Биографии Характеристики Анализ

Амурская краснознаменная флотилия 1941 1945 пофамильные списки. Боевые действия амурской флотилии

Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году. Сунгарийский поход.
Часть первая.
КАФ в годы Великой Отчественной войны.Подготовка к войне с Японией.

После разгрома фашисткой Германии Япония осталась единственным государством Оси, продолжавшим военные действия. Не смотря на резкое ухудшение международной обстановки, она твердо стояла за продолжение войны, рассчитывая упорной обороной добиться выгодного для себя мира. Для ведения затяжной войны Япония располагала достаточно крупными силами. И расчеты японского командования оправдывались. Операции американо-английских вооруженных сил на подступах к Японии развивались крайне медленно. Такое развитие операций не предвещало скорого окончания войны с Японией, и это заставило союзников обратится за помощью к Советскому Союзу.
Советский Союз вступил в войну с Японией согласно решению Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании, проходившей в феврале 1945 г. На Потсдамской конференции глав государств, состоявшейся в июле 1945 г., правительства Соединенных Штатов и Англии подтвердили свою заинтересованность во вступлении нашей страны в войну с Японией.
Советским Вооруженным Силам предстояло вести боевые действия преимущественно на территории Маньчжурии и Кореи, а также на Сахалине и Курильских островах, т.е. на фронте, превышающем 6 тысяч км. Вдоль границы СССР противник имел 21 укрепленный район
Несмотря на то, что Япония втянулась в затяжную войну против Китая и вела на широком фронте военные действия против американских вооруженных сил, она постоянно усиливала Квантунскую армию. Если в июне 1941г. численность ее не превышала 300 тыс. человек, то на 1 января 1942г. она составляла 1 100 тыс. человек (примерно 35% всей японской армии), т.е. возросла за полгода в 4 раза. Приграничные реки в период Великой Отечественной войны неоднократно становились местом провокаций.
За годы войны Амурская флотилия послала на фронт 9542 моряка, сражавшихся на различных флотах и фронтах. В период с 25 февраля по 2 марта 1945г. Военный совет Краснознаменной Амурской флотилии провел двустороннюю оперативную игру на тему «Содействие наземным войскам в наступательной операции вдоль водного рубежа с форсированием укрепленного водного рубежа и уничтожением флотилии противника», которая была подготовкой к советско-японской войне.


Корабли КАФ в Осиповском затоне (середина 40х)
К началу войны с Японией Амурская флотилия имела в своем составе четыре бригады речных кораблей, Сретенский отдельный дивизион речных кораблей, Ханкайский и Уссурийский отдельные отряды бронекатеров. На 1 июля 1945 г. в составе флотилии числилось: восемь мониторов, 11 канонерских лодок (три специальной постройки, и восемь колесных из числа мобилизованных судов), 52 бронекатера, 12 колесных речных тральщиков, 36 катерных тральщиков, семь минных катеров типа Я-5 с НУРС, один минный заградитель, один сетевой заградитель, пять плавучих зенитных батарей (в том числе три самоходных), 15 полуглиссеров, три сторожевых катера, три плавучие базы и один штабной корабль. Однако из числа указанных выше кораблей часть находилась в капитальном ремонте. Например, из восьми мониторов — два («Киров» и «Дзержинский»), из пяти канонерских лодок специальной постройки - две («Красное Знамя» и «Бурят»). С началом военных действий в оперативное подчинение флотилии перешли все сторожевые катера пограничной охраны на реках Амур и Уссури. Также в составе флотилии имелось около 70 самолётов.


минный катер типа Я-5 с НУРС на Зее


Канлодка"Красная звезда" после модернизации.1945 год.

Пограничнй катер на Амуре.Конец 30-х

Первая бригада имела в своем составе мониторы Ленин, Красный Восток и Сунн-Ят-Сен; 1-й дивизион тщ (четыре колесных речных тральщика), 1-й отряд бка (катера пp.1124 N- 11, 12, 14, 23), 5-й отряд бка (катера пp.1124 № 20 и 47, катера типа Тревога № 91 и 92), 1-й и 2-й отряды катщ (по шесть катерных тральщиков), 1 отряд мка (семь минных катеров), самоходную плавбатарею N- 1234 и несамоходную плавбатарею N" 1231.
Вторая бригада имела в своем составе мониторы Свердлов и Дальневосточный комсомолец, 2-й дивизион тщ (четыре колесных речных тральщика), 2-й отряд бка (катера пр. 1124 N"-" 13, 21, 22, 24), 3-й отряд БКА (катера пp. 1124 № 51-54), 3-й отряд катщ (шесть катерных тральщиков), самоходную плавбатарею № 1232, несамоходную плавбатарею № 1230.

Монитор "Сердлов" 1945 год

Третья бригада имела в своем составе 1-й дивизион канонерских лодок (Пролетарий и Монгол), 3-й дивизион канонерских лодок (колесные канонерские лодки № 30, 31, 36 и 37), 4-й отряд бка (катера пp.1125 № 31-34), 4-й и 7-й отряд катщ (по шесть катерных тральщиков), самоходную плавбатарею № 1233, колесный минный заградитель Сильный.

Бронекатер Пр.1125 на Амуре.Начало 40-х.
Зее-Бурейская бригада кораблей имела в своем составе 2-й дивизион канонерских лодок (монитор Активный и канонерская лодка Красная Звезда, колесные канонерские лодки N" 32-35), 3-й дивизион тщ (три речных тральщика), 1-й дивизион бка (катера пp. 1124 № 41-46, 55 и 56), 2-й дивизион бка (катера пр. 1124 № 61-64 и катера типа К № 71, 73, 74, 74), 5-й отряд катщ (шесть катерных тральщиков), 2-й отряд глиссеров (5 ед.), 3-й отряд глиссеров (4 ед.).

Монитор "Активный"
Сретенский отдельный отряд речных кораблей имел в своем составе 1-й отряд бка (катера пр.1124 № 16-19) 2-й отряд бка (катера типа Н N" 81 и 84, катера типа Пика № 93 и 94), отряд глиссеров (АР 41 и 42).
Уссурийский отдельный отряд бронекатеров имел в своем составе катера пр. 1125 N" 26-29.
Ханкайский отдельный отряд бронекатеров имел в своем составе катера пp .1124 № 15, 25, 65 и 66.
В охрану рейдов Главной базы входили три сторожевых катера и боносетевой заградитель ЗБС-1.
Амурская речная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 76-мм орудий — 28, 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» - 18 и 20-мм зенитных автоматов «Эрликон» - 24. Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось ЛаГГ-3 - 27, Як-3 - 10, Ил-2 - 8, И-153-бис - 13, И-16 - 7, СБ - 1, По-2 -3, МБР-2 - 3, Як-7у - 2, С-2 - 1 .
При этом, несмотря на заблаговременную подготовку к войне с Японией и наличие подготовленного резерва в виде двух европейских флотилий, Амурская флотилия была укомплектована офицерским составом только на 91,6%, а старшинским и рядовым - на 88,7%. Ситуацию нивелировало нахождение в ремонте четырех сравнительно крупных кораблей, а также хорошая специальная подготовка личного состава. Последнее отчасти объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны, даже в сравнении с Тихоокеанским флотом, Амурская флотилия находилась в постоянной готовности к отражению агрессии, а потому ее личный состав старались не растаскивать. Старшинский и большая часть рядового состава к тому времени прослужили по 6—8 лет, а большая часть офицеров пришли на флотилию 10-15 лет назад.
Главным командованием советских войск на Дальнем Востоке на Краснознаменную Амурскую флотилию была возложена весьма сложная и ответственная задача — обеспечить форсирование р. Амур войсками 2-го Дальневосточного фронта и содействовать их наступлению в Сунгарийской и Сахалянской операциях.
Следует заметить, что р. Амур — крупнейшая водная коммуникация Дальнего Востока, судоходная почти на всем ее протяжении (более 2800 км). Полноводны и ее притоки — Сунгари и Уссури. На важнейших направлениях вдоль государственной границы СССР с Северо-Восточным Китаем, пролегающей преимущественно по Амуру и Уссури, противник создал сильные укрепленные районы. Главные из них были: Сахалянский (напротив Благовещенска), Сунгарийский (прикрывающий вход в р. Сунгари) и Фуцзинский (в 70 км от устья Сунгари, защищавший подступы к Харбину). Укрепленные районы состояли из связанных ходами сообщения узлов сопротивления и опорных пунктов, основу которых составляли доты, дзоты, железобетонные сооружения. Краснознаменная Амурская флотилия (командующий контр-адмирал Н. В. Антонов) к началу военных действий имела в своем составе до 150 боевых кораблей и катеров и значительно превосходила по боевому составу и вооружению Сунгарийскую речную военную флотилию японцев.

