Биографии Характеристики Анализ

Благотворительность классный час. Классный час "уроки благотворительности"

Тимакова Галина Васильевна
МБОУ СОШ №118, г.Самара
Учитель начальных классов

Классный час для учащихся начальной школы
Урок благотворительности.
Цели:
1. Дать первоначальное представление об идеях благотворительности и меценатства.
2. Раскрыть понятия «добро», «благотворительность», «меценатство».
3. Познакомить с деятельностью известных благотворителей и меценатов.
4. Пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.
Оборудование кабинета:
1. плакат с изображением лепестков ромашки, где на каждом лепестке напечатано высказывание о добре;
2. портреты благотворителей и меценатов;
3. пословицы;
4. отдельные карточки с различными качествами людей
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы.
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, а о чём пойдёт речь на этом уроке, мы сейчас узнаем с помощью подсказки.
Ученица читает стихотворение
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро - это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!

-Итак, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
- Ребята сегодня на уроке мы узнаем, что такое благотворительность, постараемся понять, в чем смысл благотворительности, и каковы цели благотворительности.
2. Основная часть.
- Кто из вас знает, что такое благотворительность? (ответы детей)
- Кто занимался и занимается благотворительностью? (ответы детей)
- А помогут нам в этом разобраться сказочные лесные жители.
Инсценировка сказки
Идет Зайка по лесу, а навстречу ему Ежик, Лисичка и Медвежонок идут, о чем-то весело разговаривают.
Удивляется Зайка: «Интересно, что это с Бабой Ягой случилось? Встретил я ее на полянке, лапки затряслись, ну, все, думаю, пропал! А она мне морковку дала и по голове погладила. Чудеса!»
Смеются зверята, переглядываются.
Медвежонок - играем мы на опушке в салочки, вдруг трам-тара-рам, шум, грохот, Баба Яга собирала ягоды-грибы, да споткнулась о корягу. Всё из лукошка-то и высыпалось.
Ежик - не может Баба Яга снова все собрать, устала, да и косточки побаливают, тяжело наклоняться. Жалко мне ее, я и собрал все ягоды и грибы снова в лукошко.
Медвежонок – а я донес лукошко до избушки на курьих ножках.
Лисичка – а я в избушке всё своим хвостом подмела, порядок навела. Вот Баба Яга и подобрела.
–Спасибо артистам за сказку. Ребята, как можно сказать, что сделали зверята для Бабы Яги (зверята сделали доброе дело)
-А кто нибудь из вас делал добрые дела? (ответы детей)
- Что вы делали доброго, и для кого? (ответы детей)

Итак, давайте подведем итог, что же такое доброта?
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.
- Можно ли человека заставить быть добрым?
- Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.

- Ребята давайте прочитаем пословицы и поговорки, записанные на доске, и объясним их смысл.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Добрые умирают, да дела их живут.
Худо тому, кто добра не делал никому.
За добрые дела добром платят.
Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.
Здесь хочется вспомнить народную мудрость: «Самое плохое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается»
- В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность»
Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу, просто так.
- Ребята, подумайте и скажите, как можно назвать человека, который делает добрые дела, занимается благотворительной деятельностью (благотворитель).
- А кто может быть благотворителем? (один человек, родители, класс, предприятие, завод и т.д.)
Рассказ учителя
Благотворительной деятельностью может заниматься как один человек, так и огромное предприятие. Как правило, помощь крупных предприятий выражается в выделении денежных средств на ремонт детских учреждений, на покупку компьютерных классов в школы, на приобретение игрушек и одежды в детские дома, на развитие детских творческих коллективов, спортивных секций. Очень часто артисты организуют большие концерты, спектакли, а все собранные за билеты деньги перечисляют в детские дома, в дома престарелых, интернаты для инвалидов, то есть безвозмездно помогают самым беззащитным людям.
Благотворительность может быть направлена на охрану памятников культуры, защиту окружающей среды. Некоторые люди дают деньги на научные исследования, дарят книги, картины, предметы старины библиотекам, картинным галереям, краеведческим музеям, музеям искусств.
Таких богатых людей, которые поощряют развитие науки, искусства, совершают любые добрые дела и начинания называют - МЕЦЕНАТЫ.

- Это слово является фамилией одного римского деятеля Гай Цильний Меценат, который жил в I веке до н.э., поклонник искусства, покровитель поэтов.
(Демонстрация фотографий с пояснением)
Приводятся примеры еще некоторых благотворителей и меценатов (с демонстрацией портретов)
Павел Михайлович Третьяков
Родился в потомственной купеческой семье. Любовь к искусству сделала его страстным коллекционером картин русских художников. Сначала коллекция размещалась в жилых комнатах Павла Михайловича, затем к дому пристроили галерею, которая стала свободна для посещения. 1892году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Она и по сей день является музеем мирового значения.
Агнесса Гонджа Бояджиу известная миру как Мать Тереза
Эта женщина стала примером любви и заботы о ближнем. Еще девочкой она твердо знала, что ее служение Богу будет связано со служением бедным. Помогая больным и умирающим беднякам, она окружала их любовью, заботой, и удобством. Она организовала первую клинику для зараженных СПИДом, создала приюты для больных в Гарлеме. В 1779г получив Нобелевскую премию мира, полностью вложила ее в свою миссию.
Билл Гейтс
Этот человек создал свой бизнес и сколотил огромное состояние без посторонней финансовой помощи. Ежедневно большинство жителей планеты имеют дело с результатами его труда. По самым скромным подсчетам он отдает на благотворительные проекты около половины своего гигантского дохода.
По оценке журнала «Тайм», благотворительный фонд, который он организовал совместно с женой Мелиссой, спас около 700 000 жизней в бедных странах, в том числе вкладывая капитал в программы прививок. Он так же жертвовал компьютеры и обеспечивал бесплатный доступ в Интернет для 11 000 библиотек и успешно спонсировал самый большой образовательный фонд в истории.
- Что же объединяет этих людей? Все они занимались благотворительностью, то есть помогали всем, кто нуждался в лечении, а еще помогали детям сиротам, у которых нет родителей.
- Как вы видите, благотворительностью люди занимались давно, но в наше время известные в России люди продолжают оказывать материальную помощь нуждающимся.

