Биографии Характеристики Анализ

Бронепоезд илья муромец история. Памятник-бронепоезд «Илья Муромец

Известно, что единственная сухопутная артиллерийская дуэль в ходе Второй мировой войны состоялась между бронепоездами «Адольф Гитлер» и «Илья Муромец», завершившаяся убедительной победой последнего. Факт сам по себе достойный книги рекордов Гиннеса, а знаем мы об этом до обидного мало. Это был основной мотив, повинуясь которому я взялся несколько лет назад копать эту тему.

Задача мне представлялась довольно простой. Найти ТТХ того и другого, найти воспоминания участников, попытаться восстановить ход поединка да и в общем-то всё… Однако по мере реализации этой задачи я почувствовал, что влип в почти детективную историю. А раз так, то следует однозначно и без колебаний ответить на вопросы в рамках Римского права: «Кто?» «С чьей помощью?», «Что?», «Где»? «Когда?» и т.д.


Итак «кто » вернее «что » - хотя считается, что поезд из сухопутного транспорта ближе всего к кораблю, существу для моряка однозначно одушевлённому.

Из личного дела :

«Илья Муромец» бронепоезд образца 1942 года вместе с однотипным «Козьмой Мининым» составлял 31-й отдельный Горьковский (в последствии «Горьковско-Варшавский») дивизион бронепоездов. В боевую часть «муромцев» входили: Бронепаровоз (1 шт), крытые бронеплощадки (2шт), открытые артиллерийские бронеплощадки (2 шт), двухосные контрольные платформы (4 шт).

Вооружение: пушки 76,2-мм, в башнях от танков Т-34 (4 шт. - по 2 на каждую крытую бронеплатформу, БП), 7,62-мм станковые пулемёты «Максим» в шаровых опорах в бортах (8 шт. - по 4 на 1 БП), + спаренные с пушками 7,62-мм пулеметами ДТ (4 шт).

Открытые артиллерийские площадки: 37-мм зенитные пушки (4 шт. - по 2 на БП), пусковая установка реактивных снарядов М-8 (2шт - по1 на БП).

Бронирование: толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Бронепаровоз, защищённый бронёй толщиной 30-45 мм, использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз.

Благодаря наличию четырёх длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника.

Достоверно известно, что поезд прошёл от Мурома до Франкфурта-на-Одере, уничтожив 7 самолётов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров, и… вражеский бронепоезд «Адольф Гитлер

Красиво, мощно, ярко. Представляешь разворот башен и мощный залп…

И вот тут первый «Упс!». Начнём с того, что существенно различаются дата, место и… описание знаменитого боя. называют район Ковеля (июль 1944 г.), другие - Черниговщину и вообще приписывают уничтожение поезда «Адольф Гитлер» партизанам (а это не позднее осени 1943), третьи - район Познани (точная дата неизвестна). Вот что пишет «Новая Газета» (№61 23 августа 2004):

«В начале Второй мировой <это как? Странно - Вторая мировая уже 4 года как идёт > из муромских цехов вышел бронепоезд «Илья Муромец» - в лобовой атаке <По одной колее что ли шли друг на друга? > под Познанью состав, известный также под номером 762, вышел победителем из схватки с поездом «Адольф Гитлер»…».

А четвертые источники упоминают аж Франкфурт-на-Одере (февраль 1945). Многовато как-то…

Взглянём на карту. Допустим ошибиться с местом дуэли на линии Познань/Франкфурт ещё куда ни шло - это одна ж/д ветка и это всего лишь 180 км. Французы битву при Бородине называют «Битвой при Москве» (это 100 км). То есть, если дуэль состоялась где-то посередине, она может считаться вполне и «на подступах к Франкфурту-на-Одере» и «в окрестностях Познани».

По некоторым источникам можно предположить, что речь идёт о «бронированном поезде Адольфа Гитлера» т.е. по сути - штабном составе, да, имеющим бронирование, но по большому счёту бронепоездом не являющимся. Не его ли гордый богатырь раскатал в тонкий блин? Но «броневагон» Гитлера пережил войну и достался союзникам в качестве трофеев.

А что же противник? Ведь потеря боевой единицы имени родного фюрера наверняка была ещё и психологически значимой, и уж незамеченной точно не могла пройти

По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу лёгких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов. Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Зенитная оборона советских бронепоездов была как правило очень мощной. У немцев же только т.н.»зенитные» бронепоезда имели нечто подобное .

У немцев тоже было неожиданное деление подчиненности БП. Так, например, т.н. «зенитные» бронепоезда подчинялись Люфтваффе. Учитывая возможности заводов, и те же традиции, то есть были целые КБ, работавшие в этом направлении с 20-х годов. Можно смело сказать, что по бронепоездам у Красной армии был подавляющий перевес. Который, к сожалению, был очень быстро утрачен в первые же месяцы войны. Многие поезда достались противнику в качестве трофеев.

Немецкие источники, как правило - очень дотошные, не приводят боевой единицы с таким названием. Оберстлейтенант фон Олжевски - (бессменный фюрер бронепоездов) в книге «Железнодорожные войска Германии 1939-1945 г.г.» ни разу не упоминает поезда носящего имя Гитлера. Не упоминает его и другой авторитетный автор Вольфганг Заводны («German Armored trains on the Russian Front 1941-1945» Schiffer Military History Atglen.PA).

