Биографии Характеристики Анализ

Что такое побудительные предложения. Вопросительные, побудительные и повествовательные предложения

Типы предложений

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (по типу высказывания)

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

    Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаютсяотносительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения :Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

    Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная.

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса;

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос);

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например.

Вопросительные предложения делятся на

собственно вопросительные,

вопросительно-побудительные

и вопросительно-риторические.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными .

Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения .

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные , поскольку они имеют переходный характер - от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса.

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи.

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например.

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др.

Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например,

оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли? ;

оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?

    Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель - побуждение к действию.

Они могут выражать:

1) приказ, просьбу, мольбу, например;

2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу,

3) согласие, разрешение, например;

4) призыв, приглашение к совместному действию, например;

5) желание.

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:

1) побудительная интонация;

2) сказуемое в форме повелительного наклонения;

3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого :

    Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения .

    Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами.

    В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени) .

    В качестве сказуемого - глагол в форме сослагательного наклонения . Среди этих предложений выделяются предложениясо словом чтобы , причем глагол может быть опущен. Такие предложения характеризуют разговорную речь.

    Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив.

    Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет.

    В разговорной речи часто используются побудительные предложениябез словесного выражения сказуемого - глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом - именем существительным, наречием или инфинитивом. Например:Карету мне, карету! (Гр).

    Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия : айда, марш, цыц и др.

Восклицательные предложения

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.

Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.

Например,

повествовательно-восклицательные :Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Л.) ;

вопросительно-восклицательные :Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.) ;

побудительно-восклицательные :- О, пощади его!.. постой! - воскликнул он (Л.).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация , передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например.

2) междометия , например: Ах, увы, Ух, Ахти, Тьфу;

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др.

Распространенные и нераспространенные предложения

Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов - подлежащего и сказуемого.

Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными .

Предложение может быть распространено согласуемыми, управляемыми и примыкающими словоформами (по правилам присловных связей), входящими в предложение посредством словосочетаний, или словоформами, относящимися ко всему предложению в целом. Распространители предложения в целом называются детерминантами . Как правило, детерминирующими бывают различные обстоятельства и дополнения, выражающие семантический субъект или объект.

Таким образом, распространители предложения могут включаться в предикативную основу предложения, распространяя либо состав подлежащего, либо состав сказуемого, или быть распространителями основы в целом. Термин «детерминант» введен Н.Ю. Шведовой.

Простые и сложные предложения

Простое предложение имеет один организующий его предикативный центр и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу.

Сложное предложение состоит из объединенных по смыслу и грамматически двух или нескольких предикативных единиц. Каждая из частей сложного предложения имеет свои грамматические составы.

Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное единство. Эта мысль о целостности сложного предложения была обоснована в трудах Н.С. Поспелова.

Хотя части сложного предложения структурно напоминают простые предложения (условно они так иногда и называются), онине могут существовать вне сложного предложения , т.е. вне данного грамматического объединения, как самостоятельные коммуникативные единицы. Это особенно четко обнаруживается в сложном предложении с зависимыми частями. Например, в предложенииЯ не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незнакомы (Л.) ни одна из имеющихся трех частей не может существовать как отдельное самостоятельное предложение, каждая из них требует пояснения. Как аналоги простых предложений части сложного, объединяясь, могут претерпевать структурные изменения, т.е. они могут обрести такую форму, которая простому предложению не свойственна, хотя вместе с тем эти части обладают своей собственной предикативностью.

Части сложного предложения могут объединяться

как равноправные ,грамматически независимые , например:Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками (Л.) ;

и как зависимые , например:С трех сторон чернели гребни утесов и отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко (Л.) .

Главное различие между простым и сложным предложением состоит в том, что простое предложение - единица монопредикативная, сложное - полипредикативная .

