Биографии Характеристики Анализ

Активность обучаемых. Проблема активности личности в обучении

Активность личности в обучении. Проведенный анализ общих взглядов и представлений об активности человека позволяет подойти к определению понятия активности личности студента.

С целью более четкого представления различий сопоставим характеристики, которые должны иметь составляющие рассматриваемых понятий деятельности, активности личности и активности студента (табл. 1.1).

Цель. Деятельность предполагает наличие цели. Активность проявляется только в случае, если цель носит характер личной значимости. Главная цель студента в обучении, ради достижения которой он проявляет активность, - получение высшего образования. При этом в личном плане эта цель может выражаться в желании повысить образовательный уровень, получить профессию, документ о высшем образовании. В наш прагматичный век подавляющее большинство студентов поступает в вуз, чтобы получить диплом. Промежуточными по отношению к этой основной выступают такие цели, как выполнение текущих учебных заданий и других требований учебного процесса, сдача зачетов и экзаменов, а также получение знаний, навыков, умений, формирование целостного представления о профессиональной деятельности.

Мотивы. Активность, в отличие от деятельности, характеризуется высоким уровнем мотивации. Мотивами учебной активности выступает совокупность личностных стремлений, потребностей, формируемых как на основе жизненного опыта учащегося, так и под воздействием организационно-управленческих и дидактических воздействий, дисциплинарной практики, используемых в учебном процессе.

Соотнесение понятий «деятельность», «активность» и «активность личности в обучении»

Таблица 1.1

Деятельность

Активность

Активность личности в обучении

Личностно-значимая цель

Стремление к получению высшего образования

Высокий уровень мотивации, разнообразие целеполагающих мотивов деятельности

Наличие совокупности личностных потребностей, формируемых на основе жизненного опыта и под воздействием организационно-управленческих и дидактических воздействий, используемых в учебном процессе вуза

Способы и приемы

Умения и навыки

Сформироваппость стиля учебной деятельности, умение учиться

Осознанность

Осознание мотивов, целей и путей их достижения

Четкое представление о том, что и для чего он изучает, какое место получаемые знания занимают в будущей профессиональной деятельности

Повышенный

эмоциональный

Удовлетворение (или неудовлетворение) условиями учебы, ее результатами

Ситуативность

(надситуатив-

Соответствие уровня интенсивности деятельности минимальным требованиям учебного процесса или личному представлению об уровне интенсивности учебной деятельности с точки зрения обеспечения собственных целей социальной и практической значимости

Инициативность

Самостоятельность, настойчивость, творческое отношение к учебе

Способами и приемами являются умения и навыки, формирующие способность личности к проявлению активности, а в учебной деятельности это сформированный стиль учебной деятельности обучающегося.

Осознанность предстает как четкое представление о целях деятельности и активности. Для учащегося это выражается в понимании того, что и для чего он изучает, какое место получаемые знания и сама учебная деятельность занимают в его жизни и в будущей послевыпускной деятельности.

Эмоции. Активность всегда сопровождается повышенным эмоциональным фоном. В учебной деятельности эмоции свидетельствуют об удовлетворенности или о неудовлетворенности условиями учебы, ее результатами, о климате в учебном заведении.

Ситуативность, выступая характеристикой активности, свидетельствует о соответствии уровня активности обучающегося требованиям учебного процесса на каждом этапе или его представлению о необходимом уровне интенсивности учебной деятельности с точки зрения обеспечения собственных целей социальной или практической значимости. Среди таких целей: стремление «быть лучше всех», стремление к лидерству, быть в числе первых по учебе, получать повышенную стипендию, быть лучшим в профильных дисциплинах, удовлетворение познавательного интереса или, напротив, не сделать лишнего, не переусердствовать, не выделяться, выполнить не более того, что требуется для преодоления очередного контрольного этапа обучения.

Инициативность, отражая личностную включенность субъекта в деятельность, в учебном процессе выражается в первую очередь в самостоятельности учащегося, настойчивости, творческом отношении к учебе и проявлении волевых качеств.

