Биографии Характеристики Анализ

Бурят снайпер вов. Бурятский снайпер – «зенитчик», так и не ставший Героем

С началом Великой Отечественной войны снайперы вступили в борьбу с врагом с первых её часов. Ими применялись:

— снайперская винтовка образца 1891/1930 года;

— самозарядная винтовка Токарева СВТ-40;

— автоматическая снайперская винтовка АВС-36;

— глушитель типа «Брамит» (прибор братьев Митиных).

В ходе войны значение снайперского огня возросло. Неслучайно, в отчётах о боевых действиях снайперов противника потери от их огня часто упоминались в одном ряду с работой артиллерии и авиации.
Под катом пост о 8 самых результативных снайперах-бурятах Второй мировой войны.


1.



Арсений Етобаев. 356 убитых, подбил 2 самолета. Единственный снайпер, сбивший больше одного самолета.
Наградной лист Етобаева:




Снайперская книжка Етобаева:




2.

Жамбыл Тулаев. 313 убитых, в том числе 30 немецких снайперов. 33 снайпера, которых подготовил Тулаев, уничтожили 1142 гитлеровца.
Указ о присвоении звания "Герой Советского Союза" и наградной лист Тулаева:


Небольшой ролик о Тулаеве:

3.

Доржиев Цырен-Даши. 297 убитых. Подбил 1 самолет противника. 3 января 1943 года скончался в госпитале "Валдай" в результате смертельного ранения осколком в голову.
Приказ о награждении и наградной лист Доржиева:


4.


Ухинов Доржи. 193 убитых. В архивах краеведческого музея хранится благодарственное письмо Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР И.В. Сталина такого содержания:

«Председателю колхоза имени Свердлова Харамодунского сельского Совета Бурят-Монгольской АССР. Ваш колхозник Ухинов Доржи уничтожил 170 немецких солдат и офицеров. Передайте нашу благодарность отцу, матери и родным товарища Ухинова.

И.В.Сталин. Москва. Кремль 1943 г.»

5.

Санжиев Тогон. Уничтожил за полгода 1942 года 186 солдат и офицеров противника. Боевой напарник знаменитого снайпера Семена Номоконова. Погиб в июне 1942 года в снайперской дуэли под Старой Руссой.
Строки из наградного листа Санжиева:


Заметка в фронтовой газете о Санжиеве:


Семен Номоконов и Тогон Санжиев 1942 год

Редкие кадры кинопленки 1942 года. Сняты похороны Санжиева и передача Номоконовым его винтовки лучшему снайперу полка Борису Канотову:

6.


Цыдыпов Цыбик. 186 убитых. Воевал на Волховском и Ленинградском фронтах. Особенно отличился под Тихвином.
Наградной лист и строка в наградном листе:



7.


Манидариев Одо. В уличных боях под Сталинградом уничтожил 108 солдат и офицеров противника.
Строка из наградного листа Манидариева:


8.


Аюшеев Радна. Служил в 63 отдельной бригаде морской пехоты Северного флота. Только в октябре 1944 года уничтожил 25 солдат и офицеров противника. Пропал без вести в 1944 году.

О том, почему буряты зовутся «бурятами» ученые до сих пор спорят. Впервые этот этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемым 1240 годом. Затем на протяжении более чем шести веков слово «буряты» не упоминается, снова появляясь только в письменных источниках конца XIX века.

Есть несколько версий происхождения этого слова. Одна из основных возводит слово «буряты» к хакасскому «пыраат», который восходит к тюркскому термину «бури», что переводится как «волк». «Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец».

Такая этимология связана с тем, что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем.

Интересно, что в хакасском языке звук «б» приглушенный, произносится как «п». Казаки называли народ, живущий к западу от хакасов «пыраат». В дальнейшем этот термин русифицировался и стал близок к русскому «брат». Таким образом «бурятами», «братскими людьми», «брацкими мунгалами» стали называть все монголоязычное население, населяющее Российскую империю.

Интересной также представляется версяи происхождения этнонима от слов «бу» (седой) и «ойрат» (лесные народы). То есть буряты - это коренные для данной местности (Прибайкалье и Забайкалье) народы.

