Биографии Характеристики Анализ

Биография. Значение суриков иван захарович в краткой биографической энциклопедии Василий суриков краткая биография для детей

В детстве жил очень бедно, особенно после смерти отца от туберкулёза, когда ему было всего 11 лет. Окончив два класса церковно-приходской школы, Суриков поступает в уездное училище. Именно учась в нем, Василий начинает рисовать. После окончания учёбы пошёл на работу, так как денег на продолжение обучения у семьи не было. Случайно его рисунки увидел сам губернатор, который помог поступить в Академию художеств города Санкт-Петербург, где Суриков проучился с­ 1869 по 1875 год. В 1877 году переехал в Москву и прожил там до конца жизни.

25 января 1878 года женился на Елизавете Шаре, с которой у него появились две дочки – Елена и Ольга. В 1888 году его жена умерла, что было для Сурикова страшном ударом – он даже не занимался живописью некоторое время.

Много путешествовал, побывал в Италии, Франции, Испании, Крыму и других местах. В 1910 году в родном Красноярске помог открыть рисовальную школу.

Самые главные картины: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Меншиков в Берёзове», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря», «Портрет дочери».

В развитие русской художественной школы большой вклад внёс Суриков Василий Иванович. Он родился 24 января (12 января - по старому календарю) 1848года в сибирском городе Красноярске. Родители Сурикова, отец Иван Васильевич Суриков, служивший губернским регистратором и мать Прасковья Федоровна, урожденная Торгошина принадлежали к числу потомков первых казачьих родов. Предки его по отцовской линии, возможно, пришли в эти края с Дона чуть ли не во времена Ермака. Казачье происхождение было для Сурикова предметом особой гордости – об этом говорит то, что Василий Иванович прямо называл себя русским казаком.

О ранних годах жизни, детстве Сурикова, мы знаем в основном из работы поэта М. Волошина. Незадолго до кончины живописца, в 1913 году М. Волошин, работая над монографией о Сурикове, заказанной И. Грабарем, часто встречался и разговаривал с выдающимся художником.

В 1859 году умирает отец художника, его семья оказывается в тяжелом материальном положении. Прасковья Федоровна вынуждена была сдать жильцам второй этаж своего дома, а сама не отказывалась от случайного заработка. Суриков оканчивает Красноярское уездное училище в 1861 году и поступает на службу в губернское управление - канцеляристом. К этому времени он уже решил, что станет художником. Большим везением и удачей для Сурикова явилось знакомство с Н. Гребневым, ставшим первым его наставником и учителем. Гребнёв распознал в подростке большой потенциал, и мягко, но настойчиво стал направлять его в нужное русло.

В судьбе талантливого человека принял участие и губернатор Красноярска П. Замятин, который отправил в Петербург ходатайство с просьбой зачислить Сурикова в Академию. Несмотря на то, что ходатайство было принято, в выплате стипендии Сурикову в Академии отказали. Промышленники из Сибири в те времена отличались широтой своей меценатской деятельности, не жалели денег и на культурную и на образовательную работу. Среди них был и золотопромышленник П. Кузнецов, взявшийся за обеспечение Сурикова всем необходимым на период обучения его в Академии. В конце 1868-го года Суриков с промышленным обозом Кузнецова отправился на покорение художественного мира. Дорога до Петербурга заняла два месяца.

Однако, в Академию Сурикова взяли не сразу - ему пришлось немного поучиться в Обществе поощрения художеств, где он «набивал» руку рисуя гипсовые слепки, только после этого он был зачислен в Академию вольнослушателем. Полноправным учеником Академии Суриков стал уже в августе 1870 года, пройдя программу трёхлетнего обучения самостоятельно.

После этого последовали триумфы. К сожалению и возмущению учителя Сурикова П. Чистякова, гарантирующей заграничную стажировку золотой медали, Суриков после окончании Академии не получил. Через полгода Сурикову всё-таки предложили поездку за границу, но он отказался от неё, взявшись за роспись фресок в храме Христа Спасителя в Белокаменной.

