Биографии Характеристики Анализ

Анализ романа Андрея Битова «Пушкинский дом» с точки зрения постмодернистских приемов. Основные мотивы и художественное своеобразие лирики А.С

Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Но чтобы понять, в чем новаторство пушкинской прозы, необходимо проследить развитие русской прозы до Пушкина.
“Русская литература XVIII века была главным образом занята организацией стиха” (Б. М. Эйхенбаум). Проза как бы отступала на второй план. Русская проза XVIII века, а особенно конца столетия, тяготеет к нравоучительным, любовным и авантюрным романам, пришедшим в Россию с Запада. С другой стороны, она характеризуется близостью к монументальным стихотворным жанрам: философской оде и сатире. Отсюда преобладание в русской прозе этого времени произведений сатирических (Новиков) и философско-публицистических (Радищев). Перед Карамзиным встает задача обновления русской прозы, то есть преодоления традиций XVIII века. При этом Карамзин, во-первых, максимально сближает прозу с сентименталистской поэзией и, во-вторых, обращается к сугубо бытовому или к историко-бытовому материалу, причем с заметным моралистическим оттенком. К началу 10-х годов XIX века сентименталистская проза становится штампом, который необходимо разрушить. Это и осуществлялось русской прозой этого времени: романтиками (Бестужев-Марлинский, Одоевский) и “дидактиками” (Нарежный, Булгарин). Несмотря на существенные различия, например, установку романтиков на исключительность, оба направления имели много общего с Карамзиным: обращение к бытовому материалу у “дидактиков”, сближение прозы с поэзией, только уже с поэзией романтической, у романтиков. К концу 20-х годов и такая проза становится штампом. Примерно в это время Пушкин пишет первое прозаическое произведение, незаконченный роман “Арап Петра Великого”. Как мы видели, одним из общих принципов русской прозы до Пушкина было сближение ее с поэзией. Основной художественный принцип прозы Пушкина – отказ от подобного сближения, если так можно выразиться, намеренная прозаизация прозы.
Проблематика художественного произведения всегда связана с той целью, которую ставит перед собой автор, и с жанром художественного произведения. Пушкина как преобразователя русской прозы интересовали как частные проблемы русской жизни, так и проблемы всеобщие. Причем, разрабатывая проблемы более частные, Пушкин использует жанр новеллы, а более общие – жанры романа и повести. Среди таких проблем необходимо назвать роль личности в истории, взаимоотношения дворянства и народа, проблему старого и нового дворянства (“История села Горюхина”, “Дубровский”, “Капитанская дочка”).
Предшествовавшая Пушкину литература, как классицистская, так и романтическая, создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего – живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя. Алексей из “Барышни-крестьянки” с виду обладает всеми чертами романтического героя: “Он первый перед ними (барышнями) явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того он носил черное кольцо с изображением мертвой головы”. Охотничью собаку Алексея зовут Сбогар (по имени главного героя повести ТТТ. Нодье “Жан Сбогар”). Но затем сам Пушкин замечает 6 своем герое: “Дело в том, что Алексей, несмотря на роковое кольцо, таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности”. Если Пушкин в “Дубровском” и использует тему благородного разбойника, то он сильно видоизменяет ее: Дубровский мстит не за обиды, нанесенные бедным и обездоленным, а за смерть своего отца. В противоположность романтической установке на исключительность Пушкин делает главным героем своих прозаических произведений среднего человека – источник новых тем, новых сюжетов, нового художественного эффекта. Кроме того, введение в прозу среднего человека как главного героя позволяет Пушкину выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки (в этом смысле Пушкин близок к позиции Вальтера Скотта).
Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов: от бытоописательного “Арапа Петра Великого” до фантастичных “Гробовщика” и “Пиковой дамы”. Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Если романтик, описывая то или иное событие, как бы пропускал его через призму собственного воображения, усиливая, таким образом, трагический или героический эффект произведения, то для Пушкина такой путь был неприемлем. Поэтому он отказывается от романтического сюжета и обращается к бытовому материалу. Но при этом он не идет путем авторов нравоучительных романов XVIII века, сентименталистов или “дидактиков”, мало того, он отказывается от всякого сентименталистского сюжета: “Если бы я слушался одной своей охоты, то непременно и во всей подробности стал бы описывать свидания молодых людей, возрастающую взаимную склонность и доверчивость, занятия, разговоры; но знаю, что большая часть моих читателей не разделила бы со мною моего удовольствия. Эти подробности вообще должны казаться приторными, итак, я пропущу их…” (“Барышня-крестьянка”). Таким образом, Пушкин, как правило, отказывается от подробного изображения чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют в жизни не только какие-либо ее отдельные проявления, но вся жизнь в целом. Поэтому сюжеты прозы Пушкина так далеки от сюжетов “дидактиков” и романтиков. Большинство прозаических произведений Пушкина тяготеют к острому сюжету “с накоплением веса к развязке” (Б. М. Эйхенбаум). Ю. Н. Тынянов замечает даже, что основой некоторых прозаических произведений Пушкина является анекдот (“Повести Белкина”, “Пиковая дама”). Но в то же время Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы. Все это нужно для создания в произведении особой напряженной атмосферы, в которой эффект неожиданности еще сильнее. Иногда Пушкин использует сюжеты других авторов, но значительно видоизменяет их, вводит новых героев, новые детали, обращает внимание на другие стороны сюжета. Так, “Рославлев”, очевидно, близок роману М. Загоскина “Рославлев, или Русские в 1812 году”, “Метель” – новелле Вашингтона Ирвинга “Жених-призрак” (эту параллель заметил Н. Я. Берковский). Интересной с точки зрения сюжета является незаконченная повесть Пушкина “Египетские ночи”, в которой сюжета фактически нет. Ее основная тема – взаимоотношения поэта и общества, поэта и толпы, тема явно стихотворная. С другой стороны, стихотворения Пушкина, посвященные этой теме, бессюжетны. Может быть, поэтому в “Египетских ночах” нет сюжета.
