Биографии Характеристики Анализ

Анализ специализированного образовательного учреждения группы. Образовательный портал

1.3 Специфика работы специализированного коррекционного образовательного учреждения

Специализированные (коррекционные) образовательные учреждения - это учреждение, созданные для лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизни деятельности.

Цель: всестороннее развитие ребёнка в соответствии с его возможностями, максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения (для ДОУ) и среднего или высшего обучения (для школы).

Цель школьного обучения: обеспечение конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специализированного образовательного стандарта; обеспечение медицинского и психологического сопровождения, социальной адаптации и интеграции в общество Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Борякова Н. Ю. - Москва: АСТ, Астрель, 2008. - с. 44-46 .

Перспективы:

ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии обеспечит максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития.

сотрудничество с семьёй. Важным условием коррекционной помощи детям становиться разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционного развивающего обучения.

Существует несколько подходов коррекции семейной ситуации развития аномальных детей, выявляются важные аспекты профилактической работы с родителями проблемного ребёнка, позволяющие предотвратить ряд вторичных отклонений. Разрабатываются направления и организационные формы работы специалистов с семьёй, способствующие формированию у родителей положительного отношения к малышу и обеспечивающие освоение эффективных и доступных форм взаимодействия с ребенком в бытовых, эмоциональных, игровых ситуациях.

Формы помощи родителям: "Университет для родителей", при лаборатории школьного воспитания детей с проблемами в развитии, психолого-педагогическое консультирование, помощь дефектолога, психолога в реабилитационных, Центрах, визиты спец. служб - ПМПК, ПМС центры.

Интегрированное обучение. В системе образования интеграция означает возможность выбора для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специализированном (коррекционном) образовательном учреждении или с равными возможностями в образовании: учреждение общего назначения (ДОУ, школа и пр.).

В условиях российского дошкольного образования интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления ДОУ общеразвивающего вида должны иметь массу условий - специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведение коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми. Наиболее реальным является применение интегрированного обучения по отношению к детям, которые несмотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизическом развития, и психологическую готовность к совместному обучению с детьми норма.

Такие условия легче создать:

а) в общеразвивающих группах д / с комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы;

б) в центрах развития ребёнка, где осуществляется коррекционная работа со всеми воспитателями ДОУ; изначально должен быть заложен устав.

Ранняя комплексная помощь - эта новая быстроразвивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставаний в развитии.

Особенности развития ребёнка в раннем возрасте: пластичность ЦНС и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновения вторичных отклонений в развитии Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. -- с. 69 .

В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

В настоящее время виды коррекционных школ определены с учетом первичного дефекта учащихся. Каждое из восьми видов общеобразовательных учреждений для детей с особыми образовательными нуждами имеет свою специфику.

Специальное коррекционное образовательное учреждение 1 вида принимает в свои стены неслышащих детей. Задача педагогов - научить глухого ребенка общаться с окружающими, освоить несколько видов речи: устную, письменную, дактильную, жестовую. В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

Подобную работу проводит и коррекционная школа 2 вида, но только для слабослышащих или поздноглохших детей. Она направлена на восстановление утраченных слуховых способностей, организации активной речевой практики, обучению коммуникативным навыкам.

Первый и второй виды коррекционных школ осуществляют образовательный процесс на трех ступенях общего образования. Однако глухим школьникам требуется на два года больше, чтобы освоить программу начальной школы.

Третий и четвертый виды коррекционных школ предназначены для детей с нарушением зрения. Педагоги этих специальных учебных заведений организуют процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы сохранить другие анализаторы, развить коррекционно-компенсаторные навыки, обеспечить социальную адаптацию детей в обществе.

В коррекционную школу 3 вида направляются незрячие дети, а также дети с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте. В учебное заведение 4 вида принимаются дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Специальное коррекционное учреждение 5 вида предназначено для детей, имеющих общее недоразвитие речи, а также тяжелую речевую патологию. Основная цель школы - коррекция речевого дефекта. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня. При устранении речевого дефекта, родители имеют право перевести ребенка в обычную школу.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут обучаться в коррекционной школе 6 вида. В коррекционном учреждении осуществляется восстановление двигательных функций, их развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое внимание уделяется социально-трудовой адаптации воспитанников.

Коррекционная школа 7 вида принимает детей с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития. В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формированию навыков учебной деятельности. По результатам обучения в начальной школе воспитанники могут быть переведены в общеобразовательную школу.

