Биографии Характеристики Анализ

Что значит линейный корабль. Линкоры типа «Айова» - всем линкорам линкоры

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ

До середины XVII века не существовало строго установленного боевого строя кораблей в сражении. Перед баталией суда-противники выстраивались друг против друга тесным строем, а затем сближались для перестрелки либо абордажной схватки. Обычно сражение превращалось в беспорядочную свалку, поединки между случайно столкнувшимися кораблями.

Многие морские сражения XVI – XVII веков выигрывались с помощью брандеров – парусных суденышек, до отказа начиненных взрывчатыми веществами или представлявших собой гигантские факелы. Пущенные по ветру в сторону сгрудившихся судов, брандеры легко находили себе жертвы, все поджигая и взрывая на своем пути. Даже большие, хорошо вооруженные корабли нередко шли на дно, настигнутые «парусными торпедами».

Самым действенным средством защиты от брандеров оказался кильватерный строй, когда корабли выстраиваются в ряд один за другим и могут свободно маневрировать.

Неписаная тактическая заповедь той поры гласила: каждый корабль занимает строго отведенную позицию и должен сохранять ее до конца боя. Однако (как бывает всегда, когда теория начинает противоречить практике) нередко случалось, что слабо вооруженным кораблям приходилось сражаться с огромными плавучими крепостями. «Боевая линия должна состоять из одинаковых по силе и скорости хода кораблей», – решили морские стратеги. Так появились линейные корабли. Тогда же, во времена первой англо-голландской войны (1652 – 1654 гг.), началось разделение военных судов на классы.

Прототипом первого линейного корабля историки военно-морского искусства обычно называют линкор «Принц Роял», построенный в Вулвиче выдающимся английским корабелом Финеасом Петтом в 1610 году.

Рис. 41 Первый линейный корабль Англии "Принц Роял"

«Принц Роял» представлял собой весьма прочное трехпалубное судно водоизмещением 1400 т, по килю 35 м и шириной 13 м. Корабль был вооружен 64 пушками, расположенными по бортам, на двух закрытых палубах. Три мачты и бушприт несли прямые паруса. Нос и корма корабля были диковинно изукрашены скульптурными изображениями и инкрустациями, над которыми работали лучшие мастера Англии. Достаточно сказать, что резьба по дереву обошлась английскому адмиралтейству в 441 фунт стерлингов, а позолота аллегорических фигур и гербов – в 868 фунтов стерлингов, что составило 1/5 затрат на постройку всего судна! Сейчас это кажется нелепым и парадоксальным, но в те далекие времена позлащенные идолы и истуканы считались необходимыми для поднятия боевого духа моряков.

К концу XVII столетия окончательно сформировался некий канон линейного корабля, некий эталон, от коего старались не отступать на верфях всей Европы до конца периода деревянного судостроения. Практические требования при этом сводились к следующему:

1. Длина линейного корабля по килю должна втрое превышать ширину, а ширина – втрое превосходить осадку (максимальная осадка не должна превышать пяти метров).

2. Тяжелые кормовые надстройки, как ухудшающие маневренность, нужно сокращать до минимума.

3. На крупных кораблях надобно возводить три сплошные палубы, так чтобы нижняя была на 0,6 м выше ватерлинии (тогда и при сильном волнении нижняя батарея пушек была боеспособной).

4. Палубы должны быть сплошными, не прерываться каютными переборками, – при соблюдении этого условия прочность судна существенно возрастала.

Следуя канону, тот же Финеас Петт в 1637 году спустил со стапелей «Роял Соверн» – линейный корабль водоизмещением около 2 тыс. т. Его главные размерения: длина по батарейной палубе – 53 (по килю – 42,7); ширина – 15,3; глубина трюма – 6,1 м. На нижней и средней палубах корабль имел по 30 пушек, на верхней – 26 пушек; кроме того, под полубаком было установлено 14 пушек и под полуютом – 12.

Нет сомнения, что за всю историю английского кораблестроения «Роял Соверн» был самый роскошный корабль. Множество резных позолоченных аллегорических фигур, геральдических знаков, королевских монограмм испещряли его борта. Носовая фигура изображала английского короля Эдуарда. Его величество восседал на лошади, которая копытами топчет семерых владык – поверженных врагов «туманного Альбиона». Кормовые балконы корабля венчали позолоченные фигуры Нептуна, Юпитера, Геркулеса и Язона. Архитектурные украшения «Роял Соверна» делались по эскизам знаменитого Ван-Дейка.

Этот корабль участвовал во многих сражениях, не проиграв ни одного боя. По странной прихоти судьбы участь его решила одна случайно упавшая свечка: в 1696 году флагман английского флота сгорел. В свое время голландцы величали этого исполина «Золотым дьяволом». До сих пор англичане шутят, что «Роял Соверн» стоил Карлу I его головы (чтобы обеспечить выполнение морской программы, король увеличил налоги, которые привели к недовольству среди населения страны, и в результате переворота Карл I был казнен).

Создателем военного линейного флота Франции по праву считается кардинал Ришелье. По его повелению был построен огромный корабль «Сан-Луи» – в 1626 году в Голландии; и спустя десять лет – «Куронь».

В 1653 году британское адмиралтейство особым указом разделило корабли своего военного флота на 6 рангов: I – более 90 пушек; II – более 80 пушек; III – более 50 пушек. К IV рангу относились суда, имевшие более 38 пушек; к V рангу – более 18 пушек; к VI – более 6 пушек.