Так, жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева была председателем международной ассоциации «Гематологи мира - детям», лично патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве. Помогала детям с заболеванием крови.
Известен своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант Мстислав Ростропович – президент Благотворительного фонда, который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации.
Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям, имеющим инвалидность.
- Давайте рассмотрим несколько примеров, когда помощь благотворителей спасала жизнь людей.
Волина Катя. В 5 месяцев был поставлен диагноз - непроходимость желчевыводящих путей. Единственный выход - донорская пересадка печени. Деньги на операцию собирали всем миром, кто сколько мог.
Было собрано 50 тысяч евро. Сейчас операция позади, Катя идет на поправку.
Настя Гонтаровская. Когда ей было 15 лет, поставили страшный диагноз- злокачественная опухоль мягких тканей саркома. Необходимы деньги на лечение и операция за границей. Было собрано 65 тысяч евро. Со всей страны ей слали письма поддержки, после операции по пересадке костного мозга появилась надежда. Теперь все будет хорошо.
- Ребята, скажите, любой ли человек может стать меценатом? (ответы детей)
Методические комментарии.
Обратите внимание на качества людей, написанные на доске. Обсудите и уберите те качества, которых не может быть у меценатов.
МИЛОСЕРДИЕ ЭГОИЗМ ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ХВАСТЛИВОСТЬ
ИСКРЕННОСТЬ ДОБРОТА ХИТРОСТЬ
ЖАДНОСТЬ
После выполнения задания учителю необходимо подвести детей к мысли о необходимости развития в себе качеств, присущих благотворителю.
Благотворительность нашла свое отражение даже в русских народных сказках. Вспомните сказку «Гуси-лебеди», какие добрые поступки совершила героиня этой сказки, не взирая на личные проблемы? (обсуждение: помогла яблоне сбросить яблоки, вытащила пироги из печи, убрала мешавшие речке камни)
«Курочка Ряба» (утешила рыдающих стариков - снесла золотое яичко)
- Ребята, а мы с вами можем оказывать какую - ни будь благотворительную помощь? Кому? Какую? (Например: детскому саду. Собрать книжки, подарить малышам игрушки, помочь расчистить снег на площадке, подмести дорожки, показать сценку детям из детского сада, смастерить и развесить кормушки для птиц…)
- И самое главное, что мы должны помнить, что благотворительность – это постоянная помощь, а не помощь один раз по настроению.
В каждом из вас есть маленькая частичка доброты как маленькое солнышко.
Добрый человек - тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
3. Рефлексия учащихся
- Что нового узнали на уроке?
- С какими новыми понятиями познакомились?
- Кто такие меценаты, что такое благотворительность?
- Какие выводы из услышанного и увиденного на уроке вы для себя сделали?
- Итак, объявляем начало операции «Книжкина неделя.» Посоветуйтесь дома с родителями, какие книги вы могли бы подарить детскому саду.
- А я хочу пожелать вам не закрывать душу для добрых дел и всегда быть готовыми помочь в трудную минуту любому человеку, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело, ты не должен кричать о том, какой ты благородный. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Будьте добры, и добро вернётся к вам.

- Спешите делать добрые дела, ребята. И пусть вашим попутчиком в добром деле станет песенка «Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.
Исполнение песни детьми























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
  • Способствовать усвоению понятий: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”, “гуманность”, а также развитию нравственного самопознанию.

Задачи:

  • Помочь учащимся раскрыть содержание понятия “милосердие”.
  • Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
  • Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время.

Технологии : технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.

Оборудование : компьютер, толковые словари русского языка (С.И. Ожегова), фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.

Подготовительный этап:

1. Класс делится на 3 группы, у каждой группы на столе фломастеры, ручки и чистые листы бумаги, толковые словари.

2. На интерактивной доске картинка с надписью “Твори добро”.

3. На стенде выставка фотографий “Наши добрые дела”.

Учитель . Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Предлагаю вам посмотреть видеоролик и послушать песню “Твори добро”.

Дети! Какие качества вы больше всего цените в людях? Обсудите это в своих группах и составьте список качеств. (Работа в группах).

Дети зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов учащихся преобладают качества: доброта, забота, помощь, человечность и т.д.

А теперь давайте прочитаем пословицы на слайде.

Слайд 6. На интерактивной доске пословицы о доброте:

1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.

2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

3) Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.

4) Добрые слова дороже богатства.

5) Кто добро творит, тому бог отплатит.

6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.

Чему они нас учат? (доброте, заботе,)

Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте, и догадайтесь, какая же тема сегодняшнего классного часа.

“Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками, четвертые...Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведет узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего, кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг него не растет ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чем-то меж собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что-либо съестное, однако вскоре отстают.

Впрочем, старики не больно-то и обращают на них внимание, собаки просто-напросто убегают дальше по улице, в поисках более приветливого места.

Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботесанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей... А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и их хозяек этого дома.

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет, вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

Она заикнулась было: “Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно ” - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения.

Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины.

Ступив на крыльцо дома, женщина как-то просветлела и, облегченно вздохнув, громко произнесла: “Слава богу, наконец-то, дошли!” Правда, вокруг не было никого, кто бы мог разделить ее радость. Назидательно сказав старушке: “Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор”, - она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:

Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.

Старуха поспешно взяла тяжелый узел в руки и пошла за женщиной.

Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего, - я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?

Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету, и положила перед директором на стол:

Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано.

Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек, не спеша, старательно протер стекла очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:

Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?

Как это кем? Дочерью, конечно.

Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: - Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заверили, что “все в порядке”.

Конечно, конечно, “все в порядке”, - полуиронически сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:

Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.

Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут!..

Сейчас мне все стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. – Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите...

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую:

Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху.(Виль Казыханов)

Вопросы для обсуждения в группах:

Как вы думаете: чего же не смогла вынести эта старуха? Чем допекла ее собственная дочь?

Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессердечности и так далее.

Как можно назвать все это кратко?

Безжалостность, жестокость и т.д.

Как вы думаете: кто составляет большинство из ныне живущих с нами рядом? Больше добрых или жестоких людей?

Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.

Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?

О милосердности, доброжелательности в людях.

