Биографии Характеристики Анализ

Беседа в подготовительной группе «Солнце - источник жизни на земле. Беседа «Солнышко и витамин Д


Ребята! Сегодня наша беседа посвящена одному из прекраснейших природных явлений, которое мы можем наблюдать каждый день утром. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться о том, что это такое.
* * "к
Солнце озарило Бледный небосвод.
Лебедь белокрылый Медленно плывет.
Тает отраженье В зеркале воды,
Дремлют без движенья Сонные пруды.

Капля серебрится В венчике листа.
Может быть, мне снится Эта красота?
Конечно же - это восход солнца! Вы верно догадались! Когда восходит солнце? Какие изменения происходят в природе?
Верно! В конце ночи, когда густой мрак начинает рассеиваться, небо становится светлее, звезды светят слабее или исчезают вовсе.
Восход - время, а также место появления солнца на горизонте. Почему же происходят заходы и восходы солнца?
За время суток наша планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. На той части планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли - светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.
Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов.
Послушайте стихотворение.
Утренние лучи
Первый луч упал на птичку,
На синичку-невеличку.
Та проснулась: «Тень-тень-тень,
Ах, какой чудесный день!»
Луч второй упал на зайку.
Встрепенулся в миг косой,
Поскакал он на лужайку За росистою травой.
Третий луч зари, играя,
Разбудил кур и гусей.
Он проник сквозь щель сарая -
Сразу стало в нем светлей!

На насесте, наверху Пробудился петушок.
Он запел: «Ку-ка-ре-ку!»,
Распушил свой гребешок.
Луч четвертый поднял пчел,
Им сказал: «Цветок расцвел!»
Пятый луч проник ко мне,
Осветил мою кровать,
Пробежался по стене И шепнул: «Пора вставать*. Подумаем о том, всегда ли солнце восходит в одно и то же время?
В каждое время года солнце восходит по-разному. Зимой ночи долгие, а дни короткие. Летом, наоборот, ночных часов меньше, чем светлых, дневных. И только в дни равноденствия - 23 сентября и 21 марта дни и ночи равны по продолжительности.
Послушайте стихотворение.
Столько же света, сколько тьмы!
Идет красная девица,
Несет в ведрах водицу.
Улыбается сама:
В ее ведрах свет и тьма.
Заглянули в ведра мы:
Столько ж света, сколько тьмы!
Зимой солнышко поднимается из-за горизонта поздно, словно нехотя, и рассветает в средней полосе часов в 8-9. Зимой рассветы тусклые, серые или чуть желтоватые.
Зато летним утром солнце поднимается над горизонтом рано, удивительно красиво окрашивая в нежнорозовые, тончайшие золотистые тона край неба на востоке.
За полярным кругом зимой солнце вообще не поднимается из-за горизонта, и восход не наступает. Здесь царит длинная полярная ночь, которая не сменяется ни утром, ни днем.