Коррекционная школа 8 вида нужна детям с умственной отсталостью для обучения по специальной программе. Цель обучения - социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В таких школах существуют классы с углубленной трудовой подготовкой.

Почти все перечисленные виды коррекционных школ обучают детей в течение двенадцати лет, имеют в своем штате специалистов дефектологов, логопедов, психологов.

Безусловно, что дети, проучившиеся столько лет в интернатном учреждении, имеют определенные трудности в социальной ориентировке. Большая роль в интеграции особых детей в общество принадлежит не только коррекционным школам, но и родителям. Семья, борющаяся за своего ребенка, обязательно сможет помочь ему адаптироваться в окружающем мире.

Анализ деятельности профессионально-педагогического колледжа Свердловской области

Лицензирование и аккредитация образовательного учреждения

Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция

Отечественная система образования всту-пила в новую фазу взаимосвязей с госу-дарством и обществом. Власть в своих законодательных документах двум послед-них лет...

Организационно-педагогические условия совершенствования качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Зарождение новой идеологии дошкольного воспитания знаменовала собой "Концепция дошкольного воспитания" (1989 г.), созданная коллективом ученых Академии педагогических наук под руководством В.В. Давыдова и В.А. Петровского...

Организация безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения

Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. Последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами...

Программа деятельности эксперта при проведении аттестации образовательного учреждения

Целью проведения аттестационной экспертизы деятельности образовательного учреждения является подтверждение соответствия нормативно-правовых оснований деятельности ОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица. 1...

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Проблема адаптации учащихся к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание...

Пути повышения эффективности социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения

В данной главе рассмотрено состояние организации социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения, а именно - в средней школе № 288 г. Москвы...

Пути повышения эффективности социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения

Данная глава содержит описание модели социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения...

Пути повышения эффективности социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения

В рамках учреждений образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений в соответствии со ст. 55 Федерального Закона "Об образовании"...

семьи. Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних...

Социокультурная среда как условие формирования основ эстетического воспитания младших школьников

Всестороннее развитие человека на этапе качественно нового состояния нашего общества непосредственно связано с проблемой эстетического воспитания и художественного развития...

Специфика дополнительного образования в коррекционной школе 8 вида

Сумма методов обучения - это путь познания окружающей действительности, который и предлагается воспитанникам коррекционной школы. Есть несколько видов классификаций методов обучения: 1...

Формирование здорового образа жизни воспитанников коррекционной школы как важное направление деятельности социального педагога

Важнейшим благом для человека являются его права и свободы. Защита этих прав и свобод, социальная защита населения и механизм реализации её базируются конституционно-правовых установлениях и международных актах о правах и свободах человека...

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-140-146

АНАЛИЗ СРЕДЫ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Коновалова Н.В.

ОЯСГО: 0000-0002-0720-3332, Таганрогский институт управления и экономики, г. Таганрог, Россия

Рассмотрены факторы внешней среды частотного образовательного учреждения. В статье сделан акцент на выявления основных преимуществ частного вуза по сравнению с федеральными. Основное отличие частного образовательного учреждения от федерального состоит в том, что частный вуз - структура, финансируемая во основном за счет средствами поступающих от обучающихся. Положительное восприятие частного образовательного учреждения зависит от его позиционирования и продвижения в образовательной отрасли. Анализ внешней среды частного вуза предполагает оценку выявленных возможностей и угроз окружающей среды конкурентов вуза, которая является исходными условиями для разработки его стратегии.

Результаты работы заключаются в том, что выявлены доминирующие факторы РЕБТ-анализа по шкалам вероятности шкале значимости его проявления. Эксперты проранжировали факторы РЕБТ-анализа по силе воздействия параметра внешней среды. Значимыми параметрами по шкалам вероятности и значимости являются известность вуза, репутация вуза и удовлетворенность потребителей качеством оказываемых услуг. Автор предлагает рекомендации по совершенствованию деятельности вуза на основе РЕБТ-анализа.

Ключевые слова: РЕБТ-анализ; образовательное учреждение; внешняя среда образовательного учреждения.

ANALYSIS OF THE ENVIRONMENT OF THE PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTION

Konovalova N. V.