Итак, если к вам обратились с побудительным («Вася, быстро домой!»), вы никогда не спутаете его по интонации с повествовательным («Вася уже дома») или с вопросительным («А Вася дома?»). Но внимание! Если будет сформулировано так: «А не пора ли тебе домой, Васенька?» или «Васька, ну ты идёшь?» - то этот пример относится к категории «вопросительно-побудительное предложение». Такие предложения содержат в себе два типа интонации сразу.Если в побудительном предложении есть сказуемое, то оно, вероятнее всего, будет стоять в : «Иди отсюда, Петя!» (Ну, сколько уже можно склонять бедного Васю!) Встречаются также сказуемые в форме : «А не пошёл бы ты отсюда!» И даже в форме : «Пошёл отсюда!» Последнее звучит не очень вежливо, но вопросы этикета в этой статье не рассматриваются. Если в качестве сказуемого используют инфинитив: например, строгое «Не курить!» - то такие предложения называют «отрицательно-побудительными».Верные помощники побудительного предложения - особые частицы. По- они еще называются модально-волевыми. Все они нам прекрасно : «Пусть!», «Пускай!», «Дай!», «Давайте!», «А ну-ка!». И просто незаменимая частица «бы». Но иногда достаточно всего лишь одного в именительном , чтобы предложение стало побудительным. Если услышите: «Пожар! Пожар!» - мгновенно догадаетесь, к чему побудить вас говорящий. «Бегите! Спасайтесь! Звоните «01»!Так пусть же проблемы с определением побудительных отныне будут вам неведомы! И пусть эти предложения звучат для вас не в форме приказов и запретов, а исключительно в виде вежливых и деликатных просьб. Например: «Не выпить ли нам чайку?». Или «Дорогая, ты выйдешь за меня замуж? Твой Вася...»

Источники:

  • Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976

«Infinitivus» - в переводе с латинского «неопределенный». В словарях, изданных до 70-гг 20 века, «» определяли как «неопределенное наклонение глагола». При чем здесь наклонение, и какое правильное определение у инфинитив а? Да и существует ли он вообще?

Современные словари трактуют инфинитив просто – «неопределенная форма глагола» (такие , как «бежа-ть», «лете-ть» с флексией «-ть»). То, что форма – это понятно, но так как язык – понятие материальное, есть ли у инфинитив а содержание? Этот вопрос до сих пор вызывает жаркие споры: кто-то называет инфинитив нулевой формой (и с отсутствием содержания), кто-то настаивает на возвращении предыдущей формулировки – «неопределенное наклонение». Есть также и сторонники «нулевого залога» (то есть не действительного и не страдательного; не активного и не пассивного – опять же в старой традиции или в других языков, например, английского). Самая версия – инфинитив вообще не имеет отношения к глаголам, а, скорее, к частицам (выражающим модальность, фазовость и пр.). Трудно сказать, нулевое наклонение или нулевой залог у инфинитив а, но то, что частицы не могли бы входить в состав сказуемого – это точно. Инфинитив же, напротив, может входить в состав (глагольных). Например, выражающих ту же модальность (желаемость): «он перестал хотеть учиться», где есть и собственно модальный («хотеть») и возвратный глагол «учиться». Кстати, возвратные некоторыми исследователями также причисляются к инфинитив ам, хотя это мнение представляется ошибочным, так как постфикс –ся (себя) уже несет в себе определенное семантическое наполнение, а инфинитив – неопределенная форма – все-таки не может иметь такого развернутого значения (учить себя).Неразрешенным до сих пор остается вопрос и с «-ть». Одни ученые все-таки к тому, что это флексия (то есть морфема, связывающая слово с другими членами предложения), другие – что это формообразующий суффикс инфинитив а, за связи в предложении не отвечающий.Говоря о сказуемом, необходимо отметить, что в разговорной речи инфинитив может в со значением сообщения, движения, речи, направления, начала или продолжения выполнять функцию нулевого сказуемого. Например, «Мы ужинать», «Пора » «Дети – !».

Видео по теме

Наклонением называется непостоянный морфологический признак глагола, существующий у спрягаемых форм и выражающий отношение действия к реальности путем противопоставления форм повелительного, изъявительного и сослагательного наклонения.

Видео по теме

Побудительное предложение

Предложение, выражающее волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, предостережение, протест, угрозу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.).

Грамматические средства оформления побудительных предложений:

1) побудительная интонация. Дежурного генерала скорее! (Л. Толстой). К барьеру! (Чехов);

2) сказуемое в форме повелительного наклонения, инфинитива, сослагательного наклонения, изъявительного наклонения в сочетании с побудительной интонацией. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (Пушкин). Продолжать огонь! (Кетлинская). Чтоб никогда об вас я больше не слыхала! (Грибоедов). Ты бы ушла, Настя (Леонов). Пошёл с дороги! (Горький);

3) особые частицы, вносящие в предложение побудительный оттенок. Пусть наше сердце не замрёт, не задрожит рука! (Исаковский). А пускай его ходит и заглядывает (Горький). Давайте с вами поцелуемся (Макаренко). Ну давай зайдём (Панова).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "побудительное предложение" в других словарях:

