Биографии Характеристики Анализ

Айсберги в атлантическом океане чаще всего встречаются. Уникальные произведения природы

Ученые подсчитали, что ледяной покров , крупнейшего острова на Земле, обновляется примерно за 6 тысяч лет. Это означает, что значительная часть гренландских ледников за это время превращается в айсберги, которые «блуждают» по Северной Атлантике. Тот же процесс постоянно происходит и в Антарктиде, где находятся крупнейшие на Земле ледники.

Добравшись до края суши, ледник или нависает над водной поверхностью в виде карниза или козырька, или продолжает передвигаться по шельфу (материковой отмели). Время от времени от ледяного массива с бешеным грохотом отламываются огромные глыбы — айсберги. («Айсберг» с голландского языка переводится как «ледяная гора») При этом образуются волны, очень опасны для судов, оказавшихся поблизости.

Некоторые айсберги, по своим размеры могут соревноваться не только с горами, но и с целыми горными массивами. У самого крупного из когда-либо обнаруженных айсбергов, который в 2000 году отпал от шельфового ледника Росса в Антарктиде, была поверхность площадью около 10 тысяч км 2 при высоте более 100 метров. Через пять лет его осколок был длиной более 115 километров и площадью более 2500 км 2 . По мнению ученых, такие «ледяные горы» способны влиять на океанские течения и погодные условия, тем более что морские течения несут айсберги за многие тысячи километров от мест, их «рождения». Так начинаются многолетние блуждания ледяных гор.

Плотность морской воды около 1025 кг/м 3 , а плотность льда — 920 кг/м 3 . По этому только верхушка, десятая часть объема айсберга возвышается над водой, а остальные десять девятых объема находятся под водой и являются невидимыми для наблюдателя с борта судна. Эта «скрытая» часть плавучей ледяной скалы представляет наиболее серьезную опасность.

В истории мореплавания известно много случаев столкновения судов со скитальцами-великанами. Так, 20 февраля 1856 года, у острова Ньюфаундленд, после столкновения с айсбергом потерпел крушение американский парусный корабль. Вся команда погибла — 135 человек. А в 1928 году загадочно исчез датский пьятищогловий баркас «Копенгаген». Судно шло из Монтевидео в Австралию и на его борту находились 59 человек. В широтах, где проходил маршрут баркаса, дрейфовали антарктические гигантские айсберги. В 1943 году в Северной Атлантике столкнувшись с айсбергом пошел на дно британский танкер «Свенд Фойн» вместе со всем своим экипажем. Но самая известная из катастроф такого рода произошла 1 апреля 1912 года. Только что построенный крупнейший океанский лайнер «Титаник», вышедший в свой первый трансатлантический рейс, столкнулся с гигантским айсбергом и затонул, невзирая на то, что он считался абсолютно надежным и непотопляемым. При этом из 2208 человек пассажиров и экипажа спаслись только 706.

С появлением на судах радиолокационного оборудования опасность подобных столкновений уменьшилось. Однако даже самые современные приборы порой оказываются несостоятельными. В ноябре 2007 г. неподалеку от Южных Шетландских островов, расположенных у побережья , круизный лайнер «Эксплорер» врезался в ледяную гору и получил пробоину. К счастью, всех пассажиров удалось эвакуировать и разместить на другом корабле еще до того, как лайнер скрылся под водой.


Чрезвычайной особенностью айсбергов является их способность «кувыркаться». В теплых водах лед тает гораздо быстрее, при этом изменяется положение центра массы ледяной горы, и время от времени айсберги неожиданно переворачиваются. Известен случай, когда в результате такого «кувырка» пассажирский корабль, находившийся вблизи большого айсберга, был подхвачен им при опрокидывании и оказался на поверхности льда. Однако новое положение айсберга оказалось неустойчивым, и за короткое время он сделал «кувырок» в обратную сторону, причем корабль вновь оказался на плаву, не получив серьезных повреждений. Интересно, что айсберг, который недавно «перевернулся», отличается от своих собратьев темно-синим цветом льда.

Среди ледяных гор большинство — столовые айсберги. Отличительной чертой этих айсбергов является ровная, как стол, поверхность. Под действием морских волн и солнечных лучей форма айсбергов со временем меняется. Чем «старше» ледяная гора, тем изобретательнее ее внешний вид. Некоторые из них, пропутешествовав несколько лет в водах Северной Атлантики или на юге Индийского и Тихого океанов, становятся похожими на гигантских белоснежных лебедей или на скалистые острова с широкими долинами, острыми утесами и живописными бухтами. Многие айсберги существуют так долго, что на них образуются колонии морских птиц — поморников, чаек, пингвинов, а также тюленей.

Скопление айсбергов, встречающихся у ледяного барьера Антарктиды, обычно выглядят как ледяные города, созданные архитектором с неукротимый фантазией и неограниченными возможностями. Освещенные солнцем, они переливаются всеми цветами чистейшего пресного льда — от ослепительной белизны к глубокому сине-фиолетового тона.

В конце XX века Европейским Космическим Агентством и НАСА были созданы спутниковые системы, которые ведут круглосуточное наблюдение за передвижениями ледяных путешествующих гор в океанах планеты, движением покровных ледников и образованием новых айсбергов. В декабре 2009 года спутник Егмизат обнаружил огромный айсберг у берегов . Ледяной глыбе размером 19 на 8 километров (больше площади Гонконга), что отпала от шельфового ледника Росса, понадобилось 10 лет, чтобы преодолеть такое расстояние.

