Биографии Характеристики Анализ

Айсоры - потомки древних ассирийцев? Ассирийцы - кто они? Культура, религия, история Ассирийцы впервые.

Ассирийцы (айсоры) – народ, представители которого возводят себя к древним ассирийцам. На самом же деле их происхождение, исторически судьбы, численность, как видно из приведенных ниже материалов, остаются предметами споров и разногласий.

Ниже я помещаю наименее неточные материалы – даже по ним видно, как мало реальных знаний об ассирийцах в нашем распоряжении. И даже по этим материала видно, какая трагическая судьба у этого относительно небольшого народа, время от времени попадавшего «под тяжелую руку» империй.

Современные ассирийцы – христиане по вероисповеданию (большинство принадлежат к «Святой Апостольской Ассирийской Церкви Востока» и к «Халдейской католической церкви), говорящие на так называемом северо-восточном новоарамейском языке, продолжатели староарамейского языка, на котором говорил Иисус Христос, считают себя прямыми потомками древнеассирийского государства, о котором мы знаем из школьных учебников истории. Сам этноним «ассирийцы» после долгого забвения появляется где то в средние века. Применили его по отношению к арамеоязычным христианам современного Ирака, Ирана, Сирии и Турции европейские миссионеры, объявившие их потомками древних ассирийцев. Этот термин успешно прижился среди христиан данного региона, окруженных чуждыми религиозными и этническими элементами, видевших в нем один из залогов своей национальной самобытности. Именно наличие христианской веры, а также арамейского языка, одним из центров которого была ассирийская держава, стали этноконсолидирующими факторами для ассирийцев стало христианство.

Нам практически ничего не известно о жителях древней Ассирии (костяк которой занимала территория современного Ирака) после падения их государства под ударом Мидии и Вавилонии. Скорее всего, сами жители не были полностью истреблены, уничтожению подвергся лишь правящий класс. В текстах и анналах Персидской державы Ахеменидов, одной из сатрапий которой была территория бывшей Ассирии, нам встречаются характерные арамейские имена. Многие из этих имен содержат священное для ассирийцев имя Ашур (одна из столиц древней Ассирии).

Многие арамеоязычные ассирийцы занимали в Персидской империи достаточно высокие посты, как, например, некий Пан-Ашур-лумур, который был секретарем коронованной принцессы Камбисии при Кире 2, а сам арамейский язык при персидских Ахеменидах был языком делопроизводства (имперский арамейский). Существует также предположение, что внешний облик главного божества персидских зороастрийцев Ахуры Мазды был заимствован персами у древнеассирийского бога войны Ашшура. Впоследствии территорию Ассирии занимали сменявшие друг друга различные государства и народы. Во II в. н.э. маленькое государство Осроена в западной Месопотамии, населенное арамеоязычным и армянским населением, с центром в городе Эдесса (современный турецкий город Шанлыурфа в 80 км от Ефрата и в 45 км от турецко-сирийской границы) благодаря усилиями апостолов Петра, Фомы и Иуды Фаддея первым в истории приняло христианство в качестве государственной религии. Приняв христианство, арамеи Осроены стали именовать себя «сирийцами» (не путать с арабским населением современной Сирии), а их язык стал литературным языком всех арамеоязычных христиан и получил название «сирийского», или среднеарамейского. Этот язык на данный момент практически мертвый (сейчас используется лишь в качестве литургического языка в ассирийских церквях), стал основой для возникновения новоарамейского языка. С распространением христианства этноним «сирийцы» приняли и другие арамеоязычные христиане, а затем, как было сказано выше, к этому этнониму прибавилась буква А.

Ассирийцы смогли сохранить христианскую веру и не раствориться в окружающем их мусульманском и зороастрийском населении. В арабском халифате христиане-ассирийцы были врачами и учеными. Они проделали там огромный труд по распространению светского образования и культуры. Благодаря их переводам с греческого на сирийский и арабский языки, античная наука и философия стали доступны арабам. Настоящей трагедией для ассирийского народа стала Первая мировая война. Во время этой войны руководство Османской империи решило наказать ассирийцев за «предательство», а точнее – за помощь русской армии. В ходе резни, а также от насильственной ссылки в пустыни с 1914 по 1918 г. погибло, по разным оценкам, от 200 до 700 тысяч ассирийцев (предположительно, треть всех ассирийцев). Причем около 100 тысяч восточных христиан были убиты в соседней нейтральной Персии, на территорию которой турки вторгались дважды. 9 тысяч ассирийцев были истреблены самими иранцами в городах Хой и Урмия.
Кстати, когда русские войска вошли в Урмию, из остатков беженцев они создали отряды, во главе которых поставили генерала-ассирийца Элию Ага Петроса. Со своим небольшим войском ему удавалось какое-то время сдерживать нападения курдов и персов. Еще одной черной вехой для ассирийского народа стало убийство в 1933 г. 3000 ассирийцев в Ираке. Напоминанием и днем памяти о двух этих трагических для ассирийцев событиях является 7 августа.

Источник: © Shkolazhizni.ru

Любопытная историческая историческая справка конца XIX в.:

Ассирийцы (айсоры) - народ, живущий разбросанно среди других национальностей в северо-западной части Персии, на запад от оз. Урмии, в турецком Курдистане и в пределах России (Российской империи), главным образом в Эриванской губ. Всех численность - до 300000, из них в России (с 1827 г.) около 2400. По языку А. принадлежат к арамейской ветви семитической группы; большинство говорит урмийским наречием; русскоподданные А. говорят еще на так назыв. саламасинском наречии. Около половины А. исповедуют несторианство, другие - иаковиты. Среди несторианцев в последнее время развивается уния с римско-католич. церковью и протестантизм. А., живущие в пределах России - православные. Занятия А. - земледелие, скотоводство и садоводство; они трудолюбивы, но стоят на низкой ступени культуры: высшим образованием среди них считается уменье читать священное писание. А. сохранили свой антропологический тип; их считают наиболее уцелевшими потомками древних халдеев. Сами А. производят себя от Ассура, сына Сима, внука Ноя, и называют себя либо сирийцами, либо халдеями.

Ср. "Изв. Кавказ. Отд. Русского Геогр. Общ." (т. VI и VIII); "Записки" того же отд. (кн. XV); "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа" (вып. IV, XVIII и XX); Е. Chantre, "Recherches anthropol. dans le Caucase" (П.-Лион, 1887, т. IV); Stoddart, "Grammar of the modern syriac language"; Nöldeke, "Grammatik d. neusyrischen Sprache".

Айсоры (справка Российского этнографического музея): Общая численность : 350 тыс.чел. (по данным 1989 г.)
Расселение: на территории Ирака (120 тыс.), в Турции (70 тыс.), также в Ливане, США, Швеции, Великобритании, Германии, а также в странах Закавказья и на Украине. Численность в Российской Федерации (9,6 тыс.)
Язык: новоассирийский (афразийская семья, семитская группа)
Вероисповедание: христиане - несторианцы
Количество экспонатов в коллекции музея: 56

Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках , входящих в семитскую семью. В местах своего исконного проживания почти все ассирийцы были двух -, трёх-, а иногда и четырёх-язычны, владея помимо своего родного языка языками окружения - арабским, персидским и/или турецким. В диаспоре, где находится

Ассирийцы Украины.

Сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие ассирийцы уже не знают своего

этнического языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения.

(внешность современных ассирийцев)

Этноконсолидирующим фактором для ассирийцев была христианская религия , позволявшая им сохраниться в окружении зороастрийского , иудейского и мусульманского населения. Несмотря на это, внутри ассирийского этноса существует разделение на два направления христианства - Сиро-яковитскую церковь и Ассирийскую церковь Востока (несториане).

Значительная часть ассирийских беженцев укрылась в 1918 году на оккупированной британцами территории нынешнего Ирака. Британцы сформировали из ассирийцев элитный корпус «лива», который охранял учреждения и нефтепромыслы, подавлял восстания, боролся с бандитами. Семьям «лива» выделялись земли на севере страны, конфискованные у арабов и курдов за антибританские восстания. Это вызывало напряженность между ассирийцами и арабами. Летом 1933 года появились слухи, что ассирийцы хотят восстать и основать свое государство с центром в Мосуле . Иракские войска и жандармы устроили резню ассирийцев , погибло 3000 человек. Тысячи ассирийцев бежали в Сирию , откуда большинство перебралось в США . В 1941 году «лива» помогли британцам победить пронацистски настроенного Рашида Али аль-Гайлани , но позднее корпус был распущен .