Учебная активность студентов и методы обучения . Другим аспектом рассмотрения активности личности в обучении выступает сравнительная оценка учебной активности, вызываемой применением тех или иных методов обучения. Представляется, что такая оценка может быть обоснованной. Для этого выделим на примере высшей школы аспекты проявления активности студентов. В образовательном процессе в явном виде проявляются три из них: мышление , действие и речь. При этом иол мышлением следует понимать творческое мышление, под действием - деятельность, направленную на приобретение знаний, а речь - в связи с процессом или результатом учебной деятельности. С позиций современных взглядов на образовательный процесс и с учетом принципов активного обучения представляется необходимым добавить еще одно проявление активности - социально-психологическую адаптацию. Под этим подразумевается, что помимо традиционной триады - знаний, умений и навыков - студент (слушатель) должен получить в учебном заведении и максимально приближенное к реальному эмоционально-личностное восприятие профессиональной деятельности , условий ее осуществления во всем многообразии социально-общественных и производственных связей. Он должен приобрести уверенность как специалист на рабочем месте. Сюда же включают социальнопсихологические факторы, связанные с обучением в вузе, в первую очередь мотивационные факторы всех уровней образовательного процесса. Проявление этого вида активности происходит преимущественно на подсознательном уровне, но в учебном процессе реализуется наравне с другими. Эту форму активности связывают также с принципом персонификации образовательного процесса - интегративным показателем развития личности, выраженным в ее способности оценивать знания и обстоятельства окружающего бытия с позиции их ценности и личностного смысла, а также в умении видеть возможности своего роста в предстоящей деятельности или поступке.

Активность обучаемых проявляется как реализация этих четырех видов активности. В зависимости от замысла и действий преподавателя на занятии может использоваться либо один из видов активности, либо их сочетание. В табл. 1.2 приведена модель активности, отражающая основные формы и методы обучения в соответствии с нашим представлением о том, какие виды учебной активности студентов они используют.

Таблица 1.2

Модель учебной активности студентов при различных формах

и методах обучения

Формы и методы обучения

Практическое занятие, РГР

Дискуссия, спор

Решение реальных задач

Лабораторная работа с отчетом

Производственная практика, стажировка без исполнения роли специалиста

Публичное выступление, техучеба с персоналом

Лекция, самостоятельная работа, решение творческих задач, игровой прием, процедура

Тренаж, работа но образцу

Изложение, доклад, сообщение

Экскурсия на объект, демонстрация макета, учебного фильма

Примечание. М - мышление; Д - деятельность; Р - речь; А - социально- психологическая адаптация; * - проявление вида активности.

В результате все методы обучения ранжируются. Полученная таким образом иерархия методов совпадает с традиционным представлением об их возможностях по активизации студентов на занятии. Следовательно, степень активизации может рассматриваться в зависимости от того, какие и сколько из четырех видов активности обучающихся на занятии реализуются.

Представленная градация затрагивает только традиционные варианты реализации занятий. Очевидно, что в большинстве случаев возможно введение дополнительных процедур или игровых приемов, которые позволят задействовать те или иные, обычно не используемые при традиционной форме проведения занятия, виды активности. Использование дополнительных приемов и процедур, конечно, повысит активность занятия, но не сможет коренным образом его изменить, в противном случае по форме это будет уже другой вид занятия.

В психологии специально исследовался вопрос о возможности одновременного осуществления двух видов деятельности. Было показано, что это возможно либо путем быстрых переходов от одной деятельности к другой, либо если один из видов деятельности относительно прост и протекает «автоматически». Например, можно вязать на спицах и смотреть телевизор, но вязание останавливается в наиболее захватывающих местах; во время проигрывания гамм можно о чем-то думать, но это невозможно при исполнении трудной пьесы .

Необходимо учитывать, что, с одной стороны, возможность одновременного осуществления всех видов активности обычным студентом маловероятна (этим даром обладали, как известно, немногие великие личности, такие, например, как Юлий Цезарь). Реально он может успешно выполнять не более двух дел сразу (без учета социально-психологического фактора), например конспектировать и размышлять. С другой стороны, полный отрыв внутренней активности от внешней также невозможен.

Рассмотрим лекционное занятие. Студенты в состоянии внимательно слушать и одновременно обдумывать услышанное только в том случае, если им приходится не слишком много записывать в конспект. Если преподаватель диктует, предлагая в высоком темпе учебную информацию, необходимую для них, то они успевают только записывать, причем даже не всегда отбрасывая лишние слова и забывая прибегать к сокращениям.

При реализации нескольких видов активности студента на занятии проблема заключается в их разумном сочетании и чередовании. Если обратиться к теории поэтапного формирования умственных действий, то ситуацию можно представить несколько в ином свете. Процесс интериоризации деятельности, по мнению И. Я. Гальперина, происходит в четыре этапа:

  • 1) материальное действие с реальными предметами;
  • 2) действие в громкой речи с образами (без предметов);
  • 3) действие «во внешней речи про себя» (четко осознаваемое);
  • 4) действие «во внутренней речи без слов» (неосознаваемое) .

Нетрудно видеть, что интериоризация деятельности представляет собой последовательную реализацию всех рассматриваемых нами видов активности - действия, речи, мышления и социально- психологической адаптации в их тесной взаимосвязи. Это позволяет расценивать актуализацию различных видов активности как показатель интенсивности прохождения процесса интериоризации. Если в процессе обучения студент проявил все виды активности, можно рассчитывать на успешное совершение процесса интериоризации, в противном случае качество усвоения будет низким.

Деятельность обучающегося носит исследовательский, ориентировочный характер, и в результате интериоризации она преобразуется во внутренние идеальные действия, совершаемые в умственном плане, что обеспечивает студенту всестороннюю ориентировку в мире будущей профессиональной деятельности. При реализации в традиционном обучении форм занятий, ориентированных на использование только одного из видов активности, происходит разрыв во времени процесса ингериориза- ции с возможными при этом замедлением, искажением, потерей смысловых составляющих. Только в случае использования различных видов активности последовательно на одном занятии на основе одной темы, задачи или в рамках двух-трех занятий, следующих друг за другом с небольшим временным интервалом, можно ожидать более полноценной и эффективной интериориза- ции деятельности. При использовании четвертого вида активности - социально-психологической адаптации - «присвоенная» деятельность будет иметь более реалистичный, профессиональный контекст.

Подтверждением этого положения могут служить также исследования сотрудников Case Western Reserve University , на основании которых была разработана и приобрела особую популярность циклическая четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации (Experiential Learning Model) Дэвида А. Колба .

Д. Колб и его соратники обнаружили, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования - отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Согласно представлениям авторов обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако нс может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.

Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим образом (рис. 1.1).

  • 1. Получение непосредственного опыта.
  • 2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
  • 3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
  • 4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.

Рис. 1.1.

В настоящее время чередование и использование различных аспектов учебной активности обучающихся имеет место в виде стихийно сложившейся системы. Часто нарушается даже заложенная в учебные планы традиционная последовательность форм занятий. В вузах, например, далеко не всегда за лекцией следует соответствующее практическое или лабораторное занятие, семинар. Чаще всего между ними вклиниваются другие лекции и занятия. Организовать учебный процесс с учетом принципов интериоризации в существующей системе образования, рассчитанной на массовое производство специалистов, пока что, видимо, невозможно. Поэтому занятия, которые реализуют в относительно короткий промежуток времени несколько видов активности, обычно отличаются как повышенной самоотдачей обучающихся, так и большей эффективностью обучения, например в случае использования таких развитых форм активного обучения, как деловые и дидактические игры, когда все виды активности реализуются в рамках одного занятия. Кроме того, па поддержании высокого уровня активности обучающихся благоприятно сказывается и смена в ходе занятия рода учебной деятельности, препятствующая накоплению усталости.

  • См.: Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. С. 42.
  • См.: Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб, пособие для вузов. М. :Университет, 1999. С. 153.
  • См.: Kolb D. Л., Fry R. Toward an applied theory of experiential learning //Theories of Group Process / C. Cooper (cd.). London: John Wiley, 1975. P. 33-57.

Понятие «активность» находится на стыке нескольких направлений и в научной литературе часто употребляется в различных значениях, однако смысловые нагрузки его различны.

Поэтому мы обратились к энциклопедическим, толковым словарям и к словарям иностранных слов.

