Буква ю, ю и звуки, которые она обозначает. Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю На что похожа буква ю рисунки
Стихи про букву Э
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
(А. Шибаев)
Эге-гей! - крикун кричит,
Изо рта язык торчит.
(Г. Виеру)
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
(В. Степанов)
Это - Э с открытым ртом
И большущим языком.
Взял я лук и крикнул: -
Эх! Удивлю сейчас я всех!
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
(Е. Тарлапан)
Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Э" в следующих стихотворениях:
Рот разинув до ушей,
Буква Э сказала: "Эй!"
Эта будет буква Э
Энергичная вполне:
Экскаватор, эшелон,
Элеватор, электрон.
Эхо слышно тут и там -
Эхо ходит по горам.
Эхо, спустишься сюда?
Эхо тихо: "Да-да-да-а-а!"
Мама! - слышится с холма.
Эхо тоже крикнет: "Ма-а-а!"
Это маму звал малыш.
Эхо, ты кому кричишь?
(Г. Виеру)
Задание 2. Слепите букву "Э" из пластилина и сделайте её из сушек и соломки.
Буква Ю
Говорят дети про букву Ю
"Буква Ю - это колобка привязали к палочке, чтобы он не укатился" (Вера, 5 лет).
"Буква Ю похожа на ключик Буратино" (Настя, 6 лет).
"Буква Ю - это шарик зацепился за палочку, улететь не может, или кто-то катит снежный ком, снеговика строит" (Олег, 6 лет).
Вся согнулась буква Ю,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою -
Старой бабкою с клюкою.
(Б.Заходер)
На арене укротитель -
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм смело встал лицом.
(В. Степанов)
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю.
(А. Шибаев)
Ходит пешком
Калач с посошком.
(К. Тарлапан)
Палка, палка и кружок
Нарисуй меня, дружок!-
Улыбнулась буква Ю,-
Я тебя благодарю!
(Е.Котова)
Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ю" встречается в следующих стихах:
В пути, в неведомом краю,
Нам компас - лучший друг.
Одной заглавной буквой Ю
На нем отмечен юг.
Над облаками мы летим
По компасу на юг.
На берег моря,
в Южный Крым,
Где нет зимою вьюг.
(С. Маршак)
Вьюн, жюри, сюита, люлька,
Лютик, нюня, юг, люблю.
Тюль, тюлень - слова мне Юлька
Назвала, где буква Ю.
(А. Мохорев)
Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ю" и сделайте её из сушек и соломки.
Буква Я
Говорят дети, на что похожа буква Я
"Буква Я похожа на завязанный поясок" (Вера, 5 лет).
"Буква Я - это колобок на лапках убегает от бабушки и дедушки" (Настя, 6 лет).
"Буква Я похожа на хвастливую особу, грудь колесом, ножкой топает, а ещё буква Я похожа на яблочко на ножках" (Олег, 6 лет).
Стихи про букву Я
Я - бродяга с рюкзаком,
Путешествует пешком.
(Г. Виеру)
Куча яблок на прилавке...
И заметил, я друзья:
Если б яблоку две лапки,
Сразу б вышла буква Я.
(Б.Заходер)
Отвернула Я головку,
Влево ножку ставит ловко.
Буква Я пустилась в пляс -
Удивить хотела нас!
(Е.Котова)
Я выходит на дорожку
Я стоит отставив ножку,
Полюбуйтесь, вот и я,
Рада видеть вас, друзья!
Я похожа на артиста,
космонавта, хоккеиста!
(Н.и С.Гордиенко)
Всем известно буква Я,
Самая хвастливая.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я
Я не только буква
Я - буква, слог и слово!
(А. Шибаев)
Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Я" в этих стихотворениях:
В алфавите буква "Я"
Самая последняя,
Но бывают ребятишки,
Что её балуют слишком,
"Я" у них на первом месте,
Целый день их видишь вместе,
Слышно только "Я хочу",
"Я умею", "Я могу",
"Я главнее", "Я умней"...
Нет у якалок друзей!
Не забудьте, буква "Я"
Нам нужна не для себя!
(В. Аношина)
Яблоко вон на дорожке,
Мы ему прикрепи ножки.
Получилась буква Я
Самая красивая.
А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний.
Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести
Те, у которых "я" да "мне"
Стоят на первом месте!
Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.
(С. Маршак)
Задание 2. Слепите букву "Я" из пластилина и сделайте её из соломки и сушки.
Заключение
Я уверена, что прочитав эту книгу и выполнив все задания, ребенок без труда будет узнавать буквы, и вы сможете перейти к следующему этапу обучения чтению.
Из букв ребёнок быстро научится составлять слоги. Только тогда, когда ребёнок научится управлять слогом, можно плавно перейти к чтению. Эта система взаимосвязана, нежелательно пропускать какой-либо из этапов. Также этот процесс не может быть проведён поспешно. Развитие должно продвигаться естественным путём.
