Биографии Характеристики Анализ

Брэдбери 451 градус по фаренгейту главные герои. Анализ «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери

Сегодня у каждого человека есть неограниченный доступ ко всем литературным произведениям. Несмотря на это, в последнее время интерес к чтению начал постепенно угасать, и сейчас очень мало людей интересуется новинками литературного мира. Чтобы вернуть интерес к книгам, был создан вначале электронный их формат, а затем аудиокниги, которые являются наиболее популярными среди молодежи.

В школах информация еще преподносится на бумаге, но с каждым днем все больше современных образовательных учреждений переходит на обучение на электронных носителях, все учебники, внеклассная литература и другие, нужные для учебы книги, хранятся на планшетах или ноутбуках. Не кажется ли вам, что история развития современного общества все больше и больше напоминает сюжет книги "451 градус по Фаренгейту"? Если не знаете о чем речь, то прочитайте статью и все поймете.

Антиутопия в современности

В современном мире набирает популярность среди писателей и читателей жанр антиутопия. Этот жанр отражает события неблагоприятного и убогого будущего. В большинстве случаев писателями преподносится история, происходящая в постапокалиптическом мире. Среди антиутопистов лидирует американский писатель Рэй Брэдбери ("451 градус по Фаренгейту"), по отзывам критиков и читателей, и этому мнению сложно противоречить.

Антиутопист

Самым признанным и любимым писателем-антиутопистом признан Рэй Брэдбери. Практически все его творчество построено на представлениях самого ужасного и отвратительного будущего. Он написал порядка 700 рассказов в этом жанре. Произведения его небольшие по объему, однако все они достойны внимания.

Еще в детстве мечта стать писателем не покидала его. В 12 лет он решился создать свое творение. Через некоторое время Рэй сжег все свои произведения, так как они ему не понравились. Именно в этот момент ему и пришла в голову мысль о новом романе, названном впоследствии «451 градус по Фаренгейту». Откуда возникло это название? Именно при температуре в 451 градус бумага начинает воспламеняться.

Местом действия являются Соединенные Штаты Америки, где царит тоталитаризм. Жизнь людей, их действия и поступки находятся под полным контролем правительства. Главный герой,Монтэг - пожарный. Но в этом мире огонь не тушат, им сжигают все книги, которые только можно найти. Литературные произведения находятся под строгим запретом.

Вначале главный герой исправно исполняет свою работу - ездит на вызовы, сжигает книги (а иногда и целые здания вместе с ними), а затем возвращается домой. Так длится до встречи с девушкой Клариссой, которая полностью переворачивает мир пожарного и заставляет его посмотреть на жизнь под другим углом.

Клариссе уделено мало внимания в книге, но она, встретив его лишь несколько раз и обмолвившись парой слов, смогла стать ключевым персонажем. Эта девушка очень отличалась от остального населения: она не смотрела телевизионные передачи, не распускала сплетни и вообще не тратила свое время на бессмысленные занятия. Она была одной из тех, кто осмеливался читать книги и наслаждаться окружающим миром.

После встречи с ней Монтэг начинает задумываться о своей жизни, о будущем и о том, почему сжигают книги. Через некоторое время он связывается с профессором Фабером, мечтавшим о возрождении книгопечатания, который снабжает его литературой. Позже жена Монтэга находит в его вещах книгу и сообщает властям. Дом сжигают, а пожарный обращается в бегство.

Стоит сказать несколько слов о жене главного героя. Целыми днями она проводит, смотря на стены, представляющие собой огромные телевизоры. Ими заняты три стены из четырех, но она планирует занять в скором времени новым телевизором последнюю, четвертую стену. Смотрит она в основном мелодрамы, и длится это порой днями напролет. Нужно сказать, что Монтэг первое время пытался склонить жену на свою сторону, пытался рассказывать ей о листьях или природе, но его попытки не принесли результата.

Он сбегает из города, примыкает к группе изгоев, любящих книги, они передают содержание известных произведений друг другу, не позволяя забыть их. Дальнейшая судьба Монтэга неизвестна, так как на этом месте сюжет произведения обрывается. Однако мы можем видеть, что случилось с городом, в котором он жил. Кроме развалин, ничего не осталось.

Так выглядит краткое содержание книги "451 градус по Фаренгейту".

Общее отношение к книге

Произведение нельзя отнести к развлекательной литературе, оно скорее заставит задуматься о жизни, чем развеселит. Роман "451 градус по Фаренгейту" был воспринят с энтузиазмом как критиками, так и читателями. Последним книга пришлась по душе, практически все отзывы читателей о книге "451 градус по Фаренгейту" положительны, средняя оценка, выставленная теми же читателями, варьируется от 9 и до 10 по 10-балльной шкале. Для многих книга стала самой любимой. Это можно понять из отзывов о "451 градус по Фаренгейту". Но в любой ситуации мнение критиков все равно является ключевым.

Однако роман смог поразить даже самых придирчивых и искушенных из них, и их отзывы о книге "451 градус по Фаренгейту" тоже в большинстве своем положительны. В мире литературы не так много произведений, заставляющих почувствовать настолько сильные эмоции и пробудить такие глубокие и важные мысли в головах людей, как это сделала книга Рэя Брэдбери. Несмотря на то что автор написал и опубликовал другие книги, отзывы о "451 градус по Фаренгейту" являются наиболее восторженными, чем о других его работах. Однако другие произведения антиутописта тоже были по достоинству оценены читателями и критиками.

