Биографии Характеристики Анализ

Бронированный корабль церберус. Корабли под южным крестом Цербер корабль

Операция "Цербер" - дерзкий прорыв трех крупных надводных кораблей Кригсмарине из Бреста в Германию через пролив Ла-Манш. Так же известна под названием "Рывок через Ла-Манш"

Предыстория

Когда Северная Франция была захвачена Германией, стратегическая выгода французских гаваней была оценена командованием ВМФ Германии и морские базы Ла-Рошель, Сен-Назер, Лорьян, Брест были быстро заняты кораблями Кригсмарине. Брест же был самой важной военно-морской базой в системе Атлантического вала в силу своего расположения а также материального и технического расположения. На начало 1942 года в Бресте находились 3 тяжелых корабля Германии: линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , которые после успешного рейда в Атлантику 1941 года находились в гавани для устранения повреждений, а так же тяжелый крейсер «Принц Ойген» , которому удалось успешно уйти от британского флота во время их погони за «Бисмарком». Но Англия находилась рядом, поэтому корабли не стояли спокойно, каждодневные бомбежки вызывали очередные повреждения, в результате чего корабли не покидали ремонтных доков. В силу данных причин, а так же потому, что центр боевых действий переходил на Восток, в ставке Гитлера высшие военные чины Люфтваффе и Кригсмарине стали разрабатывать план по выводу кораблей из Бреста и перевода их на базу Вильгельмсхафен. Корабли было решено проводить через Дуврский пролив, т.к. в этом случае расстояние перехода составляло ~850 миль, и эскадра на протяжении всего маршрута находилась бы в зоне воздушного прикрытия. Уже не в первый раз немцы проводили надводные боевые корабли через Ла-Манш, однако то были вспомогательные крейсеры, которые внешне не отличались от торговых кораблей, в данном же случае предстояло провести крупную группу тяжелых боевых кораблей.

Подготовка к операции

12 января 1942 года в ставке Гитлера прошло совещание по предстоящей операции. От Кригсмарине присутствовали Эрих Редер , Отто Цилиакс и контр-адмирал Рюге. Люфтваффе представляли Геринг, Ешоннек и Галланд. Моряки предложили выйти ночью, чтобы днем пройти через Ла-Манш под воздушным прикрытием, однако их брало сомнение, что авиация сможет их надежно прикрыть, Ешоннек тоже не был уверен в успехе операции. Но тогда взял слово Адольф Галланд, выслушав чужие мнения, он мысленно все взвесил, поэтому его ответ был четок. Он сказал, что если первая часть плавания пройдет в тайне, то днем истребители смогут надежно прикрыть корабли от английской авиации. Он отметил, что сильными сторонами плана являются неожиданность, а также то, что английское командование, привыкшее все подробно планировать, растеряется в данной ситуации. Эти доводы склонили Гитлера к идее дневного прорыва через Ла-Манш, операция была утверждена, морская часть несла название «Цербер» а воздушная – «Удар грома».

Отто Цилиакс

Адольф Галланд


Галланд был назначен лично ответственным за проведение воздушной операции, в его распоряжении было 252 истребителя, а также 30 ночных истребителей Bf.110.Над кораблями всегда должны были находиться 16 истребителей по два звена с каждой стороны, самолеты должны были выписывать в воздухе вытянутые «восьмерки» и патрулировать эскадру на всем её протяжении. Смена происходила через каждые 30 минут. Группа, которая прилетала на замену, держалась на низкой высоте, чтобы избежать обнаружения английскими РЛС. На линкоре «Шарнхорст» размещался специально сформированный штаб истребительного командования во главе с оберстом Максом Ибелем.
Генерал Вольфганг Мартин руководил радиоэлектронной борьбой: была проведена разведка несущих частот береговых РЛС, их географического положения, разработаны передатчики помех (для ослепления индикаторов вражеских РЛС), выбраны точки их базирования и выверен график их включения (противник не должен догадаться о проведении операции). Передатчики включались на короткое время, поэтому британцы полагали, что помехи возникают из-за атмосферных явлений. Был продуман ряд мероприятий по дезинформации противника. На корабли загружались ящики с пробковыми шлемами и бочки с маслом, с надписями на таре: «Для использования в тропиках». До самого последнего момента (выхода кораблей) продолжалось почтовое и прачечное обслуживание экипажей.
Командование морской части операции было поручено вице-адмиралу Отто Цилиаксу (держал флаг на линкоре «Шарнхорст») Начальник штаба - капитан 1 ранга Рейнике. Для сопровождения линкоров и тяжелого крейсера были привлечены 6 эсминцев(«Z-29», «Ричард Бейтзен», «Пауль Якоби», «Германн Шенманн», «Фридрих Инн», «Z-25»), 14 миноносцев, 28 торпедных катеров. Задача определения курса эскадры от Бреста до Северного моря легла на плечи капитана 1 ранга Гисслера, флагманского штурмана адмирала Цилиакса. Командующий тральными силами германского флота контр-адмирал Фридрих Руте обеспечивал безопасный путь для эскадры. Выход эскадры был намечен на 19 часов 30 минут 11 февраля 1942 года.
Несмотря на секретность операции, ее подготовка не прошла незамеченной английскими разведчиками. Еще в 1941 году Адмиралтейством был разработан план «Фуллер», направленный на предотвращение этого прорыва. Британской авиации было приказано сбросить донные, магнитные мины в неприятельских фарватерах, береговые батареи, дивизионы эсминцев, самолетов-торпедоносцев были приведены в боевую готовность. В районах Бреста, между Гавром и Булонью велась постоянная воздушная разведка, несли боевое дежурство английские подводные лодки, на 11 февраля в водах, омывающих Брест, занимала позицию субмарина «Силайон».

Ход операции

11 февраля в 19 часов , был совершен налет английской авиацией силой в 18 «Веллингтонов», бомбы цели не поразили, пилоты не обнаружили ничего необычного. Однако из-за этого немецкая эскадра вышла в море с часовым опозданием в 20 ч 45 мин . Ночь была безлунной, над водой висела дымка, но командир «Силайона» не заметил противника, т.к. он счел возможным уйти с позиции и зарядить аккумуляторы во время бомбардировки. Британский патрульный самолет был вынужден вернуться на базу из-за поломки локатора, другой самолет сменил его через два часа и немецкие корабли в гавани к этому времени естественно не застал. 12 февраля в 5 ч 30 мин эскадра миновала остров Олдерни. В 8 ч 50 мин появились истребители прикрытия – Bf.110. Два самолета, снабженные устройствами для помех, начали излучение, чтобы скрыть от британских РЛС группу истребителей прикрытия, одновременно с ними начали работу немецкие береговые станции помех. Британские штабисты не придали помехам большого значения, полагая, что имеют дело с каким-либо атмосферным явлением. В 10 ч одна из британских РЛС вышла на такую высокую частоту, что немцы не смогли создать ей помеху, с ней и поступило сообщение о неизвестных самолетах, следующих к проливу на низкой высоте. В 10 ч 30 мин два английских истребителя-разведчика «Спитфайр» заметили корабли, но приняли их за свой конвой. В 10 ч 42 мин два других «Спитфайра», преследуя немецкий истребитель, вышли из облаков прямо над немецкой эскадрой, но из-за режима радиомолчания, британские летчики доложили об увиденном только по возвращении на свою базу в 11 ч 09 мин .

