Биографии Характеристики Анализ

Актуальные проблемы студенческой жизни эссе. Основные проблемы студентов

Федотова Д.А., Шичанина Е.А.

Актуальные проблемы современного студенчества

Федотова Д.А., Шичанина Е.А.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России,

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Павлова Л.А.

Современное студенчество - это основной политический и экономический, интеллектуальный и инновационный потенциал общества. Это мобильная социальная группа, обладающая специфическими особенностями образа жизни и потребностей, ценностей и интересов.

Студенческие проблемы существовали всегда. Однако жизнь каждого нового поколения студентов протекает уже в иных реалиях и выявляет другие проблемы. Поэтому их исследование всегда будет актуально и необходимо.

Бытует мнение, что период обучения в вузе - самая беззаботная и веселая пора жизни. Но так ли это? Российские студенты в условиях экономического и социального кризиса испытывают достаточно серьёзные трудности при решении имеющихся проблем. Из них наиболее значимыми и актуальными являются следующие.

1. Проблема адаптации иногородних студентов. Оказавшись без родительской опеки, они тяжело и долго приспосабливаются к вузовским требованиям. Но легко и охотно идут на различные нарушения общепринятых норм и правил (дисциплины, сна, отдыха, питания, гигиены) и не всегда бывают самостоятельны и коммуникабельны.

2. Проблема необеспеченности жильем - самая острая студенческая проблема. Многие из студентов нуждаются в общежитии. Но вуз не всегда предоставляет такую возможность. Тогда им приходится снимать жилье, что требует дополнительных затрат.

3. Финансовая проблема. Маленький размер стипендии (1100-1500 руб.) не позволяет оптимистично оценивать материальное положение студентов. Они экономически зависимы от родителей и рассчитывают на их финансовую поддержку. А в случае отказа в помощи - пытаются совмещать учебу с работой, что негативно сказывается на успеваемости.

4. Проблема здоровья. Приспособление неокрепшего организма к новым социальным условиям сначала вызывает его мобилизацию, а затем постепенное физическое истощение. И как следствие - обострение хронических заболеваний или появление и развитие новых, которые мешают полноценной учебе и активной жизни .

И каждому из них надо научиться преодолевать сложности и успешно решать проблемы студенческой жизни, чтобы соответствовать гордому званию студента университета.

Литература

1. Павлова Л.А., Ермолаева Е.В. Здоровье и здоровый образ жизни российского студенчества // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Том 6. №1.

Общие характеристики

Успешность обучения студентов в вузе во многом определяется реальными условиями их жизнедеятельности, характером возникающих в процессе учебы проблем и возможностями их разрешения со стороны администрации, преподавателей, а также формирующихся в настоящее время служб социальных педагогов и психологов. Для правильного определения стратегии воспитательного воздействия педагогические работники вуза должны четко представлять спектр тех актуальных проблем, которые имеют место в студенческой среде. При этом надо четко разводить грань между общими тенденциями личностного становления современной студенческой молодежи и теми проблемными ситуациями, с которыми сталкиваются студенты в условиях конкретного учебного заведения.

Наше исследование было посвящено выявлению наиболее типичных для современного студенчества проблем. В качестве основного метода исследования использовался анкетный опрос, которым были охвачены 3438 студентов, представителей 13 вузов Республики Беларусь. Результаты опроса свидетельствуют, что среди проблем, возникающих в жизни студентов, доминирует недостаточная материальная обеспеченность. На нее ссылается 5-42% от общего числа всех опрошенных.

Традиционно материальное обеспечение студентов зависело от двух основных факторов: размера стипендии и помощи со стороны родителей либо других близких родственников. В последние годы к этим источникам в качестве достаточно существенного добавляется и фактор дополнительных заработков самих студентов.

Анализ ответов студентов об использовании дополнительных заработков в свободное время показал, что к ним обращается примерно четверть от всех опрошенных. Причем основными формами дополнительной работы студентов являются те, которые предлагают всевозможные рыночные структуры: от сферы обслуживания (4,2%) и коммерческой торговли (7,5%) до перепродажи валюты и вещей (3,5%). Доля строительных отрядов и организация вспомогательной работы в вузе незначительна (соответственно 2,2% и 2,5%). Лишь 0,3% от общего массива участвует в вузовских хоздоговорных исследованиях.

