Биографии Характеристики Анализ

Алексей маресьев краткое содержание. Биография

Алексей Петрович Маресьев получил задание прикрывать в боевом вылете бомбардировщики. Полёт шёл над позициями противника. Тут группа Алексея Петровича Маресьева наткнулась на немецкие истребители. Завязался воздушный бой. Два вражеских истребителя берут самолёт Маресьева в клещи, пытаются завести его на свою территорию и там посадить! Алексей Петрович Маресьев попытался вырваться из клещей, но был подбит. Это произошло 4-го апреля 1942-го года в районе «Демьянского котла» (Новгородская область). Самолёт Маресьева упал в лес, но лётчик остался жив! В тот момент Алексей Петрович Маресьев ещё не знал, через КАКИЕ ИСПЫТАНИЯ ему придётся пройти! Для лейтенанта Алексея Петровича Маресьева этот полёт станет полётом в бессмертие! Впереди будут 18 дней в лесу БЕЗ ЕДЫ, ОТМОРОЖЕНИЕ НОГ и АМПУТАЦИЯ ОБЕИХ НОГ чуть ниже колен, лечение в госпитале и несколько месяцев УПОРНЫХ ТРЕНИРОВОК, после ВОЗВРАЩЕНИЕ в строй! Затем будет встреча с корреспондентом газеты «Правда» Борисом Полевым , который напишет книгу После Борис Полевой объяснит, почему он назвал книгу так — потому, что Алексей Петрович Маресьев и есть настоящий человек!

Сам Алексей Петрович Маресьев никаким особенным себя никогда не считал. Тогда советскому правительству нужен был живой человек в качестве примера для подражания. Конечно, сразу скажем, что ПОДВИГ Алексея Петровича Маресьева НЕДОПУСТИМО рассматривать исключительно только как идеологический инструмент воздействия тогдашнего правительства на народ. Просто заинтересованность правительства объясняет тот факт, что подвиг Алексея Петровича Маресьева стал известен широкой публике, причём не только в нашей стране! До этого были примеры героев: Молодогвардейцы, Матросов, Гастелло, Космодемьянская. Все они погибли. Маресьев остался в ЖИВЫХ!

Книга Бориса Полевого захватила только три военных года. О подвиге Алексея Петровича Маресьева в СССР знал КАЖДЫЙ ШКОЛЬНИК и не только советский! Каким Маресьев был сам по себе известно не много. Алексей Петрович Маресьев всегда был немногословен и замкнут. О том, каким он был до своего подвига, сохранились и вовсе скудные сведения. Есть только личное дело Гвардии майора Алексея Петровича Маресьева, написанное лично им самим в 1946-м году.

Маресьев Алексей Петрович родился 20-го мая 1916-го года в Сталинградской области в городе Камышине. В трёхлетнем возрасте остался без отца. Мать Екатерина Никитична работала на деревообделочном заводе уборщицей. Ей пришлось одной растить и воспитывать трёх сыновей – Петра, Николая, Алексея. Мать с детства приучала сыновей к труду, честности и справедливости. После школы в Камышине, Алексей Петрович Маресьев получил специальность токарь по металлу в училище при лесозаводе. Там же и начал работать.

Город Камышин находится на реке Волга, и он ни чем не отличался от сотен подобных городов. Развлечений в Камышине не так много. Можно прогуляться по центральной улице и сходить в кинотеатр. В 1934-м году вышел кинофильм «Чапаев». Посещаемость на этот фильм была ЗАШКАЛИВАЮЩАЯ! Сидящий в кинозале Алексей Петрович Маресьев не мог даже подумать, что когда то встанет в один ряд с главным персонажем фильма «Чапаев»! В СССР в кинотеатре перед фильмом всегда показывали киножурнал о жизни страны. Тогда самой популярной в СССР была ПРОПАГАНДА АВИАЦИИ!!! В тот момент у Алексея Петровича Маресьева и появилась мечта попасть в авиацию.

Однако Алексею Петровичу Маресьеву вручают путёвку на стройку в Комсомольск на Амуре. Он отказывается от этой путёвки. За это тогда могли исключить из комсомола, а это уже могло стать «волчьим билетом» на всю жизнь! Решение, всё-таки поехать на стройку в Комсомольск на Амуре, пришло на медкомиссии перед отправкой на стройку. Опытный врач медкомиссии сказал, что там, в таёжном крае у тебя пройдут все болезни, а Алексей Петрович Маресьев в детстве довольно много болел! Там в Комсомольске на Амуре, Алексей Петрович Маресьев будет работать на стройке, но ПО ВЫХОДНЫМ посещать АЭРОКЛУБ. Дальше Алексей Петрович Маресьев в 1937-м году будет призван в армию и начнёт службу в 12-м авиационном погранотряде на Сахалине. Затем Маресьев будет направлен в Батайское авиационное училище имени А. Серова, которое окончит в 1940-м году в звании младшего лейтенанта и будет там оставлен в качестве инструктора. В Батайске, Алексей Петрович Маресьев встретит войну.

В первые два года Великой Отечественной войны потери в советской авиации были особенно ОГРОМНЫ! Тогда лётчиков называли «смертниками» , что соответствовало действительности в прямом смысле слова! Если не брать во внимание самолёты, поступавшие в СССР по программе «Лэндлиза», то основными советскими истребителями в начале войны были изготовленные из ДЕРЕВА «И-15» и «И-16». Они не могли противостоять немецким « Ме-109» не только по причине материала, из которого они были изготовлены, но и по ТЕХНИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ и РАССЫПАЛИСЬ при первом же попадании(смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны»)!

В августе 1941-го года Алексей Петрович Маресьев был направлен на Юго-Западный фронт в район Кривого Рога. Лейтенант Алексей Петрович Маресьев начал воевать на безнадёжно устаревшем И-16. Единственный шанс уцелеть тогда на И-16 – это энергичное маневрирование, но это получалось НЕ У ВСЕХ. За три первых месяца Алексей Петрович Маресьев совершил несколько десятков боевых вылетов и остался жив! В марте 1942-го года в возрасте 25-ти лет, в звании лейтенанта Маресьев получает назначение на Северо-Западный фронт. Там он получает более современный самолёт. На новом самолёте Маресьев сбивает 4 фашистских самолёта. Тогда далеко не каждый лётчик мог похвастаться таким результатом! Вскоре случается тот злополучный вылет.

В личном деле Алексей Петрович Маресьев, о том, что произошло после падения самолёта в лес, написал всего лишь ТРИ СТРОКИ: « Будучи на Северо-Западном фронте был сбит, 18 дней находился в лесу без пищи и общения с людьми, отморозил обе ноги, которые были ампутированы». А, что скрывалось за этими скупыми строками? Впоследствии Маресьев НЕ ЛЮБИЛ говорить об этих 18-ти днях.

Что происходило с в снежном лесу, мы знаем, только из художественных произведений из книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и из одноимённого кинофильма, где главную роль сыграл киноактёр Павел Петрович Кадочников.