А ведь вряд ли именем Гитлера немцы назвали бы какую-то задрипанную бронедрезину, о которой и сказать-то нечего… «Панцерцугам» порой действительно давались собственные имена «Берлин», «Макс» «Вернер», «Мориц» и др. И вот здесь надо сделать одну важную ремарку.

На фото : Центр связи в одном из вагонов личного поезда Гитлера .

В отличие от СССР, в Германии не было принято звучно именовать бронепоезда. Если сличать советский и немецкий списки, то можно наблюдать очевидную противоположность - большинство «немцев» имеют номера и лишь некоторые имена собственные. Наши же, подобно кораблям, имеют имена обязательно «Московский метрополитен», «Железнодорожник Кузбасса», «Советская Сибирь», «Народный мститель», «Победа», «Лунинец», «За Родину!» и так далее. И лишь некоторые имеют номера, причём, взятые по принципу «от балды» чтобы запутать противника. Так, тот же «Илья Муромец» имеет №762, что вовсе не означает, что по состоянию на 1942 год в строю РККА имелось 762 бронепоезда !

Бронепоезд в СССР - символ побед в Гражданской войне, символ мощи советской индустрии. И несомненно в части постройки бронепоездов СССР находился впереди планеты всей, причём обходя её на круг! Но в массовом сознании, раз немецкое и механическое, то это обязательно должно быть что-то грандиозное, технически безупречное. Однако большинство (причём подавляющее) их бронепоездов были трофейными. И не только, кстати, советскими.

В составе Вермахта воевали не менее десятка «панцерцугов» польского производства. Кстати, Польша 1939 года была вовсе не овца, вопреки расхожему мнению, и у нее, подобно СССР, были определённые традиции в сфере бронепоездостроения. Эти традиции были таковы, что включать польские броневагоны в состав своих поездов не брезговал даже СССР. (Трофеи-то в 1939-м разделили «по-братски»).

Вероятные противники «Ильи Муромца». С 1943 года на немецких бронепоездах появляются башни от «Тигров» и «Пантер» .

Были в составе Вермахта и французские (довольно много в литературе встречается фото бронепоездов с танковыми башнями от Somua S-35), а также чешские бронепоезда. И их хватало. Они выполняли свои задачи по охране путей сообщения, зенитной обороны ж/д объектов, и пр. Для немцев это был никакой не символ и предмет гордости, а сугубо утилитарный инструмент. А это не повод давать звучные имена. Вспомним также соображения Министерства Пропаганды Германии в отношении названия корабля именем Гитлера. Считалось, что потопление «Гитлера» будет непоправимым ущербом в идеологическом смысле. Тем более сомнительно посылать в партизанское пекло бронепоезд с таким именем. (А ведь борьба с партизанами - одна из основных задач бронепоездов на Восточном фронте. Да и на Балканах - тоже).

Очень сильно различаются и описания боя. Так одни источники утверждают, что поезда «столкнулись» на рельсах чуть ли не случайно и были вынуждены ориентироваться по обстановке, другие - что дуэль стала результатом глубокой и продуманной разведоперации. Одни сообщают, что «Адольф Гитлер» виртуозно маневрировал, уходя из-под огня «Муромца», другие - что «Муромец» накрыл его первым же залпом…

Советский бронепоезд на позиции. 76-мм орудия с удлинённым стволом - главный калибр «Илья Муромца» .

Вот выдержка из книги «БРОНЕПОЕЗДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945» (АВТОРЫ: Ефимьев А.В., Манжосов А.Н, Сидоров П.Ф.):

«Утро 4 июня выдалось пасмурным, изредка накрапывал мелкий дождь. М.М. Кравченя и его помощники пришли на наблюдательный пункт задолго до начала намеченного времени. Но их ждало непредвиденное обстоятельство. Дерево, с которого велось наблюдение, валялось на земле сломанным. Что это? Залетел случайный снаряд или немцы пронюхали о готовящемся ударе? Неужели все приготовления пойдут насмарку? Загадка казалась неразрешимой. Выбрали другое дерево, установили связь и сообщили в штаб бронедивизиона. Решили операцию не отменять, ждать девяти утра.

Подошло время. Машинист А.В.Солдатов вывел «Илью Муромца» на позицию. Артиллеристы, ожидая сигнала, приготовились к стрельбе.

Старшего лейтенанта М. М. Кравченю мучили сомнения. Стрелки часов неумолимо передвигались по циферблату. Вот уже без двух минут девять, а ожидаемой цели всё нет. Появится или не появится? И вдруг его взгляд различил чуть заметные полосы дыма, а уж потом он увидел ощетинившиеся в нашу сторону дула орудий и передал в командирскую рубку:

— Цель на месте! Начинайте!

Из рубки «Ильи Муромца» последовало:
— По цели! Десять снарядов на орудие! Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!

Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» проявили сверхмастерство. Таинственный противник был накрыт с первого же залпа. Батарея-невидимка успела повернуть дула орудий в сторону «Ильи Муромца» и произвести ответный выстрел. Но снаряды легли мимо цели. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Вскоре всё было кончено. Над бронепоездом висели клубы пара. Видимо, снаряд попал в котёл паровоза.

