Биографии Характеристики Анализ

Что изучает мед психология. Роль и задачи медицинской психологии в профессиональной подготовке психолога

Предмет изучения медицинской психологии

По направленности психологических исследований можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

1.Основные закономерности психологии больного человека, психологии медицинского работника, психологии общения медицинского работника и больного, психологический климат отделения.

2. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения, то есть психологические факторы, влияющие на болезнь, изменение психологических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни, влияние психических процессов и особенностей личности на возникновение и протекание болезни.

3. Индивидуальные особенности человека и их изменения в процессе жизни.

4. Медицинскую деонтологию и биоэтику.

5. Психогигиену и психопрофилактику, то есть роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболевания.

6. Психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни.

7. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

8. Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает:

1. Особенности психологии конкретных пациентов при определенных формах болезней, в частности при пограничных нервно-психических расстройствах, различных соматических заболеваниях, наличии дефектов органов и систем;

2. Психологию пациентов при подготовке и проведении хирургических операции и в послеоперационный период;

3. Медико-психологические аспекты трудовой, военной и судебной экспертизы;

4. Психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

5. Психику больных алкоголизмом и наркоманией;

6. Частную психотерапию.

Задачи медицинской психологии:

    психокоррекционная работа (психотерапия)

    психогигиена

    психологическая экспертиза, связанная с социальной и трудовой реабилитацией больных

    лечебно-диагностического и лечебно-реабилитационного.

Лечебно-диагностический блок включает в себя патопсихологическую, нейропсихологическую, соматопсихологическую, психофизиологическую, социально-психологическую диагностику.

Лечебно-реабилитационный блок включает психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические и социотерапевтические мероприятия.

Основные методы исследования в медицинской психологии:

    наблюдение за поведением пациента,

    эксперимент: лабораторный и в естественных условиях,

    анкетирование - анкетный опрос

    беседа с пациентом (сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения),

    интервью,

    исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки и т.п.)

    клинические диагностические тесты.

Наблюдение:

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путём прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения.

Стандартизированное наблюдение заранее определено и чётко ограничено в плане того, что наблюдается, ведётся по предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

Включенное наблюдение характеризуется непосредственным участием наблюдателя в исследуемом процессе.

Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос – это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и больших затрат времени на проведение исследования.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространённая его форма – это анкета. Но её недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание её вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определёнными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос – при нём вопросы и характер ответов на них обычно ограничены узкими рамками, он более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тесты предполагают чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Проективный тест – в его основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Наиболее распространенные тесты для исследования личности

Метод исследования уровня притязаний. Методика используется для исследования личностной сферы больных. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспериментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для больного, при этом анализирует его реакцию в этих ситуациях. Для исследования уровней притязаний можно использовать кубики Кооса.

Метод Дембо-Рубинштейн. Используется для исследования самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках, символизирующих здоровье, ум, характер, счастье, отмечает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает на вопросы, раскрывающие его представление о содержании понятий “ум”, ”здоровье” и т.д.

Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого метода исследуются характерные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени социальной адаптации.

Метод незаконченных предложений. Тест относится к группе вербальных проективных методов. Один из вариантов этого теста включает 60 незаконченных предложений, которые испытуемый должен закончить. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, в результате исследуются отношения испытуемого к родителям, лицам противоположного пола, начальству, подчиненным и т.д.

Тематический аперцептивный тест (ТАТ) состоит из 20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по каждой картине. Можно получить данные о восприятии, воображении, способности осмысливать содержание, об эмоциональной сфере, способности к вербализации, о психотравме и т.д.

Метод Роршаха. Состоит из 10 карт с изображением симметричных одноцветных и полихромных чернильных пятен. Тест используется для диагностики психических свойств личности. Испытуемый отвечает на вопрос, на что это может быть похоже. Формализация ответов проводится по 4 категориям: расположение или локализация, детерминанты (форма, движение, цвет, полутона, диффузность), содержание, популярность-оригинальность.

Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). Предназначен для исследования свойств личности, особенностей характера, физического и психического состояния испытуемого. Испытуемый должен отнестись положительно или отрицательно к содержанию предлагаемых в тесте утверждений. В результате специальной процедуры строится график, на котором изображено соотношение исследуемых личностных особенностей (ипохондрии – сверхконтроля, депрессии – напряженности, истерии – лабильности, психопатии – импульсивности, гипомании – активности и оптимизма, мужественности – женственности, паранойи – ригидности, психастении – тревожности, шизофрении – индивидуалистичности, социальной интроверсии).

Подростковый диагностический опросник. Используется для диагностики психопатий и акцентуаций характера у подростков.

Тест Люшера. Включает в себя набор из восьми карт - четыре с основными цветами (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также наиболее устойчивые черты личности.

Эксперимент – при нём целенаправленно и продуманно создаётся искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Эксперимент позволяет надёжнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Естественный эксперимент – организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Лабораторный эксперимент – предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование - создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Математическое моделирование представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.: 1 - метод клинической направленной беседы, 2 - метод наблюдения 3 - эксперимент 4 – психодиагностическое обследование 4. Методы медицинской психологии Метод ... .3 Предмет , задачи медицинской психологии Табл...

  • Понятие социальной психологии . Предмет , задачи и структура социальной психологии . Место социальн

    Лекция >> Психология

    ... психологии . Предмет , задачи и структура социальной психологии . Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет социальной психологии . Социальная психология ... Военно-медицинской академии. ... на предмет социальной психологии , методы этой...

  • Предмет , задачи и структура юридической психологии

    Учебное пособие >> Психология

    ... психологии . Предмет , задачи и структура юридической психологии . Междисциплинарные связи. Методология и методы юридической психологии . История юридической психологии . Правовая психология и правосознание. Психология ... ; б)с медицинской психологией , которая...

  • Предмет и методы социальной психологии . Отрасли социальной психологии

    Реферат >> Психология

    Предмет и методы социальной психологии . Отрасли социальной психологии . Предметом исследования в... осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач , и эмоциональной, связанной с... Так, если говорить не о медицинской практике, а о случаях...

  • Задания в тестовой форме.

    Методом медико-психологического исследования является

    а) осмотр;

    б) беседа;

    в) пальпация;

    г) перкуссия.

    Родоначальником медицинской психологии является

    а) З.Фрейд;

    б) Э.Кречмер;

    в) С.С.Корсаков;

    г) Р.А.Лурия.

    Первая экспериментально - психологическая лаборатория была создана

    а) И.П.Павловым;

    б) В.Вундтом;

    в) И.М.Сеченовым;

    г) Д.Локком.

