Биографии Характеристики Анализ

Значение термина "задатки". Что такое способности человека

Развитие задатков и способностей - это основное направление работы современной психологической науки. Ученые, которые занимаются их изучением, не только углубляют свои знания по вопросу, но и дают рекомендации для родителей о методах формирования способностей у детей.

Общие ведомости

Задатки - это особенности нервной системы человека, они врожденные и устойчивые к влиянию внешних факторов. Все задатки имеют такие характеристики:

  • Из них могут развиваться разные виды способностей.
  • В зависимости от условий приобретают разные качества.

Прочность, скорость образования временных связей в нервной системе и особенности строения анализаторов и областей коры головного мозга непосредственно влияют на задатки. Что такое особенности индивида, можно сформулировать таким образом - это новообразования, которые развиваются на основе задатков. Это происходит только при условии осуществления деятельности и при благоприятных условиях.

Таким образом, можно утверждать, что проявление таланта к любому виду деятельности не зависит от обучения человека, а только от его генетики, на основании которой и формируются задатки.

Что такое виды и уровни способностей?

Все способности делятся на разные группы в зависимости от времени их образования или их направленности. Психологи выделяют природные и приобретенные способности. Основное их отличие в том, что в отношении первого вида ученые подтверждают, что все таланты появляются на основе задатков, а относительно второго - полностью опровергают эту теорию. Приобретенные - это те способности, которые формируются под непосредственным влиянием социума и окружающих условий.

По другой классификации, способность может быть:

  • Общей или специальной. Первый вид контролирует деятельности, а также память, внимание и мышление. Второй - регулирует успехи человека в разных сферах деятельности.
  • Теоретической или практической, в зависимости от типа мышления и доминирующего типа деятельности.
  • Учебной или творческой. Первая помогает получать знания, вторая создавать произведения искусства.

Понимая, и способности, каждый человек может влиять на свою успешность в разных сферах деятельности

Развитие способностей

Для усовершенствования способностей необходимо учитывать такие особенности:

  • Без включения в деятельность развитие невозможно.
  • Формирование многогранных способностей возможно лишь при разнообразных по способу и содержанию действиях.
  • Чем раньше будут созданы все условия для усовершенствования, тем лучше будет результат.
  • Основные критерии саморазвития - трудолюбие и работоспособность.
  • При формировании способностей следует уделить особое внимание воспитанию характера человека и его отношению к окружающим.
  • Только при взаимодействии с окружающими можно раскрыть все задатки. Что такое угасание способностей, можно увидеть после чрезмерного «захваливания» человека.

Задатки - основа гениальности

Отвечая на вопрос «Что такое задатки человека?», нельзя не рассмотреть уровни, которых могут достичь люди:

  • Одаренность - это критерии, заложенные у человека и помогающие ему выполнять работу в разных сферах. Она бывает общей интеллектуальной, академической, художественной, музыкальной, литературной, артистической, технической, лидерской или творческой.
  • Мастерство - возникает после долгого периода формирования и проявляется в совершенном выполнении деятельности.

  • Талант - проявляется после развития нескольких способностей и представляет собой их уникальное сочетание.
  • Гениальность - это высшее проявление таланта. Встречается редко и является общечеловеческим достоянием.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод про задатки, что такое способности и их значение. Каждый человек может развить у себя одаренность и выработать мастерство, но возможно это только при поддержке социума и наличии интереса.

Попробуем теперь разобраться в том, что такое задатки и какая связь существует между способностями и задатками человека. Задатками называют не сами способности, а лишь предпосылки к их развитию. Задатки - это то, чем человек уже обладает, что ему дано или задано до начала развития у него соответствующих способностей.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные . Первые также иногда называют природными, а вторые - социально обусловленными, поскольку задатки первого вида даны человеку с рождения, а задатки второго вида он приобретает в результате научения . Например, для того, чтобы хорошо освоить высшую математику, надо знать элементарную математику, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям могут выступать в качестве своеобразных задатков к их дальнейшему развитию.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у человека изучает психология индивидуальных различий. Она отвечает, в частности, на вопрос о том, откуда берутся у человека те или иные задатки. Один из возможных ответов на него предлагает известный американский специалист по психологии индивидуальных различий (второе ее название - дифференциальная психология) А. Анастази: «Индивидуальные различия, - пишет она, - порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды» .

