Биографии Характеристики Анализ

Центр переподготовки и переквалификации ак алроса пао. С прицелом на карьеру в «алроса»: главное о целевом поступлении

2.2.8 Средняя себестоимость производства алюминия в России и сопоставление со среднемировой себестоимостью

В начале 90-х гг. российский алюминий был самым дешевым, и было выгодно производить его при сложившихся мировых ценах. В середине 90-х годов он, напротив, стал более дорогим, и даже возросшая цена перестала покрывать издержки. Этому способствовали как внешние, так и внутренние факторы: экспоненциальный рост цен на энергию и транспорт, рост экологических штрафов, переход крупнейших мировых производителей алюминия на более экономичную и экологически более безопасную технологию производства.

Это обуславливает низкую рентабельность заводов по производству проката в России, хотя на мировом рынке прибыль на тонну алюминиевого проката высоких стадий передела доходила до 1500 долл. США (против 200 долл. США за тонну первичного алюминия).

Особенно заметна разница в заработной плате. Если российский рабочий-электролизник получает в среднем 5 тыс. рублей в месяц, то его западный коллега - до 5 тыс. долларов США. В настоящее время в структуре затрат на производство 1 тонны алюминия на отечественных заводах затраты на заработную плату составляют всего 7%. При этом на электроэнергию приходится в среднем до 17-18%.

На себестоимость продукции в конечном счете влияет применяемая на предприятии экономическая схема. Так, оборотной стороной толлинга, например, стали значительные транспортные издержки, которые в ряде случаев составляли до 15-16% себестоимости производства алюминия. Тем самым транспортные расходы стали практически сопоставимы с затратами на электроэнергию. В свою очередь, рост энерготарифов закономерно вел к тому, что в определенный период времени энергозатраты стали буквально доминирующим элементом затрат в общей себестоимости конечной продукции. Ответным ходом на этот процесс стало лоббирование интересов алюминиевой отрасли на всех властных уровнях. Были также предприняты попытки переподчинить “под себя” энергетическую инфраструктуру страны.

Производство алюминия не только энергозатратно, но и сопряжено с загрязнением окружающей среды. В ходе строительства самих заводов отсутствовал опыт в проектировании и эксплуатации систем газоочистки. В результате на сегодняшний день выбросы алюминиевых заводов превышают все санитарно-гигиенические нормативы в десятки раз. Например, согласно исследованиям, проведенным Сибирским отделением Российской академии наук, в общем загрязнении атмосферы города Красноярска на долю КрАЗа приходится до 50% окиси углерода, около 30% пыли и 15% двуокиси серы. Наряду с этим в промышленных выбросах содержатся особо вредные бензо(а)пирен и фтористые соединения. Несовершенство газоочистки оборачивается для населения массовым ухудшением здоровья, а для самих предприятий - удорожанием конечной продукции за счет штрафных экологических санкций.

Между тем промышленные выбросы можно рассматривать как прямые потери ценных исходных сырьевых компонентов, которые буквально выбрасываются “в трубу”. Это касается как составляющих анодной массы, так и смеси “глинозем-криолит”. Предварительная экспертная оценка показала, что именно эти потери ведут к существенному удорожанию конечной продукции. Существует альтернативный подход к решению данной проблемы. Имеется недорогой отечественный проект, не имеющий мировых аналогов, внедрение которого гарантированно позволит почти на 50% сократить потери сырья в промышленных выбросах и тем самым значительно оздоровить окружающую среду.

Для сравнения приведем схему распределения расходов при выплавке тонны первичного алюминия на “Волгоградском алюминии” (5% от общероссийского производства) и в мире (данные на 1998 год):

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли в среднем по отрасли в России составила в 1998 году – 2,3%, в 1999 году – 12,1%. Рентабельность продаж составила в 1998 году – 17,8%, в 1999 году – 19%.

2.2.9. Транспортные издержки поставок российского алюминия на мировые рынки, сравнение средней себестоимости российского алюминия (с учетом транспортных издержек) со среднемировой себестоимостью (с учетом транспортных издержек)

Транспортные издержки в ряде случаев составляют 15-16% от себестоимости производства алюминия. Тем самым транспортные расходы становятся практически сопоставимыми с затратами на электроэнергию.

Так, железнодорожные перевозки холдинга «Русский алюминий» составляют ежемесячно 34 - 35 млн. долларов, при объемах всех перевозок компании около 12 млн. тонн в год.

Кроме того, с 1 августа текущего года, в связи с переходом внутренних грузовых перевозок по российским железным дорогам на единый тариф, стоимость перевозки алюминия возрастет в два раза. Это связано с тем, что в отношении перевозки цветных металлов со стороны Министерства путей сообщения будет применяться повышенный тарифный коэффициент.

В структуру ценообразования, кроме затрат на вывоз готовой продукции, включаются также расходы на импорт необходимого для производства сырья. Анализ структуры себестоимости на Богословском, Волгоградском, Братском, Красноярском, Новокузнецком, Волховском, Уральском и Кандалакшском заводах показывает, что фактор дальности перевозки импортируемого глинозема поднимает долю себестоимости сырья и материалов до 67 %, тогда как за рубежом этот показатель составляет около 45 %, что почти в 1, 5 раза ниже.

Санкции Минфина США в отношении компании РУСАЛ лишили одного из крупнейших в мире производителей алюминия 14% его рынка сбыта в денежном выражении. Какую пользу может извлечь российская промышленность из этой ситуации и как это отразится на рынке светопрозрачных конструкций, разбирался портал ОКНА МЕДИА.

Санкции США и РУСАЛ

Созданная в марте 2007 года Объединенная компания РУСАЛ входит в тройку глобальных лидеров по производству «крылатого» металла. В 2017 году компания произвела 3,71 млн тонн первичного алюминия и сплавов на его основе для дальнейшей переработки и реализовала 3,95 млн тонн – 6% от объема мирового рынка, достигшего в прошлом году 64 млн тонн. При внутреннем потреблении первичного алюминия в России, составившем в 2017 году 0,86 млн тонн, более 80% продукции РУСАЛа идет на экспорт. По итогам 2017 года на страны Европы, включая Турцию, пришлось 45% выручки компании, на Россию и СНГ 18%, на Америку18%, в том числе 14% на США, и на азиатские рынки 19%.

Рынки алюминия и их доли в объемах продаж РУСАЛ, долл. США

Источник: О.К.Н.А. Маркетинг

До объявления США санкций бизнес РУСАЛа успешно развивался. Продажи алюминия в 2017 году выросли на 3,6% в тоннах и на 25% по выручке. Относительно дешевая электроэнергия Сибирских ГЭС, устойчиво растущий глобальный спрос на продукт и лидирующие позиции на мировом рынке обеспечивали предприятию позитивную динамику на длительную перспективу.

РУСАЛ теряет значительную часть рынка алюминия после санкций США

Санкции США распространяются на импорт продукции, услуг и технологий, таким образом полностью закрывая для РУСАЛа американский рынок сбыта. В 2017 году выручка предприятия от продажи алюминия в США составила более 14%. Оперативно найти замену такому рынку непросто.

На европейском рынке позиции российской компании пока остаются прочными при том, что наибольшая доля экспорта приходится на Турцию. Экспорт алюминия в Европу наращивают также новые производители из стран Персидского залива. Еще в 2016 году их совокупное производство превысило производство всей Центральной и Восточной Европы, включая РУСАЛ, на 30%.



На азиатских рынках появился намного более мощный конкурент. За последние 10 лет доля Китая в мировом производстве легкого металла выросла с 10% до 55%, а в потреблении приближается к 50%. Китай использует в производстве алюминия новейшие технологии электролиза, расходуя на производство каждой тонны на 14,5% меньше электроэнергии, чем российские или европейские заводы. Китайские производители теперь не только успешно вытесняют российский алюминий с рынков Японии, Кореи, Индии и стран Юго-Восточной Азии, но и экспортируют туда свои технологии, финансируя строительство новых высокоэффективных производств на местах. Несмотря на пошлины, наложенные США против Китая, китайский алюминий будет востребован на этом рынке.

Выход в импортозамещении и развитии отраслей переработки алюминия

По данным Алюминиевой ассоциации потребление алюминия и изделий из него в России в 2017 году выросло на 11%. При этом почти 30% обеспечивается за счет импорта, в составе которого только 26% приходится на полуфабрикаты и необработанный алюминий. Остальные 74% - это конечные изделия: бытовые товары, строительные конструкции и профили (включая оконные и дверные), трубы, резервуары и т.д.

Структура импорта алюминия и изделий из него в стоимостном выражении

Источник: О.К.Н.А. Маркетинг

Производства глубокой переработки позволят увеличить объем потребления изделий из алюминия во всех отраслях экономики, создавать дополнительную добавочную стоимость и рабочие места в России.

В 2016 году РУСАЛ заявил о развитии собственных производств глубокой переработки алюминия как о своей стратегической цели. Компания производит алюминий и сплавы из него в виде слитков, катанки, порошков, фольги, почти не занимаясь производством полуфабрикатов и конечных изделий, хотя глубокая вертикальная интеграция могла бы быть успешной применительно к крупнейшим производителям алюминия. Примером может служить американская компания Alcoa. Из первичного алюминия собственного производства она выпускает алюминиевые изделия для авиационной и автомобильной промышленности, а также занимается производством строительных конструкций и сайдинга, в том числе в России.

Помимо развития собственных производств РУСАЛ в 2017 году объявил о реализации проектов трех технологических долин в Красноярском крае, Хакасии и Волгоградской области. Проекты реализуются совместно с региональными правительствами. Долины представляют собой промышленные кластеры вблизи крупных заводов по производству алюминия, на которые приглашаются инвесторы и бизнес для создания производств конечной продукции с использованием алюминия в расплавленном виде, что значительно сократит себестоимость переработки. С появлением новых производств в этих кластерах РУСАЛ рассчитывает увеличить потребление своей продукции в России с 20% до 25%, а в перспективе до 50%.



Государство понимает стратегическую важность наращивания потребления алюминия в стране. В конце 2016 года правительство РФ утвердило план из 11 мероприятий, направленных на сокращение импорта изделий из алюминия с 30% до 10% и увеличении потребления на 500 тыс тонн в год к 2020 году. В числе мер – пересмотр отраслевых стандартов, таможенная политика, софинансирование создания производств, предоставление налоговых льгот и т.д.

На сегодняшний день большая часть из этих проектов находится в зачаточном состоянии.

Санкции пойдут на пользу России

По оценкам экспертов на намеченное увеличение производства изделий из алюминия потребуется от $1 до $2 млрд инвестиций. Без господдержки достигнуть этой цели невозможно. Идея РУСАЛа о развитии промышленных кластеров по глубокой переработке металла требует участия не только региональных властей, но и федерального центра. Возможно потребуется больше, чем три кластера. Для инвесторов, как российских, так и зарубежных, нужно создавать налоговые режимы наибольшего благоприятствования, вплоть до свободных экономических зон. Необходимо ускорить работу над нормативной базой, снять неоправданные ограничения на применение алюминия в строительстве, пищевой промышленности, других отраслях. Требуется привлечь банковский сектор для кредитования инвесторов и производителей по льготным ставкам.

Структура потребления алюминия в России по отраслям