Отзывы читателей о книге "451 градус по Фаренгейту"

Во многих отзывах можно увидеть, что читатели считают книгу одним из возможных вариантов развития будущего. Что будет, если вместо чтения люди будут заняты бесконечным просмотром глупых телепередач или видео? Но еще можно стерпеть то, что жители не будут читать книги из-за нежелания, а что случится, если литературные произведения запретят? В конечном итоге люди превратятся из высшего существа на этой планете в деградирующую и отупевающую толпу, которая не будет замечать ни красоты природы, ни радостей жизни, ни даже друг друга.

Также во многих рецензиях читатели сожалеет не только о потерянном обществе, но и о книгах. Им в большинстве случаев не жаль пострадавших и погибших людей, сгоревшие книги вызывают больше эмоций и сочувствия. Ведь они являются символами знаний, мудрости поколений. Сегодня люди сами отказываются от чтения книг и отдают предпочтение просмотру бессмысленных видеороликов или телевизионных программ. Не с этого ли все началось в мире Монтэга? Именно о таких людях, с навязанными стереотипами и захламленным разумом, и идет речь в романе "451 градус по Фаренгейту".

Нашкевич Екатерина

Аннотация: В этой работе рассматривается книга как духовная ценность человечества в разрезе истории развития русской литературы и на примере романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фарейнгейту».

Ключевые слова: книга, мир, человек, роман, жизнь, литература, ценность, Рэй Брэдбери, общество, проблема, духовность, поколение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛАРУСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал БНТУ

«Солигорский государственный горно-химический колледж»

Книга как ценность

На примере романа Рэя Брэдбери

«451 градус по Фаренгейту»

Выполнила: Нашкевич Екатерина,

учащаяся 1 курса группы ОИ-17

Научный руководитель: Парфёнцева Е.А.

преподаватель русского языка и литературы

Солигорск, 2018

Введение

Книга в истории человечества

Книга в мире Рэя Брэдбери

Вывод

Приложение

Введение

Слайд 1, Слайд 2

Тема моей работы «Книга глазами поколений на примере романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Я заинтересовалась этой темой после того, как однажды прочла роман, и он мне понравился. Мне стало интересно, почему роман, написанный в другом столетии и в другой стране, вызвал во мне такой отклик и бурю новых эмоций и раздумий.

На сегодняшний день существуют работы, посвященные роману Рэя Брэдбери. Однако мы решили рассмотреть это произведение в контексте ценности книги в жизни общества, и в этом заключаются актуальность и новизна нашего исследования.

Объект исследования - роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Предмет исследования – книга, отношение к ней в романе, прошлом и настоящем.

Основная цель работы – доказать, что проблема, поднятая в книге Рэя Брэдбери о потери ценности книг, как сосредоточия духовности, актуальна и в настоящем мире.

Для достижения цели мы ставим перед собой задачи :

  • изучить литературу по теме;
  • изучить отношение людей к литературе в прошлом и настоящем, в романе;
  • изучить социальную структуру общества в романе, соотнести ее с современным миром;
  • проанализировать образы героев в романе;
  • выяснить ценность книги в нашем обществе.
  • провести исследование в форме опроса у разных возрастных групп людей;
  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза - с каждым новым поколением книга, как духовный наставник, уходит всё дальше в прошлое, а вымышленный мир Рэя Брэдбери всё ближе к нашему.

Методы исследования , которые использовались в исследовательской работе:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • анкетирование;
  • сравнение и изучение.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она может помочь по-новому увидеть роман «451 градус по Фаренгейту».

Книга в истории человечества

Слайд 3

Наша жизнь - это бесконечный полёт фантазий для творчества и развития. На протяжении всей истории люди понимали, что знание – это сила. Наука творит чудеса почти каждый день. Благодаря последним достижениям учёных то, что раньше было немыслимым, теперь является частью нашей жизни. В прошлом, единственным способом узнать о мире было путешествие и чтение книг. Из-за материала, на котором писали, дорогих переплётов и рукописного текста книги были очень дорогими, а путешествия - опасными. А дорогое и опасное всегда влекло человека к себе. Книга во все времена была высшей ценностью для человека, для его духовной жизни. Поэтому существование книги неразрывно связано с существованием человечества.

Слайд 4

Как и у людей, у книг есть своя история и своя судьба. Более пяти сотен лет книги существуют в привычном для нас виде. Однако они были в истории человечества и прежде, только вид имели другой, непохожий на современный. Наши предшественники проявляли изобретательность и использовали возможности окружающего мира для создания первых книг.

Слайд 5

В 18 веке, книга была уделом «высшего сословия». Не все могли позволить себе книги, и даже не столько из-за дороговизны, сколько из-за собственной безграмотности.