Но весной и летом в этих суровых снежных краях солнце не опускается за линию горизонта. Настоящих темных ночей там нет. Такое время суток называют белыми ночами. Солнце здесь не всходит и не заходит, поэтому ни восхода, ни заката в этих краях нет.
Послушайте сказку.
Четыре лебедя
Высоко-высоко в горах, в гнезде, которое находилось на вершине неприступной скалы, жили четыре прекрасных лебедя. Они были сыновьями Солнца. А звали их Утро, День, Вечер и Ночь.
Перья первого лебедя были розовыми, второго - белыми, третьего - серебристо-серыми, а четвертого - черными, как смоль.
Когда Солнце начинало медленно подниматься над землей, из гнезда вылетал Розовый лебедь. Сын мой младший, лети над землей, неси на крыльях светлое утро! - напутствовал его отец.
Широко раскинув крылья, Розовый лебедь кружился в поднебесье, и все кругом озарялось нежным сиянием.
Начинался рассвет. Розовело небо, становились розовыми, словно лебединые перья, легкие облака, светлели воды в реках и озерах, раскрывались венчики душистых цветов, пробуждались люди. Видели ли вы рассвет? Расскажите о нем.
Солнце поднималось выше. Розовый лебедь возвращался в гнездо, а в небо взлетал Белый лебедь, неся на своих крыльях светлый день.
Шумели зеленые леса, порхали бабочки и стрекозы, ярко пестрели цветами луга, синели реки, люди занимались делами.
Когда Солнце опускалось ниже, и его косые золотистые лучи скользили по глади речных вод и зеленым травам, Белый лебедь спешил домой, а в путь отправлялся Серебристо-серый лебедь. Он нес с собой вечер.
Темнело небо, облака становились лиловато-сиреневыми. Сумрак окутывал землю. Люди спешили завершить начатые дела. Хозяйки накрывали столы, и семьи дружно садились ужинать.
После ужина женщины занимались рукоделием, рассказывали детям сказки.
А когда Солнце скрывалось за высокой горой и возвращался домой Серебристо-серый лебедь, из гнезда вылетал Черный лебедь.
Какое время суток наступало на земле?
Этот лебедь нес на своих бархатных крыльях темную ночь, озаренную лишь лунным светом и блеском далеких звезд.
Так повторялось изо дня в день, из года в год.
Но однажды один злой волшебник проснулся очень рано. Он увидел, как по небу летит прекрасный Розовый лебедь, и все радуются восходу солнца.
Разозлился колдун и решил погубить чудесную птицу.
«Пусть никогда не наступит утро! Не увидят люди прекрасного рассвета! Пусть на земле царит тьма!» - подумал он.
Обратился волшебник коршуном, взвился в облака и напал на лебедя.
Розовые перышки полетели с небес на землю, и одно из них упало рядом с богатырем по имени Никита. Он поднял голову и увидел небесную битву. Никита снял с плеча лук, вложил в него стрелу, натянул тетиву, прицелился и выстрелил.
Громко вскрикнул коршун и упал на землю, пронзенный стрелой богатыря, а израненный Розовый лебедь опустился к его ногам.
Кругом потемнело, закрылись венчики цветов, поднялись высокие волны в реках, подул сильный ветер, заскрипели вековые деревья.
Никита склонился над бедной птицей и услышал шепот трав: Обрызгай Розового лебедя живой водой из родника, его раны затянутся, и рассвет наступит! Да где же находится родник с живой водой? - спросил воин. Ищи его там, где упало лебединое перо. Мать-земля даст тебе живой водицы! - опять послышался шепот.
Раздвинул Никита траву возле упавшего перышка и увидел, что из-под земли пробивается маленький сверкающий родничок.
Богатырь положил птицу к роднику и побрызгал ее живой водой. Лебедь открыл глаза, попил воды из рук Никиты, склонил с благодарностью голову, а затем взмахнул крыльями и взмыл в небеса.
И тотчас темнота рассеялась - порозовели дали, посветлели воды, раскрылись венчики цветов и наступило радостное утро. В сарае громко закукарекал петушок, заквохтали куры, загомонили проголодавшиеся за ночь гуси и утки. Выбрались из улья и полетели за ароматным нектаром пчелы, вылетели из гнезд и защебетали птицы, проснулись взрослые и дети.

Все любовались рассветом и радовались наступлению нового дня! Где жили лебеди? Как их звали? Когда вылетал из гнезда Розовый лебедь? Какое время суток он «нес на крыльях»? Какой лебедь вылетал на смену Розовому лебедю? Какое время суток наступало? Когда прилетал Серебристо-серый лебедь? Когда вылетал из гнезда Черный лебедь? Что наступало с его прилетом? Почему злой волшебник захотел погубить Розового лебедя? Расскажите о том, как Никита спас птицу.
Ответьте на вопросы Что такое восход? На сколько частей можно разделить сутки? Перечислите их по порядку. Назовите вторые и четвертые части суток. Какое время суток самое светлое? Какое время суток самое темное? Что такое равноденствие? Когда наступает восход зимой, а когда летом? Что такое полярная ночь? Что такое «белая ночь»?