Сжатость сюжета предполагает сжатость самого произведения. Действительно, у Пушкина нет больших по объему произведений: самое крупное – “Капитанская дочка” – занимает чуть более ста страниц. Большинство прозаических произведений Пушкина характеризуется четкостью композиции: они разделяются на главы или эти произведения легко по смыслу разделить на несколько частей, причем каждая из этих частей может восприниматься как законченный отрывок. Подобное деление осуществляется часто с помощью особых приемов повествования. Так, например, “Станционный смотритель” легко разделить на части по трем встречам рассказчика со станционным смотрителем Самсоном Выриным. Часто в прозе Пушкина можно выделить вступление и заключение. Во вступлении дается либо предыстория произведения, либо характеристика главных героев (в первом случае – “Дубровский”, во втором – “Барышня-крестьянка”). Заключение всегда рассказывает о дальнейших судьбах героев. Иногда вступления как такового нет, сразу начинается действие (это особенно характерно для новелл, которые не требуют подробной характеристики героев). Этим подчеркиваются ритм и стиль пушкинской прозы (“Выстрел”, “Гробовщик”, “Пиковая дама”). Часто нет и заключения, произведение остается открытым (“Метель”, “Гробовщик”). Это связано с философским взглядом Пушкина на жизнь как на нечто не прекращающееся, не имеющее конца, поэтому нет конца и у пушкинских повестей. Мы уже говорили о том, что для замедления развития сюжета Пушкин использует разнообразные композиционные приемы. Среди таких приемов необходимо назвать введение в прозаический текст песен, стихов, даже документов (“Дубровский”). Любопытным композиционным приемом является продолжение стихом прозы. Особенно часто он используется в “Повестях Белкина” и “Путешествии в Арзрум”. Вот пример из “Барышни-крестьянки”: “Поля свои обрабатывал он по английской методе:
Но на чужой манер хлеб русский не родится,
и, несмотря на значительное уменьшение расходов, доходы Григорья Ивановича не прибавлялись”. Подобные приемы не только замедляют развитие сюжета, но и характеризуют героя или ту обстановку, в которой он действует. Часто Пушкин использует такой художественный прием, как рассказ в рассказе или вставная новелла. Он необходим не только для замедления сюжета (это блестяще показывает Борис Михайлович Эйхенбаум в работе “Проблемы поэтики Пушкина”), но и для столкновения в произведении различных точек зрения. Лучшей иллюстрацией этого являются “Повести Белкина”: изданы они Пушкиным, написаны Белкиным, в свою очередь ему рассказаны от разных лиц (титулярный советник А. Г. Н., подполковник И. Л. П. и т. д.), а уже в сами повести вмонтированы рассказы их действующих лиц. Вообще проблема повествователя в пушкинской прозе необычайно сложна. Это объясняется тем, что Пушкин часто не только вводит в прозаическое произведение условного повествователя, но и рассказывает о нем, характеризует его, а сам выступает в роли издателя, и часто трудно понять, где в произведении высказывается сам Пушкин, а где повествователь. Во всяком случае, знака равенства между ними поставить нельзя.
Уже говорилось о том, что Пушкин выступал против описательности в прозе. Но тем не менее описания природы и интерьера в пушкинской прозе встречаются неоднократно. Несомненно, что Пушкину они нужны для создания особой атмосферы рассказа, для характеристики душевного состояния героя. Необходимо отметить, что описания природы в прозе Пушкина всегда соответствуют общему настрою повествования. Вот два примера из “Барышни-крестьянки” и из “Пиковой дамы”: “Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное дело, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию” (“Барышня-крестьянка”). “Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты… Герман стоял в одном сюртуке, не чувствуя ни ветра, ни снега” (“Пиковая дама”). С другой стороны, описания интерьера характеризуют не только героя, но и нравы целого круга людей, а иногда и нравы целой эпохи. (Вспомним, что герой Пушкина – средний человек.) Несомненно, что описание кабинета Чарского в “Египетских ночах” характеризует прежде всего его самого, но оно характеризует и быт дворянской молодежи 30-х годов XIX века. В связи с этим особую роль в пушкинской прозе играет деталь. Каждая деталь у Пушкина не только особо выделяется, но и выполняет определенную функцию в развитии сюжета или в характеристике героя: “Не стану описывать ни русского кафтана Андрияна Прохорова, ни европейского наряда Акулины и Дарьи, отступая в сем случае от обычая, принятого нашими романистами. Полагаю, однако ж, не излишне заметить, что обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи” (“Гробовщик”). Иногда на одной детали построено все произведение: такой прием использован Пушкиным в “Станционном смотрителе”: обыгрывается история блудного сына в картинках, которые висят в комнате Вырина.
Важным был для Пушкина вопрос о слоге и языке прозаического произведения. Пушкин писал в заметке “О причинах, замедливших ход нашей словесности”: “Проза наша так мало еще обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных…” Таким образом, перед Пушкиным стояла задача создания нового языка прозы. Отличительные свойства такого языка сам Пушкин определил в заметке “О прозе”: “Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат”. Такой стала проза самого Пушкина. Простые двусоставные предложения, без сложных синтаксических образований, ничтожно малое количество метафор и точные эпитеты – таков стиль пушкинской прозы. Вот отрывок из “Капитанской дочки”, типичнейший для пушкинской прозы: “Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка. Народ разошелся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника. Все было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Еще в 1882 г. Пушкин заметил: “Точность и краткость – вот первые достоинства прозы”. На этих принципах строится проза Чехова, который сумел точно и кратко передать правду самой обычной, будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические коллизии во внешне спокойном течении Read More ......
  2. В Болдине Александр Сергеевич Пушкин написал и “Повести Белкина”. Первые опыты в области художественной прозы были предприняты Пушкиным сравнительно поздно, когда он уже был прославленным поэтом. Известно, что еще в лицее он пробовал свои силы в прозе. К 1819 г, Read More ......
  3. енно с таким читателем, в котором Пушкин видел своего друга, он мог “заболтаться донельзя”. Одной из задач, которую ставил перед собой поэт, создавая образ лирического героя как повествователя, было введение лирических отступлений. С их помощью поэт показывает эволюцию взглядов повествователя Read More ......
  4. Роман “Дубровский” (1832) – одно из лучших произведений А. С. Пушкина. Герои этого произведения – Владимир Дубровский, Маша Троекурова, Кирилла Петрович Троекуров – сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Дубровский и Маша – натуры благородные, Read More ......
  5. Проза Блока широка по тематическому охвату и многообразна по жанрам. Критические жанры Блока, как и у других критиков, определялись конкретным содержанием его критического творчества, жанрообразующим началом его тематических заданий, ведением его тематических линий, а, в конечном счете, его мировоззрением, сутью Read More ......
  6. Прими собранье пестрых глав, Полу смешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессониц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет. Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет. А. С. Пушкин “Евгений Онегин” – трудное произведение. Самая легкость стиха, привычность содержания, Read More ......
  7. По жанру “Капитанская дочка” – историческое повествование в форме “семейственных записок”, в ней есть черты и повести и романа, историческое повествование тесно связано с личной судьбой главного героя, который участвует в этих событиях. Гринев анонсирует свои записки на склоне лет, Read More ......
  8. Деревенская проза занимает одно из ведущих мест в русской литературе. Основные темы, которые затрагиваются в романах такого жанра, можно назвать вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, актуальные в любое время. Ведущее место Read More ......
Художественное своеобразие прозы Пушкина