Немецкие корабли идут через Ла-Манш

«Шарнхорст» и «Гнейзенау»

В 12 ч 18 ми н начали стрелять английские береговые орудия, но получасовой обстрел результатов не дал. В 12 ч 23 мин 5 торпедных катеров, вышедших из Дувра, обнаружили эскадр, но командир не решился на атаку без воздушного прикрытия, торпеды были сброшены с 4 кабельтовых, ни одна не поразила цель.

В 12 ч с аэродрома Менстон поднялись в воздух 6 торпедоносцев. Командиром был капитан Юджин Эсмонд, участник удачной охоты на «Бисмарк». Из-за плохой видимости слишком мало «Спитфайров» присоединились к сопровождению медлительных «Свордфишей». В 12 ч 50 мин Эсмонд увидел немецкую эскадру, торпедоносцы разделились на 2 группы и лично повел атаку на линкор «Шарнгхорст», однако вражеский «мессершмитт» сел ему на хвост и подбил его. Последним усилием капитан сбросил торпеду, после чего самолет врезался в воду. Другим пилотам тоже не повезло, все 6 торпедоносцев были сбиты и торпеды вновь не поразили цели! Через полтора часа выживших летчиков подобрал британский торпедный катер. Всего в ходе отчаянного налета погибло 13 пилотов.

Британский торпедоносец «Свордфиш»

В 13 ч германская эскадра вошла в минированные воды, Цилиакс приказал сбавить ход, чтобы пройти по узким фарватерам. Хотя корабли представляли в данный момент крайне уязвимую цель, их никто не атаковал. В 14 ч корабли вновь набрали ход, однако «Шарнхорст» почти сразу подорвался на мине, но повреждения оказались не столь серьезными и не помешали ему идти со скоростью 25 узлов. Цилиакс перешел на эсминец «z-29», поврежденный линкор остались сопровождать 4 эсминца, остальная эскадра пошла дальше. «Шарнхост» и эскорт пытались атаковать бомбардировщики «Бофорт», пушечные «Харрикейны» и торпедоносцы, но успеха не добились, немцы сбили 4 самолета.

Брестская эскадра в скором времени должна была выйти в Северное море, только дивизион эсминцев под командованием командора Пайзи мог помешать им. План перехвата был составлен заранее вице-адмиралом Бертраном Рамсеем, который предусматривал, что немцы будут осуществлять прорыв ночью. Дивизион насчитывал два лидера («Кемпбелл» и «Маккей») и четыре эсминца («Вивейшиес», «Уорпл», «Уортчестед» и «Уитшед») построенных еще в годы Первой мировой войны, поэтому даже в скорости они уступали немецкой эскадре. Понимая, что они опаздывают с атакой, командор решил прорываться через минные поля. Риск оправдал себя, только эсминец «Уорпл» повернул на базу из-за поломки машины, остальные же не получили никаких повреждений.
В 15 ч 37 мин с флагманского лидера «Кемпбелл» сигнальщики увидели в 9,5 милях немецкие линкоры. Используя плохую видимость, британцы сблизились с неприятелем и с расстояния в 7 миль «Вивейшиес» и «Кемпбелл» выпустили торпеды. «Уортчестер» подошел еще ближе, однако «Шарнхорст» накрыл его с первого залпа и эсминец получил несколько прямых попаданий. «Маккей» и «Уитшед» последними выпустили торпеды, и вновь ни одна торпеда не поразила цели. Не имея возможности двигаться и сражаться (17 убитых 45 раненых из 130 человек экипажа), . «Уортчестер» находился в гибельном положении в тот момент, когда немцы прошли мимо, не обращая внимания на горящий, тонущий корабль (немцы считали что он обречен). Британские эсминцы вернувшись на поле боя взяли его в охранение и сопроводили его назад на базу, подвергаясь неоднократным атакам своих и немецких бомбардировщиков.

«Z-29» тоже вел огонь по британским эсминцам в последние минуты боя. Один из его собственных снарядов разорвался, не успев вылететь из ствола. Из-за повреждений эсминец на 20 минут потерял ход. Цилиаксу пришлось переходить на «Герман Шеманн». Теперь эскадру, полным ходом идущую вдоль голландского побережья, могла атаковать только бомбардировочная авияция. 242 бомбардировщика отправились в атаку, но только 39 машин обнаружили эскадру, которые вразнобой выходили на цель. Ни одна бомба не поразила корабли, немецкие зенитчики сбили 15 самолетов.
В 19 ч 55 мин на траверзе острова Терхеллинг подорвался на мине «Гнейзенау». Из-за сильного взрыва была повреждена кормовая часть, линкор на время потерял ход, но через в 7 ч следующего дня он первым из эскадры отдал якорь в устье Эльбы. Следом прибыл «Принц Ойген». «Шарнхорст» в 21 ч 35 мин вновь подорвался на мине, из строя вышли гирокомпас и освещение, пришлось перезапускать турбины. В Вильгельмсхафен они пришел на буксире.

"Шарнхорст" - пробоина от взрыва мины

Итоги операции

Операция «Цербер» по праву считается одной из самых дерзких операций не только Второй Мировой Войны, а, возможно, и во всей мировой истории. Несмотря на полученные повреждения, эскадра, не потеряв ни одного корабля, дошла до пункта назначения. Операция завершилась полным успехом и для Кригсмарине и для Люфтваффе. Необходимо отметить, что это была одна из немногих операций, где немецкие ВМФ тесно взаимодействовали с немецкими ВВС.

Синие: Bf 109F-4, Bf 110G, FW190A-4 (замена FW190A-3)

Я за такую карту но прошу учесть.

1. Вес FW190A-3 - 3977кг а FW190A-4 - 3989кг

2. Мощность двигла FW190A-3 - 1770 л.с. у FW190A-4 - 1580 л.с. !!!

К вопросу о замене FW190A-3 если смотреть исторически более подходит FW190A-5. Но я лично согласен и на FW190A-4 лишбы красные не возмущались. .

Кому интирестно" Приведу следующий эпизод. После того, как в ходе боя со "Спитфайрами" над юго-западной Англией лейтенант люфтваффе Арним Фабер потерял ориентировку и ошибочно приземлился на аэродроме Пембри в Южном Уэльсе, в руки англичан попал совершенно исправный FW190A-3. Самолет немедленно переправили в Дансфорт, где находился центр боевого применения Истребительного командования королевских ВВС. Здесь в ходе испытаний "Фокке-Вульф" сравнили со "Спитфайром"Mk.Vb, "Спитфайром"Mk.IX, "Тайфуном"Mk.1, "Мустангом"Mk.1A и "Лайтнингом" Р-38F. Последний до 6700 м уступал немецкому истребителю в скорости, выше - превосходство в этом переходило к американской машине, что обуславливалось наличием турбокомпрессоров. Однако разгонные характеристики, показатели скороподъемности и скорости пикирования у FW190A-3 были гораздо лучше. Правда, при небольших скоростях полета P-38F имел меньшее время и радиус установившегося виража, но это мало сказывалось в реальном воздушном бою, где определяющим параметром в схватках на горизонталях являлась угловая скорость крена, по которой FW190 превосходил не только все американские и английские истребители, но и советские (за исключением И-16). Поскольку по максимальной скорости другой немецкий истребитель Bf109G-2 практически во всем диапазоне высот превосходил FW190A-3, то неблагоприятное соотношение ТТХ для "Лайтнинга" в этом случае выглядело еще более отчетливо. Добавьте заметное превосходство "мессеров" и "фоккеров" в огневой мощи, и станет ясно, почему на Европейском ТВД пилоты американских Р-38 не достигли сколько-нибудь значительных успехов в боях с люфтваффе.