Программное содержание: Формирование у детей реалистического представления о природных явлениях подвести детей к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного света и тепла. Расширять и активизировать запас слов детей, приучать пользоваться словом в правильной грамматической форме. Учить понимать произведение искусств, высказывать свое отношение, сравнивать. Воспитывать эстетический вкус.
Активизация словаря: оттепель, небосвод, закат, проталина, отрывок, великолепными коврами.
Предварительная работа: С детьми ходили на экскурсии в природу: в парк, рощу, к озеру. Обращали внимание на красоту природы, на сезонные изменения, происходящие в зависимости от расположения солнца. Наблюдали за цветом неба в солнечный день, в пасмурный день и сравнили. Рисовали на тему: «Солнечный денек»; «Пришла весна». Учили пословицы, стихи, песни о солнце, слушали произведения Чайковского «Времена года». Рассматривали картины.
Материалы: Картина с изображением одного пейзажа в разные времена года.

Ход занятия:
Дети, сегодня мы с вами поговорим о солнце. Самое лучшее в мире смотреть, как рождается день. Сейчас послушайте рассказ о том, как лучи солнца разбудили зверей, птиц, насекомых.
«Выплыло на небе красное солнце и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч полетел на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «ку-ка-ре-ку!». Куры слетели с нашестов, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов».
Вос.: - Дети, во все ли времена года светит солнце, и в какое время года мы чаще всего видим солнце?
Дети: - Солнце светит во все времена года, но чаще всего оно светит летом, весной и ранней осенью.
Вос.: - Какое у вас настроение в солнечный день и что вам (приходится) хочется делать в такую погоду?
Дети: - В солнечную погоду настроение веселое, радостное, бодрое, задорное, хочется прыгать, скакать, кувыркаться, веселиться, петь песни.
Вос.: - Как вы думаете, на что влияет солнечный свет и его тепло?
Дети: - Солнечный свет и его тепло влияет на рост деревьев, кустарников и травы, согревает землю, на настроение людей и животных; когда станет тепло, светло после зимней стужи просыпаются медведи, барсуки, ежи, у них появляются детеныши, прилетают птицы, выводят птенцов.
Вос.: - Не даром говорят в народе «Солнышко, что мать родная и согреет и приласкает».
Вос.: - Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: - Солнце сравнивается с родной матерью, греет и ласкает солнышко, как родная мать.
Вос.: - а в какой пословице еще солнце сравнивается с матерью?
Дети: - «При солнышке тепло, при матери добро».
Вос.: - А какие вы еще пословицы знаете о солнце?
Дети: - «Взойдет красное солнышко, прощай, светел месяц?»
Дети: - «В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подвигайся».
Дети: - Всякий день солнце всходит.
Вос.: - ребята, вспомните произведение Чуковского «краденое солнце», когда не стало солнышка, не только зверям, даже маленьким воробушкам было плохо.
Дети: - Плачет серый воробей,
Выйди солнышко скорей
Нам без солнышка обидно
В поле зернышка не видно.
Вос.: - Да, видите, как плохо без солнца, даже не видно ничего на земле.
Вос.: - А какие вы еще стихи знаете о солнышке?
Д. 1. - День пришел! Лишь только
Первый лучик
Ударит мне в окно.
Лишь только солнце встанет
А в комнате светло.
Погаснут звезды – крошки
И ночь уйдет домой
И спрячет месяц рожки
За тучей грозовой
А в городе машины
Стучат, гремят, бегут
Как будто что-то новое
Счастливое везут.
Д. 2.: - Д. Кикин «Закат»
Раз березы сеть связали,
Рыбу – солнышко поймали,
Хороша была, кругла,
Да немножко тяжела
Даже сети порвала
А как сети порвала
За сугробы уплыла.
Д. 3. – Я. Колос.
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Вос.: - Молодцы ребята, хорошие вы стихи знаете о солнце.
Вос.: Даже в январские морозы, когда солнышко низко над землей и его лучи только скользят по поверхности земли, стоит взглянуть солнышку и становится все сказочно, красиво.