    Предмет медицинской психологии изучает

    а) психологические воздействия, оказывающие травмирующее и

    исцеляющее влияние на человека;

    б) психологический аспект различных форм общественной жизни;

    в) правосознание руководителей и рядовых граждан;

    г) психологические основы деятельности человека.

    Медицинская психология изучает

    а) личность больного, медработника, их взаимоотношения;

    б) психологию онкологического больного;

    в) познавательную и практическую деятельность;

    г) психологическую саморегуляцию.

    Разделы медицинской психологии включают

    а) психопрофилактику и психогигиену;

    б) возрастную психологию;

    в) сравнительную психологию;

    г) психологию аномального развития (специальную психологию).

    7. Медицинская психология изучает

    а) психологические аспекты целебных воздействий;

    б) психические факторы происхождения и течения болезней;

    в) психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики,

    лечения, экспертизы и реабилитации больных;

    г) закономерности психических процессов, раскрытие

    психических свойств личности, психических состояний человека

    8. Социопсихосоматика изучает

    а) ухудшение демографического показателя здоровья населения;

    б) возникновение соматических заболеваний в обществе;

    в) влияние психологических факторов на возникновение ряда

    соматических заболеваний в обществе;

    г) патологические процессы в организме.

    9. Составляющая здоровья:

    а) телесная;

    б) саногенная;

    в) патогенная;

    г) физическая.

    10. К психосоматическим болезням относится:

    а) перитонит

    б) плеврит

    в) бронхиальная астма

    г) глаукома

    11. Психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями, – это:

    а) психогении;

    б) инсульт;

    в) нарушение сердечного ритма;

    г) соматогении.

    12. При хронических соматических заболеваниях изменение характера

    а) происходит;

    б) возможно;

    в) невозможно;

    г) не претерпевает резких изменений.

    13. Больной отличается от здорового человека тем, что:

    а) у него плохое настроение;

    б) у него неадекватная реакция на происходящее;

    в) у него наряду с изменениями функционирования

    внутренних органов качественно меняется психическое

    состояние;

    г) изменяется внешний вид.

    14. Заболевание, которое ассоциируется у пожилых людей со смертельным исходом, - это:

    а) инфаркт;

    в) аллергия;

    г) невроз.

    15. Психологические заболевания формируются, как правило, вследствие:

    а) острых психических травм;

    б) хронических психических травм;

    в) внутриличностного конфликта;

    г) межличностного конфликта.

    16. Соматонозогнозия – это:

    а) невротическая реакция на болезнь;

    б) осознание собственной болезни;

    в) неосознание наличие болезни;

    г) невроз у соматического больного.

    17. Профессиональная деформация медицинской сестры проявляется в виде:

    а) равнодушия;

    б) любезности;

    в) доброты;

    г) аккуратности.

    18. Сестра – рутинер - это:

    а) автоматическое, скрупулезное выполнение своих обязанностей;

    б) забота о пациенте – жизненное ее призвание;

    в) ипохондричное, эмоциональное, неустойчивое, вспыльчивое

    проявление характера;

    г) фанатичность и преданность своей узкой деятельности.

    19. Функциональные обязанности медсестры проявляются в виде:

    а) обучения пациентов и сестринского персонала;

    б) осуществления сестринского ухода;

    в) деятельности, направленной на практически полезный

    результат;

    г) развития исследовательской деятельности.

    20. Черты личности медицинской сестры - это

    а) смелость;

    б) отвага;

    в) героизм;

    г) сострадательность

    21. Действия, противоречащие этике медицинских работников:

    а) вежливость;

    б) характер;

    в) интриги;

    г) общение.

    22. На качество работы медицинского работника благоприятно влияет:

    а) психологический климат;

    б) социальный климат;

    в) политический климат;

    г) моральный климат.

    23. Общение сестра – больной - это:

    а) бригада;

    в) давление;

    г) монолог.

    24. Бригадный метод общения:

    а) сестра – больной;

    б) сестра – больной – родственники больного;

    в) врач - сестра – больной;

    г) врач – сестра.

    25. Этап взаимоотношений сестра – больной называется:

    а) начальным;

    б) премедицинским;

    в) стационарным;

    г) диспансерным.

    26. Тип среднего медицинского персонала по Харди:

    а) сестра – хозяйка;

    б) старшая сестра;

    в) сестра – рутинер;

    г) главная сестра.

    27. Действие медицинской сестры, если больные в палате курят, употребляют спиртные напитки:

    а) пресечь нарушение дисциплины;

    б) сделать инъекцию;

    в) взять кровь на биологическое исследование;

    г) не обращать внимание.

    28. Может ли медицинская сестра вносить изменения в назначения врача?

    в) только с разрешения врача;

    г) по желанию больного.

    29. Медицинская сестра с плохо слышащим больным должна воспользоваться:

    а) письменной речью;

    б) специальными терминами;

    в) устной речью;

    г) мимикой;

    30. Действие медицинской сестры при пассивном отношении

    больных к лечению:

    а) поговорить с больным;

    б) сделать ему инъекцию;

    в) вызвать врача;

    г) не обращать внимания.

    31. Качества медицинской сестры, способствующие созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении:

    а) строгость;

    б) грубость;

    в) приветливость, выдержанность;

    г) доверчивость.

    32. Внутренняя картина болезни - это:

    а) совокупность клинических данных, полученных при

    обследовании пациента;

    б) показатели осмотра, лабораторных исследований;

    в) определенная динамика развития болезни;

    г) осознание, целостное представление пациента о своем

    заболевании.

    33. Сенситивный уровень ВКБ включает:

    а) комплекс субъективных ощущений пациента, вызванных

    болезнью;

    б) переживания пациентом своего заболевания;

    в) представления пациента о своей болезни;

    г) неадекватное отношение пациента к своей болезни;

    34. При утилитарном отношении к болезни пациент

    а) проявляет чрезмерное внимание к своему заболеванию;

    б) фиксирован на болезненных ощущениях;

    в) стремится извлечь какие-то материальные или моральные

    г) не верит в благоприятный исход заболевания

    35. Пациент прислушивается к любому отклонению от привычного состояния при:

    а) пренебрежительном отношении к своей болезни;

    б) отрицательном отношении к своей болезни;

    в) ипохондрическом отношении к своей болезни;

    г) утилитарном отношении к своей болезни.

    36. Истерическая реакция на болезнь – это:

    а) резкая смена настроения, демонстративность, утрированность

    б) при малейшем недомогании, больные думают об опасности для

    здоровья;

    в) отрицание болезни;

    г) тоска, грусть, суицидальные настроения.

    37. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в болезнь» относится к:

    а) ипохондрическому типу;

    б) эргопатическому типу;

    в) эгоцентрическому типу;

    г) истерическому типу.