Теперь об "Аэрокобре". Говорить о превосходстве даже наиболее совершенной модификации этого американского истребителя Р-39Q над Bf109G или FW190A (или хотя бы примерном равенстве с ними) очень трудно, если вообще возможно. Впрочем, судите сами. При взлетном весе 3656 кг самолет обладал двигателем "Алисон" V-1710-85, максимальная мощность которого равнялась 1200 л.с. Простой расчет показывает, что на одну "американскую" лошадиную силу приходятся 3,05 кг массы конструкции истребителя. FW190A-3 весил 3977 кг, но его двигатель BMW801D развивал мощность 1770 л.с., что дало немецкой машине нагрузку на мощность 2,25 кг на 1 л.с. У Bf109G-2 это соотношение было еще более благоприятным: его взлетный вес составлял всего 3100 кг, а двигатель DB605A развивал 1475 л.с., что позволило получить энерговооруженность на уровне 2,11 кг/л.с. Безусловно, при увеличении высоты полета эти показатели ухудшались, но они были все равно лучше, чем у всех без исключения модификаций Р-39. К тому же этот американский истребитель имел неважные штопорные характеристики. Что же касается его достоинств, то в боевой обстановке их было в сущности четыре: великолепный обзор, достаточно мощное вооружение, хорошая радиостанция и высокий уровень защиты пилота, обусловленный задним расположением двигателя.

По своим же пилотажным характеристикам Р-39 ничего выдающегося не представлял, а успехи достигнутые советскими асами на этих истребителях объясняются исключительно грамотной тактикой их применения. Нельзя забывать, что американские машины поступали на вооружение авиаполков, уже получивших значительный боевой опыт. Тиражируемая в различных изданиях мысль о том, что Р-39 в максимальной степени смог продемонстрировать свои качества на советско-германском фронте по той причине, что воздушные бои на нем велись на высотах до 5000 м, не выдерживает никакой критики. И в Европе, и над островами Тихого океана летчики сражались во всем диапазоне высот от нескольких метров до практического потолка "летающих крепостей". Причем никто на Западе не заставлял пилотов "Аэрокобр" прикрывать В-17 и В-24 в их стратегических рейдах. Эту задачу сначала возложили на Р-38, затем на Р-47, и в конце концов лучшими для сопровождения бомбардировщиков признали истребители Р-51 "Мустанг". "Аэрокобры" же над Ла-Маншем, Тунисом, Гвадалканалом и Новой Гвинеей действовали так же, как и на советско-германском фронте. Однако невысокий уровень подготовки американских летчиков, пилотировавших Р-39, не позволил им добиться успехов сопоставимых с достижениями их советских коллег"

И теперь от себя Лично мое мнение, что в нашей игре не смоделирована перегрузка и плавность полетов. Ни в одной кинохронике самолеты не двигаются в маневрах с такой коростью как это происходит в игре ил2. По ганкамам видно, что даже энергично маневрирующий самолет идет под атакой секунд 6-10 прежде чем либо выходит из зоны абстрела или его сбивают. У нас же при особо активных моментах все происходит за 1-2 секунды. Заходишь помидору на 6 и он обосравшись дает палку к яйцам и вправо, аж срыв потока на крыльях. Раз и он уже ушел из зоны огня. В реале от нескольких таких виражей у него бы говно из ушей поперло.

11 февраля 1942 немецкие корабли, целая эскадра, прошли через Канал (так англичане называют центральную часть Ла-Манша) из Бреста в Северное море! И это в радиусе действия английской авиации, под прицелом береговых батарей, через минные поля! Да как такое вообще могло случиться?

Тем же вопросом в феврале 1942 года задавались миллионы англичан. Да, Британии довелось пережить трагедии - взять хотя бы гибель линейного крейсера Худ , потопленного в мае 1941 года со всем экипажем германским линкором Бисмарк . Но Худ погиб в бою, и честь флота не понесла урона. А теперь? Впрочем, для того чтобы уяснить ситуацию, обратимся к событиям конца 1941 года.

Тогда нацистский флот располагал внушительными силами. На Балтике дислоцировались новейший линкор Тирпиц , тяжелые крейсера Адмирал Хиппер и Адмирал Шеер , 4 легких крейсера и эсминцы. В Бресте стояли линкоры Шарнхорст , Гнейзенау и тяжелый крейсер Принц Ойген . В портах оккупированной нацистами Норвегии базировались эсминцы и субмарины.

Британский же флот метрополии насчитывал тогда линкоры Кинг Джордж и Родней , авианосец Викториус , 4 тяжелых и 6 легких крейсеров, эсминцы. Последних не хватало даже для охраны союзных конвоев, следовавших через центральную Атлантику.

Опасения перед возможным нападением на эти конвои крупных надводных кораблей противника, в том числе брестской эскадры, склонили британское адмиралтейство предпринять на этот порт грандиозный налет. В январе 1942 года 612 бомбардировщиков сбросили на него 908 бомб, что не причинило, однако, линкорам сколько-нибудь серьезных повреждений.

Как оказалось, чины адмиралтейства беспокоились напрасно. Внимание Гитлера было приковано к Восточному фронту, где вермахт потерпел первые серьезные поражения. Поэтому Гитлер решил прекратить операции надводных кораблей в центральной Атлантике и сконцентрировать их в северной Норвегии, откуда они могли наносить удары по арктическим конвоям, следовавшим в порты Советского Союза. 12 декабря 1941 года он приказал перебросить в норвежские воды и стоявшие в Бресте Шарнхорст , Гнейзенау и Принц Ойген , которым предстояло прорваться через пролив Ла-Манш. Подробный план этой операции «Цербер» детально разработал командующий брестской эскадрой вице-адмирал Циллиакс.

Выход эскадры из Бреста наметили на 19 ч 30 мин 11 февраля 1942 года. Как и следовало ожидать, подготовка операции не прошла не замеченной английскими разведчиками, о чем они своевременно донесли в Лондон. Еще в 1941 году был разработан план контроперации «Фуллер», предусматривавший ряд мер, направленных на предотвращение этого прорыва. В частности, британской авиации было приказано сбросить магнитные, донные мины на неприятельских фарватерах в проливе, минные заградители «Менксмен» и «Уэлшмен» выставили дополнительное заграждение между Уэс-саном и Булонью. В боевую готовность были приведены береговые батареи, подразделения самолетов-торпедоносцев и бомбардировщиков, дивизион эсминцев. Торпедные катера, стоявшие в Дувре, усилили еще одной флотилией. В районах Бреста, острова Уэссан, между портами Гавр и Булонь организовали постоянные воздушные дозоры. 11 февраля в воды, омывавшие Брест, отправили подводную лодку «Силайон», командиру которой предписали непрерывно наблюдать за вражескими корабля-ми. Казалось, учтено было все. Однако...

