Биографии Характеристики Анализ

Что мог делать юлий цезарь одновременно. Три мифа про юлия цезаря

5 выбрали

Когда учебы много, а времени мало, велико искушение попробовать совмещать ее с другими делами. Например, писать курсовую и прослушивать новый музыкальный альбом. Готовиться к экзамену и параллельно болтать с подружкой. Записывать лекцию и чатиться с приятелем. В такие минуты, бывает, думаешь: "Эх, почему я не Юлий Цезарь?!" Который, как мы помним, славился умением делать несколько дел одновременно. Сегодня, кстати, день рождения великого правителя. Предлагаю в честь этого вместе подумать, как научиться делать несколько дел одновременно и стоит ли это делать.

Может ли человеческий мозг решать несколько задач одновременно? Ученые склоняются к выводу, что нет. На самом деле, мы делаем эти дела не параллельно, а переключаемся с одной задачи на другую. Так что скорость и качество выполнения обоих заданий обычно страдает.

С другой стороны, с помощью тренировок можно повысить скорость этих переключений, что в целом позволит работать быстрее. То есть в ситуации, когда вы можете сделать свои дела последовательно, лучше так и поступить – это будет эффективней. Но когда вам нужно делать одно дело постоянно (например, писать курсовую), а другое – через определенные промежутки времени (например, отвечать на телефонные звонки), умение быстро переключаться поможет эффективно расходовать время.

Кроме того, можно совмещать действия, которые не требуют нашего полного внимания и сосредоточения, то есть то, что мы делаем "на автомате". Например, моя знакомая преподавательница музыки рассказывала, что в юности иногда ставила на пюпитр вместо нот "Три Мушкетера" и проигрывала заученные произведения, читая книжку. Или возьмем распространенный пример из жизни: многие водители совершенно спокойно совмещают вождение автомобиля с разговором по телефону. Впрочем, только до тех пор, пока движение идет спокойно. Если на дороге возникает какая-то нелинейная ситуация, требующая большей концентрации внимания, водитель немедленно отвлечется от разговора.

Чтобы повысить свою многозадачность в делах, не требующих полной концентрации, нужно научиться распределять внимание. Для этого существует ряд упражнений. Например, писать одновременно левой и правой рукой разные слова. Руки будут пытаться синхронизироваться, что серьезно усложнит задачу. Или считать вслух от одного до 50, одновременно записывая цифры в обратном порядке – от 50 до одного. Рисуйте разными руками круги в разные стороны, а для усложнения описывайте какую-нибудь фигуру ногой. Существует даже такое направление как несимметричная гимнастика, в рамках которой разные части тела выполняют различные движения. Таким образом человек не только развивает тело, но и тренирует мозг контролировать сразу несколько действий.

Польза или вред?

Стоит ли применять многозадачность в учебе? Вопрос неоднозначный. В большинстве случаев, совмещая умственную работу с другой деятельностью, мы отвлекаемся и, в результате, скорость и качество работы только страдает. Хотя бывают и исключения. Например, некоторым людям комфортно запоминать информацию под музыку. Более того, услышав ту же мелодию, они сразу вспоминают, что под нее учили.

Основа эффективной работы над делами - полная на одной задаче. Об этом говорили и писали всегда. Однако в современном мире считается, что человек, делающий сразу несколько дел , более успешен в своей работе. Но это лишь иллюзия и влияние современного темпа жизни.

Современный человек даже вынужден порой чувствовать себя Юлием Цезарем, и даже отдыхая дома, может обнаружить себя за несколькими делами сразу: ужинать за ноутбуком, посматривая при этом телевизор. К тому же проверка почты сопровождается просмотром событий в соцсетях, написанием сообщений в твиттер, поиском какого-либо материала или товара и т.д. и т.п.

Многозадачность позволяет нам чувствовать себя лучше, создаёт ощущение увеличения продуктивности.

А вот экспериментальные исследования говорят о том, что наши представления идут вразрез с реальностью. Испытуемые, применяющие многозадачность выполняют свою работу хуже и медленнее тех, кто занимается лишь одной задачей в некоторый отрезок времени, хотя первые и чувствуют себя при этом лучше. Когда мы пытаемся совмещать несколько дел, у нас появляется ощущение завершённости всех нужных дел, мы чувствуем себя очень эффективными. И со стороны такие люди тоже производят впечатление продуктивных людей , успевающих всё и сразу.