Приступив к изучению способностей человека (эти исследования начались с XVI в.), ученые задумались над вопросом о том, что представляют собой врожденные или природные задатки с точки зрения их анатомофизиологической основы. Долгое время считалось, что общая или относительная масса мозга (отношение веса мозга к весу тела) может свидетельствовать о наличии или отсутствии у человека задатков: чем больше абсолютный или относительный вес мозга, тем соответственно больше задатков. Эта идея была признана научно несостоятельной но двум причинам. Во-первых, выяснилось, что у некоторых животных, например у слона и у кита, вес мозга больше, чем у человека. Во-вторых, среди людей не подтвердилось наличие связи между весом мозга и способностями. Кроме того, нашлось немало людей с относительно небольшим весом мозга (например, французский писатель А. Франс), но с высокоразвитыми способностями; обнаружились также люди с гораздо большим весом мозга (например, русский писатель И.С. Тургенев), но примерно с такими же способностями.

Вторая в истории психологии идея связала задатки человека не с весом, а со строением мозга: чем сложнее и дифференцированнее он устроен, тем больше имеется задатков к развитию способностей. Эта идея возникла в XVIII в. и была весьма популярной в течение XIX - начала XX в. Ко времени, о котором идет речь, уже была известна специализация отдельных частей мозга относительно психических функций и, кроме того, были получены многочисленные данные, свидетельствующие о том, что при локальных поражениях мозга имеют место характерные для них нарушения психических процессов. К примеру, при поражениях затылочных отделов КГМ обычно страдает зрение; при поражениях височных отделов - слух и речь; при поражениях теменных отделов - движения и т.д.

На основе этих данных была высказана мысль о том, что задатки к развитию отдельных способностей могут быть локализованы в ограниченных участках КГМ, что их разрастание свидетельствует о наличии у человека соответствующих задатков. Сторонники данного учения (оно получило название «локализационизм») разделяли поверхность КГМ на множество мелких зон и с каждой такой зоной связывали наличие у человека определенных способностей.

Данная концепция также вскоре была отвергнута и признана несостоятельной по следующим причинам. Во-первых, не было убедительных доказательств того, что отдельные способности человека действительно локализованы в тех участках мозга, с которыми их связывали. Кроме того, локализационизму противоречили факты нарушения многих различных способностей при поражениях отдельных, локальных участков мозга. Во-вторых, выяснилось, что нередко наблюдаются нарушения одних и тех же способностей при поражениях разных по локализации участков КГМ. В-третьих, разрастание того или иного участка мозга может быть вызвано, например, теми или иными патологическими изменениями в работе мозга (скажем, опухолью) и само по себе не свидетельствует о сложности его строения. Логичнее было бы именно сложность строения отдельных участков мозга связывать с наличием задатков, а не просто физическое разрастание (массу) соответствующего участка мозга. Наконец, появились научные теории, авторы которых доказывали, что способности человека связаны с работой мозга в целом, а не его отдельных участков. Такой теорией явилась, например, теория функциональных органов А. Ухтомского (см. 13.3).

Свой вклад в решение проблемы анатомо-физиологической основы задатков внес И.II. Павлов. Открыв три пары свойств нервной системы: сила - слабость, подвижность - инертность, уравновешенность - неуравновешенность, - он высказал предположение о том, что именно их можно рассматривать как физиологическую основу задатков к развитию способностей. Однако и эта идея была подвергнута критике, под влиянием которой пришлось от нее отказаться. Критика данной концепции заключалась в том, что свойства нервной системы могут влиять лишь на динамические особенности психических процессов, состояний и поведения человека, к которым невозможно свести способности человека.

В последние несколько десятков лет ученые, сохранившие надежду когда-либо обнаружить анатомо-физиологическую основу задатков к развитию способностей, связывают ее с успехами генетики. Эти успехи действительно обнадеживают, поскольку удалось доказать, что нарушения в умственном развитии человека, т.е. отсутствие у него задатков к развитию общих умственных способностей, можно соотнести с известными аномалиями в генотипе. Однако «гены способностей» или какие-либо определенные генетические факторы, напрямую отвечающие за развитие способностей человека, тем более таланта или гениальности, никому еще до сих пор обнаружить не удалось. Поэтому вопрос о генетической основе способностей также до сих пор остается открытым.

Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при рождении ребенка. Например, новорожденные дети-близнецы - имеют не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Человек с рождения обладает многими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств. Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.