С начала первых «муравьевских сплавов» по рекам Шилка и Амур середины 50-х годов Х1Х века и до конца столетия обстановка в Дальневосточном регионе России была относительно спокойной. В 1900 году она обострилась в связи с охватившим Китай восстанием «ихэтуаней» или как его называли тогда, «боксерским восстанием». В принципе это была борьба китайского народа против засилья иностранцев, а у России в Северо-Восточном Китае в то время так же были свои экономические и политические интересы. Еще в начале 1897 года для обеспечения безопасности русских поселений, расположенных по берегам Аргуни, Шилки, Уссури и Амура была создана Амуро-Уссурийская казачья флотилия. Она состояла из пароходов «Казак Уссурийский» (бывший «Шилка») и «Атаман», парового катера «Дозорный» и двух барж. В 1900 году гражданские пароходы Управления водных путей в спешном порядке стали переоборудоваться в своеобразные канонерские лодки с орудиями и пулеметами, оснащаться командами стрелков и артиллеристов. Экипажи, как правило, состояли из забайкальских, амурских и уссурийских казаков, знакомых с речным делом. Естественно, это были не вполне боеспособные корабли и они не могли справляться с поставленными задачами того времени. В связи с этим в 1903 году Совет Государственной обороны Российской империи принимает решение о создании постоянной военной флотилии на Амуре. Таким образом, в основу утвержденного плана легла идея создания подвижной обороны Амура силами речных кораблей. Организационно и технически этот проект реализовать было крайне трудно, прежде всего, в силу удаленности данной территории от европейской части России. Тем не менее, он был претворен в жизнь в полном объеме и достаточно оригинально, без существенных финансовых затрат.

Родоначальником Амурской речной флотилии стал Кокуй – в то время ничем не примечательное село в три улицы с железнодорожным разъездом. Он подхватил своеобразную эстафету у Шилкинского Завода, где в середине 19 века были построены суда для «муравьевских сплавов» включая первые пароходы «Аргунь» (1854 год) и «Шилка» (1855 год). Выбор на Кокуй пал не случайно. Именно с Кокуя начинается глубокий, а, следовательно, наименее опасный для судоходства фарватер Шилки. Плюс ко всему уже была построена Транссибирская железная дорога (Челябинск – Сретенск), да и рельеф местности в районе Кокуя подходил как нельзя к стати. Кокуй, к тому же, имел две пристани Верхнюю и Нижнюю и уже был известен как определенный центр судостроения на Шилке – в конце 19-начале 20 веков здесь собирались небольшие по тоннажу баржи и пароходы.

Типовой проект паровой канонерской лодки для нужд Российского флота был разработан еще в 1887 году, но только спустя 15 лет, наконец, приступили к его осуществлению. Предназначались канонерки специально для плавания по Амуру. Согласно решению Совета Государственной обороны Российской империи военное ведомство заключило контракт с Сормовским заводом на постройку десяти паровых канонерок. Первый корабль был спущен на воду 7 сентября 1905 года. За ним последовали другие.

Приказом Морского ведомства от 14 ноября 1905 года им были присвоены названия: «Бурят», «Вогул», «Востяк», «Зырянин», «Калмык», «Киргиз», «Корел», «Монгол», «Орочанин» и «Сибиряк». Проект представлял из себя судно длиной 54 и шириной 8,2 метра, водоизмещением 193 тонны. Оно несло на себе два 75-мм орудия и 4 пулемета. Осадка же, как и положено речному пароходу, была небольшой – 60 см. Следует оговориться, что первая канонерка была испытана на Волге, остальные же предполагалось в разобранном виде по железной дороге отправить для дальнейшей сборки в Кокуй.

Летом 1906 года в Кокуе уже вовсю кипела работа: шла сборка, окраска, испытание корабельных корпусов водой, установка и апробация котлов паровых машин, рулей, монтаж труб, водоотливных систем. Все работы велись вручную под открытым небом. Располагалась судосборочная верфь Сормовского завода в районе Верхней пристани.

10 мая 1907 года в присутствии командующего Амурской речной флотилии капитана 1 ранга А.А.Кононова над «Бурятом», «Монголом» и «Орочанином» взметнулись андреевские флаги и вымпелы. Затем корабли совершили первый поход по Шилке и Амуру, а осенью вернулись в Муравьевский затон города Сретенск (после революции ставший затоном имени Самарина). Экипажи канонерок комплектовались в основном балтийскими моряками, в Питере обучались и будущие судовые радиотелеграфисты. В альбоме промышленника П.Е.Шустова, хранящимся в Сретенском краеведческом музее, есть уникальный снимок трех головных канонерок этой серии времен первого их похода. Он воспроизведен нами в данном издании.

Семь других лодок в это время достраивались. С учетом совершенного похода первой тройки кораблей они модернизировались. Например, были сняты палубные надстройки, машинное отделение защищено броней, на каждый корабль установлено уже два 120-мм орудия, гаубица и 4 пулемета. Корабли стали на 51 тонну тяжелее, но получили более мощное вооружение и стали называться бронепалубными.

Приемка канонерских лодок этого класса проходила с мая до июля 1908 года. На зиму восемь из них спустились в Благовещенск, на одну из главных баз флотилии, а «Бурят» и «Зырянин» с командующим флотилией остались в Муравьевском затоне, положив начало Сретенскому отряду. Затон был построен еще в 1861 году для зимовки торговых судов. К 1907 году в нем была построена мастерская с токарным станком. В 1911 году ледозащитную дамбу капитально отремонтировали и в этом же году в Затоне зимовало до 68 единиц различных судов. Весной 1909 года боевые суда были радиофицированы, а береговая станция в Затоне приняла первую радиограмму с Читы от командующего войсками округа.

Так в июле 1906 года родилась Амурская военная флотилия, которая в 1917 году перешла на сторону Советской власти, а в сентябре 1918 года была захвачена интервентами. Тогда только «Орочанин» и посыльное судно «Пика», тоже собранное в Кокуе, сумели уйти из Благовещенска в верховье Зеи. Вместе с ними ушли 20 пароходов и 16 барж с войсками и эвакуированным персоналом советских учреждений Приамурья. В одном из боев «Орочанин» отбивался до последнего снаряда, а затем экипаж взорвал канонерку, повторив подвиг легендарного «Корейца» времен русско-японской войны 1904-1905 годов. Захватив «Бурята» и «Монгола», японцы увели их на остров Сахалин, а вернули только в 1925 году. «Бурят» был расконсервирован, введен в строй и в октябре-ноябре 1929 года участвовал в боевых действиях во время известного конфликта на КВЖД. В 1932 году встал в строй и «Монгол». В 1936 - 1937 годах обе канонерки были капитально отремонтированы, а затем участвовали в войне с Японией 1945 года в составе Амурской речной флотилии под командованием контр-адмирала Н.В.Антонова. «Монгол» был выведен из состава действующей флотилии 28 февраля 1948 года, а «Бурят» - 13 марта 1958 года.

Опыт русско-японской войны 1904-1905 годов заставил российское правительство взяться за строительство более современных кораблей для Амурской военной флотилии. К тому же стало ясно, что десяти канонерок явно недостаточно для охраны огромного речного пространства. Конструкторы были поставлены в крайне жесткие условия: осадка корабля не должна была превышать 1,2 - 1,4 м, запаса топлива должно хватать для перехода из Хабаровска в Благовещенск и обратно. На кораблях требовалось установить дальнобойные морские орудия, надежную броню и обеспечить скорость хода не менее 10 узлов. В острой конкурентной борьбе заводов победил Балтийский, получивший от «Комитета прибрежной обороны» внушительный заказ на сумму 10 920 000 рублей.

Эти канонерские лодки нового поколения с дизельными двигателями в дальнейшем стали называться мониторами. Длина их равнялась 70,9 м, ширина – 12,8, осадка – 1,5м, скорость хода 11 узлов, водоизмещение – 950 тонн. Корпус корабля был разделен на 11 отсеков с водонепроницаемыми переборками. В средней части корпус имел двойное дно. Никаких надстроек, кроме боевой рубки и орудийных башен на палубе корабль не имел. Четыре дизеля мощностью по 250 л.с. при 350 об/мин каждый обеспечивали достаточную для того времени быстроходность. Толщина башенной и бортовой брони равнялась 114 мм, броневой палубы – 19 мм. Со своими двумя 152-мм башенными орудиями и четырьмя 120-мм в двух башнях, семью пулеметами монитор представлял грозную боевую силу.