Отсюда следуют серьезные выводы о роли наших официальных вузовских структур, государственной службы занятости, Госкомитета по делам молодежи в решении вопросов вторичной занятости студентов. Учитывая переживаемые государством экономические трудности, ожидать в скором времени заметного увеличения размеров стипендий либо существенной помощи со стороны родителей не приходится. Поэтому усилия государственных и молодежных структур должны быть направлены на расширение возможностей вторичной занятости для подавляющего большинства студентов.

Второе место, согласно мнению студентов, занимает проблема большой загруженности учебными занятиями. При этом, если в случае с недостаточной материальной обеспеченностью различие в весомости этого фактора между вузами невелико, то по второму фактору они существенно разнятся в зависимости от профиля профессиональной подготовки студентов.

Судя по полученным результатам, наиболее загружены, а точнее сказать, перегружены учебными занятиями студенты медицинских (ГГМИ - 80,0%) и технических вузов (БАТУ - 75%; БГПИ - 70,8%). Среди вузов с наименьшим числом студентов, указывающих на высокую загруженность учебными занятиями - БГУК (20,9%), БГЭУ (31,9%), а также негосударственные вузы: Институт современных знаний (24,2%) и Гуманитарно-экономический институт (33,8%). По остальным вузам на высокую загруженность ссылается примерно половина от общего числа опрошенных студентов.

Очевиден факт необходимости реформирования процесса обучения в высшей школе, в том числе путем сокращения числа обязательных учебных занятий с целью предоставления студентам большего времени для самостоятельной работы с учебной и научной литературой, участия в научных исследованиях.

На третье место среди возникающих проблем студенты поставили отсутствие необходимых условий для самостоятельной работы (26,8%). Это означает, что простое сокращение обязательных аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не принесет мгновенного положительного результата. Для решения данной проблемы требуется наличие в вузе соответствующей учебно-методической базы, обеспечение регулярной помощи и консультаций со стороны преподавателей.

Как свидетельствуют результаты исследования, четвертая часть опрошенных нами студентов ощущают неудовлетворенность материально-бытовыми условиями жизнедеятельности. Еще больше не удовлетворены они условиями для отдыха и полноценного проведения досуга - 37,1%. 18,1% от общего числа опрошенных указали на неудовлетворительные условия для занятий физкультурой и спортом. Такая ситуация ни в коей мере не может способствовать созданию и укреплению здорового образа жизни студентов. Не случайно 13,4% студентов, участвовавших в опросе ссылаются на слабое здоровье, а также существенные психологические пергрузки, которые им приходится переносить в период учебы в вузе.

Наличие психологического дискомфорта в студенческой среде подтверждают и результаты ответа на вопрос о необходимости создания в вузах службы социально-психологической помощи. Первое, что следует отметить, это достаточно ярко выраженная со стороны студентов потребность в такого рода службе .

Функции социально-психологической службы в вузе

В какой помощи со стороны социально-психологической службы нуждаются студенты? Наибольший процент от общего числа опрошенных указали на причины личностного и эмоционального плана. Это помощь в изучении своих способностей, особенностей характера и поведения (36,9%), консультации по снятию стрессовых состояний и психологических перегрузок (32,3%), получение консультаций в сфере личной жизни (дружба, любовь, создание семьи, семейные взаимоотношения (30,8%), а также приобретение навыков общения (22,9%). Не обнаружено значимых расхождений в ответах по курсам и полу, кроме потребности в получении консультаций по снятию стрессовых состояний, психологических перегрузок (юноши - 21,4%, девушки - 42,0%).

Отдельным блоком представлена необходимость получения помощи в разрешении конфликтных ситуаций с однокурсниками (5,4%), товарищами по общежитию (6,7%), преподавателями и администрацией вуза (13,9%). Вызывает беспокойство достаточно высокая доля конфликтов, имеющих место, согласно мнению студентов, между ними и педагогическим составом, а также администрацией вуза. Проблема эмоционально-психологического состояния студенчества представляется исключительно актуальной и должна стать предметом специального научного изучения. Требуется разработка практических методов ее решения в системе высшей школы .