Слайд 6

В 19 веке книга получила статус властителя дум. Свою литературную деятельность начали такие великие писатели как Достоевский, Толстой, Гоголь, Лермонтов, Некрасов и многие другие. В своих произведениях, они отражали проблемы их современности, остро ставили вопросы личной свободы человека и власти. Многих писателей за их запрещённую литературную деятельность ссылали в Сибирь, а некоторых ждало и более суровое наказание, которое заканчивалось, в отдельных случаях, смертной казнью. Вот их имена: Рылеев, Радищев, Достоевский…

Слайд 7

Перенесёмся в 20 век и что же мы видим? Книга стала доступна абсолютно любому, получила своё место на полке почти у каждого. Но в литературе чувствуется кризис и исчерпанность, все вызывает сомнение, прежние ценности подвергаются переоценке. Модернизация литературы рождает множество разнообразных течений, направлений, школ. Волна обновления в поэзии вскипит великолепным «серебряным веком». И пусть позднее для многих придет время отправиться в добровольную или вынужденную эмиграцию, жизнь литературы не прекратится. Вот имена тех, кто войдет новое искусство: Леонов, Шолохов, Фадеев и др.

Слайд 8

С укреплением советского государства меняется и литература: формируется социалистический реализм, который воспевает ценности СССР. Идеология партии – вот центр искусства того периода. Только положительный герой, идеальный коммунист, человек прогрессивный, но не способный сомневаться, пример для всех и каждого может быть центром произведения. Социалистический реализм прекратил свое существование, когда распался Советский Союз.

Слайд 9

Переходный период в литературе – это рубеж XX–XXI. Исчезает цензура советской литературы, постепенно новые условия, условия свободы слова. Происходит расширение читательской аудитории за счет привлечения массовых жанров. Кроме того, в современной русской литературе создаются произведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Развивается женская проза. Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его.

Клик на слайде 9

Начало XXI века настолько многоголосое и противоречивое, что одновременно существуют противоположные точки зрения об одном авторе или об одной книге. Многомерная культура постепенно сменяет монокультуру. Возникает и развивается множество разнообразных субкультур. В равной степени существуют массовая и элитарная литература.

Слайд 10

Бывали времена, когда книга находилась под запретом, в некоторых странах существуют списки книг, запрещенных к изданию или изучению в учебных заведениях. Меняются времена – меняются списки. Но, ни в одной культуре мира никогда не было такого, чтобы сама книга, в прямом ее значении, была запрещена, что не мешало многим писателям-фантастам пытаться моделировать такие миры и на их примере прогнозировать возможные последствия развития общества.

Книга в мире Рэя Брэдбери

Слайд 11

В произведении Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» отражены актуальные проблемы мира: стремление к комфорту и потреблению, прогрессирующий эгоизм, финансовая зависимость, подражание известным личностям и потеря своей собственной, отказ от духовности.

Слайд 12

Автор очень точно вывел в центр основную проблему романа - книгу. В его мире книге отведена ничтожно малая роль, люди забыли её ценность и вовсе перестали понимать написанное. Сюжет опирается на то, что в государстве запрещено чтение, книги уничтожаются, а человека, решившегося нарушить запрет, называют сумасшедшим. Книга находится под строжайшим запретом. Любой человек, имеющий дома хоть одну книгу из списка запрещённых, будет осужден, а его дом сожжен. На смену книге, как представителю мира духовности, пришёл мир с высокоразвитым техническим прогрессом. Люди совершенно забыли о всех ценностях жизни, об эмоциях и тем более о все красоте мира, окружающего их. Пожарные больше не прекращают пожары, а создают их. Но всё это не значит, что не осталось людей, которые свято верили бы в силу книги. Они были и будут во все времена. Их цель – сохранить для будущего знания предшествующих поколений.

Тема книги связана с поиском самого себя. Задумавшись о себе и своем месте в этом мире, испытав любовь к другим людям, герой выходит из отчуждения. А началось все с книг – они катализаторы перемен и роста, поэтому их образ у Брэдбери многогранен.

Слайд 13

Главный герой, Гай Монтег, типичный человек массового общества, обыкновенный работяга-пожарный, всегда ответственно относящийся к своим обязанностям. Он безукоризненно выполняет указания, не сомневаясь и не думая. Такое поведение настолько для него органично, что он практически не способен к переживаниям и размышлениям. Практически, но не совсем. Часть души Монтэга не может удовлетвориться только работой и жизнью в обществе, где преследование и потребление норма. Встреча с соседской девушкой, погибшей чуть позднее, но успевшей повлиять на Гая, изменила его мысли, породила сомнения в правильности того, чем он занимается и во всей прожитой им жизни.

Слайд 14

Ещё одним главным ударом по его мировоззрению стала женщина, которая отказалась покинуть охваченный огнём свой дом, который был забит различной запрещённой литературой. Именно в том доме, Монтег практически неосознанно крадет книгу. Принеся украденное домой, он прячет её в вентиляцию, где позже стал хранить и остальные, пытается читать, но это у него уже не получается.

Не находя поддержки в близком человеке, Гай отправляется к старому знакомому Старику Фаберу. Берет у него Библию, пробует её прочесть, но из-за элементарного неумения, ему приходится просить помощи.

Книги дают Монтэгу ответы на вопросы, которые он долгое время боялся задать сам себе: «Мы тут так веселимся, что совсем забыли и думать об остальном мире. … Я слышал, что во всем мире люди голодают. Но мы сыты! Я слышал, что весь мир тяжко трудится. Но мы веселимся. И не потому ли нас так ненавидят? А почему? За что? Я не знаю. Но, может быть, эти книги откроют нам глаза! Может быть, хоть они предостерегут нас от повторения все тех же ужасных ошибок!»

