Биографии Характеристики Анализ

Чему учит карлик нос для читательского дневника. Психоаналитическая интерпретация сказок "Красивая жена", "Карлик нос" и "Медведь – липовая нога"

Тема: «В. Гауф «Карлик-Нос»

Цель урока : познакомить ребят с новой сказкой В. Гауфа.

Задачи урока :

Сопоставить сказку Гауфа с волшебной сказкой, которая принадлежит фольклору;

Выявить особенности жанра литературной сказки вообще и данной сказки в частности:

Воспитывать чувство сопереживания

Ход урока:

    Орг. момент

Нет сказки причудливей. чем сама жизнь

Г. Х. Андерсен

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной замечательной сказкой «Карлик-Нос”, автором которой является В. Гауф - величайший немецкий писатель-сказочник.

Давайте послушаем. что это был за человек. Он прожил всего 25 лет, но вошел в историю мировой литературы как величайший писатель-сказочник.

    Выступление подготовленных учащихся :

1)Родился Вильгельм Гауф в немецком городе Штутгарде в начале ХIХ века. В 1802 году семья господина Гауфа, министерского чиновника, была большой и очень дружной. Все особенно любили маленького выдумщика и проказника Вильгельма. Мама читала ему на ночь самые интересные книги, какие только можно было купить в книжных лавках, и мечтала увидеть сына в будущем известным ученым или писателем.

2)В гимназии и университете Вильгельм был лидером в среде своих одноклассников. Все любили его за красноречие и остроумие. Неистощимый выдумщик. он затевает проказы,которые никому не приходят в голову, кроме него.

3)Рано потеряв отца, Вильгельм понял, что в дальнейшей жизни он должен рассчитывать только на себя.

Еще в ранней юности, будучи студентом,он... пишет. Сочиняет стихи, повести, романы и даже мемуары. И в 20 лет он уже признанный писатель.

Закончив семинарию. оп становится домашним учителем в одной дворянской семье. И. обучая детей разным наукам, сочиняет для них сказки. А скоро и взрослые с увлечением слушают волшебные истории Гауфа и советуют выпустить сказки отдельными сборниками, которые и увидели свет в 1825 году.

Истоки сказки Гауф видит в неуемном желании человека «вознестись над повседневностью» ,с одной стороны, а с другой - в стремлении к творчеству и сопереживанию. Ибо только дух творчества дает ощущение свободы, стирает грань между явью и вымыслом.

Именно поэтому сказка в творческом наследии Гауфа была любимейшим жанром.

    Беседа по произведению

- Но ведь не только Гауф с удовольствием избирает именно этот жанр, что же заставляло и других писателей – сказочников создавать свои произведения?

Особенности жанра литературной сказки :

Сказки в большинстве своем хорошо заканчиваются;

Многих писателей радует возможность создания светлой атмосферы, господствующей сказочном мире;

Как и в народной сказке, в сказках литературных всегда добро побеждает зло:

Следить за событиями сказки очень увлекательно, но развлекая, сказка учит.

А чтобы ответить на вопрос, чему же учит нас эта сказка Гауфа, за что наказан герой, какие испытания ему нужно преодолеть, мы должны обратиться к содержанию этой сказки.

4.Рассмотрение иллюстраций

Рассмотрим иллюстрации средневекового города, ведь все действие сказки разворачивается в германском городе, где жили сапожник Фридрих со своей женой Ханной. Она продавала на рынке плоды и овощи со своего маленького огорода, ей помогал сын Якоб, стройный, красивый мальчик. , довольно высокий для своих двенадцати лет.

Этот мальчик и будет героем нашей сказки.

Однажды привычное течение жизни этой семьи нарушает одно событие.

- Какое?

Появление на рынке старухи-волшебницы.

Вот как это было.

(Инсценировка фрагмента сказки.

Физминутка для глаз

    Выборочное чтение.

И тут начинаются чудеса и волшебные превращения.

- За что и как наказывает Якоба старуха и как награждает?

За резкость и непочтительность к старухе, за дерзкое и вызывающее обращение Якоб на долгие годы лишается своих родителей, теряет свой облик и становится карликом со смешной в даже немного пугающей внешностью. Но в награду за послушание старуха угощает Якоба супом, который сама приготовила. (найдите отрывок в тексте)

- Кушай, сынок, - сказала она.- Поешь этого супу и будешь такой же красивый, как я. И поваром хорошим сделаешься - надо же тебе знать какое-нибудь ремесло.

Но Якоб на это смотрел иначе. У него прямо сердце разрывалось с досады. Семь лет жизни у него украла старуха,а что он за это получил?

Он не только научился готовить разные кушанья, чистить кокосовые скорлупки н натирать стеклянные полы, он приобрел богатый жизненный опыт, друга в лице Мими и способность чутко и внимательно относиться к окружающим его людям. Якоб сожалел не о том, что он лишился своей привлекательной внешности, а о том, что родители прогнали его прочь, как собаку.

-А что же помогло Якобу уйти от старой волшебницы?

Он обнаружил в кладовке диковинные травы, какие ему еще никогда не попадались.

Стебли у них были зеленоватые, а на каждом стебельке - ярко-красный цветочек с желтым ободком. Якоб поднес один цветок к носу... несколько раз чихнул и проснулся.

Ну и сон же это был! Прямо будто наяву! - подумал Якоб. - То-то матушка посмеется, но и попадет же мне.

Для Якоба время остановилось. Остановившееся время освобождает от проблем, но лишает возможности испытать истинную радость и узнать жизнь во всей ее полноте. Но не только травка помогла ему вспомнить все, что с ним произошло. Любовь к родителям и ответственность перед ними заставляет Якоба как можно быстрее покинуть дом старой волшебницы, несмотря па жалобный писк морских свинок и белок.

Таков закон любой сказки, герой обязательно должен пройти через испытания, преодолеть препятствия и обязательно получить какое-либо воз- награждение.

Особое отличие литературных сказок, особенно, если мы говорим о сказках Г.Х.Андерсена, В. Гауфа, Ш. Перро в том, что добро и зло борются не во внешнем мире, а в душе человека и победа добра или победа над злыми чарами может состояться, если герой сможет совершить необычайное усилие, обрести в самом себе силы, способные противостоять злу.

Став карликом, Якоб испытал унижения, гонения, насмешки, но приобрел способность чуткого и внимательного отношения к окружающим. За это он снискал уважение подданных герцога и дружбу Мими. Ведь и от колдовских чар Якоб избавился только с помощью Мими. Благодаря состраданию, доброте и участию к судьбе Мими, которые, безусловно, жили в его сердце.

- Гусыня Мими - тоже очень важный персонаж сказки. Что вы можете о ней сказать?

Это чудесный помощник - традиционный персонаж всех волшебных сказок. Интересно, что во многих литературных сказках действуют персонажи, принявшие птичье обличье: у Жуковского в «Сказке о царе Берендее» - уточка (Василиса Прекрасная), у Андерсена в сказке «Дикие лебеди» братья Элизы были заколдованы в прекрасных диких птиц, в «Финисте -ясном соколе» Финист превращается в сокола.

Закрепление

Итак, чудесный помощник - это традиционный элемент как народной, так и литературной сказки.

А теперь давайте поговорим об отличиях этой сказки от сказки народной:

Нет традиционного зачина и концовки;

Нет в конце свадебного пира;

Нет магического числа “три”:

Нет традиционных эпитетов

Один вариант, но разные переводы (об искусстве перевода мы поговорим, когда будем изучать баллады Жуковского).

И. наконец, герой в народной сказке обладает достаточно традиционными чертами: он должен быть бесстрашным. находчивым. сильным - это все входит в понятие “добрый молодец”. Герои же литературной сказки, как и любого другого литературного произведения, обладает своими индивидуальными чертами.

Понятие о литературном герое . Он обладает своими индивидуальными чертами. Характер его раскрывается в его облике, поступках, словах и даже жестах, то есть он более психологичен, чем герой народной сказки.

-Меняется ли ваше отношение к Якобу в начале сказки и в конце?

(В начале сказки мы испытываем интерес, в конце- симпатию и большое уважение)

- В какой момент вы особенно сильно сочувствуете Якобу? Почему?

(Когда отец побил и выгнал его.)

(Когда кочаны превратились в головы).

- Что вызвало ваше негодование и возмущение?

(Несправедливость родителей. жестокость старухи, обжорство герцога).

Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы все добрые и отзывчивые дети, думаю, что этому в значительной степени способствовало чтение сказок как народных, так и литературных. И я надеюсь, что вы снова и снова будете брать в руки книги сказок, знакомиться с новыми героями и их чудесными приключениями, потому что, говоря словами Гауфа,

сказка творит добро, радует сердце, веселит взоры; она старается доставить веселый часок, но развлекая, учит..., представляя жизнь как чудо”.

Вопросы к уроку:

- Как вы хотели бы закончить сказку?

- Обозначьте ключевые сцены.

(Ключевые сцены:

1 Встреча со старухой на рынке.

2.Превращение в доме колдуньи.

3.Возвращение Якоба в город в образе карлика.

4.Изгнание из дома.

5.У герцога на службе.

6.Вызволение Мими.

7.Поиск травки и избавление.)

- Выявите особенности литературной сказки Гауфа.

Домашнее задание

Безусловно, первое, что бросается в глаза при беглом знакомстве с биографией этого немецкого писателя, – ее краткость. Прожил Вильгельм Гауф полных 24 года, хотя жизнь у него сложилась вполне счастливая, без чрезмерных любовных мук и участия в дуэлях. Появился на свет сказочник в 1802 году. Первым жизненным испытанием мальчика стала смерть отца, которого посадили в тюрьму по несправедливому обвинению в подготовке мятежа. Считается, что этот штрих биографии впоследствии найдет отражение в сказке «Маленький Мук». Вильгельм Гауф после случившегося переехал в дом деда. Там мальчик впервые получил образование – в старинной библиотеке среди десятков стеллажей.

Обучался будущий сказочник на факультете теологии и философия. Естественно, молодой человек не стремился стать пастором. Не отличался он особым смирением, а всегда был в душе забиякой, мятежником. Он даже организовал орден «факелоносцев», надевал несколько экстравагантные красные штаны и даже не преминул перекрасить ноги святому Георгию (то есть его статуи). Причиной же, по которой Вильгельм Гауф выбрал именно это направление учебы, была стара как свет – бедность. Полноценное образование в семье будущего писателя могли позволить только одному ребенку. Им оказался не Вильгельм, а его старший брат. И только учеба на теологическом факультете в те времена предполагала стипендию.

Покинув альма-матер, молодой человек нанялся репетитором в один из домов. Посещение Парижа, Брюсселя, Бремена – эти и другие поездки успел совершить Вильгельм Гауф. Сказки, которые он сочинял специально для детей баронессы фон Хёгель, заставили поверить писателя в свои силы и выпустить «Альманах...» в 1826 году. Однако дебютом в искусстве слова стал отнюдь не сборник сказок. До этого был издан роман «Человек с Луны», и эта проба пера, надо признаться, вызвала небольшой скандал. Дело в том, что Вильгельм Гауф опубликовал свою книгу под именем одного популярного в те времена беллетриста, проза которого служила образцом безвкусной литературы. Однако она пользовалась популярностью, а значит, когда читатели видели на обложке знакомое имя, не задумываясь покупали «Человека с Луны». И каково же было негодование публики, когда она обнаружила не знакомое чтиво, а ироничную пародию на него! Гауфа разоблачили, его обязали заплатить штраф. Ну и что, зато он стал настоящей знаменитостью! После издания двух «Альманахов...» (третий увидел свет уже после смерти писателя) Вильгельм Гауф продолжает работать. Создает стихотворения, новеллы, становится редактором «Утреннего листка» и... женится на кузине, которую давно любил.

Сюжет.

В одном безымянном городе Германии жил сапожник. Его жена Ганна и сын Якоб успешно торговали на рынке овощами. Когда к их лотку однажды подошла безобразная старуха, Якоб рассердился на её привередливость и раскритиковал женщину. На это старуха обещала, что и он станет таким же. Дело в том, что она оказалась ведьмой, и её звали Травозная (нем. Kräuterweiss - знающая толк в травах).

Когда Якоб помог ей донести покупки, в своём доме, где прислуживали антропоморфные морские свинки и белки, Травозная накормила его вкуснейшим супом. Он заснул и увидел сон про то, как семь лет служил старухе в обличье белки и даже стал отличным поваром. Когда мальчик проснулся и вернулся на рынок, оказалось, что действительно прошло семь лет, а он превратился в уродливого карлика. Родители не признали его и не поверили ему. Тогда Якоб устроился к герцогу гурманов младшим гоф-поваром (в качестве испытания он приготовил датский суп с красными гамбургскими фрикадельками). Герцог ел его стряпню да нахваливал.

Однажды карлик Нос, как его сейчас называют, среди прочего купил на рынке гусыню Мими (которая в результате оказалась заколдованной девушкой). Она помогла ему испечь паштет «Сузерен» для герцога и его гостя - князя, а также найти для паштета очень нужную приправу - травку Вкусночиху (нем. Niesmitlust - чихай с удовольствием), в которой Якоб узнал компонент того самого супа. В своей комнате он понюхал травку и вернулся в прежнее состояние.

Сначала они с гусыней отправились к отцу Мими - волшебнику Веттербоку, который отблагодарил Якоба. Последний вернулся к родителям с приличной суммой денег.

Смысл и значение сказки

Через весь текст сказки «Карлик Нос» проходит идея торжества справедливости, преимущества внутреннего мира перед внешним. Главный герой сказки - ребёнок, похищенный ведьмой и превращённый ею в уродливого карлика. Сбежав от неё, он пытается возвратиться домой. Но родители не узнаю́т его. Работая на королевской кухне, он спасает девочку Мими, превращённую ведьмой в гусыню. Дружба помогает им преодолеть все препятствия и освободиться от колдовских чар.

Задачи:

Образовательные: развивать навыки анализа прозаического текста;
Воспитательные: повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
Развивающие: развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

Оборудование:

  • распечатанный текст сказки;
  • музыкальное сопровождение.

Опережающее домашнее задание:

  • письма к злой ведьме;
  • рисунки по сказке;
  • инсценировка двух отрывков.

Оформление доски:

А.С.Пушкин писал: "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".

Не было бы счастья, да несчастье помогло (пословица)

Ход урока:

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Добрый день, уважаемые ребята и гости. Сегодня мы с вами на уроке литературы вместе с героями сказки Гауфа " Карлик Нос" окунемся в волшебный мир сказочного королевства; попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечный вопрос бытия: что есть зло и добро в нашей жизни и литературной сказке.

А сказка великого немецкого писателя начиналась так:

«Господа! Думаю, неправы те, кто считает, что времена фей и волшебников давно прошли, а в историях, рассказанных на базаре, нет правды ». Давайте посмотрим, какначинался мультфильм, сравним с нашей инсценировкой, а потом для себя решим: есть ли в сказках правда, стоит ли их читать или смотреть…(просмотр небольшого фрагмента мультфильма.)

Мы посмотрели только что фрагмент из мультфильма, а теперь предлагаю насладиться инсценировкой отрывка из сказки Гауфа "Карлик Нос". Разные искусства, не повторяя друг друга, освещают один и тот же сюжет по - разному, помогают глубже и ярче понять материал, заинтересовать читателя…

1. Инсценирование эпизода

Сцена № 1. На рынке

Якоб: Пожалуйста, сюда, господа! Взгляните на отменную капусту, душистую приправу! Ранние груши, яблоки и абрикосы! Покупайте, господа! У моей матушки низкие цены!

Травница : Вы ведь, Ханна, торговка овощами?

Ханна: Да, это я. Что вам угодно?

Травница: Посмотрим, посмотрим, прежде всего, траву, да есть ли у тебя то, что мне надобно. Дрянь товар, ничего подходящего из того, что мне нужно, пятьдесят лет назад куда как лучше было. Теперь все дрянь!

Якоб: Послушай, бессовестная старуха! Сначала ты копаешься своими противными пальцами в корзине, мнешь зелень и суешь пучки под длинный нос, кто это видел, уже их не купит, а потом обзываешь наш прекрасный товар дрянью, а ведь повар самого герцога закупает у нас овощи.

Травница: Ах, сыночек, сыночек! Тебе, значит, не нравится мой нос, мой красивый длинный нос! Погоди, у тебя появится такой же нос и вытянется до подбородка.

Якоб: Не тряси так противно головой. Шея у тебя такая тоненькая, вроде капустной кочерыжки, того гляди, надломится, и твоя голова полетит прямо в корзину! Кто у нас купит такой товар!

Травница: О, тебе нравится моя тонкая шея? Так у тебя вовсе ее не будет, а голова уйдет в плечи!

Ханна: Не болтайте ерунды, если вам надо что-то, так покупайте, а то разгоните всех покупателей.

Травница : Ладно, так и быть, я куплю у тебя эти шесть кочанов, но мне тяжело их нести одной, позволь сынишке отнести покупку до моего дома, а я отблагодарю его щедро, как он того заслуживает.

Якоб: Мама, я не хочу идти с ней до ее дома, посмотри, какая она отвратительная и страшная.

Хана: Не говори так, сынок, просто помоги ей и возвращайся.

Травница (дома отбросила палку и пригласила за стол): Присаживайся, сынок, ты верно с дороги очень устал, я сейчас наварю и накормлю тебя таким супчиком, который ты запомнишь на всю жизнь и тогда получишь все, что тебе во мне понравилось. Кстати, можешь и сам стать искусным поваром. А травки волшебной тебе не найти! И не вспомнить прошлое! Отчего не было ее в корзине твоей матери?! Это хорошо! Это навсегда! Мне нужны такие помощники.

2. Беседа по эпизоду из сказки В.Гауфа "Карлик Нос"

Почему ведьма на рынке обращается именно к Ханне, матери Якоба, а не к другим торговкам? (Она могла слышать о ней как о лучшей торговке, у которой есть качественный и разнообразный товар, завидует, что Ханна имеет красивого бойкого помощника или просто желает испытать мальчика.)

Как реагирует на ворчание старухи Якоб, оцените его поведение. (Мы видим героя в разных жизненных ситуациях: положительных и отрицательных.)

Как вы думаете, если бы Якоб сдержался и не нагрубил Травнице, оставила ли она его у себя на службе? (Сколько читателей, столько и мнений: возможно, оставила бы его у себя, так как ей нужны хорошие помощники, наверное, не оставила бы, потому что он не сделал ей ничего плохого.)

3. Инсценирование второго эпизода

Давайте посмотрим еще эпизод-сценку и назовем ее "Возвращение ".

Якоб: Здравствуй, матушка, тебе грустно, это ведь я, твой сын!

Ханна: Ступай отсюда, мерзкая уродина, ты за свои проделки не получишь ни гроша. Нечего врать, уродливая обезьяна!

Якоб: Должно быть, Бог лишил ее разума! Как мне довести ее до дома? Посмотрим, узнает ли меня родной отец.

Отец: Господи, кто это пришел?

Якоб: Добрый вечер, мастер, как поживаете?

Отец : Очень плохо. Все валится из рук, старость не за горами. С работой не справляюсь, а помощников нет. Нанять подмастерьев не по карману.

Якоб: Но у вас есть, кажется, сынок, разве он вам не помогает?

Отец : Бог ведает, где он сейчас, семь лет как его украли на рынке. Жена всегда хвалилась им, рассказывая о красоте и ловкости сынишки. Я предупреждал ее: злых людей много, береги сына. Ханна - добрая душа - отпустила с уродливой женщиной сынишку донести товар и с той поры не видела его.

Якоб: Вы говорите, с тех пор прошло семь лет?

Отец: наведывается в город раз в пятьдесят лет, она, похоже, и увела его. Может, вы желаете заказать пару туфель или футляр для своего носа?

Якоб: При чем тут мой нос?

Отец : Я бы непременно заказал футляр, который убережет тебя от всяких неприятностей. Уверен, вы постоянно натыкаетесь им на дверные косяки и повозки.

Якоб: Мастер, а нет ли у вас под рукой зеркала, чтобы мне поглядеть на себя.

Отец: У вас не та внешность, чтобы ею любоваться и смотреться в зеркало. Оставьте меня и ступайте прочь! Через улицу живет цирюльник, у него зеркало в два раза больше вашей головы.

Якоб : Доброе утро, Урбан, окажите любезность, позвольте мне взглянуть на зеркало?

Урбан: Вон оно стоит. Вы самый красивый парнишка. Шея - как у лебедя, руки - как у королевы, а уж носик - курносик, каких свет не видывал! Наверное, вы им гордитесь! Ну да ладно! Ступайте к зеркалу, пусть не говорят люди, что я из зависти не дал собой полюбоваться!

Якоб: Да, моя бедная мать не смогла узнать своего сына. Я стал безобразным карликом, я помню ту встречу с женщиной. Все, что я осудил и осмеял в ней, досталось мне: длинный нос, скрюченные пальцы. Все потешаются надо мной, но ведь старуха испортила только внешность, а изменить душу не смогла. Я думаю и чувствую иначе, стал чуточку умнее, мудрее что ли... Меня не пугает уродство, я стерплю, намного хуже, что меня прогнали собственные родители. Я постараюсь вернуть их любовь и внимание...

4. Беседа по сказке.

Большое спасибо актерам, давайте разберемся в прочитанном.

Сколько лет был на службе Якоб и чему там научился?

Как удалось Якобу бежать с плена?

Что о себе узнал Якоб, глядя в зеркало и слушая прохожих?

Что хотел сказать автор, показывая грубость и нетерпимость родителей при встрече с сыном? Может этот кусочек текста лишний? (Судьба посылает ему очередное испытание, которое идет от близких людей, и из него надо выйти с честью и достоинством; зло везде, поэтому с Якобом случилась данная история .)

..." В том городе, как, впрочем, и везде, жило мало сердобольных людей, способных посочувствовать несчастному человеку".

Почему на грубость и ехидство цирюльника Якоб не отвечает злобой? (Лучше проявить терпение, на зло не отвечать злом.)

Кого винит мальчик в своем уродстве? (Он ругал себя за то, что порицал внешность колдуньи и поэтому получил по заслугам.)

Какие испытания приготовила ему судьба, когда карлик был на службе у герцога?

Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке?

Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом?

Как заканчивается сказка?

5. «Озвучь мультфильм»

Расположите иллюстрации последовательно по сюжетам и подберите по три ярких цитаты к ним.

Этот вид деятельности учит ребят быстро находить данный эпизод, подбирать убедительные, яркие цитаты и выразительно озвучивать их, не теряя заданного темпа, продолжая путешествие в волшебный мир сказки; при этом создается особый, неповторимый и творческий микроклимат, наполненный радостью и игрой.

6. Аналитическая работа с философскими понятиями.

Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

Мы с вами некоторое время путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча.

Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь. Ребята, разделите тетрадь на две половины и запишите слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра.

Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

Зло - это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...

Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который нам даст точное определение этих слов.

Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Как вы видите, что значения этих слов несколько неопределенные, туманные... Один из героев фильма сказал: "Что для русского хорошо, то для немца - смерть". Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро.

Зло (минус) Добро (плюс)
1. Служба у ведьмы
минус : жил без родителей 7 лет в изгнании. плюс: научился натирать полы, печь солнечный хлеб, замечательно готовить.
2. Превращение в карлика
минус: страдал от насмешек и оскорблений окружающих; потерял привлекательную внешность, которой хвастала перед торговками мать. плюс : сохранил душу, спас гусыню, стал терпимее.
3. Встреча с разгневанными родителями
минус: получил сильный удар от самых близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына. плюс : понял и осознал причину своего превращения, но не обиделся на родителей, а стал мудрее и терпимее.
4. Служба у герцога
минус: опасения за свою жизнь. плюс : знакомство с гусыней, проверка поварских умений.
5. Избавление от чародейства
минус и плюс : знакомство и прощание со сказочным миром. плюс: стал милым и привлекательным юношей, получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить жизнь как таковую, научился быть благодарным за многие испытания, которые подарила судьба.
6. Вывод

Для своего доказательства подберите яркие цитаты из текста.

"Да, милая матушка, ты не могла узнать своего сына - он не был таким. Когда ты им хвасталась перед людьми!

"Глаза у него сделались маленькими, как у свиньи, нос чудовищно вытянулся и нависал надо ртом и подбородком, шеи не было видно".

"Хотя злобная старуха испортила его внешность, но изменить его душу не могла... Его не печалила утраченная красота".

"Он вспомнил, как белкой прослужил семь лет у колдуньи, в кого она его превратила за то, что он порицал ее ».

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Как справился Якоб с теми испытаниями, которые выпали на его долю? Н.А. Заболоцкий в своем стихотворении "Некрасивая девочка", размышляя о красоте души, красоте внешней и внутренней, писал:

А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей; внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.)

7. Проверка домашнего задания. «Послание Якоба злой Травнице».

Представим, что мы в образе Якоба можем пообщаться с Травницей и передать ей наши послания, в которых сообщим все то, что думаем о ней и о себе... Если бы мы могли это сделать, то, возможно, событий, описанных в этой сказке, и не произошло.

"Здравствуй, милая бабушка!- пишет тебе Якоб. - Я все понял, что со мной произошло, и почему ты меня превратила в карлика. Раньше я не задумывался о том, что рядом со мной живут всякие уродливые и больные люди. Они портили своей отвратительной внешностью мой мир, в котором им нет места. Хотелось, по меньшей мере, крикнуть на них или закрыть глаза руками, но теперь я понимаю, что кто-то виноват в том, что они такие... А мы проходим мимо, не хотим видеть и слышать их. Нам так удобно и спокойно. Прости, если можешь..." (Сережа К.)

"Как страшно остаться одному в этом мире, так хочется громко крикнуть: « Люди, опомнитесь! Не дайте злу существовать и увеличиваться. Не надо отвечать на зло - злом, и тогда будет светить солнце на небе и душе!" (Арсения Ф.)

"Если бы можно заново пережить тот кусочек жизни, я бы захотел, наверное, все исправить и стать вновь милым и послушным. Но очень многое не узнал и не понял бы, продолжая торговать. Не встретил бы на своем пути тебя, первую учительницу, не поверил бы в сказку, не стал бы таким, как сейчас... Пусть будет все как есть! Мне интересны всякие приключения!" (Лана С.)

8. Обратимся еще раз к эпиграфам, прочитаем их…

Какие пословицы, отражающие тему урока, вы бы выбрали и почему? Какие «уроки жизни» вы для себя извлекли?

  • Чья душа в грехе, та и в ответе.
  • Не было бы счастья, да несчастье помогло.
  • Самолюб никому не люб.
  • Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
  • За каждым вечером следует утро.
  • Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем.
  • Язык человека может принести ему славу, и позор.
  • Жить прожить - не поле перейти.
  • Один битый двух небитых стоит.
  • Грамоте учиться - вперед пригодиться.

(Автор данной сказки учит нас терпению и житейской мудрости, которая приходит только к тем, кто может понять и осознать свои просчеты и ошибки, научится на зло не отвечать злом и чувствовать боль и страдание чужих и близких.)

9. Сочини свой «синквейн» на тему урока.

(Стихотворение состоит из пяти строк, за каждой строчкой закрепляются определенные правила: необходимо соблюдать нужное количество слов при использовании определенной части речи. Говорят, что в вольном переводе с французского языка это слово означает «пять вдохновений». Данная работа требует синтеза информаций и материала в кратких выражениях и позволяет рефлектировать по какому – либо поводу.)

Ведьма
Дряхлая, скупая
Знает, помнит, угрожает.
Малышу, что варит каши, будет служба на века
Вот тоска.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ТЕМА. Произведение В. Гауфа « Карлик Нос ».

Участники проекта : учащиеся 4 класса .

Срок выполнения : 3-4 урока.

Тип проекта: групповой, творческий

Продукт проекта: журнал

Цель

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП

Тема: В. Гауф «Карлик Нос»

Урок-проект.

Цель урока: Формировать вдумчивое отношение к авторскому слову, правильно оценивать поступки героев. Формировать умение постигать смысл и художественное содержание произведений. Создать условия для эмоционально-эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.

Воспитывать на примере героя сказки мужественность, честность, смелость, открытость характера.

Оборудование: интерактивная доска, журналы, дополнительные материалы, для создания страниц, звездочки.

Ход урока:

I . Оргмомент

Сейчас вы узнаете отрывок из новой сказки В. Гауфа и надеюсь, что он подтолкнет вас прочитать всю сказку и узнать, чем она интересна.

(учащиеся получают отрывок)

В далекой прекрасной стране, где вечнозеленые сады, никогда не заходит солнце, царствовала королева Фантазия. Она была любима и почитаема всеми, кто ее знал. Слетела она на землю, ибо слышала, что там обитают люди, которые проводят жизнь в суровой печали, среди трудов и забот. Им принесла дары из своего царства, и с тех пор, люди стали радостнее за работой…

И своих детей она тоже посла на землю дарить счастье людям. Однажды Сказка, старшая из дочерей королевы, возвратилась с земли. Мать заметила, что Сказка грустна…

Что с тобой, душенька Сказка, - обратилась к ней королева, - Доверься своей матери, скажи, что с тобой?

Ах, милая мама! Эта печаль…

Дочь моя, горе – это тяжесть, которая не под силу одному и с которой легко справится вдвоем, - сказала прекрасная королева.

Почему Гауф выбрал королеву Фантазию?

Почему она любима и почитаема всеми?

Как вы думаете, какие дары принесла королева из своего царства?

А почему, по вашему мнению, старшей дочерью была сказка?

Найдите в тексте главную мысль этого отрывка из сказки?

Вывод: И мы должны работать с радостью, помогая друг другу.

II . Сообщение темы и цели урока:

Сегодня на уроке мы должны подвести итог работы по творчеству В. Гауфа. Свои умения и навыки мы должны выразить в проекте.

Слайд №2 Проект – это продукт нашего труда и сегодня мы будем оформлять наш проект в виде журнала.

Беседа:

Слайд №3

Какие вы знаете современные детские журналы, созданные по мотивам сказок? (Вини-Пух)

Сегодня я предлагаю по мотивам сказки В. Гауфа создать журнал.

Вспомните, что отображается на страницах детских журналов.

Итак, мы начинаем. Слово предоставляется Библиографам

(Сбор интересных фактов из биографии Гауфа.

Выбор портрета писателя.

Написание аннотации к произведению Гауфа «Карлик Нос»)

Рассказывают дети, выступающие в роли библиографов

Выслушиваются ответы детей.

Слово предоставляется группе Хужожников

Презентация

(см. приложение)

III . Инструктаж

Я предлагаю вам название рубрик, а вы должны определить, какой материал вы поместите на данной странице. Слайд 4,5,6,7,8 целиком

1 страница Необыкновенная биография в обыкновенное время (об авторе)

2 страница. Приглашаем в галерею (портреты, характеристики героев)

3 страница Шкатулка задачек (кроссворды, ребусы)

4 страница Секреты Гауфа (доскажи словечко, пословицы)

Слово предоставляется группе «Фантазёры» (см. приложение)

IV . Работа над проектами.

Слово предоставляется группе «Мыслители» (см. приложение)

V. Презентация проектов.

Какие у вас будут вопросы к выступающему, дополнение, замечания?

VI . Итог урока.

5 страница «Почтовое дерево»

Как вы думаете, где может пригодиться наш журнал?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выступления учащихся

БИБЛИОГРАФЫ

Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье Августа Фредерика Гауфа, который служил секретарём в министерстве иностранных дел, и Вильгельмины Эльзассер Гауф. Из четырёх детей он был вторым по старшинству.
В 1809, когда Вильгельму было семь лет, его отец скоропостижно скончался, и мать, забрав детей, переселилась в университетский город Тюбинген. Там, в доме деда по материнской линии прошли юные годы Гауфа. Самым первым образованием, которое получил мальчик, было чтение книг из огромной дедушкиной библиотеки. В 1818 году его отправили учиться в монастырскую школу, а в 1820 он поступил в Университет Тюбингена. Через четыре года он закончил университет со степенью доктора философии и теологии.
Закончив университет, Гауф устроился репетитором в семью министра обороны генерала барона Эрнста Югена фон Хёгель и стал наставником его детей. Вместе с этим семейством он совершил путешествие во Францию, с огромным интересом знакомился с северной и центральной частями Германии. За свою короткую жизнь он побывал в Париже, Брюсселе, Антверпене , пoceтил Кассиль, родину братьев Гримм, Бремен , топографически точное описание которого мы находим в одной из его последних новелл «Фантасмагории в Бременском винном погребке», побывал в Берлине, Лейпциге , Дрездене .

Литературное наследие Гауфа заключается в трех альманахах сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах. Эти произведения навсегда вписали имя Вильгельма Гауфа в историю мировой литературы. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты духом Востока, но в то же время, лишены обычной восточной мишуры. Он один из тех немногих авторов, кто умели сделать из заурядных легенд о привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, волшебные, яркие, запоминающиеся шедевры, которые интересно читать и по сей день, как детям, так и взрослым.

Слово предоставляется группе Хужожников

Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993, Москва) - детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.
Так, например, далеко не все родители, считают произведения Корнея Чуковского необходимой классикой, и большая часть из них не считает его произведения талантливыми. Но сказки Чуковского, проиллюстрированные Владимиром Сутеевым, хочется держать в руках и читать детям.

https://pandia.ru/text/80/176/images/image003_83.jpg" width="500" height="290">

Николай Александрович Устинов (1937г. р., Москва), его педагогом был Дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже Устинова считают своим учителем.

Николай Устинов – народный художник, иллюстратор. Сказки с его иллюстрациями издавались не только в России (СССР), но и в Японии, Германии, Корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник для издательств: «Детская литература», «Малыш», «Художник РСФСР», издательств Тулы, Воронежа, Санкт-Петербурга и других. Работал в журнале Мурзилка.

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973, Вятка, Ленинград) - народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы .

Акварель" href="/text/category/akvarelmz/" rel="bookmark">акварелью . Именно иллюстрации Владимирского многие признают классическими для произведений Волкова. Ну а Буратино в том виде, в котором его знает и любит уже несколько поколений детей, бесспорно его заслуга.

Виктор Александрович Чижиков (1935 г. р., Москва) - народный художник России, автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Иллюстратор журнала «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка», много лет рисовал для журнала «Вокруг света».
Чижиков проиллюстрировал произведения Сергея Михалкова, Николая Носова (Витя Малеев в школе и дома), Ирины Токмаковой (Аля, Кляксич и буква "А"), Александра Волкова (Волшебник изумрудного города), стихи Андрея Усачева, Корнея Чуковского и Агнии Барто и другие книги.

Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965, Москва) - художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Иллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Басни» Ивана Крылова, журнал «Веселые картинки». Книга с его стихами и картинками «Пик, пак, пок» очень любима уже ни у одного поколения детей и родителей (Брифф, жадный мишка, жеребята Черныш и Рыжик, пятьдесят зайчат и другие..jpg" width="484" height="323 src=">

Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963, Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита . Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» - первая книга. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг .

Мультипликатор (лат." href="/text/category/mulmztiplikator__lat_/" rel="bookmark">мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся" и автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие.

Евгений Михайлович Рачев (1906-1997, Томск) – художник-анималист, график, иллюстратор. Иллюстрировал преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы. В основном иллюстрировал произведения, в которых главные герои – животные: русские сказки про зверей, басни.

Иван Максимович Семёнов (1906-1982, Ростов-на-Дону, Москва) – народный художник, график, карикатурист. Семенов работал в газетах «Комсомольская правда», «Пионерская правда», журналах «Смена», “Крокодил» и других. Ещё в 1956 году по его инициативе был создан первый в СССР юмористический журнал для маленьких детей - «Весёлые картинки».
Самые известные его иллюстрации: к рассказам Николая Носова о Коле и Мишке (Фантазеры, Живая шляпа и другие) и рисунки «Бобик в гостях у Барбоса».

Группа «Фантазёры»

Тест по сказке В. Гауфа «Карлик Нос» (10 вопросов)

1. Серебряный предмет Крейтервейс:

А) Колечко

Б) Свисток

С) Яблочко

2. ЗЗверек, в которого превратила колдунья Якоба:

А) Сурок

Б) Белка

С) Хомяк

3.Одна из профессий, которую освоил Карлик Нос в доме колдуньи:

А) Охотник

Б) Плотник

С) Водонос

4.То, чем колдунья заколдовала Якоба:

А) Иголка

Б) Кольцо

С) Травка

5. Карлик Нос в первый раз приготовил герцогу:

А) Кисель

Б) Клецки

С) Пудинг

6. Птица, в которую была превращена дочь волшебника Веттербока:

А) Уточка

Б) Сорока

С) Гусыня

7. Овощи, которые купила колдунья у Ханны, матери Якоба:

А) Кабачки

Б) Капуста

С) Морковь

8. Дерево, под которым росла травка «чихай на здоровье»:

А) Береза

Б) Каштан

С) Рябина

9. Имя дочери волшебника Веттербока:

А) Люси

Б) Мари

С) Мими

10. Что было вместо башмачков у морских свинок колдуньи Крейтервейс?

А) Лапти

Б) Балетки

С) Носочки

Д) Скорлупки

Какие пословицы, отражающие тему урока, вы бы выбрали и почему? Какие «уроки жизни» вы для себя извлекли?

    Чья душа в грехе, та и в ответе. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Самолюб никому не люб. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. За каждым вечером следует утро. Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем. Язык человека может принести ему славу, и позор. Жить прожить - не поле перейти. Один битый двух небитых стоит. Грамоте учиться - вперед пригодиться.

Сочини свой «синквейн» на тему урока.

(Стихотворение состоит из пяти строк, за каждой строчкой закрепляются определенные правила: необходимо соблюдать нужное количество слов при использовании определенной части речи . Говорят, что в вольном переводе с французского языка это слово означает «пять вдохновений». Данная работа требует синтеза информаций и материала в кратких выражениях и позволяет рефлектировать по какому – либо поводу.)

Ведьма
Дряхлая, скупая
Знает, помнит, угрожает.
Малышу, что варит каши, будет служба на века
Вот тоска.

Группа «Мыслители»

Аналитическая работа с философскими понятиями.

Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

Мы с вами некоторое время путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча.

Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь. Ребята, разделите тетрадь на две половины и запишите слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра.

Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

Зло - это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...

Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю, который нам даст точное определение этих слов.

Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Как вы видите, что значения этих слов несколько неопределенные, туманные... Один из героев фильма сказал: "Что для русского хорошо, то для немца - смерть". Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро.

Зло (минус)

Добро (плюс)

1. Служба у ведьмы

минус: жил без родителей 7 лет в изгнании.

плюс: научился натирать полы, печь солнечный хлеб, замечательно готовить.

2. Превращение в карлика

минус: страдал от насмешек и оскорблений окружающих; потерял привлекательную внешность, которой хвастала перед торговками мать.

плюс: сохранил душу, спас гусыню, стал терпимее.

3. Встреча с разгневанными родителями

минус: получил сильный удар от самых близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына.

плюс: понял и осознал причину своего превращения, но не обиделся на родителей, астал мудрее и терпимее.

4. Служба у герцога

минус: опасения за свою жизнь.

плюс: знакомство с гусыней, проверка поварских умений.

5. Избавление от чародейства

минус и плюс: знакомство и прощание со сказочным миром.

плюс: стал милым и привлекательным юношей, получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить жизнь как таковую, научился быть благодарным за многие испытания, которые подарила судьба.

6. Вывод

Для своего доказательства подберите яркие цитаты из текста.

"Да, милая матушка, ты не могла узнать своего сына - он не был таким. Когда ты им хвасталась перед людьми!

"Глаза у него сделались маленькими, как у свиньи, нос чудовищно вытянулся и нависал надо ртом и подбородком, шеи не было видно".

"Хотя злобная старуха испортила его внешность, но изменить его душу не могла... Его не печалила утраченная красота".

"Он вспомнил, как белкой прослужил семь лет у колдуньи, в кого она его превратила за то, что он порицал ее».

Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Как справился Якоб с теми испытаниями, которые выпали на его долю? в своем стихотворении "Некрасивая девочка", размышляя о красоте души, красоте внешней и внутренней, писал:

А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей; внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.)