Благодаря работе в храме, художник получил финансовую независимость и новую среду обитания. Попав в Белокаменную, Суриков сразу же почувствовал родное и насовсем переселился в Первопрестольную. Созданные здесь «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» принесли Василию Ивановичу заслуженное признание, и место среди выдающихся живописцев той эпохи. После показа в 1881 году «Утра стрелецкой казни» Суриков стал активным участником движения передвижников, на целых 26 лет, уйдя из Товарищества лишь в 1907 году, осознав, что это движение тормозит дальнейшее развитие живописи.

Что касается личной жизни Василия Ивановича, то здесь необходимо отметить его брак с Елизаветой Августовной Шаре, заключённый в 1878 году. Они прожили десять счастливых лет; Елизавета Августовна родила Сурикову двух дочерей. После тяжёлой болезни она умерла в 1888 году, её смерть стала причиной тяжелейшей депрессии Сурикова. Он перестаёт писать и в 1889 году уезжает с детьми в Красноярск, рассчитывая остаться в «городе детства» навсегда.

Здесь, на «малой родине», депрессия отступает. Почти насильно брат Сурикова, заставляет его приступить к написанию «Взятия снежного городка». Суриков увлекается работой, и уже осенью 1890 возвращается в Москву. Весь период 1890-х годов отмечен новым содержательным и колористическим исканием - и, конечно же, новыми живописными шедеврами, всегда выставлявшимися в среде «передвижников».

В это и последующее десятилетие Василий Иванович много и часто путешествовал. Он побывал в Сибири, в Крыму, на Оке и на Волге. Посетил Испанию, Швейцарию, Италию, Францию. На закате своей жизни Суриков оставался увлеченным грандиозными задумками. Но, к сожалению не законченными так и остались «Красноярский бунт», «Пугачёв», «Княгиня Ольга». Находясь на отдыхе и лечении в Крыму в 1915 году, Суриков пишет свой последний автопортрет, который служит подходящей иллюстрацией к характеристике данной Волошиным.

Выдающийся русский художник-передвижник умер 19 марта (6 марта - по старому календарю) в Москве. Ваганьковское кладбище стало последним приютом художника.

Василий Иванович Суриков (12 (24) января 1848, Красноярск - 6 (19) марта 1916, Москва) - русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

Биография Василия Сурикова

Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком еще в 16 веке. Крещён 13 января во Всех-Святской церкви. Дед - Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда - Александр Степанович Суриков (1794-1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец - коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать - Прасковья Фёдоровна Торгошина - родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).

Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ - биография деда «Дар бесценный». Её дети - правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка - Ольга Семёнова.

Творчество Сурикова

Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887; обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.

Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.

Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895; Переход Суворова через Альпы, 1899; Степан Разин, 1903–1907; все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.

Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея; Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск).

В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.

Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П.П.Кончаловским. Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916.

Работы художника

  • Боярыня Морозова
  • Взятие снежного городка
  • Переход Суворова через Альпы
  • Утро стрелецкой казни
  • Меншиков в Березове


  • Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского
  • Боярышня со скрещенными на груди руками
  • Вечер в Петербурге
  • Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге
  • Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора
  • Посещение царевной женского монастыря
  • Церковь в селе Дьякове
  • Патриарх Гермоген в молении о низвержении тушинского вора
  • Женский портрет

Василий Суриков художник, выдающийся мастер в русском изобразительном искусстве 19 века, и начала 20-го века. Творчество Сурикова тесно связано с яркими периодами истории России, в своих масштабных произведениях художник правдиво передал характерные признаки русского народа, его самобытность и жизненную сущность.

Василий Суриков выходец из небогатой казачьей семьи и с раннего детства был близок со своим народом. Картины художника Сурикова очень примечательны своей великолепной колористической трактовкой письма, где присутствует явное новаторство художника в создании колоритных полотен, красочный состав которых и сегодня изучают современные художники.

Суриков Василий Иванович краткая биография и творчество. . Художник родился в городе Красноярск в казачьей семье. С раннего детства у художника проявились зачатки таланта к рисованию. В возрасте восьми лет мальчика принимают на учебу в Красноярское приходское училище, где способность к рисованию обнаруживает его учитель Гребнев Н. В., который помог молодому художнику работать с красками, отдельно занимаясь с ним рассказывал и показывал многие тонкости живописной грамоты и о великих мастерах живописного искусства. Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова.

Но в жизни Сурикова было не все гладко, в 11 лет отроду у него от болезни умирает отец, семья оказалась в трудном материальном положении. Тем не менее после окончания учебы в училище, его устраивают в канцелярию, параллельно с этим мальчик упорно занимается с рисунками, пишет акварели и развивает себя как художника, надеясь в будущем обязательно поступить учиться на художника. И волей случая акварели понравились губернатору, в семье которого потом Суриков давал даже уроки.

В семье губернатора частым гостем был местный золотопромышленник Кузнецов П. И. увидев недюжинный талант молодого мастера, решил материально посодействовать желанию юноши поступить учиться в академию художеств в Санкт Петербурге, куда он поступил не сразу, провалив экзамен по рисованию с гипса, это конечно была первая неудача. Поэтому он решает поступить в училище рисования союза поощрения художников, где усиленно работает над собой в рисунке и других направлениях, через три месяца учебы он вновь пытается сдать экзамен в академии и успешно проходит и за годы обучения 1869 по 1875 г.

С успехом наверстывает то очем мечтал, заслуженно получая за свои работы различные награды. Изучая древнее античное искусство он мастерски создает рисунок Пир Валтасара, где его работу отмечают в журнале под названием Всемирные иллюстрации.

Наконец он казалось бы заслуживает большую золотую медаль с пенсионерской поездкой за рубеж за картину Апостол Павел, но некоторым деятелями руководствующими в академии было решено отказать в награде. Тем не менее за время учебы в академии Василий Суриков получил несколько серебряных медалей, с материальной премией.

Конечно глядя на такое положение художникуне нравились принципы учебы в академии, не смотря на это художник много работает в 1870 г. создает картину Вид памятника Петру 1 на Сенатской площади.

Переехав в Москву, ему поручат роспись фресок в храме Христа Спасителя. Суриков создает первое широко масштабное произведение Утро стрелецкой казни, в котором художник ярко описывает трагические моменты после стрелецкого бунта при Петре Первом.

Картина была написана к 1881 году, году вступления в ряды товарищества передвижников, где Суриков выставляет свои работы на показ широкой общественности.

Зарядившись желанием в написании картин о русской истории художник создает очередные шедевры Меньшиков в Березове и картину Боярыня Морозова, которая была продемонстрирована на 15-й выставке художников передвижников.

В 1887 г. в 1888 году умирает его супруга, с трудом переживая эти времена, позднее он с дочерьми отправляется на родину в Красноярск находясь там в некотором унынии, дабы поднять настроение вспоминая игры своего детства.

Он решает написать более веселое и жизнерадостное произведение картину Взятие снежного городка, в сцене персонажей были задействованы местные крестьяне а сам снежный городок крестьяне слепили прямо во дворе его дома.

Картина была восторженно встречена общественностью и даже была направлена на выставку во Францию, где демонстрировалась в Париже в 1890 г., и награждена именной медалью.

В 1891 Василий Суриков опять обращается к русской истории, задумав писать картину Покорение Сибири Ермаком, несколько лет работая над историческим произведением, в разных местах России художник создает эскизы и этюды к картине.

На полотне Суриков ярко отразил характерные образы героев, показав смелый порыв, готовых к сражению казачков, красочно отобразив насмерть воюющие стороны.Картина была написана полностью в 1895 году.