С отмороженными и разбитыми ногами Алексей Петрович Маресьев начал пробираться к своим. Сначала он, ПРЕВОЗМОГАЯ БОЛЬ , медленно шёл, считая шаги, и после каждой 1000-и шагов падал на живот отдыхать. Потом пытался ПОЛЗТИ, когда не осталось сил даже ползти, он начал ПЕРЕКАТЫВАТЬСЯ с боку на бок. Наконец на 18-е сутки на него наткнулись жители деревни Плав. Найденного лётчика привезли в дом Ольги Михайловны Вихровой. Она рассказывала, что Алексея Петровича Маресьева видели ещё раньше, но побоялись к нему подходить! О найденном лётчике сообщили председателю колхоза Михаилу Алексеевичу Вихрову. За раненным лётчиком в деревню прилетел санитарный самолёт «По-2». Маресьева на носилках погрузили в этот самолёт и увезли в госпиталь.

В госпитале Алексею Петровичу Маресьеву ампутировали чуть ниже колен обе ноги потому, что уже началась гангрена. Это означало конец карьеры лётчика! Трудно сказать точно, в результате чего Маресьев ПОВЕРИЛ, что он может ВЕРНУТЬСЯ ЛЕТАТЬ и твёрдо решился за счёт УПОРНЫХ ТРЕНИРОВОК вернуться в строй. Борис Полевой в своей книге рассказывает, что в одной палате рядом с Алексеем Петровичем Маресьевым лежал некий комиссар, который дал Маресьеву прочитать заметку из газеты, в которой говорилось об одном русском лётчике Первой Мировой войны, которому после ранения отняли ступню, но он продолжил летать на истребителе! В этой статье была названа фамилия Валерьян Аркадьевич Карпович. На самом деле такого лётчика, скорее всего НЕ существовало потому, что историки пытались найти в архивах сведения о таком лётчике, но НЕ нашли. Скорее всего, Алексей Петрович Маресьев подумал, что газета врать не будет и поверил этой статье, да и желание летать у Алексея Петровича Маресьева было слишком ВЕЛИКО!

Однако реально существовал и был известен русский асс Первой Мировой войны Александр Прокофьев-Северский, которому действительно ампутировали ступню, но он продолжил летать по личному разрешению Николая Второго. Дело в том, что после Великой Октябрьской Социалистической революции 1917-го года Прокофьев-Северский иммигрировал в Америку, соответственно его имя в СССР стало ЗАПРЕЩЕНО??? Скорее всего, именно поэтому имя в газетной статье, которую прочитал Алексей Петрович Маресьев, было изменено! В Америке Прокофьев-Северский продолжил ЛЕТАТЬ, потом стал АВИАКОНСТРУКТОРОМ. На заводах Прокофьева-Северского создавались истребители, стоявшие на вооружении США. Во время Второй Мировой войны консультировал Белый Дом по вопросам авиационной стратегии и получил от президента Гарри Трумэна престижную награду! В СССР лётчик ИММИГРАНТ, Прокофьев-Северский НЕ мог стать примером для советских людей!

И так Алексей Петрович Маресьев твёрдо решил вернуться в истребительную авиацию. Первые протезы для него были изготовлены по типу, разработанному ещё Пироговым для солдат царской армии. Постепенно благодаря упорным тренировкам Алексей Петрович Маресьев хорошо осваивает данную кожаную конструкцию протезов. Но через какие усилия при этом ему пришлось пройти, знает, только он САМ!

В мире известен ещё и британский лётчик, потерявший ноги, но после этого летавший на самолёте! Это был Дуглас Бадер. Он разбился на самолёте в 1931-м году, за 11 лет до Алексея Петровича Маресьева, во время выполнения фигуры высшего пилотажа на сверхмалой высоте. Ему тоже ампутировали ноги, одну ниже колена, другую выше колена. Но Бадер решил снова вернуться в небо! После упорных тренировок он начинает не только ходить, но и водить автомобиль! После начала Второй Мировой войны в октябре 1939-го года Бадер подаёт рапорт с просьбой вернуть его в строй. Его зачисляют в строй, и в качестве командира эскадрильи он принимает участие в битве за Англию. 9-го августа 1941-го года Бадер вступает в бой с 6-ю Ме-109, сбивает 2, но сам оказывается подбитым. Выпрыгивает с парашютом, и теряет при этом один протез. Попадает в плен, но немцы обращаются с ним хорошо. Бадер пытался несколько раз бежать, все неудачно! Вернулся на Родину уже после окончания войны. Бадер лично сбил 20 самолётов и 4 в группе это 11-й результат в британских ВВС.

В начале лета 1943-го года Алексей Петрович Маресьев прибыл на Брянский фронт. С этого момента начинается новая страница в его биографии с новыми персонажами. На войне истребители чаще всего летают парами. Вспоминает Заслуженный военный лётчик СССР подполковник Сергей Фёдорович Петров, ведомый Алексея Петровича Маресьева. Когда нам сказали, что к нам прибыл лётчик без ног – мы НЕ поверили. Поэтому, когда Алексей Петрович Маресьев стал раздеваться перед сном, все за ним наблюдали и убедились, что это действительно так. Тогда ноги у Алексея Петровича Маресьева ещё НЕ полностью ЗАЖИЛИ, были видны кровоподтёки. Нам стало ясно, что ему ещё очень БОЛЬНО ходить в этих протезах, но он при этом НЕ ПОДАВАЛ НИКАКОГО ВИДА!

Командир полка, в который попал, Алексей Петрович Маресьев не горел желанием взять лётчика инвалида! Вспоминает Герой Советского Союза, полковник Александр Михайлович Числов, командир эскадрильи в которой летал Маресьев. Сначала Маресьева послали в одну дивизию, там его НЕ приняли, потом послали в другую дивизию. Никто НЕ хотел брать на себя обузу. Я трижды обращался к командиру полка с просьбой взять Алексея Петровича Маресьева к себе в эскадрилью. На третий раз командир полка злобно сказал, что если тебе хочется возиться с инвалидом, пиши, что ты отвечаешь за его жизнь! Если с ним что-нибудь случится, ты пойдёшь в штрафной батальон! Впоследствии Маресьев называл Александра Числова своим «крёстным отцом».

Истребители в основном летают парами. Соответственно в небе один прикрывает другого. Никто не хотел рисковать, летая в паре с лётчиком БЕЗ НОГ. Алексей Петрович Маресьев вспоминает. Командир построил лётчиков и спросил: « Кто желает летать с безногим лётчиком». В ответ прозвучала длинная тишина. Это была самая длинная тишина в моей жизни. В конце концов, Маресьева назначают летать в паре с лейтенантом С.Ф.Петровым. Вспоминает Сергей Фёдорович Петров, ведомый Алексея Петровича Маресьева: «Прямо скажу, сомнения были, сможет ли он защитить меня в небе». Сомнения отпали во время воздушного боя летом 1943-го года на «Курской дуге».

На прикрытие войск вылетели 12 истребителей в районе Орла. Нашим истребителям по радио передали, что приближается большая группа штурмовиков «Ю-87» в сопровождении истребителей «ФВ-190». Завязался ожесточённый воздушный бой, который на сленге истребителей называется «СОБАЧЬЯ СВАЛКА». Вообще воздушный бой очень СКОРОТЕЧЕН. Например, идет большая группа самолётов, идёт строго в определённом порядке, тут начинается воздушный бой, та самая «собачья свалка» и уже буквально через 2-3 минуты никого вокруг не видно! Рассказывает ведомый Алексея Петровича Маресьева, С.Ф.Петров: « Я почувствовал тупую сильную боль. Сразу посмотрел на обстановку в кабине. Мои ноги из педалей выскочили, приборная доска вылетела из своих креплении. Я сразу понял я подбит. Тут же машинально посмотрел назад и увидел, что второй ФВ-190 заходит мне в хвост меня добивать. В этот момент у меня на глазах этот ФВ-190 взрывается в воздухе! А у меня перед носом выскакивает самолёт Алексея Петровича Маресьева. После возвращения пары Маресьева на свой аэродром при заходе на посадку у С.Ф.Петрова не выпустились шасси и ему пришлось садиться на «брюхо». Всё обошлось благополучно!