В результате, Фабер и Монтег ждут войны и полной разрухи современного мира, как избавления, чтобы иметь шанс начать всё с чистого листа, внушить людям ценность книг и научить заново любить этот мир.

Слайд 15

Развязка совершенно неожиданна. Нам открывается правда об истинных причинах сжигания книг: правительство стремится сделать «зомби» из граждан, используя стены-экраны, беззаботность и безопасность жизни, наполненной только развлечениями, не требующими работы мысли. А книги могут воспрепятствовать этому. Они наполняют людей знаниями, эмоциями, которые могут вызвать стремление к несогласию и спорам, что, конечно, руководство страны не приветствует. Потому проще книги сжигать.

Так и получается, что книга в романе – враг тоталитарного государства из-за своей способности пробудить мысль, интеллект и сомнение. Кроме того, книга – символ связи с прошлым, «одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть», которые «показывают нам поры жизни» сокровенный мир души человеческой. За каждой из них стоит человек (Монтэг далеко не сразу это понимает), поэтому уничтожение книг можно назвать самоуничтожением. А для массовой культуры – это «заряженное ружье», способное победить даже такую силу, как любые медиа-средства. Книга может показать человеку катастрофу его мира и жизни, заставить включить и стимулировать сознание. Брэдбери важно показать, что книги могут не только давать и хранить информацию, а могут оживить душу, воззвав к ней и заставив сопереживать. В книгах все лучшее в человеке – его способность к творчеству, созданию и переустройству мира.

Вывод

Слайд 16

На дворе 21 век… Люди уже не в силах остановиться на достигнутом и идут дальше не обращая внимания на последствия и нанесённый вред. Наука двигается дальше, каждый день совершаются новые открытия, запускают ракеты, изменяют формы генов, но какова цена за это? Чем ещё человечеству придётся поплатиться? Ведь только за последние 100 лет, человек изменил мир до неузнаваемости: заводы, загрязняющие окружающую среду, болезни, искореняющие население и многое другое.

В современную литературу пришло множество авторов, и она приняла новое направление. Направление, которое отличается от предыдущих. Авторы всё так же отражают проблемы общества, но какое сейчас общество… Новые поколения совершенно не интересуется классикой, игнорирует призывы читать литературу великих прозаиков и поэтов прошлого, даже не задумываются о своем духовном развитии. И к чему мы придём через несколько десятков лет? Что ждёт мир? Имеет ли место проблема романа стать реальной в будущем?

Ведь что важно в книжной культуре? В ней отражается не только прошлое, но и величие человечества, его способность к творчеству. Книги всегда актуальны – ведь человеческая природа, отраженная в них, в любой век неизменна, даже в нынешний век техники. В эпоху всеобщей разобщенности, духовного одиночества, именно книга может стать другом, превратиться в собеседника, выполнить обязанности зеркала, сохранить ценности и отличающиеся точки зрения. Благодаря книге можно найти себя в мире массового сознания, научить не бояться быть не таким, как другие, быть в меньшинстве. Книга раскрывает человеку не только остальной мир, но и индивидуальный.

Итак, изучив мир книги Рэя Брэдбери и саму книгу в этапах ее развития, мы обратились к современности. Нами было проведено исследование ценности книги в современном мире. Были опрошены учащиеся нашего колледжа с первого по четвертый курс, а также преподаватели колледжа и родители учащихся.

Слайд 17

Вопросы анкетирования вы можете видеть на слайде. Из них можно узнать, читает ли человек книги, сколько и какие, что видит в них важного и полезного.

Проанализировав анкеты, мы можем сказать, что молодое поколение читает вдвое меньше, чем старшее. Да и то в большей степени по необходимости. Предпочтение отдается развлекательной литературе, которая украшает жизнь, не напрягая при этом рассудок.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается: вымышленный мир романа, где телесное удобство преобладает на духовностью, становится к нам все ближе.

Слайд 18

Проблемы романа актуальны и в нашей жизни. Только предметы духовности и культуры никто не уничтожает тотально, да и то, скорее всего, за ненадобностью. Зачем уничтожать то, что и так невостребованно?

Я считаю, если общество продолжит двигаться в таком же направлении, то мы рискуем оказаться с такой же проблемой, как и общество из мира Рэя Брэдбери.

Список использованных источников

  1. Богдевич Е.Ч. Мотив сгорающей книги/библиотеки в литературе XX-XXI вв. / Драфт: Молодая наука, Уральский филологический вестник №5, 2015
  2. Брэдбери Р. 451 0 по Фаренгейту / М.: Книга, 2007
  3. Брэдбери Р. Предисловие к изданию романа «451 градус по Фаренгейту», 1966
  4. Дегтярёва О.В. Лекция к семинару «Современный литературный процесс в России: основные тенденции» / МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
  5. Карьер Ж.-К., Эко У. Не надейтесь избавиться от книг! / Пер. с франц.
  6. СПб., 2010.
  7. Михалева Ю. «451 градус по Фаренгейту», или Что делать? / «УГ Москва» №33 от 13 августа 2013 года
  8. Нефагина, Г.Л. Русская проза конца XX века / М.: Флинта: Наука, 2003. – 320 с.
  9. Ханютин Ю.М. Реальность фантастического мира: Проблемы западной
  10. фантастики
  11. Шестакова Е.А. О книге Рэя Брэдбери 451 градус по Фаренгейту, 2016
  12. Щербитко А.В. Тема и образ книги в романе Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета «Книга в моей жизни»

1.Сколько книг в год Вы читаете (в том числе из обязательной литературы):

А) не читаю вообще;

Б) 1-2;

В) 5-10;

Г) более 10.