Когда 6 июля 1944 года Ковель был освобождён от гитлеровцев, бойцы 31-го дивизиона побывали у разбитого бронепоезда. Фашисты так и не удосужились убрать останки искореженной машины. Узнали бойцы, что вражеский бронепоезд носил имя Адольфа Гитлера».

Очень важно! Приводится дата 4 июля и место Ковель. Но согласно немецким данным на 4 июля 1944 года не было потерь бронепоездов. В период с июня по август Ольжевски и Заводны (они не противоречат друг другу) приводят следующие потери: Группа Армий «Центр »№1 и №61 (уничтожены в один день 27.06. №28 29.06.44,) №74 уничтожен 29.07.44, №66 - 30.07. В составе группы армий «Северная Украина» № 63 17 июля 1944 года. И в составе группы армий «Север» №67 (27.07.1944) и №51 (13.08.1944).

Исходя из вышеприведённого отрывка мы можем понять, что речь всё-таки шла не о «лобовой атаке» как пишет «Новая газета», а о позиционной дуэли. Причём наблюдатели скорее всего не смогли по каким-то причинам достоверно подтвердить уничтожение немецкого бронепоезда. Речь шла лишь о «попадании». Ну хорошо. Позиционная дуэль. Но с кем?

Битва за Ковель длилась 127 дней. Таким образом можно определить какие из «панцерцугов» находились в это время в Ковеле.

Приводятся фотодокументы. (Собственно только один фотодокумент - советские солдаты рассматривают поверженного железного «фюрера»).

Фото, считающееся каноническим: Советские солдаты осматривают поврежденный бронепоезд «Адольф Гитлер». На самом деле к фото много вопросов .

Исходя из данной фотографии явствует, что в состав немецкого бронепоезда входил Apтиллepийский вaгoн «БП 42» с paзмeщёнными нa нём 76,2 мм соoвeтскoй пyшкoй типa F.K. 295/L и 20-мм счeтвepённoй зeнитнoй yстанoвкoй. Штатно таких вагона было 2. + командный + еще как минимум 2 вспомогательных. То есть, получается, встретились практически равные по силам противники. У «Муромца» ещё была «Катюша», но против бронепоезда это оружие сомнительное… (Хотя, смотря что накроет).

Ковель - крупный ж\д узел и его могли охранять или в разное время проходить через него, отступая с десяток «панцерцугов». На этом участке фронта в это время действовали (и были уничтожены) 2 бронепоезда №74 и № 63 (но последний значительно позже) некоторые англоязычные источники сообщают, что в составе 74-го были так называемые «бронеплощадки BP 44». Вполне возможно. Он только что пришёл после глубокой модернизации в Варшаве. Главная «фишка» этих платформ была в том, что на них стояли башни от «Тигров». Видимо, действительно его накрыли первым же залпом. Попади 88-мм снаряды в «Муромца» повреждений ему бы избежать не удалось.

Что же было на самом деле? Тут можно только гадать. Вероятнее всего дуэль имела место. Вероятнее всего она привела к повреждениям немецкого бронепоезда несовместимыми с дальнейшей эксплуатацией, поэтому его (а может несколько броневагонов) и бросили на станции Ковель.

Есть ещё таинственные свидетельства: «Под Ковелем погиб командир бронепоезда «Ильи-Муромца» Н.А. Попков. Он был похоронен на станции Глоба. Немцы очередной раз сообщили командованию, что бронепоезд уничтожен. Однако сгорели лишь вагон-баня и бытовка, а сам бронепоезд с честью вышел из боя. На станцию прибыл генерал И.И.Кретов и лично вручил личному составу дивизиона Красное Знамя Президиума Верховного Совета РСФСР».

То есть поезд все-таки получил попадания и повреждения? Что же до имени Адольфа Гитлера, то скорее всего было так. Красноармейцы, нашедшие кучу лома, увидели кусок надписи, что-нибудь типа «Адольф Гитлер - наш рулевой». На месте «наш рулевой» - дырка от снаряда 76,2-мм. Для советского человека, живущего в мире, где все, начиная от танкового завода, до мастерской по производству арматуры к ватерклозетам носит имя Сталина название бронепоезда врага именем вождя совершенно нормально, органично. Тут подоспевает корреспондент «Красной звезды». О! Какой замечательный заголовок! На 8-9 июля 1944 года «Уничтожен «Адольф Гитлер»!

Но Третий рейх при всех похожести не копия СССР. Не существовало ни одной боевой единицы , кроме дивизии «Leibstandarte-SS Adolf Hitler», носящей имя вождя. Да и то, название дивизии можно перевести и как «Личная охрана (гвардия) Адольфа Гитлера» (собственно, дивизия и была сформирована на баще первоначальной личной охраны фюрера). Дивизия Люфтваффе «Герман Геринг» - это ещё одно исключение, подтверждающее правило.