    38. При каком типе психического реагирования на заболевание особое значение придается реакции на социальную значимость диагнозу?

    а) тревожном;

    б) апатическом;

    в) эгоцентрическом;

    г) сенситивном.

    39. Какой тип психического реагирования, как правило, возникает у пациента в ответ на диагностику злокачественного новообразования:

    а) ипохондрический;

    б) анозогнозический;

    в) неврастенический;

    г) апатический.

    40. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в работу» относится к:

    а) эргопатическому типу;

    б) истерическому типу.

    в) истероидному типу;

    г) ипохондрическому типу.

    41. Психологически немотивированная злоба, раздражительность, гневливость входят в структуру:

    а) предменструальной психопатии;

    б) предменструальной дисфории;

    в) предменструальной астении;

    г) предменструальной депрессии.

    42. Типичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведения хирургической операции является:

    а) предоперационная тревога;

    б) предоперационный стресс;

    в) предоперационная истерия;

    г) предоперационная депрессия.

    43. Отношение больного к болезни:

    а) диссимуляция;

    б) неприязнь;

    в) неврастении;

    г) рефлекс.

    44. Преувеличение признаков заболевания и субъективных жалоб называется:

    а) диссимуляцией;

    б) аггравацией;

    в) гипохондрией;

    д) гиперстезией.

    45. Притворство в болезни - это:

    а) аггравация;

    б) симуляция;

    в) диссимуляция;

    г) стимуляция.

    46. Скрывание болезни и ее признаков:

    а) аггравация;

    б) симуляция;

    в) диссимуляция;

    г) рефлексия.

    47. Типы реакция на болезнь:

    а) астенический;

    б) генетический;

    в) наблюдательный;

    г) инструментальный.

    48. Болезненные нарушения, возникающие под влиянием психических факторов:

    а) соматогении;

    б) психогении;

    в) неврастении;

    г) неврозы.

    49. Эмпатия – это:

    а) обязательная активная помощь;

    б) идентификация себя с другими;

    в) переживание по поводу чувств другого человека;

    г) способность чувствовать эмоциональное состояние другого

    человека.

    50. Патопсихология изучает:

    а) распад психической деятельности и свойств личности при

    болезнях;

    б) соотношение психических явлений с физиологическими

    мозговыми структурами;

    в) средства психического воздействия на лечение больных;

    г) систему мероприятий для обеспечения психического здоровья

    51. Реакция меланхолика на болезнь проявляется:

    а) несогласием с той или иной процедурой;

    б) бессонницей, подавленностью и отрешенностью;

    в) нежеланием обсуждать вопросы своей болезни;

    г) медлительностью во всем.

    52. Неврозы - это:

    а) собственно психические заболевания;

    б) «пограничные» состояния;

    в) болезненные изменения характера;

    г) глубокое расстройство психики.

    53. Причиной заболевания нервной системы, непсихогенной природы является:

    а) срыв внешней нервной системы;

    б) интоксикация;

    в) травма;

    г) нарушение обмена веществ.

    54. Для неврастении (астенического невроза) характерно:

    а) игра в переживания;

    б) повышенная внушаемость;

    в) сомнения и фобии;

    г) утомляемость и слабость.

    55. Психастения – это:

    а) невроз навязчивых состояний;

    б) истерия;

    в) ипохондрия;

    г) диссоциация.

    56. Нарушение контакта с действительностью - это:

    а) деперсонализация;

    б) диссоциация;

    в) аутизм;

    г) шизотимия.

    57. Расстройство настроения - это:

    а) дисфория;

    б) депрессия;

    в) деменция.

    г) делирий.

    58. Синдром, возникающий после отмены сильнодействующих препаратов, называется:

    а) делирием;

    б) абстиненцией;

    в) дисфорией;

    г) деменцией.

    59. Однообразные, повторяющиеся действия и слова, наблюдаемые у больных, – это:

    а) апраксия;

    б) эколапсия;

    в) стереотипизация;

    г) типизация.

    60. Приспособление функций организма, органов и клеток к условиям среды называется:

    а) адаптацией;

    б) устойчивостью;

    в) лабильностью;

    г) инертностью.

    61. Стресс, вызывающий горе и страдание, - это:

    а) стрессор;

    б) дистресс;

    в) дисфория;

    г) аффект.

    62. Психическое состояние, сопровождающееся дискомфортом, иногда и страхом, - это:

    а) безусловное торможение;

    б) состояние аффекта;

    в) психическая напряженность;

    г) сублимация.

    63. Наиболее распространенные проявления всех психических болезней, - это:

    а) депрессивные состояния;

    б) делирий;

    в) алкогольное опьянение;

    г) шизофрения.

    64. Кататоническое и гебефреническое возбуждение бывает у людей больных:

    а) идиотией;

    б) шизофренией;

    в) эпилепсией;

    г) инфарктом.

    65. Психопатическое возбуждение развивается после:

    а) конфликтных ситуаций;

    в) депрессии;

    г) нарушение сна.

    66. Эгогения – это:

    а) взаимное влияние пациентов друг на друга;

    б) самовнушение пациента;

    в) влияние медперсонала на пациента;

    г) непонимание в семье.

    67. Соррогении являются следствием:

    а) дефектов общения пациентов друг с другом;

    б) неосторожных слов и действий медицинской сестры;

    в) неправильного поведения родственников;

    г) чтения специальной медицинской литературы.

    68. Ятропатия – это:

    а) ошибочный диагноз;

    б) лечение, основанное на неправильном диагнозе;

    в) формы отрицательного воспитательного влияния;

    г) страх перед предстоящим лечением.

    69. Паралингвистика изучает:

    б) расположение собеседника в пространстве;

    в) телесный контакт;

    г) мимику, моторику тела.

    70. Психопрофилактика – это:

    а) система специальных мероприятий, направленных на

    сохранение и укрепление психического здоровья человека;

    б) психическое воздействие на расстройства организма;

    в) комплексное лечебное воздействие на организм;

    г) мероприятия, направленные на предупреждение психических

    заболеваний.

    71. профилактика – это:

    а) генетическая профилактика;

    б) ранняя диагностика;

    в) применение методов коррекции;

    г) предупреждение возникновения инвалидности.

    72. Психическая декомпенсация – это:

    а) чувство обманутых надежд;

    б) определенное представление о заболевании;

    в) адаптация;

    г) капитуляция

    73. Состояние, имевшее место до начала болезни называется:

    а) преморбидным состоянием;

    б) анозогнозией;

    в) эгоцентризмом;

    г) эргопатией.

    74. Наука, направленная на предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний называется:

    а) психотерапией;

    б) психопрофилактикой;

    в) психогигиеной;

    г) психологией.

