Биографии Характеристики Анализ

Анализ В дороге Н.Некрасов Художественные средства Идея Тема Стихотворный размер. Стихотворение «В дороге» Н.А

В своем творчестве известный поэт Николай Некрасов не раз обращался к проблемам и страданиям простого русского народа.

С детских лет он наблюдал за жестоким отношением к крепостным со стороны отца - человека деспотичного и властного. Часто доставалось от него и жене, матери поэта. Эти впечатления на всю жизнь отложились в памяти и душе Николая Алексеевича и стали неисчерпаемым источником для большого числа его произведений.

В 1845 году молодой Некрасов пишет небольшое по объему стихотворение «В дороге». Оно стало его литературным дебютом и сразу же обозначило тему, которая навсегда останется главной в его творчестве.

«… Вы поэт - и поэт истинный!»

Именно с такими восторженными словами обратился к Некрасову критик В. Белинский, когда впервые услышал «В дороге». «Сколько скорби и желчи… », - так отозвался он о стихе начинающего поэта в одном из разговоров с И. Панаевым. Сразу же полюбилось «превосходное» произведение и

Чем же заслужил Николай Некрасов, первый сборник которого «Мечты и звуки» остался практически не замеченным, столь высокую оценку?

Композиция и жанр

Стихотворение в большей мере напоминает рассказ о несчастливой жизни молодой крестьянской семьи. Завязкой служат жалоба барина ямщику на скуку. Он просит потешить себя удалою песнею или небылицей. «Самому мне не весело…», - такими словами начинает речь возницы Н.А.Некрасов. В дороге он неспешно рассказывает о судьбе жены-«злодейки», воспитанной и долго жившей в барском доме. Затем отправленной в село, где теперь она оказалась на краю могилы. Грустный рассказ вызывает отклик у барина. «Ну, … довольно… Разогнал …неотвязную скуку», - этими словами завершается произведение.

Так вместо традиционной ямщицкой песни под звон бубенцов звучит щемящий душу монолог измученного сердца. А героями его становятся жертвы крепостного права, веками существующего на Руси.

Основная тема стихотворения «В дороге»

Некрасова всегда волновало тяжелое положение угнетенного народа. Особенно трепетно он относился к горькой судьбе женщины-крестьянки, способной многое снести в своей жизни. В первом серьезном стихотворении, которым стало «В дороге», он повествует о незавидной доле крепостной девушки, чье детство и юность прошли в барском доме. Это было типичное явление для того времени. Причем, довольно часто в таком положении оказывались незаконнорожденные дети помещика. Их беззаботная и спокойная жизнь практически всегда заканчивалась трагически, так как для общества они навсегда оставались крепостными. Чувства крестьян (по рождению), оказавшихся игрушками в руках господ и попавших в конечном итоге в непривычную для себя социальную среду, помогает понять анализ стихотворения «В дороге».

Некрасов о воспитании героини

Груша долгие годы была компаньонкой у барышни. Вместе с ней она обучалась чтению и наукам, шитью и игре на музыкальных инструментах - т.е. всему тому, что должна была знать и уметь светская дама.

Муж описывает ее так: «вид вальяжный имела» и хорошие манеры, так что можно было подумать, что она барышня «природная». Даже учитель к ней один сватался (не простой крепостной!), но что-то там не заладилось: «не нужна-ста в дворянстве холопка».

Для девушки все изменилось в один миг: барышня вышла замуж и уехала, а помещик вскоре умер, оставив Грушу сиротою. Вступивший в наследство молодой зять пересчитал всех ревизионных. Заменил барщину оброком. Грушу же, с которою не сошелся, отправил в деревню. Так продолжает Н.Некрасов стих «В дороге» и рассказ о судьбе героини.

Деревня и замужество

«Взвыла девка», - говорит о новой жизни своей жены ямщик. Тяжело приходилось ей, не приученной к крестьянскому труду. Любая работа в тягость приходилась - «инда жалко подчас». Но не винил ямщик Грушу, считал, что «погубили ее господа».

