Биографии Характеристики Анализ

Чем характеризуются эмоции, чувства, интеллект с позиций гносеологии? Конспект по обществознанию на тему "Психологический портрет личности: интеллект, эмоции, чувства".

Если несводимость смысловой реальности к познавательным процессам и механизмам очевидна и не требует специальных доказательств, то несводимость ее к механизмам эмоциональным не столь очевидна на первый взгляд и требует специального рассмотрения.

Поэтому данный раздел мы посвятим соотношению между понятиями «смысл» и «эмоция».

Неоднократно подчеркивалось, что эмоции представляют собой механизм непосредственной презентации субъекту личностного смысла отражаемых им объектов, явлений и целостных ситуаций (Леонтьев А.Н., 1971; 1999; Вилюнас, 1976; 1983; 1986). Эта очевидная связь эмоциональных и смысловых явлений привела к тому,

2.8. Смысл и эмоция

что в психологической литературе эмоциональные и смысловые явления и механизмы часто смешиваются, что нашло отражение даже в довольно распространенном прилагательном «эмоционально-смысловой», обе части которого зачастую мыслятся как синонимы. Специальный анализ соотношения смысла и эмоции, проведенный В.К.Вилюнасом, привел его к выводу, «что обе системы терминологии - "эмоциональная" и "смысловая" - описывают в психологии одни и те же явления и поэтому в большой степени взаимозаменяемы» (Вилюнас, 1976, с. 66). Различия между ними, согласно В.К.Вилюнасу, заключаются лишь в меньшей обобщенности и большей описательное™ понятия «эмоция». Утверждая, «что между смысловыми и эмоциональными явлениями не может быть прослежена отчетливая различительная грань, что эмоциональные отношения составляют основу смысловых образований, а понятие смысла служит лишь для специфической концептуальной интерпретации этих отношений, интерпретации, подчеркивающей прежде всего то особое развитие, которое явления эмоциональной природы получают в системе сознания» (Вилюнас, 1983, с. 199), автор в дальнейшем полностью отказывается от смысловой терминологии в своих работах.

Мы считаем неверными те выводы, к которым пришел В.К.Ви-люнас, поскольку о принципиальном несовпадении эмоциональной и смысловой реальности говорит несколько разных групп аргументов.

Во-первых, понятие «эмоция» при его корректном употреблении относится лишь к субъективным переживаниям, в отличие от понятия смысла, допускающего более широкое употребление. Как констатирует, например, Ф.Е.Василюк (1984), среди разных авторов существует единодушие в понимании эмоции как своеобразной формы психического отражения, субъективной реальности. Ж.-П.Сартр подчеркивал свойство эмоции всегда обозначать (signifier) что-либо, отличное от нее самой. «Для психолога [классической традиции. - Д.Л.] эмоция не означает ничего, поскольку он изучает ее как факт, т.е. изолировав от всего остального» (Sartre, 1960, р. 16). Полноценный же анализ эмоциональных явлений с позиций феноменологии исходит, согласно Сартру, из положения, что эмоция своеобразным образом означивает «...целостность сознания или, если брать в экзистенциальном плане, человеческую действительность» (там же, р.

17). Эта человеческая действительность, отличная от самой эмоции, и есть, как мы стремились показать, специфическая смысловая реальность. Этот аргумент, апеллирующий к онтологическому статусу самой эмоции, подкрепляется однозначными определениями эмоций в словарях и энциклопедиях и вряд ли может быть опровергнут стремлением некоторых авторов

ГЛАВА 2. Онтология СМЫСЛА

(Эткинд, 1979; 1981; 1984; Вилюнас, 1986) к употреблению понятия «эмоция» в расширенном значении, охватывающем все отношения пристрастности и значимости, как субъективные, так и объективные, жизненные отношения, то есть собственно смысловые. Словами «эмоция», «эмоциональный» допустимо обозначать только реакцию, но не стимул, только переживание или репрезентацию, но не события или связи явлений в жизненном мире. Эмоции коренятся в сенсорике и обладают пространственно-временными, модальными и интенсивностными характеристиками (Век-кер, 1998); характеристики же смысловых явлений совсем иные.