Брестская эскадра вышла в море в 20 ч 45 мин, с часовым опозданием из-за воздушного налета на порт. Ночь была безлунной, над водой висела дымка. Но командир «Силайона» не заметил противника отнюдь не по этой причине. Во время бомбежки он счел возможным уйти с позиции, чтобы подзарядить аккумуляторы.

Не видел эскадры и патрульный самолет, который вернулся на базу из-за поломки бортового локатора. Другая машина, высланная в тот же квадрат двумя часами позже, врага, естественно, уже не застала.

Тем временем эскадра шла проливом 7-узловым ходом и в 5 ч 30 мин 12 февраля миновала остров Олдерни. На рассвете над кораблями повисли «мессершмитты» воздушного прикрытия.

В 10 ч 30 мин корабли вышли на траверз устья Соммы, а британское адмиралтейство все еще не подозревало о их выходе из Бреста. Кстати, часом раньше на экранах британских береговых радиолокаторов возникли помехи. Впрочем, подобное бывало и раньше, поэтому штабисты не придали им значения.

Два английских истребителя «спитфайр», вылетевшие на разведку, увидели в проливе какие-то корабли, но приняли их за один из своих конвоев. Лишь по возвращении на аэродром пилот отметил, что какой-то корабль походил на линкор.

В 10 ч 42 мин два других «спитфайра», преследуя вражеский самолет, вынырнули из облаков как раз над эскадрой. Ведущий пары, полковник Бимиш сразу понял, что под ним корабли из Бреста, но, памятуя о приказе сохранять радиомолчание, доложил о происшедшем только после посадки, в 11 ч. 09 мин.

И началось... В английских штабах затрезвонили телефоны, посыпались приказы, порой непродуманные и противоречивые. Вместо четкого плана «Фуллер» в действие вступила совершенно разлаженная военная машина. К примеру, никому и в голову не пришло, что самолеты-торпедоносцы «свордфиш» в два раза тихоходнее истребителей, высланных прикрывать их, что высотные бомбардировщики не успевают к месту боя, что из дюжины торпедных катеров, выделенных для операции «Фуллер», боеспособны только восемь.

Наконец зашевелились стволы орудий британских береговых батарей, хотя артиллеристы были уверены, что стрельба по кораблям, укрытым туманом и дождем, бессмысленна без наводки по радиолокаторам (а те, как мы знаем, «ослепли»). Тем не менее, в 12 ч 18 мин орудия заговорили, сделав за 27 мин 33 залпа. Увы, ни один 229-мм снаряд не упал ближе мили от эскадры.

Над проливом еще перекатывалось эхо орудийных выстрелов, когда в море вышло всего пять торпедных катеров из Дувра. К тому же один вскоре отстал из-за поломки двигателя. В 12 ч 23 мин катера обнаружили эскадру, но командир отряда не рискнул сближаться с противником без воздушного прикрытия. Скорее чтобы освободиться от груза, а не поразить врага, четыре катера выпустили торпеды веером с дистанции 4 кабельтовых и отошли. Экипаж пятого катера, исправив двигатель, прорвался сквозь огонь эскорта, выстрелил торпеды по «Принцу Ойгену» - тоже безрезультатно!

Настал черед авиации. Около 12 ч шесть торпедоносцев один за другим оторвались от взлетной полосы аэродрома Менстон. Эскадрилью вел капитан Эсмонд, участник удачной охоты на линкор Бисмарк в мае 1941 года. Но тогда «свордфиши» Эсмонда имели дело с сильным, но одиночным противником, а теперь им предстояло атаковать эскадру, охраняемую сторожевиками и истребителями. Вскоре над медлительными торпедоносцами появились истребители «спитфайр».

Слабенькое прикрытие...- проворчал капитан. Он так и не узнал, что плохая видимость помешала остальным «спитфайрам» найти подопечные «свордфиши».

Немецкие истребители встретили англичан близ Рамсгейта и, связав боем «спитфайры», набросились на торпедоносцы, экипажи которых в 12 ч 50 мин увидели вражескую эскадру. Разделив эскадрилью, Эсмонд повел в атаку машины лейтенантов Роуза и Кингс-милла. С другой стороны на противника шли лейтенанты Томпсон, Вуд и Блай. Командирский «свордфиш» проскочил зону заградительного огня эскорта и на бреющем устремился к темно-серой громаде Шарнхорст . А по плоскостям и корпусу торпедоносца уже били снаряды намертво вцепившихся в него «мессершмиттов». Последним усилием раненый Эсмонд сбросил торпеду, и тут же его полыхающая машина упала в воду. «Свордфиш» лейтенанта Роуза, освободившись от торпеды, пронесся над палубой какого-то корабля, вспыхнул и неуклюже приводнился. Забравшись в надувную лодку, летчики хорошо видели, как горящий самолет Кингсмилла врезался в волны... Через полтора часа окоченевших летчиков подобрал британский торпедный катер. Отчаянная атака «свордфишей» стоила Англии шести машин, на которых погибло 13 летчиков. И ни одна торпеда не поразила вражеские корабли!

Тем временем эскадра вошла в минированные воды, и адмирал Циллиакс скрепя сердце приказал сбавить ход. Сейчас англичане обязательно возобновят атаки на корабли, ползущие по узким фарватерам, лишенные возможности маневрировать! Но проходу эскадры через минные поля, как ни странно, никто не помешал.

К 14 ч корабли вновь набрали ход, но Шарнхорст тут же содрогнулся от мощного взрыва. Впрочем, повреждения, причиненные миной, оказались не слишком серьезными, и вскоре он вновь шел со скоростью 25 узлов. Брестская эскадра входила в Северное море, и единственным, кто мог помешать ей, оставался дивизион эсминцев из Хариджа.

Командир этого дивизиона - командор Пайзи - получил приказ атаковать нацистов, когда его корабли находились на учении в море. Дивизион насчитывал два лидера и четыре эсминца, построенных еще в конце первой мировой войны. Они даже в скорости уступали немецким линкорам. Понимая, что дивизион безнадежно опаздывает с атакой, Пайзи рискнул и провел свои корабли через минные поля. Правда, эсминец «Уолпол» вынужден был повернуть на базу из-за поломки машины, остальные подтвердили справедливость поговорки «кто не рискует, тот не выигрывает».

В 15 ч 17 мин сигнальщики флагманского лидера «Кемпбелл» сквозь дождь и туман увидели в 9,5 мили линкоры Циллиакса. Используя плохую видимость, Пайзи сблизился с неприятелем еще на 2 мили, после чего «Кемпбелл» и «Вивишиес» разом выпустили торпеды. «Уорчестер», подошедший еще ближе в Шарнхорст , тут же был накрыт залпом линкоров и получил несколько прямых попаданий. «Маккей» и «Уитшед» выпустили торпеды последними. И ни одна не достигла цели!