Расселение в настоящее время:

Ближний Восток:

В Ираке живёт 850 тысяч местных ассирийцев. После падения режима Саддама Хусейна в 2003 г. происходили похищения и убийства ассирийцев, поджоги их храмов.

70 тысяч ассирийцев живут в Иране, 50 тысяч живут в Сирии. В Турции живут 20 тысяч ассирийцев. Раньше их называли «турками-семитами». Сейчас Турция признает ассирийское меньшинство и использует в публичной сфере самоназвание народа - «сурьяни» .

Армения:

На территории Армении современные ассирийцы впервые оказались после русско-персидской войны -1828 годов , когда власти разрешили активным сторонникам России (армянам и ассирийцам из района озера Урмия) переселиться на территорию Российской империи . В Армении ими были основаны три села: Арзни , Койпасар (Димитров) и Верхний Двин .

Прибывшие ассирийцы принадлежали к Ассирийской Церкви Востока и в каждом селе была своя церковь, заброшенные в советское время. Летом 2008 года в селе Верхний Двин была восстановлена первая ассирийская церковь и был прислан священник из Ирака.

Сейчас в Армении проживает около 8 тысяч ассирийцев в сёлах Верхний Двин, Димитров (Араратская область), Шарияр и Арзни Котайкской области. Во всех селениях в школах изучают ассирийский язык . Также его изучают в школе им. Пушкина в Ереване.

Грузия:

Старейшее и крупнейшее ассирийское село - Дзвели-Канда в 25 км северо-западнее Тбилиси, в нём проживает 1,5 тысячи жителей. Всего в Грузии - 3299 ассирийцев (по переписи 2002 года). Также в Грузии с октября 2009 года действует Ассирийская церковь .

Россия и СССР.

Часть ассирийцев поселилась в России, бежав из Турции в 1914 - 1918 годов . Беженцев было не менее 100 тысяч. Святейший Синод несториан не жаловал, настаивая на немедленном переходе в православие или на возвращении обратно, в Турцию . В этой безвыходной ситуации ассирийцы записывались православными, но продолжали исповедовать свою веру .

В 1930-1940-е годы многие ассирийцы, особенно проживавшие в Грузии и Азербайджане, подверглись репрессиям . Вторая волна репрессий против ассирийцев в СССР прошла в 1949-1950 годах. Ассирийский народ был обвинён в измене Родине, шпионаже и вредительстве . Ассирийцы подверглись высылке из Закавказья и Крыма в Сибирь . Также в Москве построили Ассирийскую церковь. По воспоминаниям друзей, художник Хнанья Бриндаров в 1950 году хотел издать книжку ассирийских сказок со своими иллюстрациями, и в издательстве ему сказали, что называть этот народ нельзя. Книжка вышла под названием «Охотник Харибу. Восточные сказки» . По данным

Как возникла и погибла первая империя? История Ассирийского государства

Ассирия - одно только это название наводило ужас на жителей Древнего Востока. Именно ассирийская держава, обладая сильной боеспособной армией, первой из государств вступила на путь широкой завоевательной политики, а библиотека глиняных табличек, собранная ассирийским царем Ашшурбанипалом, стала ценнейшим источником для изучения науки, культуры, истории, древнего Междуречья.

Ассирийцы, принадлежавшие к семитской языковой группе (к этой группе относят также арабский и иврит) и пришедшие из засушливых районов Аравийского полуострова и Сирийской пустыни, по которым кочевали, обосновались в средней части долины реки Тигр (территория современного Ирака).

Их первым крупным форпостом и одной из столиц будущего Ассирийского государства стал Ашшур. Благодаря соседству и как следствие знакомства с более развитой шумерской, вавилонской и аккадской культурами, наличию Тигра и орошенных земель, наличию металла и леса, которого не имели их южные соседи, благодаря расположению на пересечении важных торговых путей Древнего Востока, у бывших кочевников складывались основы государственности, а поселение Ашшур превращалось в богатый и мощный центр ближневосточного региона.

Скорее всего, именно контроль над важнейшими торговыми путями толкнул Ашшур (именно так первоначально называлось ассирийское государство) на путь территориально-захватнических устремлений (помимо захвата рабов и добычи), предопределив тем самым дальнейшую внешнеполитическую линию государства.

Первым ассирийским царем, начавшим крупную военную экспансию, был Шамшиадат I. В 1800 году до н.э. он завоевал всю Северную Месопотамию, подчинил часть Каппадокии (современная Турция) и крупный ближневосточный город Мари.

В военных походах его отряды доходили до берегов Средиземного моря, а сама Ассирия начала соперничать с могущественным Вавилоном. Сам Шамшиадат I именовал себя «царем вселенной». Однако в конце XVI века до н.э. примерно на 100 лет Ассирия попадала под власть государства Митанни, располагавшегося в северном Междуречье.

Новый же всплеск завоеваний приходится на ассирийских царей Салманасара I (1274-1245 до н.э.), который уничтожил государство Митанни, захватив 9 городов со столицей, Тукультининурта I (1244-1208 до н.э.), значительно расширившего владения ассирийской державы, успешно вмешивавшегося в Вавилонские дела и совершившего удачный набег на могущественную Хеттскую державу, и Тиглатпаласаре I (1115-1077 до н.э.), совершившего первое в истории Ассирии морское плаванье по Средиземному морю.

Но, пожалуй, наивысшего могущества Ассирия достигла в так называемый новоассирийский период своей истории. Ассирийский царь Тиглапаласар III (745-727 до н.э.) покорил практически все мощное Урартское царство (Урарту располагалось на территории современной Армении, до нынешней Сирии), кроме столицы, Финикию, Палестину, Сирию, достаточно сильное Дамасское царство.

Этот же царь без кровопролитий взошел на трон Вавилонии под именем Пулу. Другой Ассирийский царь Саргон II (721-705 до н.э.), проводя много времени в военных походах, захватывая новые земли и подавляя восстания, окончательно усмирил Урарту, захватил государство Израиль и силой подчинил Вавилонию, приняв там титул наместника.

В 720 г. до н.э. Саргон II разбил объединенные силы восставшей Сирии, Финикии и примкнувшего к ним Египта, а в 713 г. до н.э. совершает карательную экспедицию в Мидию (Иран), захваченную еще до него. Перед этим царем заискивали правители Египта, Кипра, Сабейского царства в Южной Аравии.

Его сыну и приемнику Синаххеррибу (701-681 до н.э.) досталась огромная империя, в которой в различных ее местах периодически приходилось подавлять восстания. Так, в 702 г до н.э. Синаххерриб в двух сражениях при Куту и Кише разбил мощное Вавилоно-Эламское войско (Эламское государство, поддержавшее восставшую Вавилонию, находилось на территории современного Ирана), захватив 200000 тысяч пленных и богатую добычу.

Сам же Вавилон, жители которого частью были истреблены, частью переселены в различные области Ассирийской державы, Синаххериб затопил спущенными водами реки Евфрат. Также Синаххерибу пришлось воевать с коалицией Египта, Иудеи и арабских племен бедуинов. В ходе этой войны был осажден Иерусалим, но взять его ассирийцам не удалось из-за, как полагают ученые, тропической лихорадки, подкосившей их армию.

Главным внешнеполитическим успехом нового царя Асархаддона стало покорение Египта. Кроме того, он восстановил разрушенный Вавилон. Последним могущественным ассирийским царем, на время правления которого приходится расцвет Ассирии, стал уже упомянутый собиратель библиотеки Ашшурбанипал (668-631 до н.э.). При нем в подчинение к Ассирии отошли доселе независимые города-государства Финикии Тир и Арвада, и был совершен карательный поход против давнего врага Ассирии Эламского государства (Элам тогда помогал брату Ашшурбанипала в борьбе за власть), в ходе которого в 639 г. до н.э. была взята иего столица - Сузы.

Во время правления трех царей (631-612 до н.э.) - после Ашшурбанипала - в Ассирии бушевали восстания. Бесконечные войны истощили Ассирию. В Мидии пришел к власти энергичный царь Киаксар, изгнавший со своей территории скифов и даже, по некоторым утверждениям, сумевший привлечь их на свою сторону, больше не считая себя ничем обязанным Ассирии.