Во-вторых, в отличие от эмоций, которые всегда носят неспецифический характер, личностный смысл всегда конкретен и содержит явное или скрытое указание на те мотивы или другие смыслообразуюшие структуры, которые придают личностную значимость данному объекту или явлению, а также на содержательное отношение между ними. Смысл не только всегда смысл чего-то, но и всегда по отношению к чему-то (в отличие от эмоции), и это отношение всегда конкретно. Различные личностные смыслы могут вызывать одинаковые эмоции. В то же время специфическая качественная модальность - удовольствие, гнев, любопытство, горе, скука, волнение и др. - это характеристика собственно эмоции; личностный смысл сам по себе такой модальности не имеет. «Предмет, имеющий смысл боли, - пишет В.К.Вилюнас, - может вызвать как бегство, стремление от него удалиться, так и агрессивную реакцию, направленную на его уничтожение» (Вилюнас, 1976, с.91). Нам, однако, представляется, что в данном примере боль - это неспецифическая эмоциональная реакция, предмет же может иметь смысл либо угрозы, либо преграды, что и обусловливает различие поведенческих реакций.

В-третьих, эмоция является главной, но не единственной формой субъективной презентации в образе личностного смысла объектов и явлений. Смысл может находить выражение и в других, неэмоциональных формах, например, в эффектах пристрастного структурирования и искажения психического образа, а также в феноменах сгущения образа (в сновидениях), метафоры (в языке), монтажа (в кино), имеющих единую природу. И искажение в образе содержательных характеристик отражаемых объектов или явлений «в угоду» потребностям и ценностям субъекта, и возникновение нового смысла из неожиданного сочетания образов, взятых из разных контекстов, могут не сопровождаться каким-либо эмоциональным выделением и не замечаться субъектом. Более подробно феноменология подобных трансформаций образа будет рассмотрена ниже, в разделе 3.1.

2.8. Смысл и эмоция

В-четвертых, несовпадение эмоций и смысла выпукло проявляется при психологическом анализе искусства (подробнее см. Леонтьев Д.А., 1998 а). Традиционно искусство связывали с эмоциональной сферой человека, противопоставляя его по этому параметру, в частности, науке. Однако неадекватность описания искусства только на языке эмоций подтверждается тем фактом, что наиболее прямое, интенсивное и очевидное воздействие на эмоции в чистом виде оказывает как раз не «высокое» искусство, а квазихудожественные коммерческие суррогаты. Что же касается подлинного искусства, то оно соотносится не с эмоциями, а с личностью, которая несводима ни к интеллектуальной, ни к эмоциональной сфере. Надо сказать, что в прокрустово ложе дихотомии аффект-интеллект, все еще характерной для современной психологии, особенно на Западе, не укладывается не только искусство, но и многое другое.

Различение квазиискусства и истинного искусства по критерию «для эмоций-для личности» хорошо согласуется с выделением двух классов эмоциональных процессов в восприятии искусства - рефлексии и реакции (Cupchik, Winston, 1992). Реактивная модель предполагает, что «интерпретативная активность сознания редуцируется, а акцент делается на простом эмоциональном отклике» (там же, р. 70). Авторы этого различения Дж.Купчик и Э.Уинстон приводят в качестве иллюстрации реактивно ориентированного искусства сентиментальные романы, строящиеся по жестко стереотипным схемам. «Когда интерпретация направляется стереотипами или прототипами, требуется меньше интерпретативной переработки и легко может быть вызван простой аффективный отклик» (там же, р.75). Реакция осуществляется в основном на уровне простых телесных (физиологических) проявлений, связанных с рассмотренными нами выше настройками. Напротив, рефлексивный тип восприятия связан со сложными процессами когнитивной переработки, интерпретации и оценивания, присущими эстетически развитым реципиентам. Проведенные Дж.Купчиком и Э.Уинстоном эксперименты показывают, что два различных типа восприятия, которые демонстрируют эстетически развитые и неразвитые реципиенты, выпукло проявляются даже в языке, которым те и другие описывают художественные произведения.