Тема нашего классного часа “Милосердие – это зеркало души человека” .

Учитель : Что же такое милосердие? Что предполагает “милосердность”? (отвечают дети)

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”.

(определение на интерактивной доске напечатано крупным шрифтом)

Учитель : Приведите слова близкие по значению к слову “милосердие” (например: чуткий, отзывчивый, внимательный). Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм. Можно нарисовать такую схему.

Перед вами лежат толковые словари, вы должны мне найти определения этих слов с помощью словарей. (Работа в группах.)

Ответы 1 группы: (каждое определение на интерактивной доске)

СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Ответы 2 группы:

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьихнибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.

Ответы 3 группы:

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.

АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.

Учитель : Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Выполнив это задание, вы поняли, что слова из схемы взаимосвязаны.

А сейчас я каждой группе даю карточки с высказываниями о милосердии и каждая группа должна прокомментировать доставшееся высказывание.

(Каждое высказывание показывается на интерактивной доске по очередно.)

Карточка 1 . Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).

Карточка 2 . Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет).

Дети комментируют высказывания.

Карточка 3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила (Н. Бердяев).

Дети комментируют высказывания.

Учитель : Отлично ребята! Спасибо!

А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд.

1. Группа живущих вместе родственников.

2. Самое ценное, что есть у человека.

3. Самоотверженная, искренняя привязанность.

4. Проявление внимания к ближнему.

5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.

7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.

8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.

10. Место обитания всех этих чувств.

Учитель : Молодцы!

А сейчас я предлагаю вам выразить цветом свое отношение к понятию “милосердие ”.

(Дети в группах обсуждают цвет “милосердия” и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)

Объясните выбор цвета.

Из ответов учащихся:

  • “У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.”
  • “Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра”.
  • “Милосердие” - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.

Учитель : “Милосердие – это активная доброта”, - говорит командир батальона, подполковник и Герой Российской Федерации Николай Николаевич Шевелёв.

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.

Начните творить добро прямо сегодня, у себя дома! Подарите тепло своего сердца своим бабушкам и дедушкам, старенькой соседке или соседу по площадке. Вы обязательно увидите, что мир вокруг вас стал чуточку добрей и красивей!

Ученик 1.

Для веселых весенних ветвей
Корни более, чем родня...
Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них –
Гул атак,
Годы тяжких трудов
И битв...
Но у старости силы не те.
Дней непрожитых
Мал запас...(слайд 15)
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!
(Л.Татьяничева)

Учитель :

На этом наш урок подошел к концу. Вы сегодня отлично поработали. Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.

Ученик 2:

Мы желаем вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаем добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.

Ученик 3:

Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
“В добрый час и в добрый путь!”

Ученик 4:

Мы желаем,чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Спасибо за внимание!

Использованные ресурсы:

  1. Богат Е. “Ничто человеческое”. - М.,1991
  2. ДжаФарми Т.М. “Что делает нас людьми.” - М.,1987
  3. Казыханов В. “Угрызение совести.”- М.,1999
  4. Казыханов. В. “Уроки нравственности.”- Издательство “Творчество”,1997
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Любое издание.
  6. Каспина В.А. “Чтобы вырос хороший человек.” - М.,1997
  7. Чепуров. А “Давайте поклоняться доброте.” - М., 2003
  8. Журнал “Воспитание школьников”-2006,№6.
  1. http://www.nns.ru
  2. http://lib.ru
  3. http://slovary.yandex.ru
  4. http://kolibry.cyberpalm.com
  5. http://www.edu.ru
  6. http://www.pedsovet.alledu.ru
  7. http://www.youtube.com/watch?v=gdCphWNn4AY

Классный час

Урок благотворительности: «Кто, если не мы?»

Во все времена школа решает социальные задачи воспитания. Работа каждого педагога, на мой взгляд, должна опираться на разумное и нравственное развитие в каждом ребёнке определённых ценностей собственной жизнедеятельности. Школа помогает обрести чувство ответственности за сохранение моральных принципов общества, в котором живут наши дети.

Классные часы как одна из форм учебно-воспитательной деятельности классного руководителя и подготовка к ним помогают развивать кругозор учащихся, повышают их интерес к окружающему миру, развивают разговорные навыки и индивидуальную креативность учащихся, заставляют их не только изучать проблему, но и анализировать сложившуюся ситуацию.

Привлекая детей во внеклассную работу, каждый учитель реализует три основные цели:

практическую - предложенный материал должен быть доступен для

понимания и исполнителей и слушателей;

образовательную - необходимо предлагать информацию познавательного

характера, расширять кругозор учащихся и их

представление о проблеме

воспитательную - учитель создаёт условия для проявления

индивидуальных чувств и способностей ребят

Цель данного внеклассного мероприятия (Урок благотворительности) – воспитание у ребенка гуманных чувств, развитие способности к сопереживанию и к сочувствию вообще и в частности .

Конечно, речь идет о развитии общей эмоциональ­ности школьников. Ведь эмоциональный человек более активно воспринимает происходящее вокруг, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережнее относиться к людям, животным и природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Детям свойственна бурная эмоциональная реакция на услышанное или увиденное. Именно их потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы и реализованы нами, учителями, для воспитания у ребят чуткости, внимания и сострадания.

Целесообразно проводить такого рода мероприятия для классов одной параллели. Обычно подготовительная работа требует высокой организованности не только детей, но и самого преподавателя. С учётом загруженности учащихся, подготовку классного часа необходимо проводить за 1 – 2 недели до его проведения. Прежде всего, советую составить организационный план с указанием сроков проведения предварительных собеседований с классным активом, которые помогают классному руководителю собрать необходимую информацию по предполагаемой теме разговора на классном часе.

Сначала это монопроект , т.е. ученик получает индивидуальное задание поискового характера. Классный руководитель определяет сроки отчётности о выполнении задания. Результат монопроекта – это собранный материал по определённой теме. В данном случае я поручила ребятам собрать информацию по следующим направлениям:

1. Факты из истории появления и развития меценатства в России.

2. Современные примеры благотворительности среди «звёзд».

3. Фонды, занимающиеся безвозмездной помощью детям и реальная

возможность нашего класса включиться в их программу или

одновременную акцию.