Но как наш мозг реагирует на многозадачность?

Многозадачность нашему мозгу чужда. То, что вы, разговаривая по телефону, пишите что-то при этом в мессенджер, одновременно пьёте кофе, совсем не говорит о том, что мозг сфокусировался на всех этих задачах. Каждый процесс обрабатывается и живёт в отдельной части мозга, и выполняются они не одновременно. Сначала запускается один процесс, приостанавливая при этом другой. То, что позволяет воспринимать это как одновременное выполнение задач, на самом деле является быстрым переключением внимания.

Как бороться с многозадачностью и фокусироваться на одном деле?

1. Одна вкладка браузера. При работе в интернете очень расфокусирует внимание и снижает эффективность работы постоянное переключение с вкладки на вкладку. Ограничьте себя 1 открытой вкладкой, чтобы заставить себя серьёзно подойти к делу. К тому же это будет способствовать расстановке приоритетов. Для любой другой работы это можно выразить: выполняется только одна задача .

2. . Свои дела всегда нужно планировать хотя бы в минимальной форме. В конце рабочего дня подумайте, что вам необходимо сделать завтра и даже о том, каким образом сделать это. Планирование не должно быть жёстким, оставляйте возможности срочной работы.

3. Перемещения. Это не всегда возможно, конечно, но смена места и привязка определённой деятельности к фиксированному месту помогает лучше переключиться на эту задачу, практически физически настроиться на неё, а также отвлечься и немного отдохнуть. Например, основную работу выполнять за своим столом, звонки делать в коридоре или у соседнего стола, обедать на кухне и т.д.

Канадские психологи исследовали процесс решения человеческим мозгом двух задач одновременно. И выяснили, что на самом деле мозг очень быстро переключается с одной задачи на другую, а не решает их параллельно. При этом скорость такого переключения можно повысить тренировкой.

Исследователи использовали томограф для наблюдения за активностью мозга и определили, что ключевую роль в совмещении двух дел сразу играет префронтальная кора. Она не может обеспечивать по-настоящему параллельные действия, но зато может последовательно решать две разные задачи.

Что делали?

Группе из семерых испытуемых предложили решить две задачи. В первой, нажимая на одну из двух кнопок, надо было сортировать изображения, которые появлялись на экране. Во второй сортировать надо было уже звуки – и не нажимая на кнопку, а произнося ответ вслух.

Еще в начале эксперимента психологи увидели закономерную картину. В отдельности с любой из задач испытуемые справлялись достаточно быстро, но попытка одновременно решить их обе приводила к резкому ухудшению результатов. Тренировки на протяжении двух недель в решении одновременно обеих задач существенно повысили не только скорость решения каждой задачи в отдельности, но и их одновременное выполнение. Хотя, как показал дальнейший анализ результатов эксперимента, мозг так и не смог стать по-настоящему многозадачным.

Как именно?

То, что с помощью тренировки можно ускорить решение двух параллельных задач, – сам по себе факт неновый, а потому с научной точки зрения малоинтересный. Ученых интересовала не только способность научиться решать несколько разных задач одновременно, но и то, каким образом в процессе такой тренировки меняется мозг.

Ученые предполагали, что многозадачность может быть обеспечена несколькими путями. Например, в процессе обучения какой-то задаче мозг может переключиться с префронтальной коры на другие структуры: в таком случае сортировку картинок или звуков испытуемые делали бы автоматически, без сознательного участия. Аналогичного эффекта можно достичь и выделением под задачу отдельных групп клеток, которые не заняты ничем больше: участок коры мозга отвечал бы за свое задание.

Однако большая часть возможных объяснений была признана учеными несостоятельной в ходе обработки результатов эксперимента. Многозадачность на самом деле оказалась связана не с появлением отдельных специализированных областей, а с ускорением работы префронтальной коры.

Можно ли стать многозадачным?

