Биографии Характеристики Анализ

Актуальность темы психология. Актуальность практической психологии и алгоритм профессиограммы практического психолога

Одним из основных требований, предъявляемых к проблеме любого исследования, относится, прежде всего, его актуальность и соответствие современным требованиям общества. Актуальность работы - одно из основных требований, предъявляемых к научной работе. В обосновании актуальности определяется уровень изученности в психологии, педагогике избранной проблемы, указывается степень ее новизны для современной науки, дается краткий обзор истории исследований в русле данной проблемы. Здесь же выделяется именно та часть проблемы, которая еще не получила должного освещения в науке, но имеет большое значение для раскрытия психологических, педагогических механизмов и закономерностей проблемы в целом. Определить актуальность темы - означает также подчеркнуть ее связь с важными аспектами тех или иных социальных проблем современности, решению которых может способствовать ее исследование.

Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.

Вместе с тем анализ дипломных/бакалаврских и курсовых работ свидетельствует, что во многих случаях в исследованиях обосновывается актуальность научного направления, а актуальность темы исследования остается как бы за кадром, т.е. обосновывается недостаточно или неубедительно. Часто нет указаний на практическую актуальность, или же она обозначена лишь в самом общем виде.

Поэтому при описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:

1) показать актуальность направления исследования;

2) выделить специфику, показать необходимость исследования темы;

3) охарактеризовать актуальность, как для науки, так и для практики;

4) показать, какие задачи стоят перед практикой обучения, воспитания, развития, консультирования и т.д. и перед психолого-педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;


5) рассмотреть нормативно-правовые документы (законы, постановления, положения, программы приоритетных направлений и т.д.), в которых есть ссылки на необходимость данного научного исследования согласно специфики специальности, направления подготовки;

6) в степени разработанности проблемы сформулировать, что сделано предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков);

7) указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать;

8) сформулировать тему исследования;

9) выделить проблему исследования. Проблема исследования – теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос должен соответствовать двум критериям:

а) объективность. Возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами;

б) значимость. Проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки.

Поставить проблему, значит ответить на вопрос «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: «Каковы условия, необходимые и достаточные для...?». Проблема является основой всей работы. Формулировка проблемы научного исследования - это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы;

10) сформулировать тему исследования.

Приведем пример обоснования актуальности научного исследования по теме«Психолого-педагогическая работа по формированию эмпатии у детей с ограниченными возможностями здоровья ».

В условиях ускоряющегося темпа жизни перед людьми все острее встает проблема дефицита теплоты отношений и собственного одиночества. Закономерно возникает вопрос об истоках такой отчужденности и безразличия. В связи с этим особую актуальность для нашего времени приобретает процесс формирования сочувствия и сопереживания к другим как к самому себе.

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и выступает, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

Все большее значение придается изучению социальных эмоций в работах отечественных психологов (А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Д. Кошелева, Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Я. З. Неверович, С. Л Рубинштейн, П. В. Симонов, Л. П. Стрелкова, Д. Б. Эльконин). Социальные эмоции способствуют «процессу социализации человека, становлению отношений в мире во взрослом и детском сообществах» […, с. 23].

Опыт работы психологов и педагогов, показывает, что большинство людей с ограниченными возможностями здоровья страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляющейся как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей, отсутствии сочувствия и сопереживания. Необходимо отметить, что данная проблема касается не только взрослых людей, но и детей дошкольного возраста, особенно детей с ограниченными возможностями.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является «фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей» […, с. 8].

Мы считаем, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для позитивных и эффективных изменений в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. А как показывают исследования психологов, результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности […, …].

Таким образом, можно отметить, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности. Одним из важнейших компонентов эмоционально-нравственной культуры детей является становление эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний.

В основополагающем государственном документе - «Национальной доктрине образования в Российской Федерации, одной из основных задач является обеспечение развивающемуся обществу современно образованных, нравственных, предприимчивых людей….» […].

Данная проблема исследования также отражена в ряде таких нормативно-правовых документах как: Закон Российской Федерации «Об образовании», где говорится, что «содержание образования должно обеспечивать…… формирование духовно-нравственной личности». «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми…» […]. В Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 г. - отмечается, что: «Государство в сфере образования обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности…» […].

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Общего Образования указано, что начальное общее образование призвано стать одним из инструментов гражданского, нравственного и интеллектуально-культурного становления российского общества XXI века, «одним из средств является ….. воспитание у детей и подростков открытости, толерантности, гармоничности отношений с людьми и природой». Основная образовательная программа нацелена на «…развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой…» […]. Достижение данной цели программы предполагает формирование навыков общения и сотрудничества.