4. Помощь школе и микрорайону

Надеюсь, что предложенная разработка поможет учителям в организации внеклассной работы и станет практическим пособием молодым специалистам.

Желаю творческих идей и успехов в этом направлении своей работы.

Подготовка к классному часу

1. Сообщение ребятам о тематике классного часа.

2. Утвердить актив класса (количество детей) по подготовке мероприятия.

3. Распределить обязанности творческой группы актива.

Собрать материал по тематике классного часа для создания презентации;

а) факты из истории появления и развития меценатства в России.

б) современные примеры благотворительности среди «звёзд».

в) фонды, занимающиеся безвозмездной помощью детям и реальная возможность

нашего класса включиться в их программу или одновременную акцию.

г) помощь школе и микрорайону

Назначить учащихся, отвечающих за техническое обеспечение

мероприятия, т.е. установка мультимедийного проектора, экрана,

демонстрация презентации, фотографирование выступающих для отчёта

о проведенном мероприятии на сайт школы;

Написать объявление в «Классный уголок» о времени и месте проведения

«Урока благотворительности»

4. Определить дату предварительного собеседования по результатам

проделанной работы. Просмотреть материал.

5. Создать презентацию для визуального сопровождения подачи информации

6. Поручить родительскому совету закупить постеры, демонстрирующие

тематику классного часа «Урок благотворительности» и пригласить

представителя Благотворительного фонда «Кто, если не Я?».

Ход мероприятия

(по три ведущих стоят с обеих сторон экрана)

Учитель:

Ныне в обществе все чаще и чаще говорят о том, что доброта, сопереживание и сочувствие уходят в прошлое. Маленький ребенок оказывается не защищенным от агрессивного влияния и общества, и телевидения, и кино… Это не отменяет задачу вырастить человека - это осложняет ее. Мы полагаем, что нужно постараться «очеловечить» мир, окружающий ребенка, научить его чувствовать состояние близкого человека, сочувствовать ему, радоваться вместе с ним. И начинать формировать такие нравственно ценные качества необходимо с «младых ногтей», т.е. с раннего возраста. Сейчас. (слайд №1)

Ученик 1.

Очень здорово, что большинство из нас, задумывается над тем, кого бы порадовать, выходит за пределы ближнего круга и обращает свое внимание и на тех, кому по-настоящему его недостает. Список «очень нуждающихся людей в нашей помощи» известен каждому, вот только жаль, что чаще всего , наши благие порывы не всегда реализуются.

Ученик 2.

Кому же и почему предпочитают помогать?

Больным детям, например. Потому что, когда болеет ребенок, у нас возникает ощущение высшей несправедливости. У детей, по всем жизненным законам, впереди должно быть гораздо больше, чем позади, и их беда усугубляется и их невинностью. Когда удается спасти тяжело больного ребенка, это не просто помощь ему, конкретному, это победа над смертью вообще. Именно поэтому на лечение детей собираются, часто «всем миром», такие фантастические и, на первый взгляд, абсолютно неподъемные суммы.

Ученик 3.

(слайд №2)

Что же делать?

Помогать, начиная с ближнего круга. Не надо обязательно искать тех, кому помощь нужнее всего. Универсальных критериев их выявления не существует. Иногда для того, чтобы спасти жизнь человека, ему нужно сделать сложнейшую операцию, а иногда с ним надо просто поговорить . Надо просто реагировать на окружающую действительность. Все ли мы знакомы со своими соседями по подъезду? Может быть, рядом с вами живет одинокая больная старушка, которой некому принести молока.

Ученик 4. (слайд №3)

Мы помогаем другим потому, что нам хочется это делать. Мы не отдаем долг, мы делаем сознательный выбор, поэтому процесс оказания помощи должен приносить радость нам самим. Прикасаясь к проблемам, в которых и так много сложного и часто даже трагичного, не надо усугублять ситуацию своим к ней отношением, надо стараться нести свет, как это делали многие меценаты России, имена которых история будет помнить во все времена.

Ученик 5. (слайд №4)

Действительный тайный советник, сын известного мецената – генерала от инфантерии, сенатора, обер-камергера П.Б. Шереметева – Николай Петрович Шереметев стал основателем Странноприимного дома (богадельни) в Москве. Ныне здесь находится Московский институт скорой помощи им. Н.В Склифосовского. Сын Николая Петровича - Дмитрий Николаевич - продолжил дело отца, будучи попечителем Странноприимного дома, он прославился на поприще меценатства и благотворительности.
Деловой мир Москвы теснейшим образом был связан с понятием «меценатство», «золотой век» которого пришелся на вторую половину XIX-XX веков, когда на историческую сцену вышли предприниматели, покровительствовавшие деятелям культуры и ученым. Они жертвовали большие деньги на нужды образования, искусства, для больниц и приютов.

Ученик 6. (слайд №5)

Винный откупщик и железнодорожный подрядчик В.А. Кокорев, которого Н.Г. Чернышевский назвал «наш Монте-Кристо», основал первую в Москве Публичную картинную галерею, в которую вошло 600 собранных им живописных произведений. Он устроил в Тверской губернии Владимиро-Мариинский приют для молодых художников – первый своеобразный дом творчества студентов Академии художеств в Петербурге и Московского училища живописи, зодчества и ваяния, финансировал издания журналов «Русская беседа» и «День».

Ученик 1. (слайд №6)

Третьяковская галерея носит имя своего основателя – московского купца Павла Михайловича Третьякова. На протяжении многих лет Третьяков покупал лучшие картины русских художников, работы старых русских мастеров, иконы, поддерживал передвижников. Сначала коллекция размещалась в жилых комнатах Павла Михайловича, затем к дому пристроили галерею, которая в 1881 году стала свободна для посещения. В 1892 году Третьяков передал в дар Москве свою знаменитую галерею. Павел Михайлович отказался от дворянства, которое ему хотел пожаловать царь после такого бесценного дара. Он гордился тем, что он – купец, и принял только звание «Почетный гражданин Москвы». Он бескорыстно помогал нуждающимся художникам, им были установлены стипендии в коммерческих училищах. Коллекция его младшего брата – Сергея Михайловича Третьякова – предпринимателя, общественного деятеля, собирателя западноевропейской живописи, также была завещана Москве, и после его смерти более тридцати лет была выставлена в двух залах Третьяковской галереи. С 1925 года она находится в Музее изящных искусств.