Был ли смысл столь скрупулезно классифицировать военные корабли? Был. К этому времени оружейники наладили выпуск мощных пушек промышленными методами, притом однообразного калибра. Появилась возможность упорядочить корабельное хозяйство по принципу боевой мощи. Тем более что подобное разделение по рангам определило и число палуб, и величину самих судов.

Рис. 42 Русский двухдечный линейный корабль конца XVIII века (с гравюры 1789 г.)

Рис. 43 Французский трехдечный линейный корабль середины XVIII века

До середины прошлого века все морские державы придерживались старой классификации, по которой парусные корабли первых трех рангов именовались линейными.

Из книги Парусники мира автора Скрягин Лев Николаевич

КОРАБЛИ ГАНЗЫ Сложившиеся на протяжении веков торговые связи между европейскими государствами к периоду позднего средневековья привели к образованию центров судостроения. В то время как в Средиземном море процветали итальянские морские республики, на севере Европы

Из книги Ударные корабли Часть 1 Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли автора Апальков Юрий Валентинович

КОРАБЛИ ВОСТОКА Морские пути, которые в начале XVII века европейцы прокладывали в Индийский и Тихий океаны, были задолго до того освоены арабами китайцами, индийцами, малайцами и полинезийцами.Удивительны и разнообразны по конструкции парусные суда восточных

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 4. Его величество стандарт автора Паркс Оскар

АВИАНЕСУЩИЕ КОРАБЛИ Создание в СССР авианесущих кораблей началось почти на 50 лет позже, чем в иностранных флотах. До начала 1960-х годов все предложения об их строительстве, невзирая на мировой опыт, неизменно отвергались военно- политическим руководством страны или

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 5. На рубеже столетий автора Паркс Оскар

Глава 61. Французские линейные корабли того периода Франция оставалась основным морским конкурентом Британии, поэтому следует сказать несколько слов о тогдашних французских линкорах, выделив их принципиальные особенности. По внешнему облику тяжёлые единицы флота

Из книги Эра адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота автора Лихарев Дмитрий Витальевич

Из книги Соколиная охота (Малые противолодочные корабли проектов 1141 и 11451) автора Дмитриев Г. С.

ЛЮДИ И КОРАБЛИ Первой в списке преобразований Фишера стоит реформа обучения и подготовки морских офицеров. Критики адмирала часто упрекали его в чрезмерном увлечении чисто техническими вопросами и пренебрежении к проблемам личного состава флота. Между тем, Фишер

Из книги Боевые корабли автора Перля Зигмунд Наумович

УНИКАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ Л.Е.ШараповКнига посвящена самым «большим» в мире и в то же время «малым» противолодочным кораблям на подводных крыльях, построенным в XX веке, путь к созданию которых занял около 20 лет. При их создании Зеленодольское ПКБ столкнулось с огромным

Из книги 100 великих достижений в мире техники автора Зигуненко Станислав Николаевич

Корабли-миноносцы Когда появилась самодвижущаяся мина-торпеда, для пес пришлось создать специальный корабль – такой корабль, который наилучшим образом мог бы использовать новое оружие. Чтобы быстро подвозить мину на близкое расстояние к противнику, а затем так же

Из книги Справочник по строительству и реконструкции линий электропередачи напряжением 0,4–750 кВ автора Узелков Борис

Глава VI Корабли в бою Подвиг «Славы» Летом 1915 года немцы наступали вдоль побережья Балтики по территории нынешней Латвии, подошли к начальным, южным излучинам Рижского залива и… остановились. До сих пор их балтийский флот, свободно получавший крупные силы из Северного

Из книги автора

Корабли артиллеристы

Из книги автора

Корабли-десантники Пока пушки и ракеты «обрабатывают» берег, зенитные Пулеметы судов Поддержки стерегут небо на тот случай, если появятся самолеты противника.До сих пор корабли первого броска задерживались в море. Теперь они на полном ходу идут на берег – именно на

Из книги автора

Корабли минеры

Из книги автора

Корабли-конвоиры Патрульные скоростные корабли, миноносцы, охотники за подводными лодками, катера, самолеты и дирижабли непрерывно снуют по морю и над ним в прибрежных водах и районах оживленных морских коммуникаций, не оставляют ни одного необследованного пятнышка,

Из книги автора

Корабли-тральщики Пока мы узнали только общее название тех кораблей, которые ведут «тихую» войну против мин, – «тральщик». Но название это объединяет разные корабли, различающиеся и по виду, и но величине, и по Боевому назначению.Тральщики почти всегда находятся в норе,

Из книги автора

Корабли на колесах Говорят, однажды на наш автозавод приехала японская делегация. Ее члены внимательно осмотрели новый вездеход высотой с двухэтажный дом, с огромными колесами и мощнейшим мотором. «Зачем нужна такая машина?» – поинтересовались гости. «Она преодолеет

Из книги автора

1.5. ЛИНЕЙНЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ Линейные изоляторы предназначаются для подвески проводов и грозозащитных тросов к опорам линий электропередачи. В зависимости от напряжения линий электропередачи применяются штыревые или подвесные изоляторы, изготовленные из стекла, фарфора или

Линейный корабль

Лине́йный кора́бль

(линкор), 1) крупный трёхмачтовый боевой корабль парусного флота, имевший по бортам сильную артиллерию для поражения кораблей противника. При этом применялась линейная тактика (с чем и связано название): линкоры в боевом порядке следовали строго друг за другом, не выходя из кильватерной струи. Впервые появились в Англии в 1637 г. Водоизмещение последних парусных линкоров достигало 5000 т, вооружение до 120–130 пушек, экипаж до 800 человек. Заменены паровыми бронированными кораблями – броненосцами.