    побудительное предложение - Предложение со значением волеизъявления, побуждения к действию; сказуемое побудительного предложения обычно выражается глаголом в повелительном наклонении. П.п. может использоваться в разных стилях. В публицистической речи побудительные… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Побудительное предложение - функциональный тип предложения, выражающий адресованное собеседнику побуждение выполнить названное действие. Формой, специально служащей для выражения побуждения, является повелительное наклонение (императив); ср.: Приходи поскорее! Не делай… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    См. вопросительное предложение …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке) это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… … Википедия

    Предложение, выражающее вопрос (ср. другие типы предложений по цели высказывания: повествовательное предложение, побудительное предложение). Различаются: а) собственно вопросительное предложение, на которое реально ожидается ответ. Далеко вы… … Словарь лингвистических терминов

    Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия

    Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия

    То те, что побудительное предложение … Словарь лингвистических терминов

    Предложение, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего. Конструктивными элементами восклицательных предложений являются междометия, эмоциональные частицы, восклицательная интонация. Восклицательным может… … Словарь лингвистических терминов

Л. Ф. Бердник

Вопросительно-побудительные предложения в современном русском языке

В исследованиях по синтаксису русского языка вопросительно-побудитель­ные предложения квалифицируются как особая семантическая разновидность вопросительных высказываний. Сход­ство вопросительных и побудительных предложений отмечено в науке о языке давно; так, еще Ф.Ф. Фортунатов, а вслед за ним и А.М. Пешковский рас­сматривали вопросительные предложе­ния как одну из разновидностей побуди­тельной речи. В книге «Очерки по тео­рии синтаксиса» (Воронеж, 1973) И.П. Распопов говорит об определен­ном сходстве вопросительных и побудительных предложений: вопросительные предложения также содержат волеизъявление, побуждая к ответу. Однако эти и подобные разрозненные замечания не дают целостного представления о струк­турно-семантических и стилистически особенностях вопросительно-побудительных конструкций. В данной статье мы обратимся к специфике выражения побуждения в форме вопроса.

Вопросительное предложение уже по своей природе близко к побудительному, так как содержит волеизъявление, побуждая к ответу, но это побуждение к особому действию - речевому. Ср.:

Куда ты идёшь? - Скажи, куда ты идешь.

Что ты делаешь? - Скажи, что ты делаешь.

Значение этих предложений - вопросительное. Но в одним случае это значение получает грамматикализованное выражение при помощи вопросительной структуры с вопросительным словом, а в другом - вопрос выражен лексически - глаголом со значением речи в повелительном наклонении. Побудительную фразу типа Скажи мне... можно подставить практически почти к любому вопросу. Но употребление побудительной части является избыточным, поскольку вопрос своей формой сам по­буждает собеседника к ответу, хотя подобные «избыточные» побудительно-вопросительные конструкции встреча­ются довольно часто. Они усиливают вопрос, подчеркивают его, требуют обя­зательного ответа, например:

- Скажи мне, Яков, зачем ты сту­чишь? - спросил я. (Короленко); - А вот так, - говорит Митрий Василии,- отвечай по правде: ты за сколь душ подати несёшь? (Он же); - Ну, расскажи, рас­хожи, как тебя надоумили храм ремонтировать? - Да как? Никак. (В. Шукшин).

Итак, значения вопроса и побуждения к действию очень близки, оба они относятся к эмоционально-волевому языку, поэтому в определенных условиях вопросительное предложение может побуждать не к речевому, а к обычному действию (к чему, собственно, и направлены побудительные высказывания). Общим условием появления побудительного значения у вопросительной формы является широта грамматической семантики вопросительного предложения, его многозначность: способность иметь разные значения в разных условиях. На потенциальную многозначность вопросительных предложе­ний указывалось в работах А.М. Пешковского,

О. Есперсена, А.И. Смирницкого, Н.И. Жинкина, Е.И. Шендельс и др. В значении вопросительного предло­жения выделяются три семы: сема во­проса, сема сообщения и сема побужде­ния (под семой понимается минимальный элемент грамматического значе­ния).

Частными условиями, благоприятствующими появлению семы побуждения форме вопроса, являются лексическое наполнение, контекст, ситуация и интонация. Поэтому значение побуждения реализуется далеко не всеми структурными элементами в предложении, а лишь некоторыми с определенным лексическим наполнением, в опре­деленной ситуации и с особой интонаци­ей. Сохраняя общее значение вопроса, эти конструкции могут выражать и по­буждение к действию. Рассмотрим осо­бенности таких предложений.

Со значением побуждения к действию могут выступать как местоименные, так и неместоименные вопросительные предложения.

