инженеров, как частных лиц, и потребовала заплатить налог за въезд, от которого обычно освобождались иностранцы, путешествующие по служебной необходимости. Более того, Германия выразила послу России в Берлине протест по поводу отказа Рейценштейна уплатить этот налог. В ответ русский МИД обратился к немецкому послу в Петербурге с настоятельным требованием напомнить кильским властям, что комиссия, наблюдающая за постройкой боевого корабля, согласно международному законодательству приравнивается к дипломатическому представительству и от налога освобождается. Так начиналась история, связанная со строительством нового корабля в немецком Киле, на верфи Круппа с громким названием «Германия».
Для того, чтобы усилить влияние русской комиссии на строительство «Аскольда» Рейценштейн, в совершенстве владеющий немецким языком, добился с помощью русских дипломатов аудиенции с германским императором Вильгельмом II. Кайзер любил вести долгие беседы со специалистами о достоинствах современных боевых кораблей. Именно этому и была посвящена аудиенция с русскими офицерами и представителями Морского ведомства, состоявшаяся 6 января 1898 года. После приема Рейценштейна в императорском дворце кильские власти стали совершенно иначе относиться к работе русской комиссии. Ее свободно допускали на территорию закрытого предприятия, выполняющего военные заказы. А корабельный инженер Э. де Грофе из состава русской комиссии даже получил прямой доступ в святая святых крупповского завода - в конструкторское бюро Раухфуса. Теперь ни о какой уплате налогов и пошлин на таможне речь уже не шла.

Пожар в Киле

Официальная закладка "Аскольда" была проведена через полтора года
после начала работы русской комиссии, на два месяца позднее запланированного. Виной тому стал крупный пожар на крупповском заводе.
Историки упоминают о том, что ранним утром 17 апреля Киль был разбужен воем пожарной сирены в порту. Над городом плыли густые удушливые дымы. В их черных клочьях терялись очертания башенных кранов и корабельных мачт. Над Килем пылало зарево пожара. Горела верфь Круппа. Пожар, возникший в результате короткого замыкания на электростанции у морского завода, распространялся необыкновенно быстро. Он поглощал остовы портовых складов, с громким треском перебегал по смоленым шпалам одноколейки, гудел под длинной двускатной крышей угольного пакгауза, пылал на высоких штабелях сосновых брусьев и досок, заготовленных для возведения строительных лесов. По улицам Киля к порту и заводу неслись пожарные машины, а в акватории у эллингов курсировали оснащенные насосами и брандспойтами катера. Слышался вой сирены и ритмичный бой старинного тревожного колокола на высокой кирпичной башне над комендантской конторой.
К счастью, никто из русской комиссии не пострадал. Не коснулся огонь
и ни одного из кораблей, стоящих на стапелях. А вот многое заводское оборудование и имущество фирмы Круппа было в пожаре весьма основательно испорчено. Сгорели электростанция, малярная мастерская, склады такелажа, слесарня с большей частью металлобрабатыващих станков, цех по производству шаблонов, лесосклад и угольный пакгауз, флигель, где хранилась документация. Сгорели и рабочие чертежи «русского заказа». Лишь по счастливой случайности уцелели черновые копии по «Аскольду». На их восстановление ушло почти два месяца.
Может быть пожар на верфи Круппа, сдвинувший планы Адмиралтейства, торопившегося вводить в строй все новые и новые корабли, опасаясь напряженности на Дальнем Востоке, а, может быть, мнения русских адмиралов о технических данных «Аскольда», повлияли на то, что этот крейсер оказался единственным кораблем такого проекта в Российском флоте.
Из-за пожара закладка «Аскольда» прошла «задним числом» - 8 июля 1899 года. Она была проведена почти незаметно, среди заводских будней. По морской традиции для крейсера было изготовлено несколько экземпляров закладных досок. Установка такой доски символизировала не только начало построечных работ, она была точкой отсчета в биографиии корабля и впоследствии отмечалась на борту как праздник. Более торжественным днем считался только день спуска на воду. На закладной доске "Аскольда" немецкий гравер изобразил стройный пятитрубный крейсер, идущий полным ходом на балтийской волне. Внизу на немецком и русском языках было начертано имя корабля и название завода-строителя. Одну из таких досок, сохранившихся до нашего времени, может и сегодня увидеть в Военно-Морском музее в Санкт-Петербурге.
Корабль был построен достаточно быстро. Уже к 15 февраля 1900 года
завод Круппа доложил об окончательной готовности и спуску на воду нового крейсера. Но дипломатические интересы вновь вмешались в судьбу «Аскольда».
По инициативе кайзера Вильгельма II cпуск был отложен на пару недель,
чтобы дата Дня рождения корабля совпала с именинами новорожденного германского принца сына Генриха Прусского.
2 марта 1900 года был теплый весенний день.Недавно сформированный экипаж крейсера замер в строю почетного караула. Немецкий военный оркестр играл бравурный марш. Рабочие перерезали тяжелый брус горизонтального задержника,
и длинный узкий корпус корабля кормой вперед заскользил по полозьям спускового устройства, врезался крупными трехлопастными винтами в прозрачную воду заводской акватории, окатив ледяными брызгами некоторых смельчаков из публики, подобравшихся к самому краю гостевого балкона. Православный священник отец Алексий произнес короткую речь, пожелав офицерам и матросам «тихого, мирного, безмятежного плавания».