Война это ещё и пропаганда - война информационная. И в ней хорошо всё, что приближает победу. Так, вероятно, и родился миф про уничтожение бронепоезда «Адольф Гитлер», которого никогда не существовало. Жаль, что за столько лет он так мифом и остался. Реальность всегда ярче и интереснее мифа, тем более, что в реальности присутствуют живые люди со всем, что присуще живым людям из плоти и крови, и страхами, и слабостями и героизмом. Ведь личный состав советского бронепоезда «Илья Муромец» уничтожил немецкий бронепоезд. И это факт, который ничуть не становится менее значимым, что уничтоженный бронепоезд не носил имени фюрера.

На фото вверху : Адольф Гитлер (слева) перед своим штабным поездом. Поезд Гитлера состоял из 15 вагонов, из которых только два были бронированными платформами с зенитными орудиями. Остальные вагоны предназначались для самого Гитлера, его охраны и штабных служб .

Продолжая цикл статей о бронепоездах СССР, мы признаемся в двух вещах.

Во-первых, мы буквально влюбились в эти железнодорожные комплексы. Наверное, это обусловлено первоначальным недостаточным знанием вопроса.

И во-вторых, создатели бронепоездов, инженеры, конструкторы, мастера, рабочие, впрочем, как и экипажи БП, сегодня кажутся гениальными авантюристами, людьми, для которых действительно не было ничего невозможного.

По крайней мере, именно такие выводы приходят в голову при близком знакомстве с бронепоездов. В целом – как строили, так и воевали. От души.

Сегодня же речь пойдет о конкретных, известных многим бронепоездах. Учитывая, что читатели "подготовлены технически", сегодня больше о подвигах, о ежедневной работе, о людях...

Несмотря ни на что, главное в любом бронепоезде - именно люди. Бойцы (железнодорожники на БП тоже бойцы!) и командиры. Артиллеристы, пулеметчики, зенитчики, рабочие ремонтных бригад, экипажи паровозов, поездные бригады, пекари, санитары. Короче, экипаж!

Начнем с обещанного самого массового бронепоезда Красной Армии, разработанного в 1942 году - БП-43.

Бронепоезд БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, 4 артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 (по 2 бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), 2 бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4 (по обоим концам бронепоезда) и 2-4 контрольных платформ, на которых перевозились необходимые для ремонта железнодорожного полотна материалы либо десант.

Обычно в состав бронепоезда входили 1-2 бронеавтомобиля БА-20 или БА-64, приспособленных для движения по железной дороге.

Для Красной Армии в годы войны был изготовлен 21 бронепоезд БП-43. Такое же количество бронепоездов этого типа получили и войска НКВД.

"Тяжелые" бронепоезда вооружались 107-мм пушками с дальностью стрельбы до 15 км. Бронирование (до 100 мм) обеспечивало защиту жизненно важных узлов от бронебойных снарядов калибром 75 мм.

На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовались уголь (10 т) или мазут (6 т). Масса боевой части бронепоезда не превышала 400 т.

Экипаж боевой части состоял из командования, взвода управления, взводов броневагонов с башенными расчетами и отделениями бортовых пулеметов, взвода ПВО, взвода тяги и движения и взвода железнодорожных бронеавтомобилей, в котором имелось 2 легких бронеавтомобиля БА-20жд и 3 средних бронеавтомобиля БА-10жд, приспособленных для движения по железнодорожному пути.

Бронеавтомобили применялись для ведения разведки на удалении 10-15 км и в составе охранения (дозора) на марше. Кроме того, на платформах прикрытия мог расположиться десант в составе до трех стрелковых взводов.

Большинство самых известных БП были именно БП-43. Наиболее удачную конструкцию имел бронепоезд "Козьма Минин", построенный в феврале 1942 года в вагонном депо Горький-Московский под руководством инженера Леонида Дмитриевича Рыбенкова.

В боевую часть этого бронепоезда входили: бронепаровоз, 2 крытые бронеплощадки, 2 открытые артиллерийские бронеплощадки и 4 двухосные контрольные платформы.

Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета "Максим" в шаровых опорах в бортах.

Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8.

Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм.

Защищенный броней толщиной 30-45 мм бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью.

Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ.

Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника, работая по площадям.

За время войны бронепоезд сбил 14 (по воспоминаниям комиссара Алексея Потехина) или 15 (официальные данные) самолетов. Участвовал в обороне Тулы, освобождении Орла, Брянска, Гомеля.

Когда-то ополчение, собранное Козьмой Мининым освободило от поляков Москву. А через триста тридцать три года, "Козьма Минин" уже освобождал поляков от фашистов. Вот такая историческая коллизия...

Войну "Козьма Минин" окончил, как и полагается герою, в логове врага. Правда в Берлин он войти не смог. Немцы подорвали мост через Одер. Так что, остановился бронепоезд в 50 километрах от Берлина.

Но зато, после капитуляции гитлеровцев в составе дивизиона обеспечивал безопасность проезда правительственного поезда с делегацией Советского союза на Потсдамскую конференцию глав правительств.

Не менее известен "родной брат-близнец" "Минина" - БП "Илья Муромец".

Бронепоезд "Илья Муромец" был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 мм и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере.

За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Кроме этого, богатырь "Муромец" уничтожил бронепоезд вермахта.