Особенности творчества Пушкина: 1.Специфическая универсальность художественного мышления. 2.Способность интуитивно проникать в дух различных культур и эпох(«протеизм»). 3.Широкая осведомленность в мировой литературе. 4.Продолжение начатой Тредиаковским, Ломоносовым и Сумароковым, Радищевым, Карамзиным, Жуковского и Батюшковым традиции создания новой русской литературы. 5.Ясное ощущение рубежей внутри собственного развития. 6.Реализация некоторого органического – творческого и жизненного – пути. 7.Многожанровость. 8.Новизна и необычность пушкинского стиля – условие создания синтеза языковых стилей и нового национального литературного языка.


I.Лицейский период (1813 – лето 1817 гг.) Традиции карамзинизма, Батюшкова и Жуковского (элегии, романсы, послания). Интерес к жанрам XVIII в. (философская проза, ода Державина, сатирическая поэма) и к гражданской лирике начала XIX в. Круг западноевропейских воздействий – от Вольтера до Оссиана. Вершинное произведение: Воспоминания в Царском Селе (1814) – синтез исторических элегий Батюшкова с державинской одой = гражданственно-патриотическая поэзия с личными интонациями II. Петербургский период (осень 1817 – весна 1820) Декабризм и поиски новых художественных решений в политической лирике (использование «маргинальных» жанров для создания гражданской поэзии, соединяющей высокий пафос с интимными интонациями: мадригал, послание) Главное создание периода – поэма Руслан и Людмила (1820, 1828): Основной художественный принцип – контрастное соположение несовместимых жанрово-стилистических отрывков, ирония, направленная на самый принцип жанровости принципы повествования «Евгения Онегина»


III.«Южный» период (1820–1824) Период романтических поэм Кавказский пленник (1820–21), Гавриилиада (1821), Братья разбойники (1821–22), Бахчисарайский фонтан (1821–23), Цыганы (1824) Проблема «байронизма». Структура романтической поэмы: принципы элегии в эпическом жанре и описательное начало. Кризисные настроения 1823 г. и обращение к проблеме народности. Итоговые (пограничные) произведения периода: начат роман в стихах Евгений Онегин (1823–1830), историко-политическая трагедия (1825, опубл. 1831). Два аспекта проблемы народности: 1) отражение в литературе народной психики и народных этических представлений (концепция Евгения Онегина), 2) роль народа в истории (Борис Годунов). Евгений Онегин как формула русского романа: 1) отношения героя и героини становятся моделью основных исторических и национальных коллизий русского общества XIX в. 2) Сложность характера Онегина – герой своего времени и историческое лицо, не исчерпавшее своих возможностей.