У Владимира Семёновича Высоцкого есть песня про лётчиков истребителей, которая очень точно передаёт ДУХ ВОЗДУШНОГО БОЯ!

Дальше начинается стремительное восхождение скромного парня из города Камышина на вершину славы, о которой он даже не мечтал. В полк, в котором летал Алексей Петрович Маресьев приезжает Главный маршал авиации Александр Александрович Новиков. Рассказывает командир эскадрильи Маресьева Александр Михайлович Числов. Новиков начал расспрашивать, сколько лётчиков в полку, какие лётчики, сколько сбили самолётов и т.д. и т.п. Я ему всё это рассказал, а так же рассказал про лётчика, который летает без ног. Новиков очень удивился — как так и приказал позвать Маресьева к нему. После выяснения всех обстоятельств дела, Новиков остался, очень НЕ доволен командиром полка. Он эмоционально сказал, что и Александр Числов и Алексей Петрович Маресьев уже как минимум должны быть повышены в звании. Новиков распорядился записать обоих на награждение Героями Советского Союза! Через месяц звёзды Героев были торжественно вручены в Георгиевском зале в Кремле!

Алексей Петрович Маресьев доказал, что награду он получил не за то, что о нём была написана книга, как многие считали, а ЗА реальные ПОДВИГИ! В наградном листе Гвардии старшего лейтенанта Алексея Петровича Маресьева, сказано: « Во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух лётчиков, в числе которых был командир соседнего истребительного полка. В этом неравном бою им было уничтожено два немецких истребителя».

Первый раз Борис Полевой встретился с Алексеем Петровичем Маресьевым ещё на фронте, когда работал корреспондентом газеты «Правда». Он был очень впечатлён историей об Алексее Петровиче Маресьеве и тогда же написал о нём очерк. Правда, тогда он не был напечатан. По слухам, Полевой поступил осторожно — показал его И. В. Сталину, а тот вроде как сказал, что пока не время. Якобы немцы подумают, что у нас настолько всё плохо, что мы заставляем воевать даже инвалидов.

Здесь есть смысл упомянуть ещё об одном лётчике без ног. Не в обиду будет сказано советским ветеранам войны, был ещё и немецкий лётчик без ног – это был знаменитый Ганс Ульрих Рудэль. Только в отличие от Алексея Петровича Маресьева у Рудэля не было одной ноги. Он летал на штурмовике Ю-87 и по официальным немецким данным уничтожил 519 советских ТАНКОВ. Скорее всего, число танков завышено, однако всё равно впечатляет! Ганс Ульрих Рудэль был 2 раза тяжело ранен. После 2-го ранения потерял ногу, но вернулся летать, причём всего лишь через полтора месяца! Ганс Ульрих Рудэль единственный военнослужащий в немецкой армии, кто получил высшую, учреждённую специально для него награду – Золотые Дубовые Листья с Мечами и бриллиантами к Рыцарскому Кресту!

Борис Полевой в своей книге «Повесть о настоящем человеке» изменил одну букву в фамилии Алексея Петровича Маресьева, первую гласную букву «А» на букву «Е» е ресьев). Позже сам Алексей Петрович Маресьев оригинально объяснит это тем что, таким образом, Полевой, решил подстраховаться. А вдруг бы я запил и книгу бы запретили!

После войны Алексей Петрович Маресьев переехал жить в Москву. В Москве он получил квартиру на улице Горького, имеет дачу и личный автомобиль, который водит сам – всё, о чём только мог мечтать советский человек! Сталин закрепляет за ним ещё и персональный автомобиль с водителем. В это время Маресьев женился и у него появился сын Виктор. После войны Алексей Петрович Маресьев работает инструктором в лётной школе. Крайний раз за штурвалом учебного самолёта По-2 он взлетает в 1946-м году.

Самая большая слава приходит к Алексею Петровичу Маресьеву в 1948-м году после выхода на экраны страны кинофильма с названием «Повесть о настоящем человеке». На первый показ пригасили и самого Алексея Петровича Маресьева и киноактёра Павла Петровича Кадочникова, исполнившего главную роль в фильме.

Павел Кадочников получит за эту роль Сталинскую премию. Для него эта роль будет возможно самая значительная.

Алексей Петрович Маресьев принимал участие в зажжении Вечного Огня на мемориале-памятнике Неизвестному солдату в Москве. Это происходило так. Сначала Маресьев нёс горящий факел до края мемориала, потом он передал факел в руки тогдашнего главы правительства СССР, Л.И.Брежнева и уже непосредственно само зажжение Вечного Огня производил Брежнев. Сын Алексея Петровича Маресьева, Виктор по этому поводу вспоминает такую историю. Как то, раз он ехал в такси, ехали как раз мимо Вечного Огня. Таксист, видевший эту церемонию по телевизору, сказал: « Видел, как зажигали Вечный Огонь? Там был лётчик без ног! Зачем он передал факел этому Брежневу? Взял бы оттолкнул его и САМ БЫ зажёг Огонь!» Это лишний раз доказывает настоящее признание Алексея Петровича Маресьева НАРОДОМ!

Так же Алексею Петровичу Маресьеву очень часто приходилось давать автографы, подписывать тысячи книг, приходить на встречи, принимать делегации в Комитете ветеранов войны, где он работал до последнего дня. А по поводу зажжения Вечного Огня он как то сказал: « Я старался НЕ для Брежнева, а ДЛЯ ТОГО НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА!»

Кроме Алексея Петровича Маресьева были и ещё советские лётчики, которые после потери ног вернулись на самолёт и наравне со всеми сражались в небе! К сожалению, не на всех нашёлся Борис Полевой.

ВСПОМНИМ ИХ:

Капитан ГЕОРГИЙ ПАВЛОВИЧ КУЗЬМИН.

Герой Советского Союза майор ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ БЕЛОУСОВ.

Гвардии подполковник АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГРИСЕНКО.

Герой Советского Союза Гвардии капитан ЗАХАР АРТЁМОВИЧ СОРОКИН.

Герой Советского Союза старший лейтенант ИВАН МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЁВ.

Герой Советского Союза Гвардии подполковник ИВАН СТЕПАНОВИЧ ЛЮБИМОВ.

Герой Советского Союза старший лейтенант ИЛЬЯ АНТОНОВИЧ МАЛИКОВ.

Летчик, гвардии старший лейтенант, в годы Великой Отечественной войны потерявший ступни обеих ног из-за гангрены, но продолжавший защищать небо Родины. Герой Советского Союза, совершивший 86 боевых вылетов и сбивший одиннадцать самолетов противника.

Детство и юность

20 мая 1916 года в многодетной семье Маресьевых родился третий ребенок - мальчик, названный Алексеем. Из всех детей он был самым слабым, часто болел малярией, отчего его кожа имела желтоватый оттенок. Это делало его очень похожим на китайца, а не на русского ребенка, и, как позднее вспоминал сам А. Маресьев, это было очень необычно, ведь семья жила не на Дальнем Востоке, где желтый оттенок кожи был не в диковинку, а в русской глубинке - городе Саратовской губернии (теперешней ).