В-пятых, разведение личностного смысла и эмоции и демонстрация влияния первого на вторую оказалось возможным в психологических экспериментах. Так, обусловленность различий в формах эмоционального реагирования различиями соответствующих смыслов была показана Н.И.Наенко (1976). Задавая испытуемым различный личностный смысл выполняемой ими деятельности (ак-

туализируя разные мотивы), она зафиксировала соответствующие им различия в форме психической напряженности, возникающей у испытуемых в процессе деятельности. Отчасти схожие эксперименты проводила М.В.Ермолаева (1980; 1984). Изучая состояния удовлетворения от работы, она обнаружила зависимость этого состояния от активности субъекта и от структурных характеристик деятельности, придя к выводу о том, что трансформации личностно-смыслового вектора определяют качество эмоционального аспекта функциональных состояний при изменении мотива деятельности и условий ее протекания. Аналогичные результаты были получены ею при изучении тревоги. Общий вывод формулируется ею вполне однозначно: «Трансформации личностного смысла - опосредующее звено влияния мотивов и условий деятельности на содержание эмоциональных состояний» (Ермолаева, 1984, с. 89).

В экспериментах М.И.Лисиной и С.В.Корницкой (1974) обнаружилась зависимость эмоционального отношения детей раннего возраста и дошкольников к взрослому от того, насколько содержание общения между ними соответствовало уровню потребности в общении у ребенка на данной возрастной ступени. Б.Вайнер с соавторами обнаружили качественные различия эмоционального переживания успехов и неудач в зависимости от того, каким факторам испытуемые атрибутировали успех или неудачу, то есть в какие системы смысловых связей они их помещали (см. Хекхаузен, 1986 б, с. 166-167). Зависимость эмоциональной оценки дошкольниками собственной деятельности от того, оценивался ли ими центральный фрагмент деятельности, несущий в себе ее главный смысл, или же относительно периферийный фрагмент той же деятельности, зафиксирована в опытах Т.П.Хризман с соавторами (1986, с. 130). Четкое теоретическое и экспериментальное разведение смысловых и эмоциональных аспектов регуляции деятельности и раскрытие их соотношения дано в цикле исследований регуляции мыслительной деятельности под руководством О.К.Тихомирова (см. Виноградов, Долбнев, Стеклов, 1977; Бреслав, 1977; Васильев, 1979; 1998; Васильев, Поплужный, Тихомиров, 1980; Тихомиров, 1984).

Примеры, наглядно демонстрирующие зависимость эмоционального переживания некоторого события от целостной иерархической системы жизненных отношений, в которую это событие включено, от его психологического контекста, легко найти и в повседневной жизни. Таким образом, оснований для различения смысловой и эмоциональной феноменологии более чем достаточно. Мы видим, что эмоциональная реакция, как правило, сигнализирует нам о личностном смысле. Можно говорить о том, что эмоции выполняют вспомогательную функцию презентации личностного

2.9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ по ГЛАВЕ 2

смысла на осознаваемом уровне, не столько содержательно отображая его (это невозможно, поскольку смысл гораздо сложнее и глубже эмоции), сколько привлекая к нему внимание и ставя задачу на его содержательное раскрытие. Характеристика эмоций как чувственной ткани смысла {Василюк, 1993) представляется нам весьма точной.

Таким образом, понятие смысла, выводя анализ за пределы сознания, в плоскость жизненного мира, позволяет преодолеть бинарную оппозицию аффекта и интеллекта, познания и чувства, в

плену которой человекознание продолжает оставаться еще со времен античности.

Чу́вство - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.

Эмо́ция - эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

2. Раскройте содержание видов чувств: эмоциональных, моральных, эстетических, интеллектуальных.

Моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом.

Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи).

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

3. Как проявляются стенические и астенические эмоции в поведении человека. В чем выражается негативная роль аффекта?

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции , наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.

Примером стенических эмоций может быть чувство радости.

Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали.

Негативная роль аффекта выражается в отключении сознания человека и, как следствие, неадекватное поведение.

гнев->агрессия->человек рамахивает руками, краснеет->может ударить руками.

аффект - самая мощная эмоциональная реакция

    В чем выражаются функции эмоциональных проявлений человека?

Основные функции эмоций:

    Функция побуждения – данная функция позволяет эмоциям стимулировать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей, или притормаживать ее.

    Дезорганизационная функция – данная функция проявляется лишь в условиях ее проявления, а в остальных случаях не является функционально-значимой.

    Следообразующая функция – данная функция эмоций проявляется только в экстремальных состояниях.

    Эвристическая и предвосхищающая функция – определенное проявление эмоций выясняется за счет психологического механизма, который и находится у истоков данных проявлений эмоциональных состояний.

    Синтезирующая (предвосхищающая) функция – данная функция состоит в интеграции проявляющихся эмоций с когнитивными процессами, позволяя обеспечить возможность структурированного и целостного отражения переживаний и раздражений.