Испытания крейсера

Главные механизмы на «Аскольде» были установлены к осени. Рейценштейн был всерьез обеспокоен тем, что стремясь как можно быстрее сдать крейсер, германский завод, похоже, готов был кое в чем даже поступиться качеством своей продукции. Русский офицер в своих донесениях в Санкт-Петербург отмечал то, что работы ведуться наспех.
Тем не менее 11 апреля 1901 года «Аскольд» первый раз покинул акваторию Кильской бухты и отправился на ходовые испытания. Было несколько выходов в море, в ходе которых был выявлен недостоток, вызывший серьезное беспокойство у приемочной комиссии. На ходе свыше 13 узлов появлялась вибрация. Не обычная для узких и длинных легких крейсеров тонкая нервная дрожь под палубой на уровне машинных отделений, а резкая, натужная, словно лихорадка, сотрясающая корабль от носа до кормы. Стрелка магнитного компаса, расположенного в нактоузе на ходовом мостике, "гуляла" от этой вибрации так сильно, что подчас невозможно было на нее смотреть, рябило в глазах. А когда вестовой приносил для продрогших на апрельском ветру офицеров горячий кофе, его оказалось нельзя даже разлить по чашкам, не расплескав. Так и пили, передавая по кругу пузатый металлический термос, словно братскую чашу на древнем пиру. В кормовой части корабля, над гребными винтами, трясло так сильно, что поставленный на палубу у флагштока стакан с водой расплескался за несколько секунд.
Произошел даже анекдотичный случай. Немецкий механик, пришедший доложить о состоянии ходовых систем, не смог сказать ни слова, потому что от вибрации прикусил себе язык до крови. Выяснилось, что корпус крейсера начинает сильно вибрировать и испытывает ощутимые удары воды, отбрасываемой винтами в подводную часть борта, уже на 95 оборотах в минуту. Но как только тахометры показали более 115 оборотов, крейсер внезапно почти перестал дрожать и летел по волнам стремительно и плавно, как и полагалось. Наиболее приемлемым режимом хода для него оказались не экономические 10-13 узлов и не 15-18, как предсказывал Рейценштейн, а что-то около 20 узлов с небольшим. Позже вибрация была устранена. А недовольство русских было сглажено немцами за счет отличного угля.
Немцы так усердствовали в ходе приемочной проверки, так старались сдать корабль заказчику как можно раньше, так хотели загладить свои упущения в работе, что пошли на непредвиденные расходы, выделив на корабль, по требованию Рейценштейна, отборный бездымный уголь "кардифф" - самый лучший из того, что был на складах верфи.На этом угле «Аскольд» установил мировой рекорд.
3 ноября 1901 года в Кильской бухте при 128 оборотах винтов в минуту мощность машин составила 23,5 тысячи индикаторных лошадиных сил. Ни побегов пара через места соединения паропроводов, ни стука, ни избыточной вибрации выявлено не было. Стройный пятитрубный крейсер стремительно и плавно летел по волне, вздымая высокий бурун у форштевня, и был момент, когда наблюдающий офицер зафиксировал на лаге 24,81 узла. Мировой рекорд для крейсеров такого водоизмещения! Прежнее достижение, принадлежащее "Варягу", составляло 24,59 узла.
6 января 1902 года состоялась официальная приемка корабля Российским Императорским флотом. 25 января крейсер вошел в состав Балтийского флота. Новый корабль обошелся русской казне в пять миллионов золотых рублей, что считалось относительно недорого для бронепалубного крейсера первого ранга. Например, выплаченный за постройку на американских верфях крейсера "Варяг" гонорар филадельфийскому заводчику Чарльзу Крампу составил шесть миллионов золотом.
27 января 1902 года русский «Аскольд» покинул Киль. Проводы были скромными. Руководство завода устроило небольшое торжество с банкетом для отбывающих на родину русских офицеров. Рейценштейн зачитал вслух благодарственное письмо кайзеру Вильгельму II, которое сразу же было доставлено на берег и телеграфом отправлено адресату. Матросы получили от городских властей подарки на память - вышитые кисеты и эмалевые картинки с видами Киля.
Через два дня крейсер прибыл в Либаву(Лиепая), где простоял до 1 мая, а затем присоединился к отряду кораблей, шедшему с Дальнего Востока в Кронштадт. 3 сентября корабль Балтийского флота "Аскольд" навсегда покинул Кронштадт и направился на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана.