Исследователям, описавшим свой эксперимент в журнале Neuron, удалось показать, что, когда мозг решает две задачи одновременно, он постоянно переключается с одной на другую. Эти переключения требуют определенного времени, которое можно сократить путем тренировки – впрочем, не до сколь угодно малой величины. Кроме того, успешность тренировки во многом зависит и от сложности задания. Рене Маруа, один из исследователей, отметил, что требующие сложных логических операций задания решаются участками мозга, не задействованными в решении простых задач.

Выяснение того, как именно человеческий мозг приспосабливается к выполнению нескольких задач сразу, важно не только для понимания принципов работы мозга в целом. Говорящий по сотовому телефону водитель или оператор станка, которого отвлекли вопросом, оказываются в схожих условиях. А авиадиспетчерам и вовсе приходится постоянно решать сразу несколько задач, причем ошибка может привести к катастрофе. Если психологи узнают, как именно мозг справляется с подобными ситуациями, можно будет выработать рекомендации для группы риска.

Как делать несколько дел одновременно? Наверняка этот вопрос интересует, прежде всего, тех людей, которые часто не успевают сделать все необходимое, как по работе, так и в личном плане. Чтобы дать ответ, нам понадобится углубиться в науку под названием , то есть, искусство управления временем.

Наверное многим известен человек, который делал несколько дел одновременно – Юлий Цезарь. Во многом благодаря именно этому качеству он запомнился и вошел в историю.

Можно ли повторить его способности и как делать много дел одновременно – об этом далее.

Прежде всего, и это очень важно, нужно уметь разделять все дела, которые вы делаете, на 2 категории:

1. Активные действия – это действия, требующие концентрации внимания и умственных усилий (например, написание статьи, переговоры с клиентом, составление отчета и т.д.).

2. Пассивные действия – это действия, выполняющиеся автоматически, не требующие концентрации внимания и умственных усилий (например, дорога на работу, стояние в очереди, прием пищи и т.д.).

Важно также понимать, что для разных людей и в разных ситуациях одни и те же действия могут быть как активными, так и пассивными. Например, для начинающего автомобилиста или в большом потоке машин езда за рулем – это активное действие, а для опытного и на свободной загородной дороге – пассивное.

Так вот, если вы задумались над тем, как делать несколько дел одновременно, потому что вам не хватает времени, начинать надо с того, что параллельно с пассивными делами обязательно совершать активные.

Каждый человек ежедневно совершает определенное количество пассивных действий, которых никак нельзя избежать, которые придется выполнять в любом случае. Если вам предстоит совершить какое-то пассивное действие, подумайте, какие активные дела вы сможете делать с ним параллельно.

Самый простой вариант, который используют многие – во время ходьбы по улице (пассивное действие) совершать необходимые телефонные звонки (активное действие). Мобильный телефон, да и многие другие современные технологии – вообще весьма полезная вещь – с их помощью можно делать несколько дел одновременно в самых разных ситуациях.

Например, опять же, во время движения по улице или даже в общественном транспорте, можно слушать в наушниках полезные аудиокниги – этим вы очень существенно сэкономите свое время, да еще и с пользой для себя: во-первых, извлечете полезные уроки из прослушанных материалов, во-вторых, вам не придется тратить значительное количество времени, чтобы читать эти книги. Признаюсь, что я сам много хожу пешком и активно использую этот метод. Эти же полезные аудиокниги можно слушать в машине вместо бесполезного радио или музыки.

Если же вы лучше воспринимаете визуальную информацию, и вынуждены пассивно проводить какую-то часть своего времени в общественном транспорте – можете использовать электронные книги для чтения в этот период. Правда для этого вам понадобится обязательно удобно сидеть, что не всегда возможно, а вот в наушниках слушать нужный материал можно всегда, тем самым, делая два дела одновременно.

При помощи наушников и мобильного устройства можно не только “читать” книги, но и делать другие полезные дела одновременно с пассивными, например, изучать английский язык или проходить тренинги развития личности по аудиоурокам. Согласитесь, лишним не будет, и время проведете с пользой.