В Вавилонии - давнему сопернику Ассирии - приходит к власти царь Набобаласар, основатель Нововавилонского царства, который также не считал себя подданным Ассирии. Два этих правителя заключили союз против их общего врага Ассирии и начали совместные военные действия. В сложившихся условия один из сыновей Ашшурбанипала - Сарак - был вынужден вступить в союз с Египтом, к тому моменту уже независимым.

Военные действия между ассирийцами и вавилонянами в 616-615 гг. до н.э. шли с переменным успехом. В это время, воспользовавшись отсутствием ассирийской армии, мидийцы прорвались к коренным областям Ассирии. В 614 г. до н.э. они взяли древнюю священную столицу ассирийцев Ашшур, а в 612 г. до н.э. объединенные мидийско-вавилонские войска подошли к Ниневии (современный город Мосул в Ираке).

Ниневия со времен царя Синаххериба была столицей ассирийской державы, большим и красивым городом гигантских площадей и дворцов, политическим центром Древнего Востока. Несмотря на упорное сопротивлении Ниневии, город также был взят. Остатки ассирийской армии во главе с царем Ашшурубаллитом отступили к Евфрату.

В 605 г. до н.э. в битве при Каркемише близ Евфрата вавилонский царевич Навуходоносор (будущий знаменитый царь Вавилонни) при поддержке мидийцев разбил объединенные ассирийско-египетские войска. Ассирийское государство прекратило свое существование. Однако ассирийский народ не исчез, сохранив свою национальную самоиндентичность.

Каким было ассирийское государство?

Армия. Отношение к покоренным народам.

Ассирийское государство (примерно XXIV до н. э.- 605 до н.э.) в наивысший пик своего могущества владела по тогдашним меркам огромными территориям (современный Ирак, Сирия, Израиль, Ливан, Армения, часть Ирана, Египет). Для захвата этих территорий Ассирия располагала сильной боеспособной армией, не имевшей аналогов в тогдашнем древнем мире.

Ассирийская армия делилась на конницу, которая в свою очередь подразделялась на колесничью и простую конницу и на пехоту - легковооруженную и тяжеловооруженную. Ассирийцы в более поздний период своей истории, в отличие от многих государств того времени, под влиянием индоевропейских народов, например, скифов, славившихся своей конницей (известно, что скифы были на службе у ассирийцев, а их союз был закреплен браком между дочерью ассирийского царя Асархаддона и скифским царем Бартатуа) стали широко применять простую конницу что дало возможность успешно преследовать отступающего неприятеля. Благодаря наличию металла в Ассирии, ассирийский тяжеловооруженный воин был относительно хорошо защищен и вооружен.

Помимо данных родов войск, впервые в истории, в ассирийской армии применялись инженерные вспомогательные войска (набираемые в основном из рабов), которые занимались прокладкой дорог, сооружением понтонных мостов и лагерей-крепостей. Ассирийская армия одна из первых (а может быть и самая первая) стала применять различные осадные орудия, такие как таран и специальное приспособление, чем-то напоминающую баллисту из воловьих жил, стрелявшую по осажденному городу камнями весом до 10 кг на расстояние 500-600 м. Царям и полководцам Ассирии были знакомы фронтальные и фланговые атаки и сочетание этих атак.

Также, довольно хорошо была налажена система шпионажа и разведки в странах, где планировались военные операции или были опасны для Ассирии. Наконец, довольно широко применялась система оповещения, наподобие сигнальных маяков. Ассирийская армия старалась действовать неожиданно и быстро, не давая противнику возможности опомниться, часто совершая внезапные ночные налеты на неприятельский лагерь. Когда было необходимо ассирийская армия прибегала к тактике «взятия измором», уничтожая колодцы, перекрывая дороги и т.д. Все это делало ассирийскую армию сильной и непобедимой.

Чтобы ослабить и держать в большем подчинении покоренные народы, ассирийцы практиковали переселение покорившихся народов в другие, нехарактерные для их хозяйственной деятельности районы ассирийской империи. Например, оседлые земледельческие народы переселяли в пустыни и степи, пригодные лишь для кочевников. Так, после захвата ассирийским царем Саргоном 2 государства Израиль, 27000 тысяч израильтян были переселены в Ассирию и Мидию, а в сам Израиль заселили вавилонян, сирийцев и арабов, которые впоследствии стали известны под названием самаритян и вошедшие в новозаветную притчу о «добром самаритянине».

Следует также отметить, что по своей жестокости ассирийцы превзошли все другие тогдашние народы и цивилизации, тоже не отличавшиеся особой гуманностью. Самые изощренные пытки и казни над побежденным врагом считалось для ассирийцев нормальным явлением. На одном из рельефов видно, как ассирийский царь пирует в саду вместе со своей супругой и наслаждается не только звуками арф и тимпанов, но и кровавым зрелищем: на дереве висит отрубленная голова одного из его врагов. Подобная жестокость служила для запугивания врагов, а также отчасти имела религиозно-ритуальные функции.

Государственный строй. Население. Семья.

Первоначально город-государство Ашшур (ядро будущей Ассирийской империи) представлял из себя олигархическую рабовладельческую республику, управляемую советом старейшин, который менялся каждый год и набирался из наиболее зажиточных жителей города. Доля царя в управлении страной была невелика и сводилась к роли главнокомандующего армией. Однако, постепенно царская власть усиливается. Перенос столицы из Ашшура без видимых причин на противоположенный берег Тигра ассирийским царем Тукультининуртом 1 (1244-1208 до н.э.) свидетельствует, по всей видимости, о желании царя порвать с ашшурским советом, который становился лишь советом города.

Главным основой Ассирийского государства были сельские общины, которые являлись собственниками земельного фонда. Фонд делился на участки, принадлежавшие отдельным семьям. Постепенно, по мере успешных захватнических походов и накоплении богатств, выделяются богатые общинники-рабовладельцы, а их бедные собратья по общине попадают к ним в долговое рабство. Так, например, должник обязан был к жатве предоставить богатому соседу-кредитору определенное количество жнецов взамен погашения процента на сумму займа. Также весьма распространенным способом попадания в долговое рабство была отдача должника во временное рабство кредитору в качестве залога.

Знатные и зажиточные ассирийцы не выполняли никаких повинностей в пользу государства. Различия между богатыми и бедными жителями Ассирии показывала одежда, вернее, качество материала и длина «канди» - рубашки с коротким рукавом, широко распространенная в древнем ближнем востоке. Чем знатнее и богаче был человек, тем длиннее было его канди. Кроме того, все древние ассирийцы отращивали густые длинные бороды, считавшиеся признаком нравственности, и тщательно за ними ухаживали. Бороды не носили только евнухи.

До нас дошли так называемые «среднеассирийские законы», регламентирующие различные стороны повседневной жизни древней Ассирии и являющиеся наряду с «законами Хаммурапи» древнейшими юридическими памятниками.

В древней Ассирии существовала патриархальная семья. Власть отца над детьми мало отличалась от власти хозяина над рабами. Дети и рабы одинаково причислялись к имуществу, из которого кредитор мог брать возмещение за долг. Положение жены также мало отличалось от рабского, так как жена приобреталась путем купли. Муж имел юридически обоснованное право прибегать к насилию по отношению к своей жене. Жена после смерти мужа доставалась родственникам последнего.

Стоит отметить также, что внешним признаком свободной женщины было ношение покрывала закрывавшего лицо. Эту традицию впоследствии переняли мусульмане.

Кто такие ассирийцы?

Современные ассирийцы - христиане по вероисповеданию (большинство принадлежат к «Святой Апостольской Ассирийской Церкви Востока» и к «Халдейской католической церкви), говорящие на так называемом северо-восточном новоарамейском языке, продолжатели староарамейского языка, на котором говорил Иисус Христос, считают себя прямыми потомками древнеассирийского государства, о котором мы знаем из школьных учебников истории.

Сам этноним «ассирийцы» после долгого забвения появляется где то в средние века. Применили его по отношению к арамеоязычным христианам современного Ирака, Ирана, Сирии и Турции европейские миссионеры, объявившие их потомками древних ассирийцев. Этот термин успешно прижился среди христиан данного региона, окруженных чуждыми религиозными и этническими элементами, видевших в нем один из залогов своей национальной самобытности. Именно наличие христианской веры, а также арамейского языка, одним из центров которого была ассирийская держава, стали этноконсолидирующими факторами для ассирийского народа.