10 152

Кто хочет полетать над Исландией (ледниковая лагуна Йокульсарлон. 360° Аэрофотопанорама) жмем на ссылку выше. А потом посмотрим фото красивых айсбергов и узнаем о них чтоб нибудь интересное.

"Корабль плыл в 270 метрах от шельфового ледника, когда от его края с громким треском отломилась огромная глыба весом примерно в миллион тонн Главная масса отломившейся ледяной горы то поднималась высоко из воды, то снова ныряла, скрываясь из виду Это повторялось много раз, причем от нее все время отламывались куски, и она становилась все меньше и меньше Когда грохот утих, посреди многочисленных белых обломков осталась прекрасная голубая гора, словно сердцевина цветка среди спавших лепестков". Так поэтично и в то же время документально точно описывает картину рождения айсберга знаменитый австралийский полярник, покоритель Южного магнитного полюса и самого южного вулкана Земли — Эребуса — Дуглас Моусон.

Грозные плавучие ледяные горы представляют собой огромные массивы льда, отколовшиеся от сползающих в море ледников или отломившиеся, как описывает Моусон, от краев гигантских ледяных щитов, покрывающих Антарктиду и Гренландию Момент откола айсберга — грандиозное и страшное зрелище, сопровождающееся жутким грохотом, напоминающим пушечную канонаду Вся поверхность моря приходит в это время в сильное волнение, а образующиеся волны так велики, что опрокидывают шлюпки и далеко отшвыривают небольшие рыболовные суда.

АЙСБЕРГИ, крупные глыбы пресного льда, отломившиеся от ледников, спускающихся в море или приледниковое озеро (обычные плавучие льдины и паковые льды образуются при замерзании поверхности моря). Основными источниками айсбергов служат фиордовые ледники Гренландии и шельфовые ледники Антарктиды. Длина антарктических айсбергов иногда достигает 80 км. Некоторые айсберги возвышаются над поверхностью воды более чем на 60 м. В зависимости от формы айсбергов их подводная часть в 7-9 раз больше надводной. Направление дрейфа айсбергов зависит главным образом от океанических течений, поэтому айсберги часто движутся против ветра.


Слово «айсберг» переводится на русский, как "ледяная гора" В этом нет преувеличения, так как айсберги действительно достигают огромных размеров. В океане встречались ледяные исполины длиной в десятки и даже сотни километров и высотой в сотни метров. Еще в 1854¬1864 годах ученые целых десять лет следили за движением айсберга-гиганта, который имел длину 120 километров и высоту 90 метров. А в 1927 году с норвежского китобойного судна заметили ледяной остров, достигавший длины в 170 километров. Но самый большой айсберг был обнаружен в антарктических водах в 1956 году. Его длина составляла 385, а ширина — 111 километров. По площади он был равен почти половине такой страны, как Словения, или трем Люксембургам!

А самый высокий айсберг был встречен в 1904 году у Фолклендских островов в Южной Атлантике. Высота пика этой ледяной горы составила 450 метров!

Из-за того, что лед легче воды, а также благодаря пузырькам воздуха, находящимся в ледяных кристаллах, айсберги имеют хорошую плавучесть. При этом на поверхности моря видно лишь одну восьмую часть ледяной горы, остальная ее масса находится под водой. Поэтому айсберги движутся силой морских течений, а не воздушных потоков, и часто плывут против ветра и даже сквозь ледяные поля толщиной до двух метров. Горе кораблю, вмерзшему в такое ледяное поле — айсберг раздавит его, как спичечную коробку!

Антарктические айсберги редко продвигаются далеко на север в Индийский океан и южную часть Тихого, где проходят основные судоходные пути, хотя их и встречали в 160 км к югу от Австралии. В Южной Атлантике айсберги дрейфуют с Фолклендским течением от мыса Горн к мысу Доброй Надежды. Северная часть Тихого океана отделена от Северного Ледовитого (за исключением узкого Берингова пролива) и свободна от айсбергов. 10-15 тыс. айсбергов ежегодно откалываются от западно-гренландских ледников, много их поступает из восточной Гренландии и с северо-восточного арктического побережья Канады. Лабрадорское течение переносит эти айсберги на юг, вдоль Ньюфаундленда, а затем Гольфстрим влечет их через Атлантику в северо-северо-восточном направлении. С апреля по август айсберги в изобилии встречаются на оживленных североатлантических судоходных линиях и круглый год могут наблюдаться в районах к северу от 43° с.ш. Иногда на юге они попадались вплоть до широты Азорских островов.


В ясную погоду благодаря своей блестящей поверхности айсберги видны издалека. Ночью буруны образуют предупредительную белую линию вокруг их основания. В тумане они плохо различимы на расстоянии свыше 90 м, и до изобретения радара обнаруживались с помощью корабельной сирены, звук которой отражался от их поверхности. Гибель первоклассного лайнера «Титаник» в 1912 была результатом неосторожности, и это явилось причиной действующих до сих пор очень строгих правил безопасности мореплавания. В безлунную ночь с 14 на 15 апреля судно продолжало двигаться со скоростью 22 узлов, несмотря на полученные по радио предупреждения о наличии в этом районе плавающих льдов. Оно столкнулось с айсбергом через 40 с после того, как тот был замечен, и затонуло через 2 ч 40 мин, унеся 1513 жизней.