    75. Приспособление больного к условиям среды - это:

    а) реабилитация;

    б) реадаптация;

    в) собственно ресоциализация;

    г) компенсация.

    76. Обмен действиями во время общения – это:

    а) коммуникация;

    б) перцепция;

    в) интеракция;

    г) деградация.

    77. Диагностические и лечебные методы, основанные на использовании медицинских инструментов – это:

    а) суггестивные методы;

    б) психоаналитические методы;

    в) поведенческие методы;

    г) инвазивные методы.

    78. Процесс лечебного воздействия врача на психику больного - это:

    а) психогигиена;

    б) психотерапия;

    в) психопрофилактика;

    г) депрессия.

    79. Методы психотерапии - это:

    а) внушение;

    б) аутогенная тренировка;

    в) все выше перечисленное;

    г) самовнушение.

    80. Психологическое воздействие одного человека на другого - это:

    а) самовнушение;

    б) внушение;

    в) аутогенная тренировка;

    г) беседа.

    81. Состояние покоя и расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снижения напряжения, называется:

    а) релаксацией;

    б) гипнозом;

    в) ремиссией;

    г) стимуляцией.

    82. Метод психотерапии, при котором пациенты выступают попеременно в качестве партнеров или актеров, называется:

    а) Т-группой;

    б) психодрамой;

    в) психосинтезем;

    г) трансактным анализом.

    83. Техника психотерапии, при которой формируется приемлемое для личности объяснение его поведения, называется:

    а) рациональной терапией;

    б) логотерапией;

    в) психоанализом;

    г) гипнозом.

    84. Степень восприимчивости и готовности подчиниться воздействию – это:

    а) внушаемость;

    б) сознание;

    в) безволие;

    г) аутентичность.

    85. Способность некритически воспринимать получаемую информацию является

    а) гипнабельностью;

    б) внушаемостью;

    в) отрешенностью;

    г) катарсисом.

    86. При летаргической стадии гипноза возникает

    а) восковая гибкость;

    б) ступор;

    в) сонливость;

    г) снохождения.

    87. Жизненное событие, затрагивающее значимые стороны

    существования человека и приводящие к глубоким

    психологическим переживаниям, называется:

    а) стрессом;

    б) психотравмой;

    в) дистрессом;

    г) эустрессом.

    88. Во время стадий «депрессий» человек испытывает:

    а) слабость;

    б) утомление;

    в) беспомощность;

    89. Кто сообщает диагноз пациенту?

    а) медицинская сестра;

    б) родственник;

    г) зав. отделением.

    90. При сообщении больному его диагноза, у него может возникнуть такое эмоциональное состояние, как:

    б) отчаяние;

    г) все выше перечисленное.

    91. Эмоциональные стадии, через которые проходит умирающий больной - это:

    а) отрицание;

    б) депрессия;

    г) все выше перечисленное.

    92. На восприятие диагноза и прогноза влияет:

    а) возраст;

    б) религиозность человека;

    в) воспитание;

    г) все выше перечисленное.

    93. Для того, чтобы помочь больному справиться со страхом, необходимо:

    а) молчать;

    б) уметь общаться;

    в) не отвечать на его вопросы;

    г) внушать надежды.

    94. Страх смерти является проблемой?

    а) психологической;

    б) социальной;

    в) духовной;

    г) физической.

    95. Путь осуществления медицинского ухода называется:

    а) профессиональным;

    б) медицинским;

    в) государственным;

    г) индивидуально-страховым.

    96. Для клинической смерти характерно:

    а) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание

    редкое, аритмичное;

    б) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание

    отсутствует, зрачок широкий;

    в) сознание ясное, пульс нитевидный, АД снижается, пульс

    нитевидный;

    г) сознание отсутствует, пульс нитевидный, АД снижается,

    дыхание четкое.

    97. После подтверждения врачом биологической смерти пациента, медицинская сестра должна заполнить:

    а) лист врачебных назначений;

    б) титульный лист истории болезни;

    в) температурный лист;

    г) сопроводительный лист.

    98. Необратимым этапом умирания организма является:

    а) биологическая смерть;

    б) клиническая смерть;

    в) агония;

    г) преагония.

    99. Как называется учреждение, обеспечивающее уход за умирающим?

    а) больница;

    б) профилакторий;

    в) хоспис;

    г) санаторий.

    100. Добровольное безболезненное лишение жизни пациента,

    страдающего неизлечимым недугом, называется:

    а) эвтаназией;

    б) эмпатией;

    в) эйдетизмом;

    г) евгеникой.

    101. Наибольшую роль в появлении и формировании невротических расстройств играют свойства:

    а) высшей нервной деятельности;

    б) темперамента;

    в) характера;

    г) личности.

    102. Выделяются все нижеследующие типы девиантного поведения, за исключением:

    а) криминального;

    б) делинквидного;

    в) аддиктивного;

    г) психопатологического.

    103. Психологическая совместимость супругов - это:

    а) соответствие характеров, личностных особенностей;

    б) согласованность ролевых представлений о функциях супругов в

    в) понимание различий мужской и женской сексуальности;

    г) совпадение средств и способов достижения жизненной цели.

    104. Принципы семейной психотерапии включают:

    а) семейную динамику;

    б) самовнушение;

    в) развод;

    г) перспективы роста.

    105. Конфликты в семье – это результат:

    б) ревности;

    в) головной боли;

    г) зависти.

    106. Важная составляющая «семейной тревоги» – это:

    а) чувство беспомощности;

    б) кроткий нрав;

    в) эгоизм;

    г) перспектива роста.

    107. Семейно-обусловленные психотравмирующие переживания способствуют:

    а) крепкой семье;

    б) нарушению жизнедеятельности семьи;

    в) пониманию различий мужской и женской сексуальности;


    Похожая информация.


    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1.Понятие медицинской психологии

    2. Разделы медицинской психологии

    Заключение

    Литература

    Введение

    Медицинская психология является актуальной и одной из ведущих отраслей современной психологии. Медицинская психология характеризуется тесной связью ее теоретических основ с практическим использованием их в решении широкого круга проблем охраны и укрепления здоровья населения.

    В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения, возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Объективно созрела необходимость активного внедрения в практику органов здравоохранения новых форм и методов социальной работы.

    В 90 гг. XX в. начала формироваться и активно внедрятся в практику здравоохранения новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности - медико-социальная работа. Особенностью медико-социальной работы является в том, что она, как вид профессиональной деятельности формируется на стыки двух самостоятельных отраслей

    - социальной защиты населения и здравоохранения. Такой характер медико-социальной работы требует особых подходов к подготовке специалистов по социальной работе, направленных на формирование основ знаний в области медицины и медицинской психологии.

    В основе тесной связи между медицинской психологией и психиатрией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических заболеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.