2) Крупный боевой корабль, входивший в 1-й пол. 20 в. в состав военно-морского флота многих государств, оснащённый мощной артиллерией и броневой защитой. Предназначался для поражения боевых кораблей и береговых объектов противника. Первым линкором этого типа стал английский «Дредноут» (1906). В 1914 г. построены 4 русских линкора типа «Севастополь», ставших позже и единственными советскими линкорами. В 1960-х гг. линкоры повсеместно выведены из составов флотов. Только в США 4 линкора («Айова», «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин») постройки 1943-44 гг. возвращались в строй после модернизации (установки ракетного оружия). Однако и они в 1990-х гг. переведены в резерв. Линкоры этого типа имели водоизмещение 58 000 т, скорость хода 33 узла (61 км/ч), дальность плавания 15 000 (27 800 км), экипаж 1588 человек. Вооружение: крылатые ракеты (32) с дальностью стрельбы до 3000 км, противокорабельные ракеты (16), 406-мм (19), 127-мм (12) и 20-мм (24) артиллерийские установки, вертолёты (3).

Энциклопедия «Техника». - М.: Росмэн . 2006 .


Смотреть что такое "линейный корабль" в других словарях:

    - (линкор) 1) двух трехпалубные парусные корабли конца 17 первой половины 19 в с мощным артиллерийским вооружением (до 130 пушек, расположенных по бортам в линию) для ведения морского боя в соответствии с линейной тактикой (отсюда название). С… … Морской словарь

    - (линкор) 1) в парусном военном флоте 17 1 й пол. 19 вв. крупный по размерам трехмачтовый боевой корабль с 2 3 палубами (деками); имел от 60 до 130 орудий и до 800 человек экипажа. Предназначался для ведения боя в линии баталии (отсюда… … Большой Энциклопедический словарь

    ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ, воен. судно, предназначенное для боя въ линіи, т. е. въ строю. Т. к. судьба войны на морѣ рѣшается обык но эскадрен. сраженіями, то Л. к бль является главн. типомъ воен. к бля. Всѣ остал. типы вспомогат ные. Типъ Л. к бля… … Военная энциклопедия

    линейный корабль - (линкор) двух трёхпалубные парусные корабли конца 17 го первой половины 19 го столетия с мощным артиллерийским вооружением (до 130 пушек, расположенных по бортам в линию) для ведения морского боя в соответствии с линейной тактикой (отсюда… … Морской биографический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Линейный корабль (значения). «Дредноут» родоначальник класса линкоров … Википедия

    ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ - линкор. 1. В парусном флоте (конец XVII середина XIX вв.) наиболее крупный боевой 3 мачтовый корабль с сильным артиллерийским вооружением (от 60 до 130 пушек). В зависимости от количества пушек Линейные Корабли разделялись на ранги. Линейные… … Морской энциклопедический справочник

    Линкор, 1) в парусном военном флоте 17 1 й половине 19 вв. крупный по размерам трёхмачтовый боевой корабль с 2 3 артиллерийскими палубами (деками); имел от 60 до 135 орудий, устанавливавшихся по бортам в линию и до 800 человек экипажа.… … Большая советская энциклопедия

    - (линкор), 1) в парусном военном флоте XVII первой половины XIX вв. крупный по размерам трёхмачтовый боевой корабль с 2 3 палубами (деками); имел от 60 до 130 орудий и до 800 человек экипажа. Предназначался для ведения боя в линии баталии (отсюда … Энциклопедический словарь

    Линкор, 1) в паровом флоте класс самых крупных арт. надводных кораблей (водоизмещение до 65 тыс. т), предназнач. для уничтожения в мор. бою кораблей всех классов и нанесения мощных арт. ударов по береговым объектам противника. Л. к. имел бортовую … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Линейный корабль «Архангельск» - Линейный корабль «Архангельск» (до 30.05.1944 г. «Royal Sovereign») 1915 Построен в Портсмуте (Англия). Заложен 15.01.1914 г., спущен 29.04.1915 г., вступил в строй в мае 1916 г. Прошел капитальный ремонт и модернизацию в 1928 … Военная энциклопедия

Книги

  • , Форестер Сесил Скотт. Корсиканский тиран снова решил подразнить британского льва. Как следствие - спешный рекрутский набор молодых бойцов на 74-пушечный "Сатерленд" под командованием бесстрашного капитана Горацио…

линейный корабль

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ (линкор)

    в парусном военном флоте 17 - 1-й пол. 19 вв. крупный по размерам трехмачтовый боевой корабль с 2-3 палубами (деками); имел от 60 до 130 орудий и до 800 человек экипажа. Предназначался для ведения боя в линии баталии (отсюда название).

    В паровом броненосном флоте 1-й пол. 20 в. один из основных классов крупных надводных кораблей. Имел 70-150 орудий различного калибра (в т.ч. 8-12 280-457-мм) и 1500-2800 членов экипажа. После 2-й мировой войны линкоры утратили значение.

Линейный корабль

    в парусном военном флоте 17≈1-й половине 19 вв. крупный по размерам трёхмачтовый боевой корабль с 2≈3 артиллерийскими палубами (деками); имел от 60 до 135 орудий, устанавливавшихся по бортам в линию и до 800 человек экипажа. Вёл бой, находясь в кильватерной колонне (линии баталии), отчего и получил своё название, перешедшее по традиции к кораблям парового флота.