Очередное произведение с подобной исторической темой Василий Суриков создает картину Переход Суворова через Альпы, начиная работать в Красноярске он также едет за границу в Швейцарию, где изучает гористую местность и выбирает место для написания этюдов, картина была выставлена в Петербурге и в Москве и была куплена самим Царем.

Следующий этап также историческое полотно картина Степан Разин с казаками плывут на большой лодке. Также художник обращается к быту царской семьи и 1912 год создает картину Посещение царевной женского монастыря, художник выразительно описывает нахождение царевны в церкви среди смиренных монашек.

Художник Василий Суриков был очень предан своему статусу свободного художника, будучи весь в мыслях о создании своих исторических полотен, никогда не желал отвлекаться от выбранного пути.

Ему часто предлагали работу преподавателя в художественных училищах и в академии художеств, на что он всегда давал отказ, на этом поприще он даже несколько посорился с Репиным, который также уговаривал его преподавать в академии.

Характер художника больше стремился к уединению, не любил он различных светских туссовок.

Также редко кто либо мог зайти к нему в мастерскую, где у мастера рождались исторические образы.По сути своей он был несколько замкнутым человеком и у него было немного друзей, тем не менее, он был очень добрый и трогательным в семье, всегда был в хороших отношениях со своими родственниками, часто писал в Красноярск письма маме и брату.

К концу своей насыщенной творческой жизни Василий часто посещает родину, пишет ряд пейзажей, акварельные зарисовки, иногда пишет портреты.

К 1915 году Суриков чувствует ухудшение здоровья, едет полечиться в Крым, но из за больного сердца в 1916 году он скончался и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Сурикова высоко оценено в Русском изобразительном искусстве, его исторические произведения правдиво отражают не простые периоды жизни русского народа в истории России.

Биография Сурикова Василия Ивановича - художника, писавшего картины на темы русской истории, хорошо известна не только отечественным искусствоведам. Его многофигурные полотна соединяют историю, романтику и живописное новаторство.

Красноярск

Мальчик родился в Красноярске зимой 1848 года в семье, которая происходила из казачьего рода, осваивающего Сибирь. Отцом Сурикова был губернский служащий. Ребенок постоянно вглядывался в лица людей, рассматривая, как лицо устроено, как расположены глаза, часами сидел и копировал старинные иконы. Так начиналась самостоятельная художественная биография Сурикова.

В восемь летмальчик начал учиться в приходском училище. Его способности к рисованию были замечены преподавателем, который начал с ним заниматься отдельно. И ребенок поверил, что сможет стать художником. Когда умер его отец, семья зажила бедно. Василий Суриков в одиннадцатилетнем возрасте уже давал уроки акварели в семье губернатора. В этом доме Сурикова познакомили с золотопромышленником, который решил помочь одаренному подростку. Ему выделили деньги и отправили в северную столицу. Таким образом началась биография Сурикова с неожиданного поворота, с отъезда в далекий город.

Петербург

В Академию художеств сразу поступить не удалось, так как не хватило умения, но, проучившись недолго на курсах по рисованию, Суриков все-таки поступил (1869 - 1875). Но когда закончилось обучение, большой золотой медали за свою работу молодой художник не получил. Зато ему представилась возможность переехать в Москву и начать работу по росписи на библейские темы для храма Христа Спасителя, который тогда строился. Так биография Сурикова сделала новый поворот.

Москва

Неожиданно Суриков полюбил Москву всей душой. Он часами мог гулять по ней, особенно под стенами Кремля, и восхищаться ею. В этих прогулках по вечерней Москве вдруг его обожгло желание написать картину на тему стрелецкой казни.

В это время художник жил очень скромно. У него не было своей мастерской, и картины он писал дома. Казнь стрельцов он написал на Красной площади, где стояли телеги. Стрельцы в белых рубахах с зажженными свечами. А кругом все их родные женщины: матери, жены, дети.