Если выйти в интернет с мобильного устройства, то можно использовать эту возможность во время пассивных поездок в транспорте или ожидания для важных активных дел, например, просмотра почты и ответов на важные сообщения. Как-то на одном из форумов я прочитал, что студент, подрабатывающий , использовал 2 часа в день, проводимые в электричке, для написания статей на продажу при помощи ноутбука. То есть, фактически зарабатывал деньги во время неизбежных и рутинных пассивных процессов, делая два дела одновременно. Молодец! Возьмите на заметку…

Делать несколько дел одновременно можно не только при помощи современных гаджетов. Вторым, активным делом могут быть и просто мыслительные, умственные процессы. Совершая пассивное действие, вы можете одновременно строить какие-то планы, что-то разрабатывать в уме, допустим, тактику проведения важной деловой встречи. А, например, отправляясь на обед во время обеденного перерыва, можете взять с собой коллегу и за трапезой обсудить какие-то рабочие моменты, чтобы не тратить на них рабочее время.

Таким образом, можно и даже нужно делать два дела одновременно, грамотно совмещая пассивные и активные действия. Это непременно даст хороший, полезный результат и существенно сэкономит ваше время, которого не хватает.

Однако, если речь идет о том, чтобы совмещать одно активное действие с другим, то есть, одновременно делать два дела, каждое из которых требует концентрации внимания и умственных усилий – эффект, вероятнее всего, будет совершенно противоположный. А именно – пострадает результат обоих этих дел, ни одно из них не будет выполнено качественно, т.к. ни на одном из них вы не сможете должным образом сконцентрироваться.

Почему это так? Ответ кроется в особенностях работы человеческого мозга. Когда человек концентрируется на выполнении одного активного действия – в работу вовлекаются оба его полушария, и мозг выполняет свои функции наилучшим образом. Если человек одновременно делает два активных действия – то функции разделяются между двумя полушариями: правое полушарие обрабатывает первое действие, а левое – второе. В этом случае результат будет зависеть от того, насколько развит мозг у конкретного человека, но он точно будет менее качественным, чем при выполнении одного действия. А если человек делает несколько дел одновременно (3 и более) – в мозгу начинается полный хаос, и мыслительные процессы не могут идти должным образом ни по одному из выполняемых дел.

Таким образом, делать несколько активных дел одновременно так, чтобы все они выполнялись качественно, может только человек с уникальными способностями мозга (как, например, Юлий Цезарь). Простому человеку это физиологически не под силу.

Для этого, осуществляя , просто продумайте и выпишите перечень пассивных дел, которые вам необходимо совершить. Затем продумайте, какие активные дела вы можете совместить с этими пассивными, выполняя их одновременно, параллельно. Далее останется только выполнить намеченный план, существенно сэкономив время (а это, не забывайте, невосполнимый человеческий актив) и успев сделать все запланированные дела.

Ну а выполнять несколько дел параллельно, если каждое из них требует активной умственной деятельности, лучше не надо – этим вы только сделаете себе хуже, от этого пострадает общий результат. Концентрируйтесь только на одном активном действии, при этом, по возможности, осуществляя его параллельно с пассивным.

Теперь вы знаете, как делать несколько дел одновременно, в каких случаях это возможно и имеет смысл. Надеюсь, что мои советы вам пригодятся и помогут добиться успеха в любом деле. Не забывайте, что есть еще и другие, не менее важные , которые тоже можно и нужно использовать, чтобы успевать сделать все намеченные дела.

До новых встреч на – сайте, который станет вашим путеводителем на пути к успеху, повысит вашу финансовую грамотность и научит максимально эффективно использовать личные финансы.

Большинство людей считают, что они хорошо могут справляться с выполнением нескольких дел одновременно, но исследование, проведенное в университете Юты (University of Utah), показывает, что люди, которые чаще других делают несколько дел одновременно, включая разговоры по сотовому телефону во время управления автомобилем, справляются с этим хуже других.

«Что нас настораживает, так это то, что люди, разговаривающие по сотовому телефону во время управления автомобилем, имеют тенденцию хуже других справляться с одновременным выполнением нескольких задач», - говорит Дэвид Санбонматсу (David Sanbonmatsu), профессор психологии и ведущий автор исследования. «Согласно нашим данным, тем людям, которые, управляя автомобилем, разговаривают по телефону, возможно не следует этого делать. Мы продемонстрировали, что люди, которые чаще других выполняют несколько дел одновременно, оказываются теми, кто меньше всего способен к эффективному одновременному выполнению нескольких задач».