    В паровом броненосном флоте один из основных классов самых крупных по размерам артиллерийских надводных кораблей, предназначенных для уничтожения в морском бою кораблей всех классов, а также нанесения мощных артиллерийских ударов по береговым объектам. Л. к. появились во многих флотах мира после русско-японской войны 1904≈05 взамен броненосцев. Сначала назывались дредноутами. В России название класса Л. к. установлено в 1907. Л. к. применялись в 1-й мировой войне 1914≈18. К началу 2-й мировой войны 1939≈45 Л. к. имели стандартное водоизмещение от 20 до 64 тыс. т, вооружение ≈ до 12 башенных орудий главного калибра (от 280 до 460 мм), до 20 орудий противоминной, зенитной или универсальной артиллерии калибра 100≈127 мм, до 80≈140 зенитных малокалиберных автоматических пушек и крупнокалиберных пулемётов. Скорость хода Л. к. ≈ 20≈35 узлов (37≈64,8 км/ч), экипаж военного времени ≈ 1500≈2800 человек. Бортовая броня достигала 440 мм, вес всей брони составлял до 40% общего веса корабля. На борту Л. к. имелись 1≈3 самолёта и катапульта для их взлёта. В ходе войны в связи с возрастанием роли морской, особенно авианосной авиации, а также подводных сил флота и гибелью многих Л. к. от ударов авиации и подводных лодок они утратили значение; после войны во всех флотах почти все Л. к. сданы на слом.

    Б. Ф. Балев.

Википедия

Линейный корабль (значения)

Лине́йный кора́бль - название тяжелых артиллерийских военных кораблей, предназначенных для ведения боя в кильватерных колоннах:

  • Линейный корабль - парусное деревянное военное судно, водоизмещением от 500 до 5500 тонн, имевшее 2-3 ряда пушек в бортах. Парусные линейные корабли линкорами не назывались.
  • Линкор - бронированный артиллерийский корабль ХХ века водоизмещением от 20 до 64 тысяч тонн.

Линейный корабль

Линейный корабль :

  • в широком значении, корабль, предназначенный для боевых действий в составе эскадры;
  • в традиционном значении (также сокращенно линкор ), - класс тяжёлых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280-460 мм, с экипажем в 1500-2800 человек.

Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлись эволюционным развитием броненосцев второй половины девятнадцатого века.

Линейный корабль (парусный)

Лине́йный кора́бль - класс парусных боевых кораблей. Парусные линейные корабли характеризовались следующими особенностями: полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением, включающим от 30-50 до 135 орудий в бортовых портах (в 2-4 деках), численность экипажа составляла от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Парусные линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860-х годов для морских боёв с использованием линейной тактики.

В 1907 году линейными кораблями (сокращённо - линкорами) был назван новый класс броненосных артиллерийских кораблей водоизмещением от 20 тыс. до 64 тыс. тонн. Парусные линейные корабли линкорами не назывались.

Эпоха парусных кораблей ушла безвозвратно в конце XIX века. Но необходимость этого класса кораблей не исчезла. С уходом со сцены военных действий тяжелых броненосцев, насущным вопросом стала необходимость строительства принципиально новых кораблей, которые смогли бы выполнять задачи линейной тактики. В 1907 г. в России начинают создание нового класса линейных кораблей и в память о парусных, этот класс называют «линкорами» – сокращенное название линейного корабля.

В основу нового класса линкоров положили основные технические характеристики:

  • Водоизмещение от 20 000 до 70 000 тонн.
  • Длина 150 – 280 м.
  • Главный калибр орудий от 280 до 460 мм.
  • Экипаж линкора составлял от 1500 до 2800 человек.

Основная задача линкора заключалась в уничтожении боевых надводных целей в составе соединения кораблей и в артиллерийской поддержке сухопутных операций главным калибром.

Британский адмирал Фишер, командующий средиземноморской эскадрой, в 1899 г., стал автором концепции «только большие пушки». Применение пушек большого калибра и отказ от артиллерийского вооружения среднего калибра позволили увеличить дальность стрельбы до 120 кабельтовых.

Наряду с концепцией «только большие пушки», в основу нового класса линкоров легли технические новшества, такие как управление огнем с центрального пульта, применение новых высокопрочных легких сплавов, а так же возможность ускоренного наведения и перезарядки пушек. Важный фактор в усовершенствовании самих пушек заключался в изобретении бездымного пороха

Опыт русско-японской войны показал, что превосходства в морских сражениях можно добиться только за счет скорости корабля и дальнобойности его орудий. Этот опыт учли не только русские или японцы, основные морские державы приняли к сведению опыт и заложили новые линкоры. На английском языке линкоры продолжали называть «battleship». Первый линкор спустили на воду англичане за счет того, что судостроение у них было самым передовым в мире начала ХХ века. Этим кораблем стал «Дредноут». Его имя стало нарицательным именем для всех кораблей его класса.

До начала Второй мировой войны в СССР новых линкоров не строили, а лишь модернизировали существующие линкоры типа «Гангут». Модернизация ничего не давала, так как вносимые изменения не успевали за развитием технологий.

Перед самой войной, Сталин дал указания о разработке программы «Большого Флота». Отсутствие четкого представления о стратегическом предназначении нового флота затормозили разработку нового класса кораблей. В конце концов, было решено отказаться от каких-либо ограничений в водоизмещении. Результатом стал так называемый «проект 23».