Также в требованиях к результатам освоения данной основной образовательной программы начального общего образования говорится о сформированности способности к сочувствию и сопереживанию, взгляду на себя со стороны, способности, связанные с жизнью в обществе, умение помочь другому, нуждающемуся в помощи, заметить эту нужду, откликнуться на просьбу.

В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема появления и формирования эмпатии у взрослых и у детей школьного возраста. Гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в дошкольном детстве, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути формирования у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности.

В системе основного общего образования Российской Федерации формируется психолого-педагогическое сопровождение - особая культура поддержки и помощи личности ребенка в образовательном процессе.

В настоящее время термин «психолого-педагогическое сопровождение» используется применительно к проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации образования.

Большую роль начинают играть представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности психолога, направленной на организацию социально-психологических условий успешного обучения и психологического развития ребенка в различных ситуациях школьного взаимодействия в процессе ориентации на зону ближайшего развития ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи ребенку в образовательном процессе, технологией, направленной на оказание помощи на той или иной стадии развития в решении или предупреждении возникающих проблем .

Специалисты сближают понятие «сопровождение» с понятием поддержки и отмечают, что технологии сопровождения позволяют проводить анализ социальной ситуации развития ребенка, его ближайшего окружения, диагностировать уровень его психического развития, применять активные групповые методы работы, методы активного-социально-психологического обучения, а также индивидуальную работу с обучающимися, родителями, педагогами. Система сопровождения выросла из практики и ориентирована на практику .

Л.М. Шипицына трактует сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Под субъектом развития при этом понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся психолого-педагогическая система. С точки зрения автора, сопровождение является комплексным методом, в основе которого лежит единство взаимодействия специалиста и сопровождаемого. А процесс сопровождения - это взаимодействие психолога, педагога, медика и обучающихся, результатом которого является помощь в разрешении проблем личностного развития. Кроме того, психологическое сопровождение представляет собой своего рода модель организации психологической службы в образовании и является отражением на практике системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога .

Цель психолого-педагогического сопровождения личности ребенка связана с государственным заказом на результаты образовательного процесса в школе в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и потребностями субъектов образовательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются с помощью методов психолого-педагогической диагностики . На основе полученных психодиагностических данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения личности ребенка.

Основным принципом психолого-педагогического сопровождения является ценность личного выбора человека и его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.

В психолого-педагогической науке и практике названы следующие задачи основные психолого-педагогического сопровождения :

  • Мониторинг динамики психологического развития и психолого-педагогического статуса обучающегося.
  • Разработка индивидуальной образовательной траектории на основе формирования устойчивой учебной мотивации ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.
  • Создание психолого-педагогических условий для развития детей, имеющих особые образовательные потребности.
  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям обучающихся.
  • Оказание психолого-педагогической поддержки педагогам.

Функции сопровождения систематизированы по трем группам:

  • Информационная функция состоит в информировании субъектов образовательного процесса о формах и методах сопровождения.
  • Направляющая функция обеспечивает согласование деятельности всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса для координации их действий.
  • Развивающая функция задает направление всем участвующим в системе сопровождения службам. Она обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, дефектолога, при этом педагогические работники используют в своей практике развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи - развивающие занятия с обучающимися.

Ведущей идеей психолого-педагогического сопровождения личности ученые называют осознание специалистами важности самостоятельности ребенка в решении проблем его собственного развития.

Концептуальные составляющие психолого-педагогического сопровождения:

  • систематический мониторинг динамики психического развития ребенка и его психолого-педагогического статуса;
  • социально-психологические условия развития личности учащихся и их успешного обучения;
  • специальные социально-психологические условия оказания помощи детям, имеющим особые образовательные потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение личности ребенка в образовательном процессе реализовывается в соответствии со следующими принципами:

  • Базовым принципом является соблюдение интересов ребенка. Специалисту системы сопровождения необходимо решать каждую проблемную ситуацию с пользой для ребенка. Успешность помощи ребенку зачастую зависит от ряда специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель. Это означает также взаимодействие специалистов, использование научных методов исследования, коррекции и развития, что позволяет получить оптимальные результаты.
  • Принцип непрерывности, гарантирующий ребенку непрерывное сопровождение как на всех уровнях образования, так и на всех этапах помощи в решении проблемы. Кроме того, этот принцип означает, что дети группы риска также будут обеспечены непрерывным сопровождением.
  • Принцип системности сопровождения. Системное проектирование сопровождения осуществляется по ряду направлений: разработка и реализация программ развития образовательных систем, проектирование новых типов образовательных учреждений, создание профилактических и коррекционно-развивающих программ. Этот принцип реализуется через единство диагностики, коррекции и развития.

