Биографии Характеристики Анализ

Что такое рационализм? Суть, принципы и идеи рационализма. Сущность и виды познания Рациональность является характерной чертой

Что такое рационализм? Это важнейшее направление в философии, во главе которого стоит разум как единственный источник достоверных знаний о мире. Рационалисты отрицают приоритет опыта. По их мнению, только теоретическим путем можно постигнуть все необходимые истины. Каким образом представители рациональной философской школы обосновывали свои высказывания? Об этом будет рассказано в нашей статье.

Понятие рационализма

Рационализм в философии - это в первую очередьс овокупность методов. Согласно положениям некоторых мыслителей, только разумным, гностическим путем можно достигнуть понимания существующего мирового устройства. Рационализм не является чертой какого-то определенного философского течения. Это скорее своеобразный способ познания действительности, который может проникать во многие научные отрасли.

Суть рационализма проста и едина, однако может разниться в зависимости от трактовки тех или иных мыслителей. Например, некоторые философы придерживаются умеренных воззрений на роль разума в познании. Интеллект, по их мнению, является главным, но единственным средством постижения истины. Однако существуют и радикальные концепции. В данном случае разум признается единственным возможным источником познания.

Сократика

Прежде чем начать познание мира, человек должен познать самого себя. Это утверждение считается одним из основных в философии Сократа - знаменитого древнегреческого мыслителя. Какое отношение Сократ имеет к рационализму? По сути, именно он является основателем рассматриваемого философского направления. Единственный путь в познании человека и мира Сократ видел в рациональном мышлении.

Древние греки полагали, что человек состоит из души и тела. Душа, в свою очередь, имеет два состояния: рациональное и иррациональное. Иррациональная часть состоит из желаний и эмоций - низменных человеческих качеств. Рациональная же часть души отвечает за восприятие мира.

Сократ считал своей задачей очищение иррациональной части души и соединение ее с рациональной. Идея философа заключалась в преодолении духовного разлада. Вначале следует понять себя, потом - мир. Но как это можно сделать? У Сократа был свой особенный метод: наводящие вопросы. Наиболее ярко этот метод отображен в "Государстве" Платона. Сократ, как главный герой произведения, ведет беседы с софистами, приводя их к нужным умозаключениям путем обозначения проблем и применения наводящих вопросов.

Философский рационализм эпохи Просвещения

Просвещение - это одна из самых удивительных и прекрасных эпох в истории человечества. Вера в прогресс и познание являлась основной движущей силой идейно-мировоззренческого движения, реализуемого французскими просветителями XVII-XVIII вв.

Особенностью рационализма во времена представленной эпохи было усиление критики религиозных идеологий. Все больше мыслителей стали возвышать разум и признавать ничтожность веры. При этом вопросы науки и философии в те времена не являлись единственными. Немалое внимание уделялось социокультурным проблемам. Это, в свою очередь, готовило почву для социалистических идей.

Научение народа пользованию возможностями своего разума - именно это задача считалась приоритетной для философов эпохи Просвещения. На вопрос о том, что такое рационализм, отвечали многие умы того времени. Это Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье и многие другие.

Теория рационализма Декарта

Отталкиваясь от основ, оставленных Сократом, мыслители XVII-XVIII веков закрепили исходную установку: "Имей мужество пользоваться своим разумом". Данная установка стала толчком для формирования своих идей Рене Декартом - французским математиком и философом первой половины XVII века.

Декарт полагал, что всякое знание должно подвергаться проверке при помощи естественного "света разума". Ничто нельзя принимать на веру. Любая гипотеза должна быть подвергнута тщательному умственному анализу. Принято считать, что именно французские просветители подготовили почву для идей рационализма.

Cogito ergo sum

"Мыслю, следовательно, существую". Это знаменитое суждение стало "визитной карточкой" Декарта. Оно наиболее точно отражает основной принцип рационализма: умопостигаемое преобладает над чувственным. В центре воззрений Декарта стоит человек, наделенный способностью мыслить. Однако самосознание пока не имеет автономии. Философ, живший в XVII веке, попросту не может отказаться от теологической концепции существования мира. Проще говоря, Декарт не отрицает Бога: по его мнению, Бог - это могущественный разум, вложивший в человека свет разума. Самосознание открыто Богу, и оно же выступает источником истинны. Здесь у философа формируется замкнутый круг - некая метафизическую бесконечность. Всякое существование, по мнению Декарта, является источником самосознания. В свою очередь, способность познавать себя обеспечивается Богом.

Мыслящая субстанция

У истоков философии Декарта стоит человек. Согласно воззрениям мыслителя, человек - это "мыслящая вещь". Именно одна конкретная личность способна прийти к истине. Философ не верил в силу общественного познания, поскольку совокупность разных умов, по его мнению, не может быть источником рационального прогресса.

Человек у Декарта - это вещь сомневающаяся, отрицающая, знающая, любящая, чувствующая и ненавидящая. Обилие всех этих качеств и способствует разумному началу. Причем важнейшим качеством мыслитель считает сомнение. Именно оно взывает к разумному началу, поиску истины.

Немалую роль в познании играет и гармоничное сочетание иррационального и рационального. Однако перед тем как довериться органам чувств, необходимо исследовать творческие возможности собственного интеллекта.

Дуализм Декарта

Нельзя исчерпывающе ответить на вопрос о том, что такое рационализм Декарта, не затронув проблему дуализма. Согласно положениям знаменитого мыслителя, в человеке соединяются и взаимодействуют две независимые субстанции: материя и дух. Материя - это тело, состоящее из множества корпускул - атомических частиц. Декарт, в отличие от атомистов, считает частицы бесконечно делимыми, сплошь заполняющими пространство. В материи покоится душа, она же дух и разум. Декарт называл дух мыслящей субстанцией - Cogito.

Мир обязан своим происхождениям именно корпускулам - частицам, находящимся в бесконечном вихревом движении. Пустоты по Декарту не существует, а потому корпускулы полностью заполняют пространство. Душа также состоит из частиц, но куда более мелких и сложных. Из всего этого можно сделать вывод о преобладающем материализме в воззрениях Декарта.

Таким образом, Рене Декарт значительно усложнил концепцию рационализма в философии. Это не просто приоритет познания, а объемная, усложненная теологическим элементом структура. Вдобавок философ показывал возможности своей методологии на практике - на примере физики, математики, космогонии и прочих точных наук.

Рационализм Спинозы

Бенедикт Спиноза стал последователем философии Декарта. Его концепции отличаются куда более стройным, логичным и систематическим изложением. Спиноза попытался ответить на многие вопросы, обозначенные Декартом. Например, вопрос о Боге он отнес к числу философских. "Бог существует, но лишь в рамках философии" - именно это высказывание вызвало три века назад агрессивную реакцию со стороны церкви.

Философия Спинозы изложена логично, но это не делает ее общедоступной для понимания. Многие современники Бенедикта признавали, что его рационализм труднодоступен для анализа. Гете и вовсе признавался, что так и не смог понять, что же хотел донести Спиноза. Есть лишь один ученый, по-настоящему заинтересовавшейся концепциями знаменитого мыслителя эпохи Просвещения. Этим человеком был Альберт Эйнштейн.

И все же, что такого загадочного и непонятного содержится в трудах Спинозы? Чтобы ответить на этот вопрос, следует открыть главное произведение ученого - трактат "Этика". Ядром философской системы мыслителя является понятие материальной субстанции. Этой категории следует уделить немного внимания.

Субстанция Спинозы

Что такое рационализм в понимании Бенедикта Спинозы? Ответ на этот вопрос кроется в учении о материальной субстанции. В отличие от Декарта, Спиноза признавал лишь единую субстанцию - не способную к сотворению, изменению или уничтожению. Субстанция вечна и бесконечна. Она есть Бог. Бог Спинозы ничем не отличается от природы: он не способен ставить цели и не обладает свободой воли. При этом субстанция, она же Бог, обладает рядом особенностей - неизменных атрибутов. Спиноза говорит о двух основных: мышлении и протяжении. Эти категории можно познать. Более того, мышление есть не что иное, как основная составляющая рационализма. Любое проявление природы Спиноза считает причинно обусловленным. Определенным причинам подчиняется и поведение человека.

Философ выделяет три вида познания: чувственное, разумное и интуитивное. Чувства составляют низшую категорию в системе рационализма. Сюда входят эмоции и простейшие потребности. Разум является основной категорией. С его помощью можно познавать бесконечные модусы покоя и движения, протяжения и мышления. Самым высоким видом познания считается интуиция. Это доступная не всем людям, почти религиозная категория.

Таким образом, вся основа рационализма Спинозы базируется на понятии субстанции. Понятие это диалектично, а потому затруднительно для понимания.

Рационализм Канта

В немецкой философии рассматриваемое понятие приобрело специфический характер. В значительной степени этому поспособствовал Иммануил Кант. Начиная как мыслитель, придерживающейся традиционных воззрений, Кант смог выйти из привычных рамок мышления и придать совершенно иное значение многим философским категориям, в том числе и рационализму.

Новое значение рассматриваемая категория обрела с момента соединения с понятием эмпиризма. В результате образовался трансцендентальный идеализм - одно из самых важных и противоречивых понятий в мировой философии. Кант спорил с рационалистами. Он считал, что чистый разум должен перейти через себя. Лишь в этом случае он получит стимул к развитию. По мнению немецкого философа, нужно познавать Бога, свободу, бессмертие души и прочие сложные понятия. Безусловно, никакого результата здесь не будет. Однако сам факт познания столь необычных категорий указывает на развитие разума.

Кант критиковал рационалистов за пренебрежение опытами, а эмпириков - за нежелание задействовать разум. Знаменитый немецкий философ внес немалую лепту в общее развитие философии: он впервые попытался "примирить" две противоборствующие школы, найти некий компромисс.

Рационализм в трудах Лейбница

Эмпирики утверждали, что в разуме нет ничего такого, что ранее не существовало бы в чувстве. Саксонский философ Готфрид Лейбниц видоизменяет это положение: по его мнению, в разуме нет ничего такого, что ранее не было бы в чувстве, за исключением самого разума. По Лейбницу, душа рождена сама себе. Интеллект же и познавательная деятельность являются категориями, предшествующими опыту.

Есть лишь два типа истин: истина факта и истина разума. Факт противоположен логически осмысленным, проверенным категориям. Истину же разума философ противопоставляет немыслимым логически понятиям. Совокупность истин основывается на принципах тождества, исключения третьего элемента и отсутствии противоречия.

Рационализм Поппера

Карл Поппер, австрийский философ XX столетия, стал одним из последних мыслителей, пытавшихся осмыслить проблему рационализма. Всю его позицию можно охарактеризовать его же цитатой: "Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделав усилие, возможно, мы приблизимся к истине".

Критический рационализм Поппера представляет собой попытку отделить научное знание от ненаучного. Для этого австрийский ученый ввел принцип фальсификационизма, в соответствии с которым теория считается обоснованной лишь в том случае, если ее можно доказать или опровергнуть с помощью эксперимента. На сегодняшний день концепция Поппера применяется во множестве сфер.

Развитие науки можно рассматривать через призму вопроса смены типов научной рациональности , где под типом рациональности понимается «система замкнутых и самодостаточных правил, норм и эталонов, принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей». Применительно к науке одной из важнейших социально значимых целей является рост знания.

В философии науки сложилась традиция выделения следующих типов научной рациональности и соответствующих научных картин мира: классической, неклассической и постнеклассической . Однако общепринятым считается факт возникновения науки в эпоху Античности. Поэтому период развития науки, начиная с Античности до эпохи Возрождения, условно называют доклассической рациональностью.

Cмена типов рациональности происходила в связи с глобальными научными революциями . Точнее, каждый новый тип рациональности не упразднял предшествующий, но ограничивал сферу его действия, допуская его применение только для решения ограниченного круга задач.

Некоторые исследователи предполагают, что наука возникает в рамках истории и культуры древних цивилизаций. Эта мысль основывается на том непреложном факте, что древнейшие цивилизации – Шумеры, Древний Египет, Вавилон, Месопотамия, Индия – выработали и накопили большое количество астрономического, математического, биологического, медицинского знания. Вместе с тем, самобытные культуры древних цивилизаций были ориентированы на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию исторически сложившегося образа жизни, господствующего на протяжении многих столетий. Знание, которое вырабатывалось в этих цивилизациях, как правило, носило рецептурный характер (схемы и правила действия).

Большинство современных исследователей истории науки считает, что становление доклассической рациональности имело место в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. Важнейшие компоненты доклассической рациональности – математика, логика, опытная наука. Доклассическая рациональность прошла в своем развитии три подэтапа : рациональность Античности, Средневековья, Возрождения.

Первые античные мыслители, создававшие учения о природе – Фалес, Пифагор, Анаксимандр – многое почерпнули из мудрости Древнего Египта и Востока. Однако те учения, которые они разрабатывали, усвоив и переработав элементы опытного знания, которое накопили окружающие Грецию страны Востока, отличались принципиальной новизной .

Во-первых , в отличие от разрозненных наблюдений и рецептов они перешли к построению логически связанных, согласованных и обоснованных систем знания – теорий .

Во-вторых, эти теории не носили узко практического характера. Основным мотивом первых ученых было далекое от практических нужд стремление понять исходные начала и принципы мироздания. Само древнегреческое слово «теория» означает «созерцание». Согласно Аристотелю, «теория» означает такое знание, которое ищут ради него самого, а не для каких-то утилитарных целей. Наука становится специализированной деятельностью по производству знаний, по формированию и развитию понятийных систем, которые образуют особый «идеальный», «теоретический мир», отличающийся от привычного «земного» мира, как он выступает в обыденно-практическом сознании. Главной особенностью научного знания является опора на разум, стремление логически объяснить мир, используя теоретическую аргументацию и целенаправленное наблюдение. Разрабатываются формы дискурсивного мышления, словесно-логической аргументации, нормы доказательного рассуждения; формируется убеждение в неадекватности чувственного, наглядного созерцания как критерия доказательности теоретических положений (например, логическая доказательность в «Началах» Евклида); конструируются абстрактные понятия, которые являются особенностью стиля мышления античной геометрии.


В-третьих, теоретическое знание в Древней Греции разрабатывали и хранили не жрецы, а светские люди, поэтому они не придавали ему сакрального характера, а обучали ему всех желающих и способных к науке людей.

В античности закладываются основы для формирования трех научных программ:

математической программы , возникшей на базе пифагорейской и платоновской философии (в основе этой программы – принцип, согласно которому в природе познаваемо только то, что может быть выражено на яыке математики, т.к. математика есть единственно достоверная среди наук)

атомистической программы (Левкипп, Демокрит, Эпикур) (это была первая в истории теоретической мысли программа, последовательно и продуманно выдвигавшая методологический принцип, требовавший объяснять целое как сумму отдельных составляющих его частей – «неделимых» (индивидуумов), объяснять структуру целого исходя из формы, порядка и положения составляющих это целое индивидуумов);

континуалистской программы Аристотеля, на основе которой создана первая физическая теория, просуществовавшая вплоть до XVII в., хотя и не без изменений (Аристотель первым пытался определить центральное понятие физики – движение. При этом Аристотель исходил из существования в мире вечного и непрерывного движения. В отличие от физики атомистов, которая в своей основе была количественной, Аристотель утверждал реальность качественных различий и качественных превращений одних физических элементов в другие. Аристотель внес в античную науку понимание роли и значимости эмпирического знания чувственных данных при исследовании природы, которые являются исходной предпосылкой научного исследования; подчеркивал роль эмпирической описательной науки как средства первоначального освоения в научном познании многообразия явлений природы).

Рациональность античного периода имеет следующие характерные черты:

1) установка на изучение природы, исходя из нее самой, уверенность, что человек с помощью разума и чувства может познать мир, стремление упорядочить знания о действительности в определенную концептуальную целостность (появляются онтологические модели устройства мира в целом, понятие «космос» было выражением данного поиска);

2) выработка и развитие теоретических форм представления знаний, разработка категорий и принципов познания мира (чувственное и рациональное познание – наблюдение, описание, систематизация);

3) возникновение поползновений на точное познание мира – пифагорейское число, математические теоремы (Пифагора, Фалеса);

4) выработка идеала научного обоснования – логическое обоснование в форме обработки интеллектуально-рассудочного механизма аналитического мышления;

5) элементы рационалистического осмысления социальных явлений (идея идеального государства Платона, научные представления Аристотеля о человеке, обществе и государстве)

6) возникновение необходимости, наряду с развитием обобщенного мышления, в исследовании отдельных сторон мира (физика Аристотеля, математика Пифагора и т.п.) и начавшийся в связи с этим процесс дифференциации наук.

В средние века (V – ХI вв.) научное мышление в Западной Европе развивается в новой культурно-исторической обстановке, отличной от античной. Политическая и духовная власть принадлежала религии, и это накладывало отпечаток на развитие науки. Наука в основном должна была служить иллюстрацией и доказательством теологических истин.

В основе средневекового мировосприятия лежит догмат о творении и тезис о всемогуществе Бога, способного нарушать естественный ход природных процессов, и идея откровения. Для средневекового человека наука означает, прежде всего, осмысление того, что дано ему в авторитетных источниках. Искать истину не надо, она дана извне – божественная – в Писании и церковных учениях, естественная – в трудах мыслителей античности. Познание мира трактовалась как расшифровка смысла, вложенного в вещи и события актом божественного творения. Средневековый образ мира и знания о нем не подвергался сомнению до тех пор, пока была незыблемой его социальная опора: статичность, замкнутость, иерархичность организации средневекового уклада жизни.

Особенности развития науки в эпоху Возрождения связаны с перестройкой феодальных структур вследствие развития простого товарного производства. Возникает потребность в появлении новых людей, способных духовно осваивать современный культурный материал, такими людьми были гуманисты (гуманизм – образ мышления, система воззрений, направленных на человека, описывающих человека, признающих его высшей ценностью). Человек реализует себя как творец, прежде всего, в искусстве.

В науке Возрождения имеет место возвращение ко многим идеалам античной науки и философии, но через призму неведомых античности проблем, например проблему бесконечности , ставшей методом познания у Н. Кузанского, Д.Бруно, Б.Кавальери. Вместо бесконечности как синонима неподвижности у Кузанского возникает понятие бесконечности как чувственно постижимого движения материи от точки к точке.

В ренессансной рациональности была радикально переосмыслена категория времени : вместо абстрактного понятия времени возникло представление о конкретном, текущем его моменте.

Возрождение стало эпохой больших перемен: открытия новых стран и цивилизаций (географические открытия Магеллана и Колумба), появления культурных, научных и технических новаций, не предусмотренных Библией.

В эпоху Возрождения получают бурное развитие астрономические знания. Н.Коперник разрабатывает кинематическую модель Солнечной системы, начиная с Коперника формируется механистическое мировоззрение, он впервые вводит новый метод – построение и проверку гипотез.

Дж. Бруно провозглашает философию бесконечного мира, более того бесконечных миров. Опираясь на гелиоцентрическую схему Коперника, он идет дальше: раз Земля не является центром мира, то таким центром не может быть и Солнце; мир не может замыкаться сферой неподвижных звезд, он бесконечен и безграничен.

И..Кеплер способствовал окончательному разрушению аристотелевской картины мира. Он установил точную математическую зависимость между временем обращения планет вокруг солнца и расстоянием до него.

Г.Галилей мировоззренчески обосновал основные принципы экспериментально-математического естествознания. Он соединил физику как науку о движении реальных тел с математикой как наукой об идеальных объектах. В отличие от Аристотеля Галилей был убежден, что подлинным языком, на котором могут быть выражены законы природы, является язык математики, он стремился построить новую математическую базу для физики, которая включала бы в себя движение (создание дифференциального исчисления).

Три последующих типа научной рациональности различают, прежде всего, по глубине рефлексии научной деятельности , рассматриваемой как отношение «субъект–средства–объект».

Классическая рациональность характерна для науки XVII–XIX вв., которая стремилась обеспечить объективность и предметность научного знания. С этой целью из описания и теоретического объяснения какого-либо явления исключалось все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Господствовал объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения. Представлялось, что исследователь со стороны наблюдает объекты и при этом ничего не приписывает им от себя. Таким образом, в период господства классической рациональности предметом рефлексии был объект, тогда как субъект и средства не подвергались особой рефлексии. Объекты рассматривались в качестве малых систем (механических устройств), имеющих сравнительно небольшое количество элементов с их силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. Свойства целого полностью определялись свойствами его частей. Объект представлялся как устойчивое тело. Причинность истолковывалась в духе механистического детерминизма.

Механистическое мировоззрение, характерное для классической рациональности, развивается, прежде всего, усилиями Галилея, Декарта, Ньютона, Лейбница.

Важным шагом в формировании классической науки, новых идеалов и норм научного исследования было создание картезианской научной программы Рене Декарта. Задачу науки Декарт видит в том, чтобы из полученных очевидных начал, в которых больше невозможно усомниться, вывести объяснение всех явлений природы.

Научная программа Ньютона называется «экспериментальной философией». В исследованиях природы Ньютон опирается на опыт, который затем обобщает при помощи метода индукции .

В методологии Лейбница происходит возрастание аналитической компоненты по сравнению с Декартом. Идеальным Лейбниц считал создание универсального языка (исчисления), который позволил бы формализовать все мышление. Критерием истинности он считал ясность, отчетливость и непротиворечивость знания.

Общее между научными программами Нового времени : понимание науки как особого рационального способа познания мира, основанного на эмпирической проверке или математическом доказательстве;

Основные признаки и постулаты классической рациональности:

1. природа и общество имеют свои внутренние, универсальные единственные и окончательные принципы и законы, постигаемые наукой, опирающейся на факты и разум;

2. мир состоит из дискретных частиц эфира, находящихся в абсолютном покое (абсолютное пространство), и предметов;

3. предметы движутся относительно эфира равномерно, прямолинейно или кругообразно;

4. предшествующее состояние предмета описывают его будущее положение (лапласовский детерминизм);

5. причина движения тела одна, она имеет жесткий (каузальный) характер, исключающий случайность и многозначность;

6. в результате движения тела не изменяют своего качества, т.е. движение тел носит обратимый характер;

7. взаимодействие между телами осуществляется через среду (эфир), имеет характер дальнодействия и осуществляется мгновенно; отсюда имеем одновременность событий и существует единое, абсолютное время;

8. познание предметов осуществляется на основе разложения их на простые элементы при игнорировании комплексных связей;

9. познающий субъект рассматривается как исследователь, который с помощью разума и опыта изучает мир со стороны;

Механистическое видение мира также распространилось и на исследование человека, общества и государства.

Однако в том же XVIII столетии появляется ряд идей, концепций, не вписывающихся в механистическое мировидение. В частности, подвергалось опровержению одно из основных положений классического рационализма – о невозможности качественных изменений (теория катастроф Кювье, согласно которой на поверхности Земли совершались периодические катастрофы, резко преображающие лик планеты, т.е. существовала возможность скачкообразного развития в природе).

Была также подвергнута сомнению картина мира, находящегося в равновесии (идея Канта об антиномичности мира: а) мир конечен и не имеет предела; б) состоит из простых (неделимых) элементов и не состоит из них (частицы бесконечно делимы); в) все процессы протекают как причинно-обусловленные, но существуют процессы, совершающиеся свободно).

Неклассическая рациональность стала преобладать в науке в период с конца XIX до середины XX в. Переход к ней был подготовлен кризисом мировоззренческих основ классического рационализма. В эту эпоху произошли революционные перемены в физике (открытие делимости атома, разработка релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникли кибернетика и теория систем, сыгравшие важную роль в развитии современной научной картины мира. Неклассическая рациональность отошла от объективизма классической науки, стала учитывать, что представления о реальности зависят от средств ее познания и от субъективных факторов исследования. При этом экспликация отношений между субъектом и объектом стала рассматриваться как условие объективно-истинного описания и объяснения реальности. Таким образом, предметами особой рефлексии для неклассической науки стали не только объект, но также субъект и средства исследования.

Классические представления о неизменности вещей были нарушены после опытов Лоренца, согласно которым любое тело при движении в эфире изменяет свои размеры, поскольку молекулярные силы изменяются, испытывая влияние среды. Классическое положение об абсолютности и независимости времени было нарушено экспериментами Доплера, показавшими, что период колебания света может меняться в зависимости от того, движется источник или покоится по отношению к наблюдателю.

Лобачевский и Риман показывают в своих геометриях, что свойства пространства зависят от свойств материи и движения. С появлением электронной теории выяснилось, что движение заряженных частиц и волн относительно эфира невозможно, таким образом, не существует абсолютной системы отсчета, а определять движение можно по отношению к системам, движущимся прямолинейно и равномерно (такие системы назвали инерциальными).

К открытиям, нарушившим классическое мировидение, можно также отнести законы диалектики Гегеля.

Второй закон термодинамики не поддавался интерпретации в контексте законов механики, поскольку утверждал неизвестную классическому рационализму необратимость теплообменных процессов и вообще любых физических явлений.

Больцман и Максвелл разрабатывают кинетическую теорию газов, которая продемонстрировала новый вариант поведения макроскопических процессов – их вероятностный, статистический характер.

Весьма ощутимый «подрыв» классического естествоз­нания был осуществлен А. Эйнштейном, создавшим сна­чала специальную, а затем и общую теорию относительности. В целом его теория основывалась на том, что в отличие от механики Ньютона, пространство и вре­мя не абсолютны. Они органически связаны с материей, движением и между собой. Определение простран­ственно-временных свойств в зависимости от особеннос­тей материального движения («замедление» времени, «ис­кривление» пространства) выявило ограниченность пред­ставлений классической физики об «абсолютном» про­странстве и времени, неправомерность их обособления от движущейся материи.

Было сделано еще одно крупное научное открытие о том, что частице материи присуще и свойства волны (непрерывность) и дискретность (квантовость). Вскоре эта гипотеза была под­тверждена экспериментально. Таким образом, был открыт важнейший закон природы, согласно которому все материальные микрообъекты обладают как корпускуляр­ными, так и волновыми свойствами.

Во второй половине XIX в. в области биологии Ч.Дарвин показал, что эволюция организмов и видов описывается не динамически, а статистическими законами. Теория эволюции показала, что на изменчивость организмов влияет не только неопределенность наследственных отклонений, но и эволюция среды обитания. В результате здесь был пересмотрен взгляд на природу как на картину простых причинно-следственных связей.

Все вышеназванные научные открытия кардинально из­менили представление о мире и его законах, показали ог­раниченность классической механики. Последняя, разу­меется, не исчезла, но обрела четкую сферу применения своих принципов - для характеристики медленных дви­жений и больших масс объектов мира.

Научное знание в 70-е годы XX в. претерпело новые качественные трансформации. Это обусловлено:

· изменением объекта исследования современной науки;

· интенсивным применением научных знаний практически во всех сферах социальной жизни;

· изменением самого характера научной деятельности, которое связано с революцией в средствах сохранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогих комплексов приборов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т.п., изменяют вид науки и сами основы научной деятельности).

Постнеклассическая научная рациональност ь развивается в настоящее время, начиная со второй половины XX века. Для нее характерна не только нацеленность на объект, на объективное знание, она не только учитывает влияние субъекта - его средств и процедур - на объект, но и соотносит ценности науки (познание истины) с гуманистическими идеалами, с социальными ценностями и целями. Иначе говоря, научная деятельность как отношение «субъект–средства–объект» теперь подвергается рефлексии не только с точки зрения объективности или истинности познания, но и с точки зрения гуманности, нравственности, социальной и экологической целесообразности. Еще один важный аспект постнеклассической рациональности - историческая или эволюционная рефлексия по отношению к субъекту, средствам и объектам познания. То есть все эти компоненты научной деятельности рассматриваются как исторически изменяющиеся и относительные. Характерной чертой постнеклассической рациональности является также комплексный характер научной деятельности, привлечение к решению научных задач знаний и методов, характерных для разных дисциплин и отраслей науки (естественных, гуманитарных, технических) и разных ее уровней (фундаментального и прикладного).

На формирование постнеклассической рациональности оказали влияние такие науки как теория организации, кибернетики, общая теория систем, информатика. Широкоераспространение получили идеи и методы синергети­ки - теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы. В этой связи в постнеклассическом естествознании очень популярны такие понятия как диссипативные структуры, бифуркация, флуктуация, хаосомность, странные аттракто­ры, нелинейность, неопределенность, необратимость и т. п. В синергетике показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществля­ется через хаос.

Таким образом, идеи целостности (несводимости свойств целого к сумме свойств отдельных элементов), иерархичности, развития и самоорганизации, взаимосвя­зи структурных элементов внутри системы и взаимосвязи с окружающей средой становятся предметом специально­го исследования в рамках самых различных наук.

Работа состоит из 1 файл

Важно подчеркнуть, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важнейшее место, пожалуй, занимает обучение и воспитание. Исходными предпосылками познания ощущения становятся только в процессе восприятия.

Восприятие – базирующийся на ощущениях процесс приема и преобразования информации, создающий целостное отражение образов по некоторым, непосредственно воспринимаемым свойствам.

Восприятие – это такое отражение человеком (и животным) предметов в ходе непосредственного воздействия на органы чувств, которое приводит к созданию целостных чувственных образов. Восприятие человека формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере индивидуального развития и приобщения к культуре человек выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний.

Биологическая природа восприятия исследуется физиологией высшей нервной деятельности, основная задача которой – изучение структуры и функции головного мозга, а также всего нервного аппарата человека. Именно деятельность системы нервных структур служит основой образования рефлекторных связей в коре головного мозга, отображающих отношение предметов. Предшествующий опыт человека в процессе восприятия позволяет узнавать вещи и классифицировать их по соответствующим признакам. В ходе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные самим человеком. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов. Сегодня диапазон таких средств расширился необычайно: от учебного микроскопа до радиотелескопа со сложнейшим компьютерным обеспечением.

Представление – воссоздание образа предмета или явления в данный момент не воспринимаемого, но зафиксированного памятью (появление которой обусловлено развитием мозга сверх пределов, необходимых для простой координации функций отдельных органов); а так же (на последнем этапе развития познания), образ, созданный продуктивным воображением, опирающимся на абстрактное мышление (например, визуальное изображение ни разу не виденной солнечной системы из одного лишь рассудочного знания). («Человек и общество. Обществознание.» под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, «Просвещение», Москва 2006).

Формы эмпиризма

Это различное понимание опыта создаёт две типичных формы эмпиризма: имманентный и трансцендентный.

Имманентный эмпиризм

Имманентным эмпиризмом называются философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений. Такие попытки в истории философии приводили или к полному скептицизму (Протагор, Пиррон, Монтень), или к безмолвному предположению трансцендентного (системы Юма и Милля).

Юм подвергает сомнению существование реальности вне сознания. Он противопоставляет сравнительно бледным и слабым психическим переживаниям - Идеям - более яркие и сильные - Впечатления, но признает эту границу текучей, не безусловной, как это обнаруживается в сумасшествии и в сновидениях. Отсюда, казалось бы, следовало ожидать, что Юм будет считать недоказанным реальное тождество впечатлений, но, провозглашая подобную точку зрения, он не выдерживает её, принимая незаметно для себя впечатления за объекты, существующие помимо сознания и действующие на нас как раздражения.

Подобным же образом Милль, ограничивая весь материал познания единичными психическими переживаниями (ощущениями, представлениями и эмоциями) и объясняя весь познавательный механизм как продукт ассоциации между единичными психическими элементами, допускает существование вне сознания некоторого бытия в виде постоянных возможностей ощущения (permanent possibilities of sensation), которые сохраняют своё реальное тождество помимо нашего сознания.

Трансцендентный эмпиризм

Его типичнейшей формой является материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Все содержание сознания и все законы познания представляются, с этой точки зрения, продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта.

Представители эмпиризма

К представителям эмпиризма следует отнести: стоиков, скептиков, Роджера Бэкона, Галилия, Кампанеллу, Фрэнсиса Бэкона (родоначальника нового эмпиризма), Гоббса, Локка, Пристли, Беркли, Юма, Кондильяна, Конта, Джемса Милля, Джона Милля, Бэна, Герберта Спенсера, Дюринга, Ибервега, Геринга и многих других.

Во многих из систем этих мыслителей рядом с эмпиристическими элементами уживаются и другие: у Гоббса, Локка и Конта заметно влияние Декарта, у Спенсера - влияние немецкого идеализма и критицизма, у Дюринга - влияние Тренделенбурга и других. Среди последователей критической философии многие склоняются к эмпиризму, например Фридрих Альберт Ланге, Алоиз Риль и Эрнст Лаас. Из слияния эмпиризма с критицизмом выработалось особое направление эмпириокритицизм, основателем которого был Рихард Авенариус, а последоватетелями - Карстаньен, Мах, Петцольд, Вилли, Клейн и др.

3.2. Рационализм.

Рационализм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

Рациональное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).
К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они выражают содержание множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).

Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается отмеченной выше опосредующей функцией первых по отношению к воспринимаемым объектам и к формам рационального познания. Эта взаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются «обработке» мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, поступающей от органов чувств (особенно велико значение творческого воображения). Наиболее яркое проявление динамического единства чувственного и рационального в познании - интуиция.

Процесс рационального познания регулируется законами логики (прежде всего законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания), а также правилами вывода следствий из посылок в умозаключениях. Он может быть представлен как процесс дискурсивного (понятийно-логического) рассуждения - движения мышления по законам и правилам логики от одного понятия к другому в суждениях, соединения суждений в умозаключения, сопоставления понятий, суждений и умозаключений в рамках процедуры доказательства и т. д. Процесс рационального познания совершается сознательно и контролируется, т. е. познающий субъект осознает и обосновывает каждый шаг на пути к конечному результату законами и правилами логики. Поэтому иногда его называют процессом логического познания, или познанием в логической форме.

Вместе с тем рациональное познание не исчерпывается такого рода процессами. Наряду с ними оно включает в себя явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и неподконтролъности путей, ведущих к этому результату. Такие явления называют интуицией. Ее нельзя «включить» или «выключить» сознательным волевым усилием. Это неожиданное «озарение» («инсайд» - внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.

До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) - преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) - подсознательный анализ и выбор решения - начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного «озарения» сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном этапе - подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений. Третий этап - внезапное «озарение» (инсайд), т. е. осознание результата, качественный скачок от незнания к знанию; то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап - сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов интуиции в системе накопленного знания.

Формальная и субстантивная рациональность

Макс Вебер различает формальную и субстантивную рациональность. Первая состоит в способности осуществлять калькуляцию и расчет в рамках принятия экономического решения. Субстантивная рациональность относится к более обобщенной системе ценностей и стандартов, которые интегрированы в мировоззрение

История философского рационализма

Сократ (ок. 470-399 до н. э.)

Многие философские направления, в том числе и рационализм, берут начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Греки считали, что человек состоит из тела и души, а душу, в свою очередь, разделяли на иррациональную часть (эмоции и желания) и рациональную, которая только и составляет собственно человеческую личность. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств. Рациональная душа остается за пределами сознания, но иногда вступает с ним в контакт через образы, мечты и другими способами.

Задача философа - очистить иррациональную душу от связывающих ее путей и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу.

Методы познания

Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Итак, понятие - это мысль-обобщение, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей.
Подлинная природа понятий выясняется в науке, где как раз в предельно действенном виде даны понятия в их объясняющей силе. Суть всех явлений объясняется на основе понятий. Понятиями являются также идеализации.
После того как определено, что такое понятие, на очереди суждение. Суждение - это мысль, утверждающая либо отрицающая что-либо. Сравним два выражения: «Электропроводность всех металлов» и «Все металлы проводят электрический ток». В первом выражении нет ни утверждения, ни отрицания, оно не является суждением. Во втором выражении утверждается, что металлы проводят электрический ток. Это - суждение. Суждение выражается повествовательными предложениями.
Умозаключение есть вывод нового знания. Умозаключением будет, например, такое рассуждение:
Все металлы - проводники
Медь - металл, Медь - проводник
Умозаключение должно быть проведено «чисто», без ошибок. В этой связи используют доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.
Три формы рационального познания - понятие, суждение, умозаключение - составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении. Философская традиция после Канта состоит в различении рассудка и разума. Разум - высшая ступень логического мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.

Рационализм и эмпиризм

Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой. Противопоставляя это течение британскому эмпиризму, его еще называют континентальным рационализмом .

В широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия. Некоторые рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом. К ним, в частности, относятся Лейбниц и Спиноза. Тем не менее, они признавали лишь принципиальную возможность такого способа познания, считая исключительно его применение практически невыполнимым. Как признавал сам Лейбниц в книге «Монадология», «в своих действиях мы все на три четверти эмпирики» (§ 28).

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677)

Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении была развита в XVII в. Спинозой. Он пытался ответить на главные вопросы нашей жизни, провозглашая при этом, что «бог существует только в философском смысле». Его идеалом философа были Декарт, Эвклид и Томас Гоббс, а также еврейский теолог Маймонид. Даже выдающиеся мыслители считали «геометрический метод» Спинозы трудным для понимания. Гете признавался, что «по большей части не мог понять, о чем Спиноза вообще пишет».

Иммануил Кант (1724-1804)

Кант также начинал как традиционный рационалист, изучая труды Лейбница и Вольфа, но после знакомства с работами Юма начал развивать собственную философию, в которой попытался соединить рационализм и эмпиризм. Она получила название трансцендентальный идеализм. Споря с рационалистами, Кант заявлял, что чистый разум получает стимул к действию только тогда, когда доходит до предела своего понимания и пытается постичь то, что недоступно органам чувств, например, Бог, свобода воли или бессмертие души. Такие, недоступные для понимания через опыт предметы он называл «вещь в себе» и считал, что они для разума по определению непостижимы. Эмпиристов же Кант критиковал за то, что они пренебрегают ролью разума в осознании полученного опыта. Поэтому Кант считал, что для познания необходимы как опыт, так и разум.

Описание

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.
Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

1.Сущность познания………………………………………………………………2
1.1. Виды (методы) познания …………………………………………………3
1.2. Платон………………………………………………………………………3
1.3. Кант. Теория познания…………………………………………………….4
1.4. Типы познания…………………………………………………………......4
2. Понятие субъекта и объекта познания………………………………………….6
3. Спор об источниках познания: эмпиризм, сенсуализм, рационализм
3.1 эмпиризм……………………………………………………………………..8
3.2. рационализм ………………………………………………………………..12
3.3. сенсуализм…………………………………………………………………..16
4. Список использованной литературы…………………………………………...19

5.2.1. Постнеклассическая рациональность как фактор познания экономической деятельности

Фундаментальной предпосылкой экономической теории является рациональность поведения экономических субъектов и всей экономической системы в целом. В рамках ряда философских направлений были разработаны концепции рациональности экономической науки, хотя в большинстве случаев и в неявном виде. Постнеклассическая теория использует концепцию классической рациональности, но именно применение концепции постнеклассичекой рациональности помогает разрешению ряда теоретических проблем, которые стоят перед современной экономической наукой. При этом в экономической литературе можно встретить самые разнообразные подходы к понятию рациональности. Можно отметить, например, работы О. Уильямсона, Р. Швери, Й. Конлиск , , . На основе того или иного определения рациональности современные авторы выходят на достаточно широкий спектр проблем, в рамках которых рациональность является тем понятием, вокруг которого в дальнейшем проводятся систематические теоретические исследования. Однако, фактор рациональности интересен не только с точки зрения экономической теории как таковой, но и с точки зрения задач изучения экономических процессов и экономической деятельности в конкретных прикладных сферах. Конечно, речь идет об экономическом рационализме, о моделях рационального экономического поведения, а шире - о рационализме в контексте экономической культуры, в составе новой экономической парадигмы, что органически связано с современной интерпретацией феномена рациональности в рамках концептуального аппарата современной теории познания. Следует отметить, что анализ природы рациональности и ее значения в системе человеческой деятельности представляет собой проблему, интенсивно обсуждаемую в современной философской литературе.

Нередко проблема рациональности идентифицируется с проблемой определения точных критериев научной иррациональности, причем в ряде работ сама проблема рациональности отождествляется с проблемой постнеклассической рациональности. Это весьма обстоятельно рассмотрено в работах В.С. Степина, В.С. Швырева, А.Л. Никифорова , , . Отметим лишь, что эти проблемы фактически не отождествляются. Действительно, в современной литературе имеет место определенное размывание четких критериев научной рациональности. Однако проблема эта до некоторой степени может быть снята в том отношении, что сама проблема рациональности как таковая шире, чем она представлена в науке и в теоретическом познании вообще, ибо фактически рациональность будет охватывать не только рациональные формы познания и сознания, но и способы человеческого действия и поведения.

Современный кризис самой идеи классической рациональности - это именно кризис классических представлений о ней. Он выступает как симптом общего кризиса методологических основ классической европейской науки и связан с утратой ясных ориентиров, которые были свойственны классической интерпретации рациональности. Характерной особенностью понимания проблем рациональности как в зарубежной, так и в отечественной литературе является идея монологичности классического разума, что не могло не привести к тому, что возник целый ряд типов рациональности. В результате этого произошла определенная релятивизация интерпретации научного знания. В философии науки идея плюрализма типов рациональности в той форме, в которой она существует в современном сознании, практически лишает саму идею рациональности ее исходного принципа, связанного с осознанным поиском глубинных основ адекватного существования человека в окружающем его универсумуме, ибо рациональность как бы растворяется в технологиях частных парадигм человеческой деятельности. Однако в таком случае утрачиваются основания для выделения рациональности как некоторого локального принципа культуры и способа отношения человека к миру. Очевидно, что в настоящее время необходимо жестко размежеваться с прямолинейностью классической рационалистической концепции. И в этом смысле вполне справедлива критика в адрес ее монополизма. Отметим, что рационалистический монополизм является предметом только философского мышления. Он весьма активно проявляется в ряде конкретных наук, которые пытаются выработать определенные рационалистические критерии для построения тех или иных моделей.