Начиная с июля 1938 г., в СССР заложили четыре линкора: «Советский Союз», «Советскую Украину», «Советскую Белоруссию» и «Советскую Россию». К началу Отечественной Войны не был готов ни один из кораблей и их строительство заморозили. Эра линкоров ушла в прошлое.

Во времена, уже давно минувшие … в открытом море он [линейный корабль] не опасался ничего. Не было ни тени чувства беззащитности от возможных атак миноносцев, подводных лодок или авиации, ни трепетных мыслей о вражеских минах или авиаторпедах, не было по сути дела ничего, за исключением разве жестокого шторма, сноса на подветренный берег или сосредоточенной атаки нескольких равноценных противников, что могло бы поколебать гордую уверенность парусного линейного корабля в собственной несокрушимости, принятую им на себя с полным на то правом. - Оскар Паркс. Линкоры Британской Империи.

Предыстория

К появлению линейных кораблей как основной силы военно-морских флотов привело множество связанных между собой технических достижений и обстоятельств.

Считающаяся сегодня классической технология строительства деревянных кораблей - сначала каркас, затем обшивка - сформировалась в Средиземноморском бассейне в течение I тысячелетия н. э. и стала доминировать в начале следующего. Благодаря своим преимуществам она со временем вытеснила бытовавшие до этого способы строительства начиная с обшивки: использовавшийся в Средиземноморье римский, с обшивкой, состоявшей из досок, кромки которых соединялись шипами, и бытовавший от Руси до Страны Басков в Испании клинкерный, с обшивкой внакрой и вставляющимися в готовый корпус поперечными рёбрами-усилителями. На юге Европы этот переход окончательно состоялся до середины XIV века, в Англии - около 1500 года, а в Северной Европе торговые суда с клинкерной обшивкой (хольки) строили ещё в XVI веке, возможно и позже. На большинстве европейских языков этот способ обозначался производными от слова carvel (à carvel, carvel-built, Kraweelbauweise) - вероятно, от caravel , «каравелла », то есть, изначально - корабль, построенный начиная с каркаса и с обшивкой вгладь.

Новая технология давала корабелам целый ряд преимуществ. Наличие у корабля каркаса позволяло заранее точно определить его размеры и характер обводов, что при прежней технологии становилось в полной мере очевидным лишь в процессе постройки. С тех пор и поныне корабли строятся по заранее утверждённым планам. Кроме того, новая технология позволила существенно увеличить габариты кораблей, - как вследствие большей прочности корпуса, так и ввиду снижения требований к ширине досок, используемых для набора обшивки, что позволило использовать для строительства кораблей менее качественный лес. Также снизились требования к квалификации задействованной в строительстве рабочей силы, что позволило строить корабли быстрее и в намного больших количествах чем ранее.

В XIV-XV веках на кораблях начинает применяться пороховая артиллерия, однако первоначально её в силу инерции мышления располагали на предназначенных для лучников надстройках: форкастеле и ахтеркастеле, что ограничивало допустимую массу орудий соображениями сохранения остойчивости. Позднее артиллерию стали устанавливать вдоль борта в середине корабля, что во многом сняло ограничения на массу и, следовательно, калибр орудий, однако наведение их на цель было весьма затруднено, так как огонь вели через сделанные по размеру ствола орудия круглые отверстия в бортах, в походном положении затыкаемые изнутри. Настоящие орудийные порты с крышками появились лишь к концу XV века, что открыло дорогу к созданию тяжеловооружённых артиллерийских кораблей. Правда, заряжание орудий всё ещё оставалось большой проблемой - даже во времена Mary Rose наиболее совершенные на то время дульнозарядные пушки приходилось заряжать снаружи корпуса, так как стеснённость внутреннего пространства орудийной палубы кораблей той эпохи не позволяла втаскивать их внутрь (именно из-за этого на кораблях долгое время использовали казнозарядные бомбарды , весьма ненадёжные и по характеристикам уступавшие современным им дульнозаряным пушкам). Из-за этого перезаряжание орудий в бою практически исключалось - тяжёлую артиллерию берегли для одного единственного за весь бой залпа непосредственно перед абордажной свалкой. Однако этот залп нередко решал исход всего боя.

Лишь ко второй четверти XVI века стали появляться корабли, конструкция которых допускала удобное перезаряжание тяжёлой артиллерии в ходе боя, что позволило вести огонь повторяющимися залпами с большой дистанции, не рискуя утратить возможность применять её в случае сближения на дистанцию абордажа. Так, испанец Алонсо де Чавес в труде «Эспехо де Навегантес» («Зерцало навигатора»), опубликованном в 1530 году, рекомендовал разделить флот на две части: первая сближалась с противником и вела классический абордажный бой, вторая же, действуя на флангах главных сил, изматывала его артиллерийским огнём с большой дистанции. Эти рекомендации были развиты британскими моряками и применены в ходе Англо-испанской войны .

Итак, на протяжении XVI века происходит полное изменение характера морских сражений: бывшие до этого в течение тысячелетий основными боевыми кораблями гребные галеры уступают место вооружённым артиллерией парусникам, а абордажный бой - артиллерийскому.