В нашей истории принято считать, что бронепоезд носил имя фюрера, потому его уничтожение несет дополнительный сакральный смысл. Советский бронепоезд, названный именем русского былинного богатыря, уничтожает бронепоезд противника, названного в честь Гитлера.

Есть маленькая проблема. Увы, но бронепоезда «Адольф Гитлер» не существовало, как не существовало ни одной боевой единицы, кроме дивизии «Leibstandarte SS «Adolf Hitler», носящей имя немецкого фюрера.

Насчет Leibstandarte тоже не все так однозначно, название дивизии можно перевести и как «Телохранители Адольфа Гитлера». Собственно, дивизия и была сформирована на базе личной охраны фюрера. Больше имя Гитлера не носил никто: ни части, ни корабли, ни каналы, ни города или поселки. Не нашли мы и упоминания о бронепоезде.

Но и не в этом суть, если что, не так ли? Суть в том, что экипаж советского бронепоезда «Илья Муромец» уничтожил немецкий бронепоезд. И это факт, который ничуть не становится менее значимым, от того, что уничтоженный бронепоезд не носил имени фюрера.

Ну а красивый миф, который был придуман… А и ладно! Война – это всегда и информационная война. И что важнее всего? Правильно, победа. Реальная, а не придуманная. Ведь реальность всегда ярче и интереснее мифа.

А в нашей реальности 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда "Илья Муромец" и "Козьма Минин", был награжден орденом Александра Невского. За выдающиеся боевые заслуги.

О бое «Ильи Муромца» с немецким бронепоездом вообще насочиняли с три короба, если честно. Очень много времени ушло на то, чтобы детально разобраться в том, что там произошло.

До сегодняшних дней дошла и до сих пор переписывается история о том, что «Илья Муромец» и немецкий БП чуть ли не лоб в лоб сошлись. На самом деле вся эта история с одним залпом, развалившим БП врага в щепки достаточно фантастична.

И сейчас мы хотим представить на суд свою версию. Отличную от общепринятой в Сети.

Итак, немецкий бронепоезд (Не «Адольф Гитлер», как выяснилось, а № 11 или №76, мы пока уточняем) в июне 1944 года начал систематически и регулярно обстреливать объекты наших войск в районе станции Ковель Волынской области Украины.

Некоторые источники дают такую картину:

«Воспользовавшись педантичностью немцев и особенностями местности, штаб бронедивизиона разработал план операции. Артиллеристы одновременно должны были вывести из строя железнодорожное полотно, чтобы отрезать вражескому бронепоезду путь отхода, а «Илья Муромец» должен был иметь стоянку поближе к батарее-невидимке. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки».

Оставим на совести писавших все это, поскольку данное литературное творчество совершенно не соответствует действительности. Далее по тексту были данные по расходу снарядов (10 на орудие). Что картинку делает вообще фантастической.

Напомним, у «Ильи» было 4 пушки Ф-34 калибром 76-мм. Итого – 40 снарядов на уничтожение путей и бронепоезда противника. Без пристрелки.

Конечно, пристрелка была. И была просто великолепная работа артиллерийских разведчиков нашего бронепоезда. Пока немцы развлекались, была составлена карта их перемещения и вычислена точка, с которой открывался огонь. И естественно, была проведена пристрелка. С той позиции, с которой должен был открывать огонь «Илья». В этом была своя суть.

Во время исследования по данной теме натолкнулись на воспоминания капитана (в то время) Александра Васильченко, артиллерийского разведчика гаубичного полка. Васильченко рассказывал о том, что в том случае, когда было нежелательно привлекать внимание к факту проведения пристрелки, пристрелку производили учебными снарядами. То есть, совершенными болванками, которые не взрывались.

Возможно, очень даже возможно, что по путям подхода немецкого бронепоезда пристреливались именно так. Как вариант – бронебойные снаряды.

Реактивные установки пристреливать не стоило, поскольку это все равно работы по площадям.

Но тем не менее, адова задача для разведчиков и корректировщиков. Но ведь справились же по итогам.

Далее. Действительно, пунктуальность немцев – это вещь, которая позволяла использовать ее в своих целях. Доподлинно было известно время выхода немецкого бронепоезда на точку открытия огня и довольно точно была вычислена эта точка.

1. «Илья Муромец» заранее, в темное время, аккуратно, не демаскируя себя, выходит на заранее определенную позицию. С первыми лучами солнца происходит предварительная наводка на то место, куда должен выйти немец. Дальше все жгут пачками нервы, а разведка и корректировщики еще и глаза.

2. Орудия заражаются осколочно-фугасными снарядами. Именно так, взрыв ОФ-снаряда дает возможность быстро засечь место попадания и скорректировать дальнейшую стрельбу. Установки РС тоже заряжаются. Обе.

3. Попив кофе и позавтракав, немцы начинают выдвижение. Экипаж «Ильи Муромца» ждет окончания процесса. Как только разведка дает отмашку, что немец на позиции, следует первый залп.

Стреляет первая установка реактивных снарядов. Просто пристрелка, несколько ракет, далее корректировка и огонь двух установок. Точка прицеливания – позади бронепоезда с целью разрушения железнодорожного полотна.