Вос.: - Вспомните дети, в каком стихотворении Пушкин говорит о красоте природы, когда светит солнце?
Дети: - Пушкин о красоте природы говорит в стихотворении «Зимнее утро»
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя, на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка надо льдом блестит».
Вос.: - А какие изменения происходят в природе весной?
Дети: - С каждым днем солнышко все выше и выше, дни становятся длиннее, теплее, начинаются оттепели, звенят капели, бегут веселые ручейки, веселее щебечут птицы.
Вос.: - Какие еще признаки весны вы можете добавить?
Дети: - Улыбчивым смотрит солнце с чистого небосвода, вся природа преображается, земля покрывается нежным зеленым ковром.
Вос.: - Дети, когда особенно солнышко поднимается высоко, а его жаркие лучи льются на нашу землю?
Дети: - Летом, в садах поспевают плоды, ягоды, на полях зреет пшеница, рожь, овес.
Вос.: - А кто помнит небольшое стихотворение о солнечном луче?
Дети: - Теплый лучик солнечный
Золотой иголочкой
Сарафаны вышил
Ягодками вишен.
Вос.: - Дети, вспомните, что мы с вами наблюдали после дождя, когда выглянуло солнце и ярко светило?
Дети: - Когда солнце светило ярко после дождя, то мы видим радугу-дугу.
Вос.: - Всю эту красоту мы видели благодаря солнышку. А кто помнит стихотворение о радуге-дуге.
Дети: -Радуга-дуга
Не давай дождя,
Давай солнышко
Из-под бревнышка.
Солнышко-солнышко
Выгляни на бревнышко
Сядь на пенек
Погуляй весь денек.
Физкультминутка
Вос.: - Сейчас я вам покажу картины, где художник изобразил солнце в разные времена года.
Вос.: - Расскажите, что художник изобразил на этой картине?
Дети: - Здесь художник изобразил лето, солнце светит ярко, жаркие лучи падают на землю. Все цветет, растет, зреет.
Вос.: - Какое время года на этой картине?
Дети: - Осень. Подул ветер, набежали тучи и закрыли небо и солнце, пошел сильный дождь, стало холодно, падают листья.
Вос.: - Что вы видите на этой картине?
Дети: - Зимний пейзаж. Солнце светит, но не греет, небосвод оранжевого цвета, холодный, отражается на снегу.
Вос.: - Расскажи, Саша, об этой картине.
Саша: - Весна, солнце стало светить ярче, землю пригревать жарче, сошел снег с полей. Появились проталины, на реке растаял лед, ледоход. Появляется зеленая трава.
Вос.: - Не только художники, но и композиторы отражают красоту солнечного тепла и света. Послушайте, как композитор в своей музыке передал красоту русской природы.
Слушанье
Вос.: - Кто написал музыку и как она называется?
Дети: - Музыку написал Чайковский, называется она «Подснежник»
Вос.: - Что рассказал композитор в своей музыке?
Дети: - Весна, солнце поднимается высоко, ярко светит, растаял снег, появились проталины, журчат ручьи, на проталинах появились первые подснежники, птицы весело щебечут.
Вос.: - Послушайте музыкальное произведение об осени.
Вос.: - А что вам сейчас представилось?
Дети: - Хмурый день, солнце не видно, дует холодный ветер, моросит дождь.
Вос.: - А сейчас, давайте ребята, споем песню «О солнышке» (муз. Филлипенко)
Анализ:
Вос.: - О чем мы сегодня беседовали?
Дети: - Мы сегодня беседовали о солнце. Вспомнили, что солнце необходимо для жизни на земле, когда греет солнце, то тает снег, растет трава, появляются листья на деревьях, весело щебечет птицы – все радуются лучам солнца. Читали стихи о солнце, вспомнили пословицы, слушали, как композитор Чайковский изобразил солнышко в музыке, пели песню о солнышке.

Цель: 1. Закрепить знания детей о солнце, воздухе, воде, их свойствах, значении в жизни людей, растений.

2. Вызвать желание детей с помощью опытов узнать свойства солнца, воздуха, воды.

3. Закрепить знания о правилах здоровья и вызвать желание выполнять их.

4. Приобщить детей к здоровому образу жизни.

Материал: костюм Айболита, шапочка «солнце», семена огурца, прозрачные банки, фильтры, вода.