Шла Первая мировая война, и отец семейства Петр Маресьев вскоре после рождения младшего сына ушел на фронт. Вернулся он оттуда через полтора года с многочисленными ранениями, сильно сказавшимися на его здоровье. Недолго радовался солдат подрастающим сыновьям - в 1919 году он умер, оставив жену Екатерину с мальчиками - Петром, Николаем и младшим - Алексеем, которому только исполнилось три года, почти без средств к существованию.

Для семьи солдата настали трудные времена. В недалеком прошлом распалась Российская империя, по стране прокатился угар первых лет рабоче-крестьянской власти. Волна перемен докатилась и до Камышина, где мать мальчиков - Екатерина Никитична работала уборщицей на Камышинском деревообрабатывающем заводе. Ее более чем скромная зарплата не давала возможности семье Маресьевых жить на широкую ногу. Экономили практически на всем. Но именно благодаря матери Алексей научился с детства трудиться и преодолевать трудности, воспитывая в себе силу воли и твердый характер. Через много лет для А. П. Маресьева главным положительным качеством человека станет добросовестное отношение к своей работе.

Отца Алеша помнил смутно, но по рассказам матери и старших братьев образ трудолюбивого и настойчивого в достижении целей человека, каким был Маресьев-старший, прочно укрепился в сознании мальчика. Упорство Алексей унаследовал от отца. Поэтому, когда после частых приступов малярии здоровье Алексея, от рождения слабое, еще больше ухудшилось - стали частыми суставные и головные боли, иногда такой силы, что мальчик не мог даже встать с кровати, он, свыкнувшись с болью и стойко преодолевая ее, старался держаться и по мере своих сил помогать матери и братьям. Окончив восьмилетку, парень поступил в ФЗУ при лесозаводе, выучился, и со специальностью слесаря начал работать на этом же предприятии.

С самого детства единственным большим увлечением Алексея было небо. В мечтах он часто рисовал себе, как взмывает ввысь в блестящем на солнце самолете. Поэтому после получения специальности он решил подать документы в Московский авиационный институт. К сожалению, из-за проблем со здоровьем мечту о небе пришлось отложить на неопределенное время.

Юность Алексея пришлась на трудное, но интересное время - молодое советское государство начало создание крупной, технически развитой промышленности. Возводились металлургические комбинаты, заводы тяжелого машиностроения, автомобильные, тракторные заводы, новые промышленные районы. В 1930 году правительство приняло решение об освоении Дальневосточного края и строительстве на левом берегу реки Амур судостроительного завода и города. Уже в 1932 году ударными темпами закипела работа, а в 1934 году по комсомольской путевке в составе группы энтузиастов в таежный край приехал Алексей Маресьев. Новый город рос очень быстро - молодые, активные и легкие на подъем парни валили лес, возводили бараки, а после - жилые кварталы, школы и спортивные сооружения. В «городе юности», как называли его сами комсомольцы-строители, они создали аэроклуб, в который одним из первых записался Алексей и начал постигать азы авиатехники. Работу мотористом-дизелистом на водном транспорте, куда его перевели со стройки, парень совмещал с учебой в аэроклубе.

В 1937 году Алексея призвали в ряды Красной Армии. Он сам попросился в авиацию, ведь влажный дальневосточный климат и активная работа на свежем таежном воздухе помогли забыть обо всех проблемах со здоровьем - Алексей Маресьев был здоров.

Начинал службу будущий летчик-ас техником в 12-ом авиационном пограничном отряде на Сахалине, благо занятия в аэроклубе в Комсомольске-на-Амуре не прошли даром - парень хорошо знал материальную часть самолета и мог на слух определить малейший сбой в работе механизмов боевой машины. В 1939 году Алексея направили в авиационную школу в г. , которую он, будучи в числе самых способных учеников, блестяще закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. По предложению руководства Батайской авиационной школы А. П. Маресьев остался работать летчиком-инструктором.

Военные годы

Известие о вероломном нападении фашистской Германии на Страну Советов застало А. Маресьева в Батайске. Парень сразу написал рапорт о направлении его на фронт, но руководство летной школы не сразу отпустило грамотного инструктора - стране нужны были хорошо обученные летчики. Только в конце лета первого военного года А. Маресьев попал на Юго-Западный фронт, где 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога и получил боевое крещение. Счет сбитым немецким самолетам Алексей Маресьев открыл в начале 1942 года. Первым оказался военно-транспортный «Юнкерс-52». Вскоре список сбитых самолетов противника пополнился еще тремя машинами. В марте 1942 года боевого летчика перевели на Северо-Западный фронт в 580-й истребительный авиаполк.

С января 1942 года Красная Армия вела ожесточенные бои в районе поселка (теперешняя ), постепенно сжимая кольцо вокруг частей и соединений группы армий «Север». В феврале шесть дивизий вермахта численностью более чем 100 000 солдат оказались в «котле». Снабжение окруженных войск противника велось по воздуху. На два немецких аэродрома, расположенных в Демянске и небольшом селе , ежедневно самолетами доставлялось продовольствие, боеприпасы и живая сила. С целью ликвидации воздушного коридора в небо поднимались советские истребители.

4 апреля 1942 года во время очередного вылета на боевое задание над Демянским плацдармом самолет Алексея Маресьева был подбит. Опытный летчик попытался дотянуть машину до замерзшего лесного озерца, но ее мощности оказалось недостаточно и самолет упал на деревья. Тяжелораненый, с простреленными ногами, Алексей Петрович начал свой долгий путь к линии фронта по оккупированной немцами территории.

18 дней и ночей отважный летчик боролся за жизнь, один, в лесу, практически без надежды на спасение. Но непреодолимое желание жить оказалось сильнее мучительной боли, голода, холода и усталости. Сильная воля не позволила ему расслабиться и запаниковать. А упорство, унаследованное от отца, умение переносить любую боль, опыт выживания в тайге (пригодились способности, приобретенные при строительстве Комсомольска-на Амуре) оказались теми составляющими, благодаря которым Алексей Маресьев выжил. Ползком, питаясь замерзшими лесными ягодами, шишками и корой деревьев, пробирался он в расположение советских частей. Перебитые ноги непрерывно болели, расцарапанные руки отказывались слушаться, от голода и начинающейся лихорадки отключалось сознание, но летчик, сцепив зубы, полз и полз.

На 19-е сутки противостояния со смертью Алексей добрался до деревни Кисловского сельского совета , где его вначале заметили местные жители - отец с сыном. Но когда летчик от ранения и усталости не смог объяснить, что он русский, они побоялись оказать ему помощь и вернулись домой. Слухи о странном человеке в лесу быстро распространились среди мальчишек. Два друга - Сережа Малин и Саша Вихров решили сами посмотреть на него и отправились на поиски. Именно этим мальчишкам Алексей Маресьев обязан жизнью.

Это случилось 22 апреля 1942 года. Отец Саши Вихрова на подводе привез летчика в свой дом и деревенские жители стали ухаживать за раненым. Дочь хозяина дома - Ольга Вихрова накануне войны окончила школу медсестер и немного разбиралась в медицине. Поэтому она отпаивала раненого молоком и, зная, что после продолжительного воздержания от пищи нельзя обильно кормить больного, следила за его рационом, втирала в ноги летчика жир. Ни врача, ни медикаментов в деревне не было, а простреленные и обмороженные ноги поразила гангрена. Через два дня за А. Маресьевым прибыл самолет У-2, пилотируемый старшим лейтенантом А. Н. Дехтяренко, который и вывез Алексея Петровича с оккупированной немцами территории.