Орудия «Ильи» дают первый, пристрелочный залп. Корректировка и дальше действительно беглый огонь, все туда же, по полотну, либо по паровозу, но это сложнее.

Из того, что немецкий БП остался на месте, следует то, что в пути скорее всего, влепили. И именно РС, потому что 76-мм снаряд – это маловато. А вот 82-мм реактивный снаряд – а вот как нам, так вполне.

4. Немцы, естественно, попав в такой переплет, начинают срочно разворачивать свои башни в сторону «Ильи». Но, в отличие от наших бойцов, им нужно время на разворот, прицеливание, корректировку. Время, которого у них просто нет.

Кстати, дальность полета РС-82, которыми был вооружен «Илья», дает понимание, на какой дистанции шел бой. Пушка Ф-34 способна была закинуть ОФ-гранату на 9-10 км, бронебойный снаряд летел на 4 км. РС-82 мог пролететь 5,5 км.

Отсюда дистанция боя была меньше 5 км. Не в упор, но…

5. Немцы дают первый пристрелочный залп. С начала боя прошло максимум 5-6 минут. Снаряды мягко говоря, ложатся не рядом с нашим бронепоездом. Сказывается отсутствие координат, суета, вызванная неожиданным боем и так далее.

Ну не любили немцы суеты, что поделать.

Зато наши могли, умели, практиковали. Мы не знаем, сколько времени понадобилось бойцам «Ильи Муромца», чтобы перезарядить установки РС. Но думаем, что меньше стандартных 10 минут.

6. Второй залп «Ильи Муромца». В смысле, реактивными снарядами. Пушки должны были не замолкая ковырять немца. Прицел уже не в рельсы, а в сам бронепоезд.

Собственно, все. Попали. Бой окончен.

В рапорте было отмечено, что «бронепоезд противника окутался белыми клубами дыма или пара». Очевидно, что попали в котел.

А через месяц, в июле 1944 года, Ковель был освобожден. И советскими бойцами был обнаружен раздолбанный бронепоезд немцев. Лучшее подтверждение успеха экипажа «Ильи Муромца».

Вот такая история. Понятно, что "лоб в лоб" бронепоезда не сходились, иначе не пришлось бы ждать, чтобы сфотографировать разбитый бронепоезд врага. Но - и так просто прекрасно.

Единственный за всю Вторую мировую войну бой двух бронепоездов закончился победой нашего "за явным преимуществом".

В следующей части мы расскажем о бронепоезде, с которого вообще началось наше близкое знакомство с поездами. Это будет бронепоезд № 13 "Тульский рабочий" и его дважды своеобразная история. В подробностях и с видеорассказами создателей его второй ипостаси.

Одно из немногих сражений бронепоездов в истории Великой Отечественной войны произошло 4 июня 1944 года, когда в бою сошлись наш «Илья Муромец» и немецкий поезд «Адольф Гитлер». С ходом этой битвы вас познакомит данный пост.

Наши объекты под Ковелем, крупным транспортным узлом Волынской области на Украине, стали подвергаться очень коротким (две-три минуты) утренним артобстрелам, причём в одно и то же время.

Обнаружить дислокацию вражеской батареи не удавалось ни наземной разведке, ни авиаторам. Предполагалось лишь, что действует бронепоезд противника.

Воспользовавшись педантичностью немцев и особенностями местности, штаб бронедивизиона разработал план операции. Артиллеристы одновременно должны были вывести из строя железнодорожное полотно, чтобы отрезать вражескому бронепоезду путь отхода, а «Илья Муромец» должен был иметь стоянку поближе к батарее-невидимке. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки.

Вскоре наблюдатели «Ильи Муромца» обнаружили немецкий бронепоезд, двигающийся на огневые позиции. Они различили чуть заметные полосы дыма. В командирскую рубку поступил доклад, после которого последовала команда: «По цели! Десять снарядов на орудие! Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!»

Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» стреляли лучше противника. Немецкий бронепоезд был накрыт с первого же залпа. Он, правда, успел дать ответный залп, но снаряды легли мимо цели. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Вскоре всё было кончено. Над бронепоездом висели клубы пара. Видимо, снаряд попал в котёл паровоза.

Когда 6 июля 1944 года Ковель был освобождён от гитлеровцев, бойцы 31-го дивизиона побывали у разбитого вражеского бронепоезда. Его так и не убрали с того места, где он нашёл свой конец. Узнали бойцы и то, что вражеский бронепоезд носил имя фюрера Третьего рейха. Весьма символичным оказалось то, что «Илья Муромец» уничтожил «Адольфа Гитлера».


Фото: Памятник-бронепоезд «Илья Муромец»

Фото и описание

В городе Муром в одном из самых больших парков в честь 50-летия Советской власти на высоком постаменте выставлен знаменитый памятник-бронепоезд под названием «Илья Муромец». Его возведение пришлось на период с 1941 по 1942 годы при поддержке железнодорожников Муромского отделения крупнейшей Горьковской железной дороги.