ORCID: 0000-0002-0720-3332, Taganrog Institute of Management and Economics, Taganrog, Russian Federation

Factors of the external environment of frequency educational institution are considered. In article the emphasis on identifications of the main benefits of private higher education institution in comparison with federal is placed. The main difference of private educational institution from federal consists that private higher education institution - the structure financed in the basic for the account by means arriving from students. Positive perception of private educational institution depends on its positioning and promotion in an educational industry. The analysis of the external environment of private higher education institution assumes assessment ofthe revealed opportunities and threats of the environment of competitors of higher education institution which is original conditions for development of its strategy.

Results of work are that the dominating PEST-analysis factors on probability scales to a scale of the importance of its manifestation are revealed. Experts ranged PEST analysis factors on force of impact of parameter of the external environment. Significant parameters on scales of probability and importance are popularity of higher education institution, reputation of higher education institution and a consumer satisfaction quality of the rendered services. The author offers recommendations about enhancement of activities of higher education institution on the basis of PEST analysis.

Keywords: PEST-analysis; private educational institution; external environment of an educational institution.

Выбор и разработка стратегии высшего учебного заведения начинается с анализа внешней среды. Внешняя среда организации

представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства организации и могут оказать влияние на ее стратегию.

Стратегический анализ внешней среды помогает определить потенциал, на который может опираться вуз в реализации стратегии образовательного учреждения.

Целью стратегического анализа внешней среды является:

1. Обнаружение признаков возможных изменений, способных оказать воздействие на жизнедеятельность высшего учебного заведения;

2. Отслеживание специфических тенденций и структур макроокружения;

3. Прогнозирование направленности будущих изменений макросреды;

4. Оценка существующих и будущих тенденций с точки зрения их вероятных воздействий на деятельность высшего учебного заведения .

Ключевые факторы успеха вуза - конкурентные возможности, результаты деятельности, определяющие успех вуза. Ключевые факторы успеха имеют большое значение для формирования стратегии вуза. Четкое представление о факторах, играющих решающую роль в достижении долгосрочного конкурентного преимущества, способствует разработке успешной стратегии.

Цель исследования - разработать направления совершенствование деятельности образовательного учреждения.

Предметом исследования является стратегический потенциал некоммерческого образовательного учреждения, а объектом - деятельность образовательного учреждения (на примере ЧОУ ТИУЭ).

Методами исследования являются РЕ8Т-анализ и экспертная оценка. В качестве экспертов выступили руководителями некоммерческого образовательного учреждения.

Результаты РЕ8Т-анализа показали, что во внешней среде частного образовательного учреждения можно выделить не только по-

литические, экономические факторы, но и известность вуза как экономического агента.

К политическим аспектам относят изменения законодательства РФ в образовательной сфере и расширение выбора направлений и специальностей определяемых Министерством образования. Исходными правилами участия вузов деятельности в образовательном пространстве, которыми установлены государство:

Гарантирование права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными или профессиональными потребностями;

Равенство и конкуренция субъектов, осуществляющих образовательную деятельность в том числе, образовательных организация различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, что имеет под собой явный принцип гражданского права;

Открытость системы образования внешним запросам, т. е. в системе образования впредь будет развиваться механизм общественного участия в управлении и общественно-профессиональной аккредитации, участие в сетевых формах ведения образовательной деятельности .

К изменениям относят в образовательной сфере:

Ограничение и сокращение номенклатуры специальностей;

Ограничение бюджетных мест определенные специальности;

Изменение правил лицензирования, аккредитации аттестации вуза;

Изменение ФГОСов специальностей.

Экономические аспекты РЕвТ-анализа представлены:

Уровнем конкурентной борьбы;

Ростом спроса на оказываемые услуги;

Расширением научно-консалтинговой деятельности в регионе и за его пределами;

Ростом дохода населения;

Удовлетворенностью потребителей качеством оказываемых услуг.

Уровень конкурентной борьбы предопределен количеством вузов частных и федеральных и их филиалами. Расширение научно-консалтинговой деятельности в регионе и за его пределами представлено участием его сотрудников на конференциях разного уровня, получение грантов, участие в различных фондах под держивающие образовательную деятельность. К внешним фактором, регулирующие, финансовую деятельность вуза необходимо возможность создания комфортных условий для оплаты образования в том числе предоставление системы скидок, учет правовых механизмов регулирование оплаты за обучение и т.д. Также на развитие деятельности образовательного учреждения влияют рост дохода населения и спрос на оказываемые услуги.