Дэвид Стрэйер (David Strayer) другой ведущий автор и профессор психологии в университете Юты добавляет: «Людям наиболее склонным к многозадачности, кажется, что их к этому способность лучше, чем у других, в то время как в действительности их способность нисколько не лучше, а часто даже хуже среднего уровня».

Цитируя известную фразу юмориста Гэррисона Кейлора (Garrison Keillor) о детях в вымышленном родном городе Кейлора, Стрэйер говорт что люди, пользующиеся сотовыми телефонами за рулем «все считают, что живут в Lake Wobegon [Лэйк Вобегон], где все выше среднего уровня. Но это статистически невозможно».

В исследовании участвовало 310 студентов-психологов, которым предстояло пройти ряд тестов и заполнить ряд анкет, чтобы измерить их действительную способность к допуску ошибок, воспринимаемую способность к допуску ошибок, использование сотового телефона во время управления автомобилем, использование широкого спектра средств информации и измерить личностные особенности, такие как импульсивность и стремление к острым ощущениям.

Ключевые открытия:

· «Люди, наиболее способные к эффективному одновременному выполнению нескольких задач не входят в число тех, кто чаще всего прибегает к одновременному выполнению нескольких дел». Вместо этого, те, кто получил высокие отметки в тестах на настоящую способность к многозадачности, склонны не выполнять одновременно несколько дел, так как им лучше удается сосредоточиться на выполняемом задании.

· Чем чаще люди делают несколько дел одновременно, разговаривая по телефону за рулем или одновременно используя несколько средств информации, тем больше им недостает настоящей способности к многозадачности, а их воспринимаемая способность к одновременному выполнению нескольких дел «оказывается значительно завышенной». Фактически, 70 процентов участников считали, что их способность к многозадачности была выше среднего, что статистически невозможно.

· Люди с высокими уровнями импульсивности и стремления к острым ощущениям сообщали о выполнении сразу нескольких дел чаще других. Однако, было исключение: Те, кто разговаривает по телефону, управляя автомобилем не склонны к импульсивности, что указывает на то, что использование сотового телефона является осознанным выбором.

· Согласно исследованию, люди, прибегающие к одновременному выполнению нескольких дел, часто делают это не потому что у них есть к этому способность, а «потому что им труднее блокировать отвлекающие факторы и сосредотачиваться на одном задании».

Подводя итог, ученые говорят, что: «Негативная связь общения посредствам сотовой связи во время управления автомобилем и способности к одновременному выполнению нескольких задач дает дополнительные основания для введения ограничений на законодательном уровне на использование сотовых телефонов во время управления автотранспортным средством».

Санбонматсу и Стрэйер проводили исследования с соавторами из университета Юты Джейсоном Ватсоном (Jason Watson), адъюнкт-профессором психологии и Нейтоном Мидейрос-Вордом, докторантом психологии. Исследование финансировалось фондом безопасности дорожного движения (Foundation for Traffic Safety) американской автомобильной ассоциации (American Automobile Association).

Как проводилось исследование

Ученые говорят, что в то время, как люди часто делают несколько дел одновременно, «относительно мало известно о том, когда и почему люди прибегают к одновременному выполнению больше чем одного задания, требующего внимания. Относительно этого, мало известно о том, кто наиболее склонен к одновременному выполнению нескольких дел».

Участниками эксперимента стали 310 студентов-психологов университета Юты – 176 участниц женского пола и134 мужского со средним возрастом 21 год, которые решили добровольно помочь предмету своего факультета за дополнительные баллы к своим оценкам.

Для того чтобы измерить фактическую способность к допуску ошибок, участники выполняли тест под названием Operation Span (рабочий диапазон) или OSPAN. Тест включает выполнение двух типов задач: запоминание и математические вычисления. Участники должны были запомнить от двух до семи букв, каждая из которых отделена от другой математическим примером, который участники должны определить как правильный или неправильный. Простой пример вопроса: 2+2=6?, г, 3-2=2?, а, 4х3=12?». Ответ: верно, г, неверно, а, верно.