2. Когда в последний раз вы держали в руках книгу, которая не обязательна к прочтению?

А) Совсем недавно;

Б) Не помню

В) Даже в руки не беру.

3.По каким критериям Вы выбираете книги:

Б) по аннотации;

В) по обложке;

Г) вообще не выбираю.

4. Какой жанр Вам больше нравится:

А) фантастика \ фентези;

Б) научно-популярная литература;

В) ужасы;

Г) детективы \ триллеры;

Д) любовные романы;

Е) приключения \ исторические.

5. У вас есть любимый

А) Да;

Б) Нет.

6.Чаще всего я выбираю:

А) классику;

Б) современную литературу.

7.Ваше отношение к поэзии:

А) люблю;

Б) не люблю;

В) 50/50;

Г) а что это?

8. Что для вас важно в книге:

А) герой и сюжет;

Б) побуждение к размышлению и развитию;

В) счастливый конец;

Г) информативность и полезность;

Д) эмоциональные переживания.

9. Способна ли книга повлиять/изменить взгляды людей:

А) Да;

Б) Нет;

В) Возможно.

10. Если бы Вам сказали, что все книги исчезнут и можно оставить одну, Вы бы выбрали:

А) Самую любимую, которую могу перечитывать снова и снова;

Б) Новую, которую ещё не читал (а);

В) Никакую, мне не нужны книги.

11. Видите ли Вы свою жизнь без книг?

В) Возможно.

12. Вы анализируете книгу после прочтения:

А) Да, надо подвести итог и сделать выводы из прочитанного;

Б) Нет, просто читаю;

В) Не читаю

13. Может ли существовать человеческое общество без книги:

А) Да;

Б) Нет.

14. Что для Вас книга?

А) Целый мир, глазами разных людей;

Б) Листы бумаги, с напечатанным текстом;

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица данных анкеты

Вопрос

Учащиеся 1-4 курс

Преподаватели и родители

Сколько книг в год Вы читаете (в том числе из обязательной литературы):

А) не читаю вообще

Б) 1-2

В) 5-10

Г) более 10

Когда в последний раз вы держали в руках книгу, которая не обязательна к прочтению?

А) Совсем недавно

Б) Не помню когда

В) Даже в руки не беру

По каким критериям Вы выбираете книги?

Б) по аннотации

В) по обложке

Г) вообще не выбираю

Какой жанр Вам больше нравится?

А) фантастика \ фентези

Б) научно-популярная литература

В) ужасы

Г) детективы \ триллеры

Д) любовные романы

Е) приключения \ исторические

А) Да

Б) Нет

Чаще всего я выбираю:

А) классику

Б) современную литературу

Ваше отношение к поэзии:

А) люблю

Б) не люблю

В) 50/50

Г) а что это?

Что для вас важно в книге?

А) герой и сюжет

Б) побуждение к размышлению и развитию

В) счастливый конец

Г) информативность и полезность

Д) эмоциональные переживания

Способна ли книга повлиять/изменить взгляды людей?

А) Да

Б) Нет

В) Возможно

Если бы Вам сказали, что все книги исчезнут и можно оставить одну, Вы бы выбрали:

А) Самую любимую, которую могу перечитывать снова и снова

Б) Новую, которую ещё не читал (а)

В) Никакую, мне не нужны книги

Видите ли Вы свою жизнь без книг?

А) Нет, книга очень важна для меня;

Б) Да, она не так уж и важна для меня;

В) Возможно.

Вы анализируете книгу после прочтения?

А) Да, надо подвести итог и сделать выводы из прочитанного

Б) Нет, просто читаю

В) Не читаю

Может ли существовать человеческое общество без книги?

А) Да

Б) Нет

100%

Что для Вас книга?

А) Целый мир, глазами разных людей

Б) Листы бумаги, с напечатанным текстом

В) То, что задают для прочтения

В этой статье вы найдете подробный анализ романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», написанный в формате школьного сочинения.

Впервые я прочитала книгу Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» примерно в 14 лет. Уже тогда она произвела на меня неизгладимое впечатление, и я стала считать этот роман одним из своих любимых.

Жанр романа и история создания

Позже в школе мы познакомились с жанром антиутопии. Читая книгу «Мы» Евгения Замятина, я невольно проводила аналогии с романом Брэдбери. Когда я прочла роман Джорджа Оруэлла «1984», я поняла, что для жанра антиутопии, конечно, характерны общие для всех произведений в этом жанре черты: гротеск, порой даже абсурдность, символизм, обилие метафор, элемент фантастики.

Эту книгу Брэдбери трудно классифицировать, ведь роман можно назвать и научной фантастикой (писатель предвидел многие из достижений науки – например, радиоприемники-втулки – это современные плееры, телевизорные стены – плазменные панели), и антиутопией. Произведение имеет социально-философский подтекст, оно было актуальным в 1953 году, когда было напечатано, ведь наверняка Рэй Брэдбери писал роман, будучи впечатленным эпохой маккартизма – эпохой «охоты на ведьм», когда либерально мыслящая интеллигенция преследовалась, существовала цензура.