Желаю успехов на данном этапе знакомства со звуками и буквами русского алфавита.
Подготовка ребенка к школе. Образовательный комплекс включает в себя следующие задания и упражнения: обучение чтению, изучение букв и звуков, знаки препинания в предложении и простые числа, задания на сообразительность и творческое мышление.
Обучение чтению. Звуки "йу" и буква "Ю"
Цель : формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие устойчивости внимания.
Материал : рабочий лист, карандаши. Карточка с буквой Ю.
"Ю" похожа на юлу,
Что кружилась на полу,
Повертелась как волчок
И упала на бочок.
"Юбка", "люстра" и "люблю", -
Вот словечки с буквой "Ю".
- О какой букве идет речь? Правильно о букве Ю.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЮБКА, ЮЛЯ, ЮГ, ЮЛА .
- Правильно, это звуки ЙУ. И записываются они буквой Ю.
Педагог показывает детям карточку с буквой Ю. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.
- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЮБКА.
- Сколько слогов в слове ЮБКА? (Два).
- А какой первый звук в слове ЮБКА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (у).
- Третий звук? (б).
- Четвертый звук? (к).
- Пятый звук? (а)
- А когда мы пишем слово ЮБКА, то первая буква в этом слове Ю. Буква Ю состоит из двух звуков йу.
- Если буква Ю стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙУ.
- Послушайте следующее слово - ЛЮК.
Проводим звуковой анализ слова ЛЮК .
- Давайте сделаем вывод. Если буква Ю стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук У.
- Буква Ю – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Ю в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков "йу" зеленым и красным карандашами. Й - зеленый, т.к. звук согласный мягкий. У – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Ю?
- Обведите и допишите буквы Ю.
Обучение чтению. Слова с буквой Ю
Цель : формирование навыка чтения.
Материал : рабочий лист.
Прочитайте слова построчно, а затем столбиками.
Подчеркните одной чертой мягкие согласные.
Соедините чертой слова, которые начинаются на одинаковый слог.
Обучение чтению. Звуки "ЙА" и буква "Я"
Цель
Материал : рабочий лист, карандаши, карточка с буквой Я.
Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Послушайте стихотворение, которое написала поэтесса Светлана Игнатова об этой букве:
Буква "Я" собой гордится:
Всех важнее быть стремится.
Яхта, яблоко, земля, -
Вот словечки с буквой "Я".
- О какой букве идет речь? Правильно о букве Я.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЯБЛОКО, ЯКОРЬ, ЯЙЦО, ЯМА.
- Правильно, это звуки ЙА. И записываются они буквой Я.
Педагог показывает детям карточку с буквой Я. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.
- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЯМА.
- Сколько слогов в слове ЯМА? (Два).
- Какой первый слог? Второй?
- А какой первый звук в слове ЯМА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (А).
- Третий звук? (М).
- Четвертый звук? (А).
- А когда мы пишем слово ЯМА, то первая буква в этом слове Я. Буква Я состоит из двух звуков йа.
- Если буква Я стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙА.
- Послушайте следующее слово - МЯСО.
Проводим звуковой анализ слова МЯСО.
- Давайте сделаем вывод. Если буква Я стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук А.
- Буква Я – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Я в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков йа зеленым и красным карандашами. Й- зеленый, т.к. звук согласный мягкий. А – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Я?
- Обведите и допишите буквы Я.
Обучение чтению. Чтение слов с буквой "Я"
Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия анализа-синтеза.
Материал : рабочий лист, карандаши.
Прочитайте слоги построчно, а затем столбиками.
Поделите слова на слоги.
Поставьте в этих словах ударение.
Подчеркните слово, в котором больше всего слогов.
Обведите слова, где буква Я пишется в начале слова. Какие звуки обозначает буква Я, если стоит в начале слова?
Обучение чтению. Схемы предложений. Знаки препинания
Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия, анализа-синтеза.
Материалы : рабочий лист, карандаши.
- Сейчас мы с вами будем читать предложения, но сегодня они будут необычными. Посмотрите на первое предложение. Что в нем интересного? Правильно, в конце предложения стоит не точка, а новый знак. Такой знак называется вопросительным. И предложение тоже называется вопросительным. Когда вопросительный знак стоит в конце предложения, то само предложение надо читать так, как будто ты спрашиваешь. Посмотрите, как я прочитаю это предложение (педагог дает образец прочтения).
Аналогично педагог знакомит детей с восклицательным знаком и побудительным предложением.
- Составьте схемы к предложениям.
- Найдите в предложениях слова с буквой Я. Сколько слов нашли? (Одно).
Математика. Состав чисел: 2, 3, 4, 5
Цель : учить детей запоминать состав чисел 2, 3, 4, 5.
Материал : рабочий лист, карандаши.
Давайте правильно заполним домики цифрами.
В первом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 2.
Во втором домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 3.