Как известно, годы начала Великой Отечественной войны были особенно сложными в истории нашей страны, но, несмотря на это, рабочие отдавали все свои силы в свободное время, чтобы выстроить боевую машину. Немалое количество людей уехало на этом бронепоезде на военный фронт в качестве добровольцев. Для цели возведения машины к работе были подключены литейщики, проживающие в расположенных неподалеку городах – Кулебаки и Выксы, откуда поставляли необходимый для работы металл. Получая необходимый материал, труженики Дзержинского завода закаляли его. Входящие в композицию зенитные башни и вагоны были сварены сотрудниками вагонного депо, при этом в специально предназначенном локомотивном депо памятный паровоз полностью обшили броней.

Важно отметить, что в самые короткие сроки совершенно не имеющие опыта в строительстве подобного рода машин люди смогли воссоздать настоящую «крепость на колесах». Жители города Муром приняли решение о том, какое именно дать название военному шедевру, назвав его в честь легендарного и отважного богатыря Илии Муромца. Но в данном вопросе у полковника Неплюева, который принимал непосредственное участие в принятии поезда в эксплуатацию, было свое название – «За Родину!».

Перед тем, как отправить паровоз на военный фронт многочисленные рабочие устроили масштабный митинг, написав на многотонном гиганте надпись: «Илья Муромец» и нарисовав голову знаменитого былинного богатыря. По результатам многочисленных споров решили присвоить боевой машине №762, а имеющиеся рисунок и надпись приказали полностью стереть. Но все же название в честь отважного героя так и осталось в умах людей, а также в документах.

8 февраля 1942 года выстроенный бронепоезд был отправлен на фронт с одноименной станции Муром. Фронтовиков провожали жены, которые смогли водрузить над огромным паровозом внушительных размеров красное полотно, при этом на нем был вышит знаменитый герб СССР. В селении Горьком к существующему памятнику присоединили броневой паровоз под названием «Козьма Минин», причем после этого был завершен процесс формирования особого 37-го Горьковского дивизиона.

Практически все локомотивщики настолько хорошо водили «Илью Муромца», что за весь военный период знаменитый бронепоезд не получил ни одной пробоины. Первый раз за всю историю бронепоездов великого «Илью Муромца» снарядили мощными реактивными минометами, знаменитыми под названием «Катюша».

После преобразований машина стала тише передвигаться, обрела колоссальную огневую мощь и высокую скорость, что сделало бронепоезд по-настоящему внушительной боевой силой. Например, за одну минуту он мог поразить площадь в 400х400 м в радиусе 1,5 км.

За все время бронепоезд совершил более 150 огневых налетов на врага, а также при помощи минометного и артиллерийского огня смог уничтожить 14 различных орудий и специализированных минометных рот, 36 особо опасных огневых точек, 7 самолетов и более 870 немецких фашистов.

Летом 1944 года неподалеку от Ковеля, являющегося особо крупным населенным пунктом Волынской области УССР, было проведено масштабное лобовое сражение, в котором принимали участие «Илья Муромец» и немецкая боевая машина «Адольф Гитлер». В этом сражении немцы проиграли и были полностью сокрушены. Советский бронепоезд смог преодолеть расстояние в 2,5 тысячи км и только 50 км не дошел до немецкой столицы и встретил победу в городе Франкфурт.

В честь 26-й победной годовщины, отмечаемой в 1971 году, в городе воинской славы Муром был установлен памятник знаменитому бронепоезду «Илья Муромец». Данный памятник представляет собой макет настоящего паровоза в настоящую величину, который особенно схож с оригиналом, прошедшим через всю Великую Отечественную войну. Неподалеку от монумента была выставлена мемориальная доска, на которой был отмечен боевой путь бронепоезда.

За время войны бронепоезд «Илья Муромец» прошел с боями от Оки до Одера. Уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника. Он расстрелял фашистский бронепоезд «Адольф Гитлер», победив в единственной в истории Второй мировой войны «дуэли бронепоездов».

Богатырское имя

Фронту очень нужны были крепости на колесах. Для бронепоездов СССР трагическим стал именно 1942 год - их потеряно 42, ровно в два раза больше, чем в 1941-м. Часто бронепоезда гибли, одновременно отражая удары фашистов с неба и земли. Им часто отводилась роль «смертника» - в одиночку прикрывать отход советских частей, чтобы задержать врага на несколько часов. Под грифом «совершенно секретно» вышла директива Наркомата обороны СССР. В ней предписывалось создать 32 дивизиона бронепоездов. Советские труженики тыла выпустили к концу 1942 года не 65 ‑ по плану, а 85 бронепоездов.

Железнодорожники Муромского узла построили «Илью Муромца» - в подарок фронту - одними из первых. Все основные платформы под орудия и вагоны рабочие вагонного депо варили в свое свободное время и бесплатно. Литейщики из города Кулебаки Горьковской области поставляли им особо толстую броню, 45-миллиметровую, хотя обычно в наших поездах применялась сталь 10-20 мм. Примечательно, что броня располагалась под наклоном, что резко повышало ее сопротивляемость. Обшитый суперброней на заводе им. Дзержинского в Муроме паровоз за всю войну не получил ни одной пробоины.