Ученик 2. (слайд №7)

Среди меценатов рода Морозовых хотелось бы отметить Варвару Алексеевну Морозову. Болезнь ее мужа продолжалась пять лет, и умная и волевая женщина, мать пятерых детей, твердо взяла управление предприятием в свои руки. Она была также щедрой меценаткой. Осенью 1883 года Варвара Алексеевна обратилась к городскому голове с заявлением, в котором выразила желание внести первоначальный взнос – 10 тыс. руб. – на организацию в Москве читальни памяти Ивана Сергеевича Тургенева. Тургеневская библиотека была торжественно открыта в 1885 году на Сретенском бульваре. Морозова стала одной из первых, кто поддерживал женские курсы, научные лаборатории, просветительские курсы для рабочих. Она построила в Москве ремесленное училище, начальную школу, была членом «Общества пособия несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения». Часть огромного состояния, доставшегося ей после смерти мужа, она передала на строительство больниц: психиатрической клиники, которой присвоила имя умершего супруга и Ракового института на Девичьем поле, переименованного потом в Онкологический институт имени П.А. Герцена.


Ученик 3. (слайды №8 и №9)

Что же такое «русское меценатство»? В России благотворительность, связанная воедино с милосердием и личным духовным возрастанием, подразумевала следование Евангелию и соблюдение главной заповеди Христа: "Да любите друг друга". Русский благотворитель в стремлении творить благо выступал как человеколюбец, а в умении видеть в каждом подопечном образ Божий, становился "христолюбцем". Значение его милостыни зависело не от количества средств, а от внутреннего чувства, с которым она приносилась, потому, как две лепты бедной вдовицы оказались во много раз ценнее даров богатых людей. Русская благотворительность основывалась на бескорыстии – "Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твое, не требуй назад". Русская благотворительность основывалась и на бесславии – "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне"

Ученик 4.

Русское меценатство – это организационная деятельность предпринимателя, направленная на изменение образа жизни русских людей, через организацию и развитие общественных институтов , связанных с образованием, культурой и духовной жизнью населения России. В программу развития русских меценатов всегда входила забота не только о теле и сознании русских людей. Особой заботой русских меценатов была Душа русского человека. И поэтому русскими меценатами, прежде всего, строилось много церквей.

Ученик 5. (слайд №10)

А что мы знаем о современной благотворительности? Существует много благотворительных фондов, которые организовывают и оказывают помощь нуждающимся людям. Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» сравнительно молодой. Он создан в 2007 году для разработки и практической реализации социальных проектов в сфере поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающих в сиротских учреждениях.

Ученик 6. (слайд №11)

Каждый из нас тоже может помочь нуждающимся детям, приобретая сувениры или значки этого благотворительного фонда. Мы тоже можем подарить детям праздник! Все средства, полученные от их продажи, направляются Благотворительным фондом «Кто, если не Я?» на реализацию программы .

(Представитель фонда в конце классного часа занимается продажей значков.)

Ученик 1. (слайды №12 и №13)

А знаешь ли ты, что Чулан Хаматова и Дина Корзун активно занимаются благотворительностью. С 2005 года они вместе проводят акцию «Подари мне жизнь». В рамках этого проекта актрисы собирают средства для детей, больных раком крови, привлекают к сотрудничеству политиков, актеров, представителей бизнеса.12 июня популярная актриса Ч. Хаматова привезла детям, лечащимся в областной клинике игрушки, а потом отправилась на одну из площадок, где отмечался День Города. Со сцены она попросила публику поддержать благотворительную акцию по сбору денег на дорогостоящие препараты и реабилитацию для маленьких онкологических больных. За полчаса жители Тамбова опустили в «жертвенные ящики» больше 17 тысяч рублей.

Ученик 2. (слайд №14)

А знаешь ли ты, что в нашей школе есть много ребят из социально-незащищённых семей, что в нашем микрорайоне есть многодетные семьи? А в детском саду рядом со школой все дети любят играть разными игрушками? А знаешь ли ты, что школьная библиотека всегда рада семейным подаркам – книгам, которые вы уже прочитали и что в каждом кабинете английского языка принимают учебники, по которым вы закончили обучение?

Ученик 3. (слайд №15)

А знаешь ли ты, что в сегодняшнем 21 веке модно быть добрым, понимающим, сопереживающим, благо творящим? Задумайтесь об этом. А придя домой, поговорите об этом со своими друзьями, братьями и сётрами, родителями, бабушками и дедушками.

Ученик 4. (слайд №16)

Одна песня может озарить мгновенье,
Один цветок может разбудить мечту,
Одно дерево может подарить нам лес,
Одна птица может начать весну.

Ученик 5.

Одна улыбка начинает дружбу,
Один хлопок веселит нашу душу.
Одна звезда ведет корабль в море,
Одно лишь слово может покорить другого.

Ученик 6.

Один луч света озаряет дом,
Одна свеча прогоняет сумрак.
Один лишь смех побеждает грусть,
Один лишь шаг начинает путь.

Ученик 1.

Одна надежда поднимает дух,
Одно прикосновение может выразить заботу.
Один голос может сиять мудрость,
Одно сердце может знать природу,
Одна жизнь может все изменить,

Все вместе

Ты свободен и вправе выбирать, как жить!”

Звучит песенка мамонтёнка «Пусть мама услышит, пусть мама придет,
»

муз. В.Шаинский
сл. Д. Непомнящий

По синему морю, к зеленой земле
Плыву я на белом своем корабле.
На белом своем корабле,
На белом своем корабле.

Меня не пугают ни волны, ни ветер,-
Плыву я к единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.

Скорей до земли я добраться хочу,
"Я здесь, я приехал!",- я ей закричу.
Я маме своей закричу,
Я маме своей закричу...

Пусть мама услышит,
Пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.


На, на, на, на, на, на, на, на, нааа...

Пусть мама услышит,
Пусть мама придет,
Пусть мама меня непременно найдет!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети

Использованная литература и статьи

для обсуждения форм благотворительности и беседы с классом о возможностях каждого помочь нуждающимся.

    Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я / [авт.-сост.: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н.]. - М.: Дело и сервис, 2003.- 255 с.

    Журнал «Моя Москва»

    Татьяна Тульчинска «Все вместе»

    Ключевский В.О. Добрые люди. М.: Издание Ступина, 1915.С.5.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

    Коллекции и коллекционеры. Я познаю мир. М.: Астрель, С.212.

Домашний адрес : 127 204 г. Москва, Челобитьевское ш. 14, к.1, кв.53

Домашний телефон: 8 499 761 00 81

Мобильный телефон: 8 903 576 03 54

Адрес электронной почты:

Тип и версия операционной системы: Windows

Полное название работы:

Классный час. Урок благотворительности: «Кто, если не мы?»

Реферат:

Материалы созданы на основе статей из журналов и Интернета. Разработка поможет учителям в организации внеклассной работы и станет практическим мини-пособием молодым специалистам.

Ключевые слова:

Внеклассное мероприятие. Воспитание нравственности. Уроки благотворительности.


Урок добра.

Возраст детей: 7-8 лет.

Классный час «Благотворительность… Что это такое?»

Цель занятия: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках, благотворительности;

Задачи занятия:

учить детей нравственным понятиям: доброта, благотворительность,

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

Развивать творческие возможности детей.

Формы организации деятельности детей: беседа, занятие-фантазия (сказка), изготовление поделки(цветок из белой бумаги)

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

Материалы для детей: бумага белого цвета, ножницы, клей, карандаш

Ход занятия:

Организационный момент

Прекрасные феи хранят за лесами
Огромный хрустальный сундук с чудесами.
И если кому-то захочется чуда,
То можно достать это чудо оттуда.

Садитесь, пожалуйста, ребята, на свои места.

Беседа.

1). - Скажите, ребята, хотели бы Вы найти такой чудесный сундук?

Конечно, все Вы любите чудеса. В нашем волшебном сундуке есть сюрприз – это сказка. Она необычна тем, что волшебник её не закончил. Мы поможем ему, но для этого внимательно послушаем…
«В одном небольшом городе жили-были по соседству мальчик и девочка. Ребятам недавно исполнилось по 8 лет, они имели самую обыкновенную наружность: невысокие, худенькие, кареглазые. Девочка любила качаться на качелях и мечтать, а мальчику нравилось придумывать необыкновенные истории, в которых он становился рыцарем или спасателем. Они часто играли вместе во дворе. Но однажды мальчик нашёл во дворе волшебную шляпу. С виду это была самая обыкновенная шляпа. Но на самом деле, все, кто её надевали, постепенно становились невидимками… И девочка стала замечать, что с каждым днём она всё меньше и меньше видит своего друга.»


Звучит грустная лирическая музыка.

Как Вы думаете, ребята, чем закончится эта сказка?

Я согласна с Вами, что добро должно победить зло. Но как? Давайте вместе придумаем продолжение этой истории.

(Дети взволнованы, говорят, что девочка идёт спасать друга. Ответов очень много. Задача учителя – выстроить связный рассказ с помощью наводящих вопросов, не дать «уйти» в сторону. Подвести ребят к мысли, что спасти мальчика можно всем миром. Обязательно придумать счастливый конец истории.)

2). Связь с реальностью.

Скажите, а в обычной жизни люди болеют? Часто? А что нужно делать, если болеешь?

Иногда бывает очень сложно вылечить болезнь. Как и в нашей истории, помогать нужно всеми. Благотворительность – это «творение блага», хорошего, чтобы помочь другим, часто незнакомым людям. Если много-много капелек росы собрать вместе, то получится море. А когда много-много людей сложат по капельке доброты, то получится океан любви. Она обязательно спасёт кого-то в этом мире.

Каждый из нас может сотворить маленькое чудо. Сегодня на занятии мы будем делать цветы из белой бумаги. Очень скоро наша школа примет участие в акции «Белый цветок». Ваши цветочки обменяют на средства для больных детей. Кому-то из них это обязательно поможет выздороветь!

3). Изготовление белого цветка из бумаги.

    2 листа формата А4 сворачиваем в 4 раза, чтобы в итоге у нас получилось 8 заготовок. На верхнем листе прорисуем контуры будущего цветка.

    Вырезаем заготовки вместе. От первого цветка нужно отрезать один лепесток, от второго – два, от третьего – три и т. д.

    Края всех лепестков должны быть склеены между собой.

    Как только клей подсохнет, можно собирать цветок: в серединку – один лепесток, затем два, три, и так до последней заготовки.
    Каждую деталь тщательно промазывайте клеем, немного прижмите к основанию. Осталось приклеить цветок на стебель и приклеить листики.

4). Выставка работ учащихся.

5). Подведение итогов:

Скажите, как можно назвать человека, который не остался равнодушным к чужому горю?

Что такое благотворительность?

К Счастливому миру по светлой дороге
Лишь добрые люди идут без тревоги.
Все добрые люди, счастливые люди
Творят чудеса и мечтают о чуде.

Спасибо Вам за внимание.

Благодаря деятельности учащихся нашего класса, школа приняла самое активное участие в акции «Белый цветок». Я до сих пор не понимаю, как нам удалось собрать 8 тысяч рублей за 1 день. Для кого-то такие деньги - мелочь, но у нас это первый опыт подобной деятельности. Мои ребята, не смотря на столь юный возраст, все хотели быть волонтёрами, раздавать цветы на улице. В нашей школе всего 650 учащихся. Все удивлялись такому интересу и участию, ведь ещё в прошлом году в нашей школе эта акция не проводилась. Раньше цветы делали и отвозили в церковь в нашем микрорайоне. Надеюсь, что мы продолжим это благое дело.

Бог дает богатство в пользование и потребует по нему отчета.