"Родителями" айсбергов являются обширные ледники Гренландии, Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и острова Канады. Оттуда ежегодно "стартуют" в плавание 18 тыс. айсбергов.

Процесс рождения айсберга неторопливый. Область ледника медленно сползает на воду, подгоняемая непогодой и подмываемая набегающими волнами. Затем отколовшаяся часть ледника с грохотом падает в воду. Находящиеся в айсберге пузырьки воздуха, а также из-за того, что лед легче воды айсберг имеет хорошую плавучесть.

Процесс рождения айсберга сопровождается очень интересными и непохожими ни на что другое звуками


На поверхности плоских айсбергов часто находят большие озера, иногда до двадцати километров в диаметре. На таких ледяных островах встречаются также реки и ручьи, стекающие в море красивыми водопадами. Одна из таких рек достигала в длину четырех километров, а в глубину — двенадцати метров.

Морская вода промывает в айсбергах глубокие туннели и пещеры. Иногда, впрочем, пещеры достаются ледяной горе "в наследство" от породившего ее ледника. Образовавшиеся при движении ледяных языков по горным склонам трещины могут затем смыкаться вверху, если ледник выходит на равнину, и тогда внутри него остаются длинные подледные полости, которые со временем приближаются к берегу и отправляются вместе с содержащей их ледяной глыбой в дальнее плавание.

Внутренность этих подледных, или, точнее, «внутриледовых», пещер представляет собой зрелище изумительной красоты. Вот что рассказывает об этом один из участников советской антарктической экспедиции 1965 года:

"Округлый коридор высотой примерно в три метра уходил в глубь ледяной горы. Волнистые стены были из гладкого, точно отполированного льда. Необычайный голубовато-синий свет проходил через весь ледяной массив, мягко струился, переливаясь в ледяных стенах. На сосульках играли отблески света, проникавшего во входное отверстие. Фантастический голубой цвет стен, игра света, пар, клубами вырывавшийся изо рта, настраивали на торжественный лад. Мы невольно говорили шепотом и медленно шли по коридору... Ветвящиеся во все стороны ходы пронизывали айсберг, и самым удивительным в них были огромные ледяные кристаллы, свисавшие с потолка и сплошь покрывавшие стены. Это был иней, сходный с тем, который можно увидеть на окнах в морозный день, но только увеличенный во много раз.

Ледяные иглы, как цветы самых причудливых форм, сверкали и искрились в голубом рассеянном свете. Страшно было не только двигаться, но и дышать среди этой необычайно хрупкой и неописуемой красоты. Мы зажгли спички, и они неожиданно вспыхнули ярко-красным пламенем. Конечно, огонь от зажженной спички казался таким ярким по контрасту с голубоватым освщением пещеры, но это не делало его менее красивым."

Однажды наши моряки встретили у берегов Антарктиды даже «поющий» айсберг. Вода промыла в нем сквозные отверстия, в которых ветер устраивал довольно мелодичные «концерты», словно играя на огромной флейте.

Порой айсберги напоминают очертаниями средневековые замки или сторожевые башни. Их называют пирамидальными. Но чаще встречаются плоские, так называемые столовые айсберги. Иногда попадаются и цветные плавучие острова: черные, зеленые или желтые. Предполагают, что причиной необычной окраски айсбергов является покрывающая их вулканическая пыль.


Интересно, что плавучие ледяные горы можно встретить не только в морях и океанах. На Тянь-Шане, у подножья величественного пика ХанТенгри, находится ледниковое озеро Мерцбахера. Когда в 1920-е годы к озеру впервые вышла научная экспедиция, ее члены с удивлением увидели, у берегов Гренландии что по озеру плавают большие айсберги, оторвавшиеся, очевидно, от образовавшего озеро ледника Иныльчек. Один из ученых экспедиции так описывал увиденную картину:

"Айсберги, искрясь в лучах южного солнца, плавали в воде. Ледяные башни и замки, опушенные снегом и горящие на солнце мириадами снежных кристаллов, полупрозрачные гроты на поверхности айсбергов, свисающие сосульки, играющие всеми цветами радуги, — все это создавало сказочное впечатление".


Айсберги всегда представляли серьезную угрозу для морских судов. Особенно опасны в этом отношении гренландские айсберги, которые ветры и течения гонят на юг, к берегам Северной Америки, где пролегают оживленные судоходные трассы. Причем если в марте ледяные горы доходят лишь до острова Ньюфаундленд, после чего тают и исчезают, то в октябре они порой доплывают до широты Нью-Йорка, создавая опаснейшее препятствие на пути трансокеанских лайнеров, следующих из Европы в США и обратно.

Опасность усугубляется тем, что в этом районе холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, отчего возникают густые и продолжительные туманы. Между тем айсберги высотой до 20-30 метров (а таких большинство в Северной Атлантике) даже в ясную ночь различимы лишь с расстояния в 500-600 метров, что не позволяет капитану, пусть и скомандовавшему "Полный назад!", избежать столкновения с роковым препятствием.