Особый интерес в связи с изучением воздействия генетических факторов на развитие способностей вызывают результаты исследования гомозиготных (имеющих идентичную наследственность) и гетерозиготных (обладающих разной наследственностью) близнецов. Некоторые из них, взятые из работ А. Басса и Р. Плоумина, представлены в табл. 11.

Таблица 11

Корреляция между гомозиготными и гетерозиготными близнецами

разного пола

Сравнительное исследование гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что, вопреки ожиданию, их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как и у детей, выросших в одной семье, причем в некоторых случаях они даже уменьшаются. Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате их раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется этот факт тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом, и между такими детьми редко складываются равноправные отношения.

Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли оправдано утверждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психическое и поведенческое развитие человека более существенным, чем воздействие генотипа.

Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение человека обычно проводится одним из следующих способов: 1) систематическое варьирование условий обучения и воспитания, разностороннее изучение детей, выросших в разных социальных условиях: культурах, регионах, семьях и т.п.; 2) сравнительное изучение психологии и поведения гомозиготных и гетерозиготных пар близнецов.

Обратимся к анализу некоторых фактов, свидетельствующих за или против признания генотипической обусловленности индивидуальных различий людей в способностях. В исследованиях, которые были направлены на определение наследственной обусловленности интеллекта, получено немало противоречивых фактов, которые трудно однозначно оценивать как свидетельствующие в пользу или против наследования интеллекта. Типичный результат исследования близнецов но тестам интеллекта заключается в том, что монозиготные близнецы оказываются внутрипарно более похожими друг на друга, чем гетерозиготные близнецы. Вместе с тем влияние среды на психологию монозиготных близнецов также очевидно, и оно с возрастом увеличивается, в то время как воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается.

Таких психологических свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно обусловленными, сравнительно немного. Среди тех свойств, которые имеют явную генотипическую детерминацию, находится, например, темп деятельности человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физических показателей общей картины электрической активности головного мозга - электроэнцефалограммы. Речь идет о наличии и преобладании в ней ритмических колебаний (волн) определенной амплитуды и длины, от которых зависят некоторые динамические особенности внимания, двигательной активности человека и его стрессоустойчивость.

Однако - и это важный факт - ни одно из известных свойств нервной системы не является зависимым исключительно только от генотипа, поскольку на него в определенной степени оказывает влияние и среда. И.В. Равич-Щербо пишет по этому поводу следующее: «Чем выше в деятельности роль специфически человеческой, речевой произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют факторы генотипа, и наоборот, чем она ниже, тем отчетливее индивидуальные особенности этой деятельности определяются наследственностью»


Понятие «способности » появилось в трудах древнегреческого философа Платона почти 2500 лет назад.
Основой развития способностей и важнейшим условием является наличие задатков , которые являются врожденными анатомическими и физиологическими особенностями организма человека.
В современной психологии «Способности» - система свойств личности, формирующаяся на основе задатков и определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности, а также овладение знаниями и навыками.
По критерию происхождения различают природные и социальные способности . Природные способности обусловлены врожденными свойствами психических процессов. Социальные способности в большей степени обусловлены системой обучения и воспитания.
Выделяют общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают успешное выполнение многих видов деятельности. Специальные способности необходимы для выполнения какого-то одного определенного вида деятельности.
Различают учебные и творческие способности. Учебные позволяют успешно осваивать знания, а творческие - обуславливают способность к созданию новых оригинальных идей, знаний и т.д.
Существуют потенциальные и актуальные способности. Потенциальными считаются способности, которые в настоящее время не проявились, актуальными - те, которые уже проявились у человека.
С самого рождения и примерно до 6 лет формируется основа для развития общих способностей. Специальные способности активно формируются в школьном возрасте от 6 до 16 лет.
Значимым фактором процесса формирования и развития способностей является методика обучения и воспитания.
Наиболее эффективно развиваются способности при занятиях, сложность которых не превышает границы между тем, что ребенок может усвоить самостоятельно, и тем, что он может усвоить с чужой помощью. Слишком высокая сложность заданий тормозит развитие способностей.
По уровню развития способности подразделяют на одаренность, талант и гениальность.
Одаренность - совокупность общих способностей, которые при наличии знаний, умений и навыков позволят успешно выполнять какую-то деятельность.
Талант - одаренность человека, реализованная в высоких и оригинальных достижениях в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей.
Гениальность - высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость.

  • Уровни развития способностей .
    В современной психологии «Способности » - система свойств личности, формирующаяся на основе задатков и определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности, а также овладение знаниями и навыками.