Летчика отправили в московский госпиталь. Его общее состояние было критическим - заражение крови и гангрена прогрессировали. Опытный хирург Николай Наумович Теребинский, обследовав больного и не обращая внимания на плохие прогнозы, решил прооперировать его, ампутировав ноги в области голеней. Придя в сознание после операции, Алексей Маресьев услышал приговор врачей - «Жить будешь, летать - нет!». Это так потрясло и расстроило боевого летчика, что он решил для себя - «Вернусь в строй». Тем более, что один такой прецедент в уже был - боевой летчик А. Н. Прокофьев-Северский, потеряв в Первую мировую войну правую ногу, смог вернуться в строй, принимал участие в воздушных схватках и одержал 13 побед.

Больше года Алексей Маресьев проходил сначала лечение, затем реабилитацию в санаториях, участь заново ходить... на протезах. Зажившие культи ног саднили и кровоточили, каждый шаг доставлял невыносимую боль, но А. Маресьев упорно продолжал тренироваться, готовясь управлять самолетом с протезами вместо ног. Железная сила воли, помноженная на желание снова подняться в небо и защищать Родину, сделали чудеса. Члены медицинской комиссии, собравшиеся оформлять летчику инвалидность и списывать его из рядов действующей армии, были шокированы, увидев, с какой непринужденностью и легкостью он ходит. Алексею Маресьеву удалось полностью убедить медиков в своей физической пригодности и в начале 1943 года его направили в засекреченную летную военную школу в , где проходили дополнительное обучение вышедшие из госпиталей летчики.

Уже в феврале 1943 года он совершил первый после ранения вылет и вскоре его рапорт о направлении на фронт был подписан командованием. В июне 1943 года А. Маресьев вернулся в строй и в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка принимал участие в одном из самых крупных сражений Великой Отечественной и Второй мировой войны - битве на Курской дуге. Вначале командир летного полка опасался пускать в небо недавно прибывшего после серьезного ранения летчика, да и боевые способности инвалида на протезах в небе накануне величайшего сражения были под знаком вопроса. Алексей Петрович тяжело переживал по этому поводу. Шанс проявить себя как профессионала в военной авиации дал Алексею Маресьеву командир эскадрильи А. М. Числов.

В середине лета 1943 года старший лейтенант А. Маресьев совершил уже несколько успешных боевых вылетов. За один только день - 20 июля 1943 года А. Маресьев дважды поднимал свой истребитель в небо и оба вылета оказались успешными - он спас жизнь двум своим однополчанам, сбив преследовавшие их FW-190. В тот день в авиаполк прибыл корреспондент «Красной звезды» Борис Полевой. Был самый разгар боя, уделить внимание репортеру командир полка не мог, поэтому, увидев приземлившийся самолет А. Маресьева, отправил Б. Полевого для записи интервью к нему. Летчик, пошутив, что, поскольку за каждый сбитый вражеский самолет пилоту положены 500 граммов спирта, а он сбил сразу два и целый литр спирта сам просто не осилит, пригласил Б. Полевого к себе в землянку. Запись интервью продолжалась до позднего вечера. Уже укладываясь спать, корреспондент услышал странный гремящий звук, который, как оказалось, произвели протезы Алексея Маресьева, брошенные им на ночь под кровать. Военный хроникер был настолько ошарашен увиденным, что не смог удержаться от расспросов. И после целую ночь лихорадочно записывал рассказ А. Маресьева о его 18-ти суточной борьбе со смертью в холодном лесу в районе Демянского котла. Так А. П. Маресьев стал прототипом главного героя летчика Мересьева в опубликованной в 1946 году «Повести о настоящем человеке».

24 августа 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных схватках, спасение жизней двух летчиков и личное летное мастерство Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза старшему лейтенанту А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая звезда». За всю войну отважный летчик сбил 11 вражеских самолетов - 4 до ранения и 7 после ампутации ступней ног.

В 1944 году А. П. Маресьева перевели из боевого полка в управление высших учебных заведений ВВС, где он работал летчиком-инструктором.

Послевоенные годы

В 1946 году здоровье А. Маресьева не позволило ему продолжать службу в ВВС, он был уволен в запас и последующие четыре года учил курсантов специализированной авиационной школы в . Попрощался с небом Алексей Петрович в начале 1950-х годов, совершив свой последний вылет на учебном У-2.

Со всей неукротимой энергией Алексей Петрович взялся за учебу. В 1952 году он стал выпускником Высшей партийной школы при Центральном Комитете КПСС. В 1956 году, успешно окончив аспирантуру Академии общественных наук и защитив диссертацию, получил ученую степень кандидата исторических наук. А. П. Маресьев много времени уделял общественной жизни. В 1956 году его назначили ответственным секретарем Комитета ветеранов войны, а с апреля 1983 года и до последних дней жизни Алексей Петрович работал заместителем председателя этого комитета. О событиях военных лет А. Маресьев написал книгу «На Курской дуге», которая была издана в 1960 году. В 1978 году ему присвоено звание полковника. В 1989 году он стал народным депутатом Верховного Совета СССР. Последние годы своей жизни легендарный летчик руководил Общероссийским фондом инвалидов ВОВ. Он был частым гостем в школах и техникумах и его встречи с детьми и молодежью всегда проходили в теплой, душевной обстановке.

Заслуги А. П. Маресьева перед Родиной были отмечены многочисленными орденами и медалями. Он - почетный гражданин нескольких городов России - , и болгарского города Стара-Загора. Его имя носят молодежные патриотические клубы, общественный фонд, московские школы № 760 и № 89, улицы и площади многих российских городов.

18 мая 2001 года, накануне 85-летия со дня рождения легендарного летчика Театр российской армии готовился к торжествам. Специально для этого из музея авиации в привезли и установили на сцене настоящий самолет американского производства «Кобра», летать на котором мечтал в конце войны Алексей Петрович. И специально для встречи с ним в Москву приехала та самая девушка Оля Вихрова, которая много лет назад отпаивала молоком раненого летчика в далекой валдайской деревне Плав. Но Ольге Михайловне, как и всем собравшимся в зале, не удалось повидаться с ним. Так случилось, что именно в тот день сердце героя не выдержало - незадолго до начала торжеств он скончался от инфаркта в московской больнице. А юбилейный вечер, начавшийся с минуты молчания, все-таки состоялся.

Похоронен А. П. Маресьев на Новодевичьем кладбище в Москве. 23 февраля 2005 года на его могиле был установлен памятник. А 20 мая 2006 года в 90-й день рождения легендарного аса военных лет на его родине - в городе Камышине в торжественной обстановке был открыт бронзовый памятник. Автором памятника стал заслуженный художник России, скульптор С. Щербаков.

Подвиг мужества, героизма, необыкновенная сила воли и упорство, проявленные в годы войны простым парнем из обыкновенной рабочей семьи служат неоспоримым доказательством возможности преодоления самых тяжелых трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.


Имеет отношение к населенным пунктам:

С 1934 года работал в Комсомольске-на-Амуре по комсомольской путевке. Одним из первых записался в созданный в городе комсомольцами аэроклуб. Почетный гражданин Комсомольска-на-Амуре (7 июня 1977 г.).