Русско-японская война

Начало 1904 года – это нарастание напряженности на Дальнем Востоке.
Вечером 26 января 1904 года японские миноносцы без объявления войны атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. По миноносцам тут же открыли ответный огонь, но три торпеды все же поразили эскадренные броненосцы "Цесаревич" и "Ретвизан" и крейсер "Паллада". "Аскольд" стоял в первой линии и по своему местоположению находился ближе всех к опасности. Но благодаря четким действиям личного состава ему удалось избежать попаданий. Сильный ответный огонь помешал противнику как следует прицелиться, хотя две торпеды прошли в опасной близости от кормы крейсера. В "Аскольд" в течение 40 минут боя попало шесть снарядов и большое количество осколков от близких разрывов.
Самое тяжелое повреждение нанес крупный снаряд, попавший в левый борту ватерлинии в районе 53-го шпангоута и разорвавшийся в коффердаме. Осколками пробило внутреннюю продольную переборку, вода стала поступать в находившуюся за ней угольную яму. К счастью, яма была полностью заполнена углем, а горловина задраена, так что корабль даже не получил крена. Кроме того, взрывом перебило два шпангоута, образовалась пробоина в наружной обшивке. Осколки этого же снаряда повредили 75-мм орудие и пробили зарядное отделение мины Уайтхеда, находившейся в аппарате и окончательно приготовленной к выстрелу. Раскаленные осколки прошли вблизи капсюля с гремучей ртутью, не вызвав, к счастью, детонации или возгорания взрывчатого вещества. После этого случая команда поверила в то, что "Аскольд" – счастливый корабль.
Как только крейсер вышел из-под обстрела, за борт к надводным аппаратам спустили минера, который вывинтил из торпед ударники. Другой снаряд оторвал ствол у 152-мм орудия на правом борту. Еще один, большого калибра, попал в пятую дымовую трубу и разорвался, серьезно повредив ее. Четвертый разрушил штурманскую рубку, пятый сбил гротстеньгу, шестой пробил борт и повредил кают-компанию и каюты. Но корабль оставался в море. Он был не только счастливым кораблем. Он был любимым детищем своего первого командира капитана 1 ранга Рейценштейна, который часто бывал на «Аскольде», а, когда в начале 1904 года на корабль пришел новый командир капитану 1 ранга К.Грамматчиков (Рейценштейна уже командовал отрядом крейсеров) он поднялся на борт, чтобы сдать крейсер вместо заболевшего Штакельберг. Для корабля также важно, как и для человека, чтобы его любили. 13 марта 1904 года «Аскольд» в очередной раз вышел в море под флагом командующего вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, а когда вернулся, на крейсер прибыл Рейценштейн. С тех пор его брейд-вымпел с "Аскольда" практически не спускался. 31 августа на крейсере в море вновь отправился командующий и вымпел Рейценштейна был, конечно, снят, но как только командующий перешел на флагманский корабль, брейд-вымпел подняли. К сожалению, проведенная на «Аскольде» ночь стала последней для С. Макарова. Может быть, если бы адмирал остался на «Аскольде», у него была бы более счастливая судьба. На следующий день он погиб на «Петропавловске», подорвавшегося на мине. Аскольд" неоднократно выходил в море, обстреливал японские сухопутные позиции, вел дуэль на больших дистанциях с вражескими кораблями. В везении крейсеру было сложно отказать. Увидев за кормой "Аскольда" японскую мину, моряки хлоднокровно ее расстреляли, а шедший следом "Баян" подорвался на другой мине. 28 июля 1904 года порт-артурская эпопея приблизилась к своей кульминации. Эскадра вышла в море для прорыва во Владивосток. "Аскольд" под флагом контр-адмирала Рейценштейна возглавлял отряд крейсеров. Общее число кораблей противника было 45. Рейценштейн принял решение идти на прорыв, принимая на себя огонь врага, не останавливаясь перед риском погибнуть. Для «Аскольда» - это были огненные жернова. Осыпаемый со всех сторон снарядами, крейсер отвечал, ведя бой на оба борта, по носу и по корме. Десятки снарядов падали вокруг, вздымая высокие столбы воды и обдавая градом осколков. Но высокая скорость, маневренность и меткость ответного огня позволили крейсеру уцелеть в чудовищном урагане огня.
При прорыве крейсер получил тяжелые повреждения. Печальную картину представляли собой трубы крейсера. 1-я была перебита и сплющена у самого основания и держалась чудом. 2-я, 3-я и 4-я трубы во многих местах были пробиты крупными осколками. 5-я труба стала короче на одну треть. Внешне корабль мало чем напоминал грозную единицу.