  • ...рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности
    Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.


  • Задатки и способности .
    Уровни развития способностей .
    Виды взаимоотношений и их уровни . Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.


  • Задатки – это предпосылки для развития способностей . Многие считают задатками лишь врожденные. Понятие о способностях . Виды способностей . Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и...


  • Задатки и способности . Виды способностей . Уровни развития способностей .


  • Задатки и способности .
    Виды взаимоотношений и их уровни .
    Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совмес... подробнее ».


  • Виды способностей .
    Например, высокий уровень развития математических способностей предполагает, что ребенком были хорошо усвоены элементарные математические знания, они и выступают в данном случае в качестве задатков .


  • Для природно-обусловленных способностей нужны хорошие природные задатки .
    Общие способности могут развиваться и имеются практически у всех людей, но на разных уровнях развития .


  • Все, что появляется далее в процессе развития , изначально имеется в виде задатков , которые, преобразуясь и развиваясь, превращаются в способности в
    Психическое развитие в целом есть, вероятно, результат оптимального сочетания уровня биологической зрелости организма и...


  • Природные, биологические предпосылки необходимы для развития человека. Необходим определенный уровень биологической
    Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей будет, при всех прочих равных...

Найдено похожих страниц:10


Задатки и способности - Задатки в психологии - наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата. Они являются существенными предпосылками способностей человека, однако задатки лишь обусловливают их, не предопределяя. От задатков к способностям - в этом состоит важное направление развития личности. Развиваясь из задатков, способности являются при этом функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которое задатки входят как предпосылки, как исходный момент.

Одни и те же задатки могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности. Будучи предпосылкой успешного хода деятельности человека, его способности являются так или иначе и продуктом его деятельности. В этом состоит кольцевая взаимозависимость способностей человека и его деятельности. Человек обладает способностью сознательно развивать свои способности и тем самым совершенствовать деятельность. Существует и обратная зависимость: сознательное улучшение деятельности обычно приводит к совершенствованию способностей.

Задатки бывают разных видов. Задатки первого вида не определяют ни содержания способностей, ни уровня возможных достижений. Их значение ограничивается тем, что они лишь придают своеобразие процессу развития способностей, облегчают или затрудняют их развитие. К этой категории задатков можно отнести, например, типологические свойства нервной системы. Другие задатки, не определяя узко и жестко содержание способностей, по-видимому, все-таки больше влияют на их содержательную сторону.

При наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро, и даже при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях добиваться значительных успехов в соответствующей деятельности.

Интересно, что в истории психологии имелось представление, согласно которому способности это индивидуальные особенности человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С. Л. Рубинштейн). То есть, если речь вести о каких-либо общественно-бесполезных видах деятельности (например о компьютерных играх) или тем более об антиобщественной деятельности, готовность к ним будет рассматриваться не как способности, а как что-то иное. Соответственно задатки разовьются не в способности, а во что-то иное.

Самой распространённой ошибкой при рассмотрении природы способностей является отождествление задатков и способностей. Задатки, перефразируя вышесказанное, это врожденные "способности к способностям". Например, если у ребёнка идеально развит слух и в целом слуховой анализатор, то уже в раннем детстве задатки могут превратиться в способности, обучение музыке может сделать из ребёнка талантливого музыканта или композитора. Однако ребёнок не рождается музыкантом или композитором. Строго говоря, нельзя даже сказать, что у него есть задатки к музыке.

Б. М. Теплов считал задатки врожденными анатомо-физиологическими особенностями нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей. Он же обозначил несколько признаков способностей: они имеют индивидуально-психологические особенности, определяют успешность выполнения деятельности, но при этом не сводятся к , но обуславливают и быстроту обучения новым способам, и приемам деятельности.

Задатки влияют на формирование и развитие способностей. Способности влияют на образование ЗУНов. ЗУНы влияют на деятельность. Однако будет неверным утверждение, что задатки или способности влияют на деятельность лишь опосредованно, через ЗУНы. И задатки, и способности оказывают влияние на деятельность непосредственно. Например, врожденные особенности слухового анализатора и степень его развития непосредственно влияет на работу музыканта или переводчика.

Для понимания связи между задатками, способностями и ЗУНами уместно воспользоваться следующей аналогией. Предположим, гончар задумал создать новое творение. Он выбрал глину (задатки). Затем слепил горшок (сформировал способности), обжег его (развил и закрепил способности). Потом кто-то (сам гончар или покупатель) уже наполнил горшок водой, крупой или еще чем-то (образовались ЗУНы). Если глина плохая, не получится создать горшок большим или сложной формы. Если горшок маленький, в него не получится положить многого. Если он треснувший, он будет непригодным для хранения воды.