Предварительная работа: предварительное замачивание семян огурца. Проращивание семян на солнце и в тени.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл гость, а кто это, вы узнаете если отгадаете загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор.... (Айболит)

(Одеваю халат и шапочку)

Айболит: - Здравствуйте, дети, как ваше здоровье? Я вижу, что вы здоровы! Румяные щёчки, блестящие глаза, весёлые улыбки! А хорошо ли вы кушали? А спали? Вы группу свою проветриваете? Любите гулять на улице, когда светит солнце?

Давайте сядем на ковре в кружок, а я вам загадаю загадку:

«Голубой платок, желтый колобок

По платку катается, людям улыбается».

Правильно! Это солнышко. А что вы знаете о солнце? (Ответы детей)

Солнце – это источник тепла и света. Что бы случилось, если б не было солнца?

Правильно, солнечный свет необходим всему живому: человеку, животным, растениям. Если человека на долгое время поместить в темноту, он ослепнет. А растение в темноте будет чахнуть и погибнет.

Я знаю, вы делали опыт с семенами огурца, давайте посмотрим что получилось. В блюдечке, стоявшей на солнце, семена огурца проросли лучше, чем в том, что стояло в тени. Какой вы сделаете вывод? Для роста растений и живых организмов нужен солнечный свет.

Скоро лето и вы будете много гулять, и загорать на солнце. Для детей полезно загорать, потому, что солнышко посылает в своих лучах нам витамин «Д» , который делает наши руки и ноги крепкими и сильными. В сильную жару носить головной убор и долго не загорать на солнце.

Ребёнок: Мы на солнце полежали,

И друг друга не узнали.

Кто же мы – ребятки,

Или шоколадки.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко».

Отдохнули? Давайте пройдём в «лабораторию» (За столы)

Отгадайте, пожалуйста, мою загадку.

Он нам нужен для того,

Чтобы сделать вдох и выдох.

А когда он очень пыльный

А когда он очень грязный

Говорим мы: Ах! Ох! Ух!

Очень нужен всем на свете

Свежий, чистый… (воздух)

Что мы вдыхаем? Давайте вдохнём воздух, куда он попал? Воздух попадает в нос, после этого он спускается в горло, в дыхательную трубочку, затем через бронхи - в лёгкие.

Какие свойства воздуха вы знаете?

Мы его видим? Значит он прозрачный.

У воздуха есть форма? Говорят, такой большой, что весь мир занимает; такой маленький, что в любую щель проникает.

Воздух звучит? (дети надувают шары и со звуком выпускают воздух)

У воздуха есть запах? (нет) Есть вес? (нет)

Предлагаю вам отдохнуть.

Дыхательные упражнения «Насос», «Надуваем шар»

А что бы случилось, если б не было воздуха? (ответы детей)

Правильно, без воздуха нет жизни. Запомним правило: Вдыхать воздух через нос, выдыхать через рот.

Ребята, как вы думаете, откуда берётся чистый воздух? Чистый воздух нам дают растения. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ; а листочки растений поглощают этот газ и насыщают воздух кислородом.

А чтобы жили и росли растения, что ещё для этого им нужно? Правильно, вода!

Ребята, вы знаете, откуда берётся чистая вода? Послушайте стихотворение Бунина «Родник».

В глуши лесной, в глуши зелёной

Всегда тенистой и сырой

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

Стеклом расплавленным бежит.

Ребята, какие свойства воды вы знаете? (вода течёт, журчит, она прозрачная, может изменять цвет, бывает холодная и горячая, чистая и грязная и т. д.)

А бывает твёрдая вода? Правильно, это – лёд.

Бывает и газообразная – это пар.

Дети, для чего нужна вода? (ответы детей)

А можно пить грязную, не кипячёную воду? (нет, в ней микробы)

Запомним правило: Пить только кипячёную воду.

В природе самая чистая вода в роднике. А где ещё есть вода? Отгадайте загадки.

Течёт, течёт – не вытечет

Бежит, бежит – не выбежит.

Кругом вода, а с питьём – беда.

Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

Ребята, сегодня мы с вами говорили о солнце, воздухе, и воде. Узнали, что все они очень полезны для вашего здоровья.

Чем полезно солнце? А воздух? Вода? (ответы детей)

Доктор Айболит советует вам чаще гулять на свежем воздухе, загорать и дружить с водой.

Запомните такие слова «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

(говорят хором)

А чтобы вы были здоровы, угощаю вас витаминами.

До свидания, ребята!


Реммер Ольга Александровна

— огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. А чтобы вспомнить о том, какая самая ближайшая звезда по отношению к Земле, отгадайте загадку.

Оно свет на Землю льет,

И тепло нам всем дает. (Солнце.)

Солнце — ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Поэтому звезды кажутся нам на черном фоне неба крошечными мерцающими точками.

Как и другие звезды, Солнце — пылающий шар. Оно испускает в пространство огромное количество света и тепла, большая часть которых представляется нам в виде лучей.

Диаметр Солнца в 400 раз больше диаметра Луны и в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца огромна! Она в 750 раз превышает массу всех движущихся вокруг него планет. Солнце — вращающийся раскаленный шар. Оно вращается вокруг своей оси с запада на восток.

♦ Как вы думаете, Солнце находится далеко или близко от Земли?

Очень далеко — на расстоянии 150 миллионов километров.

Солнце дает нам главное — свет и тепло, и именно поэтому на Земле возможна жизнь! После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.

♦ Вы знаете, как называется праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны?

Правильно, Масленица. В этот праздник жгли костры, водили хороводы, славили Солнце песнями и торопили его к лету повернуть.

Послушайте стихотворение.

На Масленицу

Мы на Масленой неделе

Будем жарко жечь костры,

Чтобы искорки летели

Над землей во все концы,

Чтобы Солнце разбудили:

«Освети нас и согрей!

Покажись в красе и силе.

Ждем тебя мы много дней!»

Мы на Масленой неделе

Испечем румяный блин:

«Солнышко! Вставай с постели!

Угостить тебя хотим!»

♦ Почему на Масленицу пекут блины?

Блин напоминает нам горячее весеннее солнышко. «Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают» — примечает народ, называя Масленицу «объ- едухой».

♦ Что общего между Землей и Солнцем и чем они отличаются.

И Солнце и Земля имеют форму шара. Оба небесных тела движутся в космическом пространстве. Но Солнце — звезда, а Земля — планета. Земля — твердый шар, поверхность ее не горячая. Солнце очень горячее, а его поверхность — газы. Наконец, Солнце во много раз больше Земли. Если представить Землю в виде пшеничного зернышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз!

Есть в космическом пространстве звезды и более крупные и более яркие, но Солнце — самая близкая к нам звезда.

♦ Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Если бы оно не согревало и не освещало своими лучами Землю, наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на ней дарила бы вечная ночь. Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.

А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!

Послушайте стихотворение.

С неба высокого солнышко светит —

Рады лучам его взрослые, дети...

Рады лучам его звери и птицы.

Речка на солнце блестит, серебрится.

Солнце на землю глядит с добротой,

Мир озаряя теплом, красотой.

Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды — Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются восемь других планет. Все они составляют Солнечную систему. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него.

♦ Какие планеты вы знаете? Назовите их.

Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. Он во многом похож на спутник Земли — Луну. Но там нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей. На этой планете очень жарко! В древности Меркурий считался покровителем путешественников и торговцев.

Послушайте стихотворение.

Меркурий

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Играет в пятнашки: «Меня догоните!»

Вторая от Солнца планета — Венера. Ее называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно. Назвали ее в честь богини красоты Венеры. В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В одной из них рассказывается, что юная царица Венера мчится по небу в колеснице, запряженной тройкой белоснежных, златогривых коней.

Послушайте стихотворение.

Венера

В серебристой колеснице

В небесах летит царица.

Ее облик — юный, нежный,

Ее кони белоснежны,

И крылаты, и красивы,

Златоглазы, златогривы...

Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, состоящая из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут.

♦ Какой по счету в Солнечной системе является наша планета Земля?