В послевоенные годы проживал в Москве. Народный депутат Верховного Совета СССР (с 1989 г.). Руководитель Общероссийского фонда инвалидов Великой Отечественной войны. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Алексей Петрович Маресьев - один из самых известных летчиков-истребителей времен Великой Отечественной войны. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, 7 из которых - с момента возвращения в боевую авиацию после тяжелейшего ранения.

Алексей Маресьев родился 7(20) мая 1916 г. в тихом приволжском городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Его отец, Петр Маресьев, был солдатом-фронтовиком в годы Первой мировой войны, вернулся домой и вскоре умер. Алексею тогда исполнилось всего три года, и все заботы по воспитанию сына легли на плечи матери, Екатерины Никитичны, доброй и трудолюбивой женщины. Она работала на деревообделочном заводе уборщицей, получала мало, поэтому Алексея и двух его братьев - Петра и Николая - с детства приучала к труду, честности и справедливости. Алексей рос болезненным ребенком, часто простужался. Вспоминая свои детские годы, Алексей Петрович говорил, что только «две мамы» помогли ему победить болезни и впоследствии стать летчиком: это «Мама родная да матушка-Волга, в которой он плавал и закалялся». Однажды, находясь на Волге, Алексей услышал тоненький назойливый звук. Подумал, что-то в воде. Вгляделся: нет, не в воде. Поднял голову, посмотрел на небо, а там самолет! Настоящее чудо! В то время самолеты были редкостью. И ведь не просто летит, а фигуры выписывает, будто не машина, а птица… С того самого дня, Маресьев «заболел» самолетами».

После окончания семилетней школы Алексей поступил в фабрично-заводское училище, где получил специальность токаря по металлу. После окончания рабфака Маресьев хотел поступить в летную школу, но не прошел медицинскую комиссию по состоянию здоровья. Тогда Алексей решил, вместе с группой камышан, по комсомольской путевке ехать на строительство Комсомольска-на-Амуре. «…Я выходил из кабинета, когда в коридоре меня остановила участковый врач Михайлова. Она сказала: - Леша! Мне кажется, если ты поедешь на Дальний Восток, то все твои болезни пройдут - и малярия, и ревматизм. Я слушаю ее и думаю - значит, я смогу быть летчиком». Там же, на Амуре, Алексей впервые поднялся в небо, став курсантом аэроклуба. Он успевал и работать (со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста-дизелиста), и учиться летному делу. В 1937 г. он успешно завершил учебу и получил летное удостоверение.

Вскоре Алексей был призван в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию удовлетворили, и более двух лет он служил в 12-м авиационном отряде, действовавшем в составе Сахалинского погранотряда. Служба проходила в тревожное время. Вот как отзывался сам Алексей Петрович об этом этапе своей биографии: «До сих пор горжусь тем, что мне довелось носить зеленую фуражку и шинель с зелеными петлицами. В те годы на дальневосточной границе была особенно тревожная обстановка. Мы не жалели усилий и времени, чтобы в совершенстве овладеть своим делом, надежно охранять границу. Служба в пограничных войсках требует от воина быть постоянно собранным, смелым, хладнокровным. Она вырабатывает выдержку, самообладание, стойкость». В дальнейшем Алексей Петрович был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 году перевели в г. Батайск. После окончания в 1940 г. Батайского авиационного училища имени А.К. Серова младший лейтенант А.П. Маресьев, как один из лучших курсантов, был оставлен в училище на должности инструктора. Здесь и застала его война.


Читинская авиационная школа пилотов. А.П. Маресьев слева в первом ряду. 1939 г.

В августе 1941 г. Алексей Петрович был направлен на Юго-Западный фронт в составе 296-го истребительного авиационного полка (ИАП). Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога. До марта 1942 г. он сражался в составе 296-го ИАП, а затем был направлен на Северо-Западный фронт в состав 580-го ИАП. Здесь, в небе над демянским выступом, лейтенант Маресьев записал на свой боевой счет первый сбитый самолет - военно-транспортный Ju-52. К концу марта 1942 г. Маресьев увеличил счет сбитых фашистских самолетов до 4-х; 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит, а сам Алексей Петрович тяжело ранен. Самолет упал в лесу на занятой врагом территории. Очнувшись после падения, Маресьев, с ранеными ногами, начал пробираться на восток к своим. Сначала он, превозмогая боль, медленно шел, считая шаги, и после каждой тысячи шагов падал на живот отдыхать. Питался корой, шишками. Потом пытался ползти, когда не осталось сил даже ползти, начал перекатываться с бока на бок. На 18-е сутки еле живого летчика обнаружили мальчишки Сережа Малин и Саша Вихров, возле деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Маресьева привезли в дом Ольги Михайловны Вихровой, и она больше недели выхаживала его. Разбитые и отмороженные ноги у Алексея воспалились, нужна была срочная операция. О найденном летчике сообщили председателю, колхоза и в первых числах мая за раненым прилетел самолет, пилотируемый командиром эскадрильи А.Н. Дехтяренко. Маресьева на носилках погрузили в него и увезли в госпиталь.

Врачи обнаружили у него гангрену и ради спасения жизни ампутировали ступни обеих ног. Вот тогда и встал тяжелый вопрос: как жить дальше? Расстаться с профессией летчика означало бы для него потерю самого дорогого в жизни. Пережить черную минуту Маресьеву помогли товарищи по несчастью, лежавшие в палате. Крепла решимость: человек не имеет права прекращать борьбу, пока сердце бьется в груди. И Алексей Петрович начинает тренироваться, готовиться к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались и в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 г.

В начале 1943 г. старший лейтенант А.П. Маресьев прошел медкомиссию и, получив разрешение летать, был направлен управлением кадров Военно-воздушных сил СССР в 3-ю авиационную школу первоначального (тренировочного) обучения, располагавшуюся в поселке Ибреси Чувашской АССР. Свыше пяти месяцев Алексей Петрович учился летать и управлять самолетом, используя протезы. Для прохождения дальнейшей военной службы Алексей Петрович должен был совершить зачетный полет. И в июне 1943 г., после успешной сдачи зачета, старший лейтенант Маресьев снова встал в боевой строй. Он был направлен в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк на Брянский фронт.


А.П. Маресьев рядом со своим истребителем

Прибыв в полк накануне Курской битвы, когда в воздухе шла жесточайшая борьба, Алексей Петрович сильно переживал как его примут летчики полка. Любой летчик, взявший его к себе ведомым, сильно рисковал, поднимаясь с ним в небо. Командир полка не выпускал Маресьева на боевые задания и оставлял на аэродроме. Ему разрешали подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолетов - для прикрытия их при посадке от внезапной атаки вражеских «охотников». Алексей Петрович все понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением на участие в воздушных боях. Командир эскадрильи капитан А.М. Числов посочувствовал ему и взял с собой в пару на боевой вылет. Алексею сопутствовала удача: 6 июля 1943 г. он открыл новый счет воздушным победам - сбил истребитель Messerschmitt Bf.109 (Ме-109). Доверие к Маресьеву после этого сразу возросло, а Александра Числова Алексей Петрович впоследствии стал называть своим крестным отцом. Позже Алексей узнал, что командир полка перед вылетом сказал капитану: «…Сильно в драку не лезь, береги ведомого». Затем Маресьев слетал с Числовым еще раз. И опять удачно. Так он вписался в коллектив, и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал запасным пилотом для полка.