В неместоименных вопросительных предложениях значение побуждения часто возникает у вопросительных структур с частицей не...ли, которая как бы обрамляет предикат, выражен­ный модальными глаголами хотеть, же­лать, мочь, иногда в сочетании с веж­ливым обращением к слушателю на Вы , эксплицитно или имплицитно выражен­ным, например:

Вот сочные ломтики! Не хотите ли? (Маяковский); - Не хотите ли, -шепнул он мне вдруг,- я познакомлю вас с первым здешним остряком? (Тургенев).

Кроме модальных глаголов в этих конструкциях используются и полнозна­менательные глаголы, например:

Молока не выпьете ли на дорогу? - сказал Яков. (М. Горький); Не купишь ли у меня еще участок лесу? (А.Н. Ост­ровский).

Значение побуждения может быть вы­ражено инфинитивными вопроситель­ными предложениями с частицей не...ли. При этом побудительное значение уси­ливается благодаря взаимодействию инфинитива с частицей а в начале пред­ложения и указанием на адресат в фор­ме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множест­венного числа:

А не пойти ли нам погреться? (А.Н. Толстой); А не пойти ли нам поужинать? (М. Горький); Слушай, а не провести ли тебе еще одну операцию? (П. Нилин).

Побудительное значение часто обна­руживается в неместоименных вопроси­тельных предложениях с модальными словами может быть (может ) в сочета­нии с глаголами совершенного вида и указанием адресата. Адресат речи всег­да узнаваем из контекста, если даже формально он не выражен. Обычно такие высказывания выражают мягкую просьбу, совет, например:

Может бить, ты с дороги моешься, папа? (Г. Николаева); M ожет быть, мы обсудим этот вопрос? (В. Тендряков); Может, встанешь походишь маленько? Давай повожу тебя по избе. (В. Шукшин).

Местоименные вопросительные предложения также могут иметь побудитель­ное значение. Так, побудительное зна­чение совета содержат инфинитивные предложения с вопросительными слова­ми почему, отчего с частицей бы , отри­цанием не и дательным падежом адре­сата, например:

Послушай, дорогой мой, а отчего бы вам не попробовать выступать на эстраде? (Куприн); Тогда почему нам не попытать­ся взглянуть на все, что нас окружает, как говорится, свежим взглядом? (Ком. правда.- 1977.

Обычно в таких предложениях преоб­ладает совершенный вид глагола, что способствует более мягкому выражению побуждения.

Вопросительные предложения с местоимением что , которые, как правило, имеют в своем составе отрицательную частицу не , могут выражать значение приглашения, предложения, например:

Что же вы не посидите? Я подогрею само­варчик. (К. Федин); Что же вы не весели­тесь... ну? (Л. Леонов).

В разговорной речи часто встречают­ся такие вопросы-приглашения: Что не заходите к нам? Что же не приез­жаете?

В вопросительно-побудительных предложениях часто встречается отрицательная частица не , которая не имеет отрицательного значения, а как бы вно­сит новые экспрессивные оттенки в се­мантику побуждения и актуализирует побудительное значение вопроситель­ной формы.

Побудительное значение проявляется в инфинитивных вопросительных предложениях с местоименным фразеологизмом А что если , например:

А что если попробовать? (Д. Гранин); А что если сейчас позвонить Крылову? (Он же); А что если на Кубань уйти, подальше отсель... далеко...далеко. (М. Шолохов).

В этих конструкциях адресат формально не выражен, но из контекста ясно, что побуждение адресовано 1-му лицу.

Основным признаком побудительности является обращенность к адресату. Адресованность побуждения может быть направлена к собеседнику (2 лицо), к самому себе (1-е лицо), к 3-м лицу, а также на побуждение к совместному действию говорящего и собеседника. Адресованность выражается в личных формах местоимений и глаго­лов.

В инфинитивных вопросительно-побудительных предложениях при адресованности побуждения 2-му лицу обязательным компонентом структурной схемы является указание на адресат в формеме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множественного числа.

При адресованности побуждения самому себе дательный падеж адресата отсутствует.

Какие же побудительные значения могут выражать вопросительно-побудительные предложения и в чем их отличие от собственно побудительных высказываний?