На разных уровнях образования решаются соответствующие задачи психолого-педагогического сопровождения личности (Таблица 1).

Таблица 1

Уровень образования

Начальная школа

Диагностика готовности к обучению в школе.

Обеспечение адаптации к школе.

Формирование познавательной и учебной мотивации.

Развитие творческих способностей.

Развитие самостоятельности и самоорганизации.

Основная школа

Помощь в адаптации к новым условиям обучения в основной школе.

Помощь в решении проблем личностного развития, социализации, самоопределения и саморазвития.

Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.

Превенция девиантного поведения, наркозависимости, профилактика неврозов

Старшая школа

Поддержка в профессиональной ориентации и самоопределении.

Поддержка в решении ценностно-смысловых проблем.

Развитие социальных компетенций.

Развитие способности к целеполаганию.

Профилактика девиантного поведения

В соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, структурой образовательной системы и требованиями ФГОС определены направления психолого-педагогического сопровождения личности ребенка, реализуемые на всех уровнях образования:

  • Психолого-педагогическая диагностика обучающихся.
  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся.
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, входящих в «группу риска».
  • Психологическое просвещение участников образовательного процесса.
  • Выявление и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
  • Сохранение и укрепление психического здоровья.
  • Выявление одарённых детей и их поддержка.
  • Обеспечение осознанного выбора будущей профессии.

Кроме того, выявлены уровни психолого-педагогического сопровождения (индивидуальное, групповое; на уровне класса, на уровне школы) и формы сопровождения (диагностика, консультирование, профилактика, просвещение, коррекционно-развивающая работа) .

Психолого-педагогическое сопровождение включает в своё содержание особенные компоненты (таблица 2).

Таблица 2

Компоненты

Психолого-педагогические условия

Выявление и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Коррекционно-развивающая направленность всего образовательного процесса.

Применение современных образовательных технологий.

Создание комфортного социально-психологического климата.

Дифференцированные условия

Оптимальные учебные нагрузки.

Здоровьесберегающие условия

Сохранение физического и психического здоровья.

Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм. Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок обучающихся.

Специализированные условия

Учет особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дифференциация и индивидуализация обучения.

Комплексное коррекционно-развивающее воздействие, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях.

Проведенный анализ позволил выявить поле проблем психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе в современных условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

Первая проблема связана с теми затруднениями, которые возникают в процессе психолого-педагогического сопровождения при реализации ФГОС, в их числе: сниженная мотивация у учителей; недостаточное использование в работе данных психолого-педагогической диагностики детей; низкий уровень соответствующих компетенций; etc.

Разрешение затруднений проходит успешнее в условиях реализации в образовательных организациях, осваивающих ФГОС, таких мер, как:

  • информационная поддержка (формирование банка диагностических материалов, создание проектов, организация научной деятельности).
  • повышение квалификации (методические семинары, психологические тренинги, методическая поддержка учебного процесса, конференции различных уровней).

Вторая проблема возникла в связи с тем, что ФГОС предполагает учет индивидуальных характеристик каждого обучающегося (возрастных, психологических, физиологических) с разработкой индивидуальных траекторий развития. Следствием этого является совместная деятельность специалистов системы образования (педагога, психолога, дефектолога, медика, социального педагога) и родителей, что должно привести к возникновению координационных центров, осуществляющих это взаимодействие. Такую деятельность может осуществлять тьютор. Если в школе обучаются дети с особыми образовательными потребностями, его роль представляется особенно важной.

Третью проблему создают особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты школы должны обладать высоким уровнем соответствующих компетенций.

Таким образом, сущность психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе заключается в создании социально-психологических условий личностного развития ребенка и его успешного обучения, в том числе формирование характеристик личности, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивой учебной мотивации, а также для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

Введение - начало курсовой , дипломной или магистерской работы по психологии. Актуальность - начало введения и визитная карточка работы.

В актуальности как разделе введения в одном или двух абзацев нужно аргументировать, зачем нужно проводить психологическое исследование по заявленной теме. И здесь логика изложения должна быть от общего к частному и от практической жизни к психологии.

Начинать изложение актуальности темы диплома по психологии нужно с реальной, практической проблемы. Далее - обосновать важность психологического анализа проблемы. И, наконец, указать, как заявленная тема может помочь решить реальную практическую проблему.