В третьем домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 4.
В четвертом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 5.
Развитие мышления. Скажи наоборот
Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.
Подберите противоположные слова.
Математика. Примеры. Решение задач
Цель : обучение детей сложению и вычитанию, закрепление знаков +, - и =, закрепление образа цифры, учить составлять примеры.
Материалы : рабочий лист, карандаши.
- Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?
- Давайте составим задачу про птиц.
- Сколько птиц сидит на ветке?
- Сколько птичек прилетело?
- Зная, эти данные мы можем составить задачу?
- Составьте задачу.
На ветке дерева сидело 3 птицы. К дереву подлетела еще одна птица. Сколько всего птиц на рисунке?
- Назовите условие задачи.
- Какой вопрос в задаче?
- Решите составленную задачу.
- Составьте и запишите пример к задаче на рабочем листе.
- Задача на сложение или вычитание? Какой знак будет в примере?
- Прочитайте получившийся пример.
- Составьте задачу по той же картинке на вычитание.
- Какая задача у вас получилась?
- Назовите условие и вопрос задачи?
- Составьте и запишите решение задачи на рабочем листе.
Развитие умственных действий. Анализ-синтез
Цель : развитие анализа-синтеза.
Материал : мяч.
Педагог организовывает игру на ковре. Дети встают вкруг, педагог стоит внутри круга.
Педагог бросает детям мяч и просит продолжить фразу.
Подготовка руки к письму. Палочки
Цель : формирование графо-моторных функций.
Материал : рабочий лист
Обведите и допишите палочки.
Педагог задает домашнее задание детям.
Прощание
До свидания, до свидания приходите к нам еще,
До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания – будем весело играть!
Класс: 1
Цели:
- познакомить учащихся с гласной буквой Ю, ю;
- развивать речь, логическое мышление, память;
- воспитывать трудолюбие, дружбу
Наглядность и оборудование: карточки, учебники, демонстрационная таблица.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Постановка целей и задач урока
На доске гласные буквы
а и
о е
ы я
у ё
– Назовите гласные, которые обозначают
твердость согласных.
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость
согласных.
– Почему буквы е, я, ё называют особенными?
(обозначают 2 звука)
е [ й? э]
я [ й? а]
ё [ й? о]
– Сегодня на уроке вы узнаете еще одну,
четвертую, особенную гласную букву.
– Отгадайте загадку:
Закружится на острой ножке.
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет немножко,
Захочет – ляжет на бочок. (Юла)
На доске предметная картинка с изображением юлы. Слово напечатано.
– Произнесем слово юла, разделим на слоги.
– Сколько слогов в этом слове?
– Определим, на какой слог падает ударение?
– Произнесем слово 2 раза по-разному.(ю"ла, юла")
– На какой слог падает ударение?
На доску вывешивается схема.
– Медленно произнесем первый слог слияния [ й?
у]
– Какой вывод можно сделать? (буква ю обозначает 2
звука)
– Буква ю обозначает 2 звука в начале слова и
после гласных.
2. Игра «Кто внимательный?»
– Хлопайте в ладоши, если услышите ю в словах: Юра, яблоко, юмор, яма, юла, улица, юбка, Елена.
3. Физкультминутка
4. Знакомство с новой буквой
– А сейчас вы познакомитесь с буквой Ю, ю.
На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква ю, с кольцом.
К тиграм смело встал лицом.
– На что похожа буква ю? (Ответы детей)
– Когда мы называем эту букву, то произносим 2
звука [ й? у]. Если эта буква находится в начале
слова или после гласной, то при чтении надо
просто назвать букву.
5. Чтение слов
а) с доски
пой – пою
рисуй – рисую
играй – играю
читай – читаю
б) с учебника с. 171
6. Выразительное чтение колыбельной песни на с. 170
– Найдите в этой песне слова с буквой ю.
7. Разгадывание загадки на с.171
Юбки шью и брюки шью,
Одеваю всю семью (Иголка)
8. Работа по картинке. Ответы на вопросы .
– Кто на картинке? (Ёж)
– Что делает ёж? (Гладит брюки)
– Можно ли ежа назвать трудолюбивым? (Ответы
детей)
– А какую работу вы можете выполнять по дому? (Ответы
детей)
9. Физкультминутка
10. Игра «Доскажи словечко»
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная … (юла)
Любят хрюшки букву ю:
Без неё не скажешь … (хрю)
11. Чтение текста на с. 172. Ответы на вопросы
– У кого была юла?
– Кто попросил юлу?
– Что ответил Юра?
– Как запела юла?
– Что можно сказать о Юре?
III. Итог урока
– О какой букве узнали на уроке?
– Чем она особенна?
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.
Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.
Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается
Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком
Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная
Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж
Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука
По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок
Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш
Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем
На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
Посмотри на колесо
А увидишь букву О
На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле
Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"
У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки
Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′
Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя
Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл
На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы
Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я