Головную канонерку под названием «Шквал» собрали и испытали в Финском заливе. Корабли этого класса планировали в разобранном виде доставлять в Кокуй по железной дороге для последующей сборки и несения боевой службы на Амуре.
5 июля 1907 года с крупным сретенским предпринимателем Я.С.Андоверовым было заключено соглашение о строительстве мастерских, бараков, бани, кухни и дома для администрации будущего филиала Балтийского завода в Кокуе на сумму в 122789 руб.06 коп.

Первая партия питерских мастеров выехала в Кокуй в конце сентября 1907 года, а 22 октября уже приступила к работе. Поскольку в районе Верхней пристани уже действовал филиал Сормовского завода (позже Воткинского), Амурское отделение Балтийского судостроительного и механического завода разместилось в районе Нижней пристани (на месте территории современного Сретенского судостроительного завода).

В Петербурге сборка судов производилась на временные болты. Блоки и секции тщательно подгонялись, собирались, затем разбирались на части, маркировались, грузились в эшелоны и следовали в Забайкалье. С каждым эшелоном ехало двое мастеровых, хорошо знавших технологию сборки судов.
В Кокуе к этому времени были уже построены деревянные судовые мастерские и бараки для рабочих. Была построена и плавучая мастерская для обеспечения достроечных работ. Стапеля были расположены параллельно берегу в два ряда и спуск кораблей производился боком.
12 марта 1908 года с Балтики поступил первый эшелон из 19 вагонов и платформ с разобранными боевыми судами. В начале апреля из Петербурга отбыло три партии рабочих по 100 человек и около 300 пудов груза. 24 апреля они прибыли в Кокуй.

В пяти больших с паровым отоплением и электрическим освещением бараках с общими нарами размещалось 650 рабочих, хотя, направляясь сюда, питерцы требовали помещения для жилья не более чем на 10 человек с железными кроватями и матрацами, выдвигали и другие требования. На заводе в Кокуе не было даже столовой. И, все-таки, в сравнении с существовавшими здесь до этого заводиками это было довольно солидное предприятие. Территория его была обнесена забором, имелась баня, медпункт и даже кинематограф.

Головной «Шквал» был спущен на воду 28 июня 1908 года. Сборка всех, как их тогда называли, башенных канонерских лодок была завершена в ноябре 1908 года. В 1909 году они были спущены на воду, а «Монгол» и «Зырянин», которые, как мы уже знаем, оставались в Сретенске, отвели их к правому берегу.

Поздней осенью 1910 года Амурская военная флотилия пополнилась мониторами с грозным названием «Вихрь», «Вьюга», «Гроза», «Смерч», «Тайфун», «Ураган», «Шквал», «Шторм». Уже первые испытания башенных канонерских лодок показали их высокую надежность и не случайно они были признаны самыми сильными в мире военными речными судами того времени. Новейшие артиллерийские системы, установленные на них, позволяли вести огонь на оба борта, что по тому времени было новым и важным преимуществом такого корабля. В это же время в Кокуе был построен большой док для обслуживания судов Амурской военной флотилии, который при большой воде был отбуксирован в Хабаровск.

В начале первой мировой войны с большей части мониторов вооружение было снято и отправлено на действующие флоты. В 1920 году японцы захватили и увели с собой все оставшиеся корабли, оставив «Шторм», как не имеющий вооружения. В 1925-1926 годах часть мониторов японцы вернули, и они вместе с канонерками составили костяк Советской Амурской речной флотилии. «Шторм» был отремонтирован и переименован в «Ленин». В 1929 году он принимал активное участие в боях во время конфликта на КВЖД. Огнем с него, а так же мониторов «Сунь-Ятсен» (бывший «Шквал»), «Свердлов», «Красный Восток» была уничтожена китайская Сунгарийская флотилия, обеспечена высадка и передвижение десанта. За боевые действия Амурская военная флотилия в 1930 году получила орден Красного Знамени.

И, наконец, в 1909 году в Кокуе Путиловским заводом было достроено десять посыльных судов (бронекатеров) типа «Пика». Это были небольшие в сравнении с канонерками корабли. Длина их составляла 22 м, ширина – три, водоизмещение – 23,5 т, осадка – 51 см. Два двигателя мощностью 200 л.с. обеспечивали скорость хода в 15 узлов. Рубку, борта, палубу и погреба защищала противопульная броня толщиной 7,9 мм. Вооружение судна состояло из 76-мм горной пушки и двух пулеметов. Катера также вошли в состав Амурской речной флотилии под названиями «Кинжал», «Копье», «Палаш», «Пика», «Пистолет», «Пуля», «Рапира», «Сабля», «Шашка», и «Штык».

К началу первой мировой войны (1910-1914 годы) Амурская военная флотилия была достаточно боеспособна и полностью выполняла возложенные на нее задачи по охране амурских и дальневосточных рубежей России. Она состояла из 28 боевых кораблей, которые включали мониторы (8), канонерские лодки (10) и бронекатера (10). Приведенные данные свидетельствуют, что именно Кокуй является родиной Амурской военной флотилии, так как все без исключения боевые корабли были собраны заводами именно на его территории.

Можно еще добавить, что в конце 1914 года 8 бронекатеров было переброшено на запад в связи с началом первой мировой войны. Четыре – на Балтику, где их 76-мм орудия заменили 47-мм, и на протяжении всей войны они несли сторожевую службу в балтийских шхерах. В апреле 1918 года их захватили финны, но русские экипажи успели привести корабли в полную негодность.

Другие четыре катера 1 мая 1918 года захватили в Севастополе немцы. Один передали Турции, остальные в 1919 году действовали на Каспии в составе белогвардейской флотилии. Оставшиеся на Дальнем Востоке «Пика» и «Копье» участвовали в гражданской войне и были уведены японцами на Сахалин, а затем возвращены Советскому Союзу. После капитального ремонта они вошли в строй, участвовали во всех боевых действиях на Дальнем Востоке. И только в 1954 году были исключены из состава флота.

Новый период строительства военных кораблей для Краснознаменной Амурской военной флотилии (КАФ) и Тихоокеанского флота (ТОФ) начался в конце 30-х годов прошлого века в связи с очередным обострением обстановки на Дальнем Востоке. Выбор вновь пал на Кокуй – это было предопределено исторически. Но начинать работы в районе Нижней пристани пришлось фактически с нуля, так как с началом первой мировой войны всякое промышленное производство в Кокуе прекратилось. К 1917-1918 годам оборудование судостроительных филиалов Петербургских заводов было демонтировано и вывезено, а постройки распроданы.

В 1934-1935 годах в Кокуе началось строительство судоверфи, а в 1938 году на новое предприятие уже поступает техническая документация для постройки судов специального назначения под кодовыми названиями «Литер А», «Литер Г» и другие. Это были десантные корабли для перевозки и высадки военной техники. Судоверфь обзаводится спецотделом, секретной частью, вооруженной охраной и в 1939 году получает новый статус - завод п/я 22 с телеграфным индексом «Якорь», в последствии «Сопка». А в мае 1940-го завод под № 369 включается в список особорежимных предприятий судостроительной промышленности СССР. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны предприятие уже выпускает военную продукцию, имеет специфическую структуру, что в значительной степени облегчает ему переход на военные рельсы буквально с первых же дней войны. Строительство и развитие Сретенского судостроительного завода является темой отдельного исследования, в этой части мы коснемся лишь вопроса производства военных судов данным предприятием.

Освоение новой продукции проходило с большим напряжением. «Литерные» суда (А и Г) были кораблями совершенно нового типа. Они имели сплошные удлиненные надстройки с защитными броневыми листами, оборудованы специальными спускающимися сходнями, вооружены скорострельными пушками и пулеметами. Выпустить планировалось по 4 единицы каждого типа, что и было сделано. Позднее эти корабли участвовали в боевых действиях против Японии в 1945 году.