Теперь настигнуть эскадру, полным ходом идущую вдоль голландского побережья, могли только 242 британских бомбардировщика. Но и им не сопутствовала удача - эскадру обнаружили экипажи только 39 машин, которые вразнобой, без прикрытия выходили на цель. Результат - зенитки нацистских кораблей и истребители сбили 15 бомбардировщиков, а все английские бомбы взорвались в море...

В 19 ч 55 мин на траверзе острова Тершеллинг наскочил на мину и Гнейзенау . Сильный взрыв повредил днище линкора в кормовой части, он на время потерял ход, но в 7 ч следующего дня все же первым из эскадры отдал якорь в устье Эльбы. Следом за ним прибыл Принц Ойген , единственный крупный корабль Циллиакса, не получивший повреждений при прорыве. Что же касается Шарнхорст , то он в 21 ч 35 мин вновь подорвался, принял более 1 тыс. т забортной воды и с превеликим трудом, с помощью буксиров дополз до базы в Вильгельмсгафене. Тем не менее командование кригсмарине имело основания считать операцию «Цербер» успешной.

11 февраля 1942 немецкие корабли, целая эскадра, прошли через Канал (так англичане называют центральную часть Ла-Манша) из Бреста в Северное море! И это в радиусе действия английской авиации, под прицелом береговых батарей, через минные поля! Да как такое вообще могло случиться?

Тем же вопросом в феврале 1942 года задавались миллионы англичан. Да, Британии довелось пережить трагедии — взять хотя бы гибель линейного крейсера Худ , потопленного в мае 1941 года со всем экипажем германским линкором Бисмарк. Но Худ погиб в бою, и честь флота не понесла урона. А теперь? Впрочем, для того чтобы уяснить ситуацию, обратимся к событиям конца 1941 года.

Тогда нацистский флот располагал внушительными силами. На Балтике дислоцировались новейший линкор Тирпиц, тяжелые крейсера Адмирал Хиппер и Адмирал Шеер, 4 легких крейсера и эсминцы. В Бресте стояли линкоры Шарнхорст, Гнейзенау и тяжелый крейсер Принц Ойген. В портах оккупированной нацистами Норвегии базировались эсминцы и субмарины.

Британский же флот метрополии насчитывал тогда линкоры Кинг Джордж и Родней, авианосец Викториес, 4 тяжелых и 6 легких крейсеров, эсминцы. Последних не хватало даже для охраны союзных конвоев, следовавших через центральную Атлантику.

Опасения перед возможным нападением на эти конвои крупных надводных кораблей противника, в том числе брестской эскадры, склонили британское адмиралтейство предпринять на этот порт грандиозный налет. В январе 1942 года 612 бомбардировщиков сбросили на него 908 бомб, что не причинило, однако, линкорам сколько-нибудь серьезных повреждений.

Как оказалось, чины адмиралтейства беспокоились напрасно. Внимание Гитлера было приковано к Восточному фронту, где вермахт потерпел первые серьезные поражения. Поэтому Гитлер решил прекратить операции надводных кораблей в центральной Атлантике и сконцентрировать их в северной Норвегии, откуда они могли наносить удары по арктическим конвоям, следовавшим в порты Советского Союза. 12 декабря 1941 года он приказал перебросить в норвежские воды и стоявшие в Бресте Шарнхорст, Гнейзенау и Принц Ойген, которым предстояло прорваться через пролив Ла-Манш. Подробный план этой операции «Цербер» детально разработал командующий брестской эскадрой вице-адмирал Циллиакс.

ЛК Шарнхорст. Их было 2-он и Гнейзенау. Их относили к различным классам тяжёлых кораблей-то линкоры, то линейные крейсера. Для линкоров у них слабовата АГК-280мм. Да и ВДМ маловато для линкоров времён ВМВ. Были планы перевооружить их на 3х2х380мм-но это так и осталось планами.

По совокупности параметров корабли типа "Шарнхорст"нередко (и вполне справедливо) называют линейными крейсерами. Однако, проект "Шарнхорст" в большей степени ведет свою родословную от "карманных линкоров". Единственное, что конструкторы позаимствовали у кайзеровских линейных крейсеров, так это схему бронирования. В остальном же тип "Шарнхорст" - просто выросший до нормальных размеров Дойчланд с третьей 283-мм башней и паротурбинной установкой.

Выход эскадры из Бреста наметили на 19 ч 30 мин 11 февраля 1942 года. Как и следовало ожидать, подготовка операции не прошла не замеченной английскими разведчиками, о чем они своевременно донесли в Лондон. Еще в 1941 году был разработан план контроперации «Фуллер», предусматривавший ряд мер, направленных на предотвращение этого прорыва. В частности, британской авиации было приказано сбросить магнитные, донные мины на неприятельских фарватерах в проливе, минные заградители «Менксмен» и «Уэлшмен» выставили дополнительное заграждение между Уэс-саном и Булонью. В боевую готовность были приведены береговые батареи, подразделения самолетов-торпедоносцев и бомбардировщиков, дивизион эсминцев. Торпедные катера, стоявшие в Дувре, усилили еще одной флотилией. В районах Бреста, острова Уэссан, между портами Гавр и Булонь организовали постоянные воздушные дозоры. 11 февраля в воды, омывавшие Брест, отправили подводную лодку «Силайон», командиру которой предписали непрерывно наблюдать за вражескими корабля-ми. Казалось, учтено было все. Однако...

Брестская эскадра вышла в море в 20 ч 45 мин, с часовым опозданием из-за воздушного налета на порт. Ночь была безлунной, над водой висела дымка. Но командир «Силайона» не заметил противника отнюдь не по этой причине. Во время бомбежки он счел возможным уйти с позиции, чтобы подзарядить аккумуляторы.

Не видел эскадры и патрульный самолет, который вернулся на базу из-за поломки бортового локатора. Другая машина, высланная в тот же квадрат двумя часами позже, врага, естественно, уже не застала.

Тем временем эскадра шла проливом 7-узловым ходом и в 5 ч 30 мин 12 февраля миновала остров Олдерни. На рассвете над кораблями повисли «мессершмитты» воздушного прикрытия.

В 10 ч 30 мин корабли вышли на траверз устья Соммы, а британское адмиралтейство все еще не подозревало о их выходе из Бреста. Кстати, часом раньше на экранах британских береговых радиолокаторов возникли помехи. Впрочем, подобное бывало и раньше, поэтому штабисты не придали им значения.

Два английских истребителя «спитфайр», вылетевшие на разведку, увидели в проливе какие-то корабли, но приняли их за один из своих конвоев. Лишь по возвращении на аэродром пилот отметил, что какой-то корабль походил на линкор.

В 10 ч 42 мин два других «спитфайра», преследуя вражеский самолет, вынырнули из облаков как раз над эскадрой. Ведущий пары, полковник Бимиш сразу понял, что под ним корабли из Бреста, но, памятуя о приказе сохранять радиомолчание, доложил о происшедшем только после посадки, в 11 ч. 09 мин.