Племена и роды

Буряты - этнос, сформировавшийся из нескольких монголоязычных этнических групп, проживавших на территории Забайкалья и Прибайкалья, не имевших тогда единого самоназвания. Процесс формирования шел на протяжении многих веков, начиная с Хуннской империи, в которую протобуряты входили как западные хунну.

Крупнейшими этническими группами, сформировавшими бурятский этнос были западные хонгодоры, буалгиты и эхириты, и восточные - хоринцы.

В XVIII веке, когда территория Бурятии уже входила в состав Российской империи (по договорам 1689 и 1727 года между Россией и династией Цин), в южное Забайкалье также пришли халха-монгольские и ойратские роды. Они стали третьим компонентом современного бурятского этноса.
До сих пор среди бурятов сохранилось родоплеменное и территориальное деление. Основные бурятские племена это булагаты, эхириты, хори, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты. Каждое племя делится ещё и на роды.
По территории буряты делятся на нижнеузких, хоринских, агинских, шэнэхэнских, селенгинских и других, в зависимости от земель проживания рода.

Черная и желтая вера

Для бурятов характерен религиозный синкретизм. Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера). С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг - «шара шажан» (желтая вера). Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.

До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.

Приход буддизма ознаменовался развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства. Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.

На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи. Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба.

Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.

В начале 2000-х годов было проведено изучение тела ламы исследователями. Заключение Виктора Звягина, заведующего отдела идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы стало сенсационным: «По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов - это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики - для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз».

Культ борьбы

Буряты - один из самых борцовых народов мира. Национальная бурятская борьба - традиционный вид спорта. Соревнования по этой дисциплине издревле проводятся в рамках сурхарбана - народного спортивного праздника. Кроме борьбы участники также состязаются в стрельбе из лука и верховой езде. В Бурятии также сильные вольники, самбисты, боксеры, легкоатлеты, конькобежцы.

Возвращаясь к борьбе, нужно сказать о, пожалуй, самом известном сегодня бурятском борце - Анатолии Михаханове, которого также называют Орора Сатоси.

Михаханов - сумоист. Орора Сатоси переводится с японского языка как «северное сияние» - это сикону, профессиональный псевдоним борца.
Родился бурятский богатырь вполне стандартным ребенком, весил 3, 6 кг, но после гены легендарного предка рода Закши, который, по преданию, весил 340 кг и ездил на двух быках, стали проявляться. В первом классе Толя уже весил 120 кг, в 16 лет - под 200 кг при росте 191 см. Сегодня вес именитого бурятского сумоиста около 280 килограмм.

Охота на гитлеровцев

В годы Великой Отечественной войны Бурят-Монгольская АССР послала на защиту Родины больше 120 тысяч человек. Буряты сражались на фронтах войны в составе трех стрелковых и трех танковых дивизий Забайкальской 16-ой армии. Были буряты и в Брестской крепости, первой оказавшей сопротивление гитлеровцам. Это отражено даже в песне о защитниках Бреста:

Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.

37 уроженцев Бурятии за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 10 стали полными кавалерами ордена Славы.

Особо прославились на войне бурятские снайперы. Что не удивительно - умение метко стрелять всегда было жизненно необходимо для охотников. Герой Советской Союза Жамбыл Тулаев уничтожил 262 фашиста, под его руководством была создана снайперская школа.

Другой прославленный бурятский снайпер, старший сержант Цырендаши Доржиев к январю 1943 года уничтожил 270 солдат и офицеров противника. В сводке Совинформбюро в июне 1942 года о нем сообщалось: «Мастер сверхметкого огня товарищ Доржиев, уничтоживший за время войны 181 гитлеровца, обучил и воспитал группу снайперов, 12 июня снайперы-ученики товарища Доржиева сбили немецкий самолет». Ещё один герой, бурятский снайпер Арсений Етобаев за годы войны уничтожил 355 фашистов и сбил два вражеских самолета.


В Великую Отечественную войну, самоотверженность, героизм и настоящий трудовой подвиг в тылу проявили такие близкородственные народы как тувинцы, монголы и буряты. Боевые подвиги сынов этих народов стали легендарными, их помощь в обеспечении фронта была беспрецедентной. Поговорим о бурятах:

Несколько столетий буряты живут бок о бок с русскими, являясь частью многонационального населения России. При этом они сумели сохранить самобытность, язык и религию.