Социальные аспекты включают репутация ТИУиЭ; известность ТИУиЭ; престижность высшего учебного заведения (отношение к вузу); отношение родителей и абитуриентов к частным учебным заведениям и Отзывы учителей школ о работе вуза. Данные аспекты отражают представление о вузе и положение в регионе.

Технологические аспекты отражают развитие новых технологий, обеспечивающий образовательный процесс; технологическая грамотность потребителей, требование к уровню образования и компьютерной грамотности профессорско-преподавательский состав. Представленные аспекты отражают уровень развития персонала.

Таким образом, РЕ8Т-анализ показал, что анализ внешней среды образовательного учреждения на развитие и становление вуза влияют не только экономическое состояние населения и региона в целом, но и постоянные изменения в законодательстве. На удовлетворенность потребителя деятельности образовательного учреждения влияет как профессорско-преподавательской состав, так и вспомогательный персонал вуза.

Рассмотрены на конкретном примере как вышеуказанные факторы влияют на деятельность предприятия. Была использована 5 бальная шкала, где 1-минимальное знание, 5-максимальная знанием. В ходе исследования были опрошены 7 экспертов. После усреднения дан- 144 -

ных. Оценка факторов по РЕБТ-анализу представлена в описании частотно-процентного анализа обработки данных.

Доминирующими факторами РЕвТ-анализа по оценке вероятности проявления являются «Репутация ТИУиЭ» (4,3); «Удовлетворенность потребителей качеством оказываемых услуг» (4) и «Известность ТИУиЭ» (3,8). Среди указанных факторов к социальным относят такие как «Известность ТИУиЭ» и «Репутация ТИУиЭ». Наименее значимыми факторами оказались «Требование к уровню образования и к компьютерной грамотности ППС» (3,5); «Оптимизация соотношения цены и качества за обучение» (3,5) и «Развитие новых технологий, обеспечивающий образовательный процесс» (3,3). Эти факторы относят к техническим.

По оценки значимости проявления фактора на первых трех местах расположились «Известность ТИУиЭ» (4,8); «Оптимизация соотношения цены и качества за обучение» (4,6) и «Удовлетворенность потребителей качеством оказываемых услуг» (4,5). Выделенные факторы, в основном, относят к параметру экономические. На последних местах расположились факторы «Требование к уровню образования и к компьютерной грамотности ППС» (3,2) и «Развитие новых технологий, обеспечивающий образовательный процесс» (3,2). Выделенные факторы в основном относят к параметру технологические.

Результаты эмпирического исследования позволили сделать следующие рекомендации по развитию частного образовательного учреждения «ТИУиЭ»:

¡.Привлечение абитуриентов: расширение географии, повышение качественного состава и использование современных инструментов привлечения.

2. Ориентация образовательного процесса на требования работодателей и профессиональные стандарты, а также интеграцию с научным процессом и инновационной деятельностью

3. Обеспечение экономической эффективности образовательного процесса без потери качества.

4. Развитие кадрового потенциала (привлечение, развитие, удержание персонала).

5. Эффективный маркетинг рынка и территорий, активное позиционирование и продвижение образовательное учреждение.

Список литературы

1. Веретенникова О.Б. Разработка стратегии образовательного учреждения: Методические рекомендации / О.Б. Веретенникова, Н.В. Дрантусова, А.К. Клюев, Е.А. Князев, C.B. Кортов, В.И. Май-даник, JI.A. Малышева, JI.H. Попова [Текст] / Под ред. Е.А. Князева, А.К. Клюева. Екатеринбург, 2012.

2. Волкова Н.С. Дмитриев Ю.А., Еремина О.Е, Жукова Т.В., Кирилловых А.А, Павлушкин A.B., Пуляева Е.В., Пугало Н.В. Научно-практический комментарий к Федеральному к закону «Об образовании в Российской Федерации» / A.A. Кирилловых // [Электронный ресурс] // Деловой двор. 2013. Режим доступа: http://base.consultant. m/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=17372;dst=100625 (дата обращения 18.10. 2016).

3. Тищук М.О. Новшества законодательства в сфере образования: субъекты и образовательная деятельность // Молодой ученый. 2014.

4. Сидорин A.B. Менеджмент устойчивого развития технического университета // Интернет-журнал «Науковедение». 2012 №4 (13) [Электронный ресурс]. М., 2012. Ид. номер ФГУП НТЦ «Информ-регистр» 0421100136008. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ sbornik6/4.pdf, свободный (дата обращения 17.10.2016).

5. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / Под науч. ред. H.JI. Титовой [Текст]. М.: МАКС Пресс, 2012.

6. Подопригора М.Г. К вопросу об эффективности и конкурентноспособности российских вузов II М.Г. Подопригора [Текст] II Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2012, № 2. С. 64-71.

7. Михайлова Е.И., Саввинов В.М. Университет как институт развития региона. «Высшее образование в России» № 10. 2016. С. 37-47.

Анализ специфики образовательного учреждения, целей и задач

Цели и задачи МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4»

Основными целями является:

Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общего образования, их адаптации к жизни в обществе;

Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ;

Формирование здорового образа жизни.

Основными задачами является создание условий:

Гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Для развития личности, ее самореализации и самоопределения.

Для формирования у обучающихся современного уровня знаний.

Для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Для осознанного выбора профессии.

Характеристика социально-демографических особенностей контингента семей

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4» находится в г. Рыльске Курской области. Занятия в школе проходят в две смены, продолжительность занятий 45 минут. Общее количество учеников 1078 учащихся.

На сегодняшний день:

Полные семьи - 817;

Неполные семьи - 270, из них: одинокие матери - 27; в разводе 203; семьи вдов и вдовцов - 40;

Семьи с детьми инвалидами - 8;

Опекунские семьи - 7;

Семьи, где родители инвалиды - 16;

Многодетные семьи - 15;

Семьи погибших в мирное время - 2;

Семьи беженцев, вынужденных переселенцев - 1;

Семьи состоящие на учете в инспекции - 2.

Социальный состав родителей довольно разнообразен: рабочие 32 %, служащие 17 %, военнослужащие 12 %, безработные 20 %, частные предприниматели 18 %, пенсионеры 1 %.

Образовательный уровень родителей: высшее образование 40%, среднее специальное 33%, среднее 25%,неполное среднее 2%.

Основная направленность учащихся на получение знаний это получение основы для поступления в ВУЗы России.

В школе созданы различные секции и факультативы для личностного, физического и интеллектуального развития школьников.

Анализ основных направлений и форм работы психологической службы

Целями психологической службы школы являются:

Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;

Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

Оказание помощи обучающимся, в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

Содействие учителям и родителям в воспитании учащихся

Задачами психологической службы являются:

Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, на каждом возрастном этапе развития личности;

Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;

Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;

Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся;

Содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Основные направления психологической службы школы:

Психологическая диагностика;

Коррекционно-развивающая работа;

Психологическое просвещение;

Психологическое консультирование.

В рамках психологической диагностики происходит углубленное психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.

Диагностическая работа направлена на решение следующих задач:

Составление социально-психологического портрета школьника;

Определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

Выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Коррекционно-развивающая работа психолога включает в себя психологическую коррекцию и психологическую профилактику.

Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.

Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Цели коррекционно-развивающей работы с учащимися определяются пониманием закономерностей их психического развития как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

Консультативно-просветительская работа психолога в школы.

Консультативная работа психолога проводится по следующим направлениям:

1. Консультирование и просвещение педагогов.

2. Консультирование и просвещение родителей.

3. Консультирование школьников.

Консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Консультативная деятельность - это оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Работа с учащимися начинается с ежегодной диагностики школьной готовности детей 6-7летнего возраста с целью выявления уровня развития познавательной, интеллектуальной, речевой и социальной сфер каждого ребенка. Первичная диагностика школьной готовности позволяет выявить детей с недостаточным уровнем функциональной готовности к школьному обучению, дать необходимые и своевременные рекомендации родителям и учителям по дальнейшему формированию предпосылок учебной деятельности.

Ежегодно психологом осуществляется наблюдение за адаптацией учащихся 1-х классов, которое проводится в форме посещения уроков, наблюдения за поведением детей во внеурочное время, проведения анкетирования родителей и учителя. Это позволяет более целенаправленно вести психопрофилактическую работу с родителями в форме индивидуальных консультаций, бесед, классных собраний и способствует, в целом, снятию тревожности у детей первого года обучения.

Работа по адаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднюю осуществляется посредством следующих форм и методов:

Диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начального звена в среднее и психологического климата в классных коллективах;

Анкетирование учащихся;

Посещение уроков;

Проведение семинара для педагогов;

Проведение родительских собраний.