И началось... В английских штабах затрезвонили телефоны, посыпались приказы, порой непродуманные и противоречивые. Вместо четкого плана «Фуллер» в действие вступила совершенно разлаженная военная машина. К примеру, никому и в голову не пришло, что самолеты-торпедоносцы «свордфиш» в два раза тихоходнее истребителей, высланных прикрывать их, что высотные бомбардировщики не успевают к месту боя, что из дюжины торпедных катеров, выделенных для операции «Фуллер», боеспособны только восемь.

Наконец зашевелились стволы орудий британских береговых батарей, хотя артиллеристы были уверены, что стрельба по кораблям, укрытым туманом и дождем, бессмысленна без наводки по радиолокаторам (а те, как мы знаем, «ослепли»). Тем не менее, в 12 ч 18 мин орудия заговорили, сделав за 27 мин 33 залпа. Увы, ни один 229-мм снаряд не упал ближе мили от эскадры.

Над проливом еще перекатывалось эхо орудийных выстрелов, когда в море вышло всего пять торпедных катеров из Дувра. К тому же один вскоре отстал из-за поломки двигателя. В 12 ч 23 мин катера обнаружили эскадру, но командир отряда не рискнул сближаться с противником без воздушного прикрытия. Скорее чтобы освободиться от груза, а не поразить врага, четыре катера выпустили торпеды веером с дистанции 4 кабельтовых и отошли. Экипаж пятого катера, исправив двигатель, прорвался сквозь огонь эскорта, выстрелил торпеды по «Принцу Ойгену» — тоже безрезультатно!

Настал черед авиации. Около 12 ч шесть торпедоносцев один за другим оторвались от взлетной полосы аэродрома Менстон. Эскадрилью вел капитан Эсмонд, участник удачной охоты на линкор Бисмарк в мае 1941 года. Но тогда «свордфиши» Эсмонда имели дело с сильным, но одиночным противником, а теперь им предстояло атаковать эскадру, охраняемую сторожевиками и истребителями. Вскоре над медлительными торпедоносцами появились истребители «спитфайр».

— Слабенькое прикрытие...— проворчал капитан. Он так и не узнал, что плохая видимость помешала остальным «спитфайрам» найти подопечные «свордфиши».

Немецкие истребители встретили англичан близ Рамсгейта и, связав боем «спитфайры», набросились на торпедоносцы, экипажи которых в 12 ч 50 мин увидели вражескую эскадру. Разделив эскадрилью, Эсмонд повел в атаку машины лейтенантов Роуза и Кингс-милла. С другой стороны на противника шли лейтенанты Томпсон, Вуд и Блай. Командирский «свордфиш» проскочил зону заградительного огня эскорта и на бреющем устремился к темно-серой громаде Шарнхорст. А по плоскостям и корпусу торпедоносца уже били снаряды намертво вцепившихся в него «мессершмиттов». Последним усилием раненый Эсмонд сбросил торпеду, и тут же его полыхающая машина упала в воду. «Свордфиш» лейтенанта Роуза, освободившись от торпеды, пронесся над палубой какого-то корабля, вспыхнул и неуклюже приводнился. Забравшись в надувную лодку, летчики хорошо видели, как горящий самолет Кингсмилла врезался в волны... Через полтора часа окоченевших летчиков подобрал британский торпедный катер. Отчаянная атака «свордфишей» стоила Англии шести машин, на которых погибло 13 летчиков. И ни одна торпеда не поразила вражеские корабли!

Тем временем эскадра вошла в минированные воды, и адмирал Циллиакс скрепя сердце приказал сбавить ход. Сейчас англичане обязательно возобновят атаки на корабли, ползущие по узким фарватерам, лишенные возможности маневрировать! Но проходу эскадры через минные поля, как ни странно, никто не помешал.

К 14 ч корабли вновь набрали ход, но Шарнхорст тут же содрогнулся от мощного взрыва. Впрочем, повреждения, причиненные миной, оказались не слишком серьезными, и вскоре он вновь шел со скоростью 25 узлов. Брестская эскадра входила в Северное море, и единственным, кто мог помешать ей, оставался дивизион эсминцев из Хариджа.

Командир этого дивизиона — командор Пайзи — получил приказ атаковать нацистов, когда его корабли находились на учении в море. Дивизион насчитывал два лидера и четыре эсминца, построенных еще в конце первой мировой войны. Они даже в скорости уступали немецким линкорам. Понимая, что дивизион безнадежно опаздывает с атакой, Пайзи рискнул и провел свои корабли через минные поля. Правда, эсминец «Уолпол» вынужден был повернуть на базу из-за поломки машины, остальные подтвердили справедливость поговорки «кто не рискует, тот не выигрывает».

В 15 ч 17 мин сигнальщики флагманского лидера «Кемпбелл» сквозь дождь и туман увидели в 9,5 мили линкоры Циллиакса. Используя плохую видимость, Пайзи сблизился с неприятелем еще на 2 мили, после чего «Кемпбелл» и «Вивишиес» разом выпустили торпеды. «Уорчестер», подошедший еще ближе в Шарнхорст, тут же был накрыт залпом линкоров и получил несколько прямых попаданий. «Маккей» и «Уитшед» выпустили торпеды последними. И ни одна не достигла цели!

Теперь настигнуть эскадру, полным ходом идущую вдоль голландского побережья, могли только 242 британских бомбардировщика. Но и им не сопутствовала удача — эскадру обнаружили экипажи только 39 машин, которые вразнобой, без прикрытия выходили на цель. Результат — зенитки нацистских кораблей и истребители сбили 15 бомбардировщиков, а все английские бомбы взорвались в море...

В 19 ч 55 мин на траверзе острова Тершеллинг наскочил на мину и Гнейзенау. Сильный взрыв повредил днище линкора в кормовой части, он на время потерял ход, но в 7 ч следующего дня все же первым из эскадры отдал якорь в устье Эльбы. Следом за ним прибыл Принц Ойген, единственный крупный корабль Циллиакса, не получивший повреждений при прорыве. Что же касается Шарнхорст, то он в 21 ч 35 мин вновь подорвался, принял более 1 тыс. т забортной воды и с превеликим трудом, с помощью буксиров дополз до базы в Вильгельмсгафене. Тем не менее командование кригсмарине имело основания считать операцию «Цербер» успешной.

КРТ Принц Ойген.

пы.сы. Ходит байка, что Винни спросил только-Почему? И адмиралы не нашлись что ответить.

С точки зрения послезнания -24 февраля 42 года Гнейзенау получил прямое попадание английской 454 кг бомбы в район первой башни. Взрыв вызвал огромные разрушения. Линкор встал на ремонт, который так и не закончился. В январе 43 года ремонт прекратили.