В философском словаре дана следующая трактовка понятия активности: «Активность (от франц. activite сила действия) - действенность, деятельное поведение. Противоположность - пассивность. Активный - деятельный, действующий, действенный». Это понятие примерно одинаково часто применяется в психологии и смежных науках для обозначения трех неодинаковых явлений: определенной, конкретной деятельности индивида, состояния, противоположного пассивности и для обозначения инициативности или явления, противоположного реактивности: в этом случае подчеркивается тот факт, что субъект действовал по своему почину, внутренне вовлечено, а не реагировал бездумно, подобно машине.

Этимологически понятие «активность» происходит от латинского слова activus и означает «усиленную деятельность, деятельное состояние». Большой Энциклопедический Словарь также трактует активность как «деятельное участие, энергичную деятельность». Такой подход к определению понятия «активность» соотносится с переводом слова activity с английского языка, что означает «деятельность, активность, энергия».

В Педагогической энциклопедии читаем: «Активность - важнейшая черта, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, учении, в общественной жизни, различных видах творчества, играх и т. д.».

В психологии активность рассматривается как «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей со средой» и «выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, осуществления и видоизменения, как свойство ее движения». В отечественной психологии активность постоянно связывают с деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с таким ее звеном, как потребность.

«Активность - это деятельность, готовность к деятельности и инициативность. Необходимо различать активность внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (моторную). В процессе учения имеет место как тот, так и другой вид активности. Некоторые авторы разделяют активность на исполнительную и творческую».

Активность учащихся по их отношению к самой учебной деятельности и средствам учения, по мнению некоторых авторов, выражается во внимательном слушании учителя, молчаливом сосредоточении на своих мыслях, пристальном наблюдении за опытом, несмотря на отсутствие внешних проявлений, в действительности является подлинной активностью. «Внутренняя активность, сосредоточенность мысли учащегося могут не иметь внешних ярких выражений. Внешняя активность учащегося, его суетливость, попытки дополнить ответы учащихся, вмешательство в объяснение преподавателя вовсе не свидетельствует о направленности мысли и воли учащегося». Таким образом, активность связана с сознательным целеустремленным проявлением усилий учащегося и ведет к успешному выполнению всякой задачи, которая возникает в процессе обучения. Активность учащихся необходима во всех звеньях процесса учебной деятельности и непременно предполагает ту или иную степень самостоятельности мысли учащихся.

Л.П. Аристова рассматривает активность как «проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим явлениям и предметам». Г.М. Муртазин сущность познавательной активности связывает с управлением процессом учебного познания путем целенаправленного побуждения, стимулирования и усиления этих процессов.

Ряд исследователей рассматривает активность как свойство личности, обращают внимание на психологическую сторону этого понятия, ставят в прямую зависимость активность учащегося в учебном процессе от напряжения внимания, анализа и синтеза, догадки и предположения, сомнения и проверки, обобщения и суждения, интереса, настойчивости, энтузиазма. В своей работе Л.Н. Габеева рассматривает активность как качество личности, как внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности. Активность необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как средство её достижения, и как результат. Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств их личности, таких как направленность и устойчивость познавательных интересов, стремление к эффективности в овладении знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Отечественный психолог, воспитанник научной школы дифференциальной психофизиологии Небылицын В.Д., труды которого посвящены проблемам общих свойств нервной системы человека, темпераменту, структуре эмоциональности, напряженности деятельности операторов систем управления и др., в последние годы своей жизни занимался проблематикой целостной характеристики индивидуальности.

Он восстановил в правах понятие «активность», которое значительно шире понятия «деятельность» и более адекватно в контексте проблематики индивидуальности: «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может реализовываться либо в умственном, либо в двигательном (в т. ч., речедвигательном), либо в социальном (общение) плане», «Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема на др.

При этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими «содержательными» особенностями личности - ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов». Понятие «learning activity» в переводе с английского языка означает состояние или качество учебной деятельности, а также учебную деятельность или учебную активность. В принципе такое толкование понятия объясняет использование некоторыми авторами словосочетаний «учебная деятельность» и «учебная активность» как синонимов. Некоторыми исследователями активность в целом и учебная активность в частности рассматриваются и «как индивидуально обусловленный процесс становления, осуществления и видоизменения деятельности». В нашей работе мы будем придерживаться определения понятия учебной активности как целенаправленного систематического процесса познания, протекающего при условии интенсивной деятельности учащегося, характеризующейся, прежде всего, преобразующим отношением ученика (субъекта) к учебному материалу (объекту познания) и стремлением к самостоятельности. В ходе этого взаимодействия изменяется не только объект воздействия, но и, что очень важно для цели обучения, воздействующий субъект - ученик. Такой процесс познания направлен не только на углубление знаний учащихся о явлениях, но и на особое их осмысление и выработку личностного отношения к усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу.

В активной познавательной деятельности, следовательно, происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и выработка эмоционально-оценочного отношения к процессу и результатам познания.

Учебная активность обусловливает интенсивность и характер протекания учения, характеризуется отношением обучающегося к процессу учения, проявляется в познавательной деятельности и определяет степень (прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. На наш взгляд, в этом и заключается сущность учебной активности.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Способы, методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. Факторы, побуждающие учащихся к активности

Активизация познавательной деятельности учащихся. Уровни познавательной активности учащихся

Активизации познавательной деятельности учащихся

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.


Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

· готовность выполнять учебные задания;

· стремление к самостоятельной деятельности;

· сознательность выполнения заданий;

· систематичность обучения;

· стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией .

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать , что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Современные требования к высшей школе определяют необходимость создания единой комплексной программы совершенствования методов обучения. В этих условиях особое внимание обращается на методы, активизирующие познавательный процесс.

Центральным понятием в решении этого вопроса является понятие активизация учебной деятельности , под которой понимается целеустремеленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применения их на практике.

Активность учащихся в обучении — это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности.

Активность проявляется в различных видах деятельности и бывает внешняя и внутренняя.

Внешняя (моторная) активность легко определяется преподавателем, так как ее признаки ярко выражены — учащийся деятелен — на лекциях конспектирует, на практических занятиях - отвечает и решает, на лабораторных - выполняет опыты.

Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется тем, что предполагает наличие внешней активности. Но, кроме того, ей присущи специфические признаки — напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций — анализа, синтеза, сравнений, обобщения.

Высший уровень активности — творческая активность — это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания.

Развитие творческой активности связано с активизацией учебной деятельности учащегося, которую осуществляет преподаватель.

Активизация познавательной деятельности требует от педагога умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения.

Решение проблемы активизации познавательной деятельности требует:

— разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности,

— вооружения преподавателей этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя,

— создания условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.

К понятию активизации познавательной деятельности примыкает понятие интенсификации обучения — изыскание возможностей передачи учащимся возрастающего объема информации при неизменной продолжительности обучения.

Интенсификация обучения рассматривается сегодня как одна из кардинальных задач развития всей системы образования. Идет поиск путей, которые позволили бы повысить темпы обучения, не снижая требования к качеству занятий обучаемых. Решение этой задачи требует внедрения более совершенных, научно обоснованных методов руководства учебно-познавательной деятельностью, мобилизирующей творческие способности личности.

По способу организации обучения выделяются :

— активные методы обучения,

— традиционные — информационные, сообщающие, которые мы с вами рассматривали на предыдущей лекции.

Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые обладают по сравнению с традиционными методами, следующими основными особенностями.

1. Принудительная активизация мышления и поведения учащихся, т.е. их вынужденная активность.

Суть этой особенности в том, что каждый учащийся непрерывно побуждается к активной деятельности, не может не быть активным, независимо от того, желает он этого или нет.

2. Достаточно длительное время вовлечения всех учащихся в активное обучение (практически на протяжении всего занятия).

Таким образом, активность учащегося не кратковременна, носит не эпизодический характер. Поэтому можно говорить о сопоставлении периода активной работы на занятии учащегося с периодом активной деятельности на том же занятии преподавателя или обучающей машины.

Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность .

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность .

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий .

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения, который работает под началом педагога и активно усваивает социально-культурный опыт, имеющий форму теоретического знания. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.