Эффективность института кураторов и воспитателей

Несмотря на ряд позитивных тенденций, складывающихся в последние годы в организации воспитательной работы в высшей школе, институт кураторов и воспитателей еще не обеспечивает должного воспитательного воздействия на студенческую молодежь. Так, 14,5% от числа опрошенных указали на недостаточное внимание к себе со стороны преподавателей, кураторов, воспитателей. Это обусловливается рядом причин, в том числе отсутствием регламентированного статуса куратора студенческой группы, следовательно, и соответствующим отношении со стороны преподавателей к роли куратора; отсутствием должной психолого-педагогической подготовки кураторов и воспитателей общежитий к работе со студентами; высокой загруженностью преподавателей учебными занятиями и необходимостью искать дополнительные источники доходов в силу невысокой заработной платы.

Значительное ослабление позиции кураторов и оказываемого ими воспитательного воздействия на студентов повлекло за собой изменение статуса академической группы. Это подтверждается не только результатами данного опроса, где 20,3% студентов к числу существенных проблем студенческой жизни отнесли «неорганизованность, разобщенность моей студенческой группы», но и проведенными нами с помощью социометрических методов исследованиями уровня развитости взаимоотношений в академических группах вуза. Полученные результаты свидетельствуют о существенном падении роли академической группы в жизни студентов, что неизбежно влечет за собой ряд негативных тенденций, в том числе утрату чувства коллективизма и взаимопомощи, нарастание тенденций индивидуализма. Повышение авторитета куратора и академической группы с целью их влияния на личностное становление студенческой молодежи должны быть отнесены к числу важных задач воспитательной работы вуза.

К числу проблем, возникающих в студенческие годы, относятся и забота о собственной семье (10,1%). Создание семьи, налаживание семейного быта, рождение ребенка и уход за ним в сочетании, как правило, с завершающим этапом обучения требует не только существенных душевных, физических и материальных затрат, но и должного уровня готовности к обеспечению сложнейшей социальной роли семьянина. Каково отношение студентов к браку и созданию семьи в студенческий период? Анализ результатов нашего исследования показал, что отрицательное отношение к браку выразили лишь 12,3% от всех опрошенных. При общей положительной установке на брак, 58,4% респондента считают его возможным при условии материальной обеспеченности. 11,1% от опрошенных допускают брак при вынужденных обстоятельствах и примерно столько же (11,8%) относятся к идее брака положительно не зависимо от любых обстоятельств .

Студенческие годы счастливые… Так принято считать потому, что это пора молодости, первой настоящей любви, знакомства с верными друзьями… первая школа взрослой самостоятельной жизни. Кто-то перескакивает этот период, сразу после школы идет работать, набирает багаж знаний, когда сталкивается с проблемой повышения по карьерной лестнице, то ищет возможность купить диплом о высшем образовании ; это происходит в силу разных причин: не получилось сразу поступить, а потом и не захотел, тяжелое материальное положение, уверенность в своем самообразовательном уровне и др. У каждого свой жизненный путь, но тем, кому повезло стать студентом, придется столкнуться с рядом проблем. Вот десяток основных.

1. Как можно прожить на стипендию?!

Когда её получаешь, то иногда начинаешь завидовать «платникам», потому что им не приходится мучиться вопросом, на что эти крохи потратить. Однако, если задаться целью приобрести что-то стоящее (при условии, что родные помогают деньгами на существование), то можно, не снимая стипендию на протяжении полугода-года и добавив заработанные летом деньги, то вполне можно осуществить задуманное.

2. Недосыпание.

И виной этому не всегда является учеба. Студент проводит ночи за компьютером, в социальных сетях, в шумной компании с однокурсниками. А утром полностью разбитый приходит на лекции и клянется, что сегодня он ляжет спать пораньше, в крайнем случае, отоспится в выходные. Но, если вы проживаете в студенческом общежитии, то это абсолютно невозможно.

3. Сессия.

От сессии до сессии живут студенты весело, а потом, ВДРУГ, наступают экзамены. Студент за последние деньки пытается наверстать все упущенное, вместо того, чтобы планомерно изо дня в день готовится к сдаче сессии. Помните, что Вы пошли учиться не потому, что родители заставили, а это Ваш обдуманный выбор будущей профессии, поэтому стоит ответственно подходить к учебе в течение всего семестра.

4. Где найти еду?

Даже если Вы умеете готовить, после тяжелого учебного дня тяжело найти силы на приготовление, скорее всего отделаешься фастфудом, но долго на таком питании не протянешь. Можно напроситься в гости или голодать. Самый действенный способ – это готовить еду впрок, тогда на следующий день останется лишь разогреть. Можно оговорить с соседями по комнате дежурство по кухне, тогда это верный способ не остаться голодным.