Операция «Церберус»

После того, как Германия и Италия 11 декабря 1941 года объявили войну США, для надводных кораблей остава­лось мало шансов на успешные дей­ствия в Атлантике. Кроме того, «Гнейзенау», «Шарнхорст» и присоединив­шийся к ним после гибели «Бисмарка» «Принц Ойген» имели большие переме­ны в личном составе, и требовалось время на учения и тренировки, чтобы выйти в дальний поход по Атлантике. Для перехода в Норвегию через Дат­ский пролив или между Фарерами и Ис­ландией все три корабля нуждались в дозаправке в море, а почти все немецкие корабли снабжения в Атлантике уже были перетоплены. Перед самой гибе­лью «Бисмарка» с потопленной лодки U -100 англичане достали некоторые немецкие секретные коды, знание кото­рых позволило потопить в мае - июне 1941 года основную массу немецких «снабженцев». К тому же, Гитлер боль­ше не хотел рисковать большими кораб­лями в Атлантике, считая более важной оборону Норвегии. Имея в виду возрос­шую эффективность радара и разведы­вательной авиации, командование фло­та предложило Гитлеру вернуть все три тяжелых корабля через Английский Ка­нал - наиболее дерзкий и рискованный вариант прорыва. Германское военно-морское командование предвидело, что северные воды станут наиболее важ­ным театром действий, особенно со вступлением в войну США и с ростом числа конвоев в СССР. Ремонт «Гнейзенау» к тому времени закончили, и ос­таваться в Бресте, английские налеты на который становилось все ожесточен­нее и точнее, было опасно. 18 декабря корабль получил осколочные поврежде­ния от нескольких попаданий бомб в сухой док, 23 декабря он стал вдоль мола для проверки электронных систем, и в течение недели его привели в пол­ную боевую готовность.

«Шарнхорст» 30 декабря чуть было не заперло в доке, когда у его ворот взры­вом тяжелой бомбы опрокинуло плаву­чий кран. Через несколько дней загоре­лись растянутые над кораблем камуф­ляжные сети, но крупных неприятностей удалось избежать.

К концу 1941 года закончили разработ­ку предварительных планов по возвра­щению «Гнейзенау», «Шарнхорста» и «Принца Ойгена» в Германию для служ­бы в Норвегии, названной Гитлером «зо­ной судьбы». Повреждения, полученные «Гнейзенау» при налетах на Брест, по­казали, что Люфтваффе не в состоянии обеспечить надежное воздушное при­крытие этих кораблей в базе. 6 января 1942 года при очередном налете бомба взорвалась между бортом «Гнейзенау» и стенкой сухого дока. Осколки пробили в некоторых местах внешнюю обшивку в районе ватерлинии, что привело к за­топлению нескольких бортовых отсеков. Починка заняла 10 суток.

На совещании высшего командного состава флота и воздушных сил в штаб-квартире у Гитлера 12 января приняли окончательное решение о прорыве «брест­ской эскадры». При планировании опе­рации, получившей название «Церберус», соблюдались все меры предосто­рожности и дезинформации о возможных перемещениях этих кораблей. В конце месяца назначенный командующим опе­рацией вице-адмирал Отто Цилиакс (кстати, первый командир «Шарнхор­ста») получил детально разработанный план прорыва.

Вечером 26 января «Гнейзенау» вы­шел в море для проверки механизмов и артиллерийских учений, и спустя несколько дней он был полностью готов к переходу через Английский Канал. «Шарнхорст» 15 января вышел из дока, погру­зил боезапас и 3 февраля в течение 10 часов был в море для испытаний и ар­тиллерийской практики. Остальную под­готовку к прорыву пришлось проводить в гавани.

В первые дни февраля в ночное вре­мя началось траление прохода в Англий­ском Канале, которое англичане так и не обнаружили. Зато переход фло­тилии эсминцев в Брест они засекли, что дало основание предположить о готовя­щемся выходе немецкой эскадры в Ат­лантику.

Около 23.00 11 февраля 1942 года немцы начали одну из самых дерзких операций Второй мировой войны. Выход «Шарнхорста» (флаг Цилиакса), «Гнейзенау» и «Принца Ойгена» на два часа задержал воздушный налет на Брест, так что корабли вошли в Канал сразу после полуночи. На 27-узловой скорости они прошли вдоль французского побережья, и в 06.30 около Шербура к ним присо­единилась флотилия миноносцев. Чтобы дезориентировать английские радары, самолеты Люфтваффе кружились над самыми мачтами своих кораблей. Тесное взаимодействие флота и авиации обес­печивалось генералом Адольфом Галландом, который на каждый крупный ко­рабль назначил для связи офицера Люфтваффе. Затем немецкие самолеты ме­шали работе британских радаров, сбра­сывая отражатели из фольги. В 13.00 эскадра без сопротивления прошла ска­лы Дувра, но спустя 34 минуты ее атако­вали шесть торпедоносцев «Суордфиш» в сопровождении истребителей «Спитфайр». Мощное воздушное прикрытие связало боем «спитфайры», а тихоход­ные торпедоносцы подверглись атакам других самолетов и яростному зенитно­му огню кораблей. Все шесть самолетов были сбиты, так и не добившись попа­даний. Флагман открыл огонь по одному из «суордфишей» с дистанции около 1 км. Самолет упал в воду примерно в ста метрах от левого борта корабля, но ус­пел выпустить торпеду, от которой уда­лось уклониться резким отворотом.

Но в 14.31 в 30 м от левого борта «Шарнхорста» напротив башни «Бруно» взорвалась одна из магнитных мин, по­ставленных британскими самолетами на глубине 38 м несколькими днями ранее. На корабле из-за повреждения предо­хранителей вышли из строя электричес­кие системы, оставив все помещения без освещения на 20 минут. Оставшиеся без питания аварийные выключатели на кот­лах и турбинах не позволили сразу остановить турбины.

Пока «Шарнхорст» стоял без движе­ния, вице-адмирал Отто Цилиакс пере­нес флаг на эсминец Z -29. При этом на эсминце, подошедшем близко к борту линкора на сильном волнении, оторва­ло крыло мостика, которое зацепилось за надстройки «Шарнхорста». Взрыв мины образовал обширную пробоину в районе башни «Бруно», в 30 водонепро­ницаемых отсеках пяти главных отсеков на длине 40 м, набралось около 1220 т воды, корабль получил крен на левый борт в 1 градус и дифферент на нос в 1 м. Повреждения от удара также оказа­лись серьезные. Башню «Бруно» вре­менно заклинило с серьезным повреж­дением главного электромотора. Закли­нило также носовые 150-мм башню и одиночную 150-мм установку левого бор­та, повредило 105-мм установку № 2. Было уничтожено несколько трансфор­маторов и некоторое оборудование сис­тем управления стрельбой. Из-за слабых фундаментов, не рассчитанных на такие ударные нагрузки, вышли из строя под­шипники питательных насосов и турбо­генераторов, что вынудило корабль остановиться. Из-за подшипников вышли из строя все турбогенераторы, за исклю­чением находившихся в отделении №4. На короткое время вышли из строя кор­мовой гирокомпас, директор и эхолот.

Возможно, из-за плохого качества свар­ки в киле и обшивке днища перед носо­вой башней образовались трещины и раковины. То же, но из-за плохого каче­ства отливки, произошло с клюзовой тру­бой правого борта.