Способности, таким образом, отражают по большей мере физиологическую развитость мозга, функциональную его готовность к длительному выполнению какой-либо деятельности. Обывательское представление о способностях обычно ограничивается тем, что они представляются некоторым даром или даже сверхвезучестью: способного ученого Архимеда озарило во время принятия водных процедур, везунчику Ньютону повезло сесть под нужное дерево и т.д. На самом деле способности ученых кроются в функциональной готовности заниматься интеллектуальной деятельностью часами, неделями, годами.

Следует иметь в виду, что природные задатки могут проявляться, трансформироваться в способности в разные периоды жизни. Обычно, конечно, это происходит в молодые годы, однако те же музыкальные способности могут проявиться и в три года, и в восемнадцать лет. С. А. Маничев предложил ряд критериев для определения сформированности способностей:

1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация (склонности и способности довольно тесно и органично связаны).

2. Темп обучения каким-либо ЗУНам (любой здоровый ребенок, например, может изучить в полном объеме любой школьный предмет, если постарается, однако способный ребенок это сделает в разы быстрее).

3. Наличие границ способности (возможно, человек просто прилежен, и тогда его успехи будут разносторонни, у способного человека успехи очерчены довольно четкими границами).

4. Нестандартность результатов (способный человек не только усваивает учебный материал, но и находит в нем новые смыслы, скрытые связи, закономерности и т.д., что может приводить к новым, неожиданным для окружающих результатам).

5. Общественное признание (само слово "способности", хотя и не явно, но подразумевает хоть какую-то ценность, полезность для общества, если человек обладает единичной "способностью", например быстро сортировать речные камни по цвету, никто не назовет его "способным", потому что не соперников).

6. Помехоустойчивость (способность проявляется довольно устойчиво, мало зависит от обстоятельств).

7. Уровень обобщенности, перенос (способности, хотя и имеют довольно четкие границы, но при этом распространяются на довольно широкие сферы ЗУНов, при этом при некоторой "доработке" человек легко начинает проявлять способности в смежных сферах, там, где раньше способности не проявлялись).

На развитие из задатков способностей огромное влияние оказывает окружение. Под окружением здесь понимается не только социальное окружение: семья, друзья, школа и иные социальные институты. В окружение также входит и материальная среда: инструменты, технические возможности, источники информации и т.д. Известно, что Моцарт уже в три года проявил музыкальные способности. Однако, если бы в его окружении не имелось бы ни одного музыкального инструмента, этого бы не произошло.

При развитие способностей необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций. Важно поощрять любопытство и питать ребенка всей запрашиваемой информацией. Желательно, чтобы в любой момент времени деятельность ребенка находилась в зоне оптимальной трудности. Очень простая деятельность приводит к снижению интересов, потере смысла в предсказуемости. Очень сложная деятельность может надолго отложить получение результата и удовлетворения, что сильно снижает мотивацию.

Считается, что большинство очень способных людей имеют ярко выраженные природные задатки. Проявляется это в первую очередь в весьма раннем проявлении этих способностей у талантов и гениев. Талант - это способность к достижениям высшего порядка. Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое и очень важное.

Другие факторы, влияющие на развитие способностей:

Время выявления (раннее выявление способности способствует лучшему дальнейшему ее развитию),

Интерес (источником интереса может быть и сама деятельность, но имеет значение и изначальный интерес - жажда к получению новых знаний в определенной области),

Всестороннее развитие интересов и способностей (распространенная ошибка заключается в замыкании на одном виде деятельности: считается, что не надо тратить время на посторонние вещи; это может привести и к угасанию интереса, и к образованию слишком узкого специалиста; довольно типичный пример - музыкант, который всю жизнь оттачивает свои музыкальные умения и навыки, узость интересов и кругозора приводит к невозможности развиться в композитора, автора песен или музыкального продюсера),

Соперничество (большинство способных людей очень ревниво относятся к успеху других людей, особенно одноклассников и близких коллег, соперничество для них - вечный источник энергии),

Сотрудничество (соперничество часто порождает сотрудничество, а сотрудничество - соперничество, в общении, совместной работе, проектах, дискуссиях происходит становление очень многих талантливых людей - своего рода "обжиг").

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976.