Да и замужество девушке не в радость пришлось. Женились они по господской воле - время пришло. Так что ничего не радовало ее в новой жизни. При чужих еще «туда и сюда», а, оставшись в одиночестве, все слезы лила. Так постепенно гибнет душа человека, привыкшего жить совсем в других условиях, по иным нравственным законам - к таким невеселым мыслям подводит читателя анализ стихотворения «В дороге».

Некрасов не ограничивается описанием сложностей, возникших в быту. Он обращает внимание еще на одну сторону крестьянской жизни, совсем не похожей на барскую.

Темнота и безграмотность народа

Беспокоит ямщика еще одно в поведении жены. Часто глядит она на какой-то «патрет», книжку читает. Сына грамоте учит, что не принято у крестьян - другое предназначение ждет его. А еще каждый день, как барчонка, моет и чешет. Стрижет, бить не дает. «Погубит она и сынишку», - такая мысль одолевает ямщика.

Автора же беспокоит другое. Необразованный, далекий от культуры и любой науки муж не в состоянии понять Грушу, в которой благородное воспитание и книга (на портрете может быть изображен, к примеру, какой-то писатель) пробудили чуткую душу. На это хочет обратить внимание Стих «В дороге» показывает, насколько забитым на самом деле является простой мужик. Потому и не может Груша найти единомышленника в новых условиях - ее здесь никто не понимает. В результате, ее барин, может, ничего дурного и не желавший, искалечил жизнь молодой девушке. Теперь она чахнет день ото дня, стала «как щепка худа и бледна», даже ходит, словно через силу. По всему видно, что и жить ей осталось недолго. «А была бы бабенка лихая!».

Судьба ямщика

Нелегко приходится в этой истории и мужу. Женили без согласия. Грушу не понимает, хотя в отличие от многих других, жену жалел, лишний раз не бранил, даже уважал. Почти не бил - только в пьяном виде. И в будущем его ждут вдовство и одиночество, которые снести мужику с маленьким сыном на руках не просто. А главное, и его вины во всей этой истории нет - он такой же, как все

Таким образом, анализ стихотворения «В дороге» (Некрасов писал в этой связи: «Что ни жизнь, то трагедия!») обнажает нравственные и социальные проблемы крепостничества. Ведь прихоть господ разрушила жизнь не одного человека.

Средства выразительности

Стихотворение «В дороге» написано трехстопным анапестом. Этот размер в сочетании с предполагаемым стуком копыт напоминает разговорную народную речь, что приближает рассказ ямщика к песне, похожей на жалобный крик, вырывающийся из глубины души. Реалистичным и красочным делают монолог особый порядок слов, сочетание парной, перекрестной и кольцевой рифмы, просторечные слова и выражения: баит, али, знай-де, патрет и др.

Значение стихотворения

К нескольким выводам подводит анализ стихотворения «В дороге». Некрасов в нем, еще раньше И.Тургенева с его «Записками охотника», обратил внимание современников на тяжелое положение народа. В монологе ямщика ясно вырисовываются контрастные картины жизни помещиков и зависимых от них крепостных. Самым страшным здесь является то, что к своим холопам хозяева относились как к любой другой вещи в доме. Это было ничем не прикрытое обличение существовавшего в стране рабства и открытый протест против устоявшихся порядков.

Простая, но правдивая картина с каждой новой строчкой вырисовывается в произведении «В дороге» Некрасов. Тема, заявленная в стихотворении - у крепостничества нет ни совести, ни законов - в одночасье превратила начинающего поэта в лучшего представителя «натуральной школы», которая довольно скоро утвердится в русской литературе и критике.

Стихотворение «В дороге» — это исполненный возмущения протест против крепостного права, с наибольшей выразительностью сформулированный в словах: «Погубили ее господа». «Господа» погубили не только ее, т. е. насильно выданную за крестьянского парня интеллигентную девушку; они исковеркали жизнь и ее мужу, соединив его жизнь с «белоручкой», «белоличкой», которая и рада бы выполнять тяжелую крестьянскую работу, но сил у нее на это не хватает. В будущем на тех же «господ» падет ответственность за возможную гибель маленького сынишки Груши, которого она воспитывает на барский лад и который после смерти матери, конечно, не в состоянии будет выдержать тяжести быта закрепощенной деревни. Есть известные основания считать загубленным господами и «учителя», влюбленного в Грушу и, по видимому, пользовавшемся взаимностью.

Сколько загубленных человеческих жизней! Сколько мучительных переживаний! Виновники, повторяем, не возбуждают сомнений. За их образами, т. е. образами и старого и молодого барина, чувствуется образ отвратительного чудовища, имя которому — крепостное право. Стихотворение Некрасова «В дороге», созданное одновременно с романом Герцена «Кто виноват?», и в котором затронута та же социальная тема (вспомним образ незаконной дочери генерала Петрова — Любоньки), заняло одно из почетнейших мест в ряду антикрепостнических произведений русской поэзии. Неудивительно, что его так восторженно приветствовали и Белинский («да знаете ли вы, что вы поят — и поэт истинный?») и Герцен.

Отношение автора к истории бедной Груши и ее участникам достаточно ясно выражено и в самом содержании стихотворения, и в том, как дается в нем образ автора. Он, вообще говоря, играет пассивную роль, но все же показательно, что, выслушав рассказ ямщика, он реагирует на него следующими знаменательными словами:

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..

Эти слова не лишены иронического привкуса: скука, конечно, разогнана, ибо история Груши не только не скучна, а полна захватывающего драматизма, но она пробуждает сугубо мрачные мысли о невыносимо тяжелом положении народа, и эти мысли ложатся на душу автора несравненно более тяжелым бременем, чем самая «неотвязная скука».

Нет никакого сомнения, что сюжет стихотворения «В дороге» в основном навеян непосредственными впечатлениями жизни. Однако возможно предположить, что Некрасов в данном случае имел некоторую оглядку на содержание 26—28 глав второй части романа Квитки Основьяненко «Жизнь и похождения Столбикова», с которым был хорошо знаком, так как совсем недавно переделывал его в комедию. В названных главах рассказывается история Настеньки, незаконной дочери помещика Прямикова, насильственно выданной его вдовой замуж за парня Сидорку.

«В дороге» создано в 1845 году. Некрасову на тот момент шел всего лишь 25-й год, и для своего молодого возраста он проявил удивительно тонкое понимание русской души и знание особенностей русской жизни.

Стоит отметить, что 1845 — это самый расцвет эпохи крепостного права, когда, с одной стороны, слухи о «воле» уже начали бродить среди земледельцев, с другой — до отмены крепостничества было еще более 15-ти лет. Крестьяне страдали под гнетом помещиков, обращавшихся с ними как с имуществом, и сами не всегда осознавали это.

Главная тема стихотворения

Центральная тема произведения, ставшего одним из лучших образцов гражданской лирики — крепостное право, точнее, его обличение. Не напрямик, разумеется — в середине XIX века писать напрямую, откровенно и полностью честно могли позволить себе разве что подпольщики. Но, тем не менее, в истории крестьянки, которая раскрывается перед читателем, ужасы крепостничества предстают в полной мере. Затронул Некрасов и внутрисемейные отношения, и тяжелую работу в поле, и домашнее насилие — тогда, впрочем, считавшееся совершенной нормой.

Стихотворение написано в форме диалога. Барин, едущий куда-то с ямщиком, просит ямщика развлечь его разговором, и тот пересказывает историю своей супруги, Груши. Она была «компаньонкой» в барском доме, не работала в поле, была «белоручка, белоличка». Грушу научили читать и играть на фортепиано, к ней даже сватался один учитель. Но после того, как барыня, компаньонкой которой была Груша, вышла замуж, и в поместье появился новый хозяин, он отправил Грушу обратно в деревню.

Как и любую другую женщину детородного возраста, ее выдали замуж за первого, кто оказался более-менее подходящей кандидатурой — за ямщика-рассказчика. Тот, в свою очередь, предстает перед читателем человеком незлым, по-своему сострадательным, ему жаль жену, хотя она в крестьянском труде оказалась почти бесполезной. Груша не ленива, вовсе нет — она просто не имеет физических сил, чтобы «ходить за коровой», выполнять непривычную работу по дому. По словам ямщика, она целыми днями читает книгу и пытается воспитывать сына как маленького барчонка.

Ямщик не понимает горестей и проблем Груши, он рассказывает барину — и именно на этом тот прерывает его, - что даже бил жену лишь выпивши. Между ним и Грушей — пропасть, они совершенно разные люди по уровню образования, по мировоззрению. Но в образованности кроется и Грушина беда. Она знает, что могла бы жить по-другому, но ее жизнь не принадлежит ей самой. Грушей распоряжается владелец поместья, для него она — имущество, которое можно держать при себе, а можно перенаправить куда-то еще.

Ярко выраженный антикрепостнический характер стиха заметен с первых же строк. История ямщика, рассказываемая даже без жалоб, лишь с удивлением, мол: видишь, барин, и так, оказывается, в жизни бывает, потрясает современного читателя. Невозможно даже представить себе такое бедственное положение женщин — и мужчин тоже, которых вырывали из привычной жизни, выдавали замуж, переставляя, словно куклы на игровой доске. Своей поэзией Некрасов протестует против крепостничества и бесчеловечного обращения с людьми.

Структурный анализ стихотворения

Для большей схожести с традиционными песнями-жалобами русского народа Некрасов использовал 3-хстопный анапест. Чередующиеся типы рифмы (женская — с мужской, перекрестная, кольцевая и парная сменяют друг друга) подчеркивают живость речи.

В произведении использовано большое количество просторечных выражений — это делает речь ямщика настоящей, не искусственной. Состояние крестьянина и печаль, тоска, снедающая его жену, передаются эпитетами и сравнениями.

В произведении «В дороге» Некрасов поднимает непростой вопрос о крепостничестве, подчеркивает, что владение людьми, как вещами, нередко ломает их судьбы.

как-то так

В этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для творчества Некрасова,- жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика.
В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое
повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику позабавить его песней, рассказом. Ситуация вполне естественная. Но барин хочет послушать мужика только ради забавы, не интересуясь на самом деле его судьбой. А ямщик внезапно начинает рассказ о серьёзных вещах, рассказ, который не может оставить слушателя безучастным. Слова "Скучно! скучно!.. ", которыми начинается стихотворение, заслуживают особого внимания. Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно".Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно". Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего народа.
“Самому мне невесело”, - говорит ямщик барину. И рассказывает о судьбе своей жены - девушки, воспитанной в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги хорошо одеты ("Одевалась не то что... "), перенимают манеры своих господ, но становятся игрушками в их руках. Перестав быть нужными господам ("Не нужна... "), они уже не могут заниматься хозяйством, так как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка... ").
В те времена очень остро стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях) . Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства. Таким образом, барин только усложнял их жизнь. Судьба женщины и её мужа в центре внимания автора стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положения Груши в доме объяснить нельзя. Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и строки: "Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу".
Когда её прежний господин умирает, девушке приходится терпеть домогательства нового барина ("А потом... " и далее) . История жизни в господском доме заканчивается тем, что её отсылают в деревню, а она не приспособлена к сельской жизни. Против воли её выдают замуж за мужика. Супруги не понимают друг друга, у них разные интересы, образование, воспитание. Прихоть помещика ломает судьбы двух людей. Некрасов принадлежал к литературному направлению натурализма. Он глубоко затрагивал тему народной жизни - самый острый вопрос того времени. Творчество Некрасова трагично, он обращал внимание на серьёзность проблемы и призывал к этому всех, видя в этом основу бед всего русского народа. В стихотворении автор использует множество деталей. Они очень ярко изображают интерьер барского дома, шитьё и вязанье. Показываются жители села - девушки в сарафанах, типичные обитатели усадьбы -
учитель и кучер. Некрасов создал стихотворение в форме "монолога в монологе". Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль - повествование. В речи мужика во множестве используются простонародные слова и выражения (порядок слов, вводные элементы "слышь ты", "понимаешь- ста", слова "баит", "али", искажённое произношение "тоись" и др.) . Это позволяет сделать речь реалистичной. Напевное звучание под аккомпанемент стука копыт создаётся в стихотворении с помощью размера (это трёхстопный анапест) . Оно созвучно народной речи, благодаря чему стихотворение напоминает народную песню-жалобу.

Стихотворение «В дороге» было написано Н.А. Некрасовым в 1845 году. Это первое стихотворение, показанное поэтом В.Г. Белинскому. Критик очень высоко оценил это произведение. Когда прочитал стихотворение, то Белинский обнял его и воскликнул: «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный!» А.И. Герцен также очень любил это стихотворение и называл его «превосходным».
По своей жанровой форме произведение в определенном смысле восходит к ямщицким песням. Однако в нем есть и жанровые черты рассказа. Построено оно в виде диалога седока, русского барина, с ямщиком. Основная тема стихотворения – трагическая судьба женщины из народа.
Начинается стихотворение репликой барина. Полный невеселых раздумий, он обращается к ямщику с просьбой разогнать его скуку. И ямщик рассказывает грустную историю собственной жизни. Сначала он жалуется барину на то, что его «сокрушила злодейка жена». Однако постепенно драматизм в этой истории нарастает: мы узнаем о непростой судьбе Груши. Она выросла в господском доме, вместе с барышней, получила хорошее образование. Ее обучали чтению, музыке (она умеет играть на органе) и «разным наукам». Однако после смерти старого барина Груша была возвращена на село: «Знай де место свое ты, мужичка!» Не спрашивая ее согласия, ее выдали замуж. Но Груша не может привыкнуть к новой жизни:


Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла – становилось
Инда жалко подчас… да куды! -
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

Она страдает не столько от непосильной работы, сколько от подневольной жизни, от невозможности самой распоряжаться своей судьбой. Ямщик же не может до конца осознать весь трагизм положения его жены. Он считает, что относился к ней хорошо:


Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…

Последние слова ямщика являются кульминацией в его полном внутреннего драматизма рассказе:


А, слышь, бить – так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…

Полна горькой иронии и заключительная реплика седока:


Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!

Композиционно произведение делится на три части. Первая часть – просьба седока. Вторая часть – рассказ ямщика. Третья часть – заключительная реплика барина. В начале и финале стихотворения возникает тема скуки, тоски, неизменно присутствующей в русской жизни. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.
Стихотворение написано трехстопным анапестом, рифмовка – перекрестная, парная и кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («ямщик удалой», «бабенка лихая»), метафору («сокрушила злодейка жена»), анафору («То натерли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко»), сравнение («ревет, как шальная…»). Отметим наличие в стихотворении крестьянских диалектных выражений: «понимаешь-ста», «тоись», «слышь», «куды».
Стихотворение «В дороге» знаменовало собой новый этап в творчестве Некрасова. Оно было написано после выхода его романтического сборника «Мечты и звуки», который не пользовался успехом у публики и критиков. После первой неудачи Некрасов в течение пяти лет не возвращался к творчеству. Он сознавал, что нужно писать иначе, предметом поэзии должна стать жизнь простых людей. «Передо мною никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!» – вспоминал впоследствии поэт». Так родилось «В дороге», открывшее в творчестве Некрасова тему русской крестьянской жизни. Затем были созданы такие стихотворения, как «Тройка», «Огородник», «Забытая деревня», «Орина – мать солдатская», «Катерина», «Калистрат».