Массовое изготовление тяжёлых артиллерийских орудий в течение долгого времени было весьма затруднено. Поэтому вплоть до XIX века самыми крупными из устанавливаемых на корабли оставались 32…42-фунтовые (по массе соответствующего сплошного чугунного ядра), с диаметром канала ствола не более 170 мм. Но и работа с ними при заряжании и наведении была весьма осложнена из-за отсутствия механизации и сервоприводов - весили такие орудия по несколько тонн каждое, что обуславливало необходимость огромного по численности орудийного расчёта. Поэтому в течение столетий корабли старались вооружить как можно большим количеством сравнительно небольших орудий, располагавшихся вдоль борта. Вместе с тем, по соображениям прочности длина военного корабля с деревянным корпусом ограничена примерно 70…80 метрами, что ограничивало и длину бортовой батареи: несколько десятков тяжёлых орудий можно было разместить только в несколько рядов один над другим. Так возникли военные корабли с несколькими закрытыми орудийными палубами - деками - несущими от нескольких десятков до сотни и более орудий различного калибра.

В XVI веке в Англии стали использоваться литые чугунные пушки, бывшие большим технологическим новшеством благодаря меньшей стоимости относительно бронзовых и меньшей трудоёмкости изготовления в сравнении с железными, и при этом обладавшие лучшими характеристиками. Превосходство в корабельной артиллерии проявилось во время боев английского флота с Непобедимой Армадой (1588 год) и стало с тех пор определять силу флота любого государства, сделав историей массовые абордажные схватки. После этого абордаж применяется исключительно в целях захвата уже выведенного из строя огнём орудий вражеского судна. Артиллерия достигла к этому времени определённой степени совершенства, характеристики орудий более или менее стабилизировались, что позволило по количеству пушек достаточно точно определять силу боевого корабля, строить системы их классификации.

В середине XVII века появляются первые научные системы проектирования кораблей, методы математического расчета. Введённый в практику около 1660-х годов английским корабелом Энтони Дином метод определения водоизмещения и уровня ватерлинии корабля на основе его полной массы и формы обводов позволил заранее рассчитать то, на какой высоте от поверхности моря будут располагаться порты нижнего орудийного дека, и соответствующим образом располагать палубы и орудия ещё на стапеле - ранее для этого требовалось спустить корпус корабля на воду. Это позволило ещё на этапе проектирования определить огневую мощь будущего корабля, а также избежать происшествий, подобных случившемуся со шведским «Вазой » из-за слишком низкорасположенных орудийных портов. Кроме того, на кораблях с мощной артиллерией часть орудийных портов обязательно приходилась на шпангоуты. Силовыми были только шпангоуты, не перерезанные портами, поэтому была важна точная увязка их взаимного расположения.

История появления

Непосредственными предшественниками линейных кораблей были тяжеловооруженные галеоны , каракки и так называемые «большие корабли» (Great Ships) . Первым специально построенным артиллерийским кораблем иногда считается английский «Мэри Роуз » (1510) - хотя на самом деле он сохранял многие черты, говорящие об ориентации в первую очередь на абордажный бой (очень высокие надстройки-башни в носу и корме, противоабордажные сети, растягиваемые над палубой в средней части корпуса во время боя, многочисленная абордажная команда, число солдат в которой практически равнялось численности корабельных матросов) и по сути представлял собой скорее переходный тип к хорошо вооружённому артиллерийскому кораблю. Португальцы приписывают честь их изобретения своему королю Жуану II (1455-1495), повелевшему вооружить тяжёлыми орудиями несколько каравелл.

До конца XVI-XVII века строго установленного строя в сражении не существовало, после сближения противоборствующих сторон морской бой превращался в беспорядочную свалку отдельных кораблей. Страшным оружием в таких условиях были брандеры - старые корабли, которые начиняли горючими и взрывчатыми веществами, поджигали и пускали на неприятеля.

Использовать в бою построение кильватерными колоннами стали ближе к концу XVI века, однако на его повсеместное принятие ушло не менее 100 лет (1590-1690), поскольку использование линейной тактики потребовало специфических изменений в конструкции кораблей, а также введения определённой степени стандартизации. В этот период британский Королевский флот военного времени состоял из «ядра» боевых кораблей специальной постройки и многочисленных реквизированных «торговцев». Однако вскоре выяснилось, что при линейном построении такая разнородность кораблей по мореходным и боевым качествам крайне неудобна - более слабые корабли оказывались при постановке в линию баталии «слабым звеном» цепи из-за худших ходовых качеств и меньшей стойкости к огню неприятеля. Именно тогда произошло окончательное разделение парусных кораблей на боевые и торговые, причем первые были разделены по числу орудий на несколько категорий - рангов. Принадлежность кораблей к одному рангу гарантировала их способность действовать в одном строю друг с другом.

Первые настоящие линейные корабли появились во флотах европейских стран в начале XVII века , а первым трёхпалубным (трехдечным) линейным кораблём считается 55-пушечный HMS Prince Royal (1610) . За ним последовал ещё более крупный и хорошо вооружённый трёхпалубный 100-пушечный HMS Sovereign of the Seas (1637), бывший одним из самых больших (и самым дорогим) кораблём своего времени.

Французы ответили закладкой двухдечного 72-пушечного линейного корабля La Couronne (1636), который задал стандарт более умеренного по размерам и дешёвого, но всё ещё достаточно мощного линейного корабля. Это положило начало многолетней «гонке вооружений» между главными европейскими военно-морскими державами, основным инструментом которой были именно линейные корабли.

Линейные корабли были легче и короче существовавших в то время «кораблей-башен» - галеонов , что позволяло быстро выстроиться в линию бортом к противнику, когда нос последующего корабля смотрел на корму предыдущего.