5. Куда пойти развлечься?

Студенческая жизнь – это полная свобода, каждый распоряжается ею по своему. Досуг студента полон развлечений – это клубы, бары, кинотеатры, бильярд и др. В зависимости от финансовых возможностей и личных интересов.

6. Родители или «всё тайное становится явным».

Вы набедокурили и теперь переживаете в ожидании реакции родителей. Самое ужасное, что может расстроить Ваших родителей – это неуспеваемость. Однако, безвыходных ситуаций не бывает. Можно договорится с куратором об отсрочке и в течение пары недель доказать, что Вы способны исправиться. Всё в Ваших руках.

7. Поиски любви.

Учеба чувствам не помеха, хотя некоторые настолько увлекаются любимым человеком, растворяются в нем и забывают об истинной цели поступления в ВУЗ. Не стоит терять голову, подумайте о Вашем будущем.

8. Шпаргалки.

Они являются обязательным составляющим любого студента. Пишут их абсолютно все, вот только не все используют. Общеизвестен тот факт, что простое написание шпаргалок способно хорошо подготовить к экзамену, ведь Вы обрабатываете информации, выбираете главное и конспектируете.

9. Хочу такое же.

Чаще эта проблема касается женского пола. Хочется одеваться как вон та однокурсница, но как не слиться в толпе, остаться индивидуальностью. Надо научиться выбирать вроде и такой же фасон, но чем-то выделяющийся, может, дополните наряд аксессуаром. Главное, чтобы он идеально Вам подходил.

10. Белая ворона.

Не все принимают Ваше увлечение? Не обращайте внимание, продолжайте заниматься любимым делом, когда оно начнет приносить первые успехи, увидите, как быстро поменяется к Вам отношение однокурсников в лучшую сторону. Оставайтесь самим собой!

Е. В. Милькова

кандидат педагогических наук, доцент Кемеровский государственный университет культуры и искусств

социальные проблемы студенческой молодежи (на примере студентов кемеровского государственного университета культуры и искусств)

Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Социальные проблемы, возникающие в обществе, касаются и студенческой молодежи.

Социальные проблемы - условия жизни, ведущие к социальным реакциям, которые нарушают некоторые человеческие ценности, социальное благополучие человека. Причины социальных проблем могут быть средовые (ситуативные), личностные (связанные с индивидуальными особенностями), деятельностные (обусловленные личностной активностью, деятельностью).

О необходимости решения социальных проблем молодежи (студенческой молодежи) в нашей стране и за рубежом говорили на протяжении многих лет ученые теоретики и практики, такие как Холостова Е. И., Кузнецов В. Н., Павленок П. Д., Лисовский В. Т., Кон И. С., Лихачев Б. Т., Берггрен К., Бернаскони А., Питре П., Осборн М., Ллейд М. и др. Каждый ученый определял собственное видение проблем с позиции педагогики, социологии, психологии, а также социальной защиты.

Как определяется современная молодежь, кто относится к студенческой молодежи, ученые видят по-разному. Левикова С. И., Дарвиш О. Б., Тимошина Н. В., Иванова Г. Ю., Ильина Е. П., Лаптенок С. Д. и другие сходятся во мнении, что границы молодежного возраста подвижны. Они характеризуются, с одной стороны, как благоприятное время для создания семьи, с другой стороны, как необходимость профессионального самоопределения, с третьей стороны, как определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

Здесь есть необходимость сказать о студенческой молодежи. «Student» - это дословно «усердно трудящийся, занимающийся». Студенческая молодежь - это особая категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования.

Во время обучения в вузе прочно формируется основа трудовой, профессиональной деятельности. Перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача - формирование студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать, анализировать свою деятельность.

Социальный психолог Шевандрин Н. И. считает: «В студенческой среде личность достаточно быстро усваивает стереотип поведения в общественных местах, этикет, определенный словарный запас» .

Рубин Б. Г., Колесников Ю. С. выделяют пять групп студентов:

Студенты, которые стремятся овладевать знаниями, методами самостоятельной работы, приобретать профессиональные умения и т. д.;

Студенты, которые стремятся приобретать знания во всех сферах учебной деятельности;

Студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии;

Студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно;

Студенты - лодыри, лентяи .