Новые походы «Аскольда»

После русско-японской войны крейсер был переведен в Сибирскую флотилию.
24 мая 1906 года корабль был выведен из состава Балтийского флота. Впереди экипаж крейсера ждали не менее опасные испытания.
В первый послевоенный поход корабль вышел в начале Февраля 1907 года с новым командиром капитаном 2 ранга С.Глизяном. Этот год был не простым для страны. В октябре часть экипажа приняла участие в восстании во Владивостоке. Несколько нижних чинов были арестованы и преданы суду. Семерых приговорили к расстрелу, многие получили различные сроки каторги. Командир крейсера обвинили в непринятии решительных действий по прекращению беспорядков. Его тоже ждал суд. 25 января 1908 года капитан 1 ранга Глизян застрелился в своей каюте.
Последующие два годы крейсер бороздил моря и океаны, а 1 января 1911
года встал на капитальный ремонт. На нем произвели замену трубок в котлах, изготовили и установили новые дымовые трубы, перебрали главные и вспомогательные механизмы, сняли бортовые надводные минные аппараты и два 47-мм орудия с носового мостика, оборудовали систему выравнивания крена, отремонтировали в доке забортную арматуру, руль, установили новые сальники и заменили бокаут в дейдвудных трубах. В ноябре 1912 года "Аскольд" вышел в практическое плавание с учениками унтер-офицерами. Вплоть до 1914 года он трижы бывал за границей. В марте крейсер встал в текущий ремонт, а уже в апреле снова вышел в море для боевой подготовки, приняв на борт молодых матросов. Этот поход, длившийся 3 года, стал последним для «Аскольда». Начавшаяся Первая мировая война внесла свои коррективы. 12 августа крейсер под командованием нового командира капитана 1 ранга С. Иванова вышел из Владивостока для совместных действий с силами союзников против германских крейсеров. Сначало он был задействован на просторах Тихого океана, затем трижды пересекал Индийский океан, а потом отправился в Средиземное море. К концу 1915 года главным машинам и вспомогательным механизмам крейсера требовался капитальный ремонт. Поэтому 26 января 1916 года "Аскольд" прибыл
во французский Тулон.

Бунт На заводе "Форж и Шантье" команда крейсера выполняла большой объем работ
по разборке, выгрузке и последующей сборке частей трех глав­ных машин, рамовых подшипников и многочисленных вспомогательных механизмов. После тяжелой и опасной службы 1914-1915 годов, во время которой в боях погибли, а также умерло от туберкулеза десятки человек, длительная стоянка в порту еще больше обостряла обстановку на корабле. Разница в материальном и социальном положении, и то обстоятельство, что матросы продолжали жить на разоренном ремонтом корабле, а многие офицеры и сам командир жили на берегу, посещали Париж, курорты французской Ривьеры, к некоторым из них приезжали близкие из России, ослабила дисциплину. Летом 1916 года обстановка на "Аскольде" обострилась.
Командование крейсера стало получать информацию о готовящемся на корабле бунте. При обысках в личных вещах матросов находили нелегальную литературу и оружие. 9 августа 28 человек, подозреваемых в общении с политэмигрантами и в хранении нелегальной литературы, списали с корабля и отправили в Россию. А через десять дней в кормовом погребе, где находилось 828 снарядов и около 100 000 ружейных патронов, прогремел взрыв. С помощью бикфордова шнура неизвестным злоумышленником через отверстие вывернутой ударной трубки был подожжен порох в гильзе одного из унитарных патронов. Гильза разлетелась, но снаряд не взорвался. Утром после взрыва арестовали 28 человек, позже еще 49. Следственная комиссия обвинила в причастности к взрыву 8 человек. 10-12 сентября 1916 года состоялся суд, приговоривший к смертной казни четырех человек. Приговор был утвержден новым командиром крейсера капитаном 1 ранга К. Кетлинским. 15 сентября в форте Мальбуск были расстреляны Д. Захаров, Ф. Бешенцев, Е. Шестаков и А. Бирюков. 113 человек в тот же день отправили через Брест в Россию. 5 декабря "Аскольд" зачислили в состав Флотилии Северного Ледовитого океана, а 27 декабря 1916 года он вышел из Тулона в Англию.