ПОЧЕМУ БУРЯТЫ НАЗЫВАЮТСЯ «БУРЯТАМИ»?

О том, почему буряты зовутся «бурятами» ученые до сих пор спорят. Впервые этот этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемым 1240 годом. Затем на протяжении более чем шести веков слово «буряты» не упоминается, снова появляясь только в письменных источниках конца XIX века.
Есть несколько версий происхождения этого слова. Одна из основных возводит слово «буряты» к хакасскому «пыраат», который восходит к тюркскому термину «бури», что переводится как «волк». «Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец».

Такая этимология связана с тем, что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем.

Интересно, что в хакасском языке звук «б» приглушенный, произносится как «п». Казаки называли народ, живущий к западу от хакасов «пыраат». В дальнейшем этот термин русифицировался и стал близок к русскому «брат». Таким образом «бурятами», «братскими людьми», «брацкими мунгалами» стали называть все монголоязычное население, населяющее Российскую империю.

Интересной также представляется версяи происхождения этнонима от слов «бу» (седой) и «ойрат» (лесные народы). То есть буряты - это коренные для данной местности (Прибайкалье и Забайкалье) народы.

ПЛЕМЕНА И РОДЫ

Буряты - этнос, сформировавшийся из нескольких монголоязычных этнических групп, проживавших на территории Забайкалья и Прибайкалья, не имевших тогда единого самоназвания. Процесс формирования шел на протяжении многих веков, начиная с Хуннской империи, в которую протобуряты входили как западные хунну.

Крупнейшими этническими группами, сформировавшими бурятский этнос были западные хонгодоры, буалгиты и эхириты, и восточные - хоринцы.
В XVIII веке, когда территория Бурятии уже входила в состав Российской империи (по договорам 1689 и 1727 года между Россией и династией Цин), в южное Забайкалье также пришли халха-монгольские и ойратские роды. Они стали третьим компонентом современного бурятского этноса.
До сих пор среди бурятов сохранилось родоплеменное и территориальное деление. Основные бурятские племена это булагаты, эхириты, хори, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты. Каждое племя делится ещё и на роды.

По территории буряты делятся на нижнеузких, хоринских, агинских, шэнэхэнских, селенгинских и других, в зависимости от земель проживания рода.

ЧЕРНАЯ И ЖЕЛТАЯ ВЕРА

Для бурятов характерен религиозный синкретизм. Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера). С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг - «шара шажан» (желтая вера). Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.

До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.

Приход буддизма ознаменовался развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства. Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.

На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова . В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи. Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба.


Итигэлов на троне и в одеянии Пандито Хамбо ламы

Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.

В начале 2000-х годов было проведено изучение тела ламы исследователями. Заключение Виктора Звягина , заведующего отдела идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы стало сенсационным:

«По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов - это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики - для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз».

КУЛЬТ БОРЬБЫ


Буряты - один из самых борцовых народов мира. Национальная бурятская борьба - традиционный вид спорта. Соревнования по этой дисциплине издревле проводятся в рамках сурхарбана - народного спортивного праздника. Кроме борьбы участники также состязаются в стрельбе из лука и верховой езде. В Бурятии также сильные вольники, самбисты, боксеры, легкоатлеты, конькобежцы.

Возвращаясь к борьбе, нужно сказать о, пожалуй, самом известном сегодня бурятском борце - Анатолии Михаханове , которого также называют Орора Сатоси.

Михаханов - сумоист. Орора Сатоси переводится с японского языка как «северное сияние» - это сикону, профессиональный псевдоним борца.
Родился бурятский богатырь вполне стандартным ребенком, весил 3, 6 кг, но после гены легендарного предка рода Закши, который, по преданию, весил 340 кг и ездил на двух быках, стали проявляться. В первом классе Толя уже весил 120 кг, в 16 лет - под 200 кг при росте 191 см. Сегодня вес именитого бурятского сумоиста около 280 килограмм.

ОХОТА НА ГИТЛЕРОВЦЕВ

В годы Великой Отечественной войны Бурят-Монгольская АССР послала на защиту Родины больше 120 тысяч человек. Буряты сражались на фронтах войны в составе трех стрелковых и трех танковых дивизий Забайкальской 16-ой армии. Были буряты и в Брестской крепости, первой оказавшей сопротивление гитлеровцам. Это отражено даже в песне о защитниках Бреста:

Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.

37 уроженцев Бурятии за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 10 стали полными кавалерами ордена Славы.


Буряты у Бранденбургских ворот

О судьбе одного из них - Бато Рабжаева , на фото крайний справа, рассказала уважаемая natalya_1958 , в своём посту "Буряты у Бранденбургских ворот" http://natalya-1958.livejournal.com/4123.html

Особо прославились на войне бурятские снайперы. Что не удивительно - умение метко стрелять всегда было жизненно необходимо для охотников. Герой Советской Союза Жамбыл Тулаев уничтожил 262 фашиста, под его руководством была создана снайперская школа.

Другой прославленный бурятский снайпер, старший сержант Цырендаши Доржиев к январю 1943 года уничтожил 270 солдат и офицеров противника. В сводке Совинформбюро в июне 1942 года о нем сообщалось: «Мастер сверхметкого огня товарищ Доржиев , уничтоживший за время войны 181 гитлеровца, обучил и воспитал группу снайперов, 12 июня снайперы-ученики товарища Доржиева сбили немецкий самолет». Ещё один герой, бурятский снайпер Арсений Етобаев за годы войны уничтожил 355 фашистов и сбил два вражеских самолета.

С началом Великой Отечественной войны снайперы вступили в борьбу с врагом с первых её часов. Ими применялись:

— снайперская винтовка образца 1891/1930 года;

— самозарядная винтовка Токарева СВТ-40;

— автоматическая снайперская винтовка АВС-36;

— глушитель типа «Брамит» (прибор братьев Митиных).

В ходе войны значение снайперского огня возросло. Неслучайно, в отчётах о боевых действиях снайперов противника потери от их огня часто упоминались в одном ряду с работой артиллерии и авиации.
Под катом пост о 8 самых результативных снайперах-бурятах Второй мировой войны.


1.


Арсений Етобаев. 356 убитых, подбил 2 самолета. Единственный снайпер, сбивший больше одного самолета.
Наградной лист Етобаева:




Снайперская книжка Етобаева:




2.

Жамбыл Тулаев. 313 убитых, в том числе 30 немецких снайперов. 33 снайпера, которых подготовил Тулаев, уничтожили 1142 гитлеровца.
Указ о присвоении звания "Герой Советского Союза" и наградной лист Тулаева:


Небольшой ролик о Тулаеве:

3.

Доржиев Цырен-Даши. 297 убитых. Подбил 1 самолет противника. 3 января 1943 года скончался в госпитале "Валдай" в результате смертельного ранения осколком в голову.
Приказ о награждении и наградной лист Доржиева:


4.


Ухинов Доржи. 193 убитых. В архивах краеведческого музея хранится благодарственное письмо Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР И.В. Сталина такого содержания:

«Председателю колхоза имени Свердлова Харамодунского сельского Совета Бурят-Монгольской АССР. Ваш колхозник Ухинов Доржи уничтожил 170 немецких солдат и офицеров. Передайте нашу благодарность отцу, матери и родным товарища Ухинова.

И.В.Сталин. Москва. Кремль 1943 г.»

5.

Санжиев Тогон. Уничтожил за полгода 1942 года 186 солдат и офицеров противника. Боевой напарник знаменитого снайпера Семена Номоконова. Погиб в июне 1942 года в снайперской дуэли под Старой Руссой.
Строки из наградного листа Санжиева:


Заметка в фронтовой газете о Санжиеве:


Семен Номоконов и Тогон Санжиев 1942 год

Редкие кадры кинопленки 1942 года. Сняты похороны Санжиева и передача Номоконовым его винтовки лучшему снайперу полка Борису Канотову:

6.


Цыдыпов Цыбик. 186 убитых. Воевал на Волховском и Ленинградском фронтах. Особенно отличился под Тихвином.
Наградной лист и строка в наградном листе:



7.

Манидариев Одо. В уличных боях под Сталинградом уничтожил 108 солдат и офицеров противника.
Строка из наградного листа Манидариева:


8.


Аюшеев Радна. Служил в 63 отдельной бригаде морской пехоты Северного флота. Только в октябре 1944 года уничтожил 25 солдат и офицеров противника. Пропал без вести в 1944 году.

Рассказы о мистических способностях некоторых бойцов Красной Армии во время Великой Отечественной войны опбликованы на сайте svpressa.ru . Так, в статье говорится о том, что один из фронтовиков, служивший во время Великой Отечественной войны на Северо-Западном фронте, рассказал не так давно про удивительный случай. Однажды фашисты неосмотрительно поставили штабную палатку в небольшом лесочке недалеко от передовой, предварительно замаскировав ее под стог сена. То, что это было прибежище офицеров, никто не догадывался, даже наши разведчики, не раз ходившие мимо нее за языками. Но тайну палатки раскрыл Жамбыл Ешеевич Тулаев.

Напарник-колдун

Входивший в состав снайперской группы старшина Тулаев, как и положено снайперу, долго наблюдал за сопредельной стороной. Сначала он заметил сквозь редкий осинник, что к непонятно откуда появившемуся «стогу сена» частенько наведываются немцы. Потом определил по погонам, что это преимущественно офицеры. А через два дня доложил командиру, что ликвидировал очередного офицера. На логичный вопрос, каким образом ему это удалось, он ответил, что тот сидел в палатке. Командир сначала не поверил, но когда через некоторое время стало известно, что в палатке убит немец-штабист, сослуживцы бросились к Тулаеву: давай, дескать, рассказывай, как дело было!


Жамбыл Ешеевич Тулаев. Фото: ru.wikipedia.org

Жамбыл и рассказал, что вообще-то он — потомственный шаман. И каждый раз, когда в чем-то сомневается, вызывает через астрал своего соплеменника-бурята, тоже шамана и колдуна, который, превращаясь в птицу, указывает ему точное направление выстрела. Это объяснение вызвало поначалу взрыв смеха сослуживцев, которые долго шутили над старшиной. Но когда Тулаев в очередной раз поразил цель, находившуюся вне пределов видимости, смех поутих. Целью этой оказался немецкий корректировщик огня, «наглухо» замаскировавшийся на высоком дереве за густой листвой. Наблюдатели, сотни раз осматривающие позиции немцев в бинокль, не смогли его заметить, хотя тот был, как кость в горле. О его существовании догадывались, судя по убийственному огню артиллерии фашистов. Но где он прячется, понять не могли. А Тулаев, по его словам, просто почувствовал его и помог ликвидировать корректировщика.

Выстрелы Тулаева порой поражали своей непредсказуемостью. Он сам рассказывал, что словно чувствовал, как вот в этом месте в определенный момент должен выглянуть из-за бруствера немец, и нажимал на спусковой крючок, фактически уже зная о появлении над окопом головы «фрица» в ту же секунду, когда это случалось. И всегда попадал в цель. Очень помогал Жамбылу его друг-шаман и в снайперских дуэлях, которых он выиграл тридцать!

Всего же Тулаев отправил на тот свет 313 (!) гитлеровцев, половина из которых были офицерами. Немцы дали ему прозвище «черная смерть» — видимо, за черные волосы и смуглый, темный цвет лица. За образцовую службу и прекрасные результаты ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина. Кроме того он стал кавалером ордена Красного Знамени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 г. г.» и других наград. После войны Тулаеву присвоили офицерское звание, и он ушел в запас. В родной Бурятии он занимал должность председателя колхоза и секретаря сельсовета. Умер Герой 17 января 1961 года

Духи не прощают убийства

Еще одним снайпером-шаманом был старшина Семен Данилович Номоконов, на счету которого 367 (!) подтвержденных фактов ликвидации врагов, в том числе семи солдат Квантунской армии. По национальности он был хамниганом («лесным человеком») из Забайкалья. Эту тунгусскоязычную группу народностей относят к эвенкам. Их племя входило в охотничью коммуну, и Семен уже с семи лет пропадал в тайге с ружьем. На войне он воевал на пяти фронтах. Из-за частой смены мест службы, он, видимо, и не получил звания Героя Советского Союза, так сам был до предела скромным человеком. Снайпер девять раз был ранен. Но даже будучи раненым, никогда не расставался со своей трубкой, которая стала талисманом Номоконова.


С.Д.Номоконов Фото: ru.wikipedia.org

А однажды ему удалось уложить даже немецкого генерала, появление которого Семен Данилович почувствовал заранее. За это немцы дали ему прозвище «сибирский шаман». Вообще, чтобы обмануть немцев и «отвести» от себя «глаза», как выражаются в таких случаях, он брал с собой на позицию всевозможные амулеты, веревочки, рогатульки и проводил обряды. Снайпер был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды (дважды), медалями. А после войны командование ЗабВО присвоило ему звание Почетного солдата Забайкальского военного округа. Скончался Номоконов 15 июля 1973 года.

Помогали духи, по его собственным словам, и тувинцу Шогжалу Хеймер-оолу — тоже шаману во множестве поколений. Он также служил в составе отдельной снайперской группы, но на другом — Втором Украинском фронте. В минуты откровения он рассказал сослуживцам, что место, где находятся фашисты, ему открывают духи, причем, дают всегда правильное направление выстрела. Но голоса эти настолько слабы, что даже не каждый из его соплеменников их может расслышать, тем более чужак. Именно поэтому он никогда не сможет обучить товарищей подобным вещам, хотя однополчане и обращались к нему с подобными просьбами неоднократно.

Видимо, обиженный подобным отказом, один из сослуживцев и доложил, куда следует, о странных разговорах и утверждениях Шогжала. Его вызвали в особый отдел и потребовали объяснений. Снайпер слово в слово повторил то, о чем поведал перед этим своим товарищам по оружию. Начальник особого отдела был человеком не кровожадным, поэтому просто рекомендовал командованию списать тувинца, отстранив от службы на передовой, что и было сделано. Однако, когда более высокое командование узнало об этом, Шогжала снова отправили на фронт, где каждый красноармеец был на счету и людей катастрофически не хватало. А уж о снайперах, особенно такого класса, как Хеймер-оол, и говорить нечего.

Дивизия снайперов

Единственное, о чем сожалел снайпер, — это то, что духи никому не прощали убийства человека. Особенно это касалось людей с таким, как у него, даром. А Хеймер-оол свято верил в это и очень переживал о том, что ему приходится лишать ближнего жизни. И часто грустно вздыхал, повторяя о своей возможной гибели. Может быть, это действительно было так. А может, Шогжал просто накликал на себя беду, думая о смерти. Но в 1944 году в одной из снайперских дуэлей он погиб.

Экстрасенсорными возможностями, по всей видимости, обладал также якут Далдуй Дюбсюнов. В звании сержанта он воевал на том же Втором Украинском фронте. По словам Далдуя или Данилы, как называли его сослуживцы, в его стойбище все были колдунами. И его соплеменникам, как говаривал якут то ли в шутку, то ли всерьез, удавалось превращаться в зверя или птицу. Служил Данила во фронтовой разведке и не раз проводил своих товарищей через расположение немцев переднего края. Казалось, фашисты просто не замечали разведчиков. На самом деле он, по словам самого Дюбсюнова, «отводил глаза» противника от разведчиков.

«Колдун в погонах» мог предсказать будущее любому из своих сослуживцев. Но если «видел», что человека ждет скорая смерть, просто ничего ему не говорил. Он тоже знал о мести духов тем колдунам, которые подняли оружие на человека. И, видимо, знал даже день и час своей гибели — его часто видели сидящим в задумчивости с устремленным куда-то отрешенным взглядом. Жизнь его оборвалась совершенно случайно, можно сказать нелепо в самом конце войны, когда и боевые действия-то уже кончились: 2 мая 1945 года он подорвался на мине.

Вообще, существовала целая 22-я гвардейская стрелковая Сибирская дивизия под командованием генерал-лейтенанта Василия Ивановича Морозова , в которую входили потомственные охотники из Сибири: русские, якуты, буряты, тувинцы… Немцы панически боялись этого грозного воинского формирования. Потому что кроме меткой стрельбы, особенно ярко у красноармейцев этой дивизии выделялся еще и талант передвигаться совершенно бесшумно, что у настоящих охотников вырабатывалось годами. А в условиях городских боев это было поистине бесценным навыком. После Рижской операции дивизии было присвоено еще и наименование «Рижской», и она стала Сибирско-Рижской. Расформировали ее в 1946 году.