IV.После ссылок (сер х – 1830) Требование извлечь исторические уроки из поражения декабристов историзм – одна из доминирующих черт периода 1.Тема Петра в дальнейшем творчестве поэта Полтава (1829): сюжетное и стилистическое переплетение и контраст лирико-романтической и одической струй (столкновение эгоистической личности с исторической закономерностью); документальный комментарий и посвящение; путь к Медному всаднику. 2.Переход Пушкина к новому этапу реализма – возрастающий интерес к прозе. Болдинская осень (сент. – ноябрь 1830) – поиск нового построения характера человека, нового прозаического слова: Завершение Евгения Онегина – окончание предшествующего этапа, Повести покойного Ивана Петровича Белкина – начало нового. «Маленькие трагедии» – стремление к исторической, национальной и культурной конкретности образов, представление о связи характера человека со средой и эпохой (психологическая верность характеров и исторические конфликты между характерами людей различных эпох: рыцарский и денежный век в Скупом рыцаре, классицизм и романтизм в Моцарте и Сальери, Ренессанс и Средние века в Каменном госте и Ренессанс и пуританизм в Пире во время чумы).


V.1830-е годы Узел основных тем творчества 1830-х гг. – три силы, энигматичное поведение которых могло определить грядущую судьбу России: 1.Самодержавная власть, высшее воплощение которой – Петр I: сила реформаторская и европеизирующая, но деспотическая. 2.Просвещенное дворянство – исчерпало ли оно свои исторические возможности на Сенатской площади? сила, противостоящая самодержавию, класс людей, образованием сближенных с Европой, традицией – с русской деревней, материальным положением – с «третьим сословием» и унаследовавших от предков вековое сопротивление власти и чувство собственного достоинства, Эта среда закономерно порождает бунтарские настроения (декабризм). 3.Народ, образ которого все больше отождествляется с Пугачевым: Тема народного бунта Парадокс русской истории по Пушкину: «Петр I – Робеспьер и Наполеон в одном лице (воплощенная революция)», дворянство – «страшная стихия мятежей», народ – бунтарь. Эти силы или враждебны друг другу, или идут различными путями, к разным целям. Соотношение действующих в России социальных сил – объект изучения Пушкина – художника и историка.


1.В начале 1830-х гг.: старинное дворянство, утратившее свои сословные привилегии и имущество – естественный союзник народа замысел Дубровского. 2.Капитанская дочка (1833, опубл. 1836) и История Пугачева (1833) – переход к рассказу от чужого лица, повествовательная манера и образ мыслей которого не равны авторским. 3.Образы символического характера: разнообразные образы бушующих стихий: метели (Бесы, Метель, Капитанская дочка), пожара (Дубровский), наводнения (Медный всадник), чумной эпидемии (Пир во время чумы); группа образов статуй, столпов, памятников, «кумиров»; образы человека, людей, живых существ, жертв или борцов (народ, «гонимый страхом», или гордо протестующий человек). Картина усложняется наличием образов, входящих в несколько основных образных полей – образ Дома, как сфера жизни, естественное пространство Личности. возможность автора встать на точку зрения любой из этих сил каждая из них для него не лишена своей поэзии. сюжеты состоят в нарушении стабильного соотношения образов (стихия вырывается из плена, статуи приходят в движение, униженный вступает в борьбу) за всеми сюжетными конфликтами этих образов стоит более глубокое философское противопоставление Жизни и Смерти.




М. Ю. Лермонтов Репрезентант «1830-х годов» (середина 1820-х – начало 1840-х гг.) Ускоренность и интенсивность творчества (1828 –1841) Периоды творчества: 1828–31, 1832–34, 1835 – начало 1837, 1837–38, 1838–41. Романтизм Лермонтова: «Байроническая поэма»: культ титанических страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским самоуглублением; «вершинная композиция»; географические («Восток» = Кавказ) и временные координаты (Каллы, 1830–31, Измаил-Бей, 1832; Аул Бастунджи, 1833–34; Хаджи-Абрек, 1833; Литвинка, 1832). Ранняя лирика: «лирический дневник» в циклах = литературная автобиография; соотнесение лирическое «я» с трагическими судьбами реальных поэтов прошлого (А. Шенье, Байрон) лирическая ситуация ожидания гибели, казни, изгнания, общественного осуждения; жанр «отрывка» – лирического размышления, медитации (самоанализ / самоосмысление): антитезы покоя и деятельности, добра и зла, земного и небесного, собственного «я» и окружающего мира; политическая лирика и «провиденциальные» мотивы драма Странный человек (1831), роман Вадим (1832–34)


Символическая обобщенность лирики (1832: Парус, Желанье, Тростник, Два великана). Интерес к проблемам национальной истории и культуры (поэмы Боярин Орша, 1835–36; Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, «микроэпос» Бородино, 1837;). Обращение к сюжетному характерологическому повествованию на современном материале (лирика: Смерть поэта, 1837; роман Княгиня Лиговская и драма Маскарад 1836; поэмы Сашка, 1835–36; Тамбовская казначейша, 1836–38). Усиление фольклористических и этнографических тенденций этнически и исторически определенный народный характер (сказка Ашик-Кериб, 1838; Дары Терека, 1839; Казачья колыбельная песня, 1838; Беглец, 1837–38). Историческая судьба поколений (Дума, 1838; Не верь себе, 1839). Возврат к пушкинским началам (повесть Штосс, Журналист, читатель и писатель, 1840; Тамара, 1841). Анализ современного общества и психологии современного человека мотивы взаимного непонимания и разобщенности, одиночества, утраты и невозможности коммуникации (Как часто пестрою толпою окружен..., Завещание, 1840; Утес, Сон, Они любили друг друга так долго и нежно..., На севере диком стоит одиноко…, Пророк, 1841)


Завершение / трансформация линии лиро-эпического жанра – Демон (1829 –39) и Мцыри (1830–39) – идея «бесцельного действия» Герой нашего времени (1838–40): o форма, построение, композиция, o трактовка образа Печерина, o переоценка духовных ценностей (любовь, дружба), o романтические истоки и традиция аналитического психологизма в последующей русской литературе. Изучение национальных основ русской жизни (Родина, 1841), социальной психологии (поэма Сказка для детей, 1840), развитие эпического мышления.