В Атлантическом океане крейсер попал в сильный шторм. Огромные волны захлестывали носовую часть корабля, клочья пены и брызги летели выше труб. Одной особенно сильной волной деформировало носовую надстройку. Когда 20 января 1917 года прибыли в Плимут, в угольных ямах оставалось только 70 тонн угля. На следующий день "Аскольд" перешел в Девонпорт, где были исправлены повреждения, полученные во время шторма. Адмиралтейские якоря со штоками и катбалками заменили на английские.
На «Аскольде» хоронили своих товарищей. В возрасте 27 лет 7 марта 1917 года скончался кочегар с крейсера Петр Огорелков. Его похоронили в присутствии членов экипажа на старом кладбище Плимута «Форд парк», как героя.
О революции в Петрограде и отречении Николая II аскольдовцы узнали из английских газет, и лишь после получения официальных телеграмм Морского министерства Кетлинский приказал построить команду на баке и с носового мостика объявил о последних событиях в России, призвав всех продолжать исполнять свой долг перед Родиной. Командир приложил много усилий, чтобы не допустить на корабле стихийных выступлений против офицеров. По требованию команды некоторых из них списали с крейсера. После этого на "Аскольде"
приняли присягу Временному правительству.
23 мая корабль перешел в Гринок (Шотландия), 4 июня "Аскольд" - в залив
Холи-Лох, где провел ряд учений и затем покинул воды Англии. 17 июня он прибыл Кольский залив и встал на якорь в Мурманске. Одиссея «Аскольда», длившаяся
почти три года, завершилась.
Но истории было угодно, чтобы крейсер вернулся в Англию. 14 июля 1918 года он был захвачен десантом английских, американских и французских моряков. На нем был поднят английский военно-морской флаг. Некото­рое время крейсер, переименованный в "Глори IV", служил плавучей казармой для части славянобританского легиона. Эвакуируя свои войска с севера, интервенты увели "Аскольд" в Англию, где он использовался как блокшив в Гриноке (Шотландия).
В 1921 году советским правительством было принято решение выкупить крейсер у англичан и затем продать его на металлолом в Германию. Так завершилась
история корабля, которого русские моряки называли счастливым.

«Аскольд», крейсер.

В 1904 году стойко защищал Порт-Артур. В октябре 1907 года экипаж крейсера поддержал вооруженное восстание владивостокских рабочих и солдат. Царское правительство свирепо расправлялось с революционерами «Аскольда». Не проходило года, чтобы с корабля не списывали и не осуждали «политически неблагонадежных». В сентябре 1916 года, когда «Аскольд», совершая переход к берегам Кольского полуострова, ошвартовался во французском порту Тулон, офицеры-монархисты, опасаясь восстания, расстреляли по ложному обвинению в заговоре четырех матросов.

В начале 1917 года, когда крейсер стоял на ремонте в Англии, моряки встретились с лидерами рабочего движения в г. Глазго, в том числе с У. Галлахером, впоследствии одним из руководителей коммунистической партии Великобритании, участвовали в демонстрациях рабочих, проходивших под лозунгом «Да здравствует свободная Россия!».

В октябрьские дни 1917 года «Аскольд» находился в Мурманске. Получив известие о победе вооруженного восстания в Петрограде, моряки вынесли резолюцию: «Судовой комитет и команда крейсера стоят на стороне власти Советов и такое свое решение будут поддерживать всеми имеющимися средствами».

Матросы принимали активное участие в боях по освобождению севера от белогвардейцев и интервентов.