Величайшая морская катастрофа XX века вынудила морские державы принять меры для того, чтобы избежать подобных трагедий в будущем. В результате в 1913 году был создан Международный ледовый патруль в Северной Атлантике. Патрульные суда и самолеты следят за появлением айсбергов и предупреждают по радио проходящие суда. За год патруль выявляет до четырехсот опасных ледяных гор, на которых устанавливают специальные радиобуи или красят их поверхность яркой оранжевой краской.

Однако даже патрулирование не дает полной гарантии избежать столкновений. Так, уже в наши дни, в 1959 году, датское судно "Ханс Хедхоф" врезалось в тумане в айсберг и затонуло со всеми пассажирами и экипажем. Погибли 95 человек. Опасность представляет и подход на близкое расстояние к плавучей ледяной горе. Подтаивающие снизу айсберги постепенно теряют устойчивость и могут внезапно перевернуться, погубив при этом неосторожно приблизившееся судно.

Опрокидывание айсберга наблюдали с борта теплохода «Обь» в море Девиса, и очевидцы так описывают это событие:

"В тихую погоду раздался сильный грохот, сравнимый по силе с артиллерийским залпом. Находящиеся на палубе увидели на расстоянии не более одного километра медленно переворачивающийся пирамидальный айсберг высотой около сорока метров. От его надводной части отрывались огромные глыбы льда и с грохотом падали в воду. Когда надводная часть айсберга с шумом погрузилась в воду, от нее стала расходиться довольно крупная зыбь, вызывавшая качку судна. На поверхности моря среди обломков медленно покачивалась новая холмообразная и неровная вершина айсберга".

Многие крупные айсберги живут в море по нескольку лет. В Антарктике на них нередко поселяются большие колонии пингвинов и других морских птиц. Некоторые даже устраивают там гнезда. Долговечность айсбергов натолкнула людей на мысль попробовать применить их для снабжения пресной водой засушливых стран в Африке и Аравии. Так возник проект буксировки крупных айсбергов специальными судами к берегам Персидского залива, с тем чтобы использовать образующуюся при их таянии воду для водоснабжения и орошения полей. Подсчитано, что количество воды, образующееся при растоплении одного айсберга средних размеров, равно годовому стоку крупной реки. Время покажет, насколько реальным окажется осуществление такого проекта.

Во время бурной погоды корабли, плавающие у берегов Антарктиды, нередко используют айсберги для защиты от бушующих волн, укрываясь на их подветренной стороне от шторма. А летчики антарктических экспедиций иногда избирают их плоскую поверхность в качестве посадочной полосы. Конечно, при этом надо всегда помнить о коварном характере ледяных островов и быть начеку. Ведь поведение айсбергов непредсказуемо и в любой момент от него можно ждать сюрприза.


Вот как «пошутил» однажды айсберг с канадским пароходом «Поршиа». Это случилось в 1893 году. «Поршиа» совершал круиз с большой группой туристов на борту, как вдруг впереди по курсу показалась плавучая ледяная гора. Пассажиры попросили капитана подойти поближе — уж больно красив был айсберг, хотелось получше разглядеть его и сфотографировать крупным планом. Но только судно подплыло вплотную к айсбергу и туристы защелкали фотоаппаратами, как случилось что-то непонятное. Неведомая сила начала поднимать «Поршиа» из воды. Через несколько секунд судно уже оказалось над поверхностью моря на огромном ледяном уступе айсберга, который до того находился под водой. По-видимому, ледяная гора раскачивалась в воде, и когда пароход приблизился к ней, наклон позволил судну проплыть над подводным карнизом. Затем айсберг стал крениться в другую сторону и поднял пароход в воздух. К счастью, это длилось недолго. Когда айсберг вновь наклонился обратно, судно оказалось в воде, не получив даже легких повреждений. Полным ходом капитан направил пароход прочь, подальше от ледяной ловушки. О том, что могло случиться, если бы айсберг перевернулся, пассажирам не хотелось даже думать.


Надо сказать, что, несмотря на вполне заслуженную мрачную славу, айсберги производят на впервые видящего их путешественника поразительное впечатление своей какой-то неземной, сказочно-романтической красотой. Формы их могут быть самыми причудливыми и необычными: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый островок с широкими долинами, в которых не хватает только уютной деревеньки, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными скалами, образующими красивые, живописные бухты. Встречаются айсберги, похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на колонну на красивом пьедестале, на пирамиду, на старинный город со стенами, башенками и подъемными, мостами...

И тот, кому довелось увидеть на темной глади моря их фантастические очертания, напоминающие плавающие очарованные замки, белоголубые, сине-зеленые или розовые на закате, уже никогда не забудет этого величественного и прекрасного зрелища.


Даже относительно небольшая ледяная гора толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра содержит в себе почти 150 млн. т пресной воды, причем совершенно чистой, лишенной примесей и загрязняющих веществ.

Конечно, осуществить эти проекты нелегко.Нужны мощные буксиры и надежные тросы.Важно проложить наиболее выгодный путь айсберга в океане, чтобы использовать попутные течения и ветры, и сделать так, чтобы айсберг таял медленнее.





Айсберг - это величественное природное произведение искусства. Огромные ледяные скульптуры высотой до 100 метров, плавающие в море, являются грозным и одновременно завораживающим зрелищем. Они заставляют трепетать и благоговеть перед могущественными силами природы.

