Биографии Характеристики Анализ

Жаворонок, конспект занятия по ознакомлению с природой. Занятие- развлечение на тему "Встреча весны

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 «Центр развития ребенка»

Конспект открытого занятия для старшей группы

«ЧТО НА РУСИ ОЗНАЧАЛО СЛОВО «ЖАВОРОНКИ»

Подготовила и провела

воспитатель первой квалификационной категории

Парфентьева Людмила Ивановна

г. СЕРГИЕВ ПОСАД, 2011

Программное содержание: воспитывать любовь к народному творчеству, дать детям представление о народном празднике («Сороки»), способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм через народные заклички.

Используемая музыка:

  1. «Русский хоровод» исп. Оркестр народных музыкальных инструментов, дирижер В. Красноярцев.
  2. «Жаворонок» муз. П. И. Чайковского.
  3. «Красный сарафан» муз. А. Варламова
  4. «Веснянка» муз. Т. Потапенко.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал. Звучит «Русский хоровод».

1 ребенок: 22 марта(9 марта по старому стилю) в православной России отмечается праздник «сороки». Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетает 40 разных птиц. И первая из них – жаворонок. В этот день хозяйки пекли из простого теста «жаворонков».

2 ребенок: Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка.

3 ребенок: Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.

4 ребенок: На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…(Василий Жуковский)

5 ребенок: Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне…(Евгений Баратынский)

6 ребенок: Согласно легенде жаворонки вынимали колючки тернии из тернового венца распятого Христа. Не только поэты, но и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения. Послушайте одно из них.

Звучит «Жаворонок» П.И. Чайковского.

Ведущий: Прилет жаворонка во всех странах связывался с приходом весны. В этот день женщины выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям. И приговаривала:

(девочка держит в руках тарелку с выпеченными жаворонками)

Ой, вы жаворонки, жавороночки

Летите в поле, несите здоровье

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

А дети бежали на улицу и кричали:

6 ребенок: Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое!

Унесите от нас зиму холодную,

Нам зима холодной надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Ведущий: Во многих местах печенье выпекали в форме крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весною, во время сева, их бросали в особое решето (сетево), из которого сеяли зерно. С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйки хмеля или монетку. Зерно к богатству, чешуйка хмеля или монетка – к веселью.

Часто «кресты» давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки-заклички:

1 ребенок: Крестики, крестики, жавороночки,

2 ребенок: Крестик подают и водой обдают,

3 ребенок: Половина-то «говина» перевалится,

4 ребенок: Кадка с молоком перекатится

Ведущий: Девицы также совершали свои заклички, глядя на восток:

Мальчик: Весна, Весна красная!

Приди весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Хоровод «Стало ясно солнышко припекать».

Ведущий: Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к Морозу (выставляли в миски овсяный кисель, на краю поля или на крыльцо) приглашали отведать кушанье:

Мороз-Мороз, не тронь мой овес.

Приходи кисель есть.

Под музыку входит Весна. Звучит «Красный сарафан».

Весна: Я весна – красна!

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На полях рощу цветочки

Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

7 ребенок: Здравствуй, здравствуй,

Красавица, Весна!

Птичий домик у нашего окна

Скоро в домике будет веселье,

У крылатых жильцов новоселье!

Игра «Птички», р.н.м.

Ведущий: Весна, а наши ребятки знают о тебе много пословиц, поговорок, примет.

Дети:

Пословицы, поговорки:

Зима весну пугает, да все равно тает.

Весна днем красна, да и то не сполна.

Весною оглобля за ночь травой обрастает.

Приметы:

Ранний прилет грачей и жаворонков - к дружной весне.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Дружная весна – жди большой воды.

Увидал скворца – весна у крыльца.

Хоровод «Веснянка».

Весна раздает детям угощение.


Ольга Толмачева
Образовательная деятельность. Интегрированное занятие «Жаворонки» в старшей группе

Интегрированное занятие "Жаворонки "-часть проекта "На весенний на лужок, выходи играть,дружок"(Знакомство с русскими народными традициями и обычаями через заклички,мирилки, народные игры) Работа выполнена в соавторстве с логопедом Кокаревой Л. А. и воспитателем Дэхныч О. В.

Задачи : .

Обучающие :

Дать представление о народном празднике («весеннее равноденствие» , способствовать развитию интереса к народным обычаям , играм через народные игры и заклички.