На завод поступает заказ еще на 5 судов, теперь уже «Литера М» - морских барж для перевозки мин и, наконец, «Литера Т» - для перевозки торпед. К началу Великой Отечественной войны было сдано 5 единиц литерных судов. А на заводе вводится институт военных представителей (военпредов) или представителей заказчика. Продукция же оборонного значения в годы войны получает наименование «фронтовые заказы». Сроки сдачи объектов устанавливаются Государственным комитетом обороны СССР.

Завод прибавляет темпы и уже в 1942 году сдает 28 единиц различных судов, в том числе 12 литерных, 2 плавбазы, 2 буксира, оснащенных бронерубками и креплениями для турельных установок. Во время работы пришлось преодолеть много трудностей, особенно по обработке кромок бронелистов, их подгонке, клепке. Не хватало специнструмента, опыта выполнения этих работ. Нелегко давался монтаж и наладка установок пулеметов и пушек. Их доводку и испытания проводили с участием личного состава приемных команд. Пробные стрельбы проводили в ночное время по направлению сопки на правому берегу Шилки.

В 1944 году заводу включают в план достаточно большой объем судоремонтных работ для Амурской военной флотилии.

В 1945 году заводу дано задание на постройку большой серии морских рейдовых буксиров полуледокольного типа проекта «719» для Тихоокеанского военно-морского флота. Их осадка – 1,5 метра не позволяла сплавлять по мелководной Шилке, поэтому до Хабаровского завода им.С.М.Кирова они доставлялись на специально изготовленных понтонах. В Хабаровске производилась окончательная доводка и сдача судов.

Всего за годы Великой Отечественной войны завод построил для Амурской военной флотилии и Тихоокеанского военно-морского флота 56 судов. Среди которых: 5 десантных барж, 4 плавучие батареи, 2 плавучие базы бронекатеров и другие корабли. Произвел средний и текущий ремонт кораблей на сумму 1 240 000 рублей при плане 845 тысяч. Помимо основной продукции в номенклатуру производства военных лет входило изготовление наплавных мостов, буйков для установки заградительных сетей в море, запасных частей для тракторов и водоналивных катков, саней для станковых пулеметов и лыжных креплений для лыжных батальонов Красной Армии и многое другое.

Говоря о кораблях Амурской военной флотилии, ремонтировавшихся на заводе в те или иные годы, пожалуй, следует сказать, что в Сретенском затоне до 1952 года базировались бронекатера. Они имели на вооружении пушку в танковой башне. На корме размещалась реактивная установка на 16 снарядов, имелся также спаренный крупнокалиберный пулемет. 1000-сильный мотор катера марки «Паккард» работал на самом высокоактановом бензине. Корабль мог двигаться вверх по течению со скоростью 30 км/час. Легкая броня защищала только от стрелкового оружия. Команда состояла из 16 человек. Условия для жизни экипажа были жесткие: на катере не было ни отопления, ни туалета.

Сретенский отряд входил в состав Зее-Буреинской бригады, дислоцировавшейся в селе Малая Сазанка, в протоке, километрах в 20 от Зейского моста, или в 160 км от Благовещенска. Сюда же входили тихоходные канонерская лодка «Красная Звезда» и монитор «Активист». Кроме шести бронекатеров отдельного Сретенского дивизиона в Затоне находился буксир РЧБ-24 Якова Дмитриевича Бутакова из отдела военных судов гавани. Летом этот буксир уводил за собой бронекатера, счаленные «пыжами» по три, обратно же вел в кильватере по одному, так как «по мятой воде» легче преодолевать сопротивление течения.

Маневренная база дивизиона находилась на Амуре в Даване, местечке выше села Утесное, в 40 км от устья Шилки. Общефлотская же база боевой подготовки размещалась на реке Зея.
Напрашивается вопрос, почему же так далеко от центральной базы дислоцировался отряд? Ответ один: из Сретенска быстрее и проще попадать в пограничную Аргунь. Это хорошо показали и доказали боевые действия против японцев летом 1945 года.

За самоотверженный труд на фронтовых заказах директор завода И.М.Сидоренко и начальник техотдела И.С.Гудим были награждены орденом Красной звезды, главный инженер Е.Н.Шапошников и начальник цеха (затем парторг завода) Н.Е.Шеремет – орденами Отечественной войны II степени. И.С.Гудим и Е.Н.Шапошников в последствии работали директорами Сретенского судостроительного завода, а последний со временем стал заместителем министра судостроительной промышленности СССР и лауреатом Государственной премии. Медалью «За боевые заслуги» награждены передовые рабочие, «гвардейцы труда»: В.П.Зуев, З.Ибрагимов, П.А.Миронов, Н.Г.Переломов, С.И.Шипицын, И.С.Душечкин и другие. 435 судостроителей было награждено медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

С окончанием войны строительство военных кораблей не прекращается. Более того, в план производства летом 1950 года включается строительство судов 450-го проекта.

Проект 450 – это малый танкодесантный корабль. Длина его 52,5 м, ширина – 8,2м, высота борта – 3,3 м. Корабль однопалубный, с двухвальной дизельной установкой, способен принять три средних танка. Полное водоизмещение судна составляло 877 т. Средняя осадка при водоизмещении порожнем не превышала 1,5 метра (носом – 0,6м, кормой – 2,38м). Полные запасы: дизельное топливо – 33 т, смазочное масло – 1,3 т, котельная вода – 5,1 т, питьевая вода - 1,8 т, мытьевая – 2,7 т. Автономность по запасам провизии и пресной воды – 10 суток.

Негласно эти суда именовали «кораблями разового пользования». То есть постройка считалась оправданной в случае, если корабль погибал успев произвести высадку танков. Но поскольку срок «разового броска» так и не наступал, то экипажам приходилось годами эксплуатировать эти простейшие корабли с большим количеством проектных недостатков, они были осознанными и объяснялись стремлением максимально удешевить корабли. Корабль интенсивно использовался для снабжения гарнизонов и погранзастав восточного побережья СССР. Он не обладал достаточной мореходностью, особенно при ходе против волны, чрезмерно забрызгивался и заливался. Танковый трюм мог оказаться затопленным при незначительных повреждениях сходни или борта. Отсутствовала специальная лебедка для самостаскивания корабля с пляжа после высадки техники, неудобным было обслуживание кормового якорного устройства. Машинное отделение – нетерпимо стесненное. В трюм не проходили спецмашины (фургоны), перевозка которых была жизненной необходимостью.

Перед запуском двигателей десантируемых танков требовалось снять лючины (деревянные крышки грузовых люков танкового трюма), так как принудительной вентиляции трюм не имел, он загазовывался сразу и до непереносимого уровня. Операция раскрытия трюма была весьма трудоемкой, а средства самообороны минимальные – всего 2 спаренных пулемета. Ни о каких мерах противоавиационной защиты речи не было. И таких кораблей было построено более полусотни.

Суда этого типа в стране раньше не строились, поэтому сразу же возникло много проблем, отмечал работавший тогда старшим строителем головного судна А.П.Лайд. Лето 1951 года, когда предстояло осуществить спуск на воду головного заказа, выдалось сухим, Шилка была мелководной, а корабль довольно габаритный. Опасений было много, боялись возможной аварии. На церемонию прибыло все районное руководство, в том числе из районного отдела МГБ. Но все прошло благополучно, да и в дальнейшем спуск кораблей этой серии обходился без неприятностей.

В программу швартовных испытаний входила погрузка и выгрузка танков. Эту часть испытаний из соображений секретности проводили во вторую смену с привлечением ограниченного числа участников.

До Хабаровска корабли доставлялись на понтонах. На борта корабля еще на стапеле приваривалось 12 мощных обухов, к которым после спуска на воду навешивались сварные кронштейны. Под них подводились побортно по три притопленных понтона, вся система выравнивалась, производилось соответственное крепление понтонов к кронштейнам, понтоны продувались, и корабль всплывал, насколько требовалось. Буксировка до Хабаровска продолжалась около двух недель. Там происходило распонтонирование, затем корабль совершал контрольный выход на Амуре, после чего своим ходом шел к морскому месту базирования. Понтоны по железной дороге возвращались на завод.

Особую сложность доставляло судостроителям обеспечение плотности и водонепроницаемости аппарели, прижимаемой в закрытом состоянии по периметру и контуру рамы с резиновым уплотнением специальной формы. При поднятом и закрытом состоянии аппарель являлась как бы носовой водонепроницаемой переборкой, при опущенном по ней заходили в трюм танки.

В первый же год было сдано два корабля, а в 1952-м уже семь единиц. При чем последнее судно было отправлено 5 октября недостроенным, достройка велась в пути следования коллективом из 49 человек, возглавляемым строителем Г.М.Синцовым. Все работы были сделаны, судно сдано в Хабаровске заказчику, но осталось там зимовать, так как выводить его через лиман во Владивосток было уже рискованно. В дальнейшем такой метод достройки кораблей применялся и на других заказах.

В 1953 году сдали уже 11 кораблей. Но из-за сильной засухи и, соответственно, низкого уровня воды в Шилке четыре объекта остались зимовать в Сретенском затоне.

Начальником отделения контрольно-приемного аппарата Главного управления кадров ВМФ на заводе в то время был инженер-капитан 1 ранга Э.М.Ровенский. Орденоносец, он всю войну прослужил на кораблях в Кронштадте, а после войны стал флагманским механиком Таллиннской военно-морской бригады. В подчинении у него с 1955 по 1958 год состоял А.Ф.Никольский, в дальнейшем также капитан 1 ранга – инженер, лауреат Государственной премии «За работу в области судостроения», награжденный медалью «За боевые заслуги».

В 1962 году заказы для ВМФ возобновляются, в план производства включается строительство головного судна морского транспорта проекта 1823, весьма сложного по оборудованию и монтажу систем специального устройства. Предусмотрено три варианта строительства этого корабля, два из них – экспортные для эксплуатации в условиях тропиков. Заказчик – минно-торпедное управление ТОФ. В связи с постройкой судов нового заказа в 1963 году на заводе осваивается сварка полиэтиленовых труб.

Место достройки и сдачи судов проекта 1823 было определено на заводе № 175 ТОФ во Владивостоке. И опять пришлось преодолевать немалые трудности, поскольку никакого опыта, особенно по обработке и испытанию спецсистем корабля завод не имел. В 1964 году завод не смог сдать суда заказчику, сдав их только во второй половине 1965-го уже на базе Хабаровского судостроительного завода во Владивостоке.

При отправке кораблей из Кокуя сложилась сложная ситуация в связи с мелководьем Шилки и Верхнего Амура. Посадив на мель большой теплоход, Амурское пароходство отказалось от буксировки судов военного заказа. Тогда на заводе решили обойтись собственными силами. Сретенская пристань передала в Кокуй списанный пассажирский пароход «Муром», построенный здесь еще до революции. Буквально за несколько суток судостроители переоборудовали его в буксир, набрали команду машинистов, кочегаров, рулевых и матросов, пригласили двух лоцманов-пенсионеров, и в сентябре 1965 года старенький колесный «Муром» повел два военных корабля вниз по течению. Для страховки до Амура его сопровождали заводской катер «Спутник» и взятый в аренду у Сретенской пристани буксир «Балей». Корабли благополучно дошли до Хабаровска, а пароход-буксир вернулся в Кокуй, где был вновь переоборудован теперь уже под сдаточную базу и служил заводу в Хабаровске еще 20 лет, пока не затонул в 80-е годы от случайно полученной пробоины.

Первые два морских транспорта получили названия «Лот» и «Лаг». А всего было построено четыре единицы. Длина кораблей этой серии составляла 51,5 м, ширина – 8,4 м, высота – габаритная 11,2 м, осадка в порожнем состоянии – 1,87 м, водоизмещение порожнем – 456 т, грузоподъемность – 220 т, мощность – 600 л.с.
Спустя 10 лет, в 1976 году, в план производства завода включают строительство головного заказа проекта 1481, речного танкера для Амурской военной флотилии, а также начинаются подготовительные работы к выпуску артиллерийского катера проекта 1248 («Москит») для пограничных войск. К 1978 году нефтеналивных судов удалось построить 4 единицы.

В этом же году заложен головной артиллерийский катер класса «Москит». Длина его 38,9м, ширина – 6,1м, водоизмещение 210 тонн. Катер имеет три двигателя по 1 100 л.с. каждый и два генератора по 50 Квт. На носу его установлена танковая башня со 100-мм пушкой, установка «Утес», шести ствольная установка АК-306 (автомат корабельный 30-ти мм), реактивная двуствольная 140-мм установка ЗИФ и 30-мм гранатомет. В вооружение катера входит переносной ЗРК типа «Игла». Численность экипажа 19 человек. При строительстве артиллерийских катеров на заводе применялись самые передовые технологии того времени. Их производство проходило в режиме повышенной секретности. Корабли этого класса по праву считаются гордостью кокуйских корабелов в части военного производства.

Впервые в те же годы был предусмотрен ремонт на заводе сторожевых катеров и сухогрузных теплоходов морских частей погранвойск КГБ СССР.

Постройка 8 единиц танкеров закончилась в 1981 году. Строительство артиллерийских катеров класса «Москит» было прекращено в 1992 году. Всего их было построено на заводе 23 единицы. Хорошо вооруженные и оснащенные эти корабли и ныне достойно несут службу по охране водных рубежей страны. А малый пограничный катер проекта 1298 «Аист», освоенный кокуйскими корабелами, пришелся по душе пограничникам Сретенского дивизиона сторожевых катеров. Его экипаж состоит всего из двух человек. «Сретенцы», как их называют пограничники, обеспечивают надежную связь между заставами на Аргуни и Амуре.

В нашей статье о военном кораблестроении в Кокуе было бы несправедливо умолчать о том, что в разные годы на разных судостроительных заводах страны посланцы Сретенского судостроительного завода участвовали в строительстве военных кораблей различных типов, как надводных, так и подводных.

Например, в марте 1948 года большая группа работников судомонтажного цеха приказом министерства была командирована в Керчь с целью обеспечить в установленный правительством срок сдачу головного заказа, предназначенного для траления и постановки мин, проведения десантных операций. И судостроители не подвели. Вскоре первый «пахарь» - так ласково называли тральщик военные моряки, сошел со стапелей завода и включился в нелегкую и опасную работу по обезвреживанию от мин акватории Черного и Азовского морей.

В дальнейшем кокуйские судостроители еще не раз показывали примеры самоотверженного труда на других заводах, внеся тем самым весомый вклад в укрепление обороноспособности страны. Недаром день Военно-Морского флота здесь издавна считался профессиональным и всенародным праздником, а в последние годы он стал еще и Днем поселка.

В настоящее время на судостроительном заводе, несмотря на катастрофические потрясения 90-х годов, сохранены производственные мощности. Корабелы готовы выпускать суда как гражданского, так и военного назначения. К сожалению, при существующей системе, без государственной поддержки, завод не может конкурировать в явно неравной борьбе с другими крупными верфями. Очень жаль если история российского кораблестроения на Шилке останется лишь яркой вспышкой во времени, полной трудовой доблести и героизма.

Амурская военная флотилия

Знамя флотилии

Общие данные

Численный состав

Техника (по состоянию на 1910 г.):

  • Техника надводная - 33 ед..

Техника (по состоянию на 1945 г.):

  • Техника надводная - 126 ед..

Техника (по состоянию на 1997 г.):

  • Техника надводная - 82 ед..

Военные конфликты

Орден Красного Знамени

История флотилии

Первое формирование

Русские землепроходцы впервые появились на Амуре в середине XVII в. Это были отдельные отряды казаков, собиравшие дань с коренного населения. И только в середине XIX века, вследствие продуктивной деятельности генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского, экономическая жизнь на одних из самых дальних регионах России существенно оживилась. Так, в 1850-1855 гг. гидрографическими описаниями реки занялась Амурская экспедиция под командованием капитана 1 ранга Г.И.Невельского (несколько офицеров и 60 матросов).

Н.Н.Муравьев-Амурский

Весна 1852 года ознаменовалась началом парового судоходства на Амуре, когда в его воды вышел пароход «Аргунь», построенный на Шилкинском заводе. 14 мая Н.Н.Муравьев-Амурский на 77 судах отправился из Нерчинска в первую военную экспедицию. На караване судов перевозилось большое количество материалов, инструментов, боезапас и запас продовольствия на два года. С этой экспедиции началось массовое освоение Дальнего Востока. В 1854 году второй караван доставил сотню лошадей и всевозможные запасы на два года вперед.

Весной 1857 года переселение казаков стало намного интенсивнее, так как в Николаевске-на-Амуре собрали и спустили на воду два парохода Сибирской флотилии «Амур» и «Лена». К концу года на Амуре насчитывалось уже 17 казачьих станиц, в которых разместились три конные сотни и два армейских батальона с дивизионом полевой артиллерии. Число населения обоих полов составило 1850 человек, но уже в 1858 году возросло до 2350, а станиц - до 32. Тогда же сформировался конный полк и переселение пеших казаков в станицу Хабаровку (ныне город Хабаровск).

Стремление создать Амурскую речную флотилию впервые появилось в 1885 году, но из-за экономических соображений решение не свершилось. В 1897 году, несмотря ни на что, начала свою деятельность немногочисленная Амуро-Уссурийская казачья флотилия . На ряду с этим пароходы Амуро-Уссурийской казачьей флотилии , а также Министерства путей сообщения: «Селенга», «Сунгари», «Газимур», «Амазор», «Хулок» и другие пришлось вооружить легкой артиллерией и пулеметами. Для этого начальник Владивостокского порта выделил 10 - 4-фунтовых пушек образца 1867 г., а так же 3 - 47-мм орудий Hotchkiss . В 1900 году создание речной флотилии рассматривалось в межведомственной комиссии, работавшей по инициативе Военного министерства.

Русско-японская война

Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. срочная потребность обороны реки возросла, так как Китайско-Восточная железная дорога (далее для удобства будет использоваться аббревиатура КВЖД) не справлялась с перевозкой необходимых грузов и большая часть их переправлялась по рекам Амурского бассейна. Из-за неподготовленности канонерских лодок, строившихся в Сормово, пришлось воспользоваться колесными пароходами и винтовыми катерами Военного ведомства и Корпуса пограничной стражи, а также баржами Амурского общества пароходства и торговли и Министерства путей сообщения, поспешно снабдить их артиллерией и этими плавучими батареями укрепить несколько важных стратегических пунктов по Амуру. Кроме того, с Балтийского флота по железной дороге дополнительно перевезли миноноски и спустили их на воду в поселке Кокуй.

После окончания неудачной для Российской империи войны (В 1905 г. Портсмутский мирный договор отрезал от центра России южноуссурийский театр, наложив запрет на пользование КВЖД в стратегических целях.) значение развития путей сообщения Амурского бассейна, как единственной на Дальнем Востоке линии сообщения возросло до небывалых масштабов. Специально для развития этого региона на верфях были заложены 4 мореходные канонерские лодки типа «Гиляк» для защиты низовьев Амура. Но из-за чрезмерного веса осадка судов оказалась слишком велика для рек, и их было решено оставить на Балтике. Но взамен их, в Сормово были заложены восемь более мощных башенных канонерских лодок типа «Шквал» . Среди речных кораблей мира они имели самое мощное артиллерийское вооружение и противоснарядное бронирование. Кроме того, в состав флотилии вошли 10 посыльных судов, а по существу - артиллерийских бронекатеров типа «Штык». Приказом Морского ведомства от 28 ноября 1908 была сформирована Амурская речная флотилия . Базой флотилии был назначен город Хабаровск. К лету 1910 года корабельный и судовой состав флотилии был укомплектован полностью.

Второе формирование

Революция и Гражданская война

канонерская лодка «Орочанин» и посыльное судно «Пика»

В декабре 1917 г. ,без всяких сопротивлений, флотилия подняла красные флаги, вступив в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) . В июле-сентябре 1918 г. флотилия принимала участие в борьбе с японскими интервентами, белогвардейцами, чехословацкими воинскими частями. 7 сентября 1918 г. находившиеся на приколе в Хабаровске основные силы флотилии были захвачены японцами и вошли в состав японской флотилия на реке Амур, а канонерская лодка «Орочанин» , посыльное судно «Пика» вместе с 20 гражданскими пароходами и 16 баржами ушли в верховья реки Зеи, где были затоплены экипажами в конце сентября 1918 г. во избежание захвата. Амурская флотилия как соединение перестало существовать. Белая армия пыталась создать свою флотилию на реке Амур, но этому воспрепятствовали японские интервенты. В 1919 часть кораблей была взорвана во избежание захвата красными партизанами, оставшиеся на плаву суда были сформированы в только что образованную Амурскую флотилию Народно-революционной армии Дальневосточной Республики. Из-за захвата Хабаровска в 1920 году, некоторое время штаб находился в Благовещенске.

К лету 1921 года после ремонта ввели в строй шесть канонерских лодок , пять вооруженных пароходов, шесть катеров, шесть тральщиков, около 20 вспомогательных судов. С апреля 1921 года флотилия подчинялась штабу Морских сил ДВР. Она взаимодействовала с сухопутными войсками на реках Амур и Уссури, обороняла минно-артиллерийскую позицию в районе Хабаровска. С ноября 1922 года по сентябрь 1926 года входила в состав Морских сил Дальнего Востока как Амурская речная военная флотилия . В мае 1925 г. дипломатическим путём удалось получить от Японии уведенные ею речные корабли. 6 сентября 1926 года, после упразднения Морских сил Дальнего Востока, непосредственно подчинена начальнику Военно-Морских Сил РККА. 29 сентября 1927 года переименована в Дальневосточную военную флотилию.

Межвоенный период

бронекатер пр.1124 смешанной компоновки (одна башня танка Т-34, одна установка «Катюша»)

После всех бед, навалившихся одновременно, флотилия пришла в плачевное состояние. Большая часть кораблей стояло в затонах без двигателей (во время Первой Мировой Войны дорогостоящие дизельные двигатели были перевезены на основные театры боевых действий) или уничтожены, оставшиеся корабли были в достаточно запущенном состоянии. Но начиная с первой половины 1920-х потрепанная флотилия начала с огромным энтузиазмом возвращаться к жизни. Корабли, оставшиеся от Российской Империи ремонтировали, модернизировали и перевооружали. В 1927 году с Черного и Балтийского морей пришло несколько бронекатеров. Итого после начала второй жизни флот насчитывал: 7 канонерских лодок типа «Шквал» , 5 канонерок типов «Бурят» и «Вогул» и 7 бронекатеров типов «Партизан», «Копьё», «К» и «Н».

В 1929 году флотилия принимала участие в боях с китайскими милитаристами в ходе конфликта на КВЖД. Сразу после захвата КВЖД китайскими войсками, начались обстрелы советских светофоров и ближайших населенных пунктов. В октябре 1929 г. началась активная фаза, и Амурская флотилия наступала по Сунгари до города Фуцзинь. 11 октября 1929 года у Лахасусу (Тунцзян) в устье Сунгари произошло полномасштабное артиллерийское сражение основных сил речных флотилий, закончившееся полным разгромом противника - Сунгарийской флотилии. 20 мая 1930 за слаженные и продуктивные действия по разгрому "белокитайцев" флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала называться Дальневосточной Краснознаменной военной флотилией.

С 1935 по 1941 год Амурская Краснознаменная военная флотилия пополнилась современными речными кораблями новой постройки. В список нововведений входили: монитор «Активный» , большие бронекатера пр.1124 с двумя башнями танка или двумя установками «Катюша» и малые бронекатера пр.1125. Так же в 1941 году корабельный состав пополнился 8 канонерскими лодками из бывших пассажирских пароходов, минными заградителями и остальными боевыми судами.

Великая отечественная война

По существу, Амурская военная флотилия не принимала участие во Второй мировой войне , но сделала огромный вклад в победу над японской Квантунской армией и вооруженными силами марионеточных государств, созданных Японией на территории Маньчжурии и Северной Кореи. Вся флотилия , в составе 126 боевых кораблей, 68 самолетов и 12,5 тысяч личного состава (флотилия противника состояла из 26 боевых кораблей, трех полков пехоты с 50 десантными мотоботами и 60 моторными лодками), в период с 9 августа– 2 сентября 1945 г. проводила особо важную для победы Маньчжурьскую операцию. Главной целью было обеспечить безопасный переход сухопутных сил через реки Амур и Уссури, содействовать наступлению войск фронта на сунгарийском на­правлении. Помимо прочего, она должна бы­ла не допустить форсирования против­ником этих рек и обеспечивать свои коммуникации; по мере нашего продви­жения вдоль Сунгари осуществлять пе­реправу личного состава и техники; уничтожать переправы и подавлять точки сопротив­ления врага на прибрежных участках, а также его корабли.

высадка десанта с монитора «Дальневосточный комсомо­лец»

В ночь на 9 августа 1945 г. началось форсирование крупных водных преград. Заблаговременно корабельная и полевая артиллерия провела артиллерий­скую подготовку. Наступление в полосе 15-й армии началось с действий передо­вых и разведывательных отрядов по за­хвату островов на Амуре. 9 августа 2-я бригада кораблей выса­дила десант на подступах к узлу сопро­тивления Фуюань (устье Уссури) и под­держала его артиллерийским огнем. 10 августа форсирование Амура осу­ществлялось одновременно на всем его протяжении от устья Уссури до его вер­ховьев. Корабли флотилии высадкой штурмовых групп и огнем оказывали помощь войскам в захвате опорных пунктов противника на противоположном берегу. Уп­равление боем за высадку и на берегу осуществляло командование 2-й брига­ды кораблей и 630-го стрелкового полка с монитора «Дальневосточный комсомо­лец». Район десантирования прикрывался истребителями. К 16 часам войска овладели городом.

Перед кораблями флотилии была по­ставлена новая задача - в кратчайший срок перебросить на захваченные плац­дармы силы вторых эшелонов. Для это­го оборудовали три крупные (Ленинская, Сахалянская, Константиновская) и пара малых переправ. Результативная их работа достигалась путем согласованных действий органов военных соообщений фронта, флотилии и военно-транспортной службы Нижне-Амурского бассейна. На каждой переправе создавалась военная комендатура, занимающаяся вопросами организации. За короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой тех­ники и различного военного имущества. В ходе Сахалянской операции войска 2-й Краснознаменной армии, 101-го укрепленного района и Зее-Бурейская бригада речных кораблей, форсировав Амур, за два дня в упорных боях овла­дели тремя плацдармами на его правом берегу (Сахалян, Айгунь и Цикэ). Раз­вивая наступление на цицикарском на­правлении, войска овладели позициями чжаланьтуньского узла сопротивления, уничтожили бронированные соединения врага. 18 августа был очищен от против­ника г. Суньу. Моряки Сретенского отдельного диви­зиона успешно действовали в верхнем течении Амура. Совместно со стрелко­выми частями и пограничниками они овладели крупным узлом сопротивления врага - Мохэ. Экипажи бронекатеров Ханкайского отдельного отряда разгро­мили пограничные гарнизоны, коменда­туры, заставы и уничтожили важные ог­невые точки на северном побережье озе­ра Ханко. В результате согласованных действий войск 2-го Дальневосточного фронта, кораблей Амурской флотилии и погра­ничных частей все побережье Амура в течение трех дней было освобождено от японцев. Захваченный врасплох против­ник не сумел организованно использо­вать речную флотилию для противодей­ствия форсированию рек и развитию на­ступления вдоль Сунгари. Вот как говорил об этой операции маршал СССР К.А.Мерецков:

Через десять лет после победоносного окончания войны, в августе 1955 года флотилия переформирована в Краснознамённую Амурскую военно-речную флотилию Тихоокеанского флота. С 1961 года на реке Амур существовала бригада строящихся и ремонтирующихся кораблей, затем дивизия речных кораблей ТОФ. Указом президента РФ (В.В.Путин) от 7 июня 1998 г. Амурская пограничная речная флотилия расформирована из-за недофинансирования. Соединение было решено разделить на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров.

Организационный состав

Первое формирование

Штаб

Штаб первого формирования находился в городе Хабаровск.

Маньчжурская операция, проводившаяся в период 9 августа – 2 сентября 1945 г. советскими и монгольскими войсками против японской Квантунской армии и вооруженных сил марионеточных государств, созданных Японией на территории Маньчжурии и Северной Кореи. Результатом этой операции, которую иногда называют «блицкригом по-советски», стала полная ликвидация военного присутствия Японии на Азиатском континенте.

БОЕВОЙ СОСТАВ И ЗАДАЧИ АМУРСКОЙ ФЛОТИЛИИ

Краснознаменной Амурской военной флотилии , опера­тивно подчиненной командующему 2-м Дальневосточным фронтом, в Маньчжур­ской операции предстояло обеспечить форсирование сухопутными силами Амура и Уссури, содействовать наступлению войск фронта на сунгарийском на­правлении. Кроме того, она должна бы­ла не допустить форсирования против­ником этих рек и обеспечивать свои коммуникации; по мере нашего продви­жения вдоль Сунгари осуществлять пе­реправу личного состава и техники; уничтожать переправы и узлы сопротив­ления врага на прибрежных участках, а также его корабли.

Амурская военная флотилия включала четыре бригады и Сретенский отдельный диви­зион речных кораблей, Уссурийский и Ханкайский отдельные отряды бронека­теров. Всего Амурская флотилия насчитывала 126 кораблей, 68 самолетов и 12,5 тыс. человек личного состава.

Сунгарийская военная флотилия про­тивника, входившая в Квантунскую ар­мию, состояла из 26 кораблей, трех пол­ков морской пехоты с 50 десантными мотоботами и 60 десантными моторными лодками. Соотношение сил на реках было явно в пользу Амурской флоти­лии.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВД И ПОДГОТОВКА К ОПЕРАЦИИ

Географические условия позволяли кораблям действовать на трех оператив­ных направлениях: сунгарийском, сахаляно-цицикарском и приханкайском. Сунгарийское было главным, так как выво­дило войска Красной Армии к централь­ным районам Маньчжурии. Противник создал мощную систему обороны вдоль советских границ. Из 17 укрепленных районов на территории Маньчжурии 8 находились на направлениях действий Амурской флотилии. В нижнем течении Сунгари они включали около 950 сооружений.

Взаимодействие флотилии с сухопут­ными войсками было подчинено дости­жению главной цели: обеспечению высо­ких темпов наступления войск вдоль реки. Артиллерию флотилии планирова­лось использовать совместно с фронто­вой. Она осуществляла артиллерийскую подготовку, обеспечивала форсирование реки, захват и расширение плацдармов, поддерживала стрелковые соединения и части при отражении контратак против­ника.

Моряки изучили опыт ведения боевых действий речных флотилий в войне с фашистской Германией. При подготовке отрабатывались посадка, форсирование рек, высадка десантов, совместные дей­ствия с сухопутными войсками при за­хвате узлов сопротивления врага. Боль­шое внимание уделялось дооборудова­нию театра. Дополнительно строились пункты снабжения и ремонта техники. Отрабатывалось совместно с армейски­ми частями быстрое наведение мостов, фашин и т. п. для подхода войск к пе­реправам и пунктам посадки, заготавли­вались плоты и паромы. Согласовывались вопросы взаимодействия десантов с корабельной артиллерией и авиацией. Личный состав кораблей прошел подго­товку для действий в десантах. Моряки тренировались в подрыве дотов и дзотов, проводились соревнования истреби­телей танков и снайперов.

В феврале - марте 1945 г, в ходе двусторонней оперативной игры «Содей­ствие наземным войскам в наступатель­ной операции вдоль водного рубежа с форсированием укрепленного водного рубежа и уничтожением «флотилии про­тивника» отрабатывалась организация управления силами, для мобильности которой был создан командный пункт на корабле.

ДЕЙСТВИЯ АМУРСКОЙ ФЛОТИЛИИ В ХОДЕ ОПЕРАЦИИ

Войска 2-го Дальневосточного фронта в ночь на 9 августа 1945 г. форсирова­ли крупные водные преграды, противо­положный берег которых был сильно укреплен. Предварительно корабельная и полевая артиллерия провела артиллерий­скую подготовку. Наступление в полосе 15-й армии началось с действий передо­вых и разведывательных отрядов по за­хвату островов на Амуре. Так, передо­вой батальон 361-й стрелковой дивизии, предназначенный для захвата о. Татар­ский (отсюда противник контролировал вход в Сунгари), погрузился на корабли 1-й бригады, используя темную ночь и проливной дождь, высадился на остров и к утру взял его. Таким образом, вы­ход Сунгарийской флотилии в Амур в самом начале боевых действий был от­резан.

10 августа форсирование Амура осу­ществлялось одновременно на всем его протяжении от устья Уссури до его вер­ховьев. Корабли флотилии высадкой штурмовых групп и огнем оказывали помощь войскам в захвате опорных пунктов противника на противоположном берегу.

9 августа 2-я бригада кораблей выса­дила десант на подступах к узлу сопро­тивления Фуюань (устье Уссури) и под­держала его артиллерийским огнем. Уп­равление боем за высадку и на берегу осуществляло командование 2-й брига­ды кораблей и 630-го стрелкового полка с монитора «Дальневосточный комсомо­лец». Район десантирования прикрывался истребителями. К 16 часам войска овладели городом.

Перед кораблями флотилии была по­ставлена новая задача - в кратчайший срок перебросить на захваченные плац­дармы силы вторых эшелонов. Для это­го оборудовали три крупные (Ленинская, Сахалянская, Константиновская) и не­сколько малых переправ. Успешная их работа достигалась путем согласованных действий органов военных соообщений фронта, флотилии и военно-транспортной службы Нижне-Амурского бассейна. На каждой переправе создавалась военная комендатура, занимающаяся вопросами организации. За короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой тех­ники и различного военного имущества.

В ходе Сахалянской операции войска 2-й Краснознаменной армии, 101-го укрепленного района и Зее-Бурейская бригада речных кораблей, форсировав Амур, за два дня в упорных боях овла­дели тремя плацдармами на его правом берегу (Сахалян, Айгунь и Цикэ). Раз­вивая наступление на цицикарском на­правлении, войска овладели позициями чжаланьтуньского узла сопротивления, уничтожили бронированные соединения врага. 18 августа был очищен от против­ника г. Суньу.

Моряки Сретенского отдельного диви­зиона успешно действовали в верхнем течении Амура. Совместно со стрелко­выми частями и пограничниками они овладели крупным узлом сопротивления врага - Мохэ. Экипажи бронекатеров Ханкайского отдельного отряда разгро­мили пограничные гарнизоны, коменда­туры, заставы и уничтожили важные ог­невые точки на северном побережье озе­ра Ханко.

В результате согласованных действий войск 2-го Дальневосточного фронта, кораблей Амурской флотилии и погра­ничных частей все побережье Амура в течение трех дней было освобождено от японцев. Захваченный врасплох против­ник не сумел организованно использо­вать речную флотилию для противодей­ствия форсированию рек и развитию на­ступления вдоль Сунгари.

После овладения устьем реки войска и корабли устремились вперед. Маршал Советского Союза К. А. Мерецков пи­сал: «По Сунгари, становившейся как бы осью действий фронта, поднималась Амурская флотилия, а по обоим берегам реки продвигались ударные наземные со­единения».

АМУРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ- формирование в составе военно-морского флота. Создана в 1900 для обороны границы по рекам Амур и Уссури. Во время Гражданской войны корабли захвачены японскими интервентами. Воссоздана в 1920. Участвовала в боевых действиях в период советско-китайского конфликта 1929, в Маньчжурской операции 1945 во время советско-японской войны.

Флотилия была создана как временное формирование для защиты форпостов России на Дальнем Востоке. В ее состав входили вооруженные коммерческие пароходы, которые осуществляли воинские перевозки, так как до постройки КВЖД р. Амур была единственным путем сообщения. Б 4904 флотилия была усилена вооруженными пароходами и миноносцами. Во время русско-японской войны 1904-05 суда флотилии перебрасывали войска и грузы в Маньчжурию.

В июле 1906 было принято постановление об учреждении Амурской военной флотилии для обороны пограничной линии амурского бассейна и обеспечения сообщений по р. Амур и постройке для нее специальных военных судов. 10.5 1907 первые канонерские лодки вошли в состав флотилии. В 1910 она насчитывала 8 башенных мореходных канонерских лодок (мониторов), 10 канонерских лодок с малой осадкой, 10 посыльных и несколько вспомогательных судов. Главной базой был Хабаровск.

В декабре 1917 была создана советская Амурская военная флотилия. В ее состав вошли корабли и суда, чьи экипажи перешли на сторону Советской власти. Флотилия принимала активное участие в борьбе с японскими интервентами и белогвардейцами, в установлении Советской власти в Хабаровске и Благовещенске. В марте 1918 канонерская лодка «Орочанин» и посыльное судно «Пика», а также отряд моряков флотилии успешно действовали против банд Гамова в Благовещенске. В апреле сводный отряд (около 1000 человек) моряков Сибирской и Амурской флотилий вел бои против отрядов атамана Семенова в Читинской обл. 2 монитора и 5 канонерских лодок флотилии несли сторожевую службу на реках Амур и Уссури и оказывали содействие войскам Красной Армии. В конце июня 1918, когда части мятежного чехословацкого корпуса заняли Владивосток, на Уссурийский фронт прибыли отряд моряков-амурцев и два бронепоезда. Корабли флотилии оказали существенную помощь войскам при отражении наступления врага.

После захвата японскими интервентами 7.9 1918 базы флотилии в Осиповском затоне (у Хабаровска) часть кораблей была затоплена экипажами. Канлодка «Орочанин» в составе Благовещенского отряда вела упорные бои с интервентами до конца сентября, затем отошла вверх по р. Зея, где была приведена в Негодность, а ее экипаж перешел к партизанским действиям. В октябре 1920 японцы увели на о. Сахалин лучшие корабли флотилии — монитор «Шквал», канлодки «Бурят», «Монгол» и «Вотяк», 2 парохода и несколько барж с грузами на сумму более 13 млн рублей золотом.

8.5 1920 в Благовещенске началось воссоздание Амурской флотилии. С 19.4 1921 она была подчинена штабу Морских сил ДВР и в мае перебазировалась в Хабаровск. К лету 1921 вошли в строй мониторы «Шторм» и «Ураган», канлодки «Сибиряк», «Вогул» и «Калмык», 4 вооруженных парохода, 2 плавучие батареи. В октябре в связи с угрозой захвата города белогвардейскими и японскими войсками корабля перешли в Благовещенск. Амурская флотилия участвовала в разгроме белогвардейцев в Приморье. 10.9 1922 в Николаевске с двух канлодок был высажен десант, принявший участие в освобождении Нижнего Амура от белогвардейцев и интервентов. 30.9 отряд кораблей флотилии нанес поражение белогвардейским кораблям на оз. Ханка. Существенную роль сыграли моряки флотилии в ликвидации последних очагов контрреволюции на Дальнем Востоке. С 9.1 1922 флотилия входила в Народно-революционный флот ДВР, с ноября 1922 по сентябрь 1926 — в состав Морских сил Дальнего Востока, затем, в апреле 1927, была переименована в Дальневосточную военную флотилию (главная база Хабаровск) и подчинена Управлению ВМС РККА. В 1929, накануне конфликта на КВЖД, флотилия имела в составе 3 дивизиона кораблей (4 МН, 4 КЛ, 3 БКА, 1 ЗМ), группу тральщиков, десантный батальон, отряд гидроавиации (14 гидросамолетов). В ходе боевых действий во время советско-китайского конфликта флотилия успешно высадила ряд тактических десантов, огнем кораблей взламывала оборону противника, уничтожила Сунгарийскую военно-речную флотилию. 23.4 1930 она была награждена орденом Красного Знамени. В 30-х годах флотилия была оснащена новыми кораблями. 27.6 1931 переименована в Амурскую Краснознаменную флотилию.


Во время Великой Отечественной войны сформированные на флотилии батальоны морской пехоты и другие подразделения (всего более 9,5 тыс. моряков) сражались на сухопутных фронтах против немецко-фашистских захватчиков. В период войны с Японией в 1945 флотилия (6 МН, 11 КЛ, 7 МКА, 52 БКА, 12 ТЩ, 36 КАТЩ и вспомогательные суда) обеспечивала оперативные перевозки высадку десантов, форсирование рек Амур, Уссури, Сунгари. Вместе с частями 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов участвовала в овладении рядом опорных пунктов японцев и городов Маньчжурии. Впоследствии флотилия была расформирована.

Флотилией командовали: Г. Г. Огильви (декабрь 1917 — сентябрь 1918), В.Я. Канюк (май 1920 1920-июнь 1921), Н. В. Третьяков (август — октябрь 1921), Н. П. Орлов (октябрь 1921 — январь 1922), Е. М. Воейков (ноябрь 1922 -январь 1923), П. А. Тучков (январь -декабрь 1923), С. А. Хвицкий (декабрь 1923 — апрель 1926), В. В. Селитренников (май — сентябрь 1926), Я. И. Озолин (сентябрь 1926 -ноябрь 1930), Д. П. Исаков (ноябрь 1930 -октябрь 1933), И. Н. Кадацкий-Руднев (октябрь 1933 — март 1938), Ф. С. Октябрьский (март 1938 — февраль 1939), Д. Д. Рогачев (1939, врио), А. Г. Головко (июль 1939 — июль 1940), П. С. Абанькин (июль 1940 -июнь 1943; март — сентябрь 1944), Ф. С. Октябрьский (июнь 1943 -март 1944), Ф. С. Седельников (сентябрь 1944 -июнь 1945), Н. В. Антонов (июнь — декабрь 1945).