Эпитет «активные» используется с целью противопоставления АМО традиционным методам обучения, реализующим первую точку зрения, где участники учебного процесса поляризованы в своих ролях учащегося и обучающего. Первые являются потребителями готового знания, накопленного и обобщенного в виде теорий, фактов, законов, закономерностей, понятий и категорий. Активность учащегося сводится к усвоению этих знаний и их последующей репродукции, таким образом, уровень развития и эффективность функционирования их памяти во многом определяют эффективность их учебной работы в целом. Позиция учащегося в классической системе обучения может быть оценена как пассивно-потребительская, поскольку знания усваиваются как бы про запас, их использование на практике отсрочено во времени, сам учащийся не может выбирать, что, когда и в каком объеме он будет осваивать. Преобразование теоретических знаний, конструирование новых, наработка собственного опыта исследовательской работы. Задача обучающего - облегчить работу учащихся, сделать материал более интересным, доступным для понимания, обеспечить его точное и прочное усвоение, проконтролировать конечный результат. Поэтому учения педагога, его непрерывная адаптивно-преобразовательная активность - второе, не редко важнейшее условие эффективности работы учащегося, залог конечного успеха его учебной деятельности.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998). Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Применение АМО меняет устоявшееся положение буквально с ног на голову. Учащиеся изначально заинтересованы в получении необходимой им информации, которая используется ими непосредственно и сразу. Поэтому недостаток, неточность или принципиальная неправильность информации создают стимул к ее пополнению, исправлению, корректировке. Усвоение информации является побочным продуктом деятельности учащегося, в которую он вовлекается ведущим.

Выделяют 3 уровня активности:

Активность воспроизведения - характеризуется стремлени­ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла­деть способами применения по образцу.

Активность интерпретации - связана со стремлением обуча­емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо­собами применения знаний в измененных условиях.

Творческая активность - предполагает устремленность обу­чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель­ных интересов.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);

3. Использование игровых форм;

4. Диалогическое взаимодействие;

5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)

6. Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

7. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

8. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

9. Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);

10. Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);

12. Деятельностный подход в обучении.

К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллек­тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу­тей решения проблем.

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конк­ретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинирован­ных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конк­ретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуа­ции.

Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколь­ко приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фак­тор достижения целей обучения, общего развития личности, про­фессиональной ее подготовки требует принципиального осмыс­ления важнейших элементов обучения (содержания, форм, ме­тодов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передавае­мой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических ус­ловий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социаль­ной активности.

Уровень проявления активности личности в обучении обуслов­ливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познава­тельной активности человека, но и своеобразие его личности.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включаю­щей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.

Выделяют 3 уровня активности:

Активность воспроизведения - характеризуется стремлени­ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла­деть способами применения по образцу.

Активность интерпретации - связана со стремлением обуча­емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо­собами применения знаний в измененных условиях.

Творческая активность - предполагает устремленность обу­чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель­ных интересов.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педа­гогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным реше­нием является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную лично­стную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следу­ющим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактическо­го процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

Достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учеб­ный процесс, поскольку их активность должна быть не кратко­временной и эпизодической, а в значительной степени устойчи­вой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

Самостоятельная творческая выработка решений, повышен­ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с по­мощью прямых и обратных связей.

Активные методы обучения - это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена главным образом не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна­ниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познаватель­ных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жиз­ни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной ак­тивности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоци­ональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, инте­рес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ори­ентироваться в новой ситуации, находить свой подход к реше­нию задачи, желание не только понять усваиваемую учебную ин­формацию, но и способы добывания знаний; критический под­ход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащих­ся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Важнейшим средством активизации личности в обучении высту­пают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин - «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое. Наиболее полную классификацию дала М. Новик, вы­деляя неимитационные и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обу­чения осуществляется через установление прямых и обратных свя­зей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или кол­лективной профессиональной деятельности). Особенность имита­ционных методов - разделение их на игровые и неигровые. Мето­ды, при реализации которых обучаемые должны играть определен­ные роли, относятся к игровым.

М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении мате­риала, поскольку достигается существенное приближение учебно­го материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.