Вступил в строй в 1902 г. Водоизмещение - 5905 т, длина - 130,0 м, ширина - 15,0 м, углубление - 6,0 м. Мощность машин - 19 000 л. с. Скорость - 23 узла. Дальность плавания 3140 миль. Вооружение: 12 - 152-мм, 12 - 75-мм, 8 - 47-мм, 2 - 37-мм орудия, 2 десантных пушки, 4 пулемета, 6 торпедных аппаратов. Экипаж - 534 чел.

Из книги Корабль идет дальше автора Клименченко Юрий Дмитриевич

«Аскольд» Мы вернулись из Германии в 1945 >году. Вернулись все, кто остался в живых.Встретили нас в Ленинграде как родных. После объятий и приветствий повезли на дизель-электроход «Балтика», где интернированные должны были пройти карантин. Там мы окунулись в сказочную

Из книги Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера СС. 1939-1945 автора Баур Ганс

Крейсер «Дойчланд» под огнем После восстановления германской армии мы часто посещали заводы Круппа в Эссене. Гитлер здесь выслушивал доклады и осматривал новые образцы вооружения. Обычно после этого Гитлер ехал в отель «Дрезен» в Годесберге. Накануне описываемых здесь

Из книги Виктор Конецкий: Ненаписанная автобиография автора Конецкий Виктор

Крейсер «Аврора» взяли на пушку (Реплика на статьи Натальи Т. и Льва Л.) Ну и статейку вы опубликовали, братцы! Даже я, потерявший зубы, захотел покусать вас. Бабу - первую.Вот Т. пишет: «…выдраенный до светло-желтого блеска деревянный пол…» Полов на кораблях не бывает -

Из книги Великий Ильюшин [Авиаконструктор №1] автора Якубович Николай Васильевич

Из книги Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов автора Зубов Николай Николаевич

11. Кругосветное плавание М. Лазарева на фрегате «Крейсер» (1822–1825) и плавание Андрея Лазарева на шлюпе «Ладога» к русской Америке (1822–1823) 36-пушечный фрегат «Крейсер» под командой капитана 2-го ранга Михаила Петровича Лазарева и 20-пушечный шлюп «Ладога», которым

Из книги На румбе - Полярная звезда автора Волков Михаил Дмитриевич

КРЕЙСЕР ШВАРТУЕТСЯ К КАТЕРУ И был день, который запомнился Стрелкову особо. На утреннем построении дивизиона был зачитан приказ о допуске молодых лейтенантов к самостоятельному управлению катером во всех условиях плавания.- Поздравляю, Сергей Иванович, - пожал ему

Из книги Океан. Выпуск тринадцатый автора Баранов Юрий Александрович

«Аврора», крейсер. Матросы «Авроры» вместе с питерскими рабочими в феврале 1917 года принимали участие в свержении самодержавия. В апреле встречали В. И. Ленина на Финляндском вокзале.В ночь на 25 октября 1917 года «Аврора» заняла боевую позицию у Николаевского моста (ныне

Из книги Три кругосветных путешествия автора Лазарев Михаил Петрович

«Алмаз», крейсер. Единственный из крейсеров, прорвавшийся в мае 1905 года после Цусимского сражения во Владивосток. Позже плавал на Балтике и Черном море. На корабле активно действовала революционная подпольная организация.В 1917 году матросы «Алмаза», находившегося в

Из книги Чекисты [Сборник] автора Дягилев Владимир

«Диана», крейсер. В один из дней 1918 года в Кремле, на куполе здания Сената, в котором разместилось Советское правительство, появилось несколько человек.- Государственный флаг поднять! - взволнованно произнес комендант Кремля Павел Мальков, бывший матрос крейсера

Из книги автора

«Олег», крейсер. «С вами хочет говорить Ленин от имени революционного правительства» - появились слова на телеграфной ленте. Исполнявший обязанности председателя Центробалта водолаз матрос Николай Измайлов, находившийся в Гельсингфорсе, продиктовал телеграфисту:

Из книги автора

«Россия», крейсер. С этим кораблем связано имя известного революционера матроса Тимофея Ульянцева. В 1913-1914 годах он руководил здесь подпольной организацией РСДРП(б). В ее ряды вступали наиболее политически сознательные моряки. В апреле 1917 года на нем было 50 большевиков.

Из книги автора

«Рюрик», крейсер. Экипаж активно участвовал в революционных событиях 1917 года.«Мы шлем тебе, Керенский, проклятие, - писали моряки 2 октября 1917 года. - Требуем от ЦИК немедленного созыва Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который