Биографии Характеристики Анализ

Чеченские тейпы дагестанского происхождения. Чеченский тейп и тукхум, структура и формирование

Традиционно у чеченцев наиболее крупной единицей считается тукхум – союз племен, состоящий из тейпов. «Чистыми» чеченцы считают тейпы, в которых нет ни дагестанцев, ни ингушей. Сегодня мы кратко расскажем вам о самых главных из них.

Алерой – «чистый» тейп, к которому принадлежал Аслан Масхадов. Алеройцы преимущественно живут в восточной части Чечни и захватывают часть Дагестана. После разрешения вернуться на родину в 1957 г. алеройцы с большим трудом смогли вновь заселить свои земли в Дагестане.

Белтой – крупный «чистый» тейп, живущих на Востоке Чечни в Ножайюртовском районе. Беной является одним из самых крупных «чистых» тейпов Чечни, к нему принадлежит Кадыров. К нему принадлежит примерно 1/3 всех этнических чеченцев. Он расселен по всей республике и делится на 9 крупных родов: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой. Считается, что именно беноевцы изгнали кабардинских и дагестанских князей, после чего заложили основы горской демократии чеченцев.

Варандой – «чистый» горный тейп, представители которого довольно долго сопротивлялись принятию ислама. Этот тейп отличается традиционностью, в нем сохранилось множество древних языческих обычаев.

Гендаргеной - «чистый» равнинный тейп, одним из представителей которого является Доку Завгаев. Считается, что в древности гендаргеноевцы жили в историческом центре Нохчиймохка в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях вдоль Терека, а затем расселились по всей Чечни. В Нохчиймохка находился доисламнский религиозный центр чеченцев Нашха, где проводили советы конфедерации тейпов.

Дешни – «чистый горный" тейп, представители которого живут на юго-востоке Чечни и в Ингушетии. Тайп Дешни считается аристократическим.

Зумсой - горный тейп, представители которого наиболее активно сопротивлялись советской власти и сильнее других пострадали от репрессий.

Гуной – равнинный тейп, имевший родственные связи с терскими казаками. Гунойцы последними из тейпов приняли ислам и всегда поддерживали хорошие отношения с русскими.

Калхой - горный чеченский Зелимхана Яндарбиеве, котрые имеет родственные связи с ингушами и осетинами.

Нашхой – «чистый» тейп, живущий на легендарной прародине чеченцев Нашхо.

Терлой – тейп, расселившийся в верховьях Аргуна. По преданию, в древности терлойцы были жреческим тейпом.

Харачой – тейп Руслана Хасбулатова, традиционно поддерживающий прочные связи с Россией.

Цонторой – второй по величине и влиянию тейп после беной. Цонторойцы живут главным образом на востоке Чечни.

Чартой – тейп миротворцев и посредников, представители которого не участвуют в войнах. Считается, что это тейп еврейского происхождения.

Элистанжи – тейп шейха Мансура. Представители этого тейпа переселились из села Хаттуни Веденского района в Алды близ современного Грозного.

Энгеной – тейп, из которого происходят чеченские шейхи. Энгенойцы живут по всей территории Чечни.

Эрсеной – аристократический равнинный тейп, живуший в Шалинском и Гудермесском районах.

Ялхорой - тейп Джохара Дудаева, считается родственным ингушам, в частности, тейпу Аушева. Это тейп включает в себя территориальную субэтническую группу мялхистинцев, которые после 1991 г. заняли ключевые посты в Ичкерии. Расселены высоко в горах в местности Мялхисте между верховий Аргуна и Мешехи.

То, что тейп Арсалой считается русским, не говорит о том, что он полностью состоит из русских по национальности граждан. Таких в тейпе очень мало. В Арсалой входят осетины и потомки смешанных браков. Также условно русскими считаются тейпы Гуной и Орси , по происхождению хазарские. Есть мнение, что Арсалой и Орси были образованы с участием беглых русских солдат. Представители крупнейшего тейпа Гуной считаются потомками терских казаков.

Отличаются эти родоплеменные образования от других более мягкими внутриплеменными законами. Во многих прослеживаются остатки старинного культа женщины и даже православия, что в целом не повлияло на достаточно бесправное положение женщин, но избавило их от таких крайностей, как женское обрезание. Тейп Гуной позднее других принял ислам, будучи до этого православным.

Отношения между «русскими» и другими тейпами , в целом, мало отличаются от остальных межплеменных взаимоотношений кавказских народов. Каждый тейп свято хранит свои обычаи и культуру, уходящие корнями в глубочайшую древность. Во главе стоит совет старейшин. Остальные члены общества являются равноправными. Помощь пострадавшему оказывается всеми соплеменниками. Так же соблюдается и траур - всеми сразу. В случае убийства своего соплеменника тейп объявлял кровную месть убийце. Также все чаще наблюдаются случаи слияния разных тейпов .