В романе тех, кто думает не так, как большинство, точнее, тех, кто вообще думает и разговаривает друг с другом, считают сумасшедшими. Так, наверное, было и в действительности, в реальности, которая окружала писателя в то время, с той лишь разницей, что таких людей не лечили, а объявляли их произведения вне закона. Брэдбери описывает будущее Америки и всего мира, но это будущее имеет определенную связь с настоящим – причем, как настоящим 1953 года, так и настоящим ХХI века. Но об этом – позже.

Интересно, что писатель создавал свой роман в публичной библиотеке. Я думаю, Рэй Брэдбери любит библиотеки и книги, ведь только искренне любящий книги и литературу автор может так написать о них. Также в книге очень много цитат из других источников, из Библии, книг эпохи Просвещения, современной нам литературы (действие романа происходит в будущем, поэтому эти книги для героев считаются старыми).

Образы и символы

Роман наполнен символами. Огонь – самый сильный символ романа. Огонь в руках пожарного, который символизирует разрушение (в отличие от обыденного представления о пожарных, которые тушат пожар, сохраняя, а не разрушая) – губителен. Он уничтожает книги, последние оплоты творческой мысли, ведь картины в музеях давно заменены интерактивными и абстрактными («Сплошь абстракция!» — восклицает Кларисса в романе), в кафе «трещат» все те же старые музыкальные композиции и остроты…

Главные герои, их краткие характеристики, взаимодействия и сюжет

А люди уже давно перестали мыслить. Они не задумываются над вопросами бытия, над фундаментальными ценностями – их ценности уже давно заменены материальными. К примеру, жена Монтэга, главного героя, Милдред, только и думает о том, как бы приобрести еще одну телевизорную стену. Она в связи с бытующим мнением считает, что это принесет в их дом радость, но на самом деле даже она несчастна. Хотя, Милдред не задумывается о таких категориях, как счастье и несчастье.

Монтэг сначала являет собой такой же символ разрушения. Жечь для него – наслаждение. Но вскоре он знакомится с Класиссой Маклеллан, новой соседкой, прелестной 16-летней девушкой, которой скоро должно исполниться 17 (и это Кларисса шутливо приводит как довод в пользу своей «ненормальности»).

Кларисса не такая, как другие люди вокруг пожарного. Она пробует на вкус дождь, не любит жестокости, замечает каждую мелочь окружающего мира, любит общаться с людьми и даже с природой. Кларисса не спеша гуляет пешком, не терпит реактивных автомобилей и не дружит со сверстниками – ведь они считают ее антисоциальной.

Монтэг и Кларисса появляются вместе на страницах романа лишь в его начале, но благодаря девушке главный герой начинает меняться. Он постепенно понимает, что что-то не так. Понимает, что ему не нравится пустота и обыденность жизни в данном обществе, что у него нет ничего общего с ним; понимает, что ему на самом деле нравится спорить, размышлять, читать книги – что запрещено!

Далее Монтэг знакомится с Фабером, профессором, который читает, размышляет, словом, живет не так, как нужно, и всецело поддерживает идеи революции. Сюжет в романе развивается стремительно, но внутренне Монтэг меняется только в самом конце. Окончательно – только тогда, когда он знакомится у костра с «людьми-книгами». И здесь появляется уже другой образ огня. Огонь, из которого сможет возродиться феникс – появятся новые книги, люди снова будут общаться друг с другом, чувствовать, любить друг друга и мир… Новая эра.

Главная мысль романа, что хотел сказать автор читателям

О символах в романе можно говорить бесконечно. Телевизорные стены, механический пес, огонь, книги, «люди-книги», бомбардировка города и прочие, прочие. Самое важное – с помощью этих символов понять главную идею. И я, прочитав роман, поняла ее.

«451 градус по Фаренгейту» — книга -предостережение. Причем, предостережение, актуальное для нас, поколения XXI века. Сейчас, если задуматься, большинство людей стали мало разговаривать друг с другом. Появился Интернет, который части молодежи заменяет реальную жизнь. Старшее поколение, вернее, некоторые из его членов, увлекаются телевизором.

Библиотеки становятся уже не так актуальны… Но я, прочитав эту книгу, только порадовалась, что читаю много и сейчас. Потому что электронная книга, фильм или телепередача не заменят настоящего чтения. Как и виртуальное общение не заменит реального. Ведь жизнь ценна только настоящим, истинным, своими красками, впечатлениями. Теми эмоциями и чувствами, которые вызывают у нас люди. Нужно любить этот мир, как любила его героиня произведения Брэдбери Кларисса. И я люблю этот мир именно так.

Роман «451 градус по Фаренгейту» анализировала dusksun.

Ровно 65 лет назад - 20 октября 1953 года - была издана книга известного американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Возможно, лучшее из крупных произведений писателя. Очень волнующее, трогательное и вместе с тем живое и динамичное. Книга рисует антиутопическое общество будущего, а по сути — «нашу реальность, доведённую до абсурда». Брэдбери придумал государство, где законодательно запрещено чтение и хранение книг. Ради политкорректности и общего спокойствия общий уровень духовных и интеллектуальных запросов граждан искусственно занижается. Но находятся бунтари и беглецы…


В 1934 г. писатель жил в Лос-Анджелесе и смотрел как минимум по 12 фильмов в неделю. Перед каждым показом транслировали материал кинохроники, который глубоко шокировал его. Перед его глазами проносились зернистые чёрно-белые кадры, на которых фашисты швыряли книги в пылающие костры, и это зрелище оставило выжженную отметину в его подсознании. Рэй сидел, омываемый светом кинопроектора, пламя отражалось в его круглых очках, а по лицу его катились слёзы.