Уникальные произведения природы

Айсберг - это природное явление, великолепие и величественность которого с трудом можно отобразить на фотопленке, его невероятную ледяную мощь можно почувствовать только при личной встрече. Что же это такое? Нет двух одинаковых айсбергов, формы и размеры повторяются очень редко. Интересен сам факт их появления и образования.

Рождение ледяных гигантов

Айсберг - это образование, которое состоит из сильно уплотненного снега, выпавшего на гренландскую ледяную шапку несколько тысяч лет назад, если не больше. Из-за постоянных изменений и движения каждый год появляются тысячи айсбергов, которые в основном формируются в море от ледников в центральном и северо-западном регионе Гренландии, а также на ее восточном побережье.

Размер имеет значение

Айсберг - это явление природы, которое может выступать в самых различных формах, размерах и конфигурациях. Самые высокие из них возвышаются над поверхностью океана на высоте, соответствующей 15-этажному зданию, а самые маленькие похожи по своему размеру на небольшую хижину. Нередко целые дворцы айсбергов мягко дрейфуют под влиянием течений в арктических водах.

Это всего лишь верхушка айсберга

Каким бы большим ни казался айсберг, это всего лишь его вершина, оставшиеся 7/8 частей его массива находятся на морской глубине. Антарктида и Гренландия, где находятся все ледниковые покровы в мире, являются главными источниками этого природного явления в мире. Над водой видна одна восьмая часть айсберга, другая расположена ниже поверхности воды. Отсюда и появилась фраза «вершина айсберга», означающая только часть идеи или проблемы.

Почему айсберги синие?

Некоторые ледники и айсберги имеют синеватый оттенок. Химическая связь кислорода и водорода в воде поглощает свет в красном конце спектра видимого света. Синие ледники и айсберги голубые по той же причине, что и небо, которое таким является из-за атмосферного рассеивания света.

Большие куски льда

Айсберг - это не просто большой кусок льда, оторвавшийся от ледника. В его составе замороженная пресная вода. Большинство из них в Северном полушарии отрываются от ледников в Гренландии. Иногда они дрейфуют на юг с течением в Северную Атлантику. В Южном полушарии почти все айсберги выходят из Антарктиды.

Некоторые из них маленькие, это просто плавающий морской лед, который простирается не более чем на 5 метров над океаном. Айсберги также могут быть огромными, они иногда превышают по своему размеру некоторые острова, например, такой как Сицилия - самый большой остров в Средиземном море.

Опасный лед

Существует много разных видов айсбергов. Например, мохнатый лед представляет собой набор плавающих льдов и айсбергов длиной не более 2 метров. Особенно опасными являются подводные айсберги. Острый скрытый лед может легко проделать дыру в нижней части корабля. Особенно предательская часть Северной Атлантики стала известна как Аллея айсбергов из-за большого количества подводных ледяных образований. Это место находится в 250 милях к востоку и юго-востоку от Ньюфаундленда (Канада).

В 1912 году «Титаник», крупный британский океанский лайнер, на своем пути в Нью-Йорк, столкнулся с ледяной горой и затонул в Аллее айсбергов. Более 1500 человек погибли. Вскоре после того, как «Титаник» затонул, был создан Международный ледовый патруль для отслеживания айсбергов и предупреждения судов. Этот патруль продолжает свою деятельность и сегодня.

Куда плывут айсберги

Айсберг - что это? Как долго он может существовать? Куда он плывет? Ледяные массивы, оторванные от ледников и дрейфующие в более теплые воды, в конечном итоге тают. Ученые оценивают продолжительность жизни айсберга, начиная с первого снегопада на леднике и заканчивая окончательным плавлением в океане, приблизительно в три тысячи лет. По понятным причинам точное определение времени существования того или иного айсберга является весьма затруднительным. Движение наиболее крупных ледяных плавающих образований отслеживается при помощи спутников.

Формы и размеры

Айсберги поменьше могут происходить из ледников или шельфовых льдов, а также могут быть результатом разрыва большого айсберга. По форме они также совершенно разные. Некоторые айсберги имеют крутые стороны и плоскую вершину, другие - купола и шпили.

Айсберг - что это?

Слово «айсберг» происходит от голландского и буквально означает ледяную гору. Как известно, около 91% от всего плавающего ледяного массива находится под водой. Это связано с физическими характеристиками. Поскольку плотность чистого льда составляет около 920 кг/м 3 , а морской воды - около 1025 кг/м 3 , обычно одна десятая объема айсберга выше воды (по принципу Архимеда). Форму подводной части определить, исключительно глядя на часть над поверхностью, очень трудно.

Айсберги обычно колеблются от 1 до 75 метров над уровнем моря и весят от 100000 до 200000 метрических тонн. Самый большой известный айсберг в Северной Атлантике возвышался на 168 метров над уровнем моря. Это приблизительная высота 55-этажного здания. Подобные айсберги происходят от ледников Западной Гренландии и могут иметь внутреннюю температуру от -15 до -20 °C.

Отслеживание айсбергов

Айсберги обычно ограничены ветрами и течениями. Более 95% данных, используемых в анализах морского льда, получены от удаленных датчиков на полярно-орбитальных спутниках, которые исследуют эти отдаленные районы Земли. До начала 1910-х годов не было системы для отслеживания айсбергов для защиты судов от столкновений, скорее всего, потому что они не считались серьезной угрозой тогда, кораблям удавалось уцелеть даже при прямых столкновениях.