В «русских» тейпах соблюдаются и другие чеченские законы, принятые в этих родоплеменных общинах. При этом в последние десятилетия отмечается общее разрушение самой тейповой структуры, что объясняется сильным влиянием извне: светскими контактами с другими народами, получением образования богатыми членами тейпа в России и Европе и пр.. От старшего поколения молодое зачастую получает определенный объем информации, а в остальном воспринимает членов своего тейпа как земляков, что способствует более быстрому налаживанию контакта и возникновению доверия между людьми.

Тейп (чеч.-тайп) — единица родоплеменной организации Вайнахского народа, состоящая из нескольких родовых общин (союзов общин) и самоидентифицирующаяся общим происхождением от конкретного лица (рода), рода занятий (например БIовлой (чеч. башня )) либо происхождения.

Всего среди чеченцев тейпов около 130 (а по некоторым источникам — до 300). Чеченцев — свыше 1 млн 360 тыс. человек.

Ниже — список с названием , к которому принадлежит тейп, краткое описание. Алерой — туккхум — небольшой из восточной Чечни, село Алерой Курчалоевского района.

  • БелгIатой — туккхум — когда-то был подразделением Белтой.
  • Беной — туккхум — вероятно, самый крупный из тейпов.
  • Бешни — туккхум — горный, расселён на юго-востоке. Обладает своей горой — Б1авлой Лам.
  • Билтой — туккхум — из ножайюртовского района.
  • Зандкъхой туккхум - Большая часть из аула Зандак. Есть еще зандкъхой которые давным давно уехали из Зандака.
  • Варандой — туккхум — один из самых известных горных тейпов, «пришлого происхождения» (по легендам — русского).
  • Гендаргеной — туккхум — из исторического центра Чечни Нохчиймохка.
  • ГIордалой — туккхум
  • Гуной — туккхум — расселён на северо-востоке;
  • Евлой — известный чеченский тейп ингушского происхождения.
  • Зумсой — горный.
  • Зурзакхой — считается одним из самых исконных.
  • Кей — горный, обладает своей горой Кей-лам, которая находится на территории современной Ингушетии. Большая часть живет в селе Кень-юрт(бывший Кей-юрт) и Толстой-юрт.
  • Келой — горный.
  • Мялхи - несколько отделенный от чеченцев тейп.
  • Маршалой
  • Курчалой — туккхум
  • Мулкой — небольшой, расселён в горах (Шатоевский район).
  • Нашхой — этногенетический центр средневековых нохчиматиенов.
  • Пх1амтой/Памятой - исконно горный тейп чеченского народа
  • Пешхой
  • Ригахой — туккхум ,
  • Саттой — туккхум — тейп
  • Тумсо — [Родом из Шатойского района Чечни] — Вообще, Тумсо — Зумсо — Чанти — считаются родственными тейпами. Избранные представители проживают в райцентре Ачхой-Мартан. Здесь проживают потомки Тети(отсюда и название Тети некъ)
  • Турко — живут в Урус-Мартане, Шали, Гойтах, Рошни-чу, Хамби-Ирзи, Шаами-Юрте, Гехах, Элистанжи, в ряде других населенных пунктов Чечни, а также в Хасав-Юртовском районе Дагестана. Родственным тейпом являются Хункархой. Самый известный топоним в ЧР, связанный с Турко — Туркой кешнаш в Урус-Мартане.
  • Х1ачарой
  • Харачой — туккхум — рано попал на страницы письменных русских документов.
  • Хиндхой — небольшой, расселён в горах в районе Галанчожа. Входит в тукхум Шарой
  • ЦIонтарой — туккхум — один из самых исконных чеченских тейпов,а также один из самых многочисленных, расселён в основном на востоке.
  • ЦIеси — проживают по всей ЧР, происходят из одноименной высокогорной местности, основной топоним ЦIеси-лам. Входят в тукхум Шарой, в число «основных» братских тейпов Шарой, Шикарой и ЦIеси (3 тейпа от которых произошли остальные шароевские)
  • ( ЧIаьнтий ).Туккхум и тейп вышедший из горно башенного село ( ЧIаьнтий-Мохк ). Есть родовая гора ЧIаьнтий-Борз-лам и перевал ЧIаьнтий-Барз и река ЧIаьнтий-Орг.
  • Чартой — туккхум — миротворцы и посредники в делах.Существуют несколько версий происхождения названия и происхождения этого тейпа.1.Название горы и когда-то села в Шатойском районе.2.Существует версия что они выходцы из Грузии и название тейпа произошло от местности Чартали на севере Грузии,так как в свое время чеченцы заселяли северные районы Грузии.Чартой живут на равнине,кстате они основали города Гудермес и состовляют его основное население также их можно встретить в Шали,Мескер-юрт,Аргун,Автуры и селах Надтеречного района а также во всех больших населенных пунктах вилаята Нохчи-чё.
  • Чермой — туккхум — расселён в основном в селе Мехкеты. Есть родовая гора Чермой-лам.
  • Чиннахой
  • Чинхой — туккхум

ЧЕЧЕНСКИЕ ТЕЙПЫ ДАГЕСТАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ Ниже приведён далеко не полный их список. 1. Андий (выходцы из села Анди Ботлихского района). Живут в сёлах Старый Юрт, Кень-Юрт, Шуани и других. 2. Акхшой (акушинцы). Потомки мухаджиров времён Шамиля. 3. Алмакхой (село Алмак Казбековского района). 4. Анцадой (село Ансалта Ботлихского района). Кроме Чечни, живут и в селе Экажево в Ингушетии. 5. АргIаной (село Аргвани Гумбетовского района). Составляют значительную часть села Знаменское (Мундар-Юрт). Они также живут в сёлах Гехи, Алхан-кала и Пседах. В Ичкерии живут в Дарго. (Переселились в давнее время, как кровники. В настоящее время в Дарго составляют целый гар.) 6. Ахтой. (ахтынцы). Переселились во времена Шамиля из крепости Ириб, рядом с которой у них было своё селение. 7. ГIаз-гIумкий (лакцы). 8. ГIалгIатлой (село Гагатли Ботлихского района). 9. ГIумкий (кумыки). 10. Гунхой (село Гунха Ботлихского района). Член и один из основателей тейпа – шейх Кунта-хаджи Кишиев. Живут в селе Юкерчу-Гонха. 11. Данухой (село Данух Гумбетовского района). 12. Дзилой (село Зило Ботлихского района). 13. ЖIай (хунзахцы). 14. Ишинчалой (село Ичичали Гумбетовского района). 15. Куьбчий (кубачинцы). 16. Къордой (село Корода Гунибского района). 17. КIирди (село Карата Ахвахского района). Жили в бассейне реки Аргун в Итумкалинском районе. 18. Мелардой (гумбетовцы). Живут в Гехи, Урус-Мартане и других сёлах. 19. СогIаттой (село Согратль Гунибского района). 20. Сулий (аварцы). Живут в Шуани, Пседахе, Цечой (Чапаево, Новолакский район). Село Бетти-Мохк Ножай-Юртовского района почти полностью сулий. 21. Таркхой (таркинцы). 22. ХIакарой (село Гаквари Цумадинского района). Живут в сёлах Химой на границе с Цумадой и в Ачхой-Мартановском районе. 23. Iудалой (гидатлинцы). Жили в обществе Ригахой (Ришниял) Чебарлойского тукхума. Сейчас живут в Грозненском районе. 24. ЦIадархой (цудахарцы). Выходцы из села Цудахар, переселившиеся в Ичкерию во время Кавказской войны в ХIХ веке. В настоящее время живут и в селе Махкеты. Сначала основали село Ца-Ведено, затем после покорения Ичкерии большая часть их вернулась. Жили также в Шарое, около Химоя, позже ушли оттуда в Ца-Ведено. Отличаются от других чеченских тейпов эндогамией – у них развиты внутритейповые браки, тогда как в остальных тейпах такие браки почти запрещены. 25. Чунгарой (село Чанхо Ботлихского района). Живут в Цечой (Чапаево, Новолакский район), Урус-Мартане и других сёлах. 26. Шолардой. 27. Хьаркъарой (село Сильди Цумадинского района). Жили и живут рядом с гидатлинцами. Следует признать, что, несмотря на соблюдение преемственности, в нашу эпоху тейп уже не выполняет в полной мере прежних функций. Но всё-таки зачастую на основе такого деления мы становимся очевидцами попыток подмены тейпового родства клановостью. В качестве противовеса этому стремлению можно упомянуть обязательное почтение к родственникам матери и жены, то есть к своим кузенам и кузенам своих детей. Так как большинство браков чеченцы заключали с представителями других тейпов, то поэтому до сих пор в Чечне нет как такового внутригражданского межтейпового противостояния. Сказывается влияние реальных родственных уз в противовес тейповым, зачастую мифическим