Например, есть реальная проблема повышения эффективности профессиональной деятельности работников. Особенно актуальна проблема повышения эффективности труда в гостиничной сфере. На профессиональную успешность влияют различные факторы: социальные, организационные и психологические. Среди психологических факторов важное место занимают личностные особенности сотрудников. Таким образом, логично обоснована актуальность темы «Исследование личностных факторов профессиональной эффективности сотрудников организаций гостиничной сферы ».

Еще один пример описания актуальности темы работы по психологии. Имеем тему дипломной или магистерской по психологии: «Особенности представлений о счастье у женщин разного возраста ». Вот как может выглядеть в виде тезисов актуальность данной темы:

  • Комфортное психологическое самочувствие женщин важно с точки зрения выполнения ими роли матери, жены, профессионала.
  • Психологический комфорт во многом зависит от представлений о счастье. Это особенно актуально для женщин, учитывая гендерные и культурно-исторические предпосылки.
  • На каждом возрастном этапе происходят определённые изменения, которые ставят женщин перед необходимостью как-то адаптироваться к этим изменениям.
  • Для адекватной помощи женщинам в адаптации к возрастным изменениям важно иметь достоверные психологические данные об особенностях представлений о счастье у женщин разного возраста.

Иногда указания на значимость каких-либо практических вопросов или проблем можно аргументировать статистическими данными или ссылками на данные эмпирических исследований. Например, обосновывая актуальность исследования психологических методов профилактики разводов, можно указать статистические данные о численности разводов в России и в мире.

Другой пример. В обосновании актуальности дипломной работы на тему: «Психологические особенности незамужних женщин среднего возраста» важно привести не только статистические данные о числе одиноких женщин, но и сослаться на результаты психологических исследований, в которых выявлены негативные проявления в жизни незамужних женщин.

Актуальность темы курсовой работы по психологии всегда обусловлена запросами практической жизни. Но не следует начинать очень издалека. Например, обоснование актуальности проблемы одиночества у незамужних женщин не стоит начинать с описания изначальной заброшенности человека в мир и его сущностного экзистенциального одиночества. Уместнее начать с социального контекста и важности общения для психологического благополучия человека.

Итак, актуальность темы дипломного или магистерского исследования должна ясно указывать на практическую проблему. Эта проблема должна быть понятна любому, даже не специалисту. Далее следует четкое и аргументирование обоснование того, что заявленная тема диплома поможет приблизиться к решению практической проблемы.

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Сопровождения развития мотивационно-потребностной сферы студентов

Гукетлова Даханаго Магомедовна

научный сотрудник АМИ
Аннотация

Статья посвящается исследованиям в области педагогики и психологии, а так же разработке проблем потребностно-мотивационной сферы отечественной педагогике и психологии. Инновационные процессы в данной сфере широко применяются главным образом на практике вузов России. Особое место в статье уделяется вопросам мотивационной сферы образования, так как именно мотивация является неотъемлемой составной частью вопросов педагогики и образования в целом.

Ключевые слова: образование, психология, педагогика, научные разработки.
Abstract

Article is devoted to researches in the field of pedagogics and psychology. And as to working out of problems potrebnostno-motivatsionnoj spheres to domestic pedagogics and psychology. Innovative processes in the given sphere are widely put mainly into practice high schools of Russia. The special place in article is given to questions of a motivational education sphere as the motivation is the integral component of questions of pedagogics and formation as a whole.

Keywords: education, psychology, pedagogics, science development.
Анализ современной социокультурной ситуации показывает, что особое значение в последние годы приобретает практическая разработка проблем повышения эффективности деятельности и проблем мотивационной регуляции поведения личности, в связи с повышением требований общества к успешности человека в разных видах деятельности.

В психологии «мотивация» определяется как побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность. Термин «мотивация» в широком смысле используется в психолого-педагогической науке при исследовании причин и механизмов целенаправленного поведения личности. В более узком понимании мотивацию рассматривают как процесс образования мотива, как совокупность мотивов.

Анализ научных исследований показывает, что разработкой проблем мотивации и потребностно-мотивационной сферы в отечественной педагогике и психологии занимались многие ученые. Так, С.Л. Рубинштейн предложил потребностный подход к рассмотрению мотивов; В.Н. Мясищев анализировал мотивы как отношения личности; А.Н. Леонтьев создал теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека; П.М. Якобсон связал мотивационную сферу с деятельностью и основными свойствами личности; В.Л. Шадриков изучал деятельностный аспект мотивации; Д.Н. Узнадзе рассматривал мотивы в связи с теорией установки; B.C. Мерлин уделял большое внимание исследованию мотивации в личностном плане; В.И. Ковалёв подошел к определению сущности мотива и предложил производить оценку мотивационной сферы личности на основе всех ее параметров.