Ханжин Е. В. считает, что «студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

С психологической (единство психологических процессов, состояний и свойств личности);

С социальной (общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и тд);

С биологической (тип высшей нервной деятельности, инстинкты, безусловные рефлексы, телосложение, рост и т. д.)» .

Кроме внешнего сходства, объединение студентов в массовую социальную группу определяется возрастом, учебной средой, общими проблемами, связанными с организацией и содержанием учебы, беспокойством о будущем трудоустройстве, характере предстоящей профессиональной деятельности и др.

«Осуществляемая государством политика, - пишет Репринцева Г. И., - привела к тому, что студенческая молодежь, как наиболее образованная и вместе с тем наиболее «проблемная» часть населения, оказалась в кругу собственных социальных проблем» . По этой причине можно говорить о студенческой молодежи как о социальной группе, требующей наиболее пристального внимания со стороны государства, деятельность которого должна быть направлена на решение сложившихся социальных проблем. Социальные проблемы - это невозможность удовлетворения своих социальных потребностей, таких, как материальное благополучие, достаток, образование, медицинская помощь и т. д.

«С педагогической точки зрения, - отмечает Волков Ю. Г., - период интенсивных социальных изменений характеризуется двумя тенденциями: первая - развитие новых социальных сил, вторая - отрицательные социальные явления» . Подтверждая этот факт, можно сказать, что эти две противоречивые тенденции обусловили возникновение ряда проблем, которые должны решать все субъекты образования и воспитания и современная педагогическая наука.

Так, по мнению социальных политологов (Н. А. Волгина, Т. С. Сулимова), возникают следующие социальные проблемы студенческой молодежи: социальная незащищенность молодежи в сфере труда, безработица (молодежь первая попадает под сокращение и составляет 38 % всех безработных); невостребованность молодежи со средним и высшим образованием (наиболее престижной является работа в сфере торговли, посредническая деятельность); отставание уровня образования от современного уровня наиболее развитых стран .

Кроме названных проблем Левикова С. И. выделяет падение престижа профессионально-технического образования, неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях, слабая материально-техническая база и т. д. Юсупова Н. В. говорит, что среди основных проблем преобладают большой отток талантливой молодежи за рубеж, низкие заработки, стипендии, трудности с вторичной занятостью, отсутствие качественных недорогих товаров, сокращение материальной базы для организации культурного досуга молодежи и т. д.

На основе проведенного анализа существующих определений студенческой молодежи с точки зрения психологии, педагогики, социологии, философии можно сделать вывод о том, что в отечественной науке сложилось несколько подходов к анализу студенчества:

Студенчество как социально-демографическая группа;

Студенчество как социально-профессиональная группа;

Студенчество как особая общественная группа.

Таким образом, студенчество - это социальная группа общества, состоящая из молодежи примерно одинакового базового образования и возраста, отличающаяся сходными формами организации жизнедеятельности, общей нацеленностью на получение необхо-

димых профессиональных знаний. Следовательно, данная страта населения страны имеет примерно одинаковые социальные проблемы.

Изучив и проанализировав научную литературу таких авторов, как С. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовского, А. А. Козлова, О. И. Карпухина, Ю. С. Колесникова, Б. Г. Рубина, Т. Э. Петровой, Е. Г. Слуцкого, А. С. Ваторопина, Ю. Р. Вишневского, В. Т. Шапко, В. Ф. Пугача и др., которые занимались изучением студенческой молодежи, можно определить классификацию методов для выявления социальных проблем студентов.

Системный метод проявляется в том, что анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостные свойства этого множества.

Конкретно-исторический метод проявляется в том, что исследование проводится в аспекте изменений и тенденций, обусловленных конкретным этапом развития общества, меняющейся роли студенческой молодежи в процессах социально-экономического развития страны.

Статистический метод проявляется в анализе и исследовании большого объема эмпирических данных, полученных в ходе обработки результатов социологических исследований.

Метод сравнительного анализа применяется для исследования состояния положения студенчества в советский период и в настоящее время при исследовании состояния его социально-экономического положения.