    Экспрессивная функция – данная функция эмоций отвечает за влияние эмоциональной сферы собственно на коммуникацию человека.

5. Воля - способность человека сознательно управлять собой в деятельности с трудно достижимыми целями.

6. Раскройте структуру волевого действия.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) Осознание цели и стремление достичь ее.

2) Осознание возможностей достичь цели.

3) Появление мотивов, подтверждающих или отрицающих эти возможности.

4) Борьба мотивов и выбор.

5) Принятие одной из возможностей в качестве решения.

6) Осуществление принятого решения.

7) Преодоление внешних препятствий и достижение поставленной цели.

еще никто не придумал.

Интеллект знаний известен всем! Многие из нас проходили тесты ради интереса, а в современных компаниях предлагается прохождение таких тестов для соответствия определенной должности.

Многим не очень приятно вспоминать о результатах своих тестов, а кто-то гордится ними. Имеет ли это значение? Насколько важен уровень интеллекта? И что означает термин «эмоциональный интеллект»? Чем он отличается от интеллекта знаний?

Тест на IQ

Доказано, что тесты на IQ не являются окончательной оценкой всех возможностей мозга, да и мерилом знаний их назвать сложно.

Примером тому может быть общепризнанный гений А. Пушкин, который был безнадежным двоечником. Интересно, как бы он смог сдать тест? Но это не отменяет его гениальности. А Моцарт или Шекспир смогли бы выдержать такие тесты? Люди саванты (кому неизвестно − люди с абсолютной памятью) могут творить чудеса, удивляя всех, но в жизни они совершенно не приспособлены, социум для них – темный лес, каков результат их интеллекта знаний?

Выдающиеся личности, не имеющие определенных знаний, а таких много и было и есть, разве могут попасть в разряд глупых людей? У них всего лишь сбой в нейронной сети мозга. Но такой показатель совсем не говорит о том, что стремиться к наукам нет смысла.

Это говорит только о том, что каждый из нас мог встречать человека, у которого за плечами три класса общего образовательного курса, а они очень умны, и даже некоторые мудры, с ними интересно беседовать, и это заслуга далеко не умственных способностей. Вот в этом и кроется тайна эмоционального интеллекта.

Понятие интеллекта

Так что такое эмоциональный интеллект? Это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения любых задач.

Способность задействовать свои знания, эмоции, и ощущения является основой определения эмоционального интеллекта, говоря другими словами − мудрости. Это загадка, которая никем не разгадана, но прекрасно нами чувствуется в людях, да разве только в них? Глядя на собак, мы можем определить какая с умными глазами, а у какой − глупый вид.

Без всяких тестов можно выяснить, насколько человек умен. Минута общения может указать на уровень развития человека. Как выяснилось, образованный, знающий и мудрый человек – это абсолютно разные понятия. Чтобы было более понятно, вспомните, сколько образованных людей оказалось на улице в годы перестройки, сколько их спилось или подалось в блудную жизнь.

Дальше, возьмем, как сейчас выражаются, «ботанов». Кто их слушает, кому интересен человек, манипулирующий фактами, с лицом без эмоций, бубнящий себе под нос? А ребенок, который в первый день присутствия в школе может проявить свое лидерство? В этом кроется вторая загадка эмоционального интеллекта – как люди преподносят свои знания и почему их интересно слушать.

Принцип действия интеллекта

В современном мире фактор успеха напрямую зависит от уровня эмоционального интеллекта. По статистике, уровень безработицы и преступности гораздо выше среди людей с низким интеллектом.

Мир загадочен, а человек − его главная загадка, и от животных его отличает совсем немногое:

  • язык;
  • сознание;
  • тщеславие;
  • право выбора.

И когда речь идет о серьезном вопросе, то выбор остается за человеком, ему решать как поступать и только в его власти собственное развитие эмоционального интеллекта.

Связь эмоций и переживаний человека впервые была установлена Аристотелем, а Рене Декарт назвал эмоции основой души, но никто не давал им конкретной классификации. Изучением эмоций, по мнению многих ученых, было связано с Дарвином, который положил начало миру человеческих эмоций. Многие открытые им закономерности до сих пор имеют место быть.