Спустя 18 минут после взрыва запус­тили первую турбину, через 6 минут - вторую и в 15.01 -третью, что позво­лило дать ход в 27 узлов. Вскоре после этого двухмоторный бомбардировщик сбросил несколько бомб в 90 м от лево­го борта, которые не причинили повреж­дений. Чуть позже «Шарнхорст» в тече­ние 10 минут атаковали 12 «бофортов», но их отогнали зенитный огонь и истре­бители Люфтваффе. Затем удалось уклониться от торпеды, сброшенной само­летом с кормового угла. Было еще не­сколько воздушных атак, но интенсивный огонь зениток и умелое маневрирование свели на нет все усилия англичан. Ство­лы зенитных автоматов раскалились докрасна, один даже разорвало, а у не­скольких других заклинило приводы го­ризонтальной наводки.

Воздушным атакам подвергались и ушедшие вперед «Гнейзенау», «Принц Ойген» и пять эсминцев. В 14.45 пять двухмоторных истребителей-бомбарди­ровщиков «Уирлвинд» попытались вый­ти в атаку, но были отогнаны немецкими истребителями. В течение двух последующих часов истребителями и зенитным огнем отбили еще несколько воздушных налетов. Всего в атаках на соединение участвовало 242 английских самолета, из которых на цель смогли выйти всего 39. Хотя в крупные корабли попаданий не было, два корабля эскорта получили осколочные повреждения и были вынуж­дены искать убежища в базах.

В 16.17 пять британских эсминцев вышли в безрезультатную атаку на со­единение «Гнейзенау» с дистанции 3700 м. Линейный крейсер открыл огонь из 283-мм орудий полными залпами, затем к нему присоединились 203-мм орудия «Принца Ойгена». Один из эсминцев - «Уорчестер» - сблизился на дистанцию 200 м, но пораженный 283-мм и 203-мм снарядами остановился, оказавшись в течение 10 минут под концентрирован­ным огнем немецких кораблей. На «Гнейзенау» из-за сильного ветра, гнавшего собственный дым в сторону цели, с тру­дом различали всплески от своих снаря­дов, что, возможно, спасло «Уорчестер» от гибели. Тем не менее, он получил тя­желые повреждения надстроек, лишил­ся обеих мачт. Несколько 283-мм снаря­дов прошили его корпус насквозь, оста­вив в бортах огромные пробоины. Силь­ный обстрел и плохая погода помешали британским эсминцам провести реши­тельную атаку.

Эта группа эсминцев собиралась в большой спешке, в нее вошли два кораб­ля 16-й флотилии из Гарвича и четыре из 21-й флотилии из Ширнесса. Один эсминец из-за проблем с подшипниками гребного вала остался позади. Следует также отметить, что Флот метрополии вышел из Скапа-Флоу к Хваль-фиорду, Исландия, чтобы занять наилучшую по­зицию для перехвата немцев, если бы те попытались прорываться через север­ную Атлантику. Ядро этих сил составили линкоры «Кинг Джордж V » и «Родней», а также авианосец «Викториес».

Тем временем давший ход «Шарнхорст» отстал от главных сил на 23 км. В 16.08 состоялась атака, в которой при­няли участие около 100 бомбардировщиков «Гудзон» и «Бофорт». Снова попа­даний в корабли не было, а, по меньшей мере, пять самолетов немцы сбили.

В 18.06 один из британских торпедо­носцев прорвался сквозь плотный зенит­ный огонь, но выпущенная им торпеда шла близко к поверхности и корабль без труда от нее уклонился. С наступлени­ем темноты соединение в течение 30 минут подвергалось атаке бомбардиров­щиков «Веллингтон», которых удалось отогнать, сбив несколько машин. Нале­ты несколько задержали продвижение немецкого соединения, так что британ­ская авиация успела поставить мины в устье Эльбы и на подходе к Кильскому каналу.

На одной из мин, сброшенных не­сколькими днями ранее, около Тершеллинга (Голландия) в 19.55 и подорвался шедший 27-узловой скоростью «Гнейзенау». Взрыв пришелся перед кормовой башней, в результате в корпусе образо­валось несколько вмятин, некоторые сварные швы и листы обшивки дали тре­щины. Произошла потеря мощности средней.турбины, и командир приказал остановить корабль. Коридор правого гребного вала оказался затопленным, центровка вала нарушенной, из-за чего разбило некоторые набивочные сальни­ки. Началась фильтрация забортной воды внутрь корпуса, но крен и диффе­рент оказались незначительными. Щели в сальниках быстро заделали непорис­тым материалом, а поступившую воду стали откачивать помпами. От удара вышла из строя часть навигационного оборудования, но орудия и механизмы не пострадали. Через 30 минут корабль дал ход и на малой скорости продолжил движение. В 3.50 вместе с двумя эсмин­цами «Гнейзенау» стал на якорь в Гельголандской бухте.

К 18.00 «Шарнхорст» подошел к по­бережью Голландии. В 19.16 за его кор­мой упало несколько бомб, сброшенных с большой высоты. А в 21.34 с правого борта на глубине 24 м взорвалась еще одна магнитная мина. На две минуты вышли из строя гирокомпасы и освеще­ние. Снова пришлось остановить все турбины: левую и среднюю заклинило, а правая оказалась почти не поврежден­ной.

Около кормовой установки 105-мм зениток образовалась большая пробои­на. Десять помещений в четырех глав­ных водонепроницаемых отсеках приня­ли около 300 т воды. Крепления паро­проводов в машинном отделении право­го борта не выдержали удара и из-за образовавшихся утечек пара соответ­ствующие котлы пришлось отключить. Фундаментные болты внешних подшип­ников гребного вала разрушились. При­шлось идти только под средней турби­ной на скорости 10 узлов, пока не дали часть нагрузки на правый вал, после чего скорость довели до 14 узлов. Крен на левый борт, образовавшийся после пер­вого взрыва, выровнялся, но осадка уве­личилась еще больше. Правую турбину запустили в 22.11, но левая требовала ремонта на верфи. Дополнительные по­вреждения получили электрические сис­темы, из-за выхода из строя автомати­ческого оборудования переключатели не работали 30 минут, вышло из строя от­деление генераторов № 5, а отделение № 2 с трудом поддерживало устойчивую подачу тока. Механизмы и вращающие­ся части башен главного калибра из-за сильного удара получили незначитель­ные повреждения, чуть серьезнее повре­дило несколько 105-мм установок.

В 8.00 13 февраля «Шарнхорст» встретил несколько задержавший его продвижение лед в устье реки Яде. Вице-адмирал Цилиакс снова перенес на него флаг; днем корабль пришел в Вильгельмсхафен, где его поставили в док для осмотра корпуса. Оказалось, что повреж­дения не настолько серьезные, чтобы корабль долго держать на верфи в Вильгельмсхафене, которая была слишком близко от авиабаз англичан и подверга­лась частым налетам. Поэтому корабль для ремонта повреждений перешел в Киль.

Успеху прорыва во многом способ­ствовало взаимодействие с Люфтваф­фе, которые выделили для воздушного прикрытия 252 истребителя. Это был один из немногих случаев, когда герман­ские флот и авиация так хорошо действо­вали вместе, что почувствовали и анг­личане, потерявшие в налетах на про­рывавшуюся «брестскую эскадру» более 40 самолетов.