В процессе выявления социальных проблем студентов, с применением вышеперечисленных методов, проявляются «проблемные» показатели, которые с точки зрения сотрудника Российского государственного социального университета Сорокиной Е. С. отражают социальную действительность современной студенческой молодежи:

Образование (охватывает интеллектуальную деятельность студента, его самореализацию, самообразование, конкурентоспособность на рынке труда и др.);

Семья (включает в себя взаимоотношения как со старшим поколением, так и в качестве супруга или родителя и др.);

Здоровье (определяет общее самочувствие, зависимость от лекарств, частоту и разновидность заболеваний и их форм и др.);

Доходы (показывает экономическое положение, источники доходов, среднемесячный заработок и др.);

Социальное самочувствие (определяет место человека в обществе, его статус, степень его реализованности как личности и как участника общественных отношений и др.);

Ценностные ориентации (отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей);

Жизненные стратегии и установки (показывает жизненные цели, средства их достижения);

Общественная активность (отражает общественную деятельность человека и степень ее полезности).

Говоря о современных студентах, необходимо выделить такое понятие, как «качество жизни студенческой молодежи», без определения которого невозможно четко уяснить сложившиеся студенческие проблемы и способы их решения.

Ученые Басова В. М., Волков Ю. Г., Генаев Р. Т., Дарвиш Л. Д., Колков В. В., Сто-ляренко Л. Д., Ткаченко А. А., Шубкин В. Н., исследуя в своих работах качество жизни студентов, определяют его через различные характеристики. Удовлетворенность собственной жизнью, своим социальным статусом, уровнем образования, что определяется рядом экономических, социальных, демографических, политических и других факторов и определяет физическое, ментальное, социально-культурное развитие студенческой молодежи.

Студенческая молодежь является одной из наиболее социально -уязвимых слоев населения. Это доказывается еще и тем, что научные интересы студентов постоянно обращаются к исследованию социальных проблем молодежи, в которых качество жизни -основополагающий фактор.

Так, в 2006-2008 учебных годах студенты кафедры социальной педагогики Беляева Н., Елисеева А., Лонге Т., Саидбекова К. и другие посвятили свои курсовые исследования выявлению социальных проблем студенческой молодежи и разработке путей решения их.

Так, Беляева Н. в 2006 г. провела пилотажное исследование через анкетирование с целью изучения социальных проблем и качества жизни студенческой молодежи Кем-ГУКИ.

Основные этапы проведения анкетирования:

1) подготовка студентов (объяснение целей нашего исследования), установление межличностного контакта;

2) проведение анкетирования;

3) подсчет результатов и представление полученных данных в графическом виде.

Анкета состоит из 14 вопросов, каждый из которых содержит 3 варианта ответов,

один из которых - это собственное мнение студентов

Респондентами в количестве 84 человек явились студенты СП, а также 16 студентов ФРАИ.

На первый вопрос «Вы употребляете алкоголь?» 54 человека ответили, что «употребляют, но крайне редко / редко»; 21 - «не употребляют вообще»; 11 - «по праздникам»; 14 - «один раз в неделю».

На второй вопрос «Вы пробовали наркотики?» 82 человека ответили, что «не пробовали»; «пробовал» - 18 человека.

На третий вопрос «Вы имеете собственный заработок?»: «да» - 49 человек; «нет» - 51.

«Вы материально зависите от родителей или других родственников?»; «да» - 81 человек; «нет» - 19 респондентов.

«Вы уверены в успешном трудоустройстве после окончания вуза?»; «нет» - 69 человек; «да» - 20; «не знаю» - 11 опрошенных.

«Вас устраивает ваш уровень материального достатка?»; «да» - 17 респондентов; «нет» - 44 человека; «не очень» - 13; «когда как» - 12 человека; «частично» - 11; «не совсем, иногда» - 3 опрошенный.

«Имеете ли вы проблемы со здоровьем?»; «абсолютно здоров» - 10 человек; «иногда бывают жалобы» - 58 человек (подавляющее большинство); «болею очень часто» -32 респондентов.

«Вас устраивает расписание занятий в этом семестре?»; «да» - 39 человек; «нет» -47 опрошенных; «нет выхода» - 14 человек.

«Вас устраивает работа гардероба вуза?»; «устраивает» - 55 человек; «не устраивает» - 25; «не всегда» 20 - человека.

«Вас устраивает качество и стоимость блюд в столовой?»; «да» - 31 человек; «нет» -53 респондента; «очень дорого» - 16 человек.

«Вы довольны работой библиотеки вуза?»; «да» - 46 человек; «нет» - 39 человек»; «не всегда, не совсем» - 15 опрошенных.

«Устраивают ли Вас условия проживания в общежитии?»; «да» - 24 человек; «нет» - 27 человек; «устраивает, но дорого платить за общежитие» - 22 респондента; «устраивает, но не пропускают гостей, друзей» - 8 человек; не проживают в общежитии 19 опрошенных студентов.