Резюмировать кратко основные результаты научных исследований, на наш взгляд, можно следующим образом. Мотивационная сфера личности является довольно устойчивым психологическим образованием, так как мотивация существует обычно длительное время, во всяком случае, это касается большинства составляющих ее мотивов. При этом мотивы не исчезают бесследно по мере их реализации в деятельности: в зависимости от характера самой деятельности и специфики ее организации мотивы претерпевают некоторые изменения, усиливаясь или ослабляясь. Так, с получением новой благодарности у человека не исчезает стремление получить поощрение.

Психолого-педагогические исследования показывают, что повышению устойчивости мотивационной сферы личности, ее развитию способствует целый ряд важных психолого-педагогических факторов, среди которых можно отметить следующие: 1) сложившиеся отношения в социальном окружении; 2) целенаправленное воспитание личности; 3) положительные успехи человека в деятельности; 4) благоприятное влияние коллектива.

Таким образом, мотивационная сфера – не есть нечто застывшее и неизменное; напротив, она формируется и развивается в каком-то определенном направлении, может ослабевать или укрепляться. Данный феномен проявляется в различном отношении человека к деятельности: так, какие-либо слабые мотивы могут укрепляться, а сильное желание заниматься определенным видом деятельности, напротив, может угасать.

Представляется важным отметить то обстоятельство, что динамичность мотивационной сферы личности проявляется не только в изменении силы мотивов : изменяется их совокупность в данном виде деятельности, соподчиненности групп мотивов в связи с изменением мотивационной сферы под влиянием окружающей среды и воспитания. Изменяется и сама структура мотивации. В качестве примера можно привести то, что побуждать какой-то вид деятельности могут несколько групп мотивации (социальные, коллективистические, деятельностные) или всего лишь одна из групп мотивов (стимулирующие мотивы).

Все описанные в современной литературе психологические особенности мотивационно-потребностной сферы личности необходимо учитывать при организации разных видов деятельности человека, в том числе, учебной и неучебной деятельности студентов ВУЗов.

В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, т.к. в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий.
Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии.
Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого внимательного отношения и изучения. Однако, в нашей стране в силу многих причин он не может быть положен в основу диагностики психического развития детей. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, является глубокое расхождение в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов. В настоящее время отечественные исследователи применяют комплексное возрастное изучение ребенка с учетом его социальной ситуации развития.
Современные методы обследования с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Эти диагностики имеют личностно ориентированную направленность и предполагают проведениесоциально-психологического анализа условий жизни и развития ребенка, что, в свою очередь, позволяет своевременно включить ребенка в коррекционное обучение, предупреждающее вторичные отклонения.
Специфика психолого-педагогического обследования заключается в системном анализе явлений детского развития. Это изучение социальной ситуации развития ребенка, рассмотрение иерархии деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного рассмотрения их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа, без учета закономерностей онтогенеза в целом.
Процесс психического развития ребенка рассматривается в системе понятий Л.С.Выготского: Источник, Движущие Силы Развития и Условия Воспитания. Такой подход в рассмотрении особенностей процесса развития человеческого индивида отражает специфику всего психического развития человека как индивида по своей природе социального, активного и деятельностного. Индивидуальные формы психической деятельности формируются на основе процесса усвоения и присвоения ребенком опыта человеческих поколений, на основе овладения многообразными средствами и способами ориентации в сфере человеческих отношений и предметной практики. Усвоение общественного опыта не сводится к приобретению ребенком знаний, умений или совокупности культурных навыков. Это гораздо глубокий процесс, включающий в себя формирование потребностей и способностей ребенка как целостной личности.
Общеизвестно, что психическое развитие ребенка есть единство биологического и социального факторов. На каждом возрастном этапе усвоение им человеческого опыта происходит различно, что в известной мере определяется степенью биологического созревания. На каждом возрастном этапе сочетание биологического и социального изменяется, вступает в новые взаимоотношения, что находит свое отражение в сочетании уровней физического и психического развития.
Усвоение общественного опыта происходит в процессе активной деятельности самого ребенка - общения, предметной деятельности, игры, учения. В противоречиях, порождаемых собственной активностью ребенка в мире, и заключены подлинные движущие силы его разития. В то же время для анализа процессов индивидуального развития особенно важно то, что структура деятельности ребенка может быть качественно различной, при этом та или иная организация складывается не спонтанно и самопроизвольно, а в зависимости от определенных социальных условий. К числу таких условий, необходимых для психического развития и потому требующих в индивидуальном психологическом анализе первостепенного внимания, как известно, относится общение. Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, оно приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного практического взаимодействия ребенка со взрослым.