Н. В. Гоголь Движение от романтических форм к реализму в творчестве Гоголя решающий фактор последующего развития русской литературы Вечера на хуторе близ Диканьки (опубл – ч. 1, 1832 – ч. 2) Обращение к Украине = к коренным, национальным первоосновам славянского мира («славянская Авзония»). Концепция Украины как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром. Но – мир «Диканьки» изначально конфликтен из-за вмешательства фантастического мира в людские дела Вечер накануне Ивана Купала, Страшная месть – романтическое отчуждение центрального персонажа, Сорочинская ярмарка, Майская ночь и Ночь перед Рождеством – любовный сюжет с участием (доброжелательным или враждебным) ирреальных сил, Заколдованное место и Пропавшая грамота – иронически-серьезный контраст желаемого и реального, Иван Федорович Шпонька и его тетушка. «Веселость» и угроза вторжения враждебных сил.


Миргород и Арабески (1835) Появление новых символически обобщенных миров – Миргород и Петербург: трансформация сентиментальных и романтических конфликтов, существенное изменение типажа перестройка речевого стиля и фантастики. Сплав романтического материала с социальной проблематикой (Шинель, 1842) и стилевой эффект (комический сказ, языковая игра, нарочитое косноязычие сочетаются с патетикой). Универсальность коллизии мечты и действительности – непредсказуемость событий, вторжение в повседневную жизнь враждебных человеку стихийных сил. Эволюция гоголевской фантастики: 1) «Откровенная» фантастика и ее подчинение временному плану (в прошлом – участие потусторонних сил, в настоящем – система средств: совпадения, слухи, сны), 2) «Неявная» фантастика (Нос, 1836) и пародия романтической тайны; 3) Проявление странно-необычного (в поведении вещей; во внешнем виде предметов; в поведении персонажей; в непроизвольных движениях и гримасах персонажей; дорожная путаница и неразбериха) гоголевская нефантастическая фантастика в Мертвых душах.


Эволюция исторического обобщения: 1)эпопейность Тараса Бульбы (1835, 42); 2)Ревизор (1836) – исторический момент жизни народа – современная Гоголю эпоха с использованием «приема города» (горизонтальное и вертикальное расширение смыслового объема). 3)Мертвые души (1835 – 42, 55): Монументальная панорамность «поэмы»: вместо семейного романа (переплетения индивидуальных судеб с историческим фоном) построение линейное (с помощью сквозного героя) и последовательная демонстрация целого. Внесение в эпический поток драматических принципов (с завязкой, кульминацией, развязкой, с группировкой лиц вокруг одного центрального события – аферы Чичикова). Поиски внесюжетного, символико-ассоциативного и философского принципов объединения материала – антитеза «мертвой» и живой души (дантовская традиция). 4)Выбранные места из переписки с друзьями (опубл. 1847) – новая попытка перенести утопию в жизнь. Значение Гоголя для русской литературы – в «натуральной школе»: антиромантические тенденции его поэтики, мотивы социальной критики; установка на социальное и национальное обобщение; гуманистическая обработка темы «маленького человека».

Сочинение


Если мы прочитаем одно за другим такие, например, стихотворения Пушкина, как «К Чаадаеву», «Деревня», «К морю», «Вновь я посетил…», «Послание цензору», «Пророк», «Осень», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», то даже на слух заметим некоторые особсипосги языка лирических произведений Пушкина. В стихотворном языке Пушкина на широкой народной основе слились разные стилистические элементы русской речи: славянизмы, книжные и разговорные элементы общерусского языка, просторечие широких народных масс. До начала 20-х годов XIX в. Пушкин в своих взглядах на русский литературный язык придерживался точки зрения Н. М. Карамзина. Он считал, что книжный литературный язык необходимо сблизить с разговорным языком образованного общества. В своих произведениях этого периода Пушкин ограничивает употребление церковнославянизмов, но, с другой стороны, и живая разговорно-бытовая речь еще почти не входит в его стихотворения. С 1817 г. в поэтическом языке Пушкина появляется общественно-политическая, революционная терминология декабристских кругов.

Постепенно Пушкин меняет свое отношение к церковнославянскому языку: в нем он начинает видеть опору в борьбе с засильем французского языка. Церковнославянский язык кажется ему теперь более близким к «коренным» основам русского языка, чем ка-рамзинский «новый слог». Он ценит церковнославянский язык за его стилистические достоинства, простоту, краткость, «свободу от европейского жеманства». Но церковнославянские слова и выражения в своих произведениях он подчиняет особенностям живой разговорной речи.

К началу 20-х годов XIX в. определились основные особенности пушкинского стихотворного языка:

* объединение разговорных и книжно-литературных элементов речи на основе народного языка;
* простота и стройность синтаксиса:
* строгий порядок слов в предложении (инверсия используется только в стилистических целях, т. е. для усиления выразительности);
* энергичность и быстрота изложения мыслей и выражения чувств.

В дальнейшем творческом развитии поэтического языка Пушкина все больше стираются границы между стихотворной и прозаической речью (с точки зрения выбора слов). Уже с середины 20-х годов Пушкин, отражая в своих лирических произведениях самые разнообразные жизненные явления, все чаще использует «прозаические» слова.