В воздушных боях на Курской дуге Алексей Петрович доказал, что может не только пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 г. в районе города Орла 12 истребителей под командованием гвардии майора А.А. Федотова провели воздушный бой с 20 бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 24 истребителя FW-190. Накал боя был высочайший, и советские пилоты его выиграли. Алексей Петрович в тот день не только сбил два вражеских истребителя FW-190, но и спас жизнь двум пилотам. Эти победы были одержаны им на новейшем советском истребителе Ла-5ФН.

Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили военные журналисты, среди них был и корреспондент «Правды» Борис Полевой, будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке», задолго до выхода которой на обложке самого популярного журнала «Огонек» появился портрет героя.

В эти же дни в полк, где служил Алексей Петрович, приезжал маршал авиации Александр Александрович Новиков. Во время своей беседы с командиром эскадрильи А.М. Числовым Новиков спрашивал, сколько летчиков в полку, сколько сбили самолетов. Маршала интересовали все детали: состояние машин, бытовые условия, питание и прочее. Числов доложил обстановку, а затем рассказал о летчике, который летает без ног. Новиков очень удивился и решил лично пообщаться с Маресьевым. После выяснения всех обстоятельств дела, маршал потребовал от командира полка чтобы и Александр Числов и Алексей Маресьев были повышены в звании, а также распорядился представить обоих к присвоению звания Героя Советского Союза!

За образцовое выполнение боевых заданий, проявленные личное мужество и высокое летное мастерство 24 августа 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу, заместителю командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиаполка 3-й гвардейской истребительной авиадивизии 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса присвоено звание Героя Советского Союза. Представляя героя к награде, командир полка H.П. Иванов писал: «Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против немецко-фашистских захватчиков и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов».

В дальнейшем А.П. Маресьев воевал в Прибалтике. Свидетельством его летного мастерства стало повышение по службе - назначение штурманом полка. К этому времени гвардии майор А.П. Маресьев совершил 87 боевых вылетов, всего сбил 11 вражеских самолетов. Однако нагрузки все время возрастали и поэтому в июне 1944 г., когда Алексею Петровичу предложили стать летчиком-инспектором и перейти из боевого полка в Управление высших учебных заведений ВВС, он согласился.

В 1946 г. А.П. Маресьев был уволен из ВВС, но продолжал поддерживать себя в отличной физической форме (лыжи, велосипед, плаванье). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом (Самара), переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов XX века в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время для Алексея Петровича начался новый, не менее важный жизненный этап. Благодаря роману «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (в нем Маресьев назван Мересьевым) и вышедшему в 1948 г. на экраны кинофильму с одноименным названием, к нему приходит большая известность. Его начинают приглашать на многие празднования, организовывать встречи со школьниками, на примере его подвига воспитывается не одно молодое поколение нашей страны. В 1949 г. Алексей Петрович становится участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.


Алексей Маресьев. Художник Н.Н. Жуков. 1950 г.

Со свойственной ему неукротимой волей он взялся за учебу. В 1952 г. успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 г. завершил учебу в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Свидетельством его успехов на новой стезе стала защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В этом же году, после создания Советского комитета ветеранов войны, Алексей Петрович Маресьев назначается его ответственным секретарем, а в апреле 1983 г. - заместителем председателя.

По роману Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Сергей Сергеевич Прокофьев написал оперу, премьера которой состоялась 7 октября 1960 г. на сцене Большого театра. В этом же году выходит в свет книга Маресьева А.П. «На Курской дуге». 8 мая 1967 г. Алексей Петрович Маресьев принял участие в зажжении Вечного Огня на мемориале-памятнике Неизвестному солдату в Москве. В он был избран народным депутатом СССР. Всю свою жизнь Алексей Петрович оказывал помощь инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, других вооруженных конфликтов и в 1998 г. организовал Региональный общественный фонд «Инвалиды Великой Отечественной войны».

18 мая 2001 г. в Центральном театре Российской армии готовился торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины летчика-героя выразил Президент России Владимир Путин.

Похоронен Алексей Петрович Маресьев в Москве на Новодевичьем кладбище.

За боевые подвиги и трудовые заслуги полковник А.П. Маресьев был удостоен ряда советских наград: двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст., двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов Дружбы народов, Почета и Красной Звезды. Грудь прославленного летчика украшали и два ордена Российской Федерации - За заслуги перед Отечеством 3-й ст. и Дружбы. Он также удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович являлся почетным солдатом одной из воинских частей и почетным гражданином городов Камышин, Комсомольск-на-Амуре, Батайск и Орел. Именем летчика названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодежные патриотические клубы.

Именем Маресьева названы улицы в Москве, поселке Ибреси Чувашской республики, в городах Актюбинск, Ташкент, Горно-Алтайск, Чернигов. На родине героя, в г. Камышин, в честь 90-летия со дня рождения 20 мая 2006 года был торжественно открыт монумент работы заслуженного художника России С.А. Щербакова, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.


Памятник Алексею Петровичу Маресьеву на его родине в г. Камышин.
Скульптор С.А. Щербаков. 2006 г.

Мемориальные доски А.П. Маресьеву установлены в Москве - на доме, где летчик жил после войны, в поселке Ибреси Чувашской республики - на здании бывшей летной школы и на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайск. Имя легендарного летчика присвоено московским школам № 760 и № 89 (там создан музей 63-го гвардейского истребительного авиационного полка), школе № 13 г. Орел и школе № 31 г. Петров Вал Камышинского района Волгоградской области. В 2004 г. при поддержке Правительства Москвы учреждена международная премия имени А.П. Маресьева «За волю к жизни».

______________________________________________

Настоящей датой рождения Алексея Маресьева является 3(16) мая 1916 года, о чем свидетельствует выписка из книги записи рождения за 1916 г. В годы Великой Отечественной войны в документах А.П. Маресьева произошла описка и появилась новая дата - 20 мая. С тех пор этот день Алексей Петрович стал считать днем своего рождения.

Юлия Снегова,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ

Алексей Петрович Маресьев (7(20) мая 1916 - 18 мая 2001) - легендарный лётчик-ас, Герой Советского Союза. Маресьев - прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Ранняя биография

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей - Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь без отрыва от производства Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалин, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

Военные годы

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету летчика числилось 4 сбитых немецких самолета. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плавни. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей Михайлович) Малин и Саша (Александр Петрович) Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.

Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского летчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся в небо. В советском фильме фамилия Прокофьева-Северского не звучит (вместо этого названа фамилия «Карпович») по идеологическим причинам (Прокофьев-Северский эмигрировал в Америку и стал авиаконструктором).

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух летчиков и сбитие двух немецких истребителей.

В 1944 году Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь - после ранения.

После войны

С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

  • В 1949 году был участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.
  • В 1952 окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
  • В 1956 году А.П.Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории.
  • С сентября 1956 был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны.
  • В 1960 издана книга Маресьева А. П. «На Курской дуге».
  • 7 октября 1960 года состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» в Большом театре.
  • 8 мая 1967 года Маресьев участвовал в церемонии зажжения вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.
  • 3 сентября 1968 года был назван Почётным гражданином города Камышин Волгоградской области.
  • 11 июля 1973 года - Почётный гражданин города Стара-Загора, Болгария.
  • 7 июня 1977 года - Почётный гражданин города Комсомольск-на-Амуре.
  • В 1989 году избран народным депутатом СССР.
  • 25 апреля 1990 года был назван Почётным гражданином города Орёл.