Существует три основных типа значения императива: а) категорическое побуждение с частными значениями тре­бования, приказа, команды, распоряже­ния, запрещения; б) смягченное побуждение с частными значениями просьбы, упрашивания, убеждения, мольбы; в) так называемое «нейтральное» побуждение, представляющее собой пе­реходную ступень между смягченным категорическим побуждением: совет, приглашение, разрешение, предостере­жение. Эти оттенки значения не всегда можно четко разграничить, потому что при этом большую роль играет интонация, контекст, ситуация, лексически наполнение. То же самое можно сказать и о вопросительно-побудительных пред­ложениях. Причем, в них значение вопроса полностью не исчезает, оно как бы отодвигается на второй план, и его при­сутствие проявляется в оттенках пере­даваемого побуждения: побуждение может быть более мягким, неофициаль­ным, так как говорящий не знает, как будет воспринят его совет, поэтому этот совет облекается в форму допроса: это одновременно и совет и вопрос (Почему бы тебе не сходить к врачу? ), приглашение и вопрос (Может быть, сходим в кино? ). Иногда говорящий по ситуации не может давать совет или выражать другой вид побуждения; в этом счалучае побуждение также облекается в форму вопроса (Ваше превосходительство, не дозволите ли довезти вас? - Куприн). Таким образом, мягкое побуждение в форме вопроса употребляется там, где отношения междy собеседниками неравноправные, где один собеседник в силу разных причин не может позволить себе выразить по­буждение более категорично. В этом одна из причин употребления вопроси­тельно-побудительных предложений вместо собственно побудительных.

С другой стороны, некоторые виды побуждения в вопросительной форме более категоричны, чем в побудитель­ном предложении. Это относится к запрещению действия, что в вопро­сительной форме сближается с угрозой:

Тетке надоели мои хождения. - Ты дашь сегодня покой дверям? А ну, садись на место, берись за пряжу. (Ч. Айтма­тов).

В вопросительно-побудительных предложениях, выражающих запрещение действия, наблюдается переосмысление значений вопросительных местоимений (что в значении «зачем»), нарушение прямых отношений и связей между словами (Ты дашь сегодня покой дверям? ). Это приводит к тому, что действие, которое непосредственно обозначено глаголом, мыслится как нежелательное и даже запрещается говорящим. Такое переосмысление содержания высказывания тесным образом связано с определенной интонацией, близкой к восклицательной, с особен­ностями лексического наполнения. В этих предложениях частица не отсутствует, тогда как в побудительном предложении запрет обычно выражается формой глагола несовершенного вида с отрицанием не :

Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (Пушкин).

Итак, вопросительные предложения могут иметь значения простого побуждения (предложения), просьбы, совета, приглашения к действию, запрещения действия и не могут выражать значения призыва, распоряжения, приказа. Вопросительно-побудительные предложения способны выражать многие частные значения всех трех типов побуж­дения: категорического, нейтрального и смягченного, при этом качество по­буждения меняется: оно либо усили­вается, становится более жестким, ка­тегоричным, либо, наоборот, смягча­ется.

Чаще всего вопросительное предло­жение выступает со значением прос­того побуждения к конкретному дейст­вию, которое полезно для адресата. С таким значением сближается значе­ние приглашения, например:

Кваску, господа, не угодно ли? (Коро­ленко); Может, хотите позавтракать с нами? (Ю. Бондарев); - Поедемте со мной? - предложил он. - У меня тут брат живет. (В. Шукшин).

Вопросительно-побудительные пред­ложения со значением просьбы отли­чаются особой деликатностью выраже­ния просьбы, близкой к упрашива­нию:

- Дядя, а дядя... - сказал Андрей Ива­нович заднему мужику, - не подвезешь ли нас? (Короленко).

Нерешительная просьба выражается неместоименными структурами с мо­дальным словом может быть (может ):

Я ухожу. Может быть, ты проводишь меня? (М. Горький).

Вопросительно-побудительные пред­ложения со значением совета также выражают мысль более деликатно, не­навязчиво. Совет всегда обосновывает­ся, поддерживается контекстом, напри­мер:

- А почему бы тебе не пойти на эту должность? - спросил Крылов. - Ты так хорошо понимаешь необходимость самопо­жертвования. (Д. Гранин).

Вопросительно-побудительные пред­ложения часто выражают побуждение к действию и самого говорящего:

- А может быть, все же рискнуть, попробовать? - спрашивал себя капитан Енакиев, подкручивая по глазам окуляры стереотрубы. (В. Катаев).

Вопросительно-побудительные пред­ложения выражают и побуждение к сов­местному действию, которое также бо­лее непринужденно, естественно, неофи­циально по сравнению с побуждением, выраженным побудительным предложе­нием:

Пойдем вместе? Станцуем? (В. Шукшин)

Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные : Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна ? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .