Биографии Характеристики Анализ

Что мешает развитию творческого мышления? Что мешает креативности Виды и функции творчества.

Творчество — великий дар Творца человеку. Вылепленный «по образу и подобию» Бога, каждый из нас создан для созидания. Каждый из нас содержит в себе ряд уникальных талантов.

Марина Трушникова

Чувствуете ли вы в себе эту силу — силу Творчества? Слышите ли её зов? Реализуете ли?

Да, я знаю, что «есть в этой жизни вещи поважнее: работа, дети, здоровье. А творчество… это не для всех… это баловство… где взять на него время?..».

Но я знаю и ваше щемящее чувство в груди – хочется… Хочется жить в полную силу, летать на крыльях вдохновения, рисовать, петь, писать стихи! Разве не так?

Иногда, стоя у мольберта, я . Я чувствую, как ангелы за моей спиной завидуют моей возможности давать бестелесным образам физическое воплощение. Они этого не могут. Я могу. Могу, подобно Творцу, создавать миры. Создавать то, что можно увидеть, пощупать, разделить с другими людьми.

Это Дар, который дан нам в этой жизни. Так почему же мы порой сознательно отказываемся от него?

Думаю, ни для кого не будет открытием сказать, что творческий канал нам часто себе, что – это не твое, что ты к этому не способен. Ты оградил себя от возможной критики тем, что перестал творить.

Так спокойнее.перекрывают в детстве. Учитель поставил двойку за твой шедевр, родители раскритиковали твои стихи, одноклассники посмеялись над прической – не важно, что стало причиной.

Ты закрылся, сказал Вот только пустота в душе бередит и просит заполнить ее. Став старше и мудрее, мы возвращаемся к творчеству. Со смущением подростка пробуем себя в том, чего так хотелось в детстве. И это здорово! Вперед, смелей! Уберите ставшие уже ненужными ограничения!

Дайте себе возможность творить, играть,

подобно ребенку, парить на крыльях вдохновения!

Парение в данном случае — не метафора. Это ощутимое состояние души. Наиприятнейшее!

На исследовательских встречах группы “Художники ” мы проводили погружения в жизни, где были художниками, в те жизни, где творческие качества были проявлены на высоком уровне. И вы бы видели, как светится от переполняющего его счастья человек, когда он находится в энергиях такого воплощения! Это состояние настолько ресурсное, настолько радостное! Все блоки и комплексы по поводу себя как творческого человека просто вымываются.

И люди начинают рисовать, писать стихи. Творческий поток просто прорывает. Однажды почувствовав себя в этом потоке, хочешь войти в него снова и снова.

Потому что… всемогущим, созидающим, быть в чем-то равным Богу – разве это не самое лучшее, что может ощутить человек?

Дорогой читатель, в чем проявляется твое творчество? Чувствовали ли вы уже эту радость, это парение, этот восторг? Создавали ли что-то без оглядки на то, «что скажут люди?», «кому это нужно?», «я не умею»? Ловили ли себя на ребячестве, играли ли?

Сможете ли вы, завершив свою жизнь, сказать, что были счастливы на Земле, ТВОРЯ?..

Марина Трушникова
выпускница 1-го курса
Института Реинкарнационики

Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] Лемберг Борис

Что мешает креативности

Что мешает креативности

Барьеры к креативности могут препятствовать раскрытию творческого потенциала, которым мы все наделены и к которому мы все способны. Знание о таких барьерах должно подготовить вас к тому, чтобы вы могли заметить их, когда они встретятся у вас на пути, и вооружить вас умением преодолевать их.

Функциональная зацикленность означает склонность видеть лишь очевидные способы смотреть на проблему. Это ситуации, в которых человек не покидает свою зону комфорта, думая о решениях задачи.

Эта склонность имеет непосредственное отношение к прошлому опыту человека. Когда вы заперты в определенном, строго ограниченном восприятии, это мешают вам смотреть на проблему с различных точек зрения. Если вы ограничены привычным способом делать те или иные вещи, вам на самом деле будет очень трудно придумать новые и творческие решения.

Самоцензура – это внутренний голос, который сдерживает вас и стремится препятствовать вам выставить себя дураком или выглядеть глупо. Это негативные мысли, которые крутятся в вашем мозгу, типа «это никогда не получится», «таким образом ничего не выйдет», «я буду выглядеть глупо» и пр.

Самоцензура, казалось бы, оберегает вас от ошибки. Неприятность в том, что с таким упрямым внутренним ограничителем вы отказываете себе в эксперименте и блокируете свое воображение. Плюс лишаете себя права на ошибку, что не только сильно сужает ваши горизонты, но и поддерживает вас в состоянии непрерывного эмоционального напряжения, а стресс, известно, не доводит до добра.

Микроконтроль душит способность человека быть творческим, поскольку данный способ поведения указывает слишком много деталей, связанных с тем, как именно должна быть решена та или иная задача. Направляя внимание на мелочи, вы уменьшаете свою способность думать о самом себе, о своем удовольствии, вы лишаете себя права использовать творческий талант и, опять-таки, поддерживаете себя в состоянии стресса, жалуясь на то, о каком безумном количестве мелочей вам приходится думать.

Рационализация означает, что, думая о некоем деле, проблеме или задаче, вы используете только логическую сторону сознания. А очень часто творческие решения приходят к нам не из логических построений, а из подсознания. Именно по этой причине иногда для того, чтобы найти идеальное решение, нужно не ломать голову, а выйти на прогулку или даже просто помечтать.

Мифы о креативности действуют как барьеры в силу их власти формировать каждодневное поведение. Мы поговорим об этих мифах отдельно, чтобы вы поняли, насколько эффективно они способны разрушить тягу к творческим решениям.

Визуализация рисков означает, что человек, прежде чем предложить некую идею, во всех подробностях живописует в своем воображении, как он провалится и как плохо будут о нем думать другие люди. Иными словами, он концентрируется не на идее, а на впечатлении, которое произведет. Отмечу, что, помимо невротизации, которую создает и поддерживает такое отношение к своим идеям, это ставит преграду на пути принятия и исполнения решения, которое могло бы оказаться действительно творческим, и убивает идею, имевшую все шансы оказаться живой и свежей. Особенно к такому поведению человек склонен тогда, когда его привычная роль – например, на работе – не взывает к творческому потенциалу или когда он полагает, что коллеги или близкие станут думать о нем плохо, если он начнет пробовать и будет придумывать лучшие способы выполнять привычные действия и решать поступающие задачи. Визуализация рисков – это, опять же, страх разозлить кого-то, начиная изменение, которое опрокидывает привычное представление.

И, конечно, это снова – фактор невротизации. Вообще, как вы уже могли заметить, барьеры на пути к проявлению творческого потенциала – это одновременно прямые дороги к хроническому стрессу, неврозу или депрессии. Те барьеры, которые мы будем рассматривать далее, еще больше укрепят вашу догадку.

Нехватка времени. Нехватка времени и/или возможностей… Люди часто чувствуют, что они слишком заняты повседневными делами, чтобы выделить время для творчества, а постоянно требующие решений задачи не позволяют им сосредоточиться на том, чтобы быть творческими. «Какое тут творческий подход?! Разобраться бы хоть как-то с этой завалью!» Выбор за вами. Выделите время для творчества, а еще лучше – осознайте свое право на творчество! Креативный подход к решению все тех же повседневных задач не означает, что задачи не будут решены. А вот то, что их решение отнимет у вас меньше сил – это точно. Более того, есть вероятность, что вы даже получите удовольствие от этой рутины. Будьте уверены, что, давая себе право на творческое отношение, люди умудрялись вносить творческий элемент во все, что раньше только злило, – будь то вставание утром на работу или глажение рубашек. И они ничуть не теряли во времени.

Нехватка сна. Нехватка сна формирует барьеры не только к творческому потенциалу, но и ко множеству других вещей. Отнеситесь к нехватке сна так же творчески, как к нехватке времени. Организуйте свой день, заведите привычку ложиться в строго определенное время, в течение дня не пренебрегайте физической нагрузкой и здоровым питанием. Даже если упражнения и здоровое питание – не про вас, то, по крайне мере, начните отходить ко сну в установленный час. Вы очень быстро войдете в ритм, ваш организм сам поймет, сколько времени ему нужно для полноценного сна, вы будете засыпать вовремя, высыпаться и подниматься утром без помощи будильника. Пусть вас мотивирует тот факт, что вы с большей вероятностью начнете генерировать идеи, если станете хорошо высыпаться и чувствовать себя бодрым и отдохнувшим.

Критицизм. Критицизм со стороны других людей способен надолго отбить охоту к творчеству. Как поступать с теми, кто вас необоснованно критикует? Причем именно необоснованно, почему барьер и называется «критицизмом», а не «критикой», которая может быть вполне себе конструктивной. Критицизм подразумевает неадекватную оценку, когда вы заранее неправы, когда вас и вашу идею осуждают еще до того, как вы ее реализовали. Особо продвинутые критиканы осудят вас даже до того, как вы свою идею выскажете. Ибо предполагают, что ничего ценного вы предложить не можете.

С такими критиканами многие из нас сталкивались – на работе, в собственном доме или раньше, во время учебы в школе. Если вы вспомните хотя бы один пример критицизма, направленного против вас, вы вспомните также, как сильно это поубавило ваш пыл, – а если вы подвергались критицизму регулярно, вы, возможно, и сами начали сомневаться в своем творческом потенциале. Что ж, поймите одну вещь: когда критикан осуждал вас и вашу идею, когда он склонял вас на все лады за ваше творческое начинание, – говорил он не о вас, а о себе. Это себе он не доверял, это в себе он не видел творческого потенциала. Почему? Потому что ограниченность в других видят лишь ограниченные люди. Я определенно рекомендую вам выбросить из головы подобных критиканов: пусть они ограничивают себя. А вы – пробуждайте и разворачивайте свой творческий потенциал.

Правила и процедуры. Если организация, в которой вы работаете, имеет много правил и четко оговоренных инструкций и процедур, они могут иногда душить творческий потенциал из-за бюрократии, которую сами же и создают. Если вы не можете продвинуть свой проект без кучи подписей, поддержать импульс будет для вас довольно трудно.

А теперь спросите себя – какой из вышеупомянутых барьеров относится к вам лично? Признание ваших собственных барьеров – половина успеха, ибо, сделав это, вы осознаете, что именно блокирует вашу творческую вспышку. А осознав, сможете начать действовать, чтобы преодолеть препятствия. Удачи!

Из книги Психология общих способностей автора

Психогенетика креативности Напомним, что психогенетика решает проблему соотношения детерминант фенотипической изменчивости признака, то есть причин индивидуальных различий между людьми, в том числе – различий в способностях.Как мы уже отметили выше, в психологии

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Формирование креативности и обучаемость Примем условно, что верна гипотеза о позитивном влиянии среды на формирование креативности. Развитие креативности проходит как минимум две фазы:1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности,

автора Дилтс Роберт

Раздел 1.1. Основы креативности Проблемная область креативности(По: Tools For Dreamers, pp. XIII–XV) Воображение важнее знания. Альберт Эйнштейн Следы любого животного говорят о том, чем оно было; только следы человека говорят о том, что он создал. J. Bronowski, The Ascent of Man Оглядитесь по

Из книги НЛП: управление креативностью автора Дилтс Роберт

Раздел 2.4. Типы креативности Одно из положений НЛП гласит: те или иные виды стратегий могут способствовать эффективности человека в одних видах контекстов, однако оказываться менее эффективными в других контекстах. Можно предположить, что стратегия Моцарта отличалась

Из книги НЛП: управление креативностью автора Дилтс Роберт

Раздел 2.5. Повышение креативности Представление о когнитивной структуре креативности открывает нам возможность интенсификации и управления креативным процессом с целью придания ему большей эффективности. Для этого могут послужить три ключевых процесса.Первый

Из книги НЛП: управление креативностью автора Дилтс Роберт

Раздел 4.4. Резюме: принципы креативности В основе НЛП лежит следующее допущение: карта не есть территория. Часть I ставила перед собой задачу исследовать ряд принципов и паттернов, связанных с тем, как мы создаем карты действительности, в частности применительно к

Из книги НЛП: управление креативностью автора Дилтс Роберт

Раздел 5.6. Оценка прогресса в креативности Оценка прогресса в креативности – это функция оценивания степени, в которой человеку удалось расширить свое восприятие проблемного пространства. При оценивании прогресса применительно к решению проблем важно помнить, что

Из книги НЛП: управление креативностью автора Дилтс Роберт

Раздел 7.2. Процессы, способствующие креативности После того как проблемное пространство определено, можно исследовать пространство решения путем добавления новых элементов к существующей карте проблемного пространства или изменения этой карты каким-либо образом.

автора Грецов Андрей Геннадьевич

Часть 4 Тренинг креативности

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

Программа тренинга креативности Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее. Е. Торренс Предлагаемая

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Уровни креативности Классическая теория Фрейда не подходит для наших целей, к тому же имеющиеся у нас данные частично с ней не согласуются. В значительной мере эта теория представляет собой психологию Ид, занимавшуюся исследованием инстинктивных влечений и

Из книги Одаренный ребенок [Иллюзии и реальность] автора Юркевич Виктория Соломоновна

5. О наивной и культурной креативности Марина Исаевна Фидельман, совсем недавно защитившая под моим руководством диссертацию, провела очень интересный эксперимент.Испытуемыми (именно так называют тех, кто согласился - только по доброй воле, иначе не может быть -

автора Лемберг Борис

Формула креативности: c = me2 Формула творческого потенциала будет работать на вас, когда вы поймете, что она собой представляет, и буквально прочувствуете ее слагаемые. А они не сложны.Формула креативности: c = me2; гдеc – творчество (creativity);m – масса того, что вы знаете (mass);e –

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Мифы о креативности Мифы о креативности, как я не раз уже говорил, могут действовать как барьеры к творческому потенциалу из-за их власти формировать каждодневное поведение.? Творческий потенциал – явление мистическое, волшебное и непостижимое.? Только истинные

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Часть 5 Техники креативности Мы постоянно говорим о том, что креативность можно развить, творчеству можно научиться, а результаты творчества – вполне осязаемы в нашем материальном мире. Все это предполагает существование техник, которые способствуют и развитию

Из книги Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы автора Келли Том

Подключение к креативности В мире, полном творческого потенциала, опасно предполагать, что все хорошие идеи лежат на поверхности. Однако мы наблюдали, как это мнение высказывается во многих международных корпорациях: руководители 5?го уровня составляют план своих

Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества - страх . Особенно он проявляется у людей с жесткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.

Другой враг творчества - чрезмерная самокритичность . Точные измерения в этой области пока невозможны, по должна быть некоторая "сбалансированность" между одаренностью и самокритичностью, чтобы слишком придирчивая самооценка не привела к творческому параличу.

А. Осборн полагал, что способность генерировать идеи и способность к их самокритической оценке вполне могут сосуществовать. Но их не следует "включать" одновременно. В момент, когда рождаются идеи, способность к их оценке должна быть заторможена. "Отсроченная оценка" - главный принцип "мозгового штурма".

Третий враг творчества - лень . Впрочем, здесь возможно и такое рассуждение. Люди стремятся совершенствовать производство с целью повысить его продуктивность и снизить себестоимость. Ими движет желание при минимальной затрате усилий иметь максимальную выгоду, проще говоря, меньше работать - больше получать. Выходит, лень служит стимулом всех нововведений, облегчающих труд, и потому является "истинной матерью изобретений", по выражению Норберта Винера. В качестве примера обычно приводят английского мальчика Хемфри Поттера, который был приставлен к машине Ньюкомена, чтобы следить за давлением пара. Ему надоело скучное занятие, и однажды он прицепил веревочку от крана, выпускающего пар, к балансиру, создав тем самым первый автоматический клапан.

Несмотря па всю соблазнительность подобных рассуждений, приходится все же признать, что лень вовсе не способствует творческой деятельности. Но сперва нужно определить, что такое лень? Каковы ее психофизиологические основания? Что это -чувство? Или свойство личности, обусловленное слабостью каких-то подкорковых функций? Всегда ли это результат порочного воспитания? Можно ли считать, что лень - это закрепленная установка, направленная па то, чтобы избежать неприятных ощущений, связанных с утомлением?

Лень проявляется по-разному. Одни отлынивают от работы, но, начав ее, продолжают с интересом и даже с удовольствием. Другие проявляют "трудолюбие лодыря": спешат взяться за порученное дело, лишь бы поскорее избавиться от него. Их не привлекает ни сам процесс работы, ни полученный результат. Но невыполненное задание тяготит их. Иногда это люди с развитым чувством долга, иногда они просто боятся порицания, порой это - психастеническая черта личности. Иные с азартом принимаются за все новое, но затем остывают и ничего не доводят до конца.

Из разных способов воспитания трудолюбия бесплоднее всех - словесные увещевания. "Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но ленивец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней остаться", - говорил Жюль Ренар.

Возможно, эволюционно-биологический подход поможет лучше понять сущность лени. После напряжения, связанного с добыванием пищи, животное нуждается в отдыхе и восстановлении сил. Покой и расслабление ему периодически необходимы и потому доставляют удовольствие. Таким образом, "услада ленивого покоя", по выражению Франсуа де Ларошфуко, имеет биологический смысл. Но, как и всякая "услада", она может быть оторвана от биологической функции и превращена в самоцель. Подобно тому как естественное для человека наслаждение пищей может привести к обжорству и чревоугодию, так же точно наслаждение отдыхом и покоем может приобрести самодовлеющее значение. "Пиршество лени" становится высокоценимым удовольствием. Видно, не один талант был загублен ленью.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не толькодля данного человека, но и для других.

Виды и функции творчества

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Творчество как способность

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) , которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии
1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]». 4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Теория

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц - элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания - в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

Из истории вопроса

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному , она никогда не рождается в усталом и никогда - за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и , происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.
  2. Знание и рассуждение, схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи - формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не , а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки :

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей, те недостатки, о которых говорилось выше, или так же что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дает ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличатся от них в своих суждениях и поступках.

2. Боязнь оказаться "белой вороной" среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них с мех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно "правильных" наиболее распространенных, общепринятых мнений.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем непринятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно широко распространено следующее мнение: критиковать человека - значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение. Этому мы, к сожалению, учим своих детей с детства, совершенно не думая о том, что в данном случае приобретение вежливости, тактичности, корректности и прочих полезных качеств происходит за счет утраты другого, не менее ценного свойства: сметь иметь и уметь отстаивать, открыто высказывать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится это мнение окружающим. В этом собственно и состоит требование к человеку всегда оставаться честным и откровенным.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

5. Завышенная оценка значимости собственных идей. Иногда то, что мы сами создали или придумали, нравится нам больше, чем мысли высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делится и оставить при себе.

6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно обладает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.

7. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и не плохо. Напротив, тот человек у которого конструктивное мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка развивать с самого детства как критическое так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная мыслительная идея, то он сам ее должен сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.


Изменение восприятия времени, обусловленное приближением гибели
Но не только во время сна мозг прибегает к обработке информации в ускоренном темпе. Обратимся к профессору Гейму, который в 1895 году в цюрихском альпийском клубе рассказал о впечатлении людей, переживших падение в горах. Характерной особ...

Характеристика развития сенсорных навыков у дошк-в с ДЦП
У детей с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих действий. При этом отсутствует двигательный компонент ори...