Смерть Алексея Петровича Маресьева

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память о герое

  • В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.
  • Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева, в 2005 году там была открыта мемориальная доска. Также имя героя носят улицы в городах Актюбинск, Ташкент, Горно-Алтайск и других городах.
  • 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого лётчика, в Камышине был торжественно открыт монумент, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
  • Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
  • Надпись на мемориальной доске «Герои Советского Союза» в Батайске
  • Школа-лаборатория № 760 в Москве носит имя Героя.

Фильмы об А. П. Маресьеве

  • Повесть о настоящем человеке. - Режиссёр А. Столпер - драма - Мосфильм, 1948 год
  • Алексей Маресьев. Судьба настоящего человека. - Режиссёр: А.Славин. - Документальный - Телеканал «Россия», 2005 год

Библиография

  1. Наш Маресьев / составитель Шантарин В. С.. - г. Камышин: 1996. - 60 с. - 1000 экз.
  2. А. П. Маресьев «На Курской дуге»

Биография которого описана в статье, - знаменитый советский летчик, герой, которого знал каждый школьник СССР. История этого удивительного человека - это правдивая повесть о великой силе воли и несломленном духе.

Детство

Родился А.П. Маресьев 7 мая 1916 года в небольшом городке Камышин Камышинского района в Российской Империи. Его отца звали Петр Авдеевич Маресьев, а мать - Екатерина Никитична. Про отца Алексея сохранилось мало информации. Известно только то, что он умер, когда будущему герою было всего три годика. Матери пришлось воспитывать самой троих сыновей. Конечно, молодой вдове было сложно накормить, одеть и должно воспитать детей, однако, судя по результатам ее трудов, у нее это здорово получилось. Денег в семье обычно не хватало, поэтому жили они скромно. Работала Екатерина Никитична на деревообделочном заводе уборщицей. Когда подросли сыновья - Петр, Алексей и Николай, - они помогали матери по хозяйству и всячески старались ее поддерживать.

Учеба

По достижении семи лет Маресьев Алексей Петрович, биография которого учит отваге и пошел в общеобразовательную школу в родном городке. После ее окончания он поступил в училище, где выучился на токаря по металлу и пошел работать на тот же завод, где работала его мать.

Однако к токарскому делу у юного Алексея душа не лежала. В мыслях он всегда рисовал себе непостижимое небо и мечтал летать, как птица. С самого детства будущий летчик Маресьев был очень упорен и целеустремлен. Вдохновленный мечтами о небе, он дважды посылал свои документы в летное училище, но и в первый, и во второй раз ему было отказано. Причиной отказа была перенесенная в детстве Алексеем малярия в тяжелой форме. Из-за этой болезни у юноши развился ревматизм уже в молодом возрасте, и был довольно сильно подорван иммунитет.

В 1934 году, в возрасте 18 лет, парня отправляют на строительство города Комсомольск-на-Амуре. Там молодой человек помимо основной работы начинает заниматься в аэроклубе. Мечты о небе не покидали его никогда. В 1937 году он смог лицом к лицу столкнуться с высотой синих небес. В этом году А.П. Маресьев был призван в Красную Армию. Сначала он служил на Сахалине в авиационном погранотряде, а потом поступил в авиационное училище. С этого момента начался путь к мечте, которую так долго лелеял Маресьев Алексей Петрович. Биография его круто изменилась.

Война

К сожалению, и на безоблачное небо находят тучи. Так, в 1939 году молодой летчик, будучи в Батайске инструктором, в авиационном училище встретил Вторую мировую войну. Уже летом 1941 он был направлен в военный истребительский полк. Впервые самолет Маресьева полетел в бой в августе 1941 года. Во время боевых действий летчик Маресьев героически рвался в воздушную атаку и бесстрашно бросался на врага, проявляя чудеса храбрости. Менее, чем за полгода, Алексей сбил 4 вражеских истребителя, но однажды вражеский пулемет настиг и сбил самолет Маресьева. Случилось это в начале апреля 1942 года. Находясь в сознании, но будучи сильно раненым, летчик был вынужден экстренно посадить машину. С искалеченными ногами герой оказался один на незнакомой земле. Однако, несмотря на боль и страх, Маресьев Алексей Петрович, биография которого является примером для каждого защитника Родины, не собирался сдаваться смерти. Питаясь корой деревьев, растениями, ягодами и шишками, раненый летчик ползком, истекая кровью, 18 суток добирался до линии фронта. Когда он уже совсем потерял надежду на спасение, его, окровавленного и обессиленного, недалеко от населенного пункта нашли двое ребят. Мальчишки позвали на подмогу старших. Маресьева довезли до деревни и поселили в одном из домов. Добрые люди всячески пытались помочь солдату и спасти ему жизнь. Вскоре он в критическом состоянии был доставлен в больницу. Повреждения были очень серьезные. У Маресьева началась гангрена и сепсис. Никто из врачей не брался его оперировать. От смерти летчика спас хирург Теребинский. Маресьеву пришлось ампутировать две ноги до колен, но жизнь его была спасена.

Несмотря на инвалидность, Алексей Петрович не сдался, а решил бороться до конца. Трудно представить, но этот летчик, будучи калекой, добился возвращения на фронт. После ранения он продолжал летать и сбивать вражеские самолеты. Уже после возвращения в строй он сбил семь немецких истребителей. В этом ему помогали протезы, на которых Маресьев не только научился ходить и летать, но и танцевать вальс! За свое мужество и доблесть он получил множество наград, а также звание «Герой Советского Союза». Маресьев А.П. - это образец невероятного мужества и поразительного стремления к победе.

Послевоенное время

После войны герой нашей статьи работал инструктором в школе Военно-Воздушных Сил. Он всегда поддерживал хорошую физическую форму. Плавал, катался на коньках, лыжах, велосипеде. Поставил личный рекорд по плаванью и переплыл Волгу под Куйбышевом (2,2 км) за 55 минут.

Такой силе воли и рвению к жизни можно только позавидовать. Стал кумиром своих учеников, многих летчиков и просто мирных граждан Алексей Маресьев. Биография и его подвиг легли в основу книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Его приглашали на многие мероприятия и знали почти в каждом доме. О нем рассказывали детям в школе и ставили в пример подрастающему поколению.

Личная жизнь

Маресьев А. П. был женат. Супруга Галина родила ему двух сыновей: Виктора и Алексея. Виктор стал инженером-автомобилистом, а вот Алексей, к сожалению, был инвалидом с самого детства. Семья жила довольно мирно и счастливо.

Награды

Алексей Петрович - Герой Советского Союза. Он был удостоен множеством наград. Получил Орден «За заслуги перед Отечеством», за социальную работу и воспитание патриотизма у молодежи был удостоен Ордена Дружбы, награжден и Красного Знамени. Его невероятная отвага и сила духа были отмечены Орденом Отечественной Войны. Получил еще многие другие награды, а также особую благодарность Президента Российской Федерации.

Уход из жизни

Умер Маресьев 18 мая 2001 года. В честь его 85-летия был организован концерт в Театре Российской армии в Москве, где Маресьев должен был быть почетным гостем. Но к несчастью, у Алексея Петровича остановилось сердце перед самым началом торжественной части. Герой скончался. Концерт в его честь был начат минутой молчания.