Но это «упрощение» языка не снижает художественного совершенства его произведений. Дело в том, что слово в художественном произведении (и в особенности в лирике), по сравнению с тем же словом в речи нехудожественной, приобретает добавочную эстетическую функцию. Если в нехудожественной речи слово употребляется в данной речевой ситуации в одном, номинативном значении, то в лирике слово всегда многозначно.

Каковы пути разгадки «многозначимой лирической речи»? Надо знать «традиционную условность словоупотребления и вообще поэтического стиля» и надо уметь осмыслить слово в контексте. «Известно, что два человека больше чем в два раза сильнее одного человека. Вот так же и в языке сочетание слов дает смысл больший, чем простая сумма «значений» отдельных слов. Комбинаторные приращения образуются и в пределах одной фразы и, кроме того, из сочетания периодов - в пределах главы; далее, есть оттенки, возникающие только из законченного литературного целого».

В стихотворениях Пушкина слова, даже те, к которым мы привыкли в повседневной речи, «так искусно поставлены», что стихотворение требует многократного перечитывания, раздумий, чтобы понять, разгадать не только прямой, реальный смысл стихотворения, но и подтекст.

Прочитаем, например, стихотворение «К Чаадаеву»:

* Пока свободою горим,
* Пока сердца для чести живы,
* Мой друг, отчизне посвятим
* Души прекрасные порывы!
* Товарищ, верь: взойдет она,
* Звезда пленительного счастья,
* Россия вспрянет ото сна,
* И на обломках самовластья
* Напишут наши имена!

По содержанию, жанру и композиции стихотворение «К Чаадаеву» представляет собой поэтическую разновидность произведений ораторского искусства. Высокий эмоциональный настрой, боевой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, создается особыми средствами словесного выражения, свойственными ораторскому стилю. Синтаксис стихотворения отличается простотой и стройностью. Четкость в изложении мыслей, энергичность в выражении чувств достигаются относительной краткостью простых предложений, входящих в состав сложных: пятнадцать простых предложений образуют четыре сложных, два из которых включают в себя обращения.

Своеобразна лексика стихотворения. Выражая в нем идеи декабристов, Пушкин использует слова «высокого» стиля (внемлем, отчизны, упованья, воспрянет). Кроме того, в стихотворении есть общественно-политические термины, которые были распространены в речи дворянских революционных кругов (гнет, роковая власть, вольность, честь, самовластье).

Однако, являясь образцом ораторского стиля, «К Чаадаеву» остается высокохудожественным поэтическим произведением. Делают его таковым ритм и «многозначимая лирическая речь». Ритм выступает и как один из составных элементов интонации, и как конструктивный элемент, с помощью которого достигается целостность лирического произведения. «Многозначимая лирическая речь» создается всей совокупностью словесных изобразительно-выразительных средств: поэтическими тропами и фигурами, контекстом, «синонимами поэтической речи», «омонимами поэтической речи»…

«Синонимы поэтической речи» - это «сходнозначные выражения», «по сравнению с синонимами практической речи, они неточны, означают приблизительные, не вполне отождествляемые, представления, - однако сводимые к одному смысловому фокусу». «Омонимы поэтической речи» - это «сходно-звучные речевые комбинации». «В стихах (лирических) встречей омонимов будет не только употребление слова в двух его значениях, относящихся к совершенно разным реалиям, но и повторение того же оборота речи («слова») в одном основном значении, однако с новыми смысловыми деталями. Возвращаясь в новой связи, порядке,- просто в другом месте… стихи семантически меняются. И это - самый изысканный и трудный для читателя вид омонимической организации стихотворенья».

Вчитываясь в стихотворение «К Чаадаеву», мы акцентируем внимание на словах и выражениях, создающих подтекст: это и эпитеты, и сравнения, и метафоры, и «синонимы поэтической речи». «Разгадывание» их, волевое или интуитивное, собственно, и вызывает у читателя определенное волнение, усиливающееся от ощущения ритма: и стихотворного размера, и чередования сходных и контрастных интонационно-мелодических движений. Мы глубже понимаем смысл произведения. Оно - о прошлом, настоящем и будущем вольнолюбивого поколения начала XIX в.

В прошлом - обманутые надежды. Мысль о них, выраженная в первых четырех строках, построенных на повторении ниспадающих мелодий, погружает нас в грустные раздумья. Рамки стихотворения раздвигаются: в нашем сознании выстраиваются в один ряд с поэтом и его другом Чаадаевым и другие свободолюбцы того времени…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

Лирика А.С. Пушкина. Литературно-художественный мир стихотворений. Высокое поэтическое мастерство поэта в описании природы и изображение чувств человека. Общая характеристика лирики А.С. Пушкина для детей

Список литературы

Введение

« Пушкин умер в полном

развитии своих сил и бесспорно унес

с собой в гроб некоторую великую

тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

Ф.М. Достоевский.

А.С Пушкин - спутник многих поколений без малого почти два столетия. К его имени слух привыкает с детства. О нем говорят «мой Пушкин». В этом признак особо доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту.

При имени Пушкина тот час появляется мысль о русском поэте. Никто из наших поэтов не может быть выше его, это право принадлежит только ему. В нем одном заключилось все богатство, сила и гибкость нашего родного языка. Он раздвинул границы языка, и более того, показал все его пространство. В стихотворениях Пушкина отразилась русская природа, русский характер, русский язык в такой чистоте, в какой отражается в тихую морозную ночь месяц на небе. Первое, что бросается при чтении стихов Пушкина, - это их удивительная прелесть, яркость и ясность образов, сила чувств, блеск ума, виртуозное владение словесными средствами - ритмом, звуками.