Участников также просили сообщить уровень своей способности к одновременному выполнению нескольких задач, которым, по их мнению, они обладали по шкале от нуля до 100 со средним значением в 50%.

Участники сообщили, как часто они пользуются сотовым телефоном во время управления автомобилем и сколько процентов времени проводимого за рулем они разговаривают по телефону. Они также ответили на вопросы о том какие средства информации используют и в течение какого количества часов, включая печатные средства, телевидение, видео, компьютерное видео, музыку, аудиоматериалы не являющиеся музыкой, видеоигры, телефон, моментальные и смс сообщения, электронную почту, интернет и другое программное обеспечение, такое как текстовые редакторы. Результаты были использованы для составления индекса многозадачности для средств информации.

Кто выполняет по несколько дел сразу и почему?

Исследователи искали значимые связи между результатами различных тестов и опросных листов.

«Люди, которые чаще других делают несколько дел одновременно, чаще всего импульсивны, жаждут острых ощущений, слишком уверены в своих способностях к многозадачности и чаще всего хуже других справляются с одновременным выполнением нескольких дел», - говорит Стрэйер, обобщая итоги.

25 процентов человек, которые лучше всего справились с тестом OSPAN на проверку способностей к многозадачности «являются теми, кто меньше всего склонен к одновременному выполнению нескольких задач и чаще всего выполняет одно дело за раз», - говорит Санбонматсу.

Напротив, 70 процентов участников заявили, что их способность к многозадачности выше среднего уровня и они были более склонны к выполнению нескольких дел сразу.

«Одной из основных причин, по которым люди прибегают к выполнению нескольких дел одновременно является то, что они считают, что хорошо с этим справляются», - говорит Санбонматсу. «Но наше исследование показывает, что способности людей редко оказываются столь же хорошими как им кажется».

Способности людей к одновременному выполнению нескольких дел, выявленные в ходе теста OSPAN имеют сильную и негативную связь с одновременным использованием средств информации и разговорами по сотовому телефону во время управления автомобилем, что означает, что люди, которые чаще других делают несколько дел одновременно, имеют наименьшие к этому способности.

«Когда вы видите, что кто-то часто делает по нескольку дел одновременно, вы можете решить, что они это хорошо умеют», - говорит Стрэйер. «На самом же деле, чем чаще они к этому прибегают, тем более вероятно, что они плохо с этим справляются».

Санбонматсу добавляет: «Наши результаты показывают, что люди прибегают к выполнению нескольких дел одновременно, потому что им сложно сосредотачиваться на выполнении одного задания. Они вовлекаются в новые дела. … Им становится скучно и поэтому они хотят, чтобы разговор по телефону стимулировал их, в то время как они управляют автомобилем».

Участники исследования сообщали, что тратят на разговоры по сотовому телефону 13 процентов времени управления автомобилем, что приблизительно соотносится с государственными подсчетами, согласно которым в любой момент времени один из десяти водителей разговаривает по телефону.

Одновременное использование нескольких средств информации, за исключением разговоров по телефону за рулем, в значительной мере было связано с импульсивностью и в частности с неспособностью к концентрации и необдуманными действиями. Импульсивные люди больше ориентированы на быстрый результат и более склоны к принятию рисков, и поэтому они могут меньше беспокоиться о цене одновременного выполнения нескольких дел, говорят ученые.

Многозадачность же с учетом разговоров по телефону за рулем в значительной мере была связана со стремлением к острым ощущениям. Некоторые делают сразу по несколько дел, потому что это дает им больше стимула, так интереснее, труднее и менее скучно, хотя это и может пойти на вред общему результату.

Два профессора университета Юты, Дэвид Санбонматсу и Дэвид Стрэйер и автомобильный симулятор, который они использовали в части своего исследования о использовании сотового телефона во время управления автомобилем. В ходе нового исследования Санбонматсу и Стрейер выявили, что люди, которые наиболее часто прибегают к одновременному выполнению нескольких дел имеют наименьшие к этому способности. Это относится и к тем, кто разговаривает по телефону, управляя автомобилем.