«Какой вопрос Вы бы хотели задать администрации нашего вуза?»: «интересуют ли Вас наши желания?», «когда все это кончится?», «почему социальная и академическая

стипендии не совмещаются?», почему не платят повышенную стипендию отличникам?», «почему так плохо организована деятельность вуза, никто ничего не знает?», самый распространенный вопрос: «когда повысят стипендию?»

На вопрос «Устраивает ли Вас качество образования в вузе?»: «да» - 58 человек; «нет» - 19 опрошенных; «среднее качество образования» - 18 респондентов; «узнаю, когда буду устраиваться на работу после окончания вуза» - 5 человек.

В целом, подводя итог исследовательской работы, автор отмечает тот факт, что у современной студенческой молодежи большое число социальных проблем, которые в условиях вуза должны и могут решать органы самоуправления совместно с воспитательным и социальным отделами университета.

Следующее, представляющее интерес исследование проводилось Елисеевой А. на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств среди преподавателей и студентов кафедры социальной педагогики, где были использованы следующие методики:

1. Опросник ВОЗКЖ - 100 (Всемирная организация здравоохранения качество жизни - 100 вопросов, 2003 г.), где было исследовано 5 групп студентов: 1, 2, 3, 4, 5 курсов по 12 человек в каждой. Цель - проследить динамику изменения качества жизни студента на начальном, среднем и конечном этапах обучения в вузе.

2. Анкетирование, где было исследовано 5 групп студентов: 1, 2, 3, 4, 5 курсов, по 12 человек в каждой. Целью является выявление социальных проблем студенческой молодежи и возможностей их решения глазами самих студентов.

3. Опрос, отражающий направления деятельности кураторов по профилактике и устранению этих проблем. В опросе принимали участие преподаватели кафедры социальной педагогики.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

1. показатели качества жизни студентов: (Опросник ВОЗКЖ - 100)

Количество человек в %

Учебные группы

| | Низкое качество | | Среднее качество | |

Высокое качество жизни

Низкое качество жизни:

1 курс - 10 %; 2 курс - 10 %; 3 курс - 20 %; 4 курс - 20 %; 5 курс - 20 %.

Среднее качество жизни:

1 курс - 30 %; 2 курс - 40 %; 3 курс - 30 %; 4 курс - 50 %; 5 курс - 60 %.

Высокое качество жизни:

1 курс - 60 %; 2 курс - 50 %; 3 курс - 50 %; 4 курс - 30 %; 5 курс - 20 %.

Такая тенденция обусловлена следующим: если на 1,2 курсах студент характеризуется обособленностью от родительского надзора, но одновременно материальным обеспечением со стороны родителей, то на 3 курсе начинается процесс автономизации от родителей, создаются собственные семьи, появляется необходимость самостоятельного заработка. На 4, 5 курсах происходит завершение личностного становления студента: приобретение им новых социальных ролей, еще большее отделение от родителей, самообеспечение. Каждая их этих стадий характеризуется материальными, социальными, психологическими, физиологическими проблемами, где способность их преодоления и определяет качество жизни.

2. Актуальные социальные проблемы студентов и их решение:

К актуальным проблемам все студенты отнесли материальные трудности, кроме того:

1 курс - низкую обеспеченность учебной литературой; неорганизованность свободного времени; 2 курс - низкое обеспечение льготами, недостаток свободного времени и отдыха; 3 курс - неотработаность и бессистемность в воспитательной работе здоровь-есберегающих технологий, из-за загруженности - невозможность дополнительного заработка; 4 курс - отсутствие жилья / плохие условия проживания, неорганизованность досуга; 5 курс - трудности в трудоустройстве, отсутствие жилья.