Такие характеристики, как соразмерность, соответствие, адекватность позиции субъекта в действительности в широком смысле призваны обеспечить эффективность как рациональности познания, так и рациональности действия. Рациональное отношение к миру обязательно предполагает нацеленность на эффективность, на успешность действия, так что обязательным условием рациональной деятельности и рационального отношения к миру выступает специальное усилие сознания по анализу позиций самого субъекта по отношению к той реальной ситуации, в которой он, собственно говоря, и находится. При этом постнеклассическая рациональность связана с адекватным пониманием проблемной ситуации, в которой находится субъект действия в результате сознательного управления собственным поведением. Такая рациональность предполагает два обязательных условия: рефлексивный самоконтроль и учет требований реальности. Собственная ответственность и рефлексивный самоконтроль определят свободу субъекта действия, которая противостоит субъективной зависимости от внешних сил.

Рациональность предполагает альтернативность поведения, возможность выбора вариативных способов действия. В зависимости от того, какие слои ментальных предпосылок деятельности и в какой степени становятся предметом рефлексивного контроля в процессе их объективирующего моделирования, устанавливаются различные уровни и степени рационализации деятельности.

Явной ограниченностью классического рационализма являлось именно непонимание сложности процесса рационализации, упрощенное представление о прозрачности собственного менталитета для рефлексирующего сознания. Постнеклассический рационализм должен исходить из относительности самоконтроля, в реальной жизни. Рациональность в смысле осознанного поиска позиции, адекватной действительности, не осуществляется в чистом виде; она охватывает какие-либо стороны человеческого мироотношения, переплетаясь, конечно, с нерациональными его формами.

Присущая рациональности свобода выбора реализуется в поисках оптимального способа достижения определенных целей, причем степени рациональности зависят от характера и масштаба выбранных в данной парадигме целей, видов деятельности, ориентиров, моделей поведения и т.д. В современной литературе на первый план выходит идея открытой рациональности, основа которой заключается в осознанной готовности к постоянному совершенствованию основания мироориентации человека как свободного субъекта, контролирующего свои позиции по отношению к окружающему его миру. При этом проблема так называемой формальной ориентации в смысле Р. Швери или в веберовском смысле отходит на второй план. Идея же открытой рациональности как принцип рациональности на высоте ее возможностей оказывается связанной с другими понятиями, характеризующими специфику человеческого бытия и окружающей его действительности.

В постнеклассической теории основная модель поведения человека, например на рынке товаров и услуг, в принципе не отличается от поведения человека на рынке труда и капитала. Однако это происходит тогда, когда сам предмет теории включает все возможные области человеческого поведения. В этом случае определение предмета теории уже будет аналитическим, а не просто классификационным. С другой стороны, аналитическое определение предмета теории имеет в виду собственный подход в исследовании, что делает необязательным выделение какой-то особой области.

Нельзя не отметить, что многие ученые, особенно в сфере экономики, не придерживаются постнеклассической традиции, но широко пользуются классификацией рабочих моделей для обозначения специфических характеристик предлагаемых подходов. При этом в ряде случаев подобные подходы означают классификацию всех моделей поведения по двум основным критериям: информационная обеспеченность и ориентация на собственный интерес.

Определяя условия интерпретации поведения человека как рационального поведения, следует учитывать ряд структурных элементов его поведения:

2) средства ее достижения;

3) используемая информация .

Но нельзя не учитывать и то, что само поведение человека представляет определенный спектр возможностей выбора. Рациональным может считаться поведение, направленное на реализацию поставленной человеком цели, а также поведение, направленное на реализацию приписываемой человеку цели, так что вопрос переносится в сферу соотношения осознаваемой и неосознаваемой цели поведения.

В настоящее время авторы некоторых теорий, в том числе социологических и экономических, вообще придерживаются принципа методологического индивидуализма, когда только индивиды принимают решение, а само общество может рассматриваться как результат взаимодействия между принимающими решение индивидуумами. При этом, видимо, нужно оговориться, что принцип методологического индивидуализма служит не столько для объяснения поведения отдельного человека, столько для объяснения организации общества в целом . Использование методологического индивидуализма позволяет элиминировать из аналитической деятельности социальные цели, которые будут рассматриваться как самостоятельные явления, имеющие свой аналитический инструментарий, а соответственно и свои собственные цели.

С точки зрения определения вида целей, как это принято в современной постнеклассической рациональности - цели рациональности, в модели экономического поведения можно выделить инструментальную и ценностную рациональность; инструментальная рациональность характерна для постнеклассического варианта (например, в экономической теории); что же касается ценностной рациональности, она ближе к другим социально-гуманитарным теориям.

Постнеклассическая рациональность выступает как инструментальная, если человеческая деятельность связана с выбором средств, наиболее подходящих для реализации выбранной цели. Из этого следует, что инструментальная рациональность и будет соответствовать концепции постнеклассической рациональности, которая используется, например, в постнеклассической экономической теории. Такая обусловленность определяется самим свойством инструментальной рациональности, которая связана с ранее выбранной целью. Что же касается вопроса о формировании самих целей, то данная концепция ответа не дает; такое свойство рациональности следует из принципа методологического индивидуализма. В конце концов, оказывается, что, например, агент экономической деятельности будет рациональным лишь в той ситуации, когда он эффективно концентрирует некоторую достаточно выраженную цель в рамках предельно четко обозначенных возможностей . При этом естественно, что рациональность может пониматься и как объективная, и как субъективная точка зрения; это зависит от того, формирует ли человек адекватную картину экономической деятельности, или же речь идет только о субъективно определенной цели на фоне выделенных альтернатив в рамках той же экономической среды. Цель выступает в качестве критерия выбора среди имеющихся альтернатив, вопрос об их необходимом соотношении решается достаточно просто при неизменности самой цели, в противоположном же случае, предполагающем изменение целей как результат изменений в системе предпочтений, появляется несопоставленная ситуация выбора, так как не существует работающей теории, способной объяснить подобное изменение. Одним из возможных направлений в решении таких проблем является поиск целей более высокого ранга. Инструментальность рациональности и связанная с ней предпосылка об определенности предпочтений обычно обусловлены возможностью математизации моделей принятия решений и их проверки , , .

В ситуации, когда используется понятие инструментальной рациональности, сам человек рассматривается как некоторая «неопределенность». При входе в нее существует совокупность данных, а на выходе - уже принятое решение. Собственно, какие процессы происходят в рамках этой неопределенности, с точки зрения инструментальной рациональности особого значения не имеет, потому что постулатом является внутренняя согласованность предпочтений. Таким образом, экзистенциальные проблемы снимаются, внутренняя сущность человека рассмотрению не подлежит, а поэтому снимаются трудности, связанные с математизацией процесса принятия решений, и всегда можно использовать предпосылки о стабильности предпочтений . И как следует из постнеклассической теории, это означает, что человек должен выбирать не между различными типами благ, а между различными типами собственных предпочтений. В этом случае возникает вопрос о ценности и как следствие - проблема определения ценностной рациональности. Рациональности будут являться ценностными, если в них объектом выбора будет служить непосредственно цель. Другими словами, человек ищет цель для ее реализации, а затем ищет средства для ее реализации. Поэтому процесс целеполагания становится одним из важнейших элементов модели поведения человека. Вполне справедливым будет отметить, что ценностная рациональность непосредственно связана с потребностью человека в самовыражении. Если же провести параллель с инструментальной рациональностью, то подобные ситуации будут означать не что иное, как перенос приоритета с цели на средства .