В 1907 году германский лайнер "Кронпринц Вильгельм" протаранил айсберг и получил очень серьезные повреждения, но смог завершить свое путешествие. Однако потопление «Титаника» в апреле 1912 года изменило все это и обусловило спрос на создание систем для наблюдения за айсбергами. Так был сформирован Международный ледовый патруль.

Новые технологии контролируют айсберги. Воздушный надзор за морями в начале 1930-х годов позволил разработать чартерные системы, которые могли бы точно детализировать океанские течения. В 1945 году эксперименты проверили эффективность радара при обнаружении айсбергов. Десять лет спустя были созданы океанографические контрольные пункты для сбора данных, эти форпосты продолжают служить исследованию окружающей среды.

11. Льды в океане.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила".

Лёд – это твёрдая фаза воды, одно из её агрегатных состояний. Чистая пресная вода замерзает при температуре, почти равной нулю (ниже нуля всего на 0,01-0,02°C). В то же время вода, очищенная в лабораторных условиях до максимально возможной степени и находящаяся в спокойном состоянии, может быть охлаждена без образования льда до температуры минус 33°C. Но мельчайший кусочек льда или иной крошечный предмет, помещенный в такую переохлаждённую воду, мгновенно вызовет бурное образование льда.

Нормальная океанская вода, солёность которой равна 35 ‰ , замерзает при температуре минус 1,91°C. При солёности 25 ‰ (Белое море) вода замерзает при температуре минус 1,42°C, при солёности 20 ‰ (Чёрное море) – при минус 1,07°C, а в Азовском море (солёность 10 ‰) поверхностная вода замерзает при температуре минус 0,53°C.

Замерзание пресной воды не изменяет её состава. По-другому обстоит дело при замерзании морской воды. Замерзание начинается с образования тонких, вытянутых ледяных кристалликов, в которых совершенно нет соли. Постепенно, когда начинают смерзаться комочки этих кристалликов, в лёд попадает соль.

Солёность морского льда, т.е. солёность воды, образующейся при его таянии, составляет в среднем около 10% солености океанской воды. С течением времени и этот показатель снижается, и многолетний лёд может быть почти пресным.

Объём льда на 9 процентов больше объёма воды, из которой он образовался, т.к. в кристаллической решетке льда упаковка молекул воды упорядочивается и становится менее плотной. Поэтому плотность морского льда меньше плотности морской воды и колеблется в пределах 0,85-0,94 г/см 3 . Вот почему плавучие льды возвышаются над поверхностью воды на 1/7 – 1/10 своей толщины.

Прочность морских льдов заметно ниже, чем пресноводных, но она возрастает с понижением температуры и солёности льда. Наибольшую прочность имеют многолетние льды.

Лёд толщиной 60 см, образующийся на пресноводных водоёмах в разгар зимы, может выдерживать нагрузку до 15-18 тонн, если, конечно, эта нагрузка приложена не сосредоточенно, а в виде, скажем, грузовой платформы на гусеничном ходу, опорная поверхность которой равна примерно 2,5 м 2 .

На этом месте мы сделаем небольшое отступление, но совсем не лирическое. Ладожское озеро, как известно, имеет лишь слабое отношение к океанам и океанским льдам. Но мы хотим напомнить, что в 1941-1942 годах по этому озеру была проложена ледовая «Дорога жизни», которая спасла жизнь многих десятков тысяч людей. С героической и драматической историей строительства и эксплуатации этой легендарной дороги жизни обязательно должны ознакомиться наши молодые читатели.

В океанах лёд образуется в высоких и умеренных широтах. В приполярных районах льды сохраняются по нескольку лет. Эти многолетние, так называемые паковые льды наибольшей толщины достигают в центральных районах Северного Ледовитого океана – до 5 метров. Таяние морских льдов начинается тогда, когда их температура превысит минус 23°C. В Арктике летом толщина льда за счёт таяния его верхних слоёв может уменьшиться на 0,5-1,0 метр, но за зиму снизу может намёрзнуть до 3-х метров льда. Эти многолетние льды постепенно выносятся течениями в умеренные широты, где относительно быстро тают. Считается, что продолжительность жизни арктического льда, образующегося у берегов России, составляет от 2 до 9 лет, а антарктические льды существуют ещё дольше. Наибольших размеров ледовый покров в океанах достигает в конце зимы: в Арктике он к апрелю занимает площадь около 11 млн.км 2 , а к сентябрю в Антарктике – около 20 млн.км 2 . Если говорить о постоянном ледовом покрове , то он составляет 3-4 процента всей площади Мирового океана.

Ледовый покров может состоять не только из припая , т.е. неподвижного, примёрзшего к берегу льда, но и подвижных дрейфующих льдов. При сильном ветре, совпадающем по направлению с морским течением, дрейфующие льды могут проходить расстояние до 100 км в сутки.

Падающий снег часто создаёт на льду большие сугробы. Снег постепенно смерзается, увеличивая толщину ледового покрова. Иногда ураганные ветры ломают лёд, создавая высокие торосы. По такому льду, если говорить об Арктике, может передвигаться разве что белый медведь, да и то с большим трудом.

Но в океане также находится лёд, образовавшийся на суше. Это так называемые айсберги – огромные глыбы пресного льда (нем. Eisberg – ледяная гора). Айсберги поставляются в океан материковыми ледниками полярных широт. Самый большой на Земле ледниковый покров находится в Антарктике. Его площадь составляет 13,98 млн.км 2 , т.е. в 1,5 раза больше площади Австралии. При этом площадь самого материка Антарктиды оценивается в 12,09 млн.км 2 . остальное приходится на льды, покрывающие чуть ли не весь шельф Антарктиды. Средняя толщина антарктического льда составляет 2,2 км, а наибольшая – 4,7 км. Объём льда оценивается в 26 млн. кубокилометров. Огромная тяжесть льда вдавила этот материк в земную кору. В результате значительная часть поверхности Антарктиды лежит ниже уровня моря. Ледник Антарктиды ежегодно получает из снега 2000-2200 км 3 льда и примерно столько же теряет на айсберги. Конечно, этот баланс точно подсчитать невозможно. Поэтому в научном мире нет пока однозначного ответа на вопрос о том, увеличивается или уменьшается Антарктический ледник.


Айсберги в виде огромных глыб, похожие на горы, медленно сползают с материка в море, а затем с грохотом обрушиваются в воду. В Антарктиде наибольший объём льда в виде айсбергов дают два гигантских шельфовых ледника, надвигающихся на моря Росса и Уэдделла. Например, шельфовый ледник Росса имеет площадь, превышающую 500 тысяч км 2 , а толщина льда здесь достигает 700 метров. В море Росса этот ледник подходит в виде огромного ледяного барьера длиной почти в 900 км и высотой до 50 метров.

Вокруг Антарктиды постоянно плавает около 100 тысяч айсбергов. Комплексное , в том числе наблюдение за айсбергами, ведут работающие здесь 35 научных станций из разных стран. Россия имеет здесь 8 научных станций, США – 3, Великобритания – 2. Антарктические научные станции имеют также Украина, Польша, Аргентина и другие государства.

Международно-правовой режим Антарктиды и других территорий, расположенных южнее 60° ю.ш., регулируется Договором об Антарктиде от 1 декабря 1959 г.

В Северном полушарии основным поставщиком айсбергов в океан является Гренландия. Считается, что ежегодно от ледников этого острова откалывается до 15 тысяч огромных обломков льда. Отсюда они выплывают в один из самых оживлённых районов Атлантического океана.

Айсберги откалываются также от ледников островов Северного Ледовитого океана – Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, Северной Земли, Шпицбергена и Канадского арктического архипелага.

В целом ледники занимают 16,1 млн. км 2 суши, из них 14,4 млн. км 2 приходится на ледниковые покровы (85,3% - на Антарктиду, 12,1% - на Гренландию). По площади и объёму воды ледники занимают второе место на Земле после Мирового океана, а по содержанию пресной воды они превосходят все реки, озёра и подземные воды, вместе взятые.

По форме айсберги бывают столообразными и пирамидальными. Столообразная форма характерна для антарктических айсбергов, которые образуются при их отделении от огромной массы льда однородной структуры. Когда ледники движутся сравнительно быстро, форма отколовшихся кусков чаще напоминает пирамиду. По мере неравномерного таяния подводной и надводной частей айсберги принимают различные, самые причудливые формы, а с потерей остойчивости они могут опрокидываться.

Айсберги могут достигать огромных размеров. Особенно крупные айсберги образуются из шельфовых ледников Антарктиды. В 1987 году с помощью спутников Земли в районе моря Росса был обнаружен айсберг длиною 153 и шириною 36 км.

От этого же ледника в 2000 году откололся айсберг, получивший название B-15. Этот гигант имел площадь более 11000 км 2 . Если бы льдина такой площади оказалась на Ладожском озере, то она закрыла бы 63% поверхности этого большого (17,7 тыс.км 2) озера.

Масса подобных гигантов может исчисляться сотнями миллионов и даже миллиардами тонн. А ведь это чистая пресная вода, нехватку которой уже давно ощущают многие страны.

Теплоёмкость таяния льда очень велика. Чтобы растопить 1 грамм льда, требуется 80 калорий, не считая тепла, которое необходимо, чтобы согреть лёд до нуля градусов. Не случайно уже давно возникли проекты буксировки айсбергов к берегам таких приморских государств, как Япония, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ. Расчеты показывают, что айсберг «средних» размеров: длиной в 1 км, шириной 600 м и общей высотой 300 м за время пути буксировки, например, из Антарктиды в Саудовскую Аравию потеряет не более 20% своего объёма. Начальный вес такого айсберга составил бы около 180 млн. тонн (в воде он значительно меньше). Если буксировка айсберга таких размеров остаётся пока технически непростой задачей, то доставка сравнительно небольших обломков льда объёмом в 200-300 тысяч кубометров вполне выполнима и уже время от времени осуществляется указанными выше странами.

Отколовшись от ледников, айсберги, подхваченные течениями и подгоняемые ветрами, иногда уплывают далеко за пределы полярных областей. Антарктические айсберги достигают южных берегов Австралии, Южной Америки и даже Африки. Айсберги Гренландии проникают в Северную Атлантику до сорокового градуса северной широты, т.е. широты Нью-Йорка, а иногда и южнее, достигая Азорских и даже Бермудских островов.

Дальность плавания айсбергов и время их существования в океане зависят не только от направления и скорости морских течений, но и от физических свойств самих айсбергов. Очень большие и глубоко промороженные (до минус 60 градусов) антарктические айсберги существуют по нескольку лет, а в отдельных случаях даже десятилетий.

Гренландские айсберги тают значительно быстрее, всего за 2-3 года, т.к. они не столь велики по размерам и температура их промерзания не больше минус 30 градусов.

Какую опасность представляют плавающие ледяные горы для судоходства, объяснять излишне. Не раз столкновения с айсбергами приводили к катастрофам на море. Но ни одна из таких катастроф не может сравниться с трагедией, разыгравшейся в начале XX века в Северной Атлантике.

В наши дни опасность столкновения с айсбергами существенно уменьшилась по сравнению с временами «Титаника». На морских судах, в портах, на искусственных спутниках Земли установлена достаточно надёжная радиолокационная и другая аппаратура для слежения, оповещения и предупреждения об опасности встречи с айсбергами. В северной части Атлантики, где пролегают оживленные морские пути, постоянно находится на вахте специальный ледовый патруль . Он предупреждает капитанов судов о местах нахождения крупных айсбергов. В Международный ледовый патруль входят 16 стран. Его корабли обнаруживают айсберги, предупреждают о местонахождении айсбергов и направлении их движения. В функции ледового патруля входит также борьба с айсбергами, которая ведётся при помощи взрывов, использования зажигательных бомб, тёмной окраски ледяных глыб, например, путём нанесения слоя сажи на поверхность айсберга для ускорения процесса таяния и т.д.

Однако принимаемые меры не могут быть исчерпывающими. Айсберги появляются в океане по законам природы. Никто не может полностью гарантировать морские суда от ледовой опасности. Океан велик и часто таит в себе опасности, к которым всегда необходимо готовиться заранее.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

Айсберг - это огромный ледяной массив, сползающий с континента или острова в воды океана или откалывающийся от берегов. Переводится это слово как Их существование первым достоверно объяснил М. Ломоносов. По причине того, что примерно на 10% меньше основная часть айсберга (до 90%) скрывается ниже водной поверхности.

Где образуются айсберги

В северном полушарии их местом рождения является Гренландия, постоянно накапливающая толщи льда и, время от времени отправляющая лишнее в Атлантический океан. Под действием течений и ветров ледяные глыбы отправляются в южную сторону, пересекая морские пути, которые связывают Северную и Южную Америку с Европой. Протяженность их путешествия в разные сезоны отличается. Весной они не доходят и до 50º с. ш., а осенью могут достигнуть и 40º с. ш. На этой широте проходят трансокеанские морские пути.

Айсберг - это ледяная глыба, которая может образоваться у берегов Антарктиды. С этого места начинается их путь к сороковым широтам Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Эти области не так востребованы среди морских перевозчиков, потому что основные их пути идут через Панамский и Однако габариты айсбергов и их количество здесь намного превосходят показатели северного полушария.

Столообразные айсберги

Узнав, что такое айсберг, можно рассмотреть их разновидности. Столообразные льдины - результат процесса откалывания больших площадей шельфовых ледников. Их структура может быть самой разной: от фирна до глетчерного льда. Цветовая характеристика айсберга непостоянна. Свежеотколотый имеет белый матовый оттенок из-за большой доли воздуха в наружном слое спрессованного снега. Со временем газ вытесняется каплями воды, из-за чего айсберг окрашивается в светло-голубой цвет.

Столообразный айсберг - это очень массивная ледяная глыба. Один из самых больших представителей этого типа имел размеры 385×111 км. Другой рекордсмен обладал площадью порядка 7 тыс. км 2 . Основное количество столообразных айсбергов на порядки меньше указанных. Их длина составляет около 580 м, высота от поверхности воды - 28 м. На поверхности некоторых могут образовываться реки и озера с талой водой.

Пирамидальные айсберги

Пирамидальный айсберг - это результат ледяных оползней. Их отличает вершина с острым окончанием и значительная высота над поверхностью воды. Длина ледяных глыб этого типа составляет порядка 130 м, а высота надводной части - 54 м. Их цвет отличается от столообразных мягким зеленовато-голубоватым оттенком, однако зафиксированы и более темные айсберги. В толще льда имеются значительные включения горных пород, песка или ила, которые попали в него во время перемещения по острову или материку.

Угроза для морских судов

Самыми опасными считаются айсберги, находящиеся в Северной части Атлантического океана. Ежегодно в океане фиксируют до 18 тыс. новых ледяных громадин. Заметить их можно лишь с расстояния не более полукилометра. Этого недостаточно, чтобы успеть отвернуть или остановить судно для предотвращения столкновения. Особенность этих вод заключается в том, что здесь часто возникает густой туман, который долгое время не рассеивается.

Морякам знакомо страшное значение слова "айсберг". Наиболее опасными являются старые льдины, которые существенно подтаяли и почти не выступают над океанской поверхностью. В 1913 году организован «Международный ледовый патруль». Его сотрудники находятся на связи с морскими и воздушными судами, собирая информацию об айсбергах и предупреждая об опасности. Предсказать движение практически невозможно. Чтобы сделать их заметнее, айсберги помечают яркой краской либо радиомаяком, работающим в автоматическом режиме.