Нам практически ничего не известно о жителях древней Ассирии (костяк которой занимала территория современного Ирака) после падения их государства под ударом Мидии и Вавилонии. Скорее всего, сами жители не были полностью истреблены, уничтожению подвергся лишь правящий класс. В текстах и анналах Персидской державы Ахеменидов, одной из сатрапий которой была территория бывшей Ассирии, нам встречаются характерные арамейские имена. Многие из этих имен содержат священное для ассирийцев имя Ашур (одна из столиц древней Ассирии).

Многие арамеоязычные ассирийцы занимали в Персидской империи достаточно высокие посты, как, например, некий Пан-Ашур-лумур, который был секретарем коронованной принцессы Камбисии при Кире 2, а сам арамейский язык при персидских Ахеменидах был языком делопроизводства (имперский арамейский). Существует также предположение, что внешний облик главного божества персидских зороастрийцев Ахуры Мазды был заимствован персами у древнеассирийского бога войны Ашшура. Впоследствии территорию Ассирии занимали сменявшие друг друга различные государства и народы.

Во II в. н.э. маленькое государство Осроена в западной Месопотамии, населенное армаеоязычным и армянским населением, с центром в городе Эдесса (современный турецкий город Шанлыурфа в 80 км от Ефрата и в 45 км от турецко-сирийской границы) благодаря усилиями апостолов Петра, Фомы и Иуды Фаддея первым в истории приняло христианство в качестве государственной религии. Приняв христианство, арамеи Осроены стали именовать себя «сирийцами» (не путать с арабским населением современной Сирии), а их язык стал литературным языком всех арамеоязычных христиан и получил название «сирийского», или среднеарамейского. Этот язык на данный момент практически мертвый (сейчас используется лишь в качестве литургического языка в ассирийских церквях), стал основой для возникновения новоарамейского языка. С распространением христианства этноним «сирийцы» приняли и другие арамеоязычные христиане, а затем, как было сказано выше, к этому этнониму прибавилась буква A.

Ассирийцы смогли сохранить христианскую веру и не раствориться в окружающем их мусульманском и зороастрийском населении. В арабском халифате христиане-ассирийцы были врачами и учеными. Они проделали там огромный труд по распространению светского образования и культуры. Благодаря их переводам с греческого на сирийский и арабский языки, античная наука и философия стали доступны арабам.

Настоящей трагедией для ассирийского народа стала Первая мировая война. Во время этой войны руководство Османской империи решило наказать ассирийцев за «предательство», а точнее - за помощь русской армии. В ходе резни, а также от насильственной ссылки в пустыни с 1914 по 1918 г. погибло, по разным оценкам, от 200 до 700 тысяч ассирийцев (предположительно, треть всех ассирийцев). Причем около 100 тысяч восточных христиан были убиты в соседней нейтральной Персии, на территорию которой турки вторгались дважды. 9 тысяч ассирийцев были истреблены самими иранцами в городах Хой и Урмия.

Кстати, когда русские войска вошли в Урмию, из остатков беженцев они создали отряды, во главе которых поставили генерала-ассирийца Элию Ага Петроса. Со своим небольшим войском ему удавалось какое-то время сдерживать нападения курдов и персов. Еще одной черной вехой для ассирийского народа стало убийство в 1933 г. 3000 ассирийцев в Ираке.

Напоминанием и днем памяти о двух этих трагических для ассирийцев событиях является 7 августа.

Спасаясь от различных преследований, многие ассирийцы были вынуждены бежать с Ближнего Востока и рассеялись по всему миру. На сегодняшний день точную численность всех ассирийцев, проживающих в разных странах, установить не удается.

По некоторым данным их количество составляет от 3 до 4.2 млн. человек. Половина из них проживает в их традиционном месте обитания - в странах Ближнего Востока (Иран, Сирия, Турция, но больше всего в Ираке). Остальная половина расселилась по всему остальному миру. США занимают второе место после Ирака по численности ассирийского населения в мире (здесь больше всего ассирийцев проживают в Чикаго, где даже существует улица, названная в честь древнеассирийского царя Саргона). Проживают ассирийцы и в России.

Впервые ассирийцы появились на территории Российской империи после русско-персидской войны (1826-1828) и подписания Туркманчайского мирного договора. По этому договору христиане, проживающие в Персии, имели право переселяться в Российскую империю. Более многочисленная волна эмиграции в Россию приходится на уже упомянутые трагические события Первой мировой войны. Тогда многие ассирийцы нашли спасение в Российской империи, а затем в Советской России и Закавказье, как, например, группа ассирийских беженцев, шедших вместе с отступающими из Ирана русскими солдатами. Приток ассирийцев в советскую Россию продолжался и дальше.

Легче было ассирийцам, осевшим в Грузии, Армении - там климат и природные условия были более-менее привычны, была возможность заниматься знакомым земледелием и скотоводством. То же и на юге России. На Кубани, например, ассирийские выходцы из иранского района Урмия основали одноименный поселок и занялись выращиванием красного болгарского перца. Каждый год в мае сюда съезжаются ассирийцы из российских городов и из Ближнего Зарубежья: здесь проводится фестиваль «Хубба» (дружба), в программу которого входят и футбольные матчи, и национальная музыка, и танцы.

Труднее было ассирийцам, осевшим в городах. Бывшим горцам-земледельцам, к тому же в большинстве своем неграмотным и не знающим русского языка (у многих ассирийцев вплоть до 1960 годов не было советских паспортов), трудно было найти себе занятие в условиях городской жизни. Московские ассирийцы нашли выход из этой ситуации, занявшись чисткой обуви, не требующей специальных навыков, и практически монополизировали эту область в Москве. Московские ассирийцы селились компактно, по племенному и односельному признаку, в центральных районах Москвы. Самым знаменитым ассирийским местом Москвы был дом в 3-м Самотечном переулке, населенный исключительно ассирийцами.

В 1940-1950 годы была создана любительская футбольная команда «Московский чистильщик», состоявшая из одних ассирийцев. Однако не только в футбол играли ассирийцы, но и в волейбол, о чем напомнил нам Юрий Визбор в песне «Волейбол на Сретенке» («Сын ассирийца ассириец Лев Уран»). Московская ассирийская диаспора продолжает существовать и сегодня. В Москве действует ассирийская церковь, а до недавних пор существовал ассирийский ресторан.

Несмотря на большую неграмотность ассирийцев, в 1924 году был создан Всероссийский союз ассирийцев «Хаятд-Атур», также в СССР действовали национальные ассирийские школы, издавалась ассирийская газета «Звезда Востока».

Тяжелые времена для советских ассирийцев настали во второй половине 30 годов, когда упразднили все ассирийские школы и клубы, а немногочисленное ассирийское духовенство и интеллигенция были репрессированы. Следующая волна репрессий обрушилась на советских ассирийцев после войны. Многие были сосланы в Сибирь и в Казахстан по сфабрикованному обвинению в шпионаже и вредительстве, несмотря на то что многие ассирийцы воевали вместе с русскими на полях Великой Отечественной войны.

Сегодня общая численность российских ассирийцев насчитывает от 14 000 до 70 000 человек. Больше всего их проживает в Краснодарском крае и в Москве. Достаточно много ассирийцев проживает в бывших республиках СССР. В Тбилиси, например, есть квартал Кукия, где живут ассирийцы.

Сегодня рассеянные по всему миру ассирийцы (хотя в тридцатые годы на заседании Лиги Наций обсуждался план переселения всех ассирийцев в Бразилию) сохранили свою культурную и языковую самобытность. У них есть свои обычаи, свой язык, своя церковь, свое летоисчисление (по ассирийскому календарю сейчас 6763 год). Есть у них и свои национальные блюда - например, так называемый прахат (что в переводе с арамейского означает «рука» и символизирует падение ассирийской столицы Ниневии), круглые лепешки на основе пшеничного и кукурузного теста.

Ассирийцы - веселые, жизнерадостные люди. Они любят петь и танцевать. Во всем мире ассирийцы танцуют национальный танец «Шейхани».