Также линейные корабли отличаются от галеонов прямыми парусами на бизань-мачте (у галеонов было от трёх до пяти мачт, из которых обычно одна или две были «сухими», с косым парусным вооружением), отсутствием длинного горизонтального гальюна на носу и прямоугольной башни на корме, и максимальным использованием надводной площади бортов под пушки. Более низкий корпус повышал остойчивость, что позволяло увеличить парусность, установив более высокие мачты. Линейный корабль маневреннее и сильнее галеона в артиллерийском бою, в то время, как галеон лучше приспособлен для абордажного боя. В отличие от галеонов, которые применялись и для перевозки торговых грузов, линейные корабли строились исключительно для морского боя, и лишь в виде исключения иногда принимали на борт некоторое количество войск.

Появившиеся в результате этого многопалубные парусные линейные корабли более чем 250 лет являлись основным средством ведения войны на море и позволили таким странам как Голландия , Великобритания и Испания создать огромные торговые империи.

К середине XVII века возникло чёткое разделение линейных кораблей по классам в зависимости от назначения, причём основанием для классификации стало количество орудий. Так, старые двудечные (с двумя закрытыми орудийными палубами) корабли, имевшие около 50 орудий, оказались недостаточно сильны для линейного боя в составе эскадры, и использовались в основном для эскорта конвоев. Двухпалубные линейные корабли, несущие от 64 до 90 пушек, составляли основную часть военных флотов, в то время как трёх- или даже четырёхпалубные корабли (98-144 орудия) выполняли роль флагманов . Флот из 10-25 таких кораблей позволял контролировать морские торговые линии и в случае войны перекрывать их для противника.

Линейные корабли следует отличать от фрегатов . Фрегаты имели либо только одну закрытую батарею, либо одну закрытую и одну открытую на верхней палубе. Парусное оснащение у линейных кораблей и у фрегатов было принципиально одинаковым - три мачты, на каждой из которых присутствовали прямые паруса. Изначально фрегаты уступали линейным кораблям по ходовым качествам, имея превосходство лишь в дальности плавания и автономности. Однако впоследствии улучшение обводов подводной части корпуса позволило фрегатам при той же площади парусности развивать более высокую скорость, сделав их наиболее быстроходными среди крупных военных кораблей (быстрее фрегатов были только появившиеся в XIX веке в составе некоторых флотов вооружённые клиперы, однако они были весьма специфическим типом кораблей, в целом малопригодным для военных действий). Линейные корабли, в свою очередь, превосходили фрегаты по огневой мощи артиллерии (зачастую в несколько раз) и высоте бортов (что было актуально при абордаже и, отчасти, с точки зрения мореходности), но проигрывали им в скорости и дальности крейсерского плавания, а также не могли действовать на мелководье.

Тактика линейных кораблей

С увеличением силы военного корабля и с усовершенствованием его мореходных и боевых качеств проявился и равносильный успех в искусстве пользования ими... По мере того как морские эволюции делаются более искусными, их важность растет день ото дня. Этим эволюциям нужна была база, пункт, от которого они могли бы отправляться и к которому могли бы возвращаться. Флот военных кораблей должен быть всегда готов встретить неприятеля, логично поэтому, чтобы такой базой для морских эволюций был боевой строй. Далее, с упразднением галер, почти вся артиллерия переместилась на борта корабля, почему и возникла необходимость держать корабль всегда в таком положении, чтобы неприятель был у него на траверзе. С другой стороны, необходимо, чтобы ни один корабль своего флота не мог помешать стрельбе по неприятельским судам. Только один строй позволяет удовлетворить вполне этим требованиям, это - строй кильватера. Последний, поэтому, избран, как единственный боевой строй, а следовательно и как базис для всей тактики флота. В то же время осознали, что для того, чтобы боевой строй, эта длинная тонкая линия орудий, не мог быть поврежден или разорван в слабейшем его пункте, необходимо вводить в него только суда если не равной силы, то, по крайней мере, с одинаково сильными бортами. Логически вытекает отсюда, что одновременно с тем, как кильватерная колонна делается окончательно боевым строем, устанавливается различие между линейными кораблями, которые одни только предназначены для него, и более мелкими судами для других целей. - Альфред Т. Мэхэн

Сам термин «линейный корабль» возник вследствие того, что в бою многопалубные корабли стали выстраивать в линию друг за другом - так, чтобы во время своего залпа быть повёрнутыми к противнику бортом, ведь наибольший урон цели наносил залп из всех бортовых орудий. Такая тактика называлась линейной. Построение в линию во время морского боя впервые стало применяться флотами Англии , Испании и Голландии в начале XVII века и считалось основным вплоть до середины XIX. Линейная тактика также неплохо защищала ведущую бой эскадру от атак брандерами .

Стоит отметить, что в ряде случаев флоты, состоящие из линейных кораблей, могли варьировать тактику, часто отступая от канонов классической перестрелки двух идущих параллельными курсами кильватерных колонн. Так, при Кампердауне англичане, не смогли выстроиться в правильную кильватерную колонну и атаковали голландскую линию баталии строем, близким к строю фронта с последующей беспорядочной свалкой, а при Трафальгаре атаковали французскую линию двумя идущими наперерез колоннами, грамотно использовав преимущества продольного огня, наносящего не разделённым поперечными переборками деревянным кораблям страшный урон (при Трафальгаре адмирал Нельсон применил тактику, разработанную адмиралом Ушаковым). Хотя это и были из ряда вон выходящие случаи, всё же, даже в рамках общей парадигмы линейной тактики у командующего эскадрой нередко оставалось достаточное пространство для смелого манёвра, а у шкиперов для проявления собственной инициативы.