Во времена Великой депрессии книги — а особенно бесплатные книги из общественной библиотеки — были его единственным утешением. В 1966 г. в предисловии к книге «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери писал: «Когда Гитлер сжигал книгу, я остро чувствовал, уж простите меня, будто он убивал человека. Впрочем, в конечном итоге истории, люди и книги — одной плоти».

В конце 40-ых Рэй написал ряд произведений, которые он позднее называл «пять хлопушек», благодаря которым разгорелся «451 градус по Фаренгейту»: «Костёр», «Лучезарный Феникс», «Изгнанники», «Эшер II» и «Пешеход». Эти рассказы затрагивали темы цензуры, запрещённых книг, сжигания книг, силы индивидуальности или спасения искусства из когтей тех, кто мог уничтожить его. Все они относились к жанру социальной сатиры и обращались к вопросам, особенно близким Рэю Брэдбери.

Самый ранний набросок будущего романа назывался «Далеко за полночь», который Брэдбери писал на взятой напрокат пишущей машинке в публичной библиотеке Лос-Анджелеса. Таким образом, основа романа «451 градус по Фаренгейту» появилась ещё в 1949 г. Рассказ на 25 тыс. слов, который стал называться просто «Пожарный», был написан за 49 часов.

Рэй Брэдбери намеревался превратить «Пожарного» в повесть. Однако история должна была быть осью, вокруг которой располагались другие рассказы. По мере того как он писал книгу, Рэй принял решение не обращаться к первоначальному рассказу. «Я просто позволил героям самим рассказать свою историю, — говорил Рэй, вспоминая о первых часах работы над книгой «451 градус по Фаренгейту» и прибегая к традиционному авторскому клише. — Не я работал над романом, скорее он работал надо мной». Сюжет оставался тем же, теми же оставались герои: пожарник Монтэг; его жена Милдред, глотающая таблетку за таблеткой; Кларисса Маклеллан, открывшая Монтэгу глаза на силу книг, которые он сжигал каждую ночь. Были сделаны небольшие изменения.

В январе 1953 г. у книги всё ещё не было названия - Рэй искал нечто мощное, символичное. И вот 22 января в свете солнечных лучей, льющихся через окна в гараж, ему было откровение. «Я подумал, что мог бы использовать в качестве названия температуру, при которой бумага воспламеняется, — вспоминал Рэй. — Я пробовал связаться с кафедрами химии нескольких университетов, но не нашел никого, кто мог бы назвать мне точную температуру. Я обратился к нескольким профессорам-физикам. Безрезультатно. Затем я хлопнул себя по лбу и пробормотал: «Дурень! Нужно было сразу звонить пожарникам!». После короткого звонка лос-анджелесской пожарной бригаде Рэй получил, наконец, ответ: температура, при которой бумага воспламеняется — 451 градус по Фаренгейту. «Я даже и не подумал проверить, так ли это, — много лет спустя со смехом вспоминал Рэй. — Пожарник сказал мне, что книжная страница загорается при 451 градусе по Фаренгейту. Это и стало названием моей книги, потому что мне понравилось, как оно звучит».

Выход книги в свет был встречен похвалой критиков в национальном масштабе. Именитый критик издания «Нью-Йорк Таймс», Орвил Прескотт хвалил книгу такими словами: «Мастерство, с которым г-н Брэдбери изобразил картины безумного мира, так пугающе напоминающего наш собственный, потрясает. История протеста его главного героя, принявшего решение больше никогда не сжигать книги, а наоборот — читать их, захватывает дух...».

Пусть и не сразу, но «451 градус по Фаренгейту» стал одной из самых продаваемых книг Рэя Брэдбери. Продажи первых изданий в твёрдом переплёте составили 4 250 копий, одновременно было выпущено 250 тыс. экземпляров в мягком переплёте. На протяжении десятков лет уровень продаж оставался стабильно высоким, постепенно увеличиваясь по мере роста культурной значимости книги. К концу 1980-х годов 79-ое издание книги насчитывало около 4 млн. 500 тыс. копий. «Я вполне мог бы перестать писать и жить только на отчисления с продаж одной этой книги», — признался Рэй в интервью от 2002 года.

Даже не учитывая стойкие показатели продаж книги, этот роман даже более, чем любое другое произведение автора, стал памятником литературы. Он комфортно устроился рядом с другими антиутопическими шедеврами, такими как «1984» Оруэлла и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. И так же легко был отнесён к обязательному чтению для учеников старших классов, наряду с Хемингуэем, Фолкнером, Харпером Ли и Ф. Скоттом Фитцджеральдом.

Хотя Рэй Брэдбери всегда более относил свои книги к фэнтези, чем к научной фантастике, «451 градус по Фаренгейту» помог закрепить за Брэдбери славу прорицателя. Спустя полвека после написания книги можно убедиться в том, что многое из описанного в этой волнующей истории оказалось предсказанием будущего в поразительных подробностях. Разумеется, предпосылки со сжиганием книг — чистая метафора, а именно изображение вымышленного мира, сталкивающегося с проблемами, отравляющими наш собственный мир.