Пословица

В последние годы жизнь наших «новых русских» с особым смаком освещается в СМИ. Покупка яхт, футбольных команд, особняков и украшений - это подается как эталон поведения, как символ жизненного успеха. Современной молодежи внушается мысль, что главное в этой жизни - наслаждение, а деньги - лишь средство удовлетворения желаний. Между тем для русской православной традиции характерно совсем другое отношение к деньгам, богатству. Богатейшие русские купцы, предприниматели XIX в. считали, что деньги - это ответственность перед народом, поэтому многие из них были меценатами, занимались благотворительностью. Предлагаемый сценарий классного часа знакомит детей с именами известнейших русских меценатов П.М. Третьякова и СТ. Морозова. В процессе беседы классный руководитель помогает детям понять мотивы их благотворительной деятельности - православную этику и патриотизм. Классный час по этой теме уместно будет провести в рождественские дни. Это время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе.

Цели: расширить представление детей о том, что такое благотворительность, меценатство; познакомить с деятельностью П.М. Третьякова, С.Т. Морозова; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как милосердие, сопереживание, сочувствие; способствовать воспитанию доброты, душевности; побуждать детей к участию в благотворительных акциях.

Подготовительная работа: поручить творческой группе (7 детей) подготовить информационный блок классного часа.

Оборудование: портреты П.М. Третьякова, С.Т. Морозова, фотография здания Третьяковской галереи, репродукции картин из коллекции Третьякова, фотография здания МХТ.

Оформление : записать на доске тему классного часа, эпиграф.

План классного часа

I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал».

II. Обсуждение ситуации.

III. Информационный блок.

1. Меценаты, спонсоры и благотворители.

2. Подвиг купца Третьякова.

3. «Спонсор» МХТ.

IV. Интерактивная беседа.

V. Современные Тимуры.

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация «Как Димка меценатом стал»

Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего классного часа записана на доске - «Творить благо». Ниже записаны еще три слова - спонсор, меценат и благотворитель. Сейчас мы поговорим о значении этих слов. Послушайте, пожалуйста, небольшую историю. Ее рассказала мне мама одного семиклассника. Ее сын Дима увлекается авиамоделированием.

Буквально каждую неделю Дима клеит новую модель самолета. Эти модели в его комнате везде: на шкафу, на полках, на столе, под кроватью. Мама пыталась потихоньку выбрасывать эти изделия, но Димка каким-то образом всегда это замечал и устраивал скандалы после исчезновения очередного истребителя. Тогда мама предложила сыну сделать доброе дело. Она сказала, что эти авиамодели можно отдать соседским близнецам Саше и Сереже. В их многодетной семье детей не балуют игрушками, и, если Димка принесет им такое количество отличных моделей, у малышей будет настоящий праздник. Эта идея так вдохновила мальчика, что он сразу же бросился собирать подарок соседским ребятам. Нашел большую коробку, аккуратно разместил в ней все свои модели и, расщедрившись, высыпал туда еще и свои детские машинки. Закрыл коробку и отправился во двор, где сиротливо копались в песочнице Сашка и Сережка. Мама видела с балкона, как Димка поставил перед ребятишками огромную коробку, как малыши робко заглядывали в нее, не решаясь прикоснуться к такому богатству. Мама отошла от окна, когда увидела, что Димка собирается запускать свой самый большой самолет. Уже из кухни она услышала счастливый детский смех во дворе и поняла, что испытания лайнера прошли успешно.

Димка вернулся домой счастливый и усталый, как Дед Мороз после двадцать пятой елки. Он сразу же позвонил своей подружке Наташе и торжественно сообщил: «Поздравь меня, я стал меценатом». Но Наташа, услышав его рассказ, не согласилась с ним.

II. Обсуждение ситуации

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Наташа не согласилась называть Димку меценатом?

Примерные ответы детей:

Она завидовала.

Она не поверила, что он на такое способен.

Она не знала, кто такой меценат.

Она хотела, чтобы Димка подарил все самолетики ей.

Классный руководитель. Может, надо было назвать Диму спонсором малышей? (Нет, его нельзя так назвать. Спонсор дает деньги, оказывает финансовую помощь, а Дима отдал игрушки.)

Как же можно назвать поступок Димы? (Лучше всего для определения поступка Димы подходит слово «благотворительность».)

В слове «благотворительность» два корня: «благо» и «творить». Какое благое дело сотворил Дима?

Примерные ответы детей:

Он поделился своими игрушками, отдал то, чем дорожил.

Он подарил радость малышам.

Сделал сюрприз, устроил праздник для бедных детей.

Он не только подарил модели самолетов, но и показал, как их запускать, чтобы они летали.

III. Информационный блок

1. Меценаты, спонсоры и благотворители

Ученик 1. Благотворительность - это оказание помощи в виде пожертвований тем, кто в ней нуждается. Знаменитые русские купцы Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы и другие активно занимались благотворительностью. Они давали деньги на строительство школ, больниц, приютов, столовых, ночлежек.

Ученик 2. Меценаты - это такие благотворители, которые жертвуют деньги на развитие культуры. Например, купцы Савва Мамонтов и Савва Морозов поддерживали русских художников, артистов, музыкантов. Меценат - это богатый покровитель наук и искусств. Кто был первым меценатом? В конце I в. н. э. в Древнем Риме жил Гай Цильний Меценат. Он поддерживал поэтов Вергилия и Горация. С тех пор всех, кто финансирует талантливых людей, называют меценатами.

2. Подвиг купца Третьякова

Ученик 3. Всему миру известна Третьяковская галерея. Она находится в Москве. Это известный на весь мир художественный музей, в котором собраны шедевры русской живописи от Киевской Руси до наших дней. Коллекцию живописи собрал на свои деньги знаменитый меценат Павел Михайлович Третьяков.

До революции богачи не очень высоко ценили русское искусство, старались покупать и заказывать картины у иностранцев. Многие русские художники бедствовали, даже голодали. Помочь национальной культуре взялись настоящие патриоты, которые верили в свой народ, верили в расцвет его культуры. Одним из таких патриотов был московский купец Павел Михайлович Третьяков.

Ученик 4. Друзьями Павла Михайловича Третьякова были лучшие живописцы. Но только двум из них удалось сделать прижизненный портрет мецената. Это Илья Ефимович Репин и Иван Николаевич Крамской. Третьяков был очень скромным человеком, он не любил позировать и выставлять себя. Художнику Крамскому удалось застать его во время болезни, когда Третьяков не мог сопротивляться. Посмотрите на портрет мецената {показывает иллюстрацию из книги). Умное, интеллигентное лицо, благородство, сдержанность - он совсем не похож на купца, предпринимателя. Скорее он напоминает артиста или художника.