пути решения социальных проблем можно дифференцировать исходя, из анализа результатов исследования:

1 курс: изменение государственной политики в области материального обеспечения студентов; понимание со стороны преподавателей работающих студентов; пополнение библиотеки необходимой литературой для обучения (даже по 1 экземпляру); организация мероприятий для досуга и творческой деятельности студентов; больше обращать внимание на реальные проблемы студентов;

2 курс: совместная деятельность студентов, преподавателей, ректора, специалистов по решению социальных проблем студентов; материальная поддержка студентов; реальная, а не бумажная деятельность специалистов; все в руках самих студентов; путей решения нет;

3 курс: увеличение финансирования ВУЗа; понимание педагогами работающих студентов; обеспечение студентов бесплатными путевками в санатории, на лечебные процедуры; обеспечение бесплатными билетами в кино, театры, на выставки; студенческое самоуправление;

4 курс: грамотная государственная политика; материальная поддержка; понимание проблем студентов; улучшение жилищных условий студентов, снижение процентных ставок для ипотечного кредитования студентов; реальная, а не бумажная работа специалистов; обратить внимание на социальную политику других вузов; все в руках самих студентов; от мнения студента ничего не зависит;

5 курс: встречи с работодателями; доступность жилья для молодежи; увеличение заработной платы молодым специалистам; возможность устроиться на работу с минимальным стажем или без него; изменение внутривузовской политики; от мнения студентов ничего не зависит.

проведенное анкетирование показывает, что проблемами охвачены все стороны жизни студента (материальная, психологическая, физиологическая, профессиональная и др.), вопрос устранения которых должен активно решаться на Федеральном, региональном, областном и внутривузовском уровнях.

2. Через опрос выявленные направления деятельности кураторов можно представить так:

Отслеживание успеваемости студентов;

Содействие в переводе отлично успевающих студентов с платной формы обучения на бюждетную;

Отслеживание своевременного обеспечения студентов необходимыми льготами;

Помощь студентам в устройстве в общежитие;

Обследование жилищных условий студентов, проживающих в общежитии;

Взаимодействие с комендантом общежития и специалистами отдела по воспитательной и социальной работе со студентами;

Общение с родителями студентов или лицами, их заменяющими;

Консультативно - психологическо - организаторская помощь;

Индивидуальная и групповая работа со студентами;

Отслеживание занятости студентов;

Содействие в получении материальной помощи, в оформлении оплаты за обучение в рассрочку и субсидий на обучение.

Данные исследования подтверждают, что работа кураторов необходима и важна при определении социальных проблем студенческой молодежи и помощи в их решении.

Интерес представляют пути решения студенческих проблем вуза, прописанные студентами - исследователями. Они предлагают сделать силами студентов совместно с преподавательским коллективом и административными структурами, с привлечением специалистов следующее. Например, в одной работе - это рекомендации для администрации, для социального отдела по созданию условий для решения выявленных проблем. Другой автор разработал модель адаптации студентов вуза и вуза к студентам через работу служб (например, службы по работе со студенческими семьями, со студентами, нуждающимися в государственной поддержке, а также служб по организации досуга студентов, работы биржи труда для студентов, юридической службы и службы здоровьесбережения и др.). Каждая служба имеет содержательную характеристику (цель, направления, методы и формы работы). Стремление студентов самостоятельно решать свои проблемы радует, поскольку говорит о сформированной активной позиции у них. Третий предлагает сформировать межвузовский координационный совет студентов, занимающийся решением молодежных проблем.

Вместе с тем, вышеизложенный материал предлагает задуматься всем участникам образовательного процесса вуза о создании комфортной атмосферы взаимодействия и взаимоотношений, что поможет преодолению социальных проблем студенческой молодежи и продуктивной работе и учебе

Литература

1. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Савченко И. П. и др. Социология молодежи: учебное пособие / под ред. проф. Ю. Г. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 576 с.

2. Левикова С. И. Молодежная субкультура. - М.: Новое знание, 2004. - 286 с.

3. Основы социальной работы: учебное пособие для нач. проф. образования / Е. В. Ханжин, Т. П. Карпова, Н. П. Ерофеева и др.; под ред. Е. В. Ханжина. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 144 с.

4. Рубин Б. Г., Колесникова Ю. С. Студент глазами социологов. - Ростов н/Д: 2004. - 218 с.

5. Социальная политика: Энциклопедический словарь / под общей редакцией д. э. н., проф. Н. А. Волгина; отв. ред. д. ф. н. Т. С. Сулимова. - М.: Академический Проект, 2004. - 371 с.

6. Социология молодежи: учебник / под ред. доктора социологических наук, проф., чл.-корр. РАН В. Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2005. - 335 с.

7. Учреждения социального обслуживания детей и молодежи: анализ деятельности / авт.-сост. Г. И. Репринцева. - М.: Гардарики, 2003. - 298 с.

8. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: учебное пособие. - М.: Владос, 2005. - 396 с.