Ценностная рациональность обычно поднимает вопрос, связанный с гносеологическими противоречиями, и в результате обычно возникают затруднения в самом процессе принятия правильных и последовательных решений. Наиболее оптимальным выходом из подобной ситуации является поиск и элиминация тех данных, которые создают познавательный диссонанс. На следующем шаге вырабатываются адекватные индивидуальные решения, которые уже при работе с моделями представляются как ценностно-рациональные. Постнеклассическая теория в качестве исходного момента непосредственно принимает принцип рациональности. Однако альтернативные ей концепции в основном построены на основе неопределенности, которая, естественно, переинтерпретирует понятие рациональности. В этой связи можно выделить модель ограниченной рациональности, которая является распространенной в неоинституциональной экономической теории. Д. Конлиск выделяет четыре основных фактора, которые позволяют обратить достаточно серьезное внимание на понятие ограниченной рациональности. Первый фактор связан с большим числом эмпирических свидетельств в пользу ограниченной рациональности людей, принимающих решение. Второй фактор связан с прогностическими возможностями моделей ограниченной рациональности. Третий фактор связан с неубедительностью обоснования использования неограниченной рациональности. Четвертый фактор отмечает необходимость достижения соответствия поведения человека и принятия им решений, адекватных в рамках постнеклассической теории. Выделение полной и неограниченной рациональности основывается на том, насколько полно учитываются в модели имеющиеся альтернативы использования ограниченных средств реализации поставленных целей. Концепция полной рациональности предполагает существование такого исследователя, который учитывает все возможные альтернативы на стадии принятия решения. Полная рациональность предполагает выполнение двух основных условий: внимание и интеллект человека являются неограниченными, что позволит в качестве рационального рассматривать человека, который способен реализовать наилучшую альтернативу; но такое положение явно не является реалистичным, а, кроме того, в рамках концепции полной рациональности нельзя обнаружить возможности открытия новых ресурсов. Постулат относительно ограниченности интеллекта требует другого взгляда на модели той же экономической информации, которая является крайне необходимой для самой экономической деятельности. Таким образом, возникает потребность принятия решений, предполагающих уход от большого объема информации на основе использования многоуровневого поиска; ограниченность интеллекта определяет переход от полной рациональности к ограниченной, которая переносит приоритет с результата на процесс; в этой связи традиционное поведение может быть обозначено как процедурно-рациональное, так как в этом случае изменяется время принятия решений. Однако, с другой стороны, сам выбор в процессе принятии решений может быть обозначен через понятийный аппарат процедурной рациональности, то есть на уровне конкретной ситуации ограниченная рациональность должна быть дополнена процедурной рациональностью.

Если в постнеклассической теории используется тезис о неизменном уровне рациональности поведения индивида в экономической сфере деятельности, что, в общем, является необходимым следствием полноты самой рациональности, то в ряде смежных концепций рассматриваются случаи, в которых сам индивид будет учитывать, выбирать и сравнивать имеющиеся альтернативы. Как раз это имеется в виду при определении поведения как рационального .

Постнеклассическая рациональность, предполагающая изменение своего уровня, будет называться селективной; с учетом такого определения необходимо иметь в виду, что рациональность может пониматься и как содержание выполнения каких-то конкретных действий, и как их результат. Но селективная рациональность не предполагает, например, построения оптимизационной модели поведения, когда значение имеет только результат действия, а не сама стратегия.

Что же касается сложности задачи выбора, то она непосредственно зависит от частоты количественных показателей и степени их предполагаемого обособленного исследования. Немаловажное значение имеет также степень подобия модели данной ситуации, тем моделям, с которыми индивид уже имел дело. Имея полную рациональность, можно предположить, что индивид обладает полной информацией о позитивных сторонах достигнутого результата .

При рассмотрении адекватной мотивации следует постоянно коррелировать два основных аспекта. С одной стороны, чем большее значение имеет выбор, тем больше времени уходит на анализ самой проблемы, но тем быстрее человек и освоит ее. С другой стороны, следует иметь в виду, что чем больше человек уверен относительно того, что его выбор оказывает влияние на сам результат, тем сильнее мотивация рационального поведения с точки зрения самой стратегии выбора .

Когда селективная рациональность касается частоты и качества адекватной информации, то в этих случаях приоритетное значение будет иметь соответствие получаемой информации содержанию выбора, так как будет действовать принцип, связывающий адекватность информации с независимостью рациональности. Другими словами, чем адекватнее информация, тем адекватнее модель принятия решения соответствующей независимой рациональности. Обычно в подобных ситуациях используется модель с минимальным уровнем сложности, так как, например, экономические институты способствуют максимальному упрощению мыслительных операций, которые возникают в ходе принятия решений. Если речь заходит об адекватной информации, то, естественно, информированность является необходимым фактором для изменения в целях, с учетом которых будут приниматься решения. Стремление к увеличению частоты выбора обычно не только дает возможность снизить вероятность отхода от предельного решения, но и увеличивает для субъекта полезность полученной информации.

Заметим, что речь идет только о различных типах индивидуальной рациональности, так как решение проблем переносится фактически в сферу принятия индивидуальных решений, необходимых для обращения к субъекту экономического решения, деятельности и поведения. Рассмотрение же моделей интерактивной рациональности в задачи данного исследования не входило, как не входило, например, рассмотрение соотношения рационального и не рационального на уровне индивидуальном и интерактивном.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия классический и постнеклассический рационализм?

2. Как Вы понимаете рациональное поведение экономического субъекта?

3. Каково соотношение понятий инструментальная и постнеклассическая рациональность?

4. Как Вы понимаете методологический индивидуализм?

5. Что следует понимать под ценностной рациональностью?

6. В чем суть понятия ограниченная рациональность?

7. Раскройте содержание понятия селективная рациональность.

Использованная литература

1. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // Thesis. 1993. вып. 3. С. 52-64.

2. Швери Р. Теория рационального выбора // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 25-34.

3. Conlisk J. Whu Bounded Rationality // Journal of Economic Literature, 1996. vol XXXIV.

4. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000. 744 с.

5. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. М., 2003. 160 с.

6. Никифоров А.Л. Соотношение рациональности и свободы в человеческой деятельности // Рациональность на перепутье. М., 1999. С. 295-313.

7. Аристотель. Политика. Сочинение: в 4-х томах М., 1978-1983.

8. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. № 1.

9. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996. № 11. С. 92-101.

10. фон Вригт Г. Х. Логико-философские исследования. М., 1986.

11. Попов В. В., Щеглов Б. С. Логика “будущего изменения” А. Прайора // Смирновские чтения. 2001. С. 157-159 .

12. Решер Н. Граница когнетивного релятивизма // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 35-58.

13. Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 107-114.

14. Popov V. V. The problem of intersybjectivity // Analecta Husserliana - Hague. 1997. P. 133-141.

15. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М., 1998. 480 с.

16. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995. 80 с.