Вдали из голубоватого тумана вырастает громадный собор В 1881 картина была закончена и была представлена публике. Эту картину сразу купил Третьяков. Поэтому художник смог приступить к следующей работе.

«Боярыню Морозову» Суриков долго обдумывал, а тем временем написал маленькую, как он считал, работу «Меньшиков в Березове». Позировали для картины и жена, и знакомые. Биография Сурикова вошла в его полотно. Теперь мы знаем, как выглядела его любимая жена, которую он изобразил в виде дочери Меньшикова - Марии. сразу увидел блестящий колорит картины, а он действительно совершенен, и купил ее сразу же. На эти деньги Суриков с семьей поехал во Францию и Италию через Германию. Так биография Сурикова сделала новый виток.

Московский период

Вернувшись, Суриков приступает к работе над "Боярыней Морозовой". Протопоп Аввакум и боярыня, его ярая приверженица, пошли против нововведений Петра, за что и поплатились.

На жалких розвальнях по снегу увозят в фанатичную защитницу старой веры, поднявшей тонкую руку и осеняющей всех крестом двумя перстами. А вокруг стоят люди, которые смотрят на это по-разному. Всю возможную гамму чувств изобразил художник. Очень трудно далось художнику лицо боярыни, а также ему хотелось изобразить, что сани не стоят, а едут. В конце концов все удалось. По обеим сторонам саней стоят люди: с одной стороны защитники старой веры, с другой - новой. Картина - большое достижение художника как колориста. Прямо с выставки передвижников ее покупает Третьяков для своей галереи.

В Красноярске

После такой большой и сложной работы художник едет на родину, набраться новых сил. Но эта поездка ухудшила слабое здоровье его жены, и она умирает в 1888 году. Краткая биография Сурикова говорит, что это был сильнейший удар для художника. В это время он много читает Библию и размышляет.

Красноярск и Сибирь

Зимой 1890 года художник вновь возвращается в родной город и начинает работу над картиной «Взятие снежного городка». На масленичных забавах было принято строить облитую водой и обледеневшую, и через нее должен пробиться всадник на коне. Этот размах и удаль народа, его игру и всеобщее веселье захотел передать живописец.

Нежные оттенки снега и неба резко контрастируют с нарядным пестрым ковром. Он накинут на спинку саней. Так зарождается новая тема широкой души русского человека.

Художник посещает разные сибирские города и везде пишет этюды. Он собирает материал для новой картины, делает зарисовки для новой картины, пишет портреты хакасов, кунгуров. В эскизах для композиции дает расстановки и повороты фигур. Краткая биография Сурикова говорит о неустанной работе его всех душевных сил.

Москва

Ермаком не было завоевательной войной для России, а только оборонительной от набегов народов, населявших Сибирь. В результате получилось эпическое полотно, удивительно гармоничное и мужественное.

Все казаки спокойны. Они делают нужное дело. В других тревожных и неспокойных положениях изображены племена, которые сейчас должны вступить в бой. В левой части картины фигуры казаков и Ермака освещены так, что они кажутся рельефными, выступающими на общем фоне. Биография Василия Сурикова подтверждает, что предки художника участвовали в этих битвах.

Последняя крупная историческая картина - «Степан Разин» (1906-1910). Художник долго продумывал ее композицию, пока не отказался от изображения персидской княжны совсем.

Главной заботой художника было передать думы Разина, который сидит в струге на фоне безбрежной бескрайней Волги, слушая музыканта. Золотистый закат освещает вечернее небо. Лица казаков мужественны и красивы. Но им не дано понять, о чем задумался их атаман.

Художник редкостного таланта скончался в 1916 году. Он воплощал задуманное в огромных композициях с удивительными решениями в цвете и ритме. Такова краткая биография Василия Сурикова.