Подвести детей к пониманию того, что народные традиции отражают окружающий мир;

учить лепить «жаворонков » из соленого теста;

обогащать личный опыт детей знаниями о традициях и истории русского народа.

Развивающие :

развивать устойчивый интерес , эмоционально-эстетические чувства.

развивать словарный запас,

Воспитательные :

воспитывать любовь к родному краю, к его национальным традициям;

воспитывать бережное отношение к окружающей природе; прививать любовь к птицам;

Ход занятия:

(Использование презентации «Жаворонки » )

В : Сегодня – день весеннего равноденствия. День и ночь сравнялись. День длится 12 часов и ночь тоже 12 часов. (Образ Весны с коромыслом ) . Посмотрите, вот Весна несет коромысло, а на нем два волшебных ведерка. В одном, темном, ноченька живет. В другом, светлом – ясный день. А какое из них легче, а какое тяжелее? Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия. День равен ночи. А дальше светлое ведро все тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

В день весеннего равноденствия прилетают птицы из теплых краев. Поэтому люди звали (кликали) птиц. Люди верили, что птицы несут на крыльях золотые ключи (помните сказку «Как весна зиму поборола» ). Вспомните, для чего эти золотые ключи? А какие птицы прилетают весной? Каких птиц звали люди? Давайте вспомним нашу закличку!

Физкультминутка (проговаривают закличку с движениями)

Русские поэты и композиторы прославляли эту маленькую неприметную птичку в своих произведениях. Послушайте мелодию П,И, Чайковского «Жаворонок » . Как звучит музыка? Какой голосок у жаворонка ? (ответы детей)

В этот день женщины выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям. И приговаривала :

Ой, вы жаворонки , жавороночки

Летите в поле, несите здоровье

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

А дети бежали на улицу и кричали :

Жаворонки , жавороночки !

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое!

Унесите от нас зиму холодную,

Нам зима холодной надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

В : Сейчас, дети мы будем лепить жаворонков .

(Использование презентации : Мастер – класс «Лепка Жаворонков » )

Рассматривание образца

Поэтапное объяснение лепки жаворонков (лепит воспитатель при детях с объяснением)

Работа детей

Индивидуальная работа

Анализ работ.

В : Молодцы, потрудились на славу. Как только наши работы высохнут – мы их будем разукрашивать.

Заканчивается занятие чтением стихов .

Воспитатель или Ребенок :

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий .

Поет, на солнышке сверкая :

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны (Василий Жуковский)

Ребенок :

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне (Евгений Баратынский)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №25 г.Орла»
Конспект ОДД
В старшей логопедической группе
(организованного в ППРС «Мини-музей»)
На тему: «Жаворонки прилетите, весну – красну принесите»