Особенности конструкции и боевые качества

Хотя в сравнении цельнометаллическими кораблями последующих эпох деревянные линейные корабли были сравнительно невелики, тем не менее они представляли собой сооружения впечатляющих для своего времени масштабов. Так, общая высота грот-мачты флагмана Нельсона - «Виктори» - составляла примерно 67 м (выше 20-этажного дома), а самая длинная рея достигала в длину 30 м, или почти 60 м с выдвинутыми лисель-спиртами . Разумеется, все работы с рангоутом и такелажем производились исключительно вручную, что требовало огромного - до 1000 человек - экипажа.

Дерево для постройки линейных кораблей (обычно дуб , реже тик или красное дерево) отбиралось самым тщательным образом , вымачивалось (морилось) и высушивалось в течение ряда лет, после чего тщательно укладывалось несколькими слоями. Обшивка борта была двойной - внутри и снаружи от шпангоутов . Толщина одной только наружной обшивки на некоторых линейных кораблях достигала 60 см у гондека (у испанского Santisima Trinidad), а общая толщина внутренней и наружной - до 37 дюймов (то есть около 95 см). Англичане строили корабли со сравнительно тонкой обшивкой, но часто расположенными шпангоутами, в районе которых общая толщина борта у гондека достигала 70-90 см сплошного дерева. Между шпангоутами суммарная толщина борта, образованная только двумя слоями обшивки, была меньше и достигала 2 футов (60 см). Французские линейные корабли для большей скорости строились с более редкими шпангоутами, но более толстой обшивкой - в сумме до 70 см между шпангоутами.

Для защиты подводной части от гнили и обрастания на неё накладывали наружную обшивку из тонких планок мягкого дерева, которую регулярно меняли в процессе тимберовки в сухом доке . Впоследствии на рубеже XVIII-XIX веков в тех же целях стала использоваться обшивка медью .

Даже при отсутствии настоящей железной брони линейные корабли всё же были в какой-то мере и на определённом расстоянии защищены от огня противника, кроме того:

…деревянные парусные [линейные] корабли и фрегаты по тогдашним наступательным средствам обладали в высокой степени качеством живучести. Они не были неуязвимы, большая часть ядер пронизывала их борта, тем не менее недостаток неуязвимости восполнялся у них живучестью. Повреждение двух-трех рей и парусов не лишало корабль способности управляться. Повреждение двух-трех десятков орудий не мешало остальным продолжать артиллерийский огонь. Наконец, управление всем судном производилось людьми без посредства паровых машин, и не было таких приборов, подбитие или повреждение которых делает корабль негодным для боя… - С. О. Макаров. Рассуждения по вопросам морской тактики.

В бою они обычно выводились из строя стрельбой по рангоуту , поражением экипажа или пожаром , в некоторых случаях - захватывались абордажной командой после исчерпания возможностей к сопротивлению, и в результате переходили из рук в руки в течение десятков лет, пока не становились жертвой огня, сухой гнили или жучка-древоточца. Потопление линейного корабля в бою было делом редким, поскольку затопление водой через расположенные обычно выше ватерлинии сравнительно небольшие пробоины от ядер было невелико, и имевшиеся на корабле помпы с ним вполне справлялись, а сами пробоины прямо во время боя заделывались изнутри - деревянными пробками, или снаружи - матерчатым пластырем.

Именно этот фактор и стал решающим в установлении английского морского господства в Атлантике в ходе Семилетней войны , когда укомплектованный технически более совершенными кораблями французский флот проигрывал схватки более опытным английским морякам, что привело к потере французами колоний в Вест-Индии и Канаде. После этого Англия по праву носила титул владычицы морей, поддерживая его т. н. «двойным стандартом», то есть поддерживая такую численность флота, которая позволяла противодействовать двум следующим по силе флотам мира.

Русско-турецкие войны

Наполеоновские войны

На этот раз Россия и Англия союзники. Соответственно, Наполеоновской Франции противостоят сразу две сильнейшие в то время морские державы. И если Русско-австрийская армия потерпела поражение при Аустерлице, то на море британский и русский флоты, наоборот, одерживали одну победу за другой. В частности английский под командованием адмирала Нельсона наголову разбил франко-испанский флот при Трафальгаре , а русский флот под командования адмирала Ушакова впервые за всю историю военных флотов захватил крепость Корфу штурмом с моря при непосредственном участии боевых кораблей флота. (До этого практически всегда военно-морскую крепость штурмовал только высаживаемый флотом штурмовой десант, тогда как корабли флота в атаке на крепость не участвовали, а только блокировали крепость с моря.)

Закат парусных линейных кораблей

Между концом XVIII и серединой XIX века развитие линейных кораблей шло практически исключительно по экстенсивному пути: корабли становились больше и несли большее количество более тяжёлых орудий, но их конструкция и боевые качества менялись крайне незначительно, по сути уже достигнув возможного при имевшемся уровне техники совершенства. Основные новшества в этот период заключались в повышении уровня стандартизации и улучшении отдельных элементов конструкции корпуса, а также - всё более широком внедрении железа как конструкционного материала.

  • List of men-of-war 1650-1700. Part II. French ships 1648-1700.
  • Histoire de la Marine Francaise. French naval history.
  • Les Vaisseaux du roi Soleil. Contain for instance list of ships 1661 to 1715 (1-3 rates). Author: J.C Lemineur: 1996 ISBN 2-906381-22-5