Эмоциональный интеллект заключается не только в умении считать, но и в умении сопереживать, что выводит человека на уровень зеркальных нейронов. Скажем, это такое построение мозга, которое включается тогда, когда человек не совершает что-либо, а только наблюдает за действием со стороны.

Например, предстоит серьезный разговор, который решает вашу судьбу. Вы должны сконструировать схему предстоящего разговора с этим человеком, т. е. как бы покинуть свой мозг и внедриться в мозг оппонента. Другими словами, посмотреть на себя глазами своего оппонента.

На этом и основывается весь успех социальных взаимоотношений. Доказано, что такие зеркальные системы испорчены у людей, больных аутизмом, возможно, это и объясняет их эмоциональную глухоту.

Уровень образования людей с развитым интеллектом

С какой стороны подойти к вопросу о том, как развить эмоциональный интеллект? Конечно, со стороны образования. Вот только образование должно основываться не на знаниях, а на понимании.

Это значит, что изучая определенный предмет, человек должен точно понимать, что эти знания ему нужны. А информацию, которая понадобится однажды, можно найти в интернете за две минуты, при этом, не засоряя свой мозг ничем лишним.

Человек должен философски относиться к информации, которая ему ежеминутно поступает. Без гуманитарной подготовки он не поймет того, что делает, он не оценит правильно мир, не поставит перед собой правильные цели, и не сможет расставить ценностные акценты. И все это значит, что к развитию эмоционального интеллекта человек не готов.

Навыки управления эмоциями

Развитие эмоционального интеллекта включает в себя, по меньшей мере, четыре основных навыка:

  1. Умение управлять собой. Эмоциональный интеллект подразумевает под собой управление своими действиями в различных эмоциональных состояниях. В порыве гнева мы способны совершать поступки, о которых потом жалеем, страх парализует наши действия, когда они требуют безотлагательного решения. Радость расслабляет и приводит к потере бдительности. Развивая эмоциональный интеллект, вы сможете действовать правильно в любой ситуации.
  2. Понимание своих эмоций. Каждая эмоция человека должна быть осмыслена. Анализируя ту или иную свою эмоцию, вы сможете понимать причины их возникновения. Это немаловажная ступень в развитии эмоционального интеллекта, так как появится возможность правильно использовать свои возможности и свои , решая важные вопросы.
  3. Контроль эмоций окружающих. Улавливать эмоциональный интеллект других людей можно только с помощью наблюдательности и умения слушать. Развитие эмоционального интеллекта в этом направлении приведет к пониманию того, что чувствует ваш оппонент.
  4. Умение управлять отношениями. В этом аспекте развитие эмоционального интеллекта несколько затруднительно. В нем участвует эмоциональная связь, контролировать которую сложнее, чем личный эмоциональный интеллект. Существует понятие, что, чем сильнее эмоциональная связь, тем проще донести свои мысли. Но вопрос любви никто не сможет объяснить. В ней чем сильнее эмоциональные отношения, тем труднее общаться (не всегда, конечно).

По утверждению психологов, усовершенствовать эмоциональный интеллект во временном эквиваленте можно только в одном навыке. Но даже амбициозный человек может убедиться в том, что один усовершенствованный навык повышает способность продвинуться на ступень выше.

Учимся управлять собой

Исследования показали, что на питание мозга человека расходуется 25% энергии, а на питание мозга маленьких детей – 50%.

Следовательно, это дорогостоящая для человека игрушка, особенно если он бессмысленно работает на мозг, а не наоборот. Поэтому здравомыслящие люди должны задуматься над тем, что мозг должен отрабатывать, затраченную на него энергию организма.

Мы должны уяснить, что мозг работает вхолостую, соответственно, и энергию потребляет зря, если у нас отсутствует или слабо развит эмоциональный интеллект, то есть если мы не умеем управлять собой и своими эмоциями.

А для развития этого навыка следует уяснить три основных правила:

  • ни под каким предлогом не давать себе спуску;
  • научиться говорить самому себе только правду;
  • уметь быть снисходительным и доброжелательным к людям.

Влияние рефлексии на наш интеллект

Способность самому на себя посмотреть и оценить называется рефлексией.

Например, что-то я слишком шумный, или почему я молчу, когда нужно говорить, или как нелепо я выгляжу, когда не знаю что сказать. То есть это способность оценивать свое поведение, тактику, статус в данный момент. Эта способность (составляющая эмоционального интеллекта), некоторым людям дана с рождения, но большинство людей или пытаются ее в себе развить, или их совершенно не интересует этот вопрос. Зависит это от многих факторов, но основной фактор, конечно − генетический.

Это не говорит о том, что если в семье не было близких людей с высоким эмоциональным интеллектом, то и у вас его не будет. Отнюдь, просто детям, рожденным с даром эмоционального интеллекта, знания достаются значительно легче, они уже умеют рационально использовать как знания, так и отсеивать ненужную информацию, в том числе и контролировать свои эмоции. А многие из нас, работая над собой, могут добиться не меньших результатов и максимально развить свой эмоциональный интеллект. Все зависит от нашего желания и поставленных целей.

Закон всемирного тяготения, или как эмоции влияют на события в нашей жизни

В далеком прошлом те, кто манипулировал людьми и был посвящен в эту тайну, изо всех сил старались сохранить власть и не делились своими знаниями.

Поэтому большинство людей до сих пор пребывают в неведении, живут по шаблону: ходят на работу, выполняют свои обязанности, возвращаются домой. Они не могут повысить эмоциональный интеллект только потому, что на это нет ни сил, ни знаний.

Вселенная, в которой мы живем, располагает определенными законами. Многие мы знаем, о других слышали, а о некоторых даже не имеем представления. Один из таких законов говорит о том, что все, что нас окружает в жизни, и даже то, на что мы привыкли жаловаться, притянуто нами самими. Этот закон основывается на законе всемирного тяготения.

Кто-то может попытаться опротестовать закон тем, что аварию он не притягивал, или нервного клиента тоже не выбирал, или еще что-либо, казалось бы, от нас независимое, но концепцию придется принять, усвоив некоторые знания.

Большая наша часть автоматически притягивает к себе все что случается, так как в нашем понимании мы не можем управлять всем. Наши мысли и чувства на автопилоте, и отследить их невозможно. Как их можно отследить? Так рассуждает большинство из тех, у кого проблемы с эмоциональным интеллектом. Да, все мысли отследить невозможно, это может свести с ума, так как в мозге проносится миллионы мыслей, но зная систему управления эмоциями, а это значит, повысив свой эмоциональный интеллект, мы сможем понимать то, о чем думаем. Ведь мысли вызывают эмоции, тот удивительный дар, который помогает понять, что именно мы привлекаем к себе.

Управление своей жизнью с помощью двух эмоций

С точки зрения многих психологов существует только две эмоции. Одна отвечает за то, когда хорошо, а другая – когда плохо. Названий множество, но по сути, будь то гнев, обида, злость или страх, то нам плохо.

Соответственно, эмоциональный блок говорит нам что-то, о чем мы в данный момент думаем, и абсолютно не соответствует тому, чего мы хотим.

Говоря другими словами, мы настроены на негативную частоту или излучаем негативные вибрации. Чувства надежды, любви, счастья – это позитивные чувства эмоций, а значит, что мы излучаем позитивную частоту, сигнализирующую о том, что текущие мысли соответствуют нашим стремлениям и целям.

Замечали ли вы, когда вы сделаете себе утренний кофе в плохом настроении, то он совершенно невкусный. С плохим настроением вряд ли вы найдете приятного собеседника, да и любимая работа может стать каторгой, если вас переполняют негативные эмоции. Извергая их на окружающих, вы не найдете человека, который поддержит вас. Ваши слезы вызовут только жалость или сочувствие, но проблемы вашей не решат.

Нет, это не призыв сдерживать негативные эмоции, а призыв избавляться от них.

Вывод

То, что мы чувствуем идеально отражает то, что нас ожидает. Не зря мы пользуемся словами «день не задался», все эмоции, все чувства решают весь день. А стоит только сменить эмоции, то появится возможность изменить не только день, но и всю жизнь. Думая и ощущая, мы всегда творим. Изменяя свое сознание, мы издаем сами свою вселенную.

Когда нам плохо, мы всегда можем это изменить. Например, послушать свою любимую музыку, увлечься своим любимым занятием. Нет такового? Так это первый сигнал для того чтобы заняться повышением своего эмоционального интеллекта.

Читайте познавательную литературу, развивайтесь. Подумайте о том, кого вы любите, об окружающем вас прекрасном, обратите внимание на своих домашних животных, они несут положительные эмоции, удерживайте эти мысли и эмоции в себе. Только положительные эмоции смогут помочь повысить эмоциональный интеллект, а соответственно, улучшить и вашу жизнь.

Тема: Эмоции и чувства

План:

1. Понятия «эмоции», «чувства».

2. Функции чувств.

3. Физиологические основы возникновения эмоций и чувств.

4. Формы переживания эмоций: чувства, аффекты, настроение, страсть.

ЛИТЕРАТУРА:

Основные понятия темы: эмоции; чувства; аффекты; настроение; страсть; эмпатия; тревожность; амбивалентность; стенические чувства; астенические чувства; апатия; вдохновение; стресс, депрессия.

Понятия «эмоции», «чувства».

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие» наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Даже те отдельные свойства предметов», информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают, безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выражен­ные, иногда едва заметные. Все эти переживания представ­ляют собой чувства или эмоции.

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника, новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведе­ния человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельство­вать изменения уровня адреналина в крови и многое другое.

Эмоции.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологи­чески закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Эмоции - это психический процесс, отображающий реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.


Чу́вство - отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении высших потребностей.

Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического раз­вития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от истори­ческой эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как зна­чимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызы­вают у него позитивные чувства. Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающим людьми. Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке.

Чувства могут различаться по интенсивности, продолжительности, глубине, осознан­ности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности и др.

Чувства характеризуются валентностью (или тоном ) - то есть могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.

Чувства могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.

В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические и астенические . Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие). Астенические чувства расслабляют или парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение).

Чувства подразделяются на: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми» выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что чело­веком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в кото­ром он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, рели­гии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, соответствую­щие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются амо­ральными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т. д. Следует отме­тить, что в различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении.

Отдельно можно выделить так называемые морально-политические чувства. Эта группа чувств, которая проявляется в эмоциональных отношениях к различным обще­ственным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действен­ный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др.

Следующая группа чувств - это интеллектуальные чувства. Интеллектуаль­ными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неудача, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют за скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полу­ченных знаний. Существование интеллектуальных чувств - удивления, любопыт­ства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказа­тельства является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмо­циональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному, природе, в жизни людей и в искусстве, наблюдая окружающие предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чув­ство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испыты­вает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства - восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого − называется эмпатией. Эмпатия проявляется в форме сочувствия, сопереживания, сорадования. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. Посредством эмпатии проявляется отношение человека к другим людям.

Конспект урока по обществознанию (7 класс)

Тема : Психологический портрет личности: интеллект, эмоции, чувства/

Цель урока : определить, какие основные свойства человека (темперамент, характер, интеллект, эмоции, чувства) влияют на становление личности.

Задачи урока:

Образовательная : 1) сформировать представление о понятиях – способность, интеллект, чувства, эмоции, аффект, стресс, настроение.

Развивающая : 1) развивать мышление, способность четко мыслить, кратко и ясно выражать свою мысль, 2) развивать коммуникативные способности, умение работать в стихийно созданных группах, творческие способности при выполнении заданий.

Воспитательная : 1) воспитывать грамотного и активного современного человека,

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Оборудование: учебник Кравченко И.А., Певцовой Е. А. Обществознание 6 класс, раздаточный материал, презентация «Психологический портрет личности».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие, учет отсутствующих.

Присаживаются.

На прошлом уроке мы говорили о психологическом портрете личности. На стр. 32 у нас перечислены основные свойства человека, которые влияют на формирование личности.

Сегодня мы продолжим говорить об этом, а именно разберем что такое способности, интеллект, чувства и эмоции.

Записываем тему урока : Психологический портрет личности: интеллект эмоции и чувства.

С каким свойством мы познакомились на прошлом уроке?

Раздаются 4 карточки и задание - необходимо определить тип темперамента и описать характер героя.

Посмотрим, как вы хорошо сможете определить тип темперамента. Посмотрим небольшую ролевую ситуацию.

Но не только темперамент играет большую роль в формировании личности. Какое свойство человек приобретает со временем?

На слайде необходимо отделить черты характера – положительные и отрицательные (выписываются в 2 столбика)

Согласны ли вы с утверждением, что «плохой характер при желании можно исправить»?

Итак, необходимо сделать вывод о том, как происходит изменение психологического портрета от рождения и дальше.

Называют.

Записывают.

Темперамент-это совокупность индивидуальных свойств человека, характеризующаяся быстротой возникновения чувств и их быстротой.

Получают задание (прил. 1) и работают.

2 учащихся разыгрывают ситуацию, где на лавочку присаживается человек и свою шляпу располагает рядом с собой. Подходит другой человек и нечаянно садится на эту шляпу. Показывают 4 сценки и реакцию 4 темпераментов. Учащиеся должны определить тип темперамента.

Характер – это совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Выполняют задание.

Рассуждают.

Т. О. психологический портрет складывается от рождения. Его основа- темперамент, который дается от рождения. В процессе развития личности формируется характер под влиянием разнообразных факторов. Изменить его можно, но имея желание и приложив усилия.

III

Психологический портрет личности состоит не только из таких структурных элементов как характер, темперамент, сюда же относим способности и интеллект, а так же чувства и эмоции.

Работа в группах. Необходимо с помощью текста в карточках дать определение терминам – эмоции, способности, интеллект, чувства.

Итак, пожалуйста, первая группа, вы должны были дать определение способностям.

Хорошо. Вторая группа, какое определение вы можете дать понятию интеллект?

А что такие интеллектуальные программы по ТВ вы знаете?

Кроме интеллекта, выделяют еще несколько видов способностей, например, одаренность, гениальность талант. В чем вы видите разницу между ними?

Составьте синквейн с этими двумя словами. (Прил. 3)

Хорошо. Еще одним свойством, влияющим на становление личности являются эмоции. Пожалуйста, третья группа, скажите нам, что такое эмоции.

Хорошо, неотделимы от эмоций чувства. Какое определение нам дала четвертая группа.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (упражнения для мимических мышц лица)

А как вы думаете, зачем человеку нужны чувства и эмоции?

Посмотрим картинки и фотографии животных и людей, определим, какие эмоции они испытывают.

А что вы сейчас наблюдали – эмоции или чувства?

Разнообразие мира чувств называют душевным богатством, не даром говорят о человеческой душе.

Но современная культура, средства СМИ, пропагандирую запрет на чувства и их внешнее проявление.

Как вы думаете, зачем?

Люди запрещают себе чувствовать, находят запретам различные рациональные обоснования.

«Настоящие мужчины не плачут»

«Страх – признак слабости»

«злиться на близких нельзя»

И что же получается, чувства нам нужны или нет? Что будет, если будем сдерживать свои чувства?

А для того, что бы этого не случилось, нам необходимо научиться управлять своими эмоциями и чувствами.

А легко ли это сделать?

Читаем учебник стр.41.

Итак, что же влияет на становление личности, что входит в психологический портрет личности?

Что бы ответить на этот вопрос, мы должны разгадать кроссворд.

    Способность к познанию и логическому мышлению.

    Высший вид эмоций

    совокупность индивидуальных свойств человека, характеризующаяся быстротой возникновения чувств и их быстротой

    особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся, главным образом в переживания

    умение что-либо делать, в склонности к определенным занятиям

    совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Какой вывод можно сделать о формировании личности?

На работу дается 3 минуты.

Способность у человека определяется в умении что-либо делать, в склонности к определенным занятиям .

Интеллект - способность к познанию и логическому мышлению.

Варианты ответов. (умники и умницы, самый умный, что где когда, сто к одному, своя игра, кто хочет стать миллионером, поле чудес, слабое звено, такси)

Высказываются.

Прил 4.

Эмоции - особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся, главным образом в переживаниях

Чувства – это отношения к окружающему миру, конкретным событиям или людям, высший вид эмоции.

(Прил. 4) определяем эмоции.

Помогают выразить внутреннее состояние человека, реакцию на окружающее.

Смотрят определяют.

Эти заперты, предполагают, что человек избегает определенных эмоциональных состояний (печаль, обида, страх), т. К. не должен казаться слабым, невоспитанным, неуспешным.

Запрет на горе

Запрет на страх

Запрет на гнев, злость

Аналогия с кипящим чайником: взорвемся, выльется это в болезнь, тоску, депрессию, агрессию.

Читают, отвечают.

(прил. 5)

Отвечают.

Рефлексия. Что нового узнали. Выставление оценок.

Беседа по кругу. Подводим итоги

д/з параграф 6, стр. 42 вопр. 3.практикум.

Записывают в дневник. Пояснение д.з.