Муромлянам за имя легендарного богатыря-земляка пришлось повоевать. Полковник Неплюев, командированный принимать бронепоезд, уже придумал свое - «За Родину». И вот тогда ‑ небывалое дело ‑ поездостроители 8 февраля 1942 года организовали митинг, на котором объявили, что поведут бронепоезд на передовую своей муромской бригадой и под своим именем. Слова «Илья Муромец» и голову богатыря в шлеме они заранее написали на борту бронепаровоза. Потом надпись и рисунок ‑ по военным нормам ‑ пришлось закрасить, и крепость на колесах получила номер 762. Однако богатырское имя осталось и стало фронтовой легендой.

Башни «Т-34» и ковровские пулеметы

Особо яркий след в рельсовой войне оставил 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили два однотипных бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин». Они были одними из самых совершенных и мощных бронепоездов в мире. Артиллерийская бронеплощадка бронепоездов типа «Козьма Минин» и «Илья Муромец» имела на вооружении две пушки Ф-34 в башнях от танка «Т-34» и шесть ковровских пулеметов Дегтярева.

Слово «особый» в своем названии 31-й ОДБП получил за то, что впервые среди всех советских бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец» получили на вооружение бронеплощадки с новейшим и секретным на тот момент оружием ‑ реактивными установками М-8-24, более известными как «катюши».

Бронепоезд в засаде

Весной 1944 года наши войска с упорными боями освобождали территорию Волынской области Украины. Тяжелые бои шли за город Ковель, которым овладеть с ходу советские войска не смогли. В помощь наступавшим советским пехотинцам был направлен 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов под командованием майора Владимира Морозова.

Утром 4 июня 1944 года под Ковелем произошло единственное лобовое сражение бронепоездов Второй мировой войны. С нашей стороны - «Илья Муромец», с немецкой - «Адольф Гитлер». Дивизионные разведчики засекли вражескую артиллерийскую батарею, которая в течение трех минут вела огонь. Узнать ее расположение мешали холмы и кроны высоких деревьев. Так продолжалось - ровно в 9 утра - в течение нескольких дней, пока не стало ясно ‑ это гитлеровский бронепоезд.

Своими предположениями разведчик Михаил Кравченя поделился с командиром дивизиона, - вспоминали очевидцы. - Рассчитывая на педантичность немцев, он приказал Кравчене завтра к девяти часам утра уже быть на своем наблюдательном пункте. Врага засекли!

«Илья Муромец» должен был найти подходящее место для засады, огнем пушек разрушить рельсы, чтобы отрезать пути отхода для противника, а затем его уничтожить. Судьбу боя будут решать секунды. Быстрота, точность, автоматизм при стрельбе ‑ вот что необходимо для успеха. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки.

Утро 4 июня выдалось пасмурным, изредка накрапывал мелкий дождь. Машинист Солдатов вывел «Илью Муромца» на позицию. Артиллеристы, ожидая сигнала, приготовились к стрельбе.

‑ По цели! Десять снарядов на орудие! ‑ прогремела команда. - Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!

Добили «Катюши»

Личный его императорского величества кайзера Вильгельма Второго, четырех знамен королевств Пруссии, Баварии, Саксонии и Вюртемберга именной Бронепоезд «Adler Angriff» воевал еще в Первую мировую, потом его переименовали в «Адольф Гитлер». Наш «Илья Муромец» был намного лучше - даже имел возможность для замены колесных пар, что позволило ему наступать по Европе, где рельсовая колея уже, чем в СССР.

Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» проявили высочайшее мастерство, противник был накрыт с первого же залпа. «Адольф Гитлер» успел все же повернуть орудия в сторону наших и дать ответный выстрел. Его снаряды легли мимо. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Высоко вверх повалили клубы пара, один из снарядов попал в паровозный котел.

Позже - 6 июля 1944 года Ковель был освобожден от гитлеровцев ‑ советские бойцы осмотрели груду металлолома. Тогда и увидели, что вогнали в гроб самого «Адольфа Гитлера».

Победу «Илья Муромец» встретил в пятидесяти километрах от Берлина ‑ в городе Франкфурт-на-Одере, конечной точкой его боевого пути стал разрушенный мост через реку Одер.

За боевые заслуги 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин», был награжден орденом Александра Невского.

В 1971 году в честь 26-й годовщины Победы на въезде в город Муром был установлен макет паровоза в натуральную величину, схожий с оригиналом - памятник бронепоезду-герою.

Егор РОКОТОВ

Наша справка

Ттх стального «Ильи»

Материальная часть отечественных бронепоездов состояла из бронированного паровоза, двух-четырех бронеплощадок, площадок противовоздушной обороны и четырех (реже двух) контрольных платформ. Бронепаровоз обычно располагался посередине бронепоезда за бронеплощадкой. Кроме бронеплощадок и бронепаровоза имелась так называемая «база». Она служила для хозяйственных и служебных целей и состояла из 6-20 товарных и классных вагонов.

В пути «база» крепилась к боевой части бронепоезда, а во время ведения боевых действий располагалась в тылу, на ближайшем железнодорожном перегоне. Обычно «база» имела вагон-штаб, вагон для боеприпасов, вагон для хранения запасов материально-технических средств, вагон-мастерскую, вагон-кухню и даже вагон-клуб. Кроме того, для ведения разведки в составе дивизионов бронепоездов числились броне­дрезины и бронемашины.

^

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.