пушкин лирика природа воспитание

Лирика А.С. Пушкина. Литературно-художественный мир стихотворений. Высокое поэтическое мастерство поэта в описании природы и изображение чувств человека. Общая характеристика лирики А.С. Пушкина для детей

Стихи Пушкина надо читать очень внимательно, вдумываться в каждое слово, потому что каждое слово у него важно для понимания целого. Н.В Гоголь писал в статье «Несколько слов о Пушкине»: «Здесь нет красноречия, одна поэзия: ни какого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не в друг; все лаконизм, каким он всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они все так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространство.

Неисчерпаем материал, который впервые, художественно внес в русскую литературу Пушкин: характерные образы современников поэта, европейски просвещенной и страдающей молодежи XIX века, мир униженных и оскорбленных, стихи о крестьянской жизни национально-исторический мир; великие социально-исторические конфликты и мир переживаний уединенной человеческой души, охваченной всепоглощающей идеей, которая стала ее судьбой. И каждая из этих областей находила в дальнейшем развитии литературы своих великих художников - замечательных продолжателей Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Гончарова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Льва Толстого.

Метод Пушкина можно определить как высшую художественную объективность. Поэт отказывается от навязывания изображаемой им действительности авторских вкусов, пристрастий, желаний, он дает обобщение законов развития самой действительности, независимо от того, отвечают ли они намерениями автора. Это сказывается уже в первых романтически окрашенных стихотворениях.

Но объективно отражая действительность, Пушкин не исключает и восприятие самого поэта-художника. Объективность Пушкина - это пристальное внимание к другим людям, постоянно звучащее в его произведениях горячее сочувствие их радостям и страданиям.

Общественная тема, тема народа и его судьбы, занимало одно из главных мест в его творчестве.

В духовной жизни поэта дружба играла огромную роль. Поэтому большое значение, приобретали для него лирические послания к друзьям на празднование ежегодной годовщины образования Лицея.

Поэт посвящает вдохновенные строки каждому из друзей - Пущину, Горчакову, Дельвигу, Кюхельбергу, благодаря за то, что они, верные дружбе, посетили «поэта дом опальный…». Все стихотворения - гимн дружбе. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» - восклицает поэт («19 октября 1825»).

Для лирического героя Пушкина любовь - это глубокое, нравственно чистое, нежное и самоотверженное чувство, это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн в честь возвышенного, светлого чувства любви, это выражение безграничного уважения к женщине, это трогательная преданность любимой, это муки ревности.

Редкое стихотворение Пушкина обладает такой популярностью, как «Я помню чудное мгновенье…», посвященное А.П. Керн, написанное поэтом в изгнании в 1825 году.

Пушкин начинает свое стихотворение с воспоминания с первой встречи с Керн и мысленно переносится в петербургскую обстановку 1817-1820 годов, в годы, проведенные

В томлениях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты

События оборвали эту пору жизни поэта:

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты…

Наступили тяжелые годы изгнания:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Слезы, любовь, вдохновенье - вот спутники подлинной жизни. Но подавленное состояние поэта продолжалось недолго, и к новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Последние два стиха повторяют начальное четверостишие. Они знаменуют возврат к юности, преодоление тоски минувших лет.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, жизнью, любовью. Любовь в жизни и творчестве поэта всегда было страстью, в высшей степени воплощающей ощущение жизненной полноты.

Очень часто тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом.

Пейзажная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателей удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа средней полосы России, величие седых снежных вершин Кавказа своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирики. В стихотворениях о природе Пушкин воплощал свое представление о мировом устройстве. Человек мыслится у Пушкина как составная часть природы. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть воспринимаются поэтом как естественные вещи и не вызывают в нем протеста или недоумения. В его отношении к природе нет романтического надрыва, природа у Пушкина мудра и справедлива. Пушкин преклоняется перед самим чудом жизни, и она в его лирики прекрасна в любых своих проявлениях.

Своему излюбленному времени года поэт посветил стихотворение «Уж небо осенью дышало». Что, для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; что для них была проза, то для него была поэзия. Осень для него лучше весны или лета, и читая эти стихи, мы не можем согласиться с ним. Осенью поэту писалось лучше и больше. Знамениты две «Болдинские осени» - 1830 и 1833 годов, когда поэт, живя в своем имении Болдино, написал в короткое время множество первоклассных произведений, и мелких, и крупных, и в стихах, и прозе. Простой и скромный пейзаж передан здесь во всей его поэтичности.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась…

Описание природы в произведении нераздельно связано с жизнью народа, противопоставление описания полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу в романтическом стиле. В этих десяти строчках передан пушкинский дар - видеть и передать осеннее настроение немногими словами.

Эмоциональная окрашенность предметов не нарушает точной и наглядной картины, словно запечатленной на полотне кистью художника: последние листья, осыпающиеся с деревьев, улетающие на юг гуси, редкие лучи солнца - скупые детали, отмечающие лишь главные перемены в природе.

Автор как бы разговаривает с читателем, он не только рисует картину осени, но и рассказывает о себе самом. За простым и естественным повествованием в стихотворении стоит непосредственно сам автор, со своей умной, все понимающей иронией.

Стихотворение «Зимний вечер» было написано Пушкиным в 1825 году, когда он находился в Михайловском после южной ссылки. Стихотворение открывает нам картиной разбушевавшейся зимней стихии:

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя

Вся картина проникнута движением. Однако, это не просто движение, это прорыв летящих образов, и звуковых, и зрительных.