Ученик 5. Еще в молодости Третьяков поставил перед собой цель - создать галерею русского художественного искусства. В течение полувека он шел к этой цели. Он не пропустил ни одной выставки, весь капитал, доставшийся ему от отца, он завещал на создание этого музея. «Как можно больше давать людям, как можно меньше брать самому» - таким было его жизненное правило. Он покупал на свои деньги картины Репина, Крамского, Перова, Васнецова, Левитана, Шишкина, других русских художников, которые еще никому не были известны, устраивал выставки. Потом он подарил свою галерею Москве. Создание галереи - это настоящий подвиг Павла Михайловича Третьякова.

3. «Спонсор» МХТ

Ученик б. Все знают, что такое МХТ. Это театр, который создали Станиславский и Немирович-Данченко. В этом театре ставил свои пьесы А.П. Чехов. Станиславский и Немирович-Данченко хотели, чтобы театр был доступным для народа, чтобы билеты на спектакли были дешевыми. Но такому театру обязательно нужен был спонсор, меценат, который бы постоянно давал деньги на костюмы, декорации, зарплату артистам, ремонт. И тут на помощь пришел известный московский купец Савва Морозов.

Савва Морозов очень любил театральное искусство, постоянно посещал спектакли разных театров. Некоторым театральным труппам он помогал деньгами. Только просил, чтобы эта помощь не афишировалась.

Ученик 7. Театр Станиславского очень нравился Морозову. Нравилась сама идея сделать театр не для богачей, а для народа. И Савва Морозов стал одним из основателей этого театра. Он буквально жил им: приходил на все репетиции и спектакли, давал крупные денежные суммы и даже затеял перестройку здания. Морозов сам наблюдал за стройкой, лично вникал во все детали, сам пилил, красил, забивал. За границей были закуплены новейшие технические приспособления и оборудование для сцены. В целом на Художественный театр Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей. Художественный театр Станиславского прославился на весь мир. В этом есть и заслуга мецената Саввы Морозова.

IV. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересную информацию. (Обращается к классу.)

Как вы думаете, ребята, что заставляло Третьякова, Морозова, других богатых купцов тратить свои деньги на благотворительность?

Примерные ответы детей:

Им тоже хотелось прославиться.

Они любили искусство.

Они жалели художников.

Они были патриотами, хотели помочь русскому искусству.

Они просто сочувствовали людям.

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, можно ли назвать П.М. Третьякова и С.Т. Морозова патриотами?

Примерные ответы детей:

Конечно, можно, потому что они сохраняли русское искусство.

Да, потому что им было обидно, что русские художники живут в нищете.

Они патриоты, потому что любили все свое, отечественное.

Они патриоты, потому что хотели, чтобы в России народ жил не хуже, чем в Европе.

Классный руководитель. Действительно, они были патриотами, переживали за будущее России. Павел Михайлович Третьяков, Савва Тимофеевич Морозов, как и другие русские меценаты, не делали себе рекламы, не любили, чтобы их восхваляли, превозносили. Они стали меценатами не ради собственной славы, а ради славы Отечества, ради сохранения отечественной культуры. Наши русские купцы, которые занимались благотворительностью, в жизни руководствовались пословицей, которую мы взяли эпиграфом к классному часу: «Бог дает богатство и обязательно за него спросит отчет». Как вы считаете, какой отчет имеется в виду?

Примерные ответы детей:

Отчет по деньгам, куда они их потратили.

Отчет о том, как добыл человек это богатство.

Если им Бог дал богатство, а они истратят его на безделушки, то Бог их накажет и заберет богатство.

Отчет о добрых делах, на которые пошли эти деньги.

Классный руководитель. Многие «новые русские» сейчас покупают яхты, роскошные автомобили и особняки за границей. Как вы думаете, смогут ли они отчитаться перед Богом за свое богатство?

Примерные ответы детей:

Им нечего будет сказать, потому что от их богатства не стала богаче их Родина.

Они не имеют права выпячивать свою роскошь, если страна живет так бедно.

Говорят, что честным трудом больших денег не наживешь, вот они и отчитаются за нечестно нажитый капитал.

Классный руководитель. А что бы они могли сделать в качестве благотворительности?

Примерные ответы детей:

Построить школу, отремонтировать больницу, стадион, бассейн.

Дать денег на развитие науки.

Помочь талантливой молодежи.

Дать денег больному на сложную, дорогую операцию.

V. Современные Тимуры

Классный руководитель. После войны все мальчишки и девчонки мечтали быть похожими на Тимура, героя повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Пионер Тимур был благородным, смелым, мужественным и сильным. Он собрал команду из ребят и девчонок, которая защищала слабых, помогала семьям фронтовиков, делала много добрых и полезных дел. При этом тимуровцы соблюдали конспирацию, чтобы никто не догадался об их добрых делах. На воротах тех домов, которые они брали под свою защиту, они рисовали пятиконечную звезду.

Ребята, все вы знаете, что приближается светлый и радостный праздник - Рождество Христово. Рождественские дни - время благотворительности, проявления милосердия, искреннего внимания ко всем, кто нуждается в нашем участии, помощи и заботе. Давайте подумаем, что бы мы могли сделать для других людей. Где мы можем найти адреса для благотворительности?

Примерные ответы детей:

Можно отдать свои игрушки и детские книжки детям из многодетных семей.

Можно купить продукты для соседской старушки.

Можно привести в порядок свой двор, спортивную площадку.

Можно заступиться за слабого, которого все обижают.

Классный руководитель. Приближаются зимние каникулы. В эти праздничные дни у вас будет много развлечений, подарков. А кто-то в эти дни будет лишен даже самого необходимого. Посмотрите вокруг себя, и вы обязательно увидите тех, кто нуждается в помощи. Эти люди живут рядом с вами, в ваших домах и дворах. Помогите им, чем сможете: делом, добрым словом, угощением, - и этот праздник станет еще более радостным для вас.

VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Что интересного узнали вы сегодня? Может быть, что-то заставило вас задуматься?

Примерные ответы детей:

Узнал, кто такие спонсоры, меценаты, благотворители.