Воспитатель
Яшина Е.С.
Орел, 2015 г.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программные задачи:
1.Дать детям представление о праздновании встречи весны.
2.Продолжать знакомить детей с песенками-закличками, обрядами, загадками.
3.Вызвать у детей эмоциональный подъем, радостное настроение.
Коррекционные задачи:
1.Закреплять представления детей о весенних явлениях, о жизни перелетных птиц.
2.Обогащать словарь по теме: «Весна. Перелетные птицы».
3.Развиваьб общие речевые навыки:
-следить за правильным речевым дыханием при рассказывании закличек;
-продолжать развивать интонационную выразительность речи;
-совершенствовать четкость дикции.
Предварительная работа:
-беседа о весне, рассматривание иллюстраций, картинок, изображающих времена года, перелетных птиц;
-разучивание закличек, русских народных игр, хороводов.
Материалы к занятию:
Фланелеграф, картинки с изображением перелетных птиц; столы, дощечки для лепки, салфетки, стеки, тарелочки с тестом, изюм; магнитофон, записи с «голосами весеннего леса».План занятия:
1.Вступительная часть.
1.1.Организационный момент.
2.Основная часть.
2.1.Беседа о весне.
2.2.Чтение весенних закличек.
2.3.Игра «Солнышко» (координация речи с движением).
2.4.Отгадывание загадок о птицах.
2.5.Беседа о птицах.
2.6.Пальчиковая гимнастика «Жаворонок».
2.7.Изготовление из теста печенья – жаворонков.
2.8.Чтение закличек.
3.Заключительная часть.
3.1.Хоровод «Веснянка» (координация речи с движением).
Ход:
Хозяюшка встречает детей в избе:
-Здравствуйте, ребятишки и взрослые. Я рада гостям, как добрым вестям. Собрались мы сегодня в нашей избе, чтобы поговорить о весне, и ее праздниках.
-Когда приходит весна? (после зимы).
-Вы хотите, чтобы пришла настоящая весна? Только как мы ее узнаем, по каким приметам? (дети называют приметы и признаки весны).
-Давайте расскажем какая весна?(подбор определений).
-Знаете ли вы весенние месяцы? Какой первый месяц? Правильно, март – первый весенний месяц. В народе его называют «утром весны», «солнечником», «зимобором», «водотеком», «ветроносом», «грачевником». Вот у него сколько названий. Как вы думаете, почему его так называют?
С нарастанием солнечного света начинается обильное снеготаяние, текут ручьи, а с прилетом грачей зима и вовсе отступает. В марте солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Март борется с зимой и приносит теплые ветры.
-Какой недавно мы отмечали праздник? (масленицу).
-После масленицы, считали в народе, весна уже на пороге. Весну не просто ждали, ее зазывали, закликали песнями-закличками, песнями-веснянками и встречали хлебом, как самую дорогую гостью. Давайте мы с вами позовем, покликаем весну. Кто из вас знает заклички?
1. Весна, весна, красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
2.Весна, приди! Три угодья принеси!
Первое угодье – в реках половодье!
Другое угодье – солнце на подворье!
Третье угодье – зеленое раздолье!
3.Ой, весна, красна!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем нас озари!
4.Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март – солнцу рад.
Апрель, апрель – откроет дверь.
Май, май – сколько хочешь гуляй!
Хозяйка: -Ау, ау, аукаем! Зовем, зовем мы весну, а она что-то не торопится. Видно где-то задержалась. А так хочется тепла. Давайте-ка мы солнышко позовем. Оно лучами землю обогреет, снег растопит – весна быстрее придет.
Проводится игра «Солнышко» (координация речи с движениями)
Солнышко, (дети стоят в маленьком кругу, шагают назад,Колоколнышко, расширяя круг, держась за руки).Ты пораньше взойди, (руки вверх, тянутся на носочках)
Нас пораньше разбуди. (опускают руки)
Нам в поле бежать, (бегут по кругу, взявшись за руки)
Нам весну встречать.
-Кажется стало теплее, пригревает солнышко. Скоро птицы прилетят. Какая птица первой в наших краях появляется? (грач).
В народе говорят: «Грач на горе – весна на дворе».
А не прилетел ли грач? (на фланелеграфе ищут грача)
Вслед за грачами собираются и другие птицы. Какие попробуйте отгадать.
Стоит ствол, на стволе кол,
На колу дворец, во дворце певец.
А зовут его? (скворец)
-Посмотрите, нет ли среди птиц скворца?
-А теплее станет, прилетит такая птичка:
Угадайте, что за птичка, темненькая невеличка,
Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает, мошек на ходу хватает.
Если к нам летит она, значит началась весна. (ласточка)
-Что это за птица?
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет, поет. (жаворонок)
-Какие птицы остались? (зимующие)
-Как можно назвать всех этих птиц одним словом? (перелетные)
-Давайте поиграем в игру. Я буду говорить предложение, а вы добавлять слово.
-В наш двор прилетела стая… (воробьев).
На рябине сидело много красногрудых…(снегирей).
К кормушке подлетела маленькая… (синица).
В наши края вернулись …(скворцы).
-В старину крестьяне встречали прилет птиц из дальних краев закличками, песнями. Совсем скоро, 22 марта, будет еще один народный праздник – Сороки. По приметам, именно с этого времени, сорока начинает вить гнездо и кладет в него 40 палочек, с юга возвращаются в родные края 40 разных пташек и наступает весна. А еще пекли из теста печенье – жаворонки. Их форма могла быть различной, смотря по вкусу и умению хозяйки. Но важным считалось – расправленные крылья- птички всегда изображались летящими. Чтобы печенье было лакомым, глаза птичкам делали из изюминок, орехов или других ягод. Потом печеных жаворят давали детям. Ребятишки выбегали на улицу, подбрасывали их высоко к небу, да просили, чтобы птицы прилетели, да весну с собой несли. Давайте и мы попробуем вылепить из теста жаворонков и еще раз позвать весну.
Дети рассаживаются за столы.
-Как я вам уже сказала, фигурки жаворят могли быть разной формы: летящий жаворонок, жаворонок с птенцом, завивали спиралью, завязывали узелком.
(показываются картинки).
-Мы с вами попробуем сделать вот такого жаворонка – завязанного узелком. Для начала разомнем пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Жаворонок, жаворонок, (на каждую строчку большой палецМилый жаворонушек, здоровается дважды с одним
Ты где был? пальчиком, начиная сТы с чем пришел? указательного, сначала на
-За морем бывал, правой, потом на левой руке).Весну добывал.
Несу, несу
Весну-красну.
-Что это? (тесто), какое оно? Потрогайте, помните. (мягкое, податливое).
Катаем колбаску, колбаска завязывается узелком. С одной стороны колбаски, торчащей из узелка, вытягиваем клювик жаворонка, с другой – конец расплющивается и делаются надрезы, напоминающие перышки на хвосте. Глазки – изюминки.
(Дети повторяют по цепочке последовательность).
Птичек высаживаем на противень.
- Вот таких жаворят пекли в старину. А пока вы ко мне в гости шли, я для вас тоже испекла жаворонков. Давайте мы по обычаю наших предков позовем весну. Берем в ладони, сложенные лодочкой, жаворонка, поднимаем его вверх к солнышку и попробуем покликать.
1.Жаворонки, прилетите,
Весну – красну принесите,
Надоела нам зима,
Пусть приходит к нам весна.
Принесите весну
На своем хвосту.
2.Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
- Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну –
Теплое лето.
3.Жаворонки, жаворонки,
Летите из-за моря,
Несите кус здоровья,
Мы вам посошочек,
А вы нам денег – мешочек!
4.Жаворонки прилетали,
Весну – красну отмыкали.
Серы снеги покатились,
В речках воды появились.
Вы не троньте песок,
Не тупите свой носок.
Пригодится ваш носок
На овсяный колосок.
- Слышите, ребята?(грамзапись «Голоса весеннего леса»)
- Весна, весна, красная, пришла весна ясная.
Птицы громко поют. Долго спать не дают.
Весеннее солнце глянуло в оконце,
Избу осветило, всех развеселило.
- Давайте веселиться, хоровод водить, да гостей угощать.
Проводится хоровод «Веснянка»
А уж ясно солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки,Припекло, припекло. медленно поднимают руки)
И повсюду золото (идут по кругу за руки, медленноРазлило, разлило. опускают руки)
Ручейки по улице (бегут по кругу, в противоположнуюВсе журчат, все журчат сторону на носочках, руки на поясе)Журавли курлыкают (идут по кругу в противоположнуюИ летят, и летят. сторону, высоко поднимая колени,
взмахивая руками.)


Приложенные файлы

Марина Мухина
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Жаворонки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы "Жаворонки "

Цель : познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Жаворонки » . Способствовать приобщению к традициям русской культуры.

Задачи : продолжать знакомить детей с малым жанром русского народного фольклора (загадками, пословицами, поговорками, закличками, потешками, считалками) о прилёте птиц;

Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

Активизировать словарь детей, развивать интонационную выразительность речи, дикцию, внимание, память;

Обеспечить положительный эмоциональный настрой, способствовать развитию навыков коллективного пения с музыкальным сопровождением;

Воспитывать духовно-нравственные качества (доброту, миролюбие, великодушие) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой волшебный сундучок, принёс почтальон к нам в детский сад. А вот и письмо. Прочитаем его?

Чок, чок, чок! Перед Вами сундучок,

Весь резной и расписной

Сундучок, секрет открой!

Чтобы отворить его, ответьте :

Что есть волшебство? (Н. Лопатина)

Дети : Волшебство – это сказки, превращения, волшебная палочка, волшебные слова…

Воспитатель : Я знаю, кто мог нам этот сундучок прислать. Если Вы хотите узнать, закройте глаза и скажите : 1, 2, 3, 4, 5 – появитесь Вы у нас (появляются девочка и мальчик в русских народных костюмах) .

Девочка : Здравствуйте, ребята. Мы умеем делать волшебство. В сундучке мы приготовили для Вас подарки – не обыкновенные, а волшебные (показывает фигурки жаворонков ) .

Мальчик : А хотите узнать что это за фигурки и к какому празднику их пекли?

Тогда приступим к волшебству. Приглашаю всех узнать о празднике «Жаворонки » , познакомиться с обычаями и традициями народного праздника.

Воспитатель : В конце марта праздновали день прилёта птиц. В народе так говорили об этом дне :

Когда вода разольётся,

Когда лес зазеленится,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

Ведь недаром в народе говорят : «Птицы прилетели – весну на крыльях принесли» .

Ребята, давайте вспомним ещё русские народные поговорки о прилёте птиц :

Ласточки и стрижи тепло принесли

Сколько проталинок – столько и жаворонков

Увидел грача – весну встречай

Прилетел скворец – зиме конец

Грач на горе – весна на дворе

Коли грач прилетел – через месяц снег сойдёт

Где ласточке не летать, а к весне прибывать

Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает

Увидел скворца – весна у крыльца

- Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам

На праздник «Жаворонки » люди верили, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 первых разных птиц и приносят на своих крыльях весну.

Давайте попробуем отгадать русские народные загадки о перелётных птицах. Из глубины времён загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил своё отношение к птицам.

Каких птиц мы будем встречать?

Спереди шильце

Сзади вильце

На груди белое полотенце

(Ласточка)

(Соловей)

По весне то там, то тут

Песню весело поют

Ах, качи, качи, качи

Прилетели к нам… (Грачи)

На шесте дворец

Во дворце певец

(Скворец)

Мать, отца не знаю

Но часто называю

Детей знать не буду

Чужим сбуду

(Кукушка)

Утром звонко распевает

Всех он в поле приглашает

(Жаворонок )

Русский народ сочинил не только пословицы, поговорки, загадки про прилёт птиц, но и потешки об этом :

Ласточка, ласточка, милая касатка

Где ты была, с чем ты пришла?

За морями бывала

Весну добывала

Несу, несу весну-красну!

Прилетели 3 грача

Принесли 3 ключа

Берите грачи золотые ключи

Замыкайте зиму

Отпирайте весну

Открывайте лето

- Жаворонок , жаворонок

Возьми себе зиму

А нам отдай весну

Возьми себе сани

А нам отдай телегу

На праздник «Жаворонки » день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Из тёплых стран 40 птиц птиц прилетают, а первая из них жаворонок . Ожидая пернатых гостей, начинали готовиться к празднику.

Девочка : Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли 40 хлебных шариков. Эти шарики хозяйки выбрасывали в окошко по одному. Люди верили, что наевшись хлебных шариков, мороз уйдёт до следующего года. Ещё пекли фигурки птиц – «жаворонки » . Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречишные зёрна. Иногда на спинку сажали его детёнышей, вылепленных из того же теста.

Мальчик : А утром «жаворонков » отдавали детям. Они насаживали их на длинные палки, выбегали на пригорки, сбивались в кучи, что есть силы кричали, закликая жаворонков и весну .

- Жаворонки прилетите

Студёну зиму унесите

Теплу весну принесите

Зима нам надоела

Весь хлеб у нас поела

- Жаворонки , жаворонки прилетайте к нам !

Тут кисели толкут, тут блины пекут!

- Жаворонки , жаворонки

Прилетайте к нам

Приносите нам Весну-красну

Красну солнышку

Теплу гнёздышку

Чу-виль-виль весна пришла

На колясочках, зима ушла на саночках

Ой, весна моя

Ты – весняночка

Из-за тёмных лесов

Из-за синих морей

Приходи солнцем, светом озари

Воспитатель : Вот так в старину дети и взрослые кликали весну. Это были заклички. Их тоже придумал русский народ. В закличках взрослые просили здоровья, счастья, богатства, богатого урожая. Заклички – это обращение к солнцу , радуге, дождю, птицам. Птицы считались вестниками весны.

На празднике «Жаворонки » пели песенки - «веснянки» (дети исполняют «весняночку» ).

Весну закликали, величали, просили. Каждый отдельный куплет повторяли по несколько раз, затем переходили к новой песенке.

Кончив кликание, дети играли с жаворонками , а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берёг её для своей мамы. Дома каждый мальчик отдавал голову жаворонка матери со словами : «На-ко мама тебе голову от жаворонка , как жаворонок высоко летал , так чтобы и лён твой высокий был».

В других деревнях ребятишки старались рано утром перебросить через крышу 40 щепочек, девочки завязывали 40 узелков на тесёмке. Люди верили, что в этот день из тёплых стран прилетят 40 птиц, а первая из них жаворонок .

Весь день пели веснянки, играли в русские народные игры.

Игра «Золотые ворота»

На восходе солнца, в конце деревни собирались девушки, все разряженные, продолжали закликать весну.

Весна, весна, на чём пришла?

Весна : На сохе, бороне, на кривой кочерге,

На жёрдочке, на бороздочке, на ржаном колоску, на пшеничном колоску.

Съев жаворонков , продолжалось веселье.

Приди к нам весна, со радостью!

Со великой к нам со милостью!

Со рожью зернистою, с овсом кучерявым,

С ячменём усатым, со просом, со гречею.

С калиной-малиною, с чёрной смородиною,

Со грушами, со яблочками, со всякой садовинкой

Со цветами лазоревыми, со травушкой-муравушкою!

Весна красная, долгожданная

Где же ты долго так бродила?

Весна : С зимою лютою повстречалася

Растопила её сердце хладное,

Напоила землю-матушку!

Воспитатель : Очень много закличек сложено в народе о приходе весны.

Вечером все молодые девушки собирались на берегу реки. Они делились на несколько групп на большом расстоянии друг от друга. Одни начинали петь свою песенку, заканчивая призывным и протяжным «Гу!» или «У-у-у!» . Такое распевание веснянок называется весну гукати. И мы будем весну гукать.

Игра «Кто громче?»

Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у!

Весна, весна, на чём пришла? У-у-у!

- Жаворонки прилетайте к нам ? У-у-у!

Воспитатель : На этом празднике гадали. В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголёк. И по тому, что кому достанется, узнавали о предстоящей участи : кольцо – к свадьбе, монетка – к богатству. Вот мы и узнали о празднике «Жаворонки » . Выбирайте себе печёных «жаворонков » . Я думаю все довольны, никого мы не обидели. А что Вам запомнилось больше всего?

Никольская гора

В Ульяновской области есть свои знаменитые места. Далеко за пределами нашего края известна святыня, расположенная в Сурском районе – Никольская гора.

В давние времена называли её Белой горой, потому что она была из мела, и ничего на ней не росло. Недалеко от этой горы поселились люди. Своё поселение назвали Городищем. А на самой горе расположили сторожевые дозоры. Именно дозор сообщал жителям об опасности.

Об этой горе есть легенда. Однажды войска татар пытались захватить местные укрепления. Оставалось им перейти неглубокую речку Суру, но враги внезапно остановились. Они увидели впереди глубокую тьму, а во тьме на вершине Белой горы свет какой-то и в том свете стоит старец с мечом в руке и запрещает им идти вперёд. Очень испугались враги и повернули от Белой горы назад.

Поспешили люди на гору и нашли на её вершине икону с изображением Великого Николая Чудотворца. С тех пор гору стали называть Никольской. А у подножия горы забил источник. Испробовав воды, больные избавлялись от болезней.

И стали приходить люди за целебной водой к этому роднику. Приходят и по сей день. Дважды в год (на Николу вешнего и Николу зимнего) в Сурское стекаются тысячи паломников из различных мест. Есть верная примета : спустишься с горы за родниковой водой, взберёшься на холм там, где покруче подъём (как говорят бабушки «потрудишься» ) и глядишь : на душе как-то веселее и чище.

На вершине Никольской горы построили часовню. Тот, кто хоть раз посетит это место, всегда захочет вернуться в Сурское снова.

Жаворонки-веснянки

Когда-то давно в нашем Симбирском крае весну встречали 22 марта, когда по поверьям прилетают 40 первых птиц и приносят на своих крыльях весну. И первая из них жаворонок .

«Бывает, - уверяли старики , что прилетают жаворонки и раньше , только те непутящие : прилетит и смёрзнуть может. А уж тот жаворонок , который на 22 марта прилетит – тот настоящий».

22 марта по народному календарю – Жаворонки . Этот праздник встречали в особой чистоте. Приносили в дом талую воду, ей мыли полы, поливали цветы.

Наши предки считали : чтобы весна пришла, её нужно позвать, попросить прийти, выкликнуть. У симбирян очень популярной была такая закличка :

Синички-сестрички

Тётки-чечотки

Краснозобые снегирюшки

Щеглята-молодцы

Воры-ворбьи

Вы по воле полетайте

Вы на вольной поживите

К нам весну скорей ведите

За нас Божью мать молите!

Хозяйки пекли из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Вставляли глазки из черёмухи и изюма и называли их «жаворонки » . Люди ходили с этими птичкками, забирались на крыши, пели песни-веснянки. Печёных жаворонков вешали на колья , поднимали ввысь. До сих пор хлебных птичек пекут в сёлах Ульяновской области.

У ребятишек был целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к выпусканию птиц на волю. Кончив кликанье весны, дети играли со своими жаворонками , а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставляли голову. Каждый берёг её для своей мамы. Придя домой отдавали голову жаворонка матери со словами : «На-ко мама, тебе голову от жаворонка : как жаворонок высоко летал , так чтобы и лён твой высокий бы».

Заклички кончались высокими, сильными «гуканьем» и «аканьем» , далеко разносившимися в весеннем небе.

Этот очень красивый праздник Жаворонки возрождается в сёлах Ульяновской области.

Тематическое занятие в старшей группе «Сороки-жаворонки».


Цели и задачи:
расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа;
развивать интерес к русскому фольклору через русские весенние заклички;
закреплять знания детей о перелетных птицах; создать атмосферу русского гостеприимства за столом и группе;Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Давно Вас жду поджидаю, праздник не начинаю!
- Долго длиться зимняя пора. Уже пронеслись веселые праздники: Рождество и Масленица, уже надоело слушать завывания вьюг да метелей, все мечтают о том, что тепло прогонит стужу лютую. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали еще один обряд - закликание весны. В народе так и говорили об этом дне:
- Когда вода разольется, когда лес зазеленится
- Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.
Хоровод: "Веснянка"
Дети читают стихи:
1. Благослови, мати, весну закликати!
2. Весна, весна проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!
3. Нам, зима, ты надоела
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла! Игра"Два мороза","Гори ясно"
4. Весна, весна, проснись ото сна!
Нам зима наскучила,
Холодом измучила!
Воспитатель: В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
Дети: Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овес!
А теперь убирайся на север отправляйся!
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года, споем весеннюю закличку:
Весна, весна, весенний денек,
Весенний денек, где зарождается?
В долинах, оврагах зарождается,
Меж двух гор весна появляется!
Воспитатель: Весна! Весна благодатная! Весна долгожданная! О весне складывали стихи, пели песни, устраивали народные гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.
Дети читают стихи.
1. Солнышко, выгляни красное высвети!
К нам на праздник приходи, да весну разбуди!

2. Гори солнце, ярче! Лето будет жарче,
А зима теплее, а весна милее.

3. Солнышко, солнышко, красное ведрышко!
Выгляни из-за горы, да до весенней поры! (Выходит девочка, на груди у нее солнышко)
Солнышко:
Я - солнышко лучистое, тепло и свет несу,
Улыбки возвращаю вам, и радость всем дарю!
Воспитатель: Спасибо солнышко, что заглянуло к нам на праздник. Будь у нас гостем дорогим. А мы весну встречаем, птичек закликаем! Недаром в народе говорили:"Сорок сороков летят, весну несут. "
- Ребята давайте с вами поиграем в народную игру " Ручеёк."


Воспитатель : А ну-ка, отгадайте, какие птицы вестники весны? Послушайте загадки:
1. Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг! (Грач)
2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце
Птичка мала, да за морем была! (Ласточка)
3. Стоит ствол, на стволе кол.
На колу - дворец, во дворце - певец! Кто это? (Скворец)
4. Когда весенний лес весну торжественно встречает,
Колдунья серая усердно годы нам считает... (Кукушка)
5. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали... (Соловей)
Воспитатель : Но больше всего люди любили звонкого певца - жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. 22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста птичек - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. Детишки лепили птиц из глины, мастерили из тряпочек. Празднично одетые девушки и дети ходили по деревне и пели песни - заклички.
- Ребята, я тоже испекла вам жаворонков. Держите их.
- Давайте и мы с вами споем весенние заклички. Поднимите своих жаворонков вверх.
1. Жаворонушки, прилетайте!
Весну красную закликайте.
Чтобы снеги покатились,
В речке воды появились.
2. Принесите весну на своем хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.
3. Птички прилетайте!
Гнездышки свивайте
Летите, залетайте,
Весну прославляйте!


Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами зиму и мороз проводили.
- Весну красную и солнце ясное встретили, весенних птичек закликали.
Хоровод "Вот уж зимушка проходит".