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

Мотив уединения, отказа от сует светской жизни наблюдается, хотя и не играет большой роли:

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Лирика Пушкина, начиная с 1825 года, приобретает иной раз черты, несвойственные лирическим его произведениям более раннего времени. Прежде всего, в нее проникают элементы прозаического стиля, образы. В стихотворении «Зимний вечер» (1829), начинающемся обычными обще-лирическими выражениями:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись…

После ряда прекрасных картин, которые могли бы встретиться и в романтическом стихотворении:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

После всех этих чудесных поэтических сравнений и метафор поэт вводит в свои стихи самые бытовые, прозаические слова и образы:

Трещит наполненная печь,

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь , не велеть ли санки

Кобылку бурую запрячь?

Русская зима лучше русского лета, Пушкин первый это понял. Пушкин изображал природу удивительно верно и живо, рисовал ее, но не размышлял о ней.

Александр Сергеевич не писал специально детских стихотворений, но так как его произведения отличаются легким, хорошо запоминающимся слогом, красочными образами, а при написании сказок в стихах использован народный стиль, так хорошо знакомые нам с детства сюжеты и образы.

Жил старик со своею старухою

У самого синего моря.

Поэзия - трудное и ответственное дело. Талант - дар свыше. Поэт видит и слышит то, что не дано увидеть и услышать обыкновенному человеку. Поэт способен влиять на людей, поэтому на нем лежит особая ответственность. Поэт и его призвание - сокровенная тема пушкинского творчества, поскольку для Пушкина не было ничего выше Поэзии, Художества, разве что Любовь. Поэзия А.С. Пушкина, личность и судьба его - прояснение тайны поэтического гения.

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь.

Гармония, красота - «мера всех вещей», единственное, что может спасти человечество и человека.

Картины природы в лирике Пушкина, изображенные поэтом с глубокой ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека, являются превосходным средством воспитания любви к родине. Пушкинская поэзия, словно сказочный талисман, спасает от бед, придает жизненную силу.

В лирике Пушкина для детей нет натурфилософской символики, характерной для других поэтов, например Ф. Тютчева. Это очень, земные стихотворения, за которыми не стоит ряд символов и соответствий. В них нет импрессионистической зыбкости, субъективного восприятия природы, здесь все точно и ясно очерчено. Сила пушкинских стихов в том, что поэту удалось в резко конкретных образах передать типичные, обобщенные характеры, будь то живописно-щедрое описание осенней рощи или описание лета. Реализм Пушкина в том, что он с предельной правдивостью показывает как внешний, так и внутренний мир, отбрасывая всякую условность.

Список литературы

1. Вересаев В.В. Пушкин в жизни. М. 1984. С 30-31.

2. Вересаев В.В. Сочинения в 4 ТТ. Т 3. Пушкин в жизни.

3. Пушкин А.С. Стихотворения Александра Пушкина//Комментарии Бонди С.М. 1965.

4. Сурат И. Пушкин: биография и лирика. М. 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Богатство художественного содержания пушкинской лирики неохватно, непостижимо, неисчерпаемо. Философская лирика Пушкина. Высшие философские ценности для поэта. Море для Пушкина – символ свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека.

    доклад , добавлен 05.01.2009

    Виды и тематика лирики. Субъективно-лирическая и гражданская поэзия А.С. Пушкина лицейского периода. Лирика А.С. Пушкина Болдинской осени 1830 г. Зрелая лирика А.С. Пушкина 30х годов: темы, образы, жанры. Становление реализма в лирике А.С. Пушкина.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2012

    Темы лирики А.С. Пушкина. Женщина как хранительница домашнего очага, символ материнства. Знакомство Пушкина с Воронцовой. Роль Натальи Гончаровой в жизни поэта. Романтический образ талисмана в стихотворении поэта "Храни меня, мой талисман" (1825).

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Обзор взаимоотношения русской поэзии и фольклора. Изучение произведений А.С. Пушкина с точки зрения воплощения фольклорных традиций в его лирике. Анализ связи стихотворений поэта с народными песнями. Знакомство с лирикой А.С. Пушкина в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2013

    Биографические сведения. Начало творческого пути-лицеистские годы. Лирические произведения Пушкина. Классика лирических жанров и стилей. «Глас лиры – глас народа». Оценка лирики Пушкина его современниками и классиками последующих столетий.

    реферат , добавлен 14.10.2007

    Общая характеристика одной из важнейших тем лирики Пушкина – темы свободы и вольности. Анализ эволюции темы свободы и воли в стихотворениях "Вольность" и "Деревня". Послание "К Чаадаеву" как яркий лирический "символ веры" молодых и "друзей вольности".

    конспект урока , добавлен 15.04.2010

    Стихотворение А.С. Пушкина "Сожженное письмо" - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный где каждый образ, каждая деталь является приемом выражения всего богатства чувств.

    сочинение , добавлен 16.02.2008

    Александр Сергеевич Пушкин - один из ярчайших поэтов "золотого века". Мир пушкинской поэзии: темы любви и дружбы, проблемы свободы и назначения поэта, философская лирика. Периоды жизни и характеристика творчества Пушкина, мировое значение его имени.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Наследие Пушкина в исторических произведениях. История "Капитанской дочки". Изображение Петра I в произведениях Пушкина. Своеобразие пушкинской исторической прозы. Традиции Пушкина-историка. Соединение исторической темы с нравственно-психологической.

    презентация , добавлен 10.12.2013

    Общая характеристика взаимоотношений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Анализ видения Петербурга Гоголем в "Петербургских повестях" и Пушкиным в "Евгении Онегине", их сравнительный анализ. Особенности Петербургского периода Пушкина, его влияние на лирику.