Такой подход к организации адаптационного периода в школе позволяет выявить ряд трудностей у учащихся, связанных с изменением условий обучения и наметить пути их преодоления, а также выявить группу учащихся с недостаточным уровнем психологической готовности к обучению в среднем звене, выработать рекомендации для педагогов.

К приоритетным направлениям работы школьной психологической службы следует отнести деятельность, направленную на формирование психологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование психологического здоровья. Данные направления реализуются через взаимодействие психолога со всеми участниками учебного процесса.

В работе психолога используются следующие документы, с которыми была ознакомлена:

1. Основой рабочей документации психолога являются нормативные документы Министерства образования Российской Федерации: положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога;

2. Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора);

3. Различные приказы, инструкции;

4. План работы психолога. Основным документом психолога является годовой план работы, утвержденный директором школы. В нем указаны:

Основные виды работ по каждому направлению работы;

Время проведения работ;

Контингент.

5. Журнал учета индивидуальных консультаций. В журнале отдельные страницы отводятся консультациям с учителями, родителями и школьниками.

6. Результаты психодиагностических исследований. При проведении групповых психодиагностических исследований психолог делает справку по результатам исследования. В ней указываются:

Цель исследования;

Батарея методик;

Дата проведения работы;

Контингент;

Сводная таблица результатов (баллы, характеристики и т.д.);

7. Индивидуальная психологическая карта учащихся. В карте обозначены учащиеся, которые находятся под систематическим контролем. Индивидуальные психологические карты учащихся заполняются во время их психологического обследования при приеме в школу и при переходе учащихся с одной ступени на другую.

Образец карты:

1. Ф.И.О. учащихся, класс, группа.

2. Ф.И.О. кл. руководителя, воспитателя.

3. Семейное положение:

а) состав семьи;

б) жилищные условия;

в) тип семейного воспитания

4. Состояние здоровья ребенка (общее развитие, болезни, отклонения).

5. Причины постановки ребенка на индивидуальный психологический учет.

6. Учет тестирования (с датами).

7. Результаты индивидуальной консультации, обследования.

8. Планы групповой работы. Когда психолог проводит ту или иную групповую работу коррекционного или просветительного характера, то он имеет план работы с той или иной группой, согласованный с администрацией школы.

9. Психологическое заключение. Выдается при требовании директора, либо вышестоящих организаций. Заключение содержит в ceбe следующие моменты:

По чьей инициативе выдается заключение;

Дата, время и место проведения исследования;

Цель исследования;

Применявшиеся методы исследования (даются точные научные названия методов на случай знакомства с материалами заключения специалистов);

Характеристика результатов (дается в форме доступной неспециалисту, однако все материалы подобного исследования обязательно сохраняются на случай возможной их проверки специалистом);

10. Отчет о работе за год

Профессия школьного психолога имеет ряд особенностей. Для общества данная профессия находится на этапе становления, запросы к ней не всегда соответствуют возможностям специалистов. Это создает серьезные проблемы у молодых специалистов. Психолог, приходящий на работу в школу, испытывает значительные трудности профессиональной и личностной адаптации и не может в полной мере применить на практике те специальные знания, умения и навыки, которые необходимы в учебном процессе. Соответственно, удовлетворенность деятельностью для такого специалиста невысока, что сказывается на эффективности его работы.

У большинства учителей, родителей и учеников имеются жесткие и не всегда адекватные стереотипные представления о деятельности психологов.

Очень широкий спектр направлений психологической работы при отсутствии четких, устоявшихся алгоритмов ее организации в рамках школы.

Отсутствие необходимого материала для работы с участниками образовательного процесса. Так же большой проблемой для школьного психолога является то, что часто школа не выделяет ему отдельного кабинета. В связи с этим возникает множество сложностей. Психолог должен хранить где-то литературу, методические пособия, рабочие бумаги, наконец, свои личные вещи. Ему необходимо помещение для проведения бесед и занятий. Для некоторых занятий помещение должно удовлетворять определенным требованиям (например, быть просторным для проведения физических упражнений). Со всем этим психолог испытывает трудности. Обычно ему выделяют то помещение, которое свободно в данный момент, временно. В итоге может возникнуть ситуация, когда беседа с учеником проводится в одном кабинете, а необходимая литература и методики находятся в другом. В связи с большим объемом обрабатываемой информации школьному психологу желательно было бы иметь хороший компьютер, что школа не может ему обеспечить. Эта проблема касается не только молодых специалистов.

При прохождении практики я столкнулось с трудностью, из того что перечислено выше - это отсутствие специального помещения для проведения психологических работ, а так же отсутствие достойного компьютерного оборудования.

«Технология принятия управленческих решений, организация и проведение совещаний в учреждениях образования »

Анализ образовательного учреждения

    Диагностика проблем. Первый шаг на пути решения проблемы – определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, можно сгладить отклонения от нормы. Согласно другому способу как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность.

    Формулировка ограничений и критериев принятия решений Руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только после этого выявлять альтернативы. Некоторые общие ограничения – это неадекватность средств, недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт, неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам, исключительно острая конкуренция, законы и этические соображения.

    В дополнение к идентификации ограничений руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.

    Определение вариантов решения проблем Следующий этап – формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и тем самым дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего нескольких альтернатив, которые представляются наиболее желательными.

Только после составления списка всех идей следует переходить к оценкам каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. Поэтому почти все важные управленческие решения содержат компромисс.

Если какая-либо модель не может удовлетворить одному или нескольким установленным вами критериям, ее дальше нельзя рассматривать как реалистичную альтернативу.

Важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска.

Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т. е. принять решение, сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов (или если информация и анализ субъективны), может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В данном случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.

    Выявление способов реализации.

Шансы на эффективную реализацию решения значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают. Поэтому хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия. Дело руководителя – выбирать, кто должен решать. Тем не менее бывают ситуации, когда руководитель вынужден принимать решение не консультируясь с другими. Участие работников в принятии решений, подобно любому другому методу управления, будет эффективным далеко не в каждой ситуации. Более того, твердая поддержка сама по себе еще не гарантирует надлежащего исполнения решения. Полное осуществление решений требует приведения в действие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотивационной функции.

Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного

учреждения

Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного учреждения проведен по следующим направлениям:

1. Состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды и прогноз

тенденций её развития;

2. Состояние социального заказа школе и прогноз тенденций изменения потребностей

субъектов образовательного процесса;

3. Анализ и оценка достижений учащихся;

4. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек

роста педагогического коллектива.

Направления проблемного анализа и возможные ситуации

Выявленные проблемы

Варианты решения проблем

1. Состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды и прогноз тенденций её развития

1.1.

социальные

Изменение демографической ситуации района, что привело к сокращению детей подросткового возраста

Изменения в предпочтениях и ценностных ориентиров в семье

Повышение конкурентноспособности школы в микрорайоне

Необходимость ясных критериев качества и правил получения услуг.

1.2.

экономическая

Существующая система оплаты труда не влияет на качество педагогического труда, рост квалификации педагогов

Школа – самостоятельный субъект хозяйствования, несетполную правовую и финансовую ответственность

Ввод корпоративных стимулирующих факторов в целях повышения профессиональных качеств человека.

Необходимы индикаторы экономической эффективности ресурсов. Автономность и платные услуги

1.3.

технологические

Изменилось внешкольное информационное пространство. Риск снижения образовательной привлекательности и конкуренции школы.

Повышение информационных возможностей педагогов; расширение технологической базы

2. Состояние социального заказа школе и прогноз тенденций изменения потребностей субъектов образовательного процесса

2.1.

Противоречия между социально-образовательным заказом и потребностями учащихся и их родителями и требованиями, предъявляемыми выпускникам школы вузами, рынком труда

Проблема согласования социально-образовательного заказа и требований ВУЗа в условиях введения ЕГЭ

Совершенствование системы непрерывного профильного образования. Необходимость вести постоянную проектную, информационную, пропагандистскую и теоретическую работу учителей в сотрудничающих с ними социальных группах

2.2.

Сформирована практика построения учебного процесса в школе по схеме профильной дифференциации (выделены и апробированы социально-экономический и социально-гуманитарный профили), но не обеспечивается в полной мере индивидуальный образовательный маршрут школьника.

В концепции модернизации образования и в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования определена в качестве ключевой идея индивидуализации обучения посредством системы, включающую предпрофильную подготовку в 9 классе и профильное обучение в 10-11 классах;

Разработана модель базисного учебного плана для условий профильного обучения.

3. Анализ и оценка достижений учащихся

3.1.

Отслеживание индивидуальных и групповых достижений в школе -

отсутствие «портфолио» как комплексной оценки личностного развития учащегося

Создание портфолио учащихся и учителей, формирование портфолио школы.

3.2.

В развитии дополнительного образования детей

отсутствие вариативности услуг по физкультурно-оздоровительной работе для всех желающих детей и подростков

Предложение сектора платных услуг.

4. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек роста педагогического коллектива

4.1.

Повышение квалификациипедагогов

Недостаточный уровень информационной культуры; слабое использование ИКТ в образовательном процессе; педагоги школы используют в основном традиционные технологии обучения и воспитания; слабо используют здоровьесберегающие технологии на уроках.

Непрерывность повышения квалификации педагогов через курсы, семинары, дополнительное образование

4.2.

Совершенствование воспитательной деятельности

Отсутствие системы работы по самовоспитанию учащихся и программ развития классных коллективов; отсутствие вариативности услуг дополнительного образования для сохранения и укрепления здоровья учащихся; использование лишь традиционных форм ученического самоуправления; учащимися не освоены способы по самовоспитанию; недостаточное проведение спортивно-массовых мероприятий с привлечением родителей

Определить как приоритет инновационных преобразований в сфере воспитания формирование воспитательного пространства, благоприятного для самоопределения школьников в социально-культурных ценностях

4.3.

В обновлении содержания образования

Слабое использование образовательных технологий развивающего обучения; отсутствие плана перехода на стандарты второго поколения.

Создание комплексной реализации гражданского образования в школе

Таким образом, выявленные проблемы можно сгруппировать по направлениям:

1. В обновлении содержания образования – не освоенность образовательных технологий развивающего обучения; отсутствие плана перехода на стандарты второго поколения; отсутствие системы комплексной реализации гражданского образования в школе; слабая межпредметная интеграция; недостаточное использование воспитательного потенциала учебных предметов; отсутствие психологической поддержки старшеклассников при подготовке к ЕГЭ; отсутствие преемственности дошкольного и начального школьного образования (содержание и педтехнологии).

2. В развитии дополнительного образования детей - отсутствие вариативности услуг по физкультурно-оздоровительной работе для всех желающих детей и подростков.

3. Повышение квалификации педагогов - не у всех высокий уровень профессиональной позиции педагогов как воспитателей; низкий уровень информационной культуры; недостаточно используют ИКТ в образовательном процессе; педагоги школы используют в основном традиционные технологии обучения и воспитания; слабо используют здоровьесберегающие технологии на уроках.

4. Совершенствование воспитательной деятельности - отсутствие системы работы по самовоспитанию учащихся и программ развития классных коллективов; слабо представлено содержание воспитательной деятельности в культурологическом направлении; отсутствие вариативности услуг дополнительного образования для сохранения и укрепления здоровья учащихся; использование лишь традиционных форм ученического самоуправления; учащимися не освоены способы по самовоспитанию; недостаточное проведение спортивно-массовых мероприятий с привлечением родителей; отсутствие стендов с необходимой информацией из учреждений профессионального образования; отсутствие программы развития научного общества учащихся школы; низкий уровень информационной культуры учащихся.

5. Совершенствование управления школой - отсутствие инноваций и вариативности форм школьного самоуправления; уровень выстраивания социального партнерства невысокий; средний уровень инновационной активности педагогов; взаимодействие с родителями на уровне управления в некоторых классах формально; отсутствие центра семейного досуга; отсутствие системы и согласованности специалистов в вопросах профессионального самоопределения учащихся; необходимость в разнообразной поддержке детей из малообеспеченных и многодетных семей.

6. Отслеживание индивидуальных и групповых достижений в школе - отсутствие «портфолио» как комплексной оценки профессионального развития учителя; отсутствие «портфолио» как комплексной оценки личностного развития учащегося.

На основании проблемно-ориентированного анализа и проведение социологического опроса всех субъектов образовательного процесса были определены основные направления модернизации образовательного пространства школы через программы, приоритетные проекты:

1. Модернизации методической службы – значимый фактор в повышении профессиональной компетентности педагогов школы.

2. Проблема качества системы образования школы, пути его оценки и повышения.

4. Проблема развития и совершенствования информационно- коммуникативной культуры (компетентности) школьных коллективов.

5. Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

6. Проблема культурологического воспитания.

7. Развитие детской одаренности

8. Здоровье созидающее образовательное пространство школы

9. Модернизация содержательной и технологической составляющей образовательного процесса

10. Безопасность образовательного процесса