Наша Земля — третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Земля — средняя по величине планета. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух. Она защищает Землю от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов. Кроме того, большую часть нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Если внимательно посмотреть на ночное небо, можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением, поэтому его часто называют «Красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны. Полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь в сражениях.

Послушайте стихотворение.

Марс

Марс — таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Пятая от Солнца планета — Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы, он в 11 раз больше Земли. У Юпитера есть четыре спутника, вращающихся вокруг него.

Послушайте стихотворение.

Юпитер

Юпитер — больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год!

Шестая планета от Солнца — Сатурн, состоящая из газов, температура ее низкая. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца из ледяных глыб и камней.

Послушайте стихотворение.

Сатурн

Сатурн — красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Уран расположен за Сатурном. Это единственная планета, которая вращается, лежа на боку. Этакий лежебока! Атмосфера Урана — холодный туман.

Послушайте стихотворение.

Уран

Уран — лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие — ночь.

Нептун — восьмая от Солнца планета.

Послушайте стихотворение.

Нептун

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Плутон — самая удаленная от Солнца планета. Его открыли только в 1930 г. Плутон — самая холодная планета Солнечной системы. Он — крошка-планета, меньше Луны. У него есть спутник — Харон.

Послушайте стихотворение.

Плутон

Несется в пространстве далекий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее. Все они имеют форму шара и вращаются вокруг Солнца.

Ответьте на вопросы

1. Как называется самая близкая к нам звезда?

2. Какую форму имеет Солнце? Из чего оно состоит?

3. Что больше — Земля или Солнце?

4. Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

5. Сколько планет в Солнечной системе?

6. Как называется самая близкая к Солнцу планета?

7. Какая планета наиболее удалена от Солнца?

8. Какая планета самая маленькая?

9. Какая планета самая большая?

10. Какую планету называют Утренней или Вечерней звездой?

11. Какую планету называют Красной?

12. Какую планету окружают кольца?

13. Какая планета вращается, лежа на боку?

14. Какие планеты являются ближайшими «соседями» Земли?

Ребята! Сегодня мы рассмотрим очень красивое природное явление.

Отгадайте загадку.

Последний солнца луч

Окрасил облака,

Стала алою река. (Закат.)

Закат — одно из самых величественных и прекрасных зрелищ, которые дарят нам небеса! Что же такое закат? Это заход солнца за линию горизонта. Вы, конечно, знаете, что утром, на рассвете, солнце появляется над горизонтом.

♦ Вспомните, как называется такое явление.

В течение дня солнце поднимается все выше и выше, пока не достигает своего зенита — самой высокой точки над линией горизонта.

После полудня солнце начинает не спеша опускаться вниз. Часов в пять-шесть вечера его золотистые косые лучи насквозь пронизывают травы, кустарники, речную воду. Солнце не спеша подходит к линии горизонта и уходит за нее. На землю опускается светлый легкий сумрак. Он сгущается, а когда на небе появляется первая звездочка, наступает ночь.

На закате удивительно красиво окрашены последними, заходящими лучами солнца тучи и облака. Они напоминают то старинные замки с высокими башнями, то летящих по небу коней с разметавшимися гривами. Иногда небо на закате похоже на волшебную каменистую страну, где есть скалы, величественные горы и водопады. Это последние лучи заходящего солнца придают небесам такие причудливые очертания и краски.

♦ Видели ли вы закат? Расскажите о нем.

Пожалуй, в природе не бывает двух закатов, похожих один на другой. Зимой — это тонкая желтоватая полоска на небе, летом — игра ярких красок!

Послушайте стихотворение.

Осенний закат

Последние лучи по зеркалу паркета

Скользнули и исчезли в глубине ковра.

И на мгновенье их закатным светом

Вся комната была озарена.

И в сумраке наставшем

Таинственно и чисто

Вдруг зазвучал рояль…

Прекрасна жизнь,

И всем ее познавшим

Понятна светлая осенняя печаль.

Ответьте на вопросы

1. Что такое закат?

2. Видели ли вы закат?

3. Почему закаты называют «фантастическим зрелищем»?

4. Чем отличаются летний и зимний закаты солнца?