Некоторые поразительные детали сюжета «451 градуса по Фаренгейту» дают повод задуматься, не смотрел ли Брэдбери в хрустальный шар, предсказывая наше будущее. Помимо всего прочего, книга предвосхищает зависимость общества от телевидения, появление плазменных телевизоров во всю стену, изобретение стереонаушников (давно ходят слухи, что радио-ракушки вдохновили корпорацию Sony на создание наушников Sony Walkman) и даже прямую трансляцию сенсационных событий по всем медиаканалам.

По иронии судьбы, роман «451 градус по Фаренгейту», изобличающий цензуру, подвергался этой самой цензуре со стороны своего же издательства в течение 13 лет, вплоть до того момента, как об этом стало известно Брэдбери. В 1967 г. издательский дом «Баллантайн» выпустил специальную версию романа, адаптированную для чтения на уроках в старшей школе. Были вырезаны такие слова, как «аборт», а также английские ругательства «damn» и «hell» (аналоги нашего «чёрт побери»). В романе, состоящем приблизительно из 150 страниц, 75 абзацев были изменены. Правке подверглись две сцены. В одной из них «пьяный» был заменён на «больного». В другой — очищение пупка от загрязнений было заменено на чистку ушей.

Так как возможности сравнить с оригиналом у читателей не было, эти правки прошли незамеченными: на страницах, подвергнутых цензуре, не было ни сносок, ни примечаний от редактора. Версия романа с купюрами переиздавалась десять раз. В то же самое время оригинальная версия «для взрослых» продавалась в полном объёме и была доступна повсюду, кроме школ и колледжей. В 1973 г., спустя шесть лет распространения двух версий романа, издательство приняло решение выпускать только отредактированный вариант.



Роман была экранизирован и неоднократно поставлен на сцене. В 1966 г. фильм по повести снял Франсуа Трюффо, бережно перенеся на экран образы из книги. Режиссёр позволил себе неожиданный эксперимент, задействовав в роли Клариссы и в роли жены Монтэга (которого играет Оскар Вернер) одну и ту же актрису (Джули Кристи). Несмотря на некоторые разногласия режиссёра с самим Брэдбери, эта экранизация уже считается классической.

Также за экранизацию брались Мэл Гибсон и Френк Дарабонт, но эти проекты так и не были воплощены. Свой вариант фильма был снят в Советском Союзе в одной из серий телеспектакля «Этот фантастический мир».

Мало кто знает, что Брэдбери, известный своим ворчанием по поводу компьютеров и интернета, на самой заре эпохи персональных компьютеров — в 1984 году — принимал создание в компьютерной игре «451 градус по Фаренгейту».


На упаковке игры, вышедшей в 1986 г. для популярных в то время персоналок Commodore 64, Macintosh и платформы PC были приведены слова самого Брэдбери: «Я с восторгом поучаствовал в превращении моей повести «451 градус по Фаренгейту» в компьютерные приключения. Если вам было любопытно, что произошло с Монтегом, когда закончилась книга, или что такое научно-фантастическое программное обеспечение, — теперь у вас есть с чего начать!».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Философские, нравственные, социальные проблемы, имеющие вневременной статус в творчестве Брэдбери. Читатели о творчестве писателя. Идеологическая и культурная доместикация: гуманизм, оптимизм, реализм. Особенности освещения политического аспекта.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2017

    Культурно-социальные и общественно-политические основы эволюционирования литературы США ХХ века. Филогенез изображения детей и детских характеров в литературе. Особенности творчества Р. Брэдбери. Детская жестокость как лейтмотив рассказов писателя.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2013

    Особенности и характеристика библейских аллюзий в литературе. Античные и библейские элементы в текстах ранних Отцов Церкви. Библейские аллюзии и образ Саймона в романе Уильяма Голдинга "Повелитель мух" Библейские аллюзии в ранней прозе Р. Киплинга.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Внутренний монолог как один из приемов психологического произведения. Отражение подсознательной душевной деятельности главного героя в романе "Голод". Восприятие им происходящих с ним событий. Сравнение поведения гамсунского героя и Р. Раскольникова.

    реферат , добавлен 18.11.2013

    Специфика художественных концептов как средств реализации языковой личности писателя. Их структура и методика описания. Иносказательный дискурс как объект лингвистического исследования. Способы вербализации концептов"death" и "life" в произведении.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Принципы композиции в романе. Исследование системы рассказчиков, используемой в нем. Романтические мотивы произведения. Экспозиция, кульминация, развязка и эпилог в создании образа главного героя. Развитие действия в раскрытии внутреннего облика Печерина.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2015

    Исследование экспозиционного фрагмента романа Андрея Платонова "Счастливая Москва" и его роли в художественной структуре произведения. Мотивная структура пролога и его функции в романе. Тема сиротства дореволюционного мира. Концепт души и её поиска.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2010

    Определение стилистического приема аллюзии в научной литературе. Типы, свойства и механизм действия аллюзий. Аллюзии в произведениях ирландского поэта и драматурга Шона О’Кейси. Особенности употребления аллюзий в поэтических текстах У.Б. Йейтса.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2013