    В решении теоретических и практических задач медицинский психолог опирается на предметное знание, состоящее из двух взаимосвязанных между собой частей. С одной стороны, это накопленные к настоящему времени представления о природе, структуре, мозговых механизмах, основных закономерностях индивидуального развития и проявлений психики человека, т.е. то, что называется общей психологией, с другой -- знание собственного предмета, отражающее психологические закономерности нарушений и отклонений в познавательных (когнитивных) процессах и личности человека, обусловленные конкретной болезнью. В данном случае речь идет о медицинской психологии и, прежде всего, о патопсихологии как одной из ее ветвей, сформировавшейся в рамках клинической психологии. Но в основе подхода к пониманию патологии (аномалий, отклонений в психике) находится система взглядов о природе психического отражения у здорового нормального человека.

    Проблема структуры и динамических характеристик психики различным образом решается разными психологическими школами и по-разному трактуется представителями разнообразных направлений в рамках их собственных концептуальных представлений о человеке как субъекте отражения окружающего мира. Это имеет прямое отношение и к решению практических задач, поскольку психологическая концепция определяет методологию исследования человека, за которой следует система конкретных методик для выявления искомых особенностей психики в норме и при патологии. В этом смысле психологические методики не являются нейтральными, они создаются и реализуются для выявления и оценки тех составляющих психики, которые адекватны принимаемой психологической концепции (или научной парадигме). Выбор методики -- это, прежде всего осмысленный выбор определенной системы взглядов на сущностные составляющие психики человека.

    1. Понятие медицинской психологии

    Медицинская психология -- раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно-психические и соматические заболевания. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

    Медицинская психология (от лат medicus--врачебный, лечебный)-- отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования Медицинской психологии входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с макросоциальным окружением. Структура Медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является клиническая психология, включающая патопсихологию нейропсихологию и соматопсихологию Интенсивно развиваются отрасли Медицинской психологии, связанные с психокоррекционной работой психогигиена, психофармакология, психотерапия, психическая реабилитация. Кербиков О. В., Избр. труды, М., 1971, с. 300--11: О психогигиенической работе в школе.

    Среди важнейших проблем Медицинской психологии -- взаимодействие психических и соматических (телесных, физиологических) процессов при возникновении и развитии болезней, закономерности формирования представления о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания болезни, формирования адекватных личностных установок, связанных с лечением использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их положительного максимального влияния на физическое и психическое состояние пациента. Существенное место среди исследуемых Медицинской психологии вопросов занимают психологические аспекты организации лечебной среды (стационара санатория поликлиник и т д.), изучение отношений больных с родственниками персоналом и друг с другом. В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеет изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной, профилактической работы, рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса, предупреждение ятрогений Психология Словарь. / Под общ ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990

    2.Разделы медицинской психологии

    медицинский психология болезнь психокоррекция

    Медицинская психология, включает в себя следующие разделы:

    1.) Патопсихология, отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.

    Становление патопсихологии тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые экспериментально-психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были созданы в конце 19 в. немецким психологом В. Вундтом, русскими психоневрологами В. М. Бехтеревым и С. С. Корсаковым.

    В начале 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению экспериментально-психологических методов исследования психически больных. В развитии патопсихологии в России большую роль сыграли идеи Л. С. Выготского.

    Патопсихологические исследования имеют большое значение для ряда общеметодологических проблем психологии, например для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики. Данные этих исследований показывают, что нарушение личности не означает «высвобождения» её биологических инстинктов и потребностей, а характеризуется, прежде всего изменением самих человеческих мотивов и потребностей. Устанавливается также, что закономерности распада психики не повторяют в обратном порядке этапы её развития.

    Данные патопсихологических исследований используются в психиатрии: в качестве диагностических критериев; при установлении степени интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений психической деятельности в случае вредных условий труда; при решении вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.

    Патопсихология использует экспериментальные методы исследования, основным принципом которых является качественный анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологический эксперимент предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила патопсихология детского возраста, в которой на основе положения Выготского о «зоне ближайшего развития» разработаны особые методы, в частности метод обучающего эксперимента.

    Методы медицинской психологии, не отличаясь в принципе от методов общей психологии, конкретизируются в зависимости от характера болезни. Особое внимание медицинской психологии уделяет анамнезу - анализу прошлых переживаний пациента от младенчества до момента заболевания.

    2). Анамнез (греч. anamnesis -- воспоминание), сведения об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, а также вся история развития болезни.

    Анамнез -- неотъемлемая часть каждого врачебного исследования, зачастую дающая необходимые указания для диагноза болезни. Различают общий анамнез и анамнез данного заболевания. В общий анамнез входят ответы на следующие группы вопросов: заболевания родителей и ближайших родственников (наследственные заболевания, злокачественные опухоли, психические заболевания, туберкулёз, сифилис и др.); предшествующие данному заболевания и операции, образ жизни (семейное положение, условия питания), привычки (употребление алкоголя, курение), половая жизнь, условия труда, все бытовые условия.

    Анамнез данного заболевания касается начала болезни, течения и лечения её до дня исследования. Анамнез собирают из рассказа самого больного или окружающих его лиц.

    В ветеринарной практике анамнез собирают, опрашивая ухаживающих за животными, изучая документальные данные (истории болезни и т. п.). Устанавливают происхождение животного и состояние здоровья его родителей, наличие заболеваний в хозяйстве, которому принадлежит животное, условия ухода и содержания (характеристика кормления, водопоя, помещения для животного, условия эксплуатации). Выясняют предшествующие заболевания, время возникновения данной болезни, её признаки, случаи подобной болезни в хозяйстве, сведения о примененном лечении. Шкляр В.С., Диагностика внутренних болезней. К., 1960

    3). Болезненный характер переживания, неразрешимость патогенной обстановки, длительность психотравмирующего стресса - все эти факторы могут быть поняты и объяснены только с учётом индивидуальных особенностей личности и характера больного.

    Стресс (от англ. stress -- давление, нажим, напряжение),

    1) в технике -- внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию.

    2) в психологии, физиологии и медицине -- состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта). Понятие стресса было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.

    Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации, что ставит задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения, особенно в подобных условиях.. Левитов Н. Д., О психических состояниях человека, М., 1964: Эмоциональный стресс, пер. с англ., Л., 1970.

    Дальнейшее развитие медицинской психологии приводит к выделению в ней таких её ответвлений, как клиническая психофизиология (клиническая психосоматология) и клиническая нейропсихология, психологические проблемы дефектологии и патопедагогики. Медицинская психология является основой психотерапии и психогигиены.

    4) Нейропсихология, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; развивалась как раздел неврологии.

    В течение столетий идеалистическая психология исходила из представления о параллельности мозговых (физиологических) и сознательных (психических) процессов или из представления о взаимодействии между этими двумя областями, считавшимися самостоятельными.

    Лишь во 2-й половине 19 в. в связи с успехами изучения мозга и развитием клинической неврологии был поставлен вопрос о роли отдельных частей коры больших полушарий головного мозга в психической деятельности. Указывая на то, что при поражении определённых зон коры левого (ведущего) полушария у человека нарушаются отдельные психические процессы (зрение, слух, речь, письмо, чтение, счёт), неврологи предположили, что эти зоны коры больших полушарий -- центры соответствующих психических процессов и что «психические функции» локализованы в определённых ограниченных участках мозга. Так создавалось учение о локализации психических функций в коре. Однако это учение, носившее «психоморфологический» характер, было упрощённым.

    Современная нейропсихология исходит из положения, что сложные формы психической деятельности, сформировавшиеся в процессе общественного развития и представляющие высшие формы сознательного отражения действительности, не локализованы в узко ограниченных участках («центрах») коры, а представляют сложные функциональные системы, в существовании которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. Каждый участок мозга вносит специфический вклад в построение этой функциональной системы. Так, стволовые отделы мозга и ретикулярная формация обеспечивают энергетический тонус коры и участвуют в сохранении бодрствования. Височная, теменная и затылочная области коры больших полушарий -- аппарат, обеспечивающий получение, переработку и хранение модально-специфической (слуховой, тактильной, зрительной) информации, которая поступает в первичные отделы каждой зоны коры, перерабатывается в более сложных «вторичных» отделах этих зон и объединяется, синтезируется в «третичных» зонах (или «зонах перекрытия»), особенно развитых у человека. Лобная, премоторная и двигательная области коры -- аппарат, обеспечивающий формирование сложных намерений, планов и программ деятельности, реализующий их в системе соответствующих движений и дающий возможность осуществлять постоянный контроль над их протеканием.

    Таким образом, в выполнении сложных форм психической деятельности участвует весь мозг.

    Нейропсихология имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Одновременно, анализируя нарушения психической деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, нейропсихология помогает уточнить диагностику локальных поражений мозга (опухолей, кровоизлияний, травм), а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного обучения, что используется в невропатологии и нейрохирургии.

    В России проблемами нейропсихологии занимаются на кафедре нейропсихологии факультета психологии МГУ, в ряде лабораторий и неврологических клиник. Большой вклад в разработку нейропсихологии внесли учёные др. стран: Х. Л. Тойбер и К. Прибрам (США), Б. Милнер (Канада), О. Зангвилл (Великобритания), А. Экаэн (Франция), Э. Вейгль (ГДР). Проблемам нейропсихологии посвящены специальные журналы «Neuropsychologia» (Oxf., с 1963). «Cortex» (Mil., с 1964) и др. Имеется международное общество нейропсихологии. Введение в клиническую нейропсихологию, Л., 1973; А. Р. Лурия.

    5) Психотерапия (от психо... и греч. therapeia -- лечение), система психических воздействий, направленных на лечение больного. Цель психотерапии -- устранить болезненные отклонения, изменить отношение больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Возможность оказывать влияние на психику человека была замечена ещё в древности. Формирование научной началось в 40-х гг. 19 в. (работы английского врача Дж. Брэда, который объяснил действенность психического влияния функциональными особенностями нервной системы человека). Теоретическое обоснование и практическая разработка специальных методов психотерапии связаны с деятельностью Ж. М. Шарко, В. М. Бехтерева и многие др. Определенное влияние на развитие психотерапии оказал метод психоанализа, усиливший внимание к миру внутренних человеческих переживаний, к той роли, которую они играют в происхождении и развитии болезней; однако фрейдизму (а ранее -- в 1-й половине19 в. -- школе «психиков» рассматривавшей психические болезни как результат «гнета греха») присущ иррациональный подход к пониманию природы психических заболеваний. Психотерапия в СССР основывается на данных медицинской психологии и физиологии высшей нервной деятельности, клинико-экспериментальном методе исследования.

    Различают общую и частную, или специальную, психотерапию. Под общей психотерапией понимают комплекс психологических воздействий, укрепляющих силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальный психологический климат в учреждении, исключающий психическую травматизацию и ятрогенные заболевания, предупреждение и своевременное устранение вторичных невротических наслоений, которые могут вызываться основным заболеванием). Общая психотерапия -- необходимый компонент лечебного процесса при всех формах заболеваний. Частная психотерапия -- метод лечения больных с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (неврозы, психопатии и др.), использующий специальные способы психотерапевтического воздействия: рациональную (разъясняющую) психотерапию, внушение в состоянии бодрствования и в гипнозе, отвлекающую психотерапию, аутогенную тренировку, коллективную психотерапию и др. (в сочетании с медикаментозным и др. методами лечения). Психотерапия неосуществима без положительного эмоционального контакта с больным. Платонов К. И., Слово как физиологический и лечебный фактор, 3 изд., М., 1962;

    6) Психогигиена, раздел гигиены, изучающий меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Теоретическая основа Психогигиена -- социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности. Первый специальный труд «Гигиена страстей, или Нравственная гигиена» принадлежит Галену. Исходная для Психогигиены идея зависимости психического здоровья людей от условий их общественной жизни была выдвинута Ж. Ж. Кабанисом. Основоположник Психогигиена в России И. П. Мержеевский видел важнейшее средство сохранения душевного здоровья и повышения продуктивности деятельности в высоких стремлениях и интересах личности. Для Психогигиены в России характерно преимущественное внимание к таким социальным мерам, как улучшение условий труда и быта, последовательное формирование у подростков активных социально-ценных установок, профессиональная ориентация, способствующая реализации этих установок, а также к психогигиеническому просвещению и обучению специальным методам управления собственным психическим состоянием и самочувствием. Важный метод Психогигиены-- диспансеризация лиц с нервно-психическими нарушениями. К актуальным задачам П. относятся предупреждение психических травм у детей и разработка способов рационализации процесса обучения в средней и высшей школе (с целью предотвращения нервно-психических перегрузок). В связи с последствиями научно-технической революции возрастает значение управления психологическим климатом в больших и малых социальных группах, а также методов повышения психической стойкости работников профессий повышенной сложности. Разделы Психогигиены: производственная (Психогигиена труда), умственного труда, половой жизни и семейных отношений, детей и подростков, людей пожилого возраста.

    Заключение

    Таким образом, в решении практических задач психиатрии принимает участие отрасль психологической науки, которая обозначается как медицинская психология (В настоящее время четко определилась тенденция переименования медицинской психологии в клиническую. Это вызвано необходимостью терминологического единства на уровне международного профессионального сотрудничества. В западных странах медицинской психологией называют весь контекст общепсихологических знаний, необходимых врачу и составляющих значительную часть в содержании учебных программ подготовки специалистов в области медицины. В отличие от этого сфера научной и практической деятельности психолога в системе здравоохранения обозначается за рубежом как клиническая психология. Данная ситуация переходного периода смены наименований характеризуется употреблением в отечественной литературе и нормативных документах понятий "медицинская" и "клиническая" психология как синонимов). Имея свой собственный предмет и логику развития, она участвует в решении задач диагностики, экспертизы, в осуществлении психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию больного к жизни в социуме. Вместе с тем психологические исследования вносят свой вклад в решение и теоретических проблем современной психиатрии.

    Литература

    Лурия А. Р. Основы нейропсихологии, М., 1973;

    Шкляр В.С. Диагностика внутренних болезней. К., 1960

    Введение в клиническую нейропсихологию, Л., 1973;

    Кербиков О. В., Избр. труды, М., 1971, с. 300--11: О психогигиенической работе в школе.

    Платонов К. И., Слово как физиологический и лечебный фактор, 3 изд., М., 1962;

    Психология Словарь. / Под общ ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Внушенные изменения уровня активности психических процессов. Гипнорепродукция психических состояний. Репродуктивное внушение заданных психических состояний. Квалифицированная репродукция психических процессов и состояний. Изменение самооценки личности.

      практическая работа , добавлен 23.11.2009

      Поиск объективных методов диагностики эмоционально значимых состояний человека. Влияние особенностей межполушарной организации психических процессов на характер протекания различных эмоциональных состояний в условиях актуализации мотивации достижения.

      реферат , добавлен 11.05.2010

      История изучения психических состояний от древности до наших дней. Функции и виды психических состояний. Методики определения уровня тревожности. Признаки и виды аффективных состояний. Методы борьбы со стрессом. Отличия чувств и эмоций, понятие эмпатии.

      шпаргалка , добавлен 19.06.2014

      Основные теоретические подходы к изучению нервно-психических напряжений. Классификация психических состояний человека. Понятие тревожности и субъективные факторы, влияющие на ее возникновение и проявление. Влияние тревоги на эффективность деятельности.

      курсовая работа , добавлен 14.04.2009

      Исследование влияния рефлексивности, личностного смысла и временного фактора на структурно-динамические особенности взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов естественнонаучных специальностей.

      диссертация , добавлен 14.06.2011

      Психология - научное знание о закономерностях возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Педагогика: предмет, категории, методы исследования. История становления современной педагогики и психологии.

      шпаргалка , добавлен 01.04.2011

      Психология как научное исследование поведения и психических процессов. Исследование воздействия различных факторов на поведение личности. Исторические основания психологии. Обзор развития основных школ в психологии, их основные положения, значение.

      курсовая работа , добавлен 11.10.2009

      Характеристика психических состояний студентов в различные периоды учебной деятельности. Исследование особенностей изменений психических состояний студентов в период сессии. Изучение рекомендаций студентам для психологической подготовки к экзаменам.

      курсовая работа , добавлен 11.07.2015

      Особенности развития личности в младшем школьном возрасте. Анализ проблемы психических состояний в психологической науке. Эмпирическое исследование психических состояний у младших школьников. Организация и методы исследования, анализ его результатов.

      курсовая работа , добавлен 19.03.2013

      Отличительные черты невротических и личностных расстройств - психогенных заболеваний, возникающих из-за различных факторов, травмирующих психику. Обобщение факторов, влияющих на возникновение пограничных психических расстройств. Методы их профилактики.

    Предмет и задачи медицинской психологии Медицинская психология - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также на решение вопросов, связанных с психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, решение различных экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей.

    В медицинскую психологию, как одну из отраслей психологии, включаются или связаны с ней следующие разделы: психология больного, психология лечебного взаимодействия, норма и патология психической деятельности, патопсихология, психология индивидуальных различий, возрастная клиническая психология, семейная клиническая психология, психология девиантного поведения, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, неврозология, психосоматическая медицина.

    Медицинская психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса медицинской психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов - феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования.

    В медицинской психологии тесно переплетаются вопросы психологии и основные задачи медицины. Подобно психологии и основным клиническим дисциплинам, медицинскую психологию делят на общую медицинскую психологию и частную.

    Общая медицинская психология занимается изучением личности больного, врача, среднего и младшего медицинского работника и их взаимоотношений.

    Частная медицинская психология изучает эти же вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

    Предмет и задачи медицинской психологии.
    Медицинская психология изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней и на процесс выздоровления людей.

    Современная медицинская психология делится на две основные области. Первая связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменении структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или детерминированных врожденными аномалиями. Другая область медицинской психологии связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - это влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы.

    Наибольшее развитие получила первая область медицинской психологии, это проявилось в возникновении таких научных дисциплин, как нейропсихология (А.Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологии (Б.В. Зейгарник).

    Предметом изучения медицинской психологии является: личность больного человека, личность медицинского работника (в том числе и будущего), а также взаимоотношения больного человека и медицинского работника в различных условиях - при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике.

    В этот круг вопросов входит также психология взаимоотношений медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни и т.д.

    Медицинская психология изучает: 1) роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний; 2) место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней; 3) состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты; 4) психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.

    Важными вопросами медицинской психологии являются психопрофилактика, психотерапия и психогигиена.

    Методы медицинской психологии.
    Основные методы медико-психологического исследования - беседа, наблюдение и эксперимент.

    Методы исследований психических особенностей соматических больных медицинская психология заимствует у психодиагностики и общей психологии, а оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей, как психотерапия, вегетология, валеология.

    Помимо основных методов, беседы с больным и наблюдения за его поведением, в медицинской психологии используется тестирование.

    Для психодиагностических целей широко применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы свойств психики: свойства интеллекта и свойства характера личности.

    Например. Система Вине - Симона. Тесты соответствуют возрасту. Умственное развитие, или умственный возраст определяется по числу решенных задач в процентах к паспортному возрасту. Баллы от решения каждой задачи складываются, и выводится средний возрастной показатель в процентах. Показатель ниже 70% означает наличие олигофрении.

    Система тестов Векслера для детей и взрослых. По данным исследователей, этот метод дает представление об интеллекте и личностных качествах испытуемого. В систему входит 6 тестов словесных и 5 - практического действия. Первые 6 заключаются в исследовании: 1) осведомленности, 2) общей сообразительности, 3) способности воспроизведения чисел, 4) решения арифметических задач, 5) установления сходства, б) определения 42 слов. Пять тестов действия представляют задачи на: 1) узнавание объектов с недостающими частями; 2) установление последовательности картин; 3) складывание рисунков из частей; 4) составление геометрических фигур из частей (от 9 до 16) по образцу; 5) шифровку чисел, согласно коду, в течение 90 с.

    Метод Роршаха. Суть метода состоит в нахождении смысла в своеобразно расположенных на карточке чернильных цветных и черных пятнах. Тестирование по методу Роршаха применяется с целью проверки уровня психического развития обследуемого.

    Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММР1) широко используется у нас в стране в модификации отечественных авторов.

    Психологические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальных психологических особенностей испытуемого, а лишь дополняют данные клинического обследования пациента, такие как тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, данные клинико-лабораторных исследований.

    (билеты)

    Медицинская психология как наука. Ее содержание и основные разделы.

    Медицинская (клиническая) психология – отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Кроме изучения психики больного человека, к основным разделам предмета клинической психологии относится изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики илечения заболеваний. Мед.психологию можно разделить на: Общую клиническую психологию, которая разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека, проблемы психологии врача и психологии лечебного процесса, а кроме того учение о взаимоотношениях психического и соматопсихического в человеке, рассматриваются вопросы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии; Частную клиническую психологию , раскрывающую ведущие аспекты психологии больных при определенных заболеваниях, а также особенностей врачебной этики; Нейропсихологию – служащую для решения задач установления локализации очаговых поражений мозга; Нейрофармакологию – исследующую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; Психотерапию – изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного. Патопсихологию – также можно отнести к клинической психологии. И наконец, специальная психология – изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, которое связано с врождеными или приобретенными дефектами формирования нервной системы (тифлопсихология – слепых, сурдопсихология – глухих, олигофренопсихология – умственно отсталых)

    Место медицинской психологии в структуре психологии.

    Раскройте структуру методов психодиагностики

    Психодиагностика как отрасль психологии ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Она ориентирует исследователя не на исследование, а на обследование, т.е. постановку психологического диагноза, который может устанавливаться на трех уровнях: симптоматический диагноз (ограничевается констатацией особенностей или симптомов); этиологический (учитывает, помимо особенностей, причины их возникновения); типологический диагноз (определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека). Основные методы: наблюдения – систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики (бывает: срез, лонгитюдальное, сплошное, выборочное, включенное); эксперимент – активное вмешательство исследователя в ситуацию.(естественный, лабораторный). Дополнительные методы: Тесты – наборы задач и вопросов, позволяющие быстро оценить психическое явление и степень его развития; моделирование – создание искусственной модели изучаемого феномена; анализ продуктов деятельности – созданные вещи, книги, письма, изобретения, рисунки (здесь же – контент-анализ); беседа (анамнез – сведения о прошлом, интервью, психологические анкеты)

    Принципы построения и проведения психологического обследования

    Психологическое

    Назовите показатели постановки психологического диагноза

    Диагноз может устанавливаться на трех уровнях: симптоматический (эмпирический) диагноз (ограничевается констатацией особенностей или симптомов); этиологический (учитывает, помимо особенностей, причины их возникновения); типологический диагноз (определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека).

    Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Вторая ступень – этиологический диагноз –учитывающий наличие симптомов, а также их причины возникновения. .

    Факторы, определяющие надежность диагноза.

    Особенности эффективного взаимодействия больной – врач, клиент – психолог.

    Практически любая встреча и беседа врача с больным имеет важное значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно профессионально и грамотно провести первую встречу, т.к. она имеет не только диагностическое значение, но и важна как психотерапевтический фактор. Важно уметь выслушать больного и отметить, что для него является самым важным. В постановке вопросов следует избегать воздействий внушающего характера. В каждом конкретном случае наиболее удобный способ избирается врачом в зависимости от состояния больного и опыта врача. Врач должен в совершенстве владеть техниками активного слушания (безоценочное слушание, оценочное слушание, бессловесное общение и т.д.), техникой убеждения (метод выбора, сократовского диалога, авторитета, вызова, дефицита, проекции ожидания), уметь вести спор и даже вступать в конфликт. Учитывать характер заболевания и отсюда выбирать тип контакта.Не забывать о существовании образа «идеального больного» и «идеального врача» (сопереживающий и недерективный, сопереживающий и директивный, эмоционально-нейтральный и директивный).

    Основными формами взаимодействия после установления контакта являются либо руководство, либо сотрудничество

    Назовите базовые этические ценности клинического психолога

    Деятельность клинического психолога относится к трудным прфессиям. Человек, посвятивший себя этому, безусловно, должен и меть призвание к психологии. Психолог прежде всего должен быть гуманен . Пациент прежде всего вправе ожидать от психолога желания помочь и убежден, что другим психолог и быть не может. Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание, совестливость, всегда считались главными характеристиками психолога. Клинический психолог должен иметь данные необходимые как психологу, так и врачу. Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения Она, как правило, включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как человеку, от которого ждут помощи. Кроме того необходимой чертой личности психолога является общая и профессиональная культура, включающая в себя и организованность в работе и любовь к порядку, аккуратность, чистоплотность. Все это сформировалось в учение – медицинская деонтология. .

    Профессиограма практического психолога

    Профессиография – описание профессии с точки зрения требований, предъявляемыми ими к человеку. Охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности: социально-экономические, технические, правовые, медико-гигиенические, психологические и др. Психограмма – краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека как перечень необходимых профессиональных способностей.

    Особенности оказания психологической помощи клиенту

    Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышениие социально-психологической компетентности людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе, организации. В клинической психологии психологическая помощь включает предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психических или психопатологических феноменов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие а индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению. Основными способами являются психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия. Все они могут применяться как в отдельности, так и в сочетании. П. Консультирование – главная цель – научно организованное информирование клиента о его психологических проблемах с учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью формирования активной личностной позиции и пр. П.Коррекция – понимается как деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него. Цель – выработка адекватной и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации в обществе. Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психоматических). Виды психического воздействия: воздействие, манипулирование, управление, формирование.

    Что такое ятрогения? Какие пути предупреждения их возникновения?

    Ятрогении – общее название, обозначающее психогенные расстройства у больного вследствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно ятрогения) или его действий (ятропатия), медицинской сестры (соророгения), других медицинских работников. Пагубные самовлияния, связанные с предубеждением по отношению к врачу, страхи перед медицинским обследованием, могут также привести к подобным расстройствам (эгогения). Ухудшения в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий других больных (сомнения в правильности диагноза и т.п.) обозначают термином эгротогения. Предупреждение – повышение общей и профессиональной культуры медицинских работников и пр…

    Характеристика основных категорий врачебной этики

    Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения врачебной тайны (конфиденциальность) Она, как правило, включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как человеку, от которого ждут помощи.