Передняя Азия - удивительный регион хотя бы потому, что здесь живут люди ассирийского народа, некогда принадлежавшие великому государству Ассирия. Сейчас они расселились по всей планете, но по-прежнему считаются одним из самых загадочных, древних и удивительных народов мира.

Где живут (Территория)

Больше всего ассирийцев проживает в Ираке, наименьшее число насчитывают Грузия и Украина. Ассирийцев много в США и Сирии, а также Швеции. В России их проживает около 11000 человек. Причиной массового расселения людей стало свержение Саддама Хусейна. И даже в наши дни ассирийцам приходится скрываться, так как ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) представляет для них угрозу. Стоит отметить, что массовое расселение народа началось еще в прошлом веке.

История

Ассирийцам помогло объединиться христианство. Формирование народа происходило среди мусульман, иудеев и зороастрийцев. В разные времена на ассирийцев повлияли католики, что привело к появлению новой ветви - сиро-католицизма, курды, вступившие с ассирийцами в войну, а также турки. Им постоянно приходилось испытывать гнет и выдерживать атаки неприятеля. Все это привело к значительному уменьшению народности. В 20 веке насчитывалось около миллиона человек, которые называли себя ассирийцами, большая часть являлась подданными османов.
В Первую Мировую геноцид продолжился, многих мужчин отправляли на войну.
Османы уничтожали даже элиту, после чего принялись за массовую депортацию женщин и детей. Гонения распространялись и на пожилых, мусульманские османы не жалели людей в дороге, поэтому некоторые просто не сумели выжить в ходе депортации.
В Иране часть ассирийцев пыталась отбиваться от курдского населения и персов. Спасало присутствие российских войск, но в 1918 году русские покинули территорию, после чего началось уничтожение ассирийцев, значительная часть погибла от болезней. Некоторые смогли укрыться на территориях, подконтрольных Британии. Конфискация земель британцами у арабского и курдского населения вызывала недовольство, поэтому ассирийцы вновь оказались под ударом. В итоге большая часть расселилась по Ираку, Соединенным Штатам Америки и в Сирии.

Культура

Вклад в мировую культуру ассирийцев начался еще с давних времен. Каждому, кто желал называться грамотным, необходимо было знать вавилонский, шумерский и ассирийский языки, а также владеть различными диалектами (например, деловым вавилонским). Рабочих в канцелярии обязывали учить аккадский язык, требовался и арамейский.
Техника написания была особая и зависела от материала: папируса, кожи, глины. Это стало причиной появления уникальной письменности и литературы, которая практически не дошла до наших дней. Наиболее известным литературным произведением, написанным в 5 веке до нашей эры, является повесть об Ахикаре, рассказывающая о царях Синнахерибе и Асархаддоне. Известно, однако, что повесть претерпела много изменений, поэтому ее точный вариант остается загадкой. В то же время она служит хорошим материалом для понимания бытности царских особ того времени.
Науку ассирийцы особо не развивали. Однако они составили рецепты, полезные справочники, простейшие химические формулы, астрологические наблюдения и медицинские трактаты. Ассирийцы упражнялись в юриспруденции, вели сочинения на вавилонском. Проблема изучения научных трудов заключается в смешивании их с колдовскими учениями, которые писали жрецы. Есть и действительно интересные моменты: описания военной техники, создание инженерных сооружений, строительство крепостей.
Ассирийцы достигли больших высот в архитектурном деле. Основным материалом оставался сырцовый кирпич, а для облицовки использовали камень. Именно ассирийцы использовали зиккураты - башни ступенчатообразного типа. Украшались здания рельефом и росписью, которые высекали на плитах. Художники часто изображали охотников и животных. Изображения восхваляли царей, войско, срамили врагов. Современные ассирийцы бережно хранят и почитают культуру предков и создают на ее основе собственную. Из известных ассирийских современных трудов можно отметить «Истребителя колючек» - сборник сказаний, рассказов и легенд.

Фольклор


Фольклор ассирийцев интересен эпосом «Катыне Габбара». Он полностью переведен на русский язык и частично издается на английском.
Первый том эпоса рассказывает о царе Тума, который сталкивается с дьяволицей Шиддой (также Лилит), нападавшей на население. Она порабощает женщин и мужчин, а детей съедает. Царю приходится созывать воинов, чтобы воззвать их к смелости и сразиться с чудовищем. Но мало кто из пришедших на зов царя мужей желает вступить в схватку. Только храбрый Катыне отважился дать бой Лилит.
Во втором томе идет повествование о подвигах Катыне, что служит своеобразной предысторией воина. Ему предстоит столкнуться с загадочной и невероятно сильной женщиной. Чтобы победить ее, нужно поднять локоны, с чем храбрый Катыне справляется с легкостью. Вторым испытанием становится сражение с 2 быками, нападающими на жителей маленькой деревни. И с ними Катыне справляется легко. Далее он отправляется в царство Шидды (Лилит). Внезапно ему является проводник, рассказывающий об опасностях - это очередное испытание, которое проверяет стойкость разума юноши. Как только он вторгается в пещеру, закрытую мраморной дверью, злые духи жалобно начинают просить прогнать проводника, называя его злым колдуном. Катыне оказывается стойким и игнорирует их голоса, а после сдвигает камень-«корону», принадлежавшую Шидде.
На этом второй том заканчивается, и читатель возвращается к великой битве. Герою удается победить Шидду, но в конце произведения авторы оставляют загадочное послание, которое намекает, что все прочитанное является аллегорией на борьбу добра и зла, которая никогда не заканчивается.

Жизнь


Детей стараются воспитывать смелыми и честными. Именно честность считается лучшим качеством в человеке. Правда, как говорят сами ассирийцы, является залогом смелости. Сплетничать, сохранять легкомыслие, болтать почем зря - все это отрицательные явления. В обществе ассирийцев завоевать авторитет может только щедрый, уважающий старших, смелый человек. В семьях за каждым ребенком следят пристально и всегда контролируют поведение.
Гость - это счастье и радость. Обычай гостеприимства предписывает обращаться с гостем как с посланником небес. Гостю же важно соблюдать определенный этикет, предписывающий надолго не задерживаться, много не пить, лишних вопросов не задавать. Постоянно ходить в гости тоже не принято, нужно делать это хотя бы через день.
Интересным образом сложилось отношение к женщине. Если мужчина работал и выступал всегда главой семьи, то перед женщиной ставилась задача воспитывать детей. Работа для нее в принципе считалась наказанием. Женщина будет несчастной, если ей придется работать. Покинуть дом она могла под присмотром пожилой женщины или одного из родственников-мужчин. Сейчас ассирийским девушкам не запрещено открывать лица.

Традиции


Традиции складывались на протяжении долгих веков, поэтому почти все выглядят довольно необычными.

Свадьба

Свадебные обычаи специфичны: горные жители на сватовство предлагают девушке кольцо, которое она может надеть или отдать в знак отказа. У равнинных ассирийцев принято похищать невесту. За девушку обязательно нужно отдавать откуп, что указывает на собственническое отношение. Если до свадьбы женщина принадлежит отцу, то после она по праву считается собственностью новой семьи. Перед организацией свадебного торжества молодожены обращаются к астрологу, который подсказывает наиболее удачный день для узаконивания брака. Пир устраивают в доме жениха, после чего в одной комнате молодые должны провести трое суток. Затем наступает пора отправляться в дом жены, где молодожены будут жить вместе. Не так давно женщине было необходимо чтить родителей мужа и беспрекословно им подчиняться, иначе ее мог ждать развод, который приравнивался к позору. Сейчас нравы стали немного иными, поэтому ассирийцы уже не ищут пары только среди представителей своего народа.

Праздники

Новый год празднуется у ассирийцев 1 апреля и называется Хаб-Ниссан. Связан он был с разливом рек Тигр и Евфрат. Разлив означал повышение плодородности почв и начало урожайного сезона. Вместо новогодней ели ассирийцы использовали дерево, называемое священным. До наших дней сохранились рисунки, на которых видны плоды, схожие с яблоками.
Ассирийцы празднуют Успение Богородицы, в ходе которого приглашаются все люди, которым приходится жить на улице. Каждого гостя угощают и поят, даже если это совершенно незнакомый никому человек.

Религия


Условно ассирийцев можно разделить на представителей:

  • Ассирийской церкви Востока;
  • Халдейской католической церкви;
  • Православных.

Все ветви являются христианскими. Халдейская церковь формируется из священников, обучающихся в Багдадской патриаршей семинарии. Службы проводятся на сирийском языке. Ассирийская церковь Востока также тяготеет к восточно-сирийским обрядам и считается одной из самых древних восточных церквей. Сейчас обе церкви имеют хорошие отношения друг с другом и ведут сотрудничество в рамках «патриаршего» заявления.

Язык

Ассирийский относят к новоарамейскому языку. Лингвисты считают новоарамейский частью сирийского, вошедшего в состав в качестве диалекта. Использование языка началось с 5 века до нашей эры. В лексике прослеживается влияние аккадского языка.

Жизнь в разных местах/странах


В Армении ассирийцы являются третьим по численности народом. В страну они прибыли после русско-персидской войны, постепенно основав три села. Сейчас армянские ассирийцы занимаются садоводством, выращивают виноград и возделывают культуры. Многие из них стали интеллигенцией, занимают посты чиновников. Сложности во взаимоотношениях с армянами не наблюдаются - велик рост смешанных браков. Населению не запрещают изучать ассирийский и преподавать его в сельских школах.
В Грузии насчитывается около 2500 ассирийцев. В основном они живут в крупных городах, знают грузинский и русский языки. Свободно говорят на ассирийском и владеют особым диалектом новоарамейского. Правительство способствует развитию и интеграции населения с грузинами, дает свободу вероисповедания. В Россию ассирийцы пришли еще в 1920 году. В результате Первой мировой более 100 тысяч человек спасались бегством, укрываясь в Советском Союзе. Тогда многие принимали православие, что воспринималось негативно самими ассирийцами. Ситуация для них усугублялась и массовой высылкой в Сибирь и Закавказье. Сейчас наблюдается частичная ассимиляция ассирийцев - значительная часть из них не знает родного языка и культуры. Тем не менее в Москве существует ассирийская церковь, в которой ведутся богослужения.

Жилище

Наиболее интересным жилищем являются старинные дома ассирийцев. Знать могла позволить себе дома с несколькими комнатами. Убранство помещений было богатым, причем богатство заключалось в большом количестве циновок, цветных тканей и ковров. Мебель украшали металлическими пластинами, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Окна в домах располагались под крышей и были квадратными. В них использовались глиняные или деревянные рамы. Стены оштукатуривались известью. В жаркое время года их поливали водой и в процессе испарения таким образом охлаждали помещение.
Обычные горожане не могли позволить себе много мебели, тем более инкрустированной дорогими изделиями из слоновой кости. Максимум каждый мог иметь несколько табуретов или стульев, а в качестве спального места использовалась циновка. Муж и жена спали на кроватях, а гости и дети - как раз на подстилках.
Печь строили во дворе, там же держали кувшины с вином и отдельно с водой. Воду использовали для умывания и питья. Рядом с печью держали котел, в котором кипятили воду.
Пищу принимали за столом: у богатых столы были большими, простые же люди могли позволить себе маленькие столики на коротких ножках. Женщины и мужчины держались в домах раздельно и только во время трапезы садились за общий стол.
Для защиты от сглаза или злых духов использовались амулеты в виде страшных существ. На каждом амулете вырезали заговор, который отгонял духов. Некоторые амулеты вешали над дверями, другие зарывали под порогом. Древние ассирийцы имели свой культ богов, покровительствующий хозяевам дома. Их фигурки тоже ставили в разные места комнат. Каждой из них периодически давали яства в знак жертвоприношения.

Одежда


Зажиточные ассирийцы носили платья и туникообразные рубашки. Рубашка украшалась бахромой, иногда использовали шерстяную ткань пурпурного цвета. Распространенными украшениями служили серьги, браслеты, ожерелья. Знать не скупилась на дорогие аксессуары, приобретая как можно более крупные браслеты, выполненные из драгоценных металлов. В то же время в почете была бронза. Платья подпоясывались широким поясом.

  1. Одежда ремесленников, воинов и земледельцев была на порядок скромнее. Проявлялось это прежде всего в тунике, которая доходила только до колен.
  2. О женских нарядах известно немного - большинство сведений оказалось уничтожено в ходе войн и депортации. До наших дней дошли данные о том, что рабыням запрещалось носить покрывала, скрывавшие лица.
  3. Некоторые из воинов надевали особые одежды. Представители легких отрядов надевали латы с металлическими пластинами, защищавшими грудь. Под ними носили тунику. Головным убором являлся шлем, похожий на каску, с покрывалом, обрамляющим подбородок. Практически все мужчины носили бороды и завивали волосы. Отсутствие бороды указывало на принадлежность к евнухам.
  4. Особой роскошью отличалась одежда ассирийского царя. Верхнее платье было расшито красными нитями, исполнено преимущественно в темно-синем цвете. Рукава короткие, а талия стягивалась широким поясом, обшитым бахромой. Каждая кисть представляла собой стеклянные бусы. Сверху царь носил епанчу, отдаленно похожую на жилет, но очень длинный. Ее тоже расшивали узорами и богато украшали. На голове он носил тиару с широкой лентой, расшитой золотыми нитями.

Культ украшений был развит у ассирийцев необычайно сильно. Серьги, браслеты, перстни изображали символику богов. Часто браслеты закрепляли выше локтей, иногда на предплечьях. Вместе с украшениями носили амулеты, которые тоже отображали божественные эмблемы.

Еда


Современные ассирийцы сохранили древние обычаи приготовления пищи. Мясо птицы и животных было в изобилии благодаря развитому скотоводству, среди кисломолочных продуктов распространение получили сыры. Ассирийские блюда считаются одними из самых сложных в приготовлении, особенно в плане раскатки кяды - многослойное тесто.
Ассирийские супы обычно имеют яичную основу. Мясо подают в мелко нарезанном виде и смешивают с другими ингредиентами. При этом не утратили популярность кебабы и блюда из курицы, подаваемые в арабских странах. Ассирийцы употребляют в пищу лаваш, зерновые, бобовые. Блюда готовятся в очаге и глиняной посуде, что в значительной мере влияет на их вкус.
Овощи и фрукты употребляют в сыром виде, иногда маринуют, сушат и квасят. Их обязательно добавляют в супы, вторые блюда. В древние времена ассирийцы заметили, что овощи способствуют лучшему усваиванию мяса. Как правило, овощи сдабривают специями: базиликом, мятой, кинзой, черным перцем. Из топленого масла и муки делают мертоху - смесь, которую намазывают на лаваш. К ней добавляют корицу, ваниль и кардамон, получая кондитерское изделие.
Самым популярным супом в ассирийской кухне является ширва. В него добавляют лук, зелень, яйцо, красный перец, причем часть ингредиентов предварительно обжаривают. Из сладостей большую любовь приобрели хасыда, молочный пудинг рызза, джаджик.
Однозначно можно сказать, что ассирийская кухня очень многообразна, но освоить ее довольно трудно из-за многообразия нюансов рецептуры, которую обязательно нужно соблюдать. Древние ассирийцы из бедных слоев ели хлеб, лук, чеснок и овощи. Наиболее сытными блюдами для них являлись мучные, рыбные. Мясо могли позволить себе только на праздники. Рабы могли есть рыбу исключительно в сушеном виде, хлеб ели ячменный, заедая луком или чесноком.
Знать не отказывала себе в роскошной пище, наслаждалась мясом, запивала каждое блюдо вином. Из экзотики предпочитали саранчу, на столе также всегда было много сладких фиников из Вавилона.
Ассирийцы пускай и не являются в наши дни целостным этносом, все же сумели стать народом, сохранившим древнюю культуру. Это помогает им не ассимилировать, но интегрироваться в другие народы, создавая браки на равных правах аналогично взаимоотношениям с государствами разных стран.

Видео

| 01.01.2015 | 00:00

Ассирийцев по праву можно назвать одним из самых загадочных народов на земле. И сегодня, спустя почти полторы тысячи лет после падения Великой Ассирийской империи, этот древний народ продолжает жить в своих потомках. Население древнего государства рассеянно по миру. Живут его представители и в России. Чтобы понять их путь на российскую землю, давайте обратимся к истории.

Ассирийцы относятся к симитской группе народов, исторически проживающей на территориях современных Ирака, Ирана, Египта, Сирии и Израиля. Современные представители этого народа ведут свою историю со времен Ассирийского государства, однако не все ученые разделяют их мнение о том, что они генетически восходят к обитателям Ассирии. Так, если одни ученые считают, что современный народ и есть потомки аккадоязычного населения империи, другие историки полагают, что ассирийцами их по ошибке назвали европейские миссионеры. Вероятно, в современных представителях ассирийского народа перемешалось множество кровей, среди которых присутствует и доля генетического кода древнего аккадского народа.


После падения Ассирийской державы ее население смешалось с племенами арамеев и халдеев. Начиная с VII века нашей эры ассирийцы проживали на территории арабского халифата, в Османской империи и Персии (с XVI). В результате русско-персидской войны (1826-1828) был заключен Туркманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии получило право переселиться в российскую Армению. Многие из ассирийцев воспользовались этой возможностью, и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, многие ассирийцы получали образование и становились российскими подданными.

Вторая волна ассирийской миграции относится ко времени Первой мировой войны, когда, спасаясь от османского геноцида (в 1914-1918 гг. в Османской империи было истреблено 750 тысяч ассирийцев), ассирийцы начали расселяться по всему миру, в том числе и в Россию. Сегодня в мире насчитывается около трех миллионов представителей этого народа. Самая крупная диаспора проживает в США, а также в странах Европы, в Австралии, Иране, Ираке, Турции, Сирии, Грузии, Армении и Азербайджане. Принято считать, что в Москву отправились жители горный районов, а представители знатных родов осели в Грузии, Армении Азербайджане.

По данным переписи 2002 года в России проживает 14 тысяч ассирийцев (по данным ассирийцев до 70000 человек), в Москве зарегистрировано около 2700 представителей этого народа. Согласно статистике, около 8 тысяч человек владеют ассирийским языком.

Самым известным домом, где проживали ассирийцы, прибывшие в Москву с волной мигрантов Первой Мировой войны, было здание в з-м Самотечном переулке, построенное с разрешения Крупской на средства ассирийцев. Примечательно, что для того, чтобы собрать нужную сумму для строительства дома, ассирийским женщинам пришлось продать все свои золотые фамильные украшения. Спустя годы, советский режим будет способствовать выселению ассирийцев из этого здания. Позднее представители ассирийского народа часто селились в доме номер 7, расположенном в Среднем Трехгорном переулке.


В восьмидесятые годы на радио была программа на ассирийском языке «Голос ассирийцев», ушедшая в историю в 90-е годы вместе с Советским Союзом.

Примечательно, что ассирийцы в России создали свою профессиональную нишу, занявшись чисткой и ремонтом обуви. В 1928 году ассирийцы даже создали артель «Московский чистильщик». Мастерам выдали участки под киоски, в которых началась чистка обуви и бытовой ремонт. Артель была распущена в 1989 году, а ее члены стали индивидуальными предпринимателями. Многие из московских чистильщиков до сих пор передают бизнес по наследству.

Более ста лет чистка и ремонт обуви считается традиционным промыслом ассирийцев и в Казани. Благодаря стараниям президента ассирийской организации ТАНКА А.В. Саввы, татарстанские депутаты включили промысел ассирийцев «чистка обуви» в Программу по развитию туризма в г. Казани.

Известны ассирийцы и своей любовью к футболу. Еще в 1940-1950 годы была создана любительская футбольная команда «Московский чистильщик», состоявшая из одних ассирийцев. Существует студенческая футбольная команда ассирийцев Москвы и сегодня.

Ассирийцы очень бережно относятся к культуре своих древних предков. Молодое поколение с удовольствием учит родной язык и стремится заключать браки с представителями своего народа. Издается и ассирийская литература. Большой популярностью в ассирийских семьях пользуется книга «Истребитель колючек», в которой собраны сказки, легенды и притчи современных ассирийцев.

Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, на которых они танцуют традиционные танцы шейхани и кучаре. Популярны среди ассирийцев и традиции, сформировавшиеся уже на территории России в годы после миграции. Например, на Кубане ассирийские выходцы из иранского района Урмия основали одноименный поселок и занялись выращиванием красного болгарского перца. Каждый год в мае сюда съезжаются ассирийцы из российских городов и из Ближнего Зарубежья: здесь проводится фестиваль «Хубба» (дружба), в программу которого входят и футбольные матчи, национальная музыка, танцы.

Праздники ассирийцев прекрасно украшает изысканная традиционная кухня. Технология приготовления ассирийских блюд сложна и в ряде случаев трудоёмка. Так, сложен процесс раскатки многослойного теста (кяда). Разнообразие технологических приёмов ярко проявляется в супах. В ассирийской кухне есть и супы с кисломолочно-яичной основой (гирду, бушала), и раздельно приготовляемые супы (ширва д-бысра), а также множество блюд с молотым мясом, к которому добавляются другие компоненты также в молотом состоянии (кутли). Есть в ассирийской кухне и блюда из натурального мяса (кебаба), а также блюда из целой домашней птицы.

Излюбленными напитками из кисломолочных продуктов у ассирийцев являются мяста, сохатен, даввы. Из большого ассортимента сыров — любимые гупта и джаджик.

При приготовлении кондитерских изделий (мертоха, проха) добавляются корица, кардамон, твоздика, ваниль. Среди ассирийских десертов широко известен сладкий пирог хасыда.

Ритуальным ассирийским блюдом считается пухан. Оно готовится в третий день ассирийского поста «Баута д- нинвае» («Прошения ниневитян). С вечера обжаривается на раскалённой сковороде подсолённая мука и доводится до золотистого цвета. Ложась спать, ассирийцы кладут одну чайную ложку поджаренной муки под язык и загадывают желания, воплощения которых они видят ночью. Утром, оставшаяся с вечера мука обжаривается в сливочном масле, (1/2 стакана муки на 100-150 гр. масла). Пухан кушается утром натощак.

Распространены в ассирийской кухне и круглые лепешки на основе пшеничного и кукурузного теста - прахат. В переводе с арамейского это слово означает «рука» и символизирует падение ассирийской столицы Ниневии.

Большую роль в ассирийской культуре играет священное дерево. В России о нем вспоминают под Новый год. В Месопотамии был миф о священном дереве, которое растет в раю. Библия называет его древом жизни, и говорит, что оно находится «посередине сада». Это библейское предание является интерпретацией более древнего представления народов Месопотамии о магическом дереве, расположенном в центре мира.

Сказания и обряды, связанные с почитанием священного дерева, являющегося стержнем мироздания, сохранились в культуре множества народов, потомки которых и сегодня в преддверии нового года приносят в дома этот древний символ.

На многих ассирийских изображениях священного дерева композиция состоит из вертикального стержня, к которому примыкают, в виде ветвей наклонные стержни с кружочками на концах; нередко их семь. Предположительно, они изображают яблоки, наколотые на концы палочек. На некоторых изображениях стилизованные ветки снабжены не кружочками, а языковидными формами, очевидно представлявшими огни. Яблоки и огни могли быть взаимозаменяемы, поскольку оба эти символа являются атрибутами бога преисподней. Считается, что отсюда берет свое начало традиция зажигать огни на новогодней и рождественской елке.

Именно народы древней Месопотамии, в числе которых ассирийцы, впервые начали праздновать Новый год. Эту традицию относя к третьему тысячелетию до нашей эры. В конце марта, после того как прибывала вода в Тигре и Евфрате, в стране Двух рек начинались земледельческие работы. Это время считалось временем побед бога Мардука над силами разрушения и смерти. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами жители Месопотамии праздновали победу света над тьмой. Запрещалось работать, наказывать, вершить суды. Как свидетельствуют клинописные тексты, «это были дни абсолютной свободы, когда весь мировой порядок переворачивался с ног на голову».

Чрезвычайно древние корни имеет и символ Бога Ашшура, сохранившийся в эмблематике современных ассирийцев. Ашшур был главным богом ассирийского народа и изображался чаще всего в виде охотника с луком. На ассирийских рельефах Бога Ашшура всегда можно узнать по рогатому головному убору (тиара), часто он как бы парит в воздухе над царской головой. Обычно его изображали в образе человека, ниже бюста которого был пояс в виде птичьего (голубиного) хвоста, заключенного в колесо или круг с крыльями. Голубь у ассирийцев считался священной птицей. Так выглядит эмблема верховного Бога, когда он появляется над священным деревом или над жертвенником. В таком виде она сохранилась и на флаге современных ассирийцев.


Символ Бога Ашшура сегодня можно встретить и среди символов зороастризма. Древние ассирийцы не были зороастрицами (эта религия зародилась в Персии в период династии Ахеменидов в 6 веке до нашей эры), а их потомки являются христианами.

После крушения Ассирийской империи (605 г. до н.э.), народ государства и Ассирийская Церковь стали тесно связаны между собой. В это время арамеи ассимилировали родственных себе ассирийцев и расселились по всей Передней Азии. Арамейский язык стал там общераспространенным, а арамейское алфавитное письмо вытеснило сложную ассирийскую клинопись.

Отметим, что в современных ассирийских храмах отсутствуют иконы и статуи. В отличие от священников Русской Православной Церкви, обязанных заключить брак до рукоположения, священники Ассирийской Церкви Востока могут вступать в брак и после принятия сана, а овдовев, могут заключить второй брак. Епископат Ассирийской Церкви Востока безбрачен.

До 70-х годов ХХ века у ассирийцев просуществовал зародившийся в древности обычай передачи патриаршего сана по боковой нисходящей мужской линии от дяди к племяннику. С самого рождения будущие патриархи не должны были употреблять мяса. Более того, мать будущего патриарха также должна была воздерживаться от мяса во время беременности. Последователи Ассирийской Церкви Востока (общая численность которых около 200 тыс.) помимо России проживают в Ираке, Сирии, Индии, Иране, США, Армении и других странах. Российские приходы подчиняются епископу Северного Ирака и СНГ. Резиденция патриарха-католикоса Ассирийской Церкви Востока расположена в Мортон-Гров, штат Иллинойс (США).

Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия. Сейчас приход возглавляет отец Самано, который много делает для привлечения в храм молодежи. При храме работает воскресная школа ассирийского языка. Периодически проводятся встречи, лекции, круглые столы на национальные темы.

Большую роль в поддержке национальной идентичности народа играют ассирийские организации. В их числе: Московская ассирийская ассоциация «Хаядта», Международный союз ассирийских общественных организаций, Московское отделение Международного ассирийского конгресса, Региональная ассирийская НКО г. Москвы, Международная ассирийская ассоциация «Ларос», Ассирийская Общественная Организация «Бнета».


Главной целью этих организаций является поддержание и укрепление ассирийских традиций среди российских ассирийцев, а также установление дружеских контактов с другими диаспорами. Так, Татарстанская ассирийская национально-культурная автономия и Общественная организация ассирийцев г. Казани «Бара» («Свет») активно осуществляет образовательно-воспитательную деятельность. Силы организаторов направлены на воспитание подрастающего поколения ассирийцев, изучение ими родного языка, истории, культуры. Организации удалось возродить в Татарстане традиционный праздник Ха б-Ниссан (Ассирийский Новый Год, 1-ое апреля), который справляют ассирийцы во всем мире.

Таким образом, сегодня немногочисленный ассирийский народ делает все возможное для сохранения и возрождения традиций своих предков. И деятельность его успешна, о чем свидетельствуют слова молодых ассирийцев, убежденных, что «ассирийцы - не столько национальность, сколько понимание той силы духа, который передали нам предки».

19 октября в Клубе реальной истории прошла ещё одна лекция из цикла «История народов Российской Федерации».

Об ассирийцах слышали если не все, то, по крайней мере, те, кто хоть раз прочёл школьный учебник по истории древнего мира. Но когда современный человек неожиданно заявляет: «Я ассириец!», — удивляешься и невольно задаёшься вопросами. Не пошутил ли он? Не ошибся ли? О современных российских ассирийцах и их происхождении рассказала лингвист и писательница Анна Мурадова. Отец Анны — ассириец, мать — Л. А. Мурадова, романист, автор ряда учебных пособий по французскому языку. Анна работает в Институте языкознания РАН и преподаёт в МГУ. Ряд её публикаций и выступлений посвящён новоарамейскому языку и культуре современных ассирийцев.

О древних ассирийцах нам известно немало: этот народ оставил после себя множество исторических памятников, образцов древнего искусства и текстов, написанных клинописью. Об ассирийцах упоминают античные авторы и библейские тексты. Ассирией называлось древнее государство в Северном Междуречье, или Месопотамии, на территории нынешнего Ирака. В XIV–IX веках до н. э. ассирийцы завоёвывали Северную Месопотамию и соседние земли. Период наивысшего могущества Ассирии — 2-я половина VIII — 1-я половина VII веков до н. э. Но в 605 году до н. э. Ассирия была покорена Мидией и Вавилонией.

Современные ассирийцы считают себя потомками древних ассирийцев, однако далеко не все историки и этнографы согласны с этим. В I веке, во время правления Осроены Авгаря V, среди арамейского населения Месопотамии распространяется христианство. В средние века в руках ассирийцев, или сирийцев (как их называли греки и римляне), сосредоточилась транзитная торговля и христианская миссия за Ефратом. Ими была создана христианская сирийская литература. Благодаря ассирийцам сохранились многие сочинения античных авторов.

В XIV веке, за отказ принять ислам, большая часть ассирийцев была уничтожена Тимуром, а уцелевшие укрылись в горах Курдистана и бежали на Кипр. Вследствие преследований ассирийцев в Османской империи в XIX — начале XX века образовалась обширная ассирийская диаспора. На территории Российской империи, преимущественно в Закавказье, ассирийцы начали селиться с 1828 года, особенно после неудачного антиосманского восстания в Турции и последовавшего за ним геноцида в 1914—1918 гг.

На территории СССР с 1924 по 1937 год действовал Всероссийский союз ассирийцев. В России существует ассирийское село Урмия в Краснодарском крае. Большинство ассирийцев живут в городах. Они говорят на новоассирийском языке, хотя и не все. Всего в мире их насчитывается около трёх миллионов. Самоназвание восточных ассирийцев — атурая, сурая, а западных — сурьян. Восточные традиционно проживали в Иране, Северном Ираке, к ним также относились выходцы из Северной Турции и ассирийцы бывшего СССР, в то время как западные (сирийцы) живут в Сирии и Южной Турции. Сегодня ассирийцы живут также в Ливане, Палестине, Израиле, Кувейте, Грузии, Армении, Азербайджане, России, США, Великобритании и Швеции.

Этноконсолидирующим фактором для них всегда оставалось христианство. В Москве людей с ассирийскими корнями — около трёх тысяч человек. Существует московский приход Ассирийской Церкви Востока. Богослужебная практика Церкви Востока основана на обряде, использовавшемся в областях с центром в городе Эдесса. Зарегистрированные общины ассирийской Церкви Востока существуют также в Ростове-на-Дону и Краснодаре. В 1998—99 годах в Москве был возведён храм во имя Пресвятой Девы Марии.

Вероучение Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, синодальных и патриарших соборов. А также на других официальных текстах и комментариях богословов и выдающихся деятелей Церкви, начиная со времён святого Афрахата, «мудреца персидского», святого Якова Нисивинского и святого Ефрема Сирина. Будучи изолированной географически и политически от остального христианского мира и постоянно находясь под иноверческой властью (сначала зороастрийского Ирана, а затем исламских государств), эта церковь не только развивала свое собственное богословие, обряд и правила церковной жизни, но и всегда стремилась быть неотъемлемой частью Христовой Церкви во всем, что касается сущности веры, канонов и установлений, принимаемых в христианском мире. Так, уже в 410 году на соборе католикоса Мар Исхака были приняты Символ веры и каноны Никейского (в 325 г.), и Константинопольского (в 381 г.), вселенских соборов и целого ряда поместных соборов. Символ веры был ещё раз одобрен на следующем соборе католикоса Мар Явалахи в 420 году.

Согласно утвердившемуся в Ассирийской Церкви Востока мнению, насчитывается семь церковных таинств. Что касается личности Христа, то его учение, в сущности, согласуется с учением Вселенского Халкидонского Собора 451 года. Всё отличие заключается в том, что эта церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой, во Христе — две природы и две «qnome» (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности). Причём обе «qnome» соединены в одной личности Христа.

Яркие, шумные, весёлые ассирийские праздники, торжественно-сдержанные богослужения, пышные свадьбы и повседневный труд